Праздник зуб будды шри ланка

Остров Шри-Ланка, расположенный в Индийском океане, недалеко от южных берегов Индии – это сказочное место с песчаными пляжами, лазурными морскими водами, ниспадающими водопадами, кокосовыми рощами и затерянными в облаках горными вершинами. Шри-Ланка – это также руины древних городов, буддийские храмы, уникальные архитектурные памятники и национальные парки. Многие приезжают сюда, чтобы комфортно отдохнуть на морском побережье, […]

Остров Шри-Ланка, расположенный в Индийском океане, недалеко от южных берегов Индии – это сказочное место с песчаными пляжами, лазурными морскими водами, ниспадающими водопадами, кокосовыми рощами и затерянными в облаках горными вершинами. Шри-Ланка – это также руины древних городов, буддийские храмы, уникальные архитектурные памятники и национальные парки. Многие приезжают сюда, чтобы комфортно отдохнуть на морском побережье, другие – за экзотикой или духовным просветлением.

Не стоит забывать, что Шри-Ланка является центром мирового буддизма. На острове всегда царит атмосфера благожелательности и умиротворенности, навеянная глубоким многовековым влиянием буддийского учения. Чтобы почувствовать эту незабываемую атмосферу и познакомиться с богатыми культурными традициями острова, стоит отправиться на Шри-Ланку в августе. Именно в это время в городе Канди в храме Далада Малигава, где хранится главная реликвия буддизма, проводится праздник в честь «Зуба Будды».

Тропический остров в Индийском океане, который сама природа наделила невероятной красотой, вплоть до 1972 года носил название Цейлон. Настоящим символом острова является знаменитый на весь мир цейлонский чай, который выращивается в долинах, защищенных горными вершинами от северных ветров. Только посетив Шри-Ланку, Вы сможете побывать на чайной плантации и попробовать чашечку настоящего свежего цейлонского чая. Остров богат не только обширными чайными плантациями, Шри-Ланка славится своими богатейшими месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней, включая голубые и звездные сапфиры, рубины, топазы, лунные камни, цирконы, гранаты и аметисты. Многие из этих природных сокровищ использовались при украшении многочисленных храмов и дворцов, расположенных на острове.

Впрочем, главное, что интересует многих туристов в Шри-Ланке – это потрясающий пляжный отдых и богатый подводный мир окрестностей острова. Великолепные песчаные пляжи протянулись здесь золотистой каймой на сотни километров. Они утопают в зелени пальм и лиан, украшающих побережье. Комфортному пляжному отдыху способствуют кристально чистые, голубые воды Индийского океана.

Теплая погода на Шри-Ланке стоит практически 365 дней в году, отдыхать на побережье можно в любое время года. На основе многочисленных пляжей вдоль побережья были организованы прекрасные курорты и современные туристические комплексы. Считается, что самые лучшие пляжи Шри-Ланки находятся на побережье от Негомбо до Тринкомали.

Для любителей дайвинга остров представляет огромный интерес. Им лучше всего отправиться в город Хиккадува на юге Шри-Ланки, ведь его называют «Заповедником кораллов». Здесь на побережьетуристов ждет множество тропических рыб самых невообразимых расцветок и таинственные коралловые рифы. В городе работает огромное количество дайвинг-центров, обслуживающих как простых любителей подводного плавания, так и профессионалов. Помимо дайвинга, путешественникам предлагаются самые  разнообразные развлечения на воде – от катания на водном мотоцикле до серфинга. Также можно организовать четырехчасовую морскую прогулку, в которой у Вас будет возможность познакомиться с такими обитателями подводного мира, как дельфины, синий кит или морские свиньи.

В Шри-Ланке можно удачно совместить отдых на морском побережье с увлекательной экскурсионной программой. Благо на острове расположено множество исторических достопримечательностей и священных мест, связанных с именем Будды. Прежде всего, рекомендуется побывать в двух древних столицах острова – Анурадхапуре и Полоннаруве. Город Анурадхапура знаменит своими многочисленными храмами, каменными статуями и самым старым на острове деревом, под которым, согласно преданиям, Будда достиг полного озарения. Украшением города является монастырский комплекс Абхаягири и священные буддийские дагобы (ступы), которые по своим размерам могут вполне конкурировать со знаменитыми египетскими пирамидами.

