Праздники господни библейские

Бог живой! Он грядет и не умедлит. И Славы Своей не отдаст никому!

«Праздник»
по-русски означает «отдых», «безделье», выходные дни – перерыв в повседневных трудах.
Праздники Господни – это тоже отдых, но больше чем просто отдых! Это
назначенные Богом «свидания» с Его народом.

Кстати, в книге Левит 23:2, где перечисляются праздники Господни, в оригинале на иврите нет слова «праздник» в широком понимании этого слова. Там написано «моЭд», что означает условный сигнал,
установленное для чего-либо время, а также свидетельство или повторение. И
действительно, когда мы празднуем библейские праздники, мы снова и снова
торжественно утверждаем, что Бог – Создатель и Искупитель. (См. также Исаия
56:6-8
)

При сотворении мира Бог заранее запланировал некие «времена».

Быт.1:14

И сказал Бог: да будут светила на тверди
небесной для отделения дня от ночи, и для знамений (= сигналов,
знаков), и времен, и дней, и годов.

וַיֹּ֣אמֶר
אֱלֹהִ֗ים יְהִ֤י מְאֹרֹת֙ בִּרְקִ֣יעַ הַשָּׁמַ֔יִם לְהַבְדִּ֕יל בֵּ֥ין הַיֹּ֖ום
וּבֵ֣ין הַלָּ֑יְלָה וְהָי֤וּ לְאֹתֹת֙ וּלְמֹ֣ועֲדִ֔ים וּלְיָמִ֖ים
וְשָׁנִֽים׃

Словом «времена» в
этом тексте перевели слово «моэд» – сезоны, заранее назначенные встречи.

Именно это же
слово мы встречаем в книге Левит 23:2, где оно переведено как «праздники»:

объяви
сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в
которые должно созывать священные собрания.
Вот праздники Мои:

מֹועֲדֵ֣י יְהוָ֔ה
אֲשֶׁר־תִּקְרְא֥וּ אֹתָ֖ם מִקְרָאֵ֣י קֹ֑דֶשׁ אֵ֥לֶּה הֵ֖ם מֹועֲדָֽי׃

Нам не постичь до
конца все замыслы Божьи, поэтому апостол Павел приоткрывает нам значимость «праздников
Господних». Он говорит, что все они, абсолютно все, имеют глубокий
пророческий смысл: они предвещают судьбоносные события будущего.
Они запланированы с самого начала как репетиция грядущего великого Торжества. 

Все  это
есть тень будущего (того, что должно придти), а тело (основа, сущность) – во
Христе. (Кол.2:17)

Мы с вами знаем, что некоторые поворотные события уже произошли в эти назначенные даты, а другие обязательно произойдут!

Именно поэтому
«беззаконник» будет пытаться изменить установленные Господом праздничные
времена. В Даниила 7:25 сказано, что он «против Всевышнего будет произносить
слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них
праздничные времена и закон
…»

Назначенное Богом время

или

7 Божьих сезонов по книге Левит 23

Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:

1.         Суббота 

— шесть дней можно делать дела, а в
седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это
суббота Господня во всех жилищах ваших.
(Лев.23:3)

2.        
Песах и праздник Пресных хлебов (חַ֥ג הַמַּצֹּ֖ות)

Праздник
свободы

в первый месяц, в четырнадцатый [день]
месяца вечером Пасха Господня…

и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;

в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;

и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.

(Лев.23:5-8; Исх. 12:14-20; Чис. 28:16-25; Втор. 16:1-8)

3.        
Возношение
первого снопа – Омер рашит кцира

Лев.23:9-14

4.        Праздник
Недель – Шаву
ó
т (Пятидесятница)

праздник
дарования Торы, день рождения Божьей Общины

Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель.

(Лев.23:15-22; Чис.
28:26-31; Втор. 16:9-12)

5.        
Праздник
Труб
– Йом Труа (День Пробуждающего Звука)

Возвещает день
Суда, в который определяется судьба всех созданий на следующий год

– Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном (пробуждающем) звуке, священное собрание. 

(Лев.23:23-25; Чис. 29:1-6)

6.        
День
отпущения грехов
– Йом Кипур

дает возможность
каждому человеку открыть новую страницу в жизни, возвратиться на путь истины и праведности!

– В десятый день этого седьмого
месяца будет День искупления
,
священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши, и приносите жертву всесожжения Богу.

И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Йеhова, Богом вашим.

