В 2004 году в Мордовии были учреждены республиканские национально-фольклорные праздники: мокшанский — «Акша келу» [Белая береза], эрзянский — «Раськень озкс» [Родовое моление], татарский — «Сабантуй» [Праздник плуга] и русский «День славянской письменности». Их цель — сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, национальных видов спорта и укрепление межнациональных отношений. Национальные праздники проводились в Мордовии и раньше, однако сегодня они имеют более высокий статус и финансирование.
«Акша келу» традиционно проводится в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района на праздник Троицы. На правом берегу реки Вад устраиваются народные гуляния, дегустация блюд мордовской кухни и концертная программа. На праздник съезжаются гости из Мордовии и регионов России. Изюминкой «праздника белой березы» является мордовская борьба на поясах. Отличий мордовской борьбы от похожих состязаний несколько: весовая категория борцов значения не имеет, противники не могут отрывать рук от кушака друг друга. Побеждает тот, кто сможет три раза уложить противника на землю [если один из борцов производит бросок через себя и первым касается земли — он проиграл]. Раньше эти соревнования назывались «борьба медведей», теперь — «Акша келу» в честь республиканского праздника.
«Раськень (Велень) Озкс» проходит в селе Ташто Кшуманця Большеигнатовского района во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень Озкс [Сельское моление], а раз в три года — более крупный праздник — «Раськень Озкс» [Родовое моление]. На празднике гостей встречают не традиционным хлебом-солью, а хлебом с медом: чтобы дальнейшая жизнь была сладкой и сытной. Особенностью праздника является заседание Совета старейшин, на котором подводятся итоги работы за год. Праздник начинается с зажжения штатола [свечи]. На молениях звучит основная просьба присутствующих — о сохранении мокшанского и эрзянского народов, чтобы родной язык, традиции, культура жили на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Главное угощение на празднике — Букань ям [суп из говядины]. Суп на празднике варят в десяти котлах, чтобы никто из гостей не остался без традиционного угощения.
Праздник «Сабантуй» проводится в Лямбире в конце мая — начале июня. Раньше праздник проходил на центральной площади райцентра, но площадь перестал вмещать всех гостей. Поэтому уже три года подряд Сабантуй проходит на территории центрального аэроклуба ДОСААФ России имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева. Сабантуй знаменует окончание весенне-полевых работ, поэтому на празднике награждают лучших работников в отрасли сельского хозяйства.
Для Сабантуя характерно выступление самодеятельных артистов, блюда татарской кухни и выступления парашютистов, мотоциклистов и конно-спортивного клуба. Традиционно Сабантуй изобилует спортивными состязаниями, на которые приезжают спортсмены не только из многих районов нашей республики, но из соседних регионов. Больше всего зрителей собирает «көрэш» [борьба на поясах]. Победитель получает звание «батыра» [силач, богатырь] и живого барана в подарок.
День славянской письменности и культуры отмечается в Саранске 24 мая. В этот день проходит тематический концерт, в котором принимают участие студенты музыкального училища и детские коллективы. В 2017 году праздничные мероприятия прошли возле Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, где выступили 15 хоровых коллективов.
В 2018 году в Саранске впервые пройдет межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Шумбрат» — идея учреждения республиканского мордовского фольклорно-этнографического праздника зрела уже давно. Сразу на нескольких площадках в городе пройдут концерты творческих коллективов, театрализованное шествие народов Мордовии «Все мы — Россия!», выставка изделий мастеров народных художественных промыслов, конкурс национального юмора и частушек «Кулдор-калдор» и этнодискотека. Республиканские праздники «Раськень озкс» и «Акша келу» сохранят свой статус.
Народный календарь
«Праздники мордовского народа»
ЯНВАРЬ
«Рождественская изба»
( «Роштувань куд» (м.) , Роштовань кудо» (э.) )
Праздник был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались святками. Большое участие принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали.
