Праздник зимние посиделки

Сценарий фольклорного праздника "Зимние посиделки"

МБОУ Локотская СОШ № 2 им Н.Ф.Струченкова

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки»

Классный руководитель 3 «б» класса,

учитель начальных классов Т. А. Черняк

Музыкальный руководитель И.И.Баранов

Фольклорный праздник «Зимние посиделки».

Цель: Знакомство детей с укладом, бытом, традициями русского народа.

Задачи:

— совершенствовать духовно-нравственную культуру детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

— развивать интерес к истории русского народа, пополнять знания в области русского фольклора;

— воспитывать любовь и уважение к Родине, русскому народному творчеству, традициям русского народа;

Оформление: деревенская изба, ухваты, горшки, прялка, на стенах расшитые полотенца;

посуда, половики.

ХОД ПРАЗДНИКА

Слайд 1.   Чем дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым дорожим,

                  И в старом красоту находим,

                  Хоть новому принадлежим.

                                                          Вадим Шафнер.

Фонограмма и смена слайдов. Звенят колокола.

Учитель

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ.

Под первою стеной сосновой.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ученик 1.   Добрый день,

                    Гости званные и желанные!

                    Люди старые и молодые,

                    Женатые и холостые.

                    Вас приветствует 3 класс

Ученик 2. Милости просим к нам на посиделки.

Учитель

— Сегодня ребята мы собрались в русской избе, все красивые, нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Посиделки (посиденки, посидки, посидухи, поседки, насидушки) – сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а больше для россказней, забав и песен. А еще русские посиделки называют вечерками, вечерницами супрядками, беседками, заседками, дозорьками. На Руси посиделки начались с летопроводца ( с 1 сентября) и продолжались до Благовещенья, когда начиналась серьезная крестьянская работа. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, чтобы пообщаться, повеселиться.

-Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Вот сейчас мы и проверим насколько хорошо вы знаете пословицы. Начнем мы наши посиделки с пословиц

Пословицы

-Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:

1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)

4. Один в поле… (не воин)

5. С кем поведешься… (от того и наберешься)

6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)

7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)

8. Любишь кататься,… (люби и саночки возить)

9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)

10. Поспешишь… (людей насмешишь)

— Ну молодцы. Пословицы вы знаете. А вот у меня есть задание похитрей! Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? (представление потешек)

1. Шла лисичка по мосточку,

    Несла вязанку хворосту,

    Вытопила баньку,

    Выкупала Ваньку,

    Дала сладкий пирожок.

2. А ту-ту, ту-ту, ту-ту

    Я на елочке расту

    Ветер елочку укачал

    Я с елочки упал

    Я упал на пенек,

    Стал пригожий паренек.

Небылицы

— Кроме потешек и поговорок на Руси были распространены небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки да говорят насмешки.

Инсценировка небылиц

— Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

— Да он не идет!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит – надо идти.

-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

— Федул, ты че губы надул?

— Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

— Здорово, кума.

-На рынке была!

— Никак ты, кума, глуха?

-Купила курицу да петуха.

-Прощай,  кума.

-Пять алтын дала.

-Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть, сгорю, да не отворю!

Учитель: Ну и порадовали вы нас,

                 А чтоб пыл веселья не угас,

                 Чтоб время шло быстрее,

                 Друзья, я приглашаю вас

                 К загадкам поскорее.

Загадки

  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Ухват- устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

-Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

  • Всех комлю с охотою, а сама безротая (ложка).

-Заготовки для деревянных ложек называли «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши», так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень не простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Пляшу по горнице,

С работаю моей,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею (веретено)

— Будний день крестьян начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом.

Веретено – это элемент прялки – «вертящаяся палка».

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.  (Утюг)

-Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой «жаровню». Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начали гладить.

Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начали катать по столу толстой прямоугольной с рукояткой палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.

Учитель: Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь умеете?

Ученица: Как известно всем, подружки-мастерицы петь частушки.

Ученик: И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте…

1. Эх, топни нога,

    Топни правенькая,

    Я плясать пойду,

    Хоть и маленькая.

2. Шире круг, шире круг,

    Дайте круг пошире

    Не одна иду плясать

    Нас идет четыре.

3. Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялася

    А гармошка заиграла,

    Я не удержалася.

4. Я плясала в три ноги,

    Потеряла сапоги.

    Оглянулася назад,

    Сапоги мои лежат.

5. Балалаечка – гудок

    Свое дело знает,

    Она в Ваниных руках

    Хорошо играет.

6. На окошке два цветочка,

    Голубой и аленький.

    Я парнишка боевой,

    Хоть и ростом маленький.

7. Елки – долги, елки – долги

    Елки да, осиночки.

    На поляне девки пляшут,

    Скрипают ботиночки.

8. За частушки, друг мой милый,

    Три рубля тебе я дам.

    По глазам по вашим видно,

    Что понравились мы вам.

    Вы послушайте девчата

    Нескладушки будем петь

    На дубу свинья пасется

    В бане парится медведь

    На горе стоит корова

    Надевает сапоги.

   Ставлю ногу на носок,

   А потом на пятку.

   Стану русского плясать,

   А потом в присядку.

— Молодцы, ребята, развеселили вы нас, а поиграть с нами не хотите ли? Я приглашаю русскими народными играми позабавиться.

-Давайте поиграем в народную игру «Сиди, сиди, Яша»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

-Сиди, сиди, Яша,

 Ты забава наша.

 Погрызи орехи для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

-Свои руки положи,

 Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, тот становится водящим, т.е. Яшей и игра продолжается.

Игра «Голубки».

