Праздники смоленской иконы божьей матери

Какого числа праздник Смоленской Божией Матери по церковному календарю в 2022 году. История образа Богородицы Одигитрия, памятные даты, молитва и значение, где она находится сейчас

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Богоматерь Одигитрия

Иконография: Смоленская икона Божией Матери Датировки: XVI в. Около 1564 г.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 138 см, ширина 95 см Нимбы Богоматери и Христа орнаментированы под басму и скань. В верхних углах иконы в облачных кругах изображены фигуры ангелов, несущих орудия страстей. Надписи киноварные: на фоне — МР θΥ; IC XC; ωДИГИТР?»; в верхних углах иконы, рядом с ангелами: слева – А(Н)ГГ(Е)ЛЬГ(ОСПОДЕ)НЬ…; справа — К…ДЇС[Н?]…КОП?Е Н Г(ОСПОД)У Б(ОГ)У. Доска липовая, из трех частей с двумя встречными врезными шпонками.Поступила в 1959 году из Ярославского областного художественного музея.Реставратор Н.И. Брягин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1926 г.). На фоне над нимбом Христа оставлен небольшой фрагмент оклада (серебряной золоченой басмы).Инв. № ЯМЗ 40944, ИК-140. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.18. Кат. 20;2. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С.119. Кат. 125;3. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 215, 218. Илл. на с. 217;4. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 9;5. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 24, табл. 31;6. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;7. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 80;8. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. C. 106. Кат. 37;9. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76;10. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 50;11. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 1 на с. 812. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 35.

Содержание страницы

  • Когда праздник Смоленской Божией Матери в 2022 году
  • История иконы
    • 10 августа — перенесение Смоленской иконы в из Москвы в Смоленск
  • Значение образа и самые почитаемы списки
  • О чем молятся у Смоленской иконы и в чем она помогает верующим
    • Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская
    • Похожие статьи

     По церковному календарю день Смоленской Божией Матери, которую еще именуют Одигитрией, отмечается в следующие даты:

  • 10 августа – в воспоминание возвращения в 1456 г. лика в Смоленск из Москвы.
  • 18 ноября – в воспоминание победы над наполеоновской армией в 1812 г.

    18 ноября отступающей наполеоновской армии под Смоленском был нанесен окончательно сокрушивший ее удар. Михаил Кутузов получил после этого титул князя Смоленского, а атаману Платову пожаловано было дворянство.

7 декабря – в воспоминание избавления Смоленска от полчищ Батыя.

История иконы

 По Преданию этот прославленный образ Богоматери создан был при жизни Ее апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии реликвию перенесли в Иерусалим, где она находилась в течение четырех столетий, а затем царица Евдокия передала ее в Константинополь — сестре императора Пульхерии, поместившей чудесный лик во Влахернскую церковь.

     Однажды в церковь, где разместили чудесный лик, привели слепцов, много лет не видевших до той поры света. После мольбы к Пречистой Богоматери и после приложения к Ее лику, несчастные прозрели и, возблагодарив Владычицу, самостоятельно отправились в путь. С той поры горожане стали именовать приход, в котором пребывала реликвия, Одигоном, что означает «Путеводитель», а саму икону – Одигитрией, то есть Путеводительницею.

     На Русь этот образ прибыл в XI в. Им благословил властитель Константин Мономах в дорогу свою дочь, царевну Анну, ставшую супругой черниговского князя Всеволода Ярославича. Впоследствии их сын, Владимир II Мономах, в 1095 г. перенес чудотворную реликвию в Смоленск, где для нее в 1101 г. возвели Успенский храм. С той поры именовать этот образ Богоматери стали Одигитрией Смоленской, и на протяжении последующих 9-ти столетий лик этот являлся хранителем города.

