Праздник зимнего солнцестояния сценарий

Развитие интереса детей дошкольного возраста познавательного интереса к истории, традициям, обычаям русского народа, привитие любви к народной культуре.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Искорка»

ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА

Сценарий мероприятия

Баринова Т.Е.

музыкальный руководитель

Южноуральск 2017

Цель:        Познакомить детей с календарно-обрядовым праздником и «Днем Медведя»

Задачи:        1. Формировать у детей умения инсценировать песню, прививать навыки восприятия музыки;

                2. Развивать воображение, творческие проявления;

                3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Выходят Ведущая и Солнышко под музыку

(пьеса композитора В. Ребикова)

Ведущая

Сегодня мы с вами будем отмечать необычный день – День Медведя. Вот почему мы начала его с музыки, которая так и называется «Медведь». Правда, она рисует нам тяжелую походку животного, который нам знаком по сказкам и мультфильмам?

День Медведя – необычный праздник, и посвящается исконно русскому и любимому в народе зверю. Недаром про него и сказок много, и величают его по-разному – то Топтыгин, то Медведюшка, и Михал Михалыч, и сладкоежка косолапый. Но всегда с уважением.

Солнышко

День 25 декабря – не совсем обычный, его называют еще «День зимнего солнцеворота». Говорят, что в этот день солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, медведь в своей берлоге переворачивается на другой бок, а календарный год – на весну.

Вот почему люди так ждут этого дня. Ведь с него день начинает прибавляться.

Ведущий

Вам, ребята, было дано задание – принести к нам на встречу своего любимого игрушечного медведя. Давайте поставим игрушки на выставку, а чуть позже рассмотрим их получше и проведем конкурс.

Солнышко  

А знаете ли вы, кто я такое?

Дети (хором)

Да!

Солнышко

Кто же я?

Дети (хором)

        Солнце!

Солнышко

Правильно. Я сегодня яркое и красивое благодаря… медведю.

Ведущая

Благодаря медведю – как это так?

Солнышко

Вы удивлены? Нечему удивляться, просто сегодня, по народным поверьям, медведь перевернулся в своей берлоге на другой бок, и, тем самым, скомандовал мне поворачиваться на лето, на тепло.

Ведущая  

Да, существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок.

Солнышко

А еще говорят «солнце на лето, а зима – на мороз».

Ведущая 

В день солнцеворота, когда медведь переворачивается на другой бок, садовники встряхивали яблоневые деревья, заговаривая их особым заклинанием «медведь, подними деревья, вверх!»

Солнышко

        А что вы, ребята, знаете про медведя? Он какой?

 Ребята перечисляют: бурый, большой, страшный, сердитый, смешной, живет в лесу…

Солнышко

Предлагаю спеть для этого зверя специальную песенку – закличку пусть медведь придет к нам сейчас в гости.

Солнышко собирает ребят в хоровод, вместе с ними идет в танце ☺ исполняется песня «Про медведя» на слова И. Агаповой

Солнышко – ведрышко, поверни на лето!

Солнышко – ведрышко, мы тепло одеты!

Злись, зима – старуха, мишка усмехнулся,

И пушистым брюхом к лету повернулся.

Раз – два – три, ты наш медведь, все тебя мы любим,

Выходи ты песню петь, веселиться будем.

Солнышко

Сейчас я буду вам загадки загадывать. А вы, ребята, давайте на них ответы. (поочередно с Ведущей загадывает детям загадки)

Летом он в лесу гуляет, жир он копит, набирает,

Зимой в берлоге отдыхает, и до весны там почивает. (Медведь)

Бродит по лесным дорогам,

Пчел пугает и шалит.

Строит осенью берлогу,

А зимой в ней тихо спит (Медведь)

Дед в шубу одет, наружу мех – пугает всех (Медведь)

Любит он коренья, мед,

Бурый он и косолапый,

Он  в лесу густом живет,

Спит когда – сосет он лапу (Медведь)

Ведущая

Вы правильно отгадали все загадки, ответ во всех них один и тот же – медведь. Вот оказывается, как народ наш любит этого хозяина леса – и сказок про него написано множество и загадок сочинено не меньше…

Солнышко

И в большинстве сказок медведь – добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери за разрешением споров. Даже зовут его с уважением – по имени – отчеству.

Рассмотрите как следует портрет медведя (показывает игрушку или рисунок с нужным изображением).

Бурый медведь – самый крупный зверь, который водится в русских лесах. А еще он – большой лакомка. Летом и осенью основная пища медведя – ягоды малины, черника, брусника. Медведь – отличный рыболов и умеет сам ловить рыбу, очень любит мед, но такое угощение перепадает ему нечасто. К зиме медведь старается запасти побольше жира в собственном теле. На зиму устраивает для себя специальный дом – берлогу, скрытую под снегом. Чаще всего его берлога располагается среди бурелома, в глуши леса, под защитой толстых елей.

Солнышко

Давайте поиграем все вместе в ритмическую мини-игру «Мишка косолапый». Прошу всех встать, попробуем изобразить походку косолапого мишки – сделаем несколько шагов на месте, стопы ног при этом вывернуты на внешнюю сторону, руки слегка согните, голову наклоните. Повторяйте вместе со мной слова поговорки:

Мишка косолапый, по лесу идет,

Шишки собирает, в корзиночку кладет,

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Теперь эти слова мы будем распевать. В ритм музыкальной поговорке надо изобразить «медвежью походку» (ритмическая игра проводится несколько раз).

        Молодцы, поиграли замечательно. Пожалуйста, садитесь на свои места.

Ведущая

В конце декабря в России всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. В эти дни было принято, что по деревням ходят толпы ряженых, которые водили вместе с собой одетых в костюмы Медведя  и Журавля, между ними устраивались шуточные инсценировки. Давайте и мы позовем к себе таких ряженых, пусть позабавят всех.

Под аплодисменты ребят выходят участники  инсценировки, наряженные в костюмы Медведь и Журавль

идет показ инсценировки «Спор Медведя и Журавля»  

Медведь протягивает свой мешок зрителям

Солнышко

Как пришли к нам Святки – запевай Колядки!

Из лесу пришел медведь, хочет танцевать и петь.

Медведь (напевает на мотив частушек)

Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть,

Две лохматые ноги, на них красны сапоги!

Два лохматых уха и большое брюхо!

Солнышко

Ты, медведь, почто не спишь?

Ты почто сейчас рычишь?

Медведь  

Мне в берлоге жарко,

Хочется подарков.

Громко страшно зарычу,

Коль ничто не получу!

Ведущая

Тогда сейчас мы, медведюшка, тебе дадим подарков, такова традиция.

Медведь под музыку обходит детей, которые делают вид, что что-то кладут ему в мешок

Медведь (кланяется и поет дальше) 

 Я гостинцы здесь нашел,

А теперь я спасть пошел.

Здесь куренок, здесь картошка,

Меду сладкого немножко,

А баранья мне нога очень сильно дорога!

Солнышко

Мы уже хорошо познакомились с нашим русским медведем, теперь давайте послушаем, есть ли у нашего знакомого – бурого русского мишки – какие-то заграничные родственники?

Ведущая

Конечно, есть. Например, вот один родственник бурого мишки – гималайский медведь (показывает рисунок). Его еще называют «мамафа», или белогрудый медведь. Это потому, что на груди у него расположен белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка – один из самых больших в мире. Медведь с белым фартучком обитает на юге Дальнего Востока, в лесах Юго-Восточной Азии, в Гималайских горах. Поэтому его так и назвали – гималайский. Гималайский медведь так же ловок, как его собрат – бурый медведь, он тоже лазает по деревьям. Даже на зимнюю спячку устраивается в дуплах деревьев.

Проводится музыкальная игра «У медведя во бору»

На полу обозначается круг, водит медведь, который встает в центр круга и притворяется спящим. Дети встают за линию круга и начинают петь:

У медведя во бору грибы – ягоды беру,

А медведь не спит, все на нас глядит!

Медведь просыпается. Задача детей – пробежать через круг и не стать «добычей» медведя, пойманный ребенок становится помощником Медведя и занимает место рядом с водящим. Игра начинается сначала.

Солнышко

А есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света?

Ведущая

Конечно, и среди них есть очень необычные, например, в Австралии живет маленький медведь – коала – размер которого почти как у ваших игрушечных, до 50 см (показывает рисунок).  

Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается листьями этого дерева. Имя медведя – коала – переводится как «не пьет», он и в самом деле никогда не пьет воду, так как листья эвкалипта настолько сочные, что животное не нуждается в воде.

В Китае живет очковый медведь – панда, которого еще называют бамбуковым медведем, потому что он любит есть стебли бамбука.

идет показ инсценировки шуточной песенки

 «Почему медведь зимою спит»

на слова А. Коваленкова, муз. Л. Книппера

Ведущая праздника предлагает участникам вспомнить слова песни и пропеть все три куплета.

После чего желающие могут принять участие в ее инсценировке

Теперь все участники поют песню, инсценируют ее

Текст

  1. Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой.

Шел он, шел он к своей берлоге по проселочной дороге и, шагая через мост, наступил лисе на хвост.

  1. Подняла лисица крик, зашумел тесный лес, и медведь с испугу вмиг на сосну большую влез.

На сосне веселый дятел белке домик конопатил и промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть».

  1. С той поры медведь решил, что зимою нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать. Он  в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной и доволен неспроста, что родился без хвоста.

Метроритмические действия

Медведь вперевалку идет по зимнему лесу

Лиса спокойно стоит в стороне

Медведь делает вид, что «наступает» лисе на хвост

Лисица жестами грозит медведю, медведь имитирует, что лезет вверх

Дятел сначала работает, потом поют свою фразу. Лиса и дятел уходят

Медведь делает вид, что принимает какое-то важное решение

Медведь делает вид, что дремлет в берлоге

Медведь изображает радость

Солнышко

Мы поговорили о многих необычных медведях, которые обитают в разных частях света. Но, пожалуй, самые необычные медведи, это те, у которых шуба не бурая, а белая.

Ведущая

Ребята, попробуйте теперь сами дать ответ на вопрос: а где обитают белые медведи?

Дети

На севере.

Солнышко

Правильно, там, где вечные снега и лед.

выходят Чтецы, они читают монтаж по стихотворению И. Агаповой «Сколько на свете медведей

Мишки на велосипедах в цирке по арене едут.

В платьях, шляпах разноцветных вамечательно одеты.

Это бурые артисты – кто жонглеры, кто таксисты:

        На машинах возят кошек, да игрушечных матрешек.

Белый мишка в зоопарке.

Там вольготно и не жарко.

Посетители галдят, с мишкой поиграть хотят.

Панда по имени Ванда – мишка очковый большой.

        Ванде стараться не надо выглядеть, чтобы смешной.

        Очки на Ванде – вот дела.

        Их панда не снимает.

        Но близорукостью она

Уж точно не страдает.

        Коала с дерева упал, он сил набрался мало:

        — Знать, мало листьев я сжевал, начну жевать сначала.

И он полез на эвкалипт, чтоб тонну листьев скушать.

Жует, обжора, и молчит, стихи не хочет слушать.

        Вот стрелок в лесу густом, он с собакой и ружьем.

        Хочет отыскать медведя, а зачем?

        Он так ответил:

— Вот ружье, но посмотри – фотопленка там внутри.

Я во что бы то ни стало щелкну мишку для журнала.

Ведущая

Пришло время получше рассмотреть всех медвежат и медведей, которые красуются на выставке. Пусть хозяева игрушек по очереди выходят и рассказывают нам о своем любимце – как его зовут, какие у него повадки, что он любит (когда ребята заканчивают свои рассказы, Ведущая и Солнышко вручают им памятные сувениры).

Солнышко

А теперь, ребята, возьмите в руки своих медведей и по моей команде переверните их на другой бок! Только при этом надо говорить волшебные слова.

Итак, раз, два, три – медведь, перевернись на другой бок!

Поворачивай, солнышко, на лето!

Цель: активизировать двигательную
активность детей.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с культурным наследием
    русского народа.
  • Развивать интерес детей к русским традициям, в
    частности народным подвижным играм.
  • Вызвать положительные эмоции во время игр.
  • Способствовать укреплению здоровья детей.

Развлечение начинается в групповой комнате с
рассказа ведущей.

Сказительница ведущая:

Всякий знает на Руси, что в декабре есть такой
день главный – 25 декабря, Спиридон-Солнцеворот
называется. В этот день древний бог Ярило
(Солнышко по-нашему) просыпается. Солнце красное
на весну поворачивается – вот и Солнцеворот. В
этот день славили люди русские Солнце-Ярило.
Священный огнь зажигали, двенадцать костров
разводили. Чтоб каждому месяцу по костру, чтоб
всем не обидно было. Всё плохое сжигали на этих
кострах.
Насобирает молодёжь сухих веток, и зажгут 3
костра весенним месяцам: марту-протальнику,
апрелю-березозолу, да маю-травню; 3 костра летним
месяцам: июню-изоку, июлю-червеню да
августу-зареву; 3 костра осенним месяцам:
сентябрю-руину, октябрю-листопаду, ноябрю-грудню.
А ещё трём зимним месяцам: декабрю-студню,
январю-просинцу да февралю-сеченю.
Старые люди говорили, будто видели возле этих
костров все 12 месяцев! Это они вместе  Ярило
пробуждают, на новый годовой круг собирают.
Вот однажды Карачун и захотел те заветные костры
погасить, чтобы Ярилу досадить. Не проснётся
Солнышко – не наступит и январь-просинец. А без
него и новый год не придёт! На костры те заветные
Карачун и дул, и плевал. И руками-лапами махал,
столько снега одного перетаскал – всё засыпать
костры хотел. Только ничего у него не получилось.
Тут и Ярило проснулся, на землю глянул – а там
Карачун суетится, зло дело творит. Осерчал Ярило
на злого духа и наказал его: превратил его в
чудище-страшилище, в глухой лес жить отправил.
Весь год в глухих лесах да топких болотах
прятался, ни людям, ни зверям, ни птицам не 
показывался. Целый год злобу на Ярило копит.
А в декабре вылезает из своего лесного убежища и
к людям поближе идёт. Да не для того идёт. Чтобы
добро сотворить, а чтобы народ пугать, на улицу
потемну выходить не дозволять. А люди тогда
Свет-Ярило и призывают, ему песни величальные
распевают. Карачун этих песен терпеть не может,
ещё больше злится. По ночам луну глотает,
снегопад да метели вызывает.
Давайте-ка и мы с вами детишки, ребятишки  на
улицу собираться Карчуна прогонять! Ярилу
шумными играми да звонкими песнями пробуждать, в
гости завлекать. Чтобы Новый год пришел. Чтоб
ночь на убыль пошла, а день расти начал.
Все одеваются и выходят на улицу. Ведущая берёт
«Солнце» (ивовый круг, украшенный цветными
ленточками прикреплённый к шесту).

На участке для прогулок, на снегу красной
краской нарисовано солнце – Ярило (круг и
расходящиеся от него лучи с характерным изгибом
– древний символ солнца). В данном кругу
проводятся две игры.

«Арина»

Играющие встают в круг, в середине водящий –
Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют:

Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается
отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот будет
Ариной.

«Бабка Ёжка»

В середину круга встаёт водящий Бабка Ёжка. В
руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и
дразнят её:

Бабка Ёжка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:

– У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается
кого-нибудь коснуться «помелом». К кому
прикоснётся – тот и замирает.

«Ручеёк»

На снегу голубой краской нарисован извилистый
«ручеёк». Дети встают «паровозиком» и бегут по
ручейку за ведущим. Пробежав до конца –
разворачиваются и  цепляются за последнего
игрока и бегут по ручейку назад. С каждым разом,
ускоряя темп игры.

Разлился родничок,
Золотой рожок,
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болтам,
По гнилым колодам,
У-ух!

«Межа»

На снегу начерчены зелёной краской 7 полос.
Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.

Все прыгают через «межи» – чем выше, тем больше
будет доход и богатство.

«Солнышко-ведрышко»

Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети –
«спящие».
Они поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна – милее.

На две первые строчки песенки играющие идут
хороводом. На две следующие – поворачиваются
друг к другу лицом и делают поклон. Затем
подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо»,
затем догоняет детей. «Солнце догнав «спящего»,
дотрагивается до него. Он «просыпается»
(выбывает из игры).

