Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник
Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.
Фото: Константин Фарниев
Фото: Константин Фарниев
— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.
Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.
Источник
Какие начинки бывают у настоящих осетинских пирогов, почему их нельзя крутить и как правильно резать
Осетинские пироги стали гастрономическим трендом на всей территории России. Наряду с пиццей и суши, осетинский пирог — атрибут корпоративов, рестораны включают пироги в свои меню, а службы доставки этого блюда процветают.
Мало кто знает, что для самих осетин пироги — это не просто еда, а пища, имеющая сакральное значение, ведь благодарность Богу возносят именно пирогами. Ниже мы приведем список интересных фактов об осетинских пирогах.
Почему именно три?
На торжественном осетинском столе обязательно должны присутствовать три пирога, в идеале с сыром. Число три — святое не только в христианстве. Три пирога на осетинском столе символизируют три начала всего сущего: первый пирог — Бог, второй пирог — небо и солнце, третий пирог — земля. Два пирога обычно присутствуют на поминальном столе. Средний пирог, символизирующий небо и солнце, в этом случае не печётся, потому как покойник больше не увидит солнца. В Осетии тесно переплелись православие и традиционные верования, поэтому для многих православных осетин три пирога ассоциируются со Святой Троицей.
Где ставят пироги?
Пироги ставили на круглый низкий стол на трех ножках — фынг. Круг, как символ бесконечности, появляется в осетинской атрибутике повсеместно. На свадьбах, родовых торжествах (куывд), национальных праздниках, таких как праздник Святого Георгия (Джеоргуыба), пироги ставят в начале стола в западной части — там, где сидят старшие. «Старший» (хистӕр) сидит лицом на восток, либо лицом ко входной двери, чтобы видеть каждого входящего в помещение. Перед молитвой пироги немного раздвигают в стороны — так, чтобы все три пирога было видно сверху (демонстрируют пироги Богу).
Как разрезают пироги?
Вы можете пытаться смотреть на солнечное затмение незащищенными глазами, можете делить на ноль, но никогда, слышите, никогда не крутите блюдо с пирогами во время нарезки. Три пирога, как мы уже говорили раньше, символизируют три столпа всего сущего. Если вы планируете подвинуть блюдо с пирогами, просто представьте, что вы двигаете солнце и землю.
Пироги разрезаются диаметральными линиями, сначала делается разрез сверху вниз, затем слева направо, четвертинки также делятся пополам диаметральными разрезами.
Какие начинки бывают у осетинских пирогов?
Осетинские пироги в традиционном смысле — это пироги с сыром (уӕлибӕхтӕ). Они пекутся осетинами уже много столетий. Именно уӕлибӕх считается священным пирогом. Пирог со свекольной ботвой по-русски звучит не очень-то приятно, ну а по-осетински красиво — цӕхӕраджын. Этот пирог пользуется огромной популярностью как в Осетии, так и за ее пределами. Начинка цӕхӕраджына — смесь сыра и мелко нарезанных свекольных листьев. Картофджын, как становится ясно из названия, — это пирог с картофелем (смесью картофельного пюре и сыра). Он появился в Осетии в XIX веке. В этот период картофджын считался бедняцким блюдом, картофель был очень неприхотливой и дешевой культурой, его могли вырастить даже самые бедные, ну а делать пироги с сыром могли себе позволить далеко не все. В современной Осетии пирог с картошкой пользуется не меньшей популярностью, чем те же самые уӕлибӕх и цӕхӕраджын. Если для столичного гурмана десерт — это, скажем, тирамису, то для настоящего осетина десерт — пирог с мясом (фыдджын), который подается в конце трапезы. Фыдджын начиняется мелкорубленной, хорошо перченной говядиной и по праву считается гастрономическим шедевром.
Есть также пироги с фасолью, капустой, черемшой, луком, тыквой и кабачками, они тоже имеют своих поклонников.
