Праздник земледельцев кратко

Древние славяне почитали природу. Даже божества, в которых верили наши предки, символизировали то или иное явление. Особенной магией овеяна тема плодородия: хороший урожай считали чуть ли не главным подарком высших сил — естественно, за неустанные мольбы и обряды, ...

Древние славяне почитали природу. Даже божества, в которых верили наши предки, символизировали то или иное явление. Особенной магией овеяна тема плодородия: хороший урожай считали чуть ли не главным подарком высших сил — естественно, за неустанные мольбы и обряды, которые проводились по праздникам. Их календарь представлен в нашей статье.

Оглавление

1. Новый год 2. Святки3. Пробуждение земли 4. День Ивана Купалы5. Жатва

Славянский календарь

Наши предки особое внимание уделяли датам, связанным с урожаем 

фото 123RF/belchonock

Славяне-земледельцы делили год пополам: летняя часть была самым активным временем, когда нужно трудиться — сеять, выращивать, собирать урожай. Зимняя половина была более спокойной, так как погода не позволяла сажать. В этот период язычники устраивали обряды, направленные на одно — получение хорошего урожая.

Новый год в календаре славянских праздников земледелия

В переводе на современный календарь, новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Новый год — первый и самый главный праздник. Главный потому, что он запускал новый земледельческий период. Отмечали его, конечно, по-особенному. Как следует из записей хрониста Саксона Грамматика, проживающего в 12-м веке, его современники-язычники со всех уголков острова Рюген стекались в храм города Аркона (это религиозный центр племени руян).

Празднование начиналось с массового жертвоприношения — убивали животных, считая, что боги вознаградят за щедрый дар не менее щедрым урожаем. Затем храм убирали. Когда помещение начинало блестеть, наступало время для гадания. Оно совершалось по кубку в руке идола Святовита — бога войны и победы. Жрец проверял содержимое кубка. Убыль напитка не предвещала ничего хорошего: это трактовалось как неизбежное сокращение урожая.

Рог изобилия, напротив, был радостным предзнаменованием. Люди хлопали в ладоши и поздравляли друг друга с наступившим урожайным, а значит, сытым годом. Затем в храм вносили гигантский пирог — круглый по форме, а по размеру сравнимый со средним человеческим ростом. Его устанавливали между собравшимися и служителем культа.

В этот момент жрец спрашивал у людей, видят ли они его, или обзор загораживает угощение. При положительном ответе жрец высказывал пожелание, чтобы в следующем году он услышал от народа «нет» после такого же вопроса. Это тоже было частью ритуала, «запрограммированного» на богатый урожай. Кстати, он жив до сих пор — у сербов.

Святки: что делали наши предки-земледельцы

12 суток, следующих после Нового года, были очень важными для славян-земледельцев. Они считали, что именно в этот период решается судьба будущего урожая. Но святки были не только самым ответственным, но и самым темным временем года. Славяне верили, что вся нечистая сила высвобождается после Нового года и пытается переманить людей на свою сторону.

В это время улицы наполнялись ряжеными в страшных масках. Но прохожих эти маски не страшили, а, наоборот, смешили. Маскарад воспринимали как доказательство, что нечистую силу не стоит бояться, и человек вполне способен противостоять любым ее уловкам. Среди «нечисти» были и люди в костюмах животных, например, лошади, козы. Их обладатели участвовали в театральных постановках, где по сюжету скот умирает, а в финале — возвращается к жизни, что для зрителей было неопровержимым доказательством победы жизни над смертью.

Ну и, конечно, важным элементом «программы» на святках были гадания. Чаще всего гадали девушки. Они хотели узнать, какого урожая ждать в этом году, и когда в их жизни появится суженый.

Земледельческие календарь славян

На святки девушки гадали на урожай и суженого (фото 124RF/panaramka)

Пробуждение земли как один из самых важных славянских земледельческих праздников

Это второй по важности земледельческий праздник для восточных славян. Ведь, по сути, год для них по-настоящему начинался, когда почва прогревалась достаточно для того, чтобы посеянные семена дали крепкие всходы.

