К Пасхе привязаны многие христианские праздники. Они установлены в честь событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, его мученической смертью и чудесным воскрешением. Одна из таких дат — пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Отсюда и название — Пятидесятница, или Святая Троица. В 2023 году приходится на 4 июня.
Троица — духовный смысл церковного праздника 4 июня
Церковь вспоминает о сошествии Святого Духа на апостолов на горе Синай. Так Господь явил людям свое Триединство. То есть Бог един по своей сущности, но существует в трех нераздельных ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Издавна Троица по своей значимости уступала только Пасхе. Ведь именно благодаря дару владеть разными языками, который появился у апостолов после сошествия Святого Духа, им удалось привлечь в христианство тысячи людей. Именно тогда и зародилась христианская церковь.
Храмы украшают свежими цветами, ветками деревьев и свежескошенной травой. Священнослужители надевают зеленые одежды — цвет зарождения и вечной жизни. После праздничной утренней литургии принято служить Великую вечерню. На Троицу в храме не принято просить что-либо у Бога, а лишь благодарить за то, что уже имеешь.
Святая Троица — что нельзя делать, традиции
От тяжелой работы в этот день следует отказаться. Но праздничный обед после посещения храма очень даже уместен. Тем более ограничений, по причине отсутствия постов, нет. Кроме, конечно, алкоголя. Тут, как и в любой церковный праздник, следует ограничиться бокалом красного вина.
Ссориться, сквернословить, обижать кого-либо нельзя ни в какой день, а в великий церковный праздник и вовсе — большой грех.
Издавна считалось, что если посвататься на Троицу, а пожениться на Покров, супружеская жизнь будет долгой и счастливой. А вот обвенчаться в этот день не получится, поскольку в большие церковные праздники обряды венчания не совершаются.
Приметы на Троицу 2023
- Дождь на Троицу считается очень хорошей приметой. Он предвещает теплое лето и хороший урожай.
- Попасть под дождь — успех во всех делах.
- Умыться росой — надолго сохранить молодость.
- Будет жарко — к засухе и плохому урожаю.
- Раньше молодые незамужние девушки верили, что если в праздник парень поцелует ее под березой, вскоре станет ее мужем.
- Наши предки в этот день считали кукование кукушек. Сколько птица прокукует — столько дней остается ждать суженого.
- Существовали также языческие суеверия, касающиеся праздника. В Троицу, например, нельзя было купаться в водоемах, считалось, что «русалка утянет на дно».
- Даже сновидения трактовали по-особенному. Приснившийся усопший родственник, который находится в добром расположении духа, сулит достаток и процветание. К таким снам особенно прислушивались, веря, что они могут помочь найти правильный выход из сложной ситуации.
Также предлагаем вниманию читателей полный список выходных в 2023 году.
День Святой Троицы: что за праздник и как его отмечать
Троицу в 2022 году празднуют в начале лета: православные — 12 июня, у католиков праздник приходится на 5 июня.
Официально праздник был введен в церковный календарь в четвертом веке. Если углубиться в историю, то праздник Троица был утвержден на Вселенском соборе в Константинополе одновременно с принятием догмы о том, что все Божеские лица единосущны. Событие сопряжено с библейскими писаниями. В соответствии с ними, Иисус предвещал сошествие Святого Духа, что и произошло на 50 день после распятия. Святой Дух спустился к апостолам, непрерывно молящимся в горнице со дня Воскресения Христова. Им было дано священное знание, они научились исцелять и стали проповедовать о жизни Господа.
Праздник входит в число 12 самых важных православных праздников и символизирует единство и равенство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына. Празднуется он три дня и дает возможность каждому верующему человеку спасти свою бессмертную душу.
Почему Троицу называют Пятидесятницей?
Праздник не привязан к конкретной дате, он отмечается на 50 день после Пасхи. Отсюда и название Пятидесятница. Он всегда приходится на воскресенье и начинается с утренней молитвы. Прихожане в церкви совершают коленопреклоненную молитву, освящают веточки березы и после уносят их домой (они выступают в качестве оберега жилища). То есть Пятидесятница в православии – иное название праздника Троица.
Что такое Пятидесятница в православии?
