Праздники торы сообщение

Этот праздник – уникальный в еврейской истории результат «коллективного творчества» различных еврейских общин.

Если спросить московского еврея, который помнит советские времена, в чем уникальность праздника Симхат Тора, то, скорее всего, в ответ мы услышим примерно следующее: «Это был единственный день в году, когда власти разрешали нам публично выражать свое еврейство и когда многие из нас не боялись это делать». И действительно, начиная с конца 1950‑х, тысячи людей, весь год почти не вспоминавших о своем еврействе, именно в этот день заполняли немногочисленные оставшиеся синагоги, чтобы увидеть торжественное шествие со свитками Торы и потанцевать вместе с другими евреями.

 

Иностранные наблюдатели, привычные к «нормальной еврейской жизни», обычно поражались размаху, с каким советские евреи праздновали Симхат Тора. К примеру, американский раввин Йосеф Телушкин, посетивший Москву в 1970‑х годах, с нескрываемым изумлением писал: «В соответствии с общепринятой шкалой еврейских религиозных приоритетов Симхат Тора едва ли относится к наиважнейшим еврейским праздникам: она даже не упоминается в Библии. И все же в течение многих лет в ночь на Симхат Тора евреи собирались у советских синагог, часами танцевали и пели ивритские и русско-еврейские песни».

Однако Симхат Тора – праздник, уникальный не только в истории советского еврейства. Многочисленные ритуалы и обычаи, без которых он сегодня немыслим, возникли в очень разные эпохи и в самых разных общинах, разбросанных от Атлантики до Индийского океана. Так что Симхат Тора – в том виде, в каком нам знаком этот праздник, – уникальный в еврейской истории результат «коллективного творчества» различных еврейских общин.

Для современных евреев Симхат Тора – это день, когда «заканчивают и начинают заново годовой цикл чтения свитка Торы и радуются этому» (Кицур Шульхан арух, 138:7). Однако в самой Торе об этом нет ни слова. Более того, Писание вовсе не объясняет, в чем смысл этого праздника, и просто указывает: «…в восьмой


день священное собрание пусть будет у вас, и приносите огнепалимую жертву Г‑споду; это праздничное собрание, никакую работу не делайте» (Ваикра, 23:36).

Талмуд также ничего не говорит о том, что этот праздник как-то связан с циклом чтения Торы. Более того – в те времена существовали как минимум две традиции, касающиеся этого цикла. В Вавилонии евреи, как и сегодня, заканчивали чтение Торы за год (Вавилонский Талмуд, Мегила, 29б). Однако в Стране Израиля цикл был не однолетним, а трехлетним. Этого обычая придерживались и некоторые общины диаспоры. К примеру, знаменитый путешественник Биньямин из Туделы (XII век) пишет, что таков был обычай одной из общин Египта. Однако, по мере того как палестинские ешивы приходили в упадок, вавилонский обычай становился все более и более распространенным. Уже Рамбам свидетельствовал, что ему следует подавляющее большинство еврейских общин. Позднее эта традиция стала всеобщей.

Именно в Вавилоне возник обычай завершать чтение Торы во второй день праздника Шмини ацерет (в Стране Израиля он длится один день). Наиболее ранние свидетельства этого относятся к десятому веку


. Тогда же праздник получил свое второе название – Симхат Тора, то есть «радость Торы».

После этого праздник постепенно приобретал современные формы. Начало было положено евреями Вавилонии, которые в этот день веселились и танцевали. Следующий шаг сделали их ашкеназские братья во Франции в XII веке – там возник обычай читать в Симхат Тора «Ата орета» («Тебе дано было видеть») – подборку библейских стихов, которую сегодня произносят перед тем, как достать из ковчега свитки Торы: «Тебе дано было видеть, дабы ты знал, что Г‑сподь – Б‑г, нет другого, кроме Него» (Дварим, 4:35), «Kто oдин творит великие чудеса, ибо навеки милость Его» (Теилим, 136:4), «Нет подобного Тебе среди богов, Г‑сподь, и нет деяний, подобных Твоим» (Теилим, 86:8) и т. д. (Махзор Витри, с. 45б).

В Симхат Тора принято завершать один цикл чтения Торы (недельной главой Везот а-браха – «И вот благословение») и тут же начинать читать по новой, с недельной главы Берешит («В начале») одноименной книги. Этот обычай возник в Испании, также в XII веке


. Чуть позже, во Франции, право публично читать этот отрывок стало почестью, а того, кто ее удостаивался, называли хатан Берешит – «жених книги/недельной главы Берешит» (Махзор Витри, с. 458). В XVII веке в Германии соответствующие почести были распространены и на жен тех, кто удостоился подобной чести, – их стали называть «калат (невеста) Берешит».

В праздник к Торе вызывают пятерых молящихся. Однако в Симхат Тора принято, чтобы алию получил каждый из пришедших в синагогу (поэтому недельную главу Везот а-браха читают несколько раз, иногда – одновременно в нескольких местах синагоги, по разным свиткам). Этот обычай появился в XII веке и тоже во Франции. А в XIV веке в Германии возникла другая популярная традиция – вызывать к Торе всех пришедших в синагогу несовершеннолетних мальчиков


.

Центральным событием праздника, безусловно, являются акафот (букв. «кружения»), когда собравшиеся с песнями и плясками обходят синагогу со свитками Торы в руках. Этот обычай появился в Европе в начале XV века


. Первоначально акафа была только одна. Однако в XVI веке цфатские каббалисты увеличили их число до семи


– подобно тому, как во время осады Йерихо евреи семикратно обошли стены города, неся перед собой ковчег Завета.

Новые обычаи, связанные с праздником, появляются и в наши дни. К примеру, в Советском Союзе праздничные танцы, начавшись в синагоге, затем плавно перетекали во двор и в близлежащую улицу. В Москве это происходило на знаменитой «горке» – улице Архипова (сейчас – Cпасоглинищевский переулок), где находится Большая хоральная синагога. Иногда власти спокойно терпели это веселье, порой пытались разгонять танцующих, пуская грузовики по забитой народом улице. Однако каждый год все повторялось заново.

Знаменитый писатель, нобелевский лауреат Эли Визель, оставил восторженное описание этого празднества:

«Был вечер Симхат Тора. Тот, кто не видел буйного, стихийного веселья, охватившего всех присутствовавших у московской синагоги, не знает, что значит еврейский праздник и как его надо праздновать… Я не узнал улицу. Казалось, я нахожусь в Иерусалиме. Казалось, что улица улетает, небесные ангелы поют песни, царь Давид играет на лире, весь город радуется и я чувствую себя так легко, как будто парю в воздухе. В праздничную ночь Симхат Тора я гулял среди толпы молодых людей с одним гостем из-за границы. Это был еврей совершенно не религиозный, сухой рационалист – одним словом, современный человек левых взглядов, склонный к научно обоснованным идеям. Услышав, как восторженно пела молодежь: “Народ Израиля жив!”, он вдруг разразился слезами. Назавтра утром он пришел в синагогу на молитву.

– Ты не можешь себе представить: я стал верующим, – сказал он и, подумав немного, добавил: – Нет, не то. Эта молодежь сделала из меня настоящего еврея»


.