Глоссарий для тех, кто запутался
Уӕлибӕх (уалибах) — пирог с сыром
Цӕхӕраджын (сахараджин) — пирог со смесью сыра и листьев свеклы
Картофджын (картофчин) — пирог со смесью картофельного пюре и сыра
Фыдджын (фытчин) — пирог с мясом
Источник
Осетины России. Что означают пироги с сыром
Осетины — один из самых многочисленных народов России, который сохранил многие старинные обряды и обычаи. Язык осетин не похож ни ни какой другой, а их сказки, возможно, стали основной древнегреческой мифологии.
Республика Северная Осетия-Алания находится на Северном Кавказе. Столица — город Владикавказ, по данным переписи 2010 года здесь жили 311 тыс. человек. А все население республики составляло 525,5 тыс.
Северная Осетия — это красивые горы и печально известное Кармадонское ущелье, в котором погибла съемочная группа Сергея Бодрова-младшего.
В республику едут, чтобы увидеть знаменитый Даргавс, древний город мертвых с сотней каменных склепов под островерхими крышами.
В Северной Осетии находится исамый высокий водопад в России — Большой Зейгалан, который обрушивает воду с высоты более 600 метров.
Но самое интересное не природные красоты, а сами осетины. Например, осетинский — древний индоевропейский язык, который произошел от языка скифов, алан и сарматов.
Еще более древним считают осетинский эпос — сказания о нартах, чудо-богатырях. Им около 3 тыс. лет. Есть истории о хитроумном Одиссее и сказание о героическом Прометее, который принес людям божественный огонь. Только имена у героев другие. Есть и сюжеты, которые перекликаются с русскими былинами или песнями «Старшей Эдды», основного памятника древнескандинавского эпоса. Люди мигрировали по миру, а вместе с ними путешествовали и сказания.
После принятия христианства осетины, как и многие другие народы, «подружили» новую веру со старой. Например, один из самых важных святых в Северной Осетии — Св. Георгий или Уастырджи, под его защитой находятся мужчины. Памятник Уастырджи, большой конный монумент, находится над древним святилищем. Приходить сюда имеют право только мужчины. Согласно древнему поверью женщины не имеют права даже называть его имя.
Осетинские пироги с сыром — уалибах — это ритуальное угощение. На поминках осетины обязательно исполняют обряд «три пирога». Они символизируют божественные небеса, солнце и землю.
Пироги разрезают двумя крестами, то есть на 8 частей. Передвигать тарелку и сходить с места при этом нельзя. Затем гости съедают все пироги, кроме среднего: его убирают со стола, потому что покойному больше не нужно солнце.
Осетины чтут и свадебные традиции. Родственники невесты отмечают бракосочетание отдельно от родственников жениха и практически не пересекаются. Невесту передают в дом мужа уже в конце веселья, которое может длиться пару дней. Хотя теперь после осетинской иногда отмечают и европейскую свадьбу, когда невеста танцует с отцом, а затем с женихом.
Когда-то первые полгода-год супружеской жизни молодой муж жил у старшего шафера и посещал молодую только под покровом темноты.
Под покровом темноты принято и свататься. Это правило действует и сейчас. Правда, раньше друзья и родные жениха могли приезжать с визитами раз пять, а то и больше. Сейчас ограничиваются тремя посещениями.
На осетинской свадьбе не принято демонстрировать чувства. Невеста всю свадьбу в основном стоит в углу и принимает подарки и поздравления. Жених тоже должен вести себя скромно, а не отплясывать. Мать невесты исполняет традиционную песню, отдавая дочь в чужую семью.
В старину свои чувства выражали только подружки невесты. Когда родственники жениха приезжали забирать новобрачную, девушки могли надавать им по шее, разорвать верхнюю одежду и вообще вести себя достаточно агрессивно. Сейчас урона гостям не наносят.
Для тех кто повелся на заголовок, но не хочет читать весь пост:
Когда родственники жениха приезжали забирать новобрачную, девушки могли надавать им по шее
«. их сказки, возможно, стали основной древнегреческой мифологии. «
вот это что за. нет слов.
Может, вместо «Пирога» поставить тэг «Традиции»?
Опять бабы на что-то права не имеют. Ну сколько можно, а?
Не хотел бы я себе в жены осетринку.
Истории фотографа. Часть 325. Зачем люди берут кредиты на свадьбу?
