https://ria.ru/20210510/radonitsa-1730350702.html
«Пляски на могилах». Почему Радоница — самый необычный день поминовения
«Пляски на могилах». Почему Радоница — самый необычный день поминовения — РИА Новости, 12.04.2022
«Пляски на могилах». Почему Радоница — самый необычный день поминовения
Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году — 11 мая. О «родительской Пасхе» и главных заблуждениях, с… РИА Новости, 12.04.2022
2021-05-10T08:00
2021-05-10T08:00
2022-04-12T21:02
религия
общество
русская православная церковь
радоница
россия
аналитика — религия и мировоззрение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105534/78/1055347826_0:67:2696:1584_1920x0_80_0_0_1629761fa821b0c6e394a53d9842d02d.jpg
МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Олег Налисник. Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году — 11 мая. О «родительской Пасхе» и главных заблуждениях, с ней связанных, — в материале РИА Новости.»Скоморохи на кладбище»»Это был всенародный праздник. Приносили еду и питье: кутью, пироги, яйца, блины, калачи, сырники, вино, пиво и прочие угощения. Выходила отмечать вся деревня».»Сходились мужи и жены на жальники и плакали с кричанием великим, а когда начнут играть скоморохи-гудошники, то они перестают рыдать, а плясать начинают да бить в ладони прямо на тех же жальниках».Удивительно, но это описание поминовения усопших. Первое — из воспоминаний крестьян начала XX века. Второе — из «Стоглава», сборника церковных правил XVI столетия. Уж чего-чего, но такого вообще не ожидаешь увидеть на кладбищах. Ведь это место для «жаления», то есть горевания. Поэтому и называли их «жальниками».Но, оказывается, Церковь вовсе не возбраняла веселье на могилах. Напротив, порой даже приветствовала. Правда, только раз в году: на девятый день после Пасхи. И в этом есть глубокий духовный смысл. Еще в древние времена христиан призывали отмечать Светлое Христово Воскресение не только с живыми, но и с мертвыми.»Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня», — писал в IV веке святой Амвросий Медиоланский пастве.Вопрос — почему не проводить такой обряд непосредственно в день самого главного праздника христианства. Все дело в церковном уставе. Он запрещает поминать усопших начиная от Вербного воскресения (25 апреля в этом году) до Фоминой недели (9 мая). То есть целых 14 дней в храмах не возносят заупокойные молитвы. Смысл меры такой: своим воскресением Христос победил смерть и даровал вечную жизнь всем верующим. Поэтому священники призывают не посещать кладбища ни на Пасху, ни на Красную горку через неделю.Не повод скорбеть»На самом деле Радоница не признана каким-то особым днем поминовения умерших. Существуют родительские субботы. А это вполне себе рядовая дата», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский. И хотя в уставе событие не упомянуто, в храмах все же совершают поминальные службы. В календарях других поместных церквей слово «Радоница» вообще не встретишь — оно сугубо славянское.Вот только непонятно, что означает. Одни считают, что так в дохристианские времена называли ритуальный плач по умершим. Другие полагают, что речь идет о «Дне роз» — мол, Русь переняла праздник у итальянцев, где он известен под именем «розалий». Но самая распространенная трактовка — «радость». И неспроста.Дело в том, что служба на Радоницу принципиально отличается от других поминальных дней. Вместо грустных протяжных песнопений церковный хор поет веселые пасхальные гимны.»Это, конечно, вызывает большой диссонанс у невоцерковленных людей, — отмечает протоирей. — Повод-то совсем нерадостный: надо облачаться в черные одежды и скорбеть. Но на самом деле это сугубо народное понимание, ничего общего с православной верой оно не имеет».Для христиан, говорит священник, смерть — не повод для скорби. Она, по его словам, «означает встречу с Богом». А для истинно верующего это самое радостное, что может быть.»Мы, конечно, скорбим от расставания с человеком. Но в то же время знаем, что смерть временна, Христос воскрес и мы все воскреснем. Это особо остро ощущаешь именно в пасхальные дни», — подчеркивает отец Максим. Поэтому все поминальные службы духовенство совершает в облачениях белого цвета. Он символизирует радость и обновление. Между обычаем и суевериемВ то же время есть и другая крайность. Например, среди православных распространено немало поверий, связанных с усопшими. По одному из них, если человек умирает на Пасху, то автоматически попадает в рай.»Это чисто народное представление. Наверное, оно возникло как раз из-за того, что пасхальное поминовение довольно радостное», — замечает отец Максим.Также, например, в России довольно популярен обычай приносить к могилам на Радоницу освященные куличи и яйца. Мол, тем самым живые разделяют праздничную трапезу с усопшими. «С христианскими датами связано немало народных обычаев. Какие-то Церковь приняла, а какие-то отвергла. Тут ведь тонкая грань: традиция может легко перейти в суеверие. «Кормление умерших» — яркий тому пример. Это абсолютно дикий обряд, который не имеет отношения к православию. Вот мы и видим на могилах после Пасхи крошки от куличей или яичную скорлупу», — рассуждает глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).То же касается и обычая приносить на кладбище только искусственные цветы — это сугубо «народная придумка». Куда лучше, по словам священнослужителя, вознести за умерших молитву — как в храме, так и дома. Именно для того, чтобы напомнить верующим о ее важности, Церковь и установила особые дни поминовения усопших.
https://ria.ru/20210424/smert-1729696992.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/105534/78/1055347826_276:13:2420:1621_1920x0_80_0_0_0a24b98b855aea9474cf44d0a74741b3.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, русская православная церковь, радоница, россия, аналитика — религия и мировоззрение
Религия, Общество, Русская православная церковь, Радоница, Россия, Аналитика — Религия и мировоззрение
МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Олег Налисник. Православные на девятый день после Пасхи отмечают Радоницу — особое поминовение усопших. В этом году — 11 мая. О «родительской Пасхе» и главных заблуждениях, с ней связанных, — в материале РИА Новости.
