Праздник жатвы что он означает

Ежегодно в конце сентября — начале октября евангельские церкви по всему миру отмечают праздник Жатвы или праздник Урожая. Это один из самых любимых праздников поместной церкви.
Праздник Жатвы в Центральной церкви ЕХБ Волгоградаbaptist-volga.ru

Ежегодно в конце сентября — начале октября евангельские церкви по всему миру отмечают праздник Жатвы или праздник Урожая. Это один из самых любимых праздников поместной церкви.

В этот день приезжает много гостей. В некоторых регионах церкви даже договариваются между собой, в какое время какая церковь проводит Жатву, чтобы верующие могли побывать на этом празднике в различных общинах. Готовится специальная музыкальная программа. Много детских выступлений. Накануне праздника особо украшается богослужебный зал. На возвышении возле кафедры сооружается пирамида из плодов овощей и фруктов, выращенных в садах и огородах верующих или купленных на рынке. После богослужебного собрания вся поместная церковь собирается на торжественный обед. Их ещё называли жатвенными трапезами. Это трапеза обычно является кульминацией праздника.

Именно с жатвенными трапезами долго боролись атеисты в СССР во времена государственного безбожия, так как эти застолья укрепляли и объединяли поместную церковь. Во время обеда звучат гимны хвалы, стихи, свидетельства, идёт задушевная беседа. Народ Божий свидетельствует, как Бог благословлял их в прошедшем году. Говорится о духовных благословениях: сколько человек обратились ко Христу и начали новую жизнь, сколько человек вступили в завет с Господом и приняли святое водное крещение. Верующие благодарят Бога и за материальные благословения в повседневной жизни: как Господь давал хлеб насущный каждый день, помогал в трудах и заботах, посылал материальные блага.

День благодарения в баптистской церкви Волгограда

Жатва — праздник, переживший тысячелетия

История праздника восходит к ветхозаветным временам, когда израильтяне после окончания сбора урожая благодарили Бога за изобилие выращенных плодов. Это был один из основных праздников, установленных Богом для Своего народа. «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою», — говорится в книге Исход 23:16. По своему содержанию праздник Жатвы близок к иудейским праздникам Шавуот (Опресноков) и Суккот (Кущей), которые отмечаются в конце сельскохозяйственного года и служит напоминанием о странствиях израильтян по пустыне.

Христиане различных конфессий также в той или иной форме отмечают этот праздник. Так, в православной традиции благодарение за урожай совершается в праздники, выпадающие на период с 1 августа по 1 октября, когда завершаются основные сельскохозяйственные работы: в праздник Происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас), Преображения Господнего (Яблочный Спас), Нерукотворного Образа (Хлебный или Ореховый Спас), во время которых празднуется окончание сбора урожая. В католической традиции благодарение за урожай совершается в праздники Преображения Господнего и Успения Девы Марии, когда в храмах освящается мёд, различные плоды и зелень, а также в праздник Рождества Богородицы, когда освящаются семена. Лютеране отмечают День благодарения за урожай в первое воскресенье октября. В церковных общинах евангельских христиан-баптистов праздник Жатвы обычно отмечается в последнее воскресенье сентября — первое воскресенье октября. В этот день многие прихожане по традиции приносят в церковь выращенные ими лучшие плоды. У христианских общин США и Канады этот день соединён с Днём благодарения и считается одним из главных национальных праздников страны, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США.

День благодарения — это то же самое?

Своими корнями этот праздник уходит в глубь американской истории, к самым первым переселенцам из Англии, прибывшим к берегам Америки. День благодарения возник не в Северной Америке. Община английских отцов-пилигримов, основавших Плимутскую колонию, до прибытия в Северную Америку находилась в изгнании в более религиозно терпимых, в отличие от Англии того времени, Нидерландах, где переняла обычай проводить совместные церемонии благодарения у лейденских пуритан. Оказавшись в бедственном экономическом положении в изгнании в Нидерландах, английская община пуритан — будущих основателей Плимутской колонии — решает отправиться в Северную Америку, чтобы обрести лучшую жизнь и при этом располагать религиозной свободой. Они отплывают из Нидерландов сначала в Великобританию, а затем уже из британского порта Плимут 16 сентября 1620 года отправляются в количестве 120 человек на знаменитом ныне судне «Мэйфлауэр» к берегам Северной Америки. Они достигают североамериканского мыса Кейп Код 21 ноября 1620 года. Более половины из примерно сотни прибывших не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней. Выжившие основали колонию и весной с помощью местных индейцев, прежде всего Скванто, который научил их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве, приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 года отцы-пилигримы пригласили вождя и ещё 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Это трапеза, разделённая с индейцами, и стала самым знаменитым празднованием Дня благодарения. Возможно, потому, что в ней приняли участие индейцы. Впоследствии колонисты отмечали хороший урожай празднествами благодарения от случая к случаю.

Первый День благодарения
Жан Леон Жером Феррис, «Первый День благодарения 1621 г.» (1912–1915)

После завоевания независимости и возникновения единого государства США первый президент страны Джордж Вашингтон предложил отмечать День благодарения как национальный праздник ежегодно 26 ноября.

В 1864 году по окончании Гражданской войны Авраам Линкольн провозгласил последний четверг ноября каждого года Днём благодарения. В 1939 году Ф. Д. Рузвельт заменил эту дату на предпоследний четверг ноября, однако обязательной силы его декларация не имела. Это вызвало раскол среди штатов: 23 штата праздновали День благодарения в предпоследний четверг, а 22 — в последний. Остальные штаты, например Техас, объявили оба дня праздничными.

В 1941 году Конгресс США принял билль, согласно которому День благодарения должен праздноваться в четвёртый четверг ноября. 26 декабря 1941 года Рузвельт подписал этот билль, установив тем самым существующую до настоящего времени схему.

День благодарения полон традиций. Несколько поколений одной семьи собираются в доме старших на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни. Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 году на первом обеде в честь Дня благодарения. Многие блюда стали не только традицией, но и своего рода символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог. Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда, словно рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола но и олицетворяют обилие осенних даров природы. Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, довершают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая. В Нью-Йорке происходит грандиозный парад, организуемый крупнейшим в мире универмагом «Мейси» с 1927 года. Его главная достопримечательность — надувные игрушки огромных размеров (герои мультфильмов, сказок и телепередач), которые проносят от Центрального парка до входа в универмаг — напротив Геральд-сквера (между Шестой авеню и Бродвеем). Накануне парада происходит церемония надувания игрушек. Вечером над проливом Ист-Ривер устраивается фейерверк. Всё это показывают в прямом трансляции по телевидению.

Почему в России Жатва особенная

Однако евангельские христиане, живущие не в США и Канаде, также отмечают специальный день благодарности Богу за урожай. Поэтому второе традиционное название этого праздника — День жатвы. В России этот праздник отмечается осенью, когда все члены поместной церкви приносят в храмы плоды труда: овощи, фрукты, ягоды, хлеб. Духовное значение праздника, помимо благодарности за урожай, часто заключается в подведении итогов своей духовной жизни, а также предвкушении Второго пришествия Христа. Делается это на основании слов Спасителя: «…жатва есть кончина века…» (От Матфея 13:39). Читающие и проповедующие Евангелие проводят очень близкую параллель между Жатвой последнего времени и сегодняшним праздником — Днём благодарения.

Праздничные столы в церкви на Жатву
Угощения для гостей церкви в День благодарения

В российские церкви евангельских христиан-баптистов этот праздник пришёл в середине XIX столетия, когда началось евангельское пробуждение среди российских немцев-колонистов, проживающих на юге Российской империи. Особенно торжественно его начали отмечать после 1905 года, когда вышел манифест о веротерпимости и поместным церквам можно было беспрепятственно собираться в молитвенных домах. Именно тогда и сформировались замечательные традиции, о которых говорится в начале статьи.

Невзирая на голод, поместные церкви собирались на этот праздник. Во второй половине 20-х годов XX века во время праздников церкви в СССР открывали двери молитвенных домов и приглашали на праздник жатвы друзей, соседей, коллег по работе. Церковные хоры и оркестры ездили друг к другу в гости, нередко во дворах домов молитвы накрывались праздничные столы, и верующие до позднего вечера общались и славили Бога, свидетельствуя всем окружающим о Божьей любви и милости.

