Праздники уральских казаков

Оренбургское казачье войско

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности. 

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди. 

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои. 

Помимо православных праздников, в казачьей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

ЯНВАРЬ

1 января — память Св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака»

7 января (25 декабря) – Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков

16(3) января 1570 — Старшинство Донского казачьего войска

16 (3) января 1818 — смерть Платова М.И., графа, Донского атамана, героя Измаила, персидского похода 1796, Отечественной войны 1812

16 (3) января 1916 — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности

16 января 1947 — казнены казачьи военачальники Краснов П. Н., Шкуро А. Г. Султан — Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И.

18(5) января 1598 — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской смуты января 1969 — умер Гамов И. М., последний атаман Амурского казачьего войска января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

21 (8 ) января 1654 — решение Переяславской Рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии; де факто ликвидировано беловежским сговором

25 (12) января 1921- переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос

27 (14) января 1788 — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 — убийство Дутова А. И., последнего Оренбургского атамана походного атамана всех казачьих войск

23 февраля 1701 — Полковой праздник Якутского казачьего полка

24 февраля 1919 — Издано церкулярное письмо, Утвержденное на заседании
Оргбюро ЦК РКП(б) подписанное Я.М. Свердловым «О Поголовном уничтожении казачества»

25(12) февраля — День тезоименитства Св. Патриарха Алексия II

МАРТ

1 марта (17.02) 1612 — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков

марта (17.02) 1621 — Советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память

марта (17.02.) 1738 — Первый Наказной атаман на Дону — Степан Ефремов

марта (18.02.) 1613 — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

5 марта (20.02.) 1920 — умер «Донской Златоуст» — талантливый писатель Федор Дмитриевич Крюков

15(2) марта 1917 — отречение в результате заговора от престола Николая П, Начало гибели Государства Российского

23(10) марта 1607 — Войсковой праздник Енисейского казачьего войска

30 (17) марта — Алексия, человека Божьего. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск

АПРЕЛЬ

2 апреля (19 марта) 1814 — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск по вступлению в Париж

4 апреля 1924 — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири

5 апреля (23.03) 1917 — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде

7 апреля (25.03) — Благовещение Пресвятой Богородицы

10 апреля (28.03.) 1809 родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я. П.

10 апреля (28.03) 1750 — образование Астраханского казачьего войска

13 апреля (31 марта) 1918 — погиб сибирский казак, генерал Корнилов Л.Г.

16(3) апреля 1642 — оставление казаками по решению Земского Собора и Указу царя, г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18(5) апреля 1917 — начало работы Временного Совета Казачьих войск в Петрограде

30(17) апреля 1818- родился Александр Николаевич Романов, первый Августейший Атаман всех казачьих войск, царь Александр II — Освободитель, убит 14(01)марта1881

МАЙ

мая (20.03) 1788 — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков Черноморских»

мая (21.04.) — 1861 — смерть Ермолова А.П., генерала, Наместника Кавказа

6 мая (23.04) — Великомученика Георгия Победоносца, Войсковой Праздник Семиреченского и Оренбургского казачьих войск

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Особое
поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941-1945 годах

11 мая (28.04) 1918 — Созыв Крута Спасения Дона, избрание Атаманом П. Краснова

14 (01) мая 1629 — Поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 (6) мая 1868 — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего Русского царя Николая II

(11) мая 1570 — основание Всевеликого Войска Донского; мая 1905 — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович

26 (13) мая 1696 — победный бой донского флота под руководством Фрола Минаева и московского флота Петра I в Азовском море. Гибель турецкого флота

ИЮНЬ

10 июня (28 мая) 1990 — День интронизации Свят. Патриарха Алексия II

10 июня 1906 — в станице Прохладная, Терской области, родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич

12-июня (29.05) 1873 — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 — взятие казаками Азова

30 июня 1990 — День Возрождения казачества России (создания Союза Казаков)

ИЮЛЬ

1 июля 1855 — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления
России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу

3 июля (20.06.) 1648 — начало похода якутского казака Семена Дежнёва, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой

8 июля (25.06.) 1697 — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на
Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России

10 июля (27.06.) 1709 — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой Атамана Фрола Минаева

13 июля (30.06.) 1792 — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем

26 (13) июля 1867 — учреждение Семиреченского казачьего войска

28(15) июля 1774 — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки)

31(18).07.1696 — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I

АВГУСТ

1 августа (19.07) 1914 — начало Великой (Первой мировой) войны

6 августа 1753 — родился Донской Атаман, граф Платов М.И.

8 августа (26.07) 1869 — родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.1918

9 августа (27.07.) 1657 — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михаилович,
Малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595)

12 августа (30.07) 1904 — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний Августейший Атаман всех казачьих войск

18 (5) августа 1585 — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства

19 (6 ) августа — Преображение Господне

29 (16) августа 1914 — гибель Самсонова А.В.,командующего 2-й русской Армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск

(15) августа — Успение Пресвятой Богородицы августа 1946 — казнь Семенова Г.М. последнего атамана Забайкальского казачьего войска, (родился 26(13) сентября 1890).

