https://lt.sputniknews.ru/20230107/v-stolitse-litvy-proshel-prazdnik-trekh-koroley-26180158.html
В столице Литвы прошел праздник Трех Королей
В столице Литвы прошел праздник Трех Королей
Литовцы завершили период зимних праздников традиционным театрализованным шествием 07.01.2023, Sputnik Литва
2023-01-07T16:07+0200
2023-01-07T16:07+0200
2023-01-07T16:07+0200
мультимедиа
фото
три короля
вильнюс
в литве
литва
праздник
жители
фото
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e7/01/07/26176929_0:159:3078:1890_1920x0_80_0_0_d1b065d4aab6b410f1dea4e9d1182209.jpg
В Вильнюсе прошло традиционное праздничное шествие трех Королей. Шествие Каспараса, Мяркялиса и Балтазараса началось в 16:00 на улице Аушрос Вартай. По этому пути трехметровые фигуры прошли на Кафедральную площадь уже в 23-й раз.
вильнюс
литва
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e7/01/07/26176929_174:0:2905:2048_1920x0_80_0_0_761f917a7daaefa21c8a5093c824bd2a.jpg
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
мультимедиа, фото, три короля, вильнюс, в литве, литва, праздник, жители, фото
мультимедиа, фото, три короля, вильнюс, в литве, литва, праздник, жители, фото
В столице Литвы прошел праздник Трех Королей
Подписаться на
Литовцы завершили период зимних праздников традиционным театрализованным шествием
В Вильнюсе прошло традиционное праздничное шествие трех Королей. Шествие Каспараса, Мяркялиса и Балтазараса началось в 16:00 на улице Аушрос Вартай. По этому пути трехметровые фигуры прошли на Кафедральную площадь уже в 23-й раз.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Традиционно 6 января в столице Литвы состоялся праздник Трех Королей.
Традиционно 6 января в столице Литвы состоялся праздник Трех Королей.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Несмотря на мороз, заранее возле Святых Ворот, где должно было начаться шествие трех Королей, стали собираться люди.
Несмотря на мороз, заранее возле Святых Ворот, где должно было начаться шествие трех Королей, стали собираться люди.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Над Святыми Воротами находится икона Острабрамской Божьей Матери.
Над Святыми Воротами находится икона Острабрамской Божьей Матери.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Костюмированное шествие трех Королей прошло от Святых Ворот Остробрамской Божьей Матери по улицам старого города до Кафедральной площади.
Костюмированное шествие трех Королей прошло от Святых Ворот Остробрамской Божьей Матери по улицам старого города до Кафедральной площади.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Праздник Трех Королей — прежде всего религиозный. Персонажи олицетворяют трех волхвов, пришедших с дарами к новорожденному младенцу Иисусу Христу, чтобы поклониться ему как новому Царю Иудейскому.
Праздник Трех Королей — прежде всего религиозный. Персонажи олицетворяют трех волхвов, пришедших с дарами к новорожденному младенцу Иисусу Христу, чтобы поклониться ему как новому Царю Иудейскому.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Однако волхвы в народной традиции со временем стали королями, и именно в таком виде предание сохранилось в Литве до наших дней.
Однако волхвы в народной традиции со временем стали королями, и именно в таком виде предание сохранилось в Литве до наших дней.
© Sputnik / Владислав Адамовский
С приходом христианства в Литву распространилась традиция — люди освященным в храме мелком пишут на дверях домов первые буквы имен королей. В старину литовцы верили, что эта надпись защитит дом от нечистой силы.
С приходом христианства в Литву распространилась традиция — люди освященным в храме мелком пишут на дверях домов первые буквы имен королей. В старину литовцы верили, что эта надпись защитит дом от нечистой силы.
© Sputnik / Владислав Адамовский
На фото: фрагменты шествия трех Королей по улицам старого города.
На фото: фрагменты шествия трех Королей по улицам старого города.
© Sputnik / Владислав Адамовский
Это шествие всегда привлекает множество зрителей, многие хотят пройти вместе с волхвами по городу.
Это шествие всегда привлекает множество зрителей, многие хотят пройти вместе с волхвами по городу.
© Sputnik / Владислав Адамовский
На Кафедральной площади была установлена инсталляция сеней с младенцем Исусом.
На Кафедральной площади была установлена инсталляция сеней с младенцем Исусом.
© Sputnik / Владислав Адамовский
На Кафедральной площади было разыграно театрализованное представление, во время которого три Короля преподнесли младенцу Иисусу дары.
На Кафедральной площади было разыграно театрализованное представление, во время которого три Короля преподнесли младенцу Иисусу дары.
© Sputnik / Владислав Адамовский
На фото: три Короля передают свои подарки младенцу Иисусу.
На фото: три Короля передают свои подарки младенцу Иисусу.
© Sputnik / Владислав Адамовский
После шествия волхвов на Кафедральной площади состоялся праздничный концерт.
После шествия волхвов на Кафедральной площади состоялся праздничный концерт.
© Sputnik / Владислав Адамовский
В этом году организаторы праздника пригласили не только проститься с рождественскими елками, но и отметить предстоящее 700-летие Вильнюса.
В этом году организаторы праздника пригласили не только проститься с рождественскими елками, но и отметить предстоящее 700-летие Вильнюса.
ВИЛЬНЮС, 6 янв — РИА Новости. Жители Литвы в среду отмечают праздник Трех королей, традиционно по главным улицам Вильнюса пронесут трехметровые фигуры волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара (имена волхвов в западноевропейской традиции).
По библейскому преданию, в этот день короли с Востока навестили новорожденного младенца Иисуса и вручили подарки — золото, ладан и мирру, которые символизировали роскошь богов и правителей.
Трехметровые фигуры королей, одетые в золотые балахоны, украшают блестящие бумажные короны, обшитые белыми лоскутами. Королевская процессия в сопровождении библейских персонажей начинается со Святых ворот. Волхвы по традиции желают прохожим урожайного и успешного года.
С приходом христианства в Литву распространилась традиция — люди освященным в храме мелком пишут на дверях домов первые буквы имен королей. В старину литовцы верили, что эта надпись защитит их дом от нечистой силы. В настоящее время эти три буквы можно встретить на верхних обналичниках дверей практически у 80% литовских квартир.
