Праздники урала кратко

. Коррекционная школа, Презентации, 6 класс, Материалы к урокам, Национальные праздники народов Урала

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 25.01.2023 10:34

Белова Яна Леонидовна

Учитель-дефектолог

33 года

рейтинг4 683
место6 670

Местоположение

Россия, Свердловская область

Национальные праздники народов Урала

07.06.2021 21:19

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Национальные праздники народов Урала»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Праздники и обряды народов среднего Урала. Календарные праздники и обряды русских

Подробности
Просмотров: 342

Урал испокон веков славится многоцветием культур. Средний Урал  – один из богатейших по национальному составу регионов России. Здесь в мире и согласии проживают люди более 160 национальностей. И у каждого народа – свои обычаи и традиции, праздники и обряды.

Календарная обрядность русских Прикамья имела основные черты, характерные как для северно — русской, так и для средне — русской зоны. Наиболее значительными комплексами обрядности были Пасхальный, Троицкий, Осенний, связанный с уборкой зерновых и огородных культур, Святочный и Масленичный.

Пасхальный цикл обрядности был наполнен символикой нового рождения и связывался со встречей весны и началом нового земледельческого сезона. Обрядовые действия, призванные обеспечить благополучие в течение всего года, совершились в Великий четверг накануне Пасхи. Чтобы обеспечить успех в хозяйственных делах, рано утром, до солнышка, совершалось множество разнообразных магических действий. «Чтобы урожай был», имитировали сев и трясли борону, проводили символическую уборку огородных культур, «ходили, будто все убирали из огорода и говорили, это чтобы всё хорошо в огороде велось». Чтобы был успех в делах, в Великий четверг изображали сбор грибов. Чтобы обеспечить успех в охоте, «чтоб дичь попала», предписывалось стрелять «до солнышка» из ружей. Для обеспечения успеха в пчеловодстве в Великий четверг выставляли пчёл, «чтоб лучше велись».

Многие предметы, полученные или специально приготовленные в этот день, наделялись особыми охранительными свойствами. В Великий четверг приносили в дом и в конюшню ветки можжевельника, «чтобы беды не было». Женщины в этот день пряли справа налево нитку, способную защитить человека и домашних животных: «В Великоденный четверг до свету шулепную нитку пряли, чтобы не изурочили, на пояс надевали». 

Пасха отмечалась как один из самых больших годовых праздников как церковного, так и народного календаря. Важное значение, в праздновании Пасхи отводилось посещению храма и церковным службам. Наибольшую значимость имели крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!»

Знаком, символом праздника Пасхи являлось окрашенное в красный цвет яйцо. Оно непременно присутствовало на праздничном столе, именно им принято было разговляться с Великого поста. Пасхальными яйцами обменивались при первом пасхальном приветствии друг друга, окрашенные яйца дарили детям во время пасхальных обходов домов,  проводили игры с яйцами. Наиболее распространенной игрой было сбивание мячом яиц, расставленных в ряд, а главным пасхальным развлечением молодежи были качание и игры у качелей. 

На Благовещенье было принято выпекать обрядовое печенье – жаворонков. В весенний период совершались и хозяйственные ритуалы, связанные с началом сева и первым выгоном скота. Главным ритуальным атрибутом начала сева выступает яйцо, которое во время сева закопать в землю.

С первым севом связаны и некоторые запреты. «Не надо сеять, когда печка топится и дым валится, от этого в хлебе будет головня». После завершения сева в некоторых деревнях проводили освещение полей: «Отсеялись, надо моление сделать, у часовни помолятся, полем пройдут, освятят».

К весеннему периоду у русских  приурочивались и поминальные обряды, совершаемые во вторник после Паски — на Семик, четверг перед Троицей, а также в Троицкую субботу. В Семик Троицкую субботу посещение кладбища было обязательным.

Главным атрибутом Троицких праздников  была берёзка, с которой совершались разнообразные обрядовые действия. В Троицу или накануне праздника, в Семик, девушки ходили завивать веники на берёзках, через несколько дней с венками проводили гадания: их пускали по воде и смотрели, поплывёт или утонет венок, главная цель гадания – узнать, выйдет или нет девушка замуж. Если венок поплыл – девушку ожидало замужество.

Обряды, приуроченные ко дню Иоанна Крестителя, в народе называемого Иваном Купалой, заключались в молодежных гуляньях с зажиганием костров и обливанием водой. С ночью на Ивана Купалу тесно связано представление о проявлении таинственных сил природы. В 12 часов ночи крестьяне ходили собирать цветущий папоротник, веря в то, что нашедший его станет счастливым. И считали грехом начинать косить травы до Иванова дня.

