Праздники средневековья россии

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Праздничная культура средневековья

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно — его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища — представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации.

Гистрионы частично использовали опыт римских мимов. Но не подражание римским мимам. Ранние языческие обряды, непосредственно связанные с материальным и духовным миром земледельца, были той главной живительной силой, которая дала толчок развитию театрализованных представлений гистрионов.

Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, менестрелями и т. д. В России они назывались скоморохами.

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.

Ваганты (derlei vagantes лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.

В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).

2.1 Театр средневековья:

2.1.1 Литургическая и полулитургическая драма.

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Как я уже говорила театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскрешении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы – Рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и Пасхальный, передающий историю его воскрешения.

В Рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего. В Пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников). Ангел спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?» – Марии хором отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о небожитель!» И ангел говорил им: «Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите, что он восстал из гроба!». После этого хор пел молитву, восславлявшую воскрешение Христа. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы «актеров», создаются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений. Всем этим занимались сами священники.

Устроители литургических представлений накопили постановочный опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другие евангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочные эффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.

Не желая отказаться от услуг театра, и не будучи в силах совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храмов на паперти. Нарождается полулитургическая драма (середина XII в.). И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, подпал под влияние городской толпы. Теперь она уже диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников; заставляет полностью перейти на родной, понятный толпе язык. Заботясь об успехе, церковники стали подбирать более житейские сюжеты, и материалом для полулитургической драмы становятся библейские сюжеты, подверженные бытовому толкованию. Библейские легенды подвергаются с течением времени поэтической обработке. Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип симультанной декорации (от франц. simultane – одновременный) при котором на сцене по прямой линии устанавливаются одновременно все декорации, необходимые по ходу действия; увеличивается число трюков.

Однако, несмотря на все это, церковная драма продолжала сохранять тесную связь с церковью. Драма ставилась на паперти, на церковные средства, ее репертуар составлялся духовными лицами.

Так, причудливо объединяя взаимоисключающие элементы, церковная драма существовала долгое время.

2.1.2 Миракль.

Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.

Более поздний «Миракль о Роберте-дьяволе» давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453 г.г.) и страшный портрет бессердечного феодала. Само время – XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, – объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой – подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.

Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая притеснителей народа, «Миракль о Берте» рисует в положительном свете тех людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими людьми.

Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское сознание, и церковь.

2.1.3 Мистерия.

Время расцвета мистериального театра – XV-XVI века, время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под власть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых «мимических мистерий» — городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.

Представления мистерий организовывались не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали деятели нового типа: ученые, богословы, юристы, врачи. Несмотря на то, что руководила постановками высшая буржуазия города, мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях участвовали сотни человек.

Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: «ветхозаветный», имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов; «новозаветный», рассказывающий историю рождения и воскрешения Христа, и «апостольский», в котором сюжеты пьес были заимствованы из «Жития святых» и частично из мираклей о святых.

Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.

Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, который был использован последующими жанрами средневековья.

Исполнителем мистерии был городской люд. Отдельные эпизоды огромного театрального представления исполнялись представителями различных городских цехов. При этом мистерия давала возможность каждой профессии проявить себя как можно полней.

Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к театру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. Но к 1548 году мистериальным обществам, особенно широко распространенным во Франции, запретили показ мистерий: слишком ощутимой стала комедийная критическая линия мистериального театра. Причина гибели еще и в том, что она не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных сил общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически настроенных, а площадная форма и критические элементы вызывали гонения церкви.

Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву: королевская власть искореняла все городские вольности и запрещала цеховые союзы. Мистерия подверглась резкой критике со стороны, как католической церкви, так и реформационного движения.

2.1.4 Моралите.

Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма – католической церковью.

Реформационное движение утверждало принцип «личного общения с Богом», принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительность заключалась в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и от бытового отвлечения и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность. Однако при том были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей.

Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действовали аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворял какой-то человеческий порок или добродетель. Эти персонажи были лишены индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращались в символы. Столкновения героев строились соответственно на борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое начало, воздействующее на человека.

Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся жертвами порока – эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите.

Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты, борющиеся против испанского насилия. Их пьесы были полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко преследовались.

В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой аскетической морали; под воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.

Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали, этот жанр не смог породить ничего значительного.

