Праздники хакасов чыл пазы

Основная цель занятия — познакомить детей с обрядом празднования Чыл Пазы (встреча Нового года по хакасскому календарю), привить любовь к природе, трудолюбию, научить быть внимательными к людям, почтительными к старшим.

Цель: познакомить детей с обрядом
празднования Чыл Пазы (встреча Нового года по
хакасскому календарю), привить любовь к природе,
трудолюбию, быть внимательным к людям,
почтительными к старшим.

Оборудование: магнитофон, кассеты с
хакасскими песнями и мелодиями, ветки еловые
(пихтовые), богородская (чабрец) трава, спички,
пиала, чалама – ленты красного, черного, белого,
синего и зеленого цветов, стол, блюда хакасской
национальной кухни, картины огня, березы (ветка
березы), солнца.

Класс оформлен в хакасском стиле. Все
участники праздника в национальных костюмах.
Справа у доски стоит священная береза. В центре
на доске – тема праздника: “Чыл Пазы”. Слева:
“Праздник благословения. Навруз”, “Праздник
сакуры”, “День Берендея”, “Масленица”. Справа:
“Праздник Благодарения”, “Праздник
Гостеприимства”, “Праздник Очищения”. Здесь же
представлена выставка детских работ (рисунки,
поделки).

Ход праздника

Звучит хакасская мелодия. Под ее звуки
начинается выступление.

Ведущий 1: Необозримые степи, горные реки,
древние курганы, дивной красоты таежные дали –
все это Хакасия. Здесь живет древний народ со
своими древними и мудрыми традициями и обрядами.
Главным праздником по хакасскому календарю
является Чыл Пазы – встреча Нового года, который
отмечают 22 марта.

Ведущий 2: Этот праздник еще называют
“Праздником Благодарения, Гостеприимства,
Очищения и Благословения”.22 марта не только
хакасы встречают Новый год, но и другие народы,
только название праздника у всех разное. У
мусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры,
у русских – день Берендея или в настоящее время
– Масленица. Почему именно 22 марта многие народы
отмечают Новый год?

— (22 марта – день весеннего равноденствия.)

Ведущий 3: Хакасы верили, что в холодные зимы
на земле царит Смерть Природы, что ее покидают на
это время Божества Земли. Возвращаются они на
Землю только тогда, когда день становится равным
ночи, т.е. 22 марта. На долгожданной заре весеннего
равноденствия вместе с лучами солнца встречают
люди возвращающихся богов столом уважения,
почитания и паром от дымящегося свежего мяса.
Таким образом, происходит заряжение доброй
энергией Солнца.

Ведущий 1: Начнем наш праздник! Обряд
Благодарения Солнца.

(Слышится музыка (зов пыргы), возвещая о начале.
Появляется Благосло витель в сопровождении 7
девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9
творцов на нем. Девочки – справа, мальчики –
слева, Благословитель – в центре. В руках у
девочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков –
зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу
(нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.)

Благословитель:

Девочка 1:

Ради жизни,

Чтоб она не прекращалась,

И жилища ради,

Чтоб не разрушалось!

Мальчик 1:

По обычаю, старшими начатому,

По обычаю, предками начатому,

Голову Года приветствовать

Добрый народ собрался!

Начнем же наше торжество!

Девочка 2:

Ради жизни на Земле,

Ради счастья на Земле!

Встречаем Солнце,

Как встречали наши предки.

Обряд Благодарения Огня.

Ведущий 2: В этот день благодарили Богиню
Огня, дарующую тепло и пищу. Первый чистый костер
(на доске макеты двух огней). Огонь кормили чаем с
молоком и мясом.

Благословитель (окропляя молоком небеса,
подходит к огню, кормит огонь мясом и
приговаривает):

Девочки (по ходу обходят Огонь, кормят его,
хором повторяют слова Благословителя):

Девочка 1: О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30
зубов красного пламени.

Девочка 2: О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40
зубов высокого пламени!

Девочка 3: Благодарим тебя белым молоком
Белой Коровы.

Девочка 4: Чаем от черной смородины.

Девочка 5: Дай счастья народу!

Девочка 6: Ты охраняла нас всю зиму, берегла
нас от стужи.

Девочка 7: Благодарим тебя, наш верный друг,
и поклоняемся тебе!

