Праздники торжества православия

Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

Почитание св. икон (Торжество Православия). Греческая икона

Почитание св. икон (Торжество Православия). Греческая икона

История

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

Чин

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени Церкви до 1917 года, приведены ниже.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901 г.); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников, «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г. 

Иконы

Иконография Торжества Православия сложилась к XIV-XV векам. Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и почитания икон, — это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне, в Британском музее.

Читайте также: Икона иконопочитателей

Цитаты:

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия».

Митрополит Антоний Сурожский:

«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».

Сергей Аверинцев:

«Икона — великая радость Православия и большой дар Бога специально русской земле. Все православные страны почитают иконы, но мы не находим в византийских житиях святых иконописцев, по крайней мере известных. Напротив, история русской святости в самом начале имеет фигуру преподобного Алипия Печерского — иконописца. Это один из самых ранних по времени и один из самых почитаемых в первый период русской святости русских религиозных деятелей. А в преподобном Андрее Рублеве мы имеем убедительное, очень редкое соединение высшего явления святости и высшего явления национальной художнической одаренности».

Проповеди:

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 4 марта 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь на Торжество Православия:

Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь о преодолении ереси иконоборчества:

Читайте также:

Иконоборчество и иконопочитание

Анафема. История и смысл

Анафема Льву Толстому: «Убрать мое тело без заклинаний и молитв»

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Даты

Историческое содержание

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51).

В воскресном евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа об отверстом небе. Кто из нас не пожелал бы войти в него! Для того мы и созданы, чтобы наследовать Царство Небесное; к тому мы и призваны, чтоб заполнять те опустевшие места, откуда пали злые ангелы; для того и небо отверсто, чтобы входить в него.

Но как мы можем входить в отверстое для нас небо, не имея крыльев, чтобы взлетать в высоту небесную? Мы ведь не Ангелы, но люди, обремененные тяжестью тел. Да и Ангелы, хоть и крылья имеют, но, согласно нынешнему чтению из Святого Евангелия, не взлетают на небо, а восходят: будете видеть и Ангелов Божиих восходящих…, а не взлетающих.

Этот евангельский образ указывает христианам на два условия праведной жизни – созерцание как богомыслие и деятельность как трудолюбие. Богомыслие – это крылья ангельские, трудолюбие – путь восхождения. Недостаточно для нас на крыльях богомыслия взлетать ввысь, подобает и ногами трудолюбия восходить. Ведь и Ангелы восходили, чтобы всякий желающий мог с земли взойти в отверстое небо. Слава Богу, что отверсто для нас небо, только да не ленимся сами входить в него.

Отныне, – сказано, – будете видеть небо отверстым. Что значит отныне? Это значит, с этой Святой Четыредесятницы как времени особого воздержания и молитвы. Воздержание называют основанием всех добродетелей. Воздержание в пище да будет одним основанием духовной лестницы, покаяние же да будет другим основанием этой лестницы – как пост от злых дел. Это два бруса, между которыми крепятся ступени добродетелей.

Зачем надо воздерживаться в пище? Известно, что пост иссушает наше тело, ослабляет в нас плотские вожделения, греховные страсти, тем самым укрощает всю вражескую силу, ратующую против нас. Поститься в пище надо именно для того, чтобы, иссушив в себе болото плотских вожделений, одолеть и победить силу и крепость диавола, воюющего с нами в первую очередь через наше собственное тело.

Зачем надо воздерживаться от злых дел? Подобает знать, что у злых дел два вида: одни совершаются от немощи, например от плотского сладострастия. Другие же злые дела совершаются от некоторой особенной злобы, как-то: грех зависти, убийства, грех грабежа и лихоимства, грех поедания и истребления ближнего; и это есть злейшие грехи, тяжелейшие первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, которые воздержанием в пище укрощаются; грехи же, совершаемые по злобе, суть грехи вражды сатанинской.

