Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В 1084 году святителю Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаидскому, приснился удивительный сон. Во сне ему явились три отца Церкви, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Три столпа христианства обратились к митрополиту с речами. Они просили установить для них совместный день памяти.
Содержание страницы
- 12 февраля – день памяти святых
- История и значение празднования
- Полезные материалы
- Вселенские учителя
- Василий Великий
- Григорий Богослов
- Иоанн Златоуст
- Православные традиции, связанные с Собором
- Полезное видео
- Проповедь
- Похожие статьи
Дни памяти каждого святителя следуют друг за другом: Иоанна Златоуста 13(26) ноября, Василия Великого 1 (14) января и Григория Богослова 25 января (7 февраля).
Митрополит Иоанн Мавропод погрузился в размышления. Наконец он выбрал день, словно бы венчающий собой дни памяти святителей
Церковью празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – 30 января (12 февраля)
История и значение празднования
Заслуги каждого святителя были столь высоки, что у каждого из отцов церкви появилось множество почитателей и последователей. Люди с большим рвением спорили между собой, кого следует поставить на первое место: святителя Василия Великого, борца с арианской ересью, или Григория, не случайно названного Богословом, поднявшего ум человеческий на недостижимую высоту, или же Иоанна Златоуста, мастера Слова и величайшего из проповедников.
Полезные материалы
Почитатели святителей даже называли себя иоаннитами, василианами, григорианами, они спорили и бранились, забыв в своем непомерном рвении о почтительном отношении к отцам церкви. Наконец в раздоры оказались вовлеченными все жители Константинополя.
Тогда и явились святители митрополиту Иоанну и сказали, что во дни земной жизни каждый в меру дарованного Богом учил, просвещал и направлял к спасению людей, призывал христиан к согласию и единству. Ныне все трое святителей пребывают с Богом и в мире друг с другом. Потому и последователям не нужно спорить о первенстве одного из трех учителей церкви, а следует почитать их едиными перед Господом, создав единую службу.
Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова
Митрополит Иоанн увидел, как трех святителей осиял неземной свет. Они назвали друг друга по именам и вознеслись на небо. А Иоанн Мавропод вышел к народу и рассказал об откровении.
Вселенские учителя
Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов именуются Вселенскими учителями и святителями, потому что от их пастырской мудрости просвещается вся Церковь.
Василий Великий
Десять раз в году совершается Литургия Василия Великого. В формулировку догмата о Святой Троице именно этот святитель внес неоценимый вклад. Василий Великий стоял неколебимой скалой на пути арианской ереси.
Земная жизнь святителя была недолгой, всего сорок девять лет, но за этот срок Василий Великий успел многое. В юности он изучал науки, искусства, риторику, медицину. Следующие годы посвятил монашеству. По настоянию народа принял пост Епископа Кесарии. Стал основателем «Василиад» – так назывались благотворительные общества, которые оказывали помощь малоимущим или больным.
Помимо практической деятельности Василий Великий оставил после себя множество выдающихся трудов, посвященных как догматике, так и монашеству, а также посланий и бесед, проповеди, письма и молитвы. Пятая и шестая молитвы утреннего правила принадлежат Василию Великому, таким образом святитель присутствует в жизни каждого христианина ежедневно.
Во время обучения в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом, они были друзьями всю жизнь. Было между ними еще одно сходство — каждый родом из семьи, подарившей церкви не одного, а многих святых.
Григорий Богослов
После крещения Григорий отправился к своему другу и присоединился к его молитвенным трудам. Живя в первом созданном ими монастыре, вместе они стали авторами «Филокалии» (греч. Φιλοκαλία), сборника духовных произведений, избранных сочинений Оригена.
Более всего Григория Богослова привлекало монашеское уединение. Но церковь находилась в опасности, ее колебали многочисленные ереси. Григорий Богослов сначала принял священнический чин, а впоследствии по просьбе Василия Великого Патриарший престол Константинопольской Церкви. О том, какая обстановка была тогда, свидетельствует такой факт: Пасхальной ночью Григорий Богослов совершал чин крещения. В этот момент в храм проникли еретики, вооруженные палками и камнями. Они набросились на христиан, одного из епископов убили. Григорий Богослов был ранен.