31(18) августа 1722 — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений

СЕНТЯБРЬ

1 сентября (19.08.) 1850 — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

7 сентября (25.08) -1577 — Войсковой праздник Терского казачьего войска

8 сентября (26 августа) 1812 — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября (27.08.) 1689 — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря

14 (1) сентября 1581 — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь

18 (5) сентября 1745 — родился Кутузов М.И. фельдмаршал русской армии

21 (8 ) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

26 (13) сентября 1826 — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией

27 (14) сентября — Воздвижение Креста Господня

27 (14) сентября 1866 — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска

ОКТЯБРЬ

4 октября 1880 — в г. Омске в семье казачьего офицера родился генерал, ученый фортификатор, Герой Советского Союза Карбышев Д. М.

10 октября (27.09) 1760 — вступление казачьих формирований в авангарде русских войск в Берлин

14 (01) октября — Покров Пресвятой Богородицы

14 (01) октября — День «Азовского сидения» — Общеказачий Праздник

18 (5) октября — Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск

21 октября 1934 — года умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1990г. Возрождения казачества на Воронежской земле.

4 ноября (22.10) 1612 — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов

18 (5) ноября 1920 — оставление казачьими частями Крыма

8 ноября (26.10) 1582 — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

21 (8 ) ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска

24 ноября 1730- родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич

ДЕКАБРЬ

1 декабря (17.11) 1896 — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович

4 (21) декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы

17 декабря 1991 — Войсковой праздник Черноморского казачьего войска

19 (6) декабря — Святителя Николая, Войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи

19 (6) декабря 1788 — взятие г. Очакова

19 (6) декабря 1852 — Праздник Донского Императора Александра III кадетского корпуса

19 декабря 1994 — Войсковой праздник Казачьего войска Калмыкии

21 декабря 1942 — родился Мартынов Александр Гаврилович, Верховный атаман
Общероссийской общественной организации «Союз казаков» с июня 1990 г.

КАЗАЧЬИ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

ЯНВАРЬ

1 января — память св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака».

7 января — Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков.

16 января 1570 г. — старшинство Донского казачьего войска.

16 января 1818 г. — смерть Платова М. И., графа, Донского атамана, героя  Измаила, персидского похода 1796 г., Отечественной войны 1812.

16 января 1916 г. — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности.

18 января 1598 г. — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской Смуты.

18 января 1969 г. — умер Гамов И.М., последний атаман Амурского казачьего войска.

19 января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

21 января 1654 г. — решение Переяславской рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии.

27 января 1788 г. — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани.

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 г. — убийство Дутова А.И., последнего Оренбургского атамана, походного атамана всех казачьих войск.

23 февраля 1701 г. — полковой праздник Якутского казачьего полка.

24 февраля 1919 г. — издано церкулярное письмо, утвержденное на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) и подписанное Я.М. Свердловым: «О Поголовном уничтожении казачества».

25 февраля  —  День тезоименитства  Св.  Патриарха Алексия II.

МАРТ

1 марта 1612 г. — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков.

17 марта 1621 г. — советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву, сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

17 марта 1738 г. — Первый наказной атаман на Дону — Степан Ефремов.

18 марта 1613 г. — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

23 марта 1607 г. — войсковой праздник Енисейского казачьего войска.

АПРЕЛЬ

2 апреля 1814 г. — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск после вступления в Париж.

4 апреля 1924 г. — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири.

5 апреля 1917 г. — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

10 апреля 1750 г. — образование Астраханского казачьего войска.

10 апреля 1809 г. родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я.П.

13 апреля 1918 г. — погиб сибирский казак генерал Корнилов Л.Г.

16 апреля 1642 г. — оставление казаками по решению Земского собора и указу царя г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18 апреля 1917 г. — начало работы Временного совета казачьих войск в Петрограде.

30 апреля 1818 г. — родился Александр Николаевич Романов, первый августейший атаман всех казачьих войск, царь Александр II.

МАЙ

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. Особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941—1945 гг.

11 мая 1570 г. — основание Всевеликого войска Донского.

11 мая 1905 г. — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович.

11 мая 1918 г. — Созыв Круга спасения Дона, избрание атаманом П. Краснова.

14 мая 1629 г. — поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 мая 1868 г. — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего русского царя Николая II.

20 мая 1788 г. — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков черноморских».

21 мая 1861 г. — смерть Ермолова А.П., генерала, наместника Кавказа.

ИЮНЬ

10 июня 1906 г. — в станице Прохладная Терской области родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич.

12 июня 1873 г. — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 г. — взятие казаками Азова.

30 июня 1990 г. — День возрождения казачества России (создания Союза казаков).

ИЮЛЬ

1 июля 1855 г. — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу.

3 июля 1648 г. — начало похода якутского казака Семена Дежнева, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой.

8 июля 1697 г. — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России.

10 июля 1709 г. — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой атамана Фрола Минаева.

13 июля 1792 г. — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем.

26 июля 1867 г. — учреждение Семиреченского казачьего войска.

28 июля 1774 г. — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки).

31 июля 1696 г. — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I.

АВГУСТ

6 августа 1753 г. — родился донской атаман граф Платов М.И.

8 августа 1869 г.— родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.

9 августа 1657 г. — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михайлович, малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595).

12 августа 1904 г. — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний августейший атаман всех казачьих войск.

