Праздники конкурсы фестивали концерты ярмарки слеты агитбригады игровые танцевальные программы это

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники, тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гаджетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.

Семья — это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищённым чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.

Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, в которой этому социальному институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия.

Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Большинство семей испытывают дефицит средств, времени и педагогической компетенции для воспитания и развития детей. Это приводит к тому, что социализация детей все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк. Теоретический анализ литературы позволил выявитьосновные проблемысемьи, как потенциальной аудитории культурно-досуговой деятельности:

  • количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи;
  • отсутствие информации об эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка;
  • утрата навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества;
  • в низкой социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию «детей» и «взрослых»

В процессе организации культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать все многообразие типов современной семьи:

  • полные и неполные,
  • многодетные, одно-, двухдетные, бездетные;
  • молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений);
  • неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи;
  • асоциальные семьи;
  • межнациональные и моноэтнические.

Одна из основных линий коммуникации внутри семьи – это общение между поколениями (старшие, младшие, родители и дети). Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями или одним родителем с детьми или без детей. Такой тип семьи в современном обществе получил наибольшее распространение. Сложная семья состоит из нескольких поколений и может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Как правило, в первом типе семьи коммуникативные связи между поколениями ослаблены или нарушены, а во втором типе – достаточно сильные и многообразные, но могут быть зачастую насыщены конфликтами между поколениями.

Приобщение к культурной организации свободного времени детей — основная функция для семьи. Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

  • сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);
  • многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.).

Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Организация семейного досуга должна состоять в том, чтобы помочь родителям обрести истинные ценности, имеющие важное значение в воспитательном процессе.

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

  • Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения – путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)
  • Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга — чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)
  • Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

В последнее время стало очень популярным посещать развлекательные центры, куда взрослые и дети отправляются вместе, но проводят досуг по особым программам: детям предлагаются подвижные или компьютерные игры, анимация, аттракционы, а родителям — посещение кафе, кинотеатра, поход по магазинам. Насколько такое времяпрепровождение способствует развитию и упрочению семейных уз, сказать затруднительно.

Анализ насущных проблем становления культуры семейного досуга выявил неумение некоторых семей грамотно организовывать своё свободное время. По этой причине большинство видов культурно-досуговой деятельности семьи, как правило, носит самодеятельный характер и реализуется в форме любительского творчества.

На сегодняшний день в педагогической теории и практике уже создано множество форм организации культурно-досуговой деятельности молодёжи и детей. Все они отличаются друг от друга некоторыми признаками: количественными, временными, видовыми и прочими. Вне формы процесс этой деятельности осуществляться не может.

Одна из главных задач учреждений дополнительного образования становится организация культурно-досуговой занятости детей с учётом их предпочтений, так как в силу своих возрастных особенностей они ещё не готовы противостоять некоторым опасностям и вредным привычкам.

Формы и направления работы социально-культурных институтов с семьёй весьма разносторонни. Ставшие привычными семейные праздники и клубы, индивидуальные формы работы обогащаются новым содержанием, опираясь на интересы и запросы семьи.

Среди множества способов, направленных на поддержание семейной гармонии, свою нишу занимает семейный досуг — совместное проведение свободного времени. Вовлечение всех членов семьи в совместную досуговую деятельность укрепляет семейные отношения.

Говоря о направлениях и формах организации досуга семьи, необходимо учитывать, что для семейного досуга важны рациональность занятий с точки зрения отдыха и наличие в них воспитательного компонента.

Организация совместного семейного досуга осуществляется при проведении массовых мероприятий. Профессиональная организация участия детей и родителей в массовых мероприятиях даёт возможность семье активно, разнообразно, творчески проводить свободное время, выбирать подходящие виды и формы досуга, самореализовываться, находить друзей, реализовать потребность в общении и познании.

Массовое мероприятие ― это особенное социальное явление, которое связано с особенными событиями в культурной, общественной и политической жизни страны; заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и проводимое в соответствии с действующим законодательством. Массовое мероприятие имеет цель и задачи.

Цель мероприятия – это спланированный результат мероприятия, который достигается по его окончанию. В ходе проведения мероприятия определяются и реализуются задачи, которые способствуют более эффективному и полному достижению цели.

В зависимости от поставленных целей и задач, массовые мероприятия подразделяются:

  • спортивные мероприятия;
  • мероприятия политического характера;
  • рекламно-коммерческие мероприятия;
  • деловые мероприятия;
  • культурно–массовые мероприятия.

Цель культурных массовых мероприятий – организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно–массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Задачи культурно–массовых мероприятий формулируются в зависимости от тематической направленности, но в основе своей базируются на принципах национально–патриотического и нравственно–эстетического воспитания.

Задачи – приобщение молодого поколения к ценностям традиционной национальной и мировой культуры, возведение базиса личностной культуры, формирование гражданских качеств.

Все культурно–массовые мероприятия имеют свою специфику и характерные особенности:

  • Планирование и организация культурно-массового мероприятия.
  • Место проведения культурно-массового мероприятия.
  • Проведение культурно-массового мероприятия в ограниченном, организованном пространстве.
  • Ограничение во времени культурно-массового мероприятия.
  • Планирование с учетом количества участников.
  • Целевая аудитория.

Формы культурно–массовых мероприятий – это праздники, конкурсы, фестивали, концерты, ярмарки, слеты, агитбригады, игровые и танцевальные программы и др.

На культурно-массовые мероприятия готовится сценарий.

Сценарий – это подробная текстовая разработка, содержащая литературно художественную основу и организационные моменты программы.

