Праздник злынковская криница

23 декабря пройдет районный праздник «Злынковская  криница 2022»

17 декабря 2022

23 декабря пройдет районный праздник «Злынковская  криница 2022». Что мы знаем об этом празднике. Об  этом подробно рассказывает, наша Злынковская центральная библиотека.

Первый  районный праздник «Злынковская  криница»  прошёл в декабре 2002 года. В этом году исполняется 20 лет празднику. За эти годы  в нём приняли участие гости из соседних  районов Брянщины: Новозыбкова, Клинцов,  Суража, Стародуба, Красной Горы, Гордеевки, Суземки, Климово,  наши братья славяне из белорусского Добруша и украинских Щорса и Городни. «Злынковская  криница» — ежегодный  поэтический и фольклорный праздник  в самом   маленьком городке нашей родной Брянщины – Злынке.

Образ криницы – родника, утоляющего жажду и придающего силы человеку, — своими корнями уходит в прошлое. А наш праздник «Криница» поднимает важнейшую тему — о малой родине, являющейся началом всех начал и неисчерпаемым источником вдохновения, духовности русского народа и патриотизма.

В нашем районе живут замечательные творческие люди, воспевающие в своих стихах любовь к Родине, труду,  земле,  природе.

Это и поэты, художники, музыканты, и народные умельцы, и  увлеченные собиратели истории родного края, его культурного наследия.  Именно их когда — то  и начал собирать под эгидой районной газеты «Знамя» её тогдашний  главный редактор  Анатолий Федорович Караваев. Литературную страничку  газеты  назвали  «Злынковской криницей»,  а эмблемой стала  русская девушка несущая воду в вёдрах, на коромысле.         Это реальный человек – Валентина  Гапоненко. Валентина родилась в деревне Малые Щербиничи Злынковского района. Местный фотограф Василий Баранов запечатлел ее, восемнадцатилетнюю, с коромыслом. Фотографию послал в газету «Сельская жизнь» на конкурс, в котором она стала победителем и была опубликована в газете. И когда думали над образом «Злынковской криницы», А.Ф.Караваев,  первый редактор газеты «Знамя», нашел этот снимок и предложил его в качестве символа районного праздника.

Каждый праздник «Злынковская криница» отличался своеобразием, проходил под своим девизом,  и  был направлен на то, чтобы показать ныне живущим самобытность жизни наших предков, их традиции, обычаи, обряды.

Своеобразным творческим отчетом деятельности «Злынковской криницы» с момента ее зарождения стал альманах «Дети славянского поля», который есть в фонде Злынковской центральной библиотеке.

Фото с сайта library-zlynka.ucoz.com

Еще по теме:

Почти полтора десятка лет минуло с той поры, как появился в соседнем с Новозыбковом районе культурно-исторический и фольклорный праздник «Злынковская криница», инициатором и основателем которого стал бывший редактор районной газеты «Знамя» Анатолий Караваев. Провозгласив своей целью духовное возрождение славянского пограничья, он собрал под свои знамена многих людей, для которых исторические, культурные и творческие связи всех проживающих в Брянской (Россия), Гомельской (Беларусь) и Черниговской (Украина) областях были не пустым звуком. Мероприятия «Криницы» проходили не только в Злынке, но и в других местах. Ее печатными органами стала одноименная страница в газете, вышли за это время и три выпуска литературно-краеведческих альманаха, название которых «Дети славянского поля», отражало главную идею проекта, а содержание включало статьи, прозу, стихи и репродукции художественных произведений, созданных людьми, тесно связанных как с юго-западом нашей области, так и с близлежащими районами соседних государств.

Обложна альманаха «Дети славянского поля» На празднике «Криница» в Злынке На празднике «Криница» в Злынке На празднике «Криница» в Злынке На празднике «Криница» в Злынке Программа праздника «Криница» в Злынке Афиша праздника «Криница» в Злынке А.Караваев и Л.Фёдорова на празднике «Криница» в Злынке Литераторы на празднике «Криница» в Злынке Разворот выпуска «Злынковской криницы»

После ухода несколько лет тому назад со своего поста А.Караваева, проект «Криница» если и не был полностью закрыт, то пребывал в глубокой заморозке.

Лишь в июне прошлого года состоялось его возрождение, хотя и в существенно переформатированном виде. На страницах климовской газеты «Авангард» усилиями своего бывшего вдохновителя и его добровольных, хотя и заинтересованных в подобном помощников в редакции, были подготовлены несколько литературно-художественных полос. Название обновленного, хотя и еще только провозглашенного объединения, стало общим с названием бывшего печатного органа – «Дети славянского поля».

