Праздник золотого духа

«Дедовщина» — печальное явление советской армии сродни воровским понятиям. В этой закрытой системе существовала своя иерархия и собственная система ценностей. «Дух» заменяет двух» «Дух» в ВС

«День золотого духа»: самый странный обычай «дедовщины» в Советской армии

«Дедовщина» — печальное явление советской армии сродни воровским понятиям. В этой закрытой системе существовала своя иерархия и собственная система ценностей.

«Дух» заменяет двух»

«Дух» в ВС СССР – это военнослужащий срочной службы, принявший присягу и пребывающий в действующей армии первые 6 месяцев. Российский писатель и историк, собиратель и издатель армейского фольклора Николай Каланов определяет «духа» в контексте казармы (кубрика) как личность бесплотную, бесполую, неумелую и безмозглую, прав у «духа» чаще всего никаких нет, он предназначается лишь для грязной работы.

«Один «дух» заменяет двух» – неполная цитата из армейского фольклора ВС СССР. В данной фразе варьировался только род войск или виды техники, которая использовалась при производстве работ, где задействовались военнослужащие. Из этой же серии: «»Духи»: слава Богу, не убили! «Деды»: день прошел, и черт с ним!».

Кандидат исторических наук Константин Банников в своем исследовании квалифицирует «духов» как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолютно бесправен».

Исключение из правил

В диссертации кандидата социологических наук Дмитрия Клепикова о «дедовщине» как социальном институте «золотой дух» определяется как уникум, попавший в определенную среду – отдельно взятое воинское подразделение (отделение, взвод, рота). «Золотой дух» должен быть именно в единственном числе среди сослуживцев старшего призыва. По правилам «дедовщины», «золотого духа» не нагружают работой, он не прислуживает «дедам» и «дембелям». Гнобить и эксплуатировать «золотого духа» считается дурным тоном, того, кто в этом будет уличен, строго накажут.

Коллективизм «золотым духам» все же свойственен, но он всегда хронологически ограничен: там, где в советской армии бытовала эта традиция, «духи» становились «золотыми», когда у «дедов» сакральный стодневный срок до приказа об увольнении по времени ополовинивался. Этот временной «водораздел» становился «Днем золотого духа»: «деды» «менялись» статусами с «духами» – по идее, старослужащий должен был исполнять все приказания военнослужащих младшего призыва, эта традиция походила на подобие ролевой игры.

На деле «духи», как правило, не злоупотребляли предоставленными возможностями, и привилегиями не пользовались – понимали, что «День золотого духа» скоротечен, и по его прошествии все вернется на круги своя. Самые строгие приверженцы соблюдения правил «Дня золотого духа» скрупулезно следили, чтобы «деды» не отыгрывались на «духах», отмщая им после этой временной «передышки», Когда такие случаи все же отмечались, «золотой день» могли и повторить.

Когда старшакам до приказа остаётся пятьдесят дней, для них этот день не является весёлым. Сразу после ужина дембеля становятся бобрами, а бобры – дембелями… Всего-то на какие-то двадцать четыре часа. Всего-то?.. Вы и представить себе не можете что это за 24 часа… У бобров есть ровно сутки, чтоб отыграться на «старшаках», другой такой возможности не будет…

В этот день я боялся, очень… Я не е@бал бобров за утренний порядок в кубриках, не выстраивал их на взлётке и не пробивал каждому фанеру, как я это делал изо дня в день. Даже на зарядке я никого не качал, хотя обычно оно не так было, самые жестокие зарядки проводились всегда со мной, где я заставлял бобров делать до изнеможения физические упражнения, а чтоб не проё@бывались, отрывал от деревца прутик и хлестал по жо@пе тех, кто х@уй забивал…

Разговаривал я за день до этого с одним своим корешем, он вообще ни разу никого не бил… Спрашиваю, не спрашивал ли он насчёт того, что про полтинник говорят молодые… А он и отвечает, что спрашивал у одного.

— Короче, — говорит, — Сказал мне Егин так:

— Да ты что, ты ж никого не трогал, достанется тем, кто дро@чил нас…

Пиз@дец мне настал. Ужин через десять минут. Весь первый период злобно покашивается на меня.

