Приходской праздник это

Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.

Престо́льный (хра́мовый) пра́здник — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы[1]. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.

В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[2].

К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки.

Примечания

  1. Престольный праздник — статья из Cловаря церковных терминов
  2. Белова, 2009, с. 240-241

Литература

  • Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 240-241. — ISBN 978-5-7133-1312-8.

Ссылки

  • Храмовые праздники // Энциклопедия «Русская цивилизация»
  • Престольные праздники вчера и сегодня
  • Престольные праздники // Современная энциклопедия


Рубрика: Uncategorized

Престольный праздник — что это в Православии

Особый день для каждого храма

В Православный Календарь включено множество праздничных дней, которые отмечаются всеми верующими. Однако в каждом храме, помимо общецерковных праздников, особым торжественным богослужением отмечается престольный праздник. Что это такое? Почему этот день не имеет единой даты для всех церквей? Какой смысл имеет данный праздник? Как он отмечается?

престольный праздник
Православный храм

Богослужебный год

Множество русских народных обычаев и традиций непосредственно связаны с церковными праздниками. Как сказано в русской поговорке: «У Бога всякий день — праздник». Действительно, православный календарь имеет множество памятных праздничных дней. Но что такое праздники для христианина? Кто их устанавливает и для чего они нужны?

Для удовлетворения своих насущных потребностей человек должен трудиться. Согласно 4-й заповеди Божьего закона (Книга Исход, 20:9-10) на это Господь определил 6 дней в неделю. Седьмой же день — это день, посвященный Богу, молитве, богослужению, творению добрых дел. Этимология слова «праздник» как раз буквально и означает «день, не занятый делами, свободный от работы». Это установление Божие, на время отстраниться от житейских трудов и забот, чтобы всецело посвятить свое время Создателю. В ветхозаветные времена таким днем была суббота. Для христиан этим статусом обладает воскресный день.

Однако помимо седьмого праздничного дня недели еще в ветхозаветный период существовали и другие праздничные дни: Ветхозаветная Пасха, Предположение, Праздник Кущей и другие иудейские праздники. После Крестной Смерти Спасителя на протяжении нескольких веков Церковь постепенно устанавливала новые праздники, имеющие для христиан духовный смысл. Со временем христианские праздники были упорядочены, приобрели духовный смысл (воспоминание, обрядовое воспроизведение сущности празднуемого события).

Церковные праздники

В настоящее время в Православной Церкви на протяжении всего календарного года ежедневно вспоминаются те или иные исторические события Священного Писания и Церкви. Каждый день совершается память святых угодников Божиих. Это также православные праздники. По Уставу, все церковные праздники делятся на три группы: великие, средние и малые. В список великих праздников входят праздник Воскресения Христова, двунадесятые (12 значимых после Пасхи праздников) и недвунадесятые (Русская Православная Церковь отмечает их 5) праздники. К средним праздникам относятся дни памяти особо почитаемых угодников Божиих. А малые праздники являются днями поминовения общехристианские святых.

Также круг церковных богослужений различает неподвижные (на определенную дату) и подвижные (имеющие прямую зависимость от дня Пасхи) праздники.

В Православии праздники могут быть многодневными и однодневными. Многодневные праздники состоят из подготовительного торжества (предпразднства), непосредственно праздника, продолжения (попразднства) и отдания праздника. Длительность многодневных праздников указывает на важность отмечаемого события.

Праздники также подразделяют на общецерковные и местные. Общие праздники с одинаковой торжественностью совершаются во всех церквях. В местные же праздники торжественное богослужение проходит только в определенных приходах тем или иным образом связанным с воспоминаемым событием или личностью.

Что такое престольный праздник?

Именно к местным праздникам относится престольный праздник. Что это за торжество? Уже само название говорит о том, что оно отмечается в день памяти святого угодника или церковного события, в честь которого построен храм и освящен престол. Престол в церкви занимает центральное место в алтаре. Это четырехугольный стол, на котором происходит великое Таинство Церкви пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.

Также престольный праздник называется ещё и храмовым, поскольку свое название храм получает от главного престола. Если церковь многопридельная, то есть имеет более одного престола в память различных событий и святых, тогда престольных праздников будет несколько.

В богослужебном аспекте для каждой церкви ее престольный праздник отмечается с такой же торжественностью, как и двунадесятые праздники. Хотя по особенностям богослужения его относят к среднему празднику.