Сказительница-ведущая:

Ну, нашумели мы, испугали злого Карачуна.
Давайте-ка Ярилу будить! Костер зажигать Солнце
красное закликать!
Разжигают заранее приготовленный костёр. Дети
становятся рядком и прокатывают из рук в руки
Солнышко (предварительно снятое с шеста).
Сказительница укладывает его на разгоревшийся
костёр.
Дети проговаривают хором закличку:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна – милее.

Сценарий праздника «День зимнего солнцестояния»

Раз в году на всей планете происходит тот день, который отличается от других только тем, что в этот день солнце светит намного дольше. Именно из-за этого, кажется, что день становиться намного больше и длиться без конца. В такой день просто нельзя просиживать штаны просто так. Нужно делать все для того, чтобы получать больше положительных и позитивных эмоций. В этот раз также каждому придется приложить больше стараний и усилий для того, чтобы постараться совсем справиться. И если у них это получится, то тогда все будет совсем по-другому, и можно даже сказать, что все будет намного лучше. Что ж, так почему бы не попробовать, если такая возможность появилась. Ведь сожалеть все равно не будет не о чем.

Количество гостей: 10 и больше
Возраст:10 – 16 лет
Длительность праздника:2,5 – 3 часа
Место проведения: свободная комната без лишних предметов
Цвета праздника: зеленый, желтый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый
Угощения: холодные закуски, салаты, бутерброды, торт, печенье, пирожные, шоколад, конфеты, желе, сок, какао, чай, компот и сладкая вода
Декор, реквизит: разноцветный гелевые шарики, слоганы на тему тематического праздника
Дресс-код: спортивная удобная одежда
Тематические развлечения: проведения конкурсов, арках и соревнований

Подготовка к празднику «Солнцестояние или долгий, но счастливый день»

К каждому празднику организаторы стараются подойти усерднее для того, чтобы сделать праздник самым лучшим, и чтобы доставить для каждого больше приятных моментов и эмоций. В этот раз к празднику начнут готовиться за много дней до него. Ведь все должно будет быть особенно хорошим. Для проведения праздника подберут удобную комнату со свободным местом. После в ней развесят гелевые шарики и различные слоганы. Также в другом месте установят праздничный стол и стол для подарков. Все желающие смогут также принять участие в празднике. Если они так поступят, тогда участвовать в празднике им будет намного приятнее и лучше. Ведь после того, как постарался сделать что-то своими руками, участвовать во всем этом будет намного приятнее. Что ж, почему бы не попробовать совсем справиться, если такая возможность появилась?
Эмоция праздника: радость, счастье, желание победить

Краткое описание идей праздника «Солнцестояние или долгий, но счастливый день»

В каждом праздник существует множество идей. Просто иногда они так и остаются не до конца раскрытыми, что так сильно мешает им стать до самого конца понятыми и принятыми. В данных идеях нет никакой секретности и скрытности, ведь они такие понятные каждому. Главная идея тематического праздника – это подарить каждому как можно больше счастливых минут, при этом показав каждому совсем другую сторону ежедневной жизни. Вот почему насладиться всем происходящим у каждого получится в полной силе, только если каждый постарается приложить к этому больше усилия.
Главные действующие лица праздника:
Участники – будут проходить конкурсы и соревнования, и один из них и станет победителем
Жюри – внимательно проследят за тем, чтобы все правила были правильно учтены, и в конце определят победителя тематического праздника
Организатор – сделает все для того, чтобы каждый смог почувствовать себя на празднике уверенно, проследит за всем и будет руководить праздником

Сюжет праздника «Солнцестояние или долгий, но счастливый день»

Каждый день в году отличается чем-то особенным, без конца даря и неся в себе все то, что меняет все и делает совсем другим. Один раз в году в нашей жизни появляется такой день, в котором солнце светить людям намного больше, чем в обычные дни. Такой день стал особенным, и поэтому его стали называть солнечным затмением. После этого день начинает увеличиваться с каждым разом на минуту. Вот почему именно данный праздник нужно постараться отпраздновать таким образом, чтобы после всего вспоминать его только с самой лучшей стороны. Лучше провести праздник так, чтобы потом оставаться им довольным и помнить о нем только хорошее.

Ход праздника

Как и всегда данный тематический праздник начнется с небольшого выступления, которое покажут ученики младших классов. После того, как данный этап подойдет к концу, все должны будут перейти к выполнению конкурсов. На них каждому придется приложить особенно много стараний и усилий. И только тогда получиться достигнуть того момента, которого так все ждут. После того, как задуманные организаторами конкурсы и соревнования подойдут к концу, каждому участнику и гостю можно будет перейти к праздничному столу. На нем находятся те яства, которые каждому придутся по душе. Если за столом начнется приятная беседа, это только сделает пребывание в этом месте лучше. Также в самом конце начнется раздача подарков, в которой смогут поучаствовать каждый участник данного праздника.
1. Распределение ролей: все роли будут равномерно поделены между всеми участниками, чтобы никто не был в обиде
2. Костюмы и грим: каждый из участников должен будет одеться в спортивную одежду, в которой им будет удобно находиться. Также на лица каждого нанесут специальной краской определенные узоры и рисунки, которые полностью дополнят образы каждого
3. Основная часть игры: заключается в проведение конкурсов и соревнований

Конкурсы к празднику «Солнцестояние или долгий, но счастливый день»

1. «Кто быстрее или будь внимательным»
В жизни довольно часто случается то, что навсегда меняет нашу жизнь. Вот почему всегда нужно быть настороже и оставаться внимательным. Данный конкурс проведут с целью заставить каждого задуматься о том, что нужно быть внимательным. В начале игры всех участников разделят на две команды. Команды должны будут посмотреть на экране расположение специальных карт между обычных. Когда определенное время на просмотр закончиться, они перейдут к тому, чтобы в действительности их перевернуть. Та команда, которая окажется самой быстрой, сможет в любом случае добиться быстрее результата, если при этом приложит больше усилия. Что ж тот, кто пройдет конкурс быстрее всех, сможет заполучить желаемым призом.

2. «Найди в темноте или поймай меня»
Смысл данного конкурса заключается в том, чтобы немного развеяться и получить больше приятных чувств. В этот раз никто не будет разделяться по группам. Все участники вытянут жребий. Тот, кому попалась специальная карточка будет водить. Ему завяжут глаза, и в полной темноте он должен будет отыскать участников, или же словить их. Сделать это будет непросто, но, если быть немного быстрее и не бояться темноты, все получится сделать правильно. Если ведущий сможет отыскать всех участников, тогда он выиграет, и приз сможет забраться себе. Но, если этого не произойдет и останется один, то тогда приз достанется ему. Что ж, в этой игре не важно, кто выиграет. Важно то, что каждый получит все те эмоции, которые ему так сильно важны, и которых так сильно не хватало.

Праздничный стол

После того, как все соревнования и конкурсы закончатся, все участники смогут перейти к тому, чего так долго ждали. Ведь каждый из них так сильно устал, и уже каждому натерпится как можно быстрее попасть за праздничный стол. Что ж, в этот раз он сможет порадовать каждого участника и принести ему много разных приятных ощущений. На столе еда будет стоять для каждого. Те, кто так сильно проголодается во время игр, смогут насладиться холодными закусками, бутербродами и салатами. А те, что так сильно любит полакомиться сладостями. Смогут покушать торт, печенье, пирожные, желе, шоколад и конфеты. Все вкусности можно запить соком, сладкой водой, чаем и какао. А если за столом завяжется приятная беседа, это будет для каждого приятно. Вот почему об этом также стоит задуматься в свое время.

Подарки

Каждый человек любит, когда к нему проявляют определенное внимание. Ведь тогда становится так приятно и тело на душе. В этот раз все участники смогут перейти за получением своих подарков сразу же после того, как они отведают разных вкусностей. Подарки находятся на ярко украшенном специальном столике. Подарки точно также упакованы в красивые небольшие коробочки, которые привлекут внимание каждого. А в число подарков войдут брелоки, магниты, рамки для фотографий, статуэтки и браслеты. Размер подарка совсем не важен. Важно то, что человек хотел передать своим подарком. Вот почему на этот момент стоит обраться больше внимания.

Каждый из гостей и участников сможет полностью насладиться самым праздником только в том случае, если они приложат больше усилий для того, чтобы добиться желаемого результата, как бы это сложно и не было. Ведь по сути если подумать, все зависит от тех, кто в данном празднике участвует. Вот почему, стоит отбросить все сомнения, грусть и печаль, и попытаться получить удовольствие и счастье, чтобы не случилось. Что ж, но получится ли это сделать должным образом, зависит только от вас. Постарайтесь, и тогда сожалеть не придется.

