Ю́РЬЕВ
ДЕНЬ
Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — единственный день года, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Это явление также называют «крестьянским выходом». Оно связано с одноименным православным праздником, днем почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев. Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах.
“
— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.
«Юрьев день» регламентировал Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.
В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.
“
Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от нее. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.
Однако в 1597 году у крестьян еще оставалась возможность уйти от своего помещика согласно указу об урочных летах. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.
Сергей Иванов. Юрьев день. 1908
Частное собрание
Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Отдых помещика. XIX век
Частное собрание
Михаил Зощенко. Волостной суд. 1888
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года. 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Аукцион за недоимки. 1880–1882
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск, Запорожская область, Украина
Борис Кустодиев. Чтение манифеста об отмене крепостного права. 1907
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Илья Репин. Крестьянский дворик. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Сходка. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Разъезд гостей. 1867
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
Сергей Коровин. На миру. 1893
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Крестьянин в поле. 1876
Национальный художественный музей, Рига, Латвия
Владимир Маковский. Свидание. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Старый крестьянин. 1885
Национальный музей истории Украины, Киев, Украина
Константин Маковский. Крестьянский обед в поле. 1871
Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область
Никифор Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Не позднее 1830
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Герасимов. Старая крестьянка. 1924
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
9 декабря православные христиане чтут память святого великомученика Георгия Победоносца. Этот церковный праздник возник 26 ноября 1051 года по старому стилю во времена Ярослава Мудрого. В народе его изначально прозвали Егорий осенний, а позднее – Юрьев день.
Как появился праздник? Почему он был так важен для крестьян? И какие традиции соблюдались в Юрьев день? Рассказываем в материале РЕН ТВ.
История праздника
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитали святого Георгия – именно в его честь назван Юрьев день. Праздник приходится на день освящения Георгиевского храма в Киеве, воздвигнутого в честь Георгия Победоносца.
Почитаемого на Руси святого считали покровителем воинов и земледельцев. Он известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя, за что его и прозвали Победоносцем. На иконах он обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьем в пасть.
Изначально церковный праздник называли Осенним Егорием, а затем название превратилось в Юрьев день. По старому стилю его отмечали 26 ноября, по новому – 9 декабря.
Фото: © Сергей Васильевич Иванов. Крестьяне уходят от помещика в Юрьев день
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Юрьев день имел большое значение на Руси, поскольку в этот день крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Впервые это правило упоминается в 1479 году в Судебнике, принятом великим князем Московским Иваном III Васильевичем и подтверждается в Судебнике Ивана Грозного 1550 года. По закону крестьянину давалось «окно» в две недели – одна до Юрьева дня и вторая – после Юрьева дня, чтобы он, заплатив «пожилое», мог сменить владельца.
Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» возникла, когда Юрьев день на Руси отменили. Она означала сожаление о потерянной свободе.
Обычаи и традиции на Руси в Юрьев день
Возможность переходить от одного помещика к другому предоставлялась не всем крестьянам, а только тем, кто трудился не покладая рук и расплатился с долгами. При наличии долгов поменять барина было нельзя.
Традиция была отменена в 1649 году, однако примета сохранилась до наших дней: считается, что до наступления Юрьева дня необходимо отдать все долги.
Другой обычай праздника касался подготовки дома и подсобного хозяйства к зиме. В отличие от других церковных дат, встречать Юрьев день было принято трудом, а не отдыхом.
Фото: © Максим Киселев/ТАСС
Что нельзя делать в Юрьев день
Если в Юрьев день планировалась поездка, то было принято служить молебен о благополучии на предстоящий путь. Однако по возможности поездку лучше отложить и не начинать в этот праздник новые дела.
Кроме того, в Юрьев день нельзя было:
- охотиться, иначе в дом нагрянет беда;
- ссориться и сквернословить;
- брать и давать деньги в долг;
- долго лежать в постели, бездельничать и лениться.
Приметы на Юрьев день
На Руси считалось, что на Юрьев день зима наконец вступает в права и начинаются морозы. Именно поэтому в этот день ходили «слушать» колодцы: если в них было тихо, то ждали теплой зимы, а если доносился плеск или треск, то суровой.
Были и другие приметы, связанные с погодой:
- если к Юрьеву дню выпадет много снега, тогда весна наступит рано;
- если на улице морозно, то стоит ожидать холодной зимы;
- если на окнах к утру появился иней, тогда быть богатому урожаю на будущий год;
- если собаки выражали беспокойство или волки выли в лесу, предсказывали сильное похолодание.
Кроме того, добрым предзнаменованием считалось отдать долги к Юрьеву дню – это сулило благополучие и достаток.
9 декабря на Руси празднуют Юрьев день — праздник во имя освящения Георгиевской церкви в Киеве. Этот праздник возник 26 ноября 1051 года по старому стилю во времена Ярослава Мудрого, в народе его прозвали Егорий осенний.
