При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу – Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Составитель – иеромонах Макарий (Симонопетрский),
адаптированный русский перевод – изд-во Сретенского монастыря
Источник: http://www.pravoslavie.ru
См. также: «Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Трехсвятие
Дата в 2023 году: | 12 февраля , воскресенье |
Другие названия: | Васильев день; Василий; Василий Великий; Василий теплый; звериный свадебник; звериный праздник | |
Церковное название: | Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | |
Значение: | Почтение памяти трех вселенских учителей | |
Традиции: | Приготовление блюд из добытой дичи; запрещено прясть |
Трехсвятие отмечается 12 февраля 2023 года (по старому стилю – 30 января). В церковном календаре – это соборный праздник в честь трех главных мировых учителей, отцов Православной Церкви.
В народе его прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами.
Содержание статьи
- История праздника
- Традиции и обряды
- Приметы
История праздника
В X столетии нашей эры в городе Константинополе произошел раскол веры. Просвещенные в вопросах веры мужи разделились на три противоборствующих лагеря. Причиной жаркого спора явились трое выдающихся отцов Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.
Каждый из трех враждующих лагерей старался доказать, что святой, которому они отдают предпочтение, важнее двух остальных. Вскоре эти распри поглотили всех жителей города. Повсюду разгорались несмолкаемые споры и ссоры, которым не было видно ни конца, ни края.
Спор разрешили сами святые. Однажды глубокой ночью они все, сперва по очереди, а потом вместе, явились во сне митрополиту Евхаитинскому. Отцы Церкви объяснили, что ошибка людей в том, что они пытаются разъединить святых, являющихся единым целым. Поэтому лучше совершать память о них в один день. Так и появился праздник Трехсвятие.
Традиции и обряды
В народе праздник принято отмечать свежей дичью или блюдами из птицы. Такое застолье не обходится без охотничьих баек.
В этот день нельзя заниматься пряжей.
Приметы
Если вороны громко кричат под самым домом и пытаются укрыться под стрехой амбара, значит, скоро будет вьюга.
Если на снегу видны следы полевых мышей, то скоро будет потепление.
Волки воют – жди похолодания.
Какого числа Трехсвятие в 2024, 2025, 2026 году
2024 | 2025 | 2026 |
---|---|---|
12 февраляПн | 12 февраляСр | 12 февраляЧт |
Другие праздники
Праздники России
Читать ~2 мин.
Сколько просмотров за сегодня: 39
Сколько всего было просмотров: 15185
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная
Церковь празднует память святых Вселенских учителей и
святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества
— это день Образования и Просвещения, праздник всех
учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В
России в домовых храмах духовных школ и университетов в
этот день по традиции совершается необычное последование
– многие молитвы и песнопения исполняются
по-гречески.
Три
Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух
культур – гигантов, античной и византийской, и
стояли в центре великой мировоззренческой
трансформации, которая происходила на территории всей
Римской империи. Они стали свидетелями решающего для
судеб христианства IV века момента столкновения
языческой и христианской традиций, и наступления
новой эпохи, завершившей духовные искания
позднеантичного общества. В смуте и борениях
перерождался старый мир. Последовательное издание
ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.),
запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие
языческих храмов и запрет под страхом смертной казни
и конфискации имущества посещать их (353 г.) были
бессильны перед тем, что сразу же за церковной
оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще
действовали языческие храмы, учили языческие учителя.
Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно
живому трупу, гниение которого началось, когда
поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась
от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы
живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха
всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей,
обусловленных поиском нового духовного идеала в
восточных мистических культах орфиков, митраистов,
халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой
умозрительной неоплатонической философии, в религии
гедонизма — плотского наслаждения без границ –
каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом
схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем
Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой
нравственности, принимать участие в решении вопроса о
Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать
Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти
мучеников и церковные праздники, активно заниматься
общественной деятельностью, возглавлять епископские
кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня
Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых
– анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном
Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились
Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и
вечернем правиле. Студенты и выпускники классического
отделения филологического факультета Университета могут с
радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и
Василий Великий в свое время также получили классическое
образование в Афинском университете и изучали античную
словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в
шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав
то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца
обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у
истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске
нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко
черпали образы из их произведений. Так, строки первого
ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век)
«Христос раждается, славите. Христос с небес,
срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви
вся земля…», звучащего в храмах начиная с
подготовительного к празднику периода Рождественского
поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на
Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя
более точные личностные определения: Великий –
величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только
трое подвижников за всю христианскую историю были
удостоены этого именования – возлюбленный ученик
Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон
Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта
скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели
догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и
мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и
блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают
понять, как происходило взаимодействие античного наследия
c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты
римского общества, как закладывались основы единения веры
и разума, науки, образованности, не противоречащего
подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали
святители светской культуры, но призывали изучать ее,
«уподобляясь пчелам», которые садятся не на
все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все
стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело,
прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К
юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий
праздник стали отмечать гораздо позднее – только с
XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали
и раньше, но в XI веке произошла вот какая история.
Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в
cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30
января, в царствование византийского императора Алексея
Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице
Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о
значимости Трех Святителей в среде «самых
образованных и искуснейших в красноречии людей».
Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория
Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи
явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому,
выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях
сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы
читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю),
заявили о своем равенстве пред Господом, повелели
праздновать их память в один день и сочинить гимны для
общего последования. После видения Мавропод составил
службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в
этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов —
25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ
составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает
сомнение. Он не встречается в других византийских
источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во
время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже
вошло в сокровищницу церковного Предания.
Три святителя в византийских литературных
источниках
Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами
в Византии. Из сохранившихся источников, литературных,
изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку
уже сформировалось представление о них как о едином целом.
В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о
видении сарацину приносимого в жертву Христа во время
Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в
Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца
священник отвечал, что даже «великие и пречудные
отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий
Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не
видели страшного этого и ужасного таинства».
Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI
вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных
книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в
ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия,
и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая,
кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три
Святителя – совершенно особенная тема, которой
посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы,
два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не
устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи:
такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор,
патриарх Константинопольский, Герман, патриарх
Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх
Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ
Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул
(XIV в.).
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях,
Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих
богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр.,
в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136
г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его
супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на
праздник «святых Василия, Богослова и
Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков
греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих
службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена
и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается
лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из
эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей,
подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех
Святителей упоминается в Уставе константинопольского
монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного
императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей
находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского
монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне
входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй
половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги
библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на
которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В
византийской храмовой декорации встречаются изображения
Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со
времен византийского императора Константина Мономаха
(1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050),
в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С
распространением синаксарной легенды в XIV в. связано
появление уникального иконографического сюжета
«Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский
перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви
Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция),
роспись которой датируется 1366 г.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских,
Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а
в древнерусские — с конца XIV в.
«Похвала» Мавропода и служба с синаксарем
попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую —
на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые
изображения — псковская икона Три Святителя с св.
Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения
храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех
Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим
посвящением).
К происхождению праздника
В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем
Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их
борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом
даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св.
Троице – «Во единой Троице трегубо
богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа
единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость
еретических движений «тает, словно воск, пред лицем
огня» святительских речей. И в
«Похвале», и в канонах Три Святителя
изображены как некое догматическое всеоружие Православной
Церкви, их учения автор называет «третьим
заветом». Обращение к их троическому богословию,
т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте
схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви
западной (католической), одним из нововведений которой
было Filioque (“и от Сына” –
католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и
«Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение
святителями еретических движений, поминание их
многочисленных «трудов и болезней», которые
они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом
борящеся» т.о. можно понять как использование
догматических сочинений святителей в борьбе с
заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения
внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно
найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н.
антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских
полемических трактатов часто подтверждают сказанное
цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей
является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим.
Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в
своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так
высказывается о латинствующих: «Святыя и великия
отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория,
Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их
приемлют». В «Стязании с Латиною»
Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании
Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру
Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к
Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В
«Повести Симеона суздальского о восьмом
(флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была
подписана Уния (объединение) Католической и Православной
Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший
ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с
Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и
святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко
всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и
веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка
ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и
Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне
святый Марко подобен им».
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного
почитания, мог быть окончательно сформирован и официально
введен в богослужебный церковный год в придворных кругах
Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер
по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их
богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью
как твердая основа православной веры, необходимая в дни
духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной
борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в
церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник,
сочинены каноны, стихотворные эпиграммы,
«Похвала» Мавропода, появились первые
изображения. Возможно, именно этот сюжет стал
дополнительной причиной установления праздника Трех
Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в
конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей
версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким
образом прекращение споров о риторических достоинствах
иерархов.
Приблизительное время чтения: 8 мин.
12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом.
Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.
То общее, что их объединяло – это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии.
Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».
Как возник праздник
Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти:
«Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Димитрий Ростовский
Учение о Троице
Святая Троица (Гостеприимство Авраамово). Богоматерь Одигитрия. Икона-таблетка. 1484-1504г; Россия. Новгород Великий; XV в. ruicon.ru
Жизнь всех трёх святителей была полна тревог и испытаний. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи – в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря (Пицунда, ныне в Абхазии). Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были – «слава Богу за всё!». Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа.
Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р.Х., империю сотрясали споры с арианами. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе омоусия), но лишь подобосущен Ему (греч. ὅμοιος, омиусия). Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице».
Споры о Троице вдруг захватили всех – так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».
Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер. Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом. Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т.д.
В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» (сущность Бога) и «ипостасис», или между «фюсис» (природа Бога) и «просопон» (Лица Троицы). В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа (сущность Бога) как общее, а ипостасис (Лицо) как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис. Как в книге «Вселенские соборы» пишет А.В. Карташев, «этот памятник («Επειδή πολλοί»… от 369 или 370 г.) составляет краеугольный камень нашей научно-догматической техники. Словом, опуская все подробности (предполагая их известными из Патристики), Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь».
Философия – служанка богословия
Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн». И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Про него с его другом Григорием Богословом также рассказывали, что они во время учебы в Академии в Афинах знали лишь две дороги: в учебные аудитории и в храм.
Однако те же великие каппадокийцпы в целом противостояли рационалистической тенденции в богословии. Та стремилась подчинить «юродство апостольской проповеди о Христе Распятом», что «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23) высшему философскому истолкованию и уйти от острых апорий православной троичной догматики. Однако главный интерес православных богословов было дело спасения человека. Искупление и обожение человека возможны лишь при допущении того, что Бог-сын единосущен Богу-Отцу, и надо иметь мужество признать и принять возникающие в связи с этим острые, непримиримые для несовершенного человеческого разума противоречия. Но в этом выражается и смирение гордого разума, когда философия решается подчиниться вере и богословию, становится, как было сказано позже, их служанкой в интересах спасения человека.
Все три святителя при всей их учености и глубоком знании наук поэтому выше ставили другое, главное – постижение того, что ведет к спасению, и жизнь в соответствии с Божественными Заповедями. Конечно, это общая православная установка, которую разделяли и другие учителя Церкви, и которая и сформировала то Православие (правильное прославление Бога), каким мы его знаем и поныне. Однако у трех святителей она выразилась, может быть, наиболее ярко, и не в последнюю очередь потому, что они не отрицали и положительной роли ученой философии. Неслучайно их так много и как раз на эту тему в своих «Триадах» цитирует великий святитель Григорий Палама, чье богословское творчество окончательно завершило формирование православной догматики. Вот три ярких цитаты каждого из трех вселенских учителей, которые он приводит сразу в первой части первой своей первой Триады под названием «Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками»:
Василий Великий, из Беседы на седьмой псалом: «Мы обнаружили два смысла, обозначаемых словом истина. Один — постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой – верное знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира. Истина, содействующая спасению, живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему; а если мы не будем знать истину о земле к о море, о звездах и об их движении и скорости, то это ничуть не помешает нам получить обетованное блаженство».
