Праздники финоугорских народов национальные

7 место. «Рыжий» фестиваль в Удмуртии С 2004 года каждую осень в Ижевске проводится ежегодный «Рыжий фестиваль». По данным ученых-этнографов, самый рыжий народ России — удмурты. Фестиваль не имеет узкой этнической направленности, проходит в форме межкультурного диалога. «Рыжий фестиваль», демонстрируя отличительную особенность удмуртов, возрождает гордость за собственные национальные корни. Он состоит из серии акций и …

7 место. «Рыжий» фестиваль в Удмуртии

С 2004 года каждую осень в Ижевске проводится ежегодный «Рыжий фестиваль». По данным ученых-этнографов, самый рыжий народ России — удмурты. Фестиваль не имеет узкой этнической направленности, проходит в форме межкультурного диалога.

«Рыжий фестиваль», демонстрируя отличительную особенность удмуртов, возрождает гордость за собственные национальные корни. Он состоит из серии акций и конкурсов на площадках: «Папа, мама, я — рыжая семья», «Рыжая мелодия», «Рыжий стадион», «Рыжий подиум» и так далее. Итоговым мероприятием на фестивале является «Рыжее шествие».

Фото Артака Амаряна

6 место. Фестиваль самодеятельных коми композиторов «Василей»

«Василей гаж» — республиканский фестиваль современной национальной песни коми, который проводится ежегодно в селе Усть-Кулом в канун Старого Нового года. Свое название фестиваль получил по имени инициаторов его проведения коми композиторов – Василия Лодыгина, Василия Гущина и Василия Чувьюрова.

До начала гала-концерта фестиваля проходят народные гулянья с песнями и танцами. Фестиваль призван развивать песенное искусство коми и пропагандировать творчество коми музыкантов, это хорошая стартовая площадка для начинающих композиторов, исполнителей и поэтов-песенников. По итогам конкурса выявляются лучшие исполнители коми песни, которым присваиваются различные номинации.

© Пресс-служба ГАУ Республики Коми «Центр народного творчества и повышения квалификации»

5 место. Моление бараньего оврага (эрзя, мокша)

В селе Савкино (Саратовская область) сохранилась традиция религиозного праздничного моления, берущего свои корни из языческой мифологии. Недалеко от села есть родник, его название на мордовском — «Баран-Латка». Этот родник находится в овраге, который раньше служил ограждением от посторонних глаз во время обрядов. Кстати, вода в роднике считается целебной.

Языческая пора давно прошла, но привычка молиться у родника сохранилась. Теперь вместо языческого жреца молитвами руководит православный священник. У родника совершаются молебны о сохранении скота (на что и наводит название родника «Баран-Латка»), моления о дожде и других благах для жителей района.

4 место. Вороний день (ненцы, манси, ханты)

Вороне, как покровительнице женщин и детей, издавна посвящали праздник. На языке ханты ее называли «Вурна хатл», по-мансийски — «Уринэква хотал». Наступление весны и рождение новой жизни — особо значимые события, которые на Севере с давних времен связывали с деяниями Небесной Девы-Матери, принимающей облик Вороны. Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу.

Празднование Вороньего дня проходит шумно и весело, проводятся обряды и приношения духам-покровителям, традиционные танцы, игры и состязания. В завершении праздника предлагается угостить Ворону традиционной кашей и отведать угощения самим. А также завязать ленточку на священном дереве с пожеланиями рождения детей, их здоровья и благополучия.

ugranow.ru

3 место. Народный праздник мокши «Акша Келу» («Белая береза»)

Почитание леса, воды, окружающей природы очень ярко проявилось в мордовской мифологии. Очень важным является в ней образ Келу (березы), являющей собой центр мироздания. Келу соотнесено со всеми тремя мирами: подземным (миром умерших), верхним (миром мифологических покровителей) и земным (соединяющим миром). По преданию это неизвестное ранее дерево впервые выросло на могиле красивой, смелой девушки Киля, сражавшейся с ногайцами. В ее честь и назвали это дерево – Келу.

И сегодня в Зубово-Полянском районе на правом берегу реки Вад, возле села Вадовские Селищи проводится в день Святой Троицы праздник «Акша келу» («Белая берёза»). По давней традиции в этот день с раннего утра собираются женщины в праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу и начавшееся лето, к которому они взывают о хорошем урожае.

Фото — «Диагональ»

2 место. Певческий праздник марийцев «Пеледыш айо»

Межрегиональный праздник песни «Пеледыш айо» («Праздник песни») проводится в Горномарийском районе Марий Эл, в деревне Сиухино. Это традиционный праздник хоровых коллективов, вокальных ансамблей, солистов, музыкантов и артистов различных жанров. Праздник проводится более 80 лет и символизирует окончание весенних полевых работ.

В обязательную программу мероприятия входит шествие творческих коллективов и гостей праздника, зажжение огня фестиваля, встреча национального героя горномарийского народа, легендарного князя горных мари — Акпарса. Ключевым событием является исполнение гимнов России и Республики Марий Эл тысячным хором в сопровождении ансамбля гусляров.

1 место. Медвежьи игрища хантов

Медвежьи игрища — ритуал, который проводился раньше по случаю добычи медведя, сейчас это значимые игрища в жизни казымских хантов. Медведь для хантов — священный зверь. Раньше его называли более 132 различными словами, чаще всего «пуп пухие» (священный сыночек) или «пуп эвие» (священная дочка). Считается, что у медведя столько же душ, сколько у человека (4 у женщины, 5 у мужчины), поэтому церемония медвежьих игрищ длится 4 или 5 дней. За это время души медведя должны быть сопровождены на небо, к небесному отцу.