Богоматерь Одигитрия Смоленская_4700

Иконография: Смоленская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Происхождение: Из церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (около 1492 г.), села Покровское в Долгих Слободах, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). Материал:  дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 87 см, ширина 66 см. Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Спасителя сложена в жесте благословения, в левой руке свиток. Поступила в музей в 1930 году. Реставрация: ВХНРЦ, 1981 г., реставратор – Пригородова О.А.Инв. № 508/1. © Череповецкое музейное объединение. Литература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 15

     Много чудес подано было жителям через эту святыню. Так, в ночь на 24 ноября 1239 г. несметные Батыевы орды намеревались внезапно овладеть Смоленском, однако Пресвятая Богородица через дивный Свой образ предупредила о том благочестивого воина Меркурия и повелела собрать на защиту всех горожан. Ханское полчище отступило, не сумев преодолеть сопротивление. В том бою героически пал Меркурий, прославленный впоследствии в лике угодников Божиих.

10 августа — перенесение Смоленской иконы в из Москвы в Смоленск

     В 1398 г. чудесный образ перенесли в Москву. Это был дар князя Великой Литвы Витовта дочери Софии в день ее венчания. Святыню поместили в Благовещенском храме Кремля, однако в 1456 г. смоляне во главе с епископом Мисаилом упросили кн. Василия Темного возвратить им реликвию.  В том же году, 10 августа, москвичи крестным ходом проводили образ из города. А впоследствии установилась традиция каждый год в эту дату проводить крестный ход от Кремля к Новодевичьему монастырю, воздвигнутой на месте слезного расставания москвичей со святыней.

     Много раз защищал дивный лик Святую Русь от иноземных завоевателей. Архивные документы свидетельствуют, что перед Бородинской битвой образ крестным ходом обносили вокруг армии Кутузова, и в решающем бою под Смоленском, уничтожившем окончательно сопротивление наполеоновских солдат, безусловно, видна помощь Смоленской Защитницы.

     В настоящее время, к величайшему прискорбию, реликвия эта считается утраченной. После освобождения города от фашистских захватчиков в 1943 г. дивного лика в Успенском соборе не обнаружили, сегодня там находится старинный список 1602 г., пребывавший в стане русских воинов в войну 1812 г.

Читайте также:  По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери

Значение образа и самые почитаемы списки

     Смоленский образ Богородицы относится к типу изображений Одигитрия.

     Изображение Пресвятой Владычицы поясное. Левою рукою Она удерживает Богомладенца, а десница Ее указывает молящимся на Сына, как на Путь ко спасению. 

      Персты правой руки Иисуса сложены в жесте благословения, а в левой руке Младенца свиток, символизирующий спасительное Учения, принесенное Им миру.

     Один из наиболее древних списков образа находится в Новодевичьей обители, основанной в 1524 г. князем Василием III на месте прощания горожан со святыней в благодарность за овладение Смоленском в Русско-Литовской войне. Смоленск тогда был навсегда присоединен к Русскому государству, и в тот же период был создан список чудесного образа из Успенской церкви, который поместили в московской Новодевичьей обители. Здесь он и находится до сегодняшнего дня.

     Еще один чудесный лик Смоленской Богоматери явлен был 1831 г., в разгар эпидемии холеры.  В тот год в Новгороде, в ветхом Преображенском приходе обвалилось потолочное покрытие. А под кусками посыпавшейся штукатурки удивленные клирики обнаружили фреску Смоленской Владычицы. Новгородцы восприняли тогда это явление лика Пречистой Девы как Божие Благословение, и, действительно, холера вскоре внезапно оставила эти места.

     Через некоторое время, в 1848 г., в Новгороде вновь началась вспышка той же болезни. Тогда благочестивые горожане, помня о явленном им чуде, сделали с дивно явившегося лика еще один список, который среди народа прозвали «Холерным». Болящие притекали к нему с молением и, по вере, получали излечение.

     Старинный список Смоленского образа находится в Новоспасском монастыре. Эта реликвия является вкладом инокини Марфы, матери Михаила Феодоровича — первого государя династии Романовых. Исследователи полагают, что выполнен данный образ в период 1491-1496 гг., возможно, кем-либо из учеников знаменитого иконописца Дионисия.