В других городах Литвы также пройдут праздничные мероприятия, в том числе, прощание с рождественской елкой. Жителей призывают приносить елки и оставлять их в специальных контейнерах. Собранные елки будут переработаны в экологическое топливо. В прошлом году было собрано 870 кубометров елок, из которых было выработано более 87 кубометров биотоплива.
Праздник Трех королей совпадает с православным Сочельником. Православные в этот день постятся, посещают церкви и ждут прихода Рождества. С 2012 года решением мэрии Вильнюса главную елку страны, установленную на кафедральной площади, не демонтируют до 8 января.
Инициатор и главный организатор православного Рождества в Литве председатель Славянского фонда милосердия Ольга Горшкова сообщила, что эта идея родилась спонтанно. «Тогда впервые при отсутствии сцены и широкой рекламы мы усилиями энтузиастов организовали праздник и народные гулянья. Идея понравилась и организаторам и зрителям и стала ежегодной доброй традицией», — сказала она.
В православное Рождество у елки будет проведен праздничный концерт с Дедом Морозом и Снегурочкой, будут проводиться хороводы и игры, прозвучат популярные песни.
Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания).
В Литве каждый год 6 января три «Короля» желают Вильнюсу успешного года. Они в сопровождении стражей порядка следуют от Остробрамских ворот до Кафедральной площади.
В театрализованной процессии принимают участие семь главных персонажей — трехметровые волхвы Каспар, Мельхиор и Бальтазар (Каспарас, Мяркялис и Балтазарас), архангел и пастухи. Три короля желают городу урожайного, успешного года и приносят дары в ясли на главной площади Вильнюса.
Шествие завершается спектаклем по библейскому сюжету «Вифлеем». В праздник Трех Королей в костелах освящается мел, которым затем на дверях дома пишутся буквы K+M+B, оберегающие от злых духов, и рисуются молнии. Этот обычай впервые упоминается в литовском сборнике проповедей в 16 веке.
Согласно библейскому преданию, 6 января к новорожденному младенцу Иисусу пришли короли с Востока и вручили ему подарки – золото, ладан и мирру, символизирующие роскошь богов и правителей.
В западноевропейской традиции королей зовут Мельхиор, Каспар (либо Каспер, либо Гаспар) и Бальтазар. Есть также греческий вариант имен – Аппелликон, Америн и Дамаскон – и еврейский вариант – Магалат, Галгалат и Серакин.
По мере развития стало принято изображать королей как представителей трех различных возрастов человека. Бальтазар стал юношей, Мельхиор изображен в зрелом возрасте, а Каспар – в преклонном.
Также короли представляют три различных части света: Бальтазар – Африку, Мельхиор – Европу, а Каспар – человек в восточной одежде и восточными чертами внешности – Азию.
По преданию, мощи волхвов обнаружила императрица Елена. Сначала их поместили в Константинополе, затем в IV веке они были перенесены в Медиолан. В 1164 году в Кельне была сооружена рака трех волхвов, туда в то же время переместили их мощи. Саму раку разместили в Кельнском соборе.
Традиционные празднования
По главным улицам Вильнюса 6 января проносят трехметровые фигуры королей, одетых в золотые балахоны. Их украшают блестящие бумажные короны, обшитые белыми лоскутами. Все действо начинается со Святых ворот и заканчивается на Кафедральной площади. Традиционно короли желают прохожим урожайного и успешного года.
Также литовцы обычно пишут на дверях освященным в храме мелком первые буквы имен королей. Согласно легенде, надпись поможет защитить их дома от нечистой силы и злых духов. По данным РИА Новости, такую надпись можно встретить на дверях 80% литовских квартир.
В других городах Литвы обычно также проходят праздничные мероприятия. В этот день многие прощаются с рождественской елкой: жители приносят их, оставляют в специальном контейнере. После собранные елки перерабатывают в экологическое топливо. В 2016 году, например, собрали 870 кубометров елок, из которых впоследствии выработали более 87 кубометров биотоплива.
6 января
6-й день года в григорианском календаре. До конца года остаётся 359 дней (360 день — в високосные годы). 1-я неделя года.
Именинники: Арунас, Аруне, Балтазарас, Каспарас, Мяркялис, Иннокентий, Николай, Сергей, Евгения, Клавдия.
Праздники
Три Короля (Явление Господне, в Восточной Церкви – Эпифания)
Три Короля оповещают о празднике Богоявления и завершении Рождественских праздников в Литве. В православных странах это приятно совпадает со святочным вечером, Сочельником, колядками, водоосвящением
День Трёх Королей в стране празднуется 6-го января. В этот день в Литве последний раз дарятся подарки, разряжаются ёлки, а у детей страны заканчиваются зимние каникулы.
По библейскому преданию, в этот день короли с Востока – Каспарас, Мелькерис и Балтазарас – навестили новорожденного младенца Иисуса и вручили подарки. Поэтому те, кто не успел порадовать подарками друзей или близких во время католического Рождества, имеют ещё шанс это сделать сегодня. Также утром принято идти в костёл и, освятив купленный там же мел, вернувшись, на дверях друзей и любимых соседей начертать три буквы “K+M+Б”. Считается, что эта запись весь год охраняет живущих в доме или квартире от злых духов и наваждений.
Особенно трудно в день Трёх Королей разряжать ёлку, поэтому даже многие католики, особенно поколение постарше, «грешит», и с пушистой красавицей прощаются только после 13-го января, когда неофициально отмечается Старый Новый год.
Вечером празднующих жителей посещают переодетые мишками и овцами дети. Неожиданных гостей хозяева обязательно угощают конфетами и одаривают хотя бы мелкой монеткой.
Эта замечательная традиция, как ни странно кому-то может показаться, совпадает с православным Сочельником и «языческими» рождественскими колядками, выпадающими и у славянских народов именно на этот день, вечер перед Рождеством 6 января. Воистину, народы на Земле едины в своих древних традициях, и приятно сознавать, что тем, кто придумал разделение, не удалось за тысячелетия уничтожить истинные традиции единства народов нашей планеты.
До кризиса в этот день по улицам многих городов Литвы шагали огромные фигуры библейских персонажей, но в этом году Каспарас, Мельхиор и Балтазар покажется только на улицах Вильнюса. Как обычно, их роли исполнят артисты народного театра.
