Праздники у скандинавов викингов

Галина Бедненко

Галина Бедненко

Праздники и ритуалы

Древнеисландских сезонных праздника было четыре:

· Сумарблот («летнее жертвоприношение») — первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.

· Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.

· Ветрнэтр («зимние ночи») — ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.

· Йоль — праздник середины зимы. Сейчас празднуется 13 дней от зимнего солнцестояния.

Так, у исландцев было два сезона и праздники середины каждого сезона и праздники перехода к сезону следующему. Потому самыми главными в северной традиции следовало считать бы их. Характерная особенность этого набора праздников в том, что вместе обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий, празднуются не равноденствия, а «начала сезонов». Поскольку это шло вразрез с современными неоязыческими тенденциями, то неоязычники в целом приняли «дополнительные» праздники — во-первых весеннее равноденствие, связав ее с англо-саксонской богиней Остарой, сказав, что англо-саксы все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи или Бельтайна, то есть первого майского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в скандинавских странах 1-му мая не уделялось особенного внимания). Добавили общераспространенный в неоязычестве ( и имевший место во многих континентальных традициях древности) праздник урожая, Ламмас — 1 августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри — Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра.

Аутентичные скандинавские праздники

Современные неоязыческие праздники

Весеннее равноденствие (Остара)

Сумарблот (19 – 25 апреля)

1 мая (Вальпургиева ночь)

Мидсумар – летнее солнцестояние

Летнее солнцестояние

1 августа (Ламмас)

Осеннее равноденствие

Ветрнэтр (21 – 27 октября)

1 ноября (Самхейн)

Зимнее солнцестояние

Йоль – середина зимы (6 – 9 января)

Торри (19-25 января) – празднуется с 18-19 века

2 февраля (Имбольк)

Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничный календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими «северными» праздниками , а если ближайших не оказывалось, то их вносили в список.

И в урезанном варианте получается, например, следующий список:

Остара (весеннее равноденствие)
Вальпургиева Ночь (ночь на 1 мая)
Мидсаммер (летнее солнцестояние)
Хлебный день «Loaf-Feast» (1 августа)
Йоль (зимнее солнцестояние)
Праздник Тора — Донара (19 — 25 января)

Сам Эдред Торссон в «Северной Магии» предлагает следующий:

Ветрнэтр «Зимняя ночь»
Зимнее солнцестояние
Дистинг (14 февраля)
Весеннее равноденствие
Вальпургиева ночь и Майский день
Летнее солнцестояние
Тингтайд (23 августа)
Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от единственно дошедших и достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник «дистинг», выпадающий аккурат на день св. Валентина. Празднует «ведьмовскую» Вальпургиеву ночь, и традиционную «Зимнюю ночь», но отказывается от первого дня лета («Сумарблот»). И придумывает по неизвестным причинам Тингтайд, который считает временем обсуждения аспектов Веры (естественно, Трота).

Стоит ли говорить, что такое смешение германских континентальных, скандинавских, англо-кельтских и в общем-то общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур . Потому стоит отделить, если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские «зимние ночи» в Майами или во Флориде. Не зачем навешивать на Фрейра и Фрейю все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый «день урожая» в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки .

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре «нордических» сезонных праздника, но придают им совмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англо-саксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр в середине октября празднуется как нечто среднее между Днем Урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во время которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Ко всему этому неоязычников не оставляет жгучее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли говорить, что и такая позиция в целом крайне неполноценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждого сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное время года не только в нещедрых северных широтах, но и во всем мире (за исключением южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдельным человеком. так и всей общиной.

Вдобавок откажемся от «зацикливания на цикле» плодородия и земледелия. Во-первых потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодьяи ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, благоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали.

Сумарблот

Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала «теплого полугодия», то есть Весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день — именно включение.

«Ритуалы включения» это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные «кумления» девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода — это «принадлежность другому» (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).

Большей частью весенние ритуалы это ритуалы «женские» или «иньские». Стихия этих ритуалов — Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы — олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи «из общего котла», круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.

Мидсумар

Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.

Лето — пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. «Медовый месяц» заканчивается и появляются первые сомнения и противоречия. Неслучайно это время всеобщего тинга — альтинга в Исландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и договариваться о всяком. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам — покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.

Стихия этого периода и его ритуалов — Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.

Ветрнэтр

Праздник происходит в ночь в субботу с 21 по 27 октября. Он называется «зимние ночи» и происходит ночью, знаменуя переход к зимнему, «ночному» времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не показывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от Лета к Зиме как краткий период Осени, то этому времени соответствуют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен был уже сам человек). Это время самостоятельности каждого участника общины. Человек отделяется и от своей обычной роли. Он еще раз проверяет, насколько она ему соответствует, и оставляет или меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов — это ощущение свершения чего-либо («я сделал это»). Замысел воплощен и доведен до конца, и это приносит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов — Огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, проживая это.

Йоль

Раньше праздник середины зимы — Йоль праздновался 6-9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль двенадцать ночей начиная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, кажется перебором). Однако, для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности, это совершенно не принципиально.

Это период ритуалов трансформации и интеграции. Они предполагают глубокие внутренние измения сознания и представлений о мире. Это обряды погружения в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и предсказывали будущее. Не зря йоль был посвящен Фрейру и Фрейе — божествам мира мертвых и магии.) Люди познавали новые тайны, получали некое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или просветлением. Человек изнутри начинает воспринимать себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей — еще одна идея, принимаемая в этот период. В мироздании обнаруживается смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.