Кланяются ведущие, потом все участники.

Обряд очищения души.

Переходят все вместе ко второму костру – к
костру Очищения души.

Ведущий 2: Так проходит обряд Благодарения
Огня.

В этот день люди обращаются к верховным Богам
за Благословлением, но обращаются они только
тогда, когда предварительно очистятся от скверны
зла и в жилищах своих, и в душах своих.

Ведущий 3: Памятные неприятности, свои грехи и
болезни люди завязывают узлом на черные чалама, а
затем бросают во второй костер, он называется
Очистительным.

Благословитель (завязывает три узелка на
черной чалама и бросает в костер): Прошлые,
настоящие и будущие болезни, несчастья, грехи.

Приглашаю и вас совершить этот ритуал.

Подходят все ко второму огню и бросают черные
чалама в огонь со словами (хором): О, Мать-огонь!

Очисти нас от скверны зла,
От всех болезней и грехов,
Чтоб мы не врали,
Не завидовали, не болели!

После этого, как люди очистились, 7 девочек
богородской (чабрец) травой в чашах окуривают дом
и всех участников, а 9 мальчиков обмахивают всех
зелеными ветками со словами:

Девочки:

Мальчики:

Ради жизни на Земле!

Ради счастья на земле!

Выступление детей:


  1. Ты – все нечистое в наших душах
  2. Очисти своим чистым пламенем!

  3. Ты все скверное в сердцах наших
  4. Сожги в своем священном пламени!

  5. Да огради нас от болезней тела,
  6. Да обереги нас от грехов души,

    Да уничтожь все злые силы,

    Посягающие на чистоту

    Помыслов наших!

  7. Да призови все добрые силы,
  8. Укрепляющие чистоту

    Совести нашей!

  9. Обереги народ наш
  10. От бедствий страшных!

  11. Да пусть сгорают нечисти
  12. Безвозвратно

    В чистом огне,

    Да пусть сметают их

    С плеч наших

    Вечнозеленые ветви!

  13. Да пусть убоятся они
    Колких иголок Священного дерева,
    Да пусть устрашаются они
    Острых иголок Чистого дерева!

Ритуал почитания священной березы.

Ведущий 1: Скажите, а что бы вы попросили у
богов в этот день? (Здоровья, успехов, отметок
хороших …
). Да, в этот день люди просят у богов
любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия,
хороших отметок.

Все герои направляются к новому месту события
– к березе.

Ведущий 2: Кто из вас знает, почему именно к
березе привязывают чалама? (Это священное
дерево у хакасов
.)

Ведущий 3: Учеными доказано, что только два
дерева выделяют положительную энергию для людей
– это береза и дуб. Какого же цвета чалама
привязывают на березу? Что означает каждый цвет?

Девочка 1: Белый – цвет чистоты.

Девочка 2: Синий – цвет неба и мира.

Девочка 3: Красный – цвет огня и солнца.

Девочка 4: Зеленый – цвет леса.

Выходят участники (девочки) с чалама разного
цвета и привязывают их к березе со словами:

Благославитель:

Девочка 1: О, Белая Береза!

На твою белую грудь – белые чалама!

Девочка 2: Синему небу – синие!

Девочка 3: Солнцу и Огню – красные!

Девочка 4: Травам и листьям – зеленые!

Девочка 5: О, владыки стихии: Небо, Солнце,
Природа!

Дайте нам счастья, здоровья, удачи!

Стол Почитания.

Ведущий 1: Праздник в разгаре. Приглашаем всех
к столу Почитания. В этот день обязательно
готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока.
Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан.

(Айран – прохладительный напиток. Он
представляет собой кислое, подвергшее брожению,
молоко. Айран утоляет жажду и голод. Его пьют в
чистом виде или разбавляют с талканом. Это
универсальный напиток. Им угощают любого
зашедшего в юрту. Айраном лечили туберкулез.
Айран используется в ритуальных целях.

Талкан – его готовят из семени ячменя. Ячмень
жарят, веют, молят на ручной мельнице. Талкан
употребляют с молоком, сливками, айраном,
замораживают с маслом, сахаром и черемухой.
Замороженный талкан едят ломтиками, с чаем – это
“хакасский торт”.

