Праздник урожая у немцев поволжья

 изучение исторических событий, анализ архивных данных о праздниках немецкого происхождения, опрос семей российских немцев.

Содержание

Введение.

История  немецких праздников.

Происхождение и значение немецких праздников.

Распространение немецких праздников на территории ННР в селе Кусак.

Заключение.

Литература.

                                                Введение            

Откуда мои корни? Кто мои предки? Рано или поздно каждый человек ставит себе эти вопросы. Найти на них ответы не всегда просто.

Кто-то неизвестный сказал: «Если народ мудр, он собирает, бережёт и передаёт в наследство грядущим поколениям свою историю». Знать прошлое своего народа очень важно. Знание своей родословной придаёт чувство надёжности и уверенности.

Жизнь моих предков наполнена особым историческим опытом, их история писалась кровью и слезами. Мои предки относились к plattdeutschen menoniten. Слово «меннониты»  служит для обозначения религии, но в истории так повелось, что этим словом называют целый народ, говорящий на немецком диалекте «Plautdietsch». Корни меннонитов уходят в далёкое прошлое – в 16 век. В первой половине 16 века многие меннониты из Голландии и Северной Германии, в том числе и мои далёкие предки, спасаясь от преследования за веру, нашли прибежище в Западной Пруссии, очень многие в районе Данцига. Во второй половине 18 века благополучие и приобретённый образ  жизни меннонитов опять стал под  угрозой. Манифест Екатерины II от 1763 года послужил хорошим стимулом к массовому переселению меннонитов в Россию. Весной 1789 года первая партия меннонитов прибыла на северное побережье Чёрного моря. Они основали Хортицу или Старую Колонию. Однако после десятилетий спокойной жизни на российской земле положение резко меняется — в 1874 году правительство ликвидирует традиционную привилегию. Тысячи меннонитов потянулись искать своё счастье на юг Западной Сибири (тогда Алтайский округ Томской губернии).

И в Сибири меннониты сохранили свою национальную самобытность: они ревниво следили за сохранением своих традиций, особенностей, придерживались своей веры, говорили на своём диалекте- платдойч,  праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники — Рождество, Пасха, Троица, Праздник урожая и другие.

Кусак – моё родное село. Как сказал Гёте в своём «Фаусте»: «Две души живут, увы, в груди моей» — на такую двойственность души обрекли нас наши предки, когда они столетия назад решили обратить свои стопы в направлении российских необъятных просторов.  В нашей семье знают историю российских немцев, сохранились немецкие традиции. Моя мама- немка, а папа- русский.  Но несмотря на это я осознаю свои немецкие корни и мне, хочется больше узнать  об истории немцев России,  о  своих немецких предках. Я с удовольствием  погрузилась в изучение немецкого  языка, традиций, обрядов. В этом году  я решила попробовать свои силы в исследовательской деятельности, посвящённой российским немцам. Моя работа посвящена истории происхождения немецких праздников и их значению.  

Цель работы — изучить происхождение немецких праздников и выяснить их значение.

Задачи:

познакомиться с историей происхождения немецких праздников;

выяснить происхождение и значение праздников современных немцев;

выявить степень распространения немецких праздников ;

рассмотреть генеалогическое древо своего рода, на предмет изучения значения праздников в семье Настенко.  

Методы исследования: изучение исторических событий, анализ архивных данных о праздниках немецкого происхождения, опрос семей российских немцев.

Объектом исследования явилась семья Настенко, проживающая в селе Кусак ННР.

Актуальность: Тема особенно актуальна сегодня, так как в Германии и России происходит бурное возрождение народной обрядовой традиции.

                            История немецких праздников

Традиционные календарные праздники с глубокой древности играли большую роль в жизни немцев. Они самым тесным образом связаны с хозяйственной деятельностью людей. С древнейших времён основными занятиями немцев были земледелие и скотоводство, что и определило аграрно-скотоводческий характер их праздничного календаря, отразившего взгляды немцев на природу, попытки магически воздействовать на неё. Праздничный календарь немцев отражает их сложную этническую историю, процесс взаимодействия племенных союзов алеманов, баваров, франков, тюрингов, саксов, вестфалов.

В нашей работе мы будем рассматривать один осенний праздник (Праздник Урожая) и два весенних праздника (Пасха и Троица) у немцев. Весна всегда была важным временем для крестьян – началом сельскохозяйственного года, от результатов которого зависело благополучие каждой семьи.

Древние германцы, перешедшие к оседлости и пашенному земледелию и столкнувшиеся с влиянием римской культуры, не осознавали в целом протяженность года. Год германцы, как и остальные народы северных широт, делили на два периода – зима и лето. Линией раздела зимы и лета было равноденствие. Впоследствии германцы стали делить год на зиму, лето и весну, а осень появилась у них позднее, с развитием садоводства и виноградарства. Под влиянием юлианского календаря произошло введение четырёх времён года. Также следует не забывать, что сам состав немцев был неоднороден, а это отразилось на календарной системе.

Происхождение и значение немецких праздников

Все немецкие праздники по их происхождению и значению можно разделить на несколько групп. В осеннем и весеннем календарном цикле нет постоянной последовательности дат, и точные сроки более половины праздников назвать невозможно. Поэтому единственным критерием при определении обрядов, относящихся к осени, ранней весне, середине весны и поздней весны является цикличность сельскохозяйственных работ.

Праздник Урожая (Erntedankfest) или День Благодарения отмечается в первое воскресенье октября. Во многих местах принято в воскресенье в этот день после мессы освещать злаки, фрукты и цветы. Алтарь украшают колосьями и цветами, над кафедрой подвешивают венок из колосьев. После посещения церкви начинаются танцы и угощения с обязательным пивом. В Мюнхене в этот день проходит крупнейший в мире праздник пива. В этот день организуются сельскохозяйственные выставки, скачки, праздничная стрельба по мишеням, коронование Короля стрелков, большой фейерверк.

Этот главный осенний праздник у немцев Западной Сибири отмечался обычно в конце октября – начале ноября. Церковь или молитвенный дом украшались лучшими плодами нового урожая, венками из колосьев пшеницы. Эти уборочные или жатвенные венки изготовлялись заранее из колосьев последнего снопа.

Весенняя обрядность у немцев – самая яркая из всего годового цикла, что делает её рассмотрение особенно интересным.

Пасхальное воскресенье (Ostersonntag), или собственно Пасха (Ostern), зависит от начала весны и от полнолуния: её празднуют ежегодно в воскресенье после первого полнолуния после начала весны, после сорокадневного Великого поста. Возможно, что название «Остерн» происходит от немецкой богини весны Остеры, в честь которой ежегодно устраивался весенний праздник, но есть и другие предположения. Это – Господень день, так как женщины в воскресенье обнаружили, что могила Христа пуста. Пасхальное яйцо (Osterei) в христианском смысле – символ Воскресенья, скорлупа означает могилу, из которой выходит живое существо. Пасхальный заяц (Osterhase) с XVI века приносит детям яйца, хотя раньше в Голштейне и Саксонии это была курица, в Эльзасе – аист, в Гессене – лиса, в Швейцарии – кукушка. Заяц среди всех зверей лугов и лесов самый плодовитый и входит в свиту германской богини земли Гольды, во время её ночных шествий освещает ей путь свечами.

У всех российских немцев в субботу красили яйца и готовили праздничные пасхальные кушанья. У немцев Сибири пасхальный обед начинался разрезания яйца на столько частей, сколько членов было в семье, и для семейного благополучия каждый должен был съесть кусочек.

Красная горка, или Фомино воскресенье  (Weiβer Sonntag) – последнее воскресенье Пасхальной недели – это день первого причастия, или конфирмации: дома детей и подростков празднично украшались свежей зеленью и самшитом, обрамлялись зеленью дома крёстных отца и матери. После службы пастор вместе с прошедшими конфирмацию отправлялся на кладбище, где они вместе сажали фруктовое дерево – символ того, как должна расти и развиваться их укрепившаяся вера.

В немецких сёлах Западной Сибири посещение кладбища в этот день считалось обязательным для всех жителей. У российских немцев конфирмация в части колоний была приурочена к Троице: в последнюю пятницу перед Троицей проходил экзамен в присутствии всей общины, а в субботу конфирманты украшают молитвенный зал цветами и зеленью, девочки плетут  венки и гирлянды, а мальчики их развешивают. В воскресенье конфирманты с утра посыпают зеленью дорогу от дома церковного старосты до храма, девочки одеваются в белые платья, а мальчики – в тёмные костюмы, затем дети идут с пастором к храму через всю деревню. И когда с пением они появляются в переполненном молитвенном зале, все присутствующие встают.  