ВведениеМифы, предания, сказки хантов

Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра.  Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями — ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.

Каждый  человек, рожденный в этом краю,  должен знать историю своего народа.

Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. В различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания некоторых зверей, птиц и рыб.

Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири — в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Цель: Изучение  священные праздники  коренных  народов ханты и манси, составить календарь праздников.

Задачи:

— изучить литературу о древних праздниках народов ханты и манси;

— рассмотреть   народные праздники

— составление календаря  народных праздников  ханты и манси.

Обычаи, связанные с отношением к природе

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

Вороний деньhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=46dee3c98289aea1c94e62782c9d685d-66-144&n=21

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

Медвежий праздникhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=966ace9edb75f76203e410c15346b202-02-144&n=21

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

День обласаhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=658d2846bcfb6d4c77257e8279ba6af5-101-144&n=21

Ежегодно в летний период на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводятся спортивные соревнования по гребле на обласах (лодках).

 День оленеводаhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1ee082fda44ad6e3a1a3ad6fb165fcad-62-144&n=21

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. 
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха. тПалку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Весеннее одаривание небесного бога- громаhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8efa10a4837b4e335d873691ea2c6abd-67-144&n=21

Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так. Род Панхи Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды. «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей».  Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва: «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии». Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворна хатла» — «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью. Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник. В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном. Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
«Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли… Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной… Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей». Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу. В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
— Ац! — раздавался призывный клич после каждого оборота — и семь раз эхо разносило этот клич… ьВ заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.
http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/lebed.jpg

ПРАЗДНИК ТРЯСОГУЗКИ

Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка-зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички. А теперь девочки исполнят пляску Трясогузки!
Девочки поднялись, развели руки в стороны, будто у них выросли крылья. И вдруг разбежались, рассыпались, словно стайка разноцветных пичужек. Махали, разлетались полы их ярко расшитых халатов. За старшими девочками выбежали малышки. Движения у всех были вольные. Кто как умел, махал ручонками. Некоторые, подпружинив, похлопав в ладоши, повертев головкой, срывались с места и вприпрыжку бежали, словно летели над поляной — площадью.
Много было затаенных улыбок взрослых, когда самые маленькие девочки своими еще неловкими движениями старались подражать старшим.
http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Tryasoguzka_jelta.jpg

Заключение.

В процессе исследований установлено, что близкородственные культуры хантов и манси обогащались в определенные исторические периоды инородными элементами культур при соприкосновении с соседними народами или же в ходе войн. 
Традиционные культуры хантов и манси имеют родовое сходство, а их различия можно рассматривать как видовое разнообразие, взаимодополняемость в повседневной жизни. Данный факт подтверждает общий пантеон божеств, хотя и имеет локальные различия, а также единые святые места для хантов и манси.

Литература

http://etnic.ru/wow/obichai-i-prazdniki.html

http://otherreferats.allbest.ru/moscow/00295624_0.html

http://www.surwiki.ru/wik
Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири / ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, — 1888. – С. 74, 79.
Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. — М., 1899. – С. 7-8; Лукина, Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров / Обряды народов Западной Сибири. — Томск, 1990. — С. 179 — 191.
Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 2006.

У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, сопровождавшихся приуроченными только к ним кушаньями.

Каждый праздник у народов в прошлом был не столько праздником в современном понимании этого слова, сколько целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Они посвящались определенным «языческим» божествам, от которых якобы зависело благополучие людей.

Основным моментом всех молений было жертвоприношение божествам (резали быка, овцу и других животных), их кормление, чтобы приобрести их расположение. При произнесении молитв обращались на восток и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Массовая христианизация финно-ургов тоже наложила свой отпечаток на культуре . В быт стали внедряться православные обряды и праздники, зачастую смешивавшиеся с дохристианскими. Христианский бог получил имя дохристианского верховного бога. Многочисленные православные святые вместе с дохристианскими божествами составили единый пантеон.

Вплоть до начала XX века важным местом, где в той или иной степени сохранялись некоторые этнические особенности, была сельская община, регламентировавшая на основе обычного права многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни финно-угорского крестьянства, в том числе и религиозного культа.

В повседневно-бытовом общении у финно-угров отчасти сохранялись еще определенные запреты. Так, до нашего времени дошли обычаи, по которым муж и жена не называют друг друга по имени, используя при обращении междометие эй, местоимение ты. Невестку в семье мужа не называют личным девичьим именем, а присваивают ей в зависимости от старшинства женившихся сыновей определенный термин свойства, заменяющий в обращении личное имя: жена старшего брата по отношению к младшим его братьям и сестрам, жена второго брата, жена третьего брата, жена четвертого брата, жена пятого.

Дохристианские имена были преимущественно самобытными, но использовались и заимствованные (славянские, тюркские).