Современные общины и празднества

Обычный неоязыческий праздник состоит из
· благословения всей общины знаком молота Тора
· восхвалением и призыванием богов в целом (того или иного бога)
· той или иной поучительной программой (от чтения отрывков из «Старшей Эдды» до гадания на рунах)
· вкушением и дележкой с богами пищи
· пусканием рога или чаши с алкоголем по кругу с провозглашением тостов, с кратким восхвалением любимого божества
· остальное — как получится

Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элементах соответствует архетипу одного сезона — Весны. Все направлено на переживание единства с другими людьми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, возможности выяснить отношения в рамках культивируемой обрядности, инициальных испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют из себя Папу или Маму общины.

Общины и праздники «весеннего» типа характеризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к «летней» сепарации от своих «родителей»: индустриальной культуры, пост-христианской идеологии, пост-капиталистического или пост-советского общества. Потому большинство подобных языческих сборищ напоминают детский игровой утренник («утренник», кстати, тоже «весенняя» ассоциация) с воспитательницей или пионервожатым.

Община переходит в «летнюю» стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Когда рядовые участники перестают быть не связанными собственными функциями и обязательствами «детьми». Конечно, это время мерянья тем, что у кого-то бывает больше или меньше, чем у другого. Что бы это ни было. «Осенний» период может давать раздоры и разрывы, даже раскол, но и новую самоидентификацию общины и каждого человека в ней. В «зимнее» время община находит новый идейный или мистический смысл своего существования. И на новом витке этого круга сезонов уже появляется поколение «старших» общинников, которые могут чему-то научить или помочь новоприбывшим.

О празднике «Торри»

В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 января празднуется праздник, называемый Торри. Он называется еще «днем бондов» или «днем мужчин». В этот день едят специальные кушанья, описания которых тут пропустим .

Народную популярность праздник приобрел в 19 веке. Торри — главный персонаж этого праздника, приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри это персонификация Зимы (аналог Морозка, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница — супруга. Ее зовут Гоа и она снисходительнее к людям, чем ее муж.

В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то, что никакой другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы разобраться с этим тут явно нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники попросту отмечают праздник в честь бога Тора.

Праздники в честь божеств

Осмысленный религиозный и магический смысл имеют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и праздноваться в одиночку. Отмечаются же они для того, чтобы вызвать и ощутить силу божества во вне, или его/ее качества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так можно почитать Одина — покровителя скальдов, Вёлунда — как творца и искуснейшего ремесленника, Фригг — как яростную Хольду, Скади умеющую расставаться с мужчинами и Фрейю как богиню помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением божества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут приниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намерения сделать то или это.

Copyright 2002

Основная идея взята у Эреда Торсона в Северной магии, но я добавила праздники, посвященные богам и богиням, раз уж  считается, что основной способ практики трота заключается в  поклонении богам и богиням и состоит в ритуальном соблюдении сакpального цикла года (хотя, аутентичность дней, посвященных богам – спорна). Тpот может, безусловно, принять гораздо более сложные формы, но именно соблюдение годичного цикла лежит в основе духовных традиций северных народов.
В стаpину даты праздников не обязательно определялись посpедством астрономических расчетов. Поскольку календарь привязывался к сельскохозяйственным циклам, иными словами — к циклам органической жизни, праздники также соотносились с этой pеальностью. Обычно приход весны праздновался с прилетом первой малиновки или при появлении первой фиалки, а не в день весеннего равноденствия.

   15 октября Зимняя ночь
Англ. Winter Night.
Скандинавский Новый Год, который приходит в конце периода сбора урожая. Стихия перестала расточать свою жизненную силу. Пришло время, когда люди должны направить свои мысли к более духовным вещам. Год вступает в свою самую главную религиозную фазу — время сеpедины зимы. Первоначально этот праздник, как и многие другие, отмечался на протяжении нескольких ночей. Вот почему в Исландии его называли Vetrnaеtr — «Зимние Ночи».

1-е ноября
Праздник Хель в скандинавских странах.
Скандинавская богиня Хель была известна немцам как Хольда или Берта. По преданиям, она ездила верхом вместе с Одином по небу на его Дикую Охоту, была покровительницей озер и ручьев. Во время снегопада, то немцы говорят, что Хольда взбивает свою пуховую постель. Ее считают богиней-покровительницей домашнего очага, прядения и растущего льна.  О  неаутеничности Хель как повелительнице нижнего мира может говорить, например,  свидетельство Саксона Грамматика в «Деяниях датчан» (книга VIII).  Я склоняюсь к версии Хелл – как к местности, которая позже персонифицировалась в Хель как женщину.  И в порчах, тем более смертных,  все таки предпочту обращаться к Одину, а не к Хель.

11 ноября
Эйнхерии (Einherjar) — это лучшие воины, павшие герои, заслужившие свое почетное место в Вальхалле (Valhalla), раю нордических смелых воинов, как мужчин, так и женщин. Праздник был связан с почитанием павших в бою соратников по оружию и восхвалением оружия. В своей современной реинкарнации этот день связан с почитанием Одина. Легенда свидетельствует, что попасть в Вальхаллу могли только те павшие в битве воины, которые в момент смерти не выпустили из рук оружие. Их души собирают валькирии и переносят в чертоги Одина или Фрейи, делящие между собой всех погибших воинов.
Если верить немецкому церковному деятелю Адаму Бременскому, то на празднестве в Уппсале, в Швеции, которое устраивалось каждый девятый год и продолжалось девять дней готи (жрецы) закалывали девять самцов разных видов живых существ, включая человека, и вешали их на священное дерево. Обмакнув березовые прутья в кровь, они окропляли всех присутствующих. Такого рода жертвы приносили Одину и Фрею. Эта сцена очень реалистично обыграна в сериале «Викинги». Эта информация для тех, кто свято верит, что руны – доброжелательные, а Боги в СТ добрые и пушистые в отличие от чернокнижных бесов. Конечно, с другой стороны – чего уж там христианскому священнику не померещится….

20 декабря
Ночь матери — это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Матерь Ночь, или Модреснах у англосаксов, был германо-скандинавским праздником.
Многое из этой традиции заимствовано сегодняшними христианскими торжествами. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Это время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время. Через 12 ночей в свои права вступит новый год. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Все в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь. Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан, весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, чтобы и души, и тела очистились. Венок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома. Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности — до 12-й ночи.

