Впервые свой профессиональный праздник дефектологиРоссийской Федерации отметили в 2004 году.
Дефектолог сегодня – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ведет работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии.
В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью. В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, а в 1807-м –Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога ВалентинеГаюи. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей.
Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения. Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации.Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих учёных отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности.Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии АПН (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. Ведется работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л. С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.
Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку. Подготовка педагогов ведется на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода, которые отвечали запросам общества и соответствовали проводимым реформам отечественного образования.
Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века до настоящего времени является Институт коррекционной педагогики РАО, в котором ведется научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 422 человека из 64 регионов
- Сейчас обучается 247 человек из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 16 (VII вида) г. ЛипецкаНеделя
дефектологической
службы -
2 слайд
Организаторы недели дефектологической службы —
учитель-дефектолог Малахова Елена Вадимовна;
учитель-логопед Бухтоярова Ольга Анатольевна;
при поддержке социальных педагогов Ивановой Ксении Андреевны, Черкасовой Людмилы Викторовны, классных руководителей, воспитателей ГПД. -
3 слайд
Неделя дефектологической службы —
это совокупность просветительско — профилактических мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала, приобщение к социальной культуре, способствующих личному росту и самоактулизации каждого участника образовательного процесса. -
4 слайд
Неделя дефектологической службы —
является неотъемлемой частью социально-психоло-педагогического сопровождения и призвана оказать существенную помощь в духовном, нравственном, правовом воспитании и развитии личности учащихся. -
5 слайд
Цели недели дефектологической службы —
повышение психолого –педагогической компетентности педагогов, родителей, учащихся;
формирование представлений о важности дефектологической науки как одной из составляющих человекознания;
создание развивающей среды в школе;
содействие развитию личности учащихся;
повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса. -
6 слайд
Принципы недели дефектологической службы —
ЦЕЛОСТНОСТЬ — неделя была целостной и законченной, имела очерченные начало и конец, неделя имела основную тему и идею.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – каждый день плавно перетекал в следующий.
ДОСТУПНОСТЬ – все мероприятия имели определённую возрастную адресность.
КОМПЛЕКСНОСТЬ – события охватывали всё учреждение, всех участников образовательного процесса.
АКТИВНОСТЬ и СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – мероприятия активизировали познавательные процессы участников, а не носили лишь развлекательный характер. -
7 слайд
Неделя дефектологической службы —
традиционная неделя;
проводится для учащихся начальной школы;
включает в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных;
проведению тематической недели предшествует подготовительный этап, на котором разрабатывается план;
большое внимание уделяется ОФОРМЛЕНИЮ недели: это и план мероприятий, реклама недели, стендовые задания, просто интересный познавательный материал. -
8 слайд
Задачи недели дефектологической службы:
Образовательные:
разнообразить формы работы дефектологической службы в школе;
в рамках дефектологической недели вовлечь в деятельность как можно больше учащихся, педагогов и родителей;
формировать общее настроение оптимистической тональности в школе, стимулировать интерес к деятельности дефектологической службы. -
9 слайд
Задачи недели дефектологической службы:
Коррекционно — развивающие:
коррекция и развитие произвольного внимания;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
коррекция и развитие зрительных восприятий;
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие тактильного восприятия;
развитие пространственных представлений;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
коррекция и развитие мыслительной деятельности. -
10 слайд
Задачи недели дефектологической службы:
Воспитательные:
формировать позитивное отношение к школьной жизни у учащихся, воспитывать мотивацию к процессу обучения;
активизировать творческий потенциал учащихся, формировать чувство успешности, воспитывать умение работать в команде;
воспитывать нравственные качества. -
11 слайд
Неделя дефектологической службы — совокупность мероприятий, проводимых по трем направлениям:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с педагогами. -
12 слайд
План недели
дефектологической службы
Оформление помещения школы:информационные стенды, плакаты;
объявление о неделе дефектологической службы (проведение тематической линейки);
план проведения недели дефектологической службы;
плакаты, листовки, буклеты для педагогов и родителей; -
13 слайд
План недели
дефектологической службы
Проведение работы с педагогическим коллективом:выступление на совещании с целью введения их в тему недели дефектологической службы;
методические рекомендации воспитателям по организации недели
дефектологической службы в группе;
проведение семинара -практикума «Использование коррекционных упражнений на уроках математики в классах средней ступени обучения»; -
14 слайд
План недели
дефектологической службы
Организация работы
с учащимися:проведение педагогической игры;
