Праздник зеленые святки сценарий

В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.Кратк

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Пудожа Республики Карелия

186150 г. Пудож ул. Пионерская 21 тел. 5-15-14

Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей – 2019»

Номинация:

сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик»

Составила Александрова Галина Юрьевна,

педагог – организатор

2019 год,

г. Пудож

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников. Подытожить результаты трудовой деятельности, порадоваться успехам, разделить свою радость с близкими – цель праздничных торжеств. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

В народной культуре встречаются различные формы праздников: праздники-концерты, театрализованные праздники. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для Дома творчества наиболее естественны те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, «Покров», «Масленица», «Новый год» и т.д.. Включать ребят в процесс подготовки праздника неотъемлемая часть работы педагога-организатора.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающего поколения.

 Во-первых, обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих, праздник — это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии. В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как не терялась связь поколений созидающих на родной земле, объединённых общим трудом и общим празднеством.

Номинация: сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик».

Цель: формирование интереса у детей к русским народным традициям празднования Зелёных святок, создание благоприятных условий для созревания у обучающихся положительного отношения к народному наследию.

Задачи:

Образовательные:

• расширить знания детей об истории русских народных праздников;

Развивающие:

• познакомить с традициями и обычаями русского народа;

• знакомство с русским фольклором (частушки, песни, танцы, игры).

Воспитательные:

• воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему, чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.    

Возраст – участники летнего детского лагеря Дома творчества 8-12 лет.

Количество участников – 20-25 человек.

Предварительная подготовка: подбор народных костюмов, разучивание частушек, народных игр, танцев.

Оформление: в зале предметы стилизованного деревенского дома, на столе –  скатерть,  вазы с веточками берёзы,  предметы домашней утвари. Присутствует оформление летнего праздника на сцене: берёза, берёзовые ветви, солнце, летняя цветовая гамма в оформлении задника.

Оборудование и реквизит: музыкальный  центр, рояль, фонограммы — минусовки, костюмы, угощение ( яйца), реквизит персонажей ( берёзовый веник, ленты, веточки берёзы), для игр ( шляпа), мел.  

План проведения:

Встреча гостей. Звучит мелодия русской народной песни «На зелёном лугу»

• Появление ведущей в народном костюме. Рассказ об истории праздника Семик.

Появляется Семик – персонаж в народном костюме с корзинкой в руках. Его рассказ о традициях праздника.

Выход девочек. Загукание русалок. Частушки. 

• Завивание берёзки

• Хоровод «Во поле берёза стояла», игра-танец «Ручеёк»

• Игра «Обжималки»

• Игра с мальчиками «Нос»

• Продолжение праздника. Игры на улице: «Окошечки», «Горелки», «Плетень»

• Заканцовка праздника: общий хоровод, угощение.

Сценарий «Зелёные святки. Семик».

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок с главным его днём, который назывался Семик. Зелёные святки или ещё их называют русальей неделей начинались перед церковным праздником Троицы и продолжались после него. Здесь переплетаются традиции славянского народного праздника с каноническим церковным праздником Троицы. Праздник проходил с хороводами, играми, плясками, с весёлыми песнями. Троицу называют праздником русской березки, которая является символом Руси. Березка считалась деревом счастья. Дерево украшали лентами и венками. Ее очень почитали и любили наши предки. А венки и просто березовые веточки хранили и свято верили, что они — надежный оберег, спасающий от напастей, от бед и дарующий счастье.

До сих пор на Руси на праздник Троицы принято березовыми ветками изгонять из домов всякую нечисть, украшать  жилища берёзовыми ветками, молодой зеленью, травами, цветами. Сегодня мы познакомимся и с другими народными традициями этого праздника.

Под русскую весёлую мелодию с корзинкой в руке, пританцовывая,  входит Семик.

Семик: Я — Семик. Прихожу в четверг перед Троицей.

В старину меня любили и почитали.

Пришёл лето вам красного обещать,

Да здоровья всем недюженного, да богатства видного.

Ведущая: Семик, а сбудутся ли твои обещания? Обещать — то всякий может!

Семик: Целительная сила березовых веток в эти дни велика.

Оберегали ветки березы от всяких нечистых духов.

Вот и я берёзовый веничек сейчас возьму,

И берёзовым веничком вас «угощу».

 Семик под весёлую русскую мелодию   похлопывает детей веничком, изгоняет недуги, приговаривая:

Вылечу всех я берёзовым веником,

Отвлеку от вас горе и беду, призову к вам богатство.

Пусть уходит горе, болезни, неприятности!

Семик:

Девочки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали, загадывали желание, украшали берёзку лентами, цветами, водили хороводы вокруг берёзки, ведь берёзка дарила человеку сверхъестественную живительную силу! А я — Семик был днем, который предсказывал, чему статься.

Выходят девочки.

(1-я)  — Вот дружки да подружки и честной Семик к нам в гости пожаловал, Зелёные Святки настали, скоро и Троица.  

(  -я)  — Радуйтесь, радуйтесь, скоро святая Троица!

(  -я)  — А знаете, что на Семик перед Троицей случается?

(  -я)  — Может, что и знаем, да всё равно расскажи!

(  -я)  — В эту пору русалки на поля выходят! И играют там в свои игры. И там, где они играют, такой колос родится!!

(  -я)  — Так это ж разве плохо?

(  -я)  — Оно конечно хорошо было бы, кабы не русальи шутки!

(  -я)  — Да что ж за шутки-то такие?

(  -я)  — Сказывают, что могут  русалки путников заманивать ауканьем своим! А как заманят – враз уморят, защекочут до смерти!

( -я)   Русалка почитается у нас как лесная богиня, в кукушек русалки превращаются. Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует тебя, защекочет да и утащит к себе на дно. На русальей неделе купаться нельзя.

(  я)  — Ой, и я об этом слыхала! Бабка Марфа сказывала!

(  -я)  — Ох, боюсь я, страшно-то как!

(  -я)  — Да что ж делать-то?

(  -я)  — А давайте мы русалок обманем! Загукáем их, авось испугаются!

ВСЕ  — Давайте!

 ЧАСТУШКИ

1. Мы вокруг берёзки встанем,

Платочки в руки мы возьмём.

Радостно и звонко вместе

Мы частушки  запоём.

2. Вот сегодня Троица,

Земля травой покроется.

Скоро миленький приедет

Сердце успокоится.

3. Куковали две кукушки

Во саду на вишенке.

Горевали две подружки

По дружку по Мишеньке.

4.С неба звездочка упала

На сарайчик тесовой.

Отдай, милый мой, колечко

И платочек носовой.

5.Под высокие окошки

Подставляла лесенки.

Под миленкову гармошку

Подпевала песенки.

6.  В Троицу венки вязали,

Опускали по воде,

И гадали мы с подружкою,

О будущей судьбе.

7.  Девки в лес пошли, запели,

По лесочку раздалось

У берёзоньки мальчишек

Очень много собралось.

Семик: Есть у меня корзина с лентами цветными, расписными,

приглашаю девочек к берёзке подойти, да «русы косы» её заплести

Украсить её по старинному обычаю, да загадать при этом желание заветное.

Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и раздаёт по ленточке всем девочкам. Девочки вплетают ленточки в берёзовые ветви.

Ведущая: Вот березка и готова! К празднику наряжена

И к весёлым хороводам, лентами украшена.

Семик: Становитесь же, девчата, поскорее в хоровод,

ХОРОВОД «Во поле берёза стояла» игра-танец «Ручеёк»

Семик: Эй, ребята, детвора, познакомится пора

Кругом, кругом все вставайте, и со мною поиграйте!

Игра «ОБЖИМАЛКИ».

Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается Семик называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются ( то есть – обхватывают друг друга )по ТРИ человека.

Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».

Музыка. «Хороводики» кружатся.

Семик: Пять!

Дети объединяются по пять человек… И так далее.

Семик: вот и поиграли для начала, познакомились. Присаживайтесь, друзья!

А знаете ли вы, что в то время, пока девушки завивали берёзку, плели венки да водили хороводы, мужское население отправлялось на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, шарманщиков и медвежьих танцев.

Приглашаю мальчишек на весёлую игру.

Игра «НОС»

Игра для мальчиков. Участники садятся гуськом друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать Семик) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

Ведущая: дорогие друзья, для продолжения праздника, я приглашаю всех выйти на улицу.

Игры на улице.

Игра «ОКОШЕЧКИ»

— Дети стоят кругом вокруг берёзки, взявшись за руки подняв руки вверх. Семик ходит за кругом (по солнцу) заглядывая «в окошки» и говорит громко слова:

Я хожу, хожу, хожу и в окошечки я гляжу,

Я тихонечко возьму и в окошко постучу.

(Останавливается за спиной ребёнка и говорит): Тук, тук! (рукой об плечо, имитируя стук)

Ребёнок: Кто там?

Семик: Это я Семик (называет своё имя), а ты кто?

Ребёнок отвечает: Я — Ваня! (называет своё имя)

Семик: Побежишь со мной на перегонки?

Ребёнок отвечает: Побегу.

Встают за круг спинами друг к другу, все считают:

 — Раз, два, три, беги!

По команде бегут за кругом в разные направления на перегонки, кто быстрей добежит до своего места, возьмёт соседей за руки, (образовав круг), тот и победил. Кто не успел тот ходит за кругом заглядывая в окошки и произнося громко слова, выбирая и знакомясь с другими детьми.

 Игра «ГОРЕЛКИ»  

Выбираем водящего — «горящего». Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором на распев говорят: гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Начиная со слов «глянь на небо», «горящий» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, один игрок идёт слева, другой справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперёд мимо «горящего». Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой) игроки стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (линией мелом или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут.

На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все. Кого поймает, с тем становится парой впереди колонны. «Горельщиком» становится игрок, оставшийся один. Если же водящий никого не поймал, он снова ловит следующую пару.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень —

В зной прохлада радует.

 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень

На меня не падает.

 Заканцовка  праздника.

Ведущая: В Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

С давних пор и по сей час

Хоровод в чести у нас.

Семик: Эй, честной народ, заводи вокруг берёзки хоровод.

Ведущая: Ой, как здорово мы пели, хороводы водили,

 И в народные игры играли, берёзку «завивали»,

 Старинный праздник «Зелёные Святки» мы вместе весело встречали!

Семик: Но пришла пора, подкрепиться детвора!

Семик берёт под берёзкой корзинку

Ведущая: Главное лакомством на Троицу – яйца, друзья,

Ведь яйца на Троицу первейшая еда!

Семик: Детвора угощаю вас, посмотрите, по яичку разберите.

Семик берёт корзину с яйцами, раздаёт их всем участникам праздника.

Семик:

Прихожу я каждый год, созываю хоровод.

Славно пели все, плясали, славно праздник вы встречали. Ну, а мне пришла пора попрощаться, детвора.

Ведущая: ребята, давайте поблагодарим нашего гостя и сфотографируемся с ним на память.

Общее фото.

Участник конкурса

Торкина Татьяна Алексеевна,

Музыкальный руководитель,

МАДОУ д/сад № 1,

города Тюмени

Сценарий обрядового праздника «Зеленые святки», («Троицу встречаем»)

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Стимулирование нравственного и духовного взросление детей, через приобщение их к многовековым традициям «старины».

Задачи:

1.                 Научить детей любить, ценить культуру своих предков при помощи ознакомления с детским песенно-игровым, обрядовым фольклором.

2.                  Дать возможность детям самим соприкоснуться с истоками народной мудрости, традиционной культурой.

3.                 Воспитать интерес к русскому народному творчеству.

Действующие лица: взрослые:  Две Ведущие – девушки в русских сарафанах, с венками  на голове, Семик – в русской рубахе, штанах, с берёзовым венком на голове, фольклорная группа — 12 девочек из старшей группы в русских сарафанах, с венками на головах.

Атрибуты: Молодое деревце — Берёзка, крестовина, берёзовый веник, веночки на всех участниц праздника, две берёзовые ветки, узелки с киндер сюрпризами, шоколадные яйца «киндер-сюрприз»  на всех детей,  корзина с цветными лоскутками, лентами, все участницы праздника заранее готовят в группах украшения из природного, бросового материала: (бусы, серьги, крестики, платочки), стул, кушачок (лёгкий поясок), гармошка, 12 цветных платочков.

Праздник проводится на уличной  спортивной площадке. В центре площадки – установлена крестовина под берёзку. Звучит  фонограмма русских народных песен. Дети старших групп рассаживаются на трибуне.

Выходят в центр площадки ведущие

Ведущая 1: Здравствуйте, ребята,

Ведущая 2: Здравствуйте девчата!

Ведущая 1: Сегодня мы поведём разговор об обычаях и обрядах русского народа, которые из старины, из глубины веков дошли до наших дней.

Ведущая 2: Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица.

Ведущая 1: Троица — праздник подвижный, у него нет определенного дня в календаре. Дата Троицы определяется отсчетом от Пасхи — празднуется она на пятидесятый день.

Ведущая 2: Праздник проходил с хороводами, играми, плясками, с весёлыми песнями.

Ведущая 1: И мы наш праздник начинаем  с русской народной песни

«Ой, чу–чу, ой, чу-чу, я горошек молочу».

Ведущая 2: Встречайте громкими аплодисментами  воспитанницу нашего детского сада Ксению Кушнер.

песня:  «Ой, чу–чу, ой, чу-чу, я горошек молочу»

Ведущая 1: Ещё аплодисменты, Ксении Кушнер, лауреат городских, областных конкурсов: «Сибирские Родники», «Золотой микрофон», «Надежда Сибири», «Волшебные ступеньки».

Ведущая 2: А сейчас ребята для зарядки, разгадайте-ка загадки?

Вы вертитесь,  не зевайте, дружно, хором отвечайте.

Ведущая 1: Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купайтесь разрешаю.

И любите за это, вы все меня. Я ….(лето)

Ведущая 2: Ждёт нас в гости друг зелёный,

Ждут берёзки, липы, клёны,

Травы, птицы и цветы небывалой красоты.

Сосны, ели до небес, друг зелёный это….(лес)

Ведущая 1: Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?

Внимание, внимание слушайте задание!

Любит подберёзовик лес какой? … (берёзовый)

Ведущая 2:  А теперь отгадайте, что за дерево такое:

Клейкие почки, зелёные листочки,

С белой корой, стоит под горой! ….(Берёза)

Ведущая 1: Троицу называют праздником русской березки, которая является символом Руси. Березка считалась деревом счастья.

Ведущая 2: На Рождество срубали ёлку, а на Троицу — березку, которую также украшали лентами и венками. Ее очень почитали и любили наши предки.

Ведущая 1: До сих пор на Руси на праздник Троицы принято березовыми ветками изгонять из домов всякую нечисть, украшать  жилища берёзовыми ветками, молодой зеленью, травами, цветами.

Ведущая 2: Березка — неизменный атрибут Троицких гуляний.

«Ты порадуйся белая берёзонька»

Выходит фольклорная группа девочек в русских сарафанах с узелками в руках, одна вносит берёзку, с песней проходят кругом перед трибуной и останавливаются в центре лицом к зрителям, ставят в крестовину берёзку.

1. Ты порадуйся белая берёзонька,

Ой, люли, люли, белая берёзонька.

