Сценарий внеклассного мероприятия «Моя Югра»
Автор: Томина Юлия Валерьевна, МБОУ «СОКШ №4»
Оформление сцены в стиле «Югорский край»
Фонограмма
Голоса за кадром:
Источник вдохновения – Югра,
Сюжетов – на роман,
Добра – неизмеримо,
И прирастает больше, чем вчера,
Пуантами стуча,
Как прима-балерина.
Источник вдохновения – Югра,
Природным кладовым
Центральный вход открой-ка,
Не пожалей нам злата-серебра,
И вознесись загадочною тройкой.
Национальная музыка.
Панорамные слайды
1 часть
Ведущая: Бескрайние просторы тундры, бесчисленные нити рек опоясывают зеленую тайгу, озёра-блюдца жемчугами блестят на янтарной зелени мхов.
Ведущий: Это наш край, наш общий дом – Север Западной Сибири, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
Ведущая: Югра… Древний таёжный край, подлинными хозяевами которого много веков являются два очень маленьких по численности народа – манси и ханты.
Ведущий: На суровых жизненных дорогах не растеряли они главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к «малой», северной, но самой дорогой земле…
Чтец
«Небо – пятнистая шкура оленя…» (В.С. Волдин)
Ведущая: Природа — основа жизни — всегда была священна для народа ханты. Только в сохранении природы, в полной гармонии с ней всегда видел себя этот народ, потому что благополучие всех природных составляющих гарантирует само существование человека ханты на Земле.
Ведущий: Священная земля предков и поныне сохранила традиции народов ханты и манси: мужчина ловит рыбу, охотится; женщина растит детей, хранит огонь очага.
Ведущая: Много тысячелетий насчитывает почитание огня, домашнего очага у северных народов.
Ведущий: Очаг всегда считался семейной святыней, ассоциировался с центром Вселенной, а огонь – с хозяйкой и солнцем. И это не случайно. Ведущая: Огонь на протяжении многих веков обеспечивал жизнь людей в суровых климатических условиях Сибири. С огнем обращались почтительно и заботливо, ему приносили жертвы. С помощью огня угадывали погоду, предсказывали будущее, на огне клялись, огнем или дымом отпугивали злых духов.
Ведущий: Огонь у ханты и манси по сей день считается одушевленным существом: он ест дрова, бодрствует в разгоревшемся пламени, спит в остывающих углях. У него, как у человека есть душа, обитающая в голубой кромке пламени. В огонь, по поверьям ханты, нельзя бросать мусор или плевать – всё это оскорбляет его или причиняет боль.
Ведущая: Из поколения в поколение долгими зимними вечерами слушали ханты и манси у костра и очага песни, сказки о жизни своих далеких героических предках. Во многих преданиях прочно закреплены правила бережного отношения к природе, уважительного обращения с огнём.
Ведущий: Красивые легенды, сопровождающие жизнь ханты и манси, заключают в себе всю Вселенную, предоставляя нам уникальную возможность почувствовать время, ощутить близость природы, причастность к тайне мироздания.
Легенда народа манси «Мышонок греется»
Жил-был мышонок. Вышел он однажды из своей норки, лёг и стал греться на солнышке.
Солнце очень сильно грело. От его жарких лучей у мышонка сморщило животик.
Побежал мышонок к солнцу. Прибежал и спрашивает:
— Солнце, скажи, почему ты так мой живот сморщило?
Солнце ответило:
— Я большое и сильное. Всё, что есть на земле, всё могу сморщить.
Мышонок говорит солнцу:
— Если ты такое сильное, так почему тебя облако затмевает?
Солнце ответило:
— Хоть я большое и сильное, но облако больше и сильнее меня.
И мышонок отправился к облаку.
Пришёл и спрашивает его:
— Облако, ты правда большое и сильное?
— Да, правда, я большое и сильное. Из меня дождь льётся,- ответило облако.
— Так скажи, почему же тебя ветром уносит? — спрашивает мышонок.
— Хоть я большое и сильное, но северный ветер сильнее меня, — ответило облако.
И мышонок отправился дальше к старику северному ветру.
Пришёл и спрашивает его:
— Дедушка северный ветер, ты на земле самый сильный?
— Да, я самый сильный. Землю на дыбы поднимаю,- ответил северный ветер.
— Дедушка северный ветер, если ты такой сильный, то подними большой камень на берегу Оби, — сказал мышонок.
Но северный ветер ответил:
— Большой камень на берегу Оби сильнее меня.
Тогда мышонок отправился к большому камню на берегу Оби. Пришёл он и спрашивает:
— Большой камень, ты действитeльHo самый сильный?
— Да, я действительно самый сильный,- ответил камень.
— Если ты самый сильный, то почему вода на тебе трещины оставляет? — спросил мышонок.
— Вода сильнее меня, — ответил большой камень.
Отправился мышонок к воде.
Пришёл и спрашивает:
— Вода, скажи, ты на земле самая сильная?
— Да, я самая сильная,- ответила вода.
— А почему ты не можешь огонь затушить? — спрашивает мышонок.
— Огонь сильнее меня, — ответилa вода.
И решил мышонок отправиться к огню.
Пришёл и спрашивает:
— Огонь, ты на земле самый сильный?
— А как ты думаешь? Я самый сильный, — ответил огонь.
Разгорелся огонь да и сжёг мышонка.
Тут и сказке конец.
Ведущий: Югра… Загадочная и манящая, царственная и снежная, чарующая и таинственная!
Ведущая: Она в любое время года околдовывает нас своей неповторимой красотой, удивительными дивными холмами, могущественной тайгой, щедрой, благородной рекой, сполна радующей нас своими дарами.
Ведущий: Природа Югры — источник жизни и красоты на Земле, источник восхищения и вдохновения.
Чтец
Ветры пахнут сосновой корой.
Каждый ствол, словно солнечный луч.
Световой забавляя игрой,
Кедр касается кроною туч.
Красной девицей в терему,
Ветви-косы свои расплетя,
Наклонилась березка к нему,
Что-то ласково шелестя.