Каждый год короли призывают кончить праздничную суету, начать работать, а детишкам велят утром отправляться в школу.
Памятные даты
Что было в этот день в истории Литвы:
1589 – Вступил в действие Третий Литовский Статут – последний сборник документов Великого Княжества Литовского, имевший силу до 1840 года, пока в Литве не были введены законы России.
1813 – Царь Александр I подписал в Вильнюсе манифест об окончании победоносной войны с Наполеоном. Была объявлена амнистия для бояр, сотрудничавших с французами.
1992 – Независимость Литвы признала Республика Бурунди.
2003 – Премьер-министр Альгирдас Бразаускас избран самым популярным вильнюсцем, ему вручена серебряная статуетка «Geležinio vilkas».
В этот день родились:
1893 – Винцас Миколас-Путинас, классик литовской литературы, поэт, драматург, литературовед. Умер в 1967 году.
1905 – Казис Борута, поэт, прозаик, переводчик. Умер в 1965 году.
1926 – Броне Валантинайте-Йокубонене, художник.
1926 – Римвидас Пранас Шилбайорис, литературовед, критик, известный литовский литературовед в Америке. Умер в 2005 году.
ЭО!: 10.24411/9999-022А-2020-10308 УДК 398 ББК 82.3(3)
Й. Мардоса (Вильнюс, Литва)
Вильнюсский праздник Трех королей в ХХ — начале ХХ! века
Процесс формирования современной обрядности является сложным и противоречивым. Существовавший многие столетия в христианской Европе ритуальный календарь был ориентирован на аграрные циклы и имел две основные взаимосвязанные части: церковную и народную. Народная обрядность имела непосредственные связи с церковным преданием, но с течением времени они могли становиться формальными — особенно в тех случаях, когда на общественный характер имеющихся форм обрядности оказывали воздействие политические обстоятельства, преобладающая в обществе идеология, а также особенности духовного развития народа в целом. Поэтому в христианском обществе существующие обряды, обычаи, символы или их элементы являются отражением народного христианского мировоззрения конкретного исторического периода [Mardosa 2004, 161].
Эти факторы исторически влияли и на отмечаемый в Литве 6 января праздник Трех королей, приуроченный ко дню Богоявления католического календаря [СЫгаБ 1942, 107]. Истоки праздника кроются в евангельском тексте о волхвах — мудрецах, пришедших с Востока поклониться младенцу Иисусу и наградить его дарами. Согласно Евангелию от Матфея, путь восточным мудрецам показывала звезда. Волхвы нашли родившегося Царя Иудейского и оставили ему в подарок золото, ладан и смирну [ЫТ 1972, 27-28 (МК 2)]. Евангельский текст определил характер образов трех королей в католическом богослужении, что в Средние века способствовало переходу этих образов в сферу народной религиозности: появились обряды и обычаи, стержень которых составили праздничные шествия по городам и селам ряженых, одетых тремя королями и другими евангельскими персонажами.
Объект настоящей статьи — праздник Трех королей в Вильнюсе в ХХ — начале XXI в. Цель статьи — изучение этого городского праздника в его связях с народной религиозностью на основе данных этнологической и исторической литературы, материалов полевых исследований. Задачами являются рассмотрение основных этапов истории шествий ряженых на день Трех королей, анализ содержания шествий в досоветский период, фиксация изменений в современном облике шествий и появления нового обрядового содержания в празднике.
Источниками исследования являются: сведения о сельских шествиях трех королей, встречающиеся в литовской этнологической литературе [КисЛгка 1993; Уузтаизкайё 1993; ОипСиПепё 1991; Ва1^ 1993]; короткие заметки о гуляньях ряженых, приводимые в работах об обрядовой жизни Вильнюса; воспоминания про вильнюсский праздник Трех королей в предвоенный период известного польского этнолога Марии Знамеровска-Пруферовой, до 1945 г. жившей в Вильнюсе [Znam¡erowska-Prufferowa 2009]. Данные источники дополняются ежегодными по-
левыми наблюдениями автора статьи за современным бытованием этого праздника в Вильнюсе (с 2011 г.).
Истоки праздника. В Евангелии говорится лишь, что волхвы пришли с Востока. Более поздняя традиция определила, что их было трое, приписала им имена, происхождение из разных стран света, различные внешний облик и возраст (Балтазар — юноша-мавр из Африки, Мельхиор — европеец средних лет, Каспар — старец с восточными чертами). Бальтазар принес в дар смирну, Мельхиор — золото, Каспар — ладан1. Такой образ мудрецов, позднее названных королями, утвердился в католической традиции и в народных обычаях. Шестого января, в день Богоявления, или Эпифании, католическая церковь отмечает три основных события из жизни Христа: воспоминание о Рождестве, поклонение волхвов, а также Крещение и первое чудо в Кане Галилейской. Каждое из них имеет в литургии свое значение. Первое обозначает богоявление Христа язычникам, второе — евреям и третье, через чудо, — ученикам. В этот день в костелах освящают золото, ладан и смирну [СЫгаБ 1942, 106-107].
Смысл праздника, приходящегося на дату 6 января, исторически не был однозначным. В наши дни в католической (и протестантской) традиции этот день именуется днем Трех королей, а в православной (6 января ст. ст.) — Крещение Господне. Сама дата 6 января также имеет историческую основу. В первые столетия существования христианства в Иерусалиме, в Риме и в других местах, как пишут теологи, эти события (и первое чудо в Кане Галилейской), как и в Египте Рождество, отмечались именно 6 января. Окончательно день рождения Христа было решено отмечать 25 декабря на Вселенском соборе 325 г., а 6 января в конце IV в. уже отмечали праздник Трех королей [Ка]’асказ 1998, 142-144]. В европейской католической традиции праздник, в том числе как народный, появился в Средние века. Например, в Германии в Кёльне день Трех королей начали отмечать в 1164 г.2 [КысЛгка 1993, 255]. На праздник совершается церковная служба, а накануне в костелах освящается мел [С1Ыга5 1942, 107], которым повсеместно пишут первые буквы имен королей: +К+М+В.
