Существует миф о том, что явления природы, небесные светила некогда были людьми «древнего рода». В предании, объясняющем постепенное уменьшение месяца, жена месяца – Солнце и преследовательница ее мужа вырывают его друг у друга и разрывают пополам. Солнечной женщине досталась половина без сердца. Скатала она из того что ей досталось, маленького ребенка, посадила его в люльку и стала качать, лелеять растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова убывал и превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять растить и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: «Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!» – бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает.
Как известно, обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных светил, животных, огня, деревьев. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. Отсюда возникают представления человека о жизненных силах, об окружающем мире.
Обряд угощения Луны ’Тылащ поры‛ возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к теплому, от темных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей.
«Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» в пятый раз проводит традиционный праздник обских угров «Обряд угощения Луны «Тылащ пори».
Приглашаем всех желающих приобрести истинные знания о древней и богатой культуре обских угров.
Праздник состоится 25 марта, в среду, в 19 часов на территории экспозиции под открытым небом по адресу ул. Собянина, 1.
УГОЩЕНИЯ ЛУНЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.
09.03.2011 00:00
Примерное время чтения: 2 минуты
216
Обряд угощения луны
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 10. АиФ — Югра 09/03/2011
У сотрудников музея под открытым небом «Торум Маа» нет целей устраивать из народных традиций и обрядов шоу. Прежде чем возродить и организовать какой-то традиционный народный праздник, они проводят серьёзные этнографические исследования.
Как правило, у коренных жителей Севера праздники были сезонными. День вороны — весенний, символизирующий приход весны, праздник трясогузки — скорее летний, предваряющий большое солнце и длинный день. Обские угры общее благополучие человека связывали с действиями небесных тел, животных, огня. От высших сил зависела промысловая деятельность и общий жизненный путь человека. «Тылащ поры» — так называется обряд, который проводился в феврале — начале марта на растущий месяц или на полную Луну. Отсюда и название его — обряд угощения Луны. Стык календарной зимы с весной — период перехода от холодного времени года к теплому, когда рыба набирает икру, а животные ждут приплод. Проведение обряда, когда Луна находится в фазе роста, — стремление средствами магии обеспечить благополучие людей.
Основными участниками обряда всегда была молодёжь, а организаторами — взрослые женщины. Они и выполняли все обрядовые действия.
Накануне обряда молодые люди обходили дома и собирали продукты, необходимые для его совершения. Вечером женщины варили ритуальную кашу соламат, замешивали тесто, из которого лепили «семь животных» — оленей, коров, лошадей. Еду раскладывали на семь тарелок: одну оставляли для «хозяйки огня» , остальные выносили на улицу.
Из снега сооружали стол для богатыря Месяца. Молились, просили, чтобы была рыба, размножались звери, была удачной охота и рыбалка, чтобы рождались дети, чтобы родные и близкие были здоровы и жизнь была благополучной.
Затем совершали жертвоприношение, разламывая фигурки животных из теста и бросая их в снег в сторону Луны. Ну а потом все возвращались в дом и играли в разные игры.
Обряд угощения Луны «Тылащ поры» провели в Полновате и Тугиянах. Десятого марта он впервые состоится в музее под открытым небом «Торум Маа».
Смотрите также:
- В Ханты-Мансийске пройдет праздник угощения Луны «Тылащ пори» →
- Обские угры проведут обряд жертвоприношения Луне →
- Обские угры совершили жертвоприношение Луне →
Также вам может быть интересно
Саламат из утки
На Оби и в низовьях обских притоков это блюдо раньше называлось «княжеской едой»…
По традиционному хантыйскому этикету для этого блюда отбирается столько утиных тушек, сколько человек будет сидеть за столом.
Рыбный пирог
Для пирога обычно выбирается ценная крупная рыба – осётр, большая стерлядь, нельма, муксун.
Тесто ставится дрожжевое, как на хлеб.
Работа с берестой
В этом материале мы поделимся опытом заготовки бересты и изготовления из неё национального традиционного жилища – берестяного чума.
Обряд угощения луны
«Угощение луны» или по-хантыйски «Тылащ поры» – один из древнейших обрядовых праздников коренных народов Севера. Он символизирует у обских угров начало нового года и отмечается с февраля по март. Обряд проводится во время растущего месяца или в полнолуние.
День трясогузки
В первый день лета традиционно коренные народы Югры отмечают День трясогузки − праздник весны, лета и тепла.
В мифологии обских угров этой птичке-невеличке уделено значительное внимание. Она является вещей птицей, которая связана с иными мирами, она приносит счастье, охраняет детей, наделяет младенцев речью.
День рыбака
День рыбака — профессиональный праздник рыбаков, традиционно отмечаемый во второе воскресенье июля во всей России. Происхождению этого профессионального праздника послужило активное развитие рыболовства в советское время.
Гонки на лодках-обласах на Кубок губернатора Югры
В июне – начале июля проводится один из самых ярких и зрелищных спортивных праздников обских угров – гонки на традиционных лодках-обласах. Облас – это лодка, сделанная из цельного ствола кедра или осины лодка, иначе называется долблёнка.
Возрождение празднования Вороньего дня
Возрождение календарных праздников обских угров тесно связано с восстановлением традиционного образа жизни и мировоззрения. На протяжении веков ханты и манси выработали особое бережное отношение к природе. Хозяйственную деятельность они старались приспособить к природным ритмам.
Возрождение медвежьих игрищ
Медвежий праздник – существенная часть более широкого понятия «культ медведя», который в древности имел распространение у многих народов таёжной зоны Евразии и Северной Америки.