2. Мы к тебе идём девки красные,

Ой, люли, люли, да с молодками.

3. Мы тебе  несём дрочён масляных,

Ой, люли, люли, дрочён масляных.

4. Дрочён масляных, сыр с сметаною,

Ой, люли, люли, сыр с сметаною.

Девочки фольклорной группы после песни узелки с едой складывают под берёзку, и присаживаются на трибуну.

Ведущая 1: Березка красавица, стройная, кудрявая!

К тебе девушки пришли, пироги принесли со яичницею!

Ведущая 2: О Троице сложено множество народных поговорок:

Бог любит троицу. Без троицы дом не строится.

Ведущая 1: Ой, ребята посмотрите, кто спешит к нам, поглядите.

Под русскую весёлую мелодию  с корзинкой в руке, с венком на голове,  пританцовывая  входит Семик,

Семик: Я — Семик. Прихожу в четверг перед Троицей.

В старину меня любили и почитали.

Пришёл лето вам красного обещать,

Да здоровья всем недюженного,  да богатства видного.

Ведущая 2: Семик, а сбудутся ли твои обещания?

Обещать — то всякий может!

Семик: Целительная сила березовых веток в эти дни велика.

Оберегали ветки березы от всяких нечистых духов.

Вот и я берёзовый веничек сейчас возьму,

И берёзовым веничком ребяток угощу.

Вы ребята подходите, да не бегите, всё равно догоню, от недугов вас спасу.

Музыкально-подвижная игра «Догоню, отвлеку от вас беду!»

Семик под весёлую русскую мелодию бегает за детьми, похлопывает веничком, изгоняет недуги, приговаривая:

     Вылечу всех я берёзовым веником,

Отвлеку от вас горе и беду, призову к вам  богатство.

Пусть уходит горе, болезни, неприятности!

Ведущая 1: Ребята остановитесь  во кругу, поклонитесь  Семику.

Семик подожди, устал ты бегать, отдохни.

Да ребятам расскажи, почему  в народе тебя называют девичьим праздником?

Семик: Девочки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали, загадывали желание, украшали берёзку лентами, цветами, водили хороводы вокруг берёзки, ведь берёзка дарила человеку сверх естественную живительную силу! А я Семик был днем, который предсказывал, чему статься.

Ведущая 2: А селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами.

Ведущая 1: В Семик (четверг)  девочки, надеваем лучшие наряды, плели венки из веток березы и цветов, и шли завивать березку.

Семик: Есть у меня корзина с лентами цветными, расписными,

Приглашаю девочек к берёзке подойти, да «русы косы» её заплести

Украсить её по старинному обычаю, да загадать при этом желание заветное.

Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и раздаёт по ленточке всем девочкам.

Ведущая 2: На поляне, на лугу гнулася березонька.

Завивали девушки, лентой украшали,

Лентой украшали, да  желанье загадали.

Под фонограмму песни «Во поле березонька стояла»,

девочки походят к берёзке загадывают желание и завязывают  на неё ленточки.

Ведущая 1: Вот березка и готова! К празднику наряжена

И к девичьим хороводам, лентами украшена.

Семик: Становитесь же, ребята, поскорее в хоровод,

В этом чудо — хороводе, пусть каждый парочку найдёт!

«Как по травке» – хороводно-игровая песня

Семик выбирает 6-8 мальчиков, приглашает их в центр  (к берёзке) раздаёт им по веночку. Ведущие образуют общий круг со всеми детьми, под песню идут по солнцу, держась за руки. Семик и мальчики держат в руках перед собой веночки, двигаются против солнца, друг за другом образуя внутренний круг. На слова: Карагод гуляем, пары выбираем…мальчики выбирают девочек, одевают им венки на головы, выводят в центр, кружатся лодочкой, сначала в одну, затем в другую сторону. (Повторяют движения за Семиком)

Что по травке, травке зелёной муравке

Припев: Розан мой розан, виноград зелёной.

По зелёной травке карагод гуляем,

Припев: Розан мой розан, виноград зелёной.

Карагод гуляем, пары выбираем,

Припев: Розан мой розан, виноград зелёной.

Пары выбираем, летечко встречаем,

Припев: Розан мой розан, виноград зелёной.

Ведущая 2: Приглашаем тебя, Семик,  порадоваться лету красному, хороводы с нами поводить, в игры народные поиграть.

Семик: Отчего ж не поиграть,

Эй, детвора в ручеёк играть пора!

«Ручеёк»

Ведущая и Семик встают в пару, берутся за руки и поднимают их над головой. За ними — все играющие. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу ручейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (выбирает себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка (звучат русские наигрыши).

          Игра продолжается.

Семик: Эй, девчата хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Ведущая 1: Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей.

«Частушки»

Фольклорная группа 12 девочек в центре (возле берёзки) под гармошку исполняют частушки, пританцовывая с платочками в руках.

1. Мы вокруг берёзки встанем,

Платочки в руки мы возьмём.

Радостно и звонко вместе

Мы частушки  запоём.

2. Вот сегодня Троица,

Земля травой покроется.

Скоро миленький приедет

Сердце успокоится.

3. В Троицу венки вязали,

Опускали по воде,

И гадали мы с подружкой,

О будущей о судьбе.

4. Девки в лес пошли запели,

По лесочку раздалось

У берёзоньки мальчишек

Очень много собралось.

5. В духов день, да в Троицу

С подругой шла я по лесу,

Под гармошку песни пела

Не жалела голосу.

Ведущая 1: Березоньку прославляли: — Белая березонька, берёзонька кудрявая!

Ведущая 2:  Ходи с нами гулять, мы тебе будем песни распевать,

Вокруг тебя в игры играть.

Семик: Эй, ребята, детвора, познакомится пора

Кругом, кругом все вставайте, и со мною поиграйте.

«Окошечки»

— Дети стоят кругом вокруг берёзки, взявшись за руки подняв руки вверх. Семик ходит за кругом (по солнцу) заглядывая «в окошки» и говорит громко слова:

Я хожу, хожу, хожу и в окошечки я гляжу,

Я тихонечко возьму  и в окошко постучу.

(Останавливается за спиной ребёнка и говорит): Тук, тук!

 (рукой об плечо, имитируя стук)

Ребёнок: Кто там?

Семик: Это я Семик (называет своё имя), а ты кто?

Ребёнок отвечает: Я  Ваня! (называет своё имя)

Семик: Побежишь со мной на перегонки?

Ребёнок отвечает: Побегу.

Встают за круг спинками друг к другу, все считают:

 — Раз, два, три, беги!

По команде бегут за кругом в разные направления на перегонки, кто быстрей добежит до своего места, возьмёт  соседей за руки, (образовав круг), тот и победил. Кто не успел тот ходит за кругом заглядывая в окошки и произнося громко слова,  выбирая и знакомясь с другими детьми.

После игры ведущие приглашают детей посидеть, отдохнуть на свои места.

Ведущая 1: Вы знаете, ребята, праздник Троицы богат разными традициями. В этот день умывали глаза водой из реки, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкие монетки — на счастье; девочки — загадывали желания и кумовались.

Ведущая 2: Кто хочет покумоваться, чтобы никогда не ссориться?

Девочки выходите, да хоровод вы заводите.

Ведущая обращается к фольклорной группе

«Пойдёмте, девки в лес гулять»

Под песню «Пойдёмте девки в лес гулять» фольклорная группа водит хоровод вокруг берёзки, девочка-запевала  ходит в центре круга, венок на голове, на слова: «а мы веночки наплели», девочка – запевала снимает с головы венок, держит обеими руками перед собой, на слова: «а мы подруженьку нашли», подходит к понравившейся девочке, протягивая к ней свой венок, девочка выходит из круга в центр берётся руками за венок.