Колядка
А каляда, каляда, Тячинь шись каляда! Каляда, каляда, Вандынь шись роштува! Каляда, каляда, Лама перякада валяда (м.). Каляда, каляда, Ламо прякат валядо! Коля максат пряка, Чачтат цера тяка (э.) . |
Ой, коляда, коляда, День сегодня коляда! Накануне Рождества! Коляда, коляда, Дайте нам пирожка. Коляда, коляда, Испеките пироги! Если дашь пирожок, Родится у тебя сынок. |
ПРИМЕТЫ:
На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.
Если звезды редки, то и ягод мало будет.
ФЕВРАЛЬ
«Масленица»
( «Масланця» (м.), «Мастя» (э.))
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Блин – символ возрождённого солнца.
Закличка
Мастян чи, паро чи! |
Масленичный день, хороший день! Возьми, возьми холод! Прогони, прогони холод! Вай шубка износилась, Вай шапка износилась, Вай варежки износились, Вай валенки износились! |
Прибаутка
Пачкалга, пачкалга, Мес аф пицят пачат? Аяш вайса ваденди. Вайса пачкалгть вадине, Шапакскять каяйне. Ваймонезень идезе – Пачкалгсь пачать пидезе (м.) |
Сковородка, сковородка, Что блинов не печешь? Меня маслом не мажут. Маслом я намазала. Тесто налила. Она меня спасла – Блинчик испекла. |
Заигрыш
Чине листь, листь, листь, Пачалкситне пидсть, пидсть! Ожу вайса вадьсайне. Эйкакштненень кандсайне! |
Солнышко, взойди, взойди, Блины уж испеклись, испеклись! Погоди, их маслицем обмажу, И детишкам отнесу! |
ПРИМЕТЫ:
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Если на масленицу снег, лето будет дождливым.
МАРТ
Призыв весны с 22 марта «Жаворонки»
(«Цигунянь ши» (м.), «Норовжорчонь чи» (э.))
В мордовской культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.
Закличка
Жаворонкат, кулемасть, Сяда курок няемасть! Сяда курок лиеда, Тундань лямбе тиеда. Тялось мяленьконь ни мольфтьсь, Сон кшибяленьконь ни порьфтьсь. Тялонь щамоньке ни каладсть, Жаворонкат, лиеда, Тяза пизот лиеда, Лама алнят нарвада, Ламонь лефскат касфтода (м.). |
Жаворонки, услышьте нас, Скорее заметьте нас! Скорее прилетайте, Весеннее тепло делайте. Нам зима уж надоела, Все запасы хлеба съела. Зимняя одежда уже износилась, Жаворонки, прилетайте, Гнездышко свивайте, Много яиц насидите, Много птенцов вырастите. |
Потешка
Чики-чики, сорока, Очко пеке онока! Шукшт-шукшт толганзо, Карандушка шубазо, Ленчень локшо кедьсэнзэ, Кшнань карькске перьканзо, Сиянь повне песэнзэ (э.). |
Чики-чики, сорока, Гладкие у нее перышки! Искусно сшита ее шуба, Хлыст в руках ее из дуба, Вокруг нее красивая веревка, На конце золотая пуговка. |
ПРИМЕТЫ:
Длинные сосульки – к долгой весне.
Увидел грача – весну встречай.
АПРЕЛЬ
«Пасха»
( «Очижи или Оцюши» (м.), «Инечи» (э.) )
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения.
Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением.
Закличка
Позяра, позяра! Пандо боксо лов солы! Позяра, позяра! Ловонть олга ведь чуди! Позяра, позяра! Блидинесэнть мазы ал! Позяра, позяра! Тюжинесэнть Ине Чи! (э.) |
На горе снег тает! Подо льдом течет ручей! Блидинесэнть мазы ал! В нашем доме пасха! |
Пестушка
Тинць, тинць карьседа, Щавань, пяли якада. Щавась максы коку, Батькась максы ляли, Олять пекоц кели (м.). |
Тинць, тинць карьседа, Щавань, пяли якада. Щавась максы коку, Батькась максы ляли, Олять пекоц кели (м.). |
ПРИМЕТЫ:
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрель ленивого не любит, проворного голубит.
МАЙ
«Троица»
( «Троицянь чи» (э.) , «Троцянь ши» (м.) )
Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны. До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.