По мере того как распространялись вести о праздновании советскими евреями Симхат Тора, во многих израильских, американских и европейских общинах также возник обычай танцевать не только в синагогах, но и на улицах. Причем, в отличие от своих советских братьев, евреи «свободного мира» нередко выносят с собой и свитки Торы.

Другая интересная традиция возникла в Израиле, где на исходе праздника принято устраивать так называемые «вторые акафот». Тем самым израильтяне выражают свою солидарность с евреями, живущими в странах рассеяния и начинающими праздновать Симхат Тора как раз в это время. В отличие от праздничных акафот, которые происходят, естественно, в синагоге, «вторые акафот» устраивают на городских площадях и в других публичных местах. Кроме того, на них принято приглашать оркестры и музыкальные ансамбли (в сам праздник музыка, конечно, запрещена). Поэтому во многих местах они привлекают гораздо больше народа, нежели традиционное празднование в синагоге.

 

Итак, праздник Симхат Тора приобрел привычный нам облик в результате почти тысячелетнего совместного творчества евреев всего мира. Причем более поздние поколения не только тщательно сохраняли традиции, унаследованные от предшественников, но и творчески преумножали их, привнося в празднование все новые и новые элементы. На наш взгляд, в этом есть что-то глубоко символичное. Ибо история «праздника Торы» оказалась похожей на историю… самой Торы, то есть еврейской традиции, Торы, которая началась на Синае и продолжается до наших дней.

Обрядность праздника – результат многовековых «совместных усилий» евреев, живших в разное время и в разных странах, – усилий, где «француз» Раши и «поляк» Моше Иссерлес трудились бок о бок с «палестинцами» Шломо Алькабецем и Ицхаком Лурией, а «египтянин» Рамбам или «испанец» Ибн-Эзра – с «итальянцем» равом Моше-Хаимом Луццатто и «белорусом» равом Шнеуром-Залманом из Ляд. Тора не была бы Торой, если бы евреи не хранили традиции, полученные от предков и не преумножали их в каждом поколении.

Тору нередко называют «Эц Хаим», что можно перевести и как «Древо жизни», и как «Древо живое». Важнейшее же свойство живого дерева – то, что оно растет, не отрываясь от корней. Поэтому история праздника Симхат Тора – лучшее, на наш взгляд, свидетельство того, что этот образ, безусловно, верен.

Еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) — знаменательные даты еврейского календаря, в которые запрещен траур и в которые предписывается устраивать церемониальные трапезы (все праздники, кроме праздника Йом Кипур), и произносить восхвалительную молитву Алель (кроме Йом Кипура, Рош аШана и Пурима). Каждый праздник в иудаизме имеет особые, характерные только ему, заповеди и ритуалы, предписанные Торой, мудрецами либо заведенными обычаями. Некоторые дни еврейских праздников отмечены так же запретом на некоторые виды работ.

Оглавление

Виды еврейских праздников [↑]

Еврейские праздники можно подразделить на три основные категории:

  1. Праздники, установленные Торой
  2. Праздники, введенные мудрецами, с установленными заповедями и обязанностями
  3. Праздники, в которые нет обязательных заповедей, а только обычаи.

К первой группе наряду с субботой относятся три паломнических праздника — Песах, Шавуот и Сукот, судные дни — Рош аШана (Новый год) и Йом Кипур (День Искупления), а также Рош Ходеш (Новомесячье, он же день новолуния). Вторая группа праздников включает Пурим и Хануку. К третьей категории относятся Ту биАв (Пятнадцатое Ава), Ту биШват (пятнадцатое Швата — Новый год деревьев), а также Лаг баОмэр (33 день Омера).

Наряду с этим, существуют памятные дни, принятые в той или иной общине в память о чудесных событиях, свидетелями которых были только члены этой общины (Мимуна, местные Пуримы и др.).

Еврейские праздники. СуккотЕврейский праздник Сукот

Смысл еврейских праздников [↑]

Задача еврейских праздников закрепить в коллективном сознании народа исторические события, имеющие национальную, религиозную, или мировоззренческую важность. Каждый праздник, с сопутствующими ему ритуалами, заставляет заново погрузиться и пережить исторические события, в память о которых он был установлен.

События праздников несут в себе определенное послание, обучающее определенному аспекту веры и еврейского мировоззрения. Таким образом праздник Песах принято называть праздником веры («хаг Аэмуна»), поскольку события исхода, укрепляют веру в единого Б-га, а также доказывают Его контроль над миром. Праздник Сукот именуется праздником упования («хаг Абитахон»), т.к. заповедь нахождения в Суке, установленная в память о чуде «Облаков славы», укрепляет веру во всемогущество Творца и Его заботу обеспечить людей всем необходимым.

В Пуриме заключено послание, что даже за видом обычных событий не выходящих за рамки законов природы, стоит высшая сила. Ханука учит, что в борьбе за духовное спасение народа, даже горстка людей может одолеть сильнейшую армию мира.

Рамхаль (раби Моше Хаим Луцато) в книге Дэрех Ашем пишет, что даты еврейских праздников несут в себе духовный свет, на подобие того, который пролился во времена событий праздников.

Шабат, Йом тов, Холь амоэд [↑]

Большинство праздников еврейского календаря имеют ограничения на выполнение работ. По мере строгости наказания, а также по виду ограничений все праздники делятся на три категории: Шабат (еврейская Суббота), Йом тов (собственно праздничный день) и Холь аМоэд (т.н. полу-праздничные дни в течение праздничной недели Песаха или Сукота).

В Шабат и в Йом Кипур запрещены 39 работ, даже когда в этом есть необходимость для приготовления пищи.

В Йом тов так же запрещается выполнять 39 работ, но разрешается выполнять некоторые работы ради приготовления пищи. Йом товом являются: первый и последние дни Песаха и Сукота, праздник Шавуот и два дня Рош аШана.

Дни в промежутке между двумя Йом товами в Песах и Сукот называются Холь аМоэд и, как мы говорили выше, являются полу-праздничными днями. В эти дни разрешены некоторые виды работ, необходимые для нужд праздника, а также для предотвращения какого-либо ущерба. Профессиональная работа запрещена в любом случае.

Йом тов шени [↑]

В диаспоре к каждому из праздничных дней — дней Йом тов (за исключением Йом Кипур) — добавляют дополнительный праздничный день, в который действует такое же ограничение работ, как и в первый йом тов. На иврите этот добавочный день называется «йом тов шени шел галуйот», буквально — «второй праздничный день рассеяния».

Эта практика возникла, чтобы предотвратить в общинах рассеяния неясность относительно точного дня, в который Санедрин (Высший еврейский Суд) объявлял начало нового месяца. Впоследствии начало месяца уже стали устанавливать на основании астрономических вычислений, но законоучители постановили сохранить этот обычай.

Рош аШана же является двухдневным праздником даже в Эрец Исраэль.

Веселье в праздник [↑]

В еврейские праздники, главным образом в Йом тов, предписывается радоваться. Мужчинам предписывается в праздники есть мясо и пить вино, а женщинам покупать к празднику новые одежды — все это призвано помочь в достижении полноценного ощущения радости.