Это важный день в православном календаре, и еще он считается днем рождения церкви. Поэтому он несет в себе двойной смысл и занимает такое важное место в сердцах верующих.
Ввел традицию отмечать эту дату и почитать Святую Троицу преподобный Сергий Радонежский.
Как отмечают Троицу православные?
У католиков и православных несколько различаются обычаи празднования Пятидесятницы.
Православные отмечают ее три дня (начиная с пятницы). Храмы украшают веточками деревьев (исключение – осина), духовенство меняет облачения на одежду зеленого цвета (это символизирует вечную жизнь). В субботу проводят всенощное бдение, а в воскресенье посещают церковь, приглашают близких на обед. Накануне в домах наводят порядок, пекут хлеб, вспоминают покойных родственников. После воскресной службы, как правило, устраивают посиделки дома, уличные гуляния.
Как празднуют Троицу в России?
Так как в нашей стране достаточно большой процент православных, данный праздник носит массовый характер. В каждой 5-6 семье в России праздник Троица отмечают по всем традициям и обычаям. Накрывают на стол, приглашают близких, проводят гуляния в полях и лесах (если позволяет погода), гадают, плетут венки, собирают целительные травы. Религиозный праздник включает проведение Божественной литургии и Великой вечерни.
Следует иметь в виду, что есть церковные каноны, а есть обычаи и обряды, которые не имеют отношения к православию. Но они настолько прочно вошли в жизнь и привычный уклад славян, что для многих отождествляются с Троицей. Церковь не осуждает отклонение от религиозных догм, при этом советует всё же придерживаться традиционного подхода к празднованию.
Народные приметы и обычаи
Основные приметы и обычаи Троицы:
-
Поцелуй влюбленных под березой – быть свадьбе.
-
Если пойдет дождь, ожидается осенью много грибов (эта примета дает возможность грибникам предугадать будущий урожай).
-
По обычаю, многие устраивали сватовство. Именно сватовство, саму свадьбу в праздник не играют.
-
В этот день поют песни и водят хороводы в кругу близких друзей и родственников. В деревнях эта традиция соблюдается в большей мере, чем в городах.
-
Прежде чем отмечать день святой Троицы, многие украшают жилище веточками березы. А также наряжают сами березы: вешают ленточки, цветы, угощения.
-
Если утром будет роса на траве, можно ожидать ранних заморозков.
-
Если на небе не будет облаков, это сулит ненастное лето.
-
Хороший знак – появление радуги. Это сулит здоровье и благополучие.
Как гадать в день Троицы?
Некоторые обряды, которые девушки проводят в Святой церковный день, церковь не приветствует. В частности, это касается девичьих гаданий. Но они испокон веков проводились на Руси на Троицын день, поэтому даже служители смиренно к ним относятся, не ставя жесткого запрета. Исключение – гадания с использованием крови, волос, ногтей, с нотами «бесовщины» (к примеру, если нужно сооружать соломенные куклы, применяются фотографии людей и др.).
Гадания:
-
Девушки собирали зверобой, выкручивали его, произнося имя любимого человека. Если шел красный сок, то любовь будет взаимной. Если прозрачный – мужчина не испытывает чувств к девушке.
-
Пускание по реке плетеных венков. Та, чей венок проплывет дольше, выйдет раньше всех замуж.
-
«Скажи кукушка». Девушки ходили в лес и кликали кукушку. Сколько она кукует, столько лет еще томиться в отчем доме.
Считается, что эти гадания не имеют под собой никаких «черных» смыслов: их можно проводить не только на Троицу, но и в другие православные праздники, предполагающие уличные гуляния.
Что готовят и едят на Троицу?
Что готовить на стол в святую Троицу? Верующие, согласно обычаям и традициям, собираются узким семейным кругом за домашним столом и проводят время за разговорами.
Праздник должен проходить скромно, блюда должны быть легкими. Можно включить в праздничный обед овощи, фрукты, диетическую рыбу, нежирное мясо, блинчики с начинками, пироги с зеленью, творожные блюда. Разрешается выпить бокал красного или белого вина.
Что нельзя делать в Троицу?
Итак, мы с вами разобрались с тем, что нужно делать в Троицын день. А что нельзя делать в этот праздник?