— Ху@ле уставились, въе@бать? — рявкнул я, пользуясь своими последними минутами руководства.

Они отвернулись, а про себя, скорее всего, подумали, мол, ничего, пид@рила, сейчас пройдут эти десять минут, сходим мы на ужин и ты оху@еешь. Ужин прошёл.

— Все наверх поднимаемся! — кричат нам бобры.

Мы бегом бежим. Я уже слышу свою фамилию и мою любимую фразу, которую за день я произносил довольно таки часто:

— Заряжай лося! Я приставляю две руки ко лбу и говорю с улыбкой:

— Давай!

После того как пробил один, пробить захотелось другому, третьему, десятому, потом так вообще всё по второму кругу пошло. Ударчики у этих дрищеков слабенькие, с моим фирменным не сравнятся, но один хрен их слишком много было.

— Теперь печенюшку.

Печенюшка, это когда бляхой от ремня хуярят по ладони.

— Ху@ярь! — с улыбкой говорил я.

После двадцатой печенюшки руки превратились в боксёрские перчатки.

— Свободен… — говорит бобёр и тут же подзывает к себе другую жертву…

Скорее бы отбой.

— Рота. Отбой! — кричит дневальный.

Наконец-то, хорошо ещё, что завтра зарядки не будет. Мои тормоза были отбиты пиз@дец как… Бобры разделились на пары и каждая пара с двух сторон, с колена одновременно ху@ярила мне по тормозам…

Ноги напрягать было больно, но я терпел. Думаю ещё, что отбой, что сейчас спать буду, и хотя бы ночью меня трогать не будут, но не тут-то было.

— Ру-у-у-м-я-н-ц-е-в!

Я подрываюсь и бегу в кубрик, в который меня звали:

— Товарищ дембель, рядовой Румянцев по вашему приказу прибыл! — кривляюсь я.

— Ты давай-ка упор лёжа и въе@би триста! — говорит один.

Я падаю и начинаю отжиматься, сверху считают. Я знал, почему триста, просто на зарядке я всегда заставлял их по столько раз отжиматься…

Было дело, один сказал: «Ты сам-то столько отожмёшься?»… Я, не долго думая, подошёл к нему по ближе и как пиз@данул ногой по е@блищу со всей дури, что он аж ох@уел, наверное, припомнил.

Сотка уже есть, осталось ещё две сотни отжаться, но дело как-то с трудом уже идёт, не то кислороду не хватает, не то с непривычки… время идёт… двести пятьдесят пять уже…

— Стой! Теперь бери табуретку, над собой… Приседай под счёт…

Приседания для меня х@уйня, я б сказал, что ноги даже не чувствуют веса, а всё тренировки в столовой с одним сержантом, когда он дежурным заступал, а я за косяки качался. Спасибо ему большое. Бобры поняли, что мне на это пох@уй…

— Садись. Правую ногу вперёд… упражнение морпеха, поехали… раз… два… Вдруг крик из другого кубрика: «Дайте его нам!»

— Ок, только недолго!

Мне это не очень понравилось. Я полночи бегал из кубрика в кубрик и меня качали, качали и качали, но я не сдавался, знал, что нельзя показывать бобрам слабость… И никого из офицеров не было. Как назло. Ротный всё знал про полтинник. Он перед уходом домой сказал: «Качайте их, е@бошьте, короче — зад@рочите по полной». И ушёл. Ган@дон!

Рота. Подъём! — кричит дневальный.

Я спал?.. Них@уя себе!.. Я в натуре проснулся на своей шконке. Не помню даже как лёг, в момент, когда я прокачивался, я как-то глянул на часы, а на них уже было полчетвёртого…

Пох@уй, время идёт и ладно, жизнь бобра тяжёлая, его мелочи жизни е@бать не должны. Я хватаю отбивы, натягиваю кровати, отбиваю, ровняю полосу, всё получается ох@уенно… Но всё бы хорошо, если б первый период не стал подходить к нашему и говорить: «Иди подшей мой китель»….