организация психологических акций;
проведение цикла игр и бесед;
проведение открытых коррекционных занятий учителем – логопедом, учителем – дефектологом, учителем начальных классов, социальным педагогом; -
15 слайд
План недели
дефектологической службы
Проведение работы с родителями учащихся:
лекторий для родителей «Домашнее задание. Как научить ребенка стать самостоятельным»;
консультации для родителей. -
16 слайд
План недели
дефектологической службы
Подведение итогов недели:организация «обратной связи» с помощью листа отзывов и предложений для детей, родителей и педагогов отдельно;
проведение заключительного общешкольного мероприятия. -
17 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
18 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
19 слайд
День «Вырезай – ка»
-
20 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
21 слайд
День «Посчитай – ка»
-
22 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
23 слайд
День «Запоминай – ка»
-
24 слайд
День «Запоминай – ка»
-
25 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
26 слайд
День «Приклей – ка»
-
27 слайд
День «Приклей – ка»
-
28 слайд
Тематика дней недели
дефектологической службы -
29 слайд
День «Поиграй – ка»
-
30 слайд
День «Поиграй – ка»
-
31 слайд
День «Поиграй – ка»
-
32 слайд
Подведение итогов недели:
-
33 слайд
Семинар — практикум
-
34 слайд
Семинар — практикум
-
35 слайд
Не за мудрыми словами
идут к Учителю,
а для того, чтобы соприкоснуться
с его духовным миромЭ. Фромм
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 098 790 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 30.11.2019
- 670
- 4
- 30.11.2019
- 371
- 6
- 30.11.2019
- 150
- 1
- 30.11.2019
- 799
- 8
- 30.11.2019
- 235
- 1
- 30.11.2019
- 2045
- 95
- 30.11.2019
- 320
- 0
- 30.11.2019
- 1123
- 21
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
19 ноября отмечается Международный день дефектолога. Что это за специалист? Кому и чем помогает, и чего ждут от него родители?
В этот день, хотелось бы рассказать об учителях-дефектологах (тифлопедагогах), работающих в детском саду компенсирующего вида № 4 «Солнышко».
«Солнышко» является коррекционно-образовательным учреждением, где одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление проблем в психофизическом развитии детей с нарушенным зрением. Эту работу, учитывая индивидуальные особенности детей, проводят специалисты — тифлопедагоги: Кузнецова Наталья Павловна, Каретникова Евгения Геннадьевна, Гацко Марина Анатольевна, Кузуб Елена Анатольевна.
Все специалисты имеют высшую категорию, большой стаж и опыт работы, а также постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень. В детском саду за каждой группой закреплен свой учитель-дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку.
Работа педагогов весьма разнообразна. Индивидуально для каждого ребенка специалисты подбирают направления и методы коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида зрительного нарушения. Работа дефектолога в детском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, ориентироваться в пространстве, приобщать к общечеловеческой культуре и многое другое.
Учитель — дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу, чтобы наши дети могли достичь максимально возможных для них результатов в развитии, социализации и обучении.
19 ноября отмечается Международный день дефектолога. Что это за специалист, кому и чем помогает, и чего ждут от него родители? Разобраться в этих вопросах поможет победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2019» Екатерина Балдина.
Кто такой дефектолог?
Дефектолог – это специалист, который помогает детям, испытывающим трудности в развитии, социализации, обучении. Это профессия востребована в современном обществе. Одна из причин – активность современных родителей. Многие из них еще до рождения ребенка начинают интересоваться тем, как и в каком возрасте должен развиваться малыш, что должен уметь делать, что является нормой в его поведении, а что – отклонением от нее. Такие родители при любых сомнениях стремятся попасть на консультацию к специалисту, чтобы понять, как действовать дальше. Главное, чтобы специалист оказался настоящим.
«Один из мифов нашей профессии связан с тем, что она очень легкая, и выучиться на нее можно за несколько месяцев, – рассказывает логопед, дефектолог, специальный психолог Екатерина Балдина. – Современному специалисту нужны знания во многих смежных дисциплинах, таких как психология, нейропсихология, психиатрия, неврология. Необходимо постоянно расширять свои профессиональные компетенции и совершенствовать инструменты работы. Кроме того, человек должен по-настоящему интересоваться своей профессией, потому что она очень сложная, и без интереса не обойтись, а также обладать эмпатией и искренне стремиться помочь ребенку».
Кому нужен дефектолог?
Дефектологические факультеты современных вузов ведут подготовку по множеству направлений. Это сурдопедагогика и специальная психология, олигофренопедагогика и логопедия, дошкольная дефектология и тифлопедагогика. У каждого специалиста – свои задачи. Например, сурдопедагог специализируется на обучении детей с нарушением слуха, логопед помогает малышам с трудностями речевого развития, тифлопедагог работает с ребятами с нарушением зрения, а олигофренопедагог – с людьми с умственной отсталостью.
Одним словом, дефектолог работает для того, чтобы особенные дети могли достигать максимально возможных для них результатов в развитии, социализации, обучении.
«В нашей профессии множество плюсов. Это возможность постоянно учиться, постигать что-то новое и интересное, чтобы помогать детям еще эффективнее. Это энергетически заряженное общение с детьми, которое помогает всегда оставаться молодым и актуальным. А еще мы можем позволить себе играть всю жизнь, ведь вся логопедия, например, построена на игровом подходе к дошкольникам», – делится мнением Екатерина Балдина.