«Дети славянского поля». Заседание в редакции климовской газеты «Авангард» «Дети славянского поля». Заседание в редакции климовской газеты «Авангард». Участники заседания

Организационные заседания, не только в Климово, но и других райцентрах Юго-запада уже прошли, состоялась недавно такая встреча и в Новозыбкове. Ведь в свое время многие поэты и прозаики нашего города публиковались на страницах как выпусков «Злынковской криницы», так и в альманахе, а кое-кто уже успел отметиться и в недавних номерах. С определенной долей пафоса нареченное не совсем совпадающим по смыслу с главной идеей проекта названием – «Голоса российской провинции» (учитывая, наверно, нынешние замороженные отношения с черниговцами), собрало оно представителей как литературного, так и музыкального бомонда нашего города, Климовского и Злынковского районов.

«Дети славянского поля». Встреча в Новозыбкове. Общее фото

Дабы не ударить лицом в грязь перед столь значимой заявкой, организаторы – городская библиотека, – взяв бразды правления в свои руки, постарались на славу. И числом приглашенных презентуемых местных литераторов (причем явились далеко не все), и оперными ариями нашей новой музыкальной дивы, чудо-голосом Анны Курило поставили гостей прямо-таки в неудобное положение, мол, знайте наших. Совсем как-то затерялась горстка представителей соседних районов среди подавляющего превосходства местных творческих сил, несмотря даже на то, что злыковский поэт С.Сидоров прибыл с презентацией своего сборника. Может быть и не стоило привлекать столь «тяжелую артиллерию», буквально интерпретировав название мероприятия, тем более предыдущие подобные встречи прошли более чем скромно.

А.Караваев А.Курило М.Мухина Л.Стародубец С.Сидоров и Г.Сытобудская Н.Дегтярёва и Н.Иванова А.Краевой А.Радченко Г.Гладкова Л.Фёдорова Т.Пожиленкова и Е.Гусенок С.Тайметов

Да и сам А.Караваев, хотя и давно является жителем Новозыбкова, оказался не готов к такому приему, был смущен и не демонстрировал свою главную роль. Подводя краткие итоги прошлой и нынешней деятельности, призвал активно включиться в работу, присылать свои произведения, озвучил программу предстоящей работы «Детей славянского поля». Некоторые старожилы «Криницы» вспомнили былое, выразили одобрение текущему. Тут же подумалось: вот не хватило только вручить документы за подписью и печатью и принять присягу на верность.

И все же, несмотря на столь амбициозно состоявшуюся у нас презентацию, сам проект создания межрайонного творческого объединения уже имеет много скрытых подвохов, недоговоренностей, которые могут обернуться совсем не тем, на что рассчитывают его учредители.

Попытка сконцентрировать творческую жизнь весьма богатого на культуру уголка Брянщины вокруг отдельно взятой газеты отнюдь не самого большого и известного райцентра, вызывает немало вопросов. Один из первых – это проблема знакомства с содержанием печатного органа – литстраницы – во всех «подведомственных» теперь этому союзу территориях. Во всяком случае, даже на встрече в Новозыбкове выпуск полос «Детей славянского поля» был представлен в единичных, притом, что вообще выглядело недостойно, ксерокопированных экземплярах. Нельзя найти эти выпуски и в Интернете – допуск к страницам на сайте «Авангарда» его редакция сделала только через подписку и платным. К примеру, новозыбковская газета «Маяк» не прячет от интернет-пользователей свои материалы, и все свежие новости всегда можно прочитать на ее сайте.

Другие, не менее важные вопросы. Каким образом отбираются произведения для публикации? Насколько стало понятно, решает это редакция климовской газеты, узко ограниченный круг близких к ней лиц и руководитель объединения. Во всяком случае в его выступлении ни о каких коллегиальных органах весьма широкого на географию «Поля» ничего не говорилось. Про Устав, непременный атрибут любой общественной организации, не было даже замолвлено. Непонятно поэтому, на что ориентируются организаторы – на официальную культуру или все же на общественность, гражданскую и частную инициативу?