Потхы (каша из сметаны) –популярное блюдо
хакасов, готовят его из сметаны. Сметану варят на
медленном огне в казане. Затем добавляют туда
немного пшеничной муки, несколько сырых яиц. Эта
каша все время помешивается. Когда обильно
выделится масло наверху, то она готова. Потхы
считается почетным блюдом. Готовую кашу можно
употреблять с талканом, посыпав им сверху каши.)

Мальчик 1: Золотой стол ставим! Серебряный
стол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе

Мальчик 2: Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Участники образуют широкий круг вокруг
празднично украшенного традиционными
хакасскими блюдами стола. К каждому блюду дан
рецепт его приготовления. Все пробуют
национальные хакасские блюда и благодарят. Потом
берут посуду и уносят из зала. Снова усаживаются.

Ведущий 2: Спасибо. Вы унесли посуду. Это
древний хакасский обычай: убирать все за собой,
не оставлять мусора.

Ведущий 3: Не нужно забывать, что до Новой луны
нельзя ссориться. Старайтесь сделать своим
близким что-нибудь приятное, помогайте бабушкам
и дедушкам.

Мальчик 3:

Мальчик 4:

Мы совершили,

Встретили Чыл Пазы!

И теперь вся Природа должна оживать.

И пусть дверь будет открыта нашему счастью!

Мальчик 5: Да, пусть ручьи бегут с приходом
Солнца и Весны.

С приходом Головы Года оживают тасхылы,

Распускаются листья!

Исполняется песня “Чыл Пазы”.

Муз. А.Саможикова

Сл.В. Татаровой

Ведущий 1:

Заиграй чатхан!

Разлетайтесь звуки по степи!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как поют, играют и танцуют в Хакасии!

Творческие выступления детей.


  1. Песни о Родине, о дождике на хакасском языке.
  2. Танец с пиалами или “Хакасский платок”.
  3. Сценки по хакасским сказкам.

Ведущий 2: “Не любо – не слушай, а послушал –
намотай на ус”. Посмотрите сценки по хакасским
сказкам:

а) “Лягушка и Муравей”,

б) “Медведь и Бурундучок”,

в) “Адычах и Кечох”,

г) “Певец и чатхан”.

— Какая пословица подходит к этой сказке?

Пословицы.

  1. Без беды друга не узнаешь.
  2. Пришел на работу – не стой.
  3. К злому человеку со своим запасом в гости ходи…
    Запас никогда не в тягость.
  4. Силой правду не переспоришь.

“Лягушка и Муравей”

Лягушка: Такой маленький, а так больно
кусается. Дай-ка я его проучу! (Подходит к
Муравью
) Здравствуй, Муравушка!

Муравей: Здравствуй!

Лягушка: Муравушка, пойдем ко мне в гости.

Муравей: Спасибо. Сейчас. (Собирает
продукты в мешок
)

Лягушка: (Смотрит на него, а потом говорит)
Где это слыхано, чтобы в гости со своими
продуктами ходили?

Муравей: (Бросил собирать мешок, оставил его.)
Хорошо, идем.

Уходят. Идут около болота. Останавливаются.

Лягушка: Хочешь посмотреть как я ныряю,
Муравушка?

Муравей: Хочу.

Лягушка нырнула в болото. Муравей ходит вокруг
болота, ищет Лягушку, а потом говорит:

Муравей: Где же Лягушечка? Я совсем
проголодался. Кажется живот к спине прирос.

Автор: Какая пословица подходит к этой
сказке?

(К злому человеку в гости со своим запасом
ходи…
Запас никогда не в тягость.)

“Медведь и Бурундук”

(Встречаются Медведь с Бурундуком,
здороваются
).

Бурундук: В январе 31 день.

Медведь: Нет, 30!

(Несколько раз друг с другом спорят, а потом…)

Медведь (басом): 30, 30…

Бурундук (кричит): 31, 31…

(Бурундук разворачивается и уходит).

Медведь (разозлился): 30!

(И лапой хватил Бурундука по спине).

Ведущий 1: Но спина у него с тех пор осталась
полосатой, а в январе все-таки 31 день. Не зря люди
говорят: …А что они говорят?

(Силой правду не переспоришь).

“Адычах и Кечох”

Автор: Жили два парня. Были они большими
друзьями. Одного звали Адычах, другого – Кечох .
(Выходят по очереди два мальчика, кланяются.) Дали
они клятву не покидать друг друга в беде.