«У каждого человека есть памятные дни его жизни – день ангела, день рождения, есть какие-то события, которые особо близки сердцу. И мы стараемся в этот день собрать своих родных и близких, чтобы пообщавшись с ними, взаимно утешившись, прославить Бога. Так и в жизни прихода есть памятные дни. Престольный праздник – это главный праздник храма» (епископ Покровский и Новоузенский Пахомий Брусков).

Традиции празднования

Зародилась традиция празднования престольного праздника ещё в раннехристианские времена. После Крещения Руси эта традиция распространилась и на наших землях. Это было связано со строительством церквей. Новопостроенные церкви приобретали покровителя — святого, в честь которого освещался главный престол в храме. Традиция торжественно отмечать престольный праздник сохранилась и до наших дней.

По устоявшейся русской традиции, на торжества по случаю престольного праздника собираются не только прихожане прихода, но и съезжаются гости с других церквей. Накануне праздника храм обильно украшают цветами. Для совершения богослужения зачастую приезжают священники из других приходов. Праздник может посетить правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа.

В этот день после праздничного богослужения обычно устраивается крестный ход. После завершения богослужения церковный хор поет «многолетие» — пожелание многих лет всем прихожанам и гостям. По обычаю, в конце совершается общая трапеза в пределах бюджета прихода. Это может быть и общее застолье, а может просто раздача угощения (булочек, пирожков, компота).

В некоторых приходах сохранилась традиция проводить ярмарки.

Престольный праздник: духовный смысл

Что значит престольный праздник для храма? Какой духовный смысл он несет? 

Собираясь на праздничное богослужение в престольный день, все прихожане храма и его гости совершают общую совместную молитву. Именно она является ключевым событием праздника. Общая молитва, возносимая от всех собравшихся вместе верующих прихожан, определяет само бытие Церкви — молитвенное предстояние перед Богом. А Сам Спаситель, как Глава Церкви, невидимо для человеческих глаз присутствует в Церковном собрании. 

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея,18:19-20).

Совместная молитва и трапеза на престольном празднике способствуют единению прихожан. 

«Совместные трапезы после литургии, так как и любые другие полезные приходские мероприятия, организовывать нужно и полезно, поскольку совместное времяпрепровождение способствует единению общины» (протоиерей Сергей Успенский).

Храмовый (престольный) праздник

  • Поздрав­ле­ния с пре­столь­ными празд­ни­ками
  • Цер­ков­ные празд­ники: даты, объ­яс­не­ния и тра­ди­ции
  • Заметки о совер­ше­нии бого­слу­же­ния в хра­мо­вые празд­ники свящ. Т. Тихо­ми­ров

Хра́мовый (престо́льный) пра́здник – празд­ник, посвя­щен­ный чество­ва­нию свя­того или вос­по­ми­на­нию свя­щен­ного собы­тия, в честь кото­рого освя­щен глав­ный или при­дель­ный пре­стол храма.

hramovyj prestolnyj prazdnik - Храмовый (престольный) праздник

Поскольку храм может быть мно­го­при­дель­ным, то есть иметь несколько пре­сто­лов, освя­щён­ных в честь разных собы­тий или святых, то пре­столь­ных празд­ни­ков на одном при­ходе может быть несколько (по коли­че­ству пре­сто­лов)

Празд­ник в честь свя­того, кото­рому посвя­щен данный храм, совер­шают по чину все­нощ­ного бдения, какой бы уро­вень ни был указан ему в Минее.

Хра­мо­вый празд­ник всегда совер­ша­ется в «свой» день; пере­нос хра­мо­вого празд­ника воз­мо­жен только, если он слу­чится в сле­ду­ю­щие дни:

  • В поне­дель­ник – пят­ницу на 1‑й сед­мице Вели­кого поста; при этом если слу­чится в поне­дель­ник, то пере­но­сится на неделю сыро­пуст­ную, если во втор­ник – пят­ницу, то на 1‑ю суб­боту Вели­кого поста;
  • в тече­ние Страст­ной сед­мицы или на Пасху; при этом если слу­чится в Вели­кий Поне­дель­ник – Вели­кий Чет­верг, то пере­но­сится на Неделю Ваий, если же слу­чится в Вели­кую Пят­ницу, Суб­боту или на Пасху, то пере­но­сится на Свет­лый поне­дель­ник или втор­ник (по выбору насто­я­теля).

 На хра­мо­вый празд­ник утром перед литур­гией обя­за­тельно совер­шают чин малого освя­ще­ния воды и сразу после молебна обхо­дят храм, окроп­ляя его стены и как бы обнов­ляя его. Если в храме в этот день совер­ша­ется две литур­гии, то малое освя­ще­ние воды служат по окон­ча­нии ранней литур­гии.

