Селяне празднуют окончание сельхозсезона. Это давно уже стало традицией. А как вели хозяйство, боролись с засухой и радовались урожаю жители Кавказа сотни лет назад? «АиФ-СК» побеседовал с историками и культурологам.
В тесноте, да не в обиде
Чеченцы очень серьёзно подходили к севу будущего урожая. Его предварял праздник — День выхода плуга. К нему тщательно готовились.
«Селяне выбирали самого лучшего, сильного, здорового, упитанного быка. Его заранее откармливали, а накануне праздника чистили, украшали рога лоскутками. Также выбирали самого послушного, пышущего здоровьем мальчика, который погонял быка в поле, и самого щедрого, обеспеченного и при этом обладавшего добрым и спокойным характером жителя села, который вспахивал первую борозду. Выполняя эти ритуалы, люди надеялись на богатый урожай», — рассказала главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований ЧР Тамара Шавлаева.
Праздник отмечали большим застольем. Готовили угощения и обязательно в огромном котле варили пиво из пророщенного ячменя. Пили его только мужчины, но не до хмельного состояния, а до лёгкой весёлости. На день выхода плуга должно было быть много радости. А на следующий день начинали сев.
Семенной материал перебирали по зёрнышку. Особенно тщательно следили, чтобы к семенам не притрагивались мыши. Отчасти это символизировало защиту от нашествия мышей на полях. Кроме того, мыши могли нарушить целостность зерна и оставить на нём нечистоты, а в землю должно было лечь только чистое, здоровое зерно.
Правильно сеять было целым искусством. Специальные мастера-сеяльщики должны были разбрасывать зёрна так, чтобы те ложились в землю равномерно. Например, между зёрнами кукурузы расстояние должно было быть один «ше» — от большого пальца до мизинца по диагонали. Между более мелкими семенами — один «ге», от большого до указательного пальца.
Сеяльщик выбирал определённый шаг и держал выбранный ритм, полностью сосредоточившись на разбрасывании семян. Если они заканчивались, помощники аккуратно подсыпали зёрна в мешочек, который был привязан к спине сеяльщика. Во время работы его нельзя было отвлекать. Посторонние люди не должны были к нему подходить, чтобы не сглазить.
Если зёрна ложились неравномерно, что потом было видно при всходах, — это означало, что за сеяльщиком водятся грехи и он плохой «специалист». Молва об этом быстро распространялась.
Между тем, этой профессии нужно было долго учиться. Истаптывать километры пашни и перенимать у «мэтров» мастерство. Хороших сеяльщиков было один-два на село, и они были нарасхват во время посевных работ.
Выращивали ячмень, овёс, кукурузу, просо. До них возделывали полбу. Первый чурек (традиционную лепёшку из кукурузной муки) пекли из полбы. Её позже заменила кукуруза. О появлении этой культуры у чеченских учёных нет единого мнения. Одна из версий, что первые початки привезли с собой паломники, которые совершили хадж в Мекку. Об этом говорит и название кукурузы по-чеченски — «хаджка». От слова «хаджи» — паломник и «ка» — зерно. Однако некоторые учёные предполагают, что кукуруза на Кавказе появилась раньше, чем местные паломники потянулись в Мекку.
Участков, пригодных для земледелия, было мало, поэтому нередко в одну лунку сажали картошку, фасоль и кукурузу.
До сих пор в сёлах сохранился древний обряд вызывания дождя. Если была засуха, мужчины (сейчас это делают дети) собирались, одного из участников ритуала наряжали в костюм из веток и водили по селу, громко распевая специальные припевы. В каждом дворе хозяйка выливала на ряженого ковш воды и раздавала остальным угощения: сыр, чурек с мёдом, кусок сахара или халвы — что было в доме. Лакомства складывали в специальный мешок, а затем на окраине села съедали их, празднуя скорое выпадение дождя.
Зерно в дом — мыши во двор
Осетины придавали большое значение настроению и, можно сказать, энергетике людей во время полевых работ. Считалось, что чем больше веселья, радости, смеха, шуток на жатве, обмолоте и других работах, тем лучше будет урожай.
У осетин было три больших праздника, связанных с завершением жатвы. Первый назывался в переводе с осетинского «Пир верхушек зерна». По окончании уборки (на равнинах примерно в августе, а в горных районах в октябре) люди собирались в поле или у святилищ. Закалывали быка, которого выбирали по жребию и выкупали всем селением. За накрытым столом старший произносил импровизированную благодарственную молитву покровителю земледелия Уацилле (в православии ему соответствует Святой Илья). Если год был неурожайный, с засухой или градом, то святого ни в коем случае не упрекали, а деликатно намекали, мол, хорошо бы, чтобы следующий год был лучше.