Адычах: Мой отец очень храбрый. Я весь в него
пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь.

Автор: Кечох молча выслушал своего друга и
хорошо запомнил его слова.

Как-то шли они по тайге. Навстречу им
медведь.(Выходит медведь.) Адычах мигом оказался
на дереве. Кечох упал на землю и притворился
мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и
заковылял в тайгу – мертвых медведи не трогают.
Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева
и спросил у товарища:…

Адычах: Что тебе медведь говорил?

Кечох: Он сказал: никогда не ходи в тайгу с
другом, который только о себе думает.

Автор: С тех пор у хакасов появилась
пословица: … Какая?.

(“Без беды друга не узнаешь”.)

“Певец и чатхан”

Автор: Это было давным-давно, когда на
просторах хакасской степи, в юртах, охлестанных
ветрами и буранами, жили люди.

В одной из таких юрт жила мать с сыном
Санкаем. Мать Тардан приходила с байской работы
усталая, но никогда не отказывалась рассказывать
сыну сказки. Однажды она поведала Санкаю сказку,
как Хара-хан, что значит Черный хан, наказал юношу
за то, что он полюбил его дочь. Разгневанный
Хара-хан опустил юношу в яму, скинул ему огромный
камень и сказал:

Хара-хан: Если ты сумеешь выкинуть этот
камень, подарю тебе жизнь!

Автор: Но сколько юноша ни старался поднять
камень, как он тотчас скатывался обратно. Много
времени прошло, когда Хара-хан вспомнил о юноше, а
когда пришел к яме, то удивился.

Хара-хан: Ты все еще жив?

Юноша Санкай: Жив! Любовь к твоей дочери не
дает мне умереть.

Хара-хан: Дарю тебе жизнь! Только больше не
быть тебе человеком, а быть пауком!

Автор: И стал юноша пауком. Только был он
особенным. Ушел в тайгу и стал тянуть паутинку от
одного дерева к другому, чтобы тот, кто заденет,
услышал песню. Однажды по тропинке прошел
дровосек и задел паутинку, Как вдруг услышал
песню. С той поры стал дровосек тайком в тайгу ото
всех приходить и слушать песню.

Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай
загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.

Мать: Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но
если ты возмешь из моих длинных кос несколько
волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь
чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.

(Звучит мелодия – звуки чатхана).

Автор: Вскоре люди узнали о чуде – чатхане и
певце. Выходил Санкай к людям и пел. И люди
услышали удивительно нежные звуки чатхана.
Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце
Санкая переполнялось радостью оттого, что его
песни нравятся народу.

И по сей день на земле хакасской народ с любовью
слушает чарующие звуки чатхана.

(Звучит мелодия – звуки чатхана).

Ведущий 3:

Земля, любимая, родная,

Становишься все краше с каждым днем.

Ты, земля моя хакасская,

Живи и здравствуй, Родина моя!

Хакасский Новый год Чыл Пазы отмечается 22 марта. Чыл пазы является одним из главных календарных праздников хакасского народа. Пик торжества приходится на день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов.

Осенью чаяны — духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей.

Праздновали Чыл пазы всем аалом: необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением: «Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» — «Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура». Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем. Еще одна традиция праздника Чыл пазы — это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня.

Ритуал почитания огня

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь. Так проходил обряд благодарения Огня.

Ритуал очищения души

Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама — лента чёрного цвета, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

Ритуал почитания природы

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Ритуал почитания священной березы

Для хакасов священным деревом издревле была берёза — «хазын». В праздник Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, главное верить, что всё сбудется.

В Чыл Пазы проходят и другие обряды — дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям. А в  мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» — «Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!». Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Чыл Пазы

Хакасский Новый год – Чыл пазы (буквально – «Голова года») отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Это важная дата в календарных праздниках хакасского народа. С этого времени просыпается природа и начинается сельскохозяйственный год.

Каждый народ создаёт свою систему летоисчисления, учёта времён года. В основу создания этих календарей закладывают трудовую деятельность, культ предков, природно-климатические условия. Из этих условий складывается особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по этому календарю.