Пары стоят спиной друг к другу. На счет 1,2,3 по хлопку ведущего игроки должны повернуть головы вправо или влево. Если в одну сторону, то выиграли.

Учитель:

-Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Ученик: Ну что ж, говорите свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

-Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Скороговорки

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Прокоп, украл  укроп.

Встал Архип, петух охрип.

Носит Сеня в сени сено.

На дворе трава, на траве дрова.

Учитель: Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?

Ученик: Подходите, подходите

               Конфетки, бараночки берите.

               Про нас не забывайте,

               Добрым словом вспоминайте. (ученик и ученица раздают угощение)

Учитель: Есть таланты на Руси,

                 Говорю уверенно!

                 Раз народ еще поет –

                 Знать не все потеряно. (Исполнение песни «Во кузнице»)

Учитель:  В небе будто от побелки

                  Засветился Млечный путь,

                  Отшумели посиделки

                  В нашей праздничной светелке,

                  Где пришлось нам отдохнуть.

Ученица:  Посиделки, вечеринки,

                  Звезды в праздничной выси –

                  Это русские картинки

                  Нашей жизни на Руси

Ученик:   Мы делились новостями,

                 Мы старались вас развлечь,

                 Говоря: до новых встреч!

Праздник «Зимние посиделки»

Ведущая:

Добрый вечер, гости званные и желанные! Мы очень рады видеть Вас в добром здравии и хорошем настроении. Сегодня у нас необычный вечер, вечер праздничный, вечер волшебный. Сегодня мы с Вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались и как отдыхали. В народном календаре зима – самое богатое праздниками время года. Урожай уже собран, наступает время развлечений. Зимой играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год и Рождество, колядовали на святках. А вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы свои дела отложили и собрались на «зимние посиделки».

Под мелодию “Выйду я на улицу” в зал входят хозяюшки.

1хоз. – Добрый день, гости званые и желанные.

2хоз. – Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, душевно встречаем.

1хоз. – Пожалуйте в нашу горницу. Собрались мы позабавиться да потешиться.

2хоз. – Смех вам да веселье!

1хоз.

– Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим

Поклоняясь, отведать просим.

Машенька – Зимний вечер темен, долг.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят к себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски и игра, конечно.

Эй, подруженьки – подружки,

Веселушки – хохотушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Звучит музыка «Метель» Г.Свиридова , входит Зима:

ЗИМА.-Здравствуйте, ребята .Вы меня узнали? Я- ЗИМА.

Чтобы было на наших посиделках не скучно, я приготовила загадки, чтобы проверить ребят на сообразительность и знание зимнего времени года.

Всё бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.

Холода, мороз, метели

Закружили-завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла … (Зима)

Где пройдёт прохожий,

Там ковёр положит.

Тот ковёр пушистый,

Белый да искристый. (Снег)

Мимо сосен и берёз

Лесом ходит Дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте, детвора! (Иней)

Что за хрупкое стекло

Вдруг на лужицу легло?

Солнце в полдень припекло –

Где же в лужице стекло? (Лёд)

Яркие жемчужинки

В сундуках лежат,

Сверкают и дрожат.

Сварливая старуха

Матрац выбивала,

Холодным белым пухом

Всё небо застилала,

А как заснёт старуха –

Не будет больше пуха. (Снегопад)

Кто приходит осторожно

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …. (Снежинки) Танец «Снежинок».

Зима: Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно. Хорошую встречу вы мне подготовили!

А теперь скажите сколько в зимнее время погод на дворе.

( В зимнее время 5 погод на дворе: Веет, крутит, ревёт, льёт, метёт.)

-А можете ли вы назвать зимние месяцы? Правильно, декабрь, январь и февраль!

(Под песню «Три белых коня» выбегают три месяца, держат украшенную дугу).

Декабрь:

В народе обо мне говорят, что я хвостик года.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

Но у меня есть брат, отгадайте, какой месяц году начало, а зиме середина?

Январь:

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

У меня много народных названий: январь – носик года, январь – первенец года, январь – сечень, то есть сечёт, рассекает зиму ровно пополам.

А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее нас. Так какой же месяц зиму кончает?

Февраль:

Обо мне в народе говорят ласково, что я хвостик зимы. А ещё говорят, что я зиму замыкаю – весне дорогу показываю.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Крутой февральский вечер

Метёт, метёт пурга,

И кажется, что вечно

Лежат снегов стога.

Зима:

Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит как в дивной сказке.

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.

Дети поют песню о зиме. Зима и месяцы садятся

Звучит песня «Зимушка хрустальная»

Учащийся:

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Снежная пороша

Нас зовёт на улицу.

Любим мы кататься

И играть в снежки.

(Танец «Снежки», танцуют ученики 1 «Б» класса)

Зима:

И мне пора прощаться с ребятами, но у меня к ним есть вопросы.

Что делаете зимой,

Дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

— В снежки играете с друзьями? (Да)

— Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

— С горки на санках катаетесь? (Да)

— В деревне на речке купаетесь? (Нет)

— По лесу на лыжах бродите? (Да)

— А много цветов находите? (Нет)

— В саду своём грядки копаете? (Нет)

— А из-за Деда Мороза пляшите? (Да)

— Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

— А через год меня ждёте опять? (Да) (Зима уходит).

Домовой:

Ой, а чё это здесь так шумно? Почему вас так много собралось сегодня здесь?

Хозяюшка: Посиделки зимние у нас. Праздник у нас.

Домовой:

Праздники люблю больше всего на свете. Знаете, почему? Потому что песни люблю. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное — они всегда веселые.

Небылицы.

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

-Тюха, есть хочешь?

-Нет! Я перекусил!

-А что перекусил?

-Да съел краюшку хлеба.