2.1.5 Фарс.

Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс».

Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало «дурацким корпорациям» – объединениям мелких судебных чиновников, разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры парады их фарсовых представлений. В этих парадах высмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в тюрьмы.

Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.

Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.

Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов: ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация – следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее. Монархическая и церковная власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из его форм – фарсовый театр. В конце XVI-начале XVII в. под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; а в Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд. В Германии – Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

2.2 Карнавалы эпохи Средневековья

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов и т.д.).

Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.

Все эти обрядово-зрелищные формы давали, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и в негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Каковы же специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова их природа?

Прежде всего, необходимо отметить, что все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно иной сфере бытия.

По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию сильного игрового элемента, они близки к художественно-образным формам. К театрально-зрелищным. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой жизни. В сущности, это сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.

Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. не карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.

Официальные праздники средневековья и церковные и феодально-государственные никуда не уводили из существующего миропорядка и не создавали никакой второй жизни. Официальный праздник, в сущности, смотрел только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем строй. Официальный праздник, иногда даже вопреки собственной идее, утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего миропорядка: существующей иерархии, существующих религиозных, политических и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже готовой, победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная и непререкаемая правда. Поэтому и тон официального праздника мог быть только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе.

В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в не за вершимое будущее.

Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений.

Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения, невозможный в обычной жизни. На карнавале вырабатывались и особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне карнавальных норм этикета и пристойности.

В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия.

3. Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

Список используемой литературы

  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965 г.
  • Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г.
  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.
  • Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.
  • Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.
  • Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.
  • Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.
  • Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г.
  • Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени… – Л., 1986 г.
  • Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л., 1927 г.
  • Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: «Просвещение», 1986 г.

— родильно —
крестильные обряды;

  1. Еремина,
    В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. –
    М., 1991.

  2. Зеленин,
    Д. К. Восточнославянская этнография /
    Д. К. Зеленин. – Москва, 1991.

  3. Терещенко,
    А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко.
    – Москва, 1999. – Ч. 2, 3.

— свадебный
обряд. Знаковый мир русской свадьбы;

  1. Байбурин,
    А. К. Ритуал в традиционной культуре.
    Структурно-семантический анализ
    восточно — славянских обрядов / А. К.
    Байбурин. – Санкт-Петербург, 1993.

  2. Балашов,
    Д. М. Русская свадьба / Д. М. Балашов, Ю.
    И. Марченко, Н. И. Калмыкова. – Москва,
    1985.

  3. Демина
    Л. В. Народное музыкальное творчество
    : свадебный обряд славян Тюменской
    области :учебное пособие для студентов
    музыкальных вузов / Л. В. Демина. – Тюмень
    : РИЦ ТГАКИ, 2009. – 240 с. : нот.

  4. Карпухин,
    И. Е. Русская свадьба в Башкортостане
    / И. Е. Карпухин. – Уфа – Стерлитамак,
    1999.

  5. Лазарев,
    А. И. Уральские посиделки / А. И. Лазарев.
    – Челябинск : 1977. – С. 75–92.

  6. Федорова,
    В. П. Свадьба в системе календарных и
    семейных обычаев старообрядцев Южного
    Зауралья / В. П. Федорова. – Курган, 1997.

— похоронные
обрядовые действа

  1. Еремина,
    В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. –
    Ленинград : 1991.–

    С. 18–82.

  2. Котляревский,
    А. О погребальных обычаях языческих
    славян / А. О. Котляревский. – Москва,
    1868.

  3. Кремлева,
    И. А. Похоронно-поминальная обрядность
    русского

    населения Пермской области
    / И. А. Кремлева // Полевые исследования
    института этнографии. – Москва, 1980.

Тема 7. Праздничный календарь Древней Греции

  1. Брабич,
    В. М. Зрелища Древнего мира / В. М. Брабич,
    Г. С. Плетнева. – Ленинград, 1971.

  2. Орлов О. Л. Праздники
    Древней Греции и зрелища Древнего Рима.
    — Ленинград : ЛГИК, 1991.

Тема 8. Праздники и зрелища Древнего Рима

  1. Винничук,
    Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции
    и Рима /

    Л. Винничук; пер. с польск.
    В. К. Ронина. – Москва : Высш. шк., 1988.–
    495 с.