Климатические условия Хакасии с древних времён сформировали особый уклад кочевого и полукочевого скотоводства, и связанные с ним культурно-бытовые традиции. Сложился и особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны. Именно это время и назвали Чыл Пазы и стали отмечать как начало нового года.

Год начинался с периода весеннего равноденствия не только у хакасов, но и у многих народов Востока, они отмечают Навруз.

Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Хакасский календарь называется «Мÿчел» и состоит из двенадцатилетнего цикла. Каждый мучел имеет свой цвет и соответствует одной из пяти стихий: синий – небо, красный –огонь, чёрный – земля, белый – вода, зеленый – растительность. Из пяти мучел составляется один 60-летний век, или «Пукул».

Кроме того, каждый год мучела соотносится со следующими животными – мышь (Кюске чылы), корова (Инек чылы), лиса (Тюльгю чылы), заяц (Хозан чылы), ящерица (Килески чылы), змея (Чылан чылы), лошадь (Чылгы чылы), овца (Хой чылы), человек (Кизи чылы), журавль (Турна чылы), собака (Адай чылы), кабан (Сосха чылы). С каждым годом связывались особые представления и приметы.

Каждый месяц года имел несколько названий, характеризующих этот период времени. Например, март – Хаанг – месяц гомона возвращающихся перелётных птиц или Арган кёк – месяц ложной кукушки, или Улуг кёрик айы – месяц гона большого бурундука, или Харга айы – месяц вороны (которая радуется возвращению перелётных птиц). А вот сентябрь – Ульгер – месяц восхождения Ориона или Уртюн айы – месяц обмолота хлеба, или Сарыг пюр – месяц жёлтого листа, Чарыс айы – месяц разделения (лета от зимы).

Поскольку лунный год по количеству дней не соответствует солнечному, то хакасы каждые три года добавляли дополнительный тринадцатый месяц. Високосный год считался годом главы Подземного мира – Эрлик-хана.

В соответствии с календарём проводились праздники, которые можно разделить на несколько категорий – это сезонные (Чыл Пазы, Тун Пайрам, Таан той и др.), хозяйственные (Урен хурты, уртун той), христианские (Рождество, Пасха, Троица и др.), традиционные религиозные (Тигiр тайыг, Таг тайыг, Суг тайыг). Вообще, само понятие «праздник» в хакасском языке праздник обозначается как «улукун» (великий или большой день).

Теперь вернёмся к Чыл Пазы.

Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Этим праздником как бы символически завершается старый и начинается новый цикл Жизни. Как уже упоминали, Чыл пазы переводится как «Голова года». В традиционном мировоззрении хакасов можно найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась». Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтайского региона была символом времени, свернувшегося в кольцо.

В прежние времена жители одного аала всегда встречали праздник вместе. Готовиться к нему начинали заранее и каждая семья по мере своих возможностей усердно вносила свой вклад в подготовку. Наводился идеальный порядок в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты. Внутри самой юрты все углы очищали от грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Тщательно перетряхивали постель, одежду, обувь и т. д. Шили новую одежду. Но при этом полагалось оставить возле дверей дома или в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус).

Сам праздник длился не один день: он начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и до первых раскатов грома.

 

В день весеннего равноденствия рано утром жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Нужно было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Молитву произносил почтенный старец. Потом разжигали три костра.

Первый костёр называется Огонь Благодарения. Его обходили три раза по часовой стрелке и бросали вокруг кусочки отварного мяса и сыра, брызгали из пиалки молоко капельками, произнося слова благодарения Огню. Обряд сопровождается наговором, примерно таким: «О, сорокозубая Мать-Огонь, тридцатизубая Дева-мать с красными пламенными зубами… Чтобы жизнь не прекращалась и жилище не разрушалось, мы тебя славим!»

Второй костёр – это Огонь Очищения. Шаман прогонял своим ритуалом злых духов. Собравшиеся завязывали на чёрной чалама (ленте) узелки по числу своих болезней, горечей, обид и бросали ленточки в Огонь Очищения.

Последним разжигали костёр для приготовления пищи. В больших казанах варили мясо, домашние кровяные колбаски (хан), суп с ячневой крупой (угре), а также очень сытную кашу на сметане (саломат) и угощали всех гостей. Детей угощали домашними сладостями (талгхан).

После угощения начинаются праздничные состязания: скачки, борьба и различные спортивные игры.