После изменения законодательства в 1929 году вся жизнь верующих должна была, по замыслу атеистов, сконцентрироваться внутри молитвенного дома. Жатвенные праздники были запрещены, и власть активно препятствовала общению поместных церквей. Даже посещение проповедниками других церквей преследовалась. Бушевал воинствующий атеизм, и власть пыталась провести в жизнь безбожную пятилетку, уничтожив религию в СССР. Хотя после войны положение верующих в СССР немного улучшилось, и власть разрешила открывать церкви иметь молитвенные дома, всё равно шла упорная борьба с жатвенными праздниками.

В этом празднике атеисты видели большую угрозу себе, так как он символизирует главные принципы жизни евангельской церкви: благовестие, благодарность Богу, единство верующих и полную зависимость от Господа в повседневной жизни. Именно поэтому благодаря героическим усилиям со стороны верующих атеистам так и не удалось искоренить в праздник Жатвы в церквях ЕХБ.

Существует много праздников, которые отмечают разные христианские конфессии. Православная Церковь в этом бьет рекорды. Все праздники, которые там отмечаются, в своей сумме составляют приблизительно половину календарного года. Есть также праздники, одинаковые для всех, — это великий день Воскресенья Христова (Пасха), а также Рождество Христово. Третьим общим для всех праздничным днем является Жатва — это, проще сказать, День благодарения. Жатву празднуют всегда в начале осени, после сбора урожая.

время жатвы

Откуда берет свое начало этот праздник?

Еще в древности этот праздник считался одним из самых значимых за весь год. Так как земледелие было практически единственным источником пропитания, то люди ценили каждый овощ и фрукт, взращенный на земле. Даже наши предки — язычники, которые понятия не имели о Боге, и тем более христианстве, почитали землю, называли ее матушкой и приносили ей жертву в благодарность за все, что она дала в конце лета.

праздник жатвы в церкви

Самое первое упоминание о благодарности за пропитание записано на страницах Библии немного позже сотворения мира, когда два брата (произошедшие от первых людей на Земле) принесли в жертву Богу еду. Этим самым они благодарили Его за то, что им есть чем питаться и заниматься.

Так как человек — существо социальное, он не может существовать в ограниченном и изолированном пространстве. Поэтому приходится строить коммуникации в общении с людьми. Это невозможно делать, не имея привычку благодарить за оказанное внимание, помощь и многое другое.

Так и в более глобальном плане. Нам природой, Богом дается урожай каждый год в больших количествах, поэтому мы должны иметь благодарное сердце.

Как его отмечали евреи?

Евреи знали, что всевидящий Бог ждет искреннего благодарения. По этой причине был отвергнут дар Каина, так как он таил в своем сердце зависть, а не благодарность. Бог никаким образом не зависит от людей. Он самодостаточен, поэтому, даруя человеку жизнь и все к жизни, Он ждет, что первые плоды люди будут приносить Ему в знак благодарности. Когда Бог говорил Своему народу, как ему жить, Он давал прямые указания насчет праздника Жатвы. В книге Исход написано прямое повеление о том, что нужно наблюдать и соблюдать этот праздник (здесь впервые упоминается, что жатва — это сбор первого урожая от посеянного на поле). Затем уже позже, в книге Второзаконие, мы можем увидеть, как именно евреи праздновали этот праздник. Здесь написано, что нужно отсчитать 7 недель со времени, как начнется первый сбор урожая на поле. После этого наступают дни Жатвы — время, когда народ собирает все самое лучшее в одно место (столько, сколько захочет сам человек отдать), затем веселится и благодарит Бога. Это было сделано для того, чтобы каждый израильтянин помнил, что был в рабстве у египтян, а сейчас имеет свою землю и урожай.

Жатва в церкви протестантов

На сегодняшний день многие церкви отмечают и ждут время Жатвы. Нет ни одного духовного учения, которое отвергало бы благодарность. Христиане, имея веру в Бога, убеждены, что все в их жизни от Него посылается. Даже если не брать материальные вещи, очень многое нам дано для комфортной жизни даром. Есть прекрасные слова о материальном: можно купить лекарства, но не купишь здоровье; кровать, но никак не сон; еду, но не аппетит; а также привязанность, но не любовь. Мы даром каждый день получаем солнечный свет, ощущаем прохладу ветра, радуемся дождю, гуляем по снегу, с восторгом рассматриваем осеннюю роспись на листьях и узоры от мороза на стеклах. Христиане знают, что каждый миг ценен, и нет времени на ропот или недовольство. Именно осознавая подарки Бога в своей жизни, верующие люди благодарят за них каждый день, а особенно на праздник Жатвы в церкви.

христианская жатва

Каждая церковь отличается своими традициями празднования этого дня. У некоторых это определенный по счету день на календаре, многие христианские общины празднуют с обедом и чаепитием, тем самым питая голодных и малообеспеченных людей. Также особенностью Жатвы является почти дизайнерское украшение церкви: из принесенных прихожанами продуктов создаются натюрморты, композиции, тематические творения. Украшается все, что только можно в зале для собраний, но особенное внимание уделяется пространству перед кафедрой (специальное место для проповедей и наставлений).

Жатва для жителей США

Для жителей Северной Америки Жатва — это вообще государственный праздник. Правда, там он носит немного другое название — Thanksgiving Day, что на нашем языке означает День благодарения.

праздник жатвы

В этих странах праздник берет начало еще с глубокой древности, когда на материк прибыли английские переселенцы, это было в 1620 году. В морозный ноябрьский день, преодолев очень тяжелый путь по океану, перенеся сильный шторм, на берегу высадились переселенцы и на территории нынешнего штата Массачусетс основали Плимутскую колонию. Зима в тот год была очень суровой, морозной и ветреной. Прибывшие люди, не имея хорошо оснащенных помещений для жизни, очень сложно адаптировались к новым условиям. Почти половина людей из переселенцев погибли (их было около 100 человек). Весной, когда выжившие начали возделывать почву, оказалось, что она каменистая и не приспособленная к земледелию. Но каково было их удивление, когда спустя некоторое время они получили очень хороший урожай из всего посаженного. Желая поделиться радостью, первый губернатор переселенцев Брэдфорд организовал проведения дня благодарности Господу. Осенью 1621 года вместе с приглашенными 90 местными индейцами колонисты устроили праздник благодарения, разделив трапезу с гостями. Впоследствии этот праздник стал общенациональным и государственным на материке, несмотря на то что Жатва — христианский праздник.

Православная трактовка Дня благодарения

Хоть православные верующие не определяют никакой из своих праздников как Жатва, у них тоже есть дни благодарения Бога за урожай и Его дары людям. В этой религии дни Жатвы — это некоторые праздники, в которых упоминаются продукты и сбор урожая. К таким дням относятся Медовый Спас, Хлебный Спас, Яблочный Спас и некоторые другие. Эти праздники выпадают на время, когда заканчиваются на полях сельскохозяйственные работы, это период с начала августа до начала октября. В эти дни христиане этой веры также благодарят Бога за все, что у них есть в новом урожае, за силы, здоровье и пропитание. А также очень тесно такие праздники перекликаются с народными приметами. Например, всем известна поговорка: «Медовый Спас, готовь рукавички про запас». То есть таким способом они проводят аналогию с христианскими праздниками и народными наблюдениями за погодой.

Как отмечают праздник в настоящее время?

жатва это

В наш век современных технологий и креативного мышления еще находятся люди, которым свойственно подарки природы приписывать не своему автоматизированному труду, а Божьему благословению для людей. В настоящее время Жатва — это праздник, имеющий два значения. Первое — благодарность Господу за умножение количества посаженных продуктов в несколько крат. Не зря в Библии говорится: «…что посеешь, то и пожнешь… обильно посеешь — пожнешь обильно, скудно посеешь, скудно и пожнешь…» Так и получается: человек сажает ведро картошки, получает 10 ведер, посадит тонну, получит 10 тонн. Второе значение — подведение некоторого итога своим действиям и мыслям, а также оценка образа своей жизни. Христианская Жатва предполагает оценку людьми — как их жизнь соответствует Библейским принципам, поступают ли они так, как учил Христос.

