Праздник женщины казачки

4 декабря- День Матери- казачки | Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру. Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио, педагогическое интернет-сообщество

   

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения  во Храм Пресвятой Богородицы.


 

История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

  
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. 

Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.
Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. 
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.

Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила — гордая казачка. 

   
Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю или  ружье,  дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.
И казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли: вилы, кинжалы, пики, топоры… Обливали турок кипятком

    

   
•Женщина сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше,  к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.
    
  Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек.
•Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной

   
   
   

    
                                     

                           ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ФАКУЛЬТАТИВУ
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАКОВ» НА ТЕМУ «ДЕНЬ МАТЕРИ-КАЗАЧКИ»   http://uchportfolio.ru/materials/show/721

24 июня празднуется один из трёх казачьих праздников посвящённых казачкам. Всего существует три даты празднования: 4 декабря вместе с церковным праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (праздник утвердил Громов), 24 июня празднуется в ознаменование победы Наурских казачек над врагом. 

«Наурские щи». 

Шла первая турецкая война, в станице Наурской праздновали духов день, старики, казачки с детьми разодетые по праздничному находились в церкви (практически все строевые казаки были в походе), когда на пикетах вдруг раздались выстрелы и прискакал казак, крикнувший «Идуть». 

Через час 11 июня (по старому стилю) 1774 года станицу обложило 9 тысячное войско неприятеля, состоявшее из турок, закубанских татар и кабардинцев. Начался отчаянный приступ, разряженные наурские казачки в красных сарафанах (нападение застало их в церкви) высыпали на вал, окружавший станицу вооружившись серпами, вилами и косами. Они разогревали смолу и лили кипяток на головы врага, даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на «угощение» бусурманам, казачки перетаскивали с места на место пушки и стреляли из ружей. 

Из донесений коменданта крепости Моздок: «Не точия казачьи жены, но и девки с косами и ружьями били неприятеля, а одна из них будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал, срезала голову и завладела его ружьем и саблей.» 12 часов шел бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагам, до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено, убит кабардинский князь Коргоко Тутарханов. 12 июня не получив подкрепления, осажденная станица готовилась к последнему бою, с рассветом вновь загремели казацкие пушки, но к удивлению оборонявшихся неприятель стал быстро отходить. Это была полная победа. 

Геройские казачки заслуженно получили медаль «За турецкую войн 1769-1774 года». Многие кабардинцы не могли забыть своего поражения, даже мирные из них боялись встречи с наурскими казаками и казачками, опасаясь насмешек о том, «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». Когда приходилось встречать кого-то из джигитов с обожженными лицами, то казак чи казачка непременно позубоскалят «А что, дось (приятель), не щи ли в Науре хлебал?».

4 декабря — День матери-казачки


Более 200 лет он отмечался казаками 21ноября/4 декабря — на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.


История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

Ставропольский поэт Витислав Ходарев так описывал эти исторические события:

И вдруг напев остановился…

На вышке дальней, на юру,

Огонь сигнальный появился,

Как говорится, не к добру.

Беда в калитки, в окна билась…

Шла на станицу вражья рать.

От хаты в хату покатилось:

Звала служивых колокольня.

А как без них? И слез невольно

Сдержать казачки не могли.

Бранились вслух, себя ругая,

Что сил в боях не сберегли.

-Ну, бисов непотрибный враг…

Под ропот этот шла работа,

-Того до ноне не бывало,-

А враг все ближе подходил.

У желтой Малки – речки звонкой,

Они – ну, чем не амазонки? –

В руках у женщин вилы были,

-Нюська, вон. Взгляни-ка,

Но пуля, будто земляникой

Из-за куста плескай на плешь…

Стояла насмерть за рубеж.

Шел в ход и чай, и шли борщи…

Я слышал: — Марья, бей паскуду!

И слышал: — Дашка, полощи!

У рва, как щит — огни, огни…

И здесь казачки, как они.

Врага на приступах встречая.