Основные моменты:
-
Не стоит посещать кладбище. Для памятных мероприятий предусмотрена Троицкая родительская суббота, она отмечена в календаре перед Троицей.
-
Не стоит проводить земельные работы и заниматься сельским хозяйством. Считается, что земля «отдыхает» в этот период (допускается покос травы).
-
Не рекомендуется купание в природных водоемах. Согласно поверьям русалки в период праздника зазывают к себе молодых ребят, в связи с этим повышаются риски утопления и других чрезвычайных ситуаций на воде.
-
Не стоит ссориться с близкими, провоцировать конфликты с окружающими.
Не стоит бурно праздновать Пятидесятницу, предаваться пьянству и обжорству, затевать громкие вечеринки.
- Названия праздника
- Еврейская Пятидесятница
- Что произошло в Иерусалиме?
- Мессианское Царство или Церковь Христова?
- Окончательное прозрение апостолов
- История христианского праздника Пятидестяница
- Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
- Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Названия праздника
Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип — одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή — Пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование — праздник Седмиц (евр. «Шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. Привычное нам «Пятидесятница» употребляется только в грекоязычной иудейской литературе: неканонических книгах (Тов.2:1; 2Мак.12:32), трудах Иосифа Флавия и в Новом Завете (Деян.2:1,20:16; 1Кор.16:8). И библейское, и церковное наименование имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи. Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название — День Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV в.) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события — сошествия Святого Духа на апостолов — добавляется еще один аспект — прославление Триединого Божества.
Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был земледельческий праздник, который совпадал по времени с началом жатвы нового урожая пшеницы. В день Пятидесятницы в жертву Богу приносили «начатки» нового урожая.
Почему сошествие Святого Духа промыслом Божиим приурочено к дню Пятидесятницы? Довольно часто в богословской литературе встречается такое объяснение: ветхозаветная Пятидесятница была воспоминанием дарования закона на Синае; поэтому как тогда началась история Израиля как народа Божия, жизнь которого регламентировал письменный закон, так и теперь полагается основание Церкви Божией, в которой вместо ветхого закона действует благодать Духа. В результате как Пасха христианская упразднила Пасху ветхую, аналогично этому новозаветная Пятидесятница заменила собой Пятидесятницу ветхозаветную. Это объяснение столь популярно, что его повторяют в разных вариациях и литургисты, и библеисты.
Между тем оно является в корне ошибочным и надуманным. Это замечает и проф. М.Н. Скабалланович, и выражает удивление: «Странно, что нет нигде упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему начало ветхозаветной Церкви, теократии и заключавшему столько параллелизма с воспоминанием христианской Пятидесятницы». Естественным разрешением этого недоумения как раз и является вывод, что в апостольское время праздник Седмиц имел исключительно земледельческий характер и не был воспоминанием о заключении Синайского завета.
В апостольское время в иудействе праздник Седмиц никак не был связан с дарованием Закона. Да, в Исх.19:1 говорится, что заключение Завета на Синае случилось в начале третьего месяца (примерно в это же время впоследствии и стали праздновать Пятидесятницу), однако нигде не названа точная дата события, так что нет оснований говорить, что это случилось ровно на 50-й день после исхода из Египта. В то же время нигде в Пятикнижии при описании праздника Седмиц не говорится о возможной связи с Синайским Заветом. В Ветхом Завете говорится об исключительно земледельческой природе этого праздника: в этот день совершали «праздник жатвы первых плодов» (Исх.23:16) и приносили в жертву два пшеничных хлеба, испеченных из муки нового урожая (Лев.23:16-17). Так что именно в этих обрядах заключается идейная связь с новозаветной Пятидесятницей. И эта связь достаточно хорошо просматривается: праздник Седмиц был началом жатвы вещественной, а новозаветная Пятидесятница является началом жатвы духовной. Господь в Евангелии называет апостолов «делателями жатвы» (Лк.10:2), и основание Церкви означает начало проповеди христианства, которая является жатвой в духовном смысле. Именно в этом смысле и объясняет актуальность сошествия Святого Духа в праздник Седмиц святитель Иоанн Златоуст: «Что это за пятидесятница? Это — время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву,— тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: “возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже” (Ин.4:35); и еще: “жатва многа, делателей же мало” (Лк.10:2). Итак, Христос Сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою».
