В этом году у «Транснефти» юбилей, – 25 лет назад, 14 августа 1993 г. компания была учреждена постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение Указа Президента РФ.
Некогда могущественное министерство нефтяной и газовой промышленности СССР ждали рыночные преобразования, и вряд ли кто-то мог тогда предсказать, как будет развиваться дальнейшая судьба «Транснефти», игравшей важнейшую роль в функционировании всей нефтяной отрасли страны.
Оглядываясь назад, можно сказать, что компания прошла через непростой путь становления и трансформации, но к торжественной дате «Транснефть» подошла с достойными результатами. Реализация таких крупных проектов, как ВСТО, Балтийской трубопроводной системы, нефтепроводов «Заполярье – Пурпе — Самотлор», «Куюмба — Тайшет», системы нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг» и др. началась и закончилась уже в новейшей истории компании. В сотрудничестве с зарубежными партнёърами развиваются инновационные производства для трубопроводного транспорта, улучшается экологическая и промышленная безопасность, условия труда сотрудников.
Из событий последних месяцев нельзя не отметить полное погашение валютного долга перед Банком развития Китая и долларовых еврооблигаций. Отсутствие валютного долга положительно скажется на финансовой стабильности компании, ведь практически всю выручку Транснефть получает в рублях.
Однако акционеры «Транснефти» не могут в полной мере воспользоваться этими успехами: с начала 2018 года цена привилегированных акций нефтетранспортной монополии снизилась на 21% в рублях и на 32% в долларах. Это худший результат среди крупных госкомпаний.
Каковы причины снижения интереса инвесторов к Транснефти?
За последние 10 лет «Транснефть» реализовала крупные проекты на общую сумму 2 452 млрд руб., что в несколько раз превышает капитализацию самой компании. Капитальные затраты существенно сокращали свободный денежный поток, из которого «Транснефть» могла выплачивать дивиденды. Год за годом капитальные вложения превосходили ожидания аналитиков, за одной крупной стройкой следовала другая. «Транснефть» традиционно заявляла о своей «напряженной инвестпрограмме» и платила дивиденды по остаточному принципу.
С 2016 года Министерство финансов, исходя из потребностей федерального бюджета, требует от всех госкомпаний направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО, однако Транснефть и еще несколько компаний получили послабления. По итогам 2016 года выплачено лишь половину требуемой суммы – 25% чистой прибыли по МСФО. Такая же ситуация повторилась и год спустя: дивиденды за 2017 год составили около 29% чистой прибыли. [Примечание: Промежуточные дивиденды 2017 года по сути являются доплатой дивидендов за 2016 год]
По окончании периода крупных капитальных вложений (а на сегодня завершены практически все крупные проекты) размер свободного денежного потока компании должен значительно вырасти – таким образом, «Транснефть» имеет все возможности, чтобы начать выплату более высоких дивидендов своим акционерам – как государству, так и частным инвесторам. Опыт международных компаний показывает, что в секторе нефтетранспорта стабильные дивиденды в размере 70-100% чистой прибыли являются нормой и не препятствуют инвестиционной активности. На первоначальном этапе «Транснефть» вполне может выплачивать дивиденды 50% от чистой прибыли по МСФО, как того требует Правительство. Иными словами, в вопросе дивидендов интересы Правительства и остальных акционеров «Транснефти» совпадают.
Новые инвесторы – старые проблемы
В расчёте на рост дивидендных выплат в апреле 2017 г. группа институциональных инвесторов (Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский инвестиционный фонд, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», структуры Газпромбанка, Российско-Японский инвестиционный фонд и суверенный фонд королевства Саудовская Аравия) осуществили значительные инвестиции в привилегированные акции «Транснефти». Крупный пакет акций размером около 15,5% уставного капитала Транснефти был приобретен у фонда UCP Ильи Щербовича. С того момента по состоянию на 31 августа 2018 г. рыночные котировки акций снизились на 29% в рублях (с 201 тыс. руб. до 143 тыс. руб. за акцию) и на 42% в долларах (с 3 599 долл. до 2 100 долл. за акцию). Надежды инвесторов, что инфраструктурная госкомпания с высокой прибылью, не имеющая существенной долговой нагрузки, завершившая все основные инвестиционные проекты, будет выплачивать высокие дивиденды, пока не оправдались. Более того, несмотря на огромный размер капитальных вложений последних лет, чистая прибыль «Транснефти» снижается уже второй год подряд: в 2017 г. падение составило 17,6% (с 232,9 млрд руб. в 2016 году до 192,0 млрд руб. в 2017 году); в 1 полугодии 2018 года прибыль упала на 19% (с 113,9 млрд руб. в 1 полугодии 2017 года до 92,1 млрд руб.). Таким образом база для расчета дивидендов существенно снизилась, несмотря на то, что операционный денежный поток не сокращается.