Терчанки бились… Страшен час.

С небес глядела Мать Святая

Тех отгоревших болью дней.

В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки». Сегодня казачество готовится отметить этот замечательный праздник.

Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность — нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!

Входила молодая казачка в мужнин дом… А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно — «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина — мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.
Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила — гордая казачка.

Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.
— Ах, сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга!
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.
— Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.
— Нет, матушка, — сказал ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей — Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.

http://www.bibldetky.ru/fakty/191-novosti.html

4 декабря — большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником — Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в русско-турецкую войну.

В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.

Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.

В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День матери-казачки празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

Материал с сайта http://rosgeroika.ru

Сегодняшний большой христианский праздник Введение Богородицы во храм совпадает с ещё одним праздником, который имеет давнюю историю. 

В русско-турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

В честь этой нелегкой победы, установлен памятник, а событие названо Днем матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День казачки–матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

С праздником вас, дорогие матери-казачки! Низкий вам поклон и — крепкого здоровья на многая лета!

Памятник в ст. Наурской:

123118256_1744stanice_naurskoy_

Подготовил

Владимир Сидашев

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Сегодня на Кубани отмечается День матери-казачки

Сегодня на Кубани отмечается День матери-казачки

Испокон веков женщина в казачьей семье была наделена особенной ролью

Уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает День матери-казачки, который приходится на большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Старинная пословица гласит: «Были бы казачки – казаки будут». Глубокий смысл, заложенный в старой поговорке, наделяет казачек особой роль в событиях нашей истории. Главное предназначение казачки – сохранение домашнего очага, ее высшее счастье – материнство.

Быт казачек

В период освоения Кубани казаки поголовно несли военную службу. Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство и даже защищала дом от врага с оружием в руках. С детства девочек воспитывали наряду с мальчишками – учили ездить на лошади, осваивать военные хитрости, владеть луком или арканом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.

Об истории праздника

Учредила этот праздник императрица Екатерина Великая в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году населенный пункт окружило девятитысячное войско из турок и татар. Строевые казаки были в походе, поэтому отразить натиск врагов вышли полторы сотни женщин.

Они перетаскивали пушки, били картечью, лили на головы захватчиков горячую смолу и даже, если верить преданиям, чан «кипящего супа». Тогда Екатерина 2 наградила отважных казачек медалями и учредила в честь них праздник.

Памятники матерям-казачкам на Кубани

По сей день женщина в казачьей семье особо почитается. День матери-казачки полон душевной теплоты, ведь самый дорогой для всех людей человек – это мама. С праздником вас, дорогие матери-казачки! Низкий поклон и здоровья на долгие годы!

Фото из открытых источников

Слайд 1

День матери-казачки

Слайд 2

4 декабря казаки всего мира отмечают праздник женщин-казачек — День «матери-казачки».

Слайд 3

21 ноября 1774 года отряд, состоящий из 9000 татар и турок вторгся на территорию государства Российского и окружил станицу Наурскую.

Слайд 4

В то время в станице были только женщины, старики и дети. Все мужчины – казаки были в военном походе.

Слайд 5

Но казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли: вилы, кинжалы, пики, топоры… Обливали турок кипятком.

Слайд 6

И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

Слайд 7

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага . Мужчины постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, виноградники .

Слайд 8

Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.

Слайд 9

Большое значение имела в казачьей семье женщина — мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.

Слайд 10

«Казачья доля» — это быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях. Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Безкровного , Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Атаман Ф.И.Краснощёков Атаман М.И. Платов А.А.Головатый Я.П.Бакланов Я.Г.Кухаренко

Слайд 11

Пыль клубится по дороге, Слышны выстрелы порой, Из набега удалого Едут казаки домой. Они едут близ станицы, Свищут, песенки поют, Жены, старцы и девицы К ним на встречу все идут. Испытаний, расставаний и встреч матери-казачке хватало.

Слайд 12

На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. «Казачка, казачка»- желанное слово, В нем музыка, радость, волненье и свет. Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой, Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.