Иоанн Златоуст, из «Толкования святого Евангелия по Матфею»: «Чего внешние мудрецы никогда не могли увидеть и во сне, то рыбаки и простецы объявляют нам с полной достоверностью; оставив землю, они говорят все о небесном, неся нам иную жизнь и иное существование, иную свободу, иное служение и иной мир и все вообще изменяя — не как Платон, или Зенон, или какой-нибудь еще составитель законов, потому что все такие прямо показали, что их души вдохновлялись злым духом, неким свирепым демоном, враждебным нашей природе. И эти рыбари с верою философствуют о Боге такое, чего никогда никто из тех не смог и помыслить, поэтому философствование тех философов пропало и погибло, и по справедливости: ведь все это внушили демоны. Итак, оно исчезло и презирается как ничтожнейшая из паутин, скорее же как нечто смехотворное, бесчинное, таящее в себе великий мрак и непотребство; но не такова наша философия».
Святой Григорий Богослов: «Первая мудрость – жизнь похвальная и очищенная Богом или очищаемая Им, Пречистым и Пресветлым, требующим от нас одной только жертвы очищения. Первая мудрость — презирать мудрость, которая в словесных рассуждениях, в извивах речи, в двусмысленных и излишних противоположениях. Ту мудрость я восхваляю и той жажду, которой рыбаки поймали сетями евангельскими вселенную, победив упраздненную мудрость своим совершенным и прямым словом».
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В 1084 году святителю Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаидскому, приснился удивительный сон. Во сне ему явились три отца Церкви, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Три столпа христианства обратились к митрополиту с речами. Они просили установить для них совместный день памяти.
Содержание страницы
- 12 февраля – день памяти святых
- История и значение празднования
- Полезные материалы
- Вселенские учителя
- Василий Великий
- Григорий Богослов
- Иоанн Златоуст
- Православные традиции, связанные с Собором
- Полезное видео
- Проповедь
- Похожие статьи
Дни памяти каждого святителя следуют друг за другом: Иоанна Златоуста 13(26) ноября, Василия Великого 1 (14) января и Григория Богослова 25 января (7 февраля).
Митрополит Иоанн Мавропод погрузился в размышления. Наконец он выбрал день, словно бы венчающий собой дни памяти святителей
Церковью празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – 30 января (12 февраля)
История и значение празднования
Заслуги каждого святителя были столь высоки, что у каждого из отцов церкви появилось множество почитателей и последователей. Люди с большим рвением спорили между собой, кого следует поставить на первое место: святителя Василия Великого, борца с арианской ересью, или Григория, не случайно названного Богословом, поднявшего ум человеческий на недостижимую высоту, или же Иоанна Златоуста, мастера Слова и величайшего из проповедников.
Полезные материалы
Почитатели святителей даже называли себя иоаннитами, василианами, григорианами, они спорили и бранились, забыв в своем непомерном рвении о почтительном отношении к отцам церкви. Наконец в раздоры оказались вовлеченными все жители Константинополя.
Тогда и явились святители митрополиту Иоанну и сказали, что во дни земной жизни каждый в меру дарованного Богом учил, просвещал и направлял к спасению людей, призывал христиан к согласию и единству. Ныне все трое святителей пребывают с Богом и в мире друг с другом. Потому и последователям не нужно спорить о первенстве одного из трех учителей церкви, а следует почитать их едиными перед Господом, создав единую службу.
Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова
Митрополит Иоанн увидел, как трех святителей осиял неземной свет. Они назвали друг друга по именам и вознеслись на небо. А Иоанн Мавропод вышел к народу и рассказал об откровении.