Долгое время я пишу на Пикабу истории, часть из которых случались со мной на свадьбах. Вот только почти каждое второе такое мероприятие проходило на кредитные деньги. Я решил пообщаться на эту тему с клиентами, отношения с которыми стали дружескими. Главный вопрос был таков: зачем вам нужна была свадьба в кредит? Ответы удивили. Я расскажу вам историю двух семей. Одна сейчас в жестких долгах. Счастья там мало, но свадьба была. Начну с более приятной истории.
Этих историй много. Люди готовы испортить себе жизнь кредитом, чтобы устроить праздник одного дня или угодить потребностям родственников. После свадьбы наступают серые будни, в которые нужно отдавать большую часть собственной зарплаты. Многие расстаются, после начинают судебные тяжбы, чтобы разделить долги. У меня есть знакомый, который в кредит сыграл три свадьбы. Теперь жонглирует кредитками, чтобы платить по долгам. Удивительно живем.
Мой телеграм канал продолжает радовать бесплатными и полезными уроками по фотосъемке. Прокачиваем свои знания! Все с любовью и специально для пикабушников.
Источник
Горячие, сочные, осетинские
Осетинские пироги заняли второе место на конкурсе «Вкусы России — 2021» в номинации «Культурное наследие». «От аланских пирогов не полнеют, а набираются сил и здоровья, подобно жителям высокогорной Алании», — уверяют организаторы конкурса. Это, конечно, не так, но разве прибавка в пару килограммов кого-то когда-то останавливала?
Какой пирог — осетинский
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Приготовление пирогов в Дигорском ущелье
Аланские пироги больше, конечно, известны под именем осетинских. Почему они еще и аланские? История пирогов «уходит корнями» в далекие дали, прямиком к застольям скифов, сарматов, алан — народов, которые осетины считают своими предками. Не просто так официальное название республики не просто Северная Осетия, а Северная Осетия — Алания.
Круглый, тонкий, аппетитный, лоснящийся сливочным маслом — таким знает осетинский пирог, пожалуй, каждый. Но не все знают, что аутентичных начинок у национального пирога всего несколько. И в их число не входят экспериментальные версии, встречающиеся на витринах российских фуд-кортов и магазинов, вроде осетинского пирога с красной рыбой. Хэдлайнер классической линейки — уалибах, или пирог с сыром. Не менее вкусны картофджын — с картофелем и сыром; кабускаджын — с капустой; цахараджын — с листьями свеклы и сыром; насджын — с тыквой; конечно, фыдджын — пирог с мясом — и другие.
Немного эпоса…
Редко какое блюдо удостаивается упоминания в древних сказаниях, а вот осетинским пирогам это удалось. «Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» — восклицали герои нартского эпоса в пылу многодневных пиров. И пироги все несли и несли.
Пироги пекли и кочевые племена — предки осетин. Кроме эпических сказаний национальная выпечка упоминаются, например, в словаре академика Шифнера 1868 года. Правда, академик переводит название сырного пирога почему-то как «ватрушка».
Источник
Три осетинских пирога: что символизируют
Что символизируют три осетинских пирога что символизируют – вопрос, способный заинтересовать любого человека, так или иначе столкнувшегося с кавказской кулинарной культурой. Искусство мастеров пирога уже многие сотни лет не может обойти эту старинную традицию, озаряя ей все дни праздников и траура. В этой статье вы узнаете, почему.
История
Осетинские пироги своими корнями восходят к знакомым нам по урокам истории Древнего мира племенам скифов, арматов, аланов – кочевым народам, известным своей страстью к лошадям и кулинарным нововведениям. Помимо выпечки, их авторству так же принадлежит чудо кумыса и пива. Осетинский пирог в кочевые времена имел чуть более упрощенную рецептуру, изготовляясь без всяких дрожжей, но современная рецептура традиционно считается продолжателем классической, аланской традиции его приготовления.