Про Петров день  говорили «пришли Петровки – готовь литовки», с которого повсеместно начинали выезжать на сенокос, и развлечения надолго прекращались, перерыв в работе допускался лишь в Ильин день.

Ильин день  был временем начала жатвы. Было принято печь хлеб или варить кашу из зерна и муки нового урожая. Жатвенные обряды разделялись на два вида: зажиночные и обжиночные.

Основным зимним празднично-обрядовым циклом был Святочный. Святками  обычно называли период от Рождества до Крещения.

С Рождества до Крещения шли широко распространённые святочные обряды. Большое веселье доставляли ряженые. Рядились стариками, старухами, мужчины — в женскую, а женщины – в мужскую одежду, а также наряжались медведем, козой. Лицо раскрашивали, закрывали редкой тканью или маской. Переодевание, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. Обрядовое преображение в животных и птиц должно было обеспечить благоденствие. Ряженых называли полудницами,  шуликанами,  горбунцами.

Молодежь развлекалась гаданием. Девушки, пытаясь узнать о своем будущем замужестве, выходили на перекрестки дорог, тропинок и прислушивались. Невесту ожидала дорога в ту сторону, откуда доносились звуки; лай собаки и звуки колокольчиков предвещали замужество, а донесшийся плач – горе.

Святочными увеселениями повсеместно были посиделки. Здесь пели, играли, плясали, заводили знакомства. Развлечения совмещали с работой – девушки пряли, парни вырезали деревянную посуду.

Святочный цикл заканчивался Крещением. Накануне праздника пекли обрядовое печенье в виде коней, коровок, птиц, носившее название козульки. Им угощали всех пришедших в дом. Важным моментом Крещения являлся ход на Иордан – прорубь на реке – за святой водой. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо.

Главным праздником весеннего цикла была Масленица. В масленичных обрядах с особой полнотой воплотился культ плодородия. Последняя неделя перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, называлась масленой, или сырной, седмицей. Это время (конец февраля — начало марта) исстари считалось переломным в годовом круге – зима провожается, весна встречается. Обязательной на Масленицу была обильная жирная пища, так как считалось, что в момент пробуждения природы через нее передавались и принимались человеком благодатные природные силы.

Последние три дня масленой недели (пятница, суббота, воскресенье) были проводами масленицы. Самым праздничным было воскресенье, называемое прощеным: просили друг у друга прощения за явные и мнимые обиды. При проводах праздника жгли костры, проводили ритуальное сжигание чучела Масленицы.

Масленичными обрядами заканчивалось веселое и шумное время. Наступивший семинедельный Великий пост наполнялся идеей очищения от грехов, покаяния: впереди была весна, и нужно было встретить ее с чистой душой.

01

02

03

Южный Урал. Народные праздники

Южный Урал. Народные праздники: календарь памятных и знаменательных дат 2016 года / Администрация Губернатора Челябинской области [и др.] ; [редакционная коллегия : В. И. Богдановский [и др.] ; авторы текстов : В. И. Богдановский [и др.] ; фото : А. Ю. Боровикова [и др.]. — Челябинск: Каменный пояс, 2016. — 129, [2] с. : цв. ил.

Эта красочная, необычная книга издана в Челябинске в 2015 году и рассказывает она о праздниках, которые отмечаются на территории Челябинской области, начиная с 1 января каждого года. Это и календарные праздники, и религиозные, праздники разных национальностей, населяющих нашу Челябинскую область. Фотографии, опубликованные в альбоме, рассказывают о народных праздниках и календарных обрядах, массовых играх и забавах, основных современных торжествах и общественных событиях, отмечаемых на Южном Урале. Вместе с фотографиями в альбом вошла информация о памятных датах и праздниках. В книге рассказано об их происхождении, описаны современные и старинные традиции.

Урал — многонациональный уголок России, в котором тесно сплелись обычаи и традиции коренных народов. Долгое время эти обширные территории оставались малодоступными для внешнего мира, поскольку морской путь сюда пролегал через суровые холодные моря, а по сухопутным маршрутам лежали огромные непроходимые леса. Это стало причиной того, что в этом регионе интересные традиции народов Урала развивались и укреплялись с каждым поколением. Сейчас туристы и гости могут тут узнать так много интересного о самобытных обычаях и культуре, что рассказать всё в одной статье сложно.