Современные имена у финно-угров не отличаются от русских. Это, главным образом, так называемые христианские календарные имена, воспринятые от русских в процессе христианизации. Правда, эти имена постепенно подвергались адаптации, стали звучать на свой лад . Например, на мордовском (эрзя) языке Захар произносится как Закар, Николай – Миколь, Федор – Кведор, Мария – Маре и так далее.
Основы традиционных мордовских имен обычно или обозначают черту характера (Кежай, Кежут, Кежапа, Кежеват, Кежедей от кежей – злой; Паруш от паро – хороший) или передают чувства (Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс – любить; Учай, Учват, Учесь, Учан от учемс – ждать), или называют место рождения ребенка (Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся – поле; Виряй, Виряс, Вирдян от вирь – лес), или содержат намек на время рождения (Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс – жать, Пивцай от пивцемс – молотить). В связи с тем, что официальная документация оформлялась царскими властями, как правило, на мужское население, в русских письменных источниках содержится очень мало мордовских женских имен. Они больше сохранились в фольклоре: Сыржа, Мазярго, Пае, Атюта, Кастуша, Сеняша, Сюмерге, Цеца.

Мордовские языческие имена могли даваться и после крещения, наряду с христианскими, получаемыми в церкви. При этом проводился традиционный обряд наречения имени, который практиковался вплоть до середины XIX века. Постепенно мордовские самобытные имена стали употребляться в качестве вторых имен, затем как прозвища и, наконец, окончательно были вытеснены христианскими именами.

Фамилии мордве давали обычно русские священники-миссионеры, а также чиновники, помещики, производя их в основном от имени отца или его прозвища по типу русских фамилий с окончанием -ов, -ев, -ин, -кин, -он, -ков, -емкое. Многие современные фамилии содержат в своих основах дохристианские личные мордовские имена: Видяйкин, Валгаев, Кижеватов, Кургашкин, Кочемасов, Лемдясов, Нарваткин, Нуштайкин, Пиняев, Парак-шин, Рангаев, Сурайкин, Сыресенков, Симдянов, Ченгаев, Чевтайкин и так далее.

Значительные достижения в области охраны материнства и детства сделали беспочвенными обряды, связанные с религиозными представлениями о сверхъестественных покровителях женщины и ребенка, бытовавшие еще в начале нашего века. Рациональные же народные родильные обряды продолжают существовать и совершенствоваться. Сохраняется, например, обычай топить баню для матери с ребенком после возвращения их из родильного дома. Все шире распространяется торжественная регистрация новорожденных, в которой принимают участие товарищи по работе, родственники.

Упрощается свадебная обрядность, исчезли плачи невесты. Сватовство наполнилось новым содержанием, так как теперь жених и невеста сами договариваются о заключении брака. Шуточным, игровым стал обычай не пускать в дом сватов, приехавших за невестой, хождение родственников невесты к жениху «дом глядеть», обсыпание молодых хмелем, наречение невестки новым («домашним») именем, показ ей колодца и некоторые другие.

Пожалуйста расскажите и Вы о своих предках и их традициях.

Кто такие финно-угры?

Финно-угры — это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).

В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).

Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря — в междуречье Волги и Оки и мурома — в бассейне Оки.

Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы — терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.

Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России — республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут

Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель — вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:

  • Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика;
  • среднее течение Волги и низовья Камы;
  • Северный Урал и Северное Приобье;
  • Венгрия.

Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур

Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси — родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:

  • угорская — венгры, ханты и манси;
  • финно-пермская — все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала.

Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.

Нам же будет более интересен так называемый анбур — древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV–XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги — рунических пермских символов.

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV–XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись — это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

В настоящее время большинство финно-угров — христиане. Российские — православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы — протестанты. Однако в России немало финно-угров — мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.

Дохристианская религия финно-угров была политеистической — существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев — Таеватаат, у марийцев — Юмо.

Причем, например, у хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.

Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.

У мордвы, занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений — до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря — моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).

Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги — это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол — один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.

Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами — Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.

Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.

У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии — это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде — кто венок поймает, тот и будет женихом.

Также почитается этот день и у эстонцев.

Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов. Карсикко — это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.

В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет — горе и несчастья.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

published on
novostiifakty.ru according to the materials
fresher.ru

Запись
Кто такие финно-угры? взята с сайта
Новости и факты.

Праздничный стол

Праздничный стол в День Вороны

Вороньи гнезда

Вороньи гнезда

Танец ворон

Танец ворон

В костюме вороны

В костюме вороны

Особенности праздников Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. На праздник собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

detenysh

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

roga-i-kopyta

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Prasdnik olenya

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Ritual

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Ritualny tanez

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

ПольаПраздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

vyrezka-polosok

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

АтыгакПраздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

baidaru na vodu

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Rejut morja

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Вурна Хатл

Вурна Хатл — Вороний день празднуют 7 апреля каждого года. Весенний праздник Вурна Хатл, что по-русски означает Вороний день – это день прилета на Север первых птиц, вестников того что и сюда пришла весна и природа пробуждается после долгой зимней спячки. Название праздника Вороний День связано с тем что обычно первыми прилетают вороны, которых все народы Севера ворон считают самыми умными птицами и почитают их, потому как Ворона считается древней покровительницей матерей и младенцев.

Вороньи гнезда

В мифах северных народов Ворона вестник весны, своеобразный символ пробуждения и обновления природы. Вороны первыми прилетают, они начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. На Севере, где зима длится девять месяцев, весну ждут с большой надеждой и считается что как только улетающие осенью вороны, возвращаются в родные места, то скоро обязательно будет тепло. В день праздника на ветки деревьев, чаще всего березы, вешают связки калачей и баранок, повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, этим самым желая своим близким наилучшего в жизни. Устраиваются танцы и песнопения, в которых прославляются вороны.

