- Названия праздника
- Еврейская Пятидесятница
- Что произошло в Иерусалиме?
- Мессианское Царство или Церковь Христова?
- Окончательное прозрение апостолов
- История христианского праздника Пятидестяница
- Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
- Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Названия праздника
Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип — одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή — Пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование — праздник Седмиц (евр. «Шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. Привычное нам «Пятидесятница» употребляется только в грекоязычной иудейской литературе: неканонических книгах (Тов.2:1; 2Мак.12:32), трудах Иосифа Флавия и в Новом Завете (Деян.2:1,20:16; 1Кор.16:8). И библейское, и церковное наименование имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи. Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название — День Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV в.) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события — сошествия Святого Духа на апостолов — добавляется еще один аспект — прославление Триединого Божества.
Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был земледельческий праздник, который совпадал по времени с началом жатвы нового урожая пшеницы. В день Пятидесятницы в жертву Богу приносили «начатки» нового урожая.
Почему сошествие Святого Духа промыслом Божиим приурочено к дню Пятидесятницы? Довольно часто в богословской литературе встречается такое объяснение: ветхозаветная Пятидесятница была воспоминанием дарования закона на Синае; поэтому как тогда началась история Израиля как народа Божия, жизнь которого регламентировал письменный закон, так и теперь полагается основание Церкви Божией, в которой вместо ветхого закона действует благодать Духа. В результате как Пасха христианская упразднила Пасху ветхую, аналогично этому новозаветная Пятидесятница заменила собой Пятидесятницу ветхозаветную. Это объяснение столь популярно, что его повторяют в разных вариациях и литургисты, и библеисты.
Между тем оно является в корне ошибочным и надуманным. Это замечает и проф. М.Н. Скабалланович, и выражает удивление: «Странно, что нет нигде упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему начало ветхозаветной Церкви, теократии и заключавшему столько параллелизма с воспоминанием христианской Пятидесятницы». Естественным разрешением этого недоумения как раз и является вывод, что в апостольское время праздник Седмиц имел исключительно земледельческий характер и не был воспоминанием о заключении Синайского завета.
В апостольское время в иудействе праздник Седмиц никак не был связан с дарованием Закона. Да, в Исх.19:1 говорится, что заключение Завета на Синае случилось в начале третьего месяца (примерно в это же время впоследствии и стали праздновать Пятидесятницу), однако нигде не названа точная дата события, так что нет оснований говорить, что это случилось ровно на 50-й день после исхода из Египта. В то же время нигде в Пятикнижии при описании праздника Седмиц не говорится о возможной связи с Синайским Заветом. В Ветхом Завете говорится об исключительно земледельческой природе этого праздника: в этот день совершали «праздник жатвы первых плодов» (Исх.23:16) и приносили в жертву два пшеничных хлеба, испеченных из муки нового урожая (Лев.23:16-17). Так что именно в этих обрядах заключается идейная связь с новозаветной Пятидесятницей. И эта связь достаточно хорошо просматривается: праздник Седмиц был началом жатвы вещественной, а новозаветная Пятидесятница является началом жатвы духовной. Господь в Евангелии называет апостолов «делателями жатвы» (Лк.10:2), и основание Церкви означает начало проповеди христианства, которая является жатвой в духовном смысле. Именно в этом смысле и объясняет актуальность сошествия Святого Духа в праздник Седмиц святитель Иоанн Златоуст: «Что это за пятидесятница? Это — время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву,— тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: “возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже” (Ин.4:35); и еще: “жатва многа, делателей же мало” (Лк.10:2). Итак, Христос Сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою».
Что произошло в Иерусалиме?
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
Нужно учесть, что в соответствии с Втор.16:16 праздник Седмиц был одним из трех дней, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в центральное святилище (т.е. в Иерусалим). И хотя по «популярности» Пятидесятница уступала двум другим праздникам (Пасхе и празднику Кущей), все же и в этот день в Иерусалиме собиралось много паломников с разных концов земли, где проживали иудеи. Кстати, текст стиха 5-го — «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» — допускает двоякое толкование: или имеются в виду иудеи диаспоры, пришедшие из разных стран (но тогда следовало бы сказать «из разных стран», а не «из всякого народа»), или же представители других народов (т.е. этнические неевреи), принявшие иудейство (прозелиты, которые также упоминаются в ст. 10-м). Более вероятно первое толкование (этнические иудеи, жившие среди других народов); тот же факт, что эти иудеи говорят о своей принадлежности к другим этносам (ст. 8: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»), можно истолковать в том смысле, что многие иудеи в культурно-языковом отношении почти ассимилировались с народами, среди которых жили. Кроме того, что факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это, само присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.
Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока…», с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
История христианского праздника Пятидестяница
Пятидесятница — самый древний из двунадесятых праздников (Пасха в число двунадесятых праздников не входит). Свидетельства о праздновании Пятидесятницы встречаются в трудах учителей Церкви II–III веков: святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и Оригена. При этом в сочинениях указанных авторов Пятидесятница упоминается в двух значениях: как собственно праздник и как 50-дневный послепасхальный период (не всегда эти два понятия удается четко разграничить). Святитель Ириней говорит о Пятидесятнице как дне, в который наряду с Пасхой и воскресеньем запрещаются коленопреклонения. Тертуллиан чаще употребляет термин Пятидесятница в значении периода, но однажды говорит: Пасха и Пятидесятница «одни и есть собственно праздничные дни». Ориген также явно называет Пятидесятницу праздником, ставя ее в один ряд с воскресеньем, пятницей и Пасхой. Следовательно, Пятидесятница возникает как отдельный праздник в конце II века, а в III веке уже вместе с Пасхой и воскресным днем составляет совокупность праздничных дней христианской Церкви.
В IV веке Пятидесятница уже приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.
В «Постановлениях апостольских» сказано: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу»; это значит, что в конце IV века уже возникает традиция праздновать седмицу после Пятидесятницы, то есть появляется период попразднства в зачаточном виде.
Древнейшее описание богослужения Пятидесятницы дается в «Паломничестве» Эгерии, которая описывает иерусалимскую традицию IV века. Служба Пятидесятницы отличалась особой торжественностью и по своей природе была наиболее ярким представителем стационального богослужения (стациональное богослужение – буквально «богослужение с остановками» (от лат. statio — “остановка”); в таком богослужении отдельные его части совершались в разных частях города, а переход между ними совершался в формате богослужебного шествия). Само богослужение состояло из шести частей (последований), начиналось оно рано утром, затем с перерывами совершалось в разных местах города и заканчивалось к полуночи. Из интересных особенностей можно отметить чтение евангельского зачала о вознесении Господа, из чего делается вывод, что в конце IV века в Иерусалиме Вознесение Господне еще праздновали вместе с Пятидесятницей.
В VI веке святой Роман Сладкопевец сочинил кондак Пятидесятницы; в изначальном виде он состоял из проимия и 18 икосов (имел такой же акростих, как и кондак Вознесения Господня: ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ — «смиренного Романа»), сейчас же от него остался только проимий (нынешний кондак) и 1-й икос.
В VIII веке преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, ныне употребляемые за богослужением. Канон святого Космы — более простой по содержанию и внешнему оформлению; он имеет краткий акростих — Πεντηκοστὴν ἑορτάζομεν («Пятидесятницу празднуем»). Канон преподобного Иоанна Дамаскина написан им в той же манере, что и вторые каноны праздников Рождества Христова и Богоявления; ирмосы и тропари написаны греческим шестистопным ямбом, в тексте используется много сложных (состоящих из двух и даже трех корней) слов, акростих канона составляется из начальных букв строк всех ирмосов и тропарей (в каждом тропаре по пять строк) и тоже представляет собой поэтическую строфу. Из-за поэтического характера греческий текст канона весьма сложен для понимания.
В IX веке появляется практика совершать торжественную вечерню в день Пятидесятницы с чтением трех коленопреклонных молитв.
Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
Наблюдательный и воцерковленный человек наверняка обратит внимание на следующую странность: в церковном обиходе данный праздник мы называем Днем Святой Троицы и настолько уже привыкли к этому, что другое его наименование — Пятидесятница — воспринимается как второстепенное; во всяком случае, оно известно не столь широкому кругу верующих. В то же время в богослужебных книгах именование «День Святой Троицы» отсутствует вовсе и праздник называется или «Пятидесятницей», или просто «Неделей 8-й». Как объяснить такое расхождение Устава с обиходной традицией? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко проследить генезис Дня Святой Троицы, или, другими словами, выяснить, как в процессе истории праздник Пятидесятницы становится днем особого прославления Святой Троицы и где и почему этот мотив в итоге занимает первостепенное положение.
Понятно, что изначально данный праздник был связан исключительно с воспоминанием сошествия Духа на апостолов и рождения Церкви, то есть с событиями новозаветной Пятидесятницы. Однако уже на раннем этапе (с VII в.) к основному воспоминанию добавляется новый мотив — прославление Святой Троицы. Первым признаком такой модификации можно считать употребление песнопения «Видехом Свет истинный…», в котором есть слова: «Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». Далее в VIII–IX вв. эта идея получает существенное развитие: появляются многие современные стихиры Пятидесятницы, прославляющие Святую Троицу: «Видехом Свет истинный…», «Троицу Единосущную песнословим…», «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли…». В этом же памятнике присутствует и красивейшая стихира «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», которая вообще содержит основные тезисы православной триадологии; в современных книгах она приписывается императору Льву VI (886–912), однако наличие данной стихиры в указанном памятнике демонстрирует ошибочность такой атрибуции (причем в Тропологии текст стихиры дается в рубрике, посвященной празднику Богоявления, тогда как в службе Пятидесятницы помещена отсылка к Богоявленской рубрике). Прославление Триипостасного Бога содержится и в отдельных тропарях обоих канонов праздника, которые также написаны представителями палестинской гимнографии.