Истинный пост есть отчуждение от зол, воздержание языка, отложение ярости, лжи и клятвопреступлений. Без этого духовного поста первый пост не принесет пользы. Молитва, милостыня, милосердие, дружелюбие, боголюбие, смирение, чистота, целомудрие и иные подобные этим добрые свойства и дела, а также внимательное соблюдение всех заповедей Божиих – все это суть ступени лестницы, ведущей на небо.

Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель взывал в пустыне Иудейской, обращаясь к приходящему народу: Покайтесь… сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:2, 8). Что значит достойный плод покаяния?

Как объясняют толкователи, труд покаяния только тогда удовлетворителен, когда уравнивается по тяжести с каким-либо содеянным большим грехом; и сколько человек поработал прежде греху, столько же он должен поработать Богу. По словам апостола: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим.6:19). А святой Григорий называет человека деревом, от плода познаваемым, говоря, что по плодам, а не по листьям или по корням покаяние узнается. Ведь и Господь проклял дерево, имеющее листья, но бесплодное. Человек, сокрушаясь о содеянных грехах, обретает корень покаяния – помысел и намерение исповедать грехи; листья – это осуществление исповедания Богу грехов перед духовным отцом и обещание исправиться; плоды же – исполнение обещанных трудов. Достойные плоды покаяния те, которые сравниваются трудами своими с качеством и количеством содеянных прежде грехов. Неправедно покаяние того христианина, который некоторым кратким и легким ограничением потребностей своего тела хочет очиститься от долгих и тяжелых смертных грехов.

О, грешный человек, живущий без покаяния в грехах своих, словно в грязи болотной валяющийся, покаяние же свое на будущее время, на старость отлагающий! Если вскоре не покаешься, поверь Ангелу Божию, поклявшемуся, что времени уже не будет (Откр.10:6). Внезапно нападет на тебя смертельная болезнь: захочешь покаяться, а времени уже не будет. Внезапно нападет казнь Божия: захочешь исправиться, а времени уже не будет. Попадешь в руки врагов видимых и невидимых: захочешь поплакать о грехах, а времени уже не будет. Внезапно придет последний час жизни твоей, станут пред лицом твоим грехи: захочешь ты тогда и самое тяжелое принять на себя покаяние, но времени уже не будет. Теперь, теперь, не откладывая, пока есть у тебя время для покаяния, подумай о грехах своих, покайся по-настоящему, а потом времени уже не будет. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. М., 1786., ч. 1, л. 25 об. – 33 об.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Недели Торжества Православия,
глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.


Перевод:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак Недели Торжества Православия,
глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.


Перевод:

Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Развернуть

Богословское содержание

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.

Развернуть

Иконография праздника

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV  веком. Она хранится в Британском музее.

В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип – Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.

Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) – императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).

В нижней части иконы также представлены защитники иконопочитания. В центре – святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат  икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него — два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем,  что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).

В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию,  она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном идентифицировать не удалось.

Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия.  Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Случайный тест

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».

В воскресный день 13 марта мы почитаем священномучеников Протерия Александрийского, Нестора Магиддийского, Арсения (Мацеевича) Ростовского и исповедника Феоктирста Медикийского. Также совершается память блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского. Церковь обращается в молитве к преподобным Василию Декаполиту, Кассину Римлянину, преподобным сестрам Марине и Кире и Иоанну Дамасскому.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам разобраться, что происходит в церкви именно в этот воскресный день, чему посвящено Евангельское чтение праздника «Торжество Православия», заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 13 марта.


Воскресенье, 13 марта 2022 года, Торжество Православия

Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также молиться перед их образами.

В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.

Подробнее о смысле праздника «Торжество Православия» читайте в наших материалах:

• Торжество православия: во что мы верим?

• Протоиерей Александр Степанов: итог личной жизни во Христе

• Анафема — это церковное проклятие?

• Иконы или идолы: почему православные почитают святыни?

Воскресенье, 13 марта 2022 года: что будет в храме?

Тропарь Нерукотворному образу Спаса

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»

Кондак

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.