Возможно сейчас для «Транснефти» наступило самое правильное время для того, чтобы задуматься о своей капитализации и прислушаться к интересам государства и других акционеров. За прошедшие 25 лет «Транснефть» воплотила стратегические инициативы и заложила фундамент развития нефтяной отрасли России на ближайшие десятилетия. Однако этого недостаточно для становления по-настоящему сильной компании. Отражением зрелости в формировании системы ценностей «Транснефти» как публичного акционерного общества должно стать существенное повышение дивидендных выплат и оптимизация капитальных вложений. Такая трансформация – в интересах всех заинтересованных сторон: государства, акционеров-инвесторов, менеджмента и рядовых сотрудников. Компании легко стать инвестиционно привлекательной и сравняться с международными аналогами по ценовым мультипликаторам, дисконт по которым сейчас превышает 50%. Это позволит компании достойно открыть новую четверть века своего развития.
#Аналитика#Нефть
День рождения ПАО «Транснефть»
14.08.2018
История ПАО «Транснефть»
У истоков инноваций
В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания – периодический закон химических элементов, – выдвинул идею использовать трубопровод для перекачки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.
Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в бурдюках и бочках на арбах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.
Трубу видно с Шаболовки
Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».
Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2013 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, – 135 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.
Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник – В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.
И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. т в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для перекачки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.
Магистральная эра
Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку – Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. т в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.
До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп – Краснодар, Калужская – Афипская и Махачкала – Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.
Первые советские
Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный – Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку – Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир – Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный – Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев – Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.
В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай – Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек – Грозный и Гора – Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.
Для фронта и тыла
Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха – Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань – Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку – Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.
В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
От Волги до Байкала
Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы – Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль – до Бугуруслана.
В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.
С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы – Уфа, Шкапово – Ишимбай, Миннибаево – Ромашкино – Бавлы, Ромашкино – Клявлино, Альметьевск – Ромашкино – Куйбышев, Бугуруслан – Куйбышев, Куйбышев – Саратов, Покровское – Сызрань, Софийск – Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек – Суат – Грозный – первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.
К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы – Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы – Омск, Омск – Новосибирск и Новосибирск – Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы – Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.
Испытание «Дружбой»
В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии – запорную арматуру, в Венгрии – средства автоматики, в Польше – трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.
К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча – Полоцк – Мажейкяй – Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.
Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.
Прирастать Сибирью
В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн т нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.
И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим – Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык – Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск – Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн т сырья в год.
Рекорды на фоне застоя
К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн. т углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.
За девятую пятилетку (1971 – 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов – почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык – Уфа – Курган – Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев – таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев – Тихорецкая – Новороссийск.
В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса – Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск – Курган – Куйбышев и Холмогоры – Сургут.
Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн т жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн т в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут – Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.
Ветер перестройки
К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск – Конда, Уренгой – Холмогоры, Чимкент – Чарджоу, в 1990 году — нефтепровод Тенгиз – Гурьев – Астрахань – Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.
В это время Главтранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».
Ежегодно Главтранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки – 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.
Эпоха возрождения
Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.
Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть», а на базе бывшего аппарата главка – ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».
Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.
В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получила и ОАО «АК «Транснефть».
Динамичные нулевые
Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку – Тихорецк – Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершила строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная – Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.
Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн т в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн т нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн т. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн т, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн т нефти в год.
В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса – Ухта до 23 млн т нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».
Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.
История пишется сегодня
2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, – подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. – Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».
Параллельно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.
В настоящее время компанией осуществляется расширение ТС ВСТО для увеличения пропускной способности ВСТО-1 до 80 млн. тонн, ВСТО-2 до 50 млн. тонн к 2020 году, а также реконструкция нефтепроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти из Западной Сибири в направлении г. Тайшет к 2025 году.
Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.
В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе – Самотлор (протяженность – 429 км, мощность – 25 млн т в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.
Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье – Пурпе (мощность — до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность — 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.