  2. Гвоздев,
    А. А. История европейского театра.
    Античный театр /

    А. А. Гвоздев, А.
    Пиотровский. – Москва ; Ленинград, 1931.
    – С. 5–333.

  3. Гиро,
    П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро.
    – Смоленск, 2001.

Тема 9. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе V – XVI вв.

  1. Бахтин,
    М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная
    культура

    Средневековья и Ренессанса
    / М. М. Бахтин. – Москва, 1990.

  2. Гуревич,
    А. Л. Проблемы средневековой народной
    культуры /

    А. Л. Гуревич. – Москва,
    1981.

  3. Даркевич,
    В. П. Народная культура средневековья
    / В. П. Даркевич. – Москва : Наука, 1988.

  4. Порьяз,
    А. Мировая культура: Средневековье / А.
    Порьяз. – Москва : ОЛМА–ПРЕСС, 2001.

Тема 10. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв.

  1. Гусев,
    В. Е. Русский фольклорный театр XVIII –
    начала XX вв. : учеб. пособие / В. Е. Гусев.
    – Ленинград, 1980.

  2. Ивлева,
    Л. М. Дотеатрально-игровой язык русского
    фольклора /

    Л. М. Ивлева. –
    Санкт-Петербург, 1998.

  3. Лихачев,
    Д. С. Смех на Древней Руси / Д. С. Лихачев.
    – Москва, 1987.

  4. Савушкина,
    Н. И. Русский народный театр / Н. И.
    Савушкина. – Москва : Наука, 1976.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как развлекались в России в средние века?

Как развлекались в России в средние века?

В любые времена люди пытались развлекаться как только могут. Можно сказать, что даже в средневековье русские очень любили устраивать разные праздники, торжества и многое другое. Давайте попробуем разъяснить — как же любили развлекаться в средневековье и что же обычные люди делали во время праздников?

Хождение в церковь

Действительно русские люди любили ходить в церковь, ведь после крещения Руси Владимиром — это стало не только традицией. Люди охотно ходили на праздничные Богослужения, ведь в церквях собирали праздничный хор, в котором пели лучшие певцы. Позже это действие перешло в театры, но именно церковные хоры заняли огромную нишу в развлечениях людей.

Как развлекались в России в средние века?

На богослужения люди одевались весьма нарядно, ведь это был не только праздник но и визит “в люди”. В церквях было выделено место для каждого жителя и они все после молитвы могли собраться дворике. Там общались, слушали музыку и иногда танцевали.

Театральные представления

В средних веках стали популярными театральные выступления людей. Все представления основывались на сказках, мифах и рассказах. Изначально все церковные рассказы принадлежат для театрализации в церкви и их делали на площадках возле них. Участвовали в представлениях не профессиональные актеры, а служители церквей.

Как развлекались в России в средние века?

О таких мероприятиях сообщали заранее и на воротах вешали огромные афиши о предстоящем театральном действии. Бродячие артисты также не были исключением и люди часто могли присутствовать на интересных действиях, где артисты зарабатывали деньги и развлекали народ.

Прослушивание стихов и музыки

Русские люди очень любили слушать игру разных музыкальных инструментов. Часто люди собирались на площадях и играли разные песни, пели хором и пританцовывали. Выглядело все это очень душевно и интересно.

Также люди собирали толпы, когда занимались чтением собственных стихов. Всегда все тянулись к творчеству и авторские стихи очень вдохновляли окружающих.

В некоторых городах такие мероприятия даже финансировались, также устраивались соревнования в поэзии, а также в актерском мастерстве. Вручали даже призы, которые очень мотивировали людей на дальнейшее участие.

Танцы

Ни один праздник в средних веках не обходился без веселых танцев. Церковь всегда была противником подобных городских мероприятий, а также городское правительство также не всегда одобряло подобные мероприятия для горожан. Но вскоре власти разрешали даже в ратушах устраивать “дискотеки”, которые сопровождались музыкой и развлечениями.

Ярмарка

Это излюбленное развлечение всех народов и русские также очень любили ярмарки. Их устраивали несколько раз в год, обычно в честь Пасхи, троицы и Масленицы.

Как развлекались в России в средние века?

Но несмотря на пышность этих мероприятий, иногда ярмарки привлекали всякий сброд и именно поэтому часто случались драки. Иногда разрешали проводить ярмарки лишь в тех городах, где правитель был на месте, чтобы можно было поддерживать порядок.