В костюме вороны

Танцовщицы надевают на себя вороньи костюмы и в них изображают танец Вороны. Вороний день связывают с богиней, которая помогает во время родов. Если праздник пройдет достойно, в семье родятся здоровые дети, а оленихи принесут здоровых оленят. Поэтому праздник проводят задорно и весело.

Танец ворон

Вороний день раньше считался чисто женским праздником, которые верят что вороны приносят с собой радостную весть о приходе весны. Праздник Вороний день выражает заботу о детях, стремление к лучшей жизни и благополучие в семье. В предверии этого праздника все женщины занимаются приготовление разнообразной еды. Считается что на праздничном столе должно быть не менее десяти разных блюд.

Праздничный стол

В Вороний день кроме приготовления еды нельзя заниматься ни какой другой работой, в этот день нельзя ни шить, ни рубить лес, ни колоть дрова, все делается накануне. В конце дня все празднующие собираются за столом, накрытым национальными блюдами.

Уже битый час две молодые симпатичные женщины у меня в каюте активно проводят рекламную акцию. И каждая страстно пытается меня убедить, что компания, которую она представляет, лучше. В каюту заходит мой грузовой помощник. Принёс документы. Для меня это спасение.

Наш старенький паровой буксир, напрягаясь всеми своими заклёпками, увеличивал обороты, упрямо тараня волну. Механики, понимая ответственность момента, старались на совесть. Команда, разбуженная судовой тревогой, копошилась на палубе. Шлюпки уже были расчехлены. Прогреваясь, буксирная лебёдка отплёвывалась паром. Каждый прекрасно знал, что ему делать.

В тот день мы с супругой от её родителей возвращались. И вот, уже на подходе к нашему дому, мы увидели Сергея с его дочкой – они чего-то делали на газоне с кое-где проявившимися проплешинами молодой травы. Жена меня за локоть потянула, мол, смотри.

Он был хорошим физиком, талантливым математиком, видел свое предназначение только в этом и ни в чем больше. Закончив Петербургский университет, он устроился работать в старую школу на окраине и с удовольствием отдавал свое сердце и знание детям.

В луже конь лежал, Рыжий и большой… Мимо пробегал Необычный кот…

Огонь сердец в мечтаньях робких воплотиться и сляжет боль в тумане ревностных забот в краю томленья,
И как явление умиления лазурным облаком на небе опустится в долину тёмных вод.

Твой вид не отодвинет встречу
даже если облочившься в миллионы молодежных
и стильных look’ов.
Выход из этой обречённой ситуации простой —
стремитесь быть молодыми мысленно своей душой!

В начале XVIII столетия до Парижа дошли туманные слухи о каких-то гигантских костях, якобы найденных в аргентинской пампе. Говорили, что по размерам они напоминают кости слонов. Конечно, Южная Америка пока еще не слишком хорошо изучена, так что… пусть испанцы сначала представят доказательства. И доказательства появились!

Мои поиски Бигфута на Аляске начались в октябре 1975 года. Оно этого не сознает, но это создание представляет собой гигантский шаг вперёд в эволюции.

Мировая печать сообщила о нем впервые в начале 60-х годов. На страницах газет и журналов появились заголовки «Охота на мокеле-мбембе», «Еще одна Несси», «Последний бронтозавр» и другие. Мнения ученых тут же разделились. Большая часть с уверенностью сказала «нет», не приводя, впрочем, доказательств своей правоты. Другие промолчали. Третьи взялись за поиски.

Гиганты-моа известны человеку давно, но с какого точно времени — сказать уже невозможно. Большинство авторов лишь пересказывали из книжки в книжку разные басни и легенды о них.

В 1964 году над озером Байкал появилось красное багровое зарево. Вскоре солдаты увидели, как из-за горизонта выплыл огненный шар, который по своим размерам напоминал полуденное солнце. Похожая аномалия наблюдалась и раньше.

Впервые колеса появились в нынешнем Ираке (бывшей Месопотамии) примерно три тысячелетия назад. Они были созданы для телеги и для гончарных работ. На основе гончарного круга позднее разработали водяные колеса, шкивы и шестерёнки для часов.

По всему Шотландскому нагорью разбросано около 500 таких построек железного века, но никто не знает, для чего они были построены, и никто никогда не находил ни одной целой.

Одна из легенд, связанных с именем Александра Македонского это легенда о его великолепном скакуне Буцефале. Согласно этой легенде Отец Александра Филипп II увидел прекрасного коня во время олимпийских игр в Дионее в 343 году до нашей эры, жеребец отличался неукротимым характером, и не покорился не одному наезднику, поэтому Филипп подумывал отказаться от покупки дикого жеребца.

Автомобиль, имеющий под капотом около 70 лошадиных сил, никак не сможет увезти двадцать тонн. Ему, кстати, эти двадцать тонн и с одного места-то не сдвинуть. А как же лошадь?

А, тут так сложилось, что нужно к нему ехать, а послать некого. И, вдруг, попался мне на глаза заместитель вахтёра. Думаю, дело всё равно пустое. Отдал я ему бумаги и объяснил, насколько он смог понять, что от него требуется.

Сейчас глобальный карантин снят, а был он направлен на сдерживание пандемии коронавируса. Для юношей и девушек подросткового возраста эти меры означали резкое сокращение их естественного развития.

Все эти доисторические церемониальные земляные валы в Огайо были созданы тем, что сейчас называется культурой Хоупвелл, сетью индейских обществ, которые собрались из таких далёких мест, как Монтана и Мексиканский залив, примерно между 100 г. до н.э. и 500 г. н.э.