Праздник Трех королей в Литве. Согласно некоторым данным, в Литве праздник Трех королей мог появиться благодаря иезуитам в 1568 г., когда они ввели молодежные религиозные практики [МОшаБ 2005, 34]. Есть также данные XVI в. из сельских мест Восточной Пруссии, где, возможно, под влиянием немецкой традиции местные литовцы стали праздновать день Трех королей [Уузтаизкакё 1994, 32]. В заметках различных авторов XVI в. говорится о нанесении мелом первых букв имен королей над дверями (что придает празднику черты народной религиозности, так как освященный в костеле мел использовали как оберег). Правда, эти данные не позволяют с уверенностью судить о существовании собственно шествий ряженых.
Каким был праздник Трех королей в городской культуре до начала XX в., нам неизвестно. Нет сведений и о том, как проникла традиция ряжения на 6 января в сельскую среду Литвы. Для Западной Литвы есть сведения о данной традиции середины XIX в. Ксендз Л. Юцявичюс пишет, что 6 января по селам бродят ряженые, которые посещают дома, поздравляют хозяев и ожидают от них хорошего приема: там, где их принимали тепло, они гостили дольше, а если нет — шли
1 С.А. Токарев писал, что в Андалусии в конце XIX в. разыгрывалась мистерия, где старик Мельчор подносил младенцу Иисусу ладан «как богу», молодой Гаспар освященную смирну «как священнику» и негр Бальтасар золото «как царю» [Токарев 19736, 63].
2 Это связано с перенесением в 1164 г. мощей трех королей из Милана в Кёльн. Прим. сост.
102
Й. МАРДосА
дальше [)исеук^ 1959, 448]. По деревням ходили молодежные компании, одевались королями и библейскими животными, впереди процессии несли звезду; считалось, что эти шествия способствуют аграрному благополучию в наступившем году.
Схожий состав групп ряженых был и на городских шествиях, но значение их было уже иным. Сначала праздник Трех королей отмечали в Литве по юлианскому календарю, а с 1586 г. — по григорианскому. В 1800 г. после включения большей части территории современной Литвы в состав Российской империи (за исключением юго-западной ее части) произошло возвращение к юлианскому стилю. Поэтому день Богоявления/Трех королей у католиков и протестантов и Крещение у православных совпадали с начала XIX в. до 1915 г. [Vysn¡auska¡të 1993, 6]. Для начала XX в. известно, что день Трех королей и православное Крещение в Вильнюсе отмечали в один и тот же день [1_аискакё 2009, 137]. В годы немецкой оккупации во время Первой мировой войны в Литве было восстановлено действие григорианского календаря.
В представлениях, разыгрываемых на день Трех королей в Литве, можно наблюдать влияние католических обычаев славянских стран Центральной Европы, особенно польских, так как в Литву праздник пришел, по-видимому, оттуда. В Польше уже в Средние века как на селе, так и в городе разыгрывались сцены, в сюжетах которых действовали различные библейские персонажи. По некоторым сведениям, эти сцены имели и развлекательную составляющую. В честь трех королей в Польше (а также у чехов и словаков) в костелах освящали наряду со смирной, золотом и ладаном воду [Ганцкая и др. 1973, 222-224]. Вода в церковных обрядах не случайна, так как в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне [Болгов]. По мнению С.А. Токарева, Центральная Европа является контактной зоной, где в день 6 января сочетаются элементы и католического/протестантского праздника Трех королей, и православного праздника Крещения — освящение воды [Токарев 1973а, 335]. Католики отмечают Крещение Xриста в первое воскресенье после Трех королей [Kajackas 1998, 144]. При этом обычай освящения воды отсутствует в литовских костелах. Однако у белорусов-католиков в Гродненской области в конце XX в. в литургию 6 января включался обряд освящения воды [ТМКБ 2006, 61]. Поэтому можно говорить про некоторые отклонения от польской католической традиции у католиков Литвы, хотя до 1940 г. вильнюсский день Трех королей явно ориентировался на польскую основу праздника.
Досоветский образ праздника. Для нашей темы важны польские обряды и обычаи, так как их воздействие на литовскую религиозную и народную культуру известно еще со времен Речи Посполитой. С 1920 г., когда Вильнюс с окружающими районами отошел к Польше, это влияние возросло. В предвоенные годы литовцы, как и во времена царской России, составляли в Вильнюсе меньшинство (по переписи 1931 г. литовцы составляли 0,8% населения города, поляки — 65,9%). В советское время этническая ситуация резко изменилась: в 1959 г. литовцев стало 33,6%, а поляков — 20% ^апа^^, АС1^ 1973, 102, 107]. В 2011 г. литовцев в городе стало 63,2%, поляков — 16,5% [1.С 2012, 23]. Поэтому до 1940 г. праздник Трех королей в Вильнюсе проходил в целом на основе польского языка. Причем этот праздник в многонациональном и поликонфессиональном городе выступал и фактором, сближающим разные группы населения. К такому выводу нас подводят слова ксендза-литовца П. Беляускаса, который в дневнике от 1925 г. пишет, что 6 января его посетили три знакомые польские девочки, спели рождественскую песню на польском и поздравили с праздником [B¡eL¡auskas 2012, 100]. Разу-
меется, литовские ксендзы владели польским языком, девочек же интересовала прежде всего религиозная суть праздника, и, даже зная этническую принадлежность ксендза, они исполнили песню на родном языке.
Согласно данным, приведенным в воспоминаниях Марии Знамеровской-Пруферовой, обрядовый образ городских шествий имел общие черты с сельскими. Основными в процессиях были христианские и национальные символы. В канун праздника из пригородов Вильнюса к центру города направлялись молодежные группы ряженых. Первым шел парень со звездой в руках, со шляпой или подчеркивающий этничность поляка конфедераткой на голове и сумкой с документами, а также со свечами. За ним следовала девушка с распущенными волосами, увенчанными короной, — «королева». Рядом шел молодой «король» со шпагой у бедра. Дальше — чернокожий Мельхиор с королевским знаком святого Николая, за ним Бальтазар в образе арабского рыцаря с копьем и Каспар, старый бородатый «король». В группе всегда присутствовал «черт», а иногда и «ангел». Участники шествий были одеты в цветистую одежду с «броней» из картона. Иногда вокруг них сновал «опекун» с документами из самоуправления. Ряженые ходили не только по улицам, но с песнями и шумом заходили в помещения знаменитых в городе ресторанов и кафе, посещали горожан и над дверью домов оставляли символы королей, то есть первые буквы их имен: +К+М+В. Интересно, что в деревнях под Вильнюсом ряженые оставляли такие знаки над дверями всех усадебных построек [Znam¡eгсwska-Pгuffeгсwa 2009, 147-148].