Слайд 13

— Когда казаки отмечают день матери- казачки? — Какой еще православный праздник отмечается в этот день? — Кто в 1774 году окружил станицу Наурскую? — Кто встал на оборону станицы? — Чем пришлось сражаться женщинам – казачкам? Почему у казаков было особое отношение к женщине? Что значит «казачья доля»? Вопросы и задания:

Слайд 14

Дополни пословицы и поговорки о матери Нет такого дружка, как родная … Родительское благословение в воде не тонет и в огне … Казак на чужбине воюет, а жена дома … При солнышке тепло — при матери … Материнская молитва со дна моря … Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица — до золотого кольца, а мать — … Без матери и солнце … На свете всё найдёшь, кроме родной … Птица радуется весне, а дитя — … матушка не горит горюет добро поднимает до конца века не греет матери матери

Глубинный смысл, заложенный в старой поговорке, наделяет казачку особенной ролью в событиях нашей истории. И недаром казаки отмечают День матери-казачки. Главное предназначение женщины — сохранение домашнего очага. Ее высшее счастье — материнство. Однако жизнь на военном положении предъявляла свои требования, которым надо было соответствовать. 

В период освоения Кубани казаки несли военную службу постоянно и поголовно, «всяк от 15 до 60 лет». Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство. Нередко, случалось, брала в руки ружье. Как писал дореволюционный военный историк Василий Потто: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться

Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу — в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.  Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться. 

Уже более двух столетий казаки отмечают День матери-казачки 4 декабря (21 ноября старого стиля), падающий на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая — в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин. Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: 

«Иные с ружьями, а прочие с косами… из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»… Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник. Знаменитое сражение произошло на чеченской земле. Однако сопоставимые военные конфликты происходили на всей территории осваиваемых земель. 

Георгиевский крест Анны Сердюковой

Не раз оборонять свои станицы приходилось кубанским казачкам. Один из источников повествует об Ульяне Линской, отважной защитнице Полтавского куреня. Ульяну чествовали как «первую бабу-геройку», поскольку «при отражении нападения одного из нападавших Ульяна утопила в бочке с квасом». Одно из самых ярких свидетельств военной доблести относится к 1862 году, когда 35 пластунов держали оборону от горцев на Липкинском посту. Когда убили командира Ефима Горбатко, его жена Марианна «со страшным криком» бросилась, защищая его труп, на горцев. Убив выстрелом из ружья одного, заколола штыком второго… 

До наших дней дошли прямые свидетельства участников русско-кавказской войны. Аполлон Шпаковский, начавший службу гардемарином и «ставший волею судьбы и начальства казаком», службу нес на передовой Лабинской линии. Им описан случай, произошедший в 40-х гг. XIX века с 16-летней казачкой Анной Сердюковой. Анна работала в огороде, когда заметила приближение шестерых всадников.

«Горец, ближе за ней гнавшийся, бросил кинжал в свою жертву, но судьба не дала ей погибнуть: кинжал, пролетев сбоку, воткнулся далеко впереди… Инстинктивно она схватила упавший кинжал, держа острием назад. В это время горец набежал и охватил ее, но каким случаем, она сама не помнит, кинжал прошел навылет через живот горца, повалившегося вместе с ней». Девушку пленили, по-видимому, имел факт насилия… В себя она пришла, когда горцы остановились на ночлег. Пленницу, «не ощущая от нее угрозы», не связали. Анна дождалась, пока все уснут, вынула кинжал у вожака и всадила ему в горло. Схватила шашку и пистолет убитого, принялась рубить… Последний, успевший вскочить, «под влиянием панического страха бросился бежать; но остервенелая Анна погналась за ним, и выстрел положил и его на месте». Анна Сердюкова получила Георгиевский крест первой степени, пожизненный пансион в 50 рублей серебром и золотой браслет — подарок главнокомандующего, князя Михаила Воронцова.