День памяти святых

Священномученик Нестор Магиддийский (250)

Епископ города Магиды происходил из Пергии. В гонение на христиан в 250 году был взят в своем доме во время молитвы. О предстоящем ему страдании он был извещен особым откровением — видением агнца, уготованного к закланию. Правитель Магиды отправил его на суд в Пергию. На пути туда святой Нестор укрепился духом — он слышал глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик был распят на кресте.

Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин (435)

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин основал в Марселе первые общежительные монастыри — мужской и женский. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю Иоанну Златоусту. Автор многих трудов по изложению восточной монашеской традиции для западных христиан. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».

Подробнее

По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение 7 лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона.

В священника преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще 14 бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Свернуть

Преподобные Марина и Кира Сирийские (около 450)

Воскресенье, 13 марта 2022 года: что будет в храме?

Слушайте краткое житие сестер, оставивших богатство ради строжайшего подвига поста и молитвы, на радио «Вера».

Священномученик Протерий Александрийский (457)

…Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: «Возвратись в город, там я буду ждать тебя». Святой понял, что это — предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся от мятежников в крестильне.

Подробнее

Во время патриаршества Диоскора, который был последователем монофизитства, в Александрии жил пресвитер Протерий, который обличал еретиков и исповедовал Православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью. Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения.

После смерти благочестивого императора Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей Элур, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников.

Мятежные еретики, воспользовавшись отсутствием в городе правителя, ворвались в это убежище и убили патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи — в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру. Это случилось в 457 году.

По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали: «Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами.»

Свернуть

Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, Дамасский (V)

Преподобный Иоанн крестился в 18 лет и вскоре принял иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь был рукоположен во епископа города Дамаска. Но любил уединение, оставил епископию и тайно ушел в Александрию, назвав себя Варсонофием. Затем удалился в монастырь в Нитрийской пустыне и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же проводил в молитве.

Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни.

Исповедник Феоктирист (Феостирикт) Медикийский (VIII)

Известен как духовный писатель и автор канона Божией Матери «Многими одержим напастьми». Хотя святой мирно скончался в глубокой старости, он пострадал в период гонений за иконопочитание — был обожжен кипящей смолой.

Преподобный Василий Декаполит (750)

Воскресенье, 13 марта 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие исповедника Василия, пострадавшего от иконоборцев, слушайте на радио «Вера».

Блаженный Николай Саллос, Христа ради юродивый, Псковский (1576)

«Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», — так блаженный Николай приветствовал Ивана Грозного. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».

Священномученик Арсений (Мацеевич) Ростовского (1697 — 1772)

Воскресенье, 13 марта 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о митрополите-оппозиционере, пострадавшем от светской власти за свои убеждения, слушайте на радио «Вера».

Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери

(переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста)

Воскресенье, 13 марта 2022 года: что будет в храме?

Список Кипрской иконы Божией Матери стал благословением преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожане — Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна.


Особенности православного богослужения

В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Великого поста). В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями.

Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом

Первая неделя Великого поста, посвященная внутреннему сосредоточению и покаянию, завершается. Для многих христиан первое воскресенье поста является наиболее реальной возможностью причаститься. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что многие разделяют ваше желание и тоже собираются приступить к Таинству. Поэтому лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма удобное время для исповеди и прийти вовремя — часто Великим постом исповедь начинается еще до начала богослужения.


Традиции богослужения

В первое воскресенье Великого поста после литургии служится Чин торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43 — 51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Раввѝ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментирует священник Павел (Великанов)

Апостольское чтение:

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24 — 26, 32 — 39 — глава 12, стих 2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Молитва о восстановлении мира

Святейший Патриарх Кирилл одобрил для богослужебного использования текст молитвы о восстановлении мира. В этой молитве мы сможем вместе обращаться к Богу на литургии. Она будет читаться ежедневно, не только в воскресные дни после сугубой ектении. В будни Великого поста молитва о восстановлении мира может быть возносима в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров — после сугубой ектении, а в иные дни — после утреннего или вечернего богослужения.