Зимнее солнцестояние Англ. Yule от дp.-сканд. iul, «колесо».
(21 декабря).
В этом периоде магически содержится весь год; из него же год и возpождается. Зимнее солнцестояние начинается в Ночь Матери и заканчиваются через двенадцать дней, в день собственно Солнцестояния. Это вpемя, когда стены, отделяющие сфеpу богов и богинь и дpугие миры и от Мидгарда, становятся весьма тонкими. Самое подходящее время для общения с богами и душами предков. Несомненно, из всех празднеств наших предков Йоль — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами. Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время». По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы. В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в зависимости от года с 19 по 22 декабря). Эта ночь называлась «материнской» и раньше, судя по всему, была посвящена ритуалам. В настоящее время ее встречают, проводя вечер в кругу семьи. Однако, самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира… Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 1—2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря). Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие — «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь. Следует заметить, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии и Швеции «Двенадцатая Ночь» (Кнутов день) приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако, большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

27-е декабря
 День рождения Фрейи у нордических народов.
Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии она считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис, диса ванов, или как Ванабрида.
Хотя Фрейя и была богиней любви, она могла быть не только ласковой, нежной и любящей удовольствия. Древние скандинавы и германцы полагали, что она любила и войну, и часто, под именем Вальфрейя, во главе валькирий отправлялась на поля сражений, выбирая половину из погибших героев, чтобы забрать их с собой. Поэтому ее часто изображают в кольчуге или шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть ее тела была покрыта обычным женским одеянием.
Фрейя перевозила доставшихся ей воинов в свой чертог в Фолькванг, где они блаженствовали. Кроме того, в ее чертог принимали девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих возлюбленных и мужей после их смерти. Радость и удовольствия, царившие в чертоге Фрейи, были настолько заманчивы, что женщины древней Скандинавии стремились на поле битвы, после того как в бою пали их любимые, надеясь встретить ту же участь. Часто они падали на мечи или шли на костер, где их заживо сжигали вместе с их возлюбленными.
Так как полагали, что Фрейя благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней.

31-е декабря
 В Скандинавии почитаются  Норны.
Скандинавские Норны во многом схожи с греческими Мойрами. Норна Урд (Судьба), это «та, кто приходила», Вертанди (Становление) — «та, кто приходит», Скуд (Долг) -«тот, кто должен придти». Первой норной была мудрая старая Урд («судьба»), читающая свиток прошлого. Вторую звали Верданди («становление»); она символизировала настоящее. Третья, Скульд («долг»), хранила свиток будущего. Норны жили возле источника Урд у корней мирового древа Иггдрасиль, которое они ежедневно опрыскивали влагой из источника. Существовало поверье, что норны лишь определяли судьбу богов, великанов, карликов и людей, но не могли ею распоряжаться.

31 декабря
Двенадцатой ночью заканчивается Йоль.

The Norse peoples of the Rinnarverse and Rabydosverse use various calendars, which are more or less similar to each other.

Galactic Norse calendar (Rinnarverse)[]

The Norse Galactics created a standard calendar based somewhat on the Gregorian calendar, but with its months named after the Old Icelandic calendar and it starting on 1 December instead of 1 January.

This calendar’s dates are determined by the seasons on the northern hemisphere of a planet.

Some Norse countries and cultures observe the festivals on the previous month (e.g. Yule on November instead of December).

Ýlir (December)[]

Unlike the old Icelandic calendar, Ýlir always starts on the first day of Yule instead of mid-September.

  • 1 Ylir — Odin’s Day; formerly an extra day to worship Odin in some countries, it has became into a day for research and science fairs.
  • 21 Ylir-1 Mörsugur — Yule, when Odin rides with his army against the monsters.

Mörsugur (January)[]

  • 6 Mörsugur — Vidukind Blot
  • 9 Mörsugur — Raud Blot, Heroes’ Day

Þorri (February)[]

  • early Þorri — Thorrablot
  • late Þorri — Disablot

Góa (March)[]

Women’s month.

Einmánuður (April)[]

Boys’ month.

  • 15 Einmanudur — Austra
  • mid-Einmanudur — Summer Blot, Sigrblot (in some countries); a sacrifice held for Odin. Also a date for Galactics to begin their wars.
  • 30 Einmanudur — Walpurgis Night, Rune Day; a festival held to celebrate Odin being hung for nine nights and discovering the sacred runes.

Harpa (May)[]

Skerpla (June)[]

  • 1 Skerpla — Summer Blot, Sigrblot (in other countries); a sacrifice held for Odin. Also a date for Galactics to begin their wars or execute criminals as sacrifices.
  • 3 Skerpla — Day of Fiery Cleansing, Dragonslayers’ Day; the first day of the Days of Fire, when the worldwide bombing of Earth ended World War III. In spite of the billions of deaths caused by the bombardment, the Vetarbroitar still celebrate this day because it was considered the day the Four Powers destroyed each other.
    • Some Vetarbroitar do not celebrate this day, because they consider it very unjust for their people to destroy Earth and add more victims to history’s atrocities. They burn offerings to the dead on that day.
  • 8 Skerpla — Lindisfarna Blot, Disfarna Blot, Day of Hatred, Revenge Day; an ideal day for war or terrorist attacks against «enemies of the ancestors». When not at war against their enemies, Galactics celebrate by burning wooden buildings representing the temples and palaces of Earthling empires.
    • As this festival led to deadly riots between pagans, Christians, and atheists, this festival was banned in the Rinnarit Republic and Bigton. It was also the day when both countries had to brace for Farsider bombings and raids every year: due to this, it is considered taboo to make jokes about Lindisfarne or Lindisfarna Day in both countries to prevent sectarian violence.
    • Nonetheless, Ivan York of the Rinnarit Republic sent his troops on that day to destroy Earth and slaughter its inhabitants.