До появления христианства праздник называли Сороками. Такое название связано с возвращением с юга птиц. Наши предки верили, что крылатые прилетают домой именно в таком количестве. Так как первыми возвращались именно жаворонки, название этого вида воробьиных птиц стало еще одним названием даты народного календаря — 22 марта.

Чем примечателен этот день? Это день весеннего солнцестояния, когда день равен ночи. Толпы людей заполоняли улицы и радостно глядели в небо — встречали спасительное солнце, согревающее своими лучами землю-матушку. Когда оно появлялись на небе, предки нас, русских, направляли на его луч увеличительное стекло и таким способом разводили костер. Считалось, что небесное светило вознаградит землян за такой жест. Чем? Да, вы угадали: щедрым урожаем.

Чтобы зарядиться частичкой солнечной энергии, молодежь прыгала через костер. Затем наступала очередь угощений. Улыбчивые женщины угощали соседей, знакомых и незнакомых печением в форме одного из символов праздника — жаворонка. Народные гуляния продолжались всю ночь, расходиться спать было не принято: люди верили, что солнце обидится, что его плохо встретили, и будет редко радовать Землю своим теплом.

В день пробуждения земли было не принято работать с почвой. Считалось, что при нарушении этого правила на поверхность выползут змеи. А вот работа по дому, наоборот, была в приоритете. Славяне старались как можно тщательнее убрать свое жилище, чтобы встретить важную дату в чистоте.

Праздники для земледельцев

День пробуждения земли приближал период сбора урожая (фото unsplash/Okkonak)

День Ивана Купалы

22 июня – еще одна важная дата в земледельческом календаре славян. С днем летнего солнцеворота, который выпадал на этот день, также связаны многие земледельческие обряды. Во многих губерниях с приходом этой даты начинались покосы, в других — только предстояли. Как бы то ни было, и те и другие земледельцы с замиранием сердца ждали дождя на День Ивана Купалы.

Осадки вызывали смешанные эмоции. С одной стороны, из-за них могло погибнуть сено. А с другой, без дождя не видать хорошего урожая пшеницы на полях, а значит, и хлеба. Есть и другие приметы, связанные с этим праздником, которые помогают предсказать урожай. Так, если на небе на Иванову ночь много звезд, значит, быть щедрому грибному сезону. А если в течение суток пройдет гроза, урожай орехов в этом году будет минимальным.

Справка

22 июня — пик солнечной активности, самый длинный день года. Считалось, что это время, когда бодрствует нечистая сила. И чтобы показать, что они ее не боятся, наши предки-славяне устраивали масштабные гуляния с хороводами, прыжками через костер, песнями, танцами. Молодежь надевала старую одежду, зачерпывала в реке грязную мутную воду и обливала всех прохожих, особенно симпатичных людей противоположного пола. Это считалось очень забавным.

праздники земледелия

На день Ивана Купалы устраивали масштабный праздник (фото unsplash/Paz Arando)

Праздник жатвы

22 сентября — день осеннего солнцестояние — замыкал годовой земледельческий цикл. Последний сноп для наших предков был воплощением плодородия. Его хранили до следующего периода сбора урожая. Есть упоминания еще об одной традиции. Земледельцы использовали последние колосья для плетения ржаной «бороды» на поле. Это произведение народного творчества посвящали божеству Велесу (Волосу).

Это последняя дата земледельческого календаря славян. День становился всё короче и короче, погода — всё холоднее и холоднее. Все змеи, в пришествие которых с наступлением весны верили язычники, уползали обратно под землю, и наступал период покоя — время, когда нужно было приносить жертвы богам и просить о новом сытом годе.

