Праздники у семейских

Ульянова О. Н. учитель МОУ БСОШ № 5 Бичура.   Календарь описывает историю наших праздников, которыми дорожат сегодня жители. - Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

Ульянова О. Н. учитель МОУ БСОШ № 5 Бичура.

Календарь описывает историю наших праздников, которыми дорожат сегодня жители.

Возникновение календаря

«Подлинным героем освоения Сибири был русский крестьянин, который принёс туда свою многовековую земледельческую культуру, открывшую новую страницу в развитии производительных сил этого края». Сравнительно быстрому освоению края семейскими способствовал ряд факторов. Чтобы выжить, старообрядцам нужно было приспособиться к новым условиям и развить в этих местах земледелие либо подобно коренному населению заняться скотоводством или же отступить перед трудностями и обречь себя на вымирание. Другого выбора не было.

Поэтому все свои знания, богатый земледельческий опыт они приложили к скорейшему освоению забайкальской земли. Здесь старообрядцы первыми начали применять новое для этих мест земледельческое орудие – плуг.

Однако приноровиться к почве, к климату, к погодным условиям – это ещё не всё. Нужно было свой хозяйственный год соорентировать и во времени, т. е. установить сроки сельскохозяйственных работ, учитывая новые климатические и природные условия, соотнести их с определёнными календарными датами. Поэтому немалую роль в развитии производительных сил на новом месте сыграл усовершенствованный семейскими устный народный календарь. Он был значительно пополнен местными приметами и учитывал местные климатические условия, на что потребовалось не одно десятилетие.

Календарь семейских – вариант общерусского народного календаря. Изучение хозяйственной жизни и народного календаря семейских имело познавательное значение и практическую пользу. Оно позволило выявить многовековый народный опыт, сельскохозяйственную мудрость земледельца. Народный календарь семейских основывается на общерусском земледельческом календаре. В XVII – XVIII вв. народный календарь старообрядцев Забайкалья претерпел изменения из-за особых метеорологических, бытовых, религиозных и других условий, в которых он создавался.

Стабильная часть календаря

Новый год. Один из любимых праздников в мире, отмечающийся во всех странах мира.

Новый год семейские не встречали и ёлку не наряжали. Они отмечали его обильной едой. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток. Существует поверье: если Новый год начинается с понедельника, то он будет тяжелым для людей (много народу умрёт). Вероятно, понедельник считается тяжелым днём потому, что в глубокой древности он был посвящен темным силам природы: ведьмам, русалкам, душам умерших, и другим мифологическим существам, связанным с царством смерти. В этот день нельзя было начинать какие-нибудь важные дела или отправляться в далёкую дорогу. С субботы на воскресенье под Новый год гадали и по воде. В стакан наливали 3-5 ложек воды, если вода убывала за ночь то кто-то «убудет» из дому. В прорубь опускали рукав курмушки (верхней женской одежды) и наблюдали: если рукав замёрзнет без инея, то жених будет бедный, если появиться куржак, то – богатый.

Святки. Первый праздник, которым  завершается старый и начинается новый год. Святки семейских начинались с сочельника. Их происхождение уходит в дохристианские времена и связано с основным занятием древних славян – земледелием. Люди старались «заглянуть» в будущее и даже «повлиять» на урожай при помощи заклинаний, магических действий и обрядов.

Сочельник. Завершая пост, отмечается весьма скромной трапезой. Вечерами подростки бегали по улицам сёл, стучали в окна домов и спрашивали у хозяев: «Суженого – ряженого как зовут?» и те в ответ называли самые нелюбимые имена или прозвища. Среди обрядов существовал обряд ношения «курицы». Кого – либо из колядующих наряжали курицей, которую перетаскивали из дома в дом, она, квохча, ходила по избе. Некоторые хозяева подпускали к ней курочку из курятника и, обращаясь к «курице», просили: «У нас нет цыпляточек, так посодействуй, голубушка».

Рождество. В первый день рождества не гуляли, сидели дома. Готовили обильную еду. На второй день рождества начинались гулянья молодежи. Парни катали девушек на тройках вкруговую по улицам села. В доме солдатки или вдовы устраивали игрища. Каждая девушка за использование жилища приносила хозяйке дома по ведру зерна, а в большие праздники – ещё по куску мяса и сала. А парни снабжали дом дровами.