Sólmánuður (July)[]

Heyamannir (August)[]

  • 1 Heyamannir — Freyfaxi Blot

Tvímánuður (September)[]

  • 23 Tvimanudur — Autumn Feast

Haustmánuður (October)[]

  • 30 — Vetrnaetr Blot

Gormánuður (November)[]

  • 1 — Day of Freyr

Various Norse calendars (Rabydosverse)[]

Like the many Nordic peoples that were scattered throughout the northern side of Jerde and the Galaxy, different calendars were used.

While some of these Nordic cultures begin their new years on different dates, the original new year’s date was at Yule, which corresponds to 21 December in our calendar. Usually, months begin on the 21st or 22nd day of the Gregorian month in the standardised Norse calendar of Jerde.

Jól (December)[]

Jól always starts on the first day of Yule instead of mid-September.

  • 1-12 Jol (21 December) — Yule. Formerly a solemn day when people prayed to the ancestors for their blessings, it devolved into a commercialist holiday for parties.
  • 3 Jol (23 December) — Day of the Lanterns. A Lysandrean festival where colourful lanterns were raised to honour the scores of gods in the Lysandrean religion.

Mörsugur (January)[]

Þorri (February)[]

  • Thorrablot — a market festival. It is also a day dedicated to the veneration of Thor.

Góa (March)[]

Einmánuður (April)[]

  • 9 Einmanudur (30 April) — Runes Day (in some countries)
  • 19 Einmanudur (9 May) — Einherjar Day (in some countries)

Harpa (May)[]

Skerpla (June)[]

  • 1/3/7 Skerpla (21 June) — Sigrblot, a festival where people pray for the blessings of their gods on their countries. Also known as National Prayer Day in Baesorja (3 Skerpla), Nolworra (7 Skerpla), and Daleskarnia (7 Skerpla).
  • 3 Skerpla (23 June) — Lithasblot, Midsummer, a festival where people in many countries offer their thanks to the gods for the harvest.
  • 3 Skerpla (23 June) — Baldr’s Day, a festival of chivalry, a celebration of knighthood, and a popular event for art galleries and light shows. Very popular in eastern Marnos and the New Republics, where many of its people pray to Baldr.
    • Syncretised in Heronoja, where Baldr and his son have become popular deities because of Baldr’s association with light and blonde hair.
    • One popular custom observed among the Besotrosk is drinking chamomile tea, as chamomile flowers are a symbol of their ancestor god Baldr.

Sólmánuður (July)[]

  • 21 Solmanudur (12/13 July) — Gallardin, the day of victory when the human Lysandreans prevailed over the forces of the human civilisation of Armasol, taking its place as the Seventh Galactic Empire. It is also the day when all Emperors of Lysandre were coronated in the names of Freyr and Gerda.

Heyamannir (August)[]

  • 1 Heyamannir (21 August) — Freyfaxi Blot, Harvest Day. This is the bigger festival used to honour Freyr, so Daleskarnians celebrate and worship Freyr on this day to thank him for the harvests and his blessings.
  • 2 Heyamannir (23 August) — Coronation Day, Foundation Day. According to Daleskarnian folklore, this was the day that Freyr established their nation in ancient times. It was also the start of the reign of every king and emperor in Daleskarnia, so it is celebrated with raising yellow and black flags in honour of their kingdom.

Tvímánuður (September)[]

Haustmánuður (October)[]

Gormánuður/Blótmánuður (November)[]

  • 1 Blotmanudur (21 November) — Day of Freyr, National Day. In the kingdom of Daleskarnia, where Freyr is its national god, this day is also National Day, and is celebrated with firework shows, mock battles, waving black and yellow flags, drum performances, and speeches from celebrities and nobles.
  • 11 Blotmanudur (1 December) — Day of Odin, Teachers’ Day. As Odin is the national god of Baesorja, it is also the kingdom’s National Day, observed with parades, military marches, scientific research, and fireworks launched and insulting speeches directed at neighbouring countries.
    • Other countries just do research and read books, or simply walk their dogs and feed corvids with nice dinners. It is also observed in some countries as Education Day or Teachers’ Day in honour of Odin’s quest for knowledge, when students celebrate their teachers and schools with gifts.
    • In the New Republics, the day of Odin is celebrated as the Day of Science, as Odin is venerated there as the god of knowledge. It is celebrated with research projects, expositions displaying technology, and the construction of advanced machinery. Students give teachers and smarter people gifts to honour (or mock) their wisdom.

Regional names[]

  • Daleskarnia: Jol, Moersur, Dorri, Gar, Einmand, Harv, Skerla, Solmand, Tvimand, Hausmand, Blosmand/Freyrmand
  • Baesorja:
  • Nolworra:
  • Lysandre: Ylor, Moresor, Thari, Gara, Eiramad, Herval, Fremonad, Solmandar, Termandar, Heisar, Blotandar
  • Aspiera (Sarmelonid Era): Ísar (ice), Forsta (frost)/Moni (moon), Asebrand (pirate king), Blimor (blossom), Jonfall (saplings), Flosiar (pirate king), Sellon (sun), Skjarnar (stars), Veltar (pirate king), Blözir (leaves), Raozor (pirate ship), Norusar (pirate king)
  • New Republics: Jól/Odinmánd, Moris, Dori, Gvon, Enománd, Arpia, Skepola, Solmánd, Heimánd, Tvarmánd, Hausománd
  • Siangwaanian Besotrosk: Jol, Moris, Þori, Góra, Einmánd, Arpia, Skerpla, Sólmánd, Hjemánd, Tvemánd, Hostmánd
  • Marnos: Jol, Morisor, Dorri, Garos, Aenmans, Harpa, Skirpla, Solmans, Tvimans, Haustamans, Blottamans
  • Hothro:

See also[]

  • Rinnarit calendar
  • Zergonian calendar
  • Heronoi calendar
  • Darroskei calendar
  • Bujanski calendar
  • Nordic mythology

The Norse peoples of the Rinnarverse and Rabydosverse use various calendars, which are more or less similar to each other.