Древний лес… Голубая тайга!
И под солнцем, и под дождем
Ты мне, словно бы жизнь, дорога:
Ты для хантов — родимый дом.
Хантыйский танец
Чтец
Ну как, скажи, тебя мне не любить, земля югорская, седая?
И нелегко на севере мне жить, и что-то в южные края не отпускает.
По месяцу здесь осень и весна, немножко лета, а зимы безмерно,
И то, что северной природы красота пленит любого – это верно!
Как сказка нежная приходит к нам весна, мгновенно все здесь расцветает,
Блестит дождем умытая листва, ковром цветов земля благоухает,
Слепней и мошек, комариный беспредел давно смиренно принимаем,
Как неизбежный свой удел, и никого ни в чем не обвиняем.
Чтец
Под Полярной звездой край суровый,
Край звериных нехоженых троп,
Край промозглых дождей и туманов
И поэтов восторженных строк.
Кто здесь не был – тому непонятна
Прелесть северных белых ночей,
Дым костров над таежным урманом,
Блеск раскосых хантыйских очей.
Как обманчив покой и дремота
Перламутровых светлых озер,
Отразивших, как в зеркале, небо
И затейливый звездный узор.
Нефть гнедою косматою гривой
Рвется здесь из клокочущих недр,
И качается рядом пугливо
Небеса подпирающий кедр.
Слайд. Щедра Югорская земля в любое время года…
Ведущая: Весна на Севере приближается медленными, нерешительными шагами. Теплыми солнечными днями снег начинает подтаивать и на южных склонах возвышенностей появляются проталины, но по ночам мороз опять все сковывает и образуется крепкий наст. Сверкающие теплые дни часто сменяются морозами и снежными вьюгами.
Ведущий: В апреле обнажается пожелтевшая трава, изъеденный солнцем снег доживает свои последние дни в низинах. Оживают истоки и родники, проедают лед и сверкают на солнце веселыми струйками.
Ведущая: Несмотря ни на что, каждый год весна возвращается в Югру, напоминая нам о той вечной вселенской гармонии, которая выше всяких мирских законов и правил, которая была, есть и будет.
Чтец
На Сибирь неумолимо,
Хоть и слышно, но незримо
Надвигается весна,
Где — то рядом уж она.
Долбит дождичек тропинки ,
И давно исчезли льдинки,
Во дворе, как муравьи,
Копошатся воробьи.
Скоро куст зазеленеет,
Первый лист еще робеет,
Солнце выглянет лукаво,
Распускайся! Ну же! Браво!
Громыхнет в дали небесной
Гулкой музыкой чудесной
Наш сибирский первый гром
Сколько силы скрыто в нём!
И проснется край кедровый,
Словно молодец здоровый
Отряхнется ото сна —
До свидания, зима!
(Довченко Александр)
Чтец
Ледоход
Снова снег на пригорках растаял,
Речка сушит свои берега,
И по небу, в воде отражаясь,
Неустанно бегут облака,
Воздух чистый и в меру прохладный,
Нынче дышится в полную грудь.
И безумные мысли несутся
Снова в свой неизведанный путь.
Солнце греет с удвоенной силой,
Каждый день совершая поход,
Приближая весенние трели,
Приближая речной ледоход.
Вот и мы дождались той минуты,
Начался у весны перелом.
Все большие и малые льдины
Понесло по реке напролом.
Затопила река всю низину,
Хочет силой деревья согнуть.
Вон уже ветка целует, целует
У воды бесноватую муть.
Год за годом гуляет стихия,
Каждый раз повторяя свой путь,
Но ледовых полей баррикады
По весне посмотреть не забудь.
(Вторушин Н.М.)
Ведущие: Лето… Оно словно создано творцом, чтобы напомнить о том потерянном рае, где царят вечная весна и лето.
Ведущий: Совершить увлекательное короткое путешествие в мир беззаботного лета, тепла и солнца каждый год приглашает нас Югра.
Ведущая: Богата тайга ягодами: ароматной сладкой морошкой, сочной брусникой, крупной голубикой и черникой, вкусной смородиной, полезной клюквой.
Чтец
Морошковое лето
Пояса цветущие надели
Тысячи улыбчивых озер.
И выходят окуни на мели
На морошковый взглянуть простор.
И глядят завистливо кувшинки
На морошку – зоренька она.
От рожденья белые крупинки
Солнце раскалило докрасна.
Опьянев от ягоды бордовой,
Веселят озера, посмотри,
На опушке солнечной, сосновой,
Распевают песни глухари.
Ароматной ягодой согреты,
Оленята счастливы в лесах.
И цветет морошковое лето
У меня в душе и на губах.
(Тарханов А.С.)
Ведущая: Когда тихо и незаметно в Югру приходит осень, дни становятся прохладнее и короче. Осень никого не оставляет равнодушным, заставляя даже самых счастливых людей задуматься о бренности и мимолетности нашего существования.
Ведущий: Хмурится небо, осыпаются листья… Уносимые холодным ветром, журавли улетают в неведомые страны.
Чтец
Журавли
Снова осень вступила в права,
Дальний лес за дождями седеет.
В речке стала свинцовой вода,
Обреченная зелень желтеет.
Вон опять журавли полетели,
Осень тянут на юг за собой.
Грустным голосом в путь приглашают
И кричат, что вернутся весной.
Я им тоже желаю вернуться.
Прилетайте назад, журавли.
И запел, родимые, вскоре
Серой лентой исчезли вдали.
Ведущий: Осень поражает нас яркостью красок. Даже самое лучшее творение художника не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень.
Ведущая: Как весело устроить своеобразный осенний салют, собрав охапку разноцветных листьев, подкинуть их над головой! Как приятно в очередной раз осознать, что особенно щедра тайга осенью на дары природы.
Ведущий: Вокруг грибы: белые, маслята, рыжики, грузди. Ханты грибов почти не собирают. По их мнению – это пища оленей.
Чтец
Грибами пахнет каждый куст.
Под куполом – по елью
В рубашке желтой дремлет груздь,
Чуток посыпан прелью.