Закличка
Кизоня, сак, сак! Лямбе тунда, тук, тук! Сетьме пизем кантт, кантт! Сери сёрот макст, макст! (м.). Лето, приди, приди! Весна, уйди, уйди! Принеси нам теплый дождь! Вырастет густая рожь! |
Лето, приди, приди! Весна, уйди, уйди! Принеси нам теплый дождь! Вырастет густая рожь! Солнышко, выйди, выйди, Получтшь ложку каши! Солнышко, выйди, выйди, Получишь красного петушка! |
ПРИМЕТЫ:
Май холодный – не будет год голодный.
Придет май – о долгом сне не вспоминай.
ИЮНЬ
«Моление на меже»
(«Межань ознома» (э.), «Грань озкс» (м.))
В последующее после Троицы воскресенье мордва проводила игрища: детей возили на ярмарку и покупали им народные игрушки, сладости. Катали их на каруселях. Взрослые состязались в пение частушек и песен. Июнь — начало лета, в народе его называют еще «хлеборостом». В лесу появляются первые ягоды и грибы. Мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье людей и животных.
Загадки
Красненькая, сладенькая,
На солнышко поглядывает.
(Земляника)
Хоть и ясно, хоть и дождь,
Из-под зонтика не выходит.
(Гриб)
Не столяр, не плотник,
А хороший на селе работник.
(Лошадь)
Борода есть, но не старик,
Рога есть, но не корова.
(Коза)
ПРИМЕТЫ:
Пришел июнь — разноцвет – отбою от работы нет.
В июне день – с год.
ИЮЛЬ
«Моление о дожде»
(«Пиземе озкс» (э.), «Пиземонь анама озкс» (м.))
Июль — самый жаркий летний месяц. Наступает время созревания хлебов. В июле обычно начинают косить и заготавливать на зиму сено для скота. Перед началом сенокоса проводились моление «Лаймо озкс». Люди просили богов помочь вовремя скосить сено, сметать его в стога и, чтобы оно пошло на пользу животным. Также просили богиню поля (Пакся-ава) помочь в прополке полей. Но самым важным молением мордвы было моление о дожде («Пиземе озкс»). Проводились моления у родников, рек и озёр. После моления участники обливались водой.
Закличка
Пиземня, тук пяконя! Модась ули ляпоня, Модась ули ляпоня! Ласьконттяма кяпоня! (м.) |
Пиземня, тук пяконя! Модась ули ляпоня, Модась ули ляпоня! Ласьконттяма кяпоня! (м.) |
Загадки
Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.
(Дождь)
Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.
(Дождь)
Меня приглашают,
Меня ожидают,
Как приду — ругают.
(Дождь)
ПРИМЕТЫ:
Июль — месяц прибериха, припасиха.
Утром туман стелется по воде – будет хорошая погода.
АВГУСТ
«Яблочный Спас»
(«Умарь Спас» (э.), «Марень спас» (м.) )
Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся короче. Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы; в огородах – морковь, свекла, лук, картофель. Август – праздник жатвы. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. В деревнях мордва праздновали праздник «Умарь Спас» — Яблочный спас. В этот день хозяин нес яблоки в храм. В храме яблоки освещались. Дома совершали моленья в честь покровителя яблонь, чтобы тот хранил яблони от бурь, ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродилось сладкие. Яблоки ели всей семьей.
Загадки
Ты этот месяц знаешь
В нем делают запасы,
Попутно отмечая
И три различных спаса.
(Август)
На дереве краснеют девичьи щеки.
(Яблоня)
Не в небесах, не на земле,
А всеми славятся.
( Яблоки)
Пословица:
Кодамо умаринась, истямо умареськак. (э.)
Какова яблоня, таково и яблоко.
ПРИМЕТЫ:
Месяц август яблоком пахнет.
В августе до обеда – лето, а после обеда – осень.