В константинопольском богослужении эта идея на раннем этапе как бы отступает на второй план: в богослужении самого праздника в константинопольских Уставах почти не было стихир, посвященных исключительно славословию Святой Троицы, однако таких стихир было немало в службе понедельника, а ведь этот день, особенно совершаемая в Неделю великая вечерня, издревле воспринимается как продолжение праздничной службы. Впоследствии все указанные стихиры (вместе с «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…») были перенесены в службу самого праздника. В итоге идея поклонения Пресвятой Троице стала одной из значимых тем праздничного богослужения, хотя и темой не основной, несамостоятельной. В целом прославление Святой Троицы в богослужении праздника Пятидесятницы подобно наличию этой же темы в службе праздника Богоявления: и при крещении Христа, и в сошествии Святого Духа открывается тайна Святой Троицы, потому естественно, осмысляя событие праздника, мы воспеваем Триипостасного Бога, благоволившего явить эту сокровенную истину (кстати, эта общность выражается в Тропологии тем, что для обоих праздников указано петь стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»).
Греческая богослужебная традиция этим и ограничивается, тогда как на Руси развитие идеи продолжается. Здесь второй день праздника — ныне мы его называем День Святого Духа — в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (самый известный образ которой написан преподобным Андреем Рублёвым). Идея понятна: в событии Пятидесятницы произошло откровение Святой Троицы, потому и следующий за праздником день стал днем особого прославления Святой Троицы (наподобие Собора Богородицы 26 декабря или Собора Иоанна Крестителя 7 января). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день называется Сошествием Святого Духа.
На заключительном этапе (после сер. XVII в.) появляется традиция икону Святой Троицы класть на сам праздник, который все больше воспринимается в народном сознании как день Святой Троицы. И что интересно: сейчас мы в обиходе действительно сам воскресный день преимущественно называем днем Святой Троицы, хотя богослужение обоих дней посвящено воспоминанию сошествия Святого Духа.
Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Совершается стандартное для Господских двунадесятых праздников всенощное бдение; воскресные песнопения отменяются.
На великой вечерне на стиховне впервые после 50-дневного перерыва поется «Царю Небесный…» (3-я стихира); на практике обычно поют всем храмом.
На утрене: 2 канона праздника, каждый канон по Уставу поется на 8: ирмосы дважды, тропари на 6. Припев на каноне, употребляемый на практике,— «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется две катавасии.
На 9-й песни канона «Честнейшую…» не поется, но своего мегалинария праздник во время составления Типикона не имел (как и Неделя ваий). Однако в современной практике повсеместно употребляется припев, сконструированный в позднее время: «Апостоли, сошествие Утешителя зрящее, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».
На литургии используется особый припев 2-го антифона: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа». Уникальность его в том, что во всех других припевах содержится обращение к Богу Сыну, тогда как припев на Пятидесятницу — единственный, в котором мы обращаемся к другому Лицу Пресвятой Троицы — Святому Духу.
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — последний раз в году.
После литургии совершается 9-й час (в некоторых храмах опускается) и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Великая вечерня в день праздника – самое характерное и уникальное богослужение Пятидесятницы.
На великой вечерне:
- На мирной ектении добавляются особые прошения (после прошения «О плавающих…», текст прошений находится в Триоди).
- Поется великий прокимен «Кто Бог велий…» (впрочем, как и на почти все двунадесятые праздники);
- Читается семь коленопреклонных молитв. Это — самая заметная и самая известная особенность данного богослужения. Молитв (судя по надписаниям Триоди) всего семь, хотя в реальности их восемь, ибо нынешняя 6-я молитва является соединением двух изначально различных молитв (со слов «Твое бо, яко воистинну…» начинается особая молитва, которая в древности читалась отдельно). Молитвы при чтении соединяются в три группы (2 – 2 – 3). Молитвы в чинопоследование вечерни вставляются следующим образом: 1-я и 2-я — после прокимена «Кто Бог велий…», 3-я и 4-я — после сугубой ектении, 5-я, 6-я и 7-я — после «Сподоби, Господи…».
- Отпуст краткий праздничный с особой вводной фразой «Иже от Отчих и Божественных недр…». Данная вводная фраза употребляется только на этом богослужении, то есть один раз в году и она же — самая пространная из всех существующих!
Почему мы украшаем храмы зеленью?
Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветками зеленых деревьев, а полы устилать зеленой травой хорошо известен всем верующим. Исследователи (профессор М.Н. Скабалланович, С. Ванюков) видят первое упоминание об этом обычае в следующих словах святителя Иоанна Златоуста: «Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но, украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Однако при объективном рассмотрении создается впечатление, что святитель Иоанн вовсе не говорит в буквальном смысле о том, что его современники имели аналогичную практику, но скорее просто делает акцент на необходимости духовного празднования Пятидесятницы. Потому вряд ли мы имеем право датировать возникновение подобной традиции IV веком, скорее всего, это обычай более поздний.
О его значении высказываются различные мнения. М.Н. Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой».
Редактор Новгородского Чиновника (памятник 30-х гг. XVII в.) предлагает такое объяснение: зелень в этот момент (конец мая — июнь) — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.
Битбунов Г.С. Святая Пятидесятница. Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия
Свет православия
Православная Троица: история праздника, что можно, а что нельзя
В 2020 году православная Троица выпадает на 7 июня.
День Святой Троицы, или Троицын день, как и Праздник светлого Христова Воскресения, не имеет закрепленной календарной даты и празднуется на 50-й день после Воскресения Христова — тоже в воскресенье.
В 2020 году православная Троица выпадает на 7 июня.
Согласно Новому завету, перед смертью Иисус Христос пообещал ученикам, что в утешение пришлет им Святой Дух, и произойдет это на 10-й день после Вознесения Господня — еще одного важного события новозаветной истории. После вознесения апостолы каждый день молились и ждали сошествия Святого Духа, и в назначенный день услышали шум с небес, увидели языки пламени и вдруг стали говорить на разных языках, которых раньше не знали. Все вокруг подумали, что апостолы «напились сладкого вина», но на их защиту встал Петр, сказав, что пророчество сбылось, а апостолы получили дар говорить на всех языках мира и проповедовать для разных народов. В христианской традиции День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской Церкви, которая с этого момента начала распространяться по миру. Сам же праздник отмечают с 381 года, когда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе окончательно утвердили учение о трех ипостасях Бога — Отце, Сыне и Святом Духе — и полноту Святой Троицы.
Православная Троица: традиции и обряды праздника
По традиции православная Троица отмечается три дня: священнослужители проводят службы в зеленых ризах, а храмы украшают ветками деревьев, которые прихожане забирают домой и хранят до следующего праздника Святой Троицы — на счастье. Накануне праздника, в Троицкую родительскую субботу, служится всенощное бдение и праздничная литургия, а люди посещают кладбища и поминают усопших. Также в пятницу или субботу принято проводить генеральную уборку, печь праздничные угощения и украшать дом цветами, ветками деревьев и травами — главное, чтобы они были свежими, а не засушенными. Травам в православную Троицу уделяли особое внимание, так как верили, что сегодня они обретают чудодейственные свойства и способны исцелить больного человека и защитить дом от нечистых сил и невзгод. Такими свойствами обладали мята, лопух и коровяк. В сам День Святой Троицы накрывают праздничный стол, приглашают друзей и дарят друг другу подарки.
Реклама
Что нельзя делать на православную Троицу?
День Святой Троицы — православный праздник, который входит в двенадцать важнейших церковных праздников после Пасхи. Поэтому нельзя: заниматься тяжелым физическим трудом и домашним хозяйством; сквернословить; ссориться с родными и припоминать прошлые обиды; обсуждать финансовые вопросы, давать и брать деньги в долг, заниматься ростовщичеством; гадать и обращаться за помощью к знахарям, колдунам и ведьмам; ходить на кладбище; это можно сделать накануне — в Троицкую родительскую субботу, — но не в сам праздник. Другие запреты связаны уже с народными поверьями, согласно которым на Троицу просыпается и обретает видимый для человека облик нечистая сила.
Народные поверья запрещают в это день: купаться в прудах, реках и озерах, иначе нарветесь на русалку или водяного; ходить в лес за ягодами и грибами — разозлите лешего; свататься, играть свадьбу и гулять на чужой свадьбе; упоминать вслух нечистую силу; игнорировать народные гулянья.
Источник: http://chuprale-online.ru/news/obschestvo/pravoslavnaya-troitsa-istoriya-prazdnika-chto-mozhno-a-chto-nelzya
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
ПОДПИСАТЬСЯ
Добавляйте наш сайт в «Избранные», чтобы всегда быть в курсе свежих новостей
Оставляйте реакции
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
Христианские праздники, которые отмечаются летом, особенно любимы нашим народом: кажется, сама природа своим цветением и спелыми плодами украшается к торжествам и дарит всем радостное, приподнятое настроение.
Дата празднования Святой Троицы
Одним из первых летних праздников является Троица. Он отмечается на 50-ый день после праздника Пасхи. Её также называют Пятидесятницей. В 2023 году это будет 4 июня, воскресенье.