Волнушка издали видна – красавица с пеленок.
Она всегда окружена
Гурьбой своих сестренок.
И роща белая зовет,
У ней свои подарки:
Тут подберезовик растет,
Лисичка в шапке яркой.
Идем, как в сказку, по грибы,
Идем тропинкой узкой.
И не устанем от ходьбы
В тайге грибной, июльской.
(Тарханов А.С.)
Ведущий: Зима — самое ожидаемое на севере и непредсказуемое время года, время долгих ночей и холодного солнца. Лучшее время, чтобы отдохнуть, замерев у теплой печки под завывание вьюги.
Ведущая: Зачем нужна зима? Никто не знает… Наверное, природа не может жить в состоянии вечного бодрствования, и ей нужна такая зима, ей нужно замереть в исповедальной тишине, чтобы, как птице Феникс, набраться сил и возродиться новой весною для новой жизни…
Ведущий: Неслучайно многие поэты воспели в своих произведениях холодную чарующую красоту югорской зимы.
Чтец
Югорская зима
Надело солнце «варежки» от холода –
Все в куржаке – деревья и дома:
Из серебра, из кобальта и золота
Отлита ты, Югорская зима!
О, дивный край! Здесь восхищаюсь снова я,
Смотря как тонкой патиной покрыт,
Тайга, твоей сосновый и кедровый
От стужи потемневший малахит.
Здесь чудеса художникам отрытые,
Здесь столько удивительных причуд!
Здесь ели из сугробов сталагмитами
До приполярных всполохов растут.
Югра, Югра! Тебе не удивляться ли,
Когда играет небом Дед Мороз, –
Глаз не отвесть от той иллюминации,
Что полыхает между крупных звезд!
Кто назовет просторы наши белыми!
Ах, сколько красок в отблесках зари!
Как яблоки, румяные и спелые,
Висят в садах на ветках снегири.
Мелькнет огонь лисы в снегах глубоких,
И призрачную тишь пустых равнин
Расколет стрекотанием сорока –
Наш вездесущий северный павлин.
Как не любить тайгу твою ли, тундру ли
В сиянии негреющих лучей!
Да, жизнь здесь и суровая, и трудная,
Но потому и чувства горячей!
Здесь и без нефти нищими мы б не были!
Ты и зимой прекрасна и щедра –
Земля моя, где былью стали небыли, –
Старинная и юная Югра!
(А. Верин)
Чтец
Огромным простором Российской земли
Югорский раскинулся край.
И в этой седой необъятной дали
Мы строим наш северный рай.
Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях, Лангепас,
Как дети растут города!
И делом своим будут радовать нас
Отныне, навеки, всегда!
Здравствуй, Ханты-Мансийск,
Доброе утро, Югра!
Счастья в жизни тебе,
Дружбы, любви и добра.
Здравствуй, Ханты-Мансийск –
Край голубого огня,
Мира желаем тебе,
Света грядущего дня!
Течет к океану хозяйка-река,
Как годы уносится вдаль,
А в памяти все со времен Ермака,
И радости чувство, и жаль.
Мы будем хранить и беречь этот дом.
Раздолье тайги голубой,
И все, что здесь создано нами кругом –
За то мы в ответе с тобой. (Калинушкин В.)
Чтец
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою.
Чтец
Суровый край – Ханты-Мансийский округ.
Здесь слабость, как и трусость, не в чести.
Здесь может только смелый и упрямый
Добыть огонь и людям донести.
И если на глазах порою слезы,
То это не от прожитых годин.
Здесь просто очень лютые морозы,
Что жмут слезу дыханием глубин.
Наш край легенд, шаманов и урманов,
С тобой повенчан сердцем до седин.
На кедрачах настоянных туманов,
На всей земле такой у нас – один!
Песня «Югра моя…»
Сценарий праздника «Югра — мой край
родной!»
Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.
Задачи:
• Расширять
знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры,
песни, танцы.
• Обогащать
словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, ремесел, символикой.
• Воспитывать
уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Персонажи: хант — Жусипова Г.Е.,
хантыйка – Щербакова А.А.
Оборудование: бубен, костюмы ханта,
хантыйка; Игра «Поймай рыбку», игра «Найди свой чум», игра «Поймай комара», «Стой,
олень », «Хейро», «Перетягивание каната»; султанчики, снежок, символика
ХМАО-Югры.
Музыкальное сопровождение: «Хантыйские
напевы», «Вперед Россия», игровая музыка.
Выходят дети и танцуют под песню: «Вперед Россия» (флэшмоб
с султанчиками)
Ведущая:
Люблю тебя, мой
край родной,
За зимний холод,
летний зной.
За рек студеную
прохладу,
За щедрой осени
отраду.
За гладь озер и
шум лесов,
За щебет птичьих
голосов.
За то, что я
здесь родилась,
И жизнь моя с
твоей слилась.
Дети читают
торжественные стихи:
1: Много стран на
белом свете,
Я сегодня, скажу
не тая,
Но милее нигде
края нету,
Чем родная Югра,
ты моя.
2: Считаю свой
край богатырски богатым,
Здесь самые
лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые
парни на свете,
Югра – ты
красивее всех на планете!
3: Не зря край
родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти
до неба здесь бьют,
И там, где шумела
когда-то тайга,
В лесах
новостроек теперь города.
4: Я счастлив,
что в крае Югорском родился,
Что с ним я
судьбою навек породнился.
Горжусь я, и
гордость свою не скрываю
Стихи я и песни
Югре посвящаю!
5: Ты — святая
земля, ты надежда,
Ты богатством
своим дорога.
Летним зноем,
зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
Ведущая:
Богата
Югорская земля лесами и реками, озерами и болотами, природными ресурсами -это
нефтью и газом ,а также людьми, непомерным и упорным трудом которых осваивались
эти суровые и непокорные края.
Благодаря работе
нефтяников на нашей Югорской земле среди болот и непроходимой тайги выросли
многочисленные современные поселки и города, построены дороги и мосты,
аэропорты и много еще разных сооружений на благо людей. И вы, ребята, когда
вырастите большими и умными, тоже, наверное, станете нефтяниками и будете строить
новые и новые нефтепроводы, новые поселки и города. Ребята, у нашего округа
есть свои символы. Гимн и герб ХМАО.
Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов.
Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный
орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.
Югорский
край -заветный край России!
Земля
легенд и сказок старины!
В
твои просторы, зори молодые!
Всем
сердцем и душой мы влюблены!
-Ребята,
а как называется столица Югры?
-Верно,
город Ханты-Мансийск ,современный и красивый город, расположенный в месте
слияния двух великих рек-Оби и Иртыша.
-Почему
наш округ называется Ханты-Мансийским?
-Да,
верно, самыми древними людьми или, как мы называем -коренные жители, являются
ханты и манси, коми-зыряне, которые ведут таежный образ жизни.
А
я вам хочу рассказать одну легенду.
«
Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочем полгода темной
ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят
звериное мясо, но дух у них не звериный, а человечий. Особенно летом, когда
круглые сутки стоит солнце, тогда нипочем людям в оленьих шкурах, ни комариный
рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…….
Это
счастливые люди – коми, ханты и манси, так живут люди Севера.
Понравилась ли вам легенда? –
1. Под музыку выход ханта и хантыйки.
Ведущая: Ребята. К нам в гости кто-то
спешит. Вы узнали кто это?
Хант: Здравствуйте ребята. мы к вам пришли сегодня
в гости что бы рассказать вам о нашем крае и познакомить с играми народов
Севера.
— Ребята,
мальчики и мужчины в каждом хантыйском стойбище занимаются рыболовством, потому
что наш край богат реками и озерами. Матушка река нас кормит рыбой, ее мы
сушим, солим на долгую и холодную зиму.
Много рыбы можно
наловить! Это потому, что в нашем краю много рек, озер, и ручейков, где водится
много разной рыбы. Давайте с вами поиграем в народную игру «Поймай рыбку».
Поймай рыбку. (игру проводит
хант)
2.Музыка игровая
Хантыйка:
Мы – женщины, хранительницы очага, а мужчины наши – это охотники.
Чтобы отправиться на охоту, у них должны быть помощники. Кто они? (ответы
детей: олени, собаки) . А вы отгадайте сами:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)
Игра: «Стой, олень!» (игру проводит хантыйка)
3.Музыка игровая
Играющие находятся в разных местах утоптанной
снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку,
он становится на середине площадки.
После
сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать
кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!».
Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда
пастух поймает пятерых оленей.
Правила
игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в
условленное место. Салить надо осторожно.
Хант: Но
прежде, чем на охоту отправиться, я должен об этом спросить у нашего старейшины
– шамана. В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который соединяет
мир людей с миром природы. Он хорошо слышит и понимает Землю, Воду и Небо, он
помогает лечить болезни и даже предсказывает будущее. Это шаман. По древнему
обычаю, все охотники перед охотой должны пройти обряд очищения водой или
снегом, чтобы охота была чистой и удачной.
У хантов веселье начинается после удачной охоты. Охотники соревнуются
в прыжках. В древности считалось, кто умеет прыгать , тот и настоящий охотник.
Игра «Поймай комара»
4.Музыка игровая
Хант: Какие ловкие ребята, настоящие охотники. Но я слышу
Небо, оно воет, завывает, я слышу Землю, она замерзает. Это от нас уходит на
покой наш отец – Солнце. Солнце для нас – это самое святое, потому как солнце –
это тепло, это свет, это жизнь.
Хантыйка: Давайте и мы
сегодня позовем Солнце и поиграем с ним.
Игра «Хейро » (игру проводят хант и хантыйка)
5.Музыка игровая
Играющие становятся в
круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают
равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце
сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и
выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки
должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в
круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Ведущий: Уважаемые наши
гости, ребята для вас подготовили маленький сюрприз.
Танец детей под хантыйские
напевы.
6.Музыка
Игра «Перетягивание каната» (игру
проводит хант)
7.Музыка игровая
Ведущая: Сегодня на нашем празднике мы и пели, и
танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси
узнали. Вам понравилось ?
Хантыйка: по старинному
обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.
Герои прощаются с детьми и уходят.
Угощение.
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Наша Родина Россия —
наш любимый край — Югра»
(старший дошкольный возраст от 5-7 лет)
Цель: Расширять
знания детей о жизни, быте и культуре коренных народов Севера ХМАО-Югры через подвижные
игры, песни и танцы.
Задачи: Развивать
музыкальные и коммуникативные способности воспитанников. Закреплять знания
детей о Югре. Доставить радость и удовольствие от праздника.
Видео презентация
«Один день в гостях у народов ханты»
Зал украшен выставкой народно — прикладного
искусства народов Севера. В углу зала оформлен интерьер жизни, быта и природы
народов ХМАО (чум, деревья, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды). Ребята
сидят на стульчиках в музыкальном зале.
мальчик и
девочка в северных костюмах выходят в центр зала
Девочка (выразительно): Югра — любимый край, отчизна дорогая,
Желаем мы тебе, расти и процветать!
Тебя, мы с днем рождения сегодня поздравляем!
И этот светлый праздник, мы будем отмечать!
Мальчик
(выразительно) Я счастлив, что в крае
Югорском родился,
Что с ним я судьбой навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
Воспитатель: Среди
просторов нашей необъятной страны, есть северный край, в котором мы с вами
живём. А как он называется?
Дети:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: Правильно
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Но название округ получил
благодаря коренным народам … каким?
Дети: Ханты и
Манси.
Воспитатель Правильно
ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством,
оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы.
Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда
не берут лишнего: ловят рыбы столько – сколько смогут съесть, собирают столько
ягоды – сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту?!
А теперь давайте посмотрим фильм
про наш край, в котором живет этот удивительный народ!
Видеофильм о Югре
Воспитатель: 10
декабря мы празднуем день рождения нашего округа. Кто из вас знает, сколько же
ему исполняется лет? /Ответы детей/ 10 декабря ему исполняется 88 лет.