Старая методика приготовления
Что входило в его состав? Ответ прост – все те же аутентичные ингредиенты, какие осетины используют в рецептах национальной выпечки по сей день. Натуральные сыры, часто изготовленные самими хозяевами дома, зелень, яйца, молоко, мука… словом, перечень всего спектра продуктов, приходящих на ум при слове «пирог». Скифы, сами того не подозревая, предсказали главные тенденции развития кулинарии, добавив в свой осетинский пирог компоненты, любимые народами всех эпох.
Символика
Что означают три осетинских пирога?
Три – число, которому в древние времена приписывали многие эзотерические (считая его счастливым, совершенным) и мистические толкования. Еще во времена Вавилона систему мира поделили на, как раз-таки, три главные составляющие: небеса, землю и преисподнюю, чем только укрепили суеверия вокруг этой цифры.
В христианстве тремя исчисляются личины Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой дух, – и дары волхвов, пришедших к новорожденному Спасителю. В иудаизме – объединение мужского и женского начала ради создания новой жизни. Для верующих в индуизм тройку составляет Тримурти, компания верховных богов из Брахмы-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя, что сами по себе являются основой всего сущего. Так что, разумеется, и осетинский пирог не обошелся без религиозных трактовок.
Традиционный: Сочетание любимых ингредиентов: молодые свекольные листья и нежный осетинский сыр.
Традиционный: Сочетание любимых ингредиентов: молодые свекольные листья и нежный осетинский сыр.
Райское удовольствие: Непередаваемый вкус вишни и яркий аромат сочного яблока подарит Вам хорошее настроение на весь день
Райское удовольствие: Непередаваемый вкус вишни и яркий аромат сочного яблока подарит Вам хорошее настроение на весь день
Для ценителей: Ароматная начинка из молодой говядины, тушенной капусты и осетинского сыра, утолят твой голод!
Для ценителей: Ароматная начинка из молодой говядины, тушенной капусты и осетинского сыра, утолят твой голод!
Толкования «Трех пирогов»
Одним из первых исследователей, стремящихся дойти до сути древнего ритуала и понять, почему осетинские пироги пекут по три, был историк Вилен Уарзиати. Уроженец Владикавказа, он проявил немалый пыл к символике осетинских пирогов – многие из понятий, связываемых с этой культурой сейчас, не появились бы на свет без тщательной работы Уарзиати. Именно ему и принадлежит самое достоверное из предположений. Первый пирог, по его концепции, символизирует бога, второй – солнце, а третий – землю.
Если же опираться на древние учения, восходящие к буддизму и даосизму (их зона влияния долго распространялась на территории современной Осетии и Кавказа), три пирога представляют и абстрактные части мира, и вселенскую гармонию, что достигается через любовь, заботу людей друг к другу. Осетинский пирог представляется бессловесным пожеланием трех главных благ: здоровья, счастья и спокойствия души.
Особенности приготовления
Ритуал «Трех пирогов» невозможно постичь без знания всех нюансов осетинской рецептуры. Теста следует готовить в два раза меньше, чем начинки, этого будет достаточно, чтобы оттенить и уравновесить ее вкус. А чтобы привнести в пирог непревзойденный национальный колорит, рекомендуется добавить в блюдо классические кавказские специи (пажитник, кориандр, барбарис или красный перец).
Заключение
Прочитав эту статью, читатель смог выяснить, что символизируют три осетинских пирога, вдохновиться описанием приготовления и – куда же без этого! – по одному образу влюбиться в это замечательное блюдо и его рецептуру.
Источник
Три пирога́ (осет. æртæ чъирийы) — часть традиционного осетинского обряда, совершаемого в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога и произносятся молитвы в порядке строгой очерёдности. Наряду с тремя пирогами кладутся три ребра от жертвенного животного, или голова и шея (осет. сæр æмæ бæрзæй; при больших праздниках, когда животное режут в доме). Число три означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля. Если это поминальный стол, то кладутся два пирога.
Названия пирогов: фыдджин (осет. фыдджын мясной), цахараджин (осет. цæхæраджын из свекольных листьев с сыром), картофджин (осет. картофджын картофельный) и др.