И в итоге я остался один. Я успел навести порядок только в двух кубриках, на остальные два времени увы, не хватило.

— Не успел, Юра? Пиз@ды получаешь за всех! — сказал один из бобров, ненавидящий меня.

— Значит, вас было десять человек, то есть десять ударов по жо@пе отбивой…

Вообще пох@уй, правда жо@па болит, садиться на неё уже нет никакого удовольствия… Обычно стоит очередь, и я всем пробиваю лосей, а тут я стоял с двумя прижатыми ко лбу кистями, а эта самая очередь пробивала этих самых лосиков.

В течение всего дня я опиз@дюлялся просто так, опиз@дюлялись все, но я особенно, с особой жестокостью. Сначала мне говорят: «Присядь сто раз!»… А затем с двух сторон я получаю по тормозам них@уёво, ходить уже тяжело, но более-менее терпимо.

От завтрака до обеда я ох@уевал, но что есть мочи не показывал, что мне больно, всё улыбался. После обеда бобры стали успокаиваться, потому что знали, что ужин скоро, а это означает, что они снова станут бобрами.

— Юра! — кричит один.

Я уже собираюсь приставлять руки ко лбу, но тут он мне говорит:

— Да всё, не буду… Ты ж в роте шаришь… найди мне натиру пиз@датую, чтоб бляху натирать….

— Бля!.. Вообще с хуйнёй!.. Где её искать, есть, конечно, кладовая.

Я взял у дневального штык-нож, вскрыл каптёрку и начал рыться в вещах. Смотрю — ткань пиз@датая, беру ножницы, отрезаю и отношу товарищу ё@банному дембелю кусок материала.

— А она точно пиз@датая? — спрашивает он.

— Да точно, — отвечаю я.

К ужину время подходило медленно, мне один из бобров умудрился пробить канцелярского лося. Уе@бал каким-то старым телефоном так, что он сломался, я ох@уел, но сделал вид, что мне пох@уй.

— Ничего, Юра, осталось всего два часа, — сказал мне один такой же бобёр, как я.

Всё было тихо и тут вдруг, когда до ужина осталось двадцать минут, всем захотелось пробить мне лося и вдарить со всей дури по тормозам, но ничего не поделаешь, традиция… Так я отпизженный и пошёл на ужин…

После ужина было ох@уенно, уже можно было ослабить ремни… После ужина я завёл первый период в ленинскую комнату для беседы.

— Неужели вы меня так ненавидите?..

Они молчат…

— Пижжу я вас, да? Ну, назовите мне хоть один раз, когда я за просто так вам нах@уярил?

— Юр, ну традиция, всё такое, — сказал один из бобров.

— Ладно, надеюсь всё это не со зла, а чисто для поддержания традиции, — сказал я и вышел.

А тот кусок материи, оказывается, я отрезал от зимней парадки нашего старшины… Ох и злится он сейчас, наверное…

Дембеля
Так выглядят настоящие «дембеля». Перешивка одежды — одна из главных привилегий старослужащих

Устав советской армии гласил: «…солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Изречение идеально подходит и для российских вооруженных сил, которые по праву считаются наследником традиций «непобедимой и легендарной». Нынешних призывников зачастую пугает не строгий режим или чрезмерные физические нагрузки, а неуставные отношения в армейских коллективах, получивших название дедовщина.

Сегодня насилие и издевательства в армии стали настолько массовым и обыденным явлением, что российское общество практически не обращает на них внимание. Только в самых вопиющих случаях начинается шумиха в СМИ, и виновные могут понести заслуженное наказание в суде. Но такое случается редко.

Дедовщина в армии – не изобретение последних лет, не очередное «наследие проклятых 90-х», она пришла к нам из эпохи СССР. Ряд экспертов, занимающихся этим вопросом, утверждают, что неуставные отношения между военнослужащими существовали уже во время Великой Отечественной войны.

Особые отношения между старослужащими и молодыми бойцами есть в любой армии мира. Наверное, они существовали еще в легионах Римской империи. Говоря еще шире, своеобразная «дедовщина» присуща любому замкнутому мужскому коллективу. Но нигде они не выражаются в такой уродливой и позорной форме, как в российских вооруженных силах. Почему так происходит?