Женщины насыпали зерно в деревянную чашку и ходили, разбрасывая злаки по дому и приговаривая: «Зерно в дом, мыши — во двор». Также в этот день пекли фигурки из теста: людей, домашних животных, орудий труда. Готовили пироги, каши, различные блюда из зерновых. Хозяйки старались создать изобилие на столе, чтобы будущий урожай был богатым.
В конце октября — начале ноября осетинские земледельцы отмечали второй крупный праздник — «Ночь вил» или «Ужин серпа». В этот день орудия труда бережно убирали «отдохнуть» на зиму, благодарили их, посвящали им отдельный тост за праздничным столом.
«Особенно трепетно относились к серпу — главному орудию жатвы. Его оборачивали последними скошенными колосьями, заплетёнными в «косы», и торжественно отправляли на отдых до следующего года. У него было своё место в доме — в углу или на шкафу», — говорит кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов.
Помимо благодарности за помощь в выращивании хлеба, такое отношение к земледельческим инструментам объяснялось их ценностью.
«Орудия труда нельзя было купить, как сейчас в магазине. Нужно было спуститься на равнину, куда купцы из Ирана, Турции, России привозили полосы железа. Их горцы выменивали на сыр, мясо, шерсть и кожу, а затем заказывали кузнецам серпы, косы и лопаты. Часто с гор, где было много леса, привозили деревянную посуду и меняли на зерно, которого больше выращивали на равнине. За миску или корыто давали столько зерна, сколько туда помещалось.
«Ночь вил» и «Ужин серпа» символизировал и проводы старого сельскохозяйственного года. Для застолья в этот день резали старшего по возрасту барана, птицу, «чтобы всё старое осталось в уходящем году», и загадывали желания, чтобы новый год был удачным, а полученный урожай шёл на свадьбы, пиршества в честь рождения детей и другие благие цели. В числе других блюд обязательно готовили пироги с сыром. Особенно ценились пшеничные, для которых брали лучшее зерно.
Завершала череду праздников урожая «Ночь соломы».
«Когда зерно было убрано в амбары, сено и солома заготовлены на зиму, в семейном кругу вечером в субботу (у осетин воскресенье и любой день начинался не в 12 ночи, а с заходом солнца) шли на гумно с пирогами и другой едой, накрывали там стол. В центре гумна насыпали горсть зерна и прикрывали его камнем», — говорит историк.
По его словам, сейчас эти праздники отмечаются редко, только в горах. Их место занял национальный праздник Джеоргуыба — посвящение покровителю Осетии, также мужчин, путников, воинов и земледельцев Уастырджи. В православии ему соответствует Святой Георгий. Джеоргуыба начинается в 20-х числах ноября (высчитывается от Пасхи) в воскресенье и длится неделю. Главный день празднеств — вторник, день Уастырджи. К этому времени зерно убрано в амбары, скот загнан в стойло, сено и солома заготовлены на зиму. Джеоргуыба считается лучшим временем для празднования свадеб.
Хлебное жалованье
А вот казакам было не до праздников и не до земледелия, рассказал товарищ (заместитель) атамана Терского казачьего войска Олег Губенко.
«Казаки на заре истории находились в состоянии постоянной военной готовности, совершали большие миграционные переходы. Под страхом смертной казни им запрещалось пахать землю и заниматься полевыми работами. Вплоть до XVII века редкие случаи возделывания земли казаками жестоко карались. Основными видами деятельности казаков до XVIII века были военная служба, охота, рыбная ловля, скотоводство. Хлебное жалованье приходило из Москвы. Там был стандартный набор: мука, порох, свинец, вино, сукно. То, что казаки не производили, они получали за службу», — рассказал Олег Губенко.
По его словам, земледелие у казаков стало распространяться только во времена Екатерины II. К концу XIX века казаки уже могли похвалиться устройством быта, успехами в растениеводстве. Но больше за счёт объёма, а не технических новшеств. Если иногородние (переселенцы) стремились внедрять современные методы земледелия, казаки неохотно шли на это.
Многие казаки возделывали виноград. Исследования показывают, что в казачьих станицах на Дону и на Тереке выращивали автохтонные сорта (местные, аборигенные), уходящие корнями во времена Хазарского каганата, а не привезённые из Франции в качестве трофеев после наполеоновских войн, как ошибочно считалось ранее.
