Праздники урок рки

Рассматриваются возможности использования фреймового подхода при обучении русскому языку как иностранному; раскрывается содержание и структура учебного фрейма «Русские праздники»; в рамках конкретной фреймовой модели представлены способы организации лексического и грамматического материала.

УДК 378.147.31

Ирина Лукъяненко

(Калининград)

ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛЕКСИКЕ НА УРОКЕ РКИ

Рассматриваются возможности использования фреймового подхода при обучении русскому языку как иностранному; раскрывается содержание и структура учебного фрейма «Русские праздники»; в рамках конкретной фреймовой модели представлены способы организации лексического и грамматического материала.

Ключевые слова: методика, фрейм, структура языка, лексика, грамматика, лингвокуль-турология, русские праздники, русский язык как иностранный, лингвострановедение.

последнее время в поле зрения исследователей, работающих в различных научных направлениях, все чаще попадает фрейм как один из способов представления знаний. Он позволяет передавать информацию весьма экономными средствами, ускоряет процесс ее обработки. Именно в силу этого обстоятельства фреймовая теория нашла применение и в педагогике: уже известно об использовании фрейма в преподавании математики, физики, истории и т. д. Сущность фреймового подхода к организации знаний заключается в смысловой компрессии учебного материала и овладении способами представления сжатой информации в виде моделей и схем. Главное отличие фрейма от обычной схемы — то, что фрейм всегда предполагает выбор (языкового выражения, формульной единицы и т. п.), поэтому фреймовую схему-опору можно квалифицировать одновременно и как форму, и как метод, и как средство обучения [2].

© Лукьяненко И., 2015 74

^^ Фреймовый подход к обучению лексике на уроках РКИ

Спектр фреймовых исследований чрезвычайно широк, однако в данном случае принципиально важно, что фреймовый подход можно использовать в обучении иностранному языку, в том числе русскому. И. В. Одинцова рассматривает фрейм как коммуникативно-когнитивное понятие, организующее обучение иностранному языку в рамках коммуникативно-ориентированной методики. Человек вообще обладает возможностью овладевать иностранным языком в силу того, что когнитивные механизмы лиц, говорящих на разных языках, универсальны [4].

Вместе с тем мы должны иметь в виду, что при освоении чужого языка на первичную картину мира родного языка и родной культуры накладывается вторичная культура изучаемого языка, поэтому учащийся перекраивает свое сознание, подгоняет его под представления, характерные для чужой картины мира. И если мы провозглашаем главной целью овладения языком способность к коммуникации на межкультурном уровне, необходимо ориентировать обучаемых на стереотипное речевое поведение. Сказанное означает, что фреймовый инструментарий привлекателен как при представлении собственно языковых знаний, так и при организации речевой практики. Чрезвычайно продуктивными в этом смысле оказываются идеи А. Н. Латышевой, которая считает, что фреймовый подход оправдан в работе с новой лексикой, так как позволяет рационально и целесообразно отбирать и организовывать лексический материал, а также «при организации практики речи» [3, с. 9].

Покажем на конкретном примере, как можно организовать лексический материал к уроку РКИ на основе учебного фрейма «Русские праздники». Фреймовая модель «праздник» представляет собой иерархическую статическую структуру1, в составе которой выделяется главный семантический признак, выявляемый на основе анализа словарных дефиниций. Согласно словарю Ожегова, праздник — это «выходной нерабочий день»; эта актуальная семантика слова известна каждому носителю языка. Дополнительные семантические признаки данного концепта отсылают нас к календарю (праздник — красный день календаря; в современных табличных календарях праздничные дни выделяются красным цветом), праздники чередуются с рабочими днями (буднями) и расположены в календаре последовательно, друг за другом. Помимо собственно языкового содержания в состав фрейма «праздник» входят оценочные и ассоциативные смыслы, вытекающие из специфики национального ментального восприятия окружающего

1 В отличие от статических фреймов фрейм-сценарий представляет собой несколько иную — «процедурную» структуру представления знаний; динамическую модель фрейма на примере празднования Нового года мы рассматриваем в других работах.

И. Лукьяненко

мира. Славянские праздники всегда были тесно связаны с земледельческим циклом: отдыхать и праздновать, например, свадьбы крестьяне могли только с осени до весны, когда собрали урожай и еще не приступили к севу. Слово праздник образовано суффиксальным способом от старославянского слова праздьнъ — «праздный» и обозначает пустой, ничем не заполненный, порожний день. Сказанное определяет формирование периферийных компонентов слова: если нет работы, «пустой» день может заполняться весельем и радостью. Вследствие этого развиваются переносные употребления данного слова: праздник — это «веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу»; а также «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-л. важным, приятным событием или само такое событие». Как можно заметить, в ядре репрезентантов данного фрейма находятся «типичные» родственные лексемы праздник, праздничный, праздновать / отпраздновать, что определяет содержание лексического минимума темы. По мере необходимости в оборот можно вводить и другие производные данной лексемы: празднично (наречие), празднование, а также их синонимы: торжество, веселье; вечер, вечеринка, тусовка; антоним будни.

Характер рассматриваемого фрейма определяет специфику его грамматического наполнения. Статический фрейм сопровождает грамматика его описания — это, прежде всего, объект и его качественные и количественные характеристики. Например, праздник (какой?) — великий, международный, новогодний; праздник (чего?) — Победы, Нового года; праздник (по случаю чего? по поводу чего?) — по случаю провозглашения Республики, по поводу юбилея; праздник был (какой?) — был веселый, шумный. Для организации речевого высказывания необходимо ввести типичные для этого фрейма глаголы в личной форме: приходить / прийти, наступать / наступить, встречать / встретить, отмечать / отметить, а также указать контексты с объектным значением: готовиться к празднику, купить для праздника.

С опорой на данный фрейм непротиворечиво выстраивается система упражнений. Например, употребление лексемы праздник в атрибутивном сочетании отрабатывается в игре «Кто больше (знает русских праздников)?» или «Снежный ком». Репродуктивные умения формируются в результате наблюдения над грамматическими особенностями слова. Например, используется задание: «Придумайте предложения со словосочетаниями: в праздник, во время праздника (делать что-л.); до праздника (успеть); к празднику (готовиться); на праздник (пригласить кого-л.); с праздником (поздравить)». Далее следуют условно-коммуникативные упражнения, которые не только закрепляют лексику, но и облегчают переход от накопления лексических единиц к порождению собственных высказываний. Речь идет об упражнениях-«хронологиях событий». С содержательной точки зрения упражнения

^^ Фреймовый подход к обучению лексике на уроках РКИ

данного типа представляют собой «размещение» названий праздников по календарю. Обращаемся к так называемой фоновой лексике: новоселье, День защитника Отечества, Пасха, Новый год, Рождество, День Победы, День России, День народного единства, Международный женский день, День весны и труда, день рождения, день свадьбы. Задания можно сформулировать следующим образом: «Определите статус русских праздников (государственный, религиозный, профессиональный, региональный, семейный) и расположите календарные праздники в правильной последовательности». Более легкому и быстрому включению данного материала в имеющуюся у лица базу знаний способствуют задания, направленные на выявление сходства и различия русского и национального праздничного календаря2.