Баня

Это излюбленное место всех русских людей еще с самых древних времен. Это было не только место для личной гигиены, но и место для того, чтобы хорошенько выпить и наговориться. Но вот церковь также часто была против таких попоек, ведь помимо того, что там был алкоголь и плохое поведение людей, там же были в свободном доступе блудные женщины, без которых не обходилось заседание мужчин и их развлечение.

Обновлено: 31.01.2023

В эпоху Средневековья хоть какое событие могло стать поводом для праздника: победа в битве, свадьба, визиты местных сеньоров к знати. Всего насчитывалось до 50 торжественных дней в году, не считая воскресений. В главном это были религиозные празднички. В торжественные дни прерывалась работа, люди прогуливались на праздничную службу в церковь, участвовали в процессиях, посвященных святым, и веселились. На празднички в город или в деревню приезжали актеры, сказители, жонглеры и акробаты. Театральные представления вели свое происхождение от литургической драмы, которая разыгрывалась во время богослужения, и носили религиозный нрав. В начале XIII в. появились бродячие театральные труппы. В каждом церковном приходе денек собственного святого попечителя отмечали ярмаркой. Во время нее проходили конные бега, забавы в мяч и состязания в иных видах спорта. Стрельба из лука, борьба, фехтование на палках и иные забавы считались возможными, а вот азартные забавы были запрещены церковью. Игральные же карты попали в Европу из Персии только в XIV в. 15.04.2017

Представители всех классов средневекового сообщества имели довольно свободного медли. Дворянство, когда не было занято ратными делами, развлекалось охотой, празднествами, турнирами и поединками. Несмотря на это, оставалось много времени, не занятого ничем. Расстояния, непогодица либо нехорошие дороги нередко принуждали дворян, неподражаемо зимой, оставаться в замках и усадьбах, в семейном кругу, куда доходили лишь редкие новинки. Прибытие трувера, пилигрима, гонца было событием: с такими гостями обходились как нельзя лучше и, если они хоть малюсенько-мальски развлекли либо заинтриговали собственника замка, их осыпали дарами, удерживали в замке, предлагали побыстрее приезжать вновь. В этой доли издания не ставится задачка обрисовать забавы и веселья 4 классов сообществадуховенства, дворянства, мещан и крестьян; сходственный подход очень многого просит. Потому рассматриваются только предметы инструменты, орудия, одежда, которыми воспользовались в играх и при развлечениях. К примеру, при описании охоты мы не станем углубляться в исследование этого типичного занятия дворян, а только приведем материалы об обычаях, оружии, орудиях охоты и одежке охотников; то же о турнирах и поединках, играх и т. д.

В эру Средневековья в Европе хоть какое событие могло стать поводом для праздничка: победа в битве, свадьба, визиты местных сеньоров к знати. Всего насчитывалось до 50 торжественных дней в году, не считая воскресений. В главном это были религиозные праздники. В торжественные деньки прерывалась работа, люди прогуливались на праздничную службу в церковь, участвовали в процессиях, посвященных святым, и развлекались. На празднички в город либо в деревню приезжали актеры, сказители, жонглеры и акробаты. Театральные представления вели свое происхождение от литургической драмы, которая разыгрывалась во время богослужения, и носили религиозный нрав. В начале XIII в. появились бродячие театральные труппы. В каждом церковном приходе денек собственного святого попечителя отмечали ярмаркой. Во время нее проходили конные бега, забавы в мяч и состязания в иных видах спорта. Стрельба из лука, борьба, фехтование на палках и иные забавы числились возможными, а вот азартные забавы были воспрещены церковью. Игральные же карты попали в Европу из Персии только в XIV в.

На Руси Празднички на Руси были принято устраивать праздничные пиры по поводу пиршеств либо военных побед. Также проводились и церковные празднования с крестным ходом и праздничными службами в храмах.