Праздничные шествия охватывали весь город. Так, в 1934 г. 63 группы ряженых получили от городского магистрата разрешения для шествия по городу [Vysn¡auska¡të 1993, 15-16]. В селах старосты или ксендзы выдавали ряженым удостоверения, подтверждающие, что ходят не мошенники, а исполнители ритуала. Городские ряженые обычно были из среды ремесленников, часто их ученики, повседневная деятельность которых отражалась в песнях. С песнями ряженые посещали в первую очередь католиков, однако бродящие по Вильнюсу группы трех королей принимали дома и лютеране, которые, по словам М. Знамеровской-Пруферовой, слушали длинные рождественские и другие песни ряженых [Znam¡eгсwska-Pгuffeгсwa 2009, 222]. Такова, например, песня «О сапожнике», в начале которой описано путешествие королей, а дальше следует рассказ о жизни и приключениях сапожника [Znam¡eгсwska-Pгuffeгсwa 2009, 148-153]. При сравнении вильнюсских песен с тематикой стихов ряженых в Польше [игуда 2006, 130-131]3 выясняется, что в Вильнюсе слабее представлена религиозная тематика.
Важно отметить, что в Вильнюсе после Первой мировой войны примерно треть жителей составляли евреи. Поэтому в репертуаре праздника присутствовала «Еврейская песенка», в которой отражена история Xриста, упомянут Вифлеем, а сам текст заканчивается имитацией еврейского языка. В песенке рассказывалось, как пастухи пасли овец у рощи, как на стадо напал волк и про дальнейшие приключения с волком. Еще один текст назывался «Речь рыцаря», где рыцарь, посланник Бога, выступает с приветом от имени родителей Xри-ста и от трех королей. М. Знамеровска-Пруферова опубликовала и речь короля, после которой королева с молодым королем собирали деньги. В домах русских и белорусов исполняли песни другого содержания, с юмористическим и даже насмешливым подтекстом. Таков, например, эпизод про двух литовцев, которые принесли младенцу красной свеклы [Znam¡eгсwska-Pгuffeгсwa 2009, 148-157].
з Xотя имеется мнение, что сама основа обряда связана с античными мистериями [DunCulienë
1982, 283].
Здесь очевидны оттенки политических разногласий между Литвой и Польшей из-за оккупированного Вильнюса.
Наличие политических мотивов в обрядности не ново, про такие тенденции свидетельствует материал уже с начала XX в. Празднику были присущи и антироссийские настроения. Известно, что группы молодежи из числа польских интеллигентов исполняли патриотические песни в конспиративных домах [Znam¡erowska-Prufferowa 2009, 158]. Идеи национального возрождения вкладывали в праздник перед Первой мировой войной литовцы окрестностей Вильнюса, которые включали в число ряженых персонажей процессии главного жреца языческой Литвы Кривю Кривиса. По преданию, он был связан с возниковением города. Одетый в национальную одежду Кривю Кривис наряду с текстами рождественской тематики произносил изысканные речи о любви к Литве, родному языку, пел литовские песни [КиС^а 1993, 260-261]. Таким образом, в условиях всплеска национального самосознания поляков и литовцев такие сюжеты в определенной мере выражали их политические стремления.
Но основной сутью разыгрываемых сюжетов всё же была история трех королей, с акцентом на этническую специфику Вильнюса и бытовые реалии. Вместе с тем имеются данные о связи праздника Трех королей с Рождеством. Так, ксендз П. Беляускас в 1927 г. участвовал в празднике в детском приюте под Вильнюсом. Там была елка, дети пели рождественские песни, читали стихи, играли. Ксендз поздравил и угостил чаем около 30 детей [B¡eL¡auskas 2012, 110].
Если в городе в празднике Трех королей преобладала городская тематика, то на селе в одежде ряженых, в их пожеланиях и гаданиях, а также в магических действиях была выражена рождественская и земледельческая символика. Литовские этнологи усматривают в сельских шествиях связь с дохристианской продуцирующей магией. В селах ряженые несли с собой горох, бобы, зерно, обсыпали ими хозяев, детей с пожеланием хорошего урожая и вода скоту [ОипС^тпё 1991, 54; BaLys 1993, 47-48; KL¡mka 2008, 29-31]. Представленный материал позволяет говорить о том, что отсылающий к библейской истории состав ряженых сближает городские шествия с сельскими по форме. Но по содержанию обрядовых действий вильнюсские шествия досоветского периода являются интересным фактом проявления польской народной религиозности в городской среде.
Возрождение традиции. После советизации Литвы в 1940 г. праздник Трех королей, как и вся религиозная деятельность за пределами костелов, был запрещен — все процессии и шествия в общественном пространстве Вильнюса прекратились. Но в костелах всё равно освящали мел, которым верующие продолжали чертить знаки волхвов — даже над дверями городских квартир. Эти буквы считались оберегом от злых духов. Обычай сохранился в Вильнюсе и сегодня, хотя многие уже не понимают его значения. Есть данные, что в советское время и в деревнях в день Трех королей ходили по окрестным домам (как правило, дети), поздравляли соседей, собирали подарки, а на дверях писали первые буквы имен волхвов. В Вильнюсе же праздник продолжал существование в субкультурном формате в среде художников — они одевались королями и ходили по друзьям.