дети
читают стихи
1.
Огромным простором
Российской земли
Югорский раскинулся край.
И в этой седой необъятной дали
Мы строим наш северный рай.
2.
На тысячи
верст вековая тайга,
И кедры могучие, как обелиски.
Частица России с названьем Югра
Известна как округ Ханты-Мансийский.
Исполняется танец « Хантыйский»
3. Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
4. Не
зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны
из нефти до неба здесь бьют,
И там,
где шумела когда-то тайга,
В
лесах новостроек теперь города.
5. Ты
— святая земля, ты надежда,
Ты
богатством своим дорога.
Летним
зноем, зимой белоснежной,
Дорогая
моя Югра.
6. Всё
до боли тут близко, знакомо,
Сосны,
кедры, болота кругом.
Россыпь
ягод, тропинка у дома,
Всё мы
в сердце своем бережем.
Дети
выстраиваются в шахматном порядке
Дети исполняют песню «Мы дети Севера»
Дети садятся на стульчики
(под
музыку входит Хозяйка сибирской тайги из чума, в руках хантыйский бубен)
Хозяйка
сибирской тайги:
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые!
Я – Хозяйка сибирской Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю,
к себе вас в гости приглашаю!
Только я хочу узнать,
Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)
Тогда слушайте…
Хозяйка сибирской тайги:: загадывает загадки (отгадки на слайдах)
Презентация Животные Югры
1. На
Севере далеком обитает
И
жителей тех мест и греет и питает. (олень)
2. Не
мышь, не птица,
В лесу
резвится,
На
дереве живет
И
орешки грызет. (белка)
4. Хозяин
лесной,
Просыпается
весной,
А
зимой под вьюжный вой
Спит в
избушке снеговой. (медведь)
6. Трав
копытами касаясь,
Ходит
по лесу красавец,
Ходит
смело и легко,
Рога
раскинув широко. (лось)
8.
Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (бобр)
9.
Серый зверушка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (заяц)
10. На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног.
(ёжик)
Хозяйка сибирской
тайги: Молодцы
ребята, отгадали все загадки. А сейчас я ударю в мой волшебный
бубен, и мы отправляемся с вами играть в национальные игры народов Севера. Давайте
вместе встанем, изобразим, как мы едем на оленьих упряжках — Удары бубна (
дети строятся друг за другом, руки кладут на плечо впереди стоящего и под
музыку ударов бубен, переходят с Хозяйкой
сибирской тайги: в спортивный зал, сразу становятся в круг)
Спортивный
зал
Звучит
музыка № 1 бубен. Дети становятся в круг во время звука.
Хозяйка
сибирской тайги: Все дети народов Ханты и Манси имитируют
игры и действия взрослых в быту и в жизни, которые пригодятся в дальнейшей
жизни оленеводов, охотников, рыболовов и просто жителей тайги. Большими
помощниками в жизни коренных народов являются олени. У Оленя тёплый густой мех,
из которого шьют одежду и обувь. Оленье мясо используют для приготовления
разных блюд. У северного оленя сильные ноги, поэтому он перевозит людей и груз.
Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая себе корм.
Инструктор
по ФК: А я знаю одну маленькую игру про Оленя, сыграем? Ответ детей.
Хозяйка С.Т. становится вместе с детьми.
Музыкальная игра «У
оленя дом большой» Песня
№ 2 У Оленя дом большой
Инструктор
по ФК: Ребята, нам сегодня нужно быть очень внимательными, так как
Хозяйке Тайги будет помогать волшебный бубен, и не пропустит его подсказки.
Когда услышите звуки бубна, быстро нужно построиться в круг, внимательно
слушать.
Звучит
музыка № 1 бубен. хозяйка сибирской тайги становится в центр круга и выполняет
будто бы удары по бубну и слушает, что там говорит бубен.
Инструктор
по ФК: Слышите, ребята, волшебный бубен. Интересно, какую же игру нам посоветует
сыграть волшебный бубен.
Хозяйка
сибирской тайги: Волшебный бубен подсказывает игру про Волка
и Оленя.
Инструктор
по ФК: Ребята, а вы знаете, что у Оленя большие, ветвистые рога ими он
защищается от врагов или убегает от них. В лесу, самый главный враг -это
волки, которые могут напасть на него.
Волк и олени
Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном
конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном
конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, ищет
оленей. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк
старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Пойманные
садятся на скамейку.
Проводится игра «Волк и олени»,
ребята играют с масками на голове.
Песня №3 «Волк и Олени»
Звучит
музыка № 1 бубен. Хозяйка сибирской тайги становится в центр круга и выполняет
будто бы удары по бубну и слушает, что там говорит бубен.
Хозяйка сибирской
тайги: Волшебный
бубен очень хвалит вас и предлагает другую игру «Полярная сова и евражки»
Инструктор по ФК: Мне эта
игра знакома. Слушайте внимательно правила игры.
(ведущим так же можем взять
родителя)
Полярная сова находится в углу
площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под музыку евражки бегают
на площадке, музыка останавливается евражки замирают, не шевелятся. Полярная
сова облетает евражек и того, кто пошевелился уводит с собой.
Проводится
игра «Полярная сова и евражки»
Песня №4
«Полярная сова и евражки
Хозяйка
сибирской тайги: Ребята, давайте попросим волшебного бубна подсказать
еще интересные игры. Ребята просят
Звучит
музыка № 1 бубен. хозяйка сибирской тайги становится в центр круга и выполняет
будто бы удары по бубну и слушает, что там говорит бубен.
Хозяйка
сибирской тайги: Волшебный бубен прошептал мне слово Хейро. Слово это
хантыйское, означает «солнышко».
На Крайнем Севере
очень мало тепла и света, долго продолжается зима. Но иногда на Севере
выглядывает солнышко.
Инструктор
по ФК:
Ребята, а следующая
игра «Хейро». (Один раз играет ребенок, затем берем родителя)
Правило игры: Хейро сидит
в центре круга, а остальные идут по кругу приставным шагом, и произносят хором
слово «Хейро». Как только музыка останавливается, «Солнышко» встает,
выпрямляется, вытягивает руки в стороны и старается ловить лучами игроков.