Святитель принимал участие во Втором Вселенском Соборе, боролся с еретиками, обличал императора Юлиана Отступника. Но главным его оружием было Слово. Даже в конце жизни, удалившись в пустыню, Григорий Богослов продолжал утверждать Православие своими трудами.
«Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».
Церковь почтила святителя именем Богослова за изложение учения о Святой Троице и Лице Господа Иисуса Христа.
Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии, где блестяще образованного юношу ждала адвокатская карьера, но Иоанн решил посвятить себя Богу. Епископ Антиохийский Мелетий увидел в нем Божьего служителя и крестил.
Иоанна влекло монашество, он провел несколько лет в пустыне, но подорвал здоровье и был вынужден вернуться в Антиохию. Став диаконом, он занимался попечением о бедняках, затем был рукоположен во священники, а впоследствии занял Константинопольскую кафедру. На этом посту он обличал развращенную знать и заботился о том, чтобы духовенство отличалось скромностью жизни.
Обличив царицу Евдоксию, святитель вызвал гнев императора и был отправлен в ссылку. Он не добрался до места ссылки, скончался в пути, произнеся последние слова: «Слава Богу за все».
Златоуст почитается как великий христианский проповедник и писатель, автор множества книг, бесед и толкования на Священное Писание. На Литургии большую часть года звучит Евхаристический канон Иоанна Златоуста.
Три святителя были очень разными, но каждый в своих трудах заповедал нам почитание Святой Троицы, и в тропарях службы их самих именуют «земной троицей». Потому память святителей празднуют в один день.
Православные традиции, связанные с Собором
Благочестивая традиция предписывает в этот день не заниматься физической работой (в древности женщинам запрещалось прясть). Нельзя ссориться и злословить, нужно примириться с теми, с кем были в ссоре или вражде. Можно собраться вместе с друзьями. И, конечно, следует посетить храм и помолиться Трем Святителям.
Соборный праздник Трех великих Святителей дает нам возможность вспомнить всех, кто служит Господу через Слово, кто проповедует истину через свои сочинения или самой жизнью, отдать дань памяти Отцам Церкви.
Марина Рогова
Полезное видео
Проповедь
Проповедь читает митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл. 12 Февраля 2013 года в храме в честь Трёх Святителей Великих (г. Ульяновск)
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Приблизительное время чтения: 8 мин.
12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом.
Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.
То общее, что их объединяло – это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии.
Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».
Как возник праздник
Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти:
«Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Димитрий Ростовский
Учение о Троице
Святая Троица (Гостеприимство Авраамово). Богоматерь Одигитрия. Икона-таблетка. 1484-1504г; Россия. Новгород Великий; XV в. ruicon.ru
Жизнь всех трёх святителей была полна тревог и испытаний. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи – в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря (Пицунда, ныне в Абхазии). Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были – «слава Богу за всё!». Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа.
Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р.Х., империю сотрясали споры с арианами. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе омоусия), но лишь подобосущен Ему (греч. ὅμοιος, омиусия). Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице».
Споры о Троице вдруг захватили всех – так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер. Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом. Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т.д.
В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» (сущность Бога) и «ипостасис», или между «фюсис» (природа Бога) и «просопон» (Лица Троицы). В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа (сущность Бога) как общее, а ипостасис (Лицо) как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис. Как в книге «Вселенские соборы» пишет А.В. Карташев, «этот памятник («Επειδή πολλοί»… от 369 или 370 г.) составляет краеугольный камень нашей научно-догматической техники. Словом, опуская все подробности (предполагая их известными из Патристики), Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь».
Философия – служанка богословия
Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн». И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Про него с его другом Григорием Богословом также рассказывали, что они во время учебы в Академии в Афинах знали лишь две дороги: в учебные аудитории и в храм.
Однако те же великие каппадокийцпы в целом противостояли рационалистической тенденции в богословии. Та стремилась подчинить «юродство апостольской проповеди о Христе Распятом», что «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23) высшему философскому истолкованию и уйти от острых апорий православной троичной догматики. Однако главный интерес православных богословов было дело спасения человека. Искупление и обожение человека возможны лишь при допущении того, что Бог-сын единосущен Богу-Отцу, и надо иметь мужество признать и принять возникающие в связи с этим острые, непримиримые для несовершенного человеческого разума противоречия. Но в этом выражается и смирение гордого разума, когда философия решается подчиниться вере и богословию, становится, как было сказано позже, их служанкой в интересах спасения человека.