СЕНТЯБРЬ
«Моление серпа»
(«Тарваз озкс» (э.) , «Тарвазонь озондома» (м.) )
Праздник тарваз озкс, посвящен богине поля – Пакся-аве. Пакся-ава, по представлениям мордвы жила во ржи. Поэтому каждый хозяин связывал ржаные колосья на небольшом клочке своего загона, около связки колосьев стелил белое полотенце с хлебом и солью, втыкал в землю серпы, и все присутствующие при этом садились на снопы. Старшая из женщин-жниц благодарила Пакся- аву за хороший урожай:
«Милостивая Пакся-ава
Дала ты нам много зерна.
Не обижай наши сердца.
Колосья ржи полны
Серебряным золотым зерном».
Загадки
Летом в одежде,
Зимой без одежды.
(Поле)
Среди усов золотые зубы.
(Рожь)
Дерево, на нем много гнезд,
В каждом гнезде — яйцо.
(Колос)
ПРИМЕТЫ:
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
ОКТЯБРЬ
«Покров»
(«Покрав» (э.), «Покрусь» (м.) )
Покров день – празднуется 14 октября. Значение праздника – окончательное наступление осени. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лесные хозяева.
Начиная с праздника Покрова мордва праздновала девичий праздник: «Тейтерень пия кудо» (девичий дом пива). Молодые девушки варили брагу, готовили вкусное угощение, вышивали подарки. Весёлым праздником с песнями, танцами и сценками из девушки благодарили богов за собранный хороший урожай хлеба, овощей.
Прибаутка
А Любава, Любава Яки пиже лугава: Сэнь сарафан лангсонзо, Ниленьгемень панксонзо. Ушов лиссь – начтынзе, Кудось совась – костинзе (э.). |
Ах, любушка, Любушка, Ходит Люба по лужку: На ней новый сарафан, На ней платье новое. На улице намочит, Домой зайдёт – высушит. |
ПРИМЕТЫ:
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся.
Каков Покров – такая зима.
На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.
НОЯБРЬ
«Бабушкино моление»
(«Бабань озкс» (э.), «Бабань озондомат» (м.) )
Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Вечерами собирались на посиделки – пели песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, здоровье людям, благополучие в хозяйстве. Женщины готовили вкусное угощение и справляли праздник всем селом (общее сельское гуляние).
Потешка
Ушеняса вармась вяшки, Якшамсь лямботь эса сяськи. Курок оцюста тон касат, Молят вире – пенгат ускат, Минцень печканяньконь уштат, Сире пакарнянень эждят, Тядяцти тон ведь лездат (м.) . |
Ветер свищет за окном, Пробирается он в дом. Скоро будешь ты большим, В лес поедишь ты один. Нашу печку ты истопишь, Матери во всем поможешь. |
Прибаутка
Пянаклангса катоня, Ащи, уды, мторды, Эсь усанзон пстерьфни. Мес, катоня, мтордат, Мес шеернят аф кундат? Пелян, стирня, кельмода, Палы тяштень сельмода. Пянаклангса лямбоня, Лямбось кельговсь сембонди (м.). |
На печке котеночек, Спит себе, мурлыкает И усами шевелит. Что, котик, мурлыкаешь, Что не ловишь мышей? Ой, боюсь я холода, Боюсь ярких звездочек. А на печке тепло, И всем нам хорошо. |
ПРИМЕТЫ:
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре зима с осенью борются.
ДЕКАБРЬ
Празднование Нового года, подготовка к Рождеству
На Новый год комплекс рождественских обрядов повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодежью участвовали старики; гадали не только о женихах, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. Накануне Рождества проводили обряд колядования (Калядань чи) – день колядок. Пекли специальные пирожки с овощной начинкой (калядань прякат). Чем лучше угощали колядовщиков, тем обильнее были их пожелания для хозяев.
Колядка
Ай, каляда, каляда! Конась максы пяшьтенге Тонань, сюро шачозо. Межань троке празо, Капа юрс ёмазо. Сянго сюро сивеза. Таусинь, таусинь, Кишки-лепешки, Просячьи головушки, Свиные ножки. Бабай, давай пяштеньге! (э.) |
Ай, коляда, коляда! Кто (нам) даст орешков, У того хлеб уродится. Сено в стог уложится, Даже вилы от тяжести погнутся. Таусинь, таусинь, Кишки – лепёшки, Поросячьи головушки, Свиные ножки. Бабушка, дай орешков! |
ПРИМЕТЫ:
Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля —
это к урожаю.