Возрождение шествий после восстановления независимости Литвы (1990 г.) является новым и самостоятельным этапом в истории праздника. Шествия в этот период приобретают черты современного городского праздника. Если в досоветское время они проводились по инициативе снизу, то теперь ими занимают-
ся культурные институции. Организаторами возрождения шествий трех королей в конце XX в. в Вильнюсе выступили актеры Театра Старого города4 (УИташ Бепат1вБсю Теа^аБ). Шестого января по главной улице Старого города от часовни Острая брама5, находящейся в городских воротах (лит. аыбтоб тгЬаО) начала XVI в., до кафедральной площади двигается торжественная процессия. Этот путь совпадает с традиционным маршрутом церковных процессий (на Троицу, в Праздник Тела и Крови Xристовых). Шествие волхвов заканчивается у кафедрального собора в историческом центре Вильнюса. Основными героями процессии являются трехметровые малоиндивидуализированные фигуры Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Их сопровождает группа ряженых, впереди процессии идет ангел со звездой, за королями следуют фигуры животных. Замыкающие шествие участники церемонии желают зрителям плодотворного и удачного года. В этом новом шествии лишь состав участников обряда близок к традиционному. Внешний вид королей не реалистичен, а предельно обобщен: под одеянием каждого короля скрывается актер в полный рост, а головы королей сделаны подобно головам кукол в кукольном театре. Фигуры королей медленно и торжественно двигаются по главной улице Старого города.
Подобные шествия проходят теперь и в других городах Литвы6, но там королей изображают не только куклы, но и ряженые с выраженными этническими чертами. Современные вильнюсские шествия (а также в других литовских городах) по размаху и содержанию не похожи на праздники Трех королей соседних стран. Польский праздник имеет богатые традиции, поэтому не случайно день Трех королей (ТтгееИ КтоЩ даже в социалистической Польше долгое время (до 1960 г.) был нерабочим днем, а в 2011 г. ему был возвращен статус государственного праздника [ОЬ^юпю Pansk¡e]7.
Судя по нашим полевым материалам, религиозная составляющая в современных шествиях выступает лишь как предлог для организации театрализованных представлений в городском пространстве.
В постсоветский период день Трех королей стал восприниматься уже как объект культурного наследия, на чем акцентировали внимание работники культуры, организаторы народных праздников и этнологи. В обновленный праздник были включены не характерные ранее для городской культуры элементы завершения Святок8. Правда, религиозные обычаи имеют историческую основу. Например,
4 Театр основан в 1989 г. В. Лимантасом, до этого руководившим Дворовым театром Вильнюсского университета. Специфика Театра Старого города — представления на улицах, в храмах, замках, парках. Самый известный спектакль театра — «Веа::Не|ш» («Вифлием»), исполняемый на день Трех королей [ВТСГ]. Прим. сост.
5 Часовня с чудотворной иконой Божией Матери является основной святыней города и выступает в качестве места международного паломничества.
6 Данных о таких шествиях в других крупных городах Литвы в первой половине XX в. неизвестно. Поэтому если праздник в Вильнюсе является восстановлением старого, то для других городов это новоизобретенная традиция.
7 Шестое января является праздничным днем и в ряде европейских стран [Valstybinës Sventës uzsieniс Salyse].
8 Двенадцать дней от Рождества до дня Трех королей в Литве, как и в соседних европейских странах, считались праздничными (Taтpkaledziais, Святки). По усадьбам ходили ряженые и оповещали о рождении Xриста. В конце года по деревенским улицам таскали, а потом и сжигали пень блукис (по мнению некоторых исследователей, мифологизированный символ минувшего года; в современном Вильнюсе были попытки восстановить этот обряд); играли в различные игры, собирались на молодежные вечерки и гулянья [KuCirka 1993, 224-251]. В европейской католической традиции праздник Трех королей не только завершает рождественский период, но и отмечает начало увеличения светового дня. По литовским поверьям, на Трех
в этот день убирают установленные в костелах, а также на кафедральной площади9 вертепы (prakartëlë)1°.
Современный вильнюсский праздник Трех королей дополнен и новыми элементами. В этот день снимают украшения с рождественских елок. Таким образом, символическое прощание с рождественским периодом выражается в прощании с елкой, современным символом Рождества. Рождественские елки в Вильнюсе, а впоследствии и в других городах Литвы в публичных местах впервые появились в конце XIX в. В первую очередь — в русских школах, где елки являлись не только ритуальным символом, но и использовались в политических целях: так власти пытались привлечь больше литовских детей в русские школы. Поэтому часть литовских просветителей перед Первой мировой войной считали украшение елок чуждым обычаем [КиС^а 1993, 54]. В 1915 г., после оккупации Литвы немецкой армией, Рождество с елкой активно праздновали немецкие солдаты. В первые десятилетия XX в. елка постепенно вошла в рождественскую обрядность и в 1930-е гг. утвердилась в городской и в первую очередь школьной праздничной культуре Литвы. В советское время в общественной жизни рождественская елка была заменена новогодней, а первая сохранилась лишь в семейном быту. (Полевой материал также показывает, что домашние елки нередко воспринимались как религиозный символ и показатель негативного отношения людей к советскому строю. Поэтому основная торговля новогодними елками начиналась после Рождества.) Таким образом, после восстановления независимости Литвы возврат к рождественским елкам и празднованию дня Трех королей, как и восстановление религиозного календаря и системы праздников в целом, носили политический характер. Поэтому и акт прощания с рождественской елкой означал прощание не только с рождественским периодом, но и с советской идеологией.
В начале XXI в. появилась тенденция придать дню Трех королей новые обрядовые оттенки. В первую очередь они связаны с формированием экологического мышления населения. В разных районах Вильнюса стали организовывать сбор елок, мероприятию придали праздничную значимость. Основным обрядовым местом сбора елок был выбран двор Дома учителей, где происходит символическое прощание детей с рождественской елкой и праздничным периодом. Сначала это мероприятие было названо «Прощай, Рождественская елка» и нацелено на формирование уважительного отношения жителей и в первую очередь детей к елке. Дети лепят огромного снеговика, на сцене выступают самодеятельные коллективы, во двор приходят с Кафедральной площади три короля, которые поздравляют и благословляют участников празднеств. С 2006 г. акция сбора елок именуется «Рождественская елка — для домашнего тепла» («Ка1ёШпё eg1utë — пашц ЗПитаЬ) и все елки перерабатывают на топливо. Так, в 2015 г. было
королей день прибывает на шаг петуха [DunСuLienë 1991, 53]. Это означало, что начинается новый хозяйственный цикл и пора готовиться к весне. Для городских жителей аграрные аллюзии, разумеется, не были значимы. А для сельских жителей в советское время отдых на Святки не был возможен. Постепенно Святки потеряли свое обрядовое значение, а день Трех королей остался праздником лишь в рамках церковных практик.