Работа с иноязычным текстом, содержащим лингвоспецифические сведения, включает в себя активизацию освоенной лексики и подготавливает к продуктивной речевой деятельности. Текст в аспекте фреймового подхода рассматривает в своей диссертации Л. Б. Тёрёчик. Она дифференцирует учебные тексты по типу содержащейся в них информации и в соответствии с этим разграничивает языковой материал, предназначенный для усвоения: конструкции «что — какое», «что — где», «что — в каком количестве» характерны для описательных текстов, тексты-повествования нуждаются в глаголах (как совершенного, так и несовершенного вида) и обозначениях времени [5, с. 9].

Необходимый текст описательного характера мы нашли в пособии по страноведению [1]. Предлагаем его адаптированный фрагмент.

Самый любимый в нашей стране праздник для взрослых и детей — это, конечно, Новый год. Новый год — это новые планы, надежда на исполнение желаний. Новый год — это замечательный праздник, к нему готовятся заранее: покупают подарки, достают елочные украшения, готовят праздничный стол. Новый год — это праздник сугубо домашний, на и к празднованию Нового года говорит тот факт, что отмечаем мы его практически три недели без перерыва3.

2 Фреймовая методика позволяет, в зависимости от учебных потребностей, задач и целей обучения, рассматривать те или иные лексемы-обозначения праздников в качестве названий самостоятельных учебных микрофреймов. Так, микрофреймы «День Победы», «свадьба», «Новый год» могут быть интерпретированы как статические или динамические стереотипные ситуации со своей атрибутикой и ритуалом проведения. Из этого следует, что было бы разумно организовывать и этот исходный учебный вербальный материал в соответствии с фреймовыми структурами. Микрофреймы удерживает вместе то, что они мотивируют друг друга и взаимно структурируются, будучи связанными вследствие вхождения в состав более сложного фрейма «Русские праздники».

3 Методика работы с текстом, а также содержание притекстовой и послетекстовой работы в целях в статье не приводятся по причине ограничения ее объема.

И. Лукьяненко

Работа над текстом состоит в том, что в нем выявляются лексические маркеры его центрального фрейма. Далее организуется беседа по вопросам преподавателя и студентов друг к другу Огни могут быть следующими: о каком празднике рассказывается в тексте? почему Новый год любят в России? как россияне готовятся к празднику? Активизация речевых навыков учащихся осуществляется во время прямой коммуникации, в том числе с использованием конфликтной речевой ситуации, стимулируемой заданием: расскажите о своем любимом / нелюбимом русском празднике.

Итак, мы показали в самых общих чертах, как «работает» фреймовая методика при обучении РКИ на конкретном лексическом материале. Несомненно, она обладает большим лингвометодическим потенциалом. Фрейм может быть представлен в виде статичной схемы-опоры, которая определяет выбор языкового (лексического и грамматического) материала, также фреймовая модель предполагает включение в состав, помимо лингвистической составляющей (языковых знаний), экстралингвистической прагматической, что, несомненно, чрезвычайно важно при освоении иноязычной культуры.

Список литературы

1. Берков В. П., Беркова А. В., Беркова О. В. Как мы живем. Пособие по страноведению для изучающих русский язык. СПб., 2002.

2. Турина Р. В. Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний. М., 2005.

3. Латышева А. Н. Учебники русского языка и фреймовый подход к обучению инофонов // Мир русского слова. 2004. № 4.

4. Одинцова И. В. «Фрейм» как понятие коммуникативно-когнитивного направления в преподавании русского языка как иностранного. Характеристика сильных и слабых фреймов // Вестник ЦМО МГУ. 2010. № 4.

5. Тёрёчик Л. Б. Текст как средство обучения русскому языку как иностранному: фреймовый подход (начальный этап обучения) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012.

Irina Lukyanenko

THE FRAME APPROACH TO TEACHING VOCABULARY IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES

This article considers the possibilities of using the frame approach to teaching Russian as a foreign language. The author examines the content and structure of the learning frame of «Russian holidays.» The means to organise vocabulary and grammar elements are presented within a concrete frame model.

Key words: technique, frame, language structure, vocabulary, grammar, cultural linguistics, Russian holidays, linguistic county studies.

Новый год на носу! А на форумах уже, наверное, за два месяца начали обсуждать идеи для новогодних уроков: что рассказать, что показать, что спеть и во что поиграть.

Как всегда в лидеры вырвался мультик «Маша и медведь». Я сама его не очень люблю, но со студентами пошёл, что называется, на «ура». Замечательно обсудили новогоднюю лексику. Мультфильм можно потом смотреть без звука и самостоятельно озвучивать и комментировать:

Очень милый фильм «Ёлки». В нём живые диалоги, которые подойдут и для уровня А2. Ситуации, возникающие в фильме, позволяют обсудить все наши новогодние традиции.

Учимся писать поздравительные открытки и письма Деду Морозу. В лингвострановедческом словаре «Россия» можно заполнить открытку онлайн:

http://ls.pushkininstitute.ru/storage/et/novgod_et_1/

Можно слушать и разучивать новогодние песни, как детские, так и взрослые: «Бубенцы радостно галдят», «На любой стороне Земли» и др.

На любой стороне Земли

Старая сказка, время стихов и снов.
Тихо под маской в дверь постучит любовь.
Только не спугни ее, держи ее.

Припев:
В час, когда в Москве двенадцать часов пробьет,
Где-то в мире снова солнце взойдет.
На любой стороне Земли тот, кто верит и тот, кто ждет
Не останется без любви. Пусть минуты ведут отсчет!
Сердца стук не дает уснуть.
Капли воска, как Млечный Путь,
И узор на стекле точь в точь,
Пусть все сбудется в эту ночь.

Где ты сегодня, радостным зимним днем?
Кто новогодней ночью с тобой вдвоем?
Пусть он не исчезнет прочь и в эту ночь.