Наш мозг все больше напоминает мне компьютер: мы загружаем туда кучу информации, отсюда неврозы, депрессии и самоубийства. Конечно, это самый страшный сценарий: кому-то вполне удобно в этой компьютеризации сознания: не надо думать, принимать решения — программы все сделают за нас.

Очнулся утром он в канаве
облёванная грудь вчерашнийшим борщём,
спагетти, фуа-гра и омры
разбавленные в Хенеси Икс О
все это мерзкий запах издавало
а головная боль колола тысячами шил.

Аттила Гунн — одно из немногих имён древности, которое вызывает мгновенное узнавание, наряду с Александром Македонским, Ганнибалом, Клеопатрой и Нероном. Его повсеместно считают «варваром» древнего мира.

То, что могло быть незначительной сноской в истории французской революции, стало чем-то большим, когда один из выживших заговорщиков, итальянец по происхождению Филиппо Буонаротти, написал книгу, в которой подробно описал свои воспоминания об этом перевороте, которого никогда не было.

Селена (также известная как Мене) — олицетворение и богиня луны в греческой мифологии. Каждую ночь она путешествует по небу в своей колеснице, таща за собой луну. Селена — дочь титанов Гипериона и Тейи. Она обычно ассоциируется с другими греческими богинями Артемидой и Гекатой. Римский аналог Селены — Луна.

Библиотека Ашшурбанипала (V век до н.э.) — старейшая известная систематически организованная библиотека в мире, основанная в Ниневии неоассирийским царем Ашшурбанипалом (668-627 до н.э.) для сохранения истории и культуры Месопотамии. В середине XIX века в Ниневии было обнаружено более 30 000 текстов, но считается, что первоначальная коллекция была намного больше.

То, что на самом деле находится в галактике Млечный Путь и за её пределами, может сильно отличаться от того, что видимо на самом деле.

Упавший на Марс метеор выявил подземные сокровища - воду

Эти «нейтрино» также известны как неуловимые «частицы-призраки», которые преследуют нашу вселенную, но оставляют мало следов своего существования.

На Земле исследователи всё чаще узнают, как различные бактерии и другие микроорганизмы, живущие внутри и вне людей, — человеческий микробиом — влияют на физическое и психическое здоровье.

Жирафы – одни из самых удивительных животных на планете. Мы думали, что знали о них всё, однако это далеко не так! Итак, интересные факты о жирафах.

Если представить себе Олимпийские игры с участием всех обитателей нашей планеты, самые высокие спортивные достижения человека выглядели бы очень скромно на фоне достижений представителей животного мира. Животные устанавливают свои «рекорды» не из-за спортивного азарта, а в борьбе за существование.

В 1920 году ученые пришли к выводу, что мыши могут слышать то, что слуху человека недоступно. Человеческое ухо эти сигналы просто не воспринимает. Речь идет об ультразвуке. Уже в 1941 году в опытах был использован особый прибор, который улавливал сигналы ультразвука. Опыт с проволоками повторился. Прибор все разъяснил.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, важно рассмотреть, что ограничивает рост различных животных. Одна из гипотез о том, как пермские насекомые стали такими большими, заключается в том, что уровень кислорода в атмосфере был выше, чем сегодня.

На протяжении тысячелетий купцы, паломники, воины и короли путешествовали с севера на юг через центральное нагорье Иордании, и эта дорога служила жизненно важной артерией, соединяющей древние королевства и империи.

Неторопливый по чьим-либо меркам, это поезд, специально построенный для «черепашьего» путешествия из города Аомори в Акиту, часто со средней скоростью всего 10 км/ч.

Красноярск – неофициальная столица Сибири. Здесь много мест, которые отложатся в памяти любого человека. Но самым загадочным и красивым местом Красноярска, по мнению каждого жителя, являются Столбы.

Поверьте: если Кубань рай, Сочи райский сад, то посёлок Лазаревский – райские кущи. Так считают свыше 80 тысяч местных жителей. Например, здесь самый большой в Сочи пляж – 107 километров. К услугам отдыхающих свыше 100 здравниц. А какие красоты: ущелья, водопады!

Кажется, будто книги это что-то из прошлого, абсолютно не вяжущееся с ритмом жизни. Нужно ли читать книги и чем они лучше других источников информации. Чем поможет чтение в современном мире.

Каждое намерение художника, каждый выбор его изобразительных средств был явно направлен на то, чтобы показать, как в момент сотворения Божественный отпечаток был оттиснут на человеке.

За прошедшие годы появилось множество различных интерпретаций и теорий о мире Алисы в стране чудес. Многие отмечают, что, хотя книга предназначена для детей, в ней также присутствует сюрреалистический, сказочный пейзаж, нарисованный на протяжении всей истории.

Сказки всегда были написаны простым и понятным языком, который поймёт ребёнок, а взрослый получит приятное расслабление от слишком сложного современного мира. Даже придумали такое направление в психологии, как сказкотерапия, где правильно подобранная или придуманная сказка, поможет человеку разложить по полочкам проблемы и найти верное решение.

Жажда накопительства – это не следствие недостатка денег. Чаще основой является психологический аспект адаптации к сложившимся условиям жизни. Ничто не возникает само по себе. У каждого синдрома есть свои причины.

Эмиль Куэ прославился своим многообещающим методом исцеления и оказал влияние на многих личностей. Он утверждал, что «хотя он никого в своей жизни не лечил, он только показывает людям, как они могут лечить самих себя».