Пойманные ребята, садятся на скамейки.
Проводится
игра «Хейро»
Песня №5
«Хейро»
Звучит
музыка № 1 бубен. хозяйка сибирской тайги становится в центр круга и выполняет
будто бы удары по бубну и слушает, что там говорит бубен.
Хозяйка сибирской
тайги: Молодцы,
ребятки. Волшебный бубен очень хвалит Вас и подсказывает еще одну интересную
игру, в неё очень любят играть дети Хантов и Манси. Здесь надо будет показать
свою быстроту реакций и ловкость.
Представим, что девочки у нас
лисички, а мальчики будут охотничьи капканы.
Задача девочек — не попасться в капканы
к мальчикам.
Проводится
игра «Капканы»
Песня № 6
«Капканы»
Звучит
музыка № 1 бубен. хозяйка сибирской тайги становится вместе с детьми.
Воспитатель: Хозяйка сибирской
Тайги, мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились.
Хозяйка сибирской
тайги: Я
очень рада встречи с вами. Сегодня вы пели, танцевали, в игры народные
играли. И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых
изображены богатства Югорской земли. Хозяйка сибирской Тайги дарит подарки
– (раскраски вручает детям). И под музыку уходит.
Хозяйка сибирской
тайги: Олтул
олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!
Инструктор по ФК: Молодцы,
ребята! Я думаю, вы, сегодня многое узнали о жизни народов ханты и манси, а с
каким удовольствием и увлечением играли в их народные игры. А нам пора
прощаться, до свидания!
Сценарий праздника
«Тебе, любимая ЮГРА,
посвящается…»
Цель:
воспитание любви к родному краю.
Задачи:
•
Расширять представления о коренном население Югры (ханты и манси, их одежде и
деятельности).
•
Закрепить знания детей дошкольного возраста о природе родного края;
•
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход мероприятия
Слайд-заставка
01.
Фанфары (1 раз)
Здравствуйте,
дорогие ребята и учителя! Мы рады вас приветствовать на конкурсе праздничных
презентаций, посвящённых 86-летию со дня образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
«Тебе, любимая ЮГРА, посвящается…»!
ВИДЕО
№1
(Анна
читает под видео)
Моя
Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
Среди
просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а
называется он — Ханты-Мансийский Автономный Округ.
10
декабря 2016 года исполняется 86 лет со дня образования
Ханты-Мансийского
автономного округа. Это праздник для каждого, кто живёт в суровой и древней
Югре, кто своим трудом приумножает славу и богатство нашего края.
Ханты-Мансийский
автономный округ занимает достойное место в ряду других субъектов Российской
Федерации, но такого уникального многообразия, гармонично дополняющего друг
друга, не встретишь ни в одном другом уголке России.
Наш
регион – это удивительный сплав самобытности и современности, национального
колорита и новейших технологий.
Это
синтез профессионалов из разных областей, способных выполнить задачу любой
сложности, достичь в своей работе невиданных прежде высот.
То,
что Югра сегодня – мощный, передовой, стратегически важный регион для всей
страны, — заслуга каждого из вас.
Наша
Югра — строится, динамично развивается, благоустраивается.
Ребята,
сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному
краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами.
Это наш
родной Югорский край.
Старинное
название нашего округа – Югра.
На территории округа проживает много национальностей.
Но
название округ получил благодаря коренным народам.
Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством,
оленеводством, собирают ягоды, охотятся.
Ханты
и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют –
«Дети природы».
Они
никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько — сколько смогут съесть, собирают
столько ягоды — сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
Великий
Югорский край… Огромны его просторы, значительны дела его людей.
Богатствами
своих земель прославился он в веках.
И
пусть сурово встретил современников, вдоль и поперек исходивших его в
поисках «черного» и «голубого» золота, но позволил
обжиться людям, взрастить здесь своих детей, накормить своими дарами.
А
люди,… какие здесь замечательные люди…
Только
они способны любить и сохранять то, что заложено предками.
Еще некоторое время назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой
огромные просторы безжизненных болот и труднопроходимой тайги.
Не
было ни только городов, но и малочисленные поселения встречались очень редко. А
сегодня наш Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из
крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и
лидирует по целому ряду основных экономических показателей:
I —
по добыче нефти;
I —
по производству электроэнергии;
I —
по объему промышленного производства;
(Видео
досматривается до конца)
Слайд
Сегодня
в нашем зале состоится конкурс праздничных презентаций, посвящённых 86-летию
Югры.
И мы
приветствуем уважаемое жюри, которое будет оценивать выступления классов:
1.
Скиндерева Мария Анатольевна – библиотекарь;
2.
Язовских Владислава Дмитриевна – педагог-организатор;
3.
Слайд
Классам
были предложены три темы на выбор:
1. «Золотая осень ЮГРЫ»
2. «ЮГРЕ – 86!»
3. «Сердце моё – ЮГРА!»
Регламент
выступления – не менее 5 минут.
Слайд
Жюри
оценивает:
1. Оригинальность защиты презентации (Музыкальное оформление,
песня, танец, стихи, видео и.т.д.);
2. Соответствие выбранной теме;
3. Красочность оформления презентации;
4. Содержательность и насыщенность представленной
информации.
Итак,
мы начинаем, и первыми предоставляем слово – 7а классу (9а классу)
(Защита презентации классом)
Спасибо
классу, просим занять свои места в зале.
Что
за край? Откройте атлас синий:
Вот
лежит в короне нефтяной
Черная
жемчужина России,
округ
со страну величиной.
И мы
предоставляем слово – 7б классу (9б классу)
(Защита презентации классом)
Спасибо
классу, просим занять свои места в зале.
«Хантыйские
узоры красивы и просты.
Вглядись,
дружок, и скоро
Поймёшь
их сердцем ты.
Узоров
тех сплетенья
Похожи
то на рыб,
То
на рога оленьи,
То
на речной изгиб».