В конце праздника все идут к Священной Берёзе. Берёза в Хакасии олицетворяет красоту, жизнь и процветание. На берёзу повязывают цветные чалама. Белые ленточки – символ очищения, красные – символ огня, жёлтые – солнца, зелёные – жизни и синие – неба. При этом каждый загадывает желания.

Затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши – изображения почитаемых духов-предков, называемые «тёси». Во время праздника Чыл Пазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейно-родовых тёсей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.

Затем начинался общий, аальный праздничный пир – «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Хозяин, зачерпнув араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Возлияние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой – на женской. Одновременно на столиках появлялось приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.

Во время первого кукования кукушки – звукового сигнала начала весны – нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые кукушкин голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Мин тохпын» («Я сыт»), – и кукушка будет обманута.

В мае звучали первые раскаты грома, служившие завершающим вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!») Первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

Согласно народному поверью, Чайаны – духи земли, рек, тайги – уходят осенью на небеса, а весной с первыми лучами солнца возвращаются на землю. Именно в эти дни хакасский народ начинает готовить землю к посадкам, просит у небес благословения на урожай, на прибыль скота, на рождение детей и благополучие.

 

Источники:

Из истории праздника Чыл Пазы

https://yandex.ru/turbo/pulse19.ru/s/83045-deputaty-narodnogo-hurala-kalmykii-pribyli-v-hakasiju-dlja-obsuzhdenija-voprosa-shtygasheva/?utm_source=turbo_turbo

https://hnkm.ru/khakasia/traditsionnaya-kultura/kalendar-prazdniki

Праздники

Тун пайрам! Тун пайрам!
На коне вновь едет к нам
Через горы и долины,
И просторные равнины

Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан.
Пей айран да не скучай,
Праздник с радостью встречай!

В. Данилюк

Основные народные хакасские праздники привязаны к ключевым датам солнечного календаря — дням солнцестояния и дням равноденствия

Хакасский календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. С древности, для измерения года и назначения главных событий и праздников используются солнечные циклы, а для повседневных действий — лунные. Например, по лунному календарю определялось время посева, время стрижки скота, время определенных обрядов. На новолуние свершались самые важные дела, глава рода или шаман желал всему сеоку «пусть весь народ будет здоров, пусть весь скот крепким будет!» Месяц меняет свой облик каждые 7 дней, от новолуния считали неделю. Понедельник — пазыт (тяжелый день, нельзя метить скот), Вторник — тоой кюн (похожий день), Среда — саарсых кюн (непарный день, нельзя отправляться в путь), Четверг — торт хоных (четыре ночевки), пятница — пис хоных (пять ночевок), суббота — чечиме, воскресенье — позырах (день отдыха)

Главные календарные праздники также имеют в своей основе важные даты солнечного календаря. Календарный год начинался со дня весеннего равноденствия, 22 марта, который также называют Чыл Пазы — голова года.  На день летнего солнцестояния, 22 июня (Кюн Пазы — день большого Солнца) приходится главный праздник всего года — Тун Пайрам.  В день осеннего равноденствия, 22 сентября (Кус пазы — голова силы) отмечается праздник Уртун Тойы — день урожая. И наконец, в день зимнего солнцестояния, 22 декабря,  празднуют зимний праздник Ай Пазы — день большой Луны.    

ЧЫЛ ПАЗЫ

Чыл Пазы – Хакасский новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Исторически, именно с Чыл Пазы начинался сельскохозяйственный год. В этот день духи гор, воды, земли (ээзи) возвращались с небес на землю, просыпалась природа. Духов торжественно встречали, проводился обряд Пай-Хазын – повязывания лент Чалама на священную березу с просьбой о даровании успешного года, а также обряд кормления огня От-Ине. В настоящее время хакасский новый год Чыл Пазы проводится в последнюю субботу марта на специальной площадке на территории республиканского ипподрома в г. Абакан, сопровождается ярмарочной торговлей и выступлениями творческих коллективов.

ТУН ПАЙРАМ

Тун Пайрам (Тун Айран) – праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю. Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его 9 раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались распри и прекращались споры. В современной Хакасии главное празднование Тун Пайрама проходит на Сагайской поляне около села Аскиз, и по датам совпадает с днем Республики Хакасия, 03 июля.  На празднике можно близко познакомиться с разными аспектами хакасской культуры, приобрести памятные сувениры, попробовать национальную пищу.

