День юного натуралиста.
ВЕДУЩИЙ, вступительное слово:
— Ребята, сегодня мы приглашаем вас на праздник, который называется День юного натуралиста. Юный натуралист, а сокращённо юннат – это участник детского кружка по изучению природы. Ребята из этого кружка не только наблюдают за природой, но и охраняют полезные растения и животных. Движению юннатов скоро исполнится 100 лет.
1918 год. Страну терзали голод, разруха. И именно в это грозное
время, в Москве открыла двери Станция юных любителей природы.
Сюда пришли школьники, подростки, рабочая молодежь – те, кто любил природу и хотел поближе ее узнать, изучить. Их было семнадцать.
Раньше ребята — юные натуралисты – участвовали в общественно-полезном и сельскохозяйственном труде, отмечали праздники «День леса», «Праздник урожая», озеленяли парки и скверы. Во время летних каникул организовывались лагеря юннатов. Для детей и подростков выпускался журнал «Юный натуралист».
ВЕДУЩИЙ:
— Вы готовы отправиться с нами в путь по тропинкам юннатов? Тогда мы приглашаем вас в актовый зал, где вы увидите интересный и познавательный фильм «Кто в лесу живёт?».
ВЕДУЩИЙ:
— А сейчас, мы отправимся в поход на поляну. Там нас жду необычные приключения.
Конкурс №1
— Вот пришли мы с вами в лес, Он полон тайн и чудес. Растений много здесь – гляди, Названья их определи…
Вот кора, а вот листок Признаки все на лицо:
Это что за деревцо?
— Вам предлагается узнать дерево и назвать его по его листьям и ветвям. Будьте внимательны.
Конкурс №2
— Переливы птичьей трели
Раздались в тиши лесной, Ты постой у старой ели, Наслаждаясь красотой. Особый звук у каждой птицы, Его сумей ты отличить, По песне птиц определить. Сейчас вы услышите голоса птиц, вам нужно определить какая птица издает такие звуки. Я прошу вас дослушать песню до конца. Можете отвечать хором. (Включается голос птицы, после ответов детей демонстрируется слайд с изображением птицы. Файлы с голосами птиц — на диске)
М
олодцы. Вы отлично справились с заданием.
— А теперь я зачитываю названия птиц, а вы должны сказать, чем эта птица питается: воробей (зерно), цапля (лягушки), дятел (личинки, трава), сова (мыши), голубь (зерно), ласточка (бабочки, личинки), пингвины (рыба).
Конкурс №3
— А сейчас немного поиграем. Я буду бросать вам шарик (мячик) и говорить «съедобный» или «несъедобный», кто шарик поймает, тот должен назвать съедобный или несъедобный гриб. Поиграем? Примеры: Несъедобные грибы
Бледная поганка Мухомор Ложные опята Лисичка южная (ложная) Желчный гриб
Съедобные грибы
Груздь Опята Белый гриб (боровик) Лисичка Волнушка Подосиновик Подберезовик Шампиньон Маслята Сыроежки Сморчки
Конкурс №4
— Много-много на лугу Трав полезных я найду, Лишь бы вспомнить мне, друзья, Для чего же та трава. К вам, ребята, я пойду, Вы мне помогите, По описанию цветка Названье подскажите. Готовы?