Одной из основных форм семейной культурно-досуговой деятельности является праздник. Значение праздника, который создаёт яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, даёт стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры, в жизни ребёнка велико. В процессе проведения праздников каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, продемонстрировать свои навыки, умения и творческую инициативу. Все формы и виды культуры удачно проявляются через праздник.

Культурно–массовые мероприятия ― это заранее спланированное мероприятие, которое проводится согласно действующему законодательству и носит характер праздника. Основными характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб проведения. Классификация праздников очень разнообразна.

По масштабу охвата участников праздники классифицируются на частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские.

Учитывая возрастной аспект, праздники подразделяются на детские, семейные, праздники для пенсионеров.

Приведём наиболее распространенную классификацию праздников:

  1. Религиозные праздники. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество.
  2. Языческие праздники. Наиболее популярный языческий праздник в России — Масленица.
  3. Частные праздники. Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.
  4. Корпоративные праздники. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников.
  5. Детские праздники. Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране. Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно — историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа — локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие — в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

При организации семейного досуга педагогические работник системы дополнительного образования должны знать, что основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья — дети, семья — семья, дети — дети, дети — подростки — взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Список литературы:

  1. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy (дата обращения: 20.02.2018).
    Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100110.65 (230600) «Домоведение»- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011.
  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник — М.: МГУКИ, 2004. – С. .348.
  3. Захаров А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. — 2008. — № 1.
  4. Семак Т.Ю. Семейное творчество — ведущая форма организации досуга семьи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №2 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-tvorchestvo-veduschaya-forma-organizatsii-dosuga-semi (дата обращения: 20.02.2018).
  5. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие к спецпрактикуму/ Л. П. Малахова – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 70 с.

Формы массовых мероприятий

 Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)

 Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)

 PR-акция

 PR-кампания

 PRO-движение книги

 Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)

А

 Авантюра

 Ажиотаж

 Аншлаг

 Аттракцион

 Агитация

 Агитбеседка

 Агитбригада

 Авторитет имени (встреча с кем-либо)

 Азбука

 Аккорды литературные

 Акция

 Альманах

 Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

 Анализ (книги, работы)

 Ансамбль литературных звезд

 Арт-встреча

 Арт-пространство (выставочный зал)

 Арт-час

 Арт-терапия

Ассорти

 Ателье

 Аукцион

Б

Базар головоломок (кроссворды, ребусы, шарады)

 Байки литературные

 Бал

 Бал литературный

 Бал-маскарад

Балаганчик

 Барахолка литературная

 Беби-шоу (детское представление)

 Бенефис

 Бенефис книги

 Бенефис читающей семьи

Беседа

 Беседа-диалог

 Беседа-диспут

 Беседа-игра

 Беседа-обсуждение

 Беседа-практикум

Бестселлер-шоу

 Библиокараван

 Библио-бар

 Библио-бистро

 Библио-кафе

 Библио-кросс

 Библио-магия

 Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)

 Библио-шоу

 Бистро книжное

 Блеф-клуб

 Блиц

 Блиц-опыт (форма производственной учебы)

 Блиц-опрос

 Блиц-турнир

Бой

 Бой интеллектуальный

 Бой ораторов

 Брейн-ринг

 Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)

 Бюллетень

 Бюро литературных новинок

 Бюро творческих находок (форма производственной учебы)

В

 Вариации литературные

 Вербовка в ряды эрудитов

 Вернисаж

 Вернисаж литературный

 Вернисаж газеты

Версиада

 Вертеп

 Вечер

 Вечер библиографический

 Вечер вопросов и ответов

 Вечер выпускной

 Вечер загадочный

 Вечер изящной словесности

 Вечер исторический

 Вечер книги

 Вечер краеведческий

 Вечер критики и восхвалений

 Вечер литературный

 Вечер отдыха

 Вечер памяти

 Вечер поэзии

 Вечер поэтического настроения

 Вечер семьи

 Вечер смеха / юмора

 Вечер-аукцион

 Вечер-встреча

 Вечер-дискуссия

 Вечер-комплимент

 Вечер-портрет

 Вечер-посвящение

 Вечер-реквием

 Вечер-фантазия

 Вечер-элегия

 Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)

 Вечеринка светская

Видео-

 Видеовикторина

 Видеокруиз

 Видеолекторий

 Видеопрорыв

 Видеосалон

 Видеоурок

 Видеоэкскурсия

 Видеоэнциклопедия

Визит

 Визитки литературные

 Викторина

 Викторина-поиск

 Шанс-викторина

 Экспресс-викторина

 Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные

 Витрина литературная

 Водевиль

 Воскресник / субботник

 Встреча

 Встреча за самоваром

 Встреча литературная

 Встреча тематическая

 Встреча-интервью

 Встреча-презентация

Выборы литературные

 Выступление

Г

 Газета

 Газета говорящая

 Газета живая

Галерея

 Гид литературный

 Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)

 Голосование

 Гонка за знаниями

 Гороскоп литературный

 Гостиная литературно-музыкальная

 Громкое чтение

 Гуляние народное

 Гурман-вечер любителей …. жанра

Д

 Дайджест

 Дебаты литературные

 Дебют

 Дебют литературный

 Девичник

 Дегустация литературных новинок

 Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, читанных произведениях)

 Дежурство («Дежурный по …»)

 Декада молодого специалиста

 Дело литературное №

 Деловой круг

 Демонстрация

 День

 День библиотеки

 День веселых затей

 День возвращенной книги

 День забывчивого читателя

 День информации

 День книги

 День открытых дверей

 День профессии

 День специалиста

 День читательских удовольствий

 День чтения (семейного)