Текст молитвы

Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.

Свернуть


Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и поздравляет с Торжеством Православия!

Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом
«Пешком в
вечность. Избранные проповеди. Интервью»,
вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.


    

* * *

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и
находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был
из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп
находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором
писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова,
из Назарета . Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли
быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот
подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил
говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в
ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под
смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты
веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под
смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно,
истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и
Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну
Человеческому.

Ин. 1, 43–51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня, братья и
сестры, мы празднуем первое воскресенье святого Великого
честного поста, которое называется воскресеньем
Православия. В IX веке, в 852 году, когда Православие
победило иконоборчество, решено было, что это воскресенье
будет днем празднования Торжества Православия.

Вы знаете, что были и цари, и епископы, и другие люди,
считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви.
Наверное, те епископы и те цари захотели убрать иконы из
церкви, чтобы без особого труда привлечь к христианству
мусульман, не имевших никаких икон, и евреев. Между тем,
братья и сестры, иконы были в церкви с самого начала.
Действительно, в Ветхом Завете Господь между десятью
Божиими заповедями повелел: Не делай себе кумира и
никакого изображения того, что на небе вверху и что на
земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и
не служи им (Втор. 5, 8–9). Но Господь сказал также:
не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты
Бога явившегося. Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин
говорит: ясно, что это значит. Когда увидите Бога в теле,
тогда сможете делать иконы. Вот почему Церковь Божия после
рождения Сына Божиего, Его страстей и воскресения начала
писать иконы и поклоняться им. Мы, братья и сестры, по
словам святого Василия, не кланяемся ни этому материалу,
ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором
икона изображена, но личности, которую икона изображает.
Так же, как все вы, мы не выбросим изображение, фотографию
своего отца или матери, а поставим ее на видное место,
потому что на них изображены наши родители (а это для нас
важно), — так тем более важно, когда речь идет о
лике Божием и о Его святых.

Пусть святые иконы напомнят вам и об этом: прославляя их,
нам тоже нужно постараться войти во славу Царствия
Божиего, нужно быть и стать Его сыновьями и дочерьми,
войти в блаженство этого Царствия и быть святыми. В этом
смысл икон и в церквах, и в домах ваших. Они напоминают
нам о святых предках наших и всех православных, о
временах, когда они были людьми из плоти и крови, как и
мы, и трудом своим с Божией помощью смогли сподобить души
свои благодати и стать настоящими небесными гражданами. О
том, что и мы это можем и должны сделать, если захотим. В
другом случае, если мы не хотим этого, если свою душу
сделаем недостойной Царствия Божиего, погубим, нужно быть
готовыми к вечным мукам, ибо таков наш выбор. Поэтому в
Православной Церкви иконы изображают исторические
личности, которые смогли стать небесными. И знаете, в
современном мире, особенно в Католической Церкви, иконы, в
сущности, как портреты людей этого мира, очень красивые
— и женщины, и мужчины. Но в них слишком много этого
мира, слишком много земного тела. Эти иконы изображают
людей, но это скорее люди ада, чем рая. Вот что я хочу
сказать: если посмотреть на икону западную, например,
икону Эль Греко или какого-нибудь другого великого
западного живописца, то вы увидите женщину с чарами этого
мира, в то время как на прекрасной иконе Пресвятой
Богородицы с Младенцем на руках (Пелагонитисса) из Дечан,
обошедшей весь мир (а для меня — лучшей из всего,
что я видел), Пресвятая Богородица с Сыном Своим Господом
Иисусом представляет Деву и до рождения (Господа), и в
момент рождения, и после рождения. Ту, единственную во
всех поколениях этого мира, избранную быть Матерью Сына
Божиего из-за Ее добродетелей, из-за Ее душевной чистоты и
святости, — именно так, как сказано в Псалтири: Вся
слава дщери Царя внутри (Пс. 44, 14). И эта внутренняя
красота — в лике и во всем облике Пресвятой
Богородицы и всех святых. Нужно уметь отличать икону,
перед которой можно молиться, от иконы, которая зовет на
этот свет, перед которой нельзя молиться, как говорил один
великий русский богослов. В бытность свою атеистом он был
в Сикстинской капелле и восхищался красотой Мадонны
Рафаэля, творением этого художника. Но, став верующим, а
затем и священником, протоиереем, великим богословом,
после второго посещения Сикстинской капеллы и встречи с
этой иконой, он написал и сказал: «Перед этой
картиной я не могу молиться. На ней мы видим красивую
женщину, идущую по облакам, как по снегу, и несущую
ребенка, которая, возможно, и не невинная девица. Не могу
молиться». Вы понимаете, о чем здесь речь? Икона
должна представлять историческую личность, Господа Иисуса,
Пресвятую Богородицу или святителя, но личность небесную.
По словам Христа: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12,
26). А где Господь? В Царствии Небесном. Значит,
подготовимся к Царствию Небесному, к блаженству этого
Царствия сейчас, в этом мире. Это одно только нужно (Лк.
10, 42), говорит Господь Марфе в беседе Его в ее доме.
Этого нужно достичь. Конечно, мы не презираем ни тело, ни
этот свет, но наше истинное Отечество и наша истинная
жизнь — в Царствии Небесном.