Galactic Norse calendar (Rinnarverse)[]

The Norse Galactics created a standard calendar based somewhat on the Gregorian calendar, but with its months named after the Old Icelandic calendar and it starting on 1 December instead of 1 January.

This calendar’s dates are determined by the seasons on the northern hemisphere of a planet.

Some Norse countries and cultures observe the festivals on the previous month (e.g. Yule on November instead of December).

Ýlir (December)[]

Unlike the old Icelandic calendar, Ýlir always starts on the first day of Yule instead of mid-September.

  • 1 Ylir — Odin’s Day; formerly an extra day to worship Odin in some countries, it has became into a day for research and science fairs.
  • 21 Ylir-1 Mörsugur — Yule, when Odin rides with his army against the monsters.

Mörsugur (January)[]

  • 6 Mörsugur — Vidukind Blot
  • 9 Mörsugur — Raud Blot, Heroes’ Day

Þorri (February)[]

  • early Þorri — Thorrablot
  • late Þorri — Disablot

Góa (March)[]

Women’s month.

Einmánuður (April)[]

Boys’ month.

  • 15 Einmanudur — Austra
  • mid-Einmanudur — Summer Blot, Sigrblot (in some countries); a sacrifice held for Odin. Also a date for Galactics to begin their wars.
  • 30 Einmanudur — Walpurgis Night, Rune Day; a festival held to celebrate Odin being hung for nine nights and discovering the sacred runes.

Harpa (May)[]

Skerpla (June)[]

  • 1 Skerpla — Summer Blot, Sigrblot (in other countries); a sacrifice held for Odin. Also a date for Galactics to begin their wars or execute criminals as sacrifices.
  • 3 Skerpla — Day of Fiery Cleansing, Dragonslayers’ Day; the first day of the Days of Fire, when the worldwide bombing of Earth ended World War III. In spite of the billions of deaths caused by the bombardment, the Vetarbroitar still celebrate this day because it was considered the day the Four Powers destroyed each other.
    • Some Vetarbroitar do not celebrate this day, because they consider it very unjust for their people to destroy Earth and add more victims to history’s atrocities. They burn offerings to the dead on that day.
  • 8 Skerpla — Lindisfarna Blot, Disfarna Blot, Day of Hatred, Revenge Day; an ideal day for war or terrorist attacks against «enemies of the ancestors». When not at war against their enemies, Galactics celebrate by burning wooden buildings representing the temples and palaces of Earthling empires.
    • As this festival led to deadly riots between pagans, Christians, and atheists, this festival was banned in the Rinnarit Republic and Bigton. It was also the day when both countries had to brace for Farsider bombings and raids every year: due to this, it is considered taboo to make jokes about Lindisfarne or Lindisfarna Day in both countries to prevent sectarian violence.
    • Nonetheless, Ivan York of the Rinnarit Republic sent his troops on that day to destroy Earth and slaughter its inhabitants.

Sólmánuður (July)[]

Heyamannir (August)[]

  • 1 Heyamannir — Freyfaxi Blot

Tvímánuður (September)[]

  • 23 Tvimanudur — Autumn Feast

Haustmánuður (October)[]

  • 30 — Vetrnaetr Blot

Gormánuður (November)[]

  • 1 — Day of Freyr

Various Norse calendars (Rabydosverse)[]

Like the many Nordic peoples that were scattered throughout the northern side of Jerde and the Galaxy, different calendars were used.

While some of these Nordic cultures begin their new years on different dates, the original new year’s date was at Yule, which corresponds to 21 December in our calendar. Usually, months begin on the 21st or 22nd day of the Gregorian month in the standardised Norse calendar of Jerde.

Jól (December)[]

Jól always starts on the first day of Yule instead of mid-September.

  • 1-12 Jol (21 December) — Yule. Formerly a solemn day when people prayed to the ancestors for their blessings, it devolved into a commercialist holiday for parties.
  • 3 Jol (23 December) — Day of the Lanterns. A Lysandrean festival where colourful lanterns were raised to honour the scores of gods in the Lysandrean religion.

Mörsugur (January)[]

Þorri (February)[]

  • Thorrablot — a market festival. It is also a day dedicated to the veneration of Thor.

Góa (March)[]

Einmánuður (April)[]

  • 9 Einmanudur (30 April) — Runes Day (in some countries)
  • 19 Einmanudur (9 May) — Einherjar Day (in some countries)

Harpa (May)[]

Skerpla (June)[]

  • 1/3/7 Skerpla (21 June) — Sigrblot, a festival where people pray for the blessings of their gods on their countries. Also known as National Prayer Day in Baesorja (3 Skerpla), Nolworra (7 Skerpla), and Daleskarnia (7 Skerpla).
  • 3 Skerpla (23 June) — Lithasblot, Midsummer, a festival where people in many countries offer their thanks to the gods for the harvest.
  • 3 Skerpla (23 June) — Baldr’s Day, a festival of chivalry, a celebration of knighthood, and a popular event for art galleries and light shows. Very popular in eastern Marnos and the New Republics, where many of its people pray to Baldr.
    • Syncretised in Heronoja, where Baldr and his son have become popular deities because of Baldr’s association with light and blonde hair.
    • One popular custom observed among the Besotrosk is drinking chamomile tea, as chamomile flowers are a symbol of their ancestor god Baldr.

Sólmánuður (July)[]

  • 21 Solmanudur (12/13 July) — Gallardin, the day of victory when the human Lysandreans prevailed over the forces of the human civilisation of Armasol, taking its place as the Seventh Galactic Empire. It is also the day when all Emperors of Lysandre were coronated in the names of Freyr and Gerda.