-А ты её в горшке со сметаной мочил?

-Да в горшок не влезла.

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит — надо идти!

Здорово, кума,

-На рынке была,

-Никак глуха, кума?

-Курицу купила, да петуха

-Прощай, кума.

-Пять алтын дала.

Мальчики. Как на Катин день рожденья Принесли бидон с вареньем. Так наелись я и ты — Разболелись животы.

Хором.

Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха.

Чики-чики-а-ха-ха

В самом деле чепуха.

Ведущий: Молодцы, ребятушки! Среди детей особой популярностью пользовались потешки, считалки и дразнилки.

Потешки.

Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто украл? Родион. Выйди вон.

Долгоногий журавль На мельницу ездил, Диковинку видел. Коза муку мелет, Козел засыпает, А маленький козленочек Муку выгребает. А барашки, круты рожки, В дудочки играют. А сороки-белобоки Пошли танцевати. А вороны-стережены Пошли примечати. Сова из-за угла смотрит, Ногами топочет, головой вертит.

Уж как шла лиса по тропинке,

Нашла грамоту в охлопке,

Она по лесу ходила, Громким голосом вопила:

– Как я лычки драла,

Как я лапоточки плела,

Вот и села на пенек

И читала весь денек!

Будто небо провалится,

И земля вся загорится!

Лисе негде будет жить –

Станет лисонька тужить!

Учитель.- А сейчас вспомним про игры, которых у русского народа огромное множество. Игры были любимы всеми, но прежде всего детьми. Игры помогали коротать время долгими зимними вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было.

— Что- то мы засиделись, не пора ли поиграть. Приглашаю вас на игру, повторяйте все движения за мной.

Учитель проводит игру:

Веселей берись за дело,

Так, чтоб всё вокруг кипело.

Ну-ка, друг, не унывай

И за мною повторяй.

Руки на пояс поставьте вначале.

Вправо и влево качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумеешь – всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть: «Мяу!»,

Крякнуть : «Кря»,

Проквакать: «Ква!»,

Залаять и хрюкнуть.

Мяу, кря, ква, гав, хрю! Спасибо!

Хояюшка: Стало радостно вокруг.

Нет, наверно, не ошибка,

Всем друзьям нужна улыбка.

ГОСТЬ: Это кто там загрустил?

У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора-

Снова музыка звучит.

Домовой: Какие же посиделки без частушек.

Частушки.

(Выбегают мальчики и девочки танцуют вприсядку и поют частушки.)

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь

Как гармошка заиграет

Не могу я усидеть.

Эй, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Балалаечка – гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы с частушкой

К вам придём ещё не раз.

Домовой. Отгадайте – ка загадку. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Домовой: Звонкие резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.(Берёт поднос с ложками)

Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.

Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь. Дети танцуют танец «Валенки».

Домовой:

Ой, ребятки, молодцы. Успокоили мою душеньку. Теперь пойду дальше спокойно спать.

ХОЗЯИН: Ложки, что ни говори,

Примечательные.

А ребята – ложкари

Замечательные.

И успех их примечай,

Здесь не мелочный.

Значит, нужен русский чай

Посиделочный.

Выходит мальчик, он несет самовар.

1 (в руках- самовар):

Я иду, иду, иду

Самовар в руках несу

Прибауточку пою.

2. Ой, чай, крепкий чай!

Пейте чай-чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

3. Чай пить — не дрова рубить!

У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

4.Кто здоровый хочет быть

Надо чаю больше пить

Мы за чаем не скучаем

Вместе песни сочиняем.

Инсценировка.

С мороза и в жару друзей пои,

А чай не пар, ведь он костей не ломит.

И мы гоняем русские чаи,

Пока хозяйка дома не прогонит.

Народ малину, черёмуху молол,

И лист смородины пучком сушил для чая.

Садились надолго с молитвою за стол,

Гостей и родичей по-русски привечая.

Советовал дед внуку: “Не спеши!

Не любит чай ни суету, не скорость.

С достоинством пей, с чувством, от души.

И не возьмёт тебя ни боль, ни жар, ни хворость.

Я не учён, как вы, но в этом прав,

Смотри на блюдца круглое оконце –

В чашках аромат цветов и трав

И русский дух земли её и солнца.

5. Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Хозяин: «Просим Вас не расходиться,

Вкусным чаем насладиться.

Вот так мы живем;

Пироги жуем, чаем запиваем».

Звучат прощальные стихи.

6. В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

7. Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу –время, а потехе

Рады люди как-никак.

8. Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

На глазах тут оживает

Русских сказок волшебство.

Всё ликует и играет –

Скоро праздник – Рождество!

9. Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!(хором)

Исполняют песню «Скоро Рождество».

Ведущий.

— Сегодня Вы стали участниками веселого задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него наши предки! Он отражает широту и щедрость души русского народа.

Вы соприкоснулись с истинно русской традицией, Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может, пока только искорка. Я хочу, чтобы они согрели ваши души, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей родной земле.

20

Цели.

  • Познакомить детей с традициями,  обычаями,
    обрядами русского народа.
  • Создать условия для проявления творческой
    активности обучающихся.

Оборудование: колокольчики, каравай,
рушник, предметы для гадания, короб с товаром для
коробейника. Музыка, презентация.

I. Подготовка к празднику

1. Сообщение детям темы праздника.
2. Подбор учащимися материалов к празднику (слов,
сценок, песен).
3. Подготовка костюмов и реквизита.
4. Репетиции.

II. Рефлексия

– Оцените проделанную вами работу по
подготовке к празднику.
– Какие были затруднения? Что их вызвало?
– Как бы вы организовали работу в следующий раз?