Религиозный смысл праздника
Троица отражает религиозный смысл христианского учения о триединстве бога, об одновременном его существовании в трёх лицах: Бог — отец, Бог — сын и Бог — святой дух.
- Бог — отец существует всегда, ни от кого не рождён;
- Бог — сын рождается предвечно от отца;
- Святой дух исходит от святости Бога- отца.
Все ипостаси этой Троицы существуют в гармонии триединства, творя мир, заботясь о всём сущем и освящая его. Верующие всегда обращаются в своих молитвах к Богу «Ты». «Защити», «сохрани», «избавь», и никогда на «Вы», в этом проявляется единство сущностей.
Источником божественной воли является Бог-отец, вершит же волю Бог-сын посредством Святого духа.
В это время христиане вспоминают схождение Святого Духа на Апостолов, учеников Христа, которое было на пятидесятый день после Воскресения. В народе говорят: «Троица – когда лес листвой покроется». В это время храмы украшают березками или березовыми ветвями, пол устилают свежей травой, повсюду стоят вазы с цветами.
Глядя на эти растения, православные вспоминают событие, изображенное на иконе «Троица», когда в Мамвре, под дубом, Аврааму явился Господь и Святой Дух в виде трех ангелов. При этом Авраам обращался к трём Фигурам, явившимся к нему, как к единому существу: «Владыка! Ежели я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».
В Библии Вы нигде не отыщете термина «Троица», в ней встречаются только упоминания о трёх ипостасях Бога: «…Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино…» и «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»
Символический смысл этой традиции связан со словами Христа, обращенными к апостолам: «Я лоза, а вы ветки». При этом Господь говорит о необходимости постоянной связи, живого общения души человека с Богом. Как лоза наполняет питательными соками ветви, так и душа человека полноценно живет, наполняясь лучами Божественной благодати.
На этой общепризнанной иконе Андрея Рублёва, изображающей Троицу, мы можем увидеть, что лица всех фигур — Отца, Сына и Святого Духа идентичны и различаются только их одеждами. В это иконописец вложил смысл триединства и нераздельности сущностей Бога.
Традиции и обычаи праздника
На Троицу было принято украшать не только храм, но и дом ветками березы, девушки в лесу заплетали березам косички, повязывали на ветви цветные ленточки. На Троицу плели венки, гуляли в березовых рощах, присматривали невест или даже играли свадьбы. Считалось это хорошей приметой, обещанием счастья для молодых.
Суббота перед Троицей – важный в православном календаре день поминовения усопших. В это время наводили порядок на могилах, за домашней трапезой вспоминали ушедших родственников.
Традиционным угощением на Троицу у наших предков были блюда из яиц, которые своим золотистым цветом напоминали солнце. С яйцами пекли круглые лепешки, из них делали яичницу и ели всё это с квасом.
После Троицы начинался сбор лекарственных трав, ведь наступала пора, когда в самые долгие и теплые дни года все растения набирали свою максимальную силу, цвели.
Время от Троицы до Петрова дня в старину называли «зелеными святками». И так же, как в зимние святки, в это время гуляли и водили хороводы, гадали о будущем по венкам, опущенным в воду. Это время называли также русалочьими днями: запрещалось купаться в открытых водоемах, так как русалки могут утащить в омут.
По поводу празднования дня Святой Троицы существуют чётко определённые церковные наставления, но существует также ряд народных обычаев и традиций, которые исполнялись православными христианами на Руси на протяжении многих веков.
- Народное название дня Троицы — «зелёные святки». Перед праздником принято наводить в доме порядок и чистоту. Образа украшают ароматными луговыми травами, полевыми цветами и веточками деревьев.
- Среди деревьев главным символом праздника принято считать берёзу. Белая береста символизирует чистоту помыслов, а зелёные листья — молодость, обновление, жизнь.
- Кроме берёзы дом украшали также ветвями других деревьев — дуба, клёна, рябины, липы. Они, согласно народной традиции также дают защиту от зла и символизируют праздник жизни на Земле.
- Верующие плели венки из лесных и луговых трав — чабреца, мяты, папоротника, васильков, и вешали эти венки на дверь дома. Можно поставить букет из трав на стол. Молодые девушки клали пучки и венки из трав под подушку, чтобы удачно выйти замуж.
- Принято было печь хлеб, пряники, караваи. Они символизируют достаток и благополучие.
Не только дома, но и церкви принято украшать растениями. Этот обычай связан с ветхозаветным обрядом Пятидесятницы, когда Богу подносили зеленеющие ростки жатвы. Пол церкви в день Троицы устилают свежескошенными травами, а иконы украшают ветками берёзы. Служители церкви облачаются в зелёные одежды. Этот цвет символизирует созидающую и животворящую силу Троицы. Пришедшие на службу прихожане часто держат в руках луговые цветы.