Слово
предоставляется – 8а классу (10 классу)
(Защита презентации классом)
Спасибо
классу, просим занять свои места в зале.
Наш
округ — седой богатырь
Свой
дух возродил величаво,
Опора
России — Урал и Сибирь!
Гордимся
Югрою по праву.
Югра
— ты прекрасный наш дом,
Здесь
ценят всегда человека,
И
нашим упорством, и нашим трудом
Тебе
процветать век от века!
На
сцену приглашается – 8б класс (11а класс)
(Защита презентации классом)
Спасибо
классу, просим занять свои места в зале.
Уж
не плывет ли это
В край мой северное лето?
Или это вихрь поет?
Или счастье к нам плывет?
То плывет напев родимый —
Полнозвучный,
негасимый!..
Всюду
– новые деревни.
Милый Север стал напевней!..
Край
мансийский расцветает!
И от счастья сердце тает!..
И мы
ждём для защиты презентации – 11б класс)
(Защита презентации классом)
Спасибо
классу, просим занять свои места в зале.
Ну,
что же, мы с волнением ждём результатов нашего праздничного конкурса, а пока
жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию видео о Нижневартовском районе.
ВИДЕО
№2
Для
оглашения результатов, под бурные аплодисменты, мы приглашаем на сцену членов
жюри.
(Жюри говорят слово)
Слайд-заставка
Югорский
край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот
и закончилось, наше путешествие по родной Югре.
Пусть
наш округ продолжает процветать, оставаясь опорой всей России!
Пусть
преумножаются его богатства и богатства каждой отдельно взятой семьи. Ведь
семья – это маленькое государство и, чем оно крепче, тем крепче и благополучнее
вся Югра! До новых встреч, до свидания!
Автор:
Величко Татьяна Валентиновна,
музыкальный руководитель,
МДОУ «Детский сад № 1 «Колокольчик»
г. Ханты-Мансийска
Цели:
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Предварительная работа:
• Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство
• Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, стихов из книги О. Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам»
• Тематические занятия
• Слушание хантыйской музыки, разучивание народного танца, песня о России композитора Струве.
• Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра »
•Предложить родителям принести предметы национальной культуры.
Интеграция областей: Физическая культура, Познание, Коммуникация.
Оборудование и материалы: чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных, палки гимнастические, картинки зверей и их следы с национальными орнаментами, солнце, вырезанное на пазлы, музыкальный материал, литературный материал, национальные костюмы ханты, символика России и Югры.
Зал украшен выставкой народно — прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных).
Ход НОД
Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры, у центральной стены они расходятся на две колонны.
Звучит стихотворение в записи:
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За рек студеную прохладу,
За щедрой осени отраду.
За гладь озер и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась.
Воспитатель: Перед вами огромная карта России:
Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.
Дети: Россия… как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом поля, леса и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом «Русь».
«Песня о России» композитора Струве.
Дети:
1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
2: Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
3: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
4: Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
5: Ты — святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
6: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Звучит Гимн Югры.
Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.
Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходит ведущая в национальной одежде.
Ведущая: Среди просторов нашей необъятной страны, есть
северный край в котором мы с вами живём.
А как он называется? А столица его?
И сегодня день рожденье нашего округа. А сколько
же ему исполняется лет? /Ответы детей/
Среди просторов нашей большой страны есть край,
где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы
ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь
вспоминать свой родной Ханты-Мансийский округ,
и свой город Ханты-Мансийск.
Вот таким видит свой родной край наш мансийский
поэт — Андрей Тарханов.
Дети:
Ханты-Мансийские холмы,
В почёте нынче у зимы
Из меха огненной лисицы
У кедров утром рукавицы.
Цветёт душничка луговая,
С волной играют муксуны.
Мелодией родного края
Мы с колыбели вспоены.
И небо нам отцовски ближе,
И бор таёжный – брат родной
От молока кедровых шишек,
И от тебя, хвои настой.
Национальный танец
1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
2: Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
3: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
4: Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
5: Ты — святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
6: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем
Звучит песня об округе.
Ведущая: Давайте вспомним пословицы о Родине.
1. «Родина любимая, что мать родимая».
2. «Если дружба велика, — будет Родина крепка».
3. «Жить — Родине служить».
4. «На чужой стороне, что соловей без песни».
5. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
6. «Родина — мать, умей за неё постоять».
Ребёнок: Поезжай за моря – океаны,
Надо всею страной пролети,
Нету краше, богаче, привольней,
Нашей милой Югорской земли.
Ведущая: А кто мне скажет, как называется жилище хантов и манси?
Давайте из этих палочек попробуем изготовить такие маленькие чумы.
Игра: «Построй чум».
Дети: Люблю столицу ранним утром я,
Когда все улицы его пустынны
И наполняется душа моя
Спокойствием чарующей картины.
Я город свой люблю в разгаре дня,
Когда вокруг снуют, бегу и мчатся.
В водовороте этом, голову сломя,
И пробуем куда-то мы прорваться.
И вечером, когда горят огни,
Сияют улицы и яркие витрины,
Мы с городом останемся одни,
Чтобы влюблялись все в его картины.
Мы исчезаем в городе ночном
Средь ярких звезд и тишины безлюдной.
Накрыла город ночь своим зонтом,
Чтоб отдохнуть успел от жизни трудовой.
Люблю я округ свой прекрасным, ясным днем
И в холод, и в жару, ив непогоду,
Люблю в нем каждый уголок и дом,
Люблю неповторимую природу.
Люблю я округ с детства всей душой,
Не требуя взамен любви взаимной.
За что? За то, что этот округ мой
И для меня он в жизни самый дивный.
Танцевальная композиция: «Ханты-Мансийсий Округ»
Ведущая: А чем богат наш Югорский край?
Кто мне скажет, а чем же украшают меховые
изделия народы ханты и манси? Я приготовила для вас вот эти картинки. Они необычные, на них изображены следы зверей, с изображением национального орнамента.
Я предлагаю вам поиграть со мной.
Игра «Найди пару».