Почему важно благодарить?

дни жатвы

Благодарное сердце всегда в цене. Кому захочется делать для вас что-то, если вы воспринимаете это как должное? Всем приятно за доброе дело получать благодарность. Христиане верят, что все, что есть у них в жизни, послано Богом. И действительно, не от нас зависят дожди в начале июня, которые жизненно важны для всех растений. Даже самый лучший полив не заменит хороший июньский дождь! Не от нас зависит количество солнечного тепла и света, которые также являются питанием для наших овощей и фруктов. Не мы регулируем морозы в начале апреля, которые могут убить зарождающуюся жизнь в почках. За своевременные дожди, возможность посадить и убрать урожай христиане должны благодарить Того, Кто все это обеспечивает. Поэтому и был введен праздник Жатвы.

Если взять во внимание только научный аспект благодарности, то ученые давно доказали тот факт, что довольство жизнью определяет ее качество. Здесь учитывается и состояние здоровья (у благодарных людей оно намного лучше), и активность, а также тесные дружеские связи и успех в профессиональной деятельности.

Жатва: значение праздника на духовном уровне

Праздник благодарения отмечается не только с целью покушать, принести лучшие плоды и пообщаться (хотя и это важно). Еще христиане уделяют особое внимание духовной составляющей этого дня. Праздник Жатвы в церкви проводится еще для того, чтобы напомнить прихожанам о том, что мы сеем в жизни. В этот день каждый задает себе вопрос: «А сею ли я добро во взаимоотношениях с окружающими? Живет ли во мне любовь к окружающим, терпение, милость, сострадание, ведь эти качества сейчас очень необходимы людям?» и т. д.

жатва значение

Что говорит о Жатве Библия?

Много внимания в Библии уделяется духовному значению праздника. Есть очень много ссылок на разные книги, которые так или иначе открывают значение этого дня. Праздник Жатвы также освещается в Священной Книге как кончина века. Там ставится вопрос о душе: приходит осень жизни, скоро человеку предстоит умереть, где будет его душа после смерти? Библия обращает внимание всех людей на то, что каждый должен быть спасен. То есть нужно поверить в то, что Иисус Христос умирал на кресте ради каждого грешника, чтобы, поверив в Него, человек попал в рай, а не в ад.

25.09.2011
Праздник Жатвы — это библейский праздник. Он был установлен по повелению Бога, и ветхозаветный народ соблюдал его тщательно. Прежде чем заняться изучением сущности этого праздника, познакомимся, как происходила жатва у ветхозаветного народа.

С поселением в Ханаанской земле обетованный народ стал оседлым и приступил к обработке земли, кстати сказать, весьма плодородной, особенно в долине реки Иордана. Основными продуктами были: ячмень, пшеница, виноград и оливы, то есть маслины. Эти основные плоды земли поспевали, конечно, не в одно время. Первым поспевал ячмень, и вскоре за ним пшеница. Ячмень поспевал уже в апреле, а через две-три недели после него поспевала и пшеница. В общем жатва ячменя и пшеницы продолжалась от апреля до дня Пятидесятницы, то есть около двух месяцев. Вот почему мы читаем в Книге Руфь 2, 23: «Так была она (Руфь) со служанками Воозовыми, и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы».

Мы знаем, что жатва хлебных растений состоит из трех действий: срезания созревших колосьев, молотьбы и уборки вымолоченных зерен в житницы. Библия говорит об одном только инструменте для срезания колосьев — о серпе. Все мы знакомы с этим древним орудием жатвы.

Говоря о праздновании дня Пятидесятницы как праздника Жатвы, Моисей сказал: «Семь седмиц отсчитывай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16, 9). О молотьбе Библия говорит, что она совершалась двумя способами.

Первый способ: устраивалось «гумно», то есть круглое ровное место с утоптанной землей, и по этому месту разбрасывались снопы, по которым шагал вол или осел, и таким образом вымолачивались зерна из колосьев, а затем путем веяния, то есть бросания на ветру лопатой, зерна очищались от соломы и мякины.

Второй способ молотьбы — путем «молотильных колес» с железными зубцами, как сказано в Книге пророка Исайи 28, 28: «Зерновым хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса». Солома обычно сжигалась на поле.

Теперь нам будут особенно понятны слова Иоанна Крестителя в Ев. Матфея 3, 12: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Житницами для хранения зерна служили во многих местах Палестины пещеры, которыми изобилует эта страна.

Теперь посмотрим, в чем же заключался праздник жатвы у ветхозаветного народа? Прочтем из Книги Левит 23, 9 — 11: «И сказал Господь Моисею, говоря: …когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику. Он вознесет сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение». Значит, праздник жатвы заключался в том, что каждый житель приносил первый сноп жатвы своей к священнику, а священник возносил его перед Богом, совершая этим акт жертвоприношения Господу в знак благодарности за дарованный Им урожай. Первый сноп жатвы, принесенный земледельцем в храм, представлял как бы всю его жатву, за которую он возносил благодарность Богу. Какой прекрасный пример в этом ветхозаветном празднике жатвы для нас, верующих Нового Завета! Приносить благодарность Богу за урожай, за все плоды земли! Для этой цели и мы ежегодно имеем наш праздник Жатвы.

Какие полезные уроки извлекаем мы из нашего праздника Жатвы? Прежде всего этот праздник говорит нам о жатве как о великом чуде природы. Жатва говорит нам о величайшем значении солнца в жизни нашей земли и всего человечества. На нашей земле есть места, где нет никакой растительности; есть места с жалкой растительностью, и есть места с богатейшей и разнообразнейшей растительностью. Я имею в виду тундру и тропики. И вся эта разница в отношении растительности связана исключительно с солнцем: где мало солнца — там или нет растительности, или она весьма жалкая; где много солнца — там растительность богатейшая.

«Он повелевает солнцу Своему восходить», — читаем мы в Матф. 5, 45. Радостная весть о прекрасном урожае хлебов, овощей и фруктов идет со всех концов нашей необъятной страны. И поэтому глубокой благодарностью должны исполняться наши сердца.

Но есть края, где урожай еще обильнее, чем у нас, где все деревья и травы гораздо выше наших и где они зеленеют, цветут и приносят плоды круглый год. (Почему же такая разница? Разница не в самой земле, а в положении земли по отношению к солнцу. Солнце, только солнце — источник жизни на земле: куда попадают его лучи, там жизнь, там рост, там плоды. Куда не попадают его лучи — там нет жизни, нет и плодов; чем больше солнца, тем больше жизни и плодов. Без солнца нет и красок. Синева неба, зелень растений, краски цветов — все это от солнца. Вот почему Отец Небесный повелевает солнцу Своему восходить над нашей землей.

Но предположим: Бог повелел солнцу не восходить над землей. Что получилось бы тогда? Земля промерзла бы так, что вся жизнь в ней погибла бы; повсюду был бы Северный полюс. Все реки, озера, моря и океаны превратились бы в ледяную пустыню. И ледяная смерть прекратила бы существование человека, животного и растительного мира.

Но Бог есть любовь, и Он повелевает солнцу восходить над землей. Миллионы и миллиарды семян, упавшие в землю, под влиянием теплых лучей солнца начинают расти, затем цвести и, наконец, приносят обильные плоды.

И ежегодно в праздник Жатвы мы видим ;в наших молитвенных домах плоды всякого рода, которые мы называем плодами земли. А они в сущности являются плодами солнца. Ведь в Заполярье есть земля, а плодов нет, потому что там нет солнца или его слишком мало. Но, может быть, кто-нибудь поправит меня и скажет: чтобы были плоды, необходимо не только солнце, но и дождь. Да, это верно. Но откуда дождь? Это тоже великое дело Творца природы! Солнце испаряет воду, а пар поднимается к небу и в виде дождя возвращается снова на землю. Как правило, если нет солнца — нет и дождя. На земле имеется бесчисленное множество растений. И ни одно из них не забыто у Небесного Отца. «Он повелевает солнцу восходить» для каждого дерева, для каждого куста, для каждой травинки, для каждого яблока, для каждой сливы, для каждого овоща.