- Травы с пола храма после службы старались захватить с собою. Считается, что она святая и оберегает от бед и болезни. Траву сушат и хранят, обычно за иконами. Крестьяне использовали её для разных случаев. Например, клали пучок в хранилища и в овин, чтобы не заводились мыши, под крышу, чтобы уберечь дом от пожара. Её заваривали и использовали как целебный напиток, если заболел скот- подмешивали в сено.
- Ветви деревьев, оставшиеся после праздника Троицы, тоже не выбрасывали. Из них делали венки, которые использовали как домашний оберег.
- После службы верующие идут домой, чтобы отведать праздничные яства. Принято приглашать в гости близких и дорогих людей, обмениваться подарками.
Непосредственно сам день Троицы именовался в народе «зелёное воскресенье». Дома и храмы украшались растениями, на природе устраивались гуляния, игры, хороводы.
День после праздника назывался «печальным понедельником» или «духовым днём». Вспоминают родителей и других усопших, в церквах проводятся поминальные службы. А по окончании богослужений служители церкви благословляли поля для защиты от природных невзгод и неурожая.
Следующий день, вторник — «богодухов день». Принято было собирать утреннюю росу, которая считалась средством от болезней.
В день Святой Троицы нет поста, можно вкушать любую пищу. Считается хорошей традицией свататься в этот день, особенно если последующая свадьба произойдёт на Покров. В этом случае семью ждёт счастье и богатство.
Особенно важным в праздник считается уделить внимание нищим и нуждающимся.
Чего нельзя делать на Троицу
Святая Троица — великий праздник. Нельзя в этот день заниматься домашним хозяйством и делать тяжёлую физическую работу. Нельзя стричь, мыть и красить волосы, возбраняется шитьё. Не нужно ремонтировать забор, по народным приметам это повлечёт за собой рождение нездорового скота. Нельзя делать из берёзы мётлы, в этот день следует отнестись к берёзе с почтением. Не следует злиться и ссориться, говорить о людях плохое и думать о нехорошем. День лучше посвятить заботе о близких и молитве. Вся неделя Троицы называется «русалочьей», или «русальной». В эти дни нельзя купаться, по поверьям русалки могут заманить к себе.
Духов день
Следующий за Троицей день называется Духовым. Он считается именинами земли, поэтому строго запрещается заниматься любыми работами на земле, нельзя и наводить чистоту в доме. В этот день посещают церковь и могилы предков, умываются чистой ключевой водой, произнося молитвы Святому Духу, приносят после богослужения веточки березы и хранят их в доме в течение года.
Многие из традиций наших предков давно ушли в прошлое, но, присутствуя на праздничной литургии, принося домой веточки березы, радуясь летнему обновлению природы, каждый может почувствовать себя наследником великой русской культуры.
Видео
Волоколамский митрополит Иларион в доступной форме рассказывает о сути Святой Троицы.
День Святой Троицы в 2020 году у православных в России отмечается 7 июня.
Троица – это богословский термин, который отражает христианское учение о триипостасности Бога. Это ключевое понятие православия.
По учению Церкви, Бог един по существу и троичен в Лицах (Ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, «Троица единосущная и нераздельная». Это один Бог.
Хотя непосредственно само слово «Троица» в Библии не упоминается, однако о трех ипостасях Бога рассказывается в Новом Завете. Например, во время повествования о крещении Иоанном Предтечей Иисуса Христа.
Евангелист Матфей пишет о том, что когда, крестившись, Иисус вышел из воды, — «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И при этом, пишет евангелист, был «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16-17).
По толкованию святых отцов Церкви, в этом отрывке как раз запечатлена Святая Троица: Бог-Отец, чей голос слышен с небес, Бог-Сын — сам Иисус Христос, и Бог-Дух — в виде спустившегося на Христа голубя. О Боге-Отце и Святом Духе много рассказывал своим ученикам и сам Иисус Христос.
Слово «Троица» было введено в христианский оборот во II веке святителем Феофилом Антиохийским. А самая известная икона на Руси, воплотившая этот образ, — безусловно, «Святая Троица» знаменитого иконописца Андрея Рублева.
Когда отмечается день Святой Троицы
Троица, или Пятидесятница — величайший христианский праздник, относится к «двунадесятым» (12-ти главным) церковным праздникам. Отмечается он всегда в 50-й день после Воскресения Христова (Пасхи) — в память сошествия Святого Духа на апостолов. А поскольку христианская Пасха относится к «переходящим» церковным праздникам (отмечаемым ежегодно в разное время), то таковым же является и Троицын день.
По мнению историков, зародился праздник в конце мая 30 года нашей эры. И совпал с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, установленным в память дарования еврейскому народу Закона Божьего при горе Синай. Поэтому в церковном календаре день Святой Троицы сохраняет двойное название.
По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Святой Дух одухотворяет человеческую природу Церкви, Он действует через Церковь, «возмещая» человеческую слабость и действуя «там, где не хватает человеческих сил и разумения».