Обсуждаем новогодние обычаи в разных странах мира, готовим презентации о традициях в своей стране:
http://www.philol.msu.ru/~rkigf/L_Kult-strnved/Exkursii/rozhd_trad_Guseva_janv07.html

Гороскопы и гадания на будущий год:

Зимний тест: узнайте что Вас ждет этой зимой

Сайт AdMe, как всегда, незаменимый помощник:

Старые новогодние открытки
https://www.adme.ru/zhizn-nostalgiya/starye-novogodnie-otkrytki-604355/

Новый год раньше и сейчас
https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/13-illyustracij-o-tom-kak-otmechali-novyj-god-togda-i-sejchas-1424015/

Что приготовить и в чём встречать год Красного Петуха, кому что подарить, какие подарки выбрать и что и как пожелать

http://podarki.ru/go/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8

http://www.business-russian.com/blog/17-bright-wishes-in+2017/

А как у вас идёт подготовка к празднику? Что вы делаете на предновогодних занятиях? Как поздравляете своих учеников?

Вас поздравляет с Рождеством мой волшебный котик Лёва :)

BCIE

    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

      30 min

  • Модуль I РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

    11

    • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

      30 min

    • СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

    • АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ. ИНТЕНЦИИ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

    • ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ

    • СОДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

    • ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ

    • ЧАСТИ РЕЧИ

    • ВИДЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    • ПОНЯТИЕ О СУБЪЕКТЕ И ПРЕДИКАТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

    • ДРУГИЕ ВИДЫ СИНТАКСИСА

    • ЛЕКСИКА

  • В помощь начинающим видео уроки

    20

    • Урок 1. Имя существительное

    • Урок 2. Мужской, женский, средний род

    • Урок 3. Множественное число

    • Урок 4. Притяжательные местоимения

    • Урок 5. Прилагательное

    • Урок 6. Как научиться писать правильно

    • Диалоги 1. Диалоги приветствия и знакомства

    • Диалоги 2. Моя семья

    • Диалоги 3. Моя работа

    • Диалоги 4. Транспорт

    • Диалог 5. Идём в гости

    • Диалог 6. Наш город

    • Урок 7. Родительный падеж

    • Урок 8. Дательный падеж

    • Урок 9. Винительный падеж

    • Урок 10. Геометрические фигуры

    • Урок 11. Одежда

    • Урок 12. Кухня

    • Урок 13. Как быстро считать (математика)

    • Урок 14. Календарь

  • Для граждан Таджикистана

    8

    • Ситуации общение

    • В аэропорту

    • В магазине

    • В кафе, ресторане

    • В аптеке

    • О таджиках и Таджикистане

    • Кратко на русском языке о Таджикистане

    • Русские композиторы и поэты о Таджикистане

  • Для граждан Узбекистана

    20

    • Урок 1.

    • Урок 2

    • Урок 3

    • Урок 4

    • Урок 5

    • Урок 6

    • Урок 7

    • Урок 8

    • Урок 9

    • Урок 10

    • Урок 11

    • Урок 12

    • Урок 13

    • Урок 14

    • Урок 15

    • Урок 16

    • Урок 17

    • Урок 18

    • Учебник русского языка

    • Типовые тесты для работающих мигрантов

  • Модуль II. ИСТОРИЯ РОССИИ

    8

    • ЦЕЛИ КУРСА

    • Раздел I. История Руси (IX-XVII вв.)

    • Раздел II. Российская империя (XVIII — начало XX в.)

    • Раздел III. История СССР

    • Раздел IV. Современная Россия

    • Хронология событий, обязательных для запоминания.

    • Праздники современной России.

    • Фильмы рекомендуемые к просмотру

  • Модуль III ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    32

    • ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ

    • ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

    • Правила постановки на миграционный учёт

    • Регистрация по месту жительства

    • Кому аннулируют пребывание в России

    • РВП и Вид на жительство в России

    • Ошибки при получения РВП в России

    • Проверка паспорта у мигранта

    • Как говорить с полицией на улице. 10 полезных фраз

    • Как реагировать, если оперативный сотрудник не в форме / Правила поведения с сотрудником не в форме

    • Гражданство, патенты, пандемия: новшества в миграционном законодательстве РФ

    • Миграционные законы 02.04.2021. МВД. Мигранты. УКАЗ 274.

    • Основные миграционные законы РФ

    • Исключение из правил режима 90-180

    • Как узнать о наличии запрета на въезд.

    • Что делать если узнали о запрете на въезд, находясь на территории России

    • За какие нарушения закрывают въезд в Россию

    • Новые законы 2021 для иностранных граждан

    • Реально ли оформление гражданства РФ за 3 месяца в упрощенном порядке

    • Новое в законодательстве с 01.09.2021 года

    • Всё про патент

    • Правила для иностранных граждан прибывших в РФ до 29.12.2021. МВД

    • НОВЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РФ: Что изменится в 2022г

    • ВНЖ – БЕЗ РВП: КАК ОФОРМИТЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ?

    • Что дает вид на жительство в России: плюсы и минусы ВНЖ

    • ВНИМАНИЕ! ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

    • МОЖНО ЛИ ВЫЕЗЖАТЬ ИЗ РФ – В ПЕРИОД ОФОРМЛЕНИЯ РВП или ВНЖ

    • НОВЫЕ ЗАКОНЫ с 1 ЯНВАРЯ 2023 ДЛЯ МИГРАНТОВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ЯНВАРЕ?!

    • ОФОРМИЛИ РЕГИСТРАЦИЮ – НО ЕЕ НЕТ В БАЗЕ: почему такое происходит и что делать?

    • КАК ПРОДЛЕВАЕТСЯ ПРЕБЫВАНИЕ НА ГОД – ПО РОДСТВЕННИКАМ

    • КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЕЙЧАС У ИНОСТРАНЦА ПРИ НАХОЖДЕНИИ В РФ ?

    • КАК ЗАКОННО НАХОДИТЬСЯ В РФ – СВЫШЕ 90 ДНЕЙ ?

    • Поэзия А.С. Пушкина

    • Для англоговорящих

    • Основные фразы

    • РКИ для всех

    • Элементарный уровень

    • Падежи

    • Прилагательные

    • Местоимения

    • Склонение прилагательных во множественном числе

    • Творительный падеж

  • Русский язык для носителей арабского языка

    14

    • Урок 1

    • Урок 2

    • Урок 3

    • Урок 4

    • Урок 5

    • Урок 6

    • Урок 7

    • Урок 8

    • Урок 9

    • Урок 10

    • Урок 11

    • Урок 12

    • Урок 13

    • Урок 14

This content is protected, please login and enroll course to view this content!