В Шабат нет заповеди радоваться, но есть запрет на траур, а также есть особая заповедь, введенная еще ранними пророками — наслаждаться в субботний день — Онег Шабат. Еврейские мудрецы во все времена строго следили, чтобы празднества не выходили за рамки дозволенных законом.

Пятикнижие предписывает в дни праздников радовать неимущих, и указывает, чтобы не забывали левита, прозелита, сироту или вдову (Дварим 16:11, 14). В преддверии праздников существует обычай давать цдаку (пожертвование) нуждающимся.

Три праздника паломничества: Песах, Шавуот, Сукот [↑]

В Торе три праздника — Песах, Шавуот, Сукот — определены в одну группу, вместе эти три праздника называют «Шалош регалим», т.е. «три паломничества»(Шмот 23:14). Дело в том, что в эти три праздника есть обязанность на каждом еврее «подняться» в Иерусалим и принести в Храме специальную жертву паломника. Как объясняют святые книги, суть паломничества в Иерусалим заключалась в том, чтобы жители страны могли духовно подзарядиться от центра еврейской религиозной жизни и священного для всех евреев места — Иерусалимского Храма. Кроме того, контакт с населением святого города, которое составляли в основном служители Храма и мудрецы Торы, должен был положительно отразиться на паломниках. На сегодняшний день многие евреи диаспоры, добровольно продолжают древнюю традицию, стараясь посетить святой город в течении трех этих праздников.

Наряду с историко-теологической мотивацией трех праздников паломничества, обнаруживается их связь с годовым сельскохозяйственным циклом. Так, Шавуот в Торе называется «хаг аБикурим» — праздник первых плодов, Сукот — «хаг аАсиф» — праздник сбора урожая, завершающий сельскохозяйственный год, Песах — «хаг аАвив» — праздник весны и начала жатвы. На второй день праздника Песах совершалось приношение ячменя (минхат аОмэр), после чего разрешалось употребление нового урожая зерна.

Список основных праздничных дат [↑]

Шабат — суббота, является еженедельным еврейским праздником и днем отдыха, установленный в память о седьмом дне, в который Творец пребывал в покое после шести дней творения. Шабат равносилен всем заповедям, т.к. является манифестом веры в создание мира. В Шабат запрещено совершать 39 запрещенных работ, которые использовались во время строительства скинии Завета в пустыне.

Рош Ходеш — день новолуния, знаменующий начало нового еврейского месяца. Все время, пока существовал Санедрин, день новолуния определялся живым свидетельством о появлении на небе серпа новой луны и являлся отправной точкой для вычисления календарной даты последующих праздников. Сегодня Рош Ходеш привязан к астрономическому календарю.

Выпечка мацы к празднику ПесахВыпечка мацы к празднику Песах

Песах (15 Нисана — 22 Нисана) отмечается в течении семи дней, в память о выходе евреев из египетского рабства. Для Песаха характерен запрет на употребление квасного. В первый день праздника заповедано есть Пасхальную жертву (но только во времена Храма), рассказывать о выходе из Египта, есть мацу (пресный хлеб) и марор (горькая зелень). Первый и седьмой день праздника является Йом товом — днем, когда запрещено совершать работу, несвязанную с приготовлением пищи.

Лаг-Баомер (18 Ияара) — 33-й день отсчета Омера — отмечается как годовщина кончины великого мудреца рабби Шимона Бар Йохая (Рашби). Этот день также связан с прекращением вспыхнувшей эпидемии, унесшей жизнь 24 тысяч учеников рабби Акивы. Празднование этого дня в виде разжигания костров было введено кабалистами.

Шавуот (6 Сивана) отмечается устной традицией как день дарования Торы. Так же является Йом товом. Во времена существования Храма в этот день приносили в Храм первые плоды деревьев.

Рош аШана (1-2 Тишрея) — еврейский Новый год, Судный день, в более глубоком смысле — день инаугурации Творца. Два дня праздника являются Йом товами — праздничными днями, в которые запрещены траур и выполнение запрещенных работ. В контексте мировой истории этот день отмечен, как день сотворения человека. Характерные обычаи и заповеди — трубление в Шофар (рог) и удлиненные молитвы.

Йом Кипур (10 Тишрея) — день Искупления и день утверждения приговора, вынесенного в Рош аШана. Евреи всего мира проводят этот день в молитвах и посте. Центральной задачей каждого человека в этот день считается совершить раскаяние. В истории еврейского народа этот день отмечен дарованием вторых скрижалей завета, как акт прощения за поклонение золотому тельцу. Уровень запрета на совершение работ в Йом Кипур приравнивается к Шабату.

Сукот (15—23 Тишрея) праздник связан с выходом евреев из Египта. Характерные заповеди — есть и спать в специальном шалаше — Сукка, возносить четыре вида растения (заповедь «нетилат Лулав»). Согласно одному из мнений мудрецов, предписание жить в шалашах установлено в память об «Облаках славы», сопровождавших и оберегавших евреев в пустыне. Первый и последний день праздника являются Йом товом. Пр этом, последний, восьмой день праздника Сукот, выделен в Торе как отдельный праздник — Шмини Ацерэт, в который нет определенных заповедей, кроме заповеди радоваться. Позже мудрецы приурочили к этому дню окончание годового цикла синагогального чтения Недельных глав Торы, превратив его в праздник радости Торы — Симхат Тора.

Ханука (25 Кислева — 2 Тевета) установлен в память о победе Макавеев над греками и евреями-эллинистами в войне за культурно-религиозный вид государства. В дни Хануки произошло чудо храмового семисвечника: масло, которого хватило бы только на один день, горело восемь дней. В память о чуде с маслом и чудесной победе мудрецы заповедовали в течении восьми дней зажигать свечи и читать восхвалительную молитву Алель.

Ту биШват — новый год деревьев, имеет отношение к различным видам отделений, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Ту биШват является точкой отсчета, после которой завязавшиеся плоды считаются относящимися к урожаю следующего года. В этот день принято есть фрукты, которыми Тора прославляет Израиль.

Пурим (14, 15 Адара) установлен в память о спасении евреев, от попытки тотального истребления Аманом-амалекитянином, главным советником персидского царя Ахашвероша. В этот праздник есть обязанность читать Свиток Эстер, давать подарки бедным и друзьям, а также радоваться, выпив больше привычной нормы.

Особенности праздничных молитв [↑]

В преддверии Субботы и праздников, установленных Торой, женщины и девушки зажигают свечи, а мужчины (за исключением Йом Кипур) произносят благословение над вином — Кидуш.

В три паломнических праздника и в другие предписываемые Торой праздники читается особая Амида (однако в Рош Ходеш и в холь аМоэд читается обычная ее форма, лишь добавляется вставка «Яалэ вэяво»).

На Хануку и в Пурим читается вставка «Ал а-нисим» — особая молитва в составе Амиды, в которой перечисляются чудесные деяния Бога, связанные с данным праздником.

За чтением Амиды следует Алель — восхвалительные псалмы. Но в Рош аШана и Йом Кипур, которые являются днями Суда, а так же в Пурим Алель не читается. В Рош Ходеш читается так называемый «половинный» (сокращенный) Алель.