III. Проведение праздника

Слайды 1, 2.

Того, Кто вечно был и есть,
Рождает миру Дева днесь.
И Неприступному Ему –
Непостижимому уму
Земля нашла уже приют.
И в небе ангелы поют,
И пастухи спешат с холма,
И пред Звездой теснится тьма,
А за звездой идут волхвы.
И в эту ночь познали мы,
Как ради нас родиться мог
Младенец – Он же вечный Бог.

Песня „Колокольчики”

Слайд 3.

I

Колокольчики звенят
Дин-дон, дин-дон.
О  Христе всем говорят.
Дин-дон, дин-дон.
Ныне радость, радость, торжество
Ныне праздник, праздник  рождество (2 раза)
Дин-дон, дин-дон.

II

След остался на снегу
Бело кругом
Санки по снегу бегут
Дин-дон, дин-дон.
Зимний вечер, на дворе мороз
В этот вечер был рожден Христос (2 раза)
Дин-дон, дин-дон.

Ведущий 1.

Все на святки, все на святки
Приходите-ка, ребятки!
И овсень и колядка
Будут вместе с нами. Да?
Это что такое – святки?
Вы не слышали, ребятки?!
Что ж, придется рассказать
И, конечно показать.

Ведущий 2.

Слайд 4.

Святки – это двухнедельные новогодние
празднества, которые исстари отмечали наши
предки. Новый год во все времена и для всех
народов значил обновление мира. Это пора
взаимных угощений, веселья и радости.

Колядовщики:

Слайды 5, 6

Сею, сею, повеваю.
С Новым годом поздравляю!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
На столе всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!

Ведущий 3.

Слайд 7.

Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь отведать просим.

Хороводная песня «Ой, Паранюшка, Параня”

I

Ой, ты, Полюшка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Ой, да я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.

II

Что головушка кудрява,
Бородушка кучерява,
Кудри вьются до плеча,
Люблю Ваню – молодца. 

Танец Коляда.

Колядовщики:

Чай попили, поплясали.
Что ж, хозяева устали,
Надобно домой идти,
Там гаданье провести.

Настали святки,
То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит, светла, необозрима…

Сцена ГАДАНИЯ

Слайд 8.

I

Бежит мышка по завалинке.
Несет добро на мочалинке.

Припев:

Кому песню поем, тому сбудется
Исполнится, не минуется.

II

Сидит кошечка у печурочки
Кличет кошечка себе котенка.

III

Ой, саночки-малюваночки
Только сесть на них и поехать.

IV

Как на дубчике два голубчика
Целуются и милуются.

V

За квашней сижу пятерней вожу
Да еще посижу и еще повожу.

VI

Катилось кольцо, да по бархату
Прикатилось кольцо да по яхонту.

VII

Как на луночке два голубчика
Целуются, целуются и милуются.

Машенька:

Слайды 9, 10, 11.

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски
И игра в горелки.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

НОВОГДНИЕ  ЧАСТУШКИ:

I

Возле елочки у нас игры, танцы, песни.
Милый добрый Новый год, нет тебя чудесней.

II

Кружат, кружат в хороводе снежные красавицы
Танцевальная метель всем нам очень нравится.

III

Маску делаю себе надо постараться
Я хочу снегурке Тане к ней в любви признаться.

IV

Ах, холодная зима, тебя я не боюся.
Я на юг не улетаю с милым остаюся.

V

Я б хотела стать снежинкой, в небесах кружиться.

И миленку на ладонь мягко приземлиться.

VI

Отменили нынче школу, ой мороз, поспи сынок.
Что ты мама вот так случай, побегу я на каток.

VII

Спою деду я морозу звонкую частушку.
И за это он подарит яркую хлопушку.

VIII

Ах, спасибо, Дед Мороз, за твои подарки.
Расцелуем мы тебя, будет тебе жарко.

Ведущий 4.

Что за славный денек, собирайся, народ,
Петь, шутить, хороводы водить.
Небылицы в лицах небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.

Слайд 12.

Фома и Ерема.

Выходят Фома и Ерема. Во время разговора оба
окают.

Фома. Здорово, брат Ерема!
Ерема. Здорово, брат Фома!
Фома. Куда путь держишь?
Ерема. На ярмарку иду!
Фома. На работу – так позади последних,
а как на ярмарку – наперед первых! А кто же тебе
про ярмарку-то сказал?
Ерема. Кума сказала!
Фома. А кума, откуда знает?
Ерема. Кума все знает, что на свете
делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома. Бывал!
Ерема. Велика?
Фома. Не мерил!
Ерема. Сильна?
Фома. Не боролся!
Ерема. А кого ты на ярмарке видел?
Фома. Видел, как на цепи водили безрогую,
бесхвостую корову, глаза у нее узенькие, а лоб
широкий!
Ерема. Это ведь медведь был.
Фома. Какой там медведь! Я прежде
медведя знал, он не такой: медведь серый, хвост
длинный, рот большой.
Ерема. Да это волк!
Фома. Все ты, брат, говоришь не в толк! Я
прежде волка знал: волк маленький, глаза косые,
ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от
собак убегает.
Ерема. Это же заяц!
Фома. Какой там заяц! Я прежде зайца
знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки
на елку перелетает да почирикивает!
Ерема. Да это ведь горностай! И байки,
брат Фома, сказывать-то перестань!

Сразу повторю

1. Я не зря себя хвалю, всем и всюду
говорю,
что любое предложенье прямо сразу повторю!

2. Что ж, попробуй, повтори вот это:
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.

1. Ну, слушай!

Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
Ну а кактус  в это время мыл старушку на окне.