Крещение. Завершались святки крещением. Рано утром, «чтобы никакая птичка ещё не напилась», брали воду из проруби. Если воду святил поп или уставщик, то брали её из молитвенного дома или из церкви. После того как отслужат «часы», такой водой «разговлялись» все члены семьи. О крещенской воде говорили: «Светина идёт». Затем эту воду ставили в туеске в подполье, где она и хранилась до следующего крещения. Применяли её в случае, когда необходимо было что-нибудь очистить. Например, если мышь попала в бочку с разносолами, то считали, что бочку нужно выбросить.

Но не каждый хозяин мог расстаться с посудиной, поэтому её внутри выжигали зажженным пучком соломы и ополаскивали святой водой. В наше время на крещение некоторые люди ночью набирают воду в проруби и привезя её домой, и вдоволь напившись ею разливают её по бутылкам и ставят на хранение в подполье. В старину некоторые старообрядцы с целью очищения купались в прорубях. Сейчас это даже считается особым видом спорта, который стал называться моржеванием. Ещё в дохристианское время огонь и вода считались лучшим средством очищения от разной нечисти. Например, древние славяне для этой цели в купальские праздники прыгали через костёр.

Сретенье. Считалось, что на сретенье «зима с летом встретилась» ; «солнце на лето – зима на мороз». Если сретенье тёплое – весна хорошая.

Власьев день. «Власий  — след от полозьев как маслом мажет». Власий считается покровителем крупного рогатого скота. 

День Касьяна. Этот день семейские не отмечают, но о нём сохранились воспоминания. «На что Касьян глянет, то и вянет, на лес глянет – лес умрёт.  

День Евдокии. По этому дню старались предугадать, какой будет весна. Крестьяне примечали: какова Евдокея – такова и весна. Евдокея тёплая – весна тёплая. 

«Сороки». День памяти сорока великомучеников. На «сороки» прилетают птицы. Сороки и галки прилетали – к теплу. «Сороки» тёплые – сорок дней будут тёплыми. На «сороки» день с ночью равняется. Если синица запела – тепло ворожит. 

День Алексея. Алексей – божий человек – воду с гор пригнал. Если бывает холодно, говорят, что Алексей дров не припас. Алексей холодный – потерял огниво. Если на Алексея воды нет – лето плохое. 

День Дарьи. Начинали белить холсты. В Бичуре холсты стелили для отбеливания с того времени, когда пустят воду по канавам. 

Благовещенье. С этого дня – начинаются многие весеннее — летние работы; окончательно «весна зиму поработала». Но всё же примечают: «Если благовещенье холодное – жди сорок морозов по утрам. С благовещенья, по поверью крестьян, змеи и медведи выходят из своих лежбищ и берлог. Щука хвостом лёд разбивает.                                                                                                                       

День преподобной Мати Марии. С этого времени начинается половодье. «Марья, зажги снега – заиграй овражки».                                                                                                                                                          

Егорьев день. В Бичуре начинали сеять с Егорьева дня, брали сок берёзы. 

Ильин день. Начинались сенокосы, нанимали рабочих. 

День Арины – рассадницы. Сеяли капусту в рассадниках. 

Никола вешний. Бедные и обиженные ходили в церковь и просили: «Дай, батюшка Никола, счастья, доли, здоровья моему детёнку, отнеси его от всякой беды». 

День Богородицы – порушницы. Сеяли гречиху, редьку. В Урлуке высаживали огурцы в гряды и ходили в монастырь, где пили принесённое с собою вино. 

День Ануфрии. Сеяли гречиху. 

День царя Константина. Начинали сеять овёс и ячмень. 

Еремей – распрягальник. К этому времени с севами в основном покончено. По зиме определяли лето. Снежная зима – дождливое лето. Зима морозная – лето жаркое. 

Петр – солнцеворот. Сорняки срубали косами, а чаще вырывали их руками. Поэтому существовали пословицы: «поле полоть, руки колоть, а не полоть – так и хлеба не молоть; походишь рабой, так поешь госпожой». 

Аграфена Купальница. Начинали заготавливать лекарственные травы. В этот день нельзя стирать бельё. 

Иван – травник (Купала). В ночь  немногие храбрецы отправлялись на поиски папоротникацветка, которым можно открыть клады несметные. Люди старались предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы. 

Петров день. Этот последний летний праздник считался девичьим. 

Прокопьев день. К нему приурочивали вторую стрижку овец. К этому дню относятся ряд примет. Например, кукушка кукует с Николы до Прокопия. После Прокопьева дня исчезает червяк, который уничтожал лес. 