 Десант библиотечный (в детский сад)

 Десант литературный

Диалог

 Диалог женский

 Дилижанс литературный

 Дискуссия

 Диспут

 Диспут окололитературный

 Доклад

 Домино

 Дуэль литературная

Ж

 Журнал

 Живой журнал

 Виртуальный журнал

 Открытый журнал

 Журнал устный

З

 Завалинка музыкальная

 Загадки литературные

 Занятие увлекательное

 Заседание

 Застолье почти познавательное

 Зачет

 Звездный час

 Звездопад поэтический

И

 Игра

 Игра библиографическая

 Игра деловая

 Игра интеллектуальная

 Игра историческая

 Игра литературная

 Игра настольная

 Игра подвижная

 Игра познавательная

 Игра профориентационная

 Игра психологическая

 Игра ролевая

 Игра семейная

 Игра экологическая

 Игра экономическая

 Игра-загадка

 Игра-конкурс

 Игра-отчет

 Игра-представление

 Игра-путешествие

 Игра-фантазия

 Игра-экскурсия

Игрище

 Игротека

 Иллюзион русской словесности

 Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)

 Империя игр

 Импровизация

 Инструктаж

 Инсценировка

 Интервью

 Интермедия

 Интрига литературная

 Инфомания

 Информ-дайджест

 Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)

 Информ-курьер

 Информ-релиз

 Информина

 Информминутка

 Искушение книгой

 Искушение литературное

 Испытание

 Исторические виражи

К

 Кабачок

 Кабинет литературный

 Кадр книжный

 Каламбур литературный

 Конструктор книжный

 Казино

 Календарь

 Калейдоскоп рекомендаций

 Капустник

 Караван

 впечатлений

 историй

 книг

Карнавал

 идей

 книг

Карнавал литературный

 Каскад литературных удовольствий

 Кафе литературное

 Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)

 Классный час

 Клип-обзор

 Клуб

 Клуб веселых и находчивых

 Клуб веселых и начитанных

 Клуб видеопутешественников

 Клуб дискуссионный

 Клуб знатоков

 Клуб литературный

 Клуб любителей чего-либо

 Клуб семейного чтения

Книга-поиск

 Книгопоказ

 Коктейль

 Коллаж

 Компас литературный

 Компетентное мнение

 Композиция

 Композиция литературная

 Композиция музыкальная

 Композиция поэтическая

 Композиция сценическая

Конкурс

 Конкурс виртуозной критики

 Конкурс заочный

 Конкурс краеведческий

 Конкурс профессиональный

 Конкурс читающих семей

 Конкурс чтецов

 Конкурс эрудитов

 Конкурс-концерт

 Конкурс-поиск

 Конкурс-секрет

 Конкурс-экспедиция

 Спринт-конкурс

 Фотоконкурс

Консультация

 Конференция

 Конференция читательская

 Конфетти новогоднее

 Концерт сказочный

 Копилка опыта (форма производственной учебы)

 Королевство библиографическое

 Креатив-проект

 Креатив-лаборатория

 Крестики-нолики литературные

 Круглый стол

 Кружок

 Круиз литературный

 Кураж-вечер

 Курс учебный

 Курсы литературные

Л

 Лаборатория

 Лаборатория успеха

 Лаборатория читательского вкуса

 Лаборатория читательского творчества

Лабиринт

 Лавка писательская

 Лекторий

 Лекция

 Лестница знаний

 Лестница-словесница

 Линейка

 Лицей

 Лицей для малышей

 Лотерея

 Лото литературное

 Лоция литературная

М

 Марафон

 Марш

 Марш-бросок

Маскарад

 Мастер-класс

 Мастерилка

 Мастерская радости

 Меморина

 Месячник первокурсника

 Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)

 Мини-студия

 Миниатюры сатирические

 Минута славы

 Минутка веселая

 Минутки живописные

 Минуты радостного чтения

Мистерия

 Митинг

 Мобилизация

 Мозаика

 Мозговой штурм

 Мониторинг книжных новинок

 Моцион литературный

 Музей

 Музей книги

 Музей литературный

 Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

 Набат литературный

 Навигатор

 Навигация

 Новоселье книги

 Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)

 Ностальгия

О

 Обзор

 Обзор аналитический

 Обоз литературный

 Обзор театрализованный

 Обзор-размышление

 Обзор-игра

 Обзор-интервью

 Обзор-путешествие

 Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

 Обращение

 Обсуждение

 Объединение литературное «Творцы и таланты»

 Олимпиада

 Опрос

 Орбита литературная

 Отзыв

 Открытая кафедра

 Открытая трибуна

 Открытый микрофон

 Отчет творческий

 Охота за лакунами знаний

П

 Пазл читательских предпочтений

 Палаццо книг (зарубежная литература)

 Панно любимых книг (авторов)

 Панорама

 Парад книг (по одной теме)

 Параграф книжный (научные знания о чем-либо)

 Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)

 Передача (теле-, радио-)

 Перекресток мнений

 Пирамида знаний

 Плакат

 Плен книжный

 Площадка

 Подарок читателю (к Дню …)

 Подиум

 Подиум литературный

 Подиум мнений

 Подиум Новоуральский (встреча с кем-либо)

Пожелание

 Поздравление

 Поединок фантазеров

 Поиск

 Поле чудес

 Полемика

 Полигон мнений

 Политзанятие

 Помощь

 Портал информационный

 Портфель книжный (обзор новинок)