2. (Смеется, говорит, что не так и
повторяет еще раз.)

1. Я так и говорю:

Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне,
А собачка в это время мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю. Говорю, что повторю.
Вот и вышло без ошибок! А чего хвалиться зря?

Ведущий 5.

Что вы, девицы, сидите, а гулять вы не хотите?
Засиделись, чай, с утра, уж на улицу пора!

(Мальчики в платках поют частушки)

Запев:

Ой, бяда, бяда  – в огороде лебеда,
Черемушка белая, что любовь наделала?

Ходит милый по деревне, ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил, рот не закрывается.

Моя милая красива, за рекой она жила,
Захотела повидаться, в решете переплыла.

Раньше были русы косы у моей у милочки,
А теперь по новой моде стриженый затылочек.

Запев:

Ой, бяда, бяда – в огороде лебеда,
Черемушка белая, что любовь наделала?

Ведущий 6.

Вдоль по улице в конец идет удалый молодец.
Не товар продавать – себя людям показать.

(Входит коробейник)

Коробейник.

Слайд 13.

Тары-бары растобары, расторговываю товары!
Подходите, модницы, есть гребешки и ножницы,
Булавки, иголки, нитки, приколки.
Для старушек шали, знатные мастера вышивали.
Для девиц платочки – посередочке цветочки.
Подходите, покупайте, веселее разбирайте!

(девочки покупают платки, накидывают на
плечи)

1 девочка. Отворю ворота
ключиком-замочком, накрываюсь-покрываюсь
шелковым платочком.

2 девочка. Приглашаю танцевать молодца
Ванюшу, а подружке предлагаю пригласить Петрушу.

(Появляются парни)

1 парень. Погляди, честной народ, не
пыли дорожка, добры молодцы пришли, погулять
немножко.

2 парень. Эх, улица мала, да хоровод
велик, хоровод велик, поиграть велит.

(Парни приглашают девочек на игру «Бояре»)

Слайд 14.

Девочки. Бояре, да зачем вы пришли,
молодые, да зачем вы пришли?

Парни. Княгини, да мы невесту выбирать,
молодые, да мы невесту выбирать. 

Девочки. Бояре, а какая вам мила,
молодые, а какая вам мила?

Парни. Княгини, нам вот эта мила,
молодые, нам вот эта мила.

Девочки. В нашем полку убыло, убыло (2
раза)

Парни. В нашем полку прибыло, прибыло.
(2 раза)

3 парень. А ну, Тимоха и Демьян, Николай,
Семен, Иван, сядем, братцы-ка, рядком и частушки
пропоем.

(Дети поют частушки)

Слайды 15, 16, 17, 18.

Парень. Девочки-беляночки, где вы
набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили, молоком
умылися.

1 парень. Запрягу я кошку в дрожки, а
котенка в тарантас, повезу свою подружку всем
соседям на показ.

Девочка.

У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.

2 парень. Хороша милашка та, хороша и
эта, эта-та, вот эта-та, не хуже той и эта.

1 парень. Пели, пели петухи, потом
запели курицы,

Девочка. Не пора ли вам, ребята,
уметаться с улицы.

Ведущий 7.

Вот и кончилась игра, всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья, до следующего гулянья!

Слайды 19, 20.

IV. Рефлексия.

– Понравился ли вам праздник?
– Какие эпизоды были наиболее удачными?
– Оцените своё выступление и выступление своих
товарищей.
– Что удалось и над чем ещё надо поработать?

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Цели: обогатить духовный мир учащихся, ознакомить их с народными

песнями, частушками, загадками. ….

Оформление кабинета.

русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;

для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;

для «работы; шерсть, веретено, салфетка для «вышивания», сарафан для

«шитья», пряжа, спицы для «вязания», глина, корзина для «плетения»,

деревянные ложки, матрешки, молоток, брусочки.

для чаепития: самовар, чайная посуда, пироги, баранки, мед, чай.

На доске нарисованы три красивых окна, над ними надпись «Зимние

деревенские посиделки», укреплены вышитые занавески и салфетки. Стоит

стол, на котором большой самовар, вазы с конфетами, сушками, печеньями,

чашки с блюдцами. На передних партах рукоделие ребят, поделки из дерева и

творческие работы. На стендах поделки из ткани, ниток и бумаги оригами.

На праздник приглашены гости: администрация, учителя гимназии, родители.

Дети, участники занятия, одеты в национальные русские костюмы.

Ход мероприятия

Звучит русская народная мелодия (Выйду на улицу…),

Выходят 2 ведущих в русских народных костюмах:

1 Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! Удалые молодцы русские да девицы

красные!

2 Ведущая: Здравствуйте! Приглашаем вас вспомнить старину заветную!

1 Ведущая: Давно это было: собирались вечерком в просторной горнице

наши прадедушки и прабабушки, чтобы отдохнуть от своих забот.

2 Ведущая: Назывались такие сборища «посиделками». Представьте себе

деревенскую избу: топится печь, потрескивает лучина, в углу дремлет кот

1 Ведущая: В маленькое оконце заглядывает луна, и девушки начинают

собираться вместе, чтобы заняться работой: прядением, шитьём, вязаньем,

вышиванием. А с приходом парней неторопливая девичья беседа и

протяжные, задушевные песни сменяются безудержным весельем.

2 Ведущая: На посиделках рождались сказки, пословицы и поговорки. Ни

одна вечеринка не обходилась без задорной музыки, песен, частушек, игр,

веселой пляски .

1уч.: Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

2уч.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

(Звучит музыка. На сцене – хозяин и хозяйка в русских народных

костюмах:)

Хозяйка: Собирайся, народ!