     В Преображенской церкви храмового комплекса Христа Спасителя находится список XVI в. Судьба этого лика удивительна. В свое время, распилив его на 4 части, образ пытались вывезти из страны. Однако Господь воспрепятствовал этому кощунственному злонамерению. Дивным Промышлением лик Смоленской Владычицы попал к хорошему реставратору, который соединил все части так, что следы распилов стали абсолютно незаметны. По окончании реставрации мастер передал икону в главный собор столицы.

     Еще один список, явивший заступление Пречистой Матери Божией в период холерной эпидемии 1848 г., находится в столичном приходе Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. В разгар холеры село Владыкино обносили образом крестным ходом, и болезнь оставила эту местность. Каждое воскресенье вечером здесь звучит акафист перед этой святыней.

     Мироточивый образ Смоленской Богоматери находится в церкви прп. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. И этот список также прославлен спасением прихожан от холеры.

     Обильно подающий врачевания образ, украшенный многими дарами получивших через него помощь Владычицы богомольцев, находится в Первоуральске, в церкви Смоленской Божией Матери. Этот лик был написан в 1901 г. афонскими насельниками.

Седмиезерная Богородица

Образ Богородицы, именуемый Седмиезерной

О чем молятся у Смоленской иконы и в чем она помогает верующим

Праздник Смоленской

Смоленская икона Божией Матери

     Веками верующие получали через эту святыню благодатное заступление. Пресвятая Владычица укрепляла притекающих к ней богомольцев, путеводствуя их ко спасению. Кроме врачевания множественных недугов, к Смоленской Богоматери обращаются с прошениями о семейном благополучии, о защите от всякого рода козней, о материальном достатке.

     Перед этим образом молятся за путешествующих, прося Путеводительницу в дороге оградить их от невзгод.

     Этот прославленный лик явлен был Отечеству как бесценный дар Покровительницы. Однако не стоит забывать наставление свт. Филарета Московского, учившего духовных своих чад следующему:

«Имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее, потому что приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь». 

Татьяна Расновская

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

     О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва иная Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

     К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская

Празднование

История

Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Оди­гит­рия», что зна­чит «Пу­те­во­ди­тель­ни­ца», по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский пред­по­ла­га­ет, что этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла. Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия, су­пру­га Ар­ка­дия, пе­ре­да­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль Пульхе­рии, сест­ре им­пе­ра­то­ра, ко­то­рая по­ста­ви­ла свя­тую ико­ну во Влахерн­ском хра­ме.

Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной. По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.

В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря).

В ХIV ве­ке Смо­ленск на­хо­дил­ся во вла­де­нии Ли­тов­ских кня­зей. Дочь кня­зя Ви­то­вта Со­фия бы­ла вы­да­на за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча (1398–1425). В 1398 го­ду она при­вез­ла с со­бой в Моск­ву Смо­лен­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той об­раз уста­но­ви­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Крем­ля, по пра­вую сто­ро­ну от цар­ских врат. В 1456 го­ду, по прось­бе жи­те­лей Смо­лен­ска во гла­ве с епи­ско­пом Ми­са­и­лом, ико­на бы­ла тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом воз­вра­ще­на в Смо­ленск, а в Москве оста­лись две ее ко­пии. Од­на бы­ла по­став­ле­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, а дру­гая — «ме­ра в ме­ру» — в 1524 го­ду в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Мо­на­стырь был устро­ен на Де­ви­чьем по­ле, где «со мно­ги­ми сле­за­ми» моск­ви­чи от­пус­ка­ли свя­тую ико­ну в Смо­ленск. В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром. Поз­же, в 1727 го­ду, там бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, а в 1802 — ка­мен­ная.

Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля. На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу. Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец. Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль.

Так бла­го­го­вей­но хра­ни­ли на­ши пред­ки эти ико­ны-сест­ры, и Ма­терь Бо­жия через Свои об­ра­зы охра­ня­ла на­шу Ро­ди­ну. По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск.

Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии.