Пусть Господь поможет нам пройти через этот пост так,
чтобы после него мы были несравнимо лучше, здоровее душой
и телом, чем до него. Пусть Бог благословит вас и одарит
всеми благами.

Прошу вас, выдержите этот пост хотя бы на постном масле и
рыбе, а скоромное оставьте для Пасхи, по словам святого
Василия Великого: после жажды насколько вкуснее вода, а
после голода насколько вкуснее пища; так, воздерживаясь от
скоромной пищи, насколько она будет вкуснее для нас и
насколько лучше организм сможет ее употребить.

Благослови вас Бог!

24.2/8.3 (в 2020 г.). — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. 1-е Воскресенье Великого Поста.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Торжество Православия. 1-е Воскресенье Великого ПостаВ первое воскресенье Великого Поста отмечается Неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в VIII веке под влиянием врагов Церкви (каковые встречаются и поныне в виде разных сект) появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии – это «идолопоклонство». Иконоборцы увлекли на этот богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который стал преследовать верных христиан силою государственной власти.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался более 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью. (Так в эти годы благочестивой женщиной города Никеи была спасена икона Божией Матери, которую женщина, во избежание поругания,  пустила по морю и образ Богородицы прибыл на св. гору Афон в Иверский монастырь – сегодня мы чтим эту икону как чудотворную Иверскую.)

В столь трудном положении смуты и гонений в 787 г. при  покровительстве Царицы Ирины в Никее собираются отцы Церкви на VII Вселенский Собор, чтобы восстановить идущее от начала христианства православное почитание священных образов. Однако и после этого еще в течение долгого времени (особенно при императоре Льве V Армянине, 813–820) верующие временами подвергались гонениям до тех пор, пока почитание икон не было торжественно утверждено благочестивой св. Царицей Феодорой (память ее 11/24 февраля; она была супругой императора-иконоборца Феофила и регентшей малолетнего сына императора Михаила III) на специальной службе в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество было официально признано ересью.

Так, после столь трудной борьбы и победы над опасными еретиками-богохульниками, появился особый праздничный чин Торжества Православия. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Известно, что царица Феодора, восстановившая иконопочитание, объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». С этим связано введение в эту службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы различным еретикам и врагам Церкви и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В греческом переводе Библии для еврейского понятия «херем» было использовано слово анафема в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема…» (1 Кор. 16:22). Однако в церковном понимании  анафема – это не проклятие, а отлучение от Церкви чуждых ей лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение отлученного человека, сколько установление его отхода от церковной истины и способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. В то же время у человека, преданного анафеме, всегда есть возможность вернуться обратно в лоно Церкви через особый чин покаяния.