Вас много интересного ждёт!

Хозяин: Много песен, много шуток

И весёлых прибауток!

Хозяйка: Милости просим

На зимние посиделки!

Хозяин: Всех приглашаем!

Вместе : (поклонившись)

Душевно встречаем!

1 Ведущая: За окном зима.

2 Ведущий: И мы начинаем зимние посиделки.

В зале гаснет свет. Демонстрируются слайды, на которых изображены

картины зимы. Школьники в зимних венках и с зимними букетами выходят

на сцену читать стихотворения.

1 учся: Снежок порхает, кружится

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели яблоки

Сегодня, посмотри,

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

2 учся: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

3 учся: Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

4учся: Зима! Славная пора!

Любит зиму детвора.

Санки, лыжи и коньки

Взял, на улицу беги!

Оживилась детвора:

Здравствуй, зимняя пора!

1Ведущая: Традиционное и самое любимое занятие на русских

посиделках исполнение народных песен.

2 Ведущий: В русской песне народная жизнь,

Песня звонкая сердцем поется,

Пусть веселый иль грустный мотив,

Благодарно в душе отзовется!

Песня « Было у матери 12 дочерей»

Песня «Здравствуй, гостьязима!» (фонограмма)

Здравствуй, гостьязима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Песня «Ой ты, Порушка Пораня» (хоровод).

Ой, ты, Порушка Пораня

Ты за что любишь Ивана?

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява

Что головушка кудрява

Кудри вьются от лица

Люблю Ваню молодца!

Хозяин:

Хорошо пропели песню,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки?

Хозяйка:

Эй, сударынивострушки,

Запевай давай частушки!

Частушки.

Вместе

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулась я назад,

Сапоги мои лежат!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

Эй, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

(Выбегают мальчики, танцуют вприсядку и поют частушки.)

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Ем я кашу и сметану

У меня силенка есть,

Все же драться я не стану,

Только ты ко мне не лезь.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Вместе

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

1 Ведущая: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и

поговорки. Это настоящие маленькие художественные произведения!

2 Ведущий: Сечас мы проверим проверит, хорошо ли наши гости знакомы с

этим видом народного творчества.

Ведущие по очереди говорят начало пословицы,

зрители окончание.

Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)

Поспешишь людей .. .(насмешишь)

Недаром говорится, что дело… (мастера боится)

Что посеешь,… (то и пожнешь)

Землю солнце красит, а человека… (труд)

Без труда жить,... (только небо коптить)

Береги нос в ….(большой мороз.)

Любишь кататься, ….(люби и саночки возить).

Долог день до вечера,…..( коли делать нечего).

Труд человека кормит,…..( а лень портит).

Умелые руки …..е знают скуки).

Сделал дело –….( гуляй смело).

1 Ведущая: А еще на посиделках обязательно играли в игры.

И сейчас мы предлагаем вам игру —

Мерить силу, как бывало в старину.

.

2 Ведущий: Самых сильных приглашаем мы ребят,

Нука, станьте, силачи, в потешный ряд.

Перетягивание каната.

(Дети выходят на народную игру ).

Хозяйка: Вдоль улицы и в конец

Шёл удалый молодец.

Не товар продавать –

Людям сказки сказывать

Гости дорогие, не хотите ли

сказочку послушать?

Хозяин: Жилибыли дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Непростое – золотое.

Сказка «Золотое яичко»

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочкапеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла! Какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцото непростое,

А, глядика, золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит, как жар.

Не случился бы пожар.

Ой, горит, слепит глаза!

Чудеса, чудеса! (вместе)

: Ты в сундук запри его:

(стук в дверь)

Баба: Нету дома никого!

Ишь, соседи, как назло,

Ненароком принесло.

Дед: Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: озвратившись)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краёв набью сундук.

Дед: Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти, за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи,

Вот упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?!

Баба: Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

Всё кудато подевалось!

Дед: Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба: И шубёнку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед: Только то, видать, надёжно,

Что даётся нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!

( Ученики, участвующие в инсценировке, уходят)

1 Ведущая: Много сказок было рассказано на зимних посиделках! Их герои

до сих пор живут в нашей памяти.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

2 Ведущий: За героями тайком

В сказки русские войдём.

Добро пожаловать ,дорогие гости ,на сказочную викторину!

Викторина по сказкам

1. «Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную

голову приставили. Вылепили носик, ротик, подбородок. Смотрит она и

улыбается».

«Снегурочка».

2- «Делать нечего, взял ведра и пошел на реку за водой. Подошел он к

проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро.

Обрадовался… »

«По щучьему веленью».

3. «Долго долго сидел Волк у проруби, целую ночь не сходил с места,

хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться : не тутто было! »

«Лиса и Волк».

4. «Добрался крестьянин до места и стал рубить дерево, махать топором. От

работы ему все жарче, все с себя снял, рукавицы даже бросил. А я забрался в

дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить… »

«Два Мороза».

5.«Пришла зима студёная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода

и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…» (Лиса и заяц»)

6.«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

«Ловись, рыбка. И мала, и велика!2» («Лисичкасестричка и серый волк»)

7.«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, её куда

хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз».

орозко»)

2 Ведущий: А сейчас ребята поиграем в игру «Данет»

Что делаете зимой,

Дайте нам ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

Дахлопнуть в ладоши и сказать «да»

Нет постучать ногами и сказать «нет»

В снежки играете с друзьями? (Да)

Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

С горки на санках катаетесь? (Да)

В деревне на речке купаетесь? (Нет)

По лесу на лыжах бродите? (Да)

А много цветов находите? (Нет)

В саду своём грядки копаете? (Нет)

А изза Деда Мороза пляшите? (Да)

Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

А посиделки будем продолжать? (Да)

Выбегает на сцену Петрушка:

Здравствуйте, ребята!