Heyamannir (August)[]

  • 1 Heyamannir (21 August) — Freyfaxi Blot, Harvest Day. This is the bigger festival used to honour Freyr, so Daleskarnians celebrate and worship Freyr on this day to thank him for the harvests and his blessings.
  • 2 Heyamannir (23 August) — Coronation Day, Foundation Day. According to Daleskarnian folklore, this was the day that Freyr established their nation in ancient times. It was also the start of the reign of every king and emperor in Daleskarnia, so it is celebrated with raising yellow and black flags in honour of their kingdom.

Tvímánuður (September)[]

Haustmánuður (October)[]

Gormánuður/Blótmánuður (November)[]

  • 1 Blotmanudur (21 November) — Day of Freyr, National Day. In the kingdom of Daleskarnia, where Freyr is its national god, this day is also National Day, and is celebrated with firework shows, mock battles, waving black and yellow flags, drum performances, and speeches from celebrities and nobles.
  • 11 Blotmanudur (1 December) — Day of Odin, Teachers’ Day. As Odin is the national god of Baesorja, it is also the kingdom’s National Day, observed with parades, military marches, scientific research, and fireworks launched and insulting speeches directed at neighbouring countries.
    • Other countries just do research and read books, or simply walk their dogs and feed corvids with nice dinners. It is also observed in some countries as Education Day or Teachers’ Day in honour of Odin’s quest for knowledge, when students celebrate their teachers and schools with gifts.
    • In the New Republics, the day of Odin is celebrated as the Day of Science, as Odin is venerated there as the god of knowledge. It is celebrated with research projects, expositions displaying technology, and the construction of advanced machinery. Students give teachers and smarter people gifts to honour (or mock) their wisdom.

Regional names[]

  • Daleskarnia: Jol, Moersur, Dorri, Gar, Einmand, Harv, Skerla, Solmand, Tvimand, Hausmand, Blosmand/Freyrmand
  • Baesorja:
  • Nolworra:
  • Lysandre: Ylor, Moresor, Thari, Gara, Eiramad, Herval, Fremonad, Solmandar, Termandar, Heisar, Blotandar
  • Aspiera (Sarmelonid Era): Ísar (ice), Forsta (frost)/Moni (moon), Asebrand (pirate king), Blimor (blossom), Jonfall (saplings), Flosiar (pirate king), Sellon (sun), Skjarnar (stars), Veltar (pirate king), Blözir (leaves), Raozor (pirate ship), Norusar (pirate king)
  • New Republics: Jól/Odinmánd, Moris, Dori, Gvon, Enománd, Arpia, Skepola, Solmánd, Heimánd, Tvarmánd, Hausománd
  • Siangwaanian Besotrosk: Jol, Moris, Þori, Góra, Einmánd, Arpia, Skerpla, Sólmánd, Hjemánd, Tvemánd, Hostmánd
  • Marnos: Jol, Morisor, Dorri, Garos, Aenmans, Harpa, Skirpla, Solmans, Tvimans, Haustamans, Blottamans
  • Hothro:

See also[]

  • Rinnarit calendar
  • Zergonian calendar
  • Heronoi calendar
  • Darroskei calendar
  • Bujanski calendar
  • Nordic mythology

Календарь в скандинавских странах делил год на два основных сезона — зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаменовалось длинными днями и белыми ночами, а зима — короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю).

В языческие времена Скандинавия безусловно праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам. (При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли быть несколько иными, нежели на самом Скандинавском полуострове.)

Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в современном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Общеизвестными древними праздниками являются:

· Ветрнэтр («зимние ночи») — первые зимние ночи (по исл. календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, эти самые ночи перед началом зимы в субботу 21-27 октября.

· Йоль — праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6-9 января.

· Сумарблот («летнее жертвоприношение») — возможно первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по ст. стилю 9-15 апреля).

· Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году.

· Альтинг — время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей «середины лета».

Упоминается в сагах еще «дисаблот» («жертвоприношение дисам») — когда оно производилось — неизвестно. Вполне вероятно, что это было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.

Общепринятыми современными языческими праздниками, дополнительно ко всем вышеперечисленным являются:

· Торри или праздник Донара (Тора) в конце января.

· Праздник дис в начале февраля.

· Майский день. 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпургиева ночь конетинентальных германцев и общепринятый праздник всех язычников.

· Сигблот («почитание победы»), упоминаемое Снорри Стурлуссоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англо-саксов назывался Остара, приходящийся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21 — 23 марта.

· Фрейфакси или Хлебный праздник (1 августа).

Таким образом современные язычники дополняют уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычников кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая — Бельтайн, Остара — весеннее равноденствие, 1 августа — Лагнасад.

Праздник Торри — это до сих пор празднуемый в Исландии народный праздник, «день бондов», в наши дни празднуемый как «день мужчин» (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как «крестьяне», а не «воины»). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный «день женщин», «встреча Солнца», день Локи, «собачьи дни».

20 июня и 23 декабря, то есть практически в дни летнего и зимнего солнцестояний празднуются дни Торлака, соответственно летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом и последняя дата является датой его смерти, а первая — датой перенесения его останков в храм. Хотя эти даты приблизительно совпадают с датой солнцестояний, следует отметить, что во времена епипскопа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее где-то на 15 декабря.

9 января — Поминовение Рауда Могучего, норвежского предводителя язычников, убитого конунгом Олавом Трюггвасоном за отказ принять христианство. На его дочери потом пытался жениться конунг, она попыталась его убить, но он это предвидел. Когда дочка Рауда Могучего поняла, что убийство мужа не состоялось, она уехала и никогда больше с Олавом не встречалась.

9 февраля — Поминовение Эйвинда Рваная Щека. Он также отказался принять христианство и конунг Олав поставил ему на живот чашу полную горящих угольев. Эйвинд все равно не принял крещения, и, как говорит «Сага об Олаве сыне Трюггви», признался в нечеловеческом своем происхождении, свершенном только благодаря колдовству финнов. (Не менее примечательна смерть от руки Олава и его тезки — Эйвинда Болото. Последний тоже был колдуном и, как рассказывает сага, даже повел войско колдунов против конунга Олава, но все они погибли.)