«Скоморохи на кладбище»
«Это был всенародный праздник. Приносили еду и питье: кутью, пироги, яйца, блины, калачи, сырники, вино, пиво и прочие угощения. Выходила отмечать вся деревня».
«Сходились мужи и жены на жальники и плакали с кричанием великим, а когда начнут играть скоморохи-гудошники, то они перестают рыдать, а плясать начинают да бить в ладони прямо на тех же жальниках».
Удивительно, но это описание поминовения усопших. Первое — из воспоминаний крестьян начала XX века. Второе — из «Стоглава», сборника церковных правил XVI столетия. Уж чего-чего, но такого вообще не ожидаешь увидеть на кладбищах. Ведь это место для «жаления», то есть горевания. Поэтому и называли их «жальниками».
Но, оказывается, Церковь вовсе не возбраняла веселье на могилах. Напротив, порой даже приветствовала. Правда, только раз в году: на девятый день после Пасхи. И в этом есть глубокий духовный смысл. Еще в древние времена христиан призывали отмечать Светлое Христово Воскресение не только с живыми, но и с мертвыми.
«Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня», — писал в IV веке святой Амвросий Медиоланский пастве.
Вопрос — почему не проводить такой обряд непосредственно в день самого главного праздника христианства. Все дело в церковном уставе. Он запрещает поминать усопших начиная от Вербного воскресения (25 апреля в этом году) до Фоминой недели (9 мая). То есть целых 14 дней в храмах не возносят заупокойные молитвы.
Смысл меры такой: своим воскресением Христос победил смерть и даровал вечную жизнь всем верующим. Поэтому священники призывают не посещать кладбища ни на Пасху, ни на Красную горку через неделю.
Не повод скорбеть
«На самом деле Радоница не признана каким-то особым днем поминовения умерших. Существуют родительские субботы. А это вполне себе рядовая дата», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
И хотя в уставе событие не упомянуто, в храмах все же совершают поминальные службы. В календарях других поместных церквей слово «Радоница» вообще не встретишь — оно сугубо славянское.
Вот только непонятно, что означает. Одни считают, что так в дохристианские времена называли ритуальный плач по умершим. Другие полагают, что речь идет о «Дне роз» — мол, Русь переняла праздник у итальянцев, где он известен под именем «розалий». Но самая распространенная трактовка — «радость». И неспроста.
Дело в том, что служба на Радоницу принципиально отличается от других поминальных дней. Вместо грустных протяжных песнопений церковный хор поет веселые пасхальные гимны.
«Это, конечно, вызывает большой диссонанс у невоцерковленных людей, — отмечает протоирей. — Повод-то совсем нерадостный: надо облачаться в черные одежды и скорбеть. Но на самом деле это сугубо народное понимание, ничего общего с православной верой оно не имеет».
Для христиан, говорит священник, смерть — не повод для скорби. Она, по его словам, «означает встречу с Богом». А для истинно верующего это самое радостное, что может быть.
«Мы, конечно, скорбим от расставания с человеком. Но в то же время знаем, что смерть временна, Христос воскрес и мы все воскреснем. Это особо остро ощущаешь именно в пасхальные дни», — подчеркивает отец Максим.
Поэтому все поминальные службы духовенство совершает в облачениях белого цвета. Он символизирует радость и обновление.
Между обычаем и суеверием
В то же время есть и другая крайность. Например, среди православных распространено немало поверий, связанных с усопшими. По одному из них, если человек умирает на Пасху, то автоматически попадает в рай.
«Это чисто народное представление. Наверное, оно возникло как раз из-за того, что пасхальное поминовение довольно радостное», — замечает отец Максим.
Также, например, в России довольно популярен обычай приносить к могилам на Радоницу освященные куличи и яйца. Мол, тем самым живые разделяют праздничную трапезу с усопшими.
«С христианскими датами связано немало народных обычаев. Какие-то Церковь приняла, а какие-то отвергла. Тут ведь тонкая грань: традиция может легко перейти в суеверие. «Кормление умерших» — яркий тому пример. Это абсолютно дикий обряд, который не имеет отношения к православию. Вот мы и видим на могилах после Пасхи крошки от куличей или яичную скорлупу», — рассуждает глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
То же касается и обычая приносить на кладбище только искусственные цветы — это сугубо «народная придумка». Куда лучше, по словам священнослужителя, вознести за умерших молитву — как в храме, так и дома. Именно для того, чтобы напомнить верующим о ее важности, Церковь и установила особые дни поминовения усопших.
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Особый день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова — Радоница. Она всегда приходится на вторник после Светлой седмицы. А следующая родительская суббота после Великого поста отмечается уже ближе к Троице. Таким образом, родительская после Пасхи в 2022 году выпадает на 11 июня, а Радоница — на 3 мая. Кроме того, между двумя этими датами будет еще один день, специально предназначенный для заупокойной молитвы. В течение многих лет Православная Церковь 9 мая поминает погибших в годы Великой Отечественной войны.
Радоница стоит особняком среди церковных поминальных дней. С Великого Четверга до конца Светлой седмицы в храмах не совершаются панихиды, так как всё в эти дни сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Его Воскресении. Воскресение Христово открыло людям путь в Царствие Божие и дало всем нам надежду на встречу с дорогими нам умершими людьми в вечной жизни. Поэтому этот пасхальный день поминовения наполнен не печалью, не скорбью, а радостью. Это подчеркивает даже его название.