После крещения Руси искоренялось язычество. Но язычество уходило равномерно, с болью и кровью. Понемногу иссякали источники славянской старой веры, но не могли пропасть безо всяких следов. Потому и переплелись языческие празднования с христианскими. Стали адаптироваться и приобщаться друг к другу. Потому-то так тонка грань меж 2-мя религиями, что стали неким единым целым, выучились сосуществовать и отыскали общие мотивы и точки соприкосновения. Потому особое место на Руси занимали классические ритуалы и празднички, многие из которых берут свое начало в идолопоклонстве. Некоторые из их сохранились и сегодня. К примеру, Масленица или колядование на Рождество, гадание на Святки, празднование денька Ивана Купала (равномерно этот праздник был объединен с празднованием рождения Иоанна Крестителя). Во время праздников люди устраивали хороводы, и пели в гулких застольях, и плясали поблизости костра.

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В Средние века были популярны театральные представления, которые поясняли Священное Писание. Особое место занимали рыцарские турниры, которые служили развлечением для знати.

На Руси праздники были церковными – Рождество, Крещение и т.д. Были также языческие праздники – Масленица. Развлечением для знати служили охота и пиры. Но в сравнении с западноевропейскими странами, развлечений было меньше, так как на Руси еще не существовало театров, которые только зарождались в средневековой Европе.

В Средние века знать западноевропейских странах и Русь развлекало себя следующими видами развлечениями:

Но особое внимание знать уделяла охоте на птиц и животных, зачастую даже женщины принимали участие в охоте. Специально для данного вида развлечения обучали ловле птиц и содержали псарню.

Что касается праздников им становилось любое событие такое как: победа в сражении, свадьба. Так же в праздники включались языческие обряды, устраивались хороводы и пели в шумных застольях.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в средни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в средни.

Праздники и развлечения знати Праздники и развлечения знати в западноевропей.

Праздники и развлечения знати Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в средние века были весьма необычны и разнообразны. Развлечения для знати было немного, среди них особой популярностью завоевали шахматы, нарды, карты и танцы, а также другие игры. Особым искушением для знати была охота на птиц и животных. Охота была всегда нужной для людей Западноевропейских стран и на Руси, охотиться любили даже женщины. Для охоты специально обучали ловле птиц, держали псарню.

Праздники и развлечения знати

Праздники и развлечения знати

Праздники и развлечения знати Шахматы также были популярны в средних веках дл.

Праздники и развлечения знати Шахматы также были популярны в средних веках для западноевропейских стран и на Руси. Но шахматы неоднократно и запрещали. Шахматы назвали «бесовской игрой». Власти и духовенства часто выступали против этой игры. Карты поначалу не были игрой, но, со временем все изменилось. Игра в карты стала считаться азартной. Её тоже запрещали, но она по-прежнему оставалась популярна в западноевропейских странах и на Руси.

Праздники и развлечения знати

Праздники и развлечения знати

Праздники и развлечения знати В средние века любое событие становилось праздн.

Праздники и развлечения знати В средние века любое событие становилось праздником: победа в сражении, свадьба. В праздники на Руси было принято устраивать различные торжественные пиры и в церковные праздники в том же числе. Но особое место на Руси занимались языческие обряды и праздники, слитые с религиозной и культурной ценностью. И устраивали хороводы, и пели в шумных застольях, и танцевали вблизи костра.

Праздники и развлечения знати

Праздники и развлечения знати

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 996 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2018 12631
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 75 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чучкалова Светлана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в средние века были весьма необычны и разнообразны. Развлечения для знати было немного, среди них особой популярностью завоевали шахматы, нарды, карты и танцы, а также другие игры. Особым искушением для знати была охота на птиц и животных. Охота была всегда нужной для людей Западноевропейских стран и на Руси, охотиться любили даже женщины. Для охоты специально обучали ловле птиц, держали псарню.

Шахматы также были популярны в средние века в западноевропейских стран и на Руси. Но шахматы неоднократно и запрещали, называя их «бесовской игрой». Власти и духовенство часто выступали против этой игры.

Еще одна популярная средневековая игра — трик-трак, буквально: игра в таблички. Трик-трак, пожалуй, была более известна и доступна, чем шахматы. Ума большого не надо, да и затраты не т. е. Играли при помощи самих табличек и костей. Сегодня эта игра известна, как нарды, и корни ее надо искать на Востоке. Считается, что эту игру в Европе распространили крестоносцы, вернувшиеся из Палестины.

Карты в Средние века поначалу игрой не были. Изображали на картах разные картинки… для детей, в обучающих и развивающих целях. Разумеется, для детей дворян. Первые такие карты — наибис — появились в Италии. Со временем придумали приспособить карты для азартных игр, упорядочив достоинство карт, масти и количество. Были колоды и по 52 карты, и по 48.