Чтобы разобраться в этом вопросе и найти способ бороться дедовщиной, нужно сначала дать определение ей. А затем попытаться отыскать истоки явления в нашей истории, далекой и совсем близкой.

Что называют дедовщиной

Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

Издевательства над молодыми солдатами

Фото и видео издевательств над молодыми солдатами можно легко найти в интернете

Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

  • дедовщина;
  • казарменное хулиганство.

К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

Можно добавить, что явления, подобные дедовщине, существуют во многих закрытых коллективах: в школах, интернатах, некоторых социальных заведениях. Обычно жертвами издевательств становятся слабые физически, нерешительные или младшие по возрасту учащиеся.

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» — военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) — солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) — военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» — солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» — срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» — неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

"Дед"

«Дед» — это вершина неофициальной армейской иерархии

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму, посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

Ритуалы, связанные с дедовщиной

За десятилетия своего существования дедовщина превратилась в настоящую субкультуру, породив множество ритуалов, обрядов и традиций. Большинство из них гражданскому человеку кажутся странными, а часть имеет откровенно садистский характер.

Вот некоторые из них:

  1. «День золотого духа» («День офигевшего духа», «Полтинник»). Он наступает за пятьдесят дней до приказа о демобилизации. В этот день молодые солдаты и старослужащие меняются местами: «духи» получают право делать с «дедами» все, что угодно — бить, привлекать к уборке, заставлять отжиматься, отбирают еду и сигареты. Согласно традиции, «деды» не могут давать отпор или сопротивляться. «Черпаки» находятся в стороне и ни во что не вмешиваются. Теоретически «духи» могут давать старослужащим любые указания, но этим редко злоупотребляют, ибо все понимают, что завтра все опять будет по-старому. Правда, в некоторых частях мстить за приказы в этот день считалось неправильным. Подобный обычай кажется абсурдным, но он дает молодым солдатам почувствовать работу системы неуставных отношений: через год именно они будут поддерживать порядок в полку или роте. Можно добавить, что похожая традиция существует во французском Легионе, однако, там местами меняются офицеры и солдаты;
  2. Колыбельная для «деда». Ночью молодой солдат, стоя на тумбочке или пирамиде из стульев рядом с кроватью старослужащего, должен читать рифмованный текст о скором дембеле или увольнении. Существует множество вариантов его содержания;
  3. «Дембельский поезд». Этот ритуал можно назвать «классикой жанра». Он представляет собой настоящее театрализованное выступление, которое молодые бойцы устраивают для старослужащих. «Деды» играют в пассажиров поезда, везущего их домой после дембеля. «Духи» раскачивают кровати, подражают звукам вокзала и движущего состава. Одному из бойцов достается роль проводника, который подает чай «пассажирам». Других молодых военнослужащих заставляют бегать и махать зелеными ветками, изображая деревья, мелькающие в окнах вагона. Детали и сценарий этого представления могут меняться в зависимости от желания и фантазии старослужащих. Например, в действе нередко участвует «начальник поезда», распекающий нерадивого «проводника»;
  4. «Ночное Вождение». Молодого солдата заставляют с закрытыми глазами ползать на четвереньках под кроватями казармы. При этом ему подаются различные команды: при «повороте направо» он должен открыть правый глаз и повернуть в соответствующую сторону, при приказе «задний ход» – он открывает оба глаза и движется назад;
  5. «Лось», «Пробивание лося». «Дух» скрещивает руки перед своим лбом, после чего старослужащий наносит по ним удар. Его сила обычно зависит от степени вины молодого солдата;