14 февраля — праздник Вали. Это, конечно же, «переделанный» язычниками день св. Валентина. В это же время праздновались римские Луперкалии. Никаких причин чтить именно Вали в этот день нет, но язычники советуют, коль у вас нет с кем отпраздновать Луперкалии, то посидеть и поразмыслить на тему чести и обязанностей перед предками (то есть на тему бога Вали, сына Одина). Такая вот альтернатива дню св. Валентина.

28 марта — день Рагнара Кожаные Штаны, разграбившего в 845 году Париж. Художественный пересказ этой истории можно видеть в фильме «Викинги» с Кирком Дугласом. В этот день можно смотреть этот фильм и, подвыпимши, кричать «Hail Ragnar!».

9 апреля — Поминовение ярла Хакона Сигурдсона (Могучего). Этот хладирский ярл оказывал самое ожесточенное сопротивление проникновению христианства в Норвегию и конунгу Олаву Трюггвасону. Ярл Хакон чтил языческих богов, как мало кто из правителей в это время, но потерпел неприятности обидев Торлейва Ярлова Скальда, а потом был убит бондами из-за своего чрезмерного сластолюбия.

9 мая — Поминовение конунга Гудрёда из Гудбрандсдалира, которому отрезал язык конунг Олав Святой после подавления «заговора конунгов». Как сказал об этом скальд Оттар Черный:

Конунгов ты выгнал
Прочь, побег сорочки
Сёрли, пересилил
Всех зачинщик сечи.
Усек язык князю
Северному живо,
От тебя владыки
Подале бежали.
(Цит. по Круг Земной. Сага об Олаве Святом. С. 215)

30 мая — День Поминовения погибших на войнах (обычай в США) Современные американские язычники северного толка празднуют в этот день «День Эйнхериев».

9 июня — Поминовение Сигурда Убийцы Фафнира, из «Саги о Вёльсунгах». Надо сказать, что Сигурд — лицо скорее легендарно-мифическое, нежели историческое. Он оказался клятвопреступником (став мужем Брюнхильд и имея с ней ребенка, женился на Гудрун), сознательно стал обманщиком (прошел брачное испытание под видом другого человека — Гуннара), помог Гуннару овладеть Брюнхильд, а потом не стал скрывать от своей жены Гудрун то, что обманул Брюнхильд. Все это привело к распре женщин, и в результате — к смерти самого Сигурда. На смертном ложе Брюнхильд все-таки «овладела» Сигурдом, приняв смерть рядом с ним как его истинная жена.

9 июля — Поминовение Унн Мудрой, матриарха по своему положению и характеру, одной из прародительниц славных родов в Исландии.

29 июля — День смерти Олава Святого. Некоторыми язычниками почитается как праздник. Видится в этом, однако, неуместное позерство и легкомыслие.

9 августа — Поминовение короля Радбода Фризского — одного из варварских вождей периода миграции.

28 октября — Поминовение Эйрика Рыжего, героя «Саги об Эйрике Рыжем».

9 ноября — Поминовение правительницы Сигрид Гордой, сторонницы языческой веры. Почитаема современными язычниками, так как отвергла супружеские домогательства Олава Трюггвасона. Перед тем, однако, она успела отвергнуть предложения и других конунгов довольно доступным для понимания образом — спалила их в бане. Один из этих конунгов был из Гардарики, то есть Руси.

9 декабря — Поминование Эгиля Скаллагримсона. Гениальный поэт (и по современным меркам), сильный и ловкий воин, убийца и мародер, жадноватый хозяин и — в конце жизни — вызывающий сочувствие и какие-то трогательные чувства старик.

Бельтайн

1 мая

Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября

Имболк

2 февраля

По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко». Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению.

Торраблоут

22 января

С конца января и до конца февраля в Исландии празднуется Торраблоут (Torrablout). Название праздника происходит от четвертого месяца зимы по исландскому календарю — Торри (до сих пор в Исландии принято выделять только два времени года: лето и зиму). Впервые упоминания о празднике встречаются в рукописях 13 века, поэтому Торраблоут считается древним, уходящим в языческую эпоху событием. Официально он стал отмечаться только с 1960 года прошлого века.

Хогманай

31 декабря

Хогманай (Hogmanay) — это Новый год в шотландском национальном стиле. Это масштабное событие включает в себя факельные шествия (и вообще всякого рода огненные развлечения), а также разные вечеринки, представления и аттракционы. Самые значительные хогманайские мероприятия проходят на улицах Эдинбурга и Глазго.

Двенадцатая ночь

31 декабря

Двенадцатой ночью заканчивается Йоль. Двенадцатая ночь — это ночь рождения нового года, нового жизненного цикла.

В двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются в месте празднования Йоля, чтобы веселым пиром приветствовать новую жизнь. Считается, что это самое мирное время в году, когда даже злые духи достойны уважения, приветствия и праздничного угощения.

Существует поверье, что свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь. Горение свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу.

Следующий день после Двенадчатой ночи считался «Днем судьбы». Новое, вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется. Все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. Отсюда, возможно, и повелась известная присказка — как Новый год встретишь, так его и проведешь.

Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой ночи. Кстати, и самую большую силу имеют слова, которые были произнесены в Двенадцатую ночь.

Другое название — Сноглтог (англ. Snoggletog) — традиционный зимний праздник викингов (аналог Рождества), который проходит раз в год. Суть праздника заключается в том, что дети викингов оставляют свои шлемы, а Один кладет туда подарки.