В праздники читают по двум свиткам Торы: первая часть относится к данному празднику, а вторая — к особым жертвоприношениям в этот праздник. Кроме того, в Шавуот читают Книгу Рут, а в Пурим — книгу Эстэр.

Еврейские праздники после прихода Машиаха [↑]

В Мидраше (Мишлей 9:2) сказано: «В будущем все праздники будут отменены, но Пурим не будет отменен никогда».

Среди комментаторов нет единого мнения, каким образом следует понимать это высказывание, буквально или же иносказательно.

Согласно части мнений, Мидраш намекает на то, что в будущие времена произойдут великие чудеса, на фоне которых все остальные праздники и события, связанные с ними, померкнут и уйдут на второй план. Но Пурим, который не отличился явными чудесами, выходящими за рамки природы, останется в сознании евреев — как свидетельство того, что Творец контролирует даже естественные события, ведь это будет одинаково актуальным во все времена.

Еврейские праздники В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы (Фото: tomertu, по лицензии Shutterstock.com)

В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря — траурные — в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.

Еврейский календарь

Как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого обусловлена требованиями Торы. Это календарь лунно-солнечный, основывается на специальных вычислениях. Начало месяцев в нем совпадает с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток.

Год, составленный из таких месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней, а согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Поэтому в 7 годах из 19-летнего цикла вводится добавочный месяц, получивший название второй адар (адар шени, или адар бет). Его вставляют перед месяцем адар, который таким образом становится 13-м месяцем, и всегда состоит из 29 дней.

Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.

Четыре Новых года

Еще одной особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:

1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц — нисан, 2-й — ияр и т.д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана — новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.

В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.

15 швата — это Новый год для деревьев, начало отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.

1 тишрея — это Новый год для счета лет от сотворения мира и для суда Создателя над всеми людьми и странами.

Кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временнЫми промежутками — месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.

Главный праздник
ШАБАТ

Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели — одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой — все дела делай только для Бога». Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.

Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной связи с сакральным числом «семь» (шева). С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. Таков Субботний год (Шемита) — каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне. Через семь семилетий — 49 лет — наступал Юбилейный год (Йовель), когда следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги. Семь дней надлежало отмечать праздники Пресных хлебов и Суккот, семь недель разделяли праздники Песах и Шавуот, на небе древние евреи насчитывали семь планет и т.д.

Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота — и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы — это знак признания того, что Бог сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Божественным управлением. (Бытие 2:2): «И закончил Бог в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» — отсюда «шабат» — «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Бог, делая мир».

Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. «Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний». Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй — на его национальное значение, о завете между человеком и Богом.

Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу — традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. И, кроме того, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что Шабат — это точки «выравнивания» всего еврейского народа в изучении Торы.

Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы — киддуш, т.е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.

Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.

Новомесячье
РОШ ХОДЕШ

Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) — Рош Ходеш — полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников.

До разрушения Второго Храма Начало Месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами, устанавливала и освящала особая судейская коллегия, Санхедрин. В те времена этот день праздновался, как и другие праздники: в кругу семьи, с застольем, в праздничных одеждах и т. д. Видимо, традиция такой трапезы происходит от обычая угощать свидетелей, пришедших в Санхедрин сообщить о появлении новой луны. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями.

Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Отчасти это связано с тем, что сегодня еврейский календарь устанавливается не по показаниям свидетелей. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Всевышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».

В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем — во время Мессианского Царства, когда сам Мессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения. Видимо, это пророчество также определяет праздничный характер новомесячья в традиции.

Категории еврейских праздников

Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Его характерная черта — «ничегонеделание» (в смысле несовершение обычных занятий).

Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:

1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать).
2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) — Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), еврей совершал паломничество в Иерусалим.
3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время.
4. Рош Ходеш — тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой.
5. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля», соблюдение которых — заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется.
6. Установленные пророками и мудрецами «посты всего Израиля»: 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.
7. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).
8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев — День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.

Основные черты еврейских праздников

Для еврейских праздников можно выделить основные черты:
1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур).
2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день.
3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза.
4. «Священное собрание», т.е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения.
5. Проведение обряда «авдала» — разделение праздника и будней.
6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день.

Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 году — жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, определенные ритуалы, прекращение будничных занятий — все это в той или иной мере характерно для любого праздника.

Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.

Траурные дни

В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.

10-е Тевета — начало осады Иерусалима Навуходоносором
17-е Тамуза — первый пролом в стене Иерусалима
9-е Ава — дата разрушения Храмов, Первого и Второго
3-е Тишрея – Пост Гедалии — убийство Гедалии, последнее следствие разрушения первого Храма — полное изгнание евреев из Израиля.

Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов — пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.

При составлении раздела была использована информация сайтов www.jewish.ru, toldot.ru, mjcc.ru, evrey.com, www.machanaim.org, israelinfo.ru

Всего в разделе — 22 праздника.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

Знаменательные даты еврейского календаря имеют два названия на иврите: «моадим» и «хагим». Оба слова в их современном значении переводятся на русский язык как «праздники». В эти дни устраивают церемониальные трапезы, запрещен траур, существуют ограничения на выполнение различных работ.

Содержание

    1. Главные еврейские праздники
    2. Три разновидности праздников
    3. Когда начинаются праздники?
    4. Работа в праздничные дни
    5. Дополнительный день
    6. Даты праздников евреев

Еврейские праздники наполнены радостью и духовным смыслом. Они призваны выделить это время из суеты будничных дней и посвятить его служению Всевышнему.

Главные еврейские праздники

К основным еврейским праздникам относятся:

  1. Шаббат – 7-й день недели и один из почитаемых праздников. Это символ союза между еврейским народом и Богом. Отмечается в субботу, как день, когда Всевышний пребывал в покое после того, как 6 дней занимался Сотворением Мира.
  2. Рош Ходеш – 1-й день месяца, длится один или два дня. Если месяц состоит из 29 дней, то Новомесячье празднуют один день, если же 30 дней, то два. Евреи читают отдельные псалмы из Аллель и дополнительную молитву Мусаф.
  3. Песах – один из основных иудейских праздников. Установлен в память об Исходе еврейского народа из египетского рабства. За пределами Израиля празднование длится 8 дней. В Израиле его отмечают в течение недели. Во время Песах не разрешается есть хлеб и другие мучные продукты, кроме Мацы.
  4. Лаг ба-Омер – празднуется в мае. Связан со смертью рабби Шимона бар Йохая (Рашби) – великого учителя и кабалиста. В этот же день прекратилась эпидемия, в результате которой скончалось свыше 24 тысяч учеников рабби Акивы.
  5. Шавуот – день дарования Торы. Название можно перевести как «недели». В Шавуот принято учиться всю ночь.
  6. Рош а-Шана – еврейский Новый год. Проходят продолжительные молитвы, праздничные застолья, во время которых едят яблоко с медом и другие симаним (знаки). В Рош а-Шана заповедано трубить в Шофар – музыкальный инструмент, выдолбленный из рога животного. Всевышний творит суд над людьми на весь последующий год.
  7. Йом-Киппур – так называют день Искупления. Этот еврейский праздник отмечают в сентябре или октябре. Йом-Киппур является завершающим после 10 дней очищения, молитв, раскаяния и отпущения грехов. Выносится окончательный приговор на будущий год. Все евреи постятся и проводят время в синагогах практически весь день.
  8. Суккот – один из самых радостных праздников иудаизма. Основная традиция – жить в сукке, покрытом ветками шалаше. Сидеть в Сукке заповедано в память об Облаках Славы, которые защищали евреев от палящего солнца пустыни во время Исхода. За пределами Израиля празднование продолжается девять дней, а в Израиле восемь.
  9. Симхат Тора и Шмини Ацерет – последние два дня праздника Суккот, а в Израиле –последний 8-й день. В эти дни действует единственная заповедь – радоваться служению Творцу. В Симхат Тора заканчивают чтение Торы в синагоге, и начинают новый годовой цикл с главы Берешит «В начале».
  10. Ханука – ежегодный праздник, отмечаемый в ноябре или декабре, в память о победе Маккавеев над греческими войсками. Тогда же свершилось чудесное событие: храмовый светильник не гас целых восемь дней, хотя масла хватало всего лишь на одни сутки. В память о чуде мудрецы постановили зажигать восьмисвечник в течении всех дней.
  11. Ту би-Шват – «Новый год деревьев» и зимний праздник, отмечаемый в феврале или январе. Если плоды завязались после окончания этого праздника, их относят уже урожаю наступившего года. В этот праздничный день принято сажать деревья (это характерно для современного Израиля) и есть плоды, которыми славится земля Израиля. Многие устраивают праздничную трапезу, основные блюда которой –фрукты.
  12. Пурим – праздник в память о том, как во время Персидского владычества удалось избежать тотального уничтожения по замыслу главного советника царя – Амана-амалекитянина. Сейчас, отмечая это событие, евреи радуются, дарят подарки и пьют вино больше, чем обычно.

Три разновидности праздников

Каждый из религиозных праздников иудаизма имеет свои традиции, предписанные заповеди или обычаи. Возникли они в разное время и диктовались Торой, великими учителями древности или более поздними обычаями. Есть три основных типа еврейских торжеств и памятных дат:

Рош Ходеш, Йом-Киппур, Рош а-Шана, Шаббат, а также паломнические праздники: Суккот, Шавуот и Песах Произошли из самой Торой
Ханука и Пурим Установлены древними учителями
Лаг ба-Омер, Ту би-Шват и Ту би-Ав Пост-раввинистические праздники, отличительная черта которых – отсутствие обязательных заповедей

Как видно, каждый из трех основных типов соответствуют историческому периоду, когда события стали памятными датами еврейского календаря.

Когда начинаются праздники?

Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, а не после полуночи, как принято в других религиях и светской жизни. В истории Сотворения Мира, описанной в книге Берешит, сказано: «И был вечер, и было утро, день первый». Отсюда вывод, что день начинается с вечера, то есть с заката. Заканчиваются с появлением трех звезд, то есть в то время, когда стемнеет.

Важно. Чтобы узнать точное время начала и окончания праздника в конкретной местности, необходимо воспользоваться специальным еврейским календарем, актуальным для вашего города.

Работа в праздничные дни

Выделяется три разновидности праздников по строгости ограничений:

  • Йом-Киппур и Шаббат – строго запрещены все созидательные виды работ;
  • Йом тов – так называют любой праздничный день, в него при определённых условиях разрешено приготовление пищи;
  • Холь а-Моэд – полупраздничные дни в течение праздничной недели Песах или Суккот, в них разрешено большинство работ, которые необходимы для проведения праздника.

В список запрещенных работ входят следующие виды деятельности:

  • зажигание и тушение огня;
  • забивание скота;
  • охота;
  • шитье;
  • стрижка овечьей шерсти;
  • выпечка и варка;
  • молотьба;
  • жатва;
  • посадка растений
  • и другие.

Важно. Законы субботы и праздников имеют множество нюансов и описаны в специальных книгах. На русском языке ознакомиться с основными законами Шаббата можно в книге рава Моше Понтелята «Царица суббота».

Йом товом считаются следующие дни:

  • два дня Рош а-Шана;
  • первый (а в диаспоре и второй) день Сукот;
  • Шмини Ацерет и Симхат Тора;
  • первый (а в диаспоре и второй) и последний (а в диаспоре два последних) день Песаха;
  • Шавуот (в диаспоре два дня).

Дополнительный день

Вне Израиля евреи отмечают праздники на день больше, чему есть объяснение. Дополнительный день (Йом тов шени) появился так. По лунному календарю каждый месяц начинается с новолуния. Раньше новые месяцы определялись на основе живого свидетельства о появлении молодой луны на небосводе. Когда приезжал гонец, Сангедрин – верховный орган юридической, религиозной и политической власти, объявлял о начале нового месяца и отправлял посланников, чтобы сообщить людям, когда начинается этот месяц.

Евреи в отдаленных общинах не всегда могли быть уведомлены о новолунии (о первом дне месяца), поэтому они не знали точно, какой день праздновать. Им было известно, что в старом месяце будет 29 или 30 дней, поэтому они отмечали праздники в оба возможных дня.

Эта практика стала обычаем даже после того, как был принят точный астрономический календарь. Дополнительный день не отмечается израильтянами, независимо от того, где они находятся во время праздника, потому что это не обычай их предков. Но он отмечается всеми остальными, даже если они в это время посещают Израиль.

Даты праздников евреев

Ниже приведен список основных праздничных дат на ближайшие пять лет. В таблице даны названия праздников и даты. Первое число обозначает день, второе – месяц, третье – год.

Важно. Все праздники начинаются с заходом солнца за день до указанной даты. Для более точных данных рекомендуется воспользоваться еврейским календарём, актуальным для вашей местности.

Праздник 2020-21 гг. 2021-22 гг. 2022-23 гг. 2023-24 гг. 2024-25 гг.
Рош а-Шана 19.09.20 07.09.21 26.09.22 16.09.23 03.10.24
Йом-Киппур 28.09.20 16.09.21 05.10.22 25.09.23 12.10.24
Суккот 03.10.20 21.09.21 10.10.22 30.09.23 17.10.24
Шмини Ацерет 10.10.20 28.09.21 17.10.22 07.10.23 24.10.24
Симхат Тора 11.10.20 29.09.21 18.10.22 08.10.23 25.10.24
Ханука 11.12.20 29.11.21 19.12.22 08.12.23 26.12.24
Ту би-Шват 28.01.21 17.01.22 06.02.23 25.01.24 13.02.25
Пурим 26.02.21 17.03.22 07.03.23 24.03.24 14.03.25
Песах 28.03.21 16.04.22 06.04.23 23.04.24 13.04.25
Лаг ба-Омер 30.04.21 19.05.22 09.05.23 26.05.24 16.05.25
Шавуот 17.05.21 05.06.22 26.05.23 12.06.24 02.06.25
Ту би-Ав 18.07.21 07.08.22 27.07.23 13.08.24 03.08.25

Несмотря на все перипетии истории еврейскому народу, столетиями следующему заповедям Торы, удается сохранить свои традиции, обычаи и ритуалы. Во многом это благодаря еврейским праздникам, которые возвращают к корням, и не дают забыть чудесные события многовековой еврейской истории.