  6. «Крокодил». Весьма популярный вид издевательства над молодыми бойцами в условиях казармы: видео этого ритуала можно посмотреть в интернете. Особенно распространен он в ВДВ, частях спецназа, разведывательных подразделениях, на флоте. При выполнении этого ритуала, человек упирается руками и ногами в спинки кровати, держа туловище над ней горизонтально. Как правило, «крокодил» — метод коллективного наказания молодых солдат: после отбоя их заставляют провести от пяти до двадцати минут в таком положении. Находиться в нем физически очень тяжело, поэтому подобная кара назначается за серьезные проступки;
  7. «Калабаха». Ритуал, предназначенный для физического наказания молодых бойцов, недолжным образом выполнивших распоряжение «деда». Суть его заключается в том, что «дух» должен принять удар от старослужащего символическим, строго определенным образом. После команды «заводи Калабашку», молодой боец широко расставляет ноги, сгибает туловище и распрямляет руки в стороны. «Дед» или «черпак» бьет его ребром ладони по шее, что служит имитацией отрубания головы. Затем «убитый» должен встать в строевую стойку и сделать доклад старослужащему. Его содержание разнится в зависимости от рода войск и части. Если доклад не нравится, то процедура повторяется. «Калабаха» особенно любима в ВДВ;
  8. «Дембельские вопросы». Ритуал, не связанный с физическим насилием. Он сводится к тому, что старослужащий начинает внезапно задавать молодому солдату самые разные вопросы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с логикой. Суть ритуала заключается в том, что «дух» должен ежедневно помнить количество дней, оставшихся до приказа;
  9. «Пожар». Данный ритуал часто выполняется сержантами рот. По его команде весь личный состав выносит из помещения имущество, оставляя казарму полностью пустой. Забирается все: кровати, тумбочки, личные вещи. Суть ритуала: рота должна уложиться в определенный норматив по времени. Если это не удается, вынесенное затаскивается обратно, и процесс начинается заново. Причиной «пожара» может быть плохо убранное помещение, наличие запрещенных предметов в казарме;
  10. Сигарета под подушкой. В период «стодневки», старослужащий каждое утро должен находить сигарету под своей подушкой с надписью «до приказа столько-то дней». Ее кладет ночью «дух», специально закрепленный за конкретным «дедом». Особый шик – положить сигарету, не разбудив дембеля. За подобную услугу «дед» отдает «духу» порцию масла. Отсутствие сигареты – серьезный проступок, за которым может быть жестокое наказание;
  11. «Накормить голодана». Только старослужащие пользуются правом принимать пищу вне столовой. Если за этим процессом поймают «духа», то его ожидает кара. Причем это не обычное избиение, а нечто более изощренное. Провинившегося могут заставить просто съесть буханку черного хлеба за один присест либо же накормить из бачка с пищевыми отходами, либо дать ему краюху хлеба, намазанную гуталином;
  12. Команда «Один!». Аналог армейской команды «рядовой, ко мне». Услышав ее, любой «дух» должен подбежать к «деду», встать смирно и представиться. Смысл ритуала в скорости молодого бойца: если она окажется недостаточной, за этим последует наказание;
  13. «Читка Приказа». Ритуал, связанный с публикацией приказа об увольнении в запас. Для его зачитывания выбирается самый молодой солдат. Он залазит на несколько табуретов, поставленных друг на друга, и на самом верхнем садится на корточки. В такой позе солдат должен громко и отчетливо зачитать текст приказа из газеты. Заканчивается подобное «обращение» выдергиванием нижнего табурета из пирамиды. После окончания церемонии старослужащие обычно выпивают, причем спиртное должны достать молодые бойцы;
  14. «Китайский стульчик». Ритуал применяется в виде наказания за незначительные нарушения. Солдата сажают спиной к вертикальной стене, чтобы его согнутые в коленях ноги образовывали прямой угол. В профиль его поза напоминает стул. Длительное нахождение в таком положении вызывает мучительную боль в суставах.

Ритуалами сопровождаются переходы с одной ступени армейской иерархии на другую. Чтобы стать «черпаком» солдату, прослужившему год, необходимо вынести серию ударов бляхой ремня, черпаком или табуретом по ягодицам. Их количество обычно совпадает с числом отслуженных месяцев. Ритуал называется «перебивкой» — аналогичным образом «духов» переводят в разряд «слонов».

В «дембеля» посвящают иначе: бойца «бьют» по мягкому месту тонкой нитью через несколько одеял или матрас, а рядом после каждого удара «от боли» кричит специально взятый «дух».

