Following page lists various days of celebration/mourning/remembrance of Shi’a Muslims.
The following is a list of days of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shia Muslims:
Source: Jaffery Welfare Trust: 2009 Islamic calendar & various other calendars and almanacs.
Following page lists various days of celebration/mourning/remembrance of Shi’a Muslims.
The following is a list of days of celebration/mourning/remembrance as observed by Twelver Shia Muslims:
Source: Jaffery Welfare Trust: 2009 Islamic calendar & various other calendars and almanacs.
Шиитские праздники
Шииты – это последователи одной из основных ветвей ислама (т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные старообрядцы ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.
В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты.
1. Шиитские праздники
2. Траурные дни
3. Ашура
4. Навруз
Шиитские праздники
Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.
* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».
Траурные дни
Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.
* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.
Ашура
Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).
Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.
Навруз
Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.
В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху. Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому (т.е. как у нас Коляда, только весной). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.
К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр. Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — 9 тел.
Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С», например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.
Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.
Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.
16 ФОТО
Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.
Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.
В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.
Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.
Столпы ислама |
|
Столпы веры |
|
История и представители |
|
Основные течения |
|
Богословие |
|
Культура и общество |
|
См. также |
|
п • о • р |
Исла́мские пра́здники — религиозные праздники, отмечаемые мусульманами во всём мире. Празднуются ежегодно по лунному исламскому календарю, летоисчисление по которому ведётся с 16 июля 622 года (от Хиджры). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Мусульмане всего мира традиционно празднуют два главных праздника (идейн): праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).
Новый год по исламскому календарю начинается 1-го числа месяца Мухаррам. В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов.
В 10-й день месяца Мухаррам, в День Ашура, суннитами соблюдается добровольный пост, а шиитами — обязательный пост — в этот день они поминают внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али (626—680), павшего мученической смертью в битве при Кербеле.
Помимо этого, мусульмане также празднуют день рождения (мавлид) пророка Мухаммеда, Ночь вознесения, Ночь предопределения и другие памятные дни и ночи. Шииты особо почитают Гадир Хум, Ташуа, Арбаин и другие праздники и траурные дни.
Содержание
- 1 Идан
- 1.1 Праздник разговения
- 1.2 Праздник жертвоприношения
- 2 Памятные дни и ночи
- 2.1 Новый год по Хиджре
- 2.2 День Ашура
- 2.3 День рождения Пророка
- 2.4 Ночь Рагаиб (Ночь Даров)
- 2.5 Ночь вознесения пророка Мухаммеда
- 2.6 Ночь Бараат
- 2.7 Ляйлят аль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения)
- 2.8 День Арафат
- 2.9 Дни ат-Ташрик
- 3 Шиитские праздники и траурные дни
- 4 Таблица исламских праздников по григорианскому календарю
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Идан
Идан (араб. عيدان — ’идан) — в переводе с арабского языка означает «два праздника». Под двумя праздниками мусульмане обычно понимают праздник разговения и праздник жертвоприношения, которые были установлены ещё при жизни пророка Мухаммеда.
Праздник разговения
Праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-байрам) — отмечается по завершении поста в Священный месяц Рамадан.
Праздник жертвоприношения
Праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-байрам) — отмечается на десятый день месяца Зуль-хиджа. Является кульминацией Хаджа. В этот день имеющие возможность режут жертвенное животное — барана, верблюда или корову, быка.
Памятные дни и ночи
Исламский календарь |
---|
Сегодня: пятница15 Сафар 1440 г. х. Викицитатник • Перевод дат |
Помимо двух праздников у мусульман есть особо почитаемые даты (дни и ночи), которые не отмечаются так же широко как праздник разговения и жертвоприношения, но в некоторых мусульманских странах их всё же отмечают.
- 7 Мухаррам — поход на Хайбар.
- 27 Сафар — ночь переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра).
- 7 Раджаб — Хиджра в Эфиопию.
- 1 Рамадан — начало поста в священный месяц Рамадан.
- 17 Рамадан — битва при Бадре.
- 21 Рамадан — капитуляция Мекки.
- 9 Шавваль — битва при Ухуде.