 Посвящение в читатели

 Посиделки фольклорные

 Последний звонок

 Постановка театрализованная

 Поучение книжное

 Похвала читателю (книге)

 Поход за знаниями

 Почтамт (обзор периодики)

 Праздник

 Праздник книги

 Праздник семейный

 Праздник фольклорный

 Праздник читательских удовольствий

 Праздник чтения

Практика

 Практикум

 Представление

 Представление кукольное

 Представление музыкально-игровое

 Представление театрализованное

 Представление фольклорное

 Представление эстрадное

Презентация

 Премьера журнала (книги)

 Прения

 Престиж-встреча

 Прививка культурная

 Прививка от безграмотности

 Признание в любви к жанру (книге, автору)

 Приключение

 Присяга (книге)

 Пресс-конференция

 Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)

 Проводы (зимы)

 Прогноз литературный

 Программа

 Программа игровая

 Программа информационная

 Программа конкурсная

 Программа концертная

 Программа литературная

 Программа познавательная

 Программа развлекательная

 Программа творческая

 Программа учебная

 Программа учебно-игровая

 Программа чтения (летнего, семейного)

 Программа-розыгрыш

Прогулка

 Прогулка по литературному скверу

 Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

 Промо-акция

 Пропаганда книжной культуры

 Пульс

 Пульс библиотечный

 Пульс литературный

 Путеводитель

 Путешествие

 Путешествие виртуальное

 Путешествие заочное

 Путешествие музыкальное

 Путешествие по золотому кольцу русской литературы ( XIX век)

 Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)

 Путешествие сказочное

Пятачок литературный

Р

 Работа творческая

 Радар книжный

 Радиоигра

 Радиопередача

 Развал книжный

 Развлечение познавательное

 Разгуляй в читальном зале (шумные игры)

 Размышление / рассуждение

 Рандеву с книгой

 Ракурс литературный

 Раритет литературный

 Рассказ инсценированный

 Ребус

 Регата литературная

 Рейтинг

 Репортаж-обзор

 Респект-встреча

 Ретровзгляд (путешествие в прошлое)

 Речевой тюнинг (обогащении словарного запаса)

 Ринг

 Ринг библиотечный

 Ринг правовой

 Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)

 Робинзонада

 Родословная книги

 Розыгрыш литературный (библиографический)

 Рулетка библиографическая

С

 Сад книжный

 Сага (сказание) литературная

 Салон литературный

 Светёлка литературная

 Светофор литературный

 Сеанс

 Секретные материалы

 Секция

 Семинар

 Семинар-практикум

 Семинар-тренинг

Серпантин

 Сказка вслух

 Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

 Сказочка

 Скатерть-самобранка книжная

 Сквер библиотечный

 Скоморошинки

 Слайд-программа / путешествие

 Слет / Сбор

 Словесные перепалки

 Смекалинки

 Смех-тайм (к Дню смеха)

 Смотр-конкурс

 Собрание

 Собрание знатоков

Созерцание прекрасного

 Соревнование

 Состязание

 Спектакль

 Спецкурс

 Спор

 Справка-шоу

 Сражение

 Стажировка

 Старт

 Стендовый доклад

 Стиль-встреча

 Стол дискуссионный

 Странствия по книголэнду

 Студия

 Ступени

 Субботник

 Сувенир книжный

 Суд литературный

 Сундучок литературный

 Сход литературной лавины

 Сценка-поздравление

 Сценка-сюрприз

 Счастливый случай

 Считалка

 Сыск литературный

Т

 Творческая лаборатория «Терновый путь»

 Театр книги

 Театр кукольный

 Телешоу

 Телемост

 Тертулия (литературная вечеринка)

 Территория чтения

 Тест

 Тин-коктейль

 Тир интеллектуальный

 Ток-шоу

 Торги

 Торги литературные

 Торги информационные (Выигрывает тот, по чьему отзыву попросят читатели выдать книгу)

Тренинг

 Тренинг интеллектуальный

 Трибуна

 полемики

 смелых гипотез

 Увеселение

 Укол знаний

 Укрощение ошибок речи (орфографии)

 Универсиада

 Урок

 Урок библиографический

 Урок библиотечный

 Урок веселый

 Урок занимательный

 Урок интегрированный

 Урок комплексный

 Урок литературы

 Урок памяти

 Урок творческий

 Урок-беседа

 Урок-игра

 Урок-путешествие

 Урок-сказка

 Урок-фантазия

Утренник

 Учеба

Ф

 Фабрика поэтических звезд

 Фаворит-книга

 Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)

 Фантастиш-шоу

 Фаэтон литературный

 Феерия

 Фейерверк-ночь

 Феномен-клуб

 Феноменология литературы

 Фестиваль

 Фестиваль молодежной книги

 Фестиваль профессий

 Фестиваль здоровья

Финал / Финиш

 Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)

 Фонтан желаний

 Формула успеха (встреча с кем-либо)

 Форум

 Фото-кросс «Город читает»

 Фристайл

 Фуршет

 информация

 экспозиция

Х

Хит-парад

 Хобби-клуб

 Хоровод

Ц

Церемония

 Цикл встреч

 Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное «Чашка чая с Гоголем»

 Чародей-вечер (под Новый год)

 Час

 Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

 Час вопросов и ответов

 Час информации

 Час истории

 Час хорошей литературы

 Час музыки

 Час мультимедийный

 Час общения

 Час познаний и открытий

 Час поэзии

 Час профессионального общения (форма производственной учебы)