Как таковых праздников урожая в традициях у казаков нет. Только день Покрова Пресвятой Богородицы в середине октября косвенно знаменует окончание сельхозработ. Праздник широко отмечается и сейчас.
«В этот день помимо других молитв благодарят Бога за плоды земные. Это рубеж, который как бы венчает сельскохозяйственный год», — говорит Олег Губенко.
У современных казаков набирает силу новая традиция. В основном это характерно для засушливых восточных районов края. Казаки-фермеры приглашают батюшку, который освящает святой водой посевы, читает молебны о будущем урожае.
Казачьи праздники
Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.
В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.
Казачий праздник Рождества
Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.
Святочные казачьи празднования
Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.
Казачий праздник Крещения
Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.
Казачий праздник Масленицы
У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.
Казачий праздник Пасхи
Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.
Казачий праздник Троицы
Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.
Казачий праздник Покрова Богородицы
Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.
День нагайки — 23 ноября!
Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.
Казачьи праздники по войскам
Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.
Амурское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.
Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.
Донское казачество отмечает:
- 14 января – круг Донского казачества;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 13 августа – праздник первого полка;
- 29 августа – праздник четвертой сотни;
- 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
- 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
- 19 декабря – праздник первой батареи.
Забайкальское казачество отмечает:
- 30 марта – праздник всех частей войска;
- 4 июля – круг Забайкальского войска.
Кубанское казачество отмечает:
- 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
- 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
- 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
- 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
- 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.
Оренбургское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник всех частей войска;
- 22 мая – праздник четвертого полка;
- 12 сентября – праздник пятого полка.
Семиреченское казачество отмечает:
- 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
- 26 июля – праздник второго конного полка.
Сибирское казачество отмечает:
- 16 февраля – праздник первого конного полка;
- 25 февраля – праздник третьего конного полка;
- 19 декабря – праздник всех частей.
Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.
Уральское казачество отмечает:
- 14 августа – праздник первого полка;
- 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.
Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.
Общеказачий воинский праздник
Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.
Отмечает его:
- 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
- 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
- 1 сентября – Астраханское казачье войско;
- 7 сентября – Терское казачье войско;
- 12 сентября – Кубанское казачье войско;
- 30 октября – Донское казачье войско;
- 21 ноября – Уральское казачье войско;
- 19 декабря – Сибирское казачье войско.
Казачий праздник Новый год
Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.
Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.
Праздник донского Урожая
Ростовская область – степные просторы,
Лазоревый цвет на заре,
Полей посевных, расписные узоры,
Ковыль словно сег в январе.
Ростовская область – сады винограда,
Есть хлеб здесь душистый и мед,
И батюшка Дон, как природы награда,
И песни высокой полет.
Ростовская область, России частица,
Здесь край наш родимый и дом,
В полях твоих хлеб пусть степной колосится
Заполняются зерном закрома.
Вед: сегодня разговор наш о самом главном богатстве о хлебе. Ребята, акакой вы знаете хлеб?
Дети: Белый, серый, ржаной, черный.
1 дев: Я – пшеница, Белолица!
Я расту в широком поле
Созреваю на приволье.
Это поле, буд то море,
Только море не простое –
Море хлеба золотое.
2 дев: намелят из меня муки,
Испекут нам пироги.
3 дев: испекут нам плюшки,
Бублики, ватрушки.
4 дев: испекут каравай –
пекари отличные.
Вед: Давайте рассмотрим на выстаке «Хлебных изделий» выпечку из пшеничной муки. Ваши родители приготовили разные изделия.
Вед: здесь и плюшки и ватрушки, пироги и кексы,
Пироги и пирожки, конечно каравай.
Ваши мамы умелые хозяйки, а рецепт им достались от вашихбабушек и прабабушек. Эти секреты приготовений хранятся в каждой казачьей семье.
Вед: я слышала, что вы называли ржаной хлеб.Первые документальные подтверждениявыращивания злаковой культуры «рожь» относится к 1056 году. О ржи упоминаетс в летописи монаха Нестора. С этого времени начинается история ржаного хлеба. Русские людидажесчитали, что ему присуща магическа сила.
1 мальч: Я –хлеб ржаной,
Я пшеница – брат родной,
Вместе спшеницей будем веселиться,
Я вкусный и душистый
С мягкой коркой золотистой.
2 мальч: Я от голода спасаю
От души им помагаю.
3 мальч: У меня румянный бок,
Я похож на колобок.
4 мальч: Если сеют меня вдождь,
Хороша бывает рожь!