Но солнце не только является источником жизни растений; оно является также и творцом зелени, то есть зеленых частей растений, а зелень растений — это не только радующий нас цвет летней природы; нет, зелень — это грандиозная химическая лаборатория, где под воздействием солнечных лучей вырабатывается важнейший для питания всех живых существ, в том числе и человека, углевод — так называемый крахмал. Хлеб, овощи, фрукты — это все крахмал в разных видах и разных вкусах, который под воздействием ферментов наших пищеварительных соков превращается в питательнейшее вещество — глюкозу. Разве перед нами не чудо природы, созданной Богом? Весь растительный мир, все царство растений, как громадная фабрика крахмала, а в конечном итоге — глюкоза! Да, это так. А поэтому пусть наше сердце поет хвалу Христу, Создателю природы, за это великое чудо.

Говоря о таком великом значении солнца для физической жизни на земле, устремим наш духовный взор на (великое Солнце Правды — Иисуса Христа. Как земная жизнь зависит от физического солнца, так и наша духовная жизнь полностью зависит от Христа. Христос, и только Христос, является Источником нашей духовной жизни. Будем это помнить всегда и непрестанно благодарить Иисуса Христа, что Он сотворил и творит в нас новую жизнь.

От Христа мы получаем свет — Ефес. 5, 14: «…встань, спящий, и воскресни «з мертвых, и осветит тебя Христос»; красоту — 2 Кор. 3, 18: «… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»; духовный рост — Кол. 2, 19: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»; плоды — Филип. 1, 10 — 11: «Чтобы, познавая лучшее, мы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Каждому верующему предназначен Христос. Но почему же существует разница между детьми Божиими? Потому что все дети Божий не одинаково относятся ко Христу. Одни повернулись к Нему полностью, а другие частично!

Другой урок праздника Жатвы: все чудесные плоды земли произошли из крошечных, невзрачных семян. И это — чудо природы. Но наш Господь Иисус Христос называет Слово Божие тоже семенем. Каким невзрачным кажется оно многим людям. А между тем из этого семени выросла многочисленная и многообразная Церковь Христа. Разве это не является величайшим чудом Божиим?

Извлечем еще урок из праздника Жатвы. Жатва — это пища для всего человечества! Но сколько людей, которые ценят только физический хлеб и не думают о пище для своей души. Христос провозгласил великую истину: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4, 4). Христос обращает наше внимание на нашего внутреннего человека и говорит, что он также нуждается в пище, в пище духовной. И этой духовной пищей является, по словам Христа, Слово Божие. Эта пища обильная, и наша вина, что мы так мало пользуемся ею для питания нашего внутреннего человека.

Пусть же льется неустанная хвала из наших уст и сердец за великие дела Божий как в природе физической, так и в природе нашего духа.

Весна, лето, осень, зима в нашей жизни



Марк. 13, 28

Христос обращает наш взор на природу. Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии… и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матф. 6, 28 — 29). Мы знаем также слова Христа: «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан. 4, 35).

Для сеяния Своего учения Христос брал примеры из жизни природы. И мы, послушные нашему Учителю Иисусу Христу, посмотрим на окружающую нас природу, так как Он говорил: «Посмотрите». Что же мы видим в окружающей нас природе в день праздника Жатвы? В ней царит осень. Это значит: деревья сбрасывают с себя листья; цветы увядают; трава сохнет; гнезда птиц опустели; перелетные птицы собираются в полет в теплые края; дуют холодные ветры; чаще моросит дождь. На полях хлеб уже убран, в огородах убираются овощи. Кругом — признаки осени. Кончилось лето… А как еще недавно была весна.

Что характерно для весны? Появление зелени на деревьях, появление травы, цветов, прилет птиц из теплых краев. Веселое щебетание их повсюду. Весна — это расцвет, это ликование природы; это время посева.

А лето? Лето является продолжением весны, временем созревания посевов, временем поливания плодов. Но весна и лето — прошли. Наступила осень.

Остановим наше внимание на другой осени — осени человеческой жизни. Это та пора жизни, в которую многие из нас уже вступили, а другие шаг за шагом приближаются к ней.

Что означает осень физической жизни? Это значит: серебрится волос на голове; всё больше дают себя чувствовать боли в разных местах нашего тела, слабость, усталость, особенно в ногах; тянет лишний раз посидеть, отдохнуть, портится зрение, слух, изменяет память.

Но ведь у каждого престарелого человека были весна и лето жизни. Было золотое, счастливое детство, была (Молодость, сила, энергия, желание творить, мечтать, подъем всех жизненных сил. Было лето: расцвет жизни, семейное счастье, успешный труд. Но весна и лето жизни прошли — наступила осень.

Какова же наша осень жизни в духовном отношении? Я обращаюсь с этим вопросом ко всем пожилым людям. Похожа ли наша осенняя пора на дерево, покрытое богатыми духовными плодами? Богаты ли мы духовными познаниями? Каково наше знание Библии? Каково наше познание Иисуса Христа? Придем ли мы к Господу со снопами, то есть с душами, познавшими через нас Христа? Сколько у нас кротости и смирения Христова? Сколько в нас от образа Иисуса Христа? Все это духовные чудесные плоды. Но как мало их у каждого из нас.

Плоды осени зависят от весны и лета. (Весна я лето — это начало созревания плодов. Осень — это окончание их созревания. Весна — это пора цветения плодовых деревьев. Как прекрасны, например, яблони в дни цветения!

Наше духовное плодоношение должно начинаться как можно раньше. Новообращенные ко Христу души должны быть озабочены с первых дней своей жизни со Христом принесением духовных плодов. Они должны постоянно стремиться к то.му, чтобы быть «добрым деревом», приносящим добрые плоды. Путь к этому только один: быть ветвью истинной виноградной Лозы. Всем верующим Христос говорит: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (Иоан. 15, 5). Христос — плодоносное Дерево, Дерево вечное, цветущее; ученики Христа — ветви этого Дерева.

Что же говорит Христос о плодоношении Своих учеников? Он провозгласил очень ясный закон плодоношения, а именно: «Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15, 5). А что значит «пребывать во Христе»? Это значит: читать о Христе прежде всего в Слове Божием, но и во всякой духовной литературе; размышлять о Христе, слушать о Нем, беседовать со Христом в молитве; творить Его волю во всем. Это и означает пребывать во Христе.

И чем глубже будет наше (пребывание во Христе, тем богаче мы будем духовными плодами. Вот в чем заключается тайна нашей плодоносности: в нашем пребывании во Христе.

Теперь обратим наш взор на зиму, так как она также ежегодно появляется в природе. За каждой осенью приходит неизбежно зима. Что означает она? Земля покрывается белым снегом; реки покрываются льдом, а природа засыпает. Зима — это сон природы. А после зимы снова приходит весна; под лучами весеннего солнца тают льды и снега, земля покрывается свежей зеленью, и птицы поют свои радостные песни. Зиму человеческой жизни можно сравнить со смертью. Но смерть, по учению Христа, это сон. Об умершей дочери Иаира Христос говорит: «Не умерла девица, но спит» (Марк. 5, 39). Об умершем Лазаре Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Иоан. 11, 11).

Зима в природе — явление временное. Зима смерти тоже пройдет. Христос говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5, 28 — 29). За зимою смерти грядет для всех любящих Христа вечная, нескончаемая весна жизни. Местом нашего обитания будет во веки веков «Новый Иерусалим», где «смерти не будет уже больше» (Откр. 21, 4). Пусть он чаще стоит перед нашим духовным взором.

Мирт

Ис. 55, 12 — 13



Праздник Жатвы — это праздник природы, праздник той ее части, которая называется растительным царством или царством растений. В растительном царстве имеется 500 тысяч (видов растений, из которых только некоторые украшают наши молитвенные дома в праздники Жатвы.