 Час размышлений

 Час фантазии

Чат (виртуальная беседа)

 Чепушинки (детская игровая поэзия)

 Чтения

 Громкие чтения

Чудодейственное чтение

 Юношеские чтения

Чудеса в библиотеке

Ш

 Шабаш (на ночь всех святых)

 Шатер библиотечный

 Шедевры литературного мира

 Школа

 Школа гениев

 Школа общения

Шоу

 Шоу интеллектуальное

 Шоу-блиц

 Шоу-программа

Штудии (углубленные занятия)

 Шутка-минутка

Э

 Эволюция жанра

 Экзамен

 Экскурсия

 Экскурсия виртуальная

 Экспедиция

 Эксперимент

 Экспозиция

 Экспресс-обзор (обсуждение)

 Экспромт

 Энциклопедия хорошего литературного вкуса

 Эрмитаж уникальных встреч

 Эрудит-шоу

 Эскизы удивительной жизни

 Эстафета

 Эстет-шоу

 Этикет-класс

 Этюд библиографический

Ю

 Юбилей

 книги

 жанра

 писателя

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)

 Ярмарка

 Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)

Вся
наша жизнь сопровождается множеством
событий лично­го, коллективного и
общественного характера, которые
вызывают праздничное настроение, желание
встретиться с друзьями, род­ственниками,
сослуживцами или просто оказаться в
праздничной толпе

знакомых и незнакомых нам людей. В
праздничный день нам хочется полюбоваться
праздничной фиестой или салютом,
послушать выступления известных
политиков, писателей, худож­ников,
принять участие в шуточных соревнованиях,
конкурсах, потанцевать, послушать
музыку, посмотреть на заезжих или
мест­ных артистов, пообщаться с
интересными людьми, спеть хором под
гитару, побродить по праздничным улицам.

Хорошо
или не очень, но эти праздничные события
сегодня художественно орга­низованы.
Масштаб праздничного действа, место
проведения, форма, жанр и, соответственно,
используемые средства вырази­тельности
зависят, прежде всего, от значимости
отмечаемого со­бытия
.

Важную
роль здесь играют потребности аудитории,
для которой организуется праздничное
событие, объём имеющихся финансовых
средств, количество и уровень
исполнительского мастерства творческих
коллективов, которые могут быть
задей­ствованы в театрализованном
представлении, а также талант, нрав­ственные
и гражданские позиции устроителей
данного праздника
.
Анализ практики художественной
организации праздничных событий выявил,
что каждая программа имеет свой набор
сценар­ного материала и разную степень
участия в программе зрительс­кой
аудитории. В результате выделяем
следующую
разновидность современных праздничных
программ:

  • 1.Игровые;

  • 2.развлекательно-игровые;

  • 3.зрелищно-игровые
    и зрелищно-развлекательные;

  • 4.информационно-развлекательные;

  • 5.конкурсные;

  • 6.зрелищные;

  • 7.художественные
    и литературно-художественные;

  • 8.документально-художественные;

  • 9.документально-публицистические;

  • 10.церемониально-обрядовые;

  • 11.комплексные
    программы.

Данная
разновидность программ предложена
исходя из сце­нарного материала,
который преобладает в той или иной
програм­ме, а также степени участия
в праздничном действе присутствую­щей
аудитории. Остановимся на каждой
программе отдельно
.

Так,
игровые
программы

создаются
на основе различных игровых форм: игр,
игр-аттракционов, викторин, загадок,
лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет
и т.д. Наряду с игровыми форма­ми, здесь
используется и художественный материал:
поэзия, про­за, музыка, хореография,
пластика и другие виды литературы и
искусств, которые органично «вплетаются»
в развивающееся дей­ство. Обязательное
условие организации таких программ —
акти­визация аудитории. Здесь нет
зрителей — все являются участника­ми
программы.

Само
название развлекательно-игровых
программ

говорит
о
том, что их сценарии создаются на основе
различных развлече­ний и игровых
форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады,
головоломки, викторины, состязания и
многое другое, что позволяет аудитории
самовыразиться,
испытать
и показать себя, выявить и продемонстрировать
свои способности и возможности. И,
конеч­но же, здесь также не обойтись
без использования имеющегося многообразия
художественного материала, который
будет способ­ствовать созданию
необходимой атмосферы развивающегося
дей­ства, непринуждённого общения,
самодеятельного творчества и активного
отдыха собравшихся людей. Сценарии
игровых и раз­влекательно-игровых
программ представляют собой художествен­но
организованную программу действий
аудитории.

Несмотря
на то, что само действие участников
любой програм­мы являет собой зрелище,
в отличие от двух предыдущих про­грамм,
зрелищно-игровые
и зрелищно-развлекательные програм­мы,
помимо игровых форм

(первая — и развлечений, включая и игровые
формы — вторая), имеют в своей основе
концертные
но­мера различных жанров.

То есть сценарии
данных программ пред­ставляют собой
синтез игрового и художественного
материала

в
первом случае

и
синтез различного рода развлечений,
игровых

форм
и художественного материала —

во
втором случае
,
в
одина­ковой степени
,
в равных пропорциях. Здесь аудитория
является не только прямым участником
предложенных программой форм дей­ствия,
но и активным зрителем, сопереживающим
происходяще­му, что способствует
удовлетворению и формированию более
ши­рокого спектра её потребностей.

Информационно-развлекательные
программы

выстраива­ются
на основе
документального материала, развлечений
и игро­вых форм
.
Художественный
материал может использоваться как
равный среди вышеназванного основного
сценарного материала, так и выполняющий
вспомогательную функцию для эмоциональ­ного
воздействия на аудиторию или создания
условий для актив­ного отдыха.