Пойдёмте, девки в лес гулять,

Зелёных венков завивать,

А мы веночки наплели,

А мы подруженьку нашли,

Через венок кумились,

С подружкой породнились.

Девочка- запевала: Покумимся, кума?

Подружка отвечает: Покумимся!

Девочка- запевала: Чтоб нам с тобой не браниться, вечно дружиться!

Через берёзовый венок «кумяться» — троекратно в щёчки целуются друг с другом.

Ведущая 1: Кумушки, кумитеся, где сойдетесь, поклонитеся,

Домой пойдете — не бранитеся.

Ведущая 2: Во время кумления девочек приветствуют так:

 «Еще вам подрасти да побольше расцвести».

Семик: А ну девчата все выходите и подруг себе найдите.

Ведущая и Семик раздают девочкам желающим веночки. Девочки во время песни «Покумимся кума»  (исполняет фольклорная группа), выбирают себе подружек, троекратно целуются через венок, обмениваются венками, самодельными  подарками: бусами, серьгами, крестиками, разукрашенными платочками (украшениями  из природного, бросового материала.).

«Покумимся кума»

 Покумимся, покумимся, покумимся,

Покумимся, полюбимся, полюбимся.

Ты мне кума, ты мне кума и я тебе, и я тебе.

Ты мне душа, ты мне душа и я тебе, и я тебе.

Ведущая 1:  Покумившиеся девочки считаются подругами на всю жизнь.

А венки и просто березовые веточки хранили и свято верили, что они — надежный оберег, спасающий от напастей, от бед и дарующий счастье.

Ведущая 2:  Ребята, а кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правильно, «Горелки».

Семик: Играть в «горелки» — благодать!

А посему — начнём играть.

«Горелки»

Горелки были традиционной игрой летних праздников. Семик выбирает водящего — «горящего». Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором на распев говорят:          Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Начиная со слов «глянь на небо», «горящий» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идёт  слева, другой справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать  вперёд мимо «горящего». Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой) игроки стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (линией на песке или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все. Кого поймает, с тем становится парой впереди колонны. «Горельщиком» становится игрок, оставшийся один. Если же  водящий никого не поймал, он снова ловит следующую пару.

При этой игре используются разные приговорки, например:

1.                 Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

2.                           Гори, гори жарко! Едет Захарка,      

Сам на кобылке. Жена на коровке.

Дети на тележках, слуга на собаках,

Погляди-ка вверх – там несется пест.

3.                 Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Стой подоле, гляди на поле,

Едут там трубачи да едят калачи.

Стой, гори на месте, гори, не сгорай,

По бокам глазами поменьше стреляй,

А гляди на небо, там журавли, а мы ноги унесли!

4.                 Погляди на небо: Звезды горят,

Журавли кричат: Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

Ведущая 1: Кушачок есть у меня, вот ещё одна игра.

Вы ребята не зевайте кого задену догоняйте.

 «Кушачок»

 Играющие все дети и Семик  становятся в одну шеренгу (по песку прочерчивается линия) лицом к ведущей – «к водящей» (к центру), в центре на расстоянии 15 шагов, стоит берёзка, перед ней  в двух шагах стоит стул, ведущая ходит вдоль шеренги выбирает себе игрока, например Семика, задевает его «бьёт» кушачком по ногам, Семик бежит за ведущей «водящей», она убегает обегает стул, бросает на него кушак, догоняющий Семик должен обязательно в том же направлении обежать стул, взять со стула кушак в руки и успеть догнать «водящего» — ведущую кушаком, (ударить, задеть) пока она не забежал за прочерченную линию, если догнал, задел «водящего» кушаком, то водящий снова водит, выбирает другого игрока, если не догнал, то Семик становится водящим, ходит вдоль шеренги выбирает, задевает, убегает, кого задели догоняет. Игра продолжается.

Ведущая 2: В Троицу было принято водить хороводы. Наш предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

Ведущая 1:  С давних пор и посейчас

            Хоровод в чести у нас.

Семик: Эй, честной народ, заводи вокруг берёзки хоровод.

 «Завяду я крывой танок» –  хороводная песня

ФОТО (7093748)

Ведущая заводит хоровод ( капустка, змейка)

Завяду я (кривой танок) – 3р.

Кривой танок (Василёчек) – 3р.

Первым разом (я садила) -3р.

Другим разом (поливала) -3р.

Третьим разом (цвет сорвала) -3р.

Сорву цветок (пойду в танок) -3р.

Ведущая 1: Ой, как здорово мы пели, хороводы водили,

Ведущая 2: И  в народные игры играли, берёзку «завивали»,

Ведущая 1: Старинный праздник «Зелёные Святки» мы  вместе весело встречали!

Семик: Но пришла пора, подкрепиться детвора!

Семик берёт под берёзкой один из узелков

Ведущая 2: Главным лакомством на Троицу – яйца, друзья,

Ведь яйца на Троицу первейшая еда!

Семик: Детвора подходите, что у меня в узелке для вас посмотрите, по яичку разберите.

Ведущие выносят большую корзину с шоколадными яйцами (киндер-сюрприз), раздают  всем участникам праздника, герои прощаются с детьми и покидают площадку.

Ведущая 1: Вот и прощаться нам пора,

Все: До свидания, пока!

Приложение: ноты на 5 листах, описания танцев, фонограмма

Для запуска слайд — шоу нажмите на одну из фотографий

Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений  «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:

Проверенный на практике сценарий районного народного гулянья «Зеленые Святки» поможет вам провести русский праздник Троица, с ее традициями и обрядами.

Сценарий народного гулянья «Зеленые Святки»

  • По обеим сторонам территории ДК развернута выставка – продажа декоративно – прикладного искусства. Торговые ряды.
  • Напротив ДК, на площади Парка Победы, расположились площадки « Данковский пятачок», детская площадка « Теремок», « Липецкий край в живописи», « Песочные узоры», « Березкина коса»( мастер-класс по завиванию венков), « Кукушечка» ( мастер-класс).
  • Работает выставка-ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства Данковского района.
  • Работа площадки « Данковский пятачок», « Теремок»( детская площадка).
  • Работа площадок « Липецкий край в живописи», « Песочные узоры», « Березкина коса»( мастер-класс по завиванию венков), « Кукушечка»( мастер-класс).

В рамках праздника:

  1. беспроигрышная лотерея ( выигрыш – работы мастеров декоративно-прикладного искусства Данковского района)
  2. конкурс традиционных праздничных и обрядовых блюд
  3. конкурс русской пляски
  4. конкурс старинного костюма
  5. конкурс на лучший Троицкий венок
  6. награждение победителей по конкурсным номинациям. Закрытие праздника « Зеленые Святки». Общий хоровод всех участников праздника.

Открытие праздника « Зеленые Святки»

  • Подворье представляет собой избу, покрытую березовыми ветками. Около избы символ Троицы – березка.
  • Пол избы и место около избы, устлано травой и чабрецом.
  • В центре — стол-престол, на котором конкурсные традиционные праздничные и обрядовые блюда.