Узнаёте меня?

Я весёлая народная игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Петрушка: Верно, Петрушка!

Я самый весёлый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришёл к вам не один,

Я привёл своих друзей.

Отгадайте, кто пришёл со мной?

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Выходят матрёшки.)

( Матрёшки танцуют и исполняют песню «Мы, матрёшки».)

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Мы втроём поём частушки

И танцуем мы втроём.

1 Ведущий:

Любит русский народ песни, озорные частушки , и на всё найдёт ответ в

трудную минутку и пословицу сказать, и загадку разгадать он великий

мастер:

Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб)

*Не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

орковка бела всю зиму росла.

Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька)

*Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (мороз)

*Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.(лед)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.(метель)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Мена били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. орка ледяная)

1 Ведущий:Молодцы! Отгадали все загадки.

2 Ведущий:

Ну а теперь сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Хотите знать, какие?

А вот какие…

(Дети инсценируют небылицы)

Здорово, кума!

На рынке была?

Никак ты, кума, глуха?

Купила курицу да петуха.

Прощай, кума.

Пять алтын дала.

Тюха, есть хочешь?

Нет, я перекусил!

А что перекусил?

Да съел краюшку хлеба.

А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Да в горшок не влезла.

Сынок, сходи за водой на речку!

Живот болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют да порют, шьют да порют!

А матушки?

Порют да плачут! Порют да плачут!

Фома, чего из леса не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Федулчего губы надул?

Кафтан прожег:

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя».

Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст

шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Где ты был?

Филя.

У матушки.

Уля.

Что мать, гостинцев прислала?

Филя.

Мать прислала оладушек!

Уля.

А где же они?

Филя.

Я их под лавку положил!

Уля.

Экий ты, Филя, чудак!

Филя.

А ты бы, Уля, как?

Уля.

Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь

встречаются, здороваются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала сарафан.

Уля.

А где же он?

Филя.

Я его в печку положил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы его в шкаф повесила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала барана.

Уля.

А где же он?

Филя.

Я его в шкаф повесил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала Настюшку.

Уля.

А где же она?

Филя.

Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филя.

А ты бы как?

Уля.

Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Здравствуй, Филя!

Филя.

Здравствуй, Уля!

Уля.

Что мать прислала?

Филя.

Мать прислала свинью.

Уля.

А где же она?

Филя.

Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Уля.

Экий ты, Филя, чудак.

Филяпростофиля!

1 Ведущий:

На наших посиделках мы песни пели,частушки,

И сказку послушали, и загадки разгадали, поплясали,

И немного мы устали!

2.Ведущий:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Вместе:

За столы всех приглашаем,

Русским чаем угощаем.

Сценарий мероприятия

«ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ».

5-7 классы.

Цели:

  • Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность;

  • Развивать навыки межличностного общения учащихся;

  • Расширять и углублять знания по физике и химии.

  • Раскрыть литературные и артистические способности учащихся.

Подготовительный этап:

Команда не более 6 человек. От каждой команды: Стенгазета, поделка, сценка на 3 минуты из любого литературного произведения.

Ход мероприятия.

Ведущие:

  1. ВЕДУЩИЙ 1

  2. ВЕДУЩИЙ 2

Здравствуйте ребята!

ВЕДУЩИЙ 1

«Зима – за морозы, а мужик – за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!» – говорили на посельской Руси. Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается зимним Николиным днем (зимним Николой) – 19 декабря (6 декабря по ст. ст.). Хоть великомученица Варвара, по представлению народной Руси, «мосты домащивает», а за ней святой Савва «гвозди вострит» да «реки салит», а все-таки, добавляет деревня, «хвали зиму после Николина дня!» Но одновременно с этим можно было услышать в народе и другие поговорки-приметы: «Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует!», «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять!» и т. д.

ВЕДУЩИЙ 2

Зимний Никола ведет с собой Никольские морозы, дожидаясь которых говорил деревенский люд: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!» – проносилась молва в народе в ранние зимы, когда чуть ли не с самого Покрова не скидывает белоснежной шубы со своих могучих плеч земля-кормилица.

ВЕДУЩИЙ 1

О, кстати , а ведь существует растение, а именно кактус который зацветает только зимой, какое название он носит? (ДЕКАБРИСТ)

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1)

ВЕДУЩИЙ 2

Зима – одно из любимых времен года многих людей. Свои стихи зиме посвящали поэты, писатели.

Конкурс №1

Каждая команда должна соотнести ПОЭТА и его Великое творение.

ПОЭТ

СТИХОТВОРЕНИЕ

А. С. Пушкин

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.
 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?
 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.
 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

А.А. Фет

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Ф. И.Тютчев

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

С. А. Есенин

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

А. Л. Барто

Зимний сон

Мне ночью снились горы…

Высокая гора,

Та самая, с которой

Катались мы вчера.

Мы до деревни ближней

Неслись по целине,

И ночью снег и лыжни,

Блестящий снег и лыжни

Всё время снились мне.

И.А. Бунин

Родина

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 6)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 5 класса прочитает нам стихотворение:

Кто рисует так искусно…

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазеры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанес орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это все один художник.

Это все его картины.

Порезвясь в широком поле

И устав в лесу скитаться,

Дед Мороз от скуки, что ли,

В теплый дом решил забраться.

Но испуганные люди

Дверь держали на запоре,

И Морозко — будь что будет —

Сквозь окно полез к ним вскоре.

Но и там была преграда —

В окнах стекла были всюду,

И Морозко от досады

Навредить решился людям.