Троица (Pfingsten) и Духов день (Pfingstmontag) – праздники торжества весны и начинающегося лета, бывают в конце мая – начале июня, отмечаются в воскресенье и следующий за ним понедельник на 50 – 51 –й дни после Пасхи. Во время этих праздников из леса приносят майское дерево, украшают церковь и дома букетами из веток и весенних цветов. Майское дерево называлось Pfingststange, Pfingstbaum, оно ставилось на площади и было высотой 20-30 м, его украшали цветными бантами, лентами, кусочками колбасы, пирожками, шелковыми платками, позолоченными, крашеными или просто белыми яйцами, а могли украсить верхушку венком из берёзовых веток.

У немцев Сибири накануне Троицы обязательно наводился порядок в доме и во дворе. До обеда устраивались конные скачки, в которых участие принимали молодые неженатые парни. На Троицу один ребёнок наряжался Троицыным быком, и все дети вместе ходили по соседям. Или одну девочку переодевали «троицыной невестой» (Pfingstbraut), украшали цветами и зеленью – примулами, полынью, гвоздикой, — и все дети с песнями ходили от дома к дому, собирая пироги, сало, яйца и печеные фрукты, что они и съедали вечером все вместе. В праздничные дни предпочитали всевозможные изделия из теста, ели также молочную сыворотку, яичный сыр и пончики. Был обычай есть жаркое из мяса быка.  

Общая цель праздников – обеспечить путём определённых действий здоровье, счастье и благополучие людей. Основная тема обрядов – рождение новой жизни – переходит из месяца в месяц. Каждый праздник состоит из элементов магических действий и многокомпонентен  по своей структуре, и каждый обычай или обряд включает символический либо реалистический аспекты,  демонизм и магию. Следует отметить, что именно деревня являлась консерватором народных традиций. Важно и то, что отражением сложной этнической истории немцев является возникающая часто неидентичность одного и того же обряда в разных землях.

Распространение немецких праздников на территории ННР в селе Кусак

Немецкий национальный район  впервые был образован на Алтае в 1927 году. Но просуществовал он тогда недолго. В 1937-м его ликвидировали. И восстановили район в прежних границах только в 1991 году. С этого момента начался период его расцвета. Сейчас в районе живут чуть больше 20 тысяч человек. Около 30 процентов населения – немцы.

Село Кусак было образовано в 1909 году переселенцами из Херсонской, Таврической губерний и из Севастополя. Первоначально село называлось Александркрон. Название «Кусак» село получило по имени казаха, который жил здесь до приезда немцев. Жизнь и история моей семьи тесно связаны с селом Кусак. Ведь здесь родилась и прожила 75 лет моя прабабушка, сюда подростком был выслан с Волги мой прадедушка, здесь родились и живут по сей день мои бабушка и мама. И для каждого из нас Кусак – наша малая Родина!

Российских немцев характеризует  целый ряд своеобразных национальных черт: высокая религиозность, строгое следование христианским заповедям, организованность, дисциплинированность, исключительное трудолюбие, любовь к порядку, развитое чувство хозяина своей собственности, почтительное отношение к собственности ближнего и многое другое. Они в течение многих десятилетий смогли сохранить свою национальную идентичность, традиции и обычаи старой родины.

          Самые популярные немецкие праздники в селе Кусак. 

Анализируя ситуацию проживания российских немцев на территории ННР, выявлен точный процент немецкого населения —  31,8 %, а также самые популярные праздники российских немцев.

№ п/п

Праздники

Кол-во семей, отмечающих немецкие народные праздники

1.

2.

3.  

4.

5.

6.

7.

8.

Рождество

Пасха

Праздник урожая

Троица

День св. Николая

День св. Мартина

Новый год

Адвент

 20

 19

 10

        1

        2

     1

 30

 4

        Для меня значима принадлежность к российским немцам. Может быть поэтому,  проживая в русской среде и интересуясь родным  языком, я решила познать историю своего народа, определяя происхождение  и  значение немецких праздников в семьях российских немцев и в частности своей.

                                        Заключение

Я убеждена, что каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своей Малой Родины и своей семьи. И этой работой мы хотели показать, что современной молодёжи не безразлична история своих предков, ведь эта история достойна уважения и памяти.

Несмотря на то, что мои предки прошли через тяжкие жизненные испытания, они сумели на протяжении веков сохранить свой язык, свою веру, свои традиции и праздники, которые и мы должны сохранить и передать будущим поколениям. Я благодарна своей бабушке и маме за то, что в нашей семье звучит немецкая речь, готовятся немецкие блюда, отмечаются немецкие праздники, и я знаю историю своей семьи.  

                                                     Литература

Брюхнова Е.А. «Календарная обрядность у немцев в XIX-начале XXвв. Весенний цыкл».М.:Готика,2000.

Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве Р. «История немцев России». Учебное пособие. М. «МСНК-пресс», 2005.

Кун Н. А.«Легенды и мифы Древней Греции». М. АСТ, Астрель, 2006.

Чернова Т.Н.  «Российские немцы. Отечественная библиография 1991- 2000 г.г.» М., 2001.

Шишкина-Фишер Е.М. «Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни. Практическое пособие для российских немцев».- 2-е изд.М.: Готика,2000.

Шишкина-Фишер Е.М. «Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев».- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: АОО «МСНК»; «Готика»,2002.

Manthey, Christine; Manthey, Fred. «Festliche Hoehepunkte im deutschen Jahreskreis (Handreich fuer die Praxis)».M.,1998.

Информативный сайт на 2-х языках                        (http://www.russlanddeutschegeschichte.de)

Банина Валерия, 9-б класс ГБОУ ООШ № 4

Г.Новокуйбышевск, Самарская область,

Научный руководитель: Мефодьева Елена
Борисовна,

Учитель английского языка

Немцы Поволжья. Обычаи и традиции

Введение

Цель исследования:

изучить национальные
особенности жизни немцев Самарского региона во всех ее аспектах с целью
сравнения их с жизнью и культурой русскоязычного населения.

Проблемы
исследования:

1 появление немцев на
территории России и Самарской губернии;

2 особенности жилья;

3 язык немцев
Поволжья и германские заимствования в русском языке;

4 колониальные
поселения немцев;

5 традиции и обычаи
немцев Самарской области

Гипотеза

Культуры всех
народов, проживающих на территории России уникальны, и каждая из них  вносит
свой вклад в развитие других культур.

Методы
исследования:

1 проанализировать
историко-лингвистический материал по теме;

2 систематизировать и
обобщить собранный материал.

Материал для
исследования:

«Этносы Самарской
области», Самара, 2004

А.В.Семенов 
«Этимологический словарь», Москва, издательство « Юнвес», 2005

М.Фасмер
«Этимологический словарь», Москва, «Русский язык», 1980

1 Появление немцев на территории России и Поволжья

По свидетельству Н.М. Карамзина немцы появились на территории
современной России в конце первого тысячелетия нашей эры. В 12 веке в связи с
развитием внешней торговли немцы уже селились в русских городах, а в 14-15
веках их приглашали в качестве  специалистов на государственную службу.

Исходным моментом появления немцев в России, в том числе и в Самарском
крае, послужили указы Екатерины
II от 1762 и 1763 годов.

В конце 18 века в Самарскую губернию переселились 25 тысяч немцев из
Бадена, Пруссии, Баварии, Саксонии, Швейцарии.

Вторая волна переселенцев в начале 19 века составила 43 тысячи человек.
Они были расселены в Новоузенском и Новокузнецком уездах Самарской губернии.

Самой малочисленной была третья волна в начале 50-х годов 19 века-
около 3 тысяч человек. Из Восточной Пруссии прибыли немцы-меннониты, которые
заселили Александртальскую волость (село Надеждино Кошкинского района). Другая
часть переселенцев была из Силезии. В основном они были протестантами. К 1865
году насчитывалось 170 немецких колоний или 16 волостей в Саратовской и
Самарской областях, а в конце 19 века- 190 колоний с населением 140 тысяч человек.

Отныне представители российских немцев (воеводы- Шель, Фонвизин,
Эверлаков, губернатор Грот, промышленники и купцы- фон Вакано, Кеницер, Бенке,
архитекторы Вернер, Меснер) оставили значительный след в истории Самарской
губернии.

Александртальская волость в 1903 году состояла из 8 колоний:
Александрталь, Нейгофнунг, Мариенталь, Красновка, Мариенау, Линденау, Шенау,
Орловка. Немецкие названия  этих поселений отражали особенности рельефа
местности или воспоминания о далекой родине, русские же названия связаны с
царской семьей.