Праздник жатвы

Последний сноп хранили до следующего сезона (фото 123RF/photoweges)

Больше по теме

Редакция проекта «Антонов сад»

  Земледельческие праздники составляют отрадную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники вообще были общи у всех народов и основаны на их верованиях и нравах. У евреев эти праздники считались священными, как, например, праздник жит первородных и седьмиц. В этот день приносились в числе жертв два хлебца из новых жит и сноп соломы как знак начала жатвы. У египтян, греков и римлян с земледельческими работами соединены были некоторые священные обряды и пирушки, так как эти народы искусство земледелия считали делом божественным, высоким по его благому значению для жизни человеческой. И посейчас китайский богдыхан поощряет земледелие личным трудом, давая тем знать своим подданным, труд земледельческий заслуживает внимание великих и сильных мира по его великим благотворным целям.

  У римского народа было до 12 земледельческих богов. Между славянскими племенами в древности еще появилось искусство земледелия, и у балтийских славян главным праздником был Святовидов, который совершался у них после жатвы. Этому божеству приносился в жертву пряник, и по количеству меду в роге у кумира заключали о сборе жатвы, урожае или о неурожае.

  Подобно римской Церере, греческой Деметре, так у славяно-русов представительницей земледелия была Мать земля и снедаже принадлежит Даждь-бог, милостивец, который мы находим в числе богов князя Владимира, а также Волоса, которому и до сих пор в Южной России старухи завивают бородку; затем погода и т.п.

  Но с того времени, как христианство водворилось в русской земле, покровителями земледельческих занятий очутились уже не народные божества язычества, но святые Православные Церкви.

  Вот перечень замечательных дней:

  Аксинья (Ксения) Полузимница, 24 января, день, с которого считают начало второй половины зимы. Василий Капельник, 28 февраля, начало первых оттепелей. Авдотья (Евдокия) Плющиха, 1 марта, потому так названа, что с этого времени плющится или оседает снег. Дарья (Дария) – г… прорубница, или з… проруби, 19 марта. На реках, прудах, около прорубей вытаивает в это время скопившийся в продолжение целой зимы помет животных. Иродион Ледолом – 8 апреля. На значительных реках трескается и начинает проходить лед. Егор (Георгий) – Скотопас, Водопас, Егорий с гвоздем – 23 апреля, тогда выгоняют скот на паству, бывает вскрытие и полноводье рек. Степан (Стефан) Ранопашец, 26 апреля, начало самой ранней вспашки полей под посев яровых хлебов. Еремей (Иеремия) Запрягальник, 1 мая, день, с которого чаще всего начинается вспашка и засев полей яровым хлебом. Орина (Ирина) Рассадница, 5 мая, время посева капусты в рассадники; хозяйки начинают поливать рассаду. Никола (Николай) травной, вешной, весенний, 9 мая. Около этого времени чаше всего появляется первая зелень на лугах и посев яровых, весна в полном разгаре. Лукерья (Гликерия) Комарница, 13 мая, обозначает время появления комаров. Сидор (Исидор) Сивирян, северный, 14 мая. Около половины мая начинают дуть холодные северные ветры, продолжающиеся недели две. Олена (Елена) Леносевка, Ленница, 21 мая, начинают сеять лен. Федосия (Феодосия) Колосеница, 29 мая. Около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб. Еремей (Ермий) Распрягальник, 31 мая – конец посева яровых хлебов. Выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов и ярма. Если некоторые и продолжаются у беспечных хозяев, то у самых нерадивых. Акулина (Акилина) задери хвосты, сдерихвостка, 13 июня. Около этого дня появляется много мошек, комаров, оводов, пауков и других насекомых, беспокоящих лошадей и скот, отчего он бегает по пастбищу и часто даже прибегает домой, отхлестываясь хвостом. Аграфена (Агриппина) Купальница, 23 июня. Начало купанья в реках, так как вода в это время начинает нагреваться в реках и озерах. Афимья (Евфимия) Стожарница, 11 июля. В эту пору на покосах во множестве появляются стоги или зароды сена. Собственно же сенокос начинается ранее, с первых чисел июля и преимущественно с Прокофьева дня (8 июля). Цуд и Трифон Бессонники, 23 июля; к этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба и наступает жатва хлебов; между тем сенокосная страда еще продолжается, надобно поспевать во всех работах, и потому много спать не приходится. Авдотья (Евдокия) Малинуха – 4 августа, начало сбора малины. Никита Репорез, 15 сентября, начало сбора репы. Спиридон Солнцеворот, поворот 12 декабря. Так как считается с 10 декабря солнечное солнцестояние, когда солнце вступает в знак Козерога. С этого времени, говорят, начинают прибывать дни; с этого времени солнце на лето, зима на морозы.