Через пятьдесят дней после Пасхи верующие отмечают Троицу. А накануне праздника, установленного в память о сошествии Святого Духа на апостолов, принято молиться не только об умерших близких, но обо всех усопших христианах. Поэтому Троицкая родительская суббота называется вселенской. В сам праздник Пятидесятницы прошения о милости к умершим также звучат во время особых коленопреклоненных молитв. Но совершать отдельное поминовение и посещать кладбища принято накануне.
И в Радоницу, и в Троицкую родительскую субботу в храмах совершаются заупокойные богослужения: вечером накануне — Парастас, а утром Литургия и панихида. Существует традиция также делать пожертвования и подавать милостыню на помин души. Можно приносить в храм продукты, которые будут использованы для нужд прихода и розданы людям, находящимся в сложной ситуации. А вот приносить еду на кладбище, куда многие верующие отправляются после храма, не нужно. Усопшим нужны не куличи, крашеные яйца и еще какие-то угощения на надгробиях, а наши память, молитва и вера в милосердие Божие.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
- «Пасхальное» поминовение
- Когда совершается поминание после Пасхи
- Значение Радоницы
- Как поминают усопших на Радоницу
- Как совершается поминовение в церкви
- Как поминают усопших на кладбище
- Как поминать усопших у себя дома
- Как еще мы можем позаботиться об умерших.
- Некоторые доводы в пользу поминовения усопших
- Свидетельства Писания
- Можно ли молиться за нераскаявшихся грешников, атеистов, инославных или самоубийц?
- Возможно ли покаяние после смерти?
- Примеры из Предания и современные случаи, свидетельствующие о пользе поминовения усопших
- Молитвы об упокоении
- Молитва за всякого усопшего
- Короткая молитва об усопшем
- Молитва родителей за умерших детей
- Молитва детей об усопших родителях
- Молитвы об усопшем муже
- Молитвы об усопшей жене
- Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару
- Молитва о новопреставленном усопшем
- Молитва Богородице об усопших
- Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Похожие статьи
«Пасхальное» поминовение
Православные христиане отмечают родительский день несколько раз в год.
Однако особым днём поминовения усопших родственников является Радоница. Само название этого дня приводит в недоумение тех, кто не знаком с его глубоким духовным значением. Как можно совместить радость и воспоминания об ушедших близких?
Когда совершается поминание после Пасхи
Родительский день перед Пасхой не имеет фиксированной даты. Этот праздник отмечается на девятый день после праздника Воскресения Христова или на второй день, следующий за Светлой седмицей.
- 2022 год Пасха 24 апреля — Радоница 3 мая
- 2023 год Пасха 16 апреля — Радоница 25 апреля
- 2024 год Пасха 5 мая — Радоница 25 мая
Значение Радоницы
Родительский день, отмечаемый после праздника Светлого Воскресения Христова, связывается с радостью по очень важной причине, основанной на доверии к Евангелию.
Пасха — радостный праздник воскресения нашего Господа. Следующая за ней Радоница играет особую роль в практике богослужения Православной Церкви. Этот день был установлен в согласии с церковным учением о сошествии воскресшего Господа в ад и Его победой над властью смерти. Победив смерть, Христос открыл путь к воскресению и другим усопшим.
Поэтому совершенно логично, что после Пасхи христиане радуются грядущему воскресению мёртвых. Это не говорит о том, что они не скорбят . Но вера в непреложное обещание Бога победить смерть даёт основание для того, чтобы радоваться будущей встрече с ушедшими близкими, а не предаваться чрезмерно печали. Так христианская надежда превозносится над скорбью. Помимо этого в день Радоницы произносятся молитвы за усопших.
Как поминают усопших на Радоницу
Во вторник после Фомина воскресенья совершают первое поминовение умерших. Основанием для этого служит положение Церковного устава. В согласии с ним обычное поминовение усопших можно совершать, начиная с Фомина понедельника.
Для правильного поминовения усопших необходимо сходить на богослужение, можно посетить кладбище, совершить молитву и подать милостыню.
Как совершается поминовение в церкви
Во время проскомидии священнослужитель готовит вино и хлеб для Евхаристии. Из особого литургического хлеба (просфоры) за усопшего вынимается частица и опускается в сосуд со Святыми Дарами вместе с частицами, вынутыми за иных усопших. Таким образом подчёркивается, что Церковь Христова является единой, как его Тело.
Чтобы имена ваших усопших помянули в алтаре на проскомидии нужно подать записку — обедню о упокоении. Желательно использовать для этого старославянский стиль: Сергий вместо Сергея, Татиана вместо Татьяны.
В завершении литургии священнослужитель опускает частицы просфоры в чашу с вином и молится следующими словами:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
По окончании литургии в храме начинается совершение панихиды. Как и на литургии, здесь поминают всех крещёных православных христиан.
Некоторые считают, что на службу стоит приходить лишь в том случае, когда усопшие родственники придерживались православной веры. Однако даже если они были инославными или атеистами, посещение службы на родительский день после Пасхи может принести пользу.
Пребывание в собрании людей, имеющих живую надежду, действует на страдающее сердце успокаивающе. Кроме того, и Писание и Предание говорят о возможности изменения посмертной участи покойного.