9 Традиция появилась уже в постсоветский период — ясли с фигурой младенеца, окруженные фигурами св. Марии, св. Иосифа, ангелов и животных.
1° Такой подход не вполне соответствует современным религиозным правилам. Согласно литургической реформе Второго Ватиканского собора (1962-1965) окончанием рождественского периода считается праздник Крещения, который отмечается в первое воскресенье после Трех королей [БасИагауаз 2009].
собранно 870 м3 елок, из которых изготовили 87 м3 биотоплива [V¡Ln¡uje гудшее ТгуБ karaL¡a¡; V¡Ln¡aus mеkytеjц nama¡].
В постсоветский период шествие трех королей, а также прочие вильнюсские праздники стали восприниматься как наследие литовской культуры. Этому способствовали изменившиеся этнический состав города и статус литовского языка. Вместе с тем на церемонии прощания с рождественской елкой звучит не только литовский язык, и этот обряд консолидирует жителей многонационального города. Здесь следует кратко остановиться на православном празднике Крещения. Как было сказано выше, в начале XX в. день Крещения совпадал с днем Трех королей. В этот день православные шли к реке Нярис, где проводили водосвятие и окунались в проруби, а католики шли на шествие трех королей [LauCka¡të 2009, 137]. В досоветские годы крещенские православные обряды на Нярис сохранялись [Znam¡eгеwska-Pгuffeгеwa 2009, 214], но уже 19 января н. ст. про Крещение в советский период данных не обнаружено. В начале XXI в. православные Вильнюса вновь стали отмечать Крещение, но обряд не связан с городом [Крещение; Освящение воды].
По содержанию и характеру шествие трех королей и церемонию прощания с рождественским периодом следует расценивать как возникший на основе народной религиозности современный городской праздник. Религиозный аспект содержится в церковном контексте праздника. Трансформированный образ ряженых и действия с елками отвечают внецерковным культурным потребностям современных горожан.
Выводы. Исследование показало, что отмечаемый 6 января праздник Трех королей возник на христианской основе и этим определяются церковные обычаи и обряды дня. Возникшее на религиозной основе шествие трех королей имело различный характер и место в городской культуре в разные периоды своего существования. Трансформации были обусловлены особенностями календаря, политическими и идеологическими влияниями, наконец, секуляризацией мировоззрения жителей современного города.
В начале XX в. дата праздника Трех королей совпадала с православным Крещением. В период между двумя мировыми войнами в Вильнюсе праздник существовал в контексте польской религиозной культуры, а шествия трех королей по форме и частично по содержанию были близки к литовским сельским традициям этого праздника. Если на селе главными мотивами обряда были религиозные и аграрные, то в городских шествиях на первый план выступали ремесленнические и этнические мотивы.
В течение исследуемого периода стабильность литургической основы содействовала сохранению обычая писать над дверями в день Трех королей освященным мелом имена королей в качестве оберега, что существует и в XXI в. Однако социальный характер праздника подвергся существенным трансформациям. В постсоветский период в Вильнюсе шествия трех королей возобновились в новой форме, и процессия ряженых проходит по Старому городу, являясь выражением современной литовской городской обрядовой культуры.
Таким образом, в постсоветский период облик ряженых, участвующих в шествии трех королей в Вильнюсе, изменился; хотя шествие существует в литургическом контексте, оно теряет форму народной религиозности и выступает уже как этнокультурный факт жизни современного города. Теперь в празднике подчеркивается его граничная функция — окончание рождественского периода (о чем свидетельствует новая формирующаяся традиция общественного проща-
современный Фольклор
io8
Й. МАРДОСА
ния с рождественской елкой в день Трех королей). В праздничных мероприятиях на первый план выходит не религиозная, а культурная значимость праздника, которая не имеет этнической окраски и нацелена на всех жителей современного города. Православное Крещение трансформировалось в самостоятельный обряд, не связанный с городскими праздниками.
ЛИТЕРАТУРА
Болгов — Болгов И. 6 января — праздник Трех королей // POLOMEDIA. Польша сегодня. URL: https:// polomedia.ru/news/tradicii/6-yanvarya-prazdnik-tryoh-koroley (дата обращения: 07.01.2018). ВТСГ — Вильнюсский театр Старого города // Кино-Театр.РУ. URL: https://www.kino-teatr.ru/
teatr/1263 (дата обращения: 17.04.2019). Ганцкая и др. 1973 — Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: зимние праздники / под ред. С.А. Токарева и др. М., 1973. C. 204-234. Крещение — В Вильнюсе отметили Крещение Господне // URL: http://sojuzrus.lt/vilnius/496-v-
vilnyuse-otmetili-kreschenie-gospodne.html (дата обращения: 05.12.2017). Освящение воды — Освящение воды на Шилоском озере // URL: http://rusmir.lt/pravoslavie/530-informacionnaya-sluzhba-vilenskoj-i-litovskoj-eparxii.html (дата обращения: 15.01.2018). Токарев 1973а — Токарев С.А. Заключение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: зимние праздники / под ред. С.А. Токарева и др. М., 1973. C. 330-340. Токарев 19736 — Токарев С.А. Народы Пиренейского полуострова // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: зимние праздники / под ред. С.А. Токарева и др. М., 1973. C. 53-67.
ТМКБ 2006 — Традыцыйная мастацкая культура беларусау: у 6 т. / пад агул. рэд. Т. Б. Варфала-
меевай. Т. 3. Гродзенскае Панямонне: у 2 кн. Кн. 1. Мшск, 2006. Balys 1993 — Balys f. Lietuviy kalendorinés sventés. Tautosakiné medziaga ir aiskinimai. Vilnius, 1993. Bieliauskas 2012 — Bieliauskas P. Dienorastis. 1920-1957. Vilnius, 2012. Cibiras 1942 — Cibiras K. Liturgika. Kaunas, 1942. Dunduliené 1982 — Dunduliené P. Lietuviy etnografija. Vilnius, 1982.
Dunduliené 1991 — Dunduliené P. Lietuviy sventés: tradicijos, paprociai, apeigos. Vilnius, 1991. Jucevicius 1959 — Jucevicius L.A. Rastai. Vilnius, 1959.
Kajackas 1998 — Kajackas A. Baznycia liturgijoje. Liturgijos raida istorijoje. Kaunas, 1998.