  Как в первые века мира пастухи и земледельцы оканчивали свои работы, смотря по распусканию дерев или по падению листьев, так и у наших простолюдинов есть в природе свой календарь, по которому они приурочивают свои труды, игры и пиршества, иногда приходящиеся и в дни праздников церковных.

  У всех народов август, славный серпень, или зарев, был посвящен богине жатвы. Еще и поныне в Сицилии в праздник этого месяца увенчивают колосьями образ Богоматери. В Англии первый день августа (первый Спас) называется словом lammas – составленный из двух древнесаксонских слов, значащих жатва пирогов, так как было в обычае в этот день приносить в храм пироги из нового хлеба.

  В южной Исландии и Норвегии 24 августа по окончании сенокосов поселяне, заколов теленка или барашка, дают работникам пирушку, которая продолжается всю ночь, сопровождаемая песнями и плясками.

  В Германии, Испании и Франции конец жатвы также сопровождается пиршеством, играми и другими потехами.

  Подобное же обыкновение существует и у нас в России, где в августе празднуются Госпожинки1, Оспожинки или Спожинки (от слова спожать, спожинать). В Торжке этот день называется Спожиница, в летописях – Госпожин день.

  По свидетельству Валсамона, писателя XII столетия в Греции, приносили к Патриарху на благословение плоды 6 августа, а в странах более северных 15 августа2.

  В Белоруссии в праздник Успения Божьей Матери, известный день названием «Большая Пречистая», и во многих великороссийских губерниях приносят, как говорит проф. Снегирев, хлеб из нового жита или колосья, а где и соты, а в Малороссии и мясо. Ныне же повсюду медовое разговение считается 1-го числа августа, плодовое – 6 августа.

  В Костромской губернии в Нерехотском уезде при посеве и начале жатвы крестьяне, входя на полосу, молятся на три стороны, исключая северную, откуда нет солнца, а только дуют холодные ветры.

  Когда же будут сжаты яровой хлеб и рожь, то оставляют небольшой клок несжатого хлеба, по их словам: «волотка на бородку». Тут, может быть, имеется в виду волотка, волоть волокно, но кому на бородку – другой вопрос… Может, поговорка эта происходит со времен незапамятных и принадлежит язычеству, когда почитали Волоса и поклонялись ему как богу, имеющему попечение над скотом.

  При окончании жнитва на своей полосе последнею горстью сжатой соломой старший в семействе, обрав все серпы у своей семьи, обвертывает их и, принеся домой, кладет в передний угол, и все при этом молятся.

  Некоторые имеют обыкновение, после того как их полоса совершенно сжата, кататься на ней, приговаривая: «Жнивка! Жнивка! Отдай мою силку, на пест, на мелион, на колотило, да на молотило и на криво веретьино».

  Во многих местах Успенский пост считается бабьим летом, а в некоторых местностях от Успеньева дня до Ивана Постного.

«Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

Дата публикации: 19.03.2019 г.

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Земледельческие праздники и другие замечательные дни



Лого www.rushrono.ru

КОММЕНТАРИИ

1
От поста в честь Успения Господня Богородицы 15 августа.

2
Новая скрижаль. Изд. 2-е. М., 1806.

Праздник земледельцев

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы, благодарили матушку-землю за урожай. Украшали лентами и ставили в красный угол под иконы последний сноп с поля. Овсяный хлеб из муки нового помола женщины несли с благодарностью в водице-царице. А бабушки ждали в гости внуков, готовили им вкусное угощение. Вместе с детьми мастерили особую куклу в виде мешочка с зерном нового урожая – Зернушку.