УРТУН ТОЙЫ

Уртун Тойы – праздник урожая, проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. Воспринимается как итог сельскохозяйственного года. В этот день подводятся итоги, стада возвращаются с летника на зимник, начинается подготовка к зиме, молодые люди играют свадьбы. Осенью и мышь богата – говорят хакасы. Во время праздника благодарили Чир Ине – духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев – хыра улуз – долю духа хозяина пашни. Также проводились традиционные обряды, выступления музыкантов и спортивные состязания. Сейчас Уртун Той так же как и Чыл Пазы проводится на республиканском ипподроме и сопровождается ярмаркой.

АЙ ПАЗЫ

Ай Пазы  —  день большой Луны, проводится 22 декабря в день зимнего солнцестояния, в самый короткий световой день в году (на широте Хакасии длина дня всего 7,5 часов). С этого дня приходят большие холода, но день начинает помаленьку прибывать. На праздник проводится моление высшим духам с просьбой успешно пережить зиму, а с новолуния после Ай Пазы начинался самый суровый месяц Мылтых — месяц обережения от злых духов.

ХАКАССКИЙ СПОРТ

В Хакасском обществе интерес к спортивным играм и состязаниям всегда был велик. В условиях традиционного быта мужчины вели достаточно сложную жизнь полную труда, и возможность показать себя, повеселиться и посмотреть на других старались не упустить. Достаточно часто мирным пастухам и охотникам приходилось участвовать в затяжных военных конфликтах с пограничными территориями либо в локальных стычках с агрессивными соседями. Поэтому спорт имел еще и важное прикладное значение поддержания крепости духа,  физической силы и навыков сражения.

Такого понятия как “профессиональный спортсмен” не существовало, в спортивных состязаниях принимали участие почти все. Спортивные состязания всегда были приурочены либо к национальным праздникам, либо к военным сборам. Среди спортивных состязаний можно выделить четыре самых главных вида: скачки, борьба на поясах, поднятие камня, стрельба из лука Также были и интеллектуальные соревнования: шашки тобит, игра в кости хазых атызах и др.

Все эти спортивные состязания в Хакасии и по сей день проводятся достаточно часто, посмотреть на них и даже принять участие можно во время национальных праздников, главным из которых является Тун Пайрам

Виды народного спорта

Курес — борьба

Самым известным видом спорта всех тюркских народов саяно-алтайского региона является борьба на поясах. Куреш – на Алтае, Хуреш – в Тыве, Курес– в Хакасии. В каждом регионе есть незначительные национальные отличия. Борцы ухватывают друг друга за широкие пояса-кушаки “хур” и стремятся повалить на землю. Нельзя отпускать руки от пояса соперника, нельзя ставить подножки, удары также запрещены, весовая категория борцов может быть различной. Борцы проводят схватку до трех побед участника. Большого разнообразия приемов нет, главное в борьбе курес, ловкость, сила и выносливость. 

Чарыс – Скачки

Пожалуй самое зрелищное мероприятие из всех спортивных состязаний, и самое ценное. У каждого достойного бая имелись в табуне беговые лошади, и постоянно возникали споры чей скакун достойнее, заключались пари, делали ставки. Соревнования выясняли самого лучшего коня (в первую очередь) и самого умелого наездника. Владелец лучшего скакуна получал себе весь заклад, наездник – десятую часть.  Юноши и девушки участвовали в скачках с самого раннего детства, поскольку умение держаться на коне – один из важнейших навыков, необходимый для жизни. Соревновались как на скорость на дистанции 5-25 км, так и на умение управляться с табуном лошадей и со стадом скота.

Хапчан-Тас – поднятие камня

Состязание для настоящих алыпов (богатырей). Состязания проводились как во время свадебных гуляний, так и на обычных праздниках. Камень весом около 40 кг. требовалось оторвать от земли и перебросить через плечо, возможно несколько раз и как можно дальше от себя. Таким образом молодые мужчины могли показать свою силу, а бывалые – подтвердить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники хакасов описание
  • Праздники христианства список самых важных
  • Праздники хабаровского края список
  • Праздники хабад любавич
  • Праздники фсо россии