***

Сценарии на все остальные праздники

***

На праздники:
Поздравления |
Конкурсы |
Сценарии |
Статусы |
История

***

Голосовые поздравления с праздником

Цель:        Познакомить детей с календарно-обрядовым праздником и «Днем Медведя»

Задачи:        1. Формировать у детей умения инсценировать песню, прививать навыки восприятия музыки;

                2. Развивать воображение, творческие проявления;

                3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Выходят Ведущая и Солнышко под музыку

(пьеса композитора В. Ребикова)

Ведущая

Сегодня мы с вами будем отмечать необычный день – День Медведя. Вот почему мы начала его с музыки, которая так и называется «Медведь». Правда, она рисует нам тяжелую походку животного, который нам знаком по сказкам и мультфильмам?

День Медведя – необычный праздник, и посвящается исконно русскому и любимому в народе зверю. Недаром про него и сказок много, и величают его по-разному – то Топтыгин, то Медведюшка, и Михал Михалыч, и сладкоежка косолапый. Но всегда с уважением.

Солнышко

День 25 декабря – не совсем обычный, его называют еще «День зимнего солнцеворота». Говорят, что в этот день солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, медведь в своей берлоге переворачивается на другой бок, а календарный год – на весну.

Вот почему люди так ждут этого дня. Ведь с него день начинает прибавляться.

Ведущий

Вам, ребята, было дано задание – принести к нам на встречу своего любимого игрушечного медведя. Давайте поставим игрушки на выставку, а чуть позже рассмотрим их получше и проведем конкурс.

Солнышко  

А знаете ли вы, кто я такое?

Дети (хором)

Да!

Солнышко

Кто же я?

Дети (хором)

        Солнце!

Солнышко

Правильно. Я сегодня яркое и красивое благодаря… медведю.

Ведущая

Благодаря медведю – как это так?

Солнышко

Вы удивлены? Нечему удивляться, просто сегодня, по народным поверьям, медведь перевернулся в своей берлоге на другой бок, и, тем самым, скомандовал мне поворачиваться на лето, на тепло.

Ведущая  

Да, существует поговорка, что с солнцеворота день прибудет хоть на воробьиный скок.

Солнышко

А еще говорят «солнце на лето, а зима – на мороз».

Ведущая 

В день солнцеворота, когда медведь переворачивается на другой бок, садовники встряхивали яблоневые деревья, заговаривая их особым заклинанием «медведь, подними деревья, вверх!»

Солнышко

        А что вы, ребята, знаете про медведя? Он какой?

 Ребята перечисляют: бурый, большой, страшный, сердитый, смешной, живет в лесу…

Солнышко

Предлагаю спеть для этого зверя специальную песенку – закличку пусть медведь придет к нам сейчас в гости.

Солнышко собирает ребят в хоровод, вместе с ними идет в танце ☺ исполняется песня «Про медведя» на слова И. Агаповой

Солнышко – ведрышко, поверни на лето!

Солнышко – ведрышко, мы тепло одеты!

Злись, зима – старуха, мишка усмехнулся,

И пушистым брюхом к лету повернулся.

Раз – два – три, ты наш медведь, все тебя мы любим,

Выходи ты песню петь, веселиться будем.

Солнышко

Сейчас я буду вам загадки загадывать. А вы, ребята, давайте на них ответы. (поочередно с Ведущей загадывает детям загадки)

Летом он в лесу гуляет, жир он копит, набирает,

Зимой в берлоге отдыхает, и до весны там почивает. (Медведь)

Бродит по лесным дорогам,

Пчел пугает и шалит.

Строит осенью берлогу,

А зимой в ней тихо спит (Медведь)

Дед в шубу одет, наружу мех – пугает всех (Медведь)

Любит он коренья, мед,

Бурый он и косолапый,

Он  в лесу густом живет,

Спит когда – сосет он лапу (Медведь)

Ведущая

Вы правильно отгадали все загадки, ответ во всех них один и тот же – медведь. Вот оказывается, как народ наш любит этого хозяина леса – и сказок про него написано множество и загадок сочинено не меньше…

Солнышко

И в большинстве сказок медведь – добродушный хозяин леса, справедливый судья, к которому обращаются другие звери за разрешением споров. Даже зовут его с уважением – по имени – отчеству.

Рассмотрите как следует портрет медведя (показывает игрушку или рисунок с нужным изображением).

Бурый медведь – самый крупный зверь, который водится в русских лесах. А еще он – большой лакомка. Летом и осенью основная пища медведя – ягоды малины, черника, брусника. Медведь – отличный рыболов и умеет сам ловить рыбу, очень любит мед, но такое угощение перепадает ему нечасто. К зиме медведь старается запасти побольше жира в собственном теле. На зиму устраивает для себя специальный дом – берлогу, скрытую под снегом. Чаще всего его берлога располагается среди бурелома, в глуши леса, под защитой толстых елей.

Солнышко

Давайте поиграем все вместе в ритмическую мини-игру «Мишка косолапый». Прошу всех встать, попробуем изобразить походку косолапого мишки – сделаем несколько шагов на месте, стопы ног при этом вывернуты на внешнюю сторону, руки слегка согните, голову наклоните. Повторяйте вместе со мной слова поговорки:

Мишка косолапый, по лесу идет,

Шишки собирает, в корзиночку кладет,

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Теперь эти слова мы будем распевать. В ритм музыкальной поговорке надо изобразить «медвежью походку» (ритмическая игра проводится несколько раз).

        Молодцы, поиграли замечательно. Пожалуйста, садитесь на свои места.

Ведущая

В конце декабря в России всегда начинались дни веселья, посвященные скорой встрече Нового года. В эти дни было принято, что по деревням ходят толпы ряженых, которые водили вместе с собой одетых в костюмы Медведя  и Журавля, между ними устраивались шуточные инсценировки. Давайте и мы позовем к себе таких ряженых, пусть позабавят всех.

Под аплодисменты ребят выходят участники  инсценировки, наряженные в костюмы Медведь и Журавль

идет показ инсценировки «Спор Медведя и Журавля»  

Медведь протягивает свой мешок зрителям

Солнышко

Как пришли к нам Святки – запевай Колядки!

Из лесу пришел медведь, хочет танцевать и петь.

Медведь (напевает на мотив частушек)

Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть,

Две лохматые ноги, на них красны сапоги!

Два лохматых уха и большое брюхо!

Солнышко

Ты, медведь, почто не спишь?

Ты почто сейчас рычишь?

Медведь  

Мне в берлоге жарко,

Хочется подарков.

Громко страшно зарычу,

Коль ничто не получу!

Ведущая

Тогда сейчас мы, медведюшка, тебе дадим подарков, такова традиция.

Медведь под музыку обходит детей, которые делают вид, что что-то кладут ему в мешок

Медведь (кланяется и поет дальше) 

 Я гостинцы здесь нашел,

А теперь я спасть пошел.

Здесь куренок, здесь картошка,

Меду сладкого немножко,

А баранья мне нога очень сильно дорога!

Солнышко

Мы уже хорошо познакомились с нашим русским медведем, теперь давайте послушаем, есть ли у нашего знакомого – бурого русского мишки – какие-то заграничные родственники?

Ведущая

Конечно, есть. Например, вот один родственник бурого мишки – гималайский медведь (показывает рисунок). Его еще называют «мамафа», или белогрудый медведь. Это потому, что на груди у него расположен белый треугольник, похожий на детский фартук. Этот мишка – один из самых больших в мире. Медведь с белым фартучком обитает на юге Дальнего Востока, в лесах Юго-Восточной Азии, в Гималайских горах. Поэтому его так и назвали – гималайский. Гималайский медведь так же ловок, как его собрат – бурый медведь, он тоже лазает по деревьям. Даже на зимнюю спячку устраивается в дуплах деревьев.

Проводится музыкальная игра «У медведя во бору»

На полу обозначается круг, водит медведь, который встает в центр круга и притворяется спящим. Дети встают за линию круга и начинают петь:

У медведя во бору грибы – ягоды беру,

А медведь не спит, все на нас глядит!

Медведь просыпается. Задача детей – пробежать через круг и не стать «добычей» медведя, пойманный ребенок становится помощником Медведя и занимает место рядом с водящим. Игра начинается сначала.