Читая страницы Священного Писания, мы видим, как оно много говорит о растениях, причем с растениями Слово Божие сравнивает народ Божий: в Ветхом Завете — обетованный народ, в Новом Завете — Церковь Христову. Прочтем слова Исайи 61, 3: «И назовет их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его».

Мы знаем, что наш Господь Иисус Христос в Своих притчах вспоминал разного рода растения. Он говорил о пшенице и плевелах, о виноградной лозе и смоковнице, о горчичном растении и о полевых лилиях. Много драгоценных истин открыл перед нами Христос, говоря об этих растениях. Рост растений и принесение ими плодов должно вызывать в нас хвалу и славословие Тому, Кто создал все эти 500 тысяч видов растений, как написано: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы вырастет мирт; и это будет во славу Господа». Вот почему праздник Жатвы является праздником радости и ликования, хвалы и благодарения нашему Господу Иисусу Христу.

Из 500 тысяч видов растений, существующих в мире, возьмем мирт и постараемся извлечь из него те драгоценные истины, которые он содержит для нас. Разновидностью мирта, растущего в нашей стране, является эвкалипт.

Посмотрим же, какие драгоценные истины для нас, верующих, содержит в себе растение, именуемое миртом. Мирт всегда, а особенно в древности, принадлежал к числу ценных растений. Из его ягод и листьев извлекались дорогие вещества. И если Слово Божие сравнивает отдельного праведника, как и весь народ Божий в совокупности, с миртом, то это должно быть нам вполне понятно. Христос говорит, что все сокровища мира не могут сравниться с ценностью человеческой души (Матф. 16, 26). К искупленной душе направлены слова Господа в Книге пророка Исайи 43, 4: «…ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя».

Мирт цветет удивительно красивыми, белыми, как снег, цветами. И мирты Христа, то есть искупленные дети Его, должны сиять белизной Его чистоты и праведности. Все Писание — от первой страницы до последней — (призывает всех детей Божиих к белоснежной чистоте, к белизне Христа, Который не знал ни греха, ни порока. Я жалею, что на наших праздниках в Московской церкви не бывает мирта с его белоснежными цветами, но зато среди нас всегда присутствует Иисус Христос — эта белоснежная «Лилия» (Песн. (Песней 2, 1). И мы слышим из Его уст Слова: «Следуйте за Мною», следуйте за Мною по пути чистоты, святости и белизны!

Мирт — растение вечнозеленое. Ни хмурая осень, ни холодная зима не отражаются на его непреходящей зелени. А разве мы, дети Божий во Христе, не являемся вечнозелеными миртами? Во всяком случае, мы должны были бы быть всегда таковыми. Разве мы не должны всегда радоваться в Господе (Филип. 4, 4) ? Увы, мы не всегда радуемся в наших переживаниях; чтобы иметь радость в эти дни, нужна особая связь со Христом.

Евангелие говорит нам о чудесных вечнозеленых «миртах» в Македонии, то есть о всегда радовавшихся в Господе детях Господних. Об этих «миртах» Христовых мы читаем в 2 Кор. 8, 1: «Уведомляем вас, братья, о благодати Божией, данной церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями изобилуют радостью». «Мирты Христовы» — дети Божий не должны терять своей духовной свежести и радости ни под какими знойными лучами скорбей и испытаний жизни.

Все мы слышали о лавровых венках, которыми украшались в древности головы победителей. Лавр — это родственное мирту растение и такое же вечнозеленое, как и мирт. Поэтому и лавровый, и миртовый венки были одинаково ценной наградой для победителей. Наша духовная жизнь — это постоянная борьба со всякого рода грехом, с трудностями всякого рода, борьба с препятствиями на пути нашего следования за Господом Иисусом Христом. Но увенчаны ли наши головы миртовыми венками побед?

Христос обещает Своим последователям полную победу. Он говорит в Ев. Луки 10, 19: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов… и ничто не повредит вам». И апостол Павел провозглашает детей Божиих победителями. Он говорит в Кор. 2, 14: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе», то есть всегда дает нам победу во Христе Иисусе. Но красуются ли миртовые венки победы на головах всех детей Божиих?

Миртовые щенки были любимым украшением всех невест в древности. Как невесты нашего Небесного Жениха Иисуса Христа мы все носим миртовые венки. Какое счастье принадлежать Христу, любить Его любовью невесты и служить Ему! И мы призываемся быть верными Ему до смерти (Откр. 2, 10).

Мирт и особенно эвкалипт обладают замечательным качеством — осушать болота и оздоравливать климат. Задача детей Господних в этом мире — очищать духовную атмосферу от миазмов греха и порока. И там, куда мы будем нести свет Христа, свет Евангелия, будет происходить чудесное оздоровление. Мы ведь знаем Слова Священного Писания о целительных лучах Света Христова, — слова; которые записаны в Книге пророка Малахии 4,2: «А для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Словами «вы свет мира» Христос призывает нас, верующих, нести рабам и пленникам греха Его целительные лучи. Являемся ли мы носителями этого света Христова?

Закон разнообразия и чему он нас учит



Быт. 1, 11 — 25

В приведенных выше стихах (Быт. 1, 11 — 25) мы находим описание сотворения растительного и животного мира и видим, что Бог сотворил все полным удивительного разнообразия. Несколько раз мы встречаем в повествовании о сотворении Богом неба и земли слова: «И сотворил по роду его», и «сотворил по роду их».

В мире царствует много законов. И среди них есть один закон, который можно назвать «законом разнообразия». Мы всюду видим наличие этого закона.

Возьмем нашу землю, ее поверхность. Сколько здесь разнообразия: и равнины и горы, и леса и пустыни, и суша и воды! А разнообразие четырех времен года — весны, лета, осени и зимы. Как это прекрасно! И каждый день чудесно разнообразится сменой утра и дня, вечера и ночи.

Какое удивительное разнообразие мы видим и в растительном мире: мы не найдем двух одинаковых травинок; двух одинаковых деревьев или двух одинаковых листьев. Такое же разнообразие имеется и в животном мире и в царстве камней.

Бог сотворил не только царство растений, животных и камней, — Он сотворил и человека. Но царствует ли закон разнообразия в человеческой области? Да, мы видим этот закон и здесь. Среди миллионов людей нет двух одинаковых лиц; нет двух одинаковых умов или двух одинаковых характеров. А какое разнообразие способностей, которыми обладают люди на земле! И в отношении физических недугов также нет двух одинаковых людей. Но и духовные недуги разнообразны, как разнообразны и грехи людей. У каждого человека имеются свои слабости, свои пороки и грехи.

Как разнообразны пути людей! Нет двух путей одинаковых. Сколько людей — столько путей! Какое разнообразие радостей, переживаемых людьми! У каждого свои радости. Но, может быть, радость во Христе одинаковая? Нет двух верующих с одинаковой духовной радостью.

А какое разнообразие печалей! Нет одинаковых слез. Слезы кажутся одинаковыми, но они все разные. Какое разнообразие крестов, которые давят наши плечи. С удивительной закономерностью чередуются в нашей жизни печали и радости. Они чередуются так же закономерно, как в природе чередуются дни и ночи, зимы и лета.

Посмотрим теперь на Церковь Христа. Какое мы видим здесь разнообразие в отношении обращения к Богу. Нет двух детей Божиих, одинаковым путем пришедших к Богу. Разнообразно и духовное развитие: нет двух детей Божиих одного и того же духовного роста, духовного опыта, и духовные дары верующих весьма разнообразны.

Чему же учит нас этот повседневный закон разнообразия — разнообразия в природе, в человеческой жизни, в христианстве? Прежде всего: доверимся мудрости Творца, сотворившего это разнообразие. Если это разнообразие вложено в наш мир Самим Богом, значит, оно необходимо для блага вселенной и человечества. Закон разнообразия зовет нас к благодарности Богу за свой путь жизни, поскольку каждый из нас идет путем, назначенным Самим Господом. Мы отучимся роптать, так как поймем значение чередования печалей и радостей в нашей жизни. Ведь никто из нас не ропщет на чередование дня и ночи, зимы и лета. Так мы научимся ценить не только сладкие, но и горькие капли в нашей жизненной чаше.