Читайте также:

      

  • Смерть шекспира кратко самое главное
  •   

  • Заключение договора на торгах кратко
  •   

  • Модели государственной службы кратко
  •   

  • Чарльз бэббидж вклад в информатику кратко
  •   

  • Американцы происхождение занятия образ жизни кратко

праздники Древней Руси и обычии

Все существующие праздники Древней Руси, так или иначе, имели отношение к силам природы и таинственным событиям. Весь год у древних славян был разделен на четыре поры – зима, весна, лето и осень. Каждое время года имело свой главный праздник, связанный с положением солнца на небосводе. Солнце в славянском язычестве считалось живой энергией, восстанавливающей силы и дарующей жизнь. Давайте рассмотрим список праздников Древней Руси, относящихся к определенному времени года. 

Зимние праздники Руси

Рассмотрение праздников зимней поры следует начать с великой Коляды, которая отмечается 25 декабря. Этот день считается днем зимнего солнцестояния. После него следует День Морока – почитание зимних морозов. В период до 6 января славяне отмечали Велесовы дни – Святки, которые заканчиваются праздником Турицы. Считается, в эти дни вся нечисть поднимается из подземного мира и гуляет на земле. Также, к праздникам зимы относятся Бабьи Каши – почитание повитух. Праздник Зимней Мары олицетворял приход богини подземного царства во власть над миром. Просинец являлся праздником возрождения Солнца. В последний месяц зимы славяне отмечали Велесовы дни, а также праздник, приходящий один раз в четыре года – День Кощея.

Иван купала праздник древней руси

Весенние праздники Древней Руси

Мартовские праздники начинались Навьим Днем – день воскрешения умерших душ и последний холодный день. Далее уже наступали Заклички Весны и праздник Сороки Жаворонки. Считалось, что в эти дни сходит снег и потихоньку наступает весна. С середины марта начиналась Масленница, которая длилась неделю. Начало апреля знаменовалось праздником пробуждения помощника в каждом доме – Домового. Также, славяне отмечали Водопол и Русалии – появление водяных и русалок. Ближе к середине и концу апреля, наши предки праздновали женский день- Лельник и праздник Красная горка, который посвящен пробуждению природы. В мае основными праздниками считался день почитания богини Живы, день Дажбога, а также Пролетье — встреча лета. 

праздник Иван Купала на Руси

Праздники лета

Начало лета отмечалось праздником бога Ярило. Считалось, в этот день небо на все лето становится голубым. После, шел день почитания бога ветров — Стрибога. В середине месяца славяне отмечали один из главных праздников, день летнего солнцестояния – праздник Купала. В конце июня, наши пращуры чествовали Сварога. Основными июльскими праздниками Древней Руси можно назвать день почитания громовержца Перуна, и день бога Чура, который был ответственный за границу между мирами. Август выделялся празднованием медового и яблочного Спаса, Спожинками – днем окончания жатвы, и Хорояром – днем почитания Хорса и Ярилы. В конце августа отмечались именины Лешего.

Праздники Святой Руси в древности

Праздники осени в Древней Руси

Осень у древних славян начиналась празднованием Старого бабьего лета. Одним из основных празднований считался праздник Рода и Рожаниц, посвященный сбору урожая. Конец сентября был ознаменова днем почитания Сварога и закрытием Небесной Сварги. Это означало, что скоро наступит зима. Днем осеннего равноденствия славяне считали праздник Таусень. К этому времени природа постепенно увядала и готовилась к зимнему сну. Октябрь начинался Покровами и Проводами Лешего, а заканчивался почитанием богини мудрости и семьи Макоши. Ноябрьские праздники на Руси были посвящены проводам Осени.

Как видно, древние славяне поклонялись силам и явлениям природы, чтили свой род, создавали семьи. Все славянские традиции – это бесценный опыт наших предков, передававшийся из поколения поколению и дошедший до наших времен. Праздники древней Руси были не просто увеселительные гуляния для услады души и тела, каждый праздник имел свои объективные веские причины, в которые Русиче верили и почитали.