Вселенские учителя
Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов именуются Вселенскими учителями и святителями, потому что от их пастырской мудрости просвещается вся Церковь.
Василий Великий
Десять раз в году совершается Литургия Василия Великого. В формулировку догмата о Святой Троице именно этот святитель внес неоценимый вклад. Василий Великий стоял неколебимой скалой на пути арианской ереси.
Земная жизнь святителя была недолгой, всего сорок девять лет, но за этот срок Василий Великий успел многое. В юности он изучал науки, искусства, риторику, медицину. Следующие годы посвятил монашеству. По настоянию народа принял пост Епископа Кесарии. Стал основателем «Василиад» – так назывались благотворительные общества, которые оказывали помощь малоимущим или больным.
Помимо практической деятельности Василий Великий оставил после себя множество выдающихся трудов, посвященных как догматике, так и монашеству, а также посланий и бесед, проповеди, письма и молитвы. Пятая и шестая молитвы утреннего правила принадлежат Василию Великому, таким образом святитель присутствует в жизни каждого христианина ежедневно.
Во время обучения в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом, они были друзьями всю жизнь. Было между ними еще одно сходство — каждый родом из семьи, подарившей церкви не одного, а многих святых.
Григорий Богослов
После крещения Григорий отправился к своему другу и присоединился к его молитвенным трудам. Живя в первом созданном ими монастыре, вместе они стали авторами «Филокалии» (греч. Φιλοκαλία), сборника духовных произведений, избранных сочинений Оригена.
Более всего Григория Богослова привлекало монашеское уединение. Но церковь находилась в опасности, ее колебали многочисленные ереси. Григорий Богослов сначала принял священнический чин, а впоследствии по просьбе Василия Великого Патриарший престол Константинопольской Церкви. О том, какая обстановка была тогда, свидетельствует такой факт: Пасхальной ночью Григорий Богослов совершал чин крещения. В этот момент в храм проникли еретики, вооруженные палками и камнями. Они набросились на христиан, одного из епископов убили. Григорий Богослов был ранен.
Святитель принимал участие во Втором Вселенском Соборе, боролся с еретиками, обличал императора Юлиана Отступника. Но главным его оружием было Слово. Даже в конце жизни, удалившись в пустыню, Григорий Богослов продолжал утверждать Православие своими трудами.
«Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».
Церковь почтила святителя именем Богослова за изложение учения о Святой Троице и Лице Господа Иисуса Христа.
Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии, где блестяще образованного юношу ждала адвокатская карьера, но Иоанн решил посвятить себя Богу. Епископ Антиохийский Мелетий увидел в нем Божьего служителя и крестил.
Иоанна влекло монашество, он провел несколько лет в пустыне, но подорвал здоровье и был вынужден вернуться в Антиохию. Став диаконом, он занимался попечением о бедняках, затем был рукоположен во священники, а впоследствии занял Константинопольскую кафедру. На этом посту он обличал развращенную знать и заботился о том, чтобы духовенство отличалось скромностью жизни.
Обличив царицу Евдоксию, святитель вызвал гнев императора и был отправлен в ссылку. Он не добрался до места ссылки, скончался в пути, произнеся последние слова: «Слава Богу за все».
Златоуст почитается как великий христианский проповедник и писатель, автор множества книг, бесед и толкования на Священное Писание. На Литургии большую часть года звучит Евхаристический канон Иоанна Златоуста.
Три святителя были очень разными, но каждый в своих трудах заповедал нам почитание Святой Троицы, и в тропарях службы их самих именуют «земной троицей». Потому память святителей празднуют в один день.
Православные традиции, связанные с Собором
Благочестивая традиция предписывает в этот день не заниматься физической работой (в древности женщинам запрещалось прясть). Нельзя ссориться и злословить, нужно примириться с теми, с кем были в ссоре или вражде. Можно собраться вместе с друзьями. И, конечно, следует посетить храм и помолиться Трем Святителям.