Что произошло в Иерусалиме?
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
Нужно учесть, что в соответствии с Втор.16:16 праздник Седмиц был одним из трех дней, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в центральное святилище (т.е. в Иерусалим). И хотя по «популярности» Пятидесятница уступала двум другим праздникам (Пасхе и празднику Кущей), все же и в этот день в Иерусалиме собиралось много паломников с разных концов земли, где проживали иудеи. Кстати, текст стиха 5-го — «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» — допускает двоякое толкование: или имеются в виду иудеи диаспоры, пришедшие из разных стран (но тогда следовало бы сказать «из разных стран», а не «из всякого народа»), или же представители других народов (т.е. этнические неевреи), принявшие иудейство (прозелиты, которые также упоминаются в ст. 10-м). Более вероятно первое толкование (этнические иудеи, жившие среди других народов); тот же факт, что эти иудеи говорят о своей принадлежности к другим этносам (ст. 8: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»), можно истолковать в том смысле, что многие иудеи в культурно-языковом отношении почти ассимилировались с народами, среди которых жили. Кроме того, что факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это, само присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.
Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока…», с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
История христианского праздника Пятидестяница
Пятидесятница — самый древний из двунадесятых праздников (Пасха в число двунадесятых праздников не входит). Свидетельства о праздновании Пятидесятницы встречаются в трудах учителей Церкви II–III веков: святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и Оригена. При этом в сочинениях указанных авторов Пятидесятница упоминается в двух значениях: как собственно праздник и как 50-дневный послепасхальный период (не всегда эти два понятия удается четко разграничить). Святитель Ириней говорит о Пятидесятнице как дне, в который наряду с Пасхой и воскресеньем запрещаются коленопреклонения. Тертуллиан чаще употребляет термин Пятидесятница в значении периода, но однажды говорит: Пасха и Пятидесятница «одни и есть собственно праздничные дни». Ориген также явно называет Пятидесятницу праздником, ставя ее в один ряд с воскресеньем, пятницей и Пасхой. Следовательно, Пятидесятница возникает как отдельный праздник в конце II века, а в III веке уже вместе с Пасхой и воскресным днем составляет совокупность праздничных дней христианской Церкви.
В IV веке Пятидесятница уже приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.
В «Постановлениях апостольских» сказано: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу»; это значит, что в конце IV века уже возникает традиция праздновать седмицу после Пятидесятницы, то есть появляется период попразднства в зачаточном виде.
Древнейшее описание богослужения Пятидесятницы дается в «Паломничестве» Эгерии, которая описывает иерусалимскую традицию IV века. Служба Пятидесятницы отличалась особой торжественностью и по своей природе была наиболее ярким представителем стационального богослужения (стациональное богослужение – буквально «богослужение с остановками» (от лат. statio — “остановка”); в таком богослужении отдельные его части совершались в разных частях города, а переход между ними совершался в формате богослужебного шествия). Само богослужение состояло из шести частей (последований), начиналось оно рано утром, затем с перерывами совершалось в разных местах города и заканчивалось к полуночи. Из интересных особенностей можно отметить чтение евангельского зачала о вознесении Господа, из чего делается вывод, что в конце IV века в Иерусалиме Вознесение Господне еще праздновали вместе с Пятидесятницей.
В VI веке святой Роман Сладкопевец сочинил кондак Пятидесятницы; в изначальном виде он состоял из проимия и 18 икосов (имел такой же акростих, как и кондак Вознесения Господня: ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ — «смиренного Романа»), сейчас же от него остался только проимий (нынешний кондак) и 1-й икос.
В VIII веке преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, ныне употребляемые за богослужением. Канон святого Космы — более простой по содержанию и внешнему оформлению; он имеет краткий акростих — Πεντηκοστὴν ἑορτάζομεν («Пятидесятницу празднуем»). Канон преподобного Иоанна Дамаскина написан им в той же манере, что и вторые каноны праздников Рождества Христова и Богоявления; ирмосы и тропари написаны греческим шестистопным ямбом, в тексте используется много сложных (состоящих из двух и даже трех корней) слов, акростих канона составляется из начальных букв строк всех ирмосов и тропарей (в каждом тропаре по пять строк) и тоже представляет собой поэтическую строфу. Из-за поэтического характера греческий текст канона весьма сложен для понимания.