Из избы выходят Хозяин и Хозяйка. На фоне музыки:

Хозяин: Здравствуйте, люди добрые!
Хозяйка: Здравствуйте, гости званые!
Хозяин: Вы не спать пришли, не стоять пришли
Хозяйка: А праздник Троицу отмечать пришли.
Хозяин: Люди еще с древних времен привечали приход лета. А Троица – это праздник жизни, праздник возрожденной природы.
Хозяйка: Троица – это день всеобщей радости, день единения людей, когда, как сказано в Писании: « Сердце сердцу весть подает».
Хозяин: Праздник Троицу у нас любят все – верующие и неверующие. Рождество у нас любят, потому что…елки. Пасху – потому что куличи. А Троицу, потому что березки. Символ Троицы – береза. Это самое любимое в нашем Отечестве народом дерево.
Хозяйка: Дорогие друзья! С праздником светлого Дня Троицы, с праздником света, радости, любви! Доброго вам здоровья на долгие годы. Наши предки отмечали праздник широко, с соблюдением всех традиций и обрядов. Давай-ка, Хозяин, присядем да посмотрим, как чтутся троицкие традиции в современном мире.
( Хозяин с Хозяйкой присаживаются на лавочку около избы).
( С березовыми веточками выходит народный ансамбль песни и пляски « Вольный Дон» с песней « Ой, сад во дворе» . После исполнения песни группа остается на месте, разделяется на две половинки и из середины выходит Девочка – Березовая веточка :

Здравствуйте, люди добрые,
Здравствуйте, гости званые !
Я – Березовая веточка,
Дочка русской березки
Символ красоты и чистоты
Пришла к вам на праздник
Веселиться да хороводы водить березовые!

«Троицкий хоровод»

  • Танцевальный коллектив «Аина». Веточка берет Хозяйку и Хозяина за руку, участники вокальной группы все вместе завлекают в другой хоровод зрителей, окружая кольцом танцевальный коллектив.)

Веточка: Березонька желанная
Подруга долгожданная
Войди скорей в наш круг!
Войди зарею ясною
Косою зеленовласою
Здесь каждый тебе рад!

(Появляется Березка, кланяется гостям, обнимает Веточку).

Березка : Низкий поклон вам, люди гостеприимные! Пришла я к вам на неделе семиковой, неделе зеленой да русальной. В народе называют эту неделю Зелеными святками, когда русалки выходят из воды и качаются на березах. А я рада быть хозяйкой вашего праздника. Хочу, чтоб весело и радостно было сегодня всем. Пойте и веселитесь!
Разыгрался конь в поле
Попримял рожь-пшеничку
Отворяйте ворота деревенские
Пускайте девушек во луга гулять

  • Березка вместе с Веточкой подходят к настоящей березке. Выходят девушки в русских народных костюмах.

Одна из них с караваем кланяется всем зрителям и говорит:

1: Здравствуйте, люди добрые,
Здравствуйте, гости званые
Заходите к нам на праздник
2:(с кувшином воды) Умойтесь водой родниковой
Утритесь полотенцем расшитым
3: Испейте святой водицы
Завяжите ленточку на березке
Да загадайте желание
1: Троицкий каравай и скатерть заключают в себя особые тайны. Кусочки каравая нужно засушить в сухари и сохранить на свадебный обиход. Замесить эти сухари в свадебный пирог на счастье и любовь молодых. (Кладет каравай на скатерть под березу к другим яствам)

4 . Посадили березоньку,
посадили кудрявую,
5. Да под резным окошечком
С прутиком да с листочком.
6. Поливайте березоньку кудрявую
Поливайте да посматривайте.
7. Чтобы не завяли листики
Да не посохли прутики
8. Убирайте, наряжайте, да цветами полевыми

  • Все девушки и Березка с Веточкой вешают на березку ленточки, шары, празднично украшая виновницу торжества.

1 девушка: Девушки – красавицы, виновница торжества празднично украшена, венки завиты, не пора ли нам кумиться?
Все: Пора, пора!

Девушки попарно совершают обряд кумления со словами:

Покумимся, кума, покумимся
Чтоб век нам, кума, не браниться.
Где сойтися, кума, поклониться

  • Целуются через венок: до следующей Троицы девушки становились близкими подругами.

Березка: А еще на Троицу нужно в лес дубраву пойти, средь красавиц березок хоровод завести. Да венки завивать из зеленых ветвей. Любоваться любимой сторонкой своей.

Водят хоровод вокруг березки, затем присаживаются под ней, где разложены яйца, пироги, жбан с квасом. Завивают венки. Трапезничают.

Веточка ( обращаясь к березке): Люблю березу русскую
То светлую, то грустную
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчике
С красивыми застежками
С зелеными сережками
Люблю ее заречную
С нарядными заплечьями
То ясную, кипучую
То грустную, плакучую
Она всегда с подружками
Весною хороводится
Целуется как водится
Под ветром дому клонится
И гнется, и не ломится

Березка: Спасибо вам за добрые слова, мои дорогие. А знаете ли вы какие – то песни обо мне?

Песня «Ой, ты, береза» — ансамбль песни и пляски «Вольный Дон»

Веточка: Березка, это ни одна песня о тебе. Их много, где встречается слово « береза». Это и « Во поле березонька стояла», « Береза белая подруга», « То березка, то рябина»,
« И Родина щедро поила меня березовым соком», « Мне березка дарила сережки» и много других.

Девушки встают из-под березы и говорят:

1: Мы, матушка — береза, не только песнями тебя порадуем, но и пословицами, поговорками, приметами.

2. Бела береза да деготь горек.
3. Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
4. Березовый веник в бане – всем господин.
5. В семиковый четверг и троицкую субботу сей ячмень.
6. На Троицу дождь – много грибов.
7. На Троицу делают березовый венок, бросают в воду
8. Если венок тонет – к несчастью, плавает – к добру.
Веточка: Кстати про венок, давайте полюбуемся итогом мастер – класса « Троицкий венок», который проводила Любовь Александровна Вишнякова.

  • Девушки из танцевального коллектива с венками на голове делают проходку, демонстрируя троицкие венки.

Березка: Веточка, так у нас еще проходил мастер – класс по изготовлению троицкой кукушечки , мастер Надежда Николаевна Солодухина . Просим вас к нам на импровизированную сцену.
( Н.Н. Солодухина вместе с учениками поднимается на сцену, коротко рассказывает о технике изготовления кукушечки, обыгрывают мастер – класс :

Участница: Кукушка, кукушка, через сколько лет я замуж выйду?
Мастер: Скоро девица к тебе сваты пожалуют. Быть тебе замужней женщиной.
А всем гостям доброго здоровица и многих лет жизни.

  • Отходят в сторону, оставаясь на сцене.

Веточка: И работала площадка «Песочные узоры». Приветствуем Христину Таранникову (Выходит Х. Таранникова с несколькими участниками песочных узоров и рассказывает о традиции украшать песочными узорами придомовую территорию).

  • Все участники мастер – классов вместе с мастерами , 9 участниц театральной студии «Дар», участники танцевального коллектива « Аина» выстраиваются в «Ручеек», вовлекая в игру и зрителей. После нескольких проходок в « Ручеек», уходят в РДК.

Аукцион

Хозяйка: (обращаясь к Хозяину и зрителям): Вижу, что помнят наши жители традиции да
обряды троицкие.
Хозяин: Знают песни, пословицы да поговорки о березе.
Хозяйка: А я вам хочу предложить аукцион не простой. Все дело в том, что вы не знаете, что покупаете, но вещь эта необходима каждому.
Хозяин: Благодаря этому средству – милые наши женщины станут красивыми и стройными, мужчины – бодрыми и сильными, а дети – здоровыми.
Хозяйка: Итак, начальная цена – 20 рублей. Кто больше?

(Идет аукцион).