Еще одна древняя столица Шри-Ланки – Полоннарува. Этот город был основан португальскими колонистами, захватившими остров, но после освобождения Шри-Ланки от европейских захватчиков он стал столицей здешнего государства.  Главной достопримечательностью древнего города является величественный храм Гал Вихара, а также четыре исполинских статуи Будды, высеченных прямо в скальном массиве. Также заслуживают внимания руины древней ирригационной системы, построенной восьмисот лет назад и включавшей в себя искусственные озера и бассейны, сохранившиеся до наших времен.

Современной столицей островного государства является город Коломбо, знакомство с которым также доставит Вам массу положительных эмоций. В Коломбо сохранились многочисленные особняки колониальной архитектуры XVIII – XIX веков, также город примечателен роскошным Президентским дворцом и своими живописными парками с тенистыми аллеями. На сегодняшний день столица Шри-Ланки, основанная арабскими торговцами, превратилась в один из крупнейших портовых городов Индийского океана.

На острове Шри-Ланка также нельзя обойти вниманием Сигирию – «Львиную гору», на вершине которой был выстроен уникальный королевский дворец-крепость царя Кассиапы с богатым внутренним убранством. У подножья Сигирии стоит полюбоваться на «водяные сады», являющиеся самыми древними в Азии. Недалеко от «Львиной горы» находится удивительный комплекс пещерных храмов Дамбулла с огромным количеством статуй Будды, скрытых в недрах земли.

Но настоящей «жемчужиной» острова Шри-Ланка, по-праву, считается древний город Канди, с 1540 года являвшийся резиденцией сингальских королей вплоть до захвата острова английскими войсками. Канди лежит в изумительной горной долине, по склонам окрестных горных вершин разбросаны чайные плантации и фабрики. Визитной карточкой города, да и всего острова Шри-Ланка является местный храм «Священного Зуба Будды» («Далада Малигава»). Это изящное и величественное сооружение с восьмиугольной башней в центре было построено в первой половине XVIII столетия.

Рядом с храмом располагается небольшая дагоба или буддийские ступы. Внутреннее убранство храма с драгоценными камнями и красивейшими фресками буквально поражает воображение. На фресках изображены все двадцать четыре Будды, то есть все его предыдущие воплощения. Храм Священного Зуба Будды оберегает главную национальную святыню. В постоянно охраняемом хранилище, в особом ковчеге, который состоит из семи золотых, вложенных друг в друга сосудов, находится легендарный «Зуб Будды». Дважды в день эту реликвию  орошают водой из золотых кувшинов.

Kandy Temple of the Tooth

Иностранцам священный зуб никогда не показывают. Да и, в целом, очень немногим дарована великая честь увидеть эту уникальную реликвию. В тех редких случаях, когда людям все-таки демонстрируют «Зуб Будды», его укладывают в особую золотую петлю, которая выходит из центра золотого лотоса.

Согласно преданиям, во время кремации тела Будды один из его последователей извлек из погребального костра зуб Будды и сохранил его как бесценную реликвию. Считается, что зуб обладает магической силой:  тому, кто им обладает, будет принадлежать  власть. Поэтому «Зуб Будды» в течение многих столетий находился в Индии в одном из буддийских храмов, он принадлежал королевской династии.

Однако через несколько веков в Индии началась междоусобная война и правитель Калинги, который терпел поражения в войнах с противниками буддизма, решил отправить святыню на остров Цейлон, опасаясь за судьбу своей страны и священной реликвии. Как гласит легенда, его дочь спрятала «Зуб Будды» в своей пышной прическе и таким способом переправила на остров. Первоначально зуб хранили в городе Анурадхапуре, после чего перенесли в Полоннаруву, а в начале XVIII века он оказался в Канди, где специально для священной реликвии и был построен храм ДаладаМалигава. Поэтому этот храм сегодня является одним из главных мест паломничества для сотен тысяч буддистов.

В честь «Священного Зуба Будды» на острове Шри-Ланка уже несколько сот лет ежегодно проходит праздник под названием Эсала Перахера. Эсала – это название месяца индийского лунного календаря, который приходится на июль –август, то есть период  муссонных дождей и ожидания богатого урожая. Перахара означает нечто вроде привычного нам христианского крестного хода. Национально-религиозный праздник «Зуба Будды» на острове Шри-Ланка длится в течение четырнадцати дней и достигает своей кульминационной развязки  в августовское полнолуние.

В эти две недели в городе Канди проходит торжественная процессия, во время которой по улицам города проносят «Зуб Будды» – ту самую священную реликвию, хранящуюся в храме Далада Малигава. Праздник начинается наутро после новолуния церемонией кап. Доверенное лицо (капурала) находит дерево эсала, все пространство вокруг дерева он окуривает и обрызгивает душистой водой. Далее капурала зажигает у корней дерева светильник с девятью фитилями, кладет рядом девять цветков и девять листьев бетеля – все это в честь девяти небесных тел. После этого он облачается в белые одежды, срубает дерев эсала, обрубая ему сучья и распиливая ствол на четыре части. Из этих частей впоследствии вытесываются колонны или капы, которые устанавливают в храмах богов-покровителей.

Во время праздника вокруг храмов проходят торжественные процессии, а в самих буддийских монастырях совершаются молебны. Главное событие праздника «Зуба Будды» – это шествие слонов в великолепном праздничном убранстве (их бивни украшены серебром). Пожалуй, нигде еще в мире Вы не увидите такое количество слонов в одном месте, как во время праздника Эсала Перахера. Один из слонов, «королевский», несет на своей спине ларец со «Священным Зубом», за ним по улицам города неторопливо вышагивают еще несколько десятков животных. Это потрясающее зрелище, которое всегда вызывает огромный восторг у туристов, приезжающих на праздник со всего мира.

Вокруг слонов теснятся люди с барабанами, флейтами и другими музыкальными инструментами, создающими невероятную атмосферу праздника. Тут же несутся в неистовом танце плясуны и танцоры, костюмы которых увешаны колокольчиками. Замыкает всю эту торжественную процессию толпа паломников. Церемония заканчивается выливанием священной воды, сохранявшейся в храме с прошлогодней церемонии, и набиранием свежей из кандийского озера. По народным поверьям, вода, набранная во время праздника ЭсалаПерахера из местного озера, обладает волшебной силой и излечивает от многих недугов.

Нужно отметить, что праздник Эсала Перахера носит скорее национальный, а не религиозный характер. Современные праздничные мероприятия, устраиваемые каждый год на острове Шри-Ланка, уже  мало связаны с буддийскими идеалами и являются, скорее, сугубо мирским делом, что на самом деле еще больше притягивают сюда туристов. Раньше праздник Эсала Перахера, история которого восходит к IV веку нашей эры, был довольно скромным и неприметным. Но в наши дни он превратился в пышный и незабываемый фестиваль, как для местного населения, так и для иностранцев.

Туристы, приезжающие на остров Шри-Ланка в августе, могут полюбоваться на шествие богато украшенных слонов, зажигательные танцы, фейерверки и религиозные церемонии. Это возможность погрузиться в атмосферу совершенно экзотической для любого европейца культуры с ее невероятным магнетизмом и волшебством.

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Кому могут пригодится ваши старые зубы? Разве что зубной фее, которая покупает эти сомнительные ценности за блестящие монетки. А вот если бы вы достигли просветления, как Будда Гаутама, то ваш зуб бы ценился не то что на вес золота, а… в общем, ему бы и цены не было! Достаточно сказать, что в честь одного-единственного зуба Будды каждый год проводится целый фестиваль Эсала Перахера на острове Шри-Ланка.

Фестиваль в честь старого зуба Будды

Фестиваль в честь старого зуба Будды

Две с половиной тысячи лет назад прошли по Земле ноги просветленного Будды, и в память от тех времен почти ничего не осталось. Единственная часть тела Будды, которая пережила тысячелетия — это, как вы уже поняли, его старый зуб. Хранится он в городе Канди, в храме Далада Малигава. Вероятность увидеть его своими глазами для обычного человека — не больше, чем достичь нирваны. Ведь даже сундук с драгоценным зубом, так называемую карандуву, лишь раз в году выносят из храма. Да-да, это происходит именно в день Эсала Перахера.

Слоны на Эсала Перахера

Слоны на Эсала Перахера

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Собственно, «Перахера» переводится как «шествие», а «Эсала» — название месяца, который примерно соответствует августу. Как видите, до праздника этого года осталось немного, а подготовка к нему началась уже давно, потому что обстановка выноса Священного Зуба Будды — самая торжественная. Во-первых, в одном городе Шри-Ланки в честь такого дела собирают не только всех священников, но и всех храмовых слонов страны. Около сотни огромных животных украшают яркими коврами и попонами, да еще и обвешивают фонариками — мало на каком празднике увидишь таких нарядных слонов.

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера

Во-вторых, в шоу участвуют еще и сотни факельщиков. Впрочем, их правильнее назвать «фаерщиками» — подобно участникам яркого огненного фестиваля в Киеве, огненосцы ловко жонглируют и танцуют с пылающим реквизитом. К шествию присоединяются и музыканты, и обычные танцоры, и конечно же простолюдины, которым может посчастливиться увидеть сундук со старым зубом Будды. Если, конечно, они протиснутся в первые ряды. А можно ни на какой праздник не ходить, а просто достичь Просветления — и нащупать языком священные зубы в собственном рту.

Праздничное шествие за зубом Будды на Шри-Ланке

Праздничное шествие за зубом Будды на Шри-Ланке

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Есала Перахера один из самых значительных религиозных фестивалей в Шри-Ланке. Он посвящен буддистской Святыне — Зубу Будды. Обычно Есала Перахера наступает в июле-августе, что соответствует ланкийскому месяцу Есала. «Perahera» — переводится как «шествие, парад». Этот праздник одинаково важен как для приверженцев хинду, так и для буддистов. Фестиваль Зуба Будды отмечается в древнем городе Канди. Он длиться десять дней и ночей, cопровождаясь зажигательными национальными танцами в красочных костюмах, шествием слонов, яркими буддистскими и хинду ритуалами.

Есала Перахера имеет древнюю историю. В сущности, нынешний фестиваль получился в результате слияния двух отдельных шествий, который носили название Eсала и Далада. Парады Eсала были известны в Шри-Ланке еще в 3 веке до нашей эры. Значение этих празднеств заключалось в выпрашивании у богов плодородных дождей для хорошего урожая. Позже, уже 4 веке в Шри-Ланку из Индии была привезена величайшая буддистская реликвия — Священный Зуб Будды, тогда и начали отмечать Далада Перахера. Впоследствии, оба праздника объединились под единым названием Есала Перахера.

В современном варианте Фестиваль Есала стал популярен во время правления кандиянского монарха Киртхи Шри Раджасингха в середине XVIII века. В это время Зуб считался частной собственностью короля и несколько веков простые люди не имели возможности поклоняться Святыне. Раджасингх же, прервал, сложившуюся традицию, разрешив один раз в год выставлять на всеобщее обозрение реликвию — ларец со Священным Зубом Будды. Начиная с 1815 года, когда Кандиянское Королевство пало под натиском Британских завоевателей, Зуб Будды был отдан на хранение буддистским священнослужителям Маха Санга.

Есала Перахера делиться на две равные части. Первая — носит название Кумбал Перахера и длится 5 дней праздника, а вторая — «Рандоли Парехара» заканчивается на десятый день феерической процессией «Королевский Паланкин».