5 мальч: Василек украсит рожь!
Будет урожай хорош!
Вед: Ребята, а кто выращивает хлеб?
Дети: Хлеборобы
Вед: Ребята, а давайте отгадаем загадки.
Кто загадку отгадает,
Тот подарок получает.
Вед: Он везде хорош, и в донском краю и за морем (хлеб)
Вед: Правильно! Вот тебе кусочек хлеба с вареньем!
Реб: спасибо!
Вед: Вкусно?
Реб: Очень вкусно!
Вед:донская земля всегда славилась огородничеством и садоводством. Донская бахча поставляла на императорский стол тыкву, дыни и арбузы. Арбузное варенье (нардек) и повидло из тыквы традиционное лакомство на Дону, поэтому хлеб с вареньем такой вкусный.
Вед: слушайте вторую загадку: он всему голова!
Ребенок: хлеб!
Вед: вот тебе кусочек хлеба с медом.
Ребенок: спасибо
Вед: вкусно?
Ребенок: вкусно.
Вед: наши донские казаки и пчеловодством занимались. Виды донского меда – липовый, из боярышника, разнотравье, майский мед. Онипомагали сохранять здоровье казаков. Ешьте хлеб с медом.
Вед: а как же оноситься к хлебу?
Ребята: бережно
Вед: во время обеда хлеба брать небольшие кусочки, чтобы съесть его весь
Вед: с ним и под елью рай
Дети: хлеб
Вед: возьмите и вы хлебушка, кто с медом, кто с вареньем. Наслаждайесь на здоровье.
Вед: и еще одна загадка
Дела сегодня исполняй,
Его на завтра оставляй. (Хлеб)
6 мальч: Хлеб — важнейшая еда,
Хлеб – люимый наш всегда!
Супчик, овощи и чай,
Всех важнее каравай!
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Пышный и душистый,
С коркой золотистой
Каравай, каравай
С нами вместе поиграй!
(игра-хоровод «Каравай»)
А сейчас послушайте стихотворение В.Софрошенко «Донской каравай»
Вед: Растет на Дону у нас пшеница
И как видать уже «Золотится»,
Казаки неразучилисьна земле трудиться,
И есть им чем … на Дону гордиться…
Вот такие везде поля
Знать будем, с чаем есть донские крендея.
Песня «Хлебный колосок»
Вед: теперь мыпоговорим о злаках.
5 мальч: мы о злаках вам расскажем,
Что в полях донских растут
Из крупы их варят кашу,
Из муки блины пекут.
Вед: какие вы знаете злаки?
Дети: перечисляют – ячмеь, просо, гречиха, кукуруза.
Вед: а какие варяткаши из злаков?
Дети называют.
2 дев: пшенная каша – кормилица наша!
Вед: Пшенную кашу варят из пшена. А пшено получают из проса.
Я расскажу вам такую историю: казаки после трудных походов или полевых работ любили отдохнуть, повеселиться, погулять. После праздничных мероприятий (охоты, скачек, состязаний в стрельбе) у казаков было принято садиться за праздничный стол.
Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики – пироги с рубленным мясом, перепелками и измельченными сухофруктами.
Затем поочередно седовали 80 блюд: студень, жаренный лебедь, соленый журавль и т .д.
В конце застолий у казаков подавали молочную кашу, а затем уре-кашу, т.е кашу из простого пшена, приправленную сюзьмой (кислым молоком).
Вед: по казачьим обычаям, что бы не обидеть хозяина каждый из гостей должен был неприменно отведать каждого блюда. Одним из любимых блюд была казачья лапша, по другому ее называли «ушник». Варилась она на курином бульоне, замешивали ее на яйцах. Это блюдо и в наши дни готовят многие хозяйки и угощают своих родных. И мы с вами сегоднябудем учиться готовить домашнюю лапшу.
Мастер-класс по катаниюдомашней лапши.
Мы с вами обязательно угостим ею своих родных и близких.
Обычаи и традиции народов Кубани, кубанского казачества
Кубанское Казачество
Территория Кубани с запада омывается водами Азовского моря, на юге граничит с побережьем Чёрного моря, на востоке её окаймляют горы Северного Кавказа. Кубань —это историческое название местности, по которой протекает река Кубань. Многие национальности населяли данный район (адыгейцы, русские, украинцы, армяне, греки, арабы и другие). На Кубани мирно существовали храмы разных религий.