День Кирика и Улиты. Женский праздник. По верованию семейских, эти святые являются заступниками женщин перед богом. 

День пророка Ильи. Повелитель гроз. Коль загремит гром и засверкают молнии, — так это, по церковной легенде, Илья – пророк в золотой колесницы, запряженной белыми или огненными конями, громыхает «по тверди небесной».

Первый спас. Сенокос в разгаре. Недаром говорили: «Придёт спас – не будет нас». На первый спас заморозков нет – до успенья не будет; успенье без заморозков – до Ивана постного морозов не будет; придёт спас – не будет комаров у нас.

Второй спас – преображенье. К этому дню приурочивали массовый выезд по грибы и ягоды.                                                                                                                                                          

Успенье. Сенокос окончен, поспел урожай хлебов и кедровых орехов. Рассказывали, что «иногда на успенье шалила нечистая сила».

День Натальи и Андриана. В этот день проводили народный обряд взаимопомощи. Зажиточные крестьяне кормили бедных 

Иван постный. Богачи завершали уборку хлеба. Бедняки на страду выезжали всей семьёй, в том числе и молодые женщины, которым приходилось брать с собою в поле люльку с ребёнком. Укладывали его в тени, а сами работали допоздна. 

Рождество богородицы. К этому дню картошка «свой жар завела». В Бичуре заканчивали уборку лука, начинали дёргать морковь. 

Семенов день. В это время начинали убирать все овощи на огороде, оставляя только капусту. «Семён день пришел, всё подряд вали». 

«Сдвиженье». Убирают капусту и брюкву – последнее из огородных культур. 

Покров. Говорят: «На покров последний воз с поля сдвинулся; лови, Вавила, последний сноп на вилы; кони на поле, сами на волю, снопы все свезены с поля». Покров – первое зазимье. «Батюшка покров, избушечку покрой добром и теплом».

Дмитриев день. Рекостав. В это время скот забивают на мясо. 

День Кузьмы и Демьяна – покровителей кур. В этот день кур закрывали в тёмном месте и не давали им смотреть на солнце, особенно молодняку. Для чего это делали – выяснить не удалось. 

Введение. В народе говорят: «Наложило введение на воду толстое ледениние, замостило реки».

День Саввы и Варвары. Об этих святых говорили: «Саввы – Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали». 

Спиридон – солнцеворот. По народным приметам, солнце на лето – зима на мороз; после солнцеворота хоть на воробьиный скот да прибудет день.

Подвижная часть календаря

Масленица. Масленица была одним из любимых, шумных и весёлых народных праздников. К этому дню пекли горы блинов на сливочном масле, ели обязательно яичницу, пекли шаньги с творогом, пирожки с яйцами и крупами и т.д. В прощеный день старухи ходили одна к другой – прощались. Парни девушки катались на лотках с гор. В последний день масленки гулянья во второй половине дня прекращали – начинали прощаться. Свои родные и кто на кого обижался, сердился. Делали прощанья с полным земным поклоном.

               — Прости меня.

               — Бог простит. Меня прости.

               — Бог простит.

Спасовский или Успенский пост. Говорят, что он оторван от великого поста. 

Большой мясоед. Люди в этот день ели много мяса. 

Троица. Один из любимых и почитаемых праздников. Это был праздник весны и молодого деревца – берёзки. Девчата рубили берёзку и приносили в село. Её наряжали лентами. На второй день водили хороводы вокруг березки, пели песни. Затем берёзку топили в речку. Если троица совпадала со цветением черемухи, то девушки носили в руках пучочки черёмухи, а молодухи украшали ею кичку.

Забытые праздники

На основе исследованных материалов можно сделать некоторые выводы. Праздники, отмечавшиеся в то время, сохранились не все. Некоторые из них забыты, а некоторые просто потеряли своё значение.

Например, возьмём праздник возьмём Семёнов день. В это время начинали убирать все овощи на огороде, оставляя только капусту. Женщины мяли пеньку. Продолжалась страда. Семёнов день – важная сельскохозяйственная дата в Забайкалье. Считалось, что к этому сроку созревали все сельскохозяйственные культуры. Даже буряты говорили: «Семён день пришел, всё подряд вали», т.е. всё коси, собирай.  При опросе и анкетировании членов своего класса, я пришла к выводу, что этот праздник давно забыт.