В IX веке появляется практика совершать торжественную вечерню в день Пятидесятницы с чтением трех коленопреклонных молитв.
Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
Наблюдательный и воцерковленный человек наверняка обратит внимание на следующую странность: в церковном обиходе данный праздник мы называем Днем Святой Троицы и настолько уже привыкли к этому, что другое его наименование — Пятидесятница — воспринимается как второстепенное; во всяком случае, оно известно не столь широкому кругу верующих. В то же время в богослужебных книгах именование «День Святой Троицы» отсутствует вовсе и праздник называется или «Пятидесятницей», или просто «Неделей 8-й». Как объяснить такое расхождение Устава с обиходной традицией? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко проследить генезис Дня Святой Троицы, или, другими словами, выяснить, как в процессе истории праздник Пятидесятницы становится днем особого прославления Святой Троицы и где и почему этот мотив в итоге занимает первостепенное положение.
Понятно, что изначально данный праздник был связан исключительно с воспоминанием сошествия Духа на апостолов и рождения Церкви, то есть с событиями новозаветной Пятидесятницы. Однако уже на раннем этапе (с VII в.) к основному воспоминанию добавляется новый мотив — прославление Святой Троицы. Первым признаком такой модификации можно считать употребление песнопения «Видехом Свет истинный…», в котором есть слова: «Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». Далее в VIII–IX вв. эта идея получает существенное развитие: появляются многие современные стихиры Пятидесятницы, прославляющие Святую Троицу: «Видехом Свет истинный…», «Троицу Единосущную песнословим…», «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли…». В этом же памятнике присутствует и красивейшая стихира «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», которая вообще содержит основные тезисы православной триадологии; в современных книгах она приписывается императору Льву VI (886–912), однако наличие данной стихиры в указанном памятнике демонстрирует ошибочность такой атрибуции (причем в Тропологии текст стихиры дается в рубрике, посвященной празднику Богоявления, тогда как в службе Пятидесятницы помещена отсылка к Богоявленской рубрике). Прославление Триипостасного Бога содержится и в отдельных тропарях обоих канонов праздника, которые также написаны представителями палестинской гимнографии.
В константинопольском богослужении эта идея на раннем этапе как бы отступает на второй план: в богослужении самого праздника в константинопольских Уставах почти не было стихир, посвященных исключительно славословию Святой Троицы, однако таких стихир было немало в службе понедельника, а ведь этот день, особенно совершаемая в Неделю великая вечерня, издревле воспринимается как продолжение праздничной службы. Впоследствии все указанные стихиры (вместе с «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…») были перенесены в службу самого праздника. В итоге идея поклонения Пресвятой Троице стала одной из значимых тем праздничного богослужения, хотя и темой не основной, несамостоятельной. В целом прославление Святой Троицы в богослужении праздника Пятидесятницы подобно наличию этой же темы в службе праздника Богоявления: и при крещении Христа, и в сошествии Святого Духа открывается тайна Святой Троицы, потому естественно, осмысляя событие праздника, мы воспеваем Триипостасного Бога, благоволившего явить эту сокровенную истину (кстати, эта общность выражается в Тропологии тем, что для обоих праздников указано петь стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»).
Греческая богослужебная традиция этим и ограничивается, тогда как на Руси развитие идеи продолжается. Здесь второй день праздника — ныне мы его называем День Святого Духа — в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (самый известный образ которой написан преподобным Андреем Рублёвым). Идея понятна: в событии Пятидесятницы произошло откровение Святой Троицы, потому и следующий за праздником день стал днем особого прославления Святой Троицы (наподобие Собора Богородицы 26 декабря или Собора Иоанна Крестителя 7 января). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день называется Сошествием Святого Духа.
На заключительном этапе (после сер. XVII в.) появляется традиция икону Святой Троицы класть на сам праздник, который все больше воспринимается в народном сознании как день Святой Троицы. И что интересно: сейчас мы в обиходе действительно сам воскресный день преимущественно называем днем Святой Троицы, хотя богослужение обоих дней посвящено воспоминанию сошествия Святого Духа.
Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Совершается стандартное для Господских двунадесятых праздников всенощное бдение; воскресные песнопения отменяются.