Истоки казачества
Переселенцы из разных частей света приносили собственные правила жизни, поэтому так разнообразны и уникальны традиции и обычаи народов Кубани. Большую часть людей составляли казаки. Это не национальность, а отдельный самобытный этнос. Он на Кубани сформировался во времена царствования Екатерины Великой в конце 18 века. Царица издала манифест дарения Кубани казакам на вечное пользование.
Казачьи обычаи и традиции на Кубани отображали познания о взаимосвязи природы и жизни людей. Патриархальный уклад в семье выступал носителем этих традиций. На престольные праздники в старину в самой большой избе после молебна устраивался общий обед. Каждый станичник приносил самые вкусные яства. Обрядовые казачьи песни распевались в календарные и семейные праздники.
Творчество казаков
Казаки любили шуточные и весёлые прибаутки, складывали поговорки.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
От безделья не бывает у казака веселья.
О храбрости казаков слагались легенды. Противники считали казаков «окаянными воинами на лошадях». Враги приговаривали, что лучше сражаться с десятью обычными солдатами, чем с одним казаком. Турецкие воины жутко боялись казаков и называли их «шайтанами» в человеческом обличие.
Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Казаки и война
Традиции и обычаи народов Кубани включали подготовку мальчиков к военной жизни. С первых дней проводились обряды в посвящение воина. До исполнения ребенку года мать ежедневно купала его с наговорами: на здоровье и удачу. С детства мальчики в казацких семьях учились держать в руках шашку и скакать на лошади.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Без коня казак кругом сирота.
На Кубани у казаков было особенное отношение к коню. Жизнь казака была тесно связана с конём в быту и зависела от него на поле битвы. Культ коня преобладал над всеми традициями и обычаями народов Кубани. На Масленицу и в другие праздники устраивались скачки, джигитовка, рубка лозы. Лучшим наездникам присуждались призы – предметы казачьего снаряжения и оружия. Казаки воспринимали коней, как верных соратников и союзников. При проводах казака на битву, жена подводила коня к мужу, приговаривая: «Уезжаешь на этом коне, на нём и возвращайся с победой».
Быт казака
Казак не может считаться казаком, если не соблюдает традиции и обычаи народов Кубани. Важным событием среди кубанцев существовало построение дома. Это было дело коллективное; на постройку хаты приходили все жители станицы. После окончания строительных работ хозяева устраивали богатое угощение и приглашали на новоселье. Своеобразная оплата за помощь в постройке дома.
Казаки всегда славились гостеприимством. Через кубанские земли паломники проложили путь в Иерусалим. Казачьи семьи радушно принимали людей из далеких мест, оставляли на ночлег, делились едой. Кубанцы с интересом слушали рассказы паломников о святых местах, о жизни на других землях. Паломники восхищались казачьим гостеприимством, убранством жилья, воспитанием детей. Среди казачьей детворы было принято первыми здороваться со старшими, даже незнакомыми людьми. Уважительное отношение к старикам было безграничным. Им всегда уступали дороги, внимательно выслушивали наставления. При старшем поколении нельзя было курить, сидеть и разговаривать без разрешения.
О детях
Дети казаков
В честь рождения мальчика вывешивался однотонный флаг на крышу, если рождалась девочка. То пёстрый флаг. В течение года дедушка по отцу сажает плодовое дерево во дворе дома. Ребёнок с детства начинает за ним ухаживать. Так старшее поколение указывает на неотрывную связь народа с природой. Мать воспитывала с детей до шестилетнего возраста. После воспитание занимались мужчины, которые обучали их искусству верховой езды и стрельбы из лука.
Над станицей тишина,
Да в хуторе раздолье,
Но не спится казаку мысли слишком вольны.
Вот бы все его сыны выросли достойно.
Казачество в наши дни
Немного истории
Много повидала кубанская земля. В годы гражданской войны было принято постановление о полном уничтожении казачества. Много погибло казаков, но традиции и обычаи народов Кубани живут и в наши дни.
В 1937 году часть кубанской земли переименовали в Краснодарский край. Казачество было частично реабилитировано. В армии появились казачьи войска с ношением особой формы. Она состояла из черкески с башлыком, бурки, шаровар и кавказских сапог из натуральной кожи. На голову одевали кубанку. Возрождение казачества связано с патриотическим воспитанием молодого поколения, приверженностью православия. Казаки всем миром отмечают Пасху и Рождество, Спас.