Традиции Урала

Горы и пещеры

Традиции народов среднего и южного Урала тесно связаны с особым отношением к горам. Это настоящий кладезь самоцветов и других ископаемых пород, которые стали главным символом региона. Такое богатство стало основой народного промысла, и в благодарность за сокровища своей земли люди относились к горам с особым трепетом. Существовала вера в то, что эти залежи находятся под охраной потусторонних сил: могут быть благосклонными к честным и трудолюбивым людям, но если что-то им не понравится, то кара будет страшной.

Обвалы в пещерах и смерти старателей были частыми, поэтому уберечь себя старались тем, чтобы не вызывать немилость магических владык земли, бережно относиться к добытому на приисках, правильно распоряжаться им. Обо всём этом прекрасно написано у Бажова в сборнике «Малахитовая шкатулка», который стал уникальным собранием сказов, отражающих народные традиции и ремёсла коренных народов Урала.

Старатели 19 века на Урале

Старатели 19 века на Урале

К сожалению, сейчас запасы уральских недр практически истощены, но память о былом богатстве до сих пор сохраняется в культурном наследии региона.

Необычный праздник

Туристам, которые хотят воочию понаблюдать интересные обычаи и ритуалы, стоит приехать на Урал ближе к Змеиному празднику. Его празднуют 25 сентября. Корни этого обычая уходят ещё в язычество, хотя позже он трансформировался в христианский Артамонов день.

В это время на Урале обычно уже прохладно, поэтому змеиный царь выходит из глубины земли, созывает всех своих подданных, чтобы увести с собой в недра на всю зиму до следующей весны. Был один важный момент: местные на Змеиный праздник могли подсмотреть, где группируются эти змеи, потому что вход в подземное царство у них расположен в тех местах, где есть большие самородки. Если разработать там прииск, можно быстро стать очень богатым.

Уральская черная гадюка

Народные умельцы

Весь мир знает уральские самоцветы.  Но дело не только в том, что в этом регионе хранились несметные природные богатства. Ещё здесь жили талантливые декораторы и мастера по обработке драгоценных камней. Лучшие образцы ювелирного искусства изготовлены именно тут, и они заслуженно обрели международную славу.

Это мастерство начало развиваться ещё с тех пор, как Пётр I основал гранильную промышленность. С тех времён огранка и обработка самоцветов стали делом, которое часто передавалось из поколения в поколение. Именитые мастера нередко набирали учеников со стороны, проводя жёсткий отбор. Заниматься ювелирным делом было очень престижно, так как профессия давала отличный доход.

Ювелирное украшение от мастеров Урала

В искусных изделиях воплощались культурные художественные традиции Урала, по которым можно отследить изменения в тенденциях оформительского мастерства. Фантазия и отличный вкус — основные характеристики уральских мастеров.

Жилище

Многовековая история этого региона интересна во всех проявлениях. Традиционные жилища здесь напоминали обычные русские избы, но при этом особое внимание уделяли художественной обработке. Иногда на крыше устанавливали высокие палки со щитком, на котором рисовали солнце или цветочный орнамент. В некоторых дворах такие шесты прилаживались прямо возле ворот.

Национальные наряды

Народные традиции Урала и уральского народа воплотились в одежде. Южноуральские, башкирские и татарские костюмы имеют одно происхождение. Они напоминают стандартные одежды кочевников из Сибири и Центральной Азии. На платьях присутствовала вышивка, а под них надевали безрукавку. На голову женщины надевали кашмау — головной убор наподобие колпачка. Сверху кашмау оборачивали белым покрывалом. У женщин колпачок был однородным, а у незамужних девушек — украшен бисером и монетами.

Головной убор кашмау

В некоторых областях женским нарядом был сарафан, под которой носили длинную рубаху с рукавами. Грудь украшал самый яркий элемент национального костюма — нагрудник. На него нашивали монеты, кораллы, кусочки стёкол или самоцветов, звенья и т.д. Этот элемент костюма очень тяжёлый, но он считался самым важным, и не только из-за красоты: по нему определяли, насколько богата семья девушки и хорошее ли приданное дадут за невесту. У мужчин национальный костюм был ярким. Он состоял из штанов и рубахи, а сверху в праздники надевали кафтан. Самой распространённой обувью были лапти, а в холодное время года – сапоги.

Формирование национальной одежды не остановилось по сей день. Сейчас многие уральцы облачаются в такие одежды на современный манер на праздники, на свадьбы и другие торжества, и это становится всё более распространённой традицией.