Действительно, зачем пытаться жить красиво, если судьба конкретного человека готова свыше? Чтобы жить счастливо, нужно хотеть ничего. Это единственное, что не стоит выкидывать из головы.

Прежде всего не ставьте за одну черту реальную боль и страдания несчастной жертвы с мнимым горем обыкновенного нытика. Если представить, что психика человека — это шарик пластилина, а давление общества или родителей — это пальцы руки, то становиться видно, как в месте нажима на пластилин, пальцы оставляют ямки. Вмятины в пластилине — это и есть те негативные эмоции.

Осознание себя (просветление) невозможно без принятия жизни такой, какова она есть. Он родился, когда следовало родиться, и умер, когда следовало умереть. Абсолютно незачем печалиться.

Одному влиятельному богачу вздумалось заиметь в доме картину, любуясь которой можно обрести душевное спокойствие. Подобный шедевр состоятельный господин оценил ровно в миллион. Живописцы всего мира, прознав про щедрое вознаграждение, принялись посылать ему свои творения.

Согласно многим теориям, получившим широкое признание среди антропологов, культура отражает то, как люди интерпретируют свою биологию и окружающую среду. Согласно этой точке зрения, культура становится такой неотъемлемой частью человеческого существования.

Иисус спросил их об их вере, а именно, верят ли они, что Он может их исцелить. Они уверенно сказали, что верят. И тогда Христос прикоснулся к их глазам, говоря, что все чудеса коснутся их в той степени, в какой они верят.

В 1991 году в канун столетия со дня рождения Густава Скальского его знаменитая нумизматическая коллекция средневековых чешских монет с успехом демонстрировалась на выставках в Берлине и Париже.

Надо вам сказать, это были яркие и запоминающиеся деньги. Когда ребёнку давали денежку, он сначала долго разглядывал, а потом вспоминал, был он в этом месте, нарисованном на купюре или нет.

Растущие цены не уменьшают цены на аренду недвижимости: если правильно составить договор аренды, то стоимость арендной платы будет увеличиваться вместе с ростом инфляции и цен на коммунальные услуги.

Как бы ни были хорошо технические аналитические инструменты, но без знания оценочной стоимости компании, её капитализации, цен на акции и других параметров объекта инвестирования успеха достичь бывает очень непросто.

Сшив первую игрушку, Тони Финнангер не остановилась на достигнутом: открыла магазин по продаже текстильных кукол и выпустила книги, посвящённые любимому делу: «Тильда.Пасха» и «Тильда. Рождество». Сегодня любовь к её куклам безгранична: тильду обожают на всём земном шаре.

Типичная грелка имеет прямоугольную форму и вмещает до двух литров воды. Однако, несмотря на свой унылый имидж, грелка в последнее время претерпела ряд интересных нововведений.

В последнее время о маркетинге в социальных сетях или SMM не говорит только ленивый. Каждый теперь знает, что для того чтобы продвинуть свой бизнес и привлечь лояльную аудиторию, просто необходимо присутствовать в социальных сетях. Но мало кто на самом деле имеет представление о том, что это такое.

Однако всё это было бы не слишком интересно, если бы не изобретение, которое навсегда изменило жизнь братьев.

Компания Rolls Royce анонсировала появление ядерного реактора, который способен питать лунную базу. Кроме того, Rolls-Royce также работает над ядерным ракетным двигателем для двухступенчатой ракеты для запуска.

Первая книга в этом списке – «невеста ноября» Лии Арден, книга, которую, давно ждали. Это роман по славянским мотивам, с яркими героями и фантастическими загадками. «Невеста ноября» — одиночный фэнтези-роман о Двенадцати месяцах и девушке, рождённой на рубеже осени и зимы. Сказка, способная растопить сердца этой холодной зимой.

На известном Знаменском раскопе в Великом Новгороде археологи нашли золотую подвеску с эмалевой вставкой. Такие вещи – редкость среди находок. Называются они квадрифолии (это слово происходит от латинского слова quadrifolium – четырёхлистник).

Именно Паабо, разработал способ извлечения и анализа ДНК из древних костей, что привело к обнаружению небольших генетических различий между людьми и их вымершими родственниками.

Относится к высшей школе верховой езды. В выездке всадник демонстрирует способности лошади к производительным и правильным движениям на всех аллюрах при разных темпах – прибавленных, сокращенных, ритмичные или плавные переходы из одного аллюра в другой…

Слово «карабин» ассоциируется уже очень давно не только с оружием, но и с металлической защёлкой: изначально всадники крепили свои огнестрельные аркебузы за железное кольцо или крюк с защёлкой на портупее либо плечевом ремне. Через несколько столетий карабины из военного дела перешли в гражданский обиход. Они совершенствовались, повсеместно начали использоваться в туризме, скалолазании, альпинизме.

Первые альпинистские верёвки, как правило, изготавливали полностью из растительного материала. Пенька не способна была выдерживать резкий рывок, ей по силам только статические нагрузки. Потом появилась верёвка изо льна. Льняная оказалась более эластичной, прочной, качественной. Однако такие верёвки не служили долго, способность гасить рывок или энергоёмкость у них оказалась невысокой, они имели малое удлинение.

Скажу, забегая немного вперёд, но позже с Алексеем встретилась сценарист узбекфильма и предложила положить на сценарий его рассказ «Двери», сделав небольшой мультфильм. Рассказ о том, как учёные ставили опыты на подростках, выявляя какую дверь, ребята будут выбирать в нестандартной ситуации. Несмотря на малый опыт, рассказ не получил плохих отзывов, только восторг у участников семинара.

Поскольку на этом сайте не предусмотрены интервью с победителями всевозможных турниров, я решила сама у себя взять Шуточное интервью, как с победителем турнира «Новогодний бум 2022». Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки (подмигиваю, улыбаясь).

Специально для Jaaj.Club интервью с автором книг об апокалиптическом будущем человечества, написанных в стихотворной форме, автор, который продолжает оставаться самым загадочным лицом современности — Одиум Хэйтрэд.

Почему исполнители, которых зрители награждают овациями на концертах, часто неизвестны массовой аудитории? О цене славы, курьезах на сцене и о новогодних чудесах — откровенно рассказала Татьяна в этом интервью.

Сегодня я узнала, что я не шизофреничка, а всего лишь невротик. Но сойти с ума никогда не поздно (смеюсь).
Из моей книги #ПисьмаТебе, посвященной моему больному раком Другу за 29.11.2017

Как правило, такая мечта бывает одна единственная, ради которой даже не возникает мысль «делать или не делать», например, прыгать или не прыгать в «омут» с головой.
Из моего «Пражского дневника» за 17.08. 2009

Я люблю устраивать эксперименты над собой. Может, ради таких моментов стоит чаще себе такое устраивать? Но с другой стороны: если бы таких моментов было слишком много, как бы я потом могла взлетать до небес? Дилемма, однако.
Из моего «Пражского дневника» за 28.05.2009

Трогательная манера исполнения, делает произведения знаковыми в её профессиональной карьере. На одном из концертов появляется новый хит, прозвучала песня в исполнении Толкуновой «Я не могу иначе».

На первый взгляд, время оказывает серьезное влияние на гармонию и ритм, со временем создаются новые инструменты, даже сам процесс написания музыки сильно изменился – для того чтобы написать музыку, сейчас достаточно получить компьютер и определенное программное обеспечение.

Не покрыта мраком и история создания группы, начавшаяся со знакомства двух её лидеров — Джеймса Хэтфилда и Ларса Ульриха. Именно о Ларсе и пойдёт речь в этой статье. Американец датского происхождения, он стал первым датчанином, введённым в Зал славы рок-н-ролла.

Особенность этой группы в том, что её участники остаются анонимными, скрываясь под капюшонами и прячась за солнцезащитными очками. Одна из самых популярных песен Carla’s Dreams Sub Pielia Mea, вышедшая в 2016 году отдельным синглом.

Пишут, что изначально планировали снять куда более брутальное кино, но потом всё как-то завертелось и получился некий стэндап с пистолетами и паровозиком Томасом и, возможно, тут-то и кроется корень всех проблем.

На мой взгляд, не стоило соединять две книги в один сезон. Я читала «шестёрку воронов» и персонажи данной книги слишком яркие, чтобы ставить их на второй план. Но! Сериал получился красочным, со множеством спец эффектов и интересных поворотов в сюжете.

Дважды я участвовала в стендапе: один раз в чешском, другой — в русскоязычном и никак не могла понять, почему люди смеются, когда я говорю о серьезных вещах. Почему люди смеются, когда падает Чарли Чаплин?

В обоих фильмах затронута тема социального неравенства: богатых и бедных, простых и знатных. В обоих фильмах «нищие» мужчины борются за любовь богатой женщины. Интересно, а боролась бы женщина?

Побывала недавно в одном городе, который меня поразил и удивил — я от него такого не ожидала. Уверена, многие, как и я, этот известный город привыкли видеть другим.

Обожаю фотографировать небо. Оно всегда необыкновенно. Облака всегда создают невообразимые фигуры. Ощущение, как будто какой-то художник там наверху рисует облаками…

Дивногорский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан в середине XVII века. Фото 1890-ых годов.

Загадка для читателей: что на этом фото?

Если горчица долгое время была связана с Дижоном, то это главным образом благодаря доступности семян горчицы, впервые посаженных вместе с виноградной лозой древними римлянами.

Готовить его должна обязательно женщина, обязательно НЕ во время «тяжких дней», и очень важно, чтобы минимум три дня у неё до приготовления сыра не было секса. Закупать сам плесневелый сыр на трженице (базаре) надо именно в субботу, до полудня, и не торгуясь.

Из книги #ПисьмаТебе, посвященные моему больному раком Другу за 26.11.2017

Если человеку противен запах ресторанных трюфельных блюд, это не значит, что он не любит трюфели; это может указывать на то, что у него хороший вкус, и этот гурман не любит бензин на тарелке.

Фишка этого блюда в сочетании соленого и сладкого. Красота блюда в простоте и в том, что можно сочетать разные виды ветчины и сыра, а также джемов и соусов, тогда все они получатся разного вкуса.

Навруз – это день весеннего равноденствия, и отмечается он, как начало нового природного года. 21 марта, когда земля просыпается от зимней спячки, жители Узбекистана начинают народные гуляния. Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры.

Новый год — это такой странный праздник. Мы, по сути, празднуем новую дату, и эта дата — начало нового года. Почему мы не празднуем начало нового месяца? Почему на Новый год люди надеются, что старый год закончится, а новый будет обязательно лучше?

Почему-то людям свойственно надеяться. «Надежда — наш компас земной».