Чин Торжества Православия в России постепенно подвергался изменениям соответственно появлению новых еретиков и врагов Церкви. В конце XV века в него были включены «жидовствующие». Анафеме позже предавали государственных преступников: Гришку Отрепьева, Стеньку Разина, Мазепу и др., имена их позже были заменены словами о «дерзающих на бунт» против «православных Государей».

Отлучению от Церкви был совершенно справедливо предан писатель Л.Н. Толстой, впавший в гордыню создания собственной религии протестантского толка. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к патриарху МП с письмом, в котором просил снять с прадеда эту анафему. Однако отлучение не было и не могло быть снято, ибо даже перед смертью Лев Николаевич не покаялся в своих антиправославных заблуждениях.

Анафема Толстого – свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути. То есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком и Церковь лишь констатирует его выбор.

Также и большевики и их пособники, преданные анафеме Патриархом Тихоном 19.1/1.2.1918 г., по сей день остаются вне Церкви. Изданный 5 февраля декрет Совнаркома об «отделении Церкви от государства», лишивший Церковь всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками, и вызвавший массовые грабежи храмов и расстрелы сопротивлявшихся верующих также был встречен анафемой. В воскресенье 11 марта (ст. ст.) в храме Христа Спасителя по совершении литургии, собором архиереев во главе с Патриархом и сонмом прочего духовенства, включая членов Поместного Собора, «с выдающейся торжественностью был совершён «чин в неделю Православия»»; во время которого «протодиак. Розов, став на возвышенную кафедру, помещённую впереди архиерейского амвона близ солеи, прочитал исповедание веры и провозгласил анафему еретикам, богоотступникам, хулителям святой веры, а также «глаголющим хульная на святую веру нашу и возстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священников Господних и ревнителей веры отеческия»» («Московскія Церковныя Ведомости». 1918, № 6).

Чин анафематствований в неделю Торжества Православия

Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафематизмов:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: Анафема! (трижды).

2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: Анафема! (трижды).

3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: Анафема! (трижды).

4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды).

5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема! (трижды).

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: Анафема! (трижды).

7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: Анафема! (трижды).

8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: Анафема! (трижды).

9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: Анафема! (трижды).

10.  Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: Анафема! (трижды).

11.  Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: Анафема! (трижды).

12.  Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: Анафема! (трижды).

При советской власти после Патриарха Тихона чин анафематствования в Церкви был отменен. В Русской Православной Церкви за границей анафема провозглашалась по дореволюционному чину с добавлением еще нескольких анафематизмов:

13. Теософом и прочым еретиком, дерзающым глаголати и пребезумне учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающым, яко истинная премудрость Отчая есть Сын Его единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отец ищущым иныя премудрости: Анафема! (трижды).

14. Масоном, оккультистом, спиритом, чародеем и всем, иже не Единому Богу веруют, но бесов почитают, и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся: Анафема! (трижды).

15. Отступающым от Православныя веры и приемлющым иныя исповедания на соблазн братиям нашим и отпадающым в расколы: Анафема! (трижды).

16. Богопротивным человком злым, дерзнувшым даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя Мученика: Анафема! (трижды).

17. Гонителем Христовыя Церкви, нечестивым отступником, подъявшим руки на священнослужителей Божиих, попирающым святыни, разрушающым храмы Божии, истязующым братию нашу и осквернившым Отечество наше: Анафема! (трижды).

18. Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко Она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема! (трижды).

Так что пост – это не только смиренное покаяние в личных грехах, но и воинствующее обличение зла и его носителей. В более широком смысле праздник Торжества Православия является напоминанием нам, что и человек, созданный по образу Божию, должен раскрывать его в себе как икону Божества, это должно побуждать нас к благоговейному отношению друг к другу – мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни, хранимые Православной Церковью.


Торжество Православия: что это за праздник и в чем его смысл?

Что нужно знать о празднике Торжество Православия?

05 марта 2017, 02:34, ИА Амител

Праздник Торжества Православия отмечает Русская церковь в первое воскресенье Великого Поста. Разбираемся, что это за день и чему он посвящен.