Немало свидетельств об отчаянных казачках оставил и знаменитый летописец Федор Щербина. К примеру, когда горцы напали на станицу Пашковскую, одна находчивая вдова, «выведя из стойла пару волов, привязала их на виду». После чего, заняв «выгодную позицию», меткими выстрелами стала «встречать черкесов». 

«Гусарская баллада» на кубанской земле

История Сердюковой — «стандартный» пример того, как «высокая грудь казачки украшалась Георгием за военный подвиг». Пример «нестандартный» — уроженка станицы Роговской Елена Чоба. На войну она ушла вслед за мужем, погибшим на фронтах Первой мировой. К генерал-лейтенанту Бабычу она пришла коротко стриженная, в черкеске и папахе. К строевой службе дамы тогда не допускались. Дозволение было дано «казаку Михаилу Чобе». И вскоре в «Кубанском казачьем вестнике» вышла корреспонденция про «Михайлу»: «Враг тесным кольцом старался сковать одну нашу часть и батареи, Чобе удалось прорваться и спасти от гибели две наши батареи, совершенно не предполагавшие о близости немцев. За геройский подвиг Чоба получил Георгиевский крест». 

Были и другие… Так качественно несли службу, что их пол раскрывался только в результате тяжелых ранений. В 1915-м «Кубанские областные ведомости» сообщили, что в киевском лазарете «находится девушка-прапорщик Александра Лагерева, гимназистка пансиона, бежавшая на войну под мужским именем… Лагерева, будучи во главе шести казаков, взяла в плен 18 германских улан». Екатеринодарская «гимназисточка» была награждена Георгиевскими крестами трех степеней. К сожалению, по понятным причинам о многих «геройках» известно очень немного или не известно вообще. В том числе — о кубанской казачке Матвеевой, первой женщине, награжденной крестом.

«Бабьи бунты»

Историки называют «амазонство» явлением универсальным для разных времен и народов. Но у казачек оно — особенное, поскольку проявлялось не только на войне. Мужчины, когда требовалось гражданское мужество, отступали, а они вызывали огонь на себя. Отдельная страница в истории края — «бабьи бунты».

Старожил Мингрельской Сергей Дамницкий рассказывал о событиях голодного 1932-го:

«Ближе к базару, там почта була. Бабы сбыралысь. Ну, вот — «Дайты нам царя» — крычалы. Царя?.. Як далы царя! Взялы, да плеток. Щас мы вам дамо царя! Женско восстанье, мужикив нэ було».

Самый известный бунт — 1990 года — прогремел на всю страну. Тогда из-за событий в Нагорном Карабахе объявили мобилизацию мужчин. Кубанские женщины вышли на митинги протеста — и мужья, сыновья и братья вернулись домой…


Игорь Васильев, кандидат исторических наук:

— Нормой у кубанских казаков, как и у всех восточных славян,  считался патриархат. Этому способствовала и воинская специфика казачьей культуры Однако казак – воин много времени проводил на службе. Многие хозяйственные работы, нередко мужские, были взвалены на плечи женщины. Казачке приходилось быть сильной, принимать решения. В итоге в разных семьях, и в разных станицах складывался свой, особенный уклад. Нередко с уклоном в радикальный патриархат. Иногда – в пользу статуса казачки. В разных случаях срабатывали разные факторы. 

Мать-казачка – значимый исторический персонаж. Умная, деловая, яркая…  Возможно главный ее подвиг в том, что при Советах она умудрялась сохранить казачьи традиции, фольклор, православную веру. Когда казаков, в первую очередь – мужчин, истребляли и ломали. 

Смотрите также:

  • О чем грустит колокольня? История непостроенного храма в кубанской станице →
  • «Не только служба». Экс-атаман Громов о кубанском казачестве в XXI веке →
  • «Ридный батька». Так называли Михаила Бабыча кубанские казаки →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник женщин родивших сыновей
  • Праздник женской доли
  • Праздник женской груди
  • Праздник женского предпринимательства
  • Праздник женского начала