Не совсем ясен и отбор участников. Что это – выдергивание отдельных, проявивших уже себя литераторов, посулив им строко-место в издании, либо все же конфедерация районных творческих объединения с уже сложившимся лицом и своими печатными органами? Во всяком случае, все прошлые и новые публикации указывают только на принадлежность его авторов либо к «Кринице», либо уже к нынешнему межрайонному ТО.

Подобный проект мог бы быть успешно и без нареканий организован только при равноправном участии всех его субъектов, то есть представителей районов Юго-запада, включая муниципальные отделы культуры, существующие там творческие клубы, в том числе неформальные, одновременного участия их в нем, а также реализации возможности знакомства с его печатными органами, в данном случае общей литературно-художественной страницей, и ее свободного распространения. А для этого нужно, чтобы выпуски готовились совместно всеми. Подчеркиваю, всеми редакциями кустовых районных и городских газет и выпускались одновременно, в полном согласовании содержания в своих изданиях. Либо, что стало бы идеальным вариантом, организовать ее печатание на страницах областного или межрайонного издания. Появление своего интернет-сайта также станет логическим развитием объединения. Тогда и выпуск альманаха, если он состоится, не будет выглядеть разовым актом. Пока же потребителями общего «литературного слова» являются только подписчики газеты «Авангард».

Да, в свое время руководитель «Криницы» на правах действующего редактора мог позволить себе выездные и внутренние заседания с широким участием представителей творческой интеллигенции всего Юго-запада и даже зарубежья (существенную помощь в этом деле оказывала администрация Злынковского района). Ныне же в силу изменившихся обстоятельств требуется более демократическое переустройство и переход на рельсы коллегиального руководства. Ибо альтернатива этому не самая лучезарная – перспектива распространения действия организации на ограниченное число отнюдь не выступающих на первых ролях культурной жизни районов. Что мы пока и наблюдаем.

Ведь что бы ни говорили мы о творческом равноправии, главным культурно-образовательным центром на юго-западе области был и по-прежнему остается наш город. И не только исторически, как центр бывшего уезда, включавшего в свою территорию почти все нынешние приграничные районы. В Новозыбкове действуют несколько высших и средних специальных учебных заведений, находится одна из лучших в области библиотека, имеющая свой художественный фонд, картинная галерея, принимают посетителей несколько никогда не пустующих выставочных залов.

Художники и фотографы Новозыбкова постоянно выставляют свои произведения не только в Брянске, но и за пределами области. Литературное лицо города представляют хорошо известные ныне на Брянщине поэты и прозаики, а его культурная история одна из самых примечательных из всех городов не только Юго-запада, но и области в целом. Выходят в Новозыбкове несколько периодических изданий, в том числе областная газета «Брянский регион», выпускается и свой литературный альманах, регулярно издаются сборники произведений и отдельные книги местных литераторов, действуют несколько творческих объединений. В этом смысле Новозыбков — не только самодостаточный в культурном отношении центр, но и доминирующий, сам служит притяжением для всего соседнего окружения, что в принципе и показала встреча «Голосов…».

Ясно также и то, что без участия сложившихся творческих групп и учета их мнений, любое межрайонное творческое объединение обречено на существенную однобокость представительства. К примеру, так и не включены пока еще в его орбиту литераторы Клинцов, второго по численности города области, и безусловно, со своим не общим творческим лица выражением. Само же название «Дети славянского поля» прямо указывает и на необходимость активного участие в нем граждан соседних государств, славянского приграничья.

Привычка иметь дело с разрозненными и не умеющими отстаивать свои интересы представителями литературы и искусства, в конечном счете, может привести к скатыванию всего проекта к банальной компанейщине. И хотя также не место здесь и попытке перетягивания одеяла на себя всех заинтересованных в этом сторон, нужно все же честно признать, что пока мы видим только декларации и иммитацию активной деятельности. В том числе и на примере проведенного в Новозыбкове мероприятия. Только уважительное отношение к главным действующим лицам – авторам литературных и художественных произведений, а не попытка использовать их талант в свою пользу, может изменить ситуацию в нужном направлении.

Конечно, выход в конечном итоге на следующий выпуск альманаха, по сути авторский проект А.Караваева, требует не только концентрации усилий на сборе материалов, но и поиске спонсоров, а в перспективе отодвигает на задний план чисто организационные задачи создания и сплочения коллектива участников, планомерной работы с ними, создание своего интернет-сайта, школы молодого литератора. Работать со строго определенным контингентом, ограниченным волей редактора, не внимая всему творческому многоголосью, и проще, и легче. Хотя сама концепция издания и не является чисто литературной, а включает еще краеведческие и исследовательские материалы, тем не менее нельзя жить прежними представлениями и с предыдущим багажом. уповая на прошлые успехи. «Злынковкая криница» – это было одно, а межрайонное объединение – уже совсем другое.