Все три святителя при всей их учености и глубоком знании наук поэтому выше ставили другое, главное – постижение того, что ведет к спасению, и жизнь в соответствии с Божественными Заповедями. Конечно, это общая православная установка, которую разделяли и другие учителя Церкви, и которая и сформировала то Православие (правильное прославление Бога), каким мы его знаем и поныне. Однако у трех святителей она выразилась, может быть, наиболее ярко, и не в последнюю очередь потому, что они не отрицали и положительной роли ученой философии. Неслучайно их так много и как раз на эту тему в своих «Триадах» цитирует великий святитель Григорий Палама, чье богословское творчество окончательно завершило формирование православной догматики. Вот три ярких цитаты каждого из трех вселенских учителей, которые он приводит сразу в первой части первой своей первой Триады под названием «Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками»:
Василий Великий, из Беседы на седьмой псалом: «Мы обнаружили два смысла, обозначаемых словом истина. Один — постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой – верное знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира. Истина, содействующая спасению, живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему; а если мы не будем знать истину о земле к о море, о звездах и об их движении и скорости, то это ничуть не помешает нам получить обетованное блаженство».
Иоанн Златоуст, из «Толкования святого Евангелия по Матфею»: «Чего внешние мудрецы никогда не могли увидеть и во сне, то рыбаки и простецы объявляют нам с полной достоверностью; оставив землю, они говорят все о небесном, неся нам иную жизнь и иное существование, иную свободу, иное служение и иной мир и все вообще изменяя — не как Платон, или Зенон, или какой-нибудь еще составитель законов, потому что все такие прямо показали, что их души вдохновлялись злым духом, неким свирепым демоном, враждебным нашей природе. И эти рыбари с верою философствуют о Боге такое, чего никогда никто из тех не смог и помыслить, поэтому философствование тех философов пропало и погибло, и по справедливости: ведь все это внушили демоны. Итак, оно исчезло и презирается как ничтожнейшая из паутин, скорее же как нечто смехотворное, бесчинное, таящее в себе великий мрак и непотребство; но не такова наша философия».
Святой Григорий Богослов: «Первая мудрость – жизнь похвальная и очищенная Богом или очищаемая Им, Пречистым и Пресветлым, требующим от нас одной только жертвы очищения. Первая мудрость — презирать мудрость, которая в словесных рассуждениях, в извивах речи, в двусмысленных и излишних противоположениях. Ту мудрость я восхваляю и той жажду, которой рыбаки поймали сетями евангельскими вселенную, победив упраздненную мудрость своим совершенным и прямым словом».
Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4
Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:
Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Кондак святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 2
Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.
Перевод:
Священных и Богогласных проповедников, высших из учителей, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды и подвиг их признал Ты высшими всякой жертвы, Один, Прославляющий святых Твоих.
Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вши и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии
Тропарь Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии, глас 1
Гла́с апо́стола Па́вла услы́шавша глаго́лющ: мы́ юро́ди Христа́ ра́ди, рабы́ Твои́, Христе́ Бо́же, Пелаги́я, Параске́ва и Мари́я, юро́ди бы́ша на земли́ Тебе́ ра́ди; те́мже, па́мять и́х почита́юще, Тебе́ мо́лим: Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Слова апостола Павла услышав: «Мы безумны Христа ради» (1Кор.4:10), рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юродивыми были на земле ради Тебя, потому, память их почитая, Тебя молим: «Господи, спаси души наши».
Кондак Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии, глас 8
Вы́шния красоты́ возжеле́вша, ни́жния сла́сти теле́сныя то́щно оста́вили есте́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра, а́нгельское житие́ проходя́ща, сконча́вшася, Пелаги́е, Параске́во и Мари́е блаже́нныя: Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о все́х на́с.
Перевод:
Небесной красоты желая, земные телесные наслаждения вы усердно оставили, в нестяжании суетного мира ангельскую жизнь проживая, скончались Пелагия, Параскева и Мария блаженные: Христа Бога молите непрестанно обо всех нас.