Соборный праздник Трех великих Святителей дает нам возможность вспомнить всех, кто служит Господу через Слово, кто проповедует истину через свои сочинения или самой жизнью, отдать дань памяти Отцам Церкви.
Марина Рогова
Полезное видео
Проповедь
Проповедь читает митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл. 12 Февраля 2013 года в храме в честь Трёх Святителей Великих (г. Ульяновск)
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.
Содержание
- Почитание трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон
- Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы
- Храмы на Руси в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.
30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. «Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления. Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».
Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон
Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.
Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.
Кондак, гласъ, в7.
Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.
Библиотека Русской веры
Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту →
Читать онлайн
Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы
Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе. Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.
В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.
Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго
В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).
В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.
В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.
В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».
О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.
Трехсвятие
Дата в 2023 году | 12 февраля 2023 года, Воскресенье |
Церковное название: | Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого |
Значение: | Звери образуют пары, идут бои между самцами, почтение памяти Трех отцов церкви |
Другие названия: | Васильев день, Василий, Василий Великий, Василий теплый, звериный свадебник, звериный праздник |
Традиции: | Приготовление блюд из птицы или дичи, забота о животных, наблюдение за животными |
Трехсвятие, иначе называемое Васильевым днем, отмечается 12 февраля. Праздник посвящен трем главным церковным учителям – Василию Великому (Кесарийскому), Иоанну Златоустому и Григорию Богослову. Эти святые закончили догмат о Троице и, сыграв огромную роль в формировании церковных служений, стали отцами Православной церкви.
История праздника
Писания гласят, что в конце IX веке н.э. в Константинополе происходил раскол православного сообщества: появились три стороны, которые затеяли большой спор, и никак не могли прийти к общему мнению. А «яблоком раздора» стали отцы Православной церкви. Враждующие стороны не могли решить, кто из святых главнее.
И все по-своему были правы: каждый из святых принёс что-то своё, особенное. Василий Кесарийский тонко понимал природу и животных, в глазах сторонников был на ангельской высоте, отречен от всего земного и низменного. Кроме того, именно он организовал монашество, был строг в вопросе чистоты нравов.
Иоанн, константинопольский епископ, помогал людям в понятии божьего слова, умел приводить людей к покаянию и избавлению благодаря своему красноречию. Сторонники считали, что именно такой проповедник должен быть главным святым.
Георгий же считался самым приближенным к Богу благодаря своей мудрости, и большую часть работы над догматом Святой Троицей сторонники приписывали ему.
Вскоре помимо богослужителей в распри стали вступать все граждане города. И тогда святые решили вмешаться. Они пришли во сне к митрополиту Евхаитинскому, Иоанну Мавроподу. Василий, Иоанн и Григорий рассказали митрополиту, что все трое равны, а вернее даже – единое целое, и лучше всего будет сделать один день их общим днём. Проснувшись, Иоанн сообщил волю святых всем священнослужителем и гражданам. Всех участников спора такое решение устроило, и появился праздник Трехсвятие.
По старому календарю Трехсвятие отмечалось 30 января, и эта дата была выбрана неслучайно. После явления трех святых во сне, митрополит Иоанн решил выбрать эту дату, чтобы закрепить месяц, в котором память каждого из святых почитается по отдельности.
В наше время церковный праздник отмечается 12 февраля.
Васильев день отмечают все православные.
Традиции и обряды
Трехсвятие отмечалось всегда с размахом: стол ломился от количества блюд, главным из которых было из птицы или дикого зверя.
Людям, родившимся в этот день, пророчили взаимопонимание с природой. Также они должны были в праздник заботиться о лесных жителях.
Трехсвятие считается днём примирения: если кто-то в ссоре, то именно в этот день нужно помириться, иначе вражда продлиться всю жизнь.
День Трех святых называют еще и днем трех святителей-непрядильщиков: женщинам в праздник запрещено работать с пряжей, иначе она наведет беду на свой дом.