В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет, трасса которого пройдет в основном по территории Красноярского края. Он позволит приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.
В 2017 году был введен в эксплуатацию первый этап проекта пропускной способностью до 8,6 млн. тонн (протяженность линейной части — 700 км).
Реализация второго этапа пропускной способностью до 15 млн. тонн нефти в год планируется к завершению в 2023 году.
В рамках проекта «Север» компания осуществляет увеличение экспортных объемов перекачки дизельного топлива в направлении порта Приморск.
Проект реализуется в 2 этапа:
1 этап – увеличение экспорта дизельного топлива с 8,5 млн. тонн до 15 млн. тонн в год в направлении порта Приморск реализован в 2016 году.
2 этап – увеличение экспорта дизельного топлива с 15 млн. тонн до 25 млн. тонн в год в направлении порта Приморск до конца 2018 года.
Ведется работа в рамках проекта «Юг», целью которого является обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Воскресенка – Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск» на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.
Новейшая история трубопроводного транспорта нефти в России пишется сегодня.
Источник данной статьи — сайт ПАО «Роснефть»
http://www.transneft.ru/about/story/
https://www.instagram.com/p/BmfQ8b0HElM/?taken-by=gasoil_expo
Возникли вопросы?
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
День работников нефтяной и газовой промышленности (День нефтяника) – профессиональный праздник работников газовой и нефтяной отрасли. В торжестве принимают участие сотрудники лабораторий качества, буровых установок, распределительных станций, трубопроводных коммуникаций, инженеры, проектировщики, вспомогательный персонал, их коллеги, друзья и родственники. К празднованию присоединяются студенты, выпускники и преподаватели профильных учебных заведений, а также жители населенных пунктов, для которых добыча полезных ископаемых является градообразующей.
День работников газовой и нефтяной промышленности ежегодно отмечается в первое воскресенье сентября и является официальным праздником. В 2023 году День нефтяника приходится на 3 сентября и отмечается 43 раз.
Суть праздника – выразить благодарность работником газовой и нефтяной промышленности за их труд и показать важность этих отраслей в экономике страны.
В День нефтяника проходят праздничные концерты и тематические мероприятия. Первые лица страны и местные органы власти поздравляют работников газовой и нефтяной промышленности с профессиональным праздником. Те, кто имеет отношение к торжеству, собираются за праздничными застольями.
Содержание статьи
- История праздника
- Традиции праздника
- Задание на день
- Интересные факты
- Тосты
- Подарки
- Конкурсы
- О профессии
- Этот праздник в других странах
- Похожие праздники в РФ
История праздника
Торжества берут начало с советских времен. Событие было внесено в перечень памятных дат 1 октября 1980 года Президиумом Верховного Совета СССР. Принятое решение о чествованиях Дня газовика на официальном уровне стало проявлением уважения и признания заслуг представителей данной профессии. После распада СССР традиция празднования сохранилась в России.
Традиции праздника
В День работников нефтяной и газовой промышленности 2023 коллеги организовывают застолья. Произносятся поздравления, звучат пожелания здоровья и успеха в ответственной работе, слышен звон бокалов. К мероприятию присоединяются друзья, родственники, знакомые, близкие люди. Событие отмечается не только занятыми в отрасли, но и большинством жителей посёлков, где ведётся разработка месторождений.
Органы власти и местного самоуправления, при поддержке добывающих компаний, проводят народные гуляния. На площадях городов устраиваются концерты творческих коллективов, приглашаются звёзды. Чествования завершаются фейерверками.
Телевизионные каналы и радиостанции транслируют передачи, посвящённые профессии. Главные герои рассказывают истории из своей жизни и трудовых будней. Первые лица Российской Федерации выступают с речами в честь Дня работников нефтяной и газовой промышленности. В них подчёркивается важность отрасли, говорится о её успехах и трудностях. Лучших сотрудников награждают почётными грамотами, медалями, ценными подарками.
В учреждениях культуры проходят выставки и тематические мероприятия. Студенты ВУЗов и техникумов собираются в кафе, ресторанах или выезжают на природу. Чествования совмещаются с активным отдыхом: рыбалкой, приготовлением блюд на огне. Обсуждаются новости, собравшиеся делятся планами на будущее, обмениваются подарками. Среди них футболки, чашки, брелки, сладости.
Задание на день
Найдите и посмотрите художественный или документальный фильм о работе нефтяников.