    10 Comments

  1. Собиров Шокирджон Зайниддинович

    Собиров Шокирджон Зайниддинович

    25.10.2022

    Ок

  2. Шодиев Шохрух Рахимович

    Шодиев Шохрух Рахимович

    28.10.2022

    Хорошо

  3. Мадрахимова Сохиба

    Мадрахимова Сохиба

    10.11.2022

    Понятно

  4. Собиров Шокирджон Зайниддинович

    Собиров Шокирджон Зайниддинович

    16.11.2022

    010198

  5. Урунбоева Шахноза Абдумаликовна

    Урунбоева Шахноза Абдумаликовна

    21.11.2022

    спасибо

  6. Бобоев Иннатулло Хамидуллоевич

    Бобоев Иннатулло Хамидуллоевич

    22.11.2022

    хорошо

  7. Джалилов Хакимжон Каримжонович

    Джалилов Хакимжон Каримжонович

    23.11.2022

    👌🏻

  8. Шарипов Джумъабек Ёрмахмадович

    Шарипов Джумъабек Ёрмахмадович

    31.12.2022

    🤔🤔🤔

  9. Каюмов Бехруз Махмуд угли

    Каюмов Бехруз Махмуд угли

    12.01.2023

    Ok

  10. Якубов Алишер Нурович

    Якубов Алишер Нурович

    13.01.2023

    Понятно

Leave A Reply

2912 результатов для ‘рки праздники’

Государственные праздники России: РКИ

Государственные праздники России: РКИ
Найди пару

от Betelgeuse

Праздники

Праздники
Сопоставить

от Degerne

Праздники

Праздники
Сопоставить

от Helenebelene

Месяцы и праздники. РКИ

Месяцы и праздники. РКИ
Сопоставить

от Ksurodiks

рки

Праздники

Праздники
Случайное колесо

от Melikhova

Праздники

Праздники
Сопоставить

от Petrovatatiana0

РКИ

РКИ
Найди пару

от Slashtl

Праздники

Праздники
Викторина

от 47janna

праздники

праздники
Групповая сортировка

от Umarovanassiba

Праздники

Праздники
Случайные карты

от Simo7

ПРАЗДНИКИ

ПРАЗДНИКИ
Случайные карты

от V1class

Приготовление еды РКИ

Приготовление еды РКИ
Сопоставить

от Daryakrasnova

РКИ

Праздники

Праздники
Анаграмма

от Kostychevaas

Праздники.

Праздники.
Викторина

от Yavorskaia

Праздники

Праздники
Найди пару

от Ivanovsyava

Праздники

Праздники
Сопоставить

от Annavladimirovn

Праздники

Праздники
Анаграмма

от Bejlovatn

Поехали ур.2

Поехали ур.2
Сопоставить

от Bellaira

РКИ

Назови 10...

Назови 10…
Откройте поле

от Daryakrasnova

РКИ

Для вопросов

Для вопросов
Случайное колесо

от Poturaeva

РКИ

Глаголы для готовки РКИ

Глаголы для готовки РКИ
Найди пару

от Daryakrasnova

РКИ

Русский алфавит

Русский алфавит
Диаграмма с метками

от Daryakrasnova

РКИ

1-20

1-20
Диаграмма с метками

от Keep3

РКИ

Вопросы Будущее Время A2

Вопросы Будущее Время A2
Откройте поле

от Daryakrasnova

РКИ

Место

Место
Случайные карты

от Zh3

РКИ

Мальчик гуляет с собакой. Части тела. Покажи где у...  РКИ

Мальчик гуляет с собакой. Части тела. Покажи где у… РКИ
Диаграмма с метками

от Roksiyassman

РКИ

 Прилагательные - антонимы А1 РКИ

Прилагательные — антонимы А1 РКИ
Викторина

от Roksiyassman

РКИ
русский

Родительный падеж. Чего у кого нет?

Родительный падеж. Чего у кого нет?
Случайные карты

от Belocerk

рки

Какой род? ЕДА

Какой род? ЕДА
Викторина

от Daryakrasnova

РКИ

глаголы движения

глаголы движения
Самолет

от Veronikam

РКИ

Дательный падеж QUIZ

Дательный падеж QUIZ
Викторина «Игровое шоу»

от Daryakrasnova

РКИ

Дательный падеж

Дательный падеж
Сопоставить

от Daryakrasnova

РКИ

Русский алфавит

Русский алфавит
Привести в порядок

от Daryakrasnova

РКИ

Прилагательные

Прилагательные
Сопоставить

от Keep3

РКИ

Как правильно?

Как правильно?
Викторина

от Zhizhik

РКИ

Профессии

Профессии
Диаграмма с метками

от Nathaliepanova2

Adults
РКИ

Новогодний стол

Новогодний стол
Диаграмма с метками

от Daryakrasnova

РКИ

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ - ГДЕ?

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ — ГДЕ?
Групповая сортировка

от Julia241083

РКИ

Страны (Политическая карта мира)

Страны (Политическая карта мира)
Диаграмма с метками

от Daryakrasnova

РКИ

Замок Сорока 2

Замок Сорока 2
Диаграмма с метками

от Oleynikana9

рки

Фразеологизмы 1

Фразеологизмы 1
Найди пару

от Julia241083

РКИ

ЦИФРЫ 1-19 РКИ

ЦИФРЫ 1-19 РКИ
Кроссворд

от Daryakrasnova

РКИ

А, У, М чтение рки

А, У, М чтение рки
Случайные карты

от Stroganova24m

РКИ слоги чтение

Вводные вопросы 1 месяц

Вводные вопросы 1 месяц
Случайное колесо

от Poturaeva

РКИ

ЗНАКОМСТВО

ЗНАКОМСТВО
Случайное колесо

от Daryakrasnova

РКИ

ПОСУДА. рки

ПОСУДА. рки
Диаграмма с метками

от Roksiyassman

РКИ

ВРЕМЕНА ГОДА

ВРЕМЕНА ГОДА
Групповая сортировка

от Keep3

РКИ

Spotlight 8 FOOD Questions

Spotlight 8 FOOD Questions
Случайное колесо

от U24147987

8 класс
English
Праздники
Food
Spotlight 8

Дательный падеж

Дательный падеж
Кроссворд

от Daryakrasnova

РКИ

РКИ: ЦВЕТА

РКИ: ЦВЕТА
Погоня в лабиринте

от Kristeachedu

4-10
11
Дошкольник
цвета

РКИ Одежда анаграмма

РКИ Одежда анаграмма
Анаграмма

от Fraurepetitor

Дошкольник
Начальная школа / начальная
Средняя школа
Одежда

Откуда эти предметы?