В.Я. Петрухин

ПРАЗДНИК В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ: К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКИ*

Средневековые праздники в различных странах имеют много общего. Однако особенности их развития находили свое проявление и в праздниках. Смех Грозного звучал примерно в ту же эпоху, что и смех Рабле, но звучание их было глубоко различным. Для царя праздник был театром одного актера и средством политической борьбы. Для унижения своего противника архиепископа Новгородского Иван Грозный велел посадить владыку задом наперед на осла и дать ему в руки волынку. С одной стороны, это было пародией на карнавал, а с другой — демонстрацией царского могущества. Одним словом царь мог превратить князя церкви в жалкого скомороха. Другой пример шутовства Ивана Грозного — возведение на трон татарского хана Симеона Бекбулатовича. Всем было понятно, что рабские поклоны юродствующего царя безвластному хану доказывают еще большую власть истинного самодержца.

Автор стремится проследить определенное сходство между царским самовластьем на Руси и явлениями подобного рода в Византии. Император Михаил III, царствующий в VIII в., прославился тем, что устраивал пьяные трапезы, подражая Тайной Вечери. На них он выступал в роли Христа, а 12 своих придворных одевал в апостольские ризы. Над патриархом Михаил публично издевался. Он подражал своим предшественникам императорам-иконоборцам, которые жестоко расправлялись с духовными лицами. Характерно, что в Росии в XVII в. попытки простого народа пародировать вер-

* Петрухин В.Я. Праздник в средневековой Руси: К проблеме исторической специфики // Одиссей. Человек в истории. — М., 2005. — С. 81-88. 102

Праздник в средневековой Руси

ховную власть весьма жестоко пресекались. В Тверском крае был обычай на Масленицу устраивать шутовские шествия, изображая ряженых царей и бояр. По доносу местного помещика «царей» арестовали за самозванство, отсекли пальцы на правой руке и сослали в Сибирь (с. 82). Автор пишет: «Очевидно, что суть византийской … традиции… и ее древнерусской рецепции противоположна продолжающей ту же традицию «карнавальной» культуре ренес-сансной Европы в понимании Бахтина. Здесь не народные «низы» подвергали осмеянию и «снижению» официальные верхи, а, напротив, социальные верхи демонстрировали самовластье и всевластие. позволяя себе опричный маскарад, но пресекая всякие попытки «карнавализации» снизу» (с. 83).

Можно проследить и наличие западных средневековых карнавальных традиций в политике, например у Ивана Грозного. Выше говорилось об издевательствах царя над архиепископом Новгородским Пименом. Петрухин утверждает, что издевательский обряд был применен архиепископом Новгорода Геннадием над еретиками еще в XV в. в подражание испанским инквизиторам. К настоящим скоморохам официальная власть и церковь относились враждебно. И статьи из постановлений древних вселенских соборов, и составленный при Иване Грозном «Стоглав» запрещали «эллинскую прелесть», сравнивали скоморошьи игрища с древними вакханалиями. Однако так называемая «внецерковная культура» существовала на Руси с киевских времен как часть придворного быта. Церковь допускала шествие ряженых на святки как древний обычай. Но от ряженых требовалось смыть свои грехи в крещенской проруби. Некоторые обычаи, считавшиеся на Руси бесовскими игрищами, например запрещаемые на Руси в Средние века колядки, на Украине постепенно вросли в рождественские праздники, а в Польше власти даже наказывали мирян, не принимавших участия в колядовании (с. 87).

В России в ХVII в. наблюдалось, с одной стороны, распространение веселых игрищ, а с другой — усиление борьбы с ними. Особенно известна пародийная игра «служба кабаку», где кабак уподоблялся монастырю, а его постоянные посетители играли роль монахов. Однако царь Алексей Михайлович очень ревностно стремился соблюдать запреты «Стоглава». И довольно быстро власть покончила со всякими явными проявлениями скоморошества в стране. Профессиональные скоморохи фактически исчезли.

103

В. Я. Петрухин

Вывод автора заключается в том, что развитой смеховой культуры в России, как европейского явления, не было. Русская православная церковь, в отличие от католической, почти никогда не использовала карнавал в своих целях. Карнавал был более частым орудием в руках самодержца. Особенно тогда, когда его политика противоречила интересам церкви.

А.Б. Катан

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники средневековья названия
  • Праздники средневековья кратко самое главное
  • Праздники средневековой франции
  • Праздники средневековой руси
  • Праздники средневековой россии