Содержание
- 1 Последовательность молитв за осетинским столом
- 1.1 К Всевышнему
- 1.2 К Уастырджи
- 1.3 К Тбау Уацилла
- 1.4 О том, кому посвящен пир
- 1.5 О Хозяине Места (Бынаты Хицау)
- 1.6 Об Аларды
- 1.7 О Хетаджи Уастырджи и Фарне Вселенной
- 1.8 О равнинных и горных ангелах и духах
- 1.9 Реком — Мыкалгабырта, Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара
- 1.10 О счастье и изобилии
- 1.11 О пороге (завершающий)
- 2 Значение тостов и ущельные особенности
- 3 Ссылки
Последовательность молитв за осетинским столом
Тексты молитв приведены примерные — жёстких формулировок, заучиваемых наизусть, нет. Однако многие устоявшиеся формулы повторяются у многих молящихся.
К Всевышнему
Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над нами твоя благодать и твоё благословение. Мы — созданный тобой народ, удели же нам от благ твоих, чтоб мы жили в здоровье, любви и покое — дай нам такого счастья!
К Уастырджи
Уастырджи, делающий жеребёнка конём, мальчика — мужчиной, сопровождающий путников! Наши путники — твои гости, наши домашние — Божьи гости; да будут наши дела удачными — дай нам такого счастья!
К Тбау Уацилла
Тбау Уацилла, дарующий счастье, избавляющий от бед, уничтожь наши несчастья, укрепи нашу удачу! Пусть будет счастье в каждом доме в каждой семье! Есть единственный БОГ которому надо поклонятся это наш СОЗДАТЕЛЬ ВСЕГО и ВСЯ.Это наш ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ.Он тебе и счастье даст,и урожай и тд. и тп.Только ЕГО надо просить. Прежде ,чем просить НУжно покаятся перед БОГОМ о ВСЕх своих грехах со дня рождния и БОГ не вспомнить твои Грехи никогда.Это только люди могут вспомнить,а помнишь как ты сделал или украл.И после зтого старайся не грешить и БОГ покажет тебе путь и будет так благославлять ,что мало не покажется придется покупать большой зонт, так благославения посыпятся на вас.
О том, кому посвящен пир
(путник, новорожденный, невеста и т. д.)
- «Мадымайрам!» Пусть твой подарок — новорожденный — вырастет счастливо! Пусть несет добро фамилии, отцу с матерью, людям. Пусть Бог сделает его могучим и славным мужем!
- Да прибудет к нам путник во здравии! Он успешно закончил свой поход, не допустил бесславных дел, пусть живет в почете и счастье!
- О тех, чья свадьба: «Пусть в счастливый день соединятся Муж(Имя) и Жена(Имя), пусть состарятся вместе, душа в душу. Пусть не запачкают своего лица, крепко свяжут друг с другом две фамилии!»
О Хозяине Места (Бынаты Хицау)
Да будет над нами благословение Хозяина Места! Да будут счастливы прекрасные события, происходящие в этом месте, пусть семья насладится жизнью, и да будут удачны их дела!
Об Аларды
Аларды, покровитель детей, наши дети — твои гости! Если придёшь в нашу страну — оставь нас весёлыми и счастливыми. Дети твои гости и Божьи гости, да будет нам твоё благословение!
О Хетаджи Уастырджи и Фарне Вселенной
Хетаджи Уастырджи и «Фарн» Вселенной, дайте такого счастья, чтобы во вселенной победил мир, чтобы молодежи никогда не понадобилось воевать, пусть будет занята только трудом!
О равнинных и горных ангелах и духах
Наши равнинные «Цыргъ Обау», «Пехумпар», вокруг вас растут наши злаки; пожелайте, чтоб каждый год богато уродились зерно, овощи и фрукты. Пусть ваше зерно и наш труд дают нам возможность обращаться к Богу — да будет такое счастье молящимся людям!
Реком — Мыкалгабырта, Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара
Реком — Мыкалгабырта дали земным людям (из рода) Царазонта удачи и счастья, и сегодня оно есть у них, так пусть принесут счастье всем людям! Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара, вовеки не лишайте нас изобилия зерна и скота, пусть их становится все больше благодаря труду наших рук!