Откуда эти предметы?
Случайные карты

от Daryakrasnova

РКИ

Пропущенное слово "Знакомство" рки

Пропущенное слово «Знакомство» рки
Пропущенное слово

от Dinaraloha

рки

Лицо и его части

Лицо и его части
Диаграмма с метками

от Daryakrasnova

РКИ

Продуктовый магазин ВОПРОСЫ

Продуктовый магазин ВОПРОСЫ
Откройте поле

от Daryakrasnova

РКИ

РКИ: Падежи 16 неделя 2

РКИ: Падежи 16 неделя 2
Привести в порядок

от Betelgeuse

РКИ
русский

ПРОФЕССИИ

ПРОФЕССИИ
Сопоставить

от Julia241083

РКИ

Части лица РОД

Части лица РОД
Групповая сортировка

от Daryakrasnova

РКИ

Мимика и жесты в лингвокультуре

Мимика и жесты в лингвокультуре
Сопоставить

от Nt7225639

РКИ

Урок 6. Мой дом. 7 класс.

Урок 6. Мой дом. 7 класс.
Групповая сортировка

от Nadezda8

7-й класс
рки

День российского студенчества, или Татьянин день

Отмечается с 1755 года
Со времени учреждения 266 лет

25 января – День российского студенчества, или Татьянин день.

 
Именно 25 января, в день памяти раннехристианской мученицы Татьяны Римской, императрица



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 3985 |
|
Дата: 24.01.2023

День почерка, или День ручного письма / National Handwriting Day

Год учреждения – 1977
46 лет со дня учреждения

СТАРЫЕ ПИСЬМА
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.


Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 2186 |
Добавил: venedy |
Дата: 21.01.2023

Крещение Господне

Крещение Господне (греч. βάπτισμα «погружение в воду») – христианский праздник. Установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это событие описано в Евангелиях от Марка, Луки, Матфея, упоминается в Е



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 2324 |
Добавил: venedy |
Дата: 18.01.2023

Старый Новый год

Старый Новый год появился в России только в 1919 году, когда с юлианского календаря мы перешли на григорианский, введённый в Европе в конце XVI века папой римским Григорием XIII.

Реформа календаря ликвидировала тринадцатидневное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Переход Ро



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 2737 |
Добавил: venedy |
Дата: 13.01.2023

Рождество Христово

В ночь с 6 на 7 января в России отмечают Рождество́ Христо́во. Это один из главных христианских праздников символизирует воплощение на земле божественного начала.

Русская Православная церковь отмечает этот праздник по юлианскому календарю. Вместе с



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 4154 |
Добавил: venedy |
Дата: 06.01.2023

День Конституции Российской Федерации

29 лет со дня принятия.

Современная Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации – это высший нормативный правовой акт России.

Конституция обладает высшей юридической силой.

Конституция з



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 3952 |
Добавил: venedy |
Дата: 11.12.2022

День рождения буквы Ё

Со дня учреждения 239 лет.

29 ноября «родилась» буква Ё. Произошло это в 1783 году во время одного из заседаний Российской академии наук.

Матерью новой буквы можно по праву считать директора академии княгиню Екатерину Романовну Д



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 6252 |
Добавил: venedy |
Дата: 28.11.2022

19 ноября 2021 года начали отмечать День преподавателя высшей школы.

Со дня учреждения 1 год.

Праздник был учрежден в октябре 2021 года. Приказ о праздновании подписал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Установление професси



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 5558 |
Добавил: venedy |
Дата: 18.11.2022

18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Считается, что именно в этот день в Великом Устюге – на родине этого сказочного персонажа – наступает настоящая зима, с большими снегами и трескучими морозами.

В славянской мифологии дух зимнего холода и хозяин стужи представлен в виде седовласого старика с длинной белой бородой. По



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 13489 |
Добавил: venedy |
Дата: 17.11.2022

День народного единства

1612 год

Со дня событий 410 лет.

Праздник впервые отмечали в 2005 году.

4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. Праздник установлен в честь событий 1612 года (407 лет наза



Читать дальше »

Категория: Праздники |
Просмотров: 5180 |
Добавил: venedy |
Дата: 03.11.2022

Русские традиции

Цели:

1. Познакомить с некоторыми русскими
традициями.

2. Развивать навыки аудирования.

3. Развивать навыки выделения главной
информации.

4. Развивать навыки продуцирования речевого
высказывания.

5. Воспитывать интерес к изучению русского
языка как средству общения и овладения специальностью.

Ход занятия

Работа с текстом
о русских национальных традициях

Национальная
культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду
других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и
поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Большинство
народных обычаев, обрядов и праздников связано с календарем.

На Руси календарь
назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни,
«описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои
праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и
явления.

– О каких русских
традициях и обычаях вы уже знаете?

Задание 1. Прочитайте микротекст. Дайте название тексту,
перескажите информацию микротекста. Сопоставьте русские традиции с традициями
своих стран.

Текст 1

 Пасха отмечает
воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре.

 Пасхальное
воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год, но бывает всегда
между 22 марта и 25 апреля. Оно приходится на первое воскресенье после первого
полнолуния, следующего за 21 марта – днем весеннего равноденствия.

 Дата пасхального
воскресенья была утверждена церковным собором в Нике в 325 году н.э.

 Название «Пасха»
является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося
ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само
название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского
слова «pesah», которое толковалось как «прохождении». Оно было заимствовано из
более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на
летние.

 События
евангельской истории: смерть и воскресение Христа – совпали с праздником Пасхи,
и в итоге этот день стал днем Воскресения Христова.

Существует много
обрядов, связанных с этим днем, например, есть обычай приветствовать друг друга
словами «Христос воскрес» и дарить друг другу крашеные яйца.

Есть церковное
предание, что по вознесении Христа святая Мария Магдалина, путешествуя по
разным странам с проповедью о воскресшем Спасителе, была в Риме. Здесь она
предстала императору Тиберию и подарила ему красное яйцо. Яйцо напоминает нам
будущее воскресение после смерти, а красный цвет означает радость спасения.
Кстати, обычай одаривания яйцами – отличительная особенность Руси. Ничего
подобного в других странах нет.

Текст 2

Предполагают, что
первые неукрашенные Рождественские елки появились в Германии в 8 веке. Первое
упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал проповедь
о Рождестве. Чтобы убедить слушателей, что дуб не является священным и
неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленное дерево
падало, оно повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Бонифаций
представил выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом
Христа». В 17 веке Рождественская елка уже была распространенным символом
Рождества в Германии и скандинавских странах. Первые Рождественские елки были
украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и
другая еда. Такой груз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие
стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить
фрукты и другие тяжелые украшения. Затем появились рождественские свечи. Свет
был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров
изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник
Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости
Иисуса как Света мира. В старой Англии торговцы каждый год дарили своим
постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают
победу света над тьмой.

