Праздник зачатия пресвятой богородицы

22 декабря Русская Православная Церковь вспоминает день чудесного зачатия Пресвятой Девы Марии праведной Анной. Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж

Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы

Даты

Историческое содержание

22 де­каб­ря Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­на­ет день чу­дес­но­го за­ча­тия Пре­свя­той Де­вы Ма­рии пра­вед­ной Ан­ной.

Свя­тая пра­вед­ная Ан­на бы­ла млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­на из ро­да Ааро­но­ва.

Муж ее, свя­той пра­вед­ный Иоаким, был ро­дом из ко­ле­на Иуди­на, из до­ма ца­ря Да­ви­да. По древ­не­му обе­то­ва­нию из ро­да Да­ви­до­ва дол­жен был про­изой­ти Мес­сия.

Су­пру­ги жи­ли в На­за­ре­те Га­ли­лей­ском. Еже­год­но они от­да­ва­ли две тре­ти сво­их до­хо­дов в Иеру­са­лим­ский храм и бед­ным. По осо­бо­му Про­мыс­лу Бо­жию свя­тая че­та до глу­бо­кой ста­ро­сти не име­ла де­тей. Су­пру­ги силь­но скор­бе­ли об этом, так как бе­с­ча­дие у ев­ре­ев счи­та­лось тяж­ким несча­стьем и на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Свя­тые го­ря­чо мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им потом­ства.

В один из празд­ни­ков, ко­гда из­ра­иль­тяне при­но­си­ли в Иеру­са­лим­ский храм да­ры Бо­гу, пер­во­свя­щен­ник, по­ла­гая, что без­дет­ный Иоаким не имел бла­го­сло­ве­ния Бо­жия, от­ка­зал­ся при­нять от него да­ры. Свя­той Иоаким был глу­бо­ко огор­чен. Он об­ра­тил­ся к ро­до­слов­ной две­на­дца­ти ко­лен из­ра­иль­ских и удо­сто­ве­рил­ся, что все пра­вед­ные му­жи име­ли потом­ство, вклю­чая сто­лет­не­го Ав­ра­ама. Не воз­вра­ща­ясь до­мой, свя­той Иоаким ушел в пу­сты­ню и про­вел там со­рок дней в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, при­зы­вая на се­бя ми­ло­сер­дие Бо­жие и омы­вая горь­ки­ми сле­за­ми свое бес­че­стие.

Су­пру­га его, свя­тая Ан­на счи­та­ла се­бя глав­ною ви­нов­ни­цею по­стиг­ше­го их го­ря.

Од­на­жды, уви­дев сре­ди вет­вей лав­ро­во­го де­ре­ва гнез­до с ед­ва опе­рив­ши­ми­ся птен­ца­ми, она слез­но мо­ли­лась о да­ро­ва­нии ей мла­ден­ца, обе­щая при­не­сти в дар Бо­гу рож­ден­ное ди­тя. Как толь­ко свя­тая Ан­на про­из­нес­ла сло­ва обе­та, Ан­гел Бо­жий воз­ве­стил ей об ис­пол­не­нии мо­лит­вы и от­крыл, что у нее ро­дит­ся дочь по име­ни Ма­рия, через Ко­то­рую бла­го­сло­вят­ся все пле­ме­на ми­ра. Об­ра­до­вав­шись, свя­тая Ан­на по­спе­ши­ла в Иеру­са­лим­ский храм, чтобы воз­бла­го­да­рить Бо­га и по­вто­рить обет о по­свя­ще­нии Ему ожи­да­е­мо­го мла­ден­ца.

С тем же бла­го­ве­сти­ем явил­ся Ан­гел и свя­то­му Иоаки­му в пу­стыне и по­ве­лел ему ид­ти в Иеру­са­лим. В Иеру­са­ли­ме свя­тая пра­вед­ная Ан­на за­ча­ла Бла­го­сло­вен­ное Ча­до и ро­ди­ла Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию.