2 Особенности жилых построек.

Первоначально постройки в немецких колониях были деревянные, крытые
тесом. Позднее, с развитием кирпичных заводов, дома стали строить из красного
кирпича, крыши покрывать черепицей или железом. Усадьбы огораживались
декоративным кустарником, деревьями.

3 Язык немцев Поволжья.

Господствующим языком у колонистов оставался немецкий, но со середины
19 века практически все уже говорили по-русски. В школах, созданных
колонистской общиной, изучали одновременно два языка: немецкий и русский.
Русскоязычное население, жившее рядом с колонистами на протяжении долгого
времени также хорошо осваивало немецкий язык.

Естественно, если мы сравним современный немецкий язык, так называемый
стандарт, на котором принято говорить за рубежом, то он будет во многом
отличаться от языка немцев Поволжья своим лексическим составом, фонетическими и
грамматическими  особенностями. Связано это с тем, что язык немцев Поволжья
практически не претерпевал изменений со времен первых поселенцев, хотя ряд
таковых, возможно, и имеется, если учитывать

торговые, экономические и культурные  связи его носителей. 

Много немецких слов прочно вошло в повседневную речь русского народа. В
качестве примера рассмотрим лишь некоторые из них. Это в основном
существительные. На основе «Этимологического словаря» под редакцией
А.В.Семенова мы провели анализ немецких заимствований и выделили следующие
группы :

1 группа- существительные, обозначающие людей: автор,
агент, авторитет, директор.

Например, слово «автор» стало широко употребляться  в русском языке с
конца 17 века. В русском языке оно появилось благодаря заимствованию из
немецкого через польский и восходит к латинскому “
autor”-«творец»

2 группа- существительные, обозначающие предметы
одежды и вещи человека: галстук, фартук, материал, футляр.

Например, «галстук»-появилось в русском в 18 веке и впервые встречается
в «Архиве» Куракина в форме »галздук», что указывает на заимствование из
голландского. Позже эта форма была вытеснена словом «галстук» от немецкого “
halstuch”-шейный
платок, где »
hals»-«шея», “tuch”-платок.

3 группа- существительные, связанные с пищей:
картофель, апельсин

Например, «картофель»- пришло в русский во второй половине 18 века.

Было заимствовано из немецкого. А в немецкий оно пришло из итальянского
языка.

4 группа- понятия, обозначающие здания, помещения и
территорию:

аптека, кабинет, лагерь.

Например, слово «лагерь» связано с немецким глаголом «liegen»-лежать.
Первоначально оно имело формы «лагор» и «лагр».

5 группа- понятия, обозначающие предметы домашнего
обихода:

камин, газ, ванна.

Например, слово «камин»- пришло в русский в Петровскую эпоху в значении
«очаг».

6 группа- существительные, обозначающие отвлеченные
понятия:

диагональ, аттестат, номер, марка, инстинкт, изоляция.

4 Меннонитская колония

Основу менонитской колонии составляли религиозная и светская общины,
которые в реальной жизни существовали как единое целое, и были  связаны целым
комплексом социальных, семейных и ритуально-обрядовых отношений. Немалую
связующую роль играли семейные связи.

Светская община представляла собой так называемую «общину
собственника»  со своим мирским правлением и общественными институтами (кассы
взаимопомощи, общества страхования и т.д.).

Решения принимались на мирском сходе. Сельское правление состояло из
старосты, двух заседателей, избираемых сходом на два года, и писаря.

Старосте- шульцу, сельская община назначала жалование. Сельские приказы
подчинялись окружному приказу, во главе которого стоял  «приказный голова» —
обершульц.О высоком уровне организации общественной жизни самарских меннонитов
говорит полное отсутствие правонарушений.

5 Традиции и обычаи Самарских немцев.

Самарские немцы трепетно сохраняли обычаи и традиции своей прародины,
но вместе с тем внесли в них и обычаи России.

Празднование Пасхи-Ostern-своими корнями уходит в языческие времена, когда праздник означал
окончание зимы и пробуждение новой жизни.

Страстная неделя стала символом страданий Христа, Пасха же
символизировала Его победу. К празднику заранее проращивали зерна овса или
пшеницы, красили яйца. Яйца в корзине  с зеленью были символом будущего
хорошего урожая.

В Чистый четверг было принято готовить  щи из крапивы. Обед на Пасху
был обильным. Во многих селах (например, Базель) основными блюдами пасхальных
дней были  свинина, капустные блюда, сладкий пирог- кюхен и т.д. Большая уборка
в доме перед Пасхой означала не только подготовку к празднику, но и очищение
жилища от злых духов.

В пасхальное воскресенье дети католиков и лютеран вставали раньше,
чтобы увидеть пасхального зайца, посмотреть, какой подарок он положил в
«гнездышко». Дети от 3 до 13 лет ходили к знакомым, собирая подарки. Это
называлось «ходить за зайцем». Девушки в Пасхальное воскресенье уходили в поле
за цветами, а молодежь веселилась до восхода солнца.

Днем торжества весны был праздник Троицы-Pfligsten .К этому времени дом убирался и украшался зеленью. Парни ставили перед
домом любимой девушки срубленную в лесу распустившуюся березу. Это  праздник
также связывали с заботой об урожае. Совершался обход полей с молитвами о
плодородии.

Далее следовал День Иоанна Крестителя. В настоящее время это праздник не связан
напрямую с ходом сельских работ. Это праздник молодежи, сохранивший древние
обычаи. Молодежь водит хороводы вокруг костра, поет песни, танцует. Девушки
плетут венки, гадают.

Не менее интересен праздник –Erntedankfist— праздник благодарения за урожай. Все село собирается
вместе: освящают плоды, устраивают застолье.

Главным зимним праздником является Рождество. Ему предшествует четырехнедельный пост-
адвент. Подготовка к Рождеству начинается заранее. В доме иногда ставится елка.
Жилище украшают зелеными ветками лиственных деревьев. Это обычай существовал до
того, как стали использовать ель. В рождественский вечер вся семья садится за
стол.

По поверью, если «святой ужин» —beilige Mahl будет обильным, т таким же будет и новый
год. 

Традиционным для ужина является набор из 7-9 блюд. Предпочтение
отдается блюдам, несущим в себе зародыш жизни: яйцам, бобам, гороху. Также
готовят свинину, гуся, подают квашеную капусту. Это дает, по поверью, здоровье
на весь год.

Одним из элементов празднования Рождества является хождение ряженых по
селу. Главные персонажи- Пельцникель и Кристкинде: мужчина в вывернутой
наизнанку шубе, обвязанный металлическими предметами, которые отпугивают злых
духов и девушка в белой одежде и веночке. Они ходят по домам, где живут
маленькие дети и веселят народ.

Долгое время колонисты, живя обособленно, сохраняли свои традиции и
язык. Центром общинной жизни была церковь. В церковно-приходских школах
обучались дети от 8 до 16 лет.

6 Положение
немцев Поволжья на современном этапе.

8 июля 1997 года была принята программа развития экономической и
культурной базы возрождения российских немцев. Главной целью программы являлись
мероприятия по созданию условий по сохранению и развитию этноса российских
немцев, находящихся по угрозой полного исчезновения в связи с их миграцией и
процессом их ассимиляции.

Начиная с 1992 года в заброшенных селах Хворостянского и Безенчукского
районов строится жилье для переезжающих сюда немецких семей из Казахстана и
Средней Азии.

Возрождения национально-культурных традиций происходит в рамках деятельности
немецкого национально-культурного центра «
Hoffnung»-«Надежда», его филиалов в Сызрани,
Новокуйбышевске, в Тольятти («Возрождение»), Соловьево, Высотино и ряде других
мест.

Центр сотрудничает с Институтом Гете в Москве и в рамках этого
сотрудничества проводятся выставки, фестивали, семинары по обучению языку. С
1997 года Центр издает областную газету на немецком языке «Волга Курьер».

Заключение

Учитывая факт, что в настоящий век мы живем в условиях межкультурного и
межнационального общения, очень важно знать об условиях  развития  и
особенностях этих культур, а также о той роли, какую они играют в развитии современного
общества России. Немецкая культура привлекает к себе внимание не только
германоговорящего населения Поволжья, но и другие народы, вносит свои элементы
в общероссийскую культуру.

За последнее несколько десятилетий наблюдается тенденция к эмиграции
немцев Поволжья за рубеж, в Германию. Причины эмиграции самые различные. Но
часть немцев, как старое, так и молодое поколение считают именно Россию своей
Родиной.