Будем надеяться, что все же удастся создать действительно открытый, ясный и понятный всем творческий союз, со своим принятым широким представительством Уставом, в котором будут закреплены права и обязанности участников объединения со свободным волеизъявлением их членства и доступными всем печатными органами, во всей полноте отражающими литературно-художественную жизнь юго-запада области.

Что это и где это? Ответим сразу. Это ежегодный поэтический и фольклорный праздник в самом маленьком городке нашей родной Брянщины – Злынке. Праздник хоть и местный, и далеко не великий, зато со стажем. На днях он прошел в 15-й юбилейный раз. Откуда и как появился он? Тоже не секрет. Всегда жили и ныне живут на злынковской земле, как, впрочем, и в любой российской глубинке, люди талантливые, неравнодушные, душой болеющие за судьбу своей малой родины. Это и поэты, художники, музыканты, и народные умельцы, и увлеченные собиратели истории родного края, его культурного наследия. Именно их когда-то и начал собирать под эгидой районной газеты «Знамя» её тогдашний главный редактор Анатолий Федорович Караваев.

Идея многим пришлась по душе, поддержала её и районное руководство. На страницах газеты регулярно стали появляться отчеты о таких встречах, лучшие сочинения местных «пушкиных» и «чеховых» в диапазоне возрастов «от пионера до пенсионера».

Литературную страничку газеты назвали «Злынковской криницей», а эмблемой стала русская деревенская девушка с ведрами на коромысле. Криница – это источник, родник, утоляющий жажду. «Литературная криница» позволила утолять духовную жажду тем молодым талантам, кто пробовал свои силы в поэтическом творчестве. Вскоре встречи в тесных редакционных комнатушках стали не вмещать всех желающих и их перенесли в более просторные залы. В декабре 2002 года прошел первый районный праздник «Злынковская криница». На него собрались не только местные таланты, сюда приехали гости из соседних районов Брянщины: Новозыбкова, Клинцов, Суража, Красной Горы, Гордеевки, Суземки, Климово.

По достоинству оценили «Криницу» и наши братья-славяне из белорусского Добруша и украинских Щорса и Городни, регулярно посещавшие праздники. Один из них посетила даже делегация от ассоциации «Помощь детям Злынка – Чернобыль» из небольшого французского городка Немур, который является побратимом Злынки. Детищем «Злынковской криницы» стал литературно-публицистический альманах «Дети славянского поля», ставивший своей целью сплочение трех братских народов, волею судьбы поселенных на одном общем славянском поле и живущих бок о бок друг с другом.

Сегодня эта цель как никогда актуальна, учитывая то серьезное затемнение головного мозга у многих родичей одного из наших братьев. Даст Бог и в умах их наступит просветление, как пришло оно совсем недавно и к русскому брату. Сегодня, несмотря ни на что, готовится к выпуску очередной, четвертый по счету, номер альманаха.

«Злынковская криница» это не только творческое объединение. Оно лишь часть большого литературно-фольклорного праздника. Каждый праздник «Злынковской криницы» отличался своеобразием, проходил под своим девизом, но был направлен на то, чтобы показать ныне живущим самобытность жизни наших предков, их традиций, обычаев, обрядов и праздников, чтобы протянуть те незримые нити времен и не дать утратить связь нашего бытия с прошлым, корнями уходящим в века.

Без громких призывов к воспитанию патриотизма, без безумных трат на заезжих «звезд» и глупые фейерверки, только силами своих энтузиастов делается великое дело приобщение подрастающего поколения к духовной и культурной жизни своего народа, тем самым вызывая любовь и уважение их к своей малой родине.

Не стал исключением и юбилейный праздник «Криницы», прошедшей в зале школы №1 и Доме культуры и посвященный знакомству с традициями и осенними обрядами злынковской земли. Вот только некоторые из них: «Кузьминки — куриные именины», посиделки рукодельниц, «Пчельник», мёд и пчелы — легенды и обряды, «Девичник», песни, пляски, занятия рукоделием, подготовка приданного «Сговоренки», «Заручины», русский народный предсвадебный обряд. Заметим, что все эти и другие обряды по крупицам собирали сами организаторы и участники праздника.