Су­ще­ству­ет мно­го чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии, ко­то­рым по­ло­же­но празд­но­ва­ние в этот же день. Есть и день празд­но­ва­ния Смо­лен­ской иконе, про­сла­вив­шей­ся в ХIХ ве­ке, — 5 но­яб­ря, ко­гда этот об­раз по рас­по­ря­же­нию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской ар­ми­ей М. И. Ку­ту­зо­ва был воз­вра­щен в Смо­ленск. В па­мять из­гна­ния вра­гов из Оте­че­ства в Смо­лен­ске бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­вать этот день еже­год­но.

Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии — од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь. Ма­терь Бо­жия через Свой свя­той об­раз за­сту­па­ет и под­креп­ля­ет нас, пу­те­вод­ствуя ко спа­се­нию, и мы взы­ва­ем к Ней: «Ты вер­ным лю­дям — Все­б­ла­гая Оди­гит­рия, Ты — Смо­лен­ская По­хва­ла и всея зем­ли Рос­сий­ския — утвер­жде­ние! Ра­дуй­ся, Оди­гит­рие, хри­сти­а­ном спа­се­ние!»

См. также: Икона Божией Матери «Смоленская».

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская,
глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.


Перевод:

К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская,
глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.


Перевод:

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская,
глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.


Перевод:

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище гре́шным? Приклони́, о, Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́, Ма́ти Бо́га моего́, не при́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о, Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ воспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь.

Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Храмы

Случайный тест

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрия, совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.
 

Содержание

  • Смоленская икона Божьей Матери. История
  • Тропарь, кондак и канон Смоленской иконе Богородицы
  • Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография
  • Храмы  и монастыри на Руси в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067  гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.),  в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье  (1371-1453 гг.), которая являлась супругой  московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425  гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.)  просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4.

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.


Библиотека Русской веры
Канон Пресвятой Богородице «Одигитрии» →

Читать онлайн


Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Смоленская икона Богородицы. Дионисий, 1482 год
Смоленская икона Богоматери. Византия (?). Конец XIV в. Москва, ГТГ
Смоленская икона Богоматери. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва
Смоленская икона Богоматери. Конец XV — начало XVI вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Смоленская икона Богоматери. Первая половина — середина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Смоленская икона Богоматери. Тверь. Ок. 1523–1526 гг. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Смоленская икона Богоматери. XVI в. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Москва. Фреска на восточной стене
Смоленская икона Богоматери. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Смоленская икона Богоматери. Начало XVII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Смоленская икона Богоматери. 1564 г. Происходит из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Отличительной особенностью ярославской Одигитрии является изображение в верхних углах иконы двух ангелов в облачных кругах, несущих орудия Страстей. Эти орудия — крест, трость и копие — напоминают о грядущих муках Христа, усиливая трагичность и без того скорбных ликов. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
Смоленская икона Богоматери. Савин Истома. Строгановская школа. Конец XVI в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва
Смоленская икона Богоматери. Конец XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.)  в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Кушалино

В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. В 1624-1626 гг. патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Храм был закрыт после 1917 г. Колокольня разрушена в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является икона преподобного Феодора Студита.

Храм во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Москве

Содержание

  • История обретения иконы 
    • Путь Смоленской Божьей Матери 
    • Иконография
  • Значение образа «Одигитрия» 
  • В чем помогает икона 
  • Дни празднования иконы 
  • Молитва Смоленской иконе Божьей Матери 

Русь богата чудотворными иконами Божией Матери: образ Пресвятой Девы очень любим православными. Она почитается как Защитница всех русских земель и Заступница каждого из нас. 

Но, к сожалению, в послереволюционные десятилетия было утрачено множество бесценных старинных икон, имевших высочайшую духовную и историческую ценность для русского народа. А тут еще и война с фашистами, собравшая дань не только жизнями людей, но и культурным достоянием нашей страны. 

Не пережила военного лихолетья и уникальная чудотворная икона Смоленской Божьей Матери. Однако ее история еще раз доказывает: истинные святыни неуничтожимы. Сохранилось немало списков этого образа, которые творят чудеса и в наши дни. 

История обретения иконы 

Образ Смоленской Божьей Матери относится к иконографическому типу Одигитрия. Это один из самых древних и распространенных типов иконографии Богородицы. По преданию, его создал евангелист Лука, бывший современником Марии и Иисуса и знавший их в земной жизни. Так что не исключено, что образ писался с натуры. 