В древних традициях всех народов мира есть праздник благодарения за собранный урожай.
Корни этого старинного праздника уходят в дохристианские времена, когда люди поклонялись силам природы и благодарили своих богов за урожай. Праздник благодарения (Erntedankfest) состоится в первое воскресенье октября в культурном центре немцев «Людвигсбург» в Евпатории. 


Праздник урожая в древние времена отмечали, как победу над злыми силами природы, добрых духов, охраняющих урожай и дарующих людям овощи, фрукты, злаки. Собрав урожай, все народы мира устраивают большой праздник завершения полевых работ, на котором все танцуют под звуки музыки деревенского оркестра и веселились от души.

Католическая церковь переняла древний обычай благодарить силы природы и стала праздновать День урожая и благодарения, начиная с 3 века.
На праздниках урожая можно побывать, купив туры в Черногорию, Германию, Австрию. В Пруссии праздник урожая впервые отпраздновали в 1773 году, вслед за днём Святого Михаила, который отмечали 29 сентября. В 1972 году католическая церковь Германии утвердила ежегодное празднование Дня урожая в первое воскресенье октября, после дня Святого Михаила.


Праздник урожая – это день радости и благодарения богу за его дары. В этот день в католических соборах проходит особая церковная служба — тожественная месса (евхаристия). Внутри католические соборы украшают венками из пшеницы, сплетёнными из колосьев последнего снопа. Лучшие плоды нового урожая, овощи, фрукты, злаки церковнослужители освещают в соборах и выкладывают перед алтарём, украшая храм.


Не смотря на то, что праздник урожая не является официальным праздником Германии, в Erntedankfest с удовольствием участвуют все жители города. Горожане, нарядно одетые в национальные костюмы, устраивают концерты, и праздничные процессии с дарами природы. На лошадях, или ручных тележках, участники шествия везут корзины, красиво декорированные плодами осени – фруктами, овощами.

Всё праздничное шествие сопровождается весёлой оркестровой музыкой. В некоторых регионах Германии проводятся конкурсы на самый красивый венок из колосьев пшеницы нового урожая и венчают им голову Королевы урожая. В селах и небольших немецких городах проходят осенние ярмарки.


В Баварии и в горных районах Германии есть особая традиция встречи домашнего скота, возвратившегося с выпаса на альпийских лугах. Эта традиция упоминается в деревенских записях, начиная с 1746 года. Сельские жители благодарят бога за то, что скот вернулся с выпаса здоровым и окрепшим, животных украшают ветками из пихты, альпийскими цветами, и пестрыми лентами. Впереди стада идёт по селу самая лучшая корова с большим звучным колокольчиком на шее. За нею следуют все остальные коровы, позвякивая колокольчиками, и создавая особый мелодичный перезвон.

По древнему преданию звук колокольчиков прогоняет злых духов и привлекал в село добрых духов природы. Шествие в праздник урожая нравится не только деревенским жителям, но и многочисленным туристам. Самый необычный перегон стада происходит в Баварии в Берхтесгадене, где коров, украшали венками и перевозили с пастбищ на лодках.


В тех районах Германии, где сельские жители, в основном, занимаются виноградарством, праздник урожая преображается в праздник сбора винограда.
С мая по ноябрь во многих винодельческих районах Германии проходят фестивали вин и сбора винограда.
В районах Рейна, Бадена, Майна, Мозеля, Пфальца представители винодельческих хозяйств и объединения виноделов устанавливают на площадях своих городков и сёл киоски, торгуют молодым вином нового урожая, устраивают дегустационные бары под открытым небом. К молодому вину предлагаются блюда немецкой кухни. Радостный праздник сбора урожая сопровождается живой музыкой, фейерверком, и коронацией «винной королевы».


Следуя старинным немецким традициям, в день праздника благодарения (Erntedankfest) помещение культурного центра немцев «Людвигсбург» в Евпатории было по-домашнему уютным, его украсили осенними цветами, листьями, фруктами, овощами, детскими рисунками, создающими атмосферу любви и теплоты.


В культурном центре немцев Евпатории состоялся праздничный концерт, на котором звучали стихи, песни на немецком языке, фортепианная музыка, сыграны небольшие инсценировки из хорошо знакомых детских сказок. На празднике было много весёлых игр и конкурсов, в которых дети демонстрировали свои познания в немецком языке. В конце праздника Erntedankfest всех присутствующих ожидал сюрприз — сладкий стол. Ни один ребенок не ушел без сувенира и сладкого угощения.

В XVIII веке в России появилась новая этническая группа поволжских немцев. Это были колонисты, поехавшие на восток в поисках лучшей доли. В Поволжье они создали целую провинцию с обособленным укладом и бытом. Потомки этих переселенцев были депортированы в Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны. После распада Советского Союза одни остались в Казахстане, другие вернулись в Поволжье, третьи отправились на историческую родину.

Манифесты Екатерины II

В 1762-1763 гг. императрица Екатерина II подписала два манифеста, благодаря которым в России позже появились поволжские немцы. Эти документы позволили иностранцам въезжать в империю, получая льготы и привилегии. Самая большая волна колонистов прибыла из Германии. Приезжающие временно освобождались от налоговых повинностей. Был создан специальный реестр, в который вошли земли, получившие статус свободных для поселения. Если поволжские немцы селились на них, то они могли не платить налоги 30 лет.

Кроме того, колонисты получали ссуду без процентов на десятилетний срок. Деньги можно было тратить на строительство собственных новых домов, покупку скота, продовольствия, необходимого до первого урожая, инвентаря для работы в сельском хозяйстве и т. д. Колонии заметно отличались от соседних обычных русских поселений. В них было установлено внутреннее самоуправление. Государственные чиновники не могли вмешиваться в жизнь приехавших колонистов.

Набор колонистов в Германии

Готовясь к притоку иноземцев в Россию, Екатерина II (сама по национальности немка) создала Канцелярию опекунства. Ее возглавил фаворит императрицы Григорий Орлов. Канцелярия действовала наравне с остальными коллегиями.

Манифесты были изданы на множестве европейских языков. Самая интенсивная агитационная кампания развернулась в Германии (из-за чего и появились поволжские немцы). Больше всего колонистов было найдено во Франкфурте-на-Майне и Ульме. Желающие переехать в Россию отправлялись в Любек, а оттуда сначала в Санкт-Петербург. Вербовкой занимались не только государственные чиновники, но и частные предприниматели, ставшие известными как вызыватели. Эти люди заключали контракт с Канцелярией опекунства и действовали от ее имени. Вызыватели основывали новые поселения, набирали колонистов, управляли их общинами и оставляли себе часть дохода от них.

Новая жизнь

В 1760 гг. совместными усилиями вызыватели и государство сагитировали переехать 30 тысяч человек. Сначала немцы селились в Санкт-Петербурге и Ораниенбауме. Там они присягали на верность российской короне и становились подданными императрицы. Все эти колонисты переехали в Поволжье, где позже была образована Саратовская губерния. За первые несколько лет появилось 105 поселений. Примечательно, что все они носили русские названия. Несмотря на это немцы сохранили свою идентичность.

Власть взялась за эксперимент с колониями для того, чтобы развить российское земледелие. В правительстве хотели проверить как приживутся западные нормы ведения сельского хозяйства. Поволжские немцы привезли с собой на новую родину косу, деревянную молотилку, плуг и другие инструменты, которые были неизвестны российским крестьянам. Иностранцы стали выращивать неведомый доселе Поволжью картофель. Также они занимались выращиванием конопли, льна, табака и других культур. Первое русское население относилось к чужакам настороженно или неопределенно. Сегодня исследователи продолжают изучать какие легенды ходили о поволжских немцах и какими были их отношения с соседями.

Процветание

Время показало, что эксперимент Екатерины II оказался крайне удачным. Самыми передовыми и успешными хозяйствами в российской деревне стали поселения, в которых жили поволжские немцы. История их колоний представляет собой пример стабильного процветания. Рост благосостояния благодаря эффективному ведению сельского хозяйства позволил поволжским немцам обзавестись собственной промышленностью. В начале XIX века в поселениях появились водяные мельницы, ставшие инструментом мучного производства. Также развивалась маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственного инвентаря и шерсти. При Александре II в Саратовской губернии уже было больше сотни кожевенных заводов, которые основали поволжские немцы.

История их успеха впечатляет. Появление колонистов дало толчок к развитию промышленного ткачества. Его центром стала Сарепта, существовавшая в современных границах Волгограда. Предприятия для производства платков и материй использовали высококачественную европейскую пряжу из Саксонии и Силезии, а также шелк из Италии.