- 10 Шавваль — битва при Хунайне.
- Шавваль — битва у рва.
- 6 Зу ль-Када — договор при Худайбии.
Новый год по Хиджре
Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов. В этот день в мечетях читают проповедь, посвящённую переселению (хиджре) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.[1]
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно сборникам суннитских хадисов, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.
У мусульман суннитов в этот день желателен пост (ураза), а у шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днём поминовения внука пророка Мухаммеда Хусейна (626—680 гг.), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру).[2]
День рождения Пророка
День рождения Пророка Мухаммеда (Маулид ан-Наби) — отмечается 12-го числа месяца Раби аль-авваль. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.[3]
Ночь Рагаиб (Ночь Даров)
Лейлят аль-Рагаиб или Ночь Рагаиб (Ночь Даров) — не является официальной памятной датой, не включена в исламские календари, не отмечается ни в одной арабской стране. В некоторых странах по традиции отмечается в канун первой пятницы месяца Раджаб (6 Раджаба). Праздник посвящён памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рагаиб). Обычно в этот день мусульмане собираются в мечетях, чтобы совершить коллективную молитву и выслушать проповедь имама, в которой имам рассказывает о значении этого события[4]. О запретности празднования ночи Рагаиб говорили имамы ан-Навави[5], Нуруддин аль-Макдиси[6], Ибн Хаджар аль-Аскаляни[7] и другие исламские богословы.
Ночь вознесения пророка Мухаммеда
Исра и Мирадж — праздник вознесения пророка на небеса. Это праздник в ознаменование чудесного путешествия (исра) пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха. Это событие произошло 27 Раджаба 621 года и отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 Раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.[8]
Ночь Бараат
Лейлят-аль-Бараа ليلة البراءة (ночь очищения) или ليلة البركة (благодатная ночь) — так называют ночь половины месяца Шаабан в календаре Хиджра ليلة النصف من شعبان (лейлат аль-нусеф мин шаабан). Памятная дата, которая отмечается в ночь с 14 на 15 Шаабана по Хиджре. Это ночь благосклонности Бога к молитвам верующих, освобождения, отпущения грехов, очищения. Барака в переводе с арабского بركة означает «благодать». В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся.[9] У этой ночи еще несколько названий, и все они равносильны ليلة الدعاء ночь молитв, ليلة الاجابة ночь ответа, ليلة القسمة ночь наделения (Бог уделяет каждому его долю), ليلة المباركة ночь благословения.
Ляйлят аль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения)
В Священном для всех мусульман месяце Рамадан есть ночь Ляйлят уль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения) — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Точная дата этой ночи неизвестна, наиболее вероятным считаются последние дни месяца Рамадан, среди которых особенно выделяются нечётные дни, но многие богословы обращают внимание на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время.[10]
День Арафат
День Арафат отмечается 9-го Зуль-Хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.[11]
Дни ат-Ташрик
Дни Ат-Ташрик — продолжение Праздника жертвоприношения, 11, 12 и 13-е Зуль-Хиджа. Паломники совершающие хадж отправляются в долину Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там. Начиная с утреннего намаза дня Ташрик до послеполуденного намаза третьего дня Ташрик мусульмане, после коллективных намазов, читают такбир под названием такбир Ташрик.[12]
Шиитские праздники и траурные дни
Шиитские праздники и траурные дни отличаются от суннитских.[13]
Дата | Название | Персидское название | Примечания |