Интересные факты
- Нефть используется человеком уже более 6000 лет. Об этом полезном ископаемом знали в Вавилоне и использовали его для строительства зданий и герметизации морских судов. Древние египтяне и греки использовали для освещения помещений лампы, топливом для которых служила нефть. Во времена Византийской империи самым грозным оружием был «греческий огонь». Его невозможно было потушить водой, так как это усиливало горение. Состав этого вещества утерян, однако ученые предполагают, что он изготавливался на основе нефтяных продуктов.
- Чаще всего нефть имеет черный цвет, однако изредка встречается нефть изумрудного цвета или бесцветная.
- Странами-лидерами в мировой нефтеперерабатывающей промышленности являются Россия, Саудовская Аравия и США. А самые крупнейшие запасы нефти находятся в Канаде, Венесуэле и Саудовской Аравии.
- Общая протяженность российских газопроводов составляет более 872 тысяч километров. Это расстояние в два раза больше, чем расстояние от Земли до Луны и в 20 раз превышает протяженность экватора.
- В южных штатах США в газ, идущий по газопроводам, подмешивают реагент, который имитирует запах тухлого мяса. На вонь слетаются грифы-падальщики. По кружащимся над газопроводом птицам работники легко находят утечку.
- В мировой экономике рост цен на нефть приводит к росту цен на все товары. Это связано с тем, что нефть используется для изготовления и транспортировки всех потребительских товаров.
Тосты
«Поднимем бокал за работников нефтяной и газовой промышленности. Желаю жить, как богатый нефтяник, желаю уверенно давить на газ, желаю неиссякаемого источника топлива — энергии и сил. Удачи в работе и верных решений, интересных событий и добрых улыбок в каждом дне».
«Дорогие работники нефтегазовой промышленности, примите искренние слова благодарности за ваш такой важный труд. Именно от вас зависит работа многих сфер экономики, именно вы обеспечиваете страну чёрным золотом и синим пламенем. Поздравляем вас с профессиональным праздником и желаем всего самого наилучшего. Пусть все мечты ваши станут действительностью, пусть удача всегда открывает перед вами двери, пусть работа вам приносит наслажденье. Всех благ вам, счастья и добра».
«Поднимем бокал за героев нашей страны – нефтяников, газовиков, за их труд, за тепло в домах, за движение транспорта и многие другие земные привилегии. Пусть коллектив рабочий будет дружным, в семье царит покой и мир, пусть каждый раз, спускаясь в недра Земли, вы возвращались оттуда невредимыми и здоровыми».
Подарки
Памятная награда. Любителю розыгрышей и шуточных подарком можно преподнести памятную награду в виде грамоты, кубка, медали или статуэтки «Оскар» за вклад в развитие нефтяной или газовой промышленности.
Сувенир. Брелок, статуэтка, чашка, оформленные в тематике праздника, послужат вариантом недорогого и памятного подарка. На такой предмет можно нанести гравировку с поздравлением.
Подарок по интересам. Неожиданным и практичным презентом станет вещь, которая связана с увлечением. Тому, кто любит охоту, рыбалку или активный отдых, придется по душе новое качественное снаряжение.
Конкурсы
Газопровод
Для проведения конкурса необходимо подготовить коктейльные трубочки и скотч. Участникам конкурса выдается реквизит и за ограниченное время предлагают смастерить импровизированный газопровод. Побеждает тот участник, чей газопровод окажется наиболее длинным.
Коктейли для сотрудников
Перед участниками конкурса ставятся бокалы и бутылки с алкогольными и безалкогольными напитками. Участникам завязывают глаза и предлагают вслепую создать авторские коктейли. Во время приготовления разрешается нюхать и пробовать напитки. Для определения победителя создается жюри, которое путем голосования выбирает лучший напиток.
Песенный конкурс
Для конкурса отбирается две команды с произвольным количеством участников. Каждой команде дается тема: любовь, дружба, отпуск, времена года и т.д. По очереди участники команд должны спеть отрывки песен на представленную тему. Побеждает та команда, которая исполнит большее количество композиций.
О профессии
Специалисты проводят работы по добыче залежей нефти и газа, обеспечивают функционирование инфраструктуры, снабжают необходимыми материалами и оборудованием. К ним принято относить персонал, занятый в переработке сырья, из которого производится готовая продукция.