Хозяйка: Вот он – победитель! Как вы думаете, что вы купили за такую сумму? А теперь закройте глаза. А вот и приз – банка березового сока.
Хозяин: Победитель доволен? А всем остальным добрым людям бесплатные советы по искусству изготовления березовых веников. Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было обхватить ладонью.
Заготавливать их лучше вначале или в середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает целебными свойствами.
Хозяйка: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит, кости распарит, все тело поправит. А в народной медицине используются и почки березы, и кора, и ,конечно, сок – полезный, вкусный! А когда девушки собирались на свидание, то растирали между пальцев березовую почку. Это придавало рукам девушек неповторимый аромат, колдовс-
кой запах.
Хозяин: Праздник не кончается – веселье продолжается. Встречайте! В исполнении народного ансамбля песни и пляски « Вольный Дон» прозвучат две песни:

Концертная программа
(Фольклорные коллективы и солисты)

Хозяйка: Вот и повеселились на славу! ( обращаясь к Хозяину)Тебе понравилось?
Хозяин: Очень, поэтому хочется отметить тех, кто принимал участие в нашем празднике. Слово для вручения Грамот предоставляется…

  • Оглашается список по протоколу оргкомитета
  • Выступления и награждение победителей по конкурсным номинациям.

Хозяйка: Уходя с праздника, не забудьте березовые веточки, сохраните их, придите домой, украсьте ими ворота или калитку, — это по поверьям сохранит вас от болезней, да в баньку с веничком сходите, хворь изгоните.
Хозяин: Нет березки русской краше,
В целом мире нет такой!
Ты прими спасибо наше
Ждем мы новых встреч с тобой!
Хозяйка: И когда от нас уйдете,
В поле, в лес вы удалитесь
Вы березкам благородно
Добрым сердцем поклонитесь!
Хозяин: Ну что ж праздник наш не кончается
Хозяйка: Давайте все участники и зрители праздника встанем в общий хоровод и поведем его вокруг нашей русской красавицы березки.
( Общий хоровод всех участников праздника)
Хозяйка: Без пляски русской никак нельзя. Встречайте наших гармонистов.

Далее «Данковский пятачок» (танцевальная программа).

ПАСПЕР: Бесплатный сценарий праздника на 2020 год

“Зеленые святки”

Сценарий летнего фольклорного
праздника на улице.

1-й ведущий Здравствуйте, люди добрые да
ребятишки славные!

Собрались мы с вами разговоры вести, вести
плести, петь, играть, хороводы водить и шутки
шутить!

А в какой день, да в какой месяц мы с вами
встретились? А время года какое?

А летние месяцы назвать сможете? Какой первый…,
а второй…, а третий?

2-й ведущий Знаете ли вы, ребята, что июнь в
народе называют “румянцем лета”, июль –
вершиной лета, а август – щедрым месяцем или
запасом лета?

О лете в народе сложено много пословиц,
например:

Весна красна, а лето страдное.

Красное лето никому не доскучило.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Худо лето, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Зимой морозы, а летом грозы.

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

1-й ведущий А я припасла для вас летние
загадки.

Всем оно нравится, без него мы плачемся,
А едва появится – взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое и светлое, и жаркое…(солнце).

Пробежал горошек тропкой, чуть посыпал на
кусток,
Тропка сразу стала топкой, а кусток насквозь
промок…(дождь).

Стоит солнцу в тучах скрыться, а дождю
заморосить,
Как спешит он весь раскрыться и собою нас
укрыть…(зонт).

Денечки очень длинные, а ночки коротки.
И припекает солнышко, кругом растут цветы.
Кто из вас, ребята, знает, это все когда бывает?..(летом).

2-й ведущий

Вот пришло к нам лето красно с зорьками ясными,
Со светлыми росами, с ливнями и грозами,
С медовыми цветами, с высокими хлебами,
С душистыми травами, с зелеными дубравами!

1-й ведущий Ребята, вспомните, когда верующие
люди говорят друг другу: “Христос воскрес –
воистину воскрес!” Во время какого праздника?..

Так вот после этого события, через сорок дней,
христиане отмечают еще один праздник
“Вознесение”. Как вы думаете, кто вознесся на
небо?

2-й ведущий Это был Иисус Христос. Произошло
это так: Христос был со своими учениками на горе и
вдруг он стал подниматься на небо. Ученики долго
смотрели на него, пока его не загородило облако.
Христос вернулся к Богу–Отцу и воссел рядом с
ним. Это праздник совпадает с началом лета.

1-й ребенок

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь –
Все кругом светло.

2-й ребенок

По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.

3-й ребенок

Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит!

4-й ребенок

Отцветают сады. Птицы тише поют.
Наступает пора – лучезарное лето.
Этот солнечный день Вознесеньем зовут,
Сам Христос Иисус возвратился на небо!

1-й ведущий На Вознесенье девушки завивали
березку, украшали ее лентами: Березка, березка,
завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли!

Проводится игра “Завьем березку”.

(Березку украшают разноцветными
лентами, плетут из них косы и т.п.)

В конце игры приходит Березка
(воспитатель)

Березка

Здравствуйте, ребята! Я в тенечке там стояла,
Праздник ваш я увидала, не стерпела и пришла.
Хочу с вами в хороводе кружиться, песни петь,
играть да веселиться!

2-й ведущий

Проходи, Березка, к нам!
Рады мы всегда гостям!
А для вас, ребятки, есть одна загадка.
Ее послушать нужно, потом — ответить дружно!

Всем она года считает, а своих птенцов
бросает.
А послушать – просто врушка эта
пестрая…(кукушка)!


Дети инсценируют песню “Куда летишь
кукушечка?” Е. Тиличеевой .

Так вот на праздник Вознесения проводили
древний обряд – крещение Кукушки. Это обряд
связан с обновлением жизненных сил природы.
кукушку обряжали в сарафан и искали в лесу траву
“кукушкины слезки”, а потом девушки вставали
парами и начинали “кумовство”.

— Кума с кумой покумимся, чтобы весь год не
ссориться, побранимся – кукушечке тошно будет.

Ведущие исполняют песню “Давай, кумушка, мы
покумимся!”, (народная музыка).

1-й ведущий А потом все хороводы водили, общее
веселье влияло на зарождение доброго урожая.

Пойдем завивать веночки,
Завьем веночки, завьем зеленые.

Дети исполняют песню “Со вьюном я хожу”.

2-й ведущий Через десять дней после праздника
Вознесения верующие отмечали новый большой
праздник “Троица”, в честь Святой Троицы:
Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Святаго Духа. В это
день торжественно звенят церковные колокола, а в
церквях поют праздничные песнопения.

Исполняется “Песня о Троице”,/Музыкальный
руководитель/

1-й ведущий

Береза, моя березонька, береза моя белая, береза
кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посредь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.

Березка

Спасибо за добрые слова. В хоровод пора
вставать.
Я вам платочки цветные даю, сама в середину круга
встаю.

2-й ведущий

Платочки скорее, ребята, берите,
Вокруг нашей гостьи хоровод заводите.

Дети исполняют хороводную песню “Ай, да
березка!”, муз. Т. Попатенко.

1-й ведущий Хоровод водить кончайте, а игру
зачинайте.

Проводится игра “Гуси – лебеди!”

2-й ведущий Снова для ребяток припасла
загадок.

Убежали как-то с грядки огородом погулять
Голопузые ребятки– раз, два, три, четыре, пять!
И упали, и пропали – с головой в рассол попали:
Были все зелеными, стали все солеными…(огурцы).

Жил да был на грядке огурец,
Да пошел гулять на тот конец!
А кто там живем? Кто ему хвостик отгрызет?

Проводится игра “Огуречик”.

Березка

Весело у вас, ребята, но мне идти домой пора.
А вас я с праздником поздравляю, сладкие подарки
всем вручаю.
До свиданья, детвора! (Березка уходит).

Ведущие заканчивают праздник.

“Промелькнуло быстро лето”

Сценарий праздничного концерта для
дошкольников.

Под фонограмму “Песенка о лете” дети входят в
музыкальный зал.

Ведущий Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы попрощаться с
уходящим летом.

Через несколько дней осень станет хозяйкой
природы. А наш концерт мы назвали так:
“Промелькнуло быстро лето”. Давайте вспомним
названия летних месяцев. (Дети отвечают). А в
народе еще говорят: “Июнь – начало лета, июль –
макушка лета, а август – запас лета”.