Еврейский календарь — солнечно-лунный.

Год состоит из 12 или 13 лунных месяцев, длящихся от новолуния до новолуния, 29 или 30 суток.

Названий месяцев — 12 (нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элул, тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар), дополнительный месяц получает название второй адар.

Согласно предписаниям Пятикнижия (см. Исх. 12, Лев. 23, Чис. 28-29, Втор. 16), первым месяцем считается нисан, однако новый год начинается в тишрее, в седьмом месяце, который приходится на сентябрь-октябрь.

Предписанных Торой праздников всего шесть:

  • Рош ха-Шана (новолетие) — 1-2 тишрея

  • Йом-Киппур (день Искупления, Судный день) — 10 тишрея

  • Суккот (праздник Кущей) — 15-21 тишрея

  • Шмини-Ацерет и Симхат-Тора (букв.: радость Торы) — 22-23 тишрея

  • Песах (праздник исхода из Египта, пасха) — 15-22 нисана

  • Шавуот (пятидесятница) — 6-7 сивана

Во времена Талмуда длительность этих праздников была увеличена на 1 день, в связи с необходимостью поддерживать единство календаря во всей разросшейся еврейской диаспоре.

Помимо праздников и постов, заповеданных Торой, есть еще установленные мудрецами во времена Талмуда и ставшие обязательными для всех еврейских общин. Среди них: Пурим (14 адара), посты 17 тамуза и 9 ава, Ханука (25 кислева — 2 или 3 тевета). Отдельные общины, кроме того, могут иметь свои собственные памятные даты и праздничные дни (один из таких праздников, связанный с освобождением первого Любавичского ребе из Петропавловской крепости, уже упоминался).

Праздник Рош ха-Шана связывается в еврейской традиции с сотворением мира (точнее, с шестым днем творения, с созданием человека) и с судом, который происходит в этот день на небесах. Все люди получают в Рош ха-Шана свой приговор — они записываются в книгу жизни или же обрекаются смерти. В течении 10 дней (называемых грозные дни) приговор еще может быть изменен, но в Йом-Киппур он скрепляется печатью Всевышнего.

Особенностью молитв в эти дни является заповеданное Торой трубление в шофар (бараний рог), провозглашение Всевышнего — царем мира, покаянные молитвы и, конечно, просьбы о смягчении приговора. Особого накала достигают молитвы Йом-Киппура, которые длятся весь день почти без перерыва и сопровождаются суточным постом. В эти дни принято желать друг другу сладкого и хорошего года, а также хорошей записи и печати в книге жизни.

Почти сразу после Йом-Киппура начинается праздник Суккот. Его главной особеностью являются «кущи» — шалаши, в которых заповедано жить евреям в течении недели. Конструкция шалашей строго регламентирована, главным элементом в них является крыша, которая должна пропускать солнечный свет (и, соответственно, дождь), и делается из растительного материала. В этих шалашах устраивают праздничные трапезы (а в течении этой недели каждая трапеза является праздничной, поскольку связана с выполнением заповеди «жить в шалашах»), если позволяет погода — спят.

Другая заповедь праздника Суккот — «воздымание лулава». Для ее выполнения необходимы четыре вида растений — ветка финиковой пальмы (лулав), несколько веточек мирта и ивы, этрог (плод, похожий на лимон). Их соединяют в «букет» и взмахивают этим «букетом», направляя его поочередно во все стороны света. Праздник Суккот связан также с окончанием сельскохозяйственнх работ и ожиданием нового сезона дождей в Земле Израиля. В молитве праздника дополнительно читается книга Экклизиаст.

Суккот заканчивается праздником, имеющим два названия — Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. Последнее название связано с завершением годового цикла чтения Торы. Полностью прочитанный свиток перематывают назад, в начало; из арон-кодеш достают все свитки и танцуют с ними вокруг бимы в синагоге.

Следующий праздник — Ханука — установлен мудрецами в честь победы Маккавеев во II в. до н.э. и чуда, которое произошло в Храме (в лампах Меноры, храмового светильника, оливковое масло, которого должно было хватить на 1 день, горело 8 дней, пока не приготовили новое масло). В течении 8 дней Хануки в каждом доме зажигают свечи (ил, лучше — масляные светильники) — от одной до восьми, причем помещают их на окне или возле входа, ради прославления чуда. В Хануку принято готовить праздничную пищу на растительном масле (например, в Литве и Белоруссии — латкес, картофельные оладьи) и играть в азартные игры.

Праздник Пурим, хотя и описан в библейской книге Есфири, считается установленным мудрецами. Праздник связан с избавлением от опасности (разрушение враждебных евреям замыслов Амана), которое произошло в вавилонском изгнании, во время персидского владычества. В память об этом евреям предписано читать свиток Эстер (Есфири), угощать лруг друга сластями, дарить подарки бедным и устраивать праздничную трапезу.

С этим праздником связана богатая фольклорная традиция: карнавалы, переодевания, веселые театральные представления, пародирующие библейские сюжеты. Талмуд содержит даже предписание выпить в Пурим столько вина, чтобы не различать проклятие Аману от благословения Мордехаю. В некоторых общинах имеются свои праздники, связанные с избавлением общины от опасности — их называют иногда малый Пурим.

Через месяц после Пурима начинается Песах — праздник, связанный с исходом из Египта. Его главные особенности: строгий запрет квасного (хлеба и всех продуктов, в составе которых есть злаки, если они приготовлены без соблюдения дополнительных очень строгих ограничений), заповедь есть мацу (пресные лепешки, изготовленные с соблюдением целого ряда ограничений) и седер Песах — праздничная трапеза, растягивающаяся на всю ночь, сопровождаемая чтением пасхальной агады (рассказом об исходе из Египта). В молитве этого праздника читают Песнь Песней.

От второго дня праздника Песах начинается отсчет 50 дней до следующего, не имеющего своей даты и привязанного к Песаху праздника Шавуот. Этот праздник связан с дарованием Торы на горе Синай. Есть обычай в Шавуот всю ночь учить Тору.

Посты 17 тамуза и 9 ава связаны с разрушением Храма и являются траурными днями. Вместе с тем существует предание, что мессия родится 9 ава и после его прихода этот день станет праздником. 9 ава читают книгу Эйха (Плач Иеримии). 17 тамуза постятся только от восхода солнца до темноты, 9 ава — полные сутки, от захода солнца до темноты следующего дня, как и в Йом-Киппур.

Кроме перечисленных, есть еще праздник, повторяющийся каждую неделю — Суббота. Подобно всем праздникам, Суббота должна освящаться специальным благословением над бокалом вина, произносимым в начале обязательной субботней трапезы (такое освящение называется кидуш). Суббота начинается в пятницу вечером, с заходом солнца, и продолжается до темноты следующего дня. Все это время Галаха запрещает целый ряд действий (называемых в традиции работами), в том числе — включение и выключение электрических приборов, использование транспорта, переноска вещей за пределы одного владения, зажигание огня и пр. Многие из этих запретов действуют также и в праздничные дни.