Считается, что примерно в V столетии первообраз Одигитрии был перевезен из Иерусалима в Константинополь и помещен в храм Одигонской женской обители. Ежегодно во время Крестного Хода икона являла одно из своих многочисленных чудес. 

Образ был очень большим и тяжелым, окованным металлом. Его выносили из храма несколько сильных мужчин. А вот во время Крестного Хода икону нес всего один человек, причем ступая легко, будто не ощущая многокилограммовой тяжести. 

Рядом с монастырем был чудотворный родник: его вода исцеляла незрячих. Монахини монастыря провожали несчастных к источнику, отсюда и название «Одигон» («проводник») – и Одигитрия («Путеводительница»). 

По другой версии, перовообраз Одигитрии попал во Влахернский храм. Там тоже был чудотворный источник, к которому Богородица, по церковному преданию, сама привела слепцов, которые впоследствии прозрели. 

Возможно и то, что во Влахерне хранился один из древнейших списков, который затем был перенесен в Москву и ставший одной из святынь дома Романовых – с тех пор миновало много столетий, так что точных данных, конечно, не сохранилось. 

Путь Смоленской Божьей Матери 

С первообраза Одигитрия было сделано множество списков, которые распространились по всему христианскому миру. С принятием христианства на Руси Богородица пришла и на наши земли, став их Небесной Заступницей. 

Первые Одигитрии появились на Руси в X-XI столетии. Они получили имена по месту их обретения, создания и расположения в храмах: Казанская, Иверская, Рязанская и так далее. 

Считается, что Смоленский извод прибыл на Русь в середине XI столетия. Это была часть богатого приданого, которое дал за своей дочерью Анной император Константин IX, благословивший ее брак с князем Всеволодом. Святыня прилежно защищала Анну во время долгого и трудного пути – она же Путеводительница. 

От брака византийской царевны и русского князя родился сын, Владимир Мономах. Благодаря ему в Смоленске был построен великолепный Успенский храм, куда и была перенесена икона, уже почитавшаяся как чудотворная. С тех пор этот извод и стал называться Смоленской иконой Божьей Матери. 

На протяжении веков Смоленская икона не раз вдохновляла русских воинов на ратные подвиги. Ей молились как простые воины, так и полководцы перед эпохальными битвами с захватчиками. 

Первое чудо освобождения относится к XIII столетию. В то время Смоленск был осажден войсками Батыя. Воин по имени Меркурий (кстати, римлян по происхождению) молился Богородице. И она оказала ему помощь! 

Под покровом ночи Меркурий проник в лагерь врага и начал крушить кочевников. По преданию, рядом с ним стояла сияющая Дева, а помогали храбрецу Небесные воины. К сожалению, Меркурий в схватке погиб (он впоследствии был канонизирован), но и враг в страхе отступил от стен смоленского кремля. 

Далее версии о пути Смоленской иконы расходятся. Благодаря то ли литовским князьям, то ли татарам святыня оказалась в Москве и получила новое место жительства в Благовещенском соборе Кремля, но там пробыла недолго. 

Смоляне слезно и неустанно просили московского князя вернуть святыню на исконное место, что и было сделано в середине XV столетия. А в Москве остался точный список иконы, который занял место оригинала в Благовещенском соборе. 

Московский список Смоленской иконы еще при Борисе Годунове получил ризу фантастической красоты: из золота, с огромным количеством крупных жемчугов и самоцветов. Им и сейчас можно полюбоваться в Оружейной палате Кремля. 

Первообраз (тот самый, из Константинополя) побывал в Москве еще дважды. Первый раз ее привозили туда с почестями для поновления в XVII веке: за столько столетий краски сильно потемнели и лики стали практически неразличимыми. 

Второй визит иконы Смоленской Богоматери в столицу состоялся уже в XIX столетии, во время войны с Наполеоном. Накануне Бородинского сражения она, вместе с Владимирской и Иверской Божьей Матерью, участвовала в крестном ходе вокруг стен Москвы. 