Канун Рождества
получил название «сочельник». Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда,
заливное, студень из мяса, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова
с хреном, свиная колбаса домашняя, жарко, медовые пряники и, конечно, жареный
гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о
Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о Рождестве Спасителя. На столе
ставили дополнительные приборы по числу членов семьи, умерших в прошедшем году.

 По домам в
вечернее время и по ночам ходили ряженные – колядующие, специально, для того
чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им пожелания в наступающем
году. Считалось, что достаток семьи в будущем году на прямую зависел от степени
одарения колядующих.

Текст 3

 Двенадцать дней
после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями,
так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В Святки принято
ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки
отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.

Зимние святки
начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со
святочными песнями. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны
были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. По преданию, в
течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила,
рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу,
надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.

Зимние святки были
шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали
посиделки, девушки гадали. Святки считались идеальным временем для этого.

Для гаданий
выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила, – места
нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, подвалы, чердаки, кладбища,
перекрестки дорог и т.п. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и
пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания
направлялись

тайком: выходили из
дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв
лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть
предпринимали «защитные» меры против нечистой силы – очерчивали вокруг себя
кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

 Тематика гаданий
варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и
медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака
– девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем женихе.

 Лай собаки
указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть,
музыка скорую свадьбу, топот коня – дальнюю дорогу. О характере будущего мужа
гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

 Чтобы приснился
вещий сон, девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев,
вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к
углу. Также помогало положить под кровать и под подушку мешочек с зерном,
гребень или чашку с водой.

Текст 4

 Летнее
солнцестояние – один из заметных, поворотных моментов года. Издавна все народы
Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. В Литве это праздник Ладо, в
Польше – Соботки, на Украине – Купало или Купайло.

В России таким
праздником является Иван Купала. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24
июня все праздновали этот весёлый праздник. Правда, из-за отставания Юлианского
календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных
сложностей «вершину лета» стали праздновать через две недели после самого
солнцестояния.

 У наших древних
предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его
честь распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие смешивает
в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало
называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн
Креститель (точнее – его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

 С этим днем было
связано много суеверий, например, считалось, что в эту ночь деревья переходят с
места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев, беседуют
животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной
силой. Поэтому, самым главным событием этого дня был сбор трав для лечебных
целей. В глухую полночь женщины, сняв с себя рубаху, шли в лес и до утренней
зари собирали травы.

До восхода солнца
рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к
дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а
вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

Также считалось,
что в этот день, единственный раз в году, ровно в полночь расцветает
папоротник. Девушки и юноши отправлялись в лес и искали этот редкий цветок,
потому что, по поверьям, нашедшего цветущий папоротник ждет большое счастье:
цветок исполняет любое желание и показывает зарытые в земле клады.

 Множество
купальских поверий связано и с водою. Ранним утром женщины «черпают росу». Для
этого берётся чистая скатерть и ковш, с которыми отправляются на луг. Здесь
скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают
лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса
купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы
не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть в дом не шла.

 Поутру в Иванов
день купаться – обычай всенародный, в Иванов день считается именинником сам
водяной. Один из распространённых купальских обрядов – обливание водой любого
встречного. Молодые люди отправлялись с ведрами на речку, чтобы наполнить их
мутной и грязной водой, а потом шли по деревне, обливая каждого встречного
(исключение делалось только для стариков и маленьких детей). Отсюда пошла
поговорка: «День Иван Купала – обливай кого попало».

Текст 5

Великий пост –
главный и самый продолжительный пост, цель которого – приготовление к
празднованию Пасхи.

Этот пост
установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. В
России Великий пост начинается сразу после масленицы и продолжается 49 дней.
«Весна постная» – так называет Православная церковь время Великого поста,
напоминая о том, что пост – это время духовного расцвета и пробуждения.

Структура Великого
поста построена так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл, образуя
лестницы, вершиной которой является Пасха – Воскресение Христово.

Принято с особой
строгостью соблюдать первую и последнюю недели Великого поста. В народе
говорится: «хорошее начало – половина дела». Великий пост подразумевает
исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц.

Шестое воскресенье
Великого Поста – праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в
Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. В
Вербное воскресенье христиане ходят на кладбища и поминают своих предков. В
этот день разрешается есть рыбу. После Вербного воскресенья начинается
Страстная неделя – последняя неделя Великого поста. Четверг этой недели
называется Чистым четвергом. В этот день традиционно совершается уборка, стирка
и все дела по дому, так как после четверга ничего убирать уже нельзя. С пятницы
нельзя уже есть никакую пищу, разрешается пить только воду, так как по
библейским преданиям именно в пятницу совершилась казнь Иисуса Христа.
Запрещается петь песни и смеяться. Великий пост заканчивается церковной службой
в ночь с субботы на воскресенье, наступает Пасха.

Текст 6

По-ярославски – самогар,
по-курски – самокипец, по-вятски – самогрей, но более всего известно его
основное имя – самовар. Самовар в России – синоним застолья.

Прообраз самовара,
то есть его форма и отличительный элемент – краник, был известен на Руси уже в
17 веке. Есть версия, что принцип самовара пришёл в Россию из Китая, куда в
свою очередь попал из Монголии. Почти 2 тысячелетия назад в Китае уже
пользовались прибором хого, или как его ещё называют «китайским самоваром».
Представлял он собой подобие бака с крышкой, через которую проходила труба, и
всё это покоилось на основании-отделении для дров и щепок. Хого был
предназначен для приготовления в полевых условиях мясных блюд или использовался
в качестве универсальной микропечки, с помощью которой можно приготовить
значительную часть блюд при минимальных затратах топлива. В современных хого
готовят мелко нарезанное мясо и некоторые овощные блюда, а также лапшу. Скорее
всего, хого не использовался для подогрева воды или других жидкостей, но его
форма была воспроизведена в удобном и необходимом для холодных стран приборе –
самоваре, который, по мнению многих, происходит всё-таки из России.

Своим
распространением в России самовар обязан установившемуся в середине XVIII в.
обычаю пить чай несколько раз в день. Гость в дом, самовар на стол – таковы
русские традиции.

Чаевничать на Руси
начали лет 300 назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими
товарами. Никто уже и не вспомнит о том, что чай – чужак, иностранец, который
прижился в России. В Москву чай привез посол царя Михаила Федоровича Василий
Старков, возвратившийся в 1638 г. из Монголии. Царское посольство получило в
качестве подарка от Алтын-хана четыре пуда «китайской травы» – это и был чай.
При царском дворе чай пришелся по вкусу, хотя его оценили вначале только как
лекарство.