Религия

Конфессиональная принадлежность и традиции поволжских немцев не были единообразными. Они приезжали из разных регионов в то время, когда еще не было единой Германии и в каждой провинции существовали свои обособленные порядки. Касалось это и религии. Списки поволжских немцев, составленные Канцелярией опекунства, показывают, что среди них были лютеране, католики, меннониты, баптисты, а также представители других конфессиональных течений и групп.

Согласно манифесту, колонисты могли строить собственные церкви только в поселениях, где нерусское население составляло подавляющее большинство. Немцы, жившие в больших городах, первое время такого права были лишены. Также запрещалось пропагандировать лютеранское и католическое учения. Иными словами, в религиозной политике российские власти давали колонистам ровно столько свободы, сколько не могло повредить интересам православной церкви. Любопытно, что в то же время переселенцы могли крестить по своему обряду мусульман, а также делать из них крепостных.

С религией были связаны многие традиции и легенды поволжских немцев. Праздники они отмечали по лютеранскому календарю. Кроме того, у колонистов были сохранившиеся национальные обычаи. К их числу можно отнести Праздник урожая, который до сих пор отмечается в самой Германии.

При советской власти

Революция 1917 года изменила жизнь всех граждан бывшей Российской империи. Не стали исключением и поволжские немцы. Фото их колоний в конце царской эпохи показывают, что потомки переселенцев из Европы жили в обособленной от своих соседей среде. Они сохранили свой язык, обычаи и самосознание. На протяжении многих лет национальный вопрос оставался нерешенным. Но с приходом к власти большевиков немцы получили шанс на создание собственной автономии внутри советской России.

Желание потомков колонистов жить в собственном субъекте федерации было встречено в Москве с пониманием. В 1918 году, согласно решению Совета Народных Комиссаров, была создана автономная область немцев Поволжья, в 1924 году переименованная в Автономную Советскую Социалистическую Республику. Ее столицей стал Покровск, переименованный в Энгельс.

Коллективизация

Труд и обычаи поволжских немцев позволили им создать один из самых процветающих российских провинциальных уголков. Ударом по их благосостоянию стали революции и ужасы военных лет. В 20-е наметилось некоторое восстановление, которое приняло наибольшие масштабы во время нэпа.

Однако в 1930 г. по всему Советскому Союзу началась кампания раскулачивания. Коллективизация и уничтожение частной собственности привели к самым печальным последствиям. Были уничтожены самые эффективные и продуктивные хозяйства. Фермеры, владельцы небольших предприятий и многие другие жители автономной республики подверглись репрессиям. В тот раз немцы оказались под ударом наравне со всеми остальными крестьянами Советского Союза, которых сгоняли в колхозы и лишали привычной жизни.

Голод начала 30-х

Из-за разрушения привычных хозяйственных связей в республике немцев Поволжья, как и во многих других регионах СССР, начался голод. Население по-разному пыталось спасти свое положение. Одни жители выходили на манифестации, где просили советскую власть помочь поставками продовольствия. Другие крестьяне, окончательно разочаровавшись в большевиках, устраивали нападения на склады, где хранился отобранный государством хлеб. Другим видом протеста было игнорирование работы в колхозах.

На фоне таких настроений спецслужбы принялись выискивать «диверсантов» и «повстанцев», против которых использовались самые суровые репрессивные меры. Летом 1932 года голод уже охватил города. Отчаявшиеся крестьяне прибегали к грабежу полей с еще несозревшим урожаем. Обстановка стабилизировалась только в 1934 году, когда в республике от голода умерли уже тысячи жителей.

Депортация

Хотя потомки колонистов в первые советские годы пережили множество неприятностей, они носили всеобщий характер. В этом смысле немцы Поволжья тогда едва ли отличались своей долей от обычного русского гражданина СССР. Однако наступившая Великая Отечественная война окончательно отделила жителей республики от остальных граждан Советского Союза.

В августе 1941 года было принято решение, согласно которому началась депортация поволжских немцев. Их ссылали в Среднюю Азию, опасаясь сотрудничества с наступавшим вермахтом. Немцы Поволжья были не единственным народом, пережившим насильственное переселение. Такая же участь ждала чеченцев, калмыков, крымских татар.

Ликвидация республики

Вместе с депортацией произошло упразднение Автономной Республики немцев Поволжья. На территорию АССР были введены части НКВД. Жители получили приказ в течение 24 часов собрать немногочисленные разрешенные вещи и подготовиться к переселению. Всего было выслано около 440 тысяч человек.

В это же время военнообязанные лица немецкой национальности были убраны с фронта и отправлены в тыл. Мужчины и женщины попали в так называемые трудовые армии. Они строили промышленные предприятия, работали в рудниках и на лесозаготовках.

Жизнь в Средней Азии и Сибири

В основном депортированных селили в Казахстане. После войны им не разрешили вернуться в Поволжье и восстановить свою республику. Около 1% населения сегодняшнего Казахстана считает себя немцами.

До 1956 года депортированные находились в спецпоселениях. Каждый месяц они должны были посещать комендатуру и ставить отметку в специальном журнале. Также значительная часть переселенцев осела в Сибири, оказавшись в Омской области, Алтайском крае и на Урале.

Современность

После падения коммунистической власти поволжские немцы, наконец, получили свободу передвижения. К концу 80-х гг. о жизни в Автономной Республике помнили только старожилы. Поэтому совсем немногие вернулись в Поволжье (в основном в Энгельс в Саратовской области). Немало депортированных и их потомков осталось в Казахстане.

Большая же часть немцев отправилась на историческую родину. После объединения в Германии приняли новую версию закона о возвращении своих соотечественников, ранняя редакция которого появилась еще после Второй мировой войны. В документе оговаривались условия, необходимые для немедленного получения гражданства. Этим требованиям соответствовали и поволжские немцы. Фамилии и язык некоторых из них оставались прежними, что облегчало интеграцию в новой жизни.

Согласно закону, гражданство получали все желающие потомки поволжских колонистов. Некоторые из них уже давно ассимилировались с советской действительностью, но все равно хотели уехать на запад. После того как в 90-е власти Германии усложнили практику получения гражданства, немало российских немцев осели в Калининградской области. Этот регион прежде был Восточной Пруссией и являлся частью Германии. Сегодня в РФ насчитывается около 500 тысяч человек немецкой национальности, еще 178 тысяч потомков поволжских колонистов живут в Казахстане.

Пово́лжские не́мцы (нем. Wolgadeutsche) — один из народов, сформировавшийся в России к началу XX века из потомков переселенцев преимущественно из германских государств, расселённых на основании манифестов Екатерины II в Нижнем Поволжье в 1760-е годы и проживавших там вплоть до 1941 года. После Октябрьской революции 1917 года получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. В 1941 году были депортированы в Среднюю Азию.

Депортация немцев привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. Последствия депортации стали причиной возникновения переселенческого движения в Германию, которое особенно усилилось в 1990-е годы.

В настоящий момент люди с этническими корнями из поволжских немцев проживают, в основном, на территории России, Германии, Казахстана, США, Канады и Аргентины.

Переселение

Манифесты Екатерины II

4 (15) декабря 1762 г. Екатерина II подписала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Органичным продолжением данного документа стал манифест от 22 июля (2 августа) 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
Манифеста императрицы Екатерины II о позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу

По условиям Манифеста, желающим приехать в Россию в качестве колонистов, в случае отсутствия у них денег на проезд следовало обращаться к русским дипломатам или их резидентам, которые обязывались обеспечить отправку колонистов с предоставлением им денег на путевые расходы.

Прибывшие в Россию переселенцы освобождались от «всяких налогов и тягостей» на разные сроки. В частности, на 30 лет от налогов освобождались иностранцы, селившиеся колониями на землях, обозначенных в реестре как свободные для поселения. Манифест 1763 г. обещал беспроцентную ссуду на десять лет на строительство домов, закупку продовольствия до первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов для ремесленников. Кроме того, разрешалось полное самоуправление в колониях, без вмешательства в организацию внутренней жизни поселений со стороны государственных чиновников.

Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
Манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах»

Для управления процессами прибытия, обустройства, расселения иностранцев предусматривалась деятельность в Петербурге на правах коллегии «Канцелярии опекунства иностранных». Президентом Канцелярии был назначен генерал-адъютант и камергер граф Григорий Орлов. Позже в Саратове была создана Саратовская контора иностранных, которая в своей деятельности подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных в Петербурге.