«Пробивание лося»

Так выглядит «пробивание лося». В данном случае удар наносится табуретом.

На военном флоте существует неофициальная иерархия и собственные ритуалы перехода из одной категории в другую. Причем моряки проявляют особую изобретательность. «Карасю», чтобы стать «полторашником», нужно пройти обряд «смывания чешуи»: его либо окатывают водой из пожарного шланга, либо бросают с корабля за борт. Обряд стараются провести неожиданно для «посвящаемого».

Это далеко не все ритуалы и традиции, связанные с неуставными отношениями в армейской среде. Есть и другие, менее распространенные, которые практикуют исключительно в определенных родах войск. Существует любопытная традиция «золотого духа». Если в роте с призывом появляется единственный новобранец, то он получает особый, привилегированный статус. «Деды» должны общаться с ним уважительно — в казарменной иерархии он получает место на уровне старослужащих.

Военнослужащий, потерявший уважение товарищей или не желающий жить по законам дедовщины, может быть понижен в статусе или изгнан из иерархии. Но это делают крайне редко.

Где больше всего дедовщины

Существует мнение, что неуставные отношения чаще возникают в менее престижных частях типа стройбата. Это заблуждение. Факты дедовщины обнаруживались в самых «элитных» подразделениях российской армии. Считается, что неуставные отношения менее распространены среди военнослужащих, имеющих постоянный доступ к огнестрельному оружию. Хотя в Афганистане дедовщина цвела буйным цветом и нередко принимала самые жестокие формы.

Значение имеет не род войск или место дислокации подразделения, а профессиональные качества командного состава. Наибольший уровень неуставных отношений наблюдается в частях, где офицеры не справляются со своими прямыми обязанностями, не вникают в повседневную жизнь солдат и сержантов, находящихся под их началом.

Неуставные отношения в царской армии

Из учебников истории и произведений классиков мы знаем, что русская армия времен Суворова или Кутузова была суровой школой жизни. Служили по двадцать пять лет, а мордобой и жестокие телесные наказания считались нормой. Рукоприкладством в основном занимались унтер-офицеры, которые таким образом поддерживали порядок в армейском коллективе. До нас не дошли сведения об издевательствах солдат друг над другом. Некий прообраз дедовщины существовал и тогда. Еще со времен Петра Первого к новобранцу приставляли опытного солдата – «дядька». Он учил молодого, как вести себя в новом коллективе и помогал в освоении армейских премудростей, в обмен на что «дух» выполнял поручения «дядька», чистил оружие, чинил амуницию. Подобная практика выглядит довольно логично и не кажется унизительной.

В то время солдаты больше страдали от официальных телесных наказаний, которые отменили в 1904 году. Попытка их возрождения в 1916 году привела к окончательному подрыву морального духа российской армии.

Дедовщина в царской России

В царской России неуставные отношения были распространены среди юнкеров

В XIX веке явление, весьма напоминающее современную дедовщину, получило широкое распространение в военных учебных заведения Российской империи. Об этом осталось множество воспоминаний современников. Причем неуставные отношения царили в самых престижных училищах страны: в Пажеском корпусе, Николаевском инженерном училище. Новичков не только избивали или издевались над ними – возникла иерархическая система, похожая на ту, что действовала в советской армии. В Николаевском кавалерийском училище юнкера младших курсов назывались «зверями», старших – «корнетами», а второгодников именовали «майорами».

Дедовщина в Советском Союзе

Одним из первых решений молодой советской власти была полная отмена телесных наказаний в армии. В довоенный период ничего похожего на современную дедовщину в РККА не было – все процессы в армии жестко контролировались. Максимум, что могли сделать старослужащие, это пошутить над новобранцем. Любая же попытка создать, сплотить «дедов» для решения вопросов в воинском подразделении, могла привести к тюремному сроку.

Нет упоминаний о случаях неуставных отношений во время войны. Да и откуда им было взяться, если жизнь пехотинца на передовой обычно измерялась несколькими атаками? По заявлениям очевидцев, новобранца могли заставить поменяться обувью или обмундированием, и то подобные практики были скорее исключением, чем правилом.