Гостеприимство

Гостеприимство можно назвать культом на Урале. Даже если в дом заглянул незваный гость, его досыта накормят лучшими блюдами, которые есть в семье. Радушие и дружелюбие — это то, что ощутит каждый человек в провинциях и сейчас. Нельзя отказываться от угощения, потому что это будет расценено как оскорбление. На прощание уральцы ещё и одаривали своих гостей какими-то подарками или давали с собой блюда в дорогу. Но нужно быть начеку, поскольку к гостям было одно требование: гостить можно было до 3 дней. Даже если вас уговаривают остаться подольше, в этот срок нужно поблагодарить хозяев от души за всё и уйти.

Уральское гостеприимство

Отношение к детям

Одна из традиций народов среднего и других частей Урала — стремление иметь семью, детей, для которых делать всё возможное. К новорожденным всегда было очень трепетное отношение. Существовал такой обычай: на малыша в первый день жизни надевали овечий кожух мехом наружу и несли его вокруг дома. Считалось, что только после этого он становится полноценным членом рода.

В люльку к мальчику клали какой-нибудь инструмент, чтобы он стал настоящим мастером в этом деле, когда вырастет, а девочкам возле подушки клали букетик льна.

В 3 года проводили особый ритуал — «постриг», во время него по-разному подчёркивали половую принадлежность ребёнка. Все друзья и родственники приходили к родителям с подарками, которые пригодятся позже: мальчикам — инструменты или уздечку, а девочкам — нитки, шерсть и пр. Дочери в этом время впервые плели косичку, а сыновей стригли «кружком». Всех нужно было накормить, принять приятные пожелания и подарки.

Традиционная уральская семья

На Урале почти каждая семья была многодетной, но при этом все старшие сыновья и дочери помогали присматривать за младшими. В семье всегда царила атмосфера взаимной поддержки. С малых лет дочерей обучали не только рукоделию и правилам поведения, но и потешкам, колыбельным и народным песням. Сыновей к плотническому делу и земледелию приобщали отцы, и при этом рассказывали им былины. Таким образом культурное наследие передавалось вместе с практическими знаниями.

Вороний день

У большинства народов ворон не относится к светлым символам, но на Урале к этой птице особое отношение, поэтому одна из интересных традиций в этом регионе касается её. Ежегодно в уральских городах и селениях проводят праздник — вороний день. Считается, что вороны своим криком пробуждают весенние силы земли, поэтому после этого праздника холода остаются в прошлом, и постепенно приходит тепло.

Празднование Вороньего дня

Также эти птицы — покровители женщин и маленьких детей: в вороний день хранительницы домашнего очага просят защиты и здоровья.

Хлеб — всему голова

Бережное и уважительное отношение к хлебу можно считать характерной чертой уральцев. Любые результаты тяжёлого труда, а особенно хлеб, считался святыней. Даже если он невкусный, применить к нему слово «плохой» строго запрещалось, и выбрасывать тоже нельзя. Мелкие крошки сметали со стола и отдавали птицам.

Страннику, бездомному или погорельцу обязательно давали краюху хлеба.

Занятие проходит в Зале народного быта основной экспозиции. Много народов проживает на уральской земле: русские, татары, башкиры, казахи, нагайбаки, немцы и другие. У каждого народа свои праздники — в них заключены особенности культуры. Музейный сотрудник через рассказ о Масленице, Наурызе, Сабантуе, дне Ивана Купалы, Осенины раскроет особенности быта, ремесел, религии народов Южного Урала.

В ходе занятия школьники выявят не только различия между культурами тюркских и славянских народов, но и отметят общие черты. Особенно в праздниках и их назначении — они зависели от природных явлений. Так, у Наурыза и Масленицы единый смысл — встреча долгожданной весны.

Экскурсовод расскажет историю каждого праздника и связанные с ним легенды, раскроет значение его символов. На примере Масленицы: школьники узнают, почему медведь — спутник масленичных гуляний, почему люди запрягают тройку лошадей, почему пекут именно блины и чему посвящен каждый день масленичной недели.

В витринах можно будет увидеть праздничные национальные костюмы, украшения, музыкальные инструменты. Одна из главных ценностей праздников — урожай и хлеб, поэтому внимание уделят плугу, сахе, ступке.

Занятие наполнено интерактивом. Башкирская красавица Гульнур поиграет с ребятами в традиционные игры: эстафету с куриным яйцом, игры вкруг с войлочным мячиком и «Что в мешке?».

Проходит по записи в группах от 10 человек, один сопровождающий — бесплатно.


Телефон: +7 (351) 263-08-32.


Билет: 200 рублей.

sZuqlPrNGFk.jpg

nohcZ9UqmlE.jpg

e4TvREurQSA.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники третьего декабря
  • Праздники третье воскресенье октября
  • Праздники транспортной полиции
  • Праздники ульяновской области национальные
  • Праздники ульяновской области 2022