До трех­лет­не­го воз­рас­та Пре­свя­тая Ма­рия жи­ла в до­ме сво­их ро­ди­те­лей, а за­тем тор­же­ствен­но бы­ла при­ве­де­на свя­ты­ми Иоаки­мом и Ан­ной в храм Гос­по­день, где вос­пи­ты­ва­лась до со­вер­шен­но­ле­тия.

См. так­же: Жи­тия пра­вед­ных Бо­го­отец Иоаки­ма и Ан­ны.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы,
глас 4

Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.


Перевод:

В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы,
глас 4

Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.


Перевод:

Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

начало земной жизни Пресвятой Богородицы

Икона святых праведных Иоакима и Анны в храме во имя прмц. Великой княгини Елисаветы Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска

22 декабря Русская Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Об этом событии мы знаем из Протоевангелия Иакова. Сам же праздник был установлен не позднее VII века. В этот день мы радуемся вместе с праведными Иоакимом и Анной о том, что Господь даровал им долгожданное чадо, и празднуем начало земной жизни Пресвятой Богородицы.

О празднике

Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете, были скромны, боголюбивы, воздержанны в быту и ежегодно отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По Преданию, праведный отец Богородицы был потомком царя Давида, а Ее мать — дочерью священника Матфана.

Как мы знаем из пророчества Исаии, Мессия должен был произойти из рода Давидова: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники… (Ис. 11: 1, 2, 10). Иессей — отец святого царя и пророка Давида.

Пятьдесят лет своей брачной жизни Иоаким и Анна терпели поношение из-за бесчадия, так как у иудеев это считалось наказанием Божиим. Но супруги безропотно несли тяжесть этого испытания, уповали на Бога, пребывая в посте и молитве, и поддерживали друг друга взаимной любовью.

Иоаким и Анна деталь фрески

Иоаким и Анна. Деталь фрески «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога

Однажды, когда Иоаким по обычаю пришел в храм принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отказался принять ее, сказав, что Иоаким, должно быть, очень грешный человек, раз Бог его так наказывает. Не возвращаясь домой, Иоаким в горе ушел в пустыню и провел там 40 дней в строгом посте и молитве.

Анна же, узнав о случившемся, со слезами молилась Богу о даровании ребенка. Вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и в семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру».

Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, молящемуся в этот момент в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это».

Через некоторое время у благочестивых супругов родилась Дочь, и, по иудейскому обычаю, в пятнадцатый день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, — Мария, что по-еврейски означает «госпожа, надежда».

Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась Госпожою и Надеждою всего творения Божия.

Икона праздника

Существует множество видов икон праздника Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы.Но, наверное, самая известная и умилительная из них — та, где праведные Иоаким и Анна представлены обнимающими друг друга после возвращения Иоакима из пустыни. На заднем плане у них Золотые ворота Иерусалима и сам святой град.

Возвышающийся над городом храм знаменует ветхозаветное Иерусалимское святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима и Анны. Здесь находился и камень, на котором спал Иаков, видевший во сне «Лествицу» — прообраз Богоматери.

Эту икону также называют «Встреча у Золотых ворот».

миниатюра Минология Василия II

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Еще на одной иконе праведная Анна изображается с маленькой Марией на левой руке. Поза и выражение праведной Анны сосредоточенны и благоговейны. Лик будущей Богородицы с нежностью обращен к Своей матери.

иконы праведной Анны с Богородицей

Иконы праведной Анны с Богородицей работы сестер Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска

О почитании святых Богоотец Иоакима и Анны

Святым праведным Иоакиму и Анне молятся бездетные пары о пополнении в семье. Ведь, будучи в преклонных летах, они не оставили своих молитв и с верой и надеждой молили Бога о даровании чада. Господь исполнил их прошение в нужное время.

Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия (в 74 года), Господь показывает нам, что праведные родители своим смирением, любовью и доверием к Богу дали возможность осуществиться чуду.