Мордовский праздник «Шумбрат»
Как пишет «Национальный акцент», представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника «Шумбрат«, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.
На территории парка «Владимирский сад» развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе «Играй гармонь» и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.
В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.
По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. «Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей», — подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник «Шумбрат» состоялся в Ульяновской области в 2014 году.
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.
Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.
Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.
Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.
В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.
В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.
Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.
Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.
Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).
Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.
Next Post
-
Антитеррор
-
Защита Отечества
Бронемашина «Каратель» впервые применена в ходе операции против исламистов
Пт Май 27 , 2016
Бронемашина «Каратель» впервые применена в ходе контртеррористической операции против исламистов Бронемобиль впервые использовали в ходе спецоперации в Дагестане В интернете появились кадры боевого крещения бронеавтомобиля «Каратель», который секретно был разработан российскими специалистами. На кадрах видно, что автомобиль оснащен последними технологиями, которые помогают решать боевые задачи, однако, весь спектр его возможностей неизвестен.
Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки.
Народ Мордвы – дeвятый по количеству в России, его представители проживают в Поволжье и центральной России. Если взять данные переписи населения, то можно увидеть, что только третья часть этой нации населяет территорию самой Мордовской республики. Большинство представителей расселены по всей России, от Москвы до Тамбова.
Мордовский народ можно поделить на две народности. Это эрзя, их еще называют шокша или терюхане, и мокша (каратаи).
АНОНС СТАТЬИ! В статье описаны традиции и обычаи народов Мордвы: происхождение народа, праздники, поверья, религия, особенность быта, национальные костюмы. Чем отличаются народы эрзя и мокша.
Содержание
- Отличительные черты
- Традиции в одежде
- Национальный язык
- Религия
- Свадьба по-мордовски
- Традиции и обычаи Мордвы
- Праздники Мордовского народа
Отличительные черты
Подобное этническое раздвоение внутри мордовской национальности проявлено, прежде всего, присутствием у каждого из двух субэтносов присущего только им литературного языка. Антропологически эти народности тоже разные.
Интересный факт! Народы эрзя и мокша не используют термин “мордва”, а часть представителей этих народов и вовсе считает его унизительным.
По внешним признакам народы несильно отличаются друг от друга. При массовом же сравнении становится ясно, что мокша имеют несколько более темный цвет кожи и глаз.
Традиции в одежде
Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.
Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.
Национальный язык
Бытует легенда, что очень давно на мордовской земле был единый язык, из которого позже родились эрзянское и мокшанское наречия. Говорят, что эрзяне позаимствовали свою речь у славян, а мокшане взяли корни своего языка у тюрков.
Интересно, что между двумя мордовскими языками нет единого, «правильного» языкового стиля. В их речи перемешаны разные диалекты, которые используются в каждой конкретной территории.
Религия
Основная часть народа мордвы – люди верущие. Среди них встречаются молокане, старообрядцы и даже лютеране. Однако, разница в верованиях не мешает народу иметь общие традиции, имеющие языческие корни. Те, что сохранились с незапамятных времен.
Почитатели традиций и обрядов язычества, народы мордвы верили в тысячи божеств. Каждая вещь или явление природы у них имели свое отдельное божество. Женских богов было больше всего: Вирява – лесная богиня и муза, Чиава – светлая, солнечная муза, Кудава – нимфа дома и уюта. Каждая богиня обязательно была замужем. Ее супруг покровительствовал той же стихией или явлением.
Интересный факт! Несмотря на религиозное разнообразие народов, на сегодняшний день большинство из них исповедует православие.
Свадьба по-мордовски
Наверное, это самый интересный праздник у мордовского народа. Свадьба в Мордве – это всегда роскошное и необычное мероприятие. Оно может иметь весьма неожиданный финал.
Так, например, есть случаи, когда новобрачные проводили свою первую брачную ночь в свинарнике. Конечно же, там было уютно, чисто и украшено к приходу молодых.
