Праздники ямало ненецкого автономного округа

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Службой по делам архивов Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с архивами автономного округа подготовлен Календарь памятных дат Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год.

В информационно-просветительский проект включена информация о памятных датах Ямало-Ненецкого автономного округа, подготовленная на основе архивных документов Государственного архива автономного округа и муниципальных архивах в автономном округе.

Это сведения о наиболее значимых в истории Ямала событиях: об образовании районов, городов и поселков; о создании   учреждений и предприятий; об открытии нефтегазовых месторождений. В Календарь включены также сведения, связанные с жизнью, творчеством и работой выдающихся деятелей, внесших свой вклад в историю и развитие автономного округа. 

Календарь подготовлен в электронном формате и устанавливается на любое мобильное устройство и ПК.

Интернет-календарь памятных дат Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год (ics)

Инструкции по импорту событий Интернет-календаря: Яндекс, Google

Календарь памятных дат Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год (pdf)

Традиционный праздник оленеводов в ЯНАО проводится во многих городах и поселках округа.

На официальной странице Ямало-Ненецкого автономного округа во «ВКонтакте» опубликованы даты, когда День оленевода пройдет в тех или иных точках. Праздник начнется 25 февраля и закончится 14 апреля.

25 и 26 февраля гостей ждут в Надыме. Там пройдут соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. 4 и 5 марта праздник пройдет в Тарко-Сале, 11 марта — В Харампуре, 18 марта — в Овгорте, Халясавэе и Тольке. 18 и 19 марта гостей будет приветствовать Новый Уренгой. Для них запланирован «Праздник народов Севера».

25 марта оленеводы побывают в Питляре, Ханымее, Самбурге.

25 и 26 марта праздник оленеводов пройдет в Салехарде.

1 апреля торжества организуют в Ноябрьске, там определят победителя в конкурсе «Авка». В этот же день гостей ждут в Аксарке и Муравленко. На 1 и 2 апреля запланированы праздничные программы в Тазовском, Яр-Сале, Сеяхе. В Тазовском, Антипаюте и Гыде пройдет слет оленеводов.

6 и 7 апреля праздник примет Антипаюта.

Финальные торжества пройдут 13 и 14 апреля в Гдые.

Самые важные новости — в нашем телеграм-канале «Новости Ямала».

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа №3» г. Тарко-Сале

Ямало-Ненецкого
Автономного округа, Пуровского района

Конспект
урока  музыки
в 5 классе

«Праздники
и обычаи народов Ямала». «Ненецкие народные праздники
»

подготовила

учитель
музыки

Лемешева
Эльза Викторовна

г.
Тарко-Сале

 2014г

 Тема: «Ненецкие
народные праздники»

Цели и
задачи:

1.      Изучить
историю наследия коренных народов Ямала.

2.      Расширить знания о народных традициях  Ямала.

3.      Познакомиться
с историей  музыкального искусства северных
народов.

       
Оборудование:
Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия
национальных промыслов.

.

Содержание: 

 Вед:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по
родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете,
какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ
детей:

Ханты, ненцы.

Вед: Правильно.
И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого народа.

  Слайд
1

Звучит
ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная
культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она
была максимально приспособлена к природным условиям их обитания и была
подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Слайд
2

НЕНЦЫ
коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири. Выделяются две
этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по
фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.
Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания
является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как
известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой
радости.

Слайд
3

Это — день
рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой
семьи — свадьба.

День
рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет
пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца
своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как
проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок,
одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это
небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы
для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым
перерезалась пуповина.

В
результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали
отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего
оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю): 

Слайд
4

25
марта – Ворна  яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным
местам);
9 мая – Николя  яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В
исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцы-старожилы
помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник
одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие
происходило так.

Род Панхи  Пяк
ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и
Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к
дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него
узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к
востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи,
подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров
оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая
кровь заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой
оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в
быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную
молитву Богу-духу Воды.

Слайд
5

«Вездесущий,
дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа
моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн.
Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив
священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили
рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем
забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому.
И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и
берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд
6

«О великий
хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя,
сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи,
ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары.
Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все
сородичи Панхи  Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и
чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от
того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети
исполняют «Танец оленей»

Слайд
7

Вед: День
оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с
их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа,
проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом
празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными
являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки
через нарты, перетягивание палки.

Слайд
8

Интересны
традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно
столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг
другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала
в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны
перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд
9

Палку
перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
        Слайд 10

Тынзей
мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают
на дальность.

Гонки на
оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени,
упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В
зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на
скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их
окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

       Все
эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на
оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры —
в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например,
при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд
11

На День
оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина).
Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов.