Как поминают усопших на кладбище
Молитва на кладбище
На кладбище зажигают свечу и читают акафист или молитву (можно своими словами). Также можно пригласить священника — для совершения чина литии. Существует также чин литии, который совершается мирянами на кладбище или дома самостоятельно, его текст приведен в конце статьи. Если есть такая возможность, то можно устроить рядом с могилкой поминальную трапезу.
Как поминать усопших у себя дома
Можно устроить поминальную трапезу дома, а за столом всем вместе помолиться о своих усопших, вспомнить их добрым словом.
Как еще мы можем позаботиться об умерших.
- Следить за чистотой и порядком на могилах. Этим родственники показывают, что продолжают любить и ценить тех, кто заснул смертным сном.
- Не чревоугодничать, не злоупотреблять алкоголем и вести себя богобоязненно во время поминок, чтобы не оскорблять Господа и память об усопшем. В это время нужно не просто общаться, но, что гораздо важнее, ободрять друг друга надеждой на воскресение мёртвых, что встречается в наши дни во время заупокойных застолий довольно редко.
- Проявлять дела милосердия по отношению к больным, одиноким, бедным, нуждающимся людям, прося их о том, чтобы они молились за усопшего.
Также в православии строго осуждается гадание на кутье. Это тяжёлый грех, как и любое гадание.
О важном значении проявления милосердия ради усопших говорил ещё Иоанн Златоуст:
«Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…). Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…) Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Некоторые доводы в пользу поминовения усопших
Существует ли в Писании явное и конкретное повеление поминать усопших и молиться за них? И если его в Библии нет, означает ли это, что все православные христиане совершают грех, отмечая родительские дни и вознося Богу просьбы об ушедших близких?
Стоит отметить, что отсутствие какого-либо повеления в Библии вовсе не означает, что действие является греховным. Ведь воля Бога далеко не всегда определяется чётко сформулированными постановлениями.
Христос оставил нам совершенный пример любви, и его невозможно описать строгим юридическим языком. Божью любовь нельзя втиснуть в ограниченные рамки человеческих правил.
Итак, можно ли найти в Библии законы, принципы и другие указания, доказывающие, что поминовение усопших и молитвы за них не просто допустимы как дело личной совести, но, более того, угодны Богу наравне с другими праведными делами?
Свидетельства Писания
Вот как повели себя праведные евреи после поражения израильского войска в войне с филистимлянами:
«И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:12).
Можно ли представить себе пост правоверных иудеев без молитвы?
Примечательно, что Давид и другие евреи оплакивали не только Ионафана — самого близкого друга нового царя и праведника, — но и Саула. На момент смерти Саул пребывал в ужасном духовном состоянии. Он совершил множество преступлений против Бога и своего народа, включая уничтожение целого города священников, покушения на жизнь Давида и обращение за помощью к медиуму, что строго-настрого запрещалось Законом.
Возможно, скорбь о Сауле была связана с тем, что он проявил мужество и пошёл сражаться с врагом, не имея Божьей поддержки и зная о собственной гибели.
Иногда на христианских сайтах можно встретить мысль, что наши молитвы за усопших не имеют никакого влияния на Бога. Имеется в виду, что Он не нуждается в напоминаниях о проявлении снисхождения к грешникам, не совершившим преступление против Святого Духа. Считается, что такие молитвы помогают лишь живым. Они служат своего рода психотерапевтической помощью, успокаивающей страдающее сердце, не более того.
Однако рассмотрим, в каком контексте Писание побуждает нас молиться за грешников.
«Если кто видит брата своего согрешающим грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающим грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Иоан.5:16-17).
А вот что об этом говорит Иаков:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14-16).
В этих местах Библии прямо говорится, что по молитве праведников Бог может простить человека и исцелить его от греха. Конечно, если он сам прилагает для этого усилия.
Ещё более ясно Бог высказался по этому поводу в дни Иова:
«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. » (Иов.42:7-10).
Это одно из ключевых мест Библии, где говорится о важности молитвы праведников за грешников, для которых ещё возможно прощение.
Отметим также, что Бог благословил Иова только после того, как тот помолился за троих горе-учителей. Здесь содержатся очень важные уроки для нас. Книга Иова показывает, что необходимо молиться не только за тех, с кем у нас были близкие отношения, но и за тех, кто был к нам несправедлив.
Это важно не только для того, чтобы Бог простил их, но и для того, чтобы Он принимал нашу веру и служение Ему. Молитва за обидчиков помогает нам избавиться от гнева и простить их от всего сердца.
Можно ли молиться за нераскаявшихся грешников, атеистов, инославных или самоубийц?
В Евангелии сказано:
«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мат.12:31-32).
Что такое грех против Святого Духа? Скорее всего, Христос прежде всего имел в виду обвинение фарисеев в том, что он изгоняет демонов силой сатаны, хотя совершить такое можно было лишь при помощи Святого Духа.
В «Толковой Библии» Лопухина по этому поводу говорится следующее:
«В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и вместе с тем в самом корне отрицается вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести самая благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом».
Но кто из нас может утверждать, что тот или иной человек согрешил против Святого Духа и дошёл до последней стадии нравственного и духовного падения, став подобным дьяволу в своём ожесточении против Бога?
Святой Павел записал важное предупреждение:
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Коринф.4:5).
Апостол пишет о том, что для Бога важны не только дела, но и намерения сердца или мотивы, побудившие человека к совершению того или иного поступка. И Павел отлично знал, о чём говорил.
Ведь он сам «прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии…» (1Тим.1:13).
Явление Иисуса Христа ап. Павлу на пути в Дамаск
Удивительное обращение Савла, ставшего апостолом Павлом, говорит о том, что даже грешник, что не раз слышал весть Евангелия, но не раскаялся, может измениться после личной встречи с Христом.