Вербовка и доставка колонистов в Россию

Манифесты были переведены на разные языки и распространены через напечатание отдельными экземплярами и в газетах. Российскими властями была организована устная агитация, для чего в Ульме и Франкфурте-на-Майне были учреждены должности комиссаров. Они должны были осуществлять набор и отправку колонистов в Любек. Кроме того, вербовкой и отправкой колонистов в Россию занимались и частные предприниматели (по терминологии того времени — вызыватели), заключившие договор непосредственно с Канцелярией опекунства. Они получили право набирать колонистов, организовывать в России частные поселения, управлять ими и брать часть доходов в свою пользу.

Всего с 1763 по 1766 годы в Россию было перевезено более 30000 человек. Вызыватели смогли сагитировать и направить в Россию 14960 человек, что составило половину общей численности прибывших в Россию колонистов, или 56 % поселённых в районе Саратова.

Колонисты, прибывшие в Россию в 1763 году, расселялись в самом Петербурге, позже решили временно размещать их в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они находились в среднем 1-2 месяца. В Ораниенбауме колонистов знакомили с российскими законами и традициями, а затем они принимали присягу на верность русской короне, так называемое клятвенное обещание, текст которого был утверждён графом Орловым 3 августа 1763 года.

Доставка в Поволжье и создание первых колоний

См. также: Немецкие колонии в Поволжье

Переезд из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума в Поволжье осуществлялся в основном речным транспортом и занимал несколько месяцев. Дорога стала тяжёлым испытанием для колонистов. Из 26 676 человек, отправленных для поселения в район Саратова, в дороге умерли 3 293 колониста, что составило почти 12,5 % от общей численности. После ряда подготовительных мероприятий, были определены земли для поселения и в период с 1764 по 1773 в саратовском Поволжье образуется 105 колоний, первой из которых стала основанная 29 июня 1764 года Нижняя Добринка. 42 колонии были основаны государством, 63 — вызывателями. Правительственным Указом от 26 февраля 1768 года за колониями были официально закреплены русские названия (за некоторым исключением), которые использовались в официальных документах, вплоть до создания немецкой автономии на Волге.

XVIII—XIX век

Хозяйственное развитие поволжских немцев

Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия. Немецкие переселенцы должны были выполнить эту задачу. Колонисты привезли с собой с родины плуг, косу, деревянную молотилку, почти не используемые в России, при обработке использовали трёхпольный оборот. В России производилась главным образом рожь и небольшое количество пшеницы. Колонисты значительно расширили количество сельскохозяйственных культур. Они ввели белотурку, картофель, увеличили посевы льна, конопли, выращивали табак и другие культуры. Однако в отличие от немецких же колонистов Юга России, поволжские немцы не усовершенствовали общую культуру русского земледелия, а, напротив, усвоили русскую общинную систему землепользования.

К концу XVIII века окончательно установилось разведение колонистами луговой пшеницы и табака, ржи, овса, ячменя. Практически все колонисты выращивали овощи. Неизменной системой землепользования оставалась трёхпольная, а там, где была острая нужда в земле, использовалось четырёхполье. К концу XIX века производство пшеницы достигло десяти миллионов пудов.

С развитием земледелия и ростом благосостояния колоний появилась и собственная колонистская промышленность. В начале XIX века интенсивно развивалось мучное производство на расположенных рядом водяных мельницах, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, а также производство шерстяной материи и сурового полотна. После этого появилось кожевенное производство, получившее впоследствии большие масштабы в Голом Карамыше, Севастьяновке, Карамышевке и Олешне. К 1871 году в колониях насчитывалось 140 кожевенных и 6 салотопенных заводов.

Промышленное ткачество в немецких колониях Поволжья стало развиваться в Сарепте, отчего и произошло название местной ткани — сарпинка. Там вырабатывались хлопчатобумажные материи и платки, пряжа для которых доставлялась из Силезии и Саксонии, а шёлк производился в Италии. Спрос на эту продукцию был столь велик, что уже в 1797 году на этой фабрике был выстроен второй каменный корпус. Трудности с получением сырья из-за границы вызвали потребность производства пряжи у себя, из персидской хлопчатой бумаги, доставляемой через Астрахань. Помимо непосредственно Сарепты в производстве участвовали прядильни устроенные в Поповке, Севастьяновке, Норке, Лесном Карамыше. В самой Сарепте была устроена красильня для окраски в разнообразные цвета. Прибыльность сарпинного производства и возросшая конкуренция заставили Сарепту перенести производство в Саратов в 1816 году, где местные предприниматели-немцы братья Шехтель вытеснили сарептян из сферы ткацкого производства.

В 1850-х годах сарпиночное производство сконцентрировалось в руках трёх крупных предпринимателей — Шмидта, Борель и Рейнеке. Имея многочисленные предприятие не только в своих, но и в соседних колониях они пользовались услугами массы мелких фабрикантов. В 1866 году существовало 69 сарпиночных фабрик, где имелось до 6 тыс. ткацких станков, было изготовлено материалов на сумму 1156 тыс. руб. В 1870-е годы сарпиночное производство испытало упадок и крупные предприниматели перенесли основные капиталы в мукомольную промышленность.

Центром сарпиночного производства остался Голый Карамыш. Новый виток в развитии производства этой ткани связан с деятельностью А. Л. Степанова, осознавшего, что конкуренция ручной сарпинки с машинной может быть только в том случае, если ручное производство станет дешевле и приблизится к современным стандартам моды. Предприниматель организовал из разрозненных сарпинских фабрик товарищество, добился усовершенствования ткацких станков. Благодаря этому стали изготовляться полушёлковые, и даже шёлковые вещи, значительно улучшилось качество производимых товаров вообще. В течение пяти лет сарпиночное производство из Голого Карамыша получило всероссийское признание и распространение. Прибыльность и значение сарпиночного производства подчёркивается тем фактом, что центр этого вида производства (к началу XX в.) — Сосновская волость, несмотря на малоземелье была одной из самых процветающих в крае даже в голодные годы.

Вероисповедание и свобода веры поволжских немцев

Основная статья: Религиозная жизнь немцев Поволжья

Ранний период

Основной льготой среди прочих привилегий была для колонистов свобода вероисповедания. Однако же, она была предоставлена немецким колонистам таким образом, чтобы не ущемлять интересы православной церкви. Строительство зданий церквей и содержание необходимого количества патеров и пасторов разрешалось только в тех местах, где иностранцы селились колониями, то есть преимущественно одной веры. На колонистов, расселённых в российских городах, такие привилегии данным правилом не распространялись.

Колонистам запрещалось «под страхом всей строгости Наших законов» склонять к принятию своей веры православное население. При этом, свободно разрешалось склонять к принятию христианства и даже брать в крепостные мусульман.

Поскольку само сообщество поволжских немцев создавалось как результат нескольких групп и волн переселенцев, которые представляли собой различные социальные группы людей, из разных стран и регионов, пришедших в Россию по различным причинам, то говорить о каком-либо однообразии в религиозной жизни немцев Поволжья не представляется возможным. Основные группы колонистов, пришедшие в Россию как результат приглашения на жительство Екатериной II, были лютеранами и католиками римского обряда. Так, в Саратове — самом центре будущей территории проживания Поволжских немцев — три четверти проживавших там немцев на конец XVIII века (но уже после разграбления города Пугачёвскими повстанцами в 1774 году, из поселенцев в живых осталось только 20 человек) были протестантами и лишь одна четверть — католиками.

XIX век

В XIX веке ситуация с католическим сообществом немцев Поволжья представляло собой достаточно сложную картину. В момент появления колонистов-католиков в России, на её территории не было ни одного католического епископа, а правительство империи предполагало на 6 тысяч представителей католического исповедания, находившихся в 40 различных колониях Поволжья, ограничиться только одним патером. После осознания властями региона факта невозможности духовного окормления всех католиков только одним патером, правительство дало разрешение на прибытие дополнительного количества священнослужителей, но со строгими ограничениями в функциях и в количестве. Так, первоначальным непосредственным начальником над католическими церквами католиков-поселенцев являлся приор, назначаемый из местных патеров юстиц-коллегией. С учреждением Белорусской епархии из поволжских колоний был образован самостоятельный капитул во главе с патером префектусом, заменённым в начале XIX века иезуитами титулом патер сеньор.

Впоследствии, после учреждения Тираспольской епархии, в ведение которой теперь переходили колонии, во главе их встал «декан римско-католических церквей Саратовской, Самарской и Астраханской губерний». После значительного увеличения количества приходов и их размера, поволжские колонии были разделены на несколько деканств: Саратовское, Каменское, Екатеринштадское и Ровенское. В целом положение католической церкви в России определялось «Положением для духовного и церковного правительства римско-католического закона» от 13 ноября 1804 года.