 (Лев.23:26-32; Чис. 29:7-11)

7.        
Праздник
Шалашей – Суккот 

праздник,
объединяющий весь народ Израиля

– Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей (Шалашей), семь дней Господу.

В пятнадцатый день
седьмого месяца празднуйте
праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день
покой.

(Лев.23:33-43; Чис.
29:12-39; Втор. 16:13-17)

Комедийный фильм на тему Суккот можно посмотреть здесь.

Распечатать

прот. Александр Мень

Пра́здники

Пра́здники библейские. К ним относятся Праздники ветхозаветной Церкви, а также христианские Праздники, связанные с событиями и лицами священной истории.

1. Праздники, упоминаемые в Библии. Ветхозаветные Праздники имеют долгую и сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны, освятить различные сферы человеческой жизни и труда – сев, сбор урожая и пр., а с другой – поддерживать в народе память о спасительных деяниях Божьих. Кроме того, Праздники призваны были периодически освобождать человека от повседневного труда с тем, чтобы он мог уделять время молитве и отдыху. Праздник был как бы красочным просветом в обыденности. В дни Праздников совершались торжественные богослужения, *паломничества, ритуальные трапезы.

а) Суббота (евр. שבת, шаба́т), седьмой день недели, «день покоя». Праздник имеет домоисеево происхождение, на что указывают слова «помни день субботний» (Исх.20:8). (Быт.2:3) связывает субботу с последним днем творения.

б) Новолуние впервые упоминается в (Числ.10:10). Отмечалось жертвами и общинной трапезой (1Цар.20:5,24).

в) Пасха (евр. פסח, пе́сах), один из самых больших ветхозаветтных Праздников. Справлялся в 14-й день весеннего месяца нисана. Своими корнями Пасха уходит в домоисееву эпоху и была первоначально праздником скотоводов (см. Исх.5:1). После Моисея Пасха стала связываться с событиями Исхода, и к ней присоединился Праздник пресных хлебов, опресноков (ср. Лев.23:5–6). Пасха отмечалась культовой трапезой (евр. סדר, се́дер). Обряды этой трапезы рассматривались как предвосхищение «мессианского пира» и стали *прообразом Евхаристии (см.БТ, сб.13).

г) Пятидесятница (евр. השבועות חג, хаг ха-шавуо́т) праздновалась через 7 недель после Пасхи. По своему происхождению связана с началом жатвы пшеницы. Исторически осмыслена как память о даровании Закона Божьего. Пятидесятница считалась настолько важным Праздником, что нередко ее называли просто праздник (евр. חג, хаг).

д) Праздник Кущей (евр. סכות, сукко́т), осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда. Справлялся 7 дней, во время которых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах.

е) День Очищения, или Судный День (евр. הכפורים יום, йом ха-кипури́м), восходит ко временам Моисея (Лев.16:29–34), но полное развитие получил во *Второго Храма период. Праздник сопровождался постом. Духовный смысл Дня Очищения связывали с покаянием и прощением, даруемым Богом.

ж) Пурим, פרים или День Мардохея, возник в эпоху Плена. Связывается с событиями, описанными в Кн.Есфири.

з) Праздник Обновления Храма (евр. חנכה, ханука́), или Праздник Огней, справлялся в память об очищении святилища от «мерзости запустения» (эпоха восстания Иуды Маккавея., 2 в. до н.э.; см. статью *Маккавейские книги).

Кроме перечисленных, существовали и другие, второстепенные ветхозаветные праздники, а также праздники, возникшие в постхристианском *иудаизме.

2. Христианские Праздники, связанные с библейскими лицами и событиями. Раньше других христианских Праздников были установлены День Господень, или День Воскресный (Откр.1:10), и новозаветная Пасха (Светлое Христово Воскресение). Большая часть главных годичных новозаветная, т.н. Двунадесятых, посвящена событиям евангельской истории.

Праздники «непереходящие» справляются ежегодно в один и тот же день, а «переходящие» меняют свою дату в связи с движением пасхального богослужебного цикла Праздников. К «переходящим» Праздникам относятся праздники Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Они посвящены событиям новозаветной истории от дней последнего пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме до сошествия Святого Духа на апостолов. «Непереходящих» Двунадесятых Праздников, относящихся к Евангелию, пять.

а) Рождество Христово (25 декабря) как отдельный Праздник был установлен в 4 в. Приурочено к зимнему солнцевороту.

б) Богоявление, или Крещение Господне (6 января), – один из ранних христианских Праздников. До 4 в. был посвящен и Рождеству, и Крещению Господню.

в) Сретение Господне (2 февраля), Праздник, установленный в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм (Лк.2:22–38). Был введен в 4 в. Иерусалимской Церковью, а с 5 в. стал общехристианским.

г) Благовещение (25 марта), Праздник, приуроченный к весеннему равноденствию (по старому календарю), в воспоминание о явлении Ангела Деве Марии (Лк.1:26–38). Установлен в 4 в.

д) Преображение Господне (6 августа), Праздник, установленный в память о событии, описанном в (Мф.17:1–13; Мк.9:2–13; Лк.9:28–36).

Существуют православные Праздники, посвященные ветхозаветным праотцам, *патриархам, *пророкам и праведникам, а также событиям жизни Девы Марии и апостолам Христовым. Многие христианские Праздники, подобно ветхозаветным, освящают различные этапы в трудовой деятельности человека.

Грюнфельд И., Шаббат, Иерусалим, 1974; Добронравов Н. (еп.*Николай), Ветхозаветный Праздник Пятидесятницы, ЧОЛДП, 1894, кн.5–6; Жигульский К., Праздники и культура, М.,1985; [Каменецкий А.С.] П., ЕЭ, т.12; *Кобрин М.П., День Очищения в Ветхом Завете, Холм, 1902; прот. Мень А., Таинство, слово и образ, Брюссель, 1980 (там же приведена литература по христианским Праздникам); Оссиев А, Древнееврейский обряд Праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение, Каз.,1900; Переферкович Н.А., Пятидесятница в Библии и Талмуде, Пг.,1916; *Рыбинский В.П., Древнееврейская cуббота, ТКДА, 1891, №11–12, 1892, № 2,3,4,6,9; *Скабалланович М. (ред.), Христианские Праздники, кн.1–6, К.,1916; *Троицкий И.Г., Библейская археология, СПб.,1913; иностранную библиографию см. в книге: BTS, 1977, №187; Auerbach E., Die Feste im Alten Israel, «Vetus testamentum», 1958, №8; Davies J.G. (ed.), A Dictionary of Liturgy and Worship, N.Y.,1972; Gugenheim E., Le Judaïsme dans la vie quotidienne, P.,1961; Michel А. (е́d.), La Pâque dans la conscience juive, P.,1959; Onasch K., Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten, Halle,1981; *De Vaux R., Les institutions de l’Ancien Testament, vol.1–2, P.,1958–1960 (англ. пер.: Ancient Israel; Its Life and Institutions, N.Y.,1961).

Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. — Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. — 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle

From Wikipedia, the free encyclopedia

(Redirected from Feast of the Lord)

Jesus. Mural painting from the catacomb

Feasts of Jesus Christ are specific days of the year distinguished in the liturgical calendar as being significant days for the celebration of events in the life of Jesus Christ and his veneration, for the commemoration of his relics, signs and miracles. While Easter is treated everywhere as the central religious feast in the Christian liturgical year,[1] the other feasts differ in the liturgical practice.

In the Catholic Church[edit]

Since the Second Vatican Council, the Catholic liturgical calendar distinguishes four ranks of celebrations: solemnities, feasts, memorials, and optional memorials. Most of the celebrations of events in the life of Christ are ranked as solemnities. However, there are a few celebrations related to titles or mysteries of Christ which are ranked as feasts, and these are known collectively as «Feasts of the Lord.» In the current General Calendar from the Third Edition of the Roman Missal,[2] these are:

  • The Holy Family of Jesus, Mary and Joseph, celebrated on the Sunday between December 25 and January 1, or if there is no Sunday in that range (when December 25 and January 1 fall on Sundays), on December 30.[3][4]
  • The Baptism of the Lord, celebrated on the Sunday after January 6 (or, where the Solemnity of the Epiphany is transferred to the Sunday that occurs on January 7 or 8, on the following Monday)[5]
  • The Presentation of the Lord, celebrated on 2 February
  • The Transfiguration of the Lord, celebrated on 6 August
  • The Exaltation of the Holy Cross, celebrated on 14 September
  • The Dedication of the Lateran Basilica, celebrated on 9 November (this is a feast of the Lord because the basilica is dedicated to him under the title of the Most Holy Saviour).

In the pre-Vatican II usage, the term feast denoted any celebration, not just a specific rank. Hence, also celebrations which are today termed solemnities of the Lord (e.g. Christmas, Easter, Pentecost, Christ the King) were once deemed Feasts of the Lord.

In the Orthodox Church[edit]

Three main categories of feasts, distinguished in the Orthodox liturgical practice, namely

  • Feasts of the Lord Jesus Christ (Russian: Господские праздники, or Russian: Владычные праздники)
  • Feasts of the Theotokos (Russian: Богородичные праздники; by definition same to Marian feast days, the actual set differs between Catholic and Orthodox Churches)
  • Feasts of Saints

While Easter is treated as Feast of Feasts, the following eight feasts of Christ are assigned the highest rank of the Great Feasts in the Eastern Orthodox and Greek-Catholic liturgical calendars:

  • Feast of the Cross — 14 (27) September
  • Christmas — 25 December (7 January)
  • Baptism of Jesus — 6 (19) January
  • Presentation of Jesus at the Temple — 2 (15) February
  • The Raising of Lazarus (Lazarus Saturday) — Saturday before Palm Sunday
  • Palm Sunday — (Moveable feast)
  • Ascension of Jesus — (Moveable feast)
  • Pentecost — (Moveable feast)
  • Transfiguration of Jesus — 6 (19) August

Though some sources place the Presentation of Jesus at the Temple among the Great Feasts of Christ, including the above list, these sources are likely incorrect. This feast is most accurately described as a combined Great Feast of the Lord and Great Feast of the Mother of God. As such, liturgically, it does not have the same place of honor as the other seven purely Great Feasts of the Lord, which includes, among other things, the complete suppression of all Resurrectional elements from the Octoechos/Parakalitiki in all services related to a typical Sunday when one of the pure Great Feasts of the Lord happens to fall on a Sunday (e.g. Feast of the Cross, Christmas, Baptism of Jesus, and Transfiguration of Jesus) and those that already only occur on Sunday (e.g. Palm Sunday and Pentecost). On the contrary, when the Presentation of Jesus at the Temple falls on a Sunday, the typical Resurrectional Sunday elements from the Octoechos/Paraklitiki are not suppressed; instead, they are combined with the Menaion elements of the feast, as clearly discussed in the Typikon (the rubric rule book). Furthermore, as is the case with other Great Feasts of the Mother of God, when the Presentation of Jesus falls on a typical Wednesday or Friday fast day, fasting is not completely suppressed, but merely lessened, in contrast to other pure Great Feasts of the Lord that do not fall within a general fasting period, where fasting would be completely suppressed (with the obvious exception of the Exaltation of the Cross, which always requires fasting). Of course, further evidence of its combined status as a Feast of the Lord and Feast of the Mother of God can be found in the antiphonal verses chosen for the Divine Liturgy and the fact that its communion hymn for the Divine Liturgy is the most common one used for Feasts of the Mother of God. As such, liturgically and from a fasting perspective (two key elements that define all Orthodox feasts), the feast of the Presentation of Jesus at the Temple should be placed with the other four Great Feasts of the Mother of God as opposed to the Great Feasts of the Lord.[6]

Lesser Feasts[edit]

  • The Circumcision of our Lord and Savior Jesus Christ (celebrated together with Saint Basil the Great) — 1 January
  • Uncovering of the Precious Cross and the Precious Nails (Roodmas) by Empress Saint Helena in Jerusalem — 6 March
  • Commemoration of the Apparition of the Sign of the Precious Cross Over Jerusalem, in 351 AD — 7 May
  • Veneration of the Cross — third Sunday of Great Lent
  • Antipascha: Saint Thomas Sunday — Second Sunday of Easter
  • Mid-Pentecost — the 25th day of Easter (the midpoint between the Easter and Pentecost)
  • Whit Monday — (Moveable feast)
  • The Placing of the Honorable Robe of the Lord at Moscow — 10 July
  • Forefeast of the Procession of the Honorable and Lifegiving Cross of the Lord [ru] — 31 July
  • Procession of the Honorable Wood of the Life-Giving Cross of the Lord [ru] — 1 August
  • All-Merciful Saviour [ru] — 1 August
  • Translation of the Image “Not-Made-By-Hands” of our Lord Jesus Christ from Edessa to Constantinople (Afterfeast of the Dormition of the Mother of God) — 16 August
  • Church New Year (Indiction) — 1 September
  • Forefeast of the Elevation of the Cross, Commemoration of the Founding of the Church of the Resurrection (Holy Sepulchre) at Jerusalem — 13 September
  • The Universal Exaltation of the Precious and Life-Giving Cross — 14 September
  • Translation from Malta to Gatchina a Particle of the Life Giving Cross [ru] — 12 October

Civil commemorations[7][edit]

  • Commemoration of the Great Earthquake at Constantinople (740) — 26 October
  • Battle of Poltava — 27 June
  • Treaty of Nystad — 30 August

Literature[edit]

  • Настольная книга священнослужителя (Nastol’naya Kniga Sviashchenno-sluzhitelia), Volume 4, Moscow, 1983. Translated in «The Messenger» of St. Andrew’s Russian Orthodox Cathedral. Philadelphia, June, July–August, September, 1990.

See also[edit]

  • General Roman Calendar of 1954
  • General Roman Calendar of Pope Pius XII
  • General Roman Calendar of 1960
  • Tridentine Calendar

References[edit]

  1. ^ Aveni, Anthony (2004). «The Easter/Passover Season: Connecting Time’s Broken Circle», The Book of the Year: A Brief History of Our Seasonal Holidays. Oxford University Press. pp. 64–78. ISBN 0-19-517154-3.
  2. ^ Roman Missal Third Edition. Washington, DC: United States Conference of Catholic Bishops. 2011. ISBN 9780814633755.
  3. ^ «General Norms for the Liturgical Year and the Calendar». Congregation for Divine Worship. Retrieved 16 February 2013.
  4. ^ Ordo Lectionum Missae, Editio Typica Altera (Libreria Editrice Vaticana, 1981).
  5. ^ «General Norms for the Liturgical Year and the Calendar». Congregation for Divine Worship. Retrieved 16 February 2013.
  6. ^ Παπαγιαννι, Κωνσταντινου. Συστημα Τυπικου: των ιερων ακολουθιων του ολου ενιαυτου καταρτισθεν επι τη βασει της τυπικης παραδοσεως της Ορθοδοξου Ανατολικης Εκκλησιας (Αθηνα: Αποστολικη Διακονια της Εκκλησιας της Ελλαδος, 2012): 331-2.
  7. ^ «ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ». www.pravenc.ru. Retrieved 2022-07-02.

From Wikipedia, the free encyclopedia

(Redirected from Feast of the Lord)

Jesus. Mural painting from the catacomb

Feasts of Jesus Christ are specific days of the year distinguished in the liturgical calendar as being significant days for the celebration of events in the life of Jesus Christ and his veneration, for the commemoration of his relics, signs and miracles. While Easter is treated everywhere as the central religious feast in the Christian liturgical year,[1] the other feasts differ in the liturgical practice.

In the Catholic Church[edit]

Since the Second Vatican Council, the Catholic liturgical calendar distinguishes four ranks of celebrations: solemnities, feasts, memorials, and optional memorials. Most of the celebrations of events in the life of Christ are ranked as solemnities. However, there are a few celebrations related to titles or mysteries of Christ which are ranked as feasts, and these are known collectively as «Feasts of the Lord.» In the current General Calendar from the Third Edition of the Roman Missal,[2] these are:

  • The Holy Family of Jesus, Mary and Joseph, celebrated on the Sunday between December 25 and January 1, or if there is no Sunday in that range (when December 25 and January 1 fall on Sundays), on December 30.[3][4]
  • The Baptism of the Lord, celebrated on the Sunday after January 6 (or, where the Solemnity of the Epiphany is transferred to the Sunday that occurs on January 7 or 8, on the following Monday)[5]
  • The Presentation of the Lord, celebrated on 2 February
  • The Transfiguration of the Lord, celebrated on 6 August
  • The Exaltation of the Holy Cross, celebrated on 14 September
  • The Dedication of the Lateran Basilica, celebrated on 9 November (this is a feast of the Lord because the basilica is dedicated to him under the title of the Most Holy Saviour).

In the pre-Vatican II usage, the term feast denoted any celebration, not just a specific rank. Hence, also celebrations which are today termed solemnities of the Lord (e.g. Christmas, Easter, Pentecost, Christ the King) were once deemed Feasts of the Lord.

In the Orthodox Church[edit]

Three main categories of feasts, distinguished in the Orthodox liturgical practice, namely

  • Feasts of the Lord Jesus Christ (Russian: Господские праздники, or Russian: Владычные праздники)
  • Feasts of the Theotokos (Russian: Богородичные праздники; by definition same to Marian feast days, the actual set differs between Catholic and Orthodox Churches)
  • Feasts of Saints

While Easter is treated as Feast of Feasts, the following eight feasts of Christ are assigned the highest rank of the Great Feasts in the Eastern Orthodox and Greek-Catholic liturgical calendars:

  • Feast of the Cross — 14 (27) September
  • Christmas — 25 December (7 January)
  • Baptism of Jesus — 6 (19) January
  • Presentation of Jesus at the Temple — 2 (15) February
  • The Raising of Lazarus (Lazarus Saturday) — Saturday before Palm Sunday
  • Palm Sunday — (Moveable feast)
  • Ascension of Jesus — (Moveable feast)
  • Pentecost — (Moveable feast)
  • Transfiguration of Jesus — 6 (19) August

Though some sources place the Presentation of Jesus at the Temple among the Great Feasts of Christ, including the above list, these sources are likely incorrect. This feast is most accurately described as a combined Great Feast of the Lord and Great Feast of the Mother of God. As such, liturgically, it does not have the same place of honor as the other seven purely Great Feasts of the Lord, which includes, among other things, the complete suppression of all Resurrectional elements from the Octoechos/Parakalitiki in all services related to a typical Sunday when one of the pure Great Feasts of the Lord happens to fall on a Sunday (e.g. Feast of the Cross, Christmas, Baptism of Jesus, and Transfiguration of Jesus) and those that already only occur on Sunday (e.g. Palm Sunday and Pentecost). On the contrary, when the Presentation of Jesus at the Temple falls on a Sunday, the typical Resurrectional Sunday elements from the Octoechos/Paraklitiki are not suppressed; instead, they are combined with the Menaion elements of the feast, as clearly discussed in the Typikon (the rubric rule book). Furthermore, as is the case with other Great Feasts of the Mother of God, when the Presentation of Jesus falls on a typical Wednesday or Friday fast day, fasting is not completely suppressed, but merely lessened, in contrast to other pure Great Feasts of the Lord that do not fall within a general fasting period, where fasting would be completely suppressed (with the obvious exception of the Exaltation of the Cross, which always requires fasting). Of course, further evidence of its combined status as a Feast of the Lord and Feast of the Mother of God can be found in the antiphonal verses chosen for the Divine Liturgy and the fact that its communion hymn for the Divine Liturgy is the most common one used for Feasts of the Mother of God. As such, liturgically and from a fasting perspective (two key elements that define all Orthodox feasts), the feast of the Presentation of Jesus at the Temple should be placed with the other four Great Feasts of the Mother of God as opposed to the Great Feasts of the Lord.[6]

Lesser Feasts[edit]

  • The Circumcision of our Lord and Savior Jesus Christ (celebrated together with Saint Basil the Great) — 1 January
  • Uncovering of the Precious Cross and the Precious Nails (Roodmas) by Empress Saint Helena in Jerusalem — 6 March
  • Commemoration of the Apparition of the Sign of the Precious Cross Over Jerusalem, in 351 AD — 7 May
  • Veneration of the Cross — third Sunday of Great Lent
  • Antipascha: Saint Thomas Sunday — Second Sunday of Easter
  • Mid-Pentecost — the 25th day of Easter (the midpoint between the Easter and Pentecost)
  • Whit Monday — (Moveable feast)
  • The Placing of the Honorable Robe of the Lord at Moscow — 10 July
  • Forefeast of the Procession of the Honorable and Lifegiving Cross of the Lord [ru] — 31 July
  • Procession of the Honorable Wood of the Life-Giving Cross of the Lord [ru] — 1 August
  • All-Merciful Saviour [ru] — 1 August
  • Translation of the Image “Not-Made-By-Hands” of our Lord Jesus Christ from Edessa to Constantinople (Afterfeast of the Dormition of the Mother of God) — 16 August
  • Church New Year (Indiction) — 1 September
  • Forefeast of the Elevation of the Cross, Commemoration of the Founding of the Church of the Resurrection (Holy Sepulchre) at Jerusalem — 13 September
  • The Universal Exaltation of the Precious and Life-Giving Cross — 14 September
  • Translation from Malta to Gatchina a Particle of the Life Giving Cross [ru] — 12 October

Civil commemorations[7][edit]

  • Commemoration of the Great Earthquake at Constantinople (740) — 26 October
  • Battle of Poltava — 27 June
  • Treaty of Nystad — 30 August

Literature[edit]

  • Настольная книга священнослужителя (Nastol’naya Kniga Sviashchenno-sluzhitelia), Volume 4, Moscow, 1983. Translated in «The Messenger» of St. Andrew’s Russian Orthodox Cathedral. Philadelphia, June, July–August, September, 1990.

See also[edit]

  • General Roman Calendar of 1954
  • General Roman Calendar of Pope Pius XII
  • General Roman Calendar of 1960
  • Tridentine Calendar

References[edit]

  1. ^ Aveni, Anthony (2004). «The Easter/Passover Season: Connecting Time’s Broken Circle», The Book of the Year: A Brief History of Our Seasonal Holidays. Oxford University Press. pp. 64–78. ISBN 0-19-517154-3.
  2. ^ Roman Missal Third Edition. Washington, DC: United States Conference of Catholic Bishops. 2011. ISBN 9780814633755.
  3. ^ «General Norms for the Liturgical Year and the Calendar». Congregation for Divine Worship. Retrieved 16 February 2013.
  4. ^ Ordo Lectionum Missae, Editio Typica Altera (Libreria Editrice Vaticana, 1981).
  5. ^ «General Norms for the Liturgical Year and the Calendar». Congregation for Divine Worship. Retrieved 16 February 2013.
  6. ^ Παπαγιαννι, Κωνσταντινου. Συστημα Τυπικου: των ιερων ακολουθιων του ολου ενιαυτου καταρτισθεν επι τη βασει της τυπικης παραδοσεως της Ορθοδοξου Ανατολικης Εκκλησιας (Αθηνα: Αποστολικη Διακονια της Εκκλησιας της Ελλαδος, 2012): 331-2.
  7. ^ «ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ». www.pravenc.ru. Retrieved 2022-07-02.


Лев 23:2

объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои:

Лев 23:4

Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:

Лев 23:37

Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день,

Чис 10:10

и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш.

Чис 15:3

и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, —

Чис 29:39

Приносите это Господу в праздники ваши, сверх приносимых вами, по обету или по усердию, всесожжений ваших и хлебных приношений ваших, и возлияний ваших, и мирных жертв ваших.

Суд 9:27

И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха.

1Пар 23:31

и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, — постоянно пред лицом Господа,

2Пар 2:4

Вот, я строю дом имени Господа, Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа, Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю.

2Пар 8:13

чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.

2Пар 31:3

И определил царь часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем.

Езд 3:5

И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячия, и во все праздники, посвященные Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего.

Неем 10:33

на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего.

Ис 1:14

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

Иез 45:17

А на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники и в новомесячия, и в субботы, во все торжества дома Израилева; он должен будет приносить жертву за грех и хлебное приношение, и всесожжение, и жертву благодарственную для очищения дома Израилева.

Иез 46:9

А когда народ земли будет приходить пред лицо Господа в праздники, то вошедший северными воротами для поклонения должен выходить воротами южными, а вошедший южными воротами должен выходить воротами северными; он не должен выходить теми же воротами, которыми вошел, а должен выходить противоположными.

Иез 46:11

И в праздники и в торжественные дни хлебного приношения от него должно быть по ефе на тельца и по ефе на овна, а на агнцев сколько подаст рука его, и елея по гину на ефу.

Ос 2:11

И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее.

Ам 5:21

Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

Ам 8:10

И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет — как горький день.

Наум 1:15

Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен.

1Мак 1:39

Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его — в поношение, честь его — в уничижение.

1Мак 10:34

Все праздники и субботы и новомесячия, и дни установленные — три дня пред праздником и три дня после праздника, — все эти дни пусть будут днями льготы и свободы всем Иудеям, находящимся в моем царстве.

1Мак 12:11

Мы неопустительно во всякое время, как в праздники, так и в прочие установленные дни, воспоминаем о вас при жертвоприношениях наших и молитвах, как должно и прилично воспоминать братьев.

Иудф 10:2

то поднялась на ноги, позвала служанку свою и вошла в дом, в котором она проводила субботние дни и праздники свои.

Тов 1:6

Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец,

Тов 2:6

И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши — в плач.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник урожая клипарт
  • Праздник святой покров пресвятой богородицы
  • Праздники гвинея бисау
  • Праздник урожая 2015
  • Праздник святого йоргена актер 6 букв