Хотя верующий еврей выполняет много заповедей, к субботе он питает особое чувство. Во всей Торе нет другой мицвы, в которой с такой силой выражались бы преданная любовь и глубокое религиозное чувство. Суббота — единственное из фундаментальных понятий в иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты. Ее уподобляют также царице, ибо она — символ величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов и песен, которые слагали цари и мудрецы.

Подробнее о праздниках и практике их проведения — здесь.

Праздники и памятные дни в иудаизме

Праздники
и памятные дни иудаизма в 5760 по европейскому
летоисчислению (1999/2000)

Рош-Гашана
— 11.9 / 12.9

Йом-Киппур
— 20.9

Суккот
— 25.9 / 3.10

Ошана-Раба
— 1.10

Симхат
Тора — 2.10

Ханука
— 3.12 / 11.12

Ту
Би-шват — 22.1

Пурим
— 21.3

Песах
— 19.4 (канун) / 27.4

Лаг
Ба-омер — 23.5

Шавуот
— 9.6 / 10.6

Пост
9 ава — 10.8

Суббота

У евреев-иудаистов
есть еженедельный праздник — это субота
(шаббат), день, посвященный Богу, выполнение
одной из 10 главных заповедей (запрещение
работать в седьмой день недели). Тора
указывает две причины установления
субботы: во-первых, это память о сотворении
мира, когда Бог 6 дней создавал все, что
есть в мире, а «в седьмой день пребывал
в покое. Поэтому благословил Господь
седьмой день и освятил его». (Быт.,2:3).
Во-вторых, это напоминание об исходе из
Египта, где евреи находились на положении
рабов и по своей воле не могли ни работать,
ни отдыхать.

К субботе у верующих
евреев особое отношение. В литургии она
именуется «невестой» — как воплощение
чистоты и красоты; «царицей» — как
символ величия. Это не просто день
отдыха, освобождение от будничных забот
и тягот, день не работы; это святой день,
когда «тело отдыхает, а душа освежается
и возвышается».

С
древности существует тщательно
разработанный ритуал
отмечания субботы
,
ставший важной частью жизненного уклада,
материального и духовного быта евреев.
Он проявляется в уборке квартиры, в
одежде и еде, в характере трапезы, в
особом общении людей между собой — в
семье, в синагоге, на улице. Традиционное
субботнее приветствие: «шаббат шалом».

Начинается
суббота в пятницу вечером. Вечернее
богослужение в пятницу называется
«кабалат шаббат» -«встреча
субботы». Вернувшись домой из синагоги
(или помолившись дома), семья собирается
за субботним столом. Зажигаются субботние
свечи; поют традиционный гимн «Шалом
алейхем» (Мир всем, ивр.); глава семьи
благословляет детей, затем произносит
благословение над вином — «Кидуш»
— «освящение субботы»; если вина
нет — над субботними халами. Далее следует
трапеза (по особому ритуалу).

Утренняя
субботняя молитва — самая торжественная
и длинная из всех богослужений недели.

Одно
из главных занятий в субботу — изучение
Торы, других религиозных книг, сочинений
по еврейской истории и философии.

Заканчивается
суббота с появлением вечером первых
звезд. Ритуально завершает субботу
обряд «Гавдала», что значит
«отделение», «разделение»,
который проводят после вечерней молитвы
в синагоге или дома: над вином и над
ароматными травами при свете многофитильной
свечи, произносят особое благословение.

Термин
«моадим»
— «праздники» относится к трем
праздникам: Песах, Шавуот, Суккот
.
С ними в древности связан был обычай
приходить за пожертвованиями в
Иерусалимский Храм. Два других главных
праздника — Рош-Гашана и Йом-Киппур — не
называются «моадим». Объяснение
этому дается такое: «моадим» связаны
с центральными событиями еврейской
истории (Исход из Египта, получение
Торы), в то время как эти два праздника
не связаны ни с какими знаменательными
моментами, событиями, датами. Они —
главные праздники, ибо предписаны
Библией, характер их торжественный (но
не веселый).

Ритуал
всех праздников, при определенной
специфике каждого, в принципе, не
отличается от субботнего. Общей чертой
является запрет работать.

В иудаизме четко
прослеживаются два цикла праздников:
первый приходится на весну и раннее
лето, второй на осень.

Описание праздников
далее дается в хронологическом порядке,
как они расположены в еврейском календаре,
начиная с Нового года.

РОШ-ГАШАНА
(«глава года», ивр.) — Новый год по
еврейскому календарю (первые два дня
месяца Тишрей, — обычно в сентябре, иногда
октябре по еврейскому календарю). С
этого дня начинается 10 — дневный период
духовного самоуглубления и покаяния.
Эти дни называют «десять дней тшува»
(буквальный перевод с иврита — «возвращение»)
— возвращение к Богу. Их называют также
«Десять дней раскаяния» или «Дни
трепета». Считается, что в Рош-Гашана
решается судьба каждого человека на
год вперед. В первую ночь праздника
евреи приветствуют друг друга добрым
пожеланием: «Да будете Вы записаны и
подписаны на хороший год в Книге Жизни!»
В своих молитвах, обращенных к Всевышнему,
люди просят ниспослать им, их семьям,
всему народу мир, хорошее здоровье и
удачу в делах.

В Рош-Гашана в
синагогах принято трижды трубить в
шофар (особо обработанный бараний рог).
Звук шофара должен напомнить о трубном
гласе на Синайской горе, призвать всех
и каждого к покаянию. Верующие в этот
день облачены в светлые одежды. Во время
праздничной трапезы принято обмакивать
халу или яблоко в мед («чтобы наступающий
год был сладким»).

ЙОМ-КИППУР
(«День
искупления», ивр.), «Судный день»
— самый важный и торжественный день в
году, один из главных праздников.
Отмечается 10 числа месяца Тишрей
(сентябрь, октябрь). В этот день, согласно
Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого
человека, оценивает его грехи, «отпускает»
их (или нет).

Это день полного
поста: с вечера накануне нельзя есть,
пить, натираться маслами и кремами,
носить кожаную обувь; запрещена интимная
близость; исключается всякая работа.
Принято одеваться во все белое; просить
прощение у обиженных тобой за год людей;
давать больше обычного милостыни (в
канун праздника).

В синагоге проводится
пять служб. Молитвы начинаются с «Кол
нидрей» («Все обеты») вечером;
богослужение прерывается лишь на ночь,
продолжается весь следующий день и
заканчивается к вечеру. Заключительная
молитва — «Неила» («Закрытие»
небесных врат»). После нее трубят в
шофар; молящиеся восклицают: «В будущем
году в Иерусалиме!».

Одна
главная идея проходит через все особые
молитвы Рош-Гашана и Йом-Киппура:
признание власти Бога над миром,
покорность Его верховной воле, Его суду.

СУККОТ
Через 4
дня после Йом-Киппура наступает праздник
Суккот (от «сукко» — шалаш, хижина,
ивр.) За эти дни верующий еврей должен
соорудить временное жилище, крыша
которого делается из растений (камыш,
бамбук, еловые ветви) — в память о тех
укрытиях, в которых жили евреи в период
40-летних странствий после исхода из
Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено
находиться в сукко. В Израиле время
праздника совпадает с последней жатвой,
поэтому является и праздником сбора
урожая. В молитвеннике он именуется
также «временем нашего веселья».
С праздником Суккот связаны особые
благословения и молитвы. Седьмой его
день — Гошана Рабба (Великая Осанна) —
это последний день, когда Бог может
изменить «запись» на следующий
год.