Что нужно было делать в Юрьев день
Образ святого Георгия, которого изображали на белом коне пронзавшим копьём змея-дракона, на Руси был по-своему переосмыслен. Его описания были сказочно-мифологическими: «По колена ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте, голова у Егория жемчужная, по всем Егорие часты звезды; во лбу красно солнышко, в затылке светел месяц». Во-первых, его связывали с богом Ярилой, христианские праздники наложились на дохристианские славянские, которые проводились в то же время. Во-вторых, на белом коне мог ездить только бог: «Выезжал к нам Господь Бог на белом коне и в белом платье загораживать нашу скотину железными тынами, замыкать золотыми ключами…»
Поскольку на иконах святого изображали верхом на коне, вскоре Святой Георгий стал считаться покровителем лошадей, и в Юрьев день старались досыта накормить коней, «чтоб по колено в сене стояли!», не заставляли их работать и сами не работали. В деревнях в этот день делали выпечку в форме коней и угощали ею ребятишек.
Фото © shutterstock
В народе бытовал ещё один образ этого святого: по поверьям, Егорий скакал верхом на сером волке и повелевал волками. В этот день старики строго-настрого заказывали молодым не брать в руки шерсти. «Кто берёт под Юрья шерсть в руки, у того волки овец перережут!» — говорили они. В древности верили, что Егорий повелевает всеми лесными зверями, и если охотник хотел вернуться домой с добычей и оградить себя от встречи с волками, то призывал на помощь святого.
Считалось, что в этот день Егорий объезжает по лесу свои владения, раздаёт наказы диким животным и распределяет добычу на весь год. Такая добыча называлась повеленной. Поэтому если на Егория волк уносил со двора овцу или собаку, то говорили: «Что у волка в зубах — то Егорий дал». Под Орлом верили, что только у того хозяина волк овцу зарежет, кто забыл поставить свечу перед иконой святого.
Приметы Юрьева дня
Считалось, что на Егория Осеннего зима наконец вступает в права, начинаются морозы. В этот день ходили «слушать» колодцы. Если в них было тихо, ждали тёплой зимы, а если оттуда доносился плеск или треск, считалось, что зима будет суровой. На западе страны верили, что в этот день скупые люди приносят в дом домовину (гроб), ложатся в него и засыпают до зимы.
У воинов и князей Святой Георгий считался покровителем войска. Его просили о защите в битве и о победе. Во времена крепостного права Юрьев день долгое время считался единственным днём в году, когда крестьянин мог уйти от одного барина к другому. Этнографы обычно указывают на окончание полевых работ, однако они, как правило, заканчивались значительно раньше Юрьева дня. А в посевной озимых уходивший крестьянин участия уже не принимал, да и посевная эта заканчивалась до Успения Богородицы, то есть в августе.
К этому времени по всей Руси начинался активный ледостав: реки и озёра покрывались толстым слоем льда, и крестьянин мог по открывшимся путям спокойно переехать с одного места в другое. Переход был делом сложным: крестьянин забирал с собой весь скарб, скот, лошадей и вёз запас продуктов на год. Бывало и так, что барин не отдавал крестьянину скот и в обязательном порядке требовал отступных.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Эта поговорка возникла тогда, когда Юрьев день на Руси отменили. Впервые правило Юрьева дня упоминается в 1479 году в Судебнике, принятом великим князем Московским Иваном III Васильевичем. Правило это подтверждается в Судебнике Ивана Грозного 1550 года. По закону крестьянину давалось «окно» в две недели — одна до Юрьева дня и вторая — после Юрьева дня, чтобы он, заплатив «пожилое», мог сменить владельца.
Если в стране царил мир и не было засухи и неурожая, то крестьяне пользовались этим правом редко. Но во времена Ивана Грозного обстоятельства, среди которых были резкое похолодание и 25-летняя Ливонская война, стали вынуждать народ массово покидать нажитые места. Те, кто мог, меняли владельца, а кто не мог заплатить, просто бежали на юг. Это буквально разоряло землевладельцев, и потому примерно с 1581-го по 1592 год царским указом были введены «заповедные лета» — время, когда крестьянам было запрещено менять место жительства. До сих пор неясно, действовали ли заповедные лета на всей территории Руси, или на юге государства крестьяне и землевладельцы продолжали пользоваться правом перехода.
После 1592 года понятие заповедных лет исчезает из документов и летописей. Считается, что именно в это время крестьяне были окончательно закрепощены, но, когда именно это произошло, неизвестно. Одни историки утверждают, что при царе Фёдоре Иоанновиче, а другие — что при Борисе Годунове. Скорее всего, отмена Юрьева дня была обусловлена экономическим эффектом: крестьянин, понимая, что уйти не удастся, начинал более разумно относиться к земле и применять приёмы повышения урожайности.