9 мухаррам | Ташуа имама Хусейна | تاسوعا | |
10 мухаррам | Ашура | عاشورا | День поминовения имама Хусейна. |
20 сафар | Арбаин | اربعین | Страдания имама Хусейна. |
28 сафар | День смерти пророка Мухаммеда | وفات حضرت محمد و شهادت امام حسن مجتبی | |
29 сафар | Страдания имама Резы | شهادت امام رضا | |
17 раби аль-аввал | День рождения пророка Мухаммеда | ولادت حضرت محمد و امام جعفر صادق | |
3 джумада ас-сани | Страдания Фатимы | شهادت حضرت فاطمه | |
13 раджаб | День рождения имама Али | ولادت حضرت علی | |
27 раджаб | Восхождение (?) пророка | بعثت حضرت محمد | |
15 шаабан | День рождения имама Махди | ولادت حضرت مهدی | |
21 рамадан | Страдания имама Али | شهادت حضرت علی | |
1 шавваль | Ид аль-Фитр | عید فطر | Окончание священного месяца Рамадан. |
25 шавваль | Страдания имама Джафара | شهادت امام جعفر صادق | |
10 зуль-хиджа | Ид аль-Адха | عید قربان | Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). |
18 зуль-хиджа | Гадир-Хум | عید غدیر | день передачи власти Али ибн Абу Талибу от пророка Мухаммеда.[14] |
24 зуль-хиджа | Ид аль-Мубахиля | عید … | день когда произошли дебаты между пророком Мухаммедом и христианами.[15] |
Таблица исламских праздников по григорианскому календарю
Праздничные дни | по хиджре | 1432 хиджры | 1433 хиджры | 1434 хиджры | 1435 хиджры | 1439 хиджры |
---|---|---|---|---|---|---|
Новый год | 1 мухаррам | 7 декабря 2010 | 26 ноября 2011 | 15 ноября 2012 | 4 ноября 2013 | 21 сентября 2017 |
День Ашура | 10 мухаррам | 16 декабря 2010 | 5 декабря 2011 | 24 ноября 2012 | 13 ноября 2013 | 30 сентября 2017 |
Маулид ан-Наби | 12 раби аль-авваль | 15 февраля 2011 | 4 февраля 2012 | 24 января 2013 | 13 января 2014 | 30 ноября 2017 |
Ночь Рагаиб | 6 раджаб | 8 июня 2011 | 26 мая 2012 | 17 мая 2013 | 6 мая 2014 | 23 марта 2018 |
Мирадж | 27 раджаб | 29 июня 2011 | 17 июня 2012 | 6 июня 2013 | 26 мая 2014 | 13 апреля 2018 |
Ночь Бараат | 15 шаабан | 16 июля 2011 | 5 июля 2012 | 24 июня 2013 | 13 июня 2014 | 1 мая 2018 |
Рамадан | 1 рамадан | 1 августа 2011 | 20 июля 2012 | 9 июля 2013 | 28 июня 2014 | 16 мая 2018 |
Ночь предопределения | 27 рамадан | 27 августа 2011 | 15 августа 2012 | 4 августа 2013 | 24 июля 2014 | 11 июня 2018 |
Ураза байрам | 1 шавваль | 30 августа 2011 | 19 августа 2012 | 8 августа 2013 | 28 июля 2014 | 15 июня 2018 |
День Арафат | 9 зуль-хиджа | 5 ноября 2011 | 25 октября 2012 | 14 октября 2013 | 3 октября 2014 | 21 августа 2018 |
Курбан байрам | 10 зуль-хиджа | 16 ноября 2010 | 6 ноября 2011 | 26 октября 2012 | 15 октября 2013 | 21 августа 2018 |
Примечания
- ↑ Новый год по Хиджре
- ↑ День Ашура
- ↑ Маулид ан-Наби (Рождество Пророка Мухаммеда)
- ↑ Ночь Рагаиб (Бракосочетание родителей пророка)
- ↑ «аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб», 3/548
- ↑ Ибн аль-Абидин «Хашият»(2/26 стр.)
- ↑ «Фатхуль Бари» (11-55)
- ↑ Ночь Мирадж или Раджаб-байрам (Небошествие Пророка)
- ↑ Лейлят-аль-Бараа — Ночь Бараат (Ночь прощения)
- ↑ Ляйлят уль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения)
- ↑ День Арафат
- ↑ Дни Ат-Ташрик
- ↑ Wikipedia, Islamic calendar
- ↑ Wikipedia, Eid al-Ghadeer
- ↑ Wikipedia, Eid al-Mubahila
- ↑ Wikipedia, Muslim holidays
Ссылки
Ислам (b) |
---|
Столпы ислама (b) |
|
Столпы веры (b) |
|
История (b) и представители (b) |
|
Основные течения (b) |
|
Богословие (b) |
|
Культура (b) и общество (b) |
|
См. также |
|
Исла́мские пра́здники — религиозные (b) праздники (b) , отмечаемые мусульманами (b) во всём мире. Празднуются ежегодно по лунному (b) исламскому календарю (b) , летоисчисление по которому ведётся с 16 июля (b) 622 года (b) (от Хиджры (b) ). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев (b) и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года (b) . По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря (b) .