Это же случилось и с разбойником, распятым с Иисусом. И Господь простил его. Однако обращение Савла говорит и о другой глубокой истине, на которую часто не обращается внимание в дискуссиях о Божьем суде и посмертной участи людей.
В отличие от разбойника Савл не считал Иисуса Христом и ни о чём Его не просил. Как раз наоборот, он вел себя как настоящий антихрист и гнал церковь. Поразительно, но Иисус не просто открыл гонителю правду о Себе, чтобы дать ему шанс стать христианином. Он прямо сказал Савлу, что тот его избранный сосуд. Савл не успел ещё покаяться, а Господь уже говорит о его великом христианском пути.
Ещё раз отметим, что Савла не смогли изменить все христианские проповедники вместе взятые. Но он покаялся при личной встрече с Господом. Обращение Савла говорит о том, насколько мышление Бога превосходит несовершенное и ограниченное мышление человека.
Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
Личная встреча с Христом ожидает каждого из нас. Писание говорит, что окончательный приговор усопшие получат лишь во время Второго пришествия Христа, когда он будет судить живых и мёртвых. До этого момента никто не имеет данного Богом права утверждать что-либо о грядущей участи человека, даже если он умер, не успев или не пожелав раскаяться.
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук.23:34).
Это место Писания, где Христос молится за Своих распинателей, говорит о Его поразительном милосердии, превышающем наше понимание. Ещё здесь содержится важная истина: Бог не судит одинаково всех грешников.
Человек может не пожелать раскаяться из-за того, что ему преподали искажённое Евангелие или не учили ему совсем. Другое дело, когда грех совершался вполне осознанно тем человеком, который получил достаточные знания о Боге, но предпочёл жить, потакая своим страстям.
Также здесь мы видим, что Иисус просил Отца о прощении для тех, кто творил грех из-за того, что был введён в заблуждение.
Возможно ли покаяние после смерти?
Последний момент, на который хочется обратить внимание, — это вопрос о том, возможно ли покаяние после смерти. Это очень важно, ведь все слова о молитве за грешников, что были приведены выше, касались только живых. Может ли Бог простить того, кто не совершил дел покаяния? Неужели те, кто верит, что Бог прощает почивших грешников по молитве живых праведников, полагают, будто молитва действует вопреки состоянию ума и сердца грешника?
Но ведь молитва не заклинание, способное изменить решение Господа.
К тому же Он никогда не заставляет человека изменяться вопреки его воле. Книга Откровение говорит, что Христос не совершает насилия над человеческим сердцем:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Феофан Затворник однажды сказал: «Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой — нечистый и мрачный — в рай. Что это будет?»
Так какое же действие может оказать молитва живых праведников на участь усопших грешников без сознательного и добровольного духовного и нравственного возрастания последних?
Примечательно, что идея о возможности посмертного покаяния грешников не является чем-то совершенно новым для православного богословия, хотя многими и отвергается.
В книге архиепископа Илариона (Алфеева) «Христос — победитель ада». Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции подытоживаются мыслью:
«Христос для всех открывает путь в рай, всех призывает ко спасению, но ответом на зов Христа может стать как радостное согласие последовать за Ним, так и добровольный отказ от спасения. В конечном итоге, все зависит от человека — от его свободного выбора. Бог никого не спасает насильно, но всех призывает…».
И далее:
«С одной стороны, в аду невозможно деятельное покаяние, невозможно исправить совершенные злые дела соответствующими добрыми делами. Однако покаяние в смысле «перемены ума», переоценки ценностей, очевидно, возможно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что евангельский богач, о котором мы уже упоминали, осознал бедственность своего положения, как только попал в ад …
Таким образом не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как то казалось Фоме Аквинскому. Весь контекст 1-го Послания апостола Петра, где повествуется о проповеди Христа в аду, «говорит против понимания проповеди Христа в смысле осуждения и обличения».
Кроме того, в книге отмечается, что в словах Христа о суде ничего не говорилось о религиозной принадлежности человека. Прежде всего Господь делал акцент на нравственной стороне жизни человека, а вовсе не на том, соответствовали ли его верования догматам той или иной конфессии.
Примеры из Предания и современные случаи, свидетельствующие о пользе поминовения усопших
Предание содержит рассказ о преподобной Фотинии, которой в видении явился великолепный мужчина, напоминающий иерея. Он сказал ей:
«Дочь моя, подавай имена священнику, чтобы он потрудился в поминовении их, ибо великую пользу получают души умерших! Смотри, не забывай подавать священнику имена!»
Журнал «Странник» за май 1862 года описывает замечательный случай. Один из служителей Афона рассказывал, как решился стать монахом. Он узрел во сне посмертную участь грешников. К нему явились двое юношей, которые были ангелами. Они взяли его и повели в загробный мир. Там будущий монах увидел муки страдающих и услышал их крики. Ангелы сказали, что если он не оставит свои привычки, то окажется в этом месте. После этого один из юношей взял из огня человека, чёрного, словно уголь. Ангелы сняли с этого человека оковы, и тотчас он стал светлым, как ангел.
Ангелы дали ему одежду, сияющую как свет. Они пояснили, что этот грешник попал сюда за грехи и должен был вечно мучиться в пламени неугасимого огня. Но его родители много помогали бедным, часто совершали поминовения во время богослужений. И благодаря их просьбам — как и молитвам церкви — Бог полностью простил грешную душу и назначил ей будущее вместе со святыми.