После отмены Юрьева дня в народной среде появилось новое выражение — «объегорить», то есть обмануть. Появились и новые пословицы: «Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла!», «Верстался мужик по Юрьев день радеть о барском добре, а и засел что бирюк в норе».
При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное уложение 1649 года, которое отменяло сроки давности поиска беглецов, что окончательно закабалило крестьян. Юрьев день ушёл в прошлое, и крестьянин отныне стал принадлежать владельцу. Не удалось сохранить свободу и населению городских посадов – за побег их вообще могли казнить. С 1675 года крепостных разрешили записывать холопами, а холопов – крепостными.
Отмена перехода никак не сказалась на почитании Святого Георгия — его по-прежнему считали заступником и слагали о нём народные сказания. В них он представал сияющим богатырём, который обходил дозором свои владения — Святую Русь, повелевал глубокими морями, широкими реками и могучими зверями и сражался со змеиным войском за Русь-матушку. А от Юрьева дня и по сей день осталась церковная традиция: в этот день во всех храмах России служат молебны о благополучном пути, словно и сегодня русские люди собираются переселяться на новые места.
Комментариев: 1
Для комментирования авторизуйтесь!
Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря
26 ноября по старому стилю (= 9 декабря в XX–XXI вв.) в Православном календаре значится праздник Освящения церкви великомученика Георгия, которая находилась перед вратами Святой Софии Киевской (1051–1054). В народе – «осенний Юрьев день».
Примечательно, что это был первый собственно русский церковный праздник, внесённый в православные Месяцесловы. Уже вскоре после крещения Русь стала предощущать себя будущей преемницей слабеющей Византийской империи, а стольный град Киев – преемником Царьграда. В нём (по аналогии с Константинополем) был уже выстроен и свой собор в честь Софии – Премудрости Божией. А напротив Софии великий князь Ярослав Мудрый (в крещении – Георгий) поставил храм во имя своего небесного покровителя. Дата освящения тоже не была случайной: именно в этот день был освящён один из четырех Георгиевских храмов Константинополя. По преданию, и сам чин освящения совершил не грек, а первый русский глава нашей Церкви митрополит Киевский Иларион (1051–1054), что было прямым вызовом Константинопольскому патриархату, в состав которого входила тогда Русская Церковь на правах митрополии.
В Московской Руси этот национальный праздник стал официальным сроком, когда поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем порядную грамоту крестьянин имел право уйти от хозяина. Для этого ему требовалось лишь выполнить по отношению к нему все обязательства. Это было единственное время в году (неделя до и после Юрьева дня), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. В конце XVI века право перехода отменили, наступила полная крепостная зависимость, и сожаление о потерянном дне свободы запечатлели народные пословицы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» (кто-то впервые узнал о запрещении перехода). «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора» (да теперь уж нельзя)!
Для нашего времени это созвучно с сетованиями о внезапных денежных реформах, дефолтах и иных потрясениях. В России любят преподносить народу «сюрпризы», а он лишь охает и восклицает. Что поделать: долготерпение – даже бессмысленное – почитается у нас главной христианской добродетелью.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Другие названия: Юрьев день; Юрий холодный; Юрий осенний; Егорий зимний; Егорий холодный; Егорьев день; Георгий Победоносец
Церковное название: Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве
Значение: Приурочен к годовщине освящения собора Георгия Победоносца в г. Киеве
Традиции: Молитвы об удаче в дороге; возврат долгов
Народный праздник Егорий Осенний отмечается 9 декабря 2022 года (дата по старому стилю – 26 ноября). В православном календаре этот день посвящен годовщине освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве. В народе этот святой считается повелителем волков и покровителем земледельцев. Праздник носит название «осенний», потому что раньше, при старом летоисчислении, он приходился на осенний месяц ноябрь.
История праздника
В стародавние времена у дворян было принято строить храмы в честь своих небесных покровителей. Так и великий князь Киевский Ярослав Мудрый повелел воздвигнуть церковь в честь святого Георгия, именем которого он был назван при крещении. Место будущей стройки было выбрано недалеко от Киевского Софийского храма. Освящение церкви великомученика Георгия произошло 26 ноября (по старому стилю) 1051 г. Князь завещал праздновать это событие ежегодно.
Традиции и обряды
По традиции в этот день, если человека впереди ждала дальняя дорога, необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути.
Также считалось важным вернуть все долги до Егория Осеннего, иначе всю жизнь будешь должен.
Этот день очень ценился на Руси во времена крепостного права. Целых две недели (по неделе до праздника и после него) крестьянам разрешалось перейти от одного землевладельца к другому. Потом эту вольность отменил Борис Годунов в конце XVI века. А на свет родилась пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», которая выражала сожаление о потере свободы выбора.
Приметы
Волк воет поблизости от жилья – к сильным морозам.
Если из колодца ни плеска, ни шороха не доносится, то вся зима будет тихой.
Вода в колодце идет рябью – не миновать вьюг и метелей.