Республика Адыгея – носитель традиций Кубани
Адыгея
Кубанцев всегда отличало стремление к воле, независимости от какой-либо власти. Многонациональность Кубани позволяло каждому народу сохранять собственные традиции. Адыгея занимает равнинную и горную зоны Северо-Западного Кавказа на левой стороне Кубани. У адыгейцев не бывало брошенных стариков, старух и детей-сирот. Уважающий себя род не допускал, чтобы люди, носящий их фамилию, оказывались на попечение общественности. Все сироты поступали под опеку уважаемым членам общины.
В 1991 году республика Адыгея вышла из состава Красноярского края, но по-прежнему остаётся на кубанской территории. Многие джигиты, живущие на Кавказе, сохраняют старинные обычаи и традиции народов Кубани. Часто молодые выбирают национальные костюмы в день свадьбы. Невеста выглядит необыкновенно изящно в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, с красивым поясом, кованным из серебра. На голове находится маленькая шапочка, украшенная мехом. В старину данную шапочку носили до рождения первого ребёнка.
Очень своеобразны традиции Краснодарского края
Народы края не утратили свои национальные обычаи. Прекрасной традицией Краснодарского края, пришедшей из старины, является обряд перед рождеством. В станицах за 10 дней до праздника глава семейства срезает ветку вишни, ставит в глиняный кувшин с водой под образа. Если на Рождество веточка даст листочки, значит год будет благоприятный для всей семьи.
Армяне, проживающие в городах края, сохранили весёлый и шумный обычай. В середине лета празднуется Вардавар. На улицах происходит обливание водой друг друга. Считается, что вода в это время имеет магические свойства. Она способна даже очистить от грехов. Праздник выпадает на период с 28 июня до 1 августа.
В настоящее время появляются новые традиции Краснодарского края. Праздник урожая приурочен к окончанию уборки сельскохозяйственных культур. На площади аграрии всего края предоставляют свои товары (зерно, овощи, фрукты). Главным чемпионам жатвы выделяют ценные призы. Праздник сопровождается выступлениями творческих танцевальных коллективов и пением казачьего хора.
Вековые обряды сплачивают людей, защищают от негатива, укрепляют нерушимость жизненных укладов.
Дата публикации: 06.09.2022
Автор: Дмитриева Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 5
Населённый пункт: ст-ца Ясенская МО Ейский район
Наименование материала: Методическая разработка сценария праздника
Тема: «Праздник кубанского урожая» в старшей группе казачьей направленности
Раздел: дошкольное образование
Праздник кубанского урожая
Для детей старшей группы казачьей направленности.
Дети: Звучит русская народная музыка. В зал заходят взрослые Казак с
Казачкой.
КАЗАК И КАЗАЧКА:
Просим в избу! Красному гостю — красное место. Где потеснее — там
веселее. За хлебом — солью всякая шутка хороша!
Нам начать досталась роль.
Принесли мы хлеб да соль.
А вы принять извольте,
Тот, кто пришел на посиделки,
На нашей праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль.
Под музыку обходят родителей и угощают хлебом с солью.
В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались
полевые работы, и был собран урожай, коротал люд честной осенние деньки
и зимние вечера вместе — устраивали посиделки. Вот и у нас все огородные
хлопоты позади — убрали последний урожай. Можно петь, плясать, да народ
созывать!
КАЗАК:
Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка.
КАЗАЧКА:
Ко мне гости идут
Погулять немножко.
Заходят дети под музыку, обходят зал и садятся на заранее отведенные
места, около центральной стены, лицом к родителям.
Все дети с героями поют песню:
«ОЙ ВЫ, ГОСТИ, ГОСТИ ДОРОГИЕ».
(выходят дети, читают стихи об осени)
Как прекрасна осень на Кубани,
Тихий шелест листьев золотых,
Рассыпая по прохладной роще,
Ветер- баловник закружит их.
В эту пору праздник урожая
Наступило время отмечать.
Все к нему готовятся, я знаю.
Подготовку и нам пора начать.
И прославить урожай кубанский
В наших песнях, россыпи стихов.
И еще в красивой звонкой пляске,
В хороводе наших казаков.
А вокруг кружиться будут листья,
И под новый шумный листопад
Осень проберется шагом лисьим,
Чтоб услышать песенки ребят.
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Счастлив край,
Весел край,
Где хороший урожай!
РЕБЕНОК:
Велика Кубань,
Широка Кубань.
От морей до степей.
Нет тебя красивей.
РЕБЕНОК:
Над станицей нашею
Праздник полной чашею,
Музыкой и песнями звенит
Пляскою горячею, удалью казачьею
Праздник на Кубани знаменит.