Рассказ о главном событии праздника — схождении Святого Духа на апостолов (учеников) Христа — предлагает новозаветная книга «Деяний святых апостолов», продолжающая Евангелия.
После Вознесения Спасителя с Елеонской горы Его ученики вернулись в Иерусалим, и через 10 дней наступил праздник Пятидесятницы. Как пишет евангелист Лука, Божия Матерь и апостолы были «единодушно вместе». Находились они в так называемой Сионской горнице, где в свое время Христос совершил последнюю «тайную вечерю» со своими учениками.
«И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, — говорится далее в «Деяниях». — И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках».
В это время в Иерусалиме было очень много паломников, которые съехались со всех концов Римской империи, «из всякого народа под небом». Услышав неожиданный, необычный шум, они пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Там они пережили настоящий шок, когда увидели простых галилеян, вдохновенно проповедовавших «на разных языках». Причем для каждого из слушателей проповедь апостолов звучала на его родном языке. «Исполнившись Духа Святого», ближайшие ученики Христа получили дар разговаривать на языках, которых не знали ранее, чтобы проповедовать во всем мире.
По слову апостола Петра, в тот же день в Иерусалиме многие, уверовав во Христа, публично покаялись в своих грехах и крестились. Их было около 3 тысяч человек.
«Именно сошествием Святого Духа на апостолов открылась деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог-Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие сошествия Святого Духа на апостолов считается началом христианской Церкви», — поясняет официальный сайт храма Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.
Не случайно день Святой Троицы называют еще днем рождения Церкви. В церковном календаре этот праздник завершает 50-дневный пасхальный период.
Прямое указание праздновать День Святой Троицы содержится в «Постановлениях апостольских»: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на Вселенском соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триипостасном Боге. На Руси же Троицу начали широко отмечать в XIV веке при основателе Свято-Троицкой Сергиевой лавры — преподобном Сергии Радонежском.
Православные христиане в этот день обязательно идут утром на Божественную литургию, почти все причащаются. Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение.
По учению Церкви, в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому накануне этого праздника, в Троицкую родительскую субботу, Церковь молится также «о всех прежде скончавшихся» православных христианах, чтобы все они были собраны в Небесном царстве, верующие ходят на кладбище.
После литургии в Троицын день сразу служатся «девятый час» и вечерня, во время которой во всех храмах читаются особые коленопреклоненные молитвы, составленные еще в IV веке святителем Василием Великим. В них содержатся прошения о том, чтобы Господь послал верующим благодать Святого Духа, а также упокоил в «небесных обителях» умерших. Впрочем, сама вечерня с тремя молитвами святителя — если следовать церковному календарю — относится уже к идущему вслед за Пятидесятницей Дню Святого Духа.
На Троицу в православных храмах белые облачения духовенства, в которых служили с праздника Вознесения Господня, меняются на зеленые. Зеленый цвет в православии — символ Святого Духа.
Вообще, служба в день Троицы — одна из самых торжественных и красивых. И на Руси издавна этот церковный праздник являлся одним из самых популярных и любимых в народе. Храмы в этот день украшают зелеными ветвями, цветами и травой — в знак обновления.
«На Троицын день в церкви можно видеть срезанные ветви березы, которые прикрепляются к иконам, на полу — трава. Таким образом, храм превращают как бы в пространство — дубраву под Мамврийским дубом, где патриарх Авраам, как это рассказывается в книге Бытия, встречался с тремя Ангелами, которые были иконой, то есть образом Триединого Бога. И мы как бы оказываемся под Мамврийским дубом, где происходила эта встреча», — говорит клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.
В День Святой Троицы нет поста, как и всю последующую неделю (отменяются посты по средам и пятницам). И после службы верующие собираются на праздничную трапезу в своих храмах вместе с другими прихожанами или же дома в кругу семьи.
В связи с пандемией коронавируса в 2020 году в России, как и во многих других странах, число молящихся в храмах ограничено санитарными требованиями, предписано носить маски, нельзя нарушать дистанцию. Поэтому многим верующим в этом году на Троицу придется воздержаться от соблюдения некоторых обычаев праздника, в частности, и от коллективных трапез в приходах.
Чего нельзя и что можно делать
Каких-то запретов, связанных непосредственно с этим праздником, у православных христиан нет. Что можно и чего нельзя делать верующим в этот, как и в предыдущие дни, во многом определяется общей эпидемиологической обстановкой в том или ином регионе.
Так, в ряде субъектов из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции храмы для прихожан продолжают оставаться закрытыми. Им духовенство благословило молиться дома и следить за прямыми трансляциями служб.