На великой вечерне на стиховне впервые после 50-дневного перерыва поется «Царю Небесный…» (3-я стихира); на практике обычно поют всем храмом.
На утрене: 2 канона праздника, каждый канон по Уставу поется на 8: ирмосы дважды, тропари на 6. Припев на каноне, употребляемый на практике,— «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется две катавасии.
На 9-й песни канона «Честнейшую…» не поется, но своего мегалинария праздник во время составления Типикона не имел (как и Неделя ваий). Однако в современной практике повсеместно употребляется припев, сконструированный в позднее время: «Апостоли, сошествие Утешителя зрящее, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».
На литургии используется особый припев 2-го антифона: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа». Уникальность его в том, что во всех других припевах содержится обращение к Богу Сыну, тогда как припев на Пятидесятницу — единственный, в котором мы обращаемся к другому Лицу Пресвятой Троицы — Святому Духу.
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — последний раз в году.
После литургии совершается 9-й час (в некоторых храмах опускается) и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Великая вечерня в день праздника – самое характерное и уникальное богослужение Пятидесятницы.
На великой вечерне:
- На мирной ектении добавляются особые прошения (после прошения «О плавающих…», текст прошений находится в Триоди).
- Поется великий прокимен «Кто Бог велий…» (впрочем, как и на почти все двунадесятые праздники);
- Читается семь коленопреклонных молитв. Это — самая заметная и самая известная особенность данного богослужения. Молитв (судя по надписаниям Триоди) всего семь, хотя в реальности их восемь, ибо нынешняя 6-я молитва является соединением двух изначально различных молитв (со слов «Твое бо, яко воистинну…» начинается особая молитва, которая в древности читалась отдельно). Молитвы при чтении соединяются в три группы (2 – 2 – 3). Молитвы в чинопоследование вечерни вставляются следующим образом: 1-я и 2-я — после прокимена «Кто Бог велий…», 3-я и 4-я — после сугубой ектении, 5-я, 6-я и 7-я — после «Сподоби, Господи…».
- Отпуст краткий праздничный с особой вводной фразой «Иже от Отчих и Божественных недр…». Данная вводная фраза употребляется только на этом богослужении, то есть один раз в году и она же — самая пространная из всех существующих!
Почему мы украшаем храмы зеленью?
Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветками зеленых деревьев, а полы устилать зеленой травой хорошо известен всем верующим. Исследователи (профессор М.Н. Скабалланович, С. Ванюков) видят первое упоминание об этом обычае в следующих словах святителя Иоанна Златоуста: «Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но, украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Однако при объективном рассмотрении создается впечатление, что святитель Иоанн вовсе не говорит в буквальном смысле о том, что его современники имели аналогичную практику, но скорее просто делает акцент на необходимости духовного празднования Пятидесятницы. Потому вряд ли мы имеем право датировать возникновение подобной традиции IV веком, скорее всего, это обычай более поздний.
О его значении высказываются различные мнения. М.Н. Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой».
Редактор Новгородского Чиновника (памятник 30-х гг. XVII в.) предлагает такое объяснение: зелень в этот момент (конец мая — июнь) — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.
Битбунов Г.С. Святая Пятидесятница. Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия
Троица — один из двенадцати главных православных праздников. Иногда его еще называют Днем сошествия Святого Духа. Из названия понятно, с каким событием связано торжество — с описанным в Библии сошествием на землю Святого Духа, которое предвещал Иисус Христос. Это событие продемонстрировало верующим триединство Бога, то есть существование трех Лиц единого по существу Бога — Отца, Сына и Святого Духа.
Есть у Троицы и третье название — Пятидесятница. Это название указывает на дату празднования — пятидесятый день после Пасхи, к которой, как известно, привязаны многие христианские торжества.
Когда отмечается Троица в 2023 году
Точной даты у Светлого Воскресения нет, поэтому и Троица отмечается каждый год в разное время. В 2023 году православные отмечают Пасху 16 апреля. Если отсчитать от этой даты 50 дней, то получится 4 июня — это и будет День Святой Троицы.
У католиков Троица не совпадает с Пятидесятницей (днем сошествия на апостолов Святого Духа). В 2023 году католическая Троица будет отмечаться 28 мая.