— Это небольшое растение, имеет ветвистый одиночный стебель. Обладает сильным запахом. Цветы состоят из белых лепестков с желтой серединкой. Цветёт оно долго – с конца мая и до середины сентября. Оно растет около жилищ и на полях, по обочинам дорог. Для лекарственных целей используют цветки. Это растение обладает противовоспалительными, кровоостанавливающими, противомикробными, болеутоляющими и другими свойствами. На травинке солнце бьётся, С ветерком на небо рвётся. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. Настой из цветков этого растения отлично помогает при простудных и желудочно-кишечных заболеваниях, спазмах и болях в желудке. Раствор из цветов используют для ополаскивания горла при ангине, делают ингаляции при гриппе. — Совершенно верно, это ромашка. Следующее растение. Это растение, 10—30 см высотой. Листья широкие, яйцевидные или эллиптические, с 3—9 жилками, голые или с редкими короткими волосками. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой конечный колос или головку. Цветет растение с июня до сентября. Трава растет вдоль дорог и тропинок, около жилья, на пустырях и лугах. Это растение обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления. Сок, получаемый из свежих листьев растения, способствует заживлению ран роговицы глаз. В народной медицине также широко применяют, делая примочки при ушибах, нарывах, порезах, укусах насекомых, воспалениях кожи.Тонкий стебель у дорожки. На конце его серёжки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. — Верно, это подорожник. У следующего травянистого растения цветки желтые, листья крупные, округло-сердцевидные, зубчатые, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу бело-пушистые. Нижняя сторона греет, а верхняя холодит. Листья появляются лишь после цветения. Растет на влажных почвах, по берегам рек, прудов, канавам, на полях. Для лечения используют листья и цветы. Свойства — противовоспалительное, жаропонижающее, укрепляющее, ранозаживляющее. Применение: при кашле, острых и хронических бронхитах, ларингитах (охриплости голоса), ангине. При воспалениях слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, отсутствии аппетита. На опушке — огоньки, Целая проталинка. Коротышки стебельки
И цветочек маленький. Листьев нет – она цветёт, Холодом охвачена. Пчёлкам самый ранний мёд Дарит …..(Мать-и-мачеха) — Молодцы. Последнее растение. Растет повсеместно в садах, вблизи жилья, по берегам рек, в оврагах, на пустырях, образуя густые заросли. Высота 30-200 см. Цветет с середины июня до поздней осени. Листья яйцевидно-продолговатые крупнозубчатые. Стебель и листья покрыты жесткими, жгучими волосками. В лекарственных целях используют листья и корни. Обладает противомикробным, обезболивающим, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. В народной медицине водный настой и отвар крапивы применяют при болезнях печени и желчных путей, простудных заболеваниях, болезнях дыхательных органов. Инфицированные раны скорее освобождаются от гноя и быстрее заживают, если их присыпать порошком из листьев или прикладывать к ним свежие листья.Не огонь — а жжётся, В руки не даётся. — Молодцы, справились
Конкурс №5
Подошли мы с вами к речке, Здесь в траве трещит кузнечик И кружится целый рой Насекомых надо мной. Время даром не теряем На загадки отвечаем. Готовы? Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт; летит – воет, падет – землю роет. (Жук) Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Ужалит — будет плохо. (Оса) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Я думал: ног не унесу, Есть и у храбрости границы! Сегодня встретилась в лесу Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница) Ходит ходок Через потолок, Всем надоедает, Здоровью угрожает. А как осень придёт, Ещё кусаться начнёт. (Муха)
Конкурс №5
— Вспомните и расскажите стихотворения самой любимой детской поэтессы Агнии Барто, в которых упоминаются животные («Лошадка», «Грузовик», «Мишка», «Зайка», «Капитан»).
— Молодцы, ребята. Объявляется конкурс рисунков «Мир вокруг нас».
ВЕДУЩИЙ:
— Пришло время отдохнуть, выпить полезного и вкусного травяного чая и подвести итоги дня. Давайте все вместе произнесем клятву юннатов. Повторяйте за мной. Я клянусь: Быть природе настоящим другом — Беречь и охранять её, Заботится о братьях наших меньших, Рассказать всем друзьям и знакомым О правилах поведения в природе.
Начать бережно относиться к природе никогда не рано (Фото: Vivid Pixels, Shutterstock)
Все, кто хотя бы немного застал «пионерское детство» в СССР, наверняка помнят такое активное направление пионерской деятельности, как участие в кружках юных натуралистов (юннатов), открытых практически при всех советских школах. Оказывается, это детское движение не ушло в прошлое вместе с пионерией, а развивается в России и сейчас.
Днем создания юннатского движения считается 15 июня 1918 года, когда сотрудники возникшей в том же году Станции юных любителей природы в Сокольниках (Москва) провели первую организованную экскурсию. Этот день стал официальной датой создания первого внешкольного учреждения – Станции юных любителей природы (или Биостанции юных натуралистов – БЮН).
Через год при станции уже действовало четыре кружка: «Огородники» (ботаники), «Птичники» (орнитологи), «Насекомники» (энтомологи), «Водолюбы» (гидробиологи). Позднее она сменила название и стала Центральной биостанцией юных натуралистов имени Тимирязева. Именно здесь зародилось юннатское движение страны.
Через несколько лет станции юных натуралистов начали открываться в других советских городах. В числе первых – в Омской, Ленинградской, Ивановской областях. А чуть позже юннатское движение настолько захватило страну, что станции и кружки юных натуралистов начали работать практически при каждой школе.
Во многом благодаря именно этому движению, в России выросло не одно поколение известных на весь мир исследователей природы, ученых: селекционеров, агрономов, биологов широкого профиля, экологов.