Путь в профессию начинается с обучения в профильном учебном заведении. Для занятия руководящих должностей необходимо быть выпускником ВУЗа. В РФ разработка многих месторождений проходит в суровых климатических условиях Урала, Сибири, Заполярья, морских шельфах. В связи с этим труд оплачивается выше, чем в других сферах. Он относится к категории опасного для здоровья.
Этот праздник в других странах
В Казахстане, как и в России, этот праздник приходится на первое воскресенье сентября и называется День работников нефтегазового комплекса.
В Украине День работников нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности отмечают во второе воскресенье сентября.
В Азербайджане День нефтяника празднуют 20 сентября.
Похожие праздники в РФ
- В последнее воскресенье августа в России отмечают День шахтера.
- В первое воскресенье апреля празднуют День геолога.
Читать ~8 мин.
27 февраля 16:15
ПАО «Транснефть» – один из старейших игроков российского энергетического сектора. В прошлом году компания отметила свое 25-летие, становление предприятия прошло еще в 90-х. Сегодня же – это лидер международного рынка транспортировки нефти и крупнейший поставщик оборудования. Издание «Нефть и Капитал» подготовило большой материал, в котором изучило работу компании и ее достижения.
Как сообщает «Нефть и капитал», за последние 25 лет грузооборот «Транснефти» вырос на 40%, сегодня по этому показателю компания обходит ближайшего конкурента более, чем в 8 раз. Компания начинала свою работу, имея в своем активе еще советскую систему транспортировки нефти протяженностью в 44,5 тыс. км, но сегодня, благодаря постоянному развитию, протяженность составила 68 тыс. км. Ключевой проект для компании – строительство в начале 2000-х нефтепровода ВСТО, который, по сути, завершил формирование единой системы нефтепроводов современной России.
При этом, как пишет «Нефть и капитал», «Транснефти» удается сохранять высокую энергоэффективность своей инфраструктуры, несмотря на широкую географическую распределенность ее объектов. По данным издания, удельное потребление электроэнергии компании составило по итогам 2017 г. 11,34 кВт-ч/1000 ткм. Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм. Причем компания продолжает постоянное развитие: за последние 8 лет удельное потребление электроэнергии снизилось на 16%. А полное сокращение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило 6,5%.
Высокая эффективность работы – одна из отличительных особенностей «Транснефти» и жизненная необходимость. Дело в том, что компания изначально существует в условиях низкого уровня тарифов: сегодня средний тариф «Транснефти» – $0,89/100ткм, а у конкурентов – $2,12/100ткм. Однако, согласно данным «Нефти и капитал», эта разница компенсируется высочайшей производительностью труда (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.). В результате, рентабельность компании по EBITDA находится на уровне 40-50%.
Во многом, рост энергоэффективности и других показателей «Транснефти» связывается с двумя ключевыми фигурами: президентом компании Николаем Токаревым и председателем Совета директоров Министром энергетики РФ Александром Новаком. Результаты их работы действительно впечатляют: по итогам 2017 г удельные операционные расходы на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» ($0,32/100 ткм) стали в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам ($1,24/100 ткм). Также руководство компании работает над ростом эффективности капзатрат. К примеру, в 2017 году на вебинаре для инвесторов Транснефти менеджмент озвучил возможность оптимизации капвложений за 2018-2022 гг. на 94 млрд руб. (фактическое снижение программы капвложений за 2017 г. составило 5,1 млрд руб.).
При этом, издание отмечает, что компания не экономит на программах по защите окружающей среды или обеспечения безопасности. Удельная аварийность на трубопроводах «Транснефти» оставляет 0,06 аварий на 1000 км, в то время как среднее значение аварий у международных компаний-аналогов – 1,39. Также в разы отличается удельный объем разливов на 1000 км трубопроводов: у «Транснефти» – 0,13 куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов.
Впечатляют и финансовые результаты: с 2008 по 2017 г. чистая прибыль компании выросла с 73 до 192 млрд руб., а дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.).
Отдельное место авторы статьи отводят присутствию «Транснефти» на международном рынке. К примеру, компания «Транснефть-Диаскан» – признанный мировой лидер в сфере внутритрубной диагностики. Предприятие выпускает уникальное оборудование мирового класса. В частности, специалисты компании создали комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов.
Резюмируя, хочется подчеркнуть, что неспроста в 2017-2018 гг. акции «Транснефти» приобрели международные суверенные фонды, такие как суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. Иностранные инвесторы надеются на новые прорывные достижения ПАО «Транснефь» в ближайшее время.