История праздника
Считается, что праздник в честь Святой Троицы решили установить апостолы, которых еще называют учениками Иисуса Христа. Таким образом они хотели закрепить в памяти людей событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскрешения Господня. Согласно библейским сказаниям, Святой Дух спустился к апостолам, которые к тому моменту уже пятьдесят дней подряд молились в Сионской горнице, впоследствии ставшей первым христианским храмом.
После сошествия Святого Духа апостолы внезапно научились исцелять и пророчествовать. При этом они еще и заговорили на разных языках: это знание им было дано, чтобы нести Слово Божие по миру. После этого ученики Христа отправились в разные части света, чтобы поведать всем обитателям планеты о жизни Господней и его мучительной смерти за грехи всего человечества.
А официальное установление праздника Троицы произошло в 381 году, когда в Константинополе созвали II Вселенский собор, на котором было сформулировано учение о Троице. Именно тогда утвердили догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.
А наши предки славяне стали отмечать Троицу намного позже — только спустя 300 лет после крещения Руси, то есть в конце XIII — начале XIV веков.
Традиции праздника
Так как Троица — религиозный праздник, этот день никогда не обходится без службы в храме, которая по традиции включает в себя Божественную литургию и Великую вечерню.
Храмы на Троицу принято украшать зеленью: на пол кладут свежескошенную траву, иконы обрамляют весенними цветами и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие в этот день приносят с собой в церковь несколько веток березы, чтобы освятить их, а затем поставить дома возле икон. Считается, что таким образом можно защитить свое жилище и себя заодно от всего зла. Вообще, береза — главный атрибут праздника, ее ветви символизируют силу Святого Духа.
Еще одна традиция Троицына дня — устраивать застолье и приглашать на торжество всех родственников, друзей и близких. Пятидесятница — не постный день, поэтому есть возможность продемонстрировать свое кулинарное мастерство и порадовать гостей самыми разнообразными угощениями. Традиционным блюдом на Троицу был и остается каравай.
Раньше в День Святой Троицы устраивались настоящие народные гуляния — вечером в деревнях водили хороводы, пели песни и танцевали. Подобные забавы на Троицу не теряют своей популярности до сих пор.
Кроме того, в Троицын день на Руси было принято свататься. Считалось, если посвататься на Пятидесятницу, а свадьбу сыграть на Покров — день, когда, по мнению наших предков, осень встречается с зимой, — то счастливая совместная жизнь обеспечена.
Существуют традиции, связанные с подготовкой к Троице. К примеру, за пару дней до праздника верующие обычно устраивают генеральную уборку в доме. Дело в том, что в сам День Святой Троицы нельзя убираться, а также шить, стирать и выполнять какую-либо работу по дому. А в родительскую субботу (день, предшествующий Троице) принято посещать кладбища и поминать усопших.
Популярные вопросы и ответы
Как подготовиться к празднованию Троицы?
За 1-2 дня до праздника стоит привести в порядок жилье и двор. Накануне Троицы принято тщательно убраться в доме: не только перемыть все полы, но также избавиться от хлама и ненужных вещей. Приятная часть подготовки проходит на кухне: обычно накануне хозяйки пекут хлеб, готовят праздничные блюда на следующий день. До праздника, в субботу, не забудьте также отнести угощения на могилы близких: помянуть их, а заодно прибраться на захоронениях и украсить их цветами.
Праздник хорошо встречать в компании добрых людей, в доме, украшенном цветами и березовыми ветками. Их предварительно полагается освятить в церкви.
Что нельзя делать на Троицу?
Есть общие ограничения, которые православные привыкли соблюдать — они характерны для любого другого христианского праздника. В Троицу нельзя ругаться, ссориться, использовать в речи мат, запрещено сплетничать и завидовать. Праздничный день не стоит посвящать тяжелому физическому труду, работе в огороде или по дому, даже рукодельничать в Троицу не рекомендуется.
Кроме того, народные традиции запрещают в этот день стричься и красить волосы. И помним: хоть поститься в праздник не нужно, злоупотреблять вином и угощениями все равно не стоит.
Какие молитвы читают на Троицу?