Мы перестанем завидовать друг другу, так как поймем, что от Самого Бога исходит разнообразие наших условий, наших обстоятельств, разнообразие всего, что мы имеем и чего не имеем, — все от Него. И, наконец, мы перестанем осуждать друг друга, так как поймем, что у каждого из нас имеются свои слабости, свои пороки, свои падения. Фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и начали обвинять ее перед Христом. Но, осуждая эту женщину за ее грех, фарисеи забыли о своем, не меньшем грехе и пороке: гордости и лицемерии. Разнообразие грехов других должно пробудить нас, помочь нам увидеть наши собственные грехи, и мы уже не будем смущаться тем, что в Церкви Христа так много несовершенства и такое разнообразие грехов.

Мы видели разнообразие растительного царства. И мы знаем, как разнообразно царство цветов. И Церковь Христа похожа именно на сад. В ней имеются и замечательные «орхидеи» и «хризантемы», то есть большие красивые цветы. Но есть и «анютины глазки», то есть красивые, но маленькие цветы. И имеются также и колючие кактусы. Это растения с иглами вместо листьев, но Б то же время с красивыми цветами. Но в царстве кактусов — тоже великое разнообразие. Как много различных «кактусов» имеется в Церкви Христа, то есть детей Божиих, богатых колючими иглами, но и красивыми цветами!

Но, может быть, закон разнообразия не будет существовать в Небесной Отчизне? Ведь все искупленные Кровью Христа верующие достигнут там совершенства, меры полного возраста Христова, абсолютной чистоты и святости. Не означает ли это равенства, однообразия? Двадцать первая глава Книги Откровения Иоанна говорит, что закон разнообразия будет и в Царстве небес. Об этом говорит Новый Иерусалим, означающий совокупную Церковь Христа: он построен из разных драгоценных камней. Эти разнообразные камни говорят о великом духовном разнообразии «живых камней» и в вечности!

Удивительное разнообразие растительного и животного мира, величие и красота окружающей нас природы (вызывают в нас хвалу ее Творцу, и сердце наше радостно поет: «Как Ты велик, как Ты велик!»

Эту статью мне хочется закончить стихотворением, в котором я выражаю свою любовь к природе и ее Создателю.

Я люблю лепестки красной розы душистой,

Я люблю мотылька неуклюжий полет,

Я люблю солнца луч — он такой золотистый,

Трель люблю соловья, когда ночью поет.

А когда над землей лягут тени ночные

И безмолвная тишь сменит говор людской,

Я люблю созерцать эти звезды златые

И луны серебро, что блестит надо мной.

Почему для меня все в природе так мило:

От песчинки малейшей на бреге морском

До громаднейших скал, неподвижно застывших,

До светил лучезарных на небе ночном?

Я скажу, почему я люблю так природу,

Почему так любуюсь ее красотой,

Почему я люблю в чаще леса дорогу,

Почему восторгаюсь небес синевой.

Потому что природа — дар Бога благого,

Он украсил ей мир, что летит в пустоте.

Да, природа — подарок Отца дорогого

Для того, кто смысл жизни нашел во Христе.

Источник: volamar.ru

Четыре названия и смысл праздника

Названия праздника

Этот праздник имеет четыре названия.

Первое: «Праздник жатвы», как сказано в Торе: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего, того, что засеял ты в поле…» (Шмот, 23, 16).

Второе: «Праздник Шавуот», как сказано в Торе: «И праздник Шавуот совершай у себя при созревании жатвы пшеницы» (Шмот, 34, 22), а также: «И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу твоему» (Дварим, 16, 10).

Третье название: «День бикурим — первых плодов», как сказано в Торе: «А в день первых плодов, когда приносите новое хлебное приношение…» (Бемидбар, 28, 26).

Четвертое название — Ацерет («Собрание»). Это название не упоминается в Танахе. Оно было введено еврейскими мудрецами, и они часто им пользовались.

«Праздником жатвы» этот праздник назван потому, что он приходится на время жатвы пшеницы. Пшеница вызревает позже всех других злаков, и с уборкой ее завершается жатва года. Этот праздник отмечается принесением нового хлебного приношения в Храме Всевышнего.

«Праздником Шавуот» (то есть «недель» или «семерок») он назван потому, что перед его наступлением мы отсчитываем семь недель, а на пятидесятый день празднуем Дарование Всевышним Торы еврейскому народу.

«Днем первых плодов» он назван потому, что в этот день мы приносим в Храм новые приношения, прежде всего — два «хлеба вознесения», после чего получаем разрешение приносить и другие хлебные жертвы из зерна нового урожая. В этот день начинается «сезон первых плодов», когда каждый еврей берет определенное количество рожденных землей плодов (из числа видов, которыми прославлена Эрец Исраэль), кладет эти плоды в корзину и приносит в Храм Всевышнего. Там коген принимает корзину из его рук и кладет на храмовый жертвенник.

Ацеретом («Собранием») он назван мудрецами потому, что он является как бы восьмым днем, завершающим семь дней праздника Песах, и тесно связан с ними. Он продолжает их и является их окончанием. Дни счета омера, что между Песахом и Шавуот, не разделяют праздники (а соединяют их). Таким образом, получается, что Шавуот играет ту же роль для праздника Песах, что Шмини Ацерет для праздника Сукот. Поэтому Шавуот и получил то же название — Ацерет, Ацерет Песаха.

В книге Ялкут Шимони отмечается, что и осенью, после праздника Сукот, Ацерет должен был бы наступить лишь через пятьдесят дней, но из-за того, что это уже сезон дождей, Всевышний не обязал еврейский народ возвращаться домой (из Иерусалима), а потом снова отправляться в Иерусалим.

Знайте, что Тора упоминает праздник Шавуот пять раз. Четыре из этих упоминаний, уже приведенные выше, входят в главы Мишпатим, Тиса, Пинхас и Реэ; пятое, еще не упомянутое — в главу Эмор книги Ваикра. Именно в главе Эмор, где рассказывается обо всех законах и заповедях праздника, он не назван ни одним из имен, которые дала Тора празднику в четырех других местах, где он упоминается лишь попутно. Дело в том, что подробный рассказ о Шавуоте в главе Эмор является как бы естественной частью и продолжением рассказа о Песахе и тесно связан с ним. Почему? Потому, что именно в этом заключается истинный смысл праздника Шавуот — завершать Песах, быть его Аце-ретом.

День собрания

Мудрецы предшествующих поколений рассказывали также, что их древние предшественники назвали Песах Ацеретом потому, что Моше в книге Дварим назвал день Дарования Торы Днем собрания. Ведь прямой смысл слова Ацерет — «День собрания». Это значит, что в этот день весь народ собирается в одном месте.

И еще одно объяснение. Шавуот назван Ацеретом потому, что с этим праздником не связана никакая особенная заповедь, не исполняемая в остальные дни года. Его праздничный характер выражается в том, что в этот день воздерживаются — нээцарим — от исполнения работы.

Лишь один праздничный день

Рабби Шимон говорил: «Песах и Сукот, празднуемые в то время, когда нет необходимости работать в поле, продолжаются семь и восемь дней соответственно. Ацерет, приходящийся на сезон полевых работ, продолжается лишь один день. Это еще раз показывает, как заботится Всевышний об интересах еврейского народа».

Как яблоня среди лесных деревьев

В главе Эмор книги Ваикра Тора говорит: «И провозглашайте в этот самый день: “Священное собрание да будет у вас”» (Ваикра, 23, 21). Речь идет о пятидесятом дне (от начала Песаха), дне, когда Израиль получил Тору. Точно так же, как на пятидесятый день после выхода из Египта наши отцы получили Тору, Всевышний назначил «День первых плодов» (бикурим) на пятидесятый день после начала праздника Песах. Поэтому пророк Гошеа и назвал Израиль «первым плодом»: «Как виноград в пустыне нашел Я Израиль, как первый плод смоковницы в начале созревания ее» (Гошеа, 9, 10). А в Песне Песней сказано: «Как яблоня среди лесных деревьев, так любимый мой среди юношей» (Шир га-ширим, 2, 3). То есть: так же как на яблоне появляется плод через пятьдесят дней после появления почки, так и Израиль получил Тору через пятьдесят дней после выхода из Египта.