Юннаты не только наблюдают за природными явлениями, но и проводят большую опытническую и исследовательскую работу… (Фото: Ollyy, Shutterstock)
У юннатов много дел и сейчас: они не только наблюдают за природными явлениями, но и проводят большую опытническую и исследовательскую работу, активно участвуют в природоохранных акциях.
С 2002 года куратором юннатского движения в России является Федеральный детский эколого-биологический центр, который осуществляет координацию эколого-образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.
Ведущее направление деятельности данного центра – совершенствование подходов к экологическому обучению и воспитанию, повышение качества образования учреждений дополнительного эколого-натуралистического образования России.
Будучи правопреемником и продолжателем лучших традиций юннатского движения, Центр осуществляет участие в координации учебно-методической и образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности и объединяет работу более 250 станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров регионального и муниципального уровней в России.
15 июня празднуют День создания юннатского движения в России. Юннаты, или по-другому юные натуралисты, – это дети и подростки, которые активно участвуют в акциях по охране природы, проводят различные исследования и эксперименты, связанные с окружающей средой, принимают участие в различных конкурсах. Сейчас куратором движения выступает Федеральный детский эколого-биологический центр.
История возникновения юннатского движения берет свое начало в далеком 1918 году, когда учитель биологии Б.В. Всесвятский и детский врач И.В. Русаков загорелись идеей создания организации, в которой юным пионерам прививалась бы любовь к природе. Тогда была создана Станция Любителей природы, позднее разделившаяся на кружки по различным направлениям: «Огородники», «Птичники», «Насекомники», «Водолюбы». Через некоторое время Станцию переименовали в Центральную биостанцию юных натуралистов. К середине 20-х годов прошлого столетия юннатское движение активно распространилось по территории Советского Союза. В современных реалиях движение юннатов все еще не утратило своей актуальности.
Проводят день создания юннатского движения в России по-разному: юннаты ходят в экспедиции, походы, проводят различные исследования, участвуют в конкурсах, также в июне проходят целые фестивали юннатов.
Интересные факты:
- в июне 1924 года состоялся Первый Всероссийский Съезд Юных Натуралистов;
- не секрет, что именно юннатское движение взрастило самых талантливых и известных агрономов, биологов, селекционеров;
- после оглашения в 1918 году об открытии Станции Любителей природы в кружок вступили всего 17 детей;
- сейчас численность российских юных натуралистов превышает 426 тыс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮННАТЫ»
Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Вязьма
Смоленская область
2018 год
Сценарий праздника «Посвящение в юннаты»
Цель мероприятия: приобщение детей к экологическому образованию, исследовательской и природоохранной деятельности.
Задачи:
*развивать познавательный интерес, любознательность;
*воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру;
*создать положительную эмоциональную обстановку в коллективе станции
юннатов.
Ведущий:
Зазвучало на весь мир
Слово гордое «юннат»
В восемнадцатом году,
Уж 100 лет тому назад.
Кто же такой юннат? Юннат – это тот, кто хорошо знает природу, любит и защищает ее.
Ребята, чтобы стать юннатом, вам надо будет пройти небольшие испытания. Согласны?!
Конкурс «Шуточные загадки ДА-НЕТки (обманки)»
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный — тогда
Скажите громко слово «да».
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы «ДА», ответы «НЕТ»
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы В ТУНДРЕ?…
УВИДИШЬ в ясный день крота,
Парящим В НЕБЕ, правда?…
Строитель строит города.
А осы строят СОТЫ?…
В окошке утром — солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно?…
В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.
И В ПРОРУБИ такая?…
А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах?…
Лес — обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов?…
На небе много есть планет,
Луна — ПЛАНЕТА! Так ведь?…
Пасутся в АРКТИКЕ стада
Коров и коз рогатых?…
Когда приходят холода,
На юг летят все лоси?…
Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА
В горячей печке, правда?…
Ответишь ты мне без труда:
ЗИМОЙ цветёт черешня?…
По снегу две полоски — след.
Медведь прошёл по снегу?…
Хамелеон меняет цвет.
А осьминог МЕНЯЕТ?…
Растает снег — в ручьях вода.
Весной бывает это?…
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда?…
Увидев рыбака, — «Привет!» — КРИЧИТ плотва из речки?…
Что ест лягушка на обед — Слона с горошком, правда?…
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы ЕСТЬ он?…
* * *
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся — молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!