Величание Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии
Ублажа́ем ва́с, святы́я блаже́нныя ма́тери на́ша Пелаги́е, Параске́во и Мари́е, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.
Преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах
Тропарь преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4
Преподо́бне о́тче Зино́не,/ преподо́бне и че́стне житие́ твое́ на земли́ препроводи́вый/ и тем Бо́гови по премно́гу благоугоди́вый,/ моли́ о нас,// чту́щих па́мять твою́.
Перевод:
Преподобный отче Зинон, благочестивую и святую жизнь на земле проводивший и тем Богу весьма угодивший, моли о нас, почитающих память твою.
Кондак преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 8
Восхваля́яся днесь, преподо́бне Зино́не,/ я́ко преподо́бен во сла́ве,/ и ра́дуяся дави́дски на ло́жи свое́м во Ца́рствии Небе́снем,// не премолчи́ о нас мольбу́ принести́ ко Го́споду.
Перевод:
Торжествуя сегодня, преподобный Зинон, как преподобный во славе, и радуясь, подобно Давиду на ложе своем, в Царстве Небесном, не промолчи и прошение о нас принеси ко Господу.
В субботу, всем святым
Тропарь в субботу, всем святым, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод:
Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак в субботу, всем святым, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод:
Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Тропарь в субботу, за умерших, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод:
Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Кондак в субботу, за умерших, глас 8
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
Перевод:
Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
12 февраля православная церковь празднует Собор трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
История
Мудрые деятели своего времени
Василий Великий,
Григорий Богослов и Иоанн Златоуст отмечены в истории во второй половине IV века.
Всю свою жизнь они провели, трактуя основные мысли христинства. Именно на их разговорах и житье построены догмы современной Православной церкви. Полное название
праздника — Собор Вселенских учителей и святителей.
ПО ТЕМЕ
Связавшие однажды свою жизнь с церковью, почитаемые боролись с неправильным толкованием христинства и разъясняли
основы понимания веры. При этом, трое святых были тесно связаны друг с другом. Так, выбирая в
Константинополе Вселенского Учителя Церкви, митрополит Евхаитский Иоанн заявил:
нет среди трех умнейшего или главного, святые равны между собой. А значит и учителей следует оставить в таком порядке.
Традиции и
приметы
За дверь
выставляли давно неношенную обувь, чтобы вернуть в семью благополучие и счастье.
12 февраля
накрывали на стол и приглашали близких разделить трапезу. Обязательно подавали мясные блюда.
Считалось, что если заяц забежит
во двор, то погода в конце зимы будет сильно испорчена.
А если снегирь
запел скрипучую песню, будет вьюга.
Какие запреты соблюдают 12 февраля
В этот день
женщинам не стоит прясть, а также вязать и стирать. Мужчинам же нельзя было
отправляться на охоту.
12 февраля не отправляли охотников за пределы обитаемой местности. В лесу был очень высокий риск попасть на агрессивное животное. Они нападали на людей.
Нельзя ссориться
с близкими, ревновать и ругаться. Лучше наоборот — наладить отношения с давними
друзьями.
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная
Церковь празднует память святых Вселенских учителей и
святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества
— это день Образования и Просвещения, праздник всех
учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В
России в домовых храмах духовных школ и университетов в
этот день по традиции совершается необычное последование
– многие молитвы и песнопения исполняются
по-гречески.
Три
Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух
культур – гигантов, античной и византийской, и
стояли в центре великой мировоззренческой
трансформации, которая происходила на территории всей
Римской империи. Они стали свидетелями решающего для
судеб христианства IV века момента столкновения
языческой и христианской традиций, и наступления
новой эпохи, завершившей духовные искания
позднеантичного общества. В смуте и борениях
перерождался старый мир. Последовательное издание
ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.),
запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие
языческих храмов и запрет под страхом смертной казни
и конфискации имущества посещать их (353 г.) были
бессильны перед тем, что сразу же за церковной
оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще
действовали языческие храмы, учили языческие учителя.
Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно
живому трупу, гниение которого началось, когда
поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась
от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы
живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха
всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей,
обусловленных поиском нового духовного идеала в
восточных мистических культах орфиков, митраистов,
халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой
умозрительной неоплатонической философии, в религии
гедонизма — плотского наслаждения без границ –
каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом
схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем
Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой
нравственности, принимать участие в решении вопроса о
Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать
Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти
мучеников и церковные праздники, активно заниматься
общественной деятельностью, возглавлять епископские
кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня
Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых
– анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном
Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились
Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и
вечернем правиле. Студенты и выпускники классического
отделения филологического факультета Университета могут с
радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и
Василий Великий в свое время также получили классическое
образование в Афинском университете и изучали античную
словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в
шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав
то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца
обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у
истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске
нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко
черпали образы из их произведений. Так, строки первого
ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век)
«Христос раждается, славите. Христос с небес,
срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви
вся земля…», звучащего в храмах начиная с
подготовительного к празднику периода Рождественского
поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на
Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя
более точные личностные определения: Великий –
величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только
трое подвижников за всю христианскую историю были
удостоены этого именования – возлюбленный ученик
Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон
Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта
скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели
догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и
мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и
блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают
понять, как происходило взаимодействие античного наследия
c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты
римского общества, как закладывались основы единения веры
и разума, науки, образованности, не противоречащего
подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали
святители светской культуры, но призывали изучать ее,
«уподобляясь пчелам», которые садятся не на
все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все
стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело,
прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К
юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий
праздник стали отмечать гораздо позднее – только с
XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали
и раньше, но в XI веке произошла вот какая история.
Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в
cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30
января, в царствование византийского императора Алексея
Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице
Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о
значимости Трех Святителей в среде «самых
образованных и искуснейших в красноречии людей».
Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория
Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи
явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому,
выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях
сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы
читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю),
заявили о своем равенстве пред Господом, повелели
праздновать их память в один день и сочинить гимны для
общего последования. После видения Мавропод составил
службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в
этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов —
25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ
составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает
сомнение. Он не встречается в других византийских
источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во
время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже
вошло в сокровищницу церковного Предания.
Три святителя в византийских литературных
источниках
Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами
в Византии. Из сохранившихся источников, литературных,
изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку
уже сформировалось представление о них как о едином целом.
В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о
видении сарацину приносимого в жертву Христа во время
Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в
Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца
священник отвечал, что даже «великие и пречудные
отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий
Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не
видели страшного этого и ужасного таинства».
Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI
вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных
книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в
ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия,
и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая,
кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три
Святителя – совершенно особенная тема, которой
посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы,
два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не
устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи:
такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор,
патриарх Константинопольский, Герман, патриарх
Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх
Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ
Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул
(XIV в.).
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях,
Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих
богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр.,
в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136
г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его
супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на
праздник «святых Василия, Богослова и
Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков
греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих
службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена
и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается
лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из
эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей,
подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех
Святителей упоминается в Уставе константинопольского
монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного
императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей
находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского
монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне
входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй
половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги
библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на
которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В
византийской храмовой декорации встречаются изображения
Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со
времен византийского императора Константина Мономаха
(1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050),
в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С
распространением синаксарной легенды в XIV в. связано
появление уникального иконографического сюжета
«Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский
перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви
Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция),
роспись которой датируется 1366 г.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских,
Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а
в древнерусские — с конца XIV в.
«Похвала» Мавропода и служба с синаксарем
попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую —
на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые
изображения — псковская икона Три Святителя с св.
Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения
храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех
Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим
посвящением).
К происхождению праздника
В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем
Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их
борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом
даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св.
Троице – «Во единой Троице трегубо
богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа
единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость
еретических движений «тает, словно воск, пред лицем
огня» святительских речей. И в
«Похвале», и в канонах Три Святителя
изображены как некое догматическое всеоружие Православной
Церкви, их учения автор называет «третьим
заветом». Обращение к их троическому богословию,
т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте
схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви
западной (католической), одним из нововведений которой
было Filioque (“и от Сына” –
католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и
«Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение
святителями еретических движений, поминание их
многочисленных «трудов и болезней», которые
они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом
борящеся» т.о. можно понять как использование
догматических сочинений святителей в борьбе с
заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения
внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно
найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н.
антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских
полемических трактатов часто подтверждают сказанное
цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей
является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим.
Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в
своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так
высказывается о латинствующих: «Святыя и великия
отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория,
Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их
приемлют». В «Стязании с Латиною»
Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании
Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру
Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к
Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В
«Повести Симеона суздальского о восьмом
(флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была
подписана Уния (объединение) Католической и Православной
Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший
ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с
Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и
святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко
всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и
веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка
ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и
Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне
святый Марко подобен им».
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного
почитания, мог быть окончательно сформирован и официально
введен в богослужебный церковный год в придворных кругах
Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер
по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их
богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью
как твердая основа православной веры, необходимая в дни
духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной
борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в
церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник,
сочинены каноны, стихотворные эпиграммы,
«Похвала» Мавропода, появились первые
изображения. Возможно, именно этот сюжет стал
дополнительной причиной установления праздника Трех
Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в
конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей
версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким
образом прекращение споров о риторических достоинствах
иерархов.
https://ria.ru/20190211/1550729208.html
12 февраля: Собор трех святителей
12 февраля: Собор трех святителей — РИА Новости, 15.03.2021
12 февраля: Собор трех святителей
12 февраля православные верующие празднуют Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
2019-02-11T12:39
2019-02-11T12:39
2021-03-15T14:16
календарь праздников — религия и мировоззрение
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1550729208.jpg?1615807011
Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна ЗлатоустаСоборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века, когда в Константинополе шли споры, кто из них главнее. Память каждого из них по-отдельности праздновали и раньше, но, по преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, выдающемуся духовному поэту того времени, они явились все вместе и засвидетельствовали, что перед Богом они равны. После этого видения Мавропод составил им общую службу на 30 января (12 февраля по новому стилю), так как все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1 (14) января, Григорий Богослов — 25 января (7 февраля), а перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27 января (9 февраля).С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется общая служба трем святителям. К этому времени для многих византийских авторов они уже представлялись единым целым. Так Иоанн Мавропод еще в XI веке посвятил им два песенных канона, несколько стихотворений и «Похвалу». Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из сохранившихся до наших дней — в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году, хранящейся в Британском Музее.В значительной мере это было связано с тем, что их богословские сочинения, они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений.Эти три святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в чистой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ.В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Православная церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом.Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащих подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. «К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями»).В месяцесловы южнославянских церквей память трех святителей вошла позже — с XIV века, а в древнерусские — с конца XIV-го. Тогда же появились первые их общие изображения — псковская икона «Три святителя со святой Параскевой» (XV век) — и посвященные им храмы.
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
религия
Календарь праздников — Религия и мировоззрение, Религия
12:39 11.02.2019 (обновлено: 14:16 15.03.2021)
12 февраля православные верующие празднуют Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века, когда в Константинополе шли споры, кто из них главнее. Память каждого из них по-отдельности праздновали и раньше, но, по преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, выдающемуся духовному поэту того времени, они явились все вместе и засвидетельствовали, что перед Богом они равны. После этого видения Мавропод составил им общую службу на 30 января (12 февраля по новому стилю), так как все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1 (14) января, Григорий Богослов — 25 января (7 февраля), а перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27 января (9 февраля).
С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется общая служба трем святителям. К этому времени для многих византийских авторов они уже представлялись единым целым. Так Иоанн Мавропод еще в XI веке посвятил им два песенных канона, несколько стихотворений и «Похвалу». Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из сохранившихся до наших дней — в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году, хранящейся в Британском Музее.
В значительной мере это было связано с тем, что их богословские сочинения, они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений.
Эти три святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в чистой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ.
В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Православная церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом.
Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащих подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. «К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями»).
В месяцесловы южнославянских церквей память трех святителей вошла позже — с XIV века, а в древнерусские — с конца XIV-го. Тогда же появились первые их общие изображения — псковская икона «Три святителя со святой Параскевой» (XV век) — и посвященные им храмы.
Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.
Содержание
- Почитание трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон
- Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы
- Храмы на Руси в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.
30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».
Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон
Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.
Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.