Результаты опроса среди пожилых людей показали, что 9 из 10 — и уже не помнят такого праздника. Праздники передаются из поколения в поколение. От отца к сыну, от матери к дочери. Но время всё же делает своё. Люди сами того не подозревая утеривают в памяти всё то, что им было завещано их родителями, все  священные традиции, обряды. Нынешнее поколение не подозревает даже о том, как много праздников отмечали их предки, а те, о которых они и знают что-то, то не понимают их  смысла. Сейчас многие задают себе вопрос: «Зачем на свете праздники, что будет, если мы не будем их отмечать?». Несмотря на то, что вопрос распространен, до сих пор не найден на него ответ.

Ещё раньше сами участники каких-либо обрядов, увеселений не осознавали смысла совершаемого ими ритуала. Религиозный смысл обряда к тому времени в большинстве праздничных церемоний был утрачен, а обрядовые действия носили, как правило, игровой характер.

В современную пору среди отдельной части семейских ещё сильны религиозные представления и верования. Это характерно для людей старшего поколения. Современные же люди, не всегда зная истинной истории праздников, следуют лишь традиции. 

Народный календарь семейских 

Название праздника

месяц

Число

1

Святки

Декабрь — январь

25-6

2

Сочельник

Декабрь

24

3

Рождество

январь

7

4

Крещение

январь

19

5

Сретенье

февраль

2

6

Власьев день

февраль

11

7

День Касьяна

февраль

29

8

День Евдокии

9

«сороки»

март

9

10

День Алексея

март

17

11

День Дарьи

март

19

12

Благовещенье

Март (апрель)

25 (7)                

13

Преподобная Мати Мария

апрель

1

14

Десятникова пахота

апрель

8-9

15

Выезжала последняя соха

апрель

14-17

16

Егорий, Егорьев день

Апрель(май)

23(6)

17

День Арины-рассадницы

апрель

16

18

Никола вешний

май

9(22)

19

Федосья – Колосница

май

29

20

Богородица — Колосница

май

11

21

Сидор — огуречник

май

14

22

день царя Константина

май

21

23

Еремей — распяльник

Май (июнь)

31 (13)

24

День Ануфрии

июнь

12

25

Петр – солнцеворот

июнь

12

26

Акулина

июнь

13

27

Иван-травник (Купала)

июнь

24

28

Аграфена – Купальница

июнь (июль)

23 (6)

29

Петров день

июнь (июль)

29 (12)

30

Прокопьев день

июль

8

31

Ильин день

июль

20

32

День пророка Ильи

июль (август)

20 (2)

33

День Кирика и Улиты

июль

15

34

Первый спас

август

1 (14)

35

Второй спас-преображение

август

6 (19)

36

Успенье

август

15 (28)

37

Успенский пост

август

1 — 14

38

Иван постный

Август (сентябрь)

29 (11)

39

Рождество Богородицы

сентябрь

8(21)

40

Семёнов день

сентябрь

1 (14)

41

«сдвиженье»

сентябрь

14

42

Покров

октябрь

1 (14)

43

Казанская Богородица

октябрь

22

44

Дмитриев день

октябрь

26

45

День Кузьмы и Демьяна

ноябрь

1

46

Введение

ноябрь

21

47

Михайлов день

ноябрь

8

48

День Саввы

декабрь

3

49

День Варвары

декабрь

4

50

Никола Зимний

декабрь

6 (19)

51

Спиридон — солнцеворот

декабрь

12 (25)

52

Масленица

53

Большой мясоед

54

Филиппов пост

55

Троица

Семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы.

Так как переселены старообрядцы были не по одному, а целыми большими семьями, местные жители Забайкалья назвали их «семейские». Расселились они большими группами и образовали целые деревни и села. Предки этого народа пережили сложные исторические события, но не сломались. Семейские сохранили свои традиции, религиозное мировоззрение и особенности жизни, не смешались с православными и сохранили свои отличительные физические и нравственные черты. Смогли быстро освоиться на чужих землях, построили дома и завели хозяйство.

Где живут

Проживают потомки старообрядцев в Забайкальском крае и Бурятии, на территории сел Хасурта, Ягодное, Ново-Десятницкое, Вознесеновка и Леоновка, в городах Гусиноозерск и Улан-Удэ, в Бичурском, Тарбагатайском, Мухоршибирском и Заиграевском районах.

Язык

Язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами.