(15) августа 1946 г. — Успение Пресвятой Богородицы; казнь Семенова Г.М., последнего атамана Забайкальского казачьего войска (родился 26 сентября 1890).18 августа 1585 г. — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства.

29 августа 1914 г. — гибель Самсонова А.В., командующего 2-й русской армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск.

31 августа 1722 г. — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений.

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1850 г. — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

8 сентября 1812 г. — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября 1689 г. — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря.

14 сентября 1581 г. — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь.

18 сентября 1745 г. — родился Кутузов М.И., фельдмаршал русской армии.

26 сентября 1826 г. — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией.

27 сентября 1866 г. — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска.

ОКТЯБРЬ

14 октября — День Азовского сидения — общеказачий праздник.

18 октября — войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск.

21 октября 1934 г. — умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1612 г. — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов.

4 ноября 1990 г. — возрождение казачества на Воронежской земле.

8 ноября 1582 г. — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

18 ноября 1920 г. — оставление казачьими частями Крыма.

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска.

24 ноября 1730 г. — родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич.

ДЕКАБРЬ

1 декабря 1896 г. — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович.

19 декабря 1788 г. — взятие г. Очакова.

19 декабря 1852 г. — Праздник Донского, Императора Александра III кадетского корпуса.

17 декабря 1991 г. — войсковой праздник Черноморского казачьего войска.

19 (6) декабря — Святителя Николая, войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи.

21 декабря 1942 г. — родился Мартынов Александр Гаврилович, верховный атаман.

Вниманию читателей предлагается уникальный сборник свидетельств, мемуаров и научных работ, отображающих широчайший пласт явлений и нравов, присущих российскому казачеству. В состав данного сборника вошли множественные свидетельства и документы, позволяющие составить всестороннее и многогранное представление о российском казачестве, его нравах, представлениях и истории.

Оглавление

Казачьи праздники

(Даты указаны по старому/ новому стилю)

1 января/14 января — круг Донского казачьего войска.

3 февраля/16 февраля — праздник 1-го конного полка Сибирского казачьего войска.

12 февраля/25 февраля — праздник 3-го конного полка Сибирского казачьего войска.

17 марта/30 марта — праздник всех частей Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск.

3 апреля/16 апреля — войсковой круг Кубанского казачьего войска.

6 апреля/19 апреля — праздник лейб-гвардии Кубанской казачьей сотни.

23 апреля/6 мая — войсковой круг и праздник всех частей Оренбургского казачьего войска, 1-го конного полка Семиреченского казачьего войска, лейб-гвардии 6-й Донской казачьей батареи.

6 мая/19 мая — круг Донского и Кубанского казачьих войск.

9 мая/22 мая — праздник 4-го полка Оренбургского казачьего войска.

21 июня/4 июля — круг Забайкальского казачьего войска.

13 июля/26 июля — праздник 2-го конного полка Семиреченского казачьего войска.

31 июля/13 августа — праздник Донского казачьего 1-го полка (имеет непосредственное отношение к Урюпинску и всему Хоперскому округу, так как именно казаками Хоперского округа комплектовался полк).

1 августа/14 августа — праздник Уральского казачьего

I — го полка.

16 августа/29 августа — праздник 4-й донской казачьей сотни.

19 августа/1 сентября — праздник всех частей Астраханского казачьего войска.

25 августа/7 сентября — войсковой круг и праздник всех частей Терского казачьего войска.

30 августа/12 сентября — праздник Оренбургского казачьего 5-го полка, войсковой круг и праздник частей Кубанского казачьего войска.

4 октября/17 октября — праздник Собственного Его Величества конвоя и лейб-гвардии казачьего Его Величества полка.

17 октября/30 октября — войсковой круг и праздник всех частей Донского, Кубанского и Астраханского казачьих войск.

8 ноября/21 ноября — войсковой круг и праздник всех частей Уральского казачьего войска.

20 ноября/3 декабря — праздник Донского казачьего

II — го полка.

6 декабря/19 декабря — праздник всех частей Сибирского казачьего войска, лейб-гвардии Кубанской сотни, Кубанского казачьего дивизиона, Донской казачьей 1-й батареи

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.

^

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЯИЦКОГО (УРАЛЬСКОГО) КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
2.1. Традиции, обычаи и обряды уральских казаков

В среде уральского казачество очень ценились и соблюдались военные и бытовые традиции, обряды, которые возникали на протяжение всей истории существования войска. Для казаков − традиции являлись своеобразными неписанными законами. С развитием войска традиции менялись, некоторые утрачивая свою актуальность вовсе исчезали, но те, которые наиболее ярко отражали бытовые, культурные и военные особенности казаков Урала сохранились.

В нашем исследовании, мы рассмотрим традиции, обычаи, обряды казаков и традиции, которые характерны по ряду причин, именно для Уральского казачества, так как именно они заключают в себе особенность культуры этого военного объединения.