И трех этих «дам»: вера, надежда и любовь, почему-то именно надежда — самая любимая. Может, потому что верить и любить сложнее?

Заранее потренировавшись быстро писать и сжигать бумагу, тщательно изучив инструкцию из Интернета по открыванию шампанского, я была уверена, что у меня всё получится. Но, как часто бывает, хочется сделать лучше, а получилось как всегда.

Мне было бы приятнее, например, получить любовную записку, чтобы мужчина (или я сама) устроил какую-то тайну или хотя бы как-то необычно признался в любви или необычный подарок подарил — пусть даже мелочь, типа «я дарю тебе этот листок от дерева, названного твоим именем». О ужас!
Из моего «Пражского дневника» за 8 марта 2011

Ночная электричка. За окном ярко светит молодая Луна. Сидящий напротив слегка датенький мужик, перехватив мой взгляд, ни с того, ни с сего с видом знатока начинает объяснять:

— Если похожа на букву «С», то – старая, Если приставить палочку и получится буква «Р» — то растущая.

Как-то в Москве попросили меня одного француза в зоопарк сводить. Нет. Совсем не зверей смотреть. Там забегаловка есть, хозяйка которой, очень интересная дама, моя давнишняя приятельница, хотела с этим французом познакомиться.

В жилах кровь моих застыла.
А авто, что льют в стране
восходящего светила,
отворило дверцу с силой,
и Вы вся в парах этила
правду высказали мне.

Учёные мужи, подметившие эту ритуальную сцену, однажды весьма озадачились, а после, будто в насмешку над суеверными соотечественниками, назвали первые, упавшие на грешную землю сумерки гражданскими.

Волшебная сказка в стихах для детей. Захватывающие приключения онунаков, прилетевших на Землю с единственной целью — добыть магический напиток. На своем пути герои столкнуться с известными персонажами из русских народных сказок, облетят полсвета и пройдут множество испытаний. Смогут ли они отыскать заветный нектар? Ищи ответ на страницах книги.

А тем временем Мишка крепко спал в своей берлоге. И ему снились сказочные сны. Но вот сквозь сон услышал он, как кто-то стучит в окошко. Открыл глаза и увидел Белочку и Зайчика, который махали ему лапками. — Смотрите, где же наша пушистая красавица? — воскликнул Зайчик.

Предрождественская пора…Ох, уж этот запах имбирного печенья, доносящегося с кухни, это Эмбер, старшая из сестер семейства Харрисона,с любовью готовится к приходу Рождества. И повествует о такой невероятной истории, произошедшей с ней в прошлое Рождество.

21 век позволяет людям заниматься узконаправленной деятельностью. А потому даже если человек не умеет писать и считать, но хорошо умеет делать что-то иное — этот человек ценен обществу даже если не посещал школу, техникум, институт.

Как правило, даже самые любящие мамы, сталкиваются с проблемой нехватки свободного времени, которое утекает, как песок сквозь пальцы. Женщины двадцать первого века зачастую тратят его не только на быт и домашние хлопоты, но и на построение карьеры. Именно это и становится аргументом в пользу того, чтобы отдать сына или дочь в развивающий детский центр.

Понимание того, как дети играли, важно не в последнюю очередь потому, что оно затрагивает суть многолетнего спора: что на самом деле значило детство для прошлых поколений — если оно вообще что-то значило.

Вообще, у меня сегодня весь день было ощущение, что мы не одни: как будто сам Хундертвассер путешествовал с нами. Потом к нам присоединился еще и Фрейд, когда мы пошли на штрудл в кафе Landtmann, в который, как говорят, он любил захаживать.

….Обожаю в Вене этот коричневый кусковой сахар, напоминающий янтарь…
Из моей книги #ПисьмаТебе, посвященной моему больному раком Другу за 21.5.2018

Посмотрев, как доехать до Венеции, я увидела, что с наименьшим количеством пересадок нам нужно ехать через Вену. А раз мы побываем в Вене, то я буду не я, если не покажу тебе дома Хундертвассера. Поэтому, мы выезжаем в 6:51, и в 10:49 мы в Вене. Одного дня нам хватит, и на следующий день во вторник в 12:25 мы уже тронемся дальше. Сначала я думала, что мы сразу поедем в Венецию, но увидела, что одна из дорог пролегает как раз недалеко от удивительно красивого курорта — тоже по проекту Хундертвассера — Bad Blumau.
Из моей книги #ПисьмаТебе, посвященной моему больному раком Другу за 16.05.2018

С интересом рассматривала и других участников. Меня удивило, что на европейский конкурс попала Австралийка, и ее песня и она сама мне очень понравилась, и она сама — тоже полненькая.

Особенно меня впечатлил оперный голос и очень красивая песня у эстонки. Не могу понять, почему она не попала хотя бы в финал.
Из моей книги #ПисьмаТебе, посвященной моему больному раком Другу за 13.5.2018

Думаю про наше путешествие. Нам обязательно нужна МИССИЯ. Какую идею ты хотел бы нести в мир? Меня волнует вопрос взаимопонимания между людьми. Почему люди ревнуют, воюют между собой, относятся к друг другу, как к собственности, а при этом сами добровольно отдают себя в рабство правителям?
Из моей книги #ПисьмаТебе, посвященной моему больному раком Другу за 11.05.2018

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники филиппова поста
  • Праздники фестивали японии
  • Праздники федеральные праздники сша
  • Праздники февраль башкортостан
  • Праздники фгуп охрана