В Торе сказано: «И совершай праздник Шавуот Г-споду, Б-гу своему» (Дварим, 16, 9). Чему учат нас эти слова? В другом месте Торы говорится: «И праздник жатвы первых плодов труда твоего…» (Шмот, 23, 16). Если бы не вышеприведенная цитата из книги Дварим, можно было бы сделать ошибочный вывод, что жатва является необходимым условием празднования Шавуота. Однако слова «И совершай праздник Шавуот Г-споду» указывают, что этот праздник должен праздноваться в любом случае — например, когда Израиль находится в изгнании и не может исполнить даже заповедь о сборе омера. Все равно — Тора предписывает: «И совершай праздник Шавуот Г-споду».

Ясный день праздника

Ахитофель завещал своим сыновьям три правила: не враждовать друг с другом; не восставать против власти царей из дома Давида; в случае, если небо в день праздника Шавуот было ясным — сеять пшеницу. Талмуд (Бава батра, 147а) приводит такие слова Аба Шауля: «Если праздник Шавуот приходится на ясный день (то есть на небе нет облаков) — это предвестие хорошего года».

В Иерусалимском Талмуде (Рош Гашана, гл. 4) сказано: «Говоря о жертвоприношениях (мусафах, упомянутых в главе Пинхас), Тора употребляет слово хатаат (“повинная жертва”), однако, перейдя к жертвоприношениям, приносимым в Шавуот, она опускает это слово. Всевышний как бы сказал Израилю: “Поскольку вы приняли на себя бремя Торы, Я буду относиться к вам так, как если бы вы никогда не грешили”».

Две клятвы

В книге Тур барекет рабби Хаим бен Атар делится с читателем следующей замечательной мыслью. Слово «Шавуот» может быть прочитано иначе — «Швуот» (при этом сохраняются все согласные). В таком случае оно означает не «недели», а «клятвы». Множественное число указывает, что этот праздник связан сразу с двумя клятвами. Первая клятва была дана Всевышним Израилю в том, что Он никогда не заменит нас другим народом. Второй клятвой мы поклялись Всевышнему в том, что всегда будем верны Ему и никогда не изменим Ему ради другого бога.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

«Временем дарования нашей Торы» назван Шавуот в сборнике молитв, авторство которого приписывают гаону Амраму из Суры (IX век н. э.). Однако в Библии Шавуот напрямую не связывается ни с какими историческими или мифологическими сюжетами: здесь это земледельческий праздник жатвы.

Откуда название «Шавуот»?

Выражение хаг Шавуот встречается в трех библейских текстах (Исх., 34:22; Втор., 16:10, 16 и 2 Пар., 8:13) и означает буквально «праздник недель». Это название поясняется во Втор., 16:9‑10: Шавуот, говорится там, следует отмечать через семь недель после начала жатвы (буквально: «начала серпа среди колосьев»). В Иер., 5:24 упоминаются «положенные для жатвы недели» (шевуот хукот кацир, буквально: «недели законов жатвы»).

Семь недель, или около двух месяцев, — такова приблизительная продолжительность сезона жатвы зерновых (ячменя и пшеницы) в древнем Израиле. В календаре из Гезера 


друг за другом следуют «месяц жатвы ячменя» и «месяц жатвы и отмеривания». Ячмень поспевает первым. На прибрежной равнине и в долине Иордана его начинали убирать, вероятно, уже в конце апреля, а в горных районах (например, в Иерусалиме) — около середины мая. Жатва пшеницы начиналась около середины мая на равнинах, в начале июня — в горах.

Откуда название «Пятидесятница»?

Несколько иначе, чем во Втор., 16, определяется время праздника в книге Левит (23:9‑21). Там сказано, что первый сноп


урожая нужно принести жрецу. Из текста трудно понять, приносит ли каждый земледелец свой собственный первый сноп (ср. Втор., 26:1‑11, где требуется, чтобы каждая семья приносила первые плоды урожая) или же (как это описывается в Мишне, см. Менахот, 10:2‑3) один сноп приносится за всю общину. Так или иначе, жрец должен совершить с этим снопом определенный ритуал, который называется тнуфа, «возношение». Тнуфа первого снопа совершается «в день, следующий за субботой» (23:11). От этого дня нужно отсчитать семь недель (буквально: суббот) и на пятидесятый день, «следующий за седьмой субботой», принести «новое приношение» (23:15‑16).

Отсюда название «Пятидесятница», закрепившееся в христианской традиции. Оно восходит к греческому пентекосте (буквально: «пятидесятая»; слова «день» и «праздник» по‑гречески женского рода). Это греческое название Шавуот встречается в книге Товита и во второй книге Маккавеев (Тов., 2:1; 2 Макк., 12:32), а также у Иосифа Флавия («Иудейские древности» 3.10.6 §252, «Иудейская война» 1.13.3 §253).

Другие названия

В Числ., 28:26 праздник называется «ваш Шавуот» (шавуотехем), но там же употреблено и другое название праздника — «день первого урожая» (йом а‑бикурим). В Исх., 23:16 он называется «праздником жатвы (хаг а‑кацир)».

В Мишне (например, Бикурим, 1:3, 6; Швиит, 1:1) и других раввинистических текстах Шавуот носит название Ацерет, что означает (примерно как и хаг) просто «праздник».

Древние обычаи в новом контексте

На протяжении I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. еврейская культура и религия претерпели глубокие изменения. Увеличивалась доля городского населения; росла диаспора. В самосознании еврейской общины (прежде всего, вероятно, ее культурной элиты) все большую роль играло противопоставление себя окружающим народам (мотив избранности). Все большее значение приобретали исторические предания и квазиисторические мифы об уникальной судьбе евреев (границу между первыми и вторыми не так легко провести, как мы видели на примере книги Эсфири и предания об исходе из Египта


). Религия фокусировалась на фигуре национального Бога. Все прочие формы религии (местные святилища, культы других богов, культы предков и т. д.) либо отбрасывались как «языческая мерзость», либо трансформировались, находя себе место в новой системе.

Среди прочего менялся и смысл древних праздников. Праздник жатвы, составлявший часть уклада древних земледельцев Израиля, терял актуальность для урбанизированной элиты и для диаспоры. Кроме того, аграрный праздник был слишком похож на обычаи «народов страны» и не имел никакого отношения к национальному мифу. Чтобы древний земледельческий праздник не потерял актуальность и не начал восприниматься как «языческий», его нужно было увязать с преданием об истории еврейского народа.

Пасха претерпела эту трансформацию раньше всего: уже в текстах Пятикнижия она тесно связана с сюжетом об исходе из Египта. Древнейшая основа Пасхи — ее возможная связь с весенним равноденствием, с древними скотоводческими обрядами или с началом жатвы — все это относится к области недоказуемых предположений. Если такая основа и была, то она уже практически вытеснена в библейских текстах новым историко‑мифологическим смыслом.

Иначе обстоит дело с праздником Кущей (Суккот). Его земледельческий смысл вполне прозрачен, поскольку в Исх., 23:16 и 34:22 он называется праздником сбора плодов. Но обычай строить шалаши во время этого праздника объясняется в Лев., 23:43 как напоминание об исходе: «чтобы все ваши поколения знали, что в шалашах поселил я сынов Израилевых, когда вывел их из Египта». Это объяснение явно вторично. Оно выглядит искусственно, поскольку традиционные для Суккот шалаши из зеленых веток отождествлены здесь с палатками, в которых должны были жить предки израильтян в Синайской пустыне. Таким образом, национальная историко‑мифологическая интерпретация праздника для Суккот уже намечена в Библии, но лишь в одном тексте. Первоначальный земледельческий смысл пока что остается главным.