Инте­рес­ные факты о хра­мо­вом празд­нике

  • Хра­мо­вый празд­ник – един­ствен­ный празд­ник, сов­ме­ще­ние кото­рого допус­ка­ется со служ­бами двух подвиж­ных Гос­под­ских дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков: Входа Гос­подня в Иеру­са­лим и Пяти­де­сят­ницы;
  • В хра­мо­вый празд­ник не совер­ша­ется таин­ство Вен­ча­ния.
  • Есть хоро­шая тра­ди­ция при­ча­щаться Святых Таин в хра­мо­вый празд­ник всем посто­ян­ным при­хо­жа­нам дан­ного храма.

Важное заме­ча­ние (для кли­ри­ков тех храмов, в кото­рых пре­столь­ные празд­ники выпа­дают в период с фев­раля по июнь): необ­хо­димо регу­лярно смот­реть хра­мо­вые главы Типи­кона (с 25‑й по 58‑ю) отно­си­тельно совер­ше­ния бого­слу­же­ния пре­столь­ного празд­ника в наро­чи­тые дни Триоди. Веро­ят­нее всего, вам нужно будет само­сто­я­тельно соста­вить данную службу (может даже и отдель­ное рас­пи­са­ние бого­слу­же­ний на данный месяц, если, напри­мер, хра­мо­вый празд­ник попа­дет на суб­боту мясо­пуст­ную), опи­ра­ясь только на ука­за­ния Типи­кона. «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния» и офи­ци­аль­ный Цер­ков­ный кален­дарь в таких слу­чаях не помо­гут!

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник — что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.

Каждая церковь имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви.

В старые времена престольный праздник отмечали  широко, с размахом. Накануне, вечером —  Всенощная. Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику.   Труд мужчин требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.

Крестные ходы проводили по-разному. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви.  Крестный ход до источника. Если источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние.  Или — обход всего прихода, когда обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень. После  крестного хода устраивалось гуляние в конкретной деревне, утром Крестный ход вставал и шел дальше. Сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном, то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Это народные духовные песни, не церковные. Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. И на окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет.

Еда очень четко зависела, от времени поста потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.

После закрытия церкви престольные праздники сохранялись. Подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу.

Сейчас другие времена, хотя церковь не гонима, но традиции были подорваны во времена безбожной власти, люди стали другими. Восстанавливать былые традиции, народное благочестие трудно и долго. Но престольные праздники  возвратились вместе со Церковью, православный народ полюбил их. Как в далеком прошлом прихожане накануне праздника прибирают храм, готовятся к исповеди и причастию, несут продукты на стол вскладчину. Наш престольный праздник – Всех Святых в Земле Российской Просиявших нынче пришелся на 10 июня. Служба началась в 7-00 с исповеди.. В 7-15 начался водосвятный молебен, все присутствовавшие были окроплены святой водой, в 7-30 – чтение часов. Ближе к 8-00 в народе усилилось некое волнение: ждали приезда  митрополита Иошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Владыка, как всегда  точен, ровно в 8 часов он вступил на дорожку, ведущую к молебному дому и благословил каждого прихожанина на улице и в храме.  Вместе с ним приехали певчие городского Троицкого собора во главе с регентом Анной Ярошевич, их пение немало украсило богослужение. Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Йошкар-Олинский и Марийски, ему сослужили  благочинный Пригородного округа  настоятель прихода Всех Святых в Земле Российкой Просиявших протоиерей  Николай Ярошевич,  настоятель Покровского храма с.Чкарино, протоиерей Валентин Пылаев, настоятель городского храма Рождества Христова протоиерей Александр Лоскутов. Служба проходила на высоком духовном подъеме, это был настоящий праздник для  души, по ее завершении – практически всеобщее причащение Дарами. Состоялся крестный ход вокруг храма. Надо отметить, что люди, глядя на хмурый день за окном, оделись потеплее, выйдя из храма обнаружилось, что во дворе светит солнце и вполне тепло, ( тепло  было и во время праздничной трапезы), хотя день был прохладный, ветреный и часто понемногу дождило.   Проповедь Его Высокопреосвященства Митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна дошла, думается, до сердца каждого взрослого прихожанина. В своем архипастырском слове митрополит говорил о личной ответственности  человека- христианина. Он говорил о том, что наши предки создали Святую Русь: они приняли христианство во всей полноте, их жизнь строилась на  соблюдении заповедей Божиих .Наши предки были крепки телесно и духовно.. Они создали  Русскую Православную Церковь, сильное Российское государство, своеобразную могучую культуру, основанную на православном вероучении. И все это, практически, было утрачено их потомками.  С Конца 20 века вера, по воле Божией, вновь стала открытой, доступной всем. Народ повалил в церковь. Как-то апостол Петр сказал: «Лучше бы вы не крестились…» (2 Петр, 2-23).  Многие внешне – христиане, а внутри – те же самые алчные эгоисты. Господь дает нам еще один шанс для устроения  гармоничного человеческого общежития на земле, для этого и создан этот мир, даны Заповеди Божии.  Но христианство слабеет, разбавляется мирским  духом. Люди пытаются приспособить православие к этому миру, чтобы наша вера была служанкой обыденной жизни, чтобы жизнь была удобной и комфортной и никак не хотят принять того, что спасение дается большими телесными и духовными трудами, часто скорбями.  Каждый христианин  несет ответственность за   собственное будущее, будущее семьи,  страны, Земли. Это правильные и справедливые слова, нам остается молить Бога дать сил для того , чтобы  следовать Божиим заповедям.