Религия

Семейские являются старообрядцами. Религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения, с крещения ребенка.

В дореволюционное время у них существовало два основных направления:

  1. Поповщина — признавали священство, у них были свои храмы и часовни;
  2. Беспоповщина — не признавали попов, считали, что каждый христианин есть священник. Это высказывание произошло от слов Иоанна Златоуста: «Сами себя освящайте, сами себе священники бывайте».

Сегодня у семейских условия полной религиозной свободы. Старообрядчество до сих пор не до конца адаптировано к реалиям современного мира. Например, запрещено пользоваться аптечными лекарствами и интернетом, также смотреть телевизор.

Еда

В кухне семейских присутствует большое количество мяса. Едят в тушеном и вареном виде баранину, говядину и свинину. Зайчатину не употребляют, строго соблюдают посты. В году у семейских 244 постных дня. Пьют чай, но когда этот напиток еще не получил распространения, предпочитали кипяченую воду, настой бадана и трав. Чай семейские не принимали долго и считали его употребление грехом, но в конце 20 века у них даже сформировались свои традиции потребления чая. Есть у народа правило: сначала напоить гостя чаем и только потом накормить. Чай пьют в большом количестве, по 4 раза в день, до и после еды, из самоваров, которые сохранились во многих домах и сегодня. Воду для чая брали только из родников. В напиток добавляли дикорастущие растения, ревень. Готовится пища и сегодня в русской печи, в чугунах и на сковородах.

Присутствует в кухне народа и большое количество овощей, в том числе маринованных. Готовят различные супы, похлебки, яичницу на сале, пельмени, каши. Из молочных продуктов употребляют молоко, сметану, масло, творог, простоквашу. Из пшеничной и ржаной муки готовят разнообразные изделия: хлеб, пирожки, хворост, ватрушки с творогом, тарки с начинкой, сгибни, лепешки, начиненные ягодами, пирожковую мелочь размером с яйцо со сладкой морковью, черемухой и яйцом. Пироги украшают по-особенному, сахарной пудрой, ягодами, решеткой из тонко раскатанных палочек теста.

На праздники столы ломятся от угощений: жареные поросята, сдобная выпечка, лапша с молоком и мясом, картофель с мясом, яйца вареные.

Внешность

Семейские по физическому типу красивые и рослые люди, трудолюбивые, выносливые, с крепким здоровьем. Всегда стремятся к красоте, что особенно отразилось на их внешности и одежде. Ее шили из цветных дорогих тканей:

  • бурса
  • кашемир
  • атлас
  • плис
  • шелк
  • канфа

Благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды.

Женский костюм состоит из рубахи, прямого и косоклинного сарафана, пояса, фартука «запона», кички и кокошника. Из украшений носят дутые бусы, украшения из бисера, косник, украшают одежду и голову живыми и искусственными цветами, перьями селезня, налобную повязку из бисера. Особенно любят семейские женщины янтарные бусы. На праздники каждая надевает на шею от 3 до 8 связок таких бус.

Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь.

У бурят старообрядцы заимствовали некоторые виды верхней одежды: меховые шапки «малай», доху, обувь унты и пимы. Зипуны, халаты и шубы шили с использованием покроя русского костюма.

Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй.

Жизнь

Со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу.

Во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских.

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими.

Семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии.

Жилище

Семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами.

Культура

В фольклоре семейских присутствуют следующие жанры:

  • обрядовая и календарно-обрядовая поэзия;
  • лирические песни;
  • несказочная проза;
  • заговоры;
  • похоронная причеть;
  • загадки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • частушки.

Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти.

В устном традиционном репертуаре поэзии до середины 20 века особое место занимали мифологические рассказы, связанные с бытовыми запретами и религиозно-назидательные произведения с христианскими сюжетами — легенды. Особо почитались христианские легенды и духовные стихи, чье влияние на мировоззрение семейских было значительным.

Наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом.

Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья.

В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры. Самые известные из них:

  1. Забайкальский семейский народный хор «Истоки»;
  2. Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка»;
  3. Большекуналейский семейский народный хор;
  4. Тарбагатайский семейский народный хор «Былина».

Традиции

У семейских существует выражение «не пить, не курить табак, не блудить, трудится», которое они издавна строго соблюдают. В каждом доме раньше ставили на видном месте полную бутылку водки. Это означало, что хозяин дома водку не пьет.

Запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских. Если эти две народности породнились, семейские всегда способствовали обращению бурят в свою веру.

В семьях всегда учат бережно относиться к вещам, особое уважение отдается хлебу. Почетного гостя всегда встречают хлебом и солью. Вместо «приятного аппетита» говорят «хлеб да соль». Перед едой читают молитву, входя в дом, молятся, осеняя себя крестом. Вместо «Спасибо» говорят «Спаси Христос».

Всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.

Краткий церковный календарь с указанием больших и средних церковных праздников, постов и постных дней с буквенным обозначением трапезы, родительских дней (поминовения усопших) на каждый день 2022 г. по месяцам.

Кликнуть для детального просмотра

  • Календарь
    Церковный старообрядческий календарь на 2022 год

Православные праздники в 2022 году

По календарю можно легко найти, какой сегодня праздник. Пасха в 2022 году выпадает на 24 апреля (11 апреля по старому стилю), Благовещение Богородицы (7 апреля) — на четверг пятой седмицы Великого поста; Вербное воскресение 17 апреля (4 апреля по старому стилю ), Радоница — 3 мая, неделя святых Жен-Мироносиц — 8 мая, Вознесение Господне — 2 июня (20 мая). День Святой Живоначальной Троицы (Пятидесятница) приходится на 12 июня (30 мая).

Праздник святых верховных апостолов Петра и Павла 12 июля выпадает на вторник, в итоге Петров пост будет продолжаться три недели и один день.

Праздник святого пророка Илии 2 августа пройдет в вторник; Богородичная икона Смоленская Одигитрии 10 августа — в среду.

Успенский пост в 2022 году начинается в воскресенье 14 (1) августа, постные дни составляют 14 дней. Праздник Преображения Господня 19 августа пройдет в пятницу.

Празднество Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и осеннее почитание Казанской иконы Богоматери 4 ноября пройдут в пятницу.

Рождество Пресвятой Богородицы, которое бывает 21 (8) сентября, в 2022 г. будет в среду, а Воздвижение Честнаго Креста 27 (14) сентября — во вторник (постный день). Введение в Церковь Богородицы 4 декабря (22 ноября) выпадает на воскресенье. День Николы Зимнего 19 декабря — в понедельник.

Календарь постов на 2022 год

В месяцеслове указывается устав трапезы: какая пища разрешается на каждый день. Святой Четыредесятнице предшествуют 3 подготовительные седмицы: так, масленица начинается с 28 февраля.

  • Великий Пост начинается 7 марта: семинедельный пост будет до Великой Субботы 23 (10) апреля включительно.
  • Петров пост начинается 20 (7) июня и продлится до понедельника 11 июля включительно.
  • Успенский пост начнется с постного воскресного дня 14 августа и продлится до субботы 27 августа включительно.
  • Рождественский (Филиппов) пост начнется с понедельника 28 ноября и продлится до праздника Рожества Христова 7 января, которое в 2023 году будет в субботу.

Сплошные седмицы в 2022 году

  • Святки — с 7 по 17 января включительно.
  • Седмица о мытаре и фарисее — с 14 по 20 февраля.
  • Сырная седмица (Масленица) — с 28 февраля по 6 марта.
  • Седмица Святой Пасхи — с 25 апреля по 1 мая.
  • Седмица Пресвятой Троицы — с 13 по 19 июня.

Дни, когда не совершается таинство брака (венчание, свадьба)

  • В святки — с 7 по 19 января включительно.
  • По вторникам, четвергам и субботам (то есть накануне среды, пятницы и воскресенья всего года).
  • В канун двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.
  • В преддверии уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы перед родительскими субботами).
  • В неделю Мясопустную и седмицу Сыропустную.
  • Во все посты и в заговенья на посты.
  • На Светлой Пасхальной седмице.
  • В празднество Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа).
  • В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 (14) сентября.

Родительские дни всеобщего поминовения усопших (умерших)

  • 26 февраля — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота;
  • 19, 26 марта, 2 апреля — дни поминовения усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста;
  • 3 мая — Радоница (вторник Фоминой седмицы);
  • 11 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота;
  • 5 ноября — Димитриевская родительская суббота.

Данный церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2022 (7530) год издан в старообрядческом приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы в Барнауле. В скобках даны даты по старому стилю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники у немцев осенью
  • Праздники у нацистов
  • Праздники у налоговиков
  • Праздники у мусульман название
  • Праздники у крестьян на руси