Есть мнение, что неуставные отношения в армию пришли вместе с заключенными, призванными на фронт из лагерей. Действительно, они во многом напоминают жизненный уклад «блатных» на зоне, но в то время дедовщина не получила широкого распространения.

Считается, что неуставные отношения появились в советской армии на рубеже 60-х и 70-х годов.

Есть несколько версий, почему так случилось:

  1. Согласно первой, дедовщина появилась после сокращения срока службы, которое произошло в 1967 году. Причем данное решение касалось только вновь призванных солдат и сержантов. Мобилизованные ранее — дослуживали срок полностью. Естественно, что такое положение дел не понравилось старослужащим, которые принялись вымещать свою злость на новобранцах;
  2. Второй возможной причиной зарождения дедовщины называют решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, что раньше абсолютно не допускалось. В конце 60-х годов в Советском Союзе бушевал демографический кризис, вызванный огромными людскими потерями в войне, поэтому руководство страны было вынуждено пойти на такой шаг. Обществу это было подано как попытка исправить уголовников, но получилось ровно наоборот: призывники с тюремными «ходками» принесли в армейскую среду элементы воровской субкультуры;
  3. В конце 60-х годов командиры стали массово использовать солдат и сержантов для выполнения хозяйственных работ и извлечения для себя материальной выгоды. Подобная деятельность, абсолютно не предусмотренная уставом, требовала создания новой системы отношений, в которой старослужащие контролировали бы работу молодых солдат. Чтобы сломать новобранцев, на них оказывалось психологическое и физическое давление. Со временем офицеры увидели в «дедовщине» удобный и эффективный механизм управления солдатами. Так она стала частью советской военной машины.

Распространенным заблуждением о дедовщине является уверенность в отсутствии неуставных отношений в горячих точках. Мол, доступность боевого оружия отрезвляет горячие головы и останавливает издевательства над молодыми солдатами. Опыт Афганистана, а затем и Чечни показывает ошибочность такого мнения. В ОКСВА дедовщина процветала как в тыловых частях, так и в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Офицеры прекрасно знали об этом явлении, но считали борьбу с ним нерациональным.

Дедовщина в СССР

Дедовщина — это явление, появившееся в позднем Советском Союзе. Именно тогда сформировалась казарменная иерархия, появились ритуалы неуставных отношений

70-е и 80-е годы стали периодом «расцвета» неуставных отношений в Советской армии. Об этом свидетельствуют практически все, кто проходил службу в это время. «Дедовщина» стала главной «скрепой» Вооруженных Сил СССР в последние десятилетия их существования. Тогда родилось большинство традиций и ритуалов неуставных отношений. Офицеры в большинстве не противостояли явлению, а использовали его для личных целей.

Что изменилось в новейшее время

В 90-е годы ситуация стала еще хуже. Тяжелейший экономический кризис привел к развалу армии – из нее стали массово уходить толковые офицеры. Общество захлестнула волна криминальной романтики, на блатном жаргоне начали говорить ученики в школах. Все это способствовало дальнейшему проникновению уголовной культуры в армию. Неуставные отношения еще более ожесточились: теперь у молодых солдат стали вымогать деньги, появились случаи сексуального насилия в казармах, избиения все чаще заканчивались убийствами.

Дедовщина в 90-е

В 90-е годы в армию лучше было не попадать

Изменения к лучшему появились только в начале «нулевых» годов. В стране улучшилось экономическое положение, что позволило существенно увеличить финансирование армии. Проблема дедовщины стала настолько острой, что военному ведомству пришлось заняться борьбой с ней.

В 2006 году Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым, срок службы с 2007 года уменьшался до полутора лет, а с 2008 – до года. Это решение в кратчайшие сроки нанесло по неуставным отношениям в армии сокрушительный удар — оно начало ломать всю систему отношений в неофициальной воинской иерархии. Сейчас разница между новым и старым поколением в казарме составляет всего лишь полгода. В последние годы армия взяла курс на увеличение количества контрактников в своих рядах. С 2017 года все корабли Северного флота уже комплектуются матросами, служащими по контракту.