Конкурс «В гостях у деревьев»
Дерево — символ России. Береза.
Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
Дерево, из которого делают пианино. Ель.
Дерево, из которого делают спички. Сосна.
Дерево медонос — это … Липа.
Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
Конкурс «Птичьи профессии».
Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Конкурс «Скажи одним словом».
У вороны громкий голос. Ворона какая? (громкоголосая)
У совы большие глаза. Сова какая? (большеглазая)
У сороки хвост длинный — сорока…(длиннохвостая)
У сороки белые бока — сорока… (белобокая)
У синицы грудка желтая — синица… (желтогрудая)
У вороны черные крылья — ворона…(чернокрылая)
У дятла длинный клюв — дятел…(длинноклювый)
У снегиря красная грудка. Снегирь какой? (красногрудый)
Конкурс «Самый сообразитеьный»
На столе 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько яблок на столе? (4)
Каким гребнем не расчешешься? (Петушиным)
Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)
От чего плавает утка? (От берега)
4 мышки грызли корку сыра. Подбежала кошка и схватила одну мышку. Сколько мышек осталось? (Нисколько)
Какой город парит в облаках? (Орел)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не может говорить)
Конкурс «Что я за зверь?»
Участникам конкурса необходимо изобразить любого животного с помощью мимики и жестов, а остальные ребята должны угадать, что же это за зверь.
Конкурс «Загадки-шутки»
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает… (обезьяна)
В малине точно знает толк
Хозяин леса страшный… (медведь)
В чаще голову задрав
Воет с голоду… (волк)
Под луною песни петь
Сел на веточку… (соловей)
Над лесом солнца луч потух
Крадется царь зверей… (лев)
Кто любит по ветвям носиться.
Конечно, рыжая… (белка)
Он стучит как барабан
На сосне сидит… (дятел)
Кукарекает спросонок
Милый, добрый …поросенок (петух)
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это … мишка (белка)
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный …бегемот (бабочка)
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что … кит (корова)
В курятнике большая драка!
Кто зачинщики? Два …рака (петуха)
Очень медленно и тихо
По листу ползёт …зайчиха (улитка)
Ква-ква-ква — какая песня!
Что быть может интересней,
Что быть может веселей?
А поет вам …соловей? (Лягушка)
Землю клювиком я рою,
Но не домик себе строю,
Червячка ищу я, вот!
Угадали, кто я? …крот? (Цыпленок)
Конкурс « Цветочный алфавит».
Участник команды вытаскивает букву алфавита и на нее должен назвать цветок.
Например, Астра — Барвинок — Василек — Гиацинт — Драцена — Зефирантос и т.д.
Конкурс «Друзья природы»
Почему нельзя трогать птиц в гнездах? (Птицы бросают гнездо.)
Какой самый страшный враг леса? (Пожар.)
Какие растения называются подснежниками? (Растения, которые зацветают первыми, — ветреница, перелеска благородная, медуница и др.)
Какие вы знаете формы охраняемых природных территорий? (Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.)
Что называют легкими нашей планеты? Почему? (Леса. Учеными подсчитано, что только 1 га зеленых насаждений в течение года очищает около 18 млн м куб воздуха; за один лишь час 1 га леса поглощает 8 т С02, т. е. столько, сколько выдыхают 200 человек.)
Почему весной не отстреливают пушных зверей? (Звери линяют — плохой мех, у зверей появляются детеныши.)
Какие вы знаете деревья и кустарники, обладающие целебными свойствами? Назовите не менее пяти. (Дуб, крушина, ольха, береза, калина, боярышник и др.)
Почему зимой на речках специально делают проруби? (Чтобы не допустить замора рыбы.)
Конкурс «Ребусы»
Растительный мир
Конкурс «Экологический».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С. Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли
– Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима,
– Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки
– Две размокшие баранки
– Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Клятва юнната.
Прошу всех встать и после того, как я прочту утверждение, говорим все вместе слово «клянёмся».
Каждый юннат обязан:
Не рвать цветы, а рисовать их! Клянёмся!
Не ломать деревья, а высаживать новые! Клянёмся!
Не разорять гнёзда, а развешивать кормушки и скворечники. Клянёмся!
Не жечь в лесу костров! Клянёмся!
Не шуметь в лесу, а слушать голоса птиц. Клянёмся!
Заботиться о братьях наших меньших! Клянёмся!
Беречь и охранять природу! Клянёмся!