Особое отношение к
чайной церемонии сложилось в московских домах. Размеренный ритм жизни Москвы
сформировал обычай пить чай в определенное время – утром, в полдень, в четыре
часа дня и непременно вечером. Традиция вечернего семейного чаепития, к
середине прошлого века вошедшая в моду и в других европейских странах,
сложилась именно в России. Вечером, когда собиралась семья, приходили гости,
накрывали стол в гостиной или специальной чайной комнате. На видном месте
стола, покрытого белоснежной скатертью, ставили самовар на подносе, который как
бы объединял участников застолья. Возле самовара хлопотала хозяйка или ее
старшая дочь. В отличие от восточных традиций, здесь ценилось не только
качество приготовленного напитка, но множество кушаний и сладостей, подаваемых
к чаю, богатство и изысканность сервировки стола. В сервировку чайного стола
входили заварной чайник и чайница, молочники, сливочники, вазы и сахарницы для
сладостей и выпечки, ситечко, щипцы для сахара, и другие необходимые предметы.
Стол с выпечкой и сладостями стал особенностью русского чаепития. Всевозможные
кондитерские изделия, варенье, ватрушки, баранки, кулебяки, коржи, пряники и
многое другое составляли непременное угощение к чаю.

Текст 7

На Руси женить
молодых было принято рано. Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При
ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг
друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым
людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже
сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и
матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба
уже готовилась.

Но иногда, первый
шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители
засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха
соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Сваха смотрела,
хороша ли невеста, умна ли, умеет ли работать. Бывали случаи, что если дочь
некрасива собой, то вместо нее приводили другую девушку. Сам жених до свадьбы
видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак
мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених
настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли
и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно.

После смотра
происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству.
Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против
друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась
рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за
невестой будет такое приданое.

Молодые после
свадьбы должны были жить в доме жениха. Перед обрядом венчания гостей и молодых
усаживали за стол. Невеста была в «покрове», который скрывал ее лицо полностью.
Так что жених и перед самой свадьбой не видел ее лица своей. После 4-5 перемен
блюд, посаженый отец невесты испрашивал родного отца разрешить отправляться
«чесать и крутить» молодых, т.е. вести их благословлять и венчать.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Как в России
празднуют свадьбу?

2. Как на Руси
знакомились жених и невеста?

3. Мог ли жених
отказаться от невесты? Почему?

4. Что такое Пасха?

5. Почему на Пасху
дарят крашеные яйца?

6. Какое событие
предшествует Пасхе?

7. Сколько времени
продолжается Великий пост? Почему?

8. Какие еще
христианские праздники отмечают в России?

9. Откуда взялась
традиция рождественской елки?

10. Чем украшают
елку? Почему?

11. Что наступает
после Рождества?

12. Какие обряды
связаны со Святками?

13. Какой летний
праздник отмечают в России? Когда?

14. Какие обычаи и
суеверия с ним связаны?

15. Какая русская
традиция не связана с временем года?

Традиции и обычаи
народа всегда связаны с сознанием и характером людей.

Задание 3. Распределите пословицы и поговорки по темам.
Какие это темы? Прочитайте пословицы. Скажите, о каких ценностях русского
человека в них говориться.

1. Не спеши языком
– торопись делом. 2. Сам пропадай, а товарища выручай. 3. Труд человека кормит,
а лень портит. 4. Хочешь много знать – надо мало спать. 5. Ученье свет – а
неученье тьма. 6. Без труда – не выловишь рыбку из пруда. 7. По одёжке
встречают – по уму провожают. 8. Грамоте учиться – всегда пригодится. 9.
Ремесло хлеба не просит – а само кормит. 10. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
11. Ученье – путь к уменью. 12. Терпение и труд – всё перетрут. 13. Кончил дело
– гуляй смело. 14. Землю солнце красит, а человека – труд. 15. Человек без
ремесла – что птица без крыльев. 16. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 17.
Кто любит труд – того люди чтут. 18. Один за всех – а все за одного. 19.
Привычка трудиться в жизни пригодится. 20. Тот человек в почёте – чьи руки в
работе.

– Назовите
национальные пословицы, выражающие характер вашего народа.

Часто большую роль
в тех или иных обрядах играли разнообразные загадки.

Задание 4. Послушайте и отгадайте загадки.

1. Какая еда без
другой еды не еда? (Соль)

2. Бел, да не
сахар, нет ног, а идет. (Снег)

3. Кто говорит
молча? (Книга)

4. Моря есть –
плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Города есть – жить нельзя, Что это?
(Географическая карта)

5. Буквы-значки,
как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном
месте стоит, И называется строй … (Алфавит)

6. Один говорит,
Двое смотрят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

7. Что можно
увидеть с закрытыми глазами? (Сон, мечта)

8. Рук и ног у него
нет,  А всех трясёт и качает. (Ветер)

9. Кто в году
четыре раза меняет одежду?  (Земля в разные времена года)

10. Идёт, а ног нет,
лежит, а постели нет, лёгкий, а крыши ломит. (Снег)

11. Кверху дном –
полная, книзу дном – пустая. (Шапка)

12. Когда видишь,
то не видишь, а когда не видишь, то её видишь. (Темнота)

13. Пройдёт он
первым без стыда

В любую дверь
упрямо,

И первым в дом его
всегда

Пропустит даже
дама. (Ключ)

14. Вот соль тебе,
вот хлеб и ложка,

Сварилась к
ужину… (картошка).

Осенью первыми
листья, как слезы,

Тихо на землю
роняют… (березы).

15. Лето, лето к
нам пришло!

Стало сухо и…
(тепло).

16. На скале он
строит дом.

Разве жить не
страшно в нем?

Хоть кругом и
красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не
боится

Со скалы крутой
скатиться –

Есть могучих два
крыла

У хозяина…
(орла).

17. В небе тучи
растревожит,

Дождь пригонит
проливной,

Лодке парусной
поможет,

Засвистит в трубе
печной.

Побывал везде на
свете

Озорной, веселый…
(ветер).

Работа с
видеоматериалами о русских праздниках

– Распространены ли
в вашей культуре загадки?

– Какие?

– Расскажите, что
вы знаете о русской Масленице?

Задание 5. Посмотрите фрагменты кинофильмов. Опишите
наблюдаемые русские традиции и обычаи (письменно).

1. Фрагмент из к/ф
«Снегурочка».