Он прикинул хитрым оком,

Кисти взял, белил, эмали —

И к утру все стекла окон

Света в дом не пропускали.

М. Лесна-Раунио

Давайте поблагодарим за прекрасное прочтение стихотворения.

ВЕДУЩИЙ 1

Конкурс №2

Каждая команда подготовила сценку на 3 минуты из любого литературного произведения.

Давайте взглянем, что у ребят получилось

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 5)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 6 класса презентует нам материал:Биологические изменения в зимний период.

Давайте поблагодарим за прекрасную подачу научного материалла.

ВЕДУЩИЙ 2

Конкурс №3

Выпишите зимующих птиц нашего края:

Список зимующих птиц нашего края

  1. Воробей полевой

  2. Воробей домовой

  3. Синица длиннохвостая.

  4. Тетеревятник

  5. Перепелятник.

  6. Зимняк.

  7. Белохвост.

  8. Сапсан.

  9. Дербник.

  10. Куропатка.

  11. Рябчик.

  12. Тетерев.

  13. Глухарь.

  14. Голубь сизый

  15. Филин.

  16. Сова белая.

  17. Сова ястребиная.

  18. Сова ушастая.

  19. Сыч многоногий.

  20. Сыч воробьиный.

  21. Неясыть серая.

  22. Неясыть длиннохвостая.

  23. Неясыть бородатая.

  24. Желна.

  25. Дятел седой.

  26. Дятел зелёный.

  27. Дятел большой.

  28. Дятел малый.

  29. Дятел белоспинный.

  30. Дятел трёхпалый.

  31. Сорокопут серый.

  32. Сойка.

  33. Кукша.

  34. Сорока.

  35. Галка.

  36. Грач.

  37. Ворона серая.

  38. Ворон.

  39. Кедровка.

  40. Свиристель.

  41. Королёк.

  42. Рябинник.

  43. Синица длиннохвостая.

  44. Пухляк.

  45. Гаичка черноголовая.

  46. Синица хохлатая.

  47. Лазоревка.

  48. Поползень.

  49. Пищуха.

  50. Воробей полевой.

  51. Воробей домовой.

  52. Зеленушка.

  53. Чиж.

  54. Щегол.

  55. Чечетка.

  56. Еловик.

  57. Снегирь.

  58. Дубонос.

  59. Овсянка обыкновенная.

  60. Подорожник.

  61. Пуночка.

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 60)

А пока жюри подсчитывает баллы учащиеся 7-х классов споют зимнюю песню.

У Леса На Опушке, Жила Зима В Избушке

У леса на опушке жила зима в избушке

Она снежки солила в березовой кадушке

Она сучила пряжу она ткала холсты

Ковала ледяные да над реками мосты
 

Потолок ледяной дверь скрипучая

За шершавой стеной тьма колючая

Как шагнешь за порог всюду иней

А из окон порог синий синий

Ходила на охоту ковала серебро

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро

Деревьям шубы шила дарила санный путь

А после в лес спешила чтоб в избушке отдохнуть

Потолок ледяной дверь скрипучая

За шершавой стеной тьма колючая

Как шагнешь за порог всюду иней

А из окон порог синий синий

Давайте поблагодарим за прекрасное исполнение песни.

ВЕДУЩИЙ 1

Конкурс №4

Каждая команда должна ответить на 6 вопросов:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

Правда ли, что зимой деревья тоже растут?

Нет, зимой их рост приостанавливается

2.

Жир на зиму бобр накапливает именно в этой части тела. В какой?

В хвосте

3.

На 95% снежинки состоят именно из этого. Из чего?

Из воздуха

4.

Верно ли утверждение, что в мире не существует двух одинаковых снежинок?

Да, действительно, многолетние исследования это подтвердили

5.

Какое животное каждый год 2 февраля вылезает из норы в американском городе и предсказывает погоду?

Сурок Фил

6.

Какой царь ввел обычай праздновать Новый год и ставить елки в домах?

Петр I

( МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 6)

А пока жюри подсчитывает баллы, ученик 5 класса презентует нам материал: Зимующие птицы.

Давайте поблагодарим за прекрасную подачу научного материалла.
 

ВЕДУЩИЙ 1

Спасибо больше ребята, что пришли на наш интеллектуальный праздник зимы.

А напоследок ученики6 и 7 классов прочтут стихотворение:

Большой мороз

Как железо, скрежещет снег

И, как скрипка, поет у ног.

На деревьях иней, как мех.

На заборах иней, как мох.

И вздымается иней из труб

Рукавами собольих шуб.

Слышал я, как гудки гудели,

Чтобы мы по домам сидели,

как по радио предупредили,

Чтобы в школу мы не ходили.

Но люблю я школу в мороз!

Ни домашних, ни классных работ.

Ни опрос, что похож на допрос,

Ни диктант никого не ждет.

Я же мог не слышать гудка!

Я же радио мог не включить!

Три-четыре ученика

В каждом классе. Кого учить?

Но учитель, жалея нас,

В сиротливый приходит класс.

Не начальственен и не строг,

Он сидит, как за чайным столом,

И, смеясь, за уроком урок

Вспоминает о детстве своем,

Про рыбалки, про снежных баб…

«Ну, до завтра! Мороз ослаб».

Валентин Берестов

Давайте поблагодарим за прекрасное прочтение стихотворения.

ВЕДУЩИЙ 2

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник зимнего солнцестояния у славян назывался
  • Праздник животновода краснодарского края
  • Праздник зимнего солнцестояния у славян 7 букв
  • Праздник животворящей троицы
  • Праздник зимнего солнцестояния у скандинавов