О счастье и изобилии
Дай Бог счастья и изобилия, чтобы в доме даже от малой работы было изобилие и большое счастье — да будет на то воля Мыкалгабырта, Хлебного Уацилла и Овечьего Фалвара.
О пороге (завершающий)
Пусть счастливые гости переходят через порог дома; пусть счастливый порог переступит и тот, кто из семьи отправляется в путь, пусть пройдет он по хорошим дорогам и здоровым, с полными руками вернется в дом!
Значение тостов и ущельные особенности
Эти тосты занимают важное место в осетинском застолье, ошибиться в них нельзя. Правда, в каждом ущелье есть свой, особо почитаемый святой, в зависимости от этого второй или третьи тосты бывают посвящены своему святому.
Скажем, в Куртатинском ущелье это — Дзивгис, в Архонском и Санибинском — Реком, в Уаллагкоме — Сонгута, в Тибе — Таранджелоз, в Тырсыгоме — Саниба и т. д.
Ссылки
- Видео-рецепт приготовления осетинских пирогов
- Осетия.ru
Что символизируют три осетинских пирога что символизируют – вопрос, способный заинтересовать любого человека, так или иначе столкнувшегося с кавказской кулинарной культурой. Искусство мастеров пирога уже многие сотни лет не может обойти эту старинную традицию, озаряя ей все дни праздников и траура. В этой статье вы узнаете, почему.
История
Осетинские пироги своими корнями восходят к знакомым нам по урокам истории Древнего мира племенам скифов, арматов, аланов – кочевым народам, известным своей страстью к лошадям и кулинарным нововведениям. Помимо выпечки, их авторству так же принадлежит чудо кумыса и пива. Осетинский пирог в кочевые времена имел чуть более упрощенную рецептуру, изготовляясь без всяких дрожжей, но современная рецептура традиционно считается продолжателем классической, аланской традиции его приготовления.
Старая методика приготовления
Что входило в его состав? Ответ прост – все те же аутентичные ингредиенты, какие осетины используют в рецептах национальной выпечки по сей день. Натуральные сыры, часто изготовленные самими хозяевами дома, зелень, яйца, молоко, мука… словом, перечень всего спектра продуктов, приходящих на ум при слове «пирог». Скифы, сами того не подозревая, предсказали главные тенденции развития кулинарии, добавив в свой осетинский пирог компоненты, любимые народами всех эпох.
Символика
Что означают три осетинских пирога?
Три – число, которому в древние времена приписывали многие эзотерические (считая его счастливым, совершенным) и мистические толкования. Еще во времена Вавилона систему мира поделили на, как раз-таки, три главные составляющие: небеса, землю и преисподнюю, чем только укрепили суеверия вокруг этой цифры.
В христианстве тремя исчисляются личины Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой дух, – и дары волхвов, пришедших к новорожденному Спасителю. В иудаизме – объединение мужского и женского начала ради создания новой жизни. Для верующих в индуизм тройку составляет Тримурти, компания верховных богов из Брахмы-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя, что сами по себе являются основой всего сущего. Так что, разумеется, и осетинский пирог не обошелся без религиозных трактовок.
Толкования «Трех пирогов»
Одним из первых исследователей, стремящихся дойти до сути древнего ритуала и понять, почему осетинские пироги пекут по три, был историк Вилен Уарзиати. Уроженец Владикавказа, он проявил немалый пыл к символике осетинских пирогов – многие из понятий, связываемых с этой культурой сейчас, не появились бы на свет без тщательной работы Уарзиати. Именно ему и принадлежит самое достоверное из предположений. Первый пирог, по его концепции, символизирует бога, второй – солнце, а третий – землю.
Если же опираться на древние учения, восходящие к буддизму и даосизму (их зона влияния долго распространялась на территории современной Осетии и Кавказа), три пирога представляют и абстрактные части мира, и вселенскую гармонию, что достигается через любовь, заботу людей друг к другу. Осетинский пирог представляется бессловесным пожеланием трех главных благ: здоровья, счастья и спокойствия души.