ПЕСНЯ: « НА КУБАНИ МЫ ЖИВЕМ»
Край родной кубанский, Родина моя
Выросла в станице вся моя родня
Дедушка в колхозе хлеборобом был
Хлебушек кубанский на полях растил
РЕБЕНОК:
Прекрасна ты, Кубань, в любое время года.
И потому считаешься жемчужиной природы,
Любима народом зимой и весной,
Но нет прекрасной Осени златой!
ТАНЕЦ: «ОСЕННЯЯ ПОРА» с тканью.
РЕБЕНОК:
Осени славная пора
Рада ей Кубани детвора.
Осень, тебя мы в гости зовем,
Для тебя мы красивую песню споем.
ПЕСНЯ: «ОСЕННИЙ ВАЛЬС».
ВЕДУЩАЯ:
Вот как ложкари играют,
И частушки подпевают.
Раз подняли настроенье,
Будут игры без сомненья!
Да, плясали мы умело.
А теперь пора за дело.
Мы по залу пойдём,
Да плетень заплетем
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ».
В «Частушки».
Мы с веселой песней дружим
По кубански говорим
Хорошо живем не тужим
Со сметаной хлеб едим.
***
Эх, сторонушка, родная
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает
Брюховецка старина.
* * *
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем
О любимом нашем крае
Песни звонкие поем.
***
Ты, играй, играй, гармошка
Гармошечка кубанская.
Я девчонка боевая
Из края Краснодарского.
***
Мы вам пели и плясали
Каблучками топали,
А теперь мы Вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
***
Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки,
Мы сейчас для вас споем,
Веселые частушки.
***
Как Мирон-то, простота
Купил лошадь без хвоста,
Все смеются над Мироном,
Что он ходит, как ворона.
***
На коровушке верхом,
Едет дядюшка Пахом,
Иванушка вот чудак,
Кота рыжего запряг.
***
Веселей играй гармошка,
Мы станцуем и споем.
Мы кубанские девчата,
Любим песни с огоньком.
***
Заиграй гармошка громче,
Пусть девчата подпоют.
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.
игре принимают участие дети с родителями
Знаем жаркая пора – осень золотая,
Не добиться без труда чудо – урожая.
Осень:
Для того чтобы собрать хороший урожай, много надо трудиться. Об этом
народ слагал пословицы и поговорки. А вы их знаете?
Дети называют пословицы:
— Что посеешь, то и пожнешь.
— Труд человека кормит, а лень портит.
— Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
— Кончил дело, гуляй смело.
Ведущий:
Золотое время года, осень добрая пришла.
Расскажите хлеборобы, как идут у вас дела?
Дети:
Все, что выросло у нас, вы увидите сейчас.
Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели.
Это взошел хлеб!
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны.
Мы собрали хлеб.
Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой.
Помололи хлеб.
Тесто кружится в квашне, запекается в огне.
Скоро будет хлеб.
Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.
Осень: Кубанские березки я позолочу,
Щедрыми дождями всех я окачу,
В разных лесочках выращу грибочки,
Соберу хороший урожай,
Чтоб богаче был наш край.
Здравствуйте, ребята! Вижу, что летом вы потрудились, богатым урожаем
меня встречаете. Расскажите, покажите, — какой урожай вы собрали.
Ведущий: Золотое время года, осень добрая пришла.
расскажите-ка ребятки, как идут у вас дела?)
Огородник: Солнышко греет,
дождик поливает,
урожай на грядках
быстро созревает
Улетают птицы к югу
Ветер листьев кружит вьюгу
И кубанский полевод
Убирает огород.
Картошка: Я, картошка – тошка, тошка
Корявая немножко,
Вся испачкана в земле,
И вкусна я на столе.
Горох: Я – горох, я не плох,
Ешь, пока я не засох.
Морковь: Росла я много дней,
Становилась все длинней,
Все спелей и слаще,
Стала я хрустящей.
Кабачок: Целый день лежу на грядке,
отлежал себе бочок,
Я полезный, я зеленый,
Раскрасавец, кабачок.
Огородник: Урожай собрать нам надо,
Вызовем сюда бригаду.
Песня «Мы корзиночки несем»
Ведущий: Дорогая Осень! На Кубани созрели не только овощи, но и фрукты,
посмотри! (выходят фрукты)
Слива: Я слива лиловая, сладкая садовая.
Клубника: Я вкусная клубничка, на солнце грею личико!
Абрикос: А я – абрикос, на юге рос.