Мы с вами сегодня совершим путешествие по всем
летним месяцам. возвращаемся в июнь – начало
лета.

1-й ребенок

Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям.

2-й ребенок

Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.

3-й ребенок

Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света,
Солнце, солнце, жарче грей,
Будет праздник веселей!

Дети младшей группы исполняют песню Н.
Лукониной
“Солнышко”.

4-й ребенок

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь –
Всё кругом светло.

5-й ребенок

По лугу пестреют «
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы. (И.Суриков)

6-й ребенок

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет. (Е.
Серова).

Ведущий

И сейчас для вас, ребятки,
Есть цветочные загадки.

На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нем считаем.
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка – солнышко забралось в него.
(Ромашка
).

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок
найдешь,
Хоть не красный он, а синий, все ж на звездочку
похож. (Василек)

Четыре ярко – красных блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке у этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде такой цветок растет. (Мак).

То фиолетовый, то голубой. Он на опушке
встречался с тобой.
Звонким названием он наделен, посмотришь –
подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон из голубого
лесного букета. (Колокольчик).

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.(Одуванчик).

Дети старшей группы исполняют песню Е.
Тиличеевой “Летние цветы”.

7-й ребенок

Здравствуй, лето! Здравствуй, лето,
Ярким солнцем все согрето.
В лес зеленый побежим,
На полянке полежим.

8-й ребенок

Здравствуй, белая ромашка,
Здравствуй, розовая кашка!
Много надо нам цветов
Для букетов и венков!

Дети старшей группы исполняют хороводную песню
Н. Леви “Мы в зеленые луга пойдем”.

9-й ребенок

Я в лес вошла июльским днем,
Зеленый дуб качался в нем.
Зеленый мох на пне лежал,
Зеленый жук над ним жужжал.
Висела сонно стрекоза зеленая-зеленая.
Она таращила глаза такие удивленные.

10-й ребенок

Темнела зеленью река,
Спокойная, покатая,
И в ней купались облака,
Слегка зеленоватые… (Л. Кудрявская).

Дети старшей группы исполняют песню К.
Титаренко “Лесная прогулка”.

Ведущий

Ну, а мы июльским днем
По малину в сад пойдем!

Дети исполняют хороводную песню Т. Попатенко
“По малину в сад пойдем”.

Ведущий А для вас, ребятки, снова есть
загадки.

Эти насекомые детям всем знакомые.
Ни зверь, ни птица, а нос, как спица.
Летит – пищит, сядет – молчит. (Комар).

Погляди на молодцов – веселы и бойки.
Волокут со всех концов материал для стройки.
Без работы, хоть убей, жить не может … (муравей).

Что за чудо, что за диво –
На цветке цветок сидит.
Хочешь посмотреть поближе –
Как он тут же улетит.(Бабочка).

Стройная девица очень,
Только жалит, между прочим.
Но и в России, и в Италии
Дамы завидуют её тонкой талии. (Оса).

Очень легкий, как былинка,
Сам зеленый, как травинка,
На лугах, в лесах, у речек в травах прячется…(кузнечик).

Наш разговор про насекомых продолжат дети наши,
они своим стихотвореньем про бал в лесу
расскажут.

Дети читают стихотворение В. Саконской
“Летний вальс”.

11-й ребенок

В лесу на опушке стрекозы-подружки
Веселый устроили бал.
Кузнечик на скрипке на слух без ошибки
Старинные вальсы играл.

12-й ребенок

Букашка с былинкой танцуют в обнимку.
Осу подхватил мотылек.
Поет им комарик, и синий фонарик
Зажег в темноте светлячок.

13-й ребенок

А божья коровка склонила головку,
Расправила свой сарафан
И так танцевала, что тут же средь бала
Упала без сил на диван.

14-й ребенок

В разгаре веселья над старою елью
Взошла молодая луна, —
И ей не сидится, но с неба спуститься
Не может на землю она.

Ведущий

Скоро, скоро, очень скоро стихнет шум лесной
Спрячется от наших взоров насекомых рой.
Улетит отсюда лето в жаркие края,
Только лето не забудем мы, и ты, и я.

Девочки старшей группы исполняют песню
Ю. Слонова “Промелькнуло лето”.

Ведущий

Вот наш праздник вместе с летом завершается.
Каждый с теплым, милым летом попрощается.
Скажем лету на прощанье:
“До новых встреч и до свиданья!”

Спортивный час

«Зеленые святки«

ЗАДАЧИ:

 Познакомить детей с Троицкими обрядами; разучить русские народные игры.

Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре;

Ход праздника:

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме.

Здравствуйте, гости дорогие! Красны девицы и добры молодцы! Приглашаю вас на праздник Святой Троицы. В народе его ещё называют Зелёные Святки или Праздник русской берёзки. Этот праздник означает прощание с весной и встречу лета, прославляющий красоту зеленеющей природы. На Троицу хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы на полянках завивали лентами ветки берёзы, загадывали желание.

Берёзка в этот праздник была особо почитаема, поскольку символизировала источник жизненной силы. А теперь садитесь удобнее и отгадайте-ка ребятки летниезагадки:

Всем оно нравится, без него мы плачемся,
А едва появится – взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое и светлое, и жаркое…(
солнце).

Пробежал горошек тропкой, чуть посыпал на кусток,
Тропка сразу стала топкой, а кусток насквозь промок…(
дождь).

Стоит солнцу в тучах скрыться, а дождю заморосить,
Как спешит он весь раскрыться и собою нас укрыть…(
зонт).

Денечки очень длинные, а ночки коротки.
И припекает солнышко, кругом растут цветы.
Кто из вас, ребята, знает, это все когда бывает
?..(летом).

Беленькие палочки, зелёные махалочки.      (берёзка)

Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.     (берёзка).

На каком дереве две коры вместо одной? Сверху кора белая да тонкая, а снизу – чёрная да корявая?      (на берёзе, а чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы берёза могла через них дышать).

Стоят столбы белены, на них шапочки зелены.   (берёза).

Какой гриб растёт под берёзой?   (подберёзовик).

Как называется кора берёзы?   (береста).

Что раньше изготовляли из бересты?   (коробочки, кузовки, лодки, обувь).

Почему кору берёзы очень любят учёные – историки?   (когда в древности не было бумаги, люди писали на бересте-коре берёзы; до нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни прошлого).

Какое дерево весной может утолить жажду?   (берёза; весной под корой берёзы бродит сладкий сок).

Вот пришло к нам лето красно с зорьками ясными,
Со светлыми росами, с ливнями и грозами,
С медовыми цветами, с высокими хлебами,
С душистыми травами, с зелеными дубравами!

Приглашаю всех порадоваться лету красному, хороводы поводить, в игры народные поиграть.

Девочки и мальчики строятся в хоровод,  и идут по кругу, напевая слова песни: «Во поле берёза стояла». Девочки, одетые в костюмы берез, внутри общего круга ведут хоровод.

Ой, как хорошо вы песню спели, да какой хоровод у вас был красивый! А теперь давайте с вами поиграем!

Проводится музыкальная игра «Плетень».

Мальчики и девочки расходятся по обе стороны зала и выстраиваются в две шеренги. Руки при этом переплетены – сплетают «плетень».

 Под звуки русской  народной  мелодии девочки  шеренгой величаво подходят к мальчикам,  кланяются и, неторопясь, отходят на своё место. Затем звучит мелодия для мальчиков, которые тоже сцепив руки, подходят важно к девочкам, кланяются и отходят назад.

Звучит весёлая музыка и все должны расцепиться и весело прыгать по всему залу. Когда музыка замолкает, дети должны занять свои места.

Побеждают те, кто быстрее образовал свой «плетень».

Игра Горелки

Все встают в несколько кругов (по группам).В центре круга-водящий с ленточкой. Он идет по кругу и все хором на распев говорят: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят. Ведущий останавливается напротив пары и машет ленточкой им. После слов: «Раз,два,три, беги» они бегут в разные стороны, стараясь прибежать быстрее и встать на свое место. Кто опоздал, тот ведущий

Игра «Завяжи ленты».
Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием
.

Перетягивание каната

По 6 человек

Ручеек (русская народная игра)

«Дружба»

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу

Найдем себе друга

Найдем себе друга

Найдем себе дружка

По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит:

Раз, два, три, друга себе найди!

После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

Хозяюшка: Играть-то дело хорошее, да только пора нам берёзку обряжать, желанья загадывать.На веточки березы девочки завязывают атласные ленточки. Во время украшения звучит песня: «Пойдёмте, девки, в лес гулять». 

Хозяюшка: Ай, да молодцы! Славно мы сегодня повеселились! На нашем празднике мы рассказали и показали, как в старину отмечали на Руси Зелёные Святки. На этом наш праздник окончен. До свидания, гости дорогие!

Развлечение «Зеленые святки» для старшего дошкольного возраста

Цель: Знакомство с обрядовым праздником — Троица.
Задачи:
Образовательные:
расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.
Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие. Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.
Предварительная работа: знакомство с русским народным праздником — Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, игр, просмотр иллюстраций картин
Оборудование: венки, костюм березы, ленты, магнитофон. На улице место для привала, в центре стоит макет костра.
Участники: ведущий, Березка, дети.
Троица — это старинный народный праздник земли, воды, леса. Это проводы весны, встреча лета. Недаром, этот праздник еще называют «зелеными Святками». Троицу считали девичьим праздником. В Семик (в четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из березовых веток и полевых цветов, ходили в лес. К этому празднику девушки пекли «козули» — круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой. С ними шли в лес. Участники трапез, проходивших около берез, устраивали ритуальное «кормление» дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника «кумой». Ветки березы использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали церкви, дома и хозяйственные постройки. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она
кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества.
Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах «завивали» ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами.

Ход развлечения:
Ведущая:
Вот и Троица пришла,
Праздник славный принесла!
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье — всю неделюшку веселье.
Сегодня у нас праздник святой Троицы и русской березки.
Березка –это любимое дерево всех русских людей. Это сbмвол России, стройную,
кудрявую, белоствольную -ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
И вот сегодня наша березка ожила и на праздник к нам пришла.
Березка. Я пришла на праздник к вам
Великую Троицу отмечать
Хороводы водить, да игры веселые заводить
Нравлюсь ли я В платье белом серебристом
С веточками кудрявыми- зелеными косичками?
Вед. И тебя, березка все мы поздравляем
Счастья и веселья мы тебе желаем
У красы березки платье серебристо
У красы березки зелены косицы.
Стихи детей.
1 реб.
— Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике
С красивыми застежками
С зелеными сережками!
2реб. – Стройная красавица,
Зелёная причёска,
Всем нам очень нравится
Русская берёзка.
3 реб. – Берёзка белоствольная,
Высокая и стройная,
Кудрявая, пушистая,
С листочками душистыми.
4 реб. – Берёзонька, красавица,
Мы к тебе пришли,
Ленточки цветные
В подарок принесли.
5 реб. – Станем мы берёзку украшать,
Веточки в косички заплетать,
Ленточки шелковые –
В косоньки зелёные.
Звучит р.н.м. «Во поле берёза стояла»
Выходят девочки, проходят в воротики ( две девочки образуют воротики), образуют круг вокруг берёзки, кланяются ей.

Березка. Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Выходи честной народ играть.
Игра «Ворон».
Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка. Дети идут по кругу приговаривая «Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй». Ворон: «А кому ее отдать?».

Дети: «Это трудно отгадать». Ворон встает между двумя детьми и говорит: «Чьи быстрее ножки бегут по дорожке?». Дети бегут по кругу в разные стороны, кто первый возьмет дудочку, тот становится вороном.
Ведущая: К этому празднику девушки пекли «козули» — круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой. С ними шли в лес. Около берез, устраивали ритуальное «кормление» дерева.
8 ребенок:
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь зеленые!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут.
Угощение расставляют вокруг берёзки.
Хоровод: «Ай, да березка» обр. Рустамова
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной песни заведем.
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
К вечеру мы дружно скажем ей «Прощай!
Ты без нас березка в поле не скучай!»
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Березка. Что за чудо хоровод! Каждый пляшет поет
Звучит р.н.м. «Как у наших у ворот» — украшаем берёзку.
Ведущий 2 – Вы ходите, девицы, в лес гулять,
Зелёные веночки завивать,
Берёзка к вам согнётся,
Сама в веночки завьётся.
Вы берёзку величали,
Алой лентой украшали.
Будут веночки зелёные,
А вы весь год весёлые.
Хоровод. «Венок»
Из цветов сплетем венок, вот гвоздика, вот вьюнок
Белая ромашка, розовая кашка ( заводит улитку)
Некрасива лебеда, только это не беда
Лебеду ты не срывай, а попробуй нас поймай
(разводят улитку, а водящий догоняет)
Ведущая: По традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя.
Сейчас поучимся кумиться.
Ведущий 1
Выбирайте, девицы — красавицы, себе подруженьку по сердцу!
1 реб. – Давай с тобой, Настенька,
Давай кумиться,
Чтобы нам весь год не браниться.
Ты мне кумушка, я тебе голубушка.
2 реб. – Кумушка, голубушка,
Будешь мне помощница,
Рукам моим пособница.
3 реб. – Эй, кума, сама,
Подходи, кума,
Покумимся.
4 реб. — Нам с тобою, девица,
Не годится браниться,
Нам с тобою, кума,
Любиться, дружиться!
Ведущая: Наряжали в этот день березку словно красну девицу- лентами, бусами,
платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.
6 ребенок:
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!
Ведущая: Давайте, ребята, украсим нашу березку.
Игра «Завяжи ленты».
Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Закличка (проговаривают все дети)
Пусть вьется ленточка-полоска
У солнца в ласковом тепле.
Соединись с землей, березка,
Дай силу травам и земле!
7 ребенок:
Березку наряжали,
Березку прославляли:
Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть.
Березка: С удовольствием поиграю. Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, и насекомых а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки.
Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет).
Игра: «Летят — не летят!»
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!
(Дети поднимают руки.) Летят! Летят!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу — гу – гу, не догнать нас никому! Летят!
(Дети поднимают руки.) Летят! Летят!
3. Пчелы летят, гудят: жу — жу — жу, медовую несу росу! Летят!
(Дети поднимают руки.) Летят! Летят!
4. Поросята летят, полосатые визжат: хрю — хрю — хрю! Летят!
(дети не поднимают руки.)
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(Дети поднимают руки.) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы — зы — зы, наточим мы носы! Летят!
(дети поднимают руки.) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру — ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!
(Дети не поднимают руки.)
Ведущая: Пора нам с березонькой прощаться
И в детский садик возвращаться! Праздник заканчивается.
Красное, наше лето теплое.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна. —
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась – весна!
Ведущая:
Прощай, березонька белая!
Прощай, березонька кудрявая!
Вместе: Прощай, Троица да зеленая!
Березка: Празднику честному Троице – злат венец, а вам дорогие гости — здоровья и радости!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник животворящего креста господня поздравления
  • Праздник зеленого цвета сценарий
  • Праздник живота что это такое
  • Праздник зеленого пива
  • Праздник живота что это значит