Что интересует родителей?
«Для того, чтобы моя профессиональная деятельность стала более понятна родителям, я веду свою страницу в соцсетях, пишу адаптированные книги для родителей. Еще вместе с коллегами мы проводим занятия в формате родительских клубов, где рассказываем, чем взрослые могут помочь своему ребенку. Таким образом мы подключаем родителей к совместной деятельности, делаем их партнерами, а не сторонними наблюдателями», – объясняет Екатерина Балдина.
Как заниматься с особенным ребенком дома, примут ли его ли его в обычную школу, как подготовить будущего первоклассника к обучению, какую профессию он сможет освоить в будущем, существуют ли бесплатные коррекционные занятия и как на них записаться? Эти и многие другие вопросы часто возникают в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии. Исчерпывающие ответы родители могут получить на онлайн-консультациях у специалистов Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки.
А если ответ нужен срочно, то много полезной информации в любое время доступно на сайте Центра. Там размещены видеозаписи вебинаров для родителей детей с особыми образовательными потребностями, полезные ссылки, ответы на частые вопросы, а также информация о городском проекте «Ресурсная школа».
В Центре работают сотни квалифицированных специалистов. Наряду с дефектологами коррекционные занятия с детьми проводят логопеды, психологи, нейропсихологи, инструкторы адаптивной физической культуры, педагоги дополнительного образования. А в рамках проекта «Канистерапия» вместе со специалистами работают специально обученные собаки-терапевты.
Для того, чтобы записаться на занятия, прежде всего, нужно посетить психолого-педагогический консилиум, на котором ребенку проведут диагностику в игровой форме и определят помощь какого специалиста и в каком объеме ему нужна. Записаться в Центр можно здесь.
19 ноября ежегодно отмечается «Международный день дефектолога» — профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения. Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Невероятно важно дать ребёнку инструмент, который поможет ему ориентироваться в окружающей действительности, не бояться её, а уметь с ней взаимодействовать. Именно этим и занимаются такие специалисты как дефектологи — помогают детям и подросткам с особыми образовательными потребностями обрести уверенность в себе, справиться с существующими проблемами, сформировать умения и навыки необходимые для усвоения материала.
Сегодня, в Международный день дефектолога, сотрудники министерства общего и профессионального образования поздравляют всех, кто связан с этой уникальной научной отраслью и желают постоянного развития, творческого подхода к выполнению профессиональных задач и больших успехов в делах!
Мир без границ к себе так манит,
Чарует тайной, красотой,
И дефектолог точно знает
Рецепт загадочности той.
Его рецепт — особым детям
Найти особенный подход
И, озаряясь чувством этим,
С надеждой двигаться вперед.
С надеждой, верой и любовью
Увидеть в каждом солнца луч,
Дефектам шаткого здоровья
Заслон поставить грозных туч.
Поставить цель, увидеть главное
И, зажигая звезды в ночь,
Мечты осуществить желанные:
Открыть границы и помочь.
Помочь им чем-то непохожим
И уникальным от других…
Пусть эти дети будут вхожи
В пленительный столетья миг.
В пленительный, порой жестокий,
Порой надменный в их пути,
И дефектолога уроки
Помогут детям в жизнь идти.
Помогут, им найдется место,
Дадут отпор назло стихии,
Им, отдавая свое сердце,
Он станет капельку счастливей
(Цисарук Т.И.)
Мир «особого» ребенка
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
(Калиман Н.)
АНГЕЛЫ ЗЕМЛИ
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды – Ангелы земли.
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли.
Сколько раз они, лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глаза у всех,
Говорили ночи, как подружке:
«Разве то, что есть мы – это грех?»
Не грустите, матери, не надо:
Ваши дети – Ангелы, не зло.
Богом Вам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.
Ну, а тех, кто нас не понимает,
Пусть простит Господь за черствость их.
Пусть они услышат, как рыдают
Мамы у кроваток чад больных.
Но не все на свете равнодушны –
Больше тех, кто хочет нам помочь,
Открывают душу нам радушно,
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской,
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой.
Чтоб ни войн, ни землетрясений,
Ни цунами страшных – никогда!
Сбереги, Господь, от потрясений
Всех людей, отныне и всегда!
Любовь Максимова.
Я по призванью-педагог,
Моя специальность-дефектолог.
Мир сделать выбор мне помог,
Мой путь в работе будет долог!
И цель простая у меня-
Творить добро на радость людям.
А детские глаза всегда
Смотреть на мир с восторгом будут.
Как небыло б в пути мне трудно,
На миг остановлюсь, и вновь
Должна о трудностях забыть я
И вспомнить детскую любовь.
Я по призванью-педагог,
Моя специальность-дефектолог.
Так пусть же мне поможет бог,
Чтоб путь в работе мой был долог!
Климова Н.Ю.