А еще войска Кутузова были благословлены на битву списком именно Смоленской иконы (так попросил полководец). После сражения с Наполеоном образ перевезли в Ярославль, а потом снова отправили в Смоленск, в Успенский собор, где он и хранился вплоть до Великой Отечественной войны. 

После революции Успенский собор был превращен в музей атеизма. Христианские святыни были преданы поруганию. Представьте себе: иконы (в том числе, и Смоленская Богородица) – и советская символика, да еще чучело козла в епископском облачении. 

К сожалению, после освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков древнюю чудотворную икону так и не нашли. Возможно, оккупанты успели вывезти святыню в Германию и ныне она находится в какой-нибудь частной коллекции. 

Сейчас в Успенском соборе на месте утраченного оригинала размещен надвратный образ из Смоленского кремля, присланный в дар городу еще Борисом Годуновым. Его чудом нашли в мусоре и ветоши разоренного Успенского собора верующие, когда самовольно решили возобновить богослужения и открыли храм. 

Интересна история и других списков с чудотворного образа. Например, очень известна Шуйско-Смоленская икона Божьей Матери, написанная местным иконописцем предположительно в 1654 году. 

В то время в Шуе свирепствовала моровая язва (бубонная чума). Иконописец желал сделать точный список Смоленской иконы, но это ему не удалось. По легенде, коррективы в эскиз образа были внесены чудесным образом: правая ступня Спасителя оказалась на его левом колене, в его ладони, а левая пяточка – в руке матери. 

Иконописец исправил эскиз, но наутро он вновь изменился, что было сочтено Божьим знамением. А когда новую икону внесли в храм и отслужили молебен, она воссияла чудесным светом и страшная эпидемия прекратилась. 

В честь Смоленского образа было освящено множество храмов. В частности, это Храмы Смоленской иконы Божией Матери в Дубне, Шуе, Муроме, Суздале, Санкт-Петербурге. Согласно легенде, в строительстве последнего приняла деятельное участие блаженная Ксения – одна из самых почитаемых святых Северной столицы. 

Иконография

Смоленская Божья Матерь – это каноническая Одигитрия: поясное изображение Пречистой Девы с Младенцем. На ней изображена Пресвятая Богородица, держащая на руке Иисуса Христа. Лики Матери и Сына строги и немного печальны, а их взгляды направлены на молящихся, пронзая до глубины души. 

Пречистая Дева облачена в багряные одежды: это символ ее статуса Царицы Небесной, а также напоминание о Страстях Христовых и пролитой Иисусом крови. Левой рукой она нежно обнимает Сына, а правой – указывает нам на будущего Спасителя и Верховного Судию человечества. 

Младенец Иисус в золотом одеянии восседает на руке Матери, словно на Небесном престоле. Одна рука Спасителя сжимает свиток с Законом Божьим, другая благословляет каждого из нас. А его босые ноги напоминают нам о его скорбном пути на Голгофу. 

Ступня Иисуса, поставленная на колено, характерная для Шуйско-Смоленской иконы, трактуется как символ восхождения и неминуемого Воскресения Господня. А рука Богородицы на другой ступне сына – это символ защиты православной веры. 

Значение образа «Одигитрия» 

Как уже было сказано выше, Одигитрия – это древнейший иконографический тип, пришедший к нам на заре христианства из Византии. Каждая деталь этого образа многократно изучена и истолкована как богословами, так и светскими учеными. 

Богородица, указывающая на Христа, без слов говорит: вот он, ваш Спаситель. Ее десница показывает путь к спасению для каждого из нас. А Иисус не отворачивается даже от закоренелых грешников, благословляя каждого искренне раскаявшегося, но призывает чтить Закон Божий. 

В чем помогает икона 

Икона Пресвятой Богородицы Смоленская, как и другие образы Пречистой Девы, глубоко почитается в православии. Ее просят об: 

  • исцелении и прекращении эпидемий; 
  • победе над врагами, завистниками и клеветниками; 
  • помощи воинам и путешественникам; 
  • защите от стихийных бедствий и техногенных катастроф; 
  • ниспослании здоровых детей; 
  • счастливом замужестве и сохранении семьи; 
  • помощи в самых разных жизненных ситуациях; 
  • избавлении от уныния и прочих грехов; 
  • наставлении на путь истинный. 