Знать правила поведения в природе! Клянёмся!
Теперь вы стали настоящими юннатами! Поздравляем Вас. Ваши учителя вам вручат удостоверения юных любителей природы.
Мы надеемся, что ваша жизнь станет увлекательней и интересной в большой семье юннатов. Вы узнаете много нового о том, как ухаживать за животными и растениями, познаете в походах и экскурсиях родной край, а самое главное найдёте верных и надёжных друзей.
Наш праздник подошёл к концу. Счастливого вам пути в страну «ЮННАТИЮ».
Литература:
Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. :КрасикоПринт, 1998.
Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
http://kladraz.ru/blogs/lyubov-mihailovna-djatlova/scenarii-prazdnik-posvjaschenija-v-yunye-naturalisty.html
15 июня — День создания юннатского движения. Расскажем, откуда оно пошло, чем занимаются юннаты (юные натуралисты) и как вышло, что движение «дожило» до 102 лет?
Как создавалось юннатское движение в России?
Юннатское движение появилось 15 июня 1918 года. Инициатива исходила от педиатра, председателя исполкома Сокольнического района Москвы, Ивана Васильевича Русакова. Недалеко от Лосиного острова, на базе реквизированных дач аристократии и буржуазии, обустроили «Станцию юных любителей природы». Организаторы хотели показать школьникам, как интересен окружающий мир, привить им любовь и уважение к природе.
В 1919 при станции открылась школа-колония, где дети могли учиться и жить. Попасть туда было непросто. Дети сначала проходили месячное испытание. А уже после этого комиссия принимала решение, зачислять юного любителя природы или нет. Исключение составляли дети, чьи родители воевали на фронтах Гражданской войны — их принимали автоматически.
К 1934 начали открываться филиалы по всей стране. А саму станцию переименовали в «Центральную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства». В рамках юннатского движения в Москве даже вывели новые сорта — флокс Юннат и абрикос Московский юннат.
И, конечно, перед станцией появились новые, более сложные задачи — помогать в организации и разработке методики исследовательских работ внешкольным заведениям по всему Союзу. Движение оказалось настолько востребовано, что захлестнуло всю страну. Такое повсеместное распространение оказалось весьма кстати, ведь приближалась Великая Отечественная война.
Какой вклад внесли юннаты в годы ВОВ?
В годы Великой Отечественной войны юннаты внесли огромный вклад в народное и сельское хозяйство СССР. Помимо того, что они разводили животных и сажали цветы, юннаты также выращивали овощи: картофель, морковь, помидоры, горох и капусту, и собирали дикорастущие лекарственные травы и ягоды. В итоге огромное количество продовольствия шло на фронт из рук юннатов. В одной только Мордовии за три военных года школьники выработали более 5 миллионов трудодней на полях колхозов и совхозов.
Чем занимались юннаты?
Занятость юннатов определялась временем года. Зимой школьники большую часть времени «обитали» в студиях — мастерили скворечники, синичники и дуплянки. Весной они перебирались в парники, огороды и сады. Детей разбивали на группы, которые полностью отвечали за урожай и получали по делянке для опытов. Лето — это всегда походы, экскурсии, жизнь в шалашах, которые юные натуралисты сами строили. Осенью они собирали урожай и подготавливались к холодам.
Что сегодня происходит с юннатским движением?
После распада СССР юннатское движение оказалось в кризисе, но не кануло в лету, как некоторые другие детища советской эпохи. Дело в том, что юннатство не касается ни политики, ни режимов, ни вождей. Это движение актуально и сегодня — тем более что экологические проблемы лишь набирают вес.
С 2004 года станцию юных натуралистов переименовали в «Федеральный детский эколого-биологический центр» (ФДЭБЦ). Ежегодно в центр съезжаются школьники с всей страны, которым небезразлична тема экологии и биологии, чтобы принять участие в конкурсах и акциях — например, в «Экологическом патруле».
Также ФДЭБЦ разрабатывает и внедряет в проекты дополнительного образования, направленные на формирование у школьников желания погружаться в естественные науки и изучать окружающий мир. В этом году центр запустил программу дистанционного обучения в формате видеоматериалов, которые могут посмотреть все желающие — и дети и взрослые. В планах ФДЭБЦ вернуть ежедневное присутствие детей на территории. Но пока этот вопрос только обсуждается.
Именно благодаря движению юннатов в России выросли поколения исследователей и учёных, известных во всём мире: селекционеров, агрономов, биологов широкого профиля, экологов.