Перед этим днем в каждом доме гасили огонь в печи, в лампадках и светцах. Мужчины, старые и молодые, шли за околицу села. Там они добывали огонь древним способом: терли один кусок дерева о другой. Потом несли новый огонь в село. И в каждом доме вновь запевал огонь в печи. Зажигалась лучина в светце. Загорался фитилек в лампаде. Вновь становилось тепло, светло и радостно. Так обновлением огня люди отмечали особое время в году, когда ночь побеждала день. Молодые мужчины каждый год учились у старых, как добывать огонь. Ведь нужно быть готовым защитить всех в случае нужды от холода и темноты.

Культура.РФ

Культура.РФ

Ю́РЬЕВ
ДЕНЬ

Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — единственный день года, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.

Это явление также называют «крестьянским выходом». Оно связано с одноименным православным праздником, днем почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев. Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.

«Юрьев день» регламентировал Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.

В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.

Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от нее. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.

Однако в 1597 году у крестьян еще оставалась возможность уйти от своего помещика согласно указу об урочных летах. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.

Сергей Иванов. Юрьев день. 1908

Частное собрание

Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. 1866

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Трутовский. Отдых помещика. XIX век

Частное собрание

Михаил Зощенко. Волостной суд. 1888

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года. 1873

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Максимов. Аукцион за недоимки. 1880–1882

Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск, Запорожская область, Украина

Борис Кустодиев. Чтение манифеста об отмене крепостного права. 1907

Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Илья Репин. Крестьянский дворик. 1879

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин. Сходка. 1883

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Трутовский. Разъезд гостей. 1867

Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир

Сергей Коровин. На миру. 1893

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Перов. Крестьянин в поле. 1876

Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Владимир Маковский. Свидание. 1883

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин. Старый крестьянин. 1885

Национальный музей истории Украины, Киев, Украина

Константин Маковский. Крестьянский обед в поле. 1871

Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область

Никифор Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Не позднее 1830

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сергей Герасимов. Старая крестьянка. 1924

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во времена расцвета Римской империи в обществе существовала строгая иерархия. Низшую ступень занимали рабы, которые в большинстве своём являлись бесправными слугами. Однако в году был день, когда знатные господа и их рабы менялись местами. Это праздник Сатурналии.

Как несложно догадаться, торжество посвящалось Сатурну, богу земледелия, покровителю простолюдинов. С Сатурналиями было связано немало интересных обычаев и, что примечательно, некоторые традиции живы по сей день, однако название праздника и его суть изменились. Что же особенного было в Сатурналиях?

Появление праздника

История рабства в Древнем Риме насчитывает много столетий, однако каждый год 17 декабря привычный уклад жизни рабов резко менялся. Неслучайно бога Сатурна называли покровителем рабов и нищих.

В день праздника, в честь него названного Сатурналиями, можно было увидеть необыкновенные картины. В богатых домах знатные люди прислуживали своим рабам и слугам, которые пировали, прославляя имя Сатурна.

Историю Сатурналий можно узнать из записей древнеримского историка Тита Ливиуса. Он отмечает, что первые празднования Сатурналий начали проводиться около V века до нашей эры. Они были посвящены силам плодородия и покровителю сельского хозяйства Сатурну. Особенно распространено торжество было в деревенской местности, ведь для крестьян Сатурн являлся главным защитником и помощником.

Популярность Сатурналий постепенно росла. Со временем из однодневного праздника это торжество превратилось в настоящий фестиваль, что продолжался несколько суток.

Сатурналии, 1783, Антуан-Франсуа Калле.

Праздник Сатурналии в Древнем Риме отмечался в конце года.
Картина художника Антуан-Франсуа Калле.

Традиции Сатурналий

Сатурналии включали череду ритуалов, которые жрецы должны были соблюдать точно и в соответствии со строгой очередностью. Первым этапом становилось разрезание пут на статуе Сатурна и поднесение ему даров. В качестве жертвы римляне использовали мясо, вино, мёд.