На свадьбе принято молодых отпустить с праздника раньше всех, чтобы дать возможность молодоженам насладиться друг другом наедине. Гости тем временем остаются за столами и продолжают празднество.
Традиции и обычаи Мордвы
Легенда о Хозяине погоста
Время идёт, но и по сей день мокшане и эрзяне являются почитателями языческих ритуалов. Взять, к примеру, моление у штатола. Так в Мордовии называют священную деревянную свечу. Сохранилась также традиция, когда первого умершего закапывали в могилу, стоящим на ногах, вручив в его руки деревянный посох. Считалось, что такой обряд делал покойника «хозяином» на погосте.
Жена – в семье голова
По некоторым данным известно, что в традициях древнего мордовского народа царили матриархальные устои. Женщины имели огромный авторитет и беспрекословное влияние на мужей. У мордовского народа сохранились в речи такие выражения: «Муж скажет, а жена еще подумает», или «Не доверяй мужчине, спроси у женщины».
Ножницы от злых духов
У мордовских женщин есть необычный способ определять, кого должна родить беременная женщина. Если на ее теле вдруг появлялись пигментные пятна – будет мальчик.
Новорожденного и его маму непременно омывали тремя водами. Воду из-под купания младенца не выливали, в нее опускали купюры. Издревле считалось, что так можно призвать к новорожденному духов богатства и изобилия.
Чтобы грудного ребенка не украли злобные духи, ему под подушку обязательно клали острый металлический предмет. Чаще всего это были ножницы. Еще один способ отвести от ребенка дурной глаз – продать малютку незнакомцу. Обряд этот условный. Мать сразу же перекупала дитя за пару монет.
Праздники Мордовского народа
Обычно все торжества у мордовского народа начинаются зимой.
Роштовань кудо
По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.
Новый год
Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.
Калядань-чи
С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.
Интересный факт! Даже национальные пироги у эрзян и мокшан называются по-разному. Одни называют их «калядань прякат», а другие – «пярякат».
Масленица
Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.
Пасха
В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.
Праздник в честь урожая
Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы.
Покров
Немного позднее, с наступлением октября, празднуется Покров. День, который в Мордовии считается праздником для девушек. В этот день совершается красивый женский обряд, который называется «Покров баба».
Незамужние мордовки, обряженные в огромные балахоны, ходят по дворам, поют запевки, танцуют с метлами, прогоняя из домов злых духов. За это в знак благодарности они получают от хозяев пирожки и сладости.
Дата публикации: 04.11.2020
Народный календарь
«Обрядовые праздники мордовского народа»
Пояснительная записка
Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устно – поэтическому творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно – поэтического творчества, драматического и декоративно – прикладного искусства.
Обряды подразделяются: сезонные, связанные с земледелием, скотоводством, семейные и церковные. Цикл сезонных мордовских обрядов выделяется у мордвы до начала 20 века. Постепенно обряды утратили магическо — ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, сбора урожая и т.д.
Данная методическая разработка опирается на цикличность народного календаря. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками и приуроченных к ним устно – поэтическим творчеством мордовского народа.
Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
— дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
— в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к окружающей природе, народному фольклору, истории своего народа.
Воспитательные:
— формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;
— формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая. Представлен перечень пособий и материалов, используемых в данной методической разработке.
Январь: «Роштувонь куд» (Рождественская изба).
Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае.
Праздник Рождества – один из самых почитаемых праздников. Особенно он был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались Святками. («Святки» – от слова святой). В этот день славили Христа. Люди ходили в гости, дарили подарки, угощали друг друга, веселились, желали всем здоровья, добра, хорошего урожая. Большое участие в таких прославлениях принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали. («Коляда» — старинный рождественский обряд прославления праздника песнями). Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.
«А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста.
Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.
Коляд, коляда, весела да богата.
Сейся, родися, жито да пшеничка,
Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».
Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
Зимой за малиной не ходят.
На чужой печке бок не согреешь.
Гость в дом – Бог в дом.
Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.
Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.
Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи.
Февраль: «Мастя» (Масленица).
Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда.
Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:
«Солнышко, выйди, выйди,
Получишь ложку каши!
Солнышко, выйди, выйди,
Получишь красного петушка!»
«- Бабушка, бабушка,
Орешки твои где?
— В горшочке на полке.
— Вынеси в чашке с маслом,
Если не орешки, так блины,
Чтоб были маслом мазаны».
Приметы: Февраль теплом
приласкает, и морозом отдубасит.
Февраль богат снегом, апрель –
водою.
Если на масленицу снег, лето будет дождливым.
Март: Призыв весны с 22 марта («Жаворонки»).
Основная тема обряда: выпечка «жаворонков», «ласточек».
В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.
Закличка:
Жаворонки прилетайте,
Ясно солнце принесайте.
Нам зима то надоела,
Хлеба, соли все поела.
Шапа, жарапа, жаренная лапа.
Дай бог нам хлеба.
На многие лета.
Примета:
На Евдокию оттепель – лето будет
с сочною травою.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Увидел грача – весну встречай.
Апрель: «Вербавань озкс» (Вербное моление), «Инечи чи» (Пасха).
Основная тема обряда: начало полевых работ, подготовка к празднику Пасхи.
Пасхе предшествовал православный праздник вербное воскресенье. В храме освещались веточки вербы. Юноши и девушки ходили по домам, ударяя спящих людей. Таким образом, передавали силу растения человеку. Ветками вербы выгоняли домашних животных на первые весенние луга. Верили в силу вербы, которая помогает от болезней.
Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.
«Вай, спите! Спите!
Не бойтесь, что проснетесь
Вербой мы вас побьем.
Для хорошего урожая,
Для доброго здоровья.
Мы на Пасху все идем,
Все идем, все идем,
Куличи в руках несем,
Мы несем, мы несем!
Приметы:
В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.
Апрель ленивого не любит, проворного голубит.
Чибис прилетел — на хвосте воду принес.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Май: «Троицянь чи» (Троица). Праздник березки.
Основная тема обряда: Украшение домов, улиц ветками березы.
В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.
Кизэ, сак, сак! Лето, приди, приди!
Лембе тундо, тук, тук! Весна, уйди, уйди!
Сетьме пизиме кант, кант! Принеси нам теплый дождь!
Тусто сюро макст, макст! Вырастет густая рожь!
Приметы в мае:
Май холодный – год хлебородный!
Майских жуков много – к засухе.
Месяц май не холоден, так голоден.
Пословицы о Мае:
Придет май — о долгом сне не вспоминай.
Майская травка и голодного кормит.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Рекомендуемые мероприятия:
Игры – драматизации: «Рождественские колядки», «Проводы зимы» (Масленица), «Пасха ясная, Пасха красная!», «Теремок» (пасхальная сказка), « Праздник березки», «Посиделки», «Народные игры и забавы».
Литература.
1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск, 2011.
2. Анувский В.А. Краткий этнографический очерк мещеры. Пензенские губернские ведомости,1962,№№ 24,27,28.
3. Устно – поэтическое творчество мордовского народа.
Т.4. кн.1 Пословицы и поговорки. Предисл., вступит. Статьи, пер., примеч., указ. К.Т. Самородова/ Общ. Ред. Э.В. Померанцовой и Л.С. Кавтаськина. Саранск.1967.
Т.4. кн.2. Мордовские загадки. Предисл., послесл., примеч. И указ. К.Т. Смородова./ Общ. Ред. В.Я. Евсевеева. Л.С. Кавтаськина. Саранск, 1968.
4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. Саранск, 1966.
5. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы./Под редакцией доктора исторических наук профессора В.И. Козлова.
6. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. Саранск,1986.
7. Мордва. /Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск 2004.
8. Седова Л.В. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки. Саранск, 2009.
9. Афанасьев А.Н. Дерево жизни: Избр. Статьи. М.,1983
10. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.
11. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск, 2004.
Авторы: Лобанова Лариса Николаевна,
Маркина Нина Семёновна,
Нуйкина Валентина Юрьевна,
Чембаева Светлана Николаевна
МДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида»
г. Саранска Республики Мордовия