Казаки, безжалостно относившиеся к своим врагам, в домашних условиях были гостеприимны и щедры. Основу морально-нравственных обычаев общества уральских казаков, составили десять православных заповедей. При этом, приучая детей к их соблюдению, казаки формулировали заповеди следующим образом: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другим людям, давай прощения тем, кто тебя обидел, заботься о детях своих и родителях, дорожи целомудрием девичьем и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай Отечество. И ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою − через молитвы единому Богу. Другим что-то можно. Нам нельзя, потому что мы − казаки».83

Также, у уральских казаков, авторитет «стариков» (более старшего поколения) был непререкаем, этому способствовало мнение большинства казачьего общества. Почитание родителей, а также крестного и крестной, был для казаков очень важной традицией. Долг сына или дочери перед родителями, считался выполненным, только после поминок сорокового дня смерти отца и матери. Крестная в свою очередь помогала родителям маленькой казачки, готовить ее к будущей замужней жизни, учила домашнему хозяйству, бережливости, труду.

Крестный должен был подготавливать, маленького казака к службе и ответственность за это на него накладывалась больше, чем на отца ребенка.

Авторитет отца и матери был бесспорен, без их благословения не начинали ни какую работу, всегда просили их совета по важным делам. Данный обычай сохраняется в некоторых казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Казак, проявивший непочтение к родителям, сурово осуждался другими казаками, а иногда, даже подлежал наказанию.

Традиция почитания старшего по возрасту, обязывала казаков младшего поколения к соблюдению ряда правил, в знак уважения мудрости, опыта старшего поколения. При появлении пожилого человека, все должны были встать, а военные казаки отдать честь. Вступать, в присутствии более старшего по возрасту, в разговор без его разрешения и сквернословить.

Запрещалось курить в присутствие стариков. Следует отметить, что у уральцев курение было редкостью, так как большинство старообрядцев из уральского казачества, были против данной привычки и младшее поколение строго наказывалось.84

У уральцев сильно была развита традиция гостеприимства, самым дорогим гостем, считался незнакомый человек, пришедший издалека, нуждающийся в приюте. Такого человека считали Божьим посланцем.

Сами казаки, также пользовались данной традицией, и уезжая из станицы, зачастую не брали с собой продукты, так как в каждой станицы на территории войска у казаков имелся дальний родственник (кум, сват) или даже просто посторонний житель странице, который мог дать ему ночлег, накормить казака и его коня.

Характерными только для Уральского казачества являются те традициями, которые связанны таким промыслом как − рыболовство.

На протяжение всего времени обоснования казаков на реке Урал (Яик), рыболовство считалось одним из главенствующих занятий в домашнем быте казаков, приносившим им доход.

Царский кус или презент к Высочайшему двору рыбы и икры от Уральского (Яицкого) войска. — под таким названием известна традиция уральских казаков отправлять к Высочайшему двору главные произведения страны — икру и рыбу. Раньше этот обычай известен был под именем Царского куса, первого куса (куска); теперь он называется презентом.

Перечисленные продукты являются результатом назначаемого специально для того рыболовства, известного под именем Царского, или презентного, багренного рыболовства, производимого зимой, обыкновенно в нескольких верстах от города Уральска. На следующий день икра и рыба в сопровождении офицера отправлялась по железной дороге в Петербург (пудов 70—80 икры и несколько сотен осетров).

Осетров доставляли в особых ваннах живыми и икру приготовляли в Петербурге. Обычай доставки презента связан, вероятно, с пожалованием яицких (теперь уральских) казаков рекою Уралом. Указом 14 дек. 1753 г. яицкое войско обязывалось доставлять ежегодно в дворцовую канцелярию до 800 осетров и белуг и известное количество свежей и просольной икры.85

Уважительное отношение казака к женщине: матери, жене, сестре, дочери, служило определением его добропорядочности.86

В семейной жизни обязанности мужа и жены были четко разделены, супруги не должны были вмешиваться в домашние дела друг друга.

К примеру, считалось позором, если мужчина занимался женскими делами (стирка, уборка и т д.).

Главным в семье, был мужчина − его основной обязанностью, было материальное обеспечения семьи и строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи обсуждению не подлежало. Также муж и жена старались не выяснять отношения при детях. На людях семейные пары часто держались немного отчужденно, а также казаки не носили своих детей на руках. Это было напрямую связанно с тем, что часто в военных компаниях казаки несли значительные потери, и для ребенка потерявшего отца, а также для вдовы, было достаточно тяжело видеть полные, счастливые казачьи семьи.87

Заботу о воспитании детей, оказывали не только их родители, но и все взрослое население станицы, то есть соседи могли заступиться за ребенка, если его обижают старшие по возрасту дети, или наоборот сделать выговор за провинностью.

Традиционное обращение женщины-казачки к казаку было − мужчина, слово мужик для них считалось оскорбительным. Уральцы же всех своих женщин в не зависимости от возраста называли родительницами.

Также женщины казачки было грешно и позорно появление на людях с непокрытой головой, еще более позорным и странным считалось ношение женщиной мужской одежды и короткая стрижка волос.

При исполнении гимна России, казаки всегда снимали шапки в знак уважения царю.

У уральцев непринято было иметь боевого (строевого) коня − кобылицу. Также были и другие традиции связанные с боевым конем казаков. Например, перед отъездом казака на войну, его жена сначала, кланялась в ноги коню, чтобы тот уберег своего всадника от смерти, а потом его родителям, чтобы те читали молитвы о здравии воина. А при проводах казака в последний путь, нередко за гробом шел его боевой конь, к седлу которого прикрепляли оружие покойника, а уже за конем его близкие.