В
исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом
наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём вас на
следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд
12

Список
использованной литературы

1.      Балучевский
Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 10-е изд.- Л.:
Музыка, 1990.- 344с.

2.      Большая
Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.:
«Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

3.      Владимирский
С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 — 46

4.      Земля
Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

5.      Кулемзин
В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская
издательская фирма, 1992.- С.126

6.      Неща
(лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев.
Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. — М.: 2004.- С.53

7.      П.
Турутина , почётный гражданин Пуровского
района  //«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

8.      Хомич Л.В.
Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.

9.      Ямал:
Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень:
Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360

Использованные
материалы и Интернет-ресурсы

1.      http://clubs.ya.ru/46116860184…

2.      http://www.rgo.ru/strana-v-lic…

3.       foto.eurasialand.ru›oleni/ Фотоальбом
«День оленевода в Надыме

4.      http://foto-planeta.com/photo/… Праздник
оленевода

5.      http://fotki.yandex.ru/users/m…
Искусство, народное творчество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

ЯНАО, город Губкинский

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
  2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
  3. День оленевода……………………………………………………3 стр.
  4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
  5. «Медвежий праздник»……………………………………………5 стр.
  6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

Введение.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Дни большой радости.

Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это — день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

День рыбака.

        Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

«Медвежий праздник».

        В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

        По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

        Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

        Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Заключение.

        Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

        Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.

Все они определены соответствующим региональным законом

Фото: Антон Тайбарей

В Ненецком автономном округе законодательно определены праздничные дни и памятные даты. В четверг на очередной сессии Собрания депутатов НАО они были закреплены в соответствующем окружном законе, разработанном парламентариями. Документ представила депутат Наталья Кардакова.

После вступления закона в силу в регионе будут официально закреплены праздничные дни и праздники, посвященные истории НАО:

28 февраля – День Холода (День Арктики)

10 марта – День образования города Нарьян-Мара

третья суббота марта – праздник-фестиваль Сямянхат Мерета (Самый быстрый)

15 июля – День образования Ненецкого автономного округа

2 августа – традиционный праздник День оленя

К памятным датам Ненецкого автономного округа, посвященным важнейшим историческим событиям региона и его символам, отнесены:

третье воскресенье сентября – День Пустозерска

26 сентября – День Устава Ненецкого автономного округа (1995 год)

11 октября – День герба Ненецкого автономного округа (2007 год)

14 октября – День флага Ненецкого автономного округа (2003 год)

20 ноября – День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне

Кроме того, в документ включено более 20 памятных дат, посвященных  образованию административно-территориальных единиц, населенных пунктов округа, важным историческим, культурным и экономическим событиям в истории региона:

5 февраля – день образования Шойнского сельсовета (1933 год)

12 февраля – день образования Хорей-Верского сельсовета (1941 год)

20 марта – день образования рабочего поселка Искателей (1974 год)

4 апреля – день образования муниципального района «Заполярный район»

25 мая – день образования села Ома (1858 год)

15 июля – день образования поселка Каратайка (1932 год)

последняя суббота августа – день образования поселка Харута (1897 год)

второе воскресенье сентября — день образования деревни Каменка (1899 год)

третье воскресенье сентября – день образования поселка Хонгурей (1939 год)

четвертое воскресенье сентября – день образования села Оксино (1574 год)

23 ноября — день образования Тельвисочного сельсовета (1930 год)

29 сентября 1894 года – основание школы в селе Нижняя Пеша

1 сентября 1923 года – основание самоедской школы в селе Тельвиска

20 мая 1929 года – образование первого ненецкого оленеводческого колхоза (ПНОК), колхоза им. И.П. Выучейского

7 ноября 1929 года – выход в свет первого номера газеты «Няръяна вындер» («Красный тундровик»)

18 марта 1931 года – основание интегральной потребкооперации в Ненецком автономном округе

27 октября 1931 года – открытие в городе Нарьян-Маре Печорского морского торгового порта

7 ноября 1931 года – открытие педучилища в селе Оксино

6 сентября 1934 года – открытие Ненецкого окружного краеведческого музея

17 августа 1946 года – формирование Нарьян-Марского авиаотряда

25 июля 1961 года – образование Нарьян-Марского народного театра

Как отметила в ходе сессии депутат окружного парламента Наталья Кардакова, по решению депутатской комиссии рекомендовано муниципальным образованиям разработать и принять нормативные акты о праздничных и памятных датах своих муниципалитетов.

Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники якутов кратко
  • Праздники якутии даты
  • Праздники якутии 2022
  • Праздники яицких казаков
  • Праздники язычников руси