Мусульмане всего мира традиционно празднуют два главных праздника (идейн): праздник разговения (Ураза-байрам) (b) и праздник жертвоприношения (Курбан-байрам) (b) .
Новый год по исламскому календарю (b) начинается 1-го числа месяца Мухаррам (b) . В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов.
В 10-й день месяца Мухаррам, в День Ашура (b) , суннитами (b) соблюдается добровольный пост (b) , а шиитами (b) — обязательный пост — в этот день они поминают внука пророка Мухаммеда (b) Хусейна ибн Али (b) (626—680 гг.), павшего мученической смертью в битве при Кербеле (b) .
Помимо этого, некоторые мусульмане также празднуют день рождения (мавлид) (b) пророка Мухаммеда (b) , Ночь вознесения, Ночь предопределения (b) и другие памятные дни и ночи. Шииты особо почитают Гадир Хум (b) , Ташуа (b) , Арбаин (b) и другие праздники и траурные дни.
Идейн
Идейн (араб. (b) عيدين [‘и́дайн]) — в переводе с арабского языка означает «два праздника». Под двумя праздниками мусульмане обычно понимают праздник разговения и праздник жертвоприношения, которые были установлены ещё при жизни пророка Мухаммеда (b) .
Праздник разговения
Праздник разговения (b) (Ид аль-Фитр (b) , Ураза-байрам) — отмечается по завершении поста в Священный месяц Рамадан (b) .
Праздник жертвоприношения
Праздник жертвоприношения (b) (Ид аль-Адха, Курбан-байрам (b) ) — отмечается на десятый день месяца Зуль-хиджа (b) . Является кульминацией Хаджа (b) . В этот день имеющие возможность режут жертвенное животное — барана, верблюда или корову, быка.
Памятные дни и ночи
Исламский календарь (b) |
---|
1. Мухаррам (b) |
Сегодня:пятница (b) Викицитатник • Перевод дат |
Помимо двух праздников у мусульман есть особо почитаемые даты (дни и ночи), которые не отмечаются так же широко как праздник разговения и жертвоприношения, но в некоторых мусульманских странах их всё же отмечают.
- 7 Мухаррам — поход на Хайбар (b) .
- 27 Сафар — ночь переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра (b) ).
- 7 Раджаб — Хиджра в Эфиопию (b) .
- 1 Рамадан — начало поста (b) в священный месяц Рамадан (b) .
- 17 Рамадан — битва при Бадре (b) .
- 21 Рамадан — капитуляция Мекки (b) .
- 9 Шавваль — битва при Ухуде (b) .
- 10 Шавваль — битва при Хунайне (b) .
- Шавваль — битва у рва (b) .
- 6 Зу ль-Када — договор при Худайбии (b) .
Новый год по Хиджре
Наступление нового года по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам (b) . В большинстве мусульманских стран Новый год (b) не отмечают как праздник в понимании других народов. В этот день в мечетях читают проповедь, посвящённую переселению (хиджре (b) ) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.[1]
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам (b) — День Ашура (b) . На этот день, согласно сборникам суннитских хадисов, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.
У мусульман суннитов (b) в этот день желателен пост (ураза), а у шиитов (b) этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днём поминовения внука пророка Мухаммеда Хусейна (b) (626—680 гг.), который в этот день пал смертью шахида (b) (борца за веру).[2]
День рождения Пророка
День рождения Пророка Мухаммеда (b) (Маулид ан-Наби (b) ) — отмечается 12-го числа месяца Раби аль-авваль (b) . Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама (b) . Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.[3]
Ночь Рагаиб (Ночь Даров)
Лейлят аль-Рагаиб или Ночь Рагаиб (Ночь Даров) — не является официальной памятной датой, не включена в исламские календари, не отмечается ни в одной арабской стране. В некоторых странах по традиции отмечается в канун первой пятницы месяца Раджаб (b) (6 Раджаба). Праздник посвящён памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба (b) и Амины бинт Вахб (b) , и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рагаиб). Обычно в этот день мусульмане собираются в мечетях, чтобы совершить коллективную молитву и выслушать проповедь имама, в которой имам рассказывает о значении этого события[4]. О запретности празднования ночи Рагаиб говорили имамы ан-Навави[5], Нуруддин аль-Макдиси[6], Ибн Хаджар аль-Аскаляни[7] и другие исламские богословы.