На Сатурналии нередко забивали козла, священное животное Сатурна. Позднее этот ритуал породил изречение “козёл отпущения”, что изначально использовалось как именование жертвенного животного, а позднее стало использоваться в переносном смысле.

Когда путы со статуи бога падали на землю, жрецы восклицали: «Ио, Сатурналии!». Это восклицание призывало народ к веселью и празднованию. Удивительным образом привычная жизнь менялась во время Сатурналий. На этот период приостанавливались военные действия и казни преступников, не разрешалось выносить смертные приговоры, поощрялись азартные игры (даже на государственном уровне).

В древнеримских преданиях Сатурн является воплощением свободы и независимости, и именно поэтому особые привилегии в Сатурналии получали рабы. Они могли почувствовать себя совершенно свободным, наслаждаясь пиршеством и повелевая своими хозяевами.

Лоуренс Альма-Тадема «Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»

Лоуренс Альма-Тадема
«Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»

Сатурналии в Риме – праздник рабов

Во время Сатурналий у невольников начиналась прекрасная жизнь, та, о которой они мечтали. Им позволялось надевать шапки, что в Древнем Риме было разрешено лишь свободным гражданам или освобождённым рабам. Они с удовольствием проводили время в игорных домах, могли забыть о будничных хлопотах и погрузиться в атмосферу веселья. Чтобы угодить Сатурну, знать переодевалась в одежду своих рабов, отдавая тем свои дорогие наряды.

Бог поощрял тех, кто не стыдился прислуживать своим невольникам во время его празднеств. Римляне верили, что после Сатурналий Сатурн щедро вознаградит их за проведенные обряды и некоторые неудобства, что довелось испытать.

Мне показались очень интересными заметки о Сатурналиях, написанные исследователем Джеймсом Джорджем Фрэзером. Он указывает, что во время древнеримского праздника роли и перевоплощения значили так много, что каждый дом напоминал миниатюрное государство. В нём “правители” менялись с “подданными” местами, создавая необыкновенные отношения.

Рабы могли примерить на себя образ императора, судьи или консула, отдавая приказы, повелевая и принимая решения. Пусть даже один день в году, но Сатурналии, как мне кажется, помогали лучше понять друг друга разным слоям древнеримского общества. Не исключено, что, познав тяжкий труд своих невольников, в дальнейшем хозяева лояльнее относились к ним.

Римская мозаика, изображающая женщину и двух прислуживающих ей рабынь.

Женщина и две её рабыни на Римской мозаике

Отголоски Сатурналий в наше время

С приходом христианства значение Сатурналий начало ослабевать, стали появляться иные ценности и святые покровители.

В 312 году император Константин, принявший новую веру, запретил празднование языческого торжества. Несмотря на это, Сатурналии заложили основу двух самых важных праздников, известных в наше время – Рождества и Нового года.

В Древнем Риме к периоду расцвету культа Сатурна праздник в честь него длился двенадцать дней, каждый из которых соответствовал определённому месяцу года. Считалось, что дни Сатурналий являются началом нового годового цикла.

Никола Пуссен – Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года

Никола Пуссен
«Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года»

Римляне верили, что в это время на землю возвращаются души умерших предков, которых необходимо задобрить. Символами Сатурналий являлись восковые свечи, которые зажигали по вечерам и фигурки из теста. Праздник этот являлся периодом обновления и возрождения, временем, когда нужно было строить новые планы и загадывать желания, что непременно должны были исполниться.

Праздник Сатурналий был одним из самых колоритных в Древнем Риме. Я думаю, многие любители истории древнего мира хотели бы отправиться в путешествие во времени и побывать на Сатурналиях. Господа, прислуживающие рабам, и слуги, отдающие приказы своим хозяевам… Возможно, именно это необычное перевоплощение сделало празднество в честь бога Сатурна таким интересным и популярным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник земледельцев когда
  • Праздник земледелия у татар
  • Праздник земледелия на руси
  • Праздник зеленых человечков
  • Праздник зеленый пивной