В вышеупомянутом журнале приводится ещё один эпизод, дающий надежду на изменение посмертной участи усопшего по молитве живых. В 1850 году у одного человека умер отец, служивший дьяком в одной из сельских церквей. Узнав об этом, сын стал сильно тосковать. Однажды отец предстал перед ним во сне. После этого сын пошёл в храм, где очень усердствовал в молитве за своего родителя. Той же ночью отец приснился сыну снова, поклонился ему до земли и поблагодарил его. После этого покойный стал невидим.
Радоница — особый день памяти об ушедших близких. В этот день невыносимая скорбь превращается в радость. Поминовение усопших является не просто психологическим приёмом, помогающим заглушить боль утраты. Это выражение твёрдой веры в грядущее воскресение мёртвых.
Виктор Глебов
Молитвы об упокоении
Молитва за всякого усопшего
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Короткая молитва об усопшем
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва родителей за умерших детей
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы об усопшем муже
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитвы об усопшей жене
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Молитва о новопреставленном усопшем
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Молитва Богородице об усопших
Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному рабу Твоему (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему, имущему судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Яко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Яко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Седален, глас 5-й:
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Кондак, глас 8-й:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Икос:
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (Трижды) Благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (имя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Ве́чная па́мять. (Трижды)
Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Историческое содержание
См. раздел: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- Радоница
- Родительские субботы
- Со святыми упокой
- О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви свт. Афанасий (Сахаров)
- Радоница! Время поминать… свящ. Константин Пархоменко
- Правильно ли считать Радоницу праздником, ведь это день поминовения покойных? Л. Никеева
- Молитвы об усопших
- Радоница – общий праздник с усопшими игумен Нектарий (Морозов)
- Тест: Жизнь после смерти
- Кроссворд «Церковное поминовение усопших»
- Радоница. Беседы с батюшкой
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.
Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы – сразу после Светлой пасхальной Седмицы – призывает радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Сурожского Антония, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых».
Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилы Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит Уставу Церкви. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
* * *
Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия:
Нарочитое Пасхальное поминовение усопших – «Радоница» – не предусмотрено ни греческим, ни русским церковным Уставом, и оно совершается у нас «по благочестивому обычаю». Его появление в русской богослужебной традиции связано, очевидно, с тем, что с понедельника после «Фомина воскресенья» Устав разрешает совершение достаточно скромных заупокойных служб – литий. Поэтому в некоторых областях Радоницу справляли в понедельник. Соответственно, только с этого времени Устав разрешает верующим приходить на могилы своих ближних. (Распространённый в народе обычай приходить на могилы в день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и восходит к языческим тризнам на могильных холмах.) Приходя, люди громко делятся с усопшими радостной вестью о воскресении Христовом. Вероятно, с этим связано и само название поминовения – «радоница». (В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». В Малороссии его также называют «могилками», «гробками», «проводами».) «Неофициальный» характер этого поминовения подчеркивается тем, что церковный Устав не предусматривает для богослужения особых заупокойных апостольских и евангельских чтений.
Богослужебные (литургические) особенности
В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Устав в строгом смысле не допускает включение заупокойных песнопений в чин панихиды. Поэтому любые последования панихиды, совершаемые в приходской практике, в которых допускается смешение пасхального и заупокойного элемента, можно рассматривать как неуставное литургическое творчество.
Есть две практики; условно их можно назвать «московская» и «петербургская». Каждая практика устанавливает свой баланс между пасхальными и заупокойными песнопениями.
«Петербургская» практика панихиды на Радоницу
В этом варианте схема панихиды сохраняется, в нее вставляется минимум пасхальных песнопений: «Христос воскресе из мертвых…», ирмосы Пасхи, кондак «Аще и во гроб…».
«Благословен Бог наш…»
«Христос воскресе из мертвых…» (трижды).
Трисвятое и другие молитвословия обычного начала.
«Приидите, поклонимся…». Псалом 90-й.
Мирная заупокойная ектения.
Аллилуиа с заупокойными стихами.
Тропарь «Глубиною мудрости …» (дважды); «Слава, и ныне»: «Тебе и стену…».
Тропари по «Непорочных» «Благословен еси, Господи…» и «Святых лик обрете…».
Малая заупокойная ектения.
«Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне»: «От Девы Возсиявый…».
50-й псалом.
Канон: ирмосы Пасхи, в каждой песни священнослужители один раз поют припев «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (хор повторяет), затем духовенство — «Слава», хор — «И ныне». Катавасии нет.
По 6-й песни — малая заупокойная ектения. Кондаки «Со святыми упокой…» и «Аще и во гроб…».
На 9-й песни — диакон, подняв кадило, возглашает: «Богородицу и Матерь Света…». Хор: «Дуси и души праведных…» и сразу поется ирмос 9-й песни «Светися, светися…». После этого ирмоса — Трисвятое и обычное последование заупокойной литии.
В конце произносится отпуст панихиды «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…», затем диакон возглашает: «Во блаженном успении…», поется «Вечная память».
Конечное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) и «И нам дарова живот вечный…».
«Московская» практика панихиды на Радоницу
В московском варианте, который заимствован нами из книги архимандрита Иоанна (Маслова), за основу берется сокращенное последование пасхальной утрени, в которое, в свою очередь, вставляются заупокойные молитвословия. То есть в этой версии, в отличие от предыдущей, акцент смещается в сторону пасхальных песнопений.
«Благословен Бог наш…»
«Христос воскресе…» (трижды). Стихи: «Да воскреснет Бог…» с пением тропаря: «Христос воскресе…». Во время пения этих стихов священник совершает малое каждение с пасхальным трисвечником.
Мирная заупокойная ектения.
Пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»).