2. Фрагмент из к/ф
«Финист – Ясный сокол».

3. Фрагмент из к/ф
«Ночь перед Рождеством».

– Опишите героев
фрагментов.

– Какие качества
характера проявляются в отрывках?

– Почему?

Задание 6. Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя
«Вечер накануне Ивана Купала».

Я думаю, куры так
не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зерен, как дожидался
Петрусь вечера. То и дело что смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее,
не румянится ли понизившееся солнышко, – и что далее, тем нетерпеливей. Экая
долгота! Видно, день божий потерял где-нибудь конец свой. Вот уже и
солнца нет. Небо только краснеет на одной стороне. И оно уже тускнет. В поле становится
холодней. Примеркает, примеркает и – смерклось. Насилу! С сердцем, только что
не хотевшим выскочить из груди, собрался он в дорогу и бережно спустился густым
лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Басаврюк уже поджидал там. Темно,
хоть в глаза выстрели
. Рука об руку пробирались они по топким болотам,
цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу. Вот
и ровное место. Огляделся Петро: никогда еще не случалось ему заходить сюда.
Тут остановился и Басаврюк.

– Видишь ли ты,
стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но
сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет
папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось.

Петро хотел было
спросить… глядь – и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего
не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот
блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда
цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника.
Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в
боки.

– Что тут за
невидальщина? Десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут
диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?

Глядь, краснеет
маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно!
Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь.
Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его
очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

«Теперь пора!» –
подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук
также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив
глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне
показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним
пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот
вполовину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но
вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему,
будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском
тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью…
Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули. «Насилу воротилась, яга! – проворчал
он сквозь зубы. – Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все,
что ни прикажет, не то пропал навеки!» Тут разделил он суковатою палкою
куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих
ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака
выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не
бесись, не бесись, старая черточка!» – проговорил Басаврюк, приправив таким
словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с
лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с
подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. «Славная красавица!» –
подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него
цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то
водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. «Бросай!» –
сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? –
цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и,
словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и
упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна.
«Здесь!» – глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил:
«Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу
не снилось». Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил
землю, в другой, в третий, еще раз… что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет
далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук.
Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем
далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с
змеиным шипеньем

Задание 7. Объясните значение выделенных слов и
словосочетаний.

Задание 8. Найдите устаревшие слова, подберите к ним
современные синоним.

Задание 9. Определите стилистическую окраску выделенных
слов, объясните их значение.

1. Спустился густым
лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. 2. Хватай его и не
оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. 3. Поусомнился Петро
и в раздумье стал перед ними. 4. Что тут за невидальщина? 5. Но вот
послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри. 6. Басаврюк,
подавая ему заступ, примолвил: «Копай здесь, Петро».

Задание 10. Определите, какие русские традиции и обычаи
описываются в отрывке. Свой ответ аргументируйте.


Идеи на тему  одного из самых необычных и интригующих российских праздников. Кстати, оказывается, Старый Новый год  отмечают не только в России, а еще в странах бывшего СССР, в Сербии и Македонии, в Алжире, Марокко, Тунисе и даже в немецкой части Швейцарии.


О чём говорить  или что показать на уроках РКИ во время этого праздника?

Идеально — рассказать об истории возникновения этого праздника и вместе с этим об истории страны.

Еще можно посмотреть видео, послушать подкаст или почитать. 

 

Если вы хотите рассказать студентам  историю возникновения двух  идентичных праздников в России, то вот пара идей: 


✅Если вы хотите получать больше интересных материалов РКИ, присоединяйтесь к  сообществу «РКИ сегодня» 

  • в Инстаграм
  • или в ВК 
  • или Фейсбуке
  • Новости в Телеграм

5 идей для урока РКИ на тему «Старый Новый год»

1. Подкаст от канала Культура.РФ

Как появилась традиция праздновать старый Новый год?
Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления.
Послушайте этот подкаст со студентами высокого уровня.  К подкасту есть текст. Можно сделать задания для работы с лексикой. 

Ссылка на подкаст здесь

2.  Видео

Станислав Чернышев снял  на эту тему видео.

3.  Фильм
Можно посмотреть фильм «Старый Новый год». Фильм особенно будет интересен тем, кто интересуется советской историей и культурой, можно обсуждать быт и проблемы, о которых говорят люди.  
Действие фильма происходит в канун Старого Нового года. 
На самом деле,  сначала это был спектакль, который очень успешно шел в МХАТе  (постановка Олега Ефремова по пьесе Михаила Рощина), а потом почти с тем же актёрским составом, была экранизирована на Мосфильме

Фильм «Старый Новый год». 1 серия

Фильм «Старый Новый год». 2 серия

3.  Радиоспектакль по этой же пьесе  (для студентов более высокого уровня).
Можно усложнить задачу и часть истории послушать, а потом посмотреть.  Очень интересно  послушать начало,  а потом обсудить со студентами как они представляют себе этих героев, их возраст, внешность, профессия, отношения и тд. (в зависимости от уровня). А потом включить фильм и сравнить их представления и с тем, что показывают в фильме.


Радиоспектакль «Старый Новый год» вы найдете здесь.

4. Песня 
Если вы любите работать петь со студентами песни, то можно взять песню, которую исполняет Вячеслав Малежик «Старый Новый год». 
Сначала поработать с текстом, а потом послушать и спеть вместе.


Текст песни «Старый Новый год»


Старый Новый год, старые новые песни, 
Может, повезёт, и с тобой будем вместе. 
Старый Новый год, Старый Новый год, 
Старые, новые лица, 
Всё когда-то пройдёт, но возможно однажды приснится. 

Старый Новый год – он словно из ниоткуда, 
Пусть любовь придёт, и надежда на чудо. 
Старый Новый год, Старый Новый год, 
Старые, новые лица. 
Всё когда-то пройдёт, но возможно однажды приснится. 

Кружат снежинки не спеша, и в такт морозной ночи 
Аккомпанирует душа, и волшебство пророчит. 
Давай с тобою в этот час подхватим вместе мы 
Наш Старо-Новогодний вальс под музыку зимы. 

Старый Новый год, старые новые чувства, 
В прошлое уйдёт, и чуть чуточку грустно. 
Старый Новый год, Старый Новый год, 
Старые, новые лица, 
Всё когда-то пройдёт, но возможно однажды приснится.


5. Для работы с детьми подойдет аудиосказка «Старый Новый год». 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники урожая у разных народов россии
  • Праздники у армян сегодня
  • Праздники у армян 2022
  • Праздники тюркских народов список
  • Праздники тюркских народов сообщение