Ночь вознесения пророка Мухаммеда
Исра и Мирадж (b) — праздник вознесения пророка на небеса. Это праздник в ознаменование чудесного путешествия (исра) пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха. Это событие произошло 27 Раджаба (b) 621 года и отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 Раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран (b) , молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.[8]
Ночь Бараат
Лейлят-аль-Бараа ليلة البراءة (ночь очищения) или ليلة البركة (благодатная ночь) — так называют ночь половины месяца Шаабан в календаре Хиджра ليلة النصف من شعبان (лейлат аль-нусеф мин шаабан). Памятная дата, которая отмечается в ночь с 14 на 15 Шаабана (b) по Хиджре. Это ночь благосклонности Бога к молитвам верующих, освобождения, отпущения грехов, очищения. Барака в переводе с арабского بركة означает «благодать». В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся.[9] У этой ночи ещё несколько названий, и все они равносильны ليلة الدعاء ночь молитв, ليلة الاجابة ночь ответа, ليلة القسمة ночь наделения (Бог уделяет каждому его долю), ليلة المباركة ночь благословения.
Ляйлят аль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения)
В Священном для всех мусульман месяце Рамадан (b) есть ночь Ляйлят уль-кадр (b) (Ночь Могущества, Предопределения) — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Точная дата этой ночи неизвестна, наиболее вероятным считаются последние дни месяца Рамадан, среди которых особенно выделяются нечётные дни, но многие богословы обращают внимание на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан (b) , говоря, что это наиболее вероятное время.[10]
День Арафат
День Арафат отмечается 9-го Зуль-Хиджа (b) . День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат (b) — это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.[11]
Дни ат-Ташрик
Дни Ат-Ташрик — продолжение Праздника жертвоприношения, 11, 12 и 13-е Зуль-Хиджа (b) . Паломники совершающие хадж (b) отправляются в долину Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там. Начиная с утреннего намаза (b) дня Ташрик до послеполуденного намаза (b) третьего дня Ташрик мусульмане, после коллективных намазов (b) , читают такбир (b) под названием такбир Ташрик.[12]
Шиитские праздники и траурные дни
Шиитские праздники и траурные дни отличаются от суннитских.[13]
Дата | Название | Персидское название | Примечания |
9 мухаррам | Ташуа (b) имама Хусейна (b) | تاسوعا | |
10 мухаррам | Ашура (b) | عاشورا | День поминовения имама Хусейна. |
20 сафар | Арбаин (b) | اربعین | Страдания имама Хусейна. |
28 сафар | День смерти пророка Мухаммеда (b) | وفات حضرت محمد و شهادت امام حسن مجتبی | |
29 сафар | Страдания имама Резы (b) | شهادت امام رضا | |
17 раби аль-аввал | День рождения пророка Мухаммеда (b) | ولادت حضرت محمد و امام جعفر صادق | |
3 джумада ас-сани | Страдания Фатимы (b) | شهادت حضرت فاطمه | |
13 раджаб | День рождения имама Али (b) | ولادت حضرت علی | |
27 раджаб | Восхождение (?) пророка | بعثت حضرت محمد | |
15 шаабан | День рождения имама Махди (b) | ولادت حضرت مهدی | |
21 рамадан | Страдания имама Али | شهادت حضرت علی | |
1 шавваль | Ид аль-Фитр (b) | عید فطر | Окончание священного месяца Рамадан (b) . |
25 шавваль | Страдания имама Джафара (b) | شهادت امام جعفر صادق | |