По 3-й песни — малая заупокойная ектения и ипакои: «Предварившия утро…».
По 6-й песни — малая заупокойная ектения, кондаки «Со святыми упокой…» и «Аще и во гроб…».
По 9-й песни — малая заупокойная ектения. «Плотию уснув…».
Воскресные тропари: «Благословен еси, Господи… Ангельский собор…». Совершается полное каждение храма.
Стихиры Пасхи.
Сугубая заупокойная ектения.
«Премудрость», «Христос воскресе…» (трижды). Затем священнослужители запевают до середины «Христос воскресе…», а хор заканчивает, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…».
Диакон возглашает: «Во блаженном успении…» и поется «Вечная память»
Близится Пасха, поэтому многие люди интересуются вопросом, какого числа родительский день в 2023 году. Другое его название – Радоница (созвучна словам «род» и «радость»). Это главный день поминовения всех усопших – как православных, так и людей других взглядов.
Содержание
- Когда в 2023 году Пасха и Родительский день?
- Поминальные дни по церковному календарю
- Родительская суббота — когда
- Другие поминальные дни после Пасхи
- Как поминают усопших в церкви
- 5 советов, как правильно провести родительский день
В 2023 году Родительская неделя приходится на 23-29 апреля. Название этой недели сопоставимо со словом «радость». Предки полагали, что это период «радостных поминок», так как Пасха – это радостное время.
Напоминаем, что Праздник Пасхи наступит в этом году 16 апреля 2023 года.
Радоница в 2023 году – 25 апреля.
Поминальные дни по церковному календарю
Если говорить о том, когда именно (какого числа) состоится родительский день в 2023 году, то ответов будет сразу несколько. Людям также важно знать и о том, когда в текущем году будет большая Родительская суббота.
Родительская суббота — когда
Действительно, мы несколько раз в году можем услышать такие слова: «Сегодня родительская суббота». Что это означает, и почему такая суббота называется именно родительская?
В году насчитывается 9 родительских суббот — это дни, когда усопших поминают особым образом. Свое название они получили благодаря тому, что в обращениях к Господу люди в первую очередь упоминали своих умерших родственников. Из года в год даты родительских суббот меняются, так как зависят от дат других церковных праздников.
Если говорить о том, какого числа Радоница в 2023 году, то можно вспомнить и о других поминальных датах. Родительские субботы, которые установлены церковным календарем, в 2023 году будут:
- 18 февраля — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
- 11 марта — родительская суббота 2-ой недели Великого поста (2-я родительская суббота Великого поста);
- 18 марта — родительская суббота 3-ей недели Великого поста (3-я родительская суббота Великого поста);
- 25 марта — родительская суббота 4-ой недели Великого поста в 2023 году (4-я родительская суббота Великого поста);
- 25 апреля — Родительский день, он же Радоница (первая разрешенная церковью дата поминовения после Страстной и Светлой седмиц).
- 3 июня — Троицкая родительская суббота, которая также имеет вселенское значение;
- 7 октября — Покровская родительская суббота;
- 4 ноября — Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота;
- 18 ноября — Михайловская родительская суббота.
Есть еще и 9 мая, и День поминовения 11 сентября, когда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество. Об этом мы расскажем подробнее.
Другие поминальные дни после Пасхи
Наряду с этими семью субботами есть и частные родительские дни. Например, 9 мая – это не только государственный праздник, известный как День Победы, но также и День памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны.
День поминовения 11 сентября — День памяти павших воинов православной веры. Тогда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество. Интересно, что подобная традиция существует уже более двух веков – впервые ее учредила Екатерина Великая в 1774 году.
Как поминают усопших в церкви
Если говорить о том, какого числа родительский день после Пасхи в 2023 году, то основная дата – день Радоницы 25 апреля. Также усиленно почитают покойных и перед Троицей, во время Вселенской Троицкой родительской субботы (в 2023 году она будет 3 июня).
Во все родительские субботы богослужения начинаются еще накануне вечером. В пятницу проходит Великая панихида (само слово с греческого переводится как «всенощная»). А на следующий день с утра совершается заупокойная Божественная литургия, после чего проходит общая панихида.
Верующие могут прийти в храм в любой из этих дней, как будет возможность и желание. Традиционно подаются записки, в которых на старославянском языке пишут имена покойных крещеных родителей или других близких людей. Записки желательно подать еще накануне вечером в пятницу – обычно ориентируются на расписание самого храма.
Также принято приносить с собой скромную постную еду и церковное вино (кагор). Предполагается оставить продукты в храме, чтобы их мог взять любой нуждающийся, как позволяет совесть.
Подобная традиция существует несколько веков или даже тысячелетий и имеет чисто народные корни. Она называется «принести еду на канун».
5 советов, как правильно провести родительский день
Наряду с вопросом о том, когда будет Пасха и родительский день, часто спрашивают, как правильно провести это особое время. Понятно, что нужно отправиться на кладбище и навести там полный порядок – прибраться на территории, подкрасить столик и оградку, положить свежие цветы.
Что еще, а самое главное – как нужно сделать на Радоницу:
- По традиции полагается принять участие в утреннем богослужении. К слову, оно вполне настроит человека и поможет ему успокоить свои мысли перед непростым визитом к покойным предкам и близким.
- Затем на кладбище можно зажечь свечу и поставить ее на столик. Созерцание огня хорошо расслабляет и умиротворяет человека – факт, известный каждому.
- Далее по желанию можно почитать любую молитву, как вслух, так и про себя. Конечно, можно говорить или посылать мысленные волны своими словами – главное делать это от искреннего желания.