Также праздник называют Звериным свадебником: считается, что именно в этот животные в лесах начинают брачный период, создают пары.
Приметы
- Бытует мнение, что тех, кто в Васильев день злился, ругался или завидовал, на следующий день били вениками – запрещено было проявлять любой негатив.
- Люди верили, что в Трехсвятие животные могут предсказывать погоду, из-за чего появилось множество примет, к примеру, если полевая мышь покажется в этот день на снегу – скоро будет оттепель.
Таким образом, день трёх отцов является одним из самых почитаемых церковных праздников. Святые учат людей быть терпимыми, прощать и сохранять дух единства, как сохранили его они.
До праздника «Трехсвятие» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «Трехсвятие»
12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни. Из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Заслуги каждого святителя были столь высоки, что у каждого из отцов церкви появилось множество почитателей и последователей. Люди с большим рвением спорили между собой, кого следует поставить на первое место: святителя Василия Великого, борца с арианской ересью, или Григория, не случайно названного Богословом, поднявшего ум человеческий на недостижимую высоту, или же Иоанна Златоуста, мастера Слова и величайшего из проповедников.
Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов именуются Вселенскими учителями и святителями, потому что от их пастырской мудрости просвещается вся Церковь.
История возникновения праздника
При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти.
Василий Великий
Земная жизнь святителя была недолгой, всего сорок девять лет, но за этот срок Василий Великий успел многое. В юности он изучал науки, искусства, риторику, медицину. Следующие годы посвятил монашеству. По настоянию народа принял пост Епископа Кесарии. Стал основателем «Василиад» – так назывались благотворительные общества, которые оказывали помощь малоимущим или больным.
Помимо практической деятельности Василий Великий оставил после себя множество выдающихся трудов, посвященных как догматике, так и монашеству, а также посланий и бесед, проповеди, письма и молитвы. Пятая и шестая молитвы утреннего правила принадлежат Василию Великому, таким образом святитель присутствует в жизни каждого христианина ежедневно.
Во время обучения в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом, они были друзьями всю жизнь. Было между ними еще одно сходство — каждый родом из семьи, подарившей церкви не одного, а многих святых.
Более всего Григория Богослова привлекало монашеское уединение. Но церковь находилась в опасности, ее колебали многочисленные ереси. Григорий Богослов сначала принял священнический чин, а впоследствии по просьбе Василия Великого Патриарший престол Константинопольской Церкви. О том, какая обстановка была тогда, свидетельствует такой факт: Пасхальной ночью Григорий Богослов совершал чин крещения. В этот момент в храм проникли еретики, вооруженные палками и камнями. Они набросились на христиан, одного из епископов убили. Григорий Богослов был ранен.
Святитель принимал участие во Втором Вселенском Соборе, боролся с еретиками, обличал императора Юлиана Отступника. Но главным его оружием было Слово. Даже в конце жизни, удалившись в пустыню, Григорий Богослов продолжал утверждать Православие своими трудами.
Церковь почтила святителя именем Богослова за изложение учения о Святой Троице и Лице Господа Иисуса Христа.
Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии, где блестяще образованного юношу ждала адвокатская карьера, но Иоанн решил посвятить себя Богу. Епископ Антиохийский Мелетий увидел в нем Божьего служителя и крестил.
Иоанна влекло монашество, он провел несколько лет в пустыне, но подорвал здоровье и был вынужден вернуться в Антиохию. Став диаконом, он занимался попечением о бедняках, затем был рукоположен во священники, а впоследствии занял Константинопольскую кафедру. На этом посту он обличал развращенную знать и заботился о том, чтобы духовенство отличалось скромностью жизни.
Обличив царицу Евдоксию, святитель вызвал гнев императора и был отправлен в ссылку. Он не добрался до места ссылки, скончался в пути, произнеся последние слова: «Слава Богу за все».