Солнышко

А есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света?

Ведущая

Конечно, и среди них есть очень необычные, например, в Австралии живет маленький медведь – коала – размер которого почти как у ваших игрушечных, до 50 см (показывает рисунок).  

Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается листьями этого дерева. Имя медведя – коала – переводится как «не пьет», он и в самом деле никогда не пьет воду, так как листья эвкалипта настолько сочные, что животное не нуждается в воде.

В Китае живет очковый медведь – панда, которого еще называют бамбуковым медведем, потому что он любит есть стебли бамбука.

идет показ инсценировки шуточной песенки

 «Почему медведь зимою спит»

на слова А. Коваленкова, муз. Л. Книппера

Ведущая праздника предлагает участникам вспомнить слова песни и пропеть все три куплета.

После чего желающие могут принять участие в ее инсценировке

Теперь все участники поют песню, инсценируют ее

Текст

  1. Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой.

Шел он, шел он к своей берлоге по проселочной дороге и, шагая через мост, наступил лисе на хвост.

  1. Подняла лисица крик, зашумел тесный лес, и медведь с испугу вмиг на сосну большую влез.

На сосне веселый дятел белке домик конопатил и промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть».

  1. С той поры медведь решил, что зимою нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать. Он  в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной и доволен неспроста, что родился без хвоста.

Метроритмические действия

Медведь вперевалку идет по зимнему лесу

Лиса спокойно стоит в стороне

Медведь делает вид, что «наступает» лисе на хвост

Лисица жестами грозит медведю, медведь имитирует, что лезет вверх

Дятел сначала работает, потом поют свою фразу. Лиса и дятел уходят

Медведь делает вид, что принимает какое-то важное решение

Медведь делает вид, что дремлет в берлоге

Медведь изображает радость

Солнышко

Мы поговорили о многих необычных медведях, которые обитают в разных частях света. Но, пожалуй, самые необычные медведи, это те, у которых шуба не бурая, а белая.

Ведущая

Ребята, попробуйте теперь сами дать ответ на вопрос: а где обитают белые медведи?

Дети

На севере.

Солнышко

Правильно, там, где вечные снега и лед.

выходят Чтецы, они читают монтаж по стихотворению И. Агаповой «Сколько на свете медведей

Мишки на велосипедах в цирке по арене едут.

В платьях, шляпах разноцветных вамечательно одеты.

Это бурые артисты – кто жонглеры, кто таксисты:

        На машинах возят кошек, да игрушечных матрешек.

Белый мишка в зоопарке.

Там вольготно и не жарко.

Посетители галдят, с мишкой поиграть хотят.

Панда по имени Ванда – мишка очковый большой.

        Ванде стараться не надо выглядеть, чтобы смешной.

        Очки на Ванде – вот дела.

        Их панда не снимает.

        Но близорукостью она

Уж точно не страдает.

        Коала с дерева упал, он сил набрался мало:

        — Знать, мало листьев я сжевал, начну жевать сначала.

И он полез на эвкалипт, чтоб тонну листьев скушать.

Жует, обжора, и молчит, стихи не хочет слушать.

        Вот стрелок в лесу густом, он с собакой и ружьем.

        Хочет отыскать медведя, а зачем?

        Он так ответил:

— Вот ружье, но посмотри – фотопленка там внутри.

Я во что бы то ни стало щелкну мишку для журнала.

Ведущая

Пришло время получше рассмотреть всех медвежат и медведей, которые красуются на выставке. Пусть хозяева игрушек по очереди выходят и рассказывают нам о своем любимце – как его зовут, какие у него повадки, что он любит (когда ребята заканчивают свои рассказы, Ведущая и Солнышко вручают им памятные сувениры).

Солнышко

А теперь, ребята, возьмите в руки своих медведей и по моей команде переверните их на другой бок! Только при этом надо говорить волшебные слова.

Итак, раз, два, три – медведь, перевернись на другой бок!

Поворачивай, солнышко, на лето!



Внеклассное мероприятие «Солнцеворот. Декабрь»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

СОЛНЦЕВОРОТ

ДЕКАБРЬ

Иваненко Ирина Юрьевна

учитель начальных классов

звание « Учительметодист»

г. Евпатория, школа № 2

Данное внеклассное мероприятие является

частью большого праздника СОЛНЦЕВОРОТ

Знакомство с народными и церковными праздниками

проходит в форме диалога с использованием устного

народного творчества.

ЦЕЛЬ:

Продолжить знакомство с православными и

народными праздниками

Расширять кругозор учащихся через знакомство

с обычаями русского и украинского народов.

В яркой образной и доступной форме раскрыть

историю, содержание и особенности церковных

праздников

Приобщать детей к истокам духовной культуры

своего народа.

Пополнять словарный запас.

Воспитывать любовь и уважение к своему народу

Развивать артистические способности учащихся,

умение выступать перед аудиторией.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Эмблема СОЛНЦЕВОРОТ

2. На листе напечатаны названия месяца

ДЕКАБРЬ, ЗИМНИК, СТУДЕНЬ, СТУЖАЙЛО,

СТУДЁНЫЙ, ГРУДЕНЬ

3. ОТРЫВНОЙ КАЛЕНДАРЬ:

1 лист ВВЕДЕНИЕ ; 2 лист День Святой Екатерины

4.12 7.12

3 лист День памяти Святого Андрея 13.12

4 лист Наум – Грамотник. День памяти Святого

Наума 14.12

5 лист День памяти Святой Варвары 17.12

6 лист День памяти преподобного Саввы

Освящённого 18.12

7 лист День Святого Николая 19.12

8 лист День Святой Анны 22.12

9 лист День Спиридона 25.12

4. ЗАКОН БОЖИЙ

5 РЕПРОДУКЦИИ С ИКОН

СВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ

СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА

СВЯТОЙ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

СВЯТОЙ НАУМ

СВЯТАЯ ВАРВАРА

СВЯТОЙ САВВА

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

СВЯТАЯ АННА

6. Два конверта с пословицами

7. Выставка работ с вышивками

8. Текст на листе

«Варвара снегом постелит ,

Савва загладит метелью,

А Никола морозом придавит».

9. Взвар на всех

10. Книга «Православная кухня»

11. ТЕАТР

Декорации: куст калины, лавка, рисунок украинской

хаты

12. Буквы старославянского алфавита / аз, буки, веди, гла

голь, добро, жевете, земля, люди, мыслите, покой/

ЛЮДИ ЗЕМЛИ, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И

ТВОРИТЕ ДОБРО!

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Сегодня 1 декабря, и мы вновь

отправляемся в гости к солнцевороту ( эмблема)

Вспомним, что такое солнцеворот?

/ Солнцеворот – это поворот солнца, его движение на

весну и лето, на осень и зиму, круговорот, символизи

рующий вечное движение./

Понятие круга – вечности постоянной смены одного

времени года другим заключено в 12 дневном цикле

святочной обрядовости.

12 месяцев, а по христианским представлениям 12 апо

столов.

Декабрь у римлян « десятый» потому, что год начинался с

марта месяца.

Древнеславянские названия зимник, студень, стужайло,

студёный, грудень.

Заглянем в церковно – народный месяцеслов. Какие праз

дники, обычаи, предания ожидают нас в этом месяце.

Перед вами шкала от 0 до 10 / да, нет/ Поместите

снежиночку под той цифрой, на сколько вы знакомы

с сегодняшней темой нашего мероприятия.

0___1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Нет * Да

/ Открывается страница календаря, на которой написано

число 4 декабря/

Учитель.

4 декабря. Введение в храм Пресвятой Богородицы

празднуют с четвёртого века в память чудесного Вве

дения Богородицы в Иерусалимский храм её посвящение

Богу.

Откроем Закон Божий и прочитаем, как это всё

происходило. / стр. 200/

/ Зачитывает подготовленный ученик/

Учитель.

В начале зимы все хозяйственные дела были закончены,

начиналась пора ожидания и подготовки зимних

праздников

Перед вами примета, слова которой необходимо сложить

по порядку

«ВВЕДЕНИЯ СНЕГ ПОЙДЁТ, ТО ЛЯЖЕТ ЗИМА»

Ну, а, если наступила зима, то пора продавать сани, т.к….