Информационный материал такого рода
программ не должен быть тяжёлым для
восприятия и преобладать над
развле­кательно-игровыми формами.
Идеальным является тот вариант, когда
в программе игровые и развлекательные
формы помогают донесению информации
до аудитории и способствуют его
осмыс­лению.

Структуру
конкурсных
программ

составляют
самые разно­образные конкурсы, которые
отбираются исходя из целесообраз­ности
конкурсной программы. Наряду с конкурсами,
сценарным материалом, могут быть
различные игровые формы, а также
худо­жественный материал. Степень
использования художественного материала
и разнообразия игровых форм определяется
принципа­ми организации сценарного
материала и разновидностью конкур­сной
программы. Степень активности аудитории
здесь неодина­кова. Одни являются
прямыми участниками действия, другие
-зрителями, активно им сопереживающими.

В
основе сценариев
зрелищных
программ

может
лежать толь­ко художественный материал
во всём его многообразии. Сцена­рии
зрелищных программ также могут
выстраиваться на основе синтеза
художественного и документального
материала. И тот, и другой материал может
быть использован в равной степени, а
мо­жет преобладать один из названных
видов сценарного материала. Зрелищные
программы требуют разделения на зрителей
и испол­нителей, хотя каждый сценарий
данной разновидности програм­мирует
в определённой степени активизацию
аудитории. Зрелищ­ные программы
отличаются разнообразием средств
сценарной и режиссёрской выразительности,
многожанровостью, неординар­ностью
подачи и лёгкостью восприятия сценарного
материала.

Художественные
и литературно-художественные програм­мы
выстраиваются
на основе художественного материала и
пред­полагают деление на зрителей и
исполнителей.

Вместе с тем, ис­ходя из принципов
организации сценариев таких программ
сте­пень активизации аудитории может
быть разной. Одновременно в одной
программе, сценарным материалом
художественных про­грамм могут
быть все разновидности искусства, и все
они могут выступать здесь на равных,
или один вид искусства может преоб­ладать

над
другим
.
Сценарным материалом художественной
про­граммы может выступать и какой-то
один вид искусства и цен­ность её от
этого не снизится. Литературно-художественная
про­грамма требует в равном соотношении
литературного и художе­ственного
материала, возможно и преобладание
литературного материала. Если мы
наблюдаем обратное, то тогда программа
будет художественной. Названные программы
могут раскрывать различные темы,
поднимать проблемы, волнующие современного
человека, восприятие таких программ
требует подготовленного зрителя,
способного воспринимать произведения
искусства, уме­ющего думать,
анализировать.

Документально-художественные
программы
в
своей осно­ве содержат документальный
материал.

Художественный матери­ал является
вторичным в процессе работы над созданием
данной программы, хотя он может быть в
сценарии такой программы в преимуществе,
так как документальный, местный материал
тре­бует образного решения. Местный
материал в отдельных програм­мах
такого вида может являться основным, а
в других программах не использоваться
вообще. Также в документально-художествен­ных
программах обстоит дело и с активизацией
аудитории. В од­них программах она
максимальна, в других лишь на уровне
сопе­реживания.

Документально-публицистические
программы
требуют
максимальной активизации аудитории.

Сценарным материалом здесь является
документальный и местный материал. В
центре внимания сценариста в процессе
работы над сценарием должен быть реальный
герой, какой-то конкретный человек,
коллектив, группа или же какой то
жизненный факт
,
общественно
значимое событие, которое волнует
конкретную аудиторию.
Художествен­ный
материал здесь несёт вспомогательную
функцию, несмотря на то, что иногда
преобладает над документальным и местным
материалом в структуре сценария исходя
из принципов организа­ции сценарного
материала.

412-30

Сценарии
церемониально-обрядовых
программ

в
одном слу­чае в основе своей содержат
документальный местный материал. Как
и в документально-публицистических
программах здесь сце­нарий выстраивается
вокруг конкретных людей, в центре
развива­ющегося действия находятся
реальные герои. В другом случае в основе
сценариев лежат традиционные
церемониально-обрядовые действа
конкретной местности, коллектива, семьи.
Однако и те и другие программы
предусматривают максимальную активность
аудитории и проведение различных
церемониально-обрядовых действ. Здесь
обязательно использование художественного
мате­риала, в одном случае как
вспомогательного материала, в другом
случае художественный материал может
лечь в основу сценарно­го замысла,
когда речь идёт о народных праздниках
и обрядах.

Комплексные
программы

могут
вбирать в себя весь выше­названный
сценарный материал: документальный,
публицистичес­кий
,
207
группа

местный, художественный, фольклорный.
В комплексных формах широко используются
церемониально-обрядовые действа,
различные игровые формы, конкурсы,
развлечения. Комплексные программы
представляют собой сложную систему,
состоящую из многообразия перечисленных
выше программ, которые и являют­ся их
составляющими. Так, одна комплексная
программа может вбирать в себя
документально-художественную программу,
зрелищную, конкурсную, церемониально-обрядовую,
игровую, раз­влекательную и др.
Выстраивание сценариев комплексных
про­грамм основывается на широкой
организации деятельности учас­тников
праздничного действа и использовании
всего многообра­зия средств
идейно-эмоциональной и иносказательной
выразитель­ности.

В
связи с драматургическими принципами
организации сце­нарного материала
каждый вид программы имеет свои
внутрен­ние разновидности. Так,
программы могут быть:
дивертисмент­ными,
тематическими, сюжетно-тематическими
и театрали­зованными.