Кондак, гласъ, в7.
Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.
Библиотека Русской веры
Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту →
Читать онлайн
Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы
Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.
В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.
Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).
В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.
В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.
В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».
О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.
Православные христиане 12 февраля чтят память сразу трех святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Этот день верующие называют Собором трех святителей или Трехсвятием.
Трехсвятие или Васильев день
История праздника восходит ко временам правления византийского императора Алексея I Комнина. В XI–XII веках в Константинополе шли оживленные споры о первенстве между отцами церкви. Верующие не могли определиться, кто из трех святителей важнее.
Остановить дискуссии смог святой Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский. Ночью ему явились Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Они сказали священнослужителю, что все трое равны перед Богом и попросили чтить их память в один день. С тех пор традиция устоялась.
Молитва на Трехсвятие
Перед тем как прочесть молитву, нужно очистить голову от мирских забот. Затем обратитесь к иконе Троицы и помолитесь Трем Святым: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
У Василия Великого традиционно просят избавления от зол и искушений. Считается, что он может укрепить человеческий дух и его целомудрие. Особенно обратиться к нему следует тем, кто носит имя Василий.
Григорию Богослову молятся о наставлении на православный путь, чтобы человек освоил молитвы и перестал быть иноверцем. К этому святому часто обращались за тем, чтобы вразумить сектантов и раскольников.
Иоанну Златоусту молятся о том, чтобы он уберег человека от обмана. Считается, что он одухотворяет верующих и помогает им не сбиться с правильного пути, пишет utro.ru.
Что можно делать 12 февраля
На праздник хозяйки всегда затевали уборку в доме. Они начинали мыть полы, протирать пыль и совершать перестановки в квартире. Считалось, что таким образом можно привлечь в свою жизнь удачу и благополучие. Также 12 февраля девушки пытались приворожить возлюбленного, если он не обращал на них внимание. Для этого они вешали на деревья разноцветные ленты и называли имя того, чье внимание хотели бы получить.
Еще одной интересной традицией в этот день было примирение. Как правило, все верующие стремились сгладить конфликты с домочадцами и извиниться за свои проступки. Праздник было принято проводить в кругу семьи. Шумные гулянья, как правило, в этот день не проводились.
Что нельзя делать 12 февраля
По народному поверью, в этот день нельзя было прясть и вязать. Потому в старину его называют днем трех святителей-непрядильщиков. На Руси верили, что у того, кто нарушит запрет, долгое время будут болеть руки и ноги.
Также 12 февраля категорически запрещалось выходить на долгую прогулку в лес. Считалось, что в этот день там сосредоточена мистическая энергетика, которую лучше остерегаться. Кроме того, на праздник люди старались остерегаться бездомных собак. Считалось, что в них может вселиться дух волка, из-за чего животное может агрессивно себя вести.
Нельзя было в этот день надевать одежду красного цвета. Этот цвет зачастую является символом не только страсти, но и злости, которую нельзя было проявлять в православный праздник.
Приметы на Трехсвятие
- Солнце садится в облака — к метели;
- Красный месяц на небе — к сильным ветрам;
- Снегирь скрипит — к снегу;
- Ветер дует — к похолоданию.
Почему Трехсвятие называли звериным свадебником
На Трехсвятие у многих животных начинается брачный период. Они образуют пары, а самцы борются за внимание самки. Поэтому Трехсвятие еще называют звериным свадебником. Люди, в свою очередь, выходили на охоту за потерявшими бдительность лесными жителями. 12 февраля на столы подавали дичь и блюда из дикого вепря.
Ранее 5-tv.ru рассказывал про День святого Лаврентия.
12 февраля 2009 г. 00:00
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена (1), который принял царскую власть после Никифора Ботаниата (2), был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.
Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.
Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.
Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью (3). Они сказали ему едиными устами:
— Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством (4). В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви.
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своей святой жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе 12 лет, утверждая Православие. Пожив затем малое время на Патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, будучи 60 лет, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил 60 лет; пастырем Христовой Церкви был 6 лет.
Примечания:
1. Византийский император Алексей I Комнен царствовал 1081-1108 гг.
2. Никифор III Ботаниат царствовал 1078-1081 гг.