В этот праздник читают молитвы «Ко Пресвятой Троице», «Святому духу», «На сошествие Святого Духа». Тексты легко найти в интернете на специализированных сайтах, причем, как в оригинальном варианте, так и адаптированные (в современной лексике).
Великая Троица является одним из 12 главных православных праздников. Ее также называют Днем сошествия Святого Духа. Торжество связано с библейским событием, когда на землю сошел Святой Дух, как и предвещал Иисус Христос. У Троицы есть еще одно название — Пятидесятница, что указывает на дату праздника – 50-й день после Пасхи. Как православные отмечают Троицу? Что нельзя делать в этот день?
Когда празднуется Великая Троица
Так как у Пасхи нет точной даты, то и Троицу Господню отмечают ежегодно в разные числа. От Светлого Воскресения отсчитывают 50 дней и узнают, когда празднуется Пресвятая Троица. В 2022 году Пасха выпала на 24 апреля, соответственно дата Пятидесятницы – 12 июня.
Суть и история праздника Святой Живоначальной Троицы
Христианскую Троицу отмечают с 381 года. На Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе утвердили учение о трех ипостасях Бога – Отце, Сыне и Святом Духе. Тогда и была явлена полнота Живоначальной Троицы.
В Новом Завете сказано, что перед тем, как Иисус Христос вознесся в Царствие Небесное, он пообещал прислать своим апостолам в утешение Святой Дух от Бога Отца. Когда произошло Вознесение Спасителя, его ученики каждый день молились и читали Святое Писание в Сионской горнице в Иерусалиме.
Фото: © Wikimedia Commons
Через 10 дней после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), когда апостолы находились в горнице, они услышали странный шум – это было сошествие Святого Духа. Возникли огненные языки, которые почили на каждом из них. Таким образом ученики Христа исполнились Святого Духа и получили дар исцелять и пророчествовать, а также разговаривать на разных языках, чтобы читать проповеди по всему миру. Именно этот день считается днем создания христианской церкви.
Как отмечают День Святой Троицы
Православные традиции в Пятидесятницу
Святая Троица – это особенный праздник, с ним связано множество религиозных обрядов. Храмы в торжество украшаются цветами и березовыми ветвями. Этот день называют еще днем рождения Церкви.
Священники меняют свое облачение: вместо белых одежд они надевают зеленые, что символизирует вечную жизнь. Православные в Пятидесятницу идут на службу. После литургии сразу служат вечерню, во время которой читают молитвы Пресвятой Троице.
В праздник впервые разрешается делать земные поклоны и вставать на колени (с Пасхи и до Троицы этого нельзя делать, так как это время радости).
Фото: © Владимир Смирнов/ТАСС
Что нельзя делать в Троицу
В Троицу обычно ничего не просят у Бога, а только благодарят за то, что имеют. Этот день священники советуют посвятить молитвам и размышлениям о Господе. У праздника есть несколько правил, которым стоит следовать:
- в Пятидесятницу нельзя сквернословить и ругаться;
- нельзя заниматься тяжелым трудом;
- дела по дому тоже лучше отложить;
- не рекомендуется заниматься рукоделием;
- свадьбы в этот день не играют.
Ходить на кладбище в Троицу неправильно, несмотря на распространенное мнение. Для этих целей в церковном календаре установили специальный день – Троицкая родительская суббота, которую отмечают перед Пятидесятницей.
Родительская суббота перед Троицей
Троицкую родительскую субботу в 2022 году отмечают 11 июня – за день до Пятидесятницы. В этот уникальный для церковного календаря праздник поминают всех усопших.
Накануне Дня сошествия Святого Духа верующие молятся о всех когда-либо живших людях, поэтому родительскую субботу называют «вселенской». Православные в этот день пишут записки с именами почивших, потом на литургии и панихиде священник в алтаре их поминает.
Фото: © Владимир Смирнов/ТАСС
Народные традиции
Согласно народным традициям, на Троицу делают венки из травы и цветов, а также специальные букеты, в составе которых есть березовые ветви, которыми украшают дома.
Раньше в праздник пекли караваи, одну из его частей оставляли себе, а другие раздавали друзьям, родственникам, соседям и нищим. На Пятидесятницу принято устраивать застолье с родственниками и близкими людьми. Так как поста во время Троицы нет, то на столе могут быть любые блюда по вкусу.