Благодарим митрополита Иоанна за его благословение отслужить литургию в день престольного праздника,   за радость молитвенного общения.

В 13-00 – начало крестного хода. Около сотни человек,  начиная от младенцев до стариков,  прошли  крестным ходом по окраинным улицам  нашего  поселка. испрашивая у Господа милости и благодатной поддержки жителям поселка.  Мы молимся  о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом, о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия и сути веры. И, конечно, испрашиваем покровительства  и ходатайства перед Господом в возведении нашего храма.

Общественная молитва, читаемая во время крестного хода призывает благодать Божию на поселение, в котором живем, на детей, на себя, на соседей, на народ, и на всю страну. Общая молитва усиливает наши просьбы к Господу Богу.

Л.А. Воронцова

(914)

Сельские престольные праздники. Традиции и современность.

008810062

Беседа с историком Алексеем Новожиловым

ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ

Ведущий: Здравствуйте дорогие братья и сестры! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию беседу с Алексеем Геннадиевичем Новожиловым – старшим преподавателем исторического факультета Университета. Темой нашей беседы будут престольные праздники в сельских районах. Каждая церковь, как мы с вами знаем, имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви. Все мы, так или иначе, участвуем в престольных праздниках в тех храмах, которые посещаем. Но сельские престольные праздники имеют свои особенности. Об этих особенностях мы с вами поговорим. Это часть нашей жизни, прошлой может быть в большей степени, часть нашей истории. Алексей Геннадиевич Новожилов подробно занимался исследованием, накоплением материала по этому вопросу. Алексей Геннадиевич, расскажите нам, пожалуйста, об особенностях престольных сельских праздников

Алексей Геннадиевич Новожилов: Помимо престольных храмовых праздников на селе справляются и другие престольные праздники. Первыми в этом ряду стоят придельные праздники – по приделам приходской церкви, и естественно, что эти праздники всегда отмечались крестьянами наравне с собственно храмовыми праздниками. Есть и другие формы престольных праздников. В частности часовенные праздники – по часовням, которые стоят в отдельных деревнях. Часовенные праздники отличаются по посвящению от храмовых и предельных праздников. Кроме того, необходимо сказать, что есть праздники, которые справляются не только по существующим храмам, пределам и часовням, но и праздники, которые справляются отдельными деревнями. В плане выбора здесь всегда превалирует либо воля пастыря конкретного прихода, либо – это епархиальный праздник. Вот, например, в Тихвинском уезде очень часто отдельным деревням предписывался праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в отличие от храмового престола. Кроме того, в больших деревнях нередко престольными праздниками являлись даже уличные праздники. Если в одной деревне было несколько улиц, или улица и проулки, то каждая улица, каждый проулок, имел свой престольный праздник, который также предписывался либо на епархиальном, либо на приходском уровне

Ведущий: А интересно название улицы или проулка совпадало с престольным праздником, или оно было независимо от этого?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, это, в общем, ситуативная вещь, потому что, если часовня стояла в проулке, то, как правило, по часовне назывался проулок. Но если никаких культовых построек там не было то, как правило, называлось по имени, по фамилии основателя этой улицы, того, кто первый построился на этой улице.

Ведущий: Расскажите нам тогда подробнее о структуре самого праздника. Как они проходили, какие там были особенности, какие фрагменты можно выделить?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Можно сказать, что престольный праздник растягивался на несколько дней. Здесь можно сказать о том, как происходила подготовка к празднику. С одной стороны готовились к