Йоль

21 декабря (дата для 2009 года)

Из всех празднеств наших предков «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

День Локи

11 июня

День Локи (анг. Loki Day) — это событие, представленное впервые в анимационном сериале: «Драконы: Гонки по Краю» в эпизоде: «Шок и ужас» и упоминающийся в некоторых других эпизодах. В этот день принято веселиться и подшучивать над друзьями

День Весенья

1 апреля (предположительно)

День Весенья — это ежегодный праздник у жителей Олуха. Каждый год викинги в этот праздник собираются на арене, чтобы понаблюдать за соревнованием юных участников.

Соревнование состоит из 3 классических испытаний: бег на бревне, метание топора и бег с овцами за плечами. После приручения драконов, в празднике появилось 3 новых испытания: летай-стреляй, фристайл (в этом состязании надо показать уникальный трюк верхом на драконе) и полоса препятствий. За каждую победу викинг получает 1 очко. Подсчёт очков ведётся на большом холсте с изображением каждого участника. В случае равенства очков между лидерами, проводиться специальная гонка, часть которой викинги проходят сами, а часть — верхом на драконах.

Седмица Борка

26 августа (предположительно)

Седмица Борка — это праздник в честь Борка, который мы увидели в 19 серии 1 сезона. Как говорил Рыбьеног: «Борк убивал драконов, только для самообороны, он их изучал описывал в мемуарах. Жил и дышал ими». Первый раз в праздник Стоик попросил своего сына устроить «воздушно-драконий парад». Также в этот день Стоик и Плевака отдали Иккингу архивы Борка. В седмицу Борка , которую нам показали в 19 и 20 серии 1-го сезона сериала был проведён первый в истории парад драконов, состоящий из нескольких диких Змеевиков, Громмеля — Сардельки, Ужасного чудовища — Кривоклыка, Громгильды и Беззубика (нечто похожее было в сериале Гонки по краю в 3 сезоне).

Торов Четверг

В конце года (30-31 декабря, предположительно)

Торов Четверг был воистину грандиозным праздником! Не желая упустить шанс столь крутого развлечения, на Остров Олух через Внутренний океан приплыли даже Остолопы — непримиримые соперники племени Лохматых Хулиганов, обитатели соседних Остолопских островов. Роль этого праздника заключается в том, что юные викинги показывают, как они выдрессировали своих драконов. Если кто-то из подростков не справляется с этим, то его выгоняют из племени (нет, ошибочка. Это шутка :3)

⊱∽∽∽∽∽⊰✾⊱∽∽∽∽∽⊰

Дни недели

⊱∽∽∽∽∽⊰✾⊱∽∽∽∽∽⊰

Суббота (Lordag) — это Laugardag. В этот день древние язычники в Эпоху Викингов и раннего Средневековья обычно мылись сами, мыли и очищали свой дом. Кстати, этот обычай держится и до сих пор. Суббота — практически всем известна, как банный день. Кстати, бани были одинаковыми и у викингов, и в Киевской Руси.

Воскресенье (Sondag) — в эпоху язычества у викингов это был день отдыха, он назывался Sunnadag, который означает «день солнца» или солнечный день. Чуть позже его переименовали в Sondag, чтобы сделать этот священный языческий день более христианским.

Понедельник (Manensdag) — день луны, лунный день, день богини Мани.

Вторник (Tysdag) — день бога Тюра.

Среда (Odinsdag) — день верховного бога Одина или Вотана (разные имена верховного бога германо-скандинавской мифологии).

Четверг (Torsdag) — день бога Тора.

Пятница (Freysdag) — день бога Фрейра и также по некоторым источникам также и день богини Фрейи или богини Фригг (жены Одина).

Языческие праздники Языческие праздники – это особые времена, когда истончаются границы меж мирами (Фото: solarseven, по лицензии Shutterstock.com)

Когда-то практически весь мир был «языческим». Сейчас, когда половину человечества обратили либо в христианство, либо в ислам, язычников гораздо меньше, однако это еще не доказательство того, что «язычество» менее ценно по сравнению с мировыми религиями.

Календарь праздников для язычников – это годичный круг, это зима и весна, это жизнь, смерть и возрождение. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Календарь показывает родство всех живущих под Солнцем и Луной. Вокруг календаря вращается весь круг труда и отдыха.

Календарь с его праздниками, помогает живущим со вниманием смотреть на Природу, восстановить силы и сохранить чувство своей неслучайности на Земле. Воплощенная в календаре народная мудрость отражает все богатство настроений и обликов Живой Природы – вечно преображающейся, умирающей и неизменно воскресающей, а потому – бессмертной.

Языческие праздники были не просто красными датами календаря, это особые времена, когда истончаются границы меж мирами. И не они зависят от календаря, а он от них.

Течение времени определяли сезоны повторяющихся праздников. Таких точек перехода было 8. Непростая цифра для всей древней традиции. Отмечали зимнее и летнее солнце стояния (22 декабря; 21 июня), осенние и весеннее равноденствия (21 марта, 22 сентября), кроме того, смену годовых сезонов (1 ноября, 1 мая, 2 февраля и 1 августа).

Самый простой способ войти в этот мир единым неотъемлемым целым, как входили наши предки и те, что, будут жить после нас – это пройти Круг Года вместе с умирающим и обновляющимся миром. Начиная с простого представления о сильных точках года, мы постепенно учимся  улавливать моменты перехода, те точки, когда грань миров открыта, вместе со стихиями и силами мира, мы взлетаем и падаем на волнах возрождения и смерти, с каждым разом все большее понимание неподвижной точки центра, в которой находится сам мир независимо от происходящих в нём изменений и в которую, стремясь к высшей гармонии, когда-нибудь попадём и мы.

Вместе с пониманием этих волн придет неожиданно новое восприятие народных праздников, обычаев, имен и путей Богов, противоборствующего единения стихий. 

Всего в разделе — 22 праздника.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники у сикхов
  • Праздники у семейских
  • Праздники у протестантов пятидесятников
  • Праздники у немцев осенью
  • Праздники у нацистов