Протестантские вероисповедания также находились в ведении юстиц-коллегии. Приставленные ею к колониям пасторы зачастую не отличались ни знаниями, ни безупречной нравственностью. В российском законодательстве не было специальных установлений, касающихся устройства протестантских вероисповеданий, поэтому долгое время пользовались шведскими законами и порядками, действовавшими на территории Лифляндии. В конце XVIII века первым патером был избран Иоганн Жанет.

Многочисленные жалобы верующих на непорядки в управлении лютеранской церкви вынудили власти изменить всю систему управления. В 1810 году был создан особый орган — Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. По указу Александра I 20 июля 1819 года в евангелическо-лютеранской церкви был введён сан епископа с теми же полномочиями, что в Швеции, Дании, Пруссии: епископ управляет всеми протестантскими церквами и их духовенством. Кроме того, в Петербурге создавалась евангелическо-лютеранская Генеральная консистория, к которой и должны были отойти все функции юстиц-коллегии, она была создана монаршим указом от 25 октября 1819 года в Саратове; полное название организации было таково: евангелическо-лютеранская консистория для управления и надзора за протестантскими общинами; в её функции входило руководство общинами Саратовской, Астраханской, Воронежской,Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Симбирской, Казанской, Оренбургской губерний, епископом же и суперинтендантом Саратовским был назначен доктор богословия Игнатий Аурелий Фесслер.

В 1832 году российский император Николай I официально занял пост суперинтендента лютеранской церкви на территории Российской империи. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры.

XX век

После того, как на христианских священнослужителей, после разгрома коммунистами крестьянских восстаний 1920—1921 г. обрушились жестокие репрессии со стороны официальных властей, а также последовавшие за этим массовые реквизиции церковных ценностей в 1921—1922 гг., церковь была вынуждена занять нейтральную позицию в отношении коммунистического режима и не вмешиваться в политическую жизнь области. Согласно тексту одного из секретных донесений ГПУ,

Атеистическая пропаганда, активно проводившаяся партийными и комсомольскими организациями среди немцев Поволжья, успехов практически не имела. Наоборот, результатом всех перенесённых населением страданий стало усиление религиозности сообщества. Причём, эта религиозность развивалась не в направлении традиционных для поволжских немцев религий: лютеранства, католицизма, а в направлении сектантства внутри самих существующих течений («поющие братья», «танцующие братья» и др.).

АССР Немцев Поволжья

Основная статья: АССР Немцев Поволжья

Создание

Карта АССР Немцев Поволжья 1922 года

19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья (использовалось также название трудовая коммуна немцев Поволжья) с административным центром в городе Саратове (с 19 октября 1918 года по май 1919 года), затем административным центром стал город Марксштадт (с мая до 4 июня 1919 года назв. Екатериненштадт). 24 июля 1922 года административный центр автономной области был перенесён в присоединённый к автономии 22 июня город Покровск (в 1931 году переименован в город Энгельс).

Существование

Volga German03.png

Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
Докладной записки от 1 января 1932 г. от ГПУ АССР НП ответственному секретарю обкома ВКП(б) «О политическом состоянии АССР немцев Поволжья»

Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия. Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпосёлках. Только что созданные слабые колхозы, особенно в первые годы, не в состоянии были восполнить потери сельскохозяйственного производства, тем более, что государство не давало им возможности окрепнуть, превратив в удобный для себя инструмент по изыманию продовольствия из деревни.

Резко ухудшили и без того напряжённую продовольственную ситуацию в регионах проживания немцев колоссальные масштабы заготовок. Государство не учитывало изменившуюся в деревне обстановку и не уменьшало норм заготовок хлеба и других продуктов. Всё меньше продовольствия оставалось для самих крестьян. Над немецкими сёлами нависла угроза голода, самые бедные хозяйства уже голодали или уходили просить милостыню.

Внутри колхозных хозяйств был хаос. Сами колхозники были лишены возможности решать свои проблемы, им надлежало только точно исполнять предписания, поступавшие сверху. Свободный крестьянский труд превратился в трудовую повинность наёмников. Всё это усугублялось постоянными злоупотреблениями на местах, вопиющим насилием и беззаконием.

Голод 1931—1933 годов

Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста. 2 декабря 1929 года, Свинемюнде.

В течение зимы 1931—1932 годов многие сёла Покровского, Фёдоровского, Марксштадтского, Краснокутского и ряда других кантонов охватил голод из-за того, что практически весь урожай был сдан государству. Органы ГПУ АССР НП докладывали в обком об имевшихся в этих сёлах фактах опухания от голода, истощения, поедания отбросов, трупов умерших больных животных. В свою очередь, обком ВКП(б) Республики немцев Поволжья докладывал в Москву о том, что

В связи с голодом в некоторых сёлах происходили выступления крестьян, носившие разноплановый характер. Жители некоторых сёл выходили с транспарантами примерного содержания «Приветствуем Советскую власть, просим не отказать голодному населению хлебом», другие колхозники нападали на обозы с продовольствием; имели место взлом амбаров и самовольный вынос хлеба. Также массово и повсеместно практиковался невыход на работу как способ протеста. Во многих сёлах Немреспублики в тот период тайными осведомителями ОГПУ фиксировались «антисоветские повстанческие разговоры».

Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
т.н. «Закона о колосках».

К лету 1932 года голод уже явно ощущался в городах и большинстве сёл Немреспублики. Спасаясь от голода, люди вынуждены были растаскивать ещё не созревший на полях хлеб. Из-за характерности процесса для всего СССР, 7 августа 1932 г. правительством был издан специальный закон об охране общественной собственности, предусматривавший наказания до расстрела даже за мелкие хищения зерна, получивший в народе название «закон о пяти колосках». На основании этого закона, согласно архивным документам, в Республике немцев Поволжья с 7 августа по 1 декабря было осуждено 474 человека, из них к расстрелу — 32, к 10 годам лишения свободы — 325. Значительное число осуждённых составляли женщины, похищавшие на полях зерно, чтобы накормить своих голодных детей.

Осенью 1932 года основная масса хлеба в очередной раз была вывезена из Немреспублики по хлебозаготовкам, колхозникам же практически ничего не досталось. Второй секретарь обкома ВКП(б) АССР НП А. Павлов, осенью 1932 года выступая на пленуме обкома партии, откровенно говорил:

Это признание наглядно подтверждает тот факт, что в зиму 1932—1933 годов крестьянство СССР само осталось без средств существования, то есть сознательно обрекалось на голодную смерть.

Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
донесения от 27 мая 1933 года прокурора АССР немцев Поволжья А. Скудры прокурору РСФСР А. Вышинскому о голоде в Немреспублике

Смертность от голода носила ярко выраженный политический характер. Прежде всего, вымирали намеренно оставленные без средств к существованию единоличники, семьи репрессированных, то есть «враги советской власти». Однако факт смертности лояльных режиму «ударников труда» свидетельствует, что голод разросся до таких размеров, когда руководство на всех уровнях утратило контроль над ситуацией. Посылки от высланных ранее в Казахстан и Сибирь родственников-«кулаков» с продуктами и денежными переводами не доходили до адресатов вследствие недопущения ОГПУ помощи от «классово враждебных элементов». В наступившем 1933 году участились случаи попыток взятия на абордаж вагонов с зерном голодными женщинами и детьми; как правило, данные прецеденты жестоко подавлялись нарядами милиции и отрядами ОГПУ. Однако же, в самый разгар голода 1933 года Республика немцев Поволжья должна была выполнять план экспортных поставок. В тот год из республики было вывезено на экспорт несколько тысяч тонн зерна, 29,6 т. бекона, 40,2 т. сливочного масла, 2,7 вагона битой птицы, 71 т. чёрной смородины и др.

Одним из путей спасения от голода стало массовое бегство крестьян со своих насиженных мест, из колхозов в города и на стройки. Бегство крестьян из села началось в 1930 году, и в последующие годы быстро усиливалось, достигнув в 1933 году числа свыше 100 тысяч человек.

В приведённой ниже таблице указана смертность (чел.) по Республике немцев Поволжья по годам коллективизации и голода 1931—1933 гг.

Годы 1925/28 1929 1930 1931 1932 1933
кол-во умер. 12365 14606 16777 14055 20152 50139

Из приведённых данных достаточно наглядно видно, что по мере завершения НЭПа и развёртывания коллективизации, вызвавшей серьёзные общественные потрясения, начался неуклонный рост смертности населения, достигший своего пика в 1933 году. Достаточно часто имели место случаи каннибализма, убийств собственных младенцев с целью каннибализма и т. д.