Дивертисментные
программы

иначе
называют сборными. Та­кие программы
включают в себя, согласно своей
разновидности, определённый набор
сценарного материала: игровых форм,
раз­влечений, конкурсов, концертных
номеров на различные темы. Они не требуют
от сценарного материала тематического
единства. От­бор сценарного материала
для дивертисментных программ про­исходит
исходя из воспитательных задач, стоящих
перед их орга­низаторами, и существующих
принципов отбора сценарного ма­териала,
среди которых на первое место здесь
выходят: принцип соответствия материала
психолого-педагогическим и возрастным
особенностям аудитории, принцип
соответствия его художествен­но-эстетическим
качествам, соблюдения принципов новизны
и достоверности сценарного материала.
Организация сценарного материала должна
соответствовать особенностям места
прове­дения программы и подчиняться
принципам зрительского вос­приятия.

Тематические
программы
,
помимо
соблюдения вышеназванных принципов
отбора и организации сценарного
материала, тре­буют строгого подчинения
отбираемого сценарного материала
за­данной или выбранной теме будущего
сценария. Организацию сценарного
материала в сценарий программы необходимо
осуще­ствлять в соответствии с
принципами зрительского восприятия.

Сюжетно-тематические
программы

отличаются
наличием в них сюжетного хода, который
организует отобранный в соответ­ствии
с разновидностью конкретной программы
сценарный мате­риал. Отбор материала
здесь происходит в соответствии с
идейно-тематической направленностью
программы, психолого-педагоги­ческими
и возрастными особенностями аудитории
и особеннос­тями сценической площадки
или места проведения программы, в
соответствии с художественно-эстетическим
качеством материа­ла, его достоверностью
и новизной. Выстраивание программы
требует соблюдения логики развития
сюжета, темы сценария и законов
зрительского восприятия.

Театрализованные
программы

требуют, помимо всех вышепе­речисленных
принципов отбора сценарного материала,
соответ­ствующего определённой
разновидности программы соблюдения
принципа соответствия отбираемого
материала сценарно-режиссёрскому
замыслу будущего театрализованного
действа. Художе­ственная организация
отобранного сценарного материала
осуще­ствляется методом театрализации.
В свою очередь, метод
театра­лизации

требует
организации сценарного материала

по
законам
драматургии

создания
художественного образа программы и
организации деятельности аудитории.
207 группа

Вместе
с тем ещё до сегодняшнего дня происходит
путаница, даже, к сожалению, среди
профессионалов в разграничении мето­да
театрализации и метода иллюстрации в
массовых действах. Уместно, на наш
взгляд, заметить, что метод иллюстрации,
кото­рый широко применяется в массовых
формах, не менее интересен и значителен,
чем метод театрализации. Главное — уметь
им грамотно пользоваться. Метод
иллюстрации представляет собой вне­сение
элемента художественности (музыки,
песни, танца, кино­фрагмента, отрывка
из спектакля, концертного номера) в
празд­ничную программу (дивертисментную,
тематическую) без видо­изменения её
формы. Использование метода иллюстрации
способ­ствует расширению границ
информации, сообщаемой аудитории в ходе
программы, доступности её восприятия
и более прочному её усвоению, делая этот
процесс более живым и интересным, так
как средства искусства повышают
эмоциональное воздействие на аудиторию.

Театрализация,
в свою очередь, требует, прежде всего,
орга­ничного вплетения используемых
средств выразительности в раз­вивающееся
действие, их целостного единства с
происходящим, а не сводится к костюмированию
персонажей или иллюстрирован­ному
использованию в праздничном действе
отрывка драматур­гии или любого
другого вида искусств. Театрализация
представ­ляет собой сложный творческий
метод, который может быть ис­пользован
лишь в особых социально- психологических
условиях и представляет собой синтез
художественного вымысла и реаль­ной
действительности, который рождает новое
неповторимое до­кументально-художественное
действие. Более того, театрализация
требует не только наличия и завершённости
развивающегося по законам драматургии
действия, но и активизации аудитории,
что в корне отличает её от иллюстрации.

Вместе
с тем, в процессе создания сценария и
при использова­нии метода иллюстрации,
как и метода театрализации, сценарис­ту
необходимо знать, о чём он хочет поведать
аудитории, какую мысль и ради чего он
будет ее утверждать, где будет проходить
предстоящее действо.

Обычно
для игровых, развлекательно-игровых,
зрелищно-иг­ровых, информационно-развлекательных,
конкурсных, зрелищных (концертных)
программ больше характерны три первых
принци­па организации сценарного
материала.

Театрализованные
программы данных разновидностей в
прак­тике встречаются реже. Что
касается зрелищных,
литературно-художественных,
документально-художественных,
художе­ственно-публицистических,
церемониально-обрядовых и комплек­сных
программ, то
они чаще бывают тематическими,
сюжетно-тематическими и театрализованными.
Комплексная программа может вбирать в
себя все разновидности программ:
дивертис­ментные,
тематические, сюжетно-тематические и
театрали­зованные.

Каждая
из перечисленных разновидностей программ
представ­лена конкретными формами.

Так,
к игровым
программам можно,
прежде всего, отнести иг­ровые
программы как таковые, а также утренники,
детские конкурсы и
т.д.

Развлекательно-игровые
— это
вечера
отдыха, вечера зна­комств, посиделки,
балы и т.п.

Зрелищно-игровые
программы —
утренники,
детские празд­ники, конкурсы и
т.д.