Особенности приготовления
Ритуал «Трех пирогов» невозможно постичь без знания всех нюансов осетинской рецептуры. Теста следует готовить в два раза меньше, чем начинки, этого будет достаточно, чтобы оттенить и уравновесить ее вкус. А чтобы привнести в пирог непревзойденный национальный колорит, рекомендуется добавить в блюдо классические кавказские специи (пажитник, кориандр, барбарис или красный перец).
Заключение
Прочитав эту статью, читатель смог выяснить, что символизируют три осетинских пирога, вдохновиться описанием приготовления и – куда же без этого! – по одному образу влюбиться в это замечательное блюдо и его рецептуру.
Три пирога́ (осет. æртæ чъирийы) — элемент этно-религиозной обрядности осетин.
Использование
Три пирога выступают частью традиционного осетинского религиозного обряда, совершаемого в большие национальные религиозные (осет. бæрæгбон) или фамильные праздники (осет. куывд). Их подача сопровождается произнесением молитв в порядке строгой очерёдности. Во время больших праздников, сопровождающихся жертвоприношениями животных, наряду с тремя пирогами, подаются три ребра от жертвенного животного, или голова и шея (осет. сæр æмæ бæрзæй).
Также три пирога использовались и в охотничьих обрядах. Осетинские охотники брали их с собой и устраивали специальное ритуальное пиршество (осет. куывд), на которое приносили также пиво и самогон[1].
Символика
По мнению В. С. Уарзиати, символика трёх жертвенных пирогов с сыром отражает древнейшую троичную модель мира[2]: Бог, солнце и земля[3]. Три пирога, лежащие друг на друге, могут трактоваться как три уровня: небо — верхний, вода — средний, земля — нижний. Также есть трактовка, согласно которой пироги обозначают прошлое, настоящее и будущее, а их круглая форма — землю[4]. В поминальной обрядности остаются только два пирога, так как солнце этого мира уже не светит над покойным[5].
Названия пирогов
- уалибах (осет. уæлибæх) — пирог с сычужным сыром,
- фыдджин (осет. фыдджын) — мясной, подается на стол отдельно,
- цахараджин (осет. цæхæраджын) — из свекольных листьев с сыром,
- картофджин (осет. картофджын) — картофельный и др.
См. также
- Осетинские пироги
Примечания
- ↑ Багаев А. Б. Обряды охотничьей субкультуры осетин // Тенденции развития науки и образования, № 57-3, 2019
- ↑ Дзедаева М. С. Числовой код в семиотике осетинской лингвокультуры // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. «Общественные науки» 2011, № 2
- ↑ Уарзиати Вилен. О столике «фынг» и ритуальной пище осетин (недоступная ссылка). anaharsis.ru. Дата обращения: 28 сентября 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ Тамерьян Т. Ю., Дзедаева М. С. Символика осетинского культурного кода: число три // Language. Philology. Culture. 2013, № 4-5. С. 93-94
- ↑ Шиженский Р. Интервью с Х. Моргоевым Архивная копия от 15 сентября 2021 на Wayback Machine //
Журнал Colloquium heptaplomeres, 2018
Литература
- Обряд освящения трёх пирогов // Салбиев Т. К. Концепт «бога» в традиционной культуре осетин — Владикавказ, Вестник института цивилизации, 2014
- Кокоева А. Б. Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен — Владикавказ, 2015
Ссылки
- Три пирога (ossetians.com)
- Традиционные хмельные напитки в родильных обрядах осетин (fundamental-research.ru)
- Видео-рецепт приготовления осетинских пирогов
- Осетия.ru
Осетинские пироги в последние годы стали гастрономическим трендом не только в Осетии, но и далеко за ее пределами. Осетинский пирог – непременный атрибут не только традиционного застолья, но и корпоративов. Лучшие рестораны обязательно включают в меню пироги.
Вместе с тем не многие знают, что для самих осетин пироги – это не просто пища. Три пирога имеют особое сакральное значение, ведь благодарность Богу перед началом трапезы возносят именно пирогами.