Klimka 2008 — Klimka L. Tautos metai. Vilnius, 2008.
Kudirka 1993 — Kudirka f. Lietuviskos Kücios ir Kalédos. Vilnius, 1993.
Lauckaité 2009 — Lauckaité L. Vilniaus sventés ir pramogos XX a. pradzioje // Imperinis Vilnius (17951918): kultüros ribozenkliai ir vietinés tapatybés. Lapinskiené A. Ed. Vilnius, 2009. P. 134-150. LG 2012 — Lietuvos gyventojai 2011 metais — 2011 m. surasymo rezultatai. Vilnius, 2012. Mardosa 2004 — Mardosa f. Religious ethnology and trends in studies of folk religion in Lithuania // Ethnology of religion: chapters from the European history of a discipline. Barna G. Ed. Budapest, 2004. P. 159-174.
Motuzas 2005 — Motuzas A. Kataliky liaudies pamaldumo praktikos Lietuvoje. Kaunas, 2005. NT 1972 — Naujasis Testamentas: Keturios evangelijos; Apastaly rastai: Vertimas is graiky kalbos /
Verté kun. C. Kavaliauskas, redagavo kun. V. Aliulis. Vilnius — Kaunas, 1972. Objawienie Panskie — Objawienie Panskie // URL: https://pl.wikipedia.org/wiki/Objawienie_Pa%C5%84skie
(дата обращения: 15.01.2018). Sacharovas 2009 — Sacharovas P. Kristaus krikstas // URL: http://www.bernardinai.lt/straipsnis/2009-
01-09-kristaus-krikstas/7750 (дата обращения: 15.11.2017). Stanaitis, Adlys 1973 — Stanaitis A., Adlys P. Lietuvos TSR gyventojai. Vilnius, 1973.
IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС Фольклористов. том ТРЕТИЙ
Uryga 2006 — Uryga J. Rok Polski w zyciu, tradycji i obyczajach ludu. Wloclawek, 2006. Valstybines sventes uzsienio salyse — Valstybines sventes uzsienio salyse // URL: http://rekvizitai.vz.lt/
naudinga-informacija/valstybines_sventes_uzsienio_salyse (дата обращения: 15.01.2018). Vilniaus mokytojy namai — Vilniaus mokytoj^ namai //URL: https://www.facebook.com/294010440658344/
videos/1254153381310707 (дата обращения: 15.01.2012). Vilniuje zygiuos Trys karaliai — Vilniuje zygiuos Trys karaliai // URL: http://www.delfi.lt/news/daily/
lithuania/vilniuje-zygiuos-trys-karaliai.d?id=70030628 (дата обращения: 15.01.2012). Vysniauskaite 1993 — Vysniauskaite A. Müs^ metai ir sventes. Kaunas, 1993.
Vysniauskaite 1994 — Vysniauskaite A. Lietuviai IX a. — XIX a. vidurio istoriniuose saltiniuose. Vilnius, 1994.
Znamierowska-Prüfferowa 2009 — Znamierowska-Prüfferowa M. Vilnius, miestas arciausia sirdies. Vilnius, 2009.
Сегодня, 23 декабря 2019 года, в Литве уже начали отмечать предновогодние праздники. В то время, как многие люди только начали готовиться к Новому году, этот праздник постепенно подкрадывается к нам, и наступит уже через неделю. В этой статье есть все, что нужно знать о таком празднике, как Блукас.
- Особенности и традиции Блукаса
- Зимний праздник День трех королей
Для тех, кто не знает, Блукас – это особенный день для всех жителей Литвы, который является символом неоконченных забот и неисполненных желаний прошедшего года. Можно сказать, что Блукас – это подготовка к Новому году, когда все старое, незаконченное и плохое необходимо оставить в прошлом и готовиться к новому, хорошему. Подобные торжества есть у многих народов, и у каждого свои особенности их празднования. В современном мире день Блукаса отмечают ряженые, фольклорные ансамбли и театральные коллективы.
Особенности и традиции Блукаса
В той стране, где справляют день Блукаса, никогда не бывает скучно зимой. Все города Литвы в этот период меняются и наполняются весельем, шумными играми и различными шоу, а также интересными акциями.
В этот знаменательный день люди говорят «прощай» всем несбывшимся мечтам и незавершенным делам прошедшего года. День Блукаса – это один из самых древних праздников Литвы, его принято отмечать каждый год 23 декабря. Стоит сказать о том, что традиция празднования у Блукаса весьма специфична.
За день до мероприятия жители традиционно выбирают большой пень, который украшают различными рисунками и лентами. Когда пень наконец украсили, его везут по городским улицам, стараясь останавливаться около всех жилищ. Любой желающий может прикоснуться к нему и вспомнить, что не сбылось, или то, что не успел завершить в уходящем году. После наступления темноты местные жители разводят большой костер, в огне которого сжигают этот самый красивый и украшенный пень. С древних времен люди освобождались для всего нового и прекрасного, что может принести приходящий год.
Зимний праздник День трех королей
Несмотря на всю ценность дня Блукаса, он все же не является самым важным мероприятием в Литве. Одним из самых главных праздников в этой стране по праву считается День трех королей.
Стоит сказать о том, что это зимнее торжество имеет религиозную подоплеку. Проводится этот праздник всегда 6 января, он посвящается трем библейским волхвам – Каспарасу, Мяркялису и Балтазарасу. В этот день по улицам Вильнюса проносят огромные фигуры библейских персон, а окружающие их актеры пытаются изобразить архангелов и пастухов. Шествие начинает движение от Остробрамских ворот до Кафедральной площади. Участники данного мероприятия поздравляют местных жителей с Рождеством и Новым годом, и желают им всего наилучшего.
Еще одна традиция праздника – это возложение подарков в деревянные ясли, возведенные перед главным столичным собором. В этом месте любой желающий может посмотреть небольшой спектакль под названием «Вифлеем», который рассказывает о появлении на свет младенца Иисуса.
Во всех соборах Вильнюса 6 января традиционно проводят обряд освящения мела. В данном мероприятии обязательно нужно принять участие, чтобы потом белым куском нарисовать в доме знаки молний и написать начальные буквы имен трех святых. Такая процедура позволяет защитить семью от бед.