Праздники чеченского народа кратко

Нерабочие праздничные дни, профессиональные праздники и памятные даты

Главная / Республика / Символика / Праздники и памятные даты

Праздники и памятные даты

Нерабочие праздничные дни, профессиональные праздники и памятные даты

Чеченской Республики

Дата

Наименование

Основание

3 января

День почитания эвлияа-устаза Кунта-Хаджи Кишиева

Указ Президента Чеченской Республики от 3 января 2010 г. № 01 «О Дне почитания Кунта-Хаджи Кишиева» (памятная дата)

9 января

День восстановления государственности чеченского народа

Указ Президента Чеченской Республики от 8 января 2010 г. № 03 «Об определении 9 января памятной датой» (памятная дата)

23 марта

23 марта 

День Конституции Чеченской Республики

День государственной символики Чеченской Республики

Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 24 марта 2003 г. № 34 «О Дне Конституции Чеченской Республики» (ежегодный нерабочий, праздничный день)

Указ Главы Чеченской Республики от 23 марта 2020 г.  №54 «О Дне государственной символики Чеченской Республики»  

(праздничный день)

16 апреля

День мира в Чеченской Республике

Указ Президента Чеченской Республики от 4 мая 2009 г. № 155 «Об объявлении 16 апреля Днем мира в Чеченской Республике» (ежегодный нерабочий, праздничный день)

25 апреля

День чеченского языка

Указ Президента Чеченской Республики от 11 мая 2007 г. № 207 «Об объявлении Дня чеченского языка» (праздничный день)

10 мая

День памяти и скорби народов Чеченской Республики

Указ Главы Чеченской Республики от 11 апреля 2011 г. № 67 «Об установлении дня памяти и скорби народов Чеченской Республики» (памятная дата)

6 сентября

День Республики (День гражданского согласия и единения)

Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 4 сентября 2002 г. № 59 «О Дне Республики» (праздничный день)

20 сентября (третье воскресение сентября)

День чеченской женщины

Указ Президента Чеченской Республики от 2 февраля 2009 г. N 39 «Об установлении Дня чеченской женщины» (праздничный день)

5 октября

День молодежи Чеченской Республики

Указ Президента Чеченской Республики от 30 сентября 2006 г. № 299 «Об установлении праздничного дня «День молодежи Чеченской Республики» (праздничный день)

ЧЕЧНЯ. Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

  • Инфопортал / Этнография

22-08-2013Просмотров: 13 655

ЧЕЧНЯ.  Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

ЧЕЧНЯ. Праздники средневековых вайнахов, как и у многих народов мира, были связаны с календарными праздниками. Год в народном календаре начинался месяцем Наджигонцрой, который соответствовал январю. Наджой — праздник Нового года, а Гонцхой — праздник, отмечаемый приблизительно около Рождества.

Второй месяц Мархи бутт (месяц поста). В этот месяц в прошлом вайнахи соблюдали христианский семидневный пост, который назывался «отцовским». Название месяца имеет очень древнее происхождение, но с распространением ислама оно закреплено за месяцем Рамазан по мусульманскому календарю, в том же значении.

Третий месяц года — Биэкарг бутт — месяц кукушки. Назван так потому, что в это время прилетает кукушка, а так как она не имеет своего гнезда, то в этот месяц не разрешалось жениться и выходить замуж.

Четвертый месяц Тушоли бутт — месяц богини весны и плодородия.

Следующий месяц Сели бутт, назван так по имени одного из главных и наиболее почитаемых вайнахами богов — бога грома и молнии.

Шестой месяц в разных местах именовался по-разному Мангал бутт — месяц покоса, а в горах: Асар до бутт — месяц прополки, Цанарой бутт — месяц косарей.

От имени божества Мятсели, покровителя земледелия и общего благополучия получил название седьмой месяц — Мятсели бутт.

Аналогично назван и восьмой месяц — Мяцхали бутт, по имени божества Мяцхали.

Девятый месяц — Тау бутт (месяц отавы или, вторичного покоса травы).

Десятый месяц Ардир бутт — месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.

Месяц случки овец — одиннадцатый месяц. Это событие широко праздновалось вайнахами в прошлом.

Последний месяц — назван по имени совершенно забытого вайнахского божества. Согласно народному преданию, месяц получил название от имени каких-то легендарных птиц, которые исчезли лет 300–400 назад. Они прилетали осенью вслед за отлетом журавлей. Птицы останавливались в горах, а через неделю улетали.

Новый год. В вайнахских праздниках зимнего цикла исключительно большое место занимало празднование Нового года, которое называлось — Керла шо. Новогодний праздник считался у вайнахов одним из главных годовых праздников. Он широко отмечался во всех горных и плоскостных царствах и общинах древних и средневековых вайнахов.

Приготовления к празднику в каждой семье начинались особенно тщательно задолго до его наступления. Готовилась разнообразная еда: пекли всевозможные хлебы, пироги, лепешки, блины, резали скотину. Приготовлялись также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. В связи с обилием мяса, различной еды, напитков кистины, например, называли праздник «рога высокие Нижой», т. е. высокорогий, обильный Нижой.

Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, и совершали всевозможные действия защитно-магического характера. Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.

Как и многие народы, вайнахи к новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был у вайнахов в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Зажжение нового огня в период «рождения нового солнца» было известно по всей горной Чечне и Ингушетии.

Сегодня отдельные чеченцы превратно толкуют обычай своих предков укладывать в очаг длинные бревна. Одни думают, что их предки были столь ленивы, что не хотели утруждать себя, разрубая бревно. На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом.

Новогодние бревна заготовлялись заранее, чаще всего из дуба (наж). В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню.

Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.

Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти.

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне де — вушке воду и будет суженым.

Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала, которое клали в камин, а через трубу смотрели в него две — три минуты. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженого в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Принеся воду домой, выливала в котел. Зеркало же помещала на трубе через платок старательно смотрела в воду, где и должен был появиться суженый.

Весна… Накануне весеннего равноденствия, как и накануне Нового года, дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии этот праздник часто сопровождался скачками, различными состязаниями и игрищами.

Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть: разжигание костров, символизирующих солнце. Костры бывали семейные, общеквартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был как можно больше и чтобы лучше горел. Через костры прыгали юноши и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

До наступления весеннего равноденствия вайнахи воздерживались от начала полевых работ, что имело определенную рациональную основу, так как с этого дня зима полностью теряет свою силу и уступает весне.

Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. Это был особый праздник, известный под названием «день выхода плуга», «день запрягания вола» или «день проведения борозды». День выхода плуга считался всенародным праздником и отмечался в прошлом вайнахами в течение двух дней.

Приготовления к этому важнейшему весеннему празднику начинались еще с зимы. Во всех семьях приберегали к нему лучшие куски мяса, заготовленного на зиму: грудинку, домашнюю колбасу, а также всевозможные напитки, муку и др. Та семья, которая имела возможность, накануне праздника резала барана, козу или птицу. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родственников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: запрягание волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

Подобно многим другим народам Кавказа: дагестанцам, осетинам, адыгейцам, карачаевцам и балкарцам, вайнахи большое значение придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно «несущий изобилие», «честно трудящийся человек», «человек легкой и счастливой руки». Нередко из года в год таким, пахарем был один и тот же человек, известный по опыту прошлых лет, которому жители села и поручали провести борозду.

Не всякий человек соглашался делать первую борозду, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами он должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты, волосатым. По народным представлениям, эти признаки обеспечивали удачную судьбу урожая. Таким признакам придавали значение и другие народы. Например, карачаевцы считали, что пахарь должен быть среднего роста.

Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Так же украшали волов многие народы Дагестана, осетины и др. Особенно украшали вайнахи молодого вола, которого запрягали впервые. В некоторых вайнахских обществах — в шатоевском, чеберлоевском (современные Веденский и Шатойский районы), — символизируя плодородие, на правый рог вола навешивали калач, испеченный из муки всех выращиваемых злаков. Интересно, что этот обычай был широко известен у народов Дагестана: даргинцы называли такой калач «нанви», агулы — «барту». Карачаевцы же навешивали на рог вола пирог.

Большое значение вайнахи придавали сытости пахаря и волов. Из соображения, что никакого дела нельзя начинать натощак, пахарь сытно ел, ибо в противном случае урожай будет плохой — ялта меца хир ду (буквально: «урожай будет голодный»). Волов же кормили всю ночь. Из тех же соображений жена пахаря заводила в дом первого прохожего и кормила его досыта.

После того как были проведены соответствующие приготовления, пахарь запрягал волов в плуг и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца. Горцы остерегались человека с «плохой» ногой. Нередко известного такой репутацией человека просили даже не выходить из дома в это утро. Избегали также встречи с рыжим, если таковые все же встречались в пути, пахари возвращались обратно. Напротив, хорошим признаком считались полные ведра, поэтому жена пахаря еще раньше процессии выходила из дому, чтобы встретить их с полными кувшинами.

Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря, который просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Под влиянием ислама, в прошлом столетии, молитву перед пахотой читал мулла, специально приглашенный на праздник. (Однако и его молитва носила чисто светский характер.)

Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Сеятель, также выборный (беркате стаг), одетый в шубу наизнанку, бросал семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой, с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая.

После проведения ритуальной запашки и сева в доме пахаря или какого-нибудь сельского богача, взявшего, на себя обязанность устроить пиршество, проводилась трапеза, заканчивающаяся выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраивались скачки и различные состязания.

По окончании празднования выхода плуга начиналась подготовка к основной пахоте и севу. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, как правило, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева. Чаще всего это происходило по истечении двух-трех недель. Сигналом к началу пахоты и сева часто служил прилет весенних птиц. Существовал и ряд других примет. Например, пахать можно после того, как листья на деревьях станут с мышиное ушко, а заканчивать пахоту нужно до цветения мушмулы и кизила, приблизительно около середины мая. В это же время рекомендовалось закончить и сев. Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу — в середине мая. Интересно, что в некоторых плоскостных районах Чечни и Ингушетии сеяли только после русской Пасхи — если приступить к севу раньше, урожай будет плохой. В среде некоторой части населения такое поверье существует и в настоящее время. Не нужно глубоко искать смысл этого поверья, ведь только после Пасхи наступает время устойчивого тепла.

Решение приступать к пахоте и севу принималось всеми односельчанами. Старшие тщательно обсуждали, в какой день следует приступать к работе. Выбирался благоприятный для начала работы легкий день. Кроме того, значительное внимание уделялось, расположению звезд созвездия Скорпиона. Если одна из звезд, именуемая Мокха седа (буквально: «Серая звезда») была видна на небе, значит, в этот день можно было пахать. В обратном случае считалось, что она находится в земле — следовательно, пахать не следует. Местоположение этой звезды определялось муллой. Интересно, что до настоящего времени бытует проклятие: «Да встретится тебе звезда» по отношению к нежелательному человеку.

Подобное поверье было известно и другим народам. Например, таджики в день весеннего равноденствия старались смотреть на несчастливую звезду Скорпиона Акраб, а пахоту, сев и другие полевые работы начинали только с ее появлением на небе, ведь иначе она находилась в земле.

Перед началом основной пахоты и сева каждое семейство устраивало малую жертву (раздавали в три дома различные продукты растительного происхождения).

читать дальше

checheninfo.ru

  • Похожие новости
  • Популярное
  • ДАЙДЖЕСТ
  • Комментируемое

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2023    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28  

Здесь могла быть Ваша реклама

checheninfo.ru

     

checheninfo.ru

Лента
новостей

  • 11:19

    ЧЕЧНЯ. Чеченцам предложили сжечь Библию (Видео).

  • 11:11

    Почему хорошо организованная царская армия не могла воевать в горных условиях Кавказа?

  • 11:06

    ЧЕЧНЯ. В республике незаконно срубили деревья ценных пород (Видео).

  • 09:31

    Obsidian Entertainment привлечены к проекту Skyforge

  • 09:27

    В Иерусалиме радикалы напали на армян и армянский патриархат

  • 09:00

    ЧЕЧНЯ. Председатель Следственного комитета России провел оперативное совещание в режиме видео-конференц-связи

  • 06:39

    ЧЕЧНЯ. Доктор ист. наук В. Гарсаев: чеченцы первыми придумали в конце 18 в. аналог современного патрона

  • 06:17

    МИД РФ: потуги Запада вбить клин между Россией и другими странами СНГ обречены на провал

  • 05:32

    ЧЕЧНЯ. В Грозном планируется строительство нового завода

  • 05:00

    АБХАЗИЯ. Президент Абхазии лишил тонировки машину своей охраны

  • 04:46

    Создатель Gmail уверен, что Google проиграет конкуренцию с нейросетью от ChatGPT через два года

  • 02:24

    В сливе данных «Яндекса» виновато нарушение правил корпоративной этики компании

  • 01:47

    Apple и Google сотрясает «тихая война»

  • 01:33

    Центробанк Китая добавил в тестирование цифрового юаня еще 17 провинций

  • 00:01

    В мобильную версию Chrome добавили дополнительную защиту с помощью аутентификации

  • 20:56

    Международный валютный фонд спрогнозировал в 2023 году экономический рост в России

  • 20:52

    В РФ на пожарах на прошедшей неделе спасено 497 человек

  • 20:37

    ЧЕЧНЯ. В перинатальном центре региона прошла глобальная реконструкция

  • 20:35

    ЧЕЧНЯ. Представители г. Аргун приняли участие в VII-м Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году

  • 20:24

    ЧЕЧНЯ. За незаконную вырубку древесины житель с. Элистанжи привлечен к ответственности

Смотреть все новости

  • Намедни
  • Диаспора
  • Экспресс-инфо

  • Мозаика
  • Этнословарь
  • Хронограф
  • Чеченские
    хроники
  • ЖЗЛ
  • Лики
    истории

Последние комментарии

  • Я-Брюнет: Да, спортсмены действительно являются очень хорошим . . .

  • RainMachineyao: way. Handwritten book . . .

  • EOTechqkb: Many calligraphers have acquired . . .

  • Zet: Антропологию народа лучше всего изучать и оценивать по . . .

Чем заняться
в Грозном?

Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

Онлайн вещание «Грозный» — «Вайнах»

Наши видеопроекты

Чеченский народ долго отстаивал свою свободу. Сегодня, эта республика развивается, устанавливает свои законы, порядки, праздники. Помимо общих, всероссийских гуляний, в Чеченской Республике празднуют и такие:

День Конституции Чечни

Флаг Чечни

23 марта – объявлен выходным днем. Все жители Чеченской Республики отмечают День Конституции. Массовые гуляния планируются по всем районам республики. В Грозном,  на главной площади им. Ахмада Кадырова, выступят звезды чеченской эстрады, лидеры молодежных организаций, общественно-политические деятели.

День Мира

Чеченский танец

16  апреля – По указу Президента ЧР Рамзана Кадырова (от 16.04.2009г) каждый год Чеченская Республика отмечает День Мира. Праздник приурочен к отмене режима контртеррористической операции в Чечне. Этот день объявлен всеобщим выходным в республике. Во всех крупных городах проводят массовые гуляния, конкурсы, готовят угощения.

Ураза-байрам

Молитва

2 мая (точная дата определяется духовенством республики за три месяца до великого праздника) – В Чеченскую Республику приходит священный мусульманский праздник Ураза-байрам. По традициям чеченского народа праздник отмечают целых три дня. Эти дни официально признаны нерабочими.

По традициям, за четыре дня до момента наступления священного праздника, чеченские женщины делают капитальную уборку своего жилища, метут в хлевах и стойлах, вычищают придомовые помещения, чистят и моют домашнюю скотину. После такой уборки, непременно, все члены чеченской семьи купаются и надевают чистые наряды, приводят себя в порядок. Чтобы встретить великий праздник подобающе, верующие делают большие покупки новых домашних принадлежностей, утвари, продуктов. Всем новым необходимо украсить свое жилище – постелить скатерти, занавески, даже выставить новую мебель. На ужин хозяйка дома готовит традиционные угощения из восточной кухни. А дети делятся ими с родственниками, соседями и друзьями, происходит традиционный обряд обмена вкусностями, который часто называют «Чтобы едой в доме пахло».

Накануне праздника, верующие навещают родственников и знакомых, чтобы попросить у них прощения. Так, они чистят душу от обид и недоразумений, чтобы настроится на праздник и встретить его в мире и согласии.

С ранней зарей вся семья совершает обряд омовения, надевает чистые нарядные одежды. В этот день все приветливы друг с другом и добродушны. В знак приветствия говорят: «Да нисошлет Аллах милость Свою и Вам и нам!», в ответ же говорят: «Да примет Аллах наши и Ваши молитвы!»

В мечетях, за час до восхода солнца, читают особенную праздничную молитву (Гает-намазан). На молитве присутствуют все верующие мужчины Чеченской Республики. Их женщины в это время доготавливают угощения к праздничному столу.

Прежде чем приступить к празднованию, принято раздавать милостыню, чтобы нуждающиеся также по достоинству отметили Ураза-Байрам.

В каждом доме ждут прихода гостей, накрывают столы ,готовят подарки. В эти праздничные дни принято делать добрые дела, навещать родителей, близких родственников, посещать кладбища, поминать умерших.

Три дня отмечают Ураза-Байрам, и все три дня столы ломятся от угощений из баранины, оливой, хлеба и изюма, инжира, миндаля и фисташек. Женщины готовят различные супы и бульоны, салаты, а в качестве гарнира подают рис, картофель или кабачок.

Торжество Ураза-Байрам в Чеченской Республике отмечают весело, с песнями и танцами. На площадях по всей республике проводят ярмарки, выступают местные кружки самодеятельности. Верующие надеяться, что проведя праздник в веселье, то и весь год будет наделен счастьем и радостью.

Курбан-байрам

Мечеть в Чечне

9 июля – (точная дата определяется чеченским духовенством), в этот день верующие мусульмане Чеченской Республики отмечают самый светлый праздник Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения отмечают после 70 дней после Ураза-байрама. По традиции празднования проводят 3-4 дня, эти дня объявляют официальными выходными в республике.

Обряды Курбан-байрам не меняются веками. По утру вся семья надевает чистые одежды и отправляется в мечеть на молитву, совершает обряд намаза. После священно служения, мусульмане отправляются на кладбища, чтобы почтить память усопших. Тысячи жителей республики навещают могилу первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова.

По всей республике, во всех учреждениях, без исключения, проводят обряды жертвоприношения. За день до праздника в Грозном организуют переносные рынки, где можно выбрать быка или баранчика. Покупать жертвенное животное необходимо за собственные средства, одалживать деньги на покупку категорически нельзя.

По традиционному обряду, связанное животное кладут в сторону Мекки, на Восток. После короткой молитвы старейшине доверяют совершить обряд жертвоприношения. Тушу начинают разделывать на несколько частей. Что-то оставляют себе, часть родственникам и близким, остальное передают бедным.

В праздничные дни нужно делать только благие дела, раздавать милостыню, проводить обряды.

День чеченской женщины

Кадыров и чеченская женщина

20 сентября (третье воскресенье сентября) – в Чеченской Республике отмечают День чеченской женщины. Этот праздник учредил Президент ЧР Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий.

В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.


Резюме:
День независимости Чечни отмечается ежегодно 23 марта.
Главные мусульманские праздники отмечаются в Чечне ежегодно: Ураза-байрам и Курбан-байрам.
20 сентября 2022 года в Чечне будут праздновать день чеченской женщины.

Похожие статьи

Проверьте также

Паломничество в Мекку

Любимый праздник всех мусульман — Курбан-байрам

У каждого человека существуют любимые праздники, а для верующих людей особую значимость имеют религиозные праздники. …

Чеченцы – самый многочисленный этнос Северного Кавказа. Первые упоминания о нем датируются XIII веком: именно тогда предки этого гордого народа начали свой путь по Главному Кавказскому хребту. Традиции и обычаи чеченцев тесно связаны с их историей: вынужденные несколько раз переселяться на значительные расстояния от родного дома, они перенимали культуру того народа, с которым жили по соседству.

Чеченские традиции

Гостеприимство

В Чечне испокон веков живут по принципу уважения к человеку. Достаточно обратиться к фольклору этого этноса, как сразу становится понятным, насколько здесь ценят гостей. Народная мудрость гласит: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Этим объясняется культурная традиция чеченского народа широко и с особым уважением принимать каждого, кто переступил порог дома. Гостеприимство – не просто вежливость людей этой национальности. Эта традиция складывалась веками: учитывая труднодоступные места проживания чеченцев, каждый путник, кто проходил от аула к аулу в горах Кавказа, без ночлега или небольшой передышки под крышей дома просто не смог бы выжить.

Гостей здесь чтут выше, чем самого хозяина дома. Их сажают на самые лучшие места за столом подальше от входной двери. Хозяин же жилища наоборот садится ближе к выходу, на самое неудобное место, показывая тем самым, насколько ему приятно принимать у себя гостей. Интересная традиция чеченцев – максимально угождать тому, кто приходит к тебе с открытым сердцем. Если визитеру понравится в доме какая-то вещь, хозяин должен тут же подарить ее ему. При этом случаи, когда люди злоупотребляют этим обычаем, крайне редки, так как взаимоуважение – национальная черта этого народа.

Чеченское гостеприимство

Объяснением такого отношения  к людям может быть принцип равноправия в обществе на протяжении многих веков. У чеченцев никогда не было социального деления: с одинаковым уважением здесь относились к бедным и богатым, к представителям знатного рода и выходцам из малых тейпов. Главным считалось то, как человек относится к окружающим и чтит культурные устои своего народа.

Понятие чести

Нравственность – высшее понятие в культуре чеченского народа. Потерять честь здесь сродни убийству. В большинстве случаев за ненравственные поступки предусмотрено наказание. Искупают вину кровью, при этом каждый ответственен не только за себя, но и за семь поколений своих родственников. Для любого чеченца считается большим позором опорочить человека, причем не только физически, но и словесно. Мужчину здесь могут наказать за грубое слово по отношению к старшим, за прикосновение к женщине.

При этом кровной мести можно и избежать. Интересны в этом отношении традиции чеченского народа, живущего в отдаленных горных районах. Например, если человек совершил убийство (самое страшное преступление), то его многочисленные родственники собираются все вместе, идут в дом «кровника», обнажают головы и становятся в прощении перед ним. Самого же преступника вносят в белом саване на погребальных носилках, что символизирует глубокое раскаяние и смерть души из-за содеянного. В этом случае потерпевшая сторона может отказаться от мести и назначить цену «крови». Обычно это стадо коров.

Примирение кровников

Если же было совершено убийство женщины, то уже ритуалом всеобщего прощения не обойдется. В данном случае по традиции убивали двух мужчин. Связано это с восприятием любой женщины как матери, а любое насилие по отношению к ней – большой грех.

Отношение к женщинам

По традиции чеченского народа, женщина имеет особый статус. У нее меньше прав, чем у мужчин, в обществе, но если речь идет о доме, то в своих стенах она считается хозяйкой наравне с мужем и старшими мужчинами. Особый почет оказывают матери, вырастившей сына. Для чеченцев самое страшное пожелание – «чтобы в твоем доме потух огонь». Под ним понимают личное оскорбление хозяйки. Услышав от кого-то эти слова, можно было даже объявить кровную месть.

Но как могла в один момент разгореться вражда из-за женщин, так же она могла в одночасье и утихнуть, ведь по народной традиции чеченцев только женщина может своим словом остановить кровную месть. Ей достаточно появиться на месте стычки и снять с головы платок, бросив его к ногам сражающихся, и все распри заканчиваются. Также сам кровный враг может попросить защиты у женщины из ополчившейся на него семьи. Для этого надо коснуться подола ее юбки: обычай символизирует усыновление. Чтобы остановить драку, мать дает младшим детям зеркало, чтобы они вынесли его на место распрей. Это сигнал, что надо убрать оружие в ножны и прекратить междоусобицу.

Женщина останавливает кровников

Женщина всегда в почете, несмотря на то, что она никогда не сидит за одним столом с мужчинами, даже если это семейный обед. Если хозяйка заходит в комнату, где собрались гости, все встают, приветствуя ее. Если мужчина встречает на улице пожилую даму, то он всегда здоровается с ней первым и только стоя. Интересная традиция чеченцев – мужчина всегда идет впереди своей спутницы. Это не знак неуважения. Наоборот, так он оберегает даму. Обычай сложился очень давно, когда большинство населения жило в горах и вынуждено было преодолевать расстояния по узким горным тропкам. Если на пути встречалась опасность, первый удар брал на себя мужчина.

Традиции чеченской свадьбы

В Чечне сложились довольно демократичные взгляды на заключение брака. Это один из немногих исповедующих ислам народов, который ничего не делает против воли девушки. Издавна повелось, что пары создаются только по взаимной симпатии. Ранее в отдельных районах был актуальным обычай воровать невесту, но в наше время действующий глава республики Рамзан Кадыров своим приказом отменил его, так как семья должна строиться на взаимном уважении и любви. Если кто-то все же решит выкрасть свою возлюбленную, ему грозит наказание согласно Уголовному кодексу.

Знакомство

Сегодня молодые люди могут знакомиться в общей компании или на вечеринках, а в прошлом одной из возможностей присмотреть себе жениха или невесту считались белхи, или коллективные работы. Чеченцы очень отзывчивы к просьбам других и часто все делают сообща. На белхи собираются всегда все родственники и соседи: вместе убирают урожай, делают дела по благоустройству дома. После этого хозяин накрывает стол и устраивает праздник труда с танцами.

Чеченские танцы

Вступление в брак в Чечне возможно только после одобрения пары родителями с обеих сторон. После того как молодые люди решают пожениться, парень приносит своей матери или бабушке кольцо или платок, который в знак согласия ему ранее преподнесла избранница. Если в ответ он получает неодобрение, то тут же отказывается от идеи жениться. Если все согласны, то далее свадебные традиции чеченцев предполагают договоры. Для этого будущая свекровь встречается с матерью невесты и сообщает ей радостную новость.

Сватовство

Если обе женщины согласны, собирают совет старейшин. Ранее его функция состояла в защите интересов девушки, так как старейшины как бы поручались за жениха, и если брак разрушался по его вине, это считали позором для поручителей. Сегодня сватовство с участием старейшин – дань традициям. Делегация отправляет не в дом к невесте, а к уважаемым людям из ее рода. На встрече может присутствовать отец девушки или ее старший брат. Общим советом изучают род жениха и невесты в 3-4-х поколениях, чтобы не было кровосмешения. Особое внимание уделяют девушке, так как в правилах этого народа – передача наследственности по женской линии. Учитывают состояние здоровья, достаток ее семьи и даже мнение знакомых о будущей невесте.

Сватовство у чеченцев – целый ритуал. Сначала гостям дают отворот-поворот, мотивируя все тем, что надо спросить мнения девушки. После выходит делегация женщин и объявляет ее решение. Тогда старейшины идут свататься второй раз и уже назначают день свадьбы.

Сбор чемодана

Начинается активная подготовка к торжеству. На плечи жениха ложатся затраты на банкет. Также он должен выплатить за свою суженную калым. Его размер определяет мулла, но в знак уважения к семье невесты выплата может быть гораздо больше, но это уже как решит сторона парня.

Невеста же «пакует чемоданы» – именно так называется у чеченцев обряд сбора приданого. В него входит одежда, личные драгоценности и подарки для родственников мужа. Раньше в чемодан обязательно добавляли отрезы ткани. В наши дни все гораздо сложнее и изучение и обсуждение приданого становится целым событием. У некоторых невест собирается по несколько чемоданов и пакетов. Однако девушка может быть и бесприданницей. Обязательным для нее остаются только подарки для родственников жениха.

Обряд сбора приданого

Подготовка к торжеству

Чеченские свадебные традиции и обычаи сохраняются  уже много веков. В день свадьбы девушка просыпается очень рано. Сначала ее ждет обряд купания. Для этого комнату окуривают благовониями, а ванну наполняют отварами трав. Омовения проводят старшие женщины. Они же после всего наносят на тело молодой ритуальные линии.

Далее следует обряд облачения. Свадебное платье у чеченок всегда в пол, с закрытыми плечами, руками, спиной и зоной декольте. Голову закрывает платок. В качестве оберега к подолу платья крепят острую иглу, а в платочек, который по традиции невеста держит в руках, вкладывают монету.

Облачение невесты

В это время в доме жениха собираются гости. Они приезжают на машинах и большим кортежем едут за невестой. В доме девушки мулла читает тексты из Корана, а затем в знак разрыва молодой с ее семьей разрезает, а чаще тоже рвет, веревку. После этого невеста с ближайшей родственницей садится в самый лучший автомобиль и отправляется к месту проведения торжества. По традиции, на чеченской свадьбе не присутствуют родственники девушки.

Сама свадьба – праздник больше для гостей. Невеста весь день сидит в специально отведенном для нее месте. Не ест, не пьет, не танцует и даже не разговаривает абсолютно ни с кем. Она может лишь молча принимать поздравления от тех, кто подходит к ней. Да и жених тоже выглядит посторонним на собственной свадьбе. Он все торжество проводит с друзьями в отдельной комнате. Для него действует обычай избегания, так как в культуре чеченцев не принято выставлять себя напоказ. Именно с этим и связано уединение жениха от гостей и невесты. Это символизирует стыд перед тем, что будущая совместная жизнь будет на обозрении множества посторонних глаз.

Свадебное торжество

Развязывание языка

У чеченцев есть интересная традиция «развязывания языка» невесты. По сути, это получение разрешения говорить в доме мужа.  Вначале молчаливую невестку пытается разговорить свекр. Он спрашивает ее о погоде, о каких-то отвлеченных вещах. Если девушка продолжает молчать, он просит ее принести стакан воды. Когда просьба исполнена, свекр удивленно спрашивает, зачем невестка поднесла ему воду. Молодая должна при этом все время молчать. Далее гости по старшинству отпивают из принесенного стакана воду и кладут на поднос деньги. После завершения круга девушка получает разрешение говорить.

Знакомство с тестем

Свадебный обряд у чеченцев не заканчивается самим торжеством. Через месяц после церемонии новоиспеченный муж вместе со своими родителями и друзьями отправляется в гости к тестю. Сначала за стол садятся родители. После ужина они уходят, а молодой человек вместе с друзьями возвращается. В этот день есть интересный обычай: парень должен пробраться в дом родителей своей жены обутым. Сделать это довольно непросто, так как родственники девушки всячески стараются ему в этом помешать.

Далее следует ужин. Он очень напоминает свадьбу, только если на главном торжестве в углу молча сидит невеста, то у тестя с тещей поодаль остается как раз жених. Он стоит, наклонив голову, как бы не смея смотреть на новых родственников. Весь ужин он молчит, не есть и не пьет. Если к парню подходят дети, он должен угостить их чем-то сладким.

Через несколько часов родственницы жены отводят молодого мужчину в отдельную комнату и кормят его. После этого парень одаривает девушек: кладет на стол деньги, а сестре своей жены дарит золотой браслет. Только после этого церемония знакомства с родственниками считается оконченной. Молодой человек выходит из комнаты и садится за стол вместе со всеми.

Жених и невеста

Чеченцы строго чтят культурные устои своих предков. Это один из немногих народов Кавказа, который кроме горячего сердца сохранил чистоту души, для которого главными ценностями жизни остаются взаимоуважение и искренние человеческие отношения.

Чеченцы — древнейший народ Кавказа. Они появились на территории Северного Кавказа в 13 веке в результате разделения нескольких древних городов и являются самым крупным этносом, проживающим на данной территории. Этот народ проделал путь по Главному Кавказскому хребту через Аргунское ущелье и в итоге поселился в гористой части республики Чечня. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. Помимо названия чеченцы, народ именуется чеченами, нахче и нохчий.

Где живут

На сегодняшний день большинство чеченцев живет на территории Российской Федерации в Чеченской Республике и Ингушетии, есть чеченцы и в Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской, Астраханской, Тюменской, Саратовской областях, Москве, Северной Осетии, Киргизии, Казахстане и на Украине.

Численность

В результате переписи населения на 2016 год, количество чеченцев, проживающих в Чеченской республике, составило 1 394 833 человека. В мире проживает около 1 550 000 чеченцев.

История

В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.

В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.

После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.

Религия

Большая часть чеченцев исповедует шафиитский мазхаб суннизма. Среди чеченцев суфийский ислам представлен тарикатами: накшбандия и кадирия, которые делятся на религиозные группы, называемые вирдовыми братствами. Их общее количество у чеченцев составляет 32. Самое многочисленное суфийское братство в Чечне это зикристы — последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, и мелкие виды, которые произошли от него: Мани-шейха, Баммат-Гирей Хаджи и Чиммирзы.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.

Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд — это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.

Жизнь

Главным занятием чеченцев издавна было скотоводство, охота, пчеловодство и хлебопашество. Женщины были всегда ответственны за хозяйственные работы, ткали сукно, изготавливали ковры, бурки, войлок, шили обувь и платья.

Жилище

Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.

Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.

Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен
  • гема

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:

Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Чеченский народ

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Содержание:

  • Культура и быт
  • Традиции и обычаи

Культура и быт чеченского народа

культура чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества — языческой мифологии, нартского эпоса — были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев — имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

традиции чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

правила гостеприимства у чеченцев

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

мужчина и женщина для чеченцев

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так – мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение — мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

 семья для чеченцев

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники чехии список
  • Праздники чехии кратко
  • Праздники церковные сегодня покрова
  • Праздники церковные зимой
  • Праздники церковные веры надежды любови