Ведущая: А теперь у нас «Загадочная викторина», мы с вами попробуем «прогуляться подостопримечательностям нашего города», а экскурсоводами будите вы сами.
Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придется продолжать.
Шумят повсюду катера,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытие судов
Того мы приглашаем в зал,
Он имя носит …
Речвокзал
В нем есть картины удивительные
Картины редкие и восхитительные,
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят,
Ведь это клад страны моей.
Не магазин здесь, а …
Музей.
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму,
За телефон здесь заплатить.
Купить открытку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно,
Всем передав большой привет,
Ведь это здание — ….
Почта.
Люди в белом не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто-то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, окружную,
Детскую …
Больницу.
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?
Детский сад.
Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки,
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем …
Магазине.
Ведущая: А вы знаете, как называется у народов ханты и манси солнце? Я предлагаю вначале сложить из этих маленьких кусочков солнце. Кто быстрей.
Игра: «Сложи солнце». /Из пазл сложить солнце/
Ведущая: Давайте поиграем в игру «Хей-ро».
Игра: «Хей-ро».
Дети: Давайте же, друзья,
Любить свой округ!
Ценить, беречь и украшать,
Писать стихи и песни сочинять,
Растить деревья и цветы сажать!
Дети: Посмотри, как он хорош
Край, в котором ты живёшь.
Край, наполненный свежей листвой…
Береги его, он твой!
Всё твоё восходы и закаты,
В речку заглядевшийся камыш.
В жизни не разлюбишь никогда ты
Запах трав, полей ночную тишь.
Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле её богатства —
Эти недра, поля и леса.
Ведущая: Сегодня мы и пели, и танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.
Угощение.
Ведущая: Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,
Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.
/Ведущая кланяется и уходи. Под хантыйские напевы дети выходят из зала/.
Список литературы и использованных материалов:
1. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. — Екатеринбург, 2000.
2. «Золотое перышко», сборник стихов детей Нефтеюганского района, —
Екатеринбург, 2004.
3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной».
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Сценарий ко дню рождения округа.
Праздник день образования ХМАО-Югры.
Автор: Машунина Яна Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУ «Ларьякская ОСШ»
Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМАО.
Цель:
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Предварительная работа:
• Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство
• Чтение сказок народов Севера, загадок, пословиц и поговорок, стихов.
• Тематические занятия
• Слушание хантыйской музыки, разучивание народной песни
• Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра »
• Изготовление с детьми поделок (хантыйские куклы)
• Изготовление поделок родителями из природного материала.
Сценарий ко дню рождения округа.
Зал украшен выставкой народно — прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды).
Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России, флаг Югры и герб.
Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходит ведущая в национальной одежде.
Вед: Петявэла! Здравствуйте, дорогие ребята!
Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Я здесь родилась, выросла, живу! Югра, как я тебя люблю!
Вед: «Югорский край» — какую территорию так называют? (ответы детей – ХМАО)? А как называется наш район? В каком поселке живем мы с вами?
Сегодня дорогие ребята, мы собрались, чтобы отметить день рождение нашего округа.
Звучит стихотворение в записи:
***
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За рек студеную прохладу,
За щедрой осени отраду.
За гладь озер и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась.
(О. Морозюк. Сб. Золотое перышко, с 44)
***
Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
***
Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
***
Ты — святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
***
Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Раздаются уздечки( музыка), Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:Здравствуйте ребята!Я – Хозяйка Тайги,Охраняю лес волшебный,От рассвета до зари.Много сказочных легенд я знаюк себе в гости приглашаю!Только я хочу узнатьСможете ли загадки отгадать? (ДА!)Тогда слушайте…
Вед: загадки
На Севере далеком обитаетИ жителей тех мест и греет и питает. (олень)
Не мышь, не птица, В лесу резвится,
На дереве живет
И орешки грызет. (белка)
Без рук, без ног,А на небо лезет.(дым)
Хозяин лесной, Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Сам деревянный, Голова железная.
Что это?(топор)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Ручка деревянная, Тело стальное.
Что это?(нож)
Водяные мастера строят дом без топора,Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр) Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,Спит под кустом, там его дом.Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)На спине иголки – длинные да колкие, А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:Молодцы ребятки, отгадали все загадки. А сейчас я с вами поиграю в одну из национальных игр. Называется эта игра «Кто кого перетянет» правила: два участника садятся напротив друг друга на пол, упираются ступнями прямыми ногами, берутся за палку. По команде они начинают тянуть палку на себя, стараясь приподнять соперника от пола. Победителем становится тот участник, который приподнимет соперника от пола.
Вед: песня про эскимоса.
Вед: Спасибо, Вова большое за такую замечательную песенку, мы теперь с ребятами знаем, что есть еще один интересный народ — эскимосы.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам… Каким? (ханты и манси)Молодцы, ребята.
***
«Всех людей мы называем ханты,
ханты — русский, ненец и узбек.
Потому что слово это
«ханты» — в переводе значит «человек».
Вед.: Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько — сколько смогут съесть.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:А теперь давайте мы с вами поиграем и посмотрим кто из вас самый ловкий.
Игра рыболовов.
Вед.: Сегодня праздник, у нас гости, и они тоже хотят нас поздравить с рождением Югры. Танец (ДШИ).
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: А сейчас поиграем в еще одну национальную игру для девочек
Вед: Заключительная песня о родном крае.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ и Вед: Вот и подошел к концу наш праздник, сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли. Вам понравилось? И мне понравилось!
Досвидания ребята, спасибо вам.
Сценарий тематического мероприятия «Наш край — Югория» , посвящённого Дню рождения ХМАО-Югры
Форма проведения: информативная историко-литературно-музыкальная композиция
Цель проведения:
приобщение обучающихся к историческим событиям Ханты-Мансийского АО-Югры;
— дать общее представление об истории возникновения, национальных традициях, современном развитии региона;
Задачи:
— создать у обучающихся целостную картину истории развития региона, культурных традициях;
— развитие исторического мышления;
— воспитывать чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своего региона, бережному отношению;
— формировать чувства сопричастности к истории своего региона;
— продолжать формировать информационные и коммуникативные
компетенции.