Дарование Торы. Фрагмент миниатюры. Сараевская агада. Испания. XIV век. Национальный музей Боснии и Герцеговины

Дарование Торы. Фрагмент миниатюры. Сараевская агада. Испания. XIV век. Национальный музей Боснии и Герцеговины

Неудивительно, что и Шавуот в конце концов был прикреплен к центральному для еврейской традиции сюжету об исходе. В раввинистической традиции это происходит довольно поздно. В Мишне Шавуот еще ничего не говорится о связи Шавуот с дарованием Торы. Лишь в Вавилонском Талмуде впервые утверждается, что Тора была дана Израилю в Шавуот (Псахим, 68б; ср. Шабат, 86б, где речь идет только о десяти заповедях). Затем эта мысль встречается в Шмот раба, 31:16 (вероятно, IX–X веков н. э.).

Фактически единственным библейским обоснованием связи Шавуот с дарованием Торы для талмудических мудрецов служит Исх., 19:1: «На третий месяц после исхода израильтян из Египта, в этот самый день они пришли в пустыню Синай». Семь недель от исхода, то есть от Пасхи до Шавуот, конечно, составляют менее двух месяцев; но при этом, если принять нисан за первый месяц, то сиван, на который выпадает Шавуот, будет как раз третьим.

Попытки переосмысления праздника в таком ключе предпринимались уже в эллинистическую эпоху. В книге Юбилеев, датируемой II веком до н. э., сообщается, что Г‑сподь заключил договор с Ноем в третий месяц года. Поэтому, как сказано там же, небесные скрижали предписывают праздновать в этот месяц Шавуот «ради возобновляемого договора». Этот праздник отмечался на небесах от сотворения мира (Юб., 6:17). В день Шавуот Г‑сподь призывает Моисея на гору Синай, чтобы вручить ему скрижали с заповедями (Юб., 1:1). К Шавуот приурочено в книге Юбилеев и заключение договора между Иаковом и Лаваном (Юб., 29:7). Как видим, «праздник недель» в книге Юбилеев фактически превращается в день договоров. Возможно, автор книги Юбилеев интерпретировал слово «Шавуот» как форму множественного числа одновременно от слова шавуа «неделя» и от слова шевуа «клятва». В масоретском произношении «недели» и «клятвы» различаются только одним гласным (шавуот и шевуот), а в древности они могли быть и полностью омонимичны.

Не исключено, что та же интерпретация Шавуот как «праздника клятв» подразумевается в одном из эпизодов книги Паралипоменон. В 2 Пар., 15:10‑14 рассказывается, что при иудейском царе Асе жители Иудеи собрались в Иерусалиме, принесли жертвы, заключили договор с Г‑сподом и скрепили его клятвой. Таргум отождествляет этот праздник с Шавуот. Правда, в самом библейском тексте слова «Шавуот» нет, но сообщается, что праздник был устроен в третий месяц.

В новозаветной книге Деяний святых апостолов ученики Иисуса собираются в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы (то есть Шавуот). Внезапно на них сходит Святой Дух, и они начинают говорить на разных языках. Там же, со ссылкой на пророчество Иоиля, это событие интерпретируется как знамение, указывающее на наступление «дня Господня» (Деян., 2). Возможно (хотя это лишь догадка), в подтексте здесь тоже присутствует интерпретация Шавуот как дня, предназначенного для заключения договоров, а нисхождение Святого Духа мыслится как новый договор Бога с людьми.

«День, следующий за субботой»

Точная дата Шавуот в библейских текстах не оговаривается. Очевидно, праздник жатвы первоначально был приурочен к самой жатве, а время жатвы, во‑первых, зависело от местных условий (см. выше), во‑вторых, колебалось от года к году.

Во Втор., 16 дата праздника определяется фактическим началом жатвы: нужно отсчитать семь недель от появления «серпа среди колосьев». В Лев., 23 семь недель отсчитываются от приношения первого снопа «в день, следующий за субботой». О какой субботе идет речь? Скорее всего, о первой субботе после начала жатвы. Суть предписания сводится к тому, что ритуал возношения снопа всегда должен совершаться в первый день недели. Но на какую неделю выпадет начало жатвы, законодатель не определяет. За точку отсчета во Втор., 16:9 берется начало трудового процесса как таковое, а в Лев., 23:15‑16 — сопутствующий ритуал. Но в обоих случаях сохраняется связь даты праздника с реальным временем начала сезонных работ, которое не было всегда и везде одинаковым.

Но позднее возникла необходимость установить единую дату праздника, которая не зависела бы от начала жатвы, и тогда именно упоминание субботы позволило древним экзегетам решить эту задачу. Правда, было предложено не менее четырех разных решений. Одни (самаритяне и караимы) сочли, что «суббота» в Лев., 23:11 — это та суббота, которая приходится на пасхальную неделю. Другие (книга Юбилеев) — что это первая суббота после окончания пасхальной недели. Третьи (фарисеи и вслед за ними раввинистическая традиция) — что «субботой» в Лев., 23:11 названа вообще не суббота, а первый день Пасхи, поскольку это тоже день отдыха. Четвертые (фалаша) — что «субботой» назван последний день Пасхи. Ни одна из этих интерпретаций, конечно, не вытекает из библейского текста. Важно, что все они исходят из одной общей предпосылки: точка отсчета для семи недель должна быть как‑то связана с Пасхой, а не с началом жатвы. Поэтому, хотя выбор даты Шавуот определялся тем, как понимать «субботу» в Лев., 23:11, принципиальный результат во всех четырех случаях получался один и тот же: Шавуот освобождался от связи с сельскохозяйственными реалиями и занимал постоянное место в календаре.

September 10 2017, 15:02

Categories:

  • Религия
  • Праздники
  • Cancel

О духовном значении праздника Жатвы

«[наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле»

(Исх.23:16)

В нашей церкви прошел праздник Жатвы (иногда его еще называют День благодарения). Библейское обоснование праздника восходит к 23-й главе книги Исход, где Господь устанавливает его для Своего народа. В этот праздник верующие благодарят Господа за ниспосланный урожай, за все блага — материальные и духовные, которые Он дает.

DSC_0044.JPG

Однако слово «жатва» в Библии употребляется не только в буквальном, но и в переносном, духовном смысле. Жатва — это время подведения итогов, а Жнецом Бог устами Иоанна Крестителя называет Иисуса Христа:

«Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

(Матф.3:11-12)

DSC_0019.JPG

Таким образом каждый человек предстанет на Суд Божий (Жатву) и даст ответ за свою земную жизнь. Результатом Суда станет Божье решение о том, где каждый из нас проведет вечность — в раю или в аду. Получит ли Божью награду или, как сказано в Библии, «гнев и ярость».

Причем Суд ждет всех — и верующих в Бога, и неверующих. Бог существует объективно, вне зависимости от вашей веры. Поэтому неверие от Божьей Жатвы не спасет.

DSC_0042.JPG

Критерии, по которым Бог будет судить нас, не являются секретом:

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». (Гал.6:8)

DSC_0052.JPG

Это означает, что человек, посвятивший свою жизнь материальному, будет осужден, а тот, для кого главным жизненным приоритетом стал Бог и служение Ему, — получит награду.

Почему же в честь такого грозного события, как Жатва, евангельские христиане-баптисты каждый год отмечают праздник?

DSC_0008.JPG

Евангельские христиане-баптисты имеют несколько отличий от других христиан. Во-первых, как правило, баптисты неплохо знают Библию. Одни лучше, другие хуже, но в той или иной степени знакомы с ней практически все.

DSC_0102.JPG

Еще одно отличие (принципиальное) — это исключительно сознательное крещение. Для евангельских христиан-баптистов крещение — это акт посвящения себя Богу, акт обещания Ему доброй совести. По этой причине евангельские христиане-баптисты принципиально не крестят детей (ребенок в силу возраста не может в полной мере осознать смысл крещения, от него не ждут осмысленного и ответственного обещания Богу).

DSC_0032.JPG

Исходя из двух перечисленных особенностей (сознательное следование за Христом + знание и уверенность в Божьих обетованиях, открытых в Библии) большинство евангельских христиан-баптистов уверены в своем личном спасении, — в том, что они получат награду. А раз так, то почему бы и не праздновать?

А. Дементьев, церковь «Благая Весть»

DSC_0059.JPG

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник жатвы у иудеев
  • Праздник жатвы у баптистов что это
  • Праздник жатвы у баптистов стихи
  • Праздник жатвы у адвентистов
  • Праздник жатвы перевод