На торжественных осетинских застольях обязательно должны присутствовать три пирога. В классическом варианте они должны быть с начинкой из сыра. Три пирога на осетинском застолье символизируют три начала всего сущего, три сферы мироздания: — первый пирог – божественный, небесный (символ неба и солнца), второй пирог символизирует землю (земную жизнь), третий пирог – водный (или подземный мир). Два пирога обычно присутствуют на поминальном столе. Когда человек умирает, то его земная жизнь заканчивается, душа улетает на небо, а тело – в землю.
Отметим, что в Осетии тесно переплелись православное и традиционные верования, поэтому для многих православных осетин три пирога ассоциируются еще и со Святой Троицей.
Пироги ставили на круглый низкий стол на трех ножках – фынг. Круг, как символ бесконечности, появляется в осетинской атрибутике повсеместно. На национальных праздниках: свадьба, родовые тожества (куывд), праздник Святого Георгия (Джеоргуыба), пироги ставят в западной части – там, где сидят старшие (хистæр). Старший сидит лицом к востоку, либо же лицом ко входной двери. Перед молитвой пироги немного раздвигаются в стороны – так, чтобы все три пирога было видно сверху.
Никогда не крутите, блюдо с пирогами во время их разрезания, ведь три пирога символизируют три столпа всего сущего. Пироги разрезаются диаметральными линиями, сначала делается разрез сверху вниз, затем слева направо, четвертинки также делаются пополам диаметральными разрезами.
Начинка осетинских пирогов в традиционном смысле – это пироги с сыром (уæлибæхтæ). Пекутся они много столетий по одному и тому же рецепту. Именно уæлибæх считается священным пирогом.
В Осетии так же готовят пироги с различными начинками. Например, со свекольной ботвой (цæхæраджын). Начинка цæхæраджына – смесь сыра и мелко нарезанных свекольных листьев и другой зелени (укроп, киндза, зеленый лук). Картофджын — пирог с начинкой из картофеля, сыра и молока. Он появился в Осетии в XIX веке. В современной Осетии пирог с картошкой пользуется не меньшей популярностью, чем те же самые уæлибæхтæ и цæхæраджынтæ. Пирог с мясом (фыджын) подается в конце трапезы. Фыджын начиняется мелкорубленой, хорошо перченой говядиной.
↑ Наверх
Обычай трех пирогов
25.12.2020
Осетинские пироги заказывают на корпоративные вечеринки, включают в меню популярных ресторанов, пекут дома, пробуя разные рецепты. В России эта выпечка уже успела стать гастрономическим трендом. Но не все знают, что для осетин такие пироги — не просто повседневная еда, а символическая пище с сакральным смыслом. Используя пироги, многие осетины возносят Богу благодарность и проводят традиционные обряды. Рассмотрим подробней обычай «трех пирогов» и его значение.
Три пирога на осетинском столе
Для осетин, исповедующих традиционную для этих мест религию, три пирога символизируют начало всего сущего:
- первый пирог — Бог;
- второй пирог — Небеса и Солнце;
- третий пирог — Земля.
На свадьбы и именины пекут три пирога, на похороны и поминки — только два, так как считается, что раз покойник больше не увидит света, пирог, символизирующий Солнце, нужно убрать.
По традиции осетинский пирог может быть круглым или треугольным. Здесь тоже есть сакральный смысл, так как круг указывает на землю и символизирует бесконечность. Когда выпекается круглый пирог, принято с молитвой обратиться к Создателю и поблагодарить за все хорошее. Треугольные пироги символизируют созидательную силу и плодородие.
Когда на стол подается три пирога, старейшина произносит молитву в порядке принятой очередности. Вместе с тремя пирогами подают также три ребра жертвенного животного. Режут три пирога сразу стопкой и только по диагонали, что символизируют четыре направления, разбегающиеся из центра мироздания. По мнению осетин, так развивается все живое на земле. Три пирога, четыре части — получается семерка, которая у многих народов и религий тоже имеет сакральный смысл, символизируя счастье и гармонию.
Не обязательно вкладывать особый смысл в осетинскую выпечку, можно просто наслаждаться невероятным вкусом и разнообразием этих пирогов. Заказать доставку горячих осетинских пирогов в Москве можно в пекарне «СуперПироги».
Возврат к списку
Способы оплаты