Проводы казака на службу были торжественными. Перед отправлением на пункт сбора новобранец обходил своих родных и приглашал в дом на застолье. В день отправки казака на службу, все кто захотел, приходят к нему в дом на проводы и угощаются. После этого новобранец выходил из-за стола, кланялся в ноги родителям и просил благословение. Отец читал сыну наставления, о том что тот должен служить Царю и Отечеству не щадя живота своего, после этого казак получал родительское благословение и все выходили во двор. Отец или брат подводили казаку его коня в полном снаряжении. Казак кланялся коню в ноги, прося вернуть его обратно домой, потом прощался с родителями и выпив прощальную рюмку водки, садился на коня и уезжал на службу.

Когда казаки возвращались со службы или военных компаний домой, встречать их выходила вся станица. Если в войске за это время, были боевые потери, то по обычаю, женам погибшего, на вопрос: «где же мой муж?», казаки отвечали: «Сзади матушка, сзади». И так до тех пор, пока замыкающий строй казак, молча отдавал папаху погибшего. Смысл этого обычая был в том, что погибшие казаки, продолжали числиться в рядах войска и на поминках за них пили словно за живых чокаясь.

Традиционно считалось, что оскорбление одного казака, это оскорбление для всего войска. Казак в случаи обиды соплеменника, обязан был немедленно придти на помощь, без просьбы со стороны нуждающегося.88

Уральские казаки еще со времени образования войска, соблюдали традицию «отчевого» колокола и «отчевого» круга, по которой, все важные дела решались, по зову колокола или по словесному распоряжению начальников, кругом − в который входили все казаки. Руководил кругом атаман, а каждый казак имел право высказывать свое мнение. Также на войсковом круге в XVII и начале XIX веков выбирали войсковых и станичных атаманов. Следует отметить, что присутствие женщин на данном войсковом собрание не допускалось, если у женщины возникала какая — то проблема, решить которую могли только на кругу, то за нее просил отец, брат или муж.89

Традиционно казаков состоящих в ссоре мирил атаман, в некоторых случаях вставая на колени со словами: «Простите друг друга ради Христа» и чаще всего добивался успеха. По случаю прекращения ссоры, распивали «мировую».

Обряды уральских казаков затрагивали практически все моменты жизни казаков от рождения до смерти.

Когда в семье казака рождался мальчик, то есть воин, то его рождение отмечалось у казаков следующим образом. Новорожденному ребенку в дар − на зубок, сослуживцы отца ребенка, приносили лук и стрелы, патроны, порох. Данные подарки вешали на стену, у которой лежала родительница с ребенком. После сорока дней с момента рождения, отец одевал на сына перевязь от шашки, сажал на коня, а потом возвращая сына матери, поздравляЛ ее с казаком. Когда же у ребенка прорезывались зубы, то родители сажали сына на лошадь и везли в церковь, для служения молебна Ивану-войну.

В шесть лет мальчика посвящали в казаки. Для прохождения обряда, мальчиков сажали на лошадь и они должны были проехать по кругу. Те, кто не удерживались в седле, проходили посвящение через год. А для детей, которые удачно проехали по кругу (без падения) посвящали в казаки. Обряд проходил торжественно, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их рода и атаман надевал на каждого мальчика красную ленту, с надписью: «казачек рода…». После этого, мальчики получали поздравления от атамана и казаков их рода. Мальчиков с раннего возраста учили езде на лошадей, занимались их физической подготовкой, так как в будущем они должны были вырасти военными людьми.

Подростковая инициация мальчиков-казаков происходила в 13-15 лет. Ее финалом были, так называемые «потешные сражения» между группами подростков.

Юношеская инициация, была предназначена для 17-19 летних парней, так называемых «малолеток» допризывников. Она проходила в два этапа: 1. Обучение в летних военных лагерях; 2. Публичное состязание молодых казаков.

Рождение девочке не отмечали, так широко, как рождение мальчика. Но это тоже была радость − домашняя, оплетенная легендами и молитвами. Обрядовым действием считалось первое купание девочки «смывание с дочушки заботы», оно проходило с песнями и добрыми пожеланиями новорожденной. Отец, единственный мужчина на данном событии (ребенка у уральских казаков до трех месяцев никому не показывали, чтобы не сглазили) ел специально приготовленную кашу. Каша была горелой, пересоленной, переперченной и политой горчицей. Отец должен был съесть эту кашу, не разу не поморщившись, чтобы у девочке мало горестей в жизни было.90

Все остальные девичьи праздники, отмечались дома, на женской половине, в узком кругу. Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бант, гребешок на косу, платочек, чтобы в церковь ходить.

С раннего возраста девочек приучали к домашнему труду. С пяти лет их учили шить, вышивать, вязать, нянчить младших детей. Также их учили готовить, стирать, то есть девочке с раннего возраста вкладывали мысль о том, что она будущая хозяйка, жена и мать.