С сентября 1933 г. колхозам, завершившим выполнение плана хлебосдачи (значительно уменьшенного по сравнению с 1932 г.) по всем видам заданий, создавшим семенные, страховые и фуражные фонды, разрешили распределить оставшееся зерно между колхозниками. При этом предписывалось выполнять

указание товарища Сталина сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными

а распределение доходов между колхозниками сопровождать

массовыми торжествами

Осенью 1933 года Республика немцев Поволжья и немецкие районы в других регионах страны как никогда рано завершили выполнение государственного плана по новой системе хлебозаготовок; партийным органам было предписано обязательно обеспечить крестьянские семьи хлебом и фуражом. При этом категорически запрещалась самодеятельность местных властей по созданию дополнительных фондов и принятию встречных повышенных планов хлебозаготовок. В ноябре — декабре 1933 г. партийно-советское руководство страны оказало целому ряду кантонов АССР НП помощь фуражом для подкормки ослабленной скотины, что в некоторой мере способствовало сохранению скота в зимние месяцы 1933—1934 гг.

Все отмеченные выше меры привели к постепенному преодолению негативных последствий голода в местах проживания немцев. Так, согласно архивным данным, в Республике немцев Поволжья число умерших в ноябре 1933 года уменьшилось до показателей, существовавших в благополучные годы, хотя ещё в октябре того же года смертность по республике превышала этот показатель почти в 1,5 раза. Однако всё это сопровождалось падением уровня потребления; недоедание среди немецкого населения СССР имело место ещё целый ряд лет.

Репрессии 1930-х гг.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935—1936 годах более двухсот тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан. В 1937—1938 годах НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена). В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования — немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.

Депортация немцев Поволжья

Основная статья: Депортация немцев в СССР

По воспоминаниям Л. Д. Петрова выброшенный, после начала фашистской интервенции на советскую территорию, в республику десант советских воинов, переодетых в фашистскую форму, был встречен жителями республики как ожидаемое прибытие своих.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП, ещё 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдалённые районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446 480 советских немцев (по другим данным 438 280). В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых вермахтом. Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.

Попытка создания автономии в 1979 году

Основная статья: Немецкая автономия в Казахстане

В июне 1979 года возникло предложение о создании новой Автономной немецкой Республики в Казахстане, со столицей в городе Ерментау. Целью данного предложения властям было поднятие вопроса о текущих условиях существования поволжских немцев. На тот момент, в Казахстане проживало примерно 936 тысяч этнических немцев, и они были третьей по величине этнической группой в республике, после казахов и русских. 16 июня 1979 года в Целинограде на улицы вышла демонстрация протеста против данного предложения. Как результат данных протестов, боясь негативной реакции этнического большинства республики, а также опасаясь создания прецедента (также на тот момент существовала возможность возникновения таких же тенденций в среде уйгуров), ЦК КПСС отклонил предложение о создании автономии немцев Поволжья в Казахстане.

Современная ситуация

Штреккерау, 1920 год (сегодня — село Новокаменка, Ровенский район, Саратовская область)

Поволжские немцы не сумели возвратиться в регион Поволжья в том количестве, в каком их забрала оттуда советская власть. Им не было позволено селиться там в течение десятилетий. После войны многие поволжские немцы остались жить в том регионе, куда их распределило НКВД в момент депортации — Урал, Сибирь, Казахстан (178400 человек на 2009 год — 1,07 % от всего населения современного Казахстана — самоопределяются как немцы), Киргизия и Узбекистан (примерно 16 тысяч — 0,064 % от населения страны). После длительного периода гонений, немцы восстановили свою жизнь в местах нового проживания, их количество там возрастало естественным образом, и им удалось сохранить свою уникальную культурную аутентичность, свои культурные традиции. Десятилетия после войны, некоторые из них всё чаще поднимали вопрос относительно переселения обратно, туда, где ранее существовала Автономия немцев Поволжья. Однако на местах бывшего проживания сами переселенцы встречали жёсткий отпор со стороны населения, вселённого в их старые дома тем же сталинским режимом в тот же момент и занимавшего их родные земли.

Распад СССР и миграция

С конца 1980-х годов и падения коммунистического режима в СССР, некоторые этнические немцы в малом количестве (относительно всего населения города) вернулись в город Энгельс, но значительно большее их число эмигрировало в Германию. Уезжавшее большинство пользовалось немецким законом о возвращении — законодательным документом, дающим возможность получения немедленного гражданства Германии тем, кто бы сумел доказать свой статус беженца или репатрианта с немецкими национальными корнями или же является потомком такового гражданина какой-либо страны. Данное переселение происходило невзирая на тот факт, что многие поволжские немцы к тому времени уже очень плохо говорили по-немецки или совсем не владели языком.

Основная статья: Всесоюзное общество советских немцев «Возрождение»

В Октябре 1991 года состоялся ранее неоднократно перенесённый властями I Съезд немцев СССР, на который возлагались надежды о разрешении вопроса переселения немцев обратно в Поволжье, а также о компенсациях пересленцам пострадавшим в ходе депортации, однако фактически у делегатов съезда не было никаких возможностей решить возникшие проблемы. Символичным «итогом» форума стало подписание в Ноябре того же года между Колем и Ельциным формального заявления о взаимной поддержке расселённых по советскому союзу немцев и непрепятствии им в выезде из страны. Сам Ельцин на създе не присутствовал

С момента получения независимости прибалтийскими государствами многие этнические российские немцы начали возвращаться для постоянного проживания в Калининградскую область (бывшую часть Восточной Пруссии); таковой процесс получил особенно широкое распространение среди поволжских немцев из сибирских частей России и из Казахстана. Данное движение только возросло после того, как Германия приостановила широкую практику предоставления права свободного возвращения и получения гражданства лицам немецкой национальности из стран бывшего Советского Союза. На момент всероссийской переписи 2002 года на территории Калининградской области проживало 8 340 немцев, что представляет собой 0,87 % всего населения области.

К концу 1990-х годов Германия усложнила процесс предоставления гражданства потомкам этнических немцев, особенно тем из них, кто не говорит на поволжском диалекте немецкого языка. Определённое количество немецких семей, иммигрировавших в Германию ранее, переехало в ряд других мест, как, например, в канадскую провинцию Манитоба (город Штайнбах), где в настоящий момент образован крупнейший в мире ареал проживания этнических немцев-меннонитов.

По переписи населения СССР 1989 года в СССР проживало 2 038 603 немцев, в том числе — 842 295 человек в РСФСР и 957 518 в Казахской ССР.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживало 597 212 немцев.

По Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживало 394 138 немцев и четыре немца-меннонита.

Обычаи

К примечательным обычаям поволжских немцев относится т. н. «венчание покойников» (нем. Totenhochzeit). Особенность этого погребального обряда заключалась в том, что умершие младенцы и девушки считались будущими ангелами, «невестами Господа», поэтому их хоронили в свадебных нарядах. Подобные церемонии считались торжественными и лишёнными траурного антуража. Мертвецов хоронили разутыми и порицалось открытое выражение скорби.

Помимо общехристианских праздников поволжские немцы как и прочие немцы отмечали в октябре Праздник урожая. На Пасху, считалось, детям приносит сладости пасхальный заяц.

Рождество праздновали более религиозные люди. В доме украшали ёлку и проводили богослужения, где кроме чтения библии и проповеди в этот вечер (24 декабря) читали стихи в виде вопросов и ответов связанных с Рождеством Христовым. Детям дарили сладости и фрукты за прочтение стишка.

Кухня поволжских немцев

К числу особенностей кухни поволжских немцев называют куриный суп с лапшой, клёцки, шницель, картофельное пюре, колбасы. Из десертов популярен штрудель или сладкие гренки с кофе (или его имитацией). По праздникам часто готовили гуся с тушенной капустой.

Одежда поволжских немцев

Традиционной женской одеждой поволжских немцев была белая рубаха, синяя юбка, передник-фартук, шнурованный лиф-корсаж и чепец. Мужская одежда состояла из белой рубахи с отложным воротником, жилета, узких брюк по колено, куртки (синий полукафтан) и башмаков с пряжкой (или сапогов). На голове — чёрная широкополая шляпа или картуз.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 1 октября

Праздник урожая в Германии В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары (Фото: Patrick Poendl, по лицензии Shutterstock.com)

Наиболее распространенное название праздника окончания уборки урожая у немцев «Erntedankfest» — праздник благодарения, который отмечается католической церковью Германии в первое воскресенье октября.

Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и за то, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным. Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после Дня святого Михаила.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть. Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения Бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы. Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освящают и выкладывают перед алтарем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник урожая на руси название
  • Праздник урожая у наших предков
  • Праздник убийства китов
  • Праздник урожая на руси 21 сентября
  • Праздник урожая у народов россии

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии