Праздники фашистской италии

Праздники фашистской Италии. Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

«Рождество Дуче»[править | править код]

Epifania Duce.jpg

6 января 1928 года,[1] в честь праздника Богоявления, впервые было проведено, т. н. Фашистское Богоявление для детей из низших классов. В этот день тысячи детей получали подарки от Дуче. С 1934 года, благодаря усилиям нового секретаря НФП Акилле Стараче, праздник носил название «Рождество Дуче». Во времена Итальянской Социальной Республики празднику вновь было возвращено название Фашистское Богоявление.

Бефана в Италии это легендарный мифологический персонаж, итальянская добрая фея, которая таскает за собой заштопанный мешок с кучей подарков и всегда ходит в стоптанных башмаках.

В Италии существует легенда о происхождении феи Бефаны. Каждый ребенок и взрослый знает, что она жила в Вифлееме и была простой старушкой, пока, в один прекрасный день, в ее дверь не постучались три волхва, искавшие дорогу к маленькому Иисусу. Они попросили женщину провести их, но та отказалась, сославшись на огромное количество домашних дел. Волхвы ушли, а Бефана через некоторое время поняла, какую огромную ошибку совершила. Она вскочила на свою волшебную метлу и начала искать странников. С того времени фея облетает всех малышей в надежде отыскать младенца Христа и подарить ему свой подарок. Во время своих путешествий по миру Бефана попала и в Италию, где ей настолько понравилось, что она решила остаться.

Befana del Duce.jpg

6 января 1928 года (в VI год фашистской эры) Фашистская Бефана стала официально учрежденным по указу правительства праздником в Италии. Глава правительства Муссолини лично принял такое решение в пользу беднейших слове населения. Тогдашнему секретарю Партии Турати было поручено организовать через женские и молодежные отделения Национальной фашистской партии сбор подарков и денег по профессиональной и коммерческой линиям. «Бефана-дель-Дуче» очень быстро завоевала огромную популярность у населения Италии, даря радость детям, особенно из беднейших семей.[2]

«Рождество Рима — День труда»[править | править код]

21 апреля. Согласно легенде Ромул основал город Рим 21 апреля 753 г. до н.э.[3] С этой даты произошла римская хронология, фактически определенная латинской фразой Ab Urbe condita, или «от основания города». С 47 года император Клавдий стал праздновать эту дату.

3 апреля 1921 года во время выступления в Болонье глава фашистского движения Бенито Муссолини объявил годовщину основания Рима официальным праздником фашистской партии.

19 апреля 1924 года Совет министров утвердил проект указа-закона, предложенный президентом Бенито Муссолини, который отменил праздничный день 1 мая и назначил празднование дня труда на 21 апреля, Рождество Рима. Праздник стал общенациональным, «знаменующим возрождение римского величия».

В этот день происходил массовый прием в партию. Новые члены давали клятву перед политическим секретарём: «Я клянусь выполнять приказы дуче, не обсуждая, и служить со всей силы и, если необходимо, своей кровью, делу фашистской революции» .

День матери[править | править код]

Во второе воскресенье мая итальянцы отмечают День матери. В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.

Этот праздник имеет длинную историю. Еще древние греки и римляне именно в этот период года чествовали Богиню Плодородия.

«Фашистский призыв»[править | править код]

24 мая 1927 года, в годовщину вступления Италии в Первую мировую войну, был учреждён «Leva fascista»,[4] аналог католической конфирмации. В этот день происходил переход между различными уровнями Итальянской ликторской молодёжи, а также совершался прием в партию молодых активистов. Главная церемония проходила в Риме, где с речью выступал Бенито Муссолини. Начиная с 1934 года, в этот день во всех муниципалитетах проходил национальный фестиваль гимнастики, организованный ONB Balilla и Piccole Italiane, где последние выполняли гимнастические упражнения по приказам, передаваемым по радио из Рима инструктором ONB. Детям вручались памятные открытки.

«День Победы»[править | править код]

4 ноября — день Народного единства.[5] Ещё 4 ноября 1921 года этот праздник (приуроченный к окончанию Первой мировой на Апеннинах в 1918 году) отмечали только ветераны и фашисты. Государственным он был объявлен лишь год спустя, когда фашисты взяли власть в стране. Правда, при Муссолини праздник назывался День Победы (итал. Anniversario della vittoria), позже переименовался в Festa delle Forze armate.

«День веры»[править | править код]

18 декабря вводится «День веры». В этот день учреждаются «фашистские субботы», которые служили созиданию нового итальянца через физические упражнения, а также проводились военные парады и политические митинги.

Во время войны в Эфиопии 18 декабря 1935 года Лига наций объявляет Италии экономические санкции. В ответ в этот итальянки жертвовали обручальные кольца и получали взамен стальные кольца. В Риме был воздвигнут «Алтарь Отечества», на котором был разведен огонь. В него королева Италии и вдовы погибших на войне бросили свои обручальные кольца. Всё празднование носило торжественный характер мистического обручения народа с государством.

Ссылки[править | править код]

  1. it:Epifania
  2. 6 января 1928 года в Италии был официально учрежден День Фашистской Бефаны
  3. it:Natale di Roma
  4. it:Leva fascista
  5. it:Giornata dell’Unità Nazionale e delle Forze Armate

День освобождения от фашизма и немецкой оккупации (Festa della Liberazione) в годы Второй мировой войны — национальный праздник Италии.

25 апреля 1945 года фашистский диктатор Бенито Муссолини бежал из Милана, и в истории страны началась новая эпоха — движение вооруженного сопротивления и борьбы за демократию.

В апреле 1945 года в оккупированной немцами Северной Италии началась всеобщая забастовка и вооруженное восстание. Партизаны и повстанцы в кровопролитных боях освободили сотни городов Северной и Центральной Италии еще до прихода войск союзников.

К тому же это всеобщее вооруженное восстание сыграло огромную роль в спасении от уничтожения промышленного потенциала Северной Италии со стороны отступавших немецко-фашистских войск и создало предпосылки для дальнейшей консолидации демократических сил страны. А 25 апреля — день начала всеобщего освободительного восстания, был объявлен в Италии национальным праздником. И сегодня в этот день во многих городах страны проходят памятные мероприятия.

В Риме, в парке при вилле «Торлония», которая в течение 18 лет служила резиденцией Бенито Муссолини, расположен итальянский музей Холокоста. В создание мемориала внес вклад Фонд памяти жертв Холокоста под руководством режиссера Стивена Спилберга.

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

В это воскресенье произошло очень странное событие для всего цивилизованного общества. В Риме собрались сторонники фашизма, которые были одеты в черную одежду и пели песни в честь Бенито Муссолини. Если вдруг кто-то не знает, это итальянский диктатор, который 100 лет назад совершил государственный переворот в Италии и захватил власть. После этих событий в Италии два десятилетия правили фашисты, которые впоследствии участвовали во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии. Для справки: итальянский диктатор Бенито Муссолини был близким другом Гитлера и поддерживал все его безумные идеи.

А теперь вернемся к событиям в Риме. В столице Италии собралась толпа в которой насчитывалось от 2000 до 4000 поклонников покойного диктатора, большинство из них носили фашистскую символику и пели песни итальянской колониальной эпохи. Такие мероприятия проводились и раньше в современной Италии, но людей было намного меньше. 

рекомендации

3070 Gigabyte Gaming за 50 тр с началом

3070 Gainward Phantom дешевле 50 тр

10 видов <b>4070 Ti</b> в Ситилинке — все до 100 тр

13700K дешевле 40 тр в Регарде

MSI 3050 за 25 тр в Ситилинке

3060 Gigabyte Gaming за 30 тр с началом

13600K дешевле 30 тр в Регарде

4080 почти за 100тр — дешевле чем по курсу 60

12900K за 40тр с началом в Ситилинке

RTX 4090 за 140 тр в Регарде

Компьютеры от 10 тр в Ситилинке

3060 Ti Gigabyte за 42 тр в Регарде

3070 дешевле 50 тр в Ситилинке

Черные рубашки были надеты не просто так, для сторонников фашизма это символично, потому что 28 октября 1922 года итальянцы были одеты именно в рубашки этого цвета. Именно они вторглись на улицы Рима и начали бессрочные акции протеста, целью которых было свержение власти и создание нового правительства под руководством Бенито Муссолини. После двух дней забастовок, фашисты добились своей цели и страной начал править диктатор.

Ещё одной причиной для «праздника» у сторонников фашизма была в том, что политическая партия с неофашистскими корнями возглавила правительство в Италии. А такого не случалось со времен Второй мировой войны. Неужели итальянцы забыли к чему это привело и каким горем стало для всего мира?!

Руководство столицы заранее предупредило участников шествия, чтобы они не использовали известное римское приветствие, которое впоследствии «скопировали» фашисты. Организаторы мероприятия рассказали, что люди приехали из многих стран Европы, а также из США. Сторонникам фашизма также сообщили, что нарушители будут наказаны и будут применяться судебные наказания по итальянским законам. Но как и ожидалось, это не остановило особо одаренных и когда они подошли к месту захоронения Муссолини, где выступала внучка диктатора, то начали «зиговать» и петь фашистский гимн.

«Прошло сто лет, но мы не забыли великого человека в истории Италии и собрались здесь, чтобы почтить память моего деда», — сообщила Орсола Муссолини для всех собравшихся.

Правнучка диктатора начала перечислять все достижения своего знаменитого прадеда. Рассказала, что благодаря ему были построены больницы, школы и общественные здания. Также была разработана пенсионная система для негосударственных работников, ведь до этого они не получали ничего от государства на старости лет. Позже к Орсоле присоединилась ее сестра, которая возглавила толпу возле кладбища.

Толпа в последний раз выкрикнула: «Дуче, дуче, дуче!» Так называли фашисты своего диктатора в Италии.

Как сообщает итальянская пресса, в пятницу антифашистские активисты провели свой марш в столице Италии, целью которого было отпраздновать годовщину освобождения Рима от фашизма и предотвратить шествие сторонников Муссолини в этого году, но это не помогло и даже ещё сильнее раззадорило неофашистов.

В воскресенье поклонники диктатора пришли на кладбище и выстроились в огромную очередь к склепу, где похоронен Муссолини. Всем желающим раздавали фотографию улыбающегося Муссолини с его «фирменным» римским приветствием и надписью: «История докажет, что я был прав».

Всё это показывает, что правительство Италии не может отказаться от своего фашистского прошлого и разрешает подобные мероприятия. Известно, что премьер-министр Италии и её политическая партия «Братья Италии» отказываются от неофашистских идей, но такие мероприятия показывают, что на самом деле происходит в стране.

В этом месяце Джорджия Мелони (премьер-министр Италии) заявляла, что фашизм это плохо и партия осуждает его, потому что в нацистских лагерях погибли тысячи итальянских евреев и скорбим вместе с семьями, которые подверглись гонениям во времена Второй мировой войны. По её словам, Муссолини и Гитлер принесли много горя всему миру и правительство Италии не собирается повторять этот путь.

Но вернемся к шествию фашистов. Поклонники диктатора не были такими скромными и наговорили такого, что не должно остаться незамеченным во всем мире. «Я бы проголосовал за Люцифера, если бы он смог победить левых», — сказал организатор мероприятия Мирко Сантарелли, который по также возглавляет организацию, которая появилась как группа ветеранов Первой мировой войны и превратилась в фанатов Муссолини. Потом он ещё добавил: «Я счастлив, что есть правительство Мелони, потому что нет ничего хуже итальянских левых. Это правительство не отражает мои идеи, но это лучше, чем ничего».

Он сказал, что хотел бы, чтобы новое итальянское правительство отменило законы, которые преследуют подстрекательство к ненависти и насилию по мотивам расы, этнической принадлежности, религии и национальности. Это включает в себя использование эмблем и символов, многие из которых присутствовали на воскресном марше.

Сантарелли сказал, что закон наказывает за «фашистские мнения» и это не устраивает его организацию.

«Левые используют закон как касторовое масло, чтобы заставить нас молчать. Когда меня спрашивают мое мнение о Муссолини, всем становится ясно, что я хорошо отзываюсь о нем, но я рискую быть осужденным”, — сказал Сантарелли.

Адвокат Франческо Минутилло, ультраправый активист, представляющий организаторов, заявил, что Верховный суд Италии установил, что манифестации допустимы, если они носят памятный характер и «не соответствуют критериям, которые ставят под угрозу воссоздание фашистской партии».

Тем не менее, по его словам, в последние годы магистраты начали расследование подобных проявлений в Предаппио и других местах, чтобы убедиться, что они не нарушают закон. На прошлой неделе одно такое дело было закрыто без предъявления обвинений.

Чтобы избежать искажения их мероприятия, Сантарелли попросил присутствующих неофашистов не разговаривать с журналистами.

Молодой американец в футболке с нарисованной от руки свастикой внутри сердца и надписью «Совершенно новая мечта» и фашистской феске сказал, что приурочил свои европейские каникулы к 100-летию Марша на Рим, поэтому он смог участвовать в марше в честь диктатора. Он отказался назвать себя, за исключением того, что он из Нью-Джерси и посетовал, что дома нет фашистской группы, к которой можно было бы присоединиться.

Рашель Массими приехала с единомышленниками в четыре часа из Рима в воскресенье, чтобы принять участие в мероприятии и даже взяла с собой 3-летнюю дочь, которая наблюдала за происходящим из коляски.

«Это историческое событие, — сказал Массими. «Это дань уважения великому человеку».

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Liberation Day
2013-04-25 Porta san Paolo Roma.jpg

Anti-fascist demonstration for 25 April at Porta San Paolo in Rome in 2013

Official name Italian: Anniversario della liberazione d’Italia
Also called Anniversary of the Liberation,
Anniversary of the Resistance,
25 April
Observed by  Italy
Significance Celebrates the liberation of Italy from Nazifascism
Date 25 April
Next time 25 April 2023
Frequency annual
First time 25 April 1946
Related to
  • Tricolour Day (7 January)
  • National Memorial Day of the Exiles and Foibe (10 February)
  • Anniversary of the Unification of Italy (17 March)
  • Festa della Repubblica (2 June)
  • National Unity and Armed Forces Day (4 November)

Liberation Day (Italian: Festa della liberazione), also known as the Anniversary of Italy’s Liberation (Anniversario della Liberazione d’Italia), Anniversary of the Resistance (Anniversario della Resistenza), or simply 25 April (25 aprile) is a national holiday in Italy that commemorates the victory of the Italian resistance movement against Nazi Germany and the Italian Social Republic, puppet state of the Nazis and rump state of the fascists, in the Italian Civil War, a civil war fought in Italy during World War II. That is distinct from Republic Day (Festa della Repubblica), which takes place on 2 June.

History[edit]

Turin, 6 May 1945. Parade for the liberation of the city

Although other European countries such as Norway, the Netherlands, and France also had partisan movements and collaborationist governments with Nazi Germany during World War II, armed confrontation between compatriots was most intense in Italy, making the Italian case unique.[1] In 1965, the definition of «civil war» was used for the first time by fascist politician and historian Giorgio Pisanò in his books,[2][3] while Claudio Pavone’s book Una guerra civile. Saggio storico sulla moralità della Resistenza (A Civil War. Historical Essay On the Morality Of the Resistance), published in 1991, led the term «Italian Civil War» to become a widespread term used in Italian[4] and international[5][6] historiography.

The date was chosen by convention, as it was the day of the year 1945 when the National Liberation Committee of Upper Italy (CLNAI) — whose command was based in Milan and was chaired by Alfredo Pizzoni, Luigi Longo, Emilio Sereni, Sandro Pertini, and Leo Valiani (present among others the designated president Rodolfo Morandi, Giustino Arpesani, and Achille Marazza) — proclaimed a general insurrection in all the territories still occupied by the Nazi-fascists, indicating to all the partisan forces active in Northern Italy that were part of the Volunteer Corps of Freedom to attack the fascist and German garrisons by imposing the surrender, days before the arrival of the Allied troops; at the same time, the National Liberation Committee for Northern Italy personally issued legislative decrees,[7] assuming power «in the name of the Italian people and as a delegate of the Italian Government», establishing among other things the death sentence for all fascist hierarchs,[8] including Benito Mussolini, who would be shot and killed three days later. «Surrender or die!» was the rallying call of the partisans that day and those immediately following.

The end of the war on Italian territory, with the definitive surrender of the Nazi-Fascist forces to the Allied Army, took place on 2 May, as formally established by the representatives of the forces in the field during the so-called surrender of Caserta, signed on 29 April 1945: these dates also mark the definitive defeat of fascism. By 1 May, all of northern Italy was liberated, including Bologna (21 April), Genoa (23 April), Milan (25 April), Turin[9] and Venice (28 April). The liberation put an end to 23 years of fascist dictatorship and five years of war. The aftermath of World War II left Italy with an anger against the monarchy for its endorsement of the Fascist regime for those 23 years. These frustrations contributed to a revival of the Italian republican movement.[10] The liberation symbolically represents the beginning of the historical journey which led to the referendum of 2 June 1946, when Italians opted for the end of the monarchy and the creation of the Italian Republic, which was followed by the adoption of the Constitution of the Republic in 1948,[11] resulting from the work of a Constituent Assembly formed by the representatives of all the anti-fascist forces that contributed to the defeat of Nazi and Fascist forces during the Italian Civil War.[12]

Institution and celebrations[edit]

The current date was chosen in 1946. On the proposal of the Prime Minister Alcide De Gasperi, King Umberto II, then prince and lieutenant of the Kingdom of Italy, on 22 April 1946 issued the lieutenant legislative decree n. 185 «Disposizioni in materia di ricorrenze festive» («Provisions on festive occasions»).[13] The bill states that:[13]

In celebration of the total liberation of the Italian territory, 25 April 1946 is declared a national holiday[14]

— Lieutenant legislative decree n. 185/1946, art. 1

The anniversary was also celebrated in subsequent years, but only on 27 May 1949, article 2 of law n. 260 «Disposizioni in materia di ricorrenze festive» («Provisions on festive occasions») made the anniversary a permanent, annual national holiday, together with the Italian national holiday of 2 June:[15]

The following days are considered public holidays, for the purposes of observing the full holiday schedule and the prohibition of performing certain legal acts, in addition to the day of the national holiday, the following days:
[…]
25 April, the anniversary of the liberation;[16]
[…]

— Law n. 260/1949, art. 2

Since then, public events in memory of the event, like marches and parades, have been organized annually in all Italian cities — especially in those decorated with military valor for the war of liberation. Among the events of the festival program there is the solemn homage, by the President of Italy and other important officers of the State, to the chapel of the Italian Unknown Soldier (Milite Ignoto), buried in the Altare della Patria in Rome, with the deposition of a laurel wreath in memory of the fallen and missing Italians in wars.[17]

See also[edit]

  • Italian Civil War
  • Italian resistance movement
  • National Liberation Committee
  • Liberation Day
  • Public holidays in Italy
  • Anniversary of the Unification of Italy
  • Festa della Repubblica
  • National Memorial Day of the Exiles and Foibe
  • National Unity and Armed Forces Day
  • Tricolour Day

References[edit]

  1. ^ De Felice, Renzo (1995). Rosso e Nero [Red and Black] (in Italian). Baldini & Castoldi. p. 22. ISBN 88-85987-95-8.
  2. ^
    Storia della guerra civile in Italia
  3. ^ See the books from Italian historian Giorgio Pisanò Storia della guerra civile in Italia, 1943–1945, 3 voll., Milano, FPE, 1965 and the book L’Italia della guerra civile («Italy of civil war»), published in 1983 by the Italian writer and journalist Indro Montanelli as the fifteen volume of the Storia d’Italia («History of Italy») by the same author.
  4. ^ See as examples Renzo De Felice and Gianni Oliva.
  5. ^ See as examples the interview to French historian Pierre Milza on the Corriere della Sera of 14 July 2005 (in Italian) and the lessons of historian Thomas Schlemmer at the University of Munchen (in German).
  6. ^ Payne, Stanley G. (2011). Civil War in Europe, 1905-1949. Cambridge University Press. p. 202. ISBN 9781139499644.
  7. ^ There are three fundamental decrees that seal the legislative work, already active since 1944: All powers to CLNAI; Decree for the administration of justice; Of socialization.
  8. ^ «Fondazione ISEC — cronologia dell’insurrezione a Milano — 25 aprile» (in Italian). Retrieved 14 February 2022.
  9. ^ «Torino 1938|45 — la citta’ della liberazione (Solo testo)».
  10. ^ «Italia», Dizionario enciclopedico italiano (in Italian), vol. VI, Treccani, 1970, p. 456
  11. ^ Dieter Nohlen & Philip Stöver (2010) Elections in Europe: A data handbook, p. 1047 ISBN 978-3-8329-5609-7
  12. ^ Smyth, Howard McGaw Italy: From Fascism to the Republic (1943–1946) The Western Political Quarterly vol. 1 no. 3 (pp. 205–222), September 1948.JSTOR 442274
  13. ^ a b «DECRETO LEGISLATIVO LUOGOTENENZIALE 22 aprile 1946, n. 185» (in Italian). Retrieved 28 April 2015.
  14. ^ «Per celebrare la totale liberazione del territorio italiano, il 25 aprile 1946 è dichiarato festa nazionale»
  15. ^ «L. 27 maggio 1949, n. 260. «Disposizioni in materia di ricorrenze festive»» (PDF) (in Italian). Retrieved 24 May 2011.
  16. ^ «Sono considerati giorni festivi, agli effetti della osservanza del completo orario festivo e del divieto di compiere determinati atti giuridici, oltre al giorno della festa nazionale, i giorni seguenti:[…] il 25 aprile, anniversario della liberazione;[…]»
  17. ^ Tobia, Bruno (2011). L’Altare della Patria (in Italian). Il Mulino. p. 109. ISBN 978-88-15-23341-7.

External links[edit]

  • «La Liberazione» (in Italian).
  • «Festa della Liberazione, perché si celebra il 25 aprile» (in Italian).

From Wikipedia, the free encyclopedia

Liberation Day
2013-04-25 Porta san Paolo Roma.jpg

Anti-fascist demonstration for 25 April at Porta San Paolo in Rome in 2013

Official name Italian: Anniversario della liberazione d’Italia
Also called Anniversary of the Liberation,
Anniversary of the Resistance,
25 April
Observed by  Italy
Significance Celebrates the liberation of Italy from Nazifascism
Date 25 April
Next time 25 April 2023
Frequency annual
First time 25 April 1946
Related to
  • Tricolour Day (7 January)
  • National Memorial Day of the Exiles and Foibe (10 February)
  • Anniversary of the Unification of Italy (17 March)
  • Festa della Repubblica (2 June)
  • National Unity and Armed Forces Day (4 November)

Liberation Day (Italian: Festa della liberazione), also known as the Anniversary of Italy’s Liberation (Anniversario della Liberazione d’Italia), Anniversary of the Resistance (Anniversario della Resistenza), or simply 25 April (25 aprile) is a national holiday in Italy that commemorates the victory of the Italian resistance movement against Nazi Germany and the Italian Social Republic, puppet state of the Nazis and rump state of the fascists, in the Italian Civil War, a civil war fought in Italy during World War II. That is distinct from Republic Day (Festa della Repubblica), which takes place on 2 June.

History[edit]

Turin, 6 May 1945. Parade for the liberation of the city

Although other European countries such as Norway, the Netherlands, and France also had partisan movements and collaborationist governments with Nazi Germany during World War II, armed confrontation between compatriots was most intense in Italy, making the Italian case unique.[1] In 1965, the definition of «civil war» was used for the first time by fascist politician and historian Giorgio Pisanò in his books,[2][3] while Claudio Pavone’s book Una guerra civile. Saggio storico sulla moralità della Resistenza (A Civil War. Historical Essay On the Morality Of the Resistance), published in 1991, led the term «Italian Civil War» to become a widespread term used in Italian[4] and international[5][6] historiography.

The date was chosen by convention, as it was the day of the year 1945 when the National Liberation Committee of Upper Italy (CLNAI) — whose command was based in Milan and was chaired by Alfredo Pizzoni, Luigi Longo, Emilio Sereni, Sandro Pertini, and Leo Valiani (present among others the designated president Rodolfo Morandi, Giustino Arpesani, and Achille Marazza) — proclaimed a general insurrection in all the territories still occupied by the Nazi-fascists, indicating to all the partisan forces active in Northern Italy that were part of the Volunteer Corps of Freedom to attack the fascist and German garrisons by imposing the surrender, days before the arrival of the Allied troops; at the same time, the National Liberation Committee for Northern Italy personally issued legislative decrees,[7] assuming power «in the name of the Italian people and as a delegate of the Italian Government», establishing among other things the death sentence for all fascist hierarchs,[8] including Benito Mussolini, who would be shot and killed three days later. «Surrender or die!» was the rallying call of the partisans that day and those immediately following.

The end of the war on Italian territory, with the definitive surrender of the Nazi-Fascist forces to the Allied Army, took place on 2 May, as formally established by the representatives of the forces in the field during the so-called surrender of Caserta, signed on 29 April 1945: these dates also mark the definitive defeat of fascism. By 1 May, all of northern Italy was liberated, including Bologna (21 April), Genoa (23 April), Milan (25 April), Turin[9] and Venice (28 April). The liberation put an end to 23 years of fascist dictatorship and five years of war. The aftermath of World War II left Italy with an anger against the monarchy for its endorsement of the Fascist regime for those 23 years. These frustrations contributed to a revival of the Italian republican movement.[10] The liberation symbolically represents the beginning of the historical journey which led to the referendum of 2 June 1946, when Italians opted for the end of the monarchy and the creation of the Italian Republic, which was followed by the adoption of the Constitution of the Republic in 1948,[11] resulting from the work of a Constituent Assembly formed by the representatives of all the anti-fascist forces that contributed to the defeat of Nazi and Fascist forces during the Italian Civil War.[12]

Institution and celebrations[edit]

The current date was chosen in 1946. On the proposal of the Prime Minister Alcide De Gasperi, King Umberto II, then prince and lieutenant of the Kingdom of Italy, on 22 April 1946 issued the lieutenant legislative decree n. 185 «Disposizioni in materia di ricorrenze festive» («Provisions on festive occasions»).[13] The bill states that:[13]

In celebration of the total liberation of the Italian territory, 25 April 1946 is declared a national holiday[14]

— Lieutenant legislative decree n. 185/1946, art. 1

The anniversary was also celebrated in subsequent years, but only on 27 May 1949, article 2 of law n. 260 «Disposizioni in materia di ricorrenze festive» («Provisions on festive occasions») made the anniversary a permanent, annual national holiday, together with the Italian national holiday of 2 June:[15]

The following days are considered public holidays, for the purposes of observing the full holiday schedule and the prohibition of performing certain legal acts, in addition to the day of the national holiday, the following days:
[…]
25 April, the anniversary of the liberation;[16]
[…]

— Law n. 260/1949, art. 2

Since then, public events in memory of the event, like marches and parades, have been organized annually in all Italian cities — especially in those decorated with military valor for the war of liberation. Among the events of the festival program there is the solemn homage, by the President of Italy and other important officers of the State, to the chapel of the Italian Unknown Soldier (Milite Ignoto), buried in the Altare della Patria in Rome, with the deposition of a laurel wreath in memory of the fallen and missing Italians in wars.[17]

See also[edit]

  • Italian Civil War
  • Italian resistance movement
  • National Liberation Committee
  • Liberation Day
  • Public holidays in Italy
  • Anniversary of the Unification of Italy
  • Festa della Repubblica
  • National Memorial Day of the Exiles and Foibe
  • National Unity and Armed Forces Day
  • Tricolour Day

References[edit]

  1. ^ De Felice, Renzo (1995). Rosso e Nero [Red and Black] (in Italian). Baldini & Castoldi. p. 22. ISBN 88-85987-95-8.
  2. ^
    Storia della guerra civile in Italia
  3. ^ See the books from Italian historian Giorgio Pisanò Storia della guerra civile in Italia, 1943–1945, 3 voll., Milano, FPE, 1965 and the book L’Italia della guerra civile («Italy of civil war»), published in 1983 by the Italian writer and journalist Indro Montanelli as the fifteen volume of the Storia d’Italia («History of Italy») by the same author.
  4. ^ See as examples Renzo De Felice and Gianni Oliva.
  5. ^ See as examples the interview to French historian Pierre Milza on the Corriere della Sera of 14 July 2005 (in Italian) and the lessons of historian Thomas Schlemmer at the University of Munchen (in German).
  6. ^ Payne, Stanley G. (2011). Civil War in Europe, 1905-1949. Cambridge University Press. p. 202. ISBN 9781139499644.
  7. ^ There are three fundamental decrees that seal the legislative work, already active since 1944: All powers to CLNAI; Decree for the administration of justice; Of socialization.
  8. ^ «Fondazione ISEC — cronologia dell’insurrezione a Milano — 25 aprile» (in Italian). Retrieved 14 February 2022.
  9. ^ «Torino 1938|45 — la citta’ della liberazione (Solo testo)».
  10. ^ «Italia», Dizionario enciclopedico italiano (in Italian), vol. VI, Treccani, 1970, p. 456
  11. ^ Dieter Nohlen & Philip Stöver (2010) Elections in Europe: A data handbook, p. 1047 ISBN 978-3-8329-5609-7
  12. ^ Smyth, Howard McGaw Italy: From Fascism to the Republic (1943–1946) The Western Political Quarterly vol. 1 no. 3 (pp. 205–222), September 1948.JSTOR 442274
  13. ^ a b «DECRETO LEGISLATIVO LUOGOTENENZIALE 22 aprile 1946, n. 185» (in Italian). Retrieved 28 April 2015.
  14. ^ «Per celebrare la totale liberazione del territorio italiano, il 25 aprile 1946 è dichiarato festa nazionale»
  15. ^ «L. 27 maggio 1949, n. 260. «Disposizioni in materia di ricorrenze festive»» (PDF) (in Italian). Retrieved 24 May 2011.
  16. ^ «Sono considerati giorni festivi, agli effetti della osservanza del completo orario festivo e del divieto di compiere determinati atti giuridici, oltre al giorno della festa nazionale, i giorni seguenti:[…] il 25 aprile, anniversario della liberazione;[…]»
  17. ^ Tobia, Bruno (2011). L’Altare della Patria (in Italian). Il Mulino. p. 109. ISBN 978-88-15-23341-7.

External links[edit]

  • «La Liberazione» (in Italian).
  • «Festa della Liberazione, perché si celebra il 25 aprile» (in Italian).

25 апреля в Италии отмечается национальный Праздник Освобождения.

В этот день в 1945 году на севере Италии началось вооруженное восстание, в результате которого страна при поддержке войск антигитлеровской коалиции вскоре была освобождена от немецкой оккупации и фашистской диктатуры.

Во вторую мировую войну Италия вступила 10 июня 1940 года на стороне фашистской Германии.

Летом 1944 года под влиянием крупных побед Советских Вооруженных Сил и армий западных союзников активизировалась антифашистская освободительная борьба. Этому способствовало также усиление позиций прогрессивных сил в самой Италии. В этот период резко возросла численность партизан. Так, если в феврале-марте 1944 года в Северной Италии их насчитывалось 20-30 тысяч человек, то к 15 июня их уже было 82 тысячи. В их рядах сражалось значительное количество советских граждан, бежавших из фашистских лагерей.

Руководили этой борьбой объединенные антифашистские организации. В Риме это был Центральный комитет национального освобождения, в Милане — Комитет национального освобождения Северной Италии (КНОСИ).

В июне 1944 года все соединения были сведены в единую партизанскую армию — Корпус добровольцев свободы (КДС) с единым главным командованием.

В августе 1944 года в ходе упорной борьбы была освобождена Флоренция, в ней принимали участие 28 тысяч повстанцев. 30 тысяч партизан спустились из горных местностей. Были также освобождены части Пьемонта, Лигурии и Центральной Италии.

7 декабря 1944 года между КНОСИ и руководством союзнических войск были подписаны так называемые Римские протоколы, согласно которым союзники должны были оказать военно-техническую помощь партизанам. Со своей стороны, руководство Сопротивления обязалось после освобождения страны передать власть союзникам.

Весной 1945 года ситуация на фронтах войны, продвижение Красной армии и освобождение ею Восточной Европы, наступление союзнических войск в Северной Италии способствовали новому подъему антифашистских выступлений.

25 апреля началось подготовленное КНОСИ всеобщее национальное восстание в Генуе. Партизанская армия насчитывала 224 тысячи человек. Были освобождены 100 итальянских городов, в том числе Милан, Турин, Венеция, Болонья. Пытавшийся бежать в Швейцарию Муссолини был захвачен в плен и по решению Комитета национального освобождения Северной Италии 28 апреля 1945 года расстрелян.

Итоги войны для Италии были тяжелыми. От начала войны до 8 сентября 1944 года Италия потеряла на фронтах 182 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, более 77 тысяч умерли в плену и концентрационных лагерях. Потери итальянской армии только за 1944-1945 годы составили более 6 тысяч, а партизанской армии — более 44 тысяч человек.

Официальные торжества по случаю Праздника Освобождения традиционно начинаются в центре Рима на площади Венеции, где первые лица республики возлагают венок к могиле Неизвестного солдата у Алтаря Отечества.

В этот день по всей стране проходят торжественные мероприятия, исторические реконструкции, фестивали, ярмарки, концерты.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Фашизм

Фашист

Duce.jpg

Гностическая массовая идеология Нового времени. Антилиберальная, антимарксистская активистская идеология. Разновидность правого модернизма.

Воплощением фашизма стала фашистская Италия: Королевская Италия (1922 – 1943) и Итальянская социальная республика (1943 – 1945).

Содержание

  • 1 влияние
  • 2 активизм
  • 3 гностическое безумие, волюнтаризм
  • 4 светская мистика
    • 4.1 миф возрождения
    • 4.2 мистика времени
    • 4.3 мистика коллектива
  • 5 новый человек
    • 5.1 мистика пространства
  • 6 воззрения
  • 7 светский культ
    • 7.1 священные времена
      • 7.1.1 праздники годового круга
    • 7.2 «таинства»
    • 7.3 ритуальные жесты
  • 8 государства
  • 9 представители
  • 10 лозунги
  • 11 изображения
  • 12 источники

влияние

Марксизм, национализм Мадзини, футуризм, светская политическая мистика Шарля Пеги.

Бенито Муссолини признавался: «Я официально заявляю, что без футуризма не было бы фашистской революции» [1]:41. В 1924 Бенедетто Кроче утверждал: «Для каждого, у кого есть чувство связи исторических явлений, очевидно, что идеальные корни фашизма следует находить в футуризме». Кроче перечислял общие идеологемы фашизма и футуризма: культ действия, нетерпимость к оппозиции, стремление к новизне, презрение к культуре и традиции, прославление молодости [2].

В конце 1930-х Дмитрий Мережковский изучал идеи фашизма. В 1939 лично встречался с Муссолини.

активизм

Как пишет исследователь итальянского фашизма Эмилио Джентиле, «как мировоззрение фашизм всегда демонстрировал свое презрение к формальной и рациональной политической мысли, гордился своим духом действия, духом реализма и активизма, современным и прагматическим, всегда актуальным и готовым действовать в любой возникшей обстановке. С другой стороны, эта „антиидеологическая идеология“ в конечном счете сводится к активистскому и релятивистскому отношению к жизни и политике, и к духу восстания против истеблишмента и буржуазных обычаев, в сочетании с резкой враждебностью к либерализму и социализму, пацифизму и интернационализму, а также к статичному традиционализму и консерватизму» [1]:79-80.

Современный исследователь фашизма отмечает: «Фашистская идеология и сопутствующая ее тактика были разработаны фашистами в интересах революционной общественно-политической деятельности, достигая тем самым смешения ума и тела, слова и дела» [3].

Эмилио Джентиле отмечает, что через деятельность фашистской партии Италии «тоталитарный фашизм стремился воплотить в жизнь „первенство политики“ через смешение „личного“ и „общественного“» [1]:104. Фашизм «пытался совершенно растворить „частное“ в „общественном“, тотально подчинив ценности частной жизни (чувства, мораль, культуру, труд) верховной политической ценности — государству» [1]:85-86.

гностическое безумие, волюнтаризм

Характерен мистический прыжок в несуществующее неизвестное, который совершается и в идеологии марксизма, и в анархизме, и в либерализме. «Будь, что будет! — поется в гимне юных фашистов — За Дуче, Отечество и Короля! Это доверено нам. Мы — выполним!»

Идеология погружает человека в мир, где все возможно: «Фашисты, как одержимые безумием, были убеждены, что обладают силой воли, которая может преодолеть любые ограничения и способны оказать сопротивление объективной действительности, преобразив реальность и природу человека по образу своего мифа. Следуя этой цели, фашизм вверг итальянцев во Вторую мировую войну. Фашизм хотел покорить новые страны и распространить тоталитарную „новую цивилизацию“ по всей Европе. На самом же деле фашизм породил лишь страдания, смерть и разрушение» [1]:181.

светская мистика

миф возрождения

Ведущий специалист в области идеологии фашизма Роджер Гриффин вводит понятие «палингенесии» в свое одностороннее, но улавливающее суть дела определение фашизма с «центральным мифом о близком возрождении национального государства, находящегося в состоянии упадка и распада, возрождении к пост-либеральному и определенно антимарксистскому новому порядку. Такая концепция может быть кратко выражена словосочетанием „возрожденческий супернационализм“» (palingenetic ultranationalism) [4].

мистика времени

В фашизме мы встречаем мистику настоящего момента — «здесь и сейчас» — что хорошо отражает активистскую сущность этой идеологии.

В фашизме мистика времени обращена к вечному настоящему.

мистика коллектива

Исследователь итальянского фашизма Эмилио Джентиле указывает: «Нация должна была стать современным божеством новой и светской религии, которая должна была проповедоваться в ритуалах и символах» [1]:109.

новый человек

Согласно Эмилио Джентиле, «в итальянском фашизме „новый человек“ не предшествовал государству (в отличие от национал-социалистического „нового человека“): он был создан государством, которое формировало человеческую природу в нужных государству целях. Новый человек итальянского фашизма должен был стать новым типом гражданина, так называемым „гражданином-солдатом“ (cittadino soldato), живущим полностью в государстве и для государства» [1]:86.

Генсек Национальной фашистской партии Акилле Стараче отчитывался в 1939: «Создание нового человека, нового итальянца Муссолини, способного верить, повиноваться, воевать, было нашей постоянной целью, к достижению который мы прилагали все усилия партии. В сложной партийной машине даже самые важные части могут быть заменены на другие, и наше движение вперед не остановится и наше направление не изменится. Это происходит потому, что несмотря на невероятный охват нашей организации, она основана на обезличивании: деятельность партии основана не на индивидуализме, а на идее, которая порождена безграничной верой в Человека, в котором партия без остатка отражена» [1]:103.

Власть Муссолини, по словам одного из ведущих юристов режима, есть «сама в себе идеальная форма, это состояние благодати духа, это героическая диктатура». Главный философ фашизма Джованни Джентиле писал о Муссолини: «Это герой, особенный и Провидением посланный дух. В нем воплотилась сама идея, и она непрерывно трепещет в нем в мощном ритме юной и цветущей жизни» [1]:139.

мистика пространства

В фашизме мы встречаем миф о жизненном пространстве.

воззрения

Душа = телу, Мыследействие, Не слово, а дело, Новый человек, Ужасная жизнь

светский культ

Итальянский фашизм сознательно стремился превратить всю жизнь страны в один непрекращающийся политический спектакль. В 1933 Муссолини выдвигает идею «массового театра», то есть фашистской псевдолитургии.

The choreography of the fascist cult, the countless collective celebrations with songs and music, the festivals and spectacles staged in the piazzas by the political culture of the regime, the transformation of political mobilization into a continuous theatrical — religious — performance all this could appear to the futurists as a realization, however minimal, of the ideal city imagined by Marinetti in his brief work, Beyond Communism:

The proletariat of gifted men in power will create the theater free to all and the great Futurist Aero-Theater. Music will reign over the world. Every town and city square will have its great instrumental and vocal orchestra. So there will be, everywhere, fountains of harmony streaming day and night from musical genius and blooming in the sky, to color, gentle, reinvigorate, and refresh the dark, hard, banal, convulsive rhythm of daily life [1]:65.

Fascism was the first political mass movement of the twentieth century which consciously surrounded itself with a religious aura, using the rituals and symbols of war and the political liturgy which Gabriele D’Annunzio had developed at Fiume. Fascism explicitly stated this totalitarian obsession: “the idea of the State must be instilled in young minds from infancy with the suggestion of the myth, so that with growth it will develop into forms of civil discipline and a working army.” [1]:83.

Итальянский фашизм прославлял все виды коллективной жизни в публичном пространстве: парады, гимнастику, спорт. Эти массовые зрелища должны были служить «пропаганде веры», укреплению духа служения общественному благу. Согласно фашистской мифологии, в этих действах гражданин становился интегральной частью народа, в котором государство живет как дух в теле.

«Нация должна была стать современным божеством новой и светской религии, которая должна была проповедоваться в ритуалах и символах» [1]:109.

священные времена

Фашистское летоисчисление начинается с 28 октября 1922: первый год фашистской эры (Era fascista).

  • «День веры» (18 декабря 1935).

В 1935 учреждаются «фашистские субботы», которые служили созиданию нового итальянца через физические упражнения, военные парады и политические митинги [1]:101-102.

праздники годового круга

  • 28 октября — начало фашистского года;
  • 23 марта — основание Итальянского союза борьбы;
  • 21 апреля — годовщина основания Рима и фашистский день трудящихся.

В 1927 был учрежден главный праздник фашистского года: «Фашистский призыв» (Leva fascista), аналог католической конфирмации. В этот день совершался прием в партию молодых активистов. Главная церемония проходила в Риме, где с речью выступал Бенито Муссолини[1]:101.

«таинства»

Во время войны в Эфиопии по всей Италии праздновался «День веры» (18 декабря 1935).

Итальянки жертвовали обручальные кольца и получали взамен стальные кольца. В Риме был воздвигнут «Алтарь Отечества», на котором был разведен огонь. В него королева Италии и вдовы погибших на войне бросили свои обручальные кольца. Согласно донесению французского посольства, все празднование носило торжественный характер мистического обручения народа с государством [1]:118.

ритуальные жесты

Римское приветствие.

государства

Единственным чистым воплощением идеологии фашизма стала фашистская Италия: Королевская Италия] (1922 – 1943) и Итальянская социальная республика (1943 – 1945).

представители

Бенито Муссолини, Итало Бальбо, Курцио Малапарте, Филиппо Маринетти, Джованни Джентиле.

лозунги

«Credere, obbedire, combattere».«Верить, повиноваться, сражаться». Лозунг на стене здания в Сали-Верчеллезе.

  • Me ne frego (Мне наплевать!)
  • Libro e moschetto, fascista perfetto (Книга и ружье: идеальный фашист)
  • Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato (Всё в государстве, ничего вне государства, ничто против государства)
  • Credere, obbedire, combattere (Верить, повиноваться, сражаться)
  • Chi si ferma è perduto (Кто сомневается, тот проиграл)
  • Se avanzo, seguitemi; se indietreggio, uccidetemi; se muoio, vendicatemi (Если я атакую, следуйте за мной. Если я отступаю, убейте меня. Если я умру, отомстите за меня)
  • Viva il Duce (Да здравствует Дуче!)
  • La guerra è per l’uomo come la maternità è per la donna (Война для мужчины это то же, что материнство для женщины)
  • Boia chi molla (Кто сдается, тот негодяй)
  • Molti nemici, molto onore (Чем больше врагов, тем больше чести)
  • Dux mea lux (Вождь — светильник мой)
  • Duce, a noi (Наш Дуче!)
  • Mussolini ha sempre ragione (Муссолини всегда прав!)
  • Vincere, e vinceremo (Побеждать! Победим!)

изображения

  • Авиационный круиз десятилетия  

  • Banditi e ribelli — ecco la vostra fine 

  • Бенито Муссолини  

  • Credere, obbedire, combattere 

  • Муссолини с соратниками  

  • Гробница Муссолини  

  • Dux mea lux  

  • Фашистская символика 

  • Фашистская молодежь

  • Джовинецца  

  • Митинг Гитлера 

  • Londra (Лондон) 

  • Непрерывный профиль Муссолини  

  • Много врагов, много чести

  • Непрерывный профиль Муссолини  

  • Муссолини и генералитет в движении  

  • Сотрудники программы эвтаназии на отдыхе 

  • Поддержка бойца из отряда «Отчаянных» (La Disperata) 

… см. далее


Свернуть


Развернуть


источники

  • Вериста. Основные начала российского фашизма. Тезисы русского фашиста. репринт. — Париж: Клич, 1938.
  •  Ленель-Лавастин Александра. Забытый фашизм. Ионеско, Элиаде, Чоран.. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  •  Нольте, Эрнст. Фашизм в его эпохе. Аксьон Франсэз. Итальянский фашизм. Национал-социализм. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
  •  Стефан, Джон. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. — М.: Слово, 1992.
  •  Adamson, Walter L. Avant-garde Florence. From modernism to fascism. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1993.
  •  Bendiscioli, Mario; Moenius, Giorgio; Wust, Pietro; Herwegen, Ildefons. Romanesimo e germanesimo. La crisi dell’occidente. — Morcelliana, 1933.
  •  Blamires, Cyprian P.; Jackson, Paul. World fascism. A historical encyclopedia: ABC-CLIO. — 2006.
  •  Bosworth R. J. B. Mussolini. — London, New York: Arnold; Oxford University Press, 2002.
  •  Cornwell, John. Hitler’s pope. The secret history of Pius XII. — New York: Penguin Books, 2002.
  •  Costa, Pinto António. Rethinking the Nature of Fascism. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010.
  •  Davies, Peter; Lynch, Derek. The Routledge companion to fascism and the far right. — London, New York: Routledge, 2002.
  •  Drake, Richard. Apostles and agitators. Italy’s Marxist revolutionary tradition. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2003.
  •  Eatwell, Roger. Fascism. A history. — London: Pimlico, 2003.
  •  Gentile, Emilio. Fascism as Political Religion // Journal of Contemporary History. — 1990. — № 25 (2/3). — P. 229–251
  •  Gentile, Emilio. Le religioni della politica. Fra democrazie e totalitarism. — i. Roma [u.a.]: GLF Ed. Laterza, 2001.
  •  Gentile, Emilio. The struggle for modernity. Nationalism, futurism, and fascism. — Westport, Conn.
  •  Gregor, A. James. Mussolini’s intellectuals. Fascist social and political thought. — Princeton, N.J: Princeton University Press, 2005.
  •  Griffin, Roger. The nature of fascism. — London, New York: Routledge, 1993.. : ,
  •  Griffin, Roger. Fascism past and present. An international debate on concepts and cases in the comparative study of the extreme right. — Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2006.
  •  Griffin, Roger. A fascist century / Edited by Matthew Feldman. — Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan, 2008. — P. 26.
  •  Griffin, Roger; Loh, Werner; Umland, Andreas. Fascism past and present, West and East. An international debate on concepts and cases in the comparative study of the extreme right. — 2014.
  •  Kertzer, David I. The Pope and Mussolini. The secret history of Pius XI and the rise of Fascism in Europe. — New York: Random House, 2014.
  •  Knox, MacGregor. To the threshold of power, 1922/33. Origins and dynamics of the fascist and national socialist dictatorships, volume 1. — Cambridge, UK, New York, 2007. — Vol. Cambridge University Press.
  •  Ludwig, Emil. Talks With Mussolini. — Boston, 1933.
  •  Morgan, Philip. Fascism in Europe, 1919-1945. — London, New York: Routledge, 2003.
  •  Morgan, Philip. The Fall Of Mussolini: Italy, The Italians, And The Second World War. — Oxford University Press, 2007.
  • Partito nazionale fascista. Il cittadino soldato. Testi per 1 corsi di preparazione politica. — Roma: La libreria dello stato, 1936.
  •  Payne, Stanley G. Fascism, comparison and definition. — Madison: University of Wisconsin Press, 1980.
  •  Payne, Stanley G. A history of fascism, 1914-1945. — Madison: University of Wisconsin Press, 1995.
  •  Payne, Stanley G., Mallett, Robert; Griffin, Roger; Tortorice, John S. The Sacred in Twentieth-Century Politics. Essays in honour of Professor Stanley G. Payne. — Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan, 2008.
  •  Poewe, Karla O. New religions and the Nazis. — New York: Routledge, 2006.
  •  Pyta, Wolfram; Kretschmann, Carsten; Ignesti, Giuseppe; Di Maio Tiziana. Die Herausforderung der Diktaturen: Katholizismus in Deutschland und Italien 1918–1943/45. — Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 2009.
  •  Sternhell, Zeev; Sznajder, Mario; Ashéri, Maia. The birth of fascist ideology. From cultural rebellion to political revolution. — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1994.
  •  Vondung, Klaus. The apocalypse in Germany. — Columbia, Mo: University of Missouri Press, 2000.
  •  Wolin, Richard. The seduction of unreason. The intellectual romance with fascism : from Nietzsche to postmodernism. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004.
  •  Woodley, Daniel. Fascism and political theory. Critical perspectives on Fascist ideology. — London, New York: Routledge, 2010.

Сноски


  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14  Gentile, Emilio. The struggle for modernity. Nationalism, futurism, and fascism. — Westport, Conn.
  2. цит. по Gentile, Emilio. The struggle for modernity. Nationalism, futurism, and fascism. — Westport, Conn. — P. 41-42.
  3.  Feldman, Matthew. Editorial Introduction // A fascist century. — Basingstoke, England, New York: Palgrave Macmillan, 2008. — P. xviii.
  4.  Griffin, Roger. Modernity Under the New Order: The Fascist Project for Managing the Future // A fascist century. — Basingstoke, England, New York: Palgrave Macmillan, 2008. — P. 26.

Многие итальянские праздники весьма похожи на те, которые отмечают в Европе и во всем мире. Лучшими примерами в этом случае являются Новый Год и Рождество. Тем не менее, существует и ряд других празднеств, таких как Хэллоуин, которые были особенно изменены итальянцами. В стране вина и солнца представлен и ряд других праздников, типичных исключительно для Италии. Вот десятка самых отмечаемых и самых любимых итальянцами праздников.

Карнавал (Carnevale)

Карнавал, также известный как Марди Грасс, реализуется и в других странах из разных уголках мира. В Италии же он проходит за 40 дней до светлого праздника Пасхи. В стране, где живут энергичные и веселые люди, и карнавал проходит в таком же духи: море красок, эмоций и впечатлений обрушиваются на Италию каждую весну. Самый известный, конечно, в Венеции.

Карнавал-в-Италии-1

Непорочное зачатие (Immacolata Concezione)

Торжество-непорочного-зачатия-Девы-Марии-в-Италии

Торжество непорочного зачатия Девы Марии проходит в Италии 8 декабря и считается одним из самых значимых праздников. Огромное количество верующих в этот день посещают праздничные мессы.

День Республики (Festa della Repubblica)

День-Республики-1

Из года в год 2 июня итальянцы отмечают очередную годовщину, когда Италия стала республикой, отменив законы монархии. К слову, произошло это в 1946 году. Учитывая тот факт, что король Италии неоднократно поддерживал фашистского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini) во времена Второй мировой войны, население страны стало негативно относиться к монархии. И неудивительно, помимо этого у представителей “голубой крови” Италии имеются и другие “заслуги”.

Эпифания (Epifania)

Эпифания-6-января-итальянский-праздник

Этот праздник отмечается каждый год 6 января, означая конец рождественских праздников. В этот день на итальянских улицах царит сказочная атмосфера, а малыши ждут дома подарков от доброй ведьмы Бефаны, которая приходит в дома с дарами, как некогда пришли волхвы к новорожденному Иисусу.

День освобождения (Festa della Liberazione)

День-освобождения-Италии-от-фашизма-25-апреля

День освобождения Италии от фашизма празднуется каждый год 25 апреля. В этот день все итальянцы почитают память жертв режима и кровопролитной Второй мировой войны.

День труда (Festa dei Lavoratori)

1-мая-День-труда-в-Италии

Несмотря на то, что многие страны отмечают День Труда 1 мая, для итальянцев этот праздник означает гораздо большее, чем почитание труда рабочих. В этот день многочисленные либеральные политические партии выступают с протестами по многим вопросам. И хоть обычно День Труда заканчивается без серьезных инцидентов, он все же является политически окрашенным праздником.

Феррагосто (Ferragosto)

Феррагосто-15-августа-Италия

Не считая Новый Год, Пасху и Рождество, это, пожалуй, самый важный и самый отмечаемый праздник в Италии. Каждый год 15 августа итальянцы отмечают Вознесение Богородицы – день, когда Дева Мария вознеслась на небо. Во время празднований Феррагосто вся Италия буквально замирает, и никто не упускает возможности насладиться удивительной атмосферой, витающей в воздухе.

Пасха (Pasqua)

Пасха-в-Италии

У итальянского варианта Пасхи имеется целый ряд традиций и ритуалов. Стоит отметить, что и понедельник, следующий за Пасхой, является для итальянцев национальным праздником. Накануне этого праздника итальянцы тщательно к нему готовятся, посещая многочисленные мессы и службы.

Новый Год (Il Capodanno)

Новый-год-в-Италии

Один из самых масштабных празднеств в Италии. Друзья и близкие собираются все вместе на огромных вечеринках. А в полночь небо раскрашивается красочными фейерверками, а итальянцы приветствуют новый год под звон бокалов, наполненных просекко или спруманте – местным вариантом игристого вина.

  • Новогодние традиции и обычаи в Италии
  • Как встречают Новый год в Италии?

Рождество (Natale)

Рождество-в-Италии-праздник-24-25-декабря

Рождественские праздники отмечают с кануна Рождества и вплоть до Эпифании, иначе говоря, с 24 декабря по 6 января. Это время сопровождается многочисленными традициями и ритуалами, которые объединяют всю семью.

  • Традиционное Рождество в Италии: где, как и с кем?
  • Рождественские ярмарки в Италии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники фаст фуда
  • Праздники фанатов бтс
  • Праздники учителей 2022
  • Праздники уфы 2022
  • Праздники уфсин ставропольского края