- Не стоит подражать нелепым традициям, связанным с распиванием спиртного, оставлением рюмки водки и еды на могиле. Церковь в этом вопросе довольно категорична и говорит свое твердое «нет». Да и интуитивно понятно, что алкоголь – напиток не для кладбища.
- Наконец, помянуть своего близкого можно (и нужно) раздачей милостыни. Кстати говоря, пасочки, яйца и другие продукты (а может, и скромные деньги) лучше дать нуждающемуся. А вот водку и прочие горячительные напитки давать не следует – опять же не будем путать праздник с днем памяти.
ПОЧЕМУ ДЕНЬ НАЗЫВАЮТ РОДИТЕЛЬСКИМ
С одной стороны, понятно: мы, дети, поминаем ушедших родителей. Но ведь это не всегда так. Увы, порой родителям приходится поминать своих детей. И конечно, не возбраняется отдать последнюю дань уважения дорогому другу, родному сердцу и просто очень близкому, теплому человеку.
Считается, что день называется родительским главным образом потому, что душа после смерти отходит к своему роду. Подобные утверждения можно встретить и в Библии (например, Бытие 26:7-8).
В 2023 году родительский день после Пасхи состоится 25 апреля, и к такому событию лучше подготовиться заранее. А вот приходить на кладбище на Пасху и вплоть до Радоницы (в течение первой недели после праздника) нежелательно.
Светлые дни – для празднования, а родительский день – для поминовения. Всему в году будет свое время.
Новости
Радоница — особая дата в православном календаре. Для христиан это поминальный день, когда они приходят на кладбище и почитают память умерших близких. Поэтому самое известное название праздника — Родительский день. По-другому его ещё называют Пасхой для усопших.
Рассказываем, какого числа Радоница в 2022 году, как правильно поминать усопших в этот день и что нельзя делать на кладбище.
-
Когда будет Радоница в 2022 году?
В этом году Родительский день приходится на 3 мая. Хотя дата Радоницы переходящая и меняется от года к году. Традиционно праздник отмечают на девятый день после Пасхи. Поскольку Светлое Воскресение Христово в 2022 году праздновали 24 апреля, Родительский день выпадает на 3 мая. Кстати, это будет официальный выходной по случаю Дня Труда.
-
Что это вообще за праздник и в чём его суть?
Радоница — первый поминальный день после Пасхи в православном календаре. Дело в том, что Церковь запрещает проводить панихиды во время Страстной седмицы и Светлой Пасхальной недели. Поминальные молитвы начинают читать лишь со второго вторника после Пасхи. Причём Родительский день неизменно приходится на Фомину неделю, так что по-другому его ещё называют Фомин вторник.
Удивительно, но название Радоница, несмотря на, казалось бы, печальный смысл праздника, возникло от слова радость. Православные верят, что в этот день усопшие вместе с живыми могут разделить радость о Воскрешении Господнем.
-
Как принято поминать усопших в Родительский день?
Согласно уставу Русской православной церкви (Типикон), поминовения на Радоницу не предусмотрено. Но о том, как важно почтить память умерших, писал знаменитый проповедник и епископ Амвросий Мидаоланский:
«Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возместим славу воскресения Господа». (Его Слово, 77.)
Главное, что нужно сделать верующему на Радоницу, — прийти помолиться в храм. По мнению Церкви, это самое важное, что живой человек может сделать для мёртвого. Считается, что таким образом христиане помогают усопшим прикоснуться к творению добрых дел. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст:
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
При этом посещение кладбище, вопреки расхожему мнению, является лишь дополнением к молитве в храме. Церковь настоятельно рекомендует в первую очередь посетить на Радоницу вечерние богослужения и литургии, а затем — полную панихиду. И только после этого верующие отправляются на кладбище, к могилам своих близких людей.
-
Как правильно вести себя на кладбище в Родительский день?
Если следовать канонам Церкви, на могиле нужно зажечь свечу и почитать литию — короткую заупокойную службу. Затем место захоронения следует прибрать, почтив тем самым память умершего. После всех обрядов можно просто молча постоять у могилы, вспомнить своего близкого человека и его добрые поступки.
-
Что нельзя делать на кладбище на Радоницу?
Главное, что запрещено делать на кладбище — употреблять алкоголь и лить его на могилу покойного. Нельзя это делать, даже если умерший был любителем выпить. В народе, конечно, есть традиция оставлять у могилы рюмку водки и кусок хлеба, но Церковь считает такой обряд языческим атавизмом.
-
А просто еду можно оставить на кладбище?
В Церкви это тоже считается язычеством, но не запрещено. Раньше продукты несли к могилам в качестве подношения богам, чтобы они были благосклонны к покойным. Такой обряд получил название «тризна».
С появлением православия обычай стал менее популярен на Руси, поскольку Церковь считала его недопустимым. Но добираться от храмов к кладбищам тогда было сложнее, чем сейчас, поэтому люди всё равно брали с собой в дорогу еду. В основном это были яйца и пасхальные куличи.
В итоге традиция дошла и до наших дней. Церковь не возражает, но всё же рекомендует устраивать застолье дома, уже после кладбища. Если же вы взяли с собой продукты, оставшееся лучше раздать нуждающимся.
Читайте также
Полезные ссылки
-
Карта зеленых домов
Электронная карта по проекту «Давайте жить ЧИСТО» Змеиногорский район
«ЗВ» 90 ЛЕТ
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. -
Народная галерея Почета
Досье — 2016
Алтайское краевое законодательное собрание
Досье 2015 -
Книга жалоб и предложений
Официальный сайт Администрации Змеиногорского района