Где-то уже постепенно снимают ограничения. Например, в Московской области храмы открылись для прихожан – во внебогослужебное время. Во время же самих богослужений людям можно присутствовать в тех храмах, где службы будут совершаться на улице. Конечно, при соблюдении всех санитарных предписаний, как отметил во время недавней проповеди митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
А вот в Москве с 6 июня, по благословению патриарха Кирилла, храмы уже полностью открываются для прихожан, в том числе и в часы богослужений. При этом молящиеся должны соблюдать социальную дистанцию (1 человек на 4 квадратных метра) и другие ограничительные меры. В частности, необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (маску и перчатки), или же их можно попросить при входе в храм. Там же у пришедших на службу будут измерять температуру. На полу в церквях будет нанесена разметка для соблюдения дистанции.
Однако все эти ограничения и запреты — временные и не связаны с самим праздником, подчеркивает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш). «Чего нельзя и что можно делать в этот день?.. Можно и нужно делать добро, и нельзя делать зло: в этот день, как и во все прочие», — сказал отец Макарий РИА Новости.
Какие молитвы читать
Традиционно главные молитвы, посвященные церковному празднику, заключены в песнопениях в его честь во время богослужений.
Перед иконой Святой Троицы собравшиеся в храме поют тропарь, кондак и величание. Краткий торжественный гимн, прославляющий праздник, — это тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» («Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков («ловцов»), ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбец, слава Тебе»).
Также поется кондак: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» («Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и теперь согласно славим Всесвятого Духа»).
Ну, а величание праздника Святой Троицы – наиболее краткая молитва: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».
Традиции, обряды и обычаи
С древности на Пятидесятницу в храмах Византии совершалось крещение новых членов Церкви.
У восточных славян Троица входила в праздничный цикл, который начинался за три дня до Пятидесятницы и завершался обычно Духовым днем (который Церковь отмечает в понедельник после Троицы). В народной традиции этот период был известен также как Зеленые святки, или Русальная неделя.
На Троицу стали совершать некоторые языческие обряды – «майское дерево» (им стала Троицкая береза), «проводы весны», «встреча русалок»… Основные ритуалы «Зеленых святок» были связаны с культом растительного мира, гуляньями и гаданиями девушек, с поминовением усопших, упоминание о чем сохранилось и в летописях. Символом народного праздника при этом была береза.
Не случайно, кстати, и сегодня некоторые верующие срывают в этот день ветки березы — символ жизни, приходят с ними в храм или же просто ставят в вазу у себя дома березовый букет.
К Троице на Руси традиционно мыли и убирали дом и двор, косили траву. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости… Девушки специально шили к празднику наряды, причем головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.
Во многих регионах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.
Поздравления
В этот день не приняты специальные архиерейские (патриаршие) поздравления ко всей пастве и телеобращения, как это бывает на Рождество и на Пасху. Хотя по своему значению и популярности у православных Троица, безусловно, приравнивается к этим двум главным праздникам христианства.
Поздравляя верующих с наступающим Днем Святой Троицы, иеромонах Макарий (Маркиш) емко выразил значение и суть этого праздника:
«Что такое Троица? Бог. А поскольку людям очень свойственно поклоняться идолам вместо Бога, Он открыл нам этот факт Своего бытия для того, чтобы осадить наше детское всезнайство и высокомерное чванство, помочь нашему смирению перед Его непостижимостью и нашей трезвости в попытках узнать Его».
Иными словами, Троица — это Кто, а не что.
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Легко посчитать, когда Троица, если знать другое название этого праздника – Пятидесятница. После Своего Воскресения Христос сорок дней провёл на земле, а затем Сын Божий вознёсся к Отцу, пообещав послать любящим Его ученикам Утешителя – Третье Лицо Единого и Неделимого Бога – Духа Святого, Который еще через десять дней, то есть через пятьдесят после Пасхи, сошёл на апостолов. Это событие завершило строительство новозаветной Церкви. Вместе с Небесной благодатью ученикам были даны способность говорить на разных языках и дар проповедовать Слово Божье, и в тот же день три тысячи человек, любопытных, сбежавшихся на шум от удивительного явления, уверовали, видя происходящие чудеса и слушая вдохновенные речи апостола Петра.
«День рождения» Церкви приходится в разные годы на разные даты в зависимости от того, когда празднуется Воскресение Христово. Троица в 2022 году отмечается 12 июня.
Она завершает пасхальный период, и возобновляются земные поклоны, отменённые на эти пятьдесят дней. На вечерне, совершаемой на Троицу сразу после Литургии, читаются особые коленопреклоненные молитвы: о прощении грехов, о даровании Святого Духа и об упокоении всех усопших христиан. Троица – день, когда все верующие стараются оказаться в храме, но если такой возможности по той или иной причине нет, важно, даже находясь в отдалении, молитвенно пребывать вместе со всей празднующей Церковью.
В следующую за Пятидесятницей неделю пост в среду и пятницу отменяется, а вот после неё начинается многодневный Петров пост.
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…