Богородица, как любая мать, горячо любит своего Сына. Но она бесконечно милостива и всепрощающа: она неустанно молит Иисуса о каждом из нас, несмотря на то, что наши греховные мысли и поступки умножают его страдания. 

Дни празднования иконы 

День чествования иконы Смоленской Божьей Матери отмечается ежегодно 10 августа по современному календарю. В этот день в XV столетии икону торжественно перенесли из Москвы на исконное место, в Успенский собор Смоленска. 

В этот день принято читать акафисты и возносить благодарности Божьей Матери, но не возбраняется и просить ее о помощи и заступничестве. А еще следует всеми силами гнать от себя греховные мысли, избегать конфликтов и совершать добрые дела. 

Молитва Смоленской иконе Божьей Матери 

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Молиться Богородице Смоленской можно не только в храме, но и дома: благо, сейчас просто приобрести ее образ для семейного иконостаса. Икону Божьей Матери обычно устанавливают рядом с центральным образом Иисуса, но можно повесить ее и отдельно, просто на свободную стену. 

Разрешается носить иконку-миниатюру и на шее, причем смотреть на нее во время молитвы не обязательно: достаточно ощущать ее возле сердца, рядом с главной святыней – нательным крестом.

22.04.22

Православный мир 10 августа отмечает день Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Богородице Путеводительнице молятся о мире на земле, здоровье воюющих, сбережении семьи, а также об успехе в путешествиях или командировках. В материале РЕН ТВ расскажем об истории иконы «Одигитрия», ее значении и молитвах, с которыми нужно обращаться к святыне.

Когда празднуют день Смоленской иконы Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери считается одной из главнейших святынь Русской земли. Ее день отмечают 10 августа (28 июля по старому стилю). Этот образ также называют Одигитрией, что в переводе означает «Путеводительница».

Фото: © commons.wikimedia.org

У Смоленской иконы Божией Матери богатая и интересная история. Она совершила немало чудес – верующие обращаются к ней за помощью и по сей день.

История и значение иконы Богоматери «Одигитрия»

Согласно преданию, греческий император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь этой иконой. Говорят, что отсюда и пошло название «Одигитрия». Так святыня впервые попала на Русь.

В начале ХII века Владимир Мономах передал икону в смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени святыню стали называть Одигитрией Смоленской.

Считается, что благодаря этой чудотворной иконе удалось спасти Смоленск от татар в 1238 году. А молитвы верующих перед Одигитрией Смоленской помогли войскам Василия III вернуть этот город России после 110 лет литовского владычества. Впервые день Смоленской иконы Божией Матери стали отмечать в 1525 году в память возвращения Смоленска.

Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. После победы над неприятелем она была возвращена в Смоленск.

Чем помогает образ Смоленской Божией Матери

Одигитрия Смоленская считается заступницей и защитницей западных рубежей России. Верующие молятся ей о защите родины, о сохранении жизни и здоровья военных, а также об избавлении от эпидемий.

Фото: © ТАСС/Михаил Почуев

К Смоленской Божией Матери обращаются и за помощью в семейных делах и защитой от злых людей и завистников. Путешественники просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед.

Молитва Смоленской Богородице Путеводительнице

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери Собор Смоленской иконы Божией Матери в Москве (Фото: Borisb17, по лицензии Shutterstock.com)

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Одигитрия (от греч. — путеводительница) — один из самых распространенных образов Пресвятой Богоматери с младенцем.

Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.

Греческий император Константин IХ Мономах (Порфирородный), выдавая в 1046 году свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией.

После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Икона с 1111 года хранилась в Смоленском соборном храме, откуда и произошло современное название иконы. С помощью иконы Божией Матери благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.

Богоматерь Одигитрия (Фото: pravoslavie.ru)

Богоматерь Одигитрия (Фото: pravoslavie.ru)

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску.

Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии» через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия, который проникнув ночью в стан Батыя и перебив множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина, защитил жителей города.

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной
природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать
те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те,
кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и
Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская.
Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская.

Новодевичий
монастырь – одна из самых красивых обителей
Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года.
С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно
пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее
почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно
привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды
надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил
настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич
Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века,
спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь
здесь, в главной московской обители Пречистой –
поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю,
именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий
Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и
чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть –
к старости он совсем ослеп – любовался на один из
самых величественных храмов Москвы – собор XVI
столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой
Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из
самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел.
Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа
Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы,
а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по
преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского
правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ
Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке
благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим,
во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона
попала на Русь. При каких именно обстоятельствах,
доподлинно не известно, но случилось это не позднее
середины XI века. Согласно преданию, икона стала
родительским благословением для дочери византийского
императора Константина Порфирородного, которую выдали
замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового
хранителя в лице его сына, великого князя киевского
Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его
«Поучение» доныне изучают в курсе
древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он
перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в
Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм
Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия
была поставлена в этом соборе и с этого времени стала
именоваться Смоленской – по имени града,
хранительницей которого эта чудотворная оставалась в
течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя,
стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне
припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось
чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала
городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких
верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени
Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас:
«Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский
тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском
своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не
предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой,
помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий
поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где
погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви
Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о
Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом
Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою
самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего
три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж
за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого
благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала
ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в
Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских
врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение
полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли
представители смолян и били челом о возвращении им
святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462),
посовещавшись с епископами и боярами, повелел
«отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в
Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не
всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье
поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым
начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен
Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной
отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со
Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского
государства (штурм города русскими войсками начался 29
июля — на следующий день после празднования Смоленской
иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь
Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году
москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после
двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед
превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона
была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и
белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до
изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому
государству в 1654 году, в царствование Алексея
Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона
Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было
вновь явлено через полтора века, во время Отечественной
войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен,
сперва в Москву — 26 августа, в день Бородинского
сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы
крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа
Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении,
лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска
оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в
Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание
Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось
непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия
вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему
монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен –
Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его
наполеоновские «двунадесять языков» и даже
попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать
обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже
зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе
закрыли, разогнав его насельниц. За противление
грабительскому «изъятию церковных ценностей»
была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году
последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев
принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где
покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925
году на кладбище внутри монастырских стен было 2811
надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в
том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына
Владимира, великого русского философа). В оскверненной
обители устроили «Музей раскрепощения
женщины», а в 1934 году ее здания передали
Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945
г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский
храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним
из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в
1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с
игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой
святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в
1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном
первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году,
Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и
утварь сохранялись в целости до начала Великой
Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город
немецкие войска известили свое Верховное командование, что
«очень древняя, легендой приписываемая евангелисту
Луке, позднее переписанная, икона… находится на
изначальном месте и не повреждена. Она… была
признана чудотворной и являлась местом паломничества
верующих». Но когда два года спустя Смоленск был
освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.
Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба
начнет проясняться — подобно тому, как происходит с
другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и
не был подвергнут обстоятельному научному изучению.
Согласно старым описаниям, доска, на которой написана
икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на
клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину
роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца.
Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею
же держит свиток. Верхние одежды Богородицы –
темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие;
одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной
стороне первообраза было написано Распятие с греческой
надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При
поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию
были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова,
которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы
– это фронтальное положение Младенца; очень
небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее
чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по
христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в
первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по
Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К
началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков
чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные
этому образу храмы стояли во многих городах, весях и
обителях русской земли, в одной только Москве было четыре
Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по
всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой
Богородице перед Ея иконой, именуемой
«Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и
смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем
от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо
и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко
Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но
предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти:
ускори на молитву и потщися на умоление,
предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники смен пор года
  • Праздники служб фсин
  • Праздники служб мвд россии
  • Праздники словарный запас
  • Праздники следственного комитета россии даты