Яблоко: Я, яблочко румяное и расту на ветке,
Любят меня взрослые, любят меня детки.
Груша: Я спелая грушка, яблоку румяному лучшая подружка.
Виноград: А я – сочный виноград,
Все вместе: Это мы фруктовый сад!
Песня Груши, сливы, виноград
Осень: Хороши и овощи и фрукты, а давайте поиграем в игру « Найди свою
корзинку».
Игра «Найди свою корзинку»
(дети дарят корзинки Осени)
Ведущий: Золотое время года, осень добрая пришла.
Пасутся на полях широких, животных полные стада.
С ними вышел на лужок наш кубанский казачок.
А в руках-то – петушок!
Хороводная игра «Кривой петух»
Ведущий: Как на нашей улице
Весь народ волнуется,
Едут, едут казаки-
Удалые молодцы.
Дорогие ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Дети танцуют танец «Казачок»
Осень: А теперь ребятки отгадайте-ка загадку.
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном, на столбе золотом. (колосок)
Ведущий: Край хлебов и песен
Край наш Краснодарский
Ты красив и весел
Щедр ты по кубански.
. Все что выросло у нас, вы увидите сейчас.
Хоровод «Каравай»
В землю зернышко посадим,
Слишком малое оно
(Дети приседают, обхватывают колени руками. голову наклоняют)
Землю солнышко согреет,
Быстро прорастет зерно.
(Дети медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх)
Будет ветер тучки гнать,
Дождик землю поливать
(Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками)
По полю комбайн пройдет,
Все колосья соберет
(шагают на месте)
Мельник смелет нам муки
Испечем мы пироги
(дети имитируют движениями: мельницу, пекут пироги)
Всем на радость раздавай
Наш кубанский каравай!
(дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай)
Хоровод расходится, в центре круга остаются дети – солисты.
Ведущий: Чтобы зерно проросло, хлебороб должен обязательно ухаживать
за ним. Солнышко должно светить ярко-ярко, дождик должен поливать
обильно.
Звучит музыка, в зал входит Солнышко.
Солнышко.
Здравствуйте! А вот и я!
Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают,
Солнце светит ярко-ярко,
И под солнцем очень жарко!
Солнце всех важнее,
Солнце всех нужнее!
(
под
музыку
входит
тучка
)
Тучка:
Солнце, солнце, подожди,
На меня ты посмотри… (Кружится.)
У меня внутри вода,
А вода нужна всегда!
Значит, я важнее,
Значит, я нужнее!
Солнышко и Тучка спорят, топая ногами, кто из них нужнее, важнее.
Ведущий
.
Успокойтесь
,
успокойтесь
И
,
пожалуйста
,
не
ссорьтесь
!
Дети
:
1. Солнышко греет, дождик поливает,
В поле пшеница колос набирает.
2. Солнышко греет, дождик поливает,
Овощи на грядках быстро созревают.
3. Дождику спасибо, солнышку спасибо,
Ведь без них на ветках фрукты не росли бы.
4. Чтобы урожая к осени добиться,
Мы отлично знаем, надо потрудиться.
5. Солнышко греет, дождик поливает,
В поле пшеница колос набирает.
Песня «Хлебушко — всему свету дедушка»
Ведущая: Как мы осенью собрали небывалый урожай,
И на праздник урожая испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой вышины,
Каравай, каравай, славим новый урожай.!
Песня «Принимай, страна, наш кубанский хлеб»
Ведущая: Как мы осенью собрали небывалый урожай,
И на праздник урожая испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой вышины,
Каравай, каравай, славим новый урожай.!
Осень: Спасибо вам ребятки! Порадовали вы меня славным урожаем, и вас
порадую. Принимайте мои угощения.
(осень выносит каравай под муз. сопровождение)
В оправе Российской «жемчужина» светит
Кубанью зовётся она на планете.
Красива, привольна, светла, величава.
Повсюду плывёт о ней добрая слава.
ПЕСНЯ: «КУБАНЬ МОЯ»
(Сборник Музыкальный руководитель № 4-2013 стр.51)
ВЕДУЩАЯ:
Славно мы попраздновали сегодня. Да, разная бывает осень на Кубани –
веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом. С
холодными ветрами и заморозками. Но всегда с богатым, щедрым урожаем!
Я очень рада, что пришли вы сегодня на наш чудесный праздник. Низкий
всем поклон.
Прощаясь с вами, мы желаем
В мире жить, всем дружить
Родным краем
дорожить,
На Кубанских посиделках
Петь, плясать и не тужить!