Фестиваль Кумбал Перахера начинается с ритуала Канна, который заключаются в срубании священного дерева Яка и переносе его в четыре храма хинду — богов Натха, Вишну, Катхарагама и богини Паттини. При вырубке молодого саженца должен брызнуть молочно-белый сок. Это считается хорошим предзнаменованием. Затем в течение пяти дней священники устраивают в храмах красочные церемонии, а по улицам процессии проносят флаги и священные знаки богов под аккомпанемент барабанов и национальных музыкальных инструментов.

На шестой день начинаются процессии Девале Перахерас. Сначала из храма Шри Далада Малигава (известного так же как Храм Зуба) вынимают ларец, хранящий реликвию. Затем сундучок, украшенный драгоценными камнями, помещают в паланкин, который прикреплен на спине у храмового слона.

Ближе к вечеру шествие открывают мужчины, проводящие ритуал самобичевания плетьми — они объявляют о начале Перахера. Затем идут и едут на слонах знаменосцы, а также, вращающие горящие факелы, акробаты, маршируют барабанщики, которые в процессии занимают одно из почетных мест. Далее следуют музыканты и танцоры, а также певцы, одетые в белые наряды. Они возвещают о прибытии Храмового Слона, перевозящего Священный Зуб Будды. Жрец, носящий звание Диявадана Ниламе, разодетый в традиционные кандиянские великолепные одежды, следует за слоном и молит богов о ниспослании дождя.

Параллельно этой процессии по улицам Канди шествуют еще четыре — по одной на каждый индуистский храм (Натха, Вишну, Катхарагама, и Паттини). У каждой из групп есть свои особые танцы. Так, приверженцы Катхарагама исполняют павлиний танец, а в плясках от имени храма богини Паттини участвуют только женщины. Однако самыми красочными можно назвать танцовщиков Кандиян, движения которых действуют на публику завораживающе, а наряды вызывают неподдельное восхищение. Каждый костюм сшит из 13 ярдов ткани, и образует подобие многослойных юбок. Торс у танцоров практически оголен, но обильно украшен броней из серебряных ожерелий и бусин. На талии артисты носят бархатные пояса, а на голове красные головные уборы с серебряными диадемами и прочими безделушками. Многочисленные браслеты, а также тяжелые серьги в ушах дополняют образ. Следует заметить, что танец Кандиян исполняется мужчинами. Искусство танца Кандиян передается из поколения в поколение и не подвергается видоизменениям, поскольку считается, что он имеет божественное происхождение. Исполнение Кандиян напоминает акробатические трюки в цирке — танцовщики совершают сальто, буквально летая по воздуху.

Заканчивается первая часть празднества Есала Перахера канонадой из пушек или ружей, а также грандиозным салютом, звуки которого раздается по всей округе.

В последующие пять дней, названные Рандоли Перахера безумные шествия продолжаются с удвоенной силой. По сути, эта часть празднества является расширенной версией Кумбал Перахера. Основным нововведением служат паланкины — по одному из каждого Храма. В паланкинах содержаться украшения богинь, меч и кувшин. В течение пяти дней реликвии носят по улицам городов, а затем возвращают назад. Прежде, чем вернуть паланкины в храмы, приверженцы должны остановиться на Ганадеви Ковил — Святом месте для индусов. Здесь верующие получают благословение от самого слоноголового бога Ганеши, путем нанесения на лоб пасты из сандалового дерева. Этот ритуал в индуизме известен как Прасад.

На десятые сутки, в полнолуние, совершается последний ритуал «дия-кепеема», проходящей на реке Махавели близ городка Гетамбе. Представители от четырех храмов на богато украшенных лодках плывут по воде. В определенном месте процессия останавливается, и жрец касается воды священным мечом, служители сразу зачерпывают оттуда воду кувшином. Затем сосуд с водой закрывается и доставляется в храмы, где и храниться целый год до следующего празднования.

Я уже рассказывал о судьбе ряда реликвий христианского мира — сегодня расскажу о Зубе Будды — самой   популярной   реликвии буддийского мира, признаваемой всеми буддистами мира.

В настоящий момент реликвия находится в буддийском храме Святого Зуба (Далада Малигава) в городе Канди, Шри Ланка.


Храм Святого Зуба Будды и кандийская библиотека — вид через озеро. Канди, Цейлон.

Как гласит буддийская традиция, тело Будды было кремировано в местечке Кушинагара в Индии, а его зуб был выхвачен из огня одним из его учеников.

С тех пор в течение восьми веков он хранился в Индии и лишь в IV в. н. э. был привезен на Шри-Ланку. Считается, что это произошло в 361 г. в период правления царя Шри Мегхаванна.

Привезли его весьма романтическим образом принц Данта и принцесса Хемалатха, спрятав в локонах принцессы. Они бежали из царства Калинга, где хранился Зуб и где в связи с начавшейся войной ему грозила опасность стать добычей врага.

Зуб считался столь важной реликвией, что царь Шри Мегхаванна почтил его появление на Шри-Ланке торжественным праздником и символически передал Зубу всю полноту власти над своим государством, а в своей царской резиденции в Анурадхапуре построил для него специальный павильон, получивший название Дхамма Чакка, что в переводе с палийского языка означает «Колесо Закона», и  учредил  в  его  честь  большой  ежегодный  праздник.

Китайские монахи Фа Сянь (V в.) и Сюань Цзан (VII в.) оставили человечеству самые ранние описания этого праздника, который они наблюдали во время своих путешествий по странам Востока. Их заметки, по сути, не очень отличаются от того, что наблюдали путешественники и исследователи в XIX и XX вв.: те же процессии со слонами, факелами, музыкантами и танцорами.

Пожалуй, можно отметить два момента, которые исчезли в ходе веков.

Первый — размещение вдоль дороги, по которой будет идти праздничная процессия, тех 550 «телесных форм» в виде животных и людей, обличья которых, согласно буддийской традиции, принимал в своих предыдущих жизнях и перерождениях Будда (царь, ученик брахмана, торговец, царь обезьян, конь, олень, голубь и т. д.). Все они были великолепно выполнены и смотрелись как живые.

Второй,   очень   важной   деталью   праздника   было выставление Зуба на всенародное обозрение.

Царь в присутствии представителей самых знатных аристократических семей государства распечатывал футляр, в котором хранилась реликвия, вынимал ее и показывал всем окружающим. В этот момент ей воздавались всякие почести, курили благовония и т. д., после чего царь опять помещал Зуб в футляр, запечатывал его тремя печатями, в том числе царской печатью. Затем все опять торжественно возвращалось в храм, где и хранилось до следующего праздника.

Присутствие царя на всех праздничных мероприятиях считалось не просто обязательным — без него они не могли состояться. Дело в том, что со времени появления Зуба на Шри-Ланке он почитался не просто как реликвия великого учителя Гаутамы по прозвищу Шакьямуни («аскет из рода Шакья»), ставшего при жизни Буддой («просветленным») и проповедовавшего на рубеже VI—V вв. до н. э. свое учение. Зуб Будды превратился на Шри-Ланке в одну из регалий сингальских царей и почитался вдвойне — и как реликвия Будды, и как регалия, владение которой давало право на занятие царского престола.

Однако не все в истории этой реликвии ясно.

Есть данные, позволяющие усомниться в подлинности Зуба, точнее, в том, является ли ныне хранимая в Канди реликвия тем самым зубом, который был привезен на Шри-Ланку в IV в. Сомнения вызваны некоторыми событиями политической истории стран бассейна Индийского океана.

В XIII в. во время очередной войны между правителями княжеств Южной Индии и Шри-Ланки Зуб Будды был захвачен индийскими войсками и вместе с другими сокровищами вывезен в Индию. Через сравнительно недолгое время за него была уплачена большая компенсация и он возвращен в тогдашнюю столицу город Полоннаруву.

Однако три века спустя Зубу выпали новые испытания.


Общий вид на Канди. Храм Зуба — посередине открытки, в левом углу озера.


Современный вид на Канди

В 1518 г. португальская  эскадра  из 19  кораблей бросила якоря вблизи Коломбо (тогда он назывался Колантота), высадила 700  отлично  вооруженных  солдат и  построила  первую европейскую крепость на западном побережье острова. Так  началось  140-летнее  португальское  владычество на Шри-Ланке.

В  1658 г.  после затяжной португальско-голландской войны остров перешел под власть голландских колонизаторов, и на нем начала хозяйничать Ост-Индская компания.
В 1796 г. голландцы были вытеснены англичанами, что явилось одним из звеньев в цепи войн, шедших между европейскими   державами — Англией, Францией, Голландией как на территории самой Европы, так и в колониях.
Начался период английского владычества на Шри-Ланке, продолжавшийся также полтора столетия   (а   точнее, 152  года). Лишь в 1948 г. Шри-Ланка перестала быть колонией Англии, получив статус доминиона, и только с 1972 г. стала независимой республикой.
В течение всех трех периодов европейской колонизации острова оплотом  борьбы за независимость было Кандийское царство, занимавшее центральные горные районы острова — Кандийское нагорье.


Озеро и храм Зуба в XIX веке…


… и в наши дни. Видна покрытая листовым золотом крыша Храма Зуба. Храм был построен правителями Канди между 1687 и 1707 годами, но затем сильно пострадал во время колониальных войн против португальцев и голландцев в 18 веке, и позднее оригинальные деревянные строения были восстановлены в камне.


К храму тприсоединили башню, построенную в 1803 году и бывшую первоначально тюрьмой.


Я на фоне башни. В настоящее время в ней хранится коллекция рукописей на пальмовых листьях.


Вокруг всего комплекса идет низкая белая каменная стена, с изящно вырезанными в ней отверстиями. Во время торжеств туда вставляются свечи, освещая весь храм.


Между внешней и внутренней стенами храмового комплекса — ров с водой.

Сохранение сингальским населением Кандийского плато своей политической и культурной независимости раздражало не только португальскую администрацию, но и католическую церковь. Зуб Будды и праздники в его честь были не просто конкурентами, но, если можно так выразиться, «личными врагами» португальского католицизма на Шри-Ланке.
В 1560 г. военный гарнизон португальцев в период очередного обострения отношений с местным населением захватил полуостров Джафна и одноименное государство тамилов на его территории, и завладел там какой-то буддийской святыней, именуемой Зубом Будды.

Далее о судьбе захваченной реликвии известно следующее. Она была привезена в Гоа и вручена португальскому вице-королю Индии Константину Браганцкому. Правитель государства Пегу в Южной Бирме, буддист, ревностный защитник и покровитель всех буддийских’ святынь, обратился к вице-королю с предложением отдать эту святыню за большой выкуп.

В дело вмешалась португальская католическая церковь, она запретила даже говорить о выкупе и провела демонстративную акцию истолчения в порошок и публичного сожжения захваченного зуба. Факт этот зафиксирован многими очевидцами и сомнению не подлежит.

Однако неясно, что именно захватили и сожгли португальцы — Зуб Будды из Канди или какую-то искусную подделку под него, сфабрикованную правителем Кандийского царства, чтобы отвлечь внимание завоевателей от подлинной святыни.

Кроме того, маловероятен факт, чтобы сингальская святыня вдруг оказалась во владениях тамилов, относительно малочисленных переселенцев из Южной Индии, к тому же индуистов по вероисповеданию, проживавших тогда, как, впрочем, и ныне, на полуострове Джафна.

Во всяком случае, хроники и легенды Шри-Ланки утверждают, что незадолго до захвата города Канди португальцами Зуб был вывезен и спрятан в тайнике в местности Дельгамува. После освобождения города от завоевателей и восстановления независимого Кандийского государства его правитель Дхарма Сурья торжественно перенес реликвию из тайника в новый храм, построенный специально по этому случаю и получивший название Далада Малигава.


Зуб находится в двухэтажном священном хранилище с покрытой золотом крышей. Это и есть Далада малигава.


Во все времена к Зубу стремились толпы паломников


В наше время к ним добавляются толпы туристов со всего света. В этом зале, за окошком, и находится постоянно охраняемая монахами святыня.


Зуб хранится в ковчеге, состоящем из семи золотых, вложенных друг в друга сосудов. Фотографировать во время прохода мимо окошка не разрешается — но краешек ковчега можно снять из зала, где фотосъемка не возбраняется. На фото виден фрагмент ковчега.

Жители Шри-Ланки убеждены, что их реликвия подлинная, что португальцы либо сожгли какую-то фальшивку, намеренно выдав ее за Зуб Будды, чтобы тем самым унизить сингалов, почитающих эту святыню, либо были введены кем-то в заблуждение относительно подлинности попавшего к ним предмета. Как всегда, истину в таких случаях установить невозможно. Каждая сторона придерживается своей версии и в соответствии с нею излагает «официальную историю» Зуба.

Любопытно добавить к этому сообщение русского востоковеда Ивана Павловича Минаева, посетившего Канди в 1877 году, о том, что очевидцы, видевшие собственными глазами Зуб Будды, утверждают, что он вообще мало похож на чей-либо зуб. Его размеры — 2 вершка в длину, 1 вершок в ширину (вершок равен 4,4 сантиметра). Конечно, это многовато для зуба, но сингальские буддисты решают это противоречие довольно просто: будучи выдающейся во всех отношениях личностью, считают они, Будда должен был иметь и гигантский рост, соответственно и зубы у такого человека тоже должны были быть огромными.


Многочисленные ценности, пожертвованные Храму многими королями.


Интерьеры храмового комплекса украшены буддисткими флагами и многочисленными бивнями слонов, в том числе — гиганских размеров.


Как наглядно видно, слоновьи бивни различного возраста тут повсюду.

Из европейцев зуб видели всего несколько человек, в том числе немецкий ученый-естествоиспытатель Геккель. Побывав в 1881 году в Канди, он выразил сомнение в том, что «кусок слоновой кости длиной 5,5 см и толщиной 2,5 см» мог вообще принадлежать человеку, пусть даже и Будде. Теперь священный зуб не показывают никому из иностранцев.


Один из залов храмового комплекса украшен многочисленными картинами, повествующими об истории острова.

В честь «священного зуба» уже несколько сот лет ежегодно устраивается праздник Эсала Перахера — один из самых крупных национально-религиозных праздников Цейлона. Он длится четырнадцать дней и достигает своей кульминации в августовское полнолуние. Эсала — последний месяц лета на Цейлоне, а Перахера — это нечто вроде христианского крестного хода.

Для участия в процессии из храма Зуба Будды выносят священные изображения и символы. Ниламе, настоятель храма Далада Малигава, выносит золотую шкатулку с «зубом Будды» и бережно ставит ее в сверкающий драгоценностями паланкин, который устанавливают на спине слона.

Главное событие праздника — шествие слонов в великолепном праздничном убранстве. Их бивни украшены серебром. Нигде нельзя увидеть такое множество слонов сразу, как в Канди во время праздника Эсала Перахера. Торжественная процессия слонов важно марширует мимо храма Зуба Будды. Один из слонов, «королевский», несет на своей спине разукрашенный ларец со священным зубом, за ним вышагивают еще сто слонов. Шествие слонов неторопливо движется по улицам Канди на радость множеству туристов, которые съезжаются в эти дни в Канди со всего света. Замыкает процессию толпа паломников.

К сожалению, всего этого великолепия нам увидеть не удалось, поскольку мы были на Шри Ланке в феврале.

P.S.
Фотографии, как водится — мои собственные, винтажные открытки — из интернета, историческая справка — из книжки С.А. Арутюнова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник зрдн пво
  • Праздник зрв россии
  • Праздник зрв пво когда
  • Праздник зороастризма сегодня
  • Праздник зонтиков сценарий