Как возник этот праздник?

Праздник Торжество Православия возник в 843 году и посвящен победе иконопочитания над ересью иконоборчества. Дело в

''

том, что в седьмом веке среди христиан появилось течение иконоборчества. Это люди, которые уничтожали иконы и подвергали гонениям тех, кто почитал святые образы. Утверждается, что иконоборцы по отношению к иконопоклонникам зверствовали даже больше, чем язычники. Они руководствовались изречением «Не сотвори себе кумира..» И только спустя полтора столетия после церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в Византийской Империи, гонения прекратились. После собора императрица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Тогда же она сказала: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Патриарх Константинопольский Мефодий тогда установил особое праздничное богослужение. Так появилось  празднование и  особый чин, который мы сегодня знаем, как Торжество  Православия . В России чин Торжества Православия был введён в XIV веке.

Что значит этот праздник сегодня?

Праздник Торжества Православия – это торжество церкви не только над иконоборцами, а торжество над всеми когда только существовавшими ересями и расколами. В этот день в церквях идут особые службы, в которых утверждаются все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

Читайте также: Календарь питания в Великий пост – 2017. Инфографика

А как связано с эти днем анафемствование?

''

Действительно, чин анафематствования занимает в этой службе очень важное место.  Анафема  провозглашается всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Интересно, что к XVIII веку в чин Торжества Православия входили до 4 000 имён людей, объявленных еретиками. И все эти имена священник должен был зачитывать во время службы. В 1767 году архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил отредактировал чин Торжества Православия, и исключил из него многие имен. В 1801 году чин был вновь сокращен. С этого момента  в нём стали только перечисляться ереси, без упоминания имён еретиков.

Предать анафеме – значит проклясть и отлучить от церкви навсегда?

Нет, и это очень важно понять: предать анафеме не значит проклясть. И также это не значит, что человек отлучен от церкви навсегда.  Если грешник покаялся, либо появились достаточные для этого основания, анафема может быть снята. Также ее могут снять и после смерти.

Как отмечают Торжество Православия?

В субботу вечером в храмах начинаются праздничные богослужения, которые переходят во всенощное бдение. В конце читается син анафематствования Торжества Православия. После завершении литургии в центре храма устанавливают иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Они напоминают, что Божья любовь настолько велика, что все люди имеют возможность служить Богу. После этого читается чин и служиться молебен. Добавлю, в честь данного праздника была создана икона Торжества Православия.

Читайте также: «Не будьте лицемерами»: как православным правильно соблюдать Великий пост?

Что значит неделя Торжества Православия для верующего?

Праздник Торжества Православия приходится на первую седмицу Великого поста – одну из самых строгих. И если человек стал соблюдать каноны поста, стал больше молиться и ограничивать себя в своих желаниях, то это уже можно личным Торжеством веры, так как все усилия такого человека в итоге приводят к торжеству добра и жизни во Христе.

Празднование в первое воскресенье Великого поста

    Икона Торжество ПравославияПразднование Торжества Православия (фото 1. Икона «Торжество Православия».) было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, возникшая в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

    После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

    В 843 году Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Вот как один из византийских летописцев описал это событие.

   «Царица (Фото 2. Царица Греческая Феодора) предложила святейшему патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста. 

Царица Греческая Феодора

    Когда бесчисленное множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом. Соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания «Господи, помилуй» возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью».

    Таким образом были восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Они одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.  

    Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием, митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне.

    В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы Христианства.

    Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

    Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

    В России чин Православия введен в XIV веке. Он совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

    Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

    Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

    Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:// ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

    Неопи́санное Сло́во О́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь,/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́,/ но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

___________

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

  1. http://days.pravoslavie.ru/
  2. https://ru.wikipedia.org/
  3. http://pravznak.msk.ru/
  4. http://www.clir.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники томской области народные
  • Праздники той недели
  • Праздники тихона задонского
  • Праздники типа свадьбы
  • Праздники типа ивана купала