Когда девочка становилась девушкой, об этом домашние по секрету, рассказывали деду. Дед, в свою очередь, покупал серебряное колечко и дарил его внучке, сопровождая подарок песней про колечко и словами, о том, что внучка теперь не ребенок, а барышня и вести, должна себя иначе, так как на нее женихи смотрят. Колечка, на правой руке девушки, означало, что теперь она «хваленка» еще не на выданье, но теперь ее можно присматривать в качестве невесты.91

Одним из самых жизнеутверждающих обрядов у Уральских казаков был обряд крещения, который проходил как большой праздник. Обряд проводился в церкви, в это время родители и друзья, собирались в доме новокрещенного. По окончании обряда, хозяин дома усаживал гостей для застолья. На почетные места садились кум и кума, на другие все остальные гости. Потом, начиналось само застолье с поздравлениями. На поднос клали деньги, кто сколько может, на зубок новорожденному.92

Особенностью обряда казачьих похорон был их подчеркнутый трагизм с непрерывным плачем и причитаниями об умершим, в которых изливается скорбь плачущего и перечисляются все заслуги и достоинства покойного. После окончания похорон, которые совершаются в соответствии с верой покойного, все присутствующие на похоронах, идут на поминальный обед.

Первое блюдо поминального обеда традиционно блины и кутья. Перед началом обеда и перед каждым поданным блюдом, все присутствующие встают и молятся о покаянии души усопшего. Водке на поминках было мало, а у староверов этого напитка вообще не было на столе. После обеда все расходились по домам.

Умершую в девичестве девушку-казачку, несли на кладбище только девушки, а не женщины и не мужчины. Этим отдавалась дань уважения целомудрия и непорочности. Гроб покойницы накрывали белым покрывалом.93

Уральское казачество, за периоды образования и развития своего сообщества, впитало культурные черты, характерные для разных народностей и национальностей, многообразие преданий и культурных традиций, повлиявших на их мировоззрение и способствующих возникновению, собственной уникальной культуры.
^

Условно, можно разделить празднества Уральских казаков на военные, церковные и бытовые. В данном параграфе мы рассмотрим, войсковой праздник Уральского казачьего войска, а также, наиболее яркие церковные и бытовые празднества, в которых наряду со схожестью с празднествами других казачьих войск и крестьян, можно выделить особенности, характерные именно для Уральского казачества.

Официально закрепленного войскового праздника у Уральских казаков не было вплоть до конца XIX века, но казаки с древности почитали своего небесного покровителя Михаила Архангела, который всегда у православных, считался покровителем воинов − кем казаки и являлись. Поэтому, свой первый храм, во вновь построенном Яицком городке яицкие (уральские) казаки построили в честь Михаила Архангела (около 1700 года). С этого периода времени, храм становится святыней уже для всего войска. От его стен казачьи полки уходили в походы, в нем по созыву колокола с Михайловской церкви происходили войсковые круги, на которых решались все важные вопросы войска, будь то выборы атамана или есаула, чтение царских грамот и указов. Тут же принималось решение идти или не идти «за зипунами», то есть на грабеж в мусульманские земли. То есть, из этого, можно заключить, что Архистратиг Михаил и Собор построенный в его честь, имеет сакральным смысл для казачества на Яике.

Официально Войсковой праздник Уральского Казачьего Войска был утвержден 24 декабря, по старому стилю, 1890 года Высочайшим приказом об утверждении войсковых праздников для всех казачьих войск. Именно с этого дня он стал праздноваться официально и торжественно. С выносом войсковых регалий и проведения парадов. День празднования Войскового праздника был приурочен к 8 ноября (21 ноября).94

Накануне дня святого Архистратега Михаила, в который Уральское казачье войско справляло свой войсковой праздник, в Михаил-Архангельском соборе, в присутствии военных и гражданских чинов войсковых учреждений и массы молящихся, отслуживали всеобщий молебен.

8 ноября (21 ноября), утром перед домом наказного атамана, сооружали сцену, на которой находился войсковой оркестр трубачей, особая сборная сотня, состоящая из георгиевских кавалеров войска, для поднятия войскового георгиевского знамени и войсковых регалий. К этому времени на тротуаре, собиралось уже много публики, их интересовала одежда военного царского войска и войсковые регалии. Так как в остальные дни к дому атаману разрешался только в исключительных случаях. А спереди же вдоль ограды дома, размещались городские офицеры, чиновники и представители уральской станицы участвующие в процессе праздника.

При звуках трубы игравшей отход и после команды – «на караул» показывалось войсковое знамя – высочайшее дарование войску, за трехсотлетнюю службу, чему свидетельствовали высочайшие грамоты о даровании войску заслуженных привилегий. При выходе наказного атамана, данная процессия, в заранее определенном порядке направлялась при звуках марша к Михаило-Архангельскому собору. Где, уже были расположены запасные сотни казаков, состоявшие из: георгиевских кавалеров казачьих полков, двух особых сотен, трех отделений воинского запаса и нестроевой команды писарей службы войскового штаба, управлений 1 и 2 отделов, войсковых правлений с подведомственными им учреждениями и войсковой оружейной мастерской.

По прибытию знамени и регалий к месту построения этих частей и установлению их по порядку, проводилась встреча наказного атамана, здоровавшегося и обходящего фронт со встроенными частями, после чего знамя и регалии вносили в Михаило-Архангельский собор, где начиналась божественная литургия. В это время войско было выстроено на площади перед собором. По окончанию литургии из собора раздавались звуки оркестра, исполнявшего «Коль славишь» были вынесены святые иконы, знамя и регалии. И на площади же, все духовенство града Уральских церквей, служили молебен.