Музыкально-поэтическая часть праздника под названием «В росинке каждой – Брянщина моя» прошел в средней школе. Вначале вспомнили тех, кто стоял у истоков «Злынковской криницы» и кого сегодня уже нет рядом с нами. Основателем Злынковской «Криницы» и альманаха «Дети славянского поля» стал Анатолий Федорович Караваев. Это был, несомненно, талантливый, эрудированный, своеобразный человек, стремящийся найти свою дорогу в литературном и художественном творчестве и помогавший в этом другим. Он автор сборника об истории Злынковского края «И в ратных бореньях, и в мирном труде…», который был подготовлен к 60-летию образования Брянской области, соавтор книги «Клятвы те считать не бывшими», посвященной истории старообрядчества на злынковской земле. Им были написан не один десяток статей и заметок для газеты.

Анатолий Федорович в 2008 году стал Лауреатом областной премии «Серебряная лира». В 2012 году на областном творческом конкурсе журналистов за цикл публикаций, посвященных Году российской истории, ему было присуждено второе место. К великому сожалению, совсем недавно Анатолий Федорович ушел из жизни, но осталось его творчество, осталась «Злынковская Криница» и альманах «Дети славянского поля», осталась добрая память о нём.

Среди поэтов, которые были активными участниками «Криницы» был наш земляк, простой сельчанин из умирающей ныне деревушки Сенное, что за Ипутью — Леонид Карпович Анищенко. Самобытный поэт, интересный собеседник, яркий, неординарный человек. В 2007 году он умер, но его стихи о Родине, о природе, о любви, о войне, о своей родной деревне живы. Их читают дети и взрослые. Многие его стихи положены на музыку местными музыкантами. Леонид Карпович — автор поэтических сборников «Приипутские веси», «Птицы поднимаются с земли», «Родниковые заводи», сборник стихов для детей «Где ночуют снегири?».

Рано ушел из жизни еще один человек, стоявший у истоков «Криницы» — Николай Алексеевич Мельников – талантливый актер, режиссер, поэт. Замечательный человек и преданный своей земле патриот, который никогда не забывал свою малую Родину. Уже 10 лет его нет среди нас. Его помнят не только на родине. В разных городах России проходят вечера его памяти, издаются написанные им стихи и повести.

На праздник приехали поэты и прозаики из Новозыбкова и Стародуба, люди творческие, талантливые, увлеченные. Члены Новозыбковского объединения «Зыбчане »: поэт Владимир Владимирович Виноградский, лауреата премии имени Н.Рубцова, Надежда Федоровна Кожевникова, автор сборника стихов, «Окно, распахнутое в сад», руководитель этого объединения Константин Федорович Попов.

Свое творчество они публикуют в местном альманахе «Зыбь», а также на страницах газет и журналов нашей области. Поэты прочитали свои стихи, подарили один из номеров газеты «Зыбка», где есть публикация о встрече в селе Лысые, на родине поэта Николая Мельникова, и книгу уроженца г. Новозыбков Евгения Мосягина «В стихах прозвучавшее слово».

Поэты из Стародуба, активные члены творческого объединения «Глаголъ»: Наталья Викторовна Романова, Василий Леонидович Левшин, Петр Федорович Лякун, также привезли в подарок свои стихи и книги.

Петр Федорович из семьи потомственных казаков, почетный атаман Стародубского казачьего полка, и стихи свои прочитал и подарил на память книгу «С той сельщины…». Василий Леонидович передал библиотеке свой сборник «Стихи, что мысли…». Наталья Викторовна прочитала стихотворение «Памяти Н.Мельникова», которое написала после посещения родины поэта, села Лысые. На вечере прозвучали и сочинения злынковских поэтов Марины Сычевой, Сергея Сидорова, Виктора Кривенкова, Павла Смолякова, Зинаиды Зевако, Елены Евдошенко…

Вот такая «Криница» есть в маленькой брянской Злынке.

Владимир Комовский, член Брянского землячества в СПб «Пересвет», почетный гражданин г.Злыка

Праздник *Злынковская криница*

Праздник *Злынковская криница*

Праздник *Злынковская криница*

Праздник *Злынковская криница*

Праздник *Злынковская криница*

Праздник *Злынковская криница*

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник зловещей тыквы skyforge
  • Праздник злобного гения
  • Праздник зимы стардью валли
  • Праздник зимы салливан
  • Праздник зимы невервинтер