3. Иоанн, митрополит Евхаитский — один из замечательных церковных писателей и песнописцев восточной Церкви XI века (скончался в конце XI века). Он написал множество сочинений. Из них известны: 1) похвальные слова, числом до 15, между которыми замечательны: два слова на День воспоминания победы над Святославом, князем русским, три слова на память святого великомученика Феодора Тирона, слова похвальные трем Святителям; 2) стихи и церковные песнопения: из числа последних полная служба трем Святителям, канон Ангелу Хранителю, два канона святому Феодору Тирону, до сих остаются в церковных службах. В службах же помещены: из числа 27 его канонов Спасителю — один канон Сладчайшему Иисусу; из числа 67 канонов Богородице — шесть; из числа 11-ти канонов Предтече — два.
4. Праздник в честь трех вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого установлен в 1084 году.
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
12 февраля (30 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда седмицы о мытаре и фарисее (первой из трёх недель подготовки к Великому посту). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также память многих святых, 11 из которых известны по именам. Далее коротко расскажем о них.
* * *
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Этот православный праздник был установлен в Ромейском царстве (Византийской империи) в XI столетии при императоре Алексее I Комнине. В течение нескольких веков велись богословские дискуссии о том, кто из этих трёх Отцов и учителей Церкви, великих богословов-догматистов, первенствует, пока в 1084 году от Рождества Христова митрополиту Иоанну Евхаитскому не явились все трое и не указали основать праздник в их честь. Вот как описывается это событие и непосредственно слова святителей в житийных «Четьих минеях»:
Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы Вселенной. Ввиду этого соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство…
* * *
Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия-дева и другие 20 мучеников. Святые, пострадавшие за Христа и Его Церковь в III столетии. Святой Кенсорин был высокопоставленным чиновником при императоре-язычнике Клавдии II, царствовавшем в Римской империи в 268-270 годах от Рождества Христова. Будущий страдалец тайно исповедовал христианство, но из-за доноса это открылось. Мученик Кенсорин был схвачен и во время допроса и пыток исповедал свою веру во Христа, Именем Которого публично воскресил умершего, после чего 20 стражников также приняли христианство и мученические венцы. Вместе с ними была казнена и дева-христианка Хрисия, а затем и обличивший это беззаконие Римский епископ Ипполит.
Священномученик Ипполит. Фото: www.pravoslavie.ru
Блаженная Пелагия (Серебренникова) Дивеевская, Христа ради юродивая. Первая из трёх прославленных в лике святых в числе блаженных Серафимо-Дивеевского монастыря. Совершала духовные подвиги по завету преподобного Серафима Саровского, приняв на себя мнимое безумие – юродство Христа ради. После смерти батюшки духовно оберегала сестёр Дивеевской обители. Отошла ко Господу в 75-летнем возрасте в 1884 году. Мощи блаженной Пелагии были обретены после её прославления в 2004 году.
Блаженная Пелагия Дивеевская. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Зинон Каппадокийский. Святой второй половины IV – начала V столетий, ученик святителя Василия Великого. Святой Зинон был римским воином, решившим посвятить себя служению Господу и Его Церкви, ради чего оставившим службу. Сорок лет он провёл в молитвенном уединении в пещере близ Антиохии, лишь по воскресным дням выходя в мир ради посещения храма и Причащения Святых Христовых Таин.
Мученик Феофил Новый. Военачальник Ромейского царства (Византийской империи), захваченный в плен арабами и казнённый за отказ предать христианскую веру в 784 году от Рождества Христова.
Благоверный Петр, царь Болгарский. Святой Болгарской Православной Церкви X столетия, христолюбивый и благоверный правитель Болгарского царства, духовное чадо преподобного Иоанна Рыльского. Именно святой Петр добился от Константинопольского Патриархата самостоятельности Болгарской Церкви, а также победил богомильскую ересь. Отошёл ко Господу в 967 году от Рождества Христова.
Преподобный Зинон, постник Печерский. Русский святой XIV столетия, насельник знаменитой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Прославился своим сугубым постничеством и другими духовными подвигами.
Священномученик Владимир Хрищенович, пресвитер (1933); мученик Стефан Наливайко (1945). Православные священник и мирянин, пострадавшие за веру в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Дзен
Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.