Завершающий, 8-й
день Суккот (в диаспоре — 8-й и 9-й) считается
самостоятельным праздником (Шмини-Ацерет,
«восьмой день собрания», ивр.).
Главный момент дополнительной службы
в этот день — молитва о дожде. Другие
молитвы обычны для праздничного дня.

В
странах диаспоры ортодоксальные иудеи
отмечают Шмини-Ацерет два дня; второй
день появился после XI в. н. э., это уже
особый праздник — «Симхат Тора». В
Израиле Шмини-Ацерет и Симхат Тора
отмечают в один день.

СИМХАТ
ТОРА

(«Радость Торы»). В этот день во
время утренней службы завершается
годовой цикл еженедельных чтений торы
— и начинается новый, знаменуя непрерывность
и вечность этой Книги. После чтения все
свитки Торы вынимают из ковчега и 7 раз
обносят вокруг бимы — возвышения в центре
синагоги, под радостные песни и
пританцовывание собравшихся. Это — один
из самых веселых, радостных праздников
года.

Симхат Тора —
послеталмудический праздник. Основывается
на легенде о празднике, который был
устроен царем Соломоном, когда он
закончил читать Тору.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.05.20157.16 Mб22Менеджмент учебник.doc

  • #

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Важнейшей частью любого народа являются их праздники. Именно они связывают нас с нашими предками и делают каждую культуру уникальной и неповторимой. Так у иудеев основная часть памятных дней связана с библейскими историями. Многие традиции соблюдались веками и являются частью жизни у жителей Израиля по сегодняшний день. Рассмотрим важнейшие праздники иудаизма в 2019 году.

Ту-Бишват (Новый год деревьев)

В 2019 году отмечался в ночь с 20 на 21 января.

У евреев 4 праздника, посвященных Новому году и Ту-Бишват один из них. Каждый подобный праздник отмечается, как символ чего-либо. Этот посвящен деревьям, а именно по традиции именно на Ту-Бишват подсчитывали возраст деревьев. Также Тора предписывает иудеям отделять десятину, чтобы помочь священнослужителям. Поэтому это еще и день, когда подсчитывали эту самую десятую часть от всего урожая. Когда же все счета готовы, евреи исполняют так называемый седер — выпивают 4 бокала вина и съедают десять определенных фруктов. Все это делается в определенной последовательности. Вечером же все родные собирается для праздничного семейного ужина.

Пурим

В 2019 году отмечался в ночь с 20 на 21 марта.

Это праздник в честь освобождения иудеев от гнета персидского царства. По легенде, приближенным к царю Аманом по жребию (в Израиле его называют Пурим) было решено истребить всех евреев. Но как оказалось, жена Артаксеркса (собственно самого царя) была израильтянкой, а потому вместе со своим дядей смогла спасти своих земляков, а Аман был наказан за свои интриги.

Накануне праздника все соблюдают пост, а в Пурим он заканчивается и евреи устраивают богатую трапезу. Дети и взрослые надевают карнавальные костюмы и выходят на улицы для гуляний, а также, чтобы полюбоваться тематическими театральными постановками.

Песах

В 2019 году отмечался с 19 апреля по 27 апреля.

Самый главный праздник в Израиле отмечают в честь освобождения от египетского рабства. Чем-то он схож с нашей Пасхой. Хозяйки задолго до праздника тщательно убирают дом, украшают его, стирают одежду, готовят еду, занимаются всеми домашними делами, ведь во время торжества делать этого будет нельзя.

Песах длится 8 дней — в первые два дня любая работа запрещена, а потому на улицах Израиля в это время вы не найдете ни одного открытого учреждения; 5 дней запрет немного слабее, а потому работает только часть организаций и только полдня. И уже на следующий день начинается сам праздник.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

В первую и последнюю ночь все семьи собираются за праздничным ужином, а накануне собирают деньги для бедняков и раздают им, чтобы и они могли отпраздновать Песах.

Одной из важнейших традиций — уничтожение всего квасного в доме перед праздничной неделей. Все это либо съедают, либо выбрасывают. Утром, накануне Песаха, все первенцы соблюдают строгий пост. Это делается для того, чтобы почтить память всех первенцев, умерших во время десяти казней египетских.

Рош-Ашана

В 2019 году отмечается с 29 сентября по 1 октября.

Это календарный Новый год у израильтян, именно с этого дня у них начинается отсчет дней. Праздник длится несколько дней, а в первый утром трубят в шофар, тем самым напоминая евреям о том, как важно совершать добрые поступки.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Если у нас со всех сторон слышится “Счастливого Нового года!”, в Израиле всем желают попасть в Книгу Жизни. Вечером всех ждет праздничный ужин, где на столе обязательно должна стоять рыба и круглая хала.

Йом-Кипур

В 2019 году отмечается в ночь с 8 на 9 октября.

Можно сказать, что это продолжение Нового года и отмечают его на десятый день после оного. По поверьям в этот день Бог смотрит на дела в ушедшем году и выносит свой вердикт. Поэтому в этот день ничего делать нельзя, кроме анализа и размышления о своей жизни и своих делах, молитвы и чтения Торы. Так как на Йом-Кипур принято соблюдать пост, накануне, вечером всех ждет праздничный семейный ужин.

Суккот

В 2019 году отмечается с 13 по 20 октября.

Праздник отмечают семь дней и все это время принято проводить в сукке — шалаше. Сегодня не часто полностью следуют этой традиции, большинство просто сооружает на балконе или во дворе частного дома что-то похожее на шатер и иногда там молятся, читают Тору, кушают.

Вечером на праздник все евреи отправляются в синагогу и у каждого в руках 4 растения. С этим букетом нужно обойти здание синагоги и в это время зачитывать стихи из Торы.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Ханука

В 2019 году отмечается с 22 по 30 декабря.

Как вы уже поняли по датам, праздник отмечают восемь дней. И по традиции все это время зажигают специальные свечи. В первый день одну, во второй — две, в третий — три и так далее. Добавлять свечи важно именно слева направо и никак иначе.

Все эти дни иудеи гуляют с размахом, а поститься и вовсе запрещено. У детей обычно начинаются каникулы, а взрослые обязательно угощают их сладостями на протяжении всей Хануки. Также, согласно поверьям, даже самые бедные в эти дни найдут свою радость и могут надеяться на чудо.

Хануку чаще всего называют именно детским праздником, так как многие традиции связаны именно с ними. Детям принято дарить подарки, деньги, при этом часть своего дохода ребята должны пожертвовать на благотворительность.

Эта традиция была введена специально, чтобы научить их не только правильно распоряжаться деньгами, но также добру и состраданию. Часто семьи, где много детей, вечерами играют в детскую игру “Волчок”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники торы кратко
  • Праздники торы еврейские
  • Праздники торжества православия
  • Праздники топора 2022
  • Праздники томской области народные