В 2020 году военная прокуратура сообщила, что количество случаев рукоприкладства уменьшилось на 18% по сравнению с 2016 годом. Уменьшение срока службы значительно улучшило ситуацию с неуставными отношениями, но полностью решить ее не смогло. Доказательство этому – многочисленные видеоролики с издевательствами над солдатами, выложенные в интернете. Это подтверждают и представители общественных организаций, хотя и они говорят об уменьшении уровня проблемы.

Привычные армейские касты просто не успевают сложиться за год, поэтому сегодня неуставные отношения принимают другие формы. Чаще новобранцы жалуются на вымогательства денег, все больше преступлений совершают военнослужащие, стоящие рангом выше. Причем поборы происходят под угрозой насилия или даже убийства. Правозащитники заявляют, что главной причиной, способствующей дедовщине, является закрытость армии.

Можно ли противостоять дедовщине

О неуставных отношениях существует множество мифов, появившихся в основном благодаря кинематографу и художественной литературе. Один из самых распространенных гласит, что новобранец, сильный морально и хорошо подготовленный физически, вполне может противостоять проявлениям дедовщины в армии, способен дать отпор старослужащим и защитить себя от унижений и издевательств.

К сожалению, это иллюзия. Молодой солдат может быть физически сильнее любого «деда» в казарме, но если в части существуют неуставные отношения, против него выступит весь армейский коллектив. После проявления неповиновения он автоматически попадет в «черный список» с вытекающими последствиями. Бунтаря будут изводить уставом, помещать на гауптвахту, устроят бойкот.

Землячества

Сегодня дедовщину все чаще заменяют землячества – притеснения солдат по национальному или религиозному признаку

Нужно четко понимать, что дедовщина в армии практически невозможна без молчаливого одобрения командования. Солдат с сильной волей теоретически может противостоять сослуживцам, но против офицеров и командира части он бессилен. От неуступчивого бойца будут требовать строжайшего выполнения всех уставных положений, причем в случае любых нарушений под наказание обязательно попадут военнослужащие его собственного призыва. Так неуступчивый солдат может быть легко лишен любой поддержки в казарме и превращен в изгоя.

May 18 2017, 21:01

Categories:

  • Армия
  • Наука
  • Cancel

Феномен «Золотого духа» и фантазии офицериков

Оригинал взят у nepilsonis_eu в Феномен «Золотого духа» и фантазии офицериков

Из Википедии:
«Золотой дух» (редкий случай) — единственный солдат нового призыва во взводе «дедов». «Деды» обязаны ставить золотого духа выше себя в иерархии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дедовщина (ну и вообще толковая статья в Википедии)

Звучит парадоксально, но полагаю, что именно так оно и было. Я слыхал о так называемом «Золотом духе», но думал, что это байка. Сам никогда не видал «Золотого духа», и не могу представить такой ситуации. Возможно, что речь идёт не столько именно о взводе, сколько о неком огороженном подразделении. Но может быть и о взводе.

«Твои слова все в пустоту»
«Твои слова все в пустоту» © thatupac — как чётко и ясно сформулировал товарищ thatupac по несколько иному поводу, но его формулировка очень годится и здесь. Феномен «Золотого духа» ясно и доходчиво опровергает всю бакланку о социал-дарвинизме, «закрытом мужском коллективе», «сильных и слабых», «животной агрессии». Феномен «Золотого духа» показывает также, что дедовщина вовсе не является насилием. В случае «Золотого духа» насилия нет, но дедовщина-то есть! Дедовщина охраняет «Золотого духа» от насилия и унижений. Все фантазии офицериков в пустоту.

PS рекомендую эту энциклопедическую статью к настоятельному прочтению: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дедовщина
Я думал, что там википедическая хрень, а там большая часть очень верно написана.

Посты о дедовщине в коммуне zampolit_ru: http://zampolit-ru.livejournal.com/9794880.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник золотая середина
  • Праздник золотая осень разработка
  • Праздник золотая волшебница осень
  • Праздник значок пнг
  • Праздник значок png