Будем же и мы, по примеру праведных Богоотец Иоакима и Анны, усердными и настойчивыми в своих молитвах и прошениях. И, главное, — даже в самых трудных ситуациях не отчаиваться и иметь твердое убеждение, что всё, что нам нужно и полезно, Господь непременно исполнит в свое время.

святые праведные Иоаким и Анна

Святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы («Ласкание Младенца Марии»). Греческая икона XVI века. Византийский музей в Кастории, Греция

Молитва праведным Иоакиму и Анне

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!

К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

20.12.2022

Есть какая-то трудноуловимая закономерность в том, что праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной отмечается в самый короткий день в году. Даже не хочется вести не теряющий популярности «календарный спор» — новый стиль, старый стиль… По большому счету, значения не имеет. Но очень уж символично это совпадение. 

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

История человечества в целом трагична. Рушатся под ударами войн, стихий, болезней и времени целые государства. Стираются с лица земли творения человеческого духа. Исчезают народы. Смертен каждый человек. Только сама жизнь имеет значение — правы экзистенциалисты! — потому что смерть каждый раз обнуляет ее. Был человек — и нет. Хорошо, если есть кому вспомнить его, а иначе даже следа не останется, лишь груда костей. Жизнь и смерть связаны между собой, образуют единый Уроборос, и нет силы, которая заставила бы эту змею прекратить пожирать саму себя и дала бы смысл этому бесконечному движению из небытия в небытие. 

Или есть?

Весь сюжет, связанный с рождением Девы Марии — преодоление смерти. Иоаким и Анна, праведные и любящие люди, должны были уйти из мира, оставив после себя разве что недвижимость для непрямых наследников — детей у них не было, учеными и писателями они не были, память человеческая коротка, а до изобретения фото и видео оставалось около двух тысяч лет. Пожилая чета, не прославленная ни чудесами, ни знатностью рода (потомков у царя Давида было несчитано), они были настолько маленькими людьми, что священник Иерусалимского храма был уверен: Сам Бог их не замечает, ибо зачем смотреть на то, что станет горсткой праха, что навсегда заберет смерть? 

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Икона второй четверти XVI века из собрания Псковского музея-заповедника

Философ Альбер Камю сравнивал жизнь человека с трудом Сизифа, обреченного целую вечность в аду выполнять бессмысленную работу — катить огромный камень в гору. Это очень похоже на такое пустое существование, когда от человека не остается ничего. Камю предлагает человеку увидеть смысл именно в этом камне, в самой жизни, как бы нелепа она ни была. 

Неплохой вариант решения проблемы, если рассматривать ее с позиции самого Сизифа. Но Иоаким и Анна хотели иметь значение в глазах Божьих, поэтому они взывают к Богу и просят их закинуть этот бестолковый камень подальше, а им дать настоящий смысл, единственный — продолжение жизни.

Без этого смысла их горе всепоглощающе, мрачно, как самая долгая ночь (вспомните, как плачут бесплодные жены в Ветхом Завете).

Они даже не просят освободить их из самого ада — неизбежной смерти, самой смертности, этой родовой болезни человечества. Они и не предполагали, что это возможно!

Но происходит необыкновенное, немыслимое, нарушающее казавшиеся незыблемыми законы природы. Эхом из недалекого будущего доносится разрушение цепей ада: Бог обещает Иоакиму и Анне ребенка, дочку. Анна узнает, что в ее Дочери прославятся все народы. Счастливой матери еще предстоит узнать, что Чадо ее станет одной из первых, кого не сможет проглотить смерть. 

Одна из икон праздника включает в себя изображение Девы Марии, попирающей ногой змея — да-да, ту самую змею, врага рода человеческого, саму смерть, поедающую и обессмысливающую все живое. 

И с этого дня, после самой долгой ночи отчаяния и оплакивания бессмысленности, день начинает удлиняться, чтобы, наконец, наступил вечный светлый День Солнца Правды — Христа — Логоса — Смысла.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник засолки капусты
  • Праздник зарница это
  • Праздник зануды день
  • Праздник замужних женщин
  • Праздник закрытия школьного лагеря