/ переворачивается лист календаря/

7 декабря происходит катание на санях, которое часто

называется ЕКАТЕРИНЕНСКОЕ ГУЛЯНЬЕ.

Именно в этот день в церкви ДЕНЬ ПАМЯТИ

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.

Кто же такая Святая Екатерина?

/ Рассказывает ученик/

Ученик.

Святая Екатерина происходила из знатного рода и была

«зело красна и возрастом высока». Когда подошла пора

выходить замуж, родители начали подыскивать ей жениха,

но она и слышать не хотела о замужестве, а стала невес

той самого Иисуса Христа.

Учитель.

Девичьи гадания на Катерину, которые ещё толькотолько

начинались, продолжались и в день Андрея Первозванного

/ Перелистываем страницу календаря/

13 декабря День памяти Андрея Святого.

Согласно Евангелию от Иоанна, он был одним из учеников

Иоанна Крестителя. И ещё раньше своего брата был

призван на Иордане Иисусом. Поэтому и носит имя

ПЕРВОЗВАННЫЙ.

С давних времён в Украине уважали хлеб как святыню.

И день Святого Андрея начинается с ритуала поклонения

хлебу. Этот хлеб испечён в форме солнца и называется

Калита.

13 декабря мы обязательно попробуем этот хлеб, а сегодня

поучимся танцевать «Кривой танец» Только тот, кто его

станцует, попробует калиту, приговаривая: « С калитою

будьте здоровы! С калитою золотою! С пресветлым празд

ником! Будем здоровы с калитою! Будем здоровы!»

/ Перелистываем календарь /

14 декабря в народе называют Наум – грамотник.

/ Инсценировка без слов. Раздаются роли. За автора читает

учитель/

Учитель: Жил пророк Наумодин из 12 меньших пророков,

ещё в ветхозаветные времена. Православные христиане

хорошо знали его имя: Наум. На какие составные части

его можно разложить? Конечно, НА + УМ. И русский

крестьянин определил этого святого к грамоте.

«Пророк Наум поставит на ум»

« Батюшка Наум, наведи меня на ум!»

С давних времён в этот день начинали учёбу.

КАРТИНА 1 Об обучении договаривались заранее с

дьячком /отец договаривается с дьяком/

КАРТИНА 2 Накануне вся семья отправлялась в церковь,

где после обедни служили молебен,

«испрашивая благословение на отрока».

/ Служитель церкви, семья/

КАРТИНА 3 Учителя встречали с почестями, и отец

передавал ему сына, прося учить строго и за леность не

стесняться наказывать. Мать, стоя у двери, должна была

плакать, иначе об этой семье распространялась плохая

молва.

КАРТИНА 4 Ученик приближался к учителю с тремя

поклонами, а учитель три раза ударяет его палкой по

спине.

КАРТИНА 5 Начиналось учение с азбуки. Мать усиливала

плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой.

На первом «аз» урок заканчивался.

КАРТИНА 6 / вся семья с учителем/ Родители угощают

учителя «чем Бог послал» и дарят подарки.

Учитель На другой день ученик идёт к учителю.

Начинается учёба.

Если с 14 декабря дети садились за парту, то

17.12 в день Варвары дети начинают учиться колядовать,

чтобы Святая Варвара головы просветлила.

/ Рассказ о Варваре, подготовлен учеником/

Ученик

ВАРВАРА жила почти 1700 лет назад. Была очень

красива. Воспитывал Варвару только отец – богатый

язычник.

Чтобы защитить свою красавицу – дочь от влюблённых

женихов, отец построил высокую башню. Проводя время

в этой башне, Варвара получила прекрасную возможность

наблюдать природу и пришла к выводу, что такую красоту

мог создать только великий Творец.

Вскоре девушка познакомилась с христианами и узнала от

них об учении Христа.

Без колебания приняла крещение, и с этого момента

посвятила себя Богу.

Она выбросила кумиры отца в окноизображения

языческих богов.

Варвару пробовали уговаривать, затем угрожали, но ничего

не подействовало.

Варвара утверждала, что Бог – Творец один, а все

языческие боги это идолы.

Её пытали, бросили в тюрьму.

Духовная красота и мужественность Варвары поразили ещё

одну девушку – Юлианию, которая следуя за Варварой,

тоже решила посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Но

им не суждено уже было жить. Они после издевательств

погибли, а изверга – отца Варвары за предательство в тот

самый миг, когда она умерла, ударила молния и

испепелила его дотла.

ВАРВАРА СЧИТАЕТСЯ ЗАСТУПНИЦЕЙ ОТ ВСЕХ

НАПАСТЕЙ.

Мощи Святой Варвары находятся в Киеве в соборе

Святого Владимира.

17.12 нельзя стирать, белить, а можно вышивать.

По преданию Варвара очень любила вышивать вышила

ризы самому Иисусу Христу. Она же и людей научила

вышивать.

Учитель. Перед нами выставка работ. Эти вышивки

сделали ваши сёстры, мамы, бабушки.

А мы с вами начнём вышивать 17.12 в день Святой

Варвары.

«Варвара снегом постелет,

Савва загладит метелью,

А Никола морозом придавит»

Все эти 3 дня христиане варили кутью и взвар – чтобы

был богатый урожай. А что же такое ВЗВАР ?

/ Ученица зачитывает рецепт/ Все пьют по стакану взвара.

Этот рецепт может каждый из вас найти в книге «Право

славная кухня» /Демонстрация книги/

Перелистаем страницу календаря.

19 декабря. День Святого Николая

Письма ему можно начинать писать сейчас, т. к. при

жизни и после смерти Николай продолжал совершать

чудеса: спасал мореплавателей и утопающих. Предания о

нём легли в основу многих русских народных сказок, в

которых совершается множество чудес, но уже в

фантастической форме.

А 22.12 в день Святой Анны на Буковине считали, что год

начинается. Зимнее солнцестояние, после чего солнце пово

рачивает на лето, а зима на мороз. В народе этот день

называют « рождением солнца»

А вот о Спиридоне – повороте, день которого 25.12 в Ук

раине существует легенда.

/ Декорации: калина, лавка, рисунок украинской хаты. На

лавке сидят 3 девочки в украинских костюмах, вокруг них

собрались парни и девчата в различных национальных

костюмах. Девочки наперебой рассказывают легенду/

Жил на свете красивый юноша, нравился девушкам, ему же

не нравилась ни одна. Была среди них ведьма.

Превратилась она в кошку и решила отомстить

Спиридону, задушить его, но Спиридон как только

прыгнула она на грудь, схватил за хвост и, ударив об

землю, убил.

Другие ведьмы решили отомстить ему, а он забрался на

крест, чтобы ведьма из могилы не встала, и ведьмы его

найти не могут. Вдруг он слышит голос убитой ведьмы:

«Он сидит на моём кресте, и я встать не могу»

Достали ведьмы 12 свечей и ими подожгли крест.

Стал Спиридон молить Бога: «Господи, Боже мой! Укороти

ночь хоть немножко, чтобы крест не сгорел до утра, иначе

я погибну!»

Только он это сказал, пропели петухи, и ведьмы

исчезли. Это Бог укоротил для Спиридона ночь, и с тех

пор так всё и осталось.

После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да при

будет денёк. На солнцеворот медведь в берлоге поворачи

вается.

В день Солнцеворотаповорота жгли костры в честь

солнца, а утром выходили и кричали:

«Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай!»

/ На фоне музыки/

Учитель: Вот мы и побывали в гостях у Солнцеворота и

узнали о христианских православных и народных праздни

ках.

Есть солнце большое – оно на небе. А есть малень

кое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша

доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и

помогает им.

« Понять и исполнить желанье другого

одно удовольствие, честное слово!»

Может быть поэтому ещё в старой азбуке буквы назы

вались словами

А аз, Б буки, В веди, Г глаголь, Д добро,

Ж жевете, З земля, Л – люди, М мыслите, П – покой

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите,

думайте и творите добро»

Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

Всего доброго! Следующая наша встреча с Солнцеворотом

состоится в январе.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

«ВОЛШЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ЗИМНИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ»

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей горнице, всех, кто любит русскую культуру, русский народ с его поэтическими обычаями, обрядами и праздниками. На хорошем празднике нет гостей, здесь все хозяева, поэтому, будьте как дома! Ну а сейчас давайте познакомимся. Сегодня в нашей горнице принимают участие в игре команды:

(Идет представление команд)

Ведущая: А оценивать ваши знания будет жюри в следующем составе:

(Представление членов жюри)

Ведущая: Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

У каждого праздника свое время, своё «лицо». Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники – христианские.
Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. До XVIII в. Новый год отмечали 1 сентября.