10 зуль-хиджа | Ид аль-Адха (b) | عید قربان | Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). |
18 зуль-хиджа | Гадир-Хум (b) | عید غدیر | день передачи власти Али ибн Абу Талибу (b) от пророка Мухаммеда.[14] |
24 зуль-хиджа | Ид аль-Мубахиля (b) | عید مباهله | день когда произошли дебаты между пророком Мухаммедом и христианами.[15] |
Таблица исламских праздников по григорианскому календарю
Праздничные дни | по хиджре | 1432 хиджры | 1433 хиджры | 1434 хиджры | 1435 хиджры | 1439 хиджры |
---|---|---|---|---|---|---|
Новый год (b) | 1 мухаррам | 7 декабря 2010 | 26 ноября 2011 | 15 ноября 2012 | 4 ноября 2013 | 21 сентября 2017 |
День Ашура (b) | 10 мухаррам | 16 декабря 2010 | 5 декабря 2011 | 24 ноября 2012 | 13 ноября 2013 | 30 сентября 2017 |
Мавлид (b) ан-Наби | 12 раби аль-авваль | 15 февраля 2011 | 4 февраля 2012 | 24 января 2013 | 13 января 2014 | 30 ноября 2017 |
Ночь Рагаиб (b) | 6 раджаб | 8 июня 2011 | 26 мая 2012 | 17 мая 2013 | 6 мая 2014 | 23 марта 2018 |
Мирадж (b) | 27 раджаб | 29 июня 2011 | 17 июня 2012 | 6 июня 2013 | 26 мая 2014 | 13 апреля 2018 |
Ночь Бараат (b) | 15 шаабан | 16 июля 2011 | 5 июля 2012 | 24 июня 2013 | 13 июня 2014 | 1 мая 2018 |
Рамадан (b) | 1 рамадан | 1 августа 2011 | 20 июля 2012 | 9 июля 2013 | 28 июня 2014 | 16 мая 2018 |
Ночь аль-Кадр (b) | 27 рамадан | 27 августа 2011 | 15 августа 2012 | 4 августа 2013 | 24 июля 2014 | 11 июня 2018 |
Ураза-байрам (b) | 1 шавваль | 30 августа 2011 | 19 августа 2012 | 8 августа 2013 | 28 июля 2014 | 15 июня 2018 |
День Арафат (b) | 9 зуль-хиджа | 5 ноября 2011 | 25 октября 2012 | 14 октября 2013 | 3 октября 2014 | 21 августа 2018 |
Курбан-байрам (b) | 10 зуль-хиджа | 16 ноября 2010 | 6 ноября 2011 | 26 октября 2012 | 15 октября 2013 | 21 августа 2018 |
Примечания
- ↑ Новый год по Хиджре. Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ День Ашура. Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ Маулид ан-Наби (Рождество Пророка Мухаммеда). Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ Ночь Рагаиб (Бракосочетание родителей пророка). Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года.
- ↑ «аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб», 3/548
- ↑ Ибн аль-Абидин «Хашият»(2/26 стр.)
- ↑ «Фатхуль Бари» (11-55)
- ↑ Ночь Мирадж или Раджаб-байрам (Небошествие Пророка). Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года.
- ↑ Лейлят-аль-Бараа — Ночь Бараат (Ночь прощения). Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года.
- ↑ Ляйлят уль-кадр (Ночь Могущества, Предопределения). Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ День Арафат. Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ Дни Ат-Ташрик. Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 21 ноября 2011 года.
- ↑ Wikipedia, Islamic calendar
- ↑ Wikipedia, Eid al-Ghadeer
- ↑ Wikipedia, Eid al-Mubahila
- ↑ Wikipedia, Muslim holidays
Ссылки
- The Umm al-Qura Calendar of Saudi Arabia (with date converter valid from 1937 to 2077)
- Special Islamic Days. IslamicFinder. Дата обращения: 1 октября 2016.Islamic Calendar. IslamicFinder. Дата обращения: 1 октября 2016.
Хадж (b) |
||
---|---|---|
Столпы |
|
|
Топонимы |
|
|
Персоналии |
|
|
Мечети (b) |
|
|
Дни (b) |
|
|
См. также |
|
Исламская культура (b) |
---|
|
|