Златоуст почитается как великий христианский проповедник и писатель, автор множества книг, бесед и толкования на Священное Писание. На Литургии большую часть года звучит Евхаристический канон Иоанна Златоуста.
Три святителя были очень разными, но каждый в своих трудах заповедал нам почитание Святой Троицы, и в тропарях службы их самих именуют «земной троицей». Потому память святителей празднуют в один день.
11 февраля 2011 г. 18:02
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день образования и просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Три святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ — каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи.
До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями.
Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…, испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileian)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление.
Прозвания Трех святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования — возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) — боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.
Жизнь и творения Трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Хотя жили Три святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее — только с XI века. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых; сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования.
После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.
Три святителя в византийских литературных источниках
Три святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители Церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий Богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Косма Пресвитер (к. X — н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна и прочая. Ихже печаль и скорби о людех бывшая кто исповесть».
Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три святителя — совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи, такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, Патриарх Константинопольский, Герман, Патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, Патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).
Три святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. — напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII-XIV вв., содержащих службу Трем святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех святителей
Изображения Трех святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Первое из сохранившихся изображений Трех святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050 гг.), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154 гг.). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах тремя иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три святителя с св. Параскевой (XV в.) В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем святителям на Руси (напр., первый храм Трех святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).
К происхождению праздника
В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице — «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом».
Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque («и от Сына» — католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся», т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы.
Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих святых отцов; непочитание Трех святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, Патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, Патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона Суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».
Итак, образ Трех святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
А. Никифорова, Православие.ru
Трехсвятие в 2023 году: |
12 февраля, воскресенье |
Другие названия: | Васильев день; Василий; Василий Великий; Василий теплый; звериный свадебник; звериный праздник |
12 февраля (30 января – по-старому) в православном календаре значится празднование Трехсвятия, посвященного трем особо почитаемым у христиан святым – Василию Великому, Иоанну Златоусту и Григорию Богослову. Народная молва окрестила эту дату Васильевым днем, по имени одного из святителей.
Люди подметили: с этого дня звери в дикой природе принимаются за брачные игры. Самцы выбирают себе самку и дерутся за нее. Поэтому нарекли данный праздник звериным.
Предыстория
Празднование Трехсвятия берет начало в X веке. В то время (в период правления императора Алексея Комнина) в Константинополе случился раскол среди верующих. Обособились три группы, противостоявшие друг другу. Поводом для их непримиримых противоречий было желание определить главного святого.
Одни превозносили выше других Василия Великого, вторые считали главнейшим Иоанна Златоуста, третьи отдавали пальму первенства Григорию Богослову. Перечисляя их добродетели и подвиги, каждый лагерь стремился доказать собственную правоту. Дошло до того, что все жители Константинополя оказались вовлечены в это яростное противостояние, которое представлялось бесконечным.
Споры прекратили сами святые отцы. Как-то ночью они привиделись в сновидении митрополиту Евхаитинскому. Сначала он увидел их поодиночке, затем они предстали перед священнослужителем втроем. Святители указали на заблуждения верующих в попытке разделять их, ведь они равны перед Богом и, по сути, являются одним целым. Они попросили установить общее поминовение для них. Отсюда и пошло празднование единого дня памяти.
Традиции и поверья
- На Васильев день на столах должны присутствовать свежеприготовленные блюда из дичи и мяса птицы. Охотники, сидящие за столом, непременно рассказывают байки.
- Прясть в этот день запрещено. Нельзя также вязать, стирать.
Приметы
- Каркающие вороны около дома, которые стараются спрятаться под крышей амбара, предвещают приближение метели.
- По появлению следов полевых мышей и поющим снегирям предсказывали скорую оттепель.
- Вой волков или приход лесных зверей на деревенские улицы пророчили крепкие морозы.
Какого числа Трехсвятие в 2024, 2025, 2026 году
2024
12 февраля, понедельник