Как вы думаете, почему?

(На этот вопрос можно ответить письменно, правильный ответ: в августе собирали урожай, и начинался новый земледельческий год). Царь Пётр 1 в начале XVIII в. издал указ о праздновании Нового года 1 января, как и в других Европейских странах. И с тех пор мы празднуем Новый год именно в это время.
Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию переплелись.

Праздник, как человек, интересен своей непохожестью. Сегодня мы будем говорить о праздниках зимнего периода.

В чём их самобытность? Зимушка…, зима…так ласково называл русский народ самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимонька» смягчить холода .Отcчет зиме в народе вели с первых заморозков и до первой капели. Она представлялась сном природы. Лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то, ни сё. Осень-засыпание, а весна- пробуждение

( календарь)

Яркими словами в народе называли зимнее время. Они как будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них—ознобень, тянуча, лёдостав, рекостав, лютовей и др. Сами названия месяцев были по-русски красочны и поэтичны: новолетник, студень, грудень, просинец, проказник, бокогрей, вьюговей, сечень, перезимок и др.

В обрядах, играх, праздниках зимнего периода обыгрывались смерть природы и будущее её воскрешение весною. Это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее солнце. Канун праздников – cмерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить, но как? Чем? Весельем, смехом, переодеванием, розыгрышами, ритуальными обрядами. Все это мы с вами и попробуем сегодня сделать.

Ведущая: Ну что ж, тогда начинаю

А вы, дети, смотрите, не зевайте

Слушайте, на ус мотайте

Да на вопросы отвечайте!

— Кто первый отгадает, тот балл получает..Какую же первую затею нам приготовил наш ларец?( достает из ларца) Загадка:

-Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак. Что это?

(Ответ-календарь. Из ларца вынимает календарь и вешает его на стену)

.

Итак, первый зимний месяц Декабрь. В народе его называли:….. студёный, лютый, волчий.

(Декабрь)

С 1-го по 22-го декабря – первозимье, а с 22-го по 31-го декабря наступление коренной зимы Если в декабре высокие сугробы, большой иней, то быть….. большому урожаю.

22 декабря

В этот день самая длинная ночь и самый короткий день в году. День Анны Зимней. В этот день смотрят, какая погода будет в Новый Год. Если в день Анны Зимней стоит хорошая погода, то и 31 декабря будет ясно, но морозно, а если пасмурно, но иней на деревнях есть, то на 31 декабря будет оттепель и пасмурно. В этот день зима вступает в свои права.

25 декабря

(солнцеворот)

А как, ребята, по народному календарю этот день называется?(ответ) Спиридонсолнцеворот. В этот день древний бог Ярило просыпается, на весну поворачивается, вот и солнцеворот. Будто солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Зима же ходит в медвежьей шкуре. Раньше в этот день славили русские люди солнце-Ярило, пекли круглые хлеба и помечали знаком солнца. Зажигали священный «живой» огонь,12 костров разводили, всё плохое сжигали на этих кострах, очищая себя и всё вокруг от нечистой силы. Говорят, что все 12 месяцев к нему приходили. «Живой» огонь горел 12 дней, т.е. до самых Святок. От этого огня зажигались домашние очаги, русские печи.

Хочу спросить у вас, ребята, какие отголоски этого обряда сохранились до сих пор?

(Ответ-гирлянда. Команды отвечают. За правильный ответ-балл. Затейники достают из ларца гирлянду, зажигают).

В ночь на 25-е декабря все католики мира празднуют Рождество.

(гадание)

Посмотрите, собрались в моей горнице девушки гадать. Каждой хочется своё будущее узнать, а ещё лучше жениха своего увидеть.

(Девушки разыгрывают сценку «Гадание»)

Ведущая: А что, девушки-красавицы, не боитесь гадать-ворожить?

1 Девушка нет, не боимся!

2 девушка: А чего бояться-то?

Ведущая: А если вы вместо жениха красивого самого Карачуна увидите?

3 девушка А кто такой Карачун?

1 девушка: Расскажите нам, пожалуйста!

2 девушка: Ну расскажите.

( карачун)

Ведущая: Именем Карачун называли самое злое и тёмное время года. Живет на земле злой и коварный дух Карачун. Весь год в глухих лесах и болотах прячется, ни людям, ни зверям не показывается, злобу на Ярило солнце копит. А как приходит месяц декабрь, или просто студень по народному, Карачун входит в свою силу, вылезает из своего лесного убежища и к людям поближе идет. В волка лютого превратится и ну людей пугать, на улицу потемну выходить не дозволять. Кажется, что в это время солнце одряхло, вот-вот умрёт и будет проглочено Карачуном.

3 девушка: А как этого Карачуна прогнать-то можно?

Ведущая: Старые люди говорили, что боится Карачун…..А вот чего он боится, мы у ребят сейчас и спросим. Кто первым поднимет руку, ответит на вопрос, получит для своей команды балл.

( Команды отвечают. Ответ- чеснока)

(Затейники вынимают из ларца чеснок. За ширмой кашляет и чихает Карачун. Девушки пугаются)

1 девушка: Ой, кто это?

Ведущая: А это и есть Карачун. Слышите, как чихает, не нравиться!

2 девушка: А пусть он совсем от сюда уйдет!

Ведущая: А чтоб он ушел, девонька, да не возвращался вовсе, надо ему волшебную свяшенную песенку спеть. Знаете какую?

Девушки: Знаем

Ведущая: Запевайте!

(Девушки поют колядки)

(калядки)

Я тетёрочку гоню ко Иванову двору.

А Иванова жена пироги пекла.

Кто не даст пирожок, мы коровку за рожок.

Уведем во Торжок, продадим за пирожок…

Ведущая: Ребята, отметьте на своих карточках, как эта песенка называется, в честь какого бога она названа и что вы о нём знаете. Ответы сдавайте жюри.

Карточка №1

1 Как называлось это действие? (Колядование).

2 Как эта песенка называется? (Колядки).

3 В честь какого бога она названа? (Языческого бога Коляды, бога мира, открывающего путь новому лету, новому свету. Богу веселья).

Ведущая: Как заслышал Карачун наши колядки, которые были названы в честь языческого бога Коляды, бога мира, открывающего путь новому лету, новому свету да понюхал чеснока,- совсем обессилел, в лес убежал. Так злому духу и надо. Не будет Ярило гневить, над людьми шутить, а нам игру портить!

Нет у солнышка врага, испугался чеснока!

Разгони потемь! Верни на Русь красный день!

(Солнце)

А мы заглянем – ка в наш ларец..31 декабря

Ведущая: Наступил еще один волшебный зимний день, которым заканчивается студёный месяц-31 декабря. В этот день нечистая сила, выпущенная на волю Карачуном, справляет свои последние потехи, а мы посмотрим, что же делается в нашей горенке.

(Бабушка закрывает крышками все сосуды, затем берёт хворостину и хлещет все углы и стены, приговаривая текст старинного заклинания)

Схлёстываю порчи да озёвы, гоню мороки.

Стень- постень, и ты, всякая нежить

Пойдите под гнилую колоду,

Где добрые люди не хаживают.

Будьте мои слова крепки да востры

Острей острого ножа

Ведущая: Выберите на карточках верный вариант ответа. Для чего перед тем, как читать заговор, бабушка закрыла все сосуды крышечками?

Карточка №2

1 Для того, чтобы не попал туда мусор от хворостины.

2 В сосуд может попасть изгоняемая нечистая сила. ( правильный ответ)

3 Чтобы не пролить содержимое сосудов, нечаянно задев при обходе избы с хворостиной.

Ведущая: Наступил второй зимний месяц январь-просинец зимы.

(январь)

В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Всё явственней от одного дня к другому «разгорается» солнце. Все приметы января связаны с морозом. Например:

На лучине нагар — на дворе холода.

Дрова трещат, ярко горят — морозы сулят.

Сейчас зададим вопросы вам, дети,

А вы рискните, правильно ответьте

А какие приметы вы знаете?

(Достают из ларца приметы по одной)

1.Если в этот вечер звёзды горят и блестят, то предрекают плодородие ягнят и ягод? (В ночь на Крещение)

2.Варят кашу гречиху до рассвета, ровно в 2 часа утра. Старшая в доме женщина ставит в печь с поклоном, а вынимая из печи говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривали горшок. Если треснул, то…….(жди худое в семье)

3.Если каша вылезла из горшка, то……(явная беда всему дому)

4.Снимают пенку ножом, каша красная, полная, то……(предвещает счастье и большой урожай)

5.А мелкая, белая….(угрожает бедами) При худых признаках кашу выбрасывали в реку. Когда варят кашу? В какой день? (14 января)

6.Снегом, собранным в этот вечер, поселяне исцеляют недуги — онемение в ногах , головокружение, судороги. (В Крещенский вечер)

7.Сугробы высоко набило к чему? (К хорошему урожайному году)

8.6 января

Сочельник. Канун церковного празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста. Слово сочельник произошло …….от слова сочиво. Сочиво – это зомоченные в воде зерна пшеницы, ячменя или гороха, как символ возрождения новой жизни. Одним словом это каша. А добавляли в неё мед, орехи, ягоды для сладкой счастливой жизни. Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, дарили друг другу подарки.

У меня есть несколько вопросов, так сказать проверка домашнего задания.

Утром в Рождество ещё до восхода солнца мальчики ходили по дворам и славили Исуса Они носили с собой вертеп — небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова.

!4 января

Кто мне скажет, что связано с этим днём? ( ответ) Да у нас в России его знают, как Старый новый год. А в народе его ещё называют……Васильев день. В этот день выполнялись и некоторые обрядовые действия, не характерные для других святочных празднеств. Наиболее ярким из них было обрядовое застолье, во время которого подавали зажаренного целиком поросенка (либо куски свинины), получившего название кесаретского (кесарийского), так как св. Василий в народе считался покровителем свиней. В ночь на Васильев день,  ходили ряженые, колядовали, гадали. В домах устраивали ритуальные трапезы, на которые «приходили» умершие предки. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства, исполняя обряд посевания изб. А в доме стояла наряженная ёлка.

(ёлка)

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Особенно важным было зимнее солн­цестояние — канун самой длинной ночи в году; считалось, что именно в это время активизируются потусторонние силы и духи, которых надо «задобрить» дарами. Ель же, как и другие вечнозеле­ные растения, символизировала вечную жизнь, поэтому именно она фигурировала в ритуалах зимних праздников.

Елочки украшали различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. Согласно верованиям друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям), наряженные таким образом ветки ели отводили нечистую силу и привлекали духов растительности и плодородия, от которых зависел урожай в наступающем году.

Поз­днее, уже в средневековой Германии, эту традицию приспособили к христианской концепции: елку украшали яблоками, дабы напомнить о перво­родном грехе Адама и Евы, свечами, чей огонь выражал суть жертвенности Христа, вафлями — в напоминание о хлебцах, используемых для причастия (позднее вафли сменили пряники), а верхушку венчала Вифлеемская звезда. Изначально елку наряжали прямо в лесу – для этого выбиралась самая большая хвойная красавица вблизи того или иного поселения. Первыми наряжать домашние елки стали также немцы. Так как наряжать ёлкубыло связано с христианской религией, естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. Сейчас и мы с вами будем делать украшение для ёлочки. Для этого я попрошу по 1 участнику пройти в отдельное помещение с педагогом. И за 5-7 минут они должны справиться с заданием.

А мы пока заглянем в наш ларец. Водокрестие

Откуда это слово, что это такое?( ответ)

Крещение. Славяне-язычники боготворили стихии, силы природы, которые могли принести и большую пользу, и немалый вред. В числе этих сил природы были огонь и вода. Вода поит землю-кормилицу, рядом с водой строили сёла и города. Христиане же почитают воду в память о величайшем событии — крещении Иисуса Христа в священной реке Иордан.
Таким образом, к христианскому религиозному празднику наши предки приурочили свои языческие верования. Праздник назвали Водокрестием, он  празднуется через две недели после Рождества. Люди верили, что во время крещенской ночи вода в реках, озёрах и других водоёмах приобретает чудесные свойства: она смывает с человека все грехи и болезни и побеждает нечистую силу. Несмотря на стоящие в это время лютые «крещенские» морозы, благочестивые и смелые люди до сих пор считают своей святой обязанностью окунуться в прорубь, которая называлась «иордань». «Иордань» в виде креста вырубали во льду, и священники освящали её.

(Девушки через ширму бросают валенок)

Ведущая Да, это никак девушки гадают? Ведь считалось, что именно на Старый новый год и на Крещение самые верные гадания.А давайте и мы погадаем.

(Наливает в миску воды и заговаривает)

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,

Через край не лейся.

А как есть новолетье держи.

О грядущем скажи.

А сейчас я вынесу миску в сени, а завтра утром посмотрю, что будет, а вам следующее задание: на своих карточках продолжите приметы, связанные с показанным гаданием.

Карточка № 3

1 Лёд вздыбился горкой- год будет (добрым)

2 Лёд застыл ровно, год будет………… …………….(спокойным)

3 Лёд застыл волнами (и горе и счастье)

4 Вымерзла лункой (плохой)

Ведущая: Январь знаменит многодневным праздником «Святки»     

Задание: С какого числа и по какое длились Святые вечера?

Дети наряжают ёлку изготовленными игрушками.

Ведущая : Вот и последний день 31 января покидает при лютых стужах свое место.

Вопрос: А как этот день назывался?

(За правильный ответ-балл)

Считалось, что в этот день ходит по земле Афанасий с ледяной оглоблей и бьёт всякого, кто под руку попадает. Отсюда и поговорка:

«Афанасий-ломонос, береги нос!»

«Афанасий да Кирило забирают за рыло!»

На Афанасия знахари выгоняли из деревень ведьм, заговаривали печные трубы, чтобы ведьмы в них не влетали, рассыпали золу из семи печей, вокруг домов обходили с огнём, очищая своё жилище от нечисти. Сейчас и мы будем снежками изгонять ведьму. Сколько попаданий. Столько и баллов получает команда.

(Капитаны команд бросают по три снежка по очереди в затейника, наряженного в ведьму. Жюри подводит итоги).

( Зимние загадки)

А послушайте, ребятки, наши загадки:

Таскал меня зверь, а попала на людей (шуба)

Треплют, катают, а зиму таскают… …(валенки)

Я вода, по воде же и плаваю…… … (лёд)

Зимою белел, весною присел, как будто устал и вовсе пропал…..(сугроб)

( февраль)

Ведущая: Месяц февраль, рассекающий зиму и весну, в русском народе издревле называли….. сеченем, а за морозы и снега лютенем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: бокогрей, свадебник

Вопрос: Почему? (Чья команда первой ответит, получает балл)

Ведущая: Потому, что традиция на Руси свадьбы справлять после Святок до Масленицы (от поста до поста .Во время поста свадьбы не игрались) А бокогрей потому, что солнце редко греет, зима не пускает, полютовать ей хочется. Но в народе говорят февраль сшибает рог зиме.

Вопрос: Кто подскажет 15 февраля какой праздник?

Ведущая: Сретение-граница между зимой и летом. Зима идёт обратно, а лето навстречу. Февраль богат на приметы, пословицы и поговорки. А снега еще хватает…Хорошие хозяева собирают снег на поле, в огороде, в саду. Вот и мы с вами сейчас будем собирать «снег» в копилку своей команды.

Задание: Аукцион пословиц и поговорок о зиме. За каждую поговорку команда получает снежинку. А та, которая последней назовет, получает дополнительно одно очко.В народе говорят: -Делу время, а потехе час.А сейчас слово жюри.

Жюри итоги.

: От первого снега до санного пути шесть недель

. Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

. Без шубы и валенок — и зима без конца.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зима — матка, выспишься гладко.

Зима без снега — лето без хлеба.

Зиме да лету союза нету.

Будет зима — будет и лето.

Зима не лето — в шубу одета

Сугроб да вьюга — два друга.

Новый год — к весне поворот.

. Месяц январь — зимы государь.

Январь — весне дедушка.

: Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

.

. Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет

. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник зимнего солнцестояния нардуган
  • Праздник зимнего солнцестояния китай
  • Праздник зимнего солнцестояния йоль
  • Праздник зенитчиков когда
  • Праздник зенитной артиллерии