Зрелищно-развлекательные
программы — это
«огоньки», по­сиделки, праздники,
карнавалы, конкурсы, ток-шоу и
т.д.

Информационно-развлекательными
программами можно
на­звать дискотеки,
ток-шоу, конкурсы эрудитов и
т.д.

Конкурсные
программы представляют
собой различные кон­курсы:
«КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка,
бабушки!», кон­курсы Красоты, конкурсы
допризывников, профессиональные конкурсы
и
т.п.

К
зрелищным программам относятся
такие формы, как кон­церты,
гала-концерты, массовые театрализованные
пред­ставления, светозвукоспектакли,
а
также цирковые,
эстрад­ные, лазерные, спортивно-бальные,
водные и другие шоу, спортивно-художественные
представления на стадионах, кар­навалы
и
т.д.

К
художественным и литературно-художественным
про­граммам можно
отнести театрализованные
представления, ли­тературно-музыкальные
композиции, литературно-художе­ственные
вечера, поэтические композиции,
музыкальные вечера, литературно-художественные
праздники, фестивали Искусств и т.д.

Документально-художественные
программы — театрализо­ванные
представления, тематические театрализованные
вече­ра, государственные праздники,
региональные праздники,
мемориально-художественные праздники,
праздники профес­сий, праздники
Искусств и
т.д.

Документально-публицистическими
программами могут
быть тематические
вечера, марафоны, театрализованные
представ­ления, публицистические
представления, митинги-концерты,
вечера-митинги, вечера-памяти и
т.д.

К
церемониально-обрядовым программам
относятся
семейно-бытовые,
гражданские и трудовые обряды, народные
празд­ники, презентации, вечера-чествоваиия,
вечера-ритуалы, праз­дники коллективов,
личностные праздники и
т.д.

Комплексные
программы — это
массовые праздники, фести­вали, декады,
дни семейного отдыха и
другие формы.

Таким
образом, одна и та же программа может
быть представ­лена несколькими формами
в зависимости от сценарного матери­ала
и степени включённости аудитории в
действие. При этом каж­дая форма
требует своей композиционной структуры.

Все
театрализованные формы имеют общие
структурные при­знаки: идейно-тематическое
единство, композиционная завершён­ность,
наличие сюжетного хода и режиссёрского
приёма, созда­ние действенной ситуации,
развитие конфликта, использование
монтажа как способа организации
разнородного сценарного мате­риала,
образное развитие мысли и др.

Массовый
праздник, как и другие формы комплексных
программ, является комплексной формой,
так как может вбирать в себя вышеперечисленные
программы, представленные всем
раз­нообразием форм. В массовом
празднике действие может разво­рачиваться
на нескольких сценических площадках
одновремен­но или поочерёдно, переходя
с одной площадки на другую. На­пример,
массовый праздник может состоять из
театрализован­ного шествия,
театрализованного представления,
конкурсных и игровых программ, концертов,
театрализованного церемониаль­но-обрядового
действа, водного шоу. Каждый праздник
может включать свой перечень имеющихся
форм, объединённых идейно-тематически,
выстроенных в порядок согласно законам
дра­матургии и создающих атмосферу
и образ праздничного собы­тия. Отбор
праздничных форм и жанров, которые
составят про­грамму праздника, зависит
от праздничного события, которому он
посвящен, от задач и целей, стоящих перед
его организатора­ми, от потребностей
аудитории, от финансовых возможностей
и множества других условий.

Знание
сценарной технологии театрализованных
представле­ний, законов их
драматургического построения поможет
сценари­стам-режиссёрам в работе над
созданием различных праздничных
программ, при организации любых
праздничных событий.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Перечислите
    разновидности современных праздничных
    про­грамм.

  2. Дайте
    характеристику каждой разновидности
    современных праз­дничных программ.

  3. Назовите
    принципы организации сценарного
    материала.

  4. Перечислите
    формы, представляющие каждую разновидность
    современных праздничных программ.

  5. В
    чём отличие метода театрализации от
    метода иллюстрации?

  6. Почему
    праздник представляет

    собой комплексную форму?

Литература:

  1. Аскеров
    А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. —
    М.: Сов. Россия, 1985.

  2. Вершювский
    Э.В, Режиссура массовых клубных
    представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

  3. Генкин
    Д.М. Театрализованные формы массовой
    работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

  4. Литвинцева
    Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие
    для ре­дакторов и методистов НМЦ. —
    М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

  5. Маршак
    М.И. Клубный сценарий. — М.: Профиздат,
    1975.

  6. Сидельников
    B.C.
    Образное решение агитпредставлений.
    — М.: Просвещение, 1981.

  7. Чечетин
    А.И. Искусство театрализованных
    представлений. — М.,

Дополнительная
литература
:

  1. Баскин
    М.И. Музыка как выразительное средство
    театрализации / / Театрализация как
    творческий метод культурно-просветительной
    ра­боты. Сб. науч. тр. ЛГИК. — Л., 1983. — С.
    93-112.

  2. Гагин
    В.Н. Интересно ли в вашем клубе? — М.:
    Политическая ли­тература, 1989. — С.
    28-113.

  3. Генкин
    Д., Конович А. Возможности использования
    художествен­ных выразительных средств
    в методике театрализации // Театрализация
    как творческий метод культурно-просветительной
    работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. -Л., 1983. — С.
    74-92.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник степанов день
  • Праздники кндр 2022
  • Праздник цветов лезгины
  • Праздник степана бандеры
  • Праздники кемеровской области национальные