После молебна казачий атаман, обратившись к войску, провозглашал здравицу за Верховного Вождя русской армии – его Императорское Величество Государя Императора. Звуки оркестра, исполнявшего «Боже царя храни», перемешивались с громовыми криками «ура» тысячной массой народа, собравшегося в данном количестве в этот, знаменательный для уральских казаков день. Далее шли здравицы в честь Государыне Императрицы и всей государевой семьи, после чего казачий атаман провозглашал здравицу за все Уральское войско и в частности за всех присутствующих на данном празднике.

Затем Его Превосходительство беседовал в войсковом кругу с представителями Уральской станицы. В свою очередь представители уральской станицы, выражали благодарность за сочувствие потерям общины, После церемониального марша, перед казачьим атаманом, где бородатые казаки уже в возрасте, совместно с молодежью, стойко проходили рядами, бодро отвечая на благодарность своего наказного атамана. Их процессия тоже шла по порядку, под звуки двух оркестров, к атаманскому дому, куда снова вносились знамя и регалии. Данный войсковой праздник обычно заканчивался тихо, спокойно, без особых веселий и гуляний, так как нес глубокий внутренний смысл, для всего Уральского казачьего войска.95

Наиболее почитаемыми уральскими казаками из церковных праздников, являлись − Рождественские праздники, Масленица, Пасха, Троица.

К рождественским праздникам в казачьих станицах, всегда готовились заранее. Обязательным атрибутом праздника была елка, ее вечная зелень символизировала для казаков обновление. В рождественское утро маленькие казаки, бегали по дворам «Христославить», за что получали сладкие подарки.

Святочная неделя, начиналась традиционным катанием на санях, с ледяных горок, также пользовалась популярностью зимняя карусель. Молодежь устраивали катания на тройках, игры в кучу малу, соревнования в скачках и стрельбой в пучки соломы. Уральские казаки очень весело и красочно отмечали святочную неделю. С древних времен в святочных традициях переплелись языческие обычаи с православными обрядами.

В святочную неделю среди станичников, было принято ходить к друг другу в гости. Семейные пары компаниями ходили к кумовьям на праздничные посиделки со своим угощением. Каждый вечер святочных посиделок проходил по особому сценарию с шутками, играми, песнями.96.

Вечер накануне Крещения, называли крещенским сочельником или вторым сочельником. Во время вечерней, женщины ставили, перевязанные нитками или лентами свечки к сосуду, в котором освещалась вода. А после освещения воды брали их домой и хранили. Такие свечки потом, зажигали перед иконами во время родов.

Традиционно уральские казаки на Крещение ходили крестным ходом на реку.

Самым любимым церковным праздником у Уральцев была Масленица. Традиционно, именно казаки уральского войска, на этот праздник рядились в вывороченные шубы и войлочные маски − хорюшки.

Центральным событиям для уральских казаков, на празднование масленицы, было взятие снежного городка. Для этого казаки строили снежную крепость, которую защищали ряженные, состоявшие из разных рыцарей, во главе с генералом, роль которого исполнял кто-нибудь из авторитетных казаков. Гарнизон крепости был вооружен трещетками, свистками, комьями снега. Над самой крепостью развивались знамена, сделанные из женских платков.

В некоторых станицах, над крепостью устанавливали флаг с названием поселка и датой, взятия крепости. Штурмовали крепость конные отряды казаков, соревновавшиеся между собой. Их задачей было ворваться в крепость и овладеть флагом. А защитники крепости, старались не подпустить к своему укреплению штурмующих, и забрасывали их снежками и палками, стараясь выбить из седла. Также они придумывали различные ловушки. Устраивали замаскированную яму, куда обычно проваливался первый захватчик, мазали часть стены дегтем. Были случаи, когда гарнизону удавалось отстоять крепость, тогда награда виде сладостей, доставалась защитникам крепости97.

Отряд, которому удавалось захватить крепость, признавался победителем. А казаку, захватившему флаг и доставившему его организатору праздника, вручали в награду − шинель, фуражку или ремень. Остальные члены отряда, также получали призы.

У казаков, также существовал обычай, помимо снежной крепости, сооружать во время масленицы корабль, состоявший из нескольких саней с подмесками. В центре корабля возвышалась мачта, которую притягивали канатами к краям подмостков. На подмостках сидели ряженные и музыканты, которые пели и играли. А наверху мачты, стояла наряженная соломенная женская фигура − госпожа Масленица.

Из других персонажей масленичных гуляний, выделялись мадам Масленица и ее муж, как правило их изображали пожилые люди.

Традиционным элементом масленичных гуляний у уральцев были скачки и джигитовка.

Откармливая и холя лошадей, казаки готовились к скачкам заранее, так как победитель соревнования получал ценный приз − полное форменное обмундирование, или конспект конской сбруи. После скачек, казаки строевых отрядов демонстрировали свое умение орудовать шашкой и пикой − рубили на полном скаку лозу и кололи соломенное чучело. Победивший в этом состязании получал приз и имел возможность повышения в чине.

Джигитовка, в которой охотно принимали участие все молодые казаки, начиналась с простых упражнений − соскакивания с коня на ходу, скачки стоя в седле спиной к лошади. Более сложные упражнения, заключались в следующем. Казаки пролезали под брюхом лошади на полном скаку, доставали с земли платки с монетами или конфетами.

Самым сложным упражнением в джигитовке, считалось групповое упражнение, когда двое казаков на конях, клали перекладину себе на плечи, а третий, на полном галопе крутил солнце и подтягивался.

Развлечение девушек и женщин было катание на качелях, которые состояли из крепкой доски, положенной серединной на козлы98;

Веселые и многочисленные гуляния устраивали на Пасху, этот православный праздник самым ярким праздником весеннего цикла. Праздновать, начинали с вербного воскресенья − этот день был посвящен детям. В станицах и городах устраивались ярмарки с различными представлениями (ряженные, медведи, кукольные спектакли) детям покупали гостинцы и одежду, но не просто, а со значениями и пожеланиями.

Детей шлепали по лицу пучками цветущей вербы, при этом говоря: «Верба из-за моря, дай здоровья. Верба хлест, бей до слез. Не я бью, а верба бьет. Бери хворостинку, выгонял скотину!». По народному поверью, эта процедура имела целебные свойства.

Главным блюдом Пасхи были куличи, каждая хозяйка старалась, чтобы ее куличи, были самыми красивыми и вкусными. Так же на Пасху традиционно красили яйца, с которые проводили шуточные игры.

В станицах во время Пасхи катались на качелях, играли в горелки и водили хороводы.

Также у уральских казаков отмечалась Троица. Этот праздник, отмечали как православный, но в тоже время чествовали распускаемую растительность. Для этого, за день до праздника косили траву и раскладывали ее в чулане. На праздник девушки плели венки из трав и цветов, а потом бросали их в реку, чтобы узнать, как скоро они выйдут замуж и в какую сторону пойдут за мужем.

На праздник Ивана Купалы, молодежь гадали, прыгали через огонь, пели песни, ходили ночью искать цветы папоротника. А священнослужители в этот день благословляли воду в колодцах, обливали друг друга на здравие и обязательно в этот день собирали лекарственные травы.99

Из бытовых праздников уральского казачества, самым основательным и ярким считается свадьба. До сих пор современники уральских казаков по кусочкам собирают воедино традиции свадебного обряда.

Женитьба казаков, за редким исключением, происходила не по желанию жениха и невесты, а по выбору родителей. Долгое время из-за этой причины, в некоторых станицах существовал обычай «умыкания» невесты. «Умыкание» происходило по предварительному сговору молодых.

Свадьбы обычно справляли весной и летом. Свадебный обряд, начинался со сватовства, в котором участвовали жених, его родители и сваха.

Отец невесты давал ответ, только через некоторое время, когда давалось положительное решение, тут же происходило зарученье. У Уральских казаков, отец невесты не давал приданное. Уплачивал деньги за приданное − «кладку», отец жениха. Отцы жениха и невесты, совместно заключали словесный договор, и также обговаривали «кладку». Которая составляла от 10 до 500 рублей, в зависимости от достатка.

После этого в доме невесты начинаются сходки молодежи. А невеста в это время должна была по традиции оплакивать свое девичество. Перед свадьбой устраивали девичник. Невеста с подружками мылись в бане, а жених с друзьями и родственниками угощал родителей и родственников невесты. Когда невеста возвращалась из бани, жених одаривал ее украшением. Потом все продолжали застолье в доме жениха. Жених и все кто с ним должен был участвовать в свадебном поезде, также накануне свадьбы ходили мыться в баню.

В день свадьбы, жених, получив благословение родителей, вместе с дружкой и остальными участниками свадебного поезда, шел за невестой.

В доме невесты у Уральских казаков, традиционно трижды, читалась молитва Иисусу Христу. После этого, происходил выкуп невесты, с последующим угощением гостей, после чего все отправлялись в церковь.

И церкви молодожены приезжали в дом жениха, где их встречали его родители и благословляли уже супружескую пару. Потом сваха расплетала косу молодой, подносила молодоженам зеркало и заставляли целоваться. После этого начиналось свадебное застолье. Стоит отметить, что во время застолья, родители новобрачных одаривали тех скотом, этот подарок символизировал ядро нового хозяйства.100

На второй день свадьбы, устраивался похмельный стол, где собираются все желающие.

На третий день в доме тещи и тестя, накрывался блинный стол. На него приглашались родственники с обеих сторон. Зять дарил тещи башмаки, а теща проводила с зятем следующий обряд. Она выливала на голову зятя масло, приговаривая: «Будь, зять также сладок и мягок для своей жены, как сладко и мягко это масло». После этого тарелку с блинами, накрывали сверху еще одной тарелкой и ставили на стол. Зять, должен был взять блин, и верхнюю тарелку разбить, бросив ее в основание потолка. Это действие означало, что обряд исполнен и блинный стол, можно считать открытым. После традиционного застолья, начиналось общее веселье с ряженными.

Новобрачные сначала поселялись в доме родителей мужа, но старались в скором времени обзавестись своим домом и жить малой семьей.

В целом можно отметить, что праздники Уральцев отличались самобытностью, весельем, массовостью, сплоченностью, которая объясняется единством интересов казаков и их военизированным образом жизни. Особенности проведения праздников, а также возникновения своих (характерных только для данной социальной общности) войсковых, обрядовых праздников в истории развития Уральского казачества, являются показателем самостоятельности этого военного объединения и наличие свойственной только ему культурной составляющей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники урала кратко
  • Праздники третьего сентября
  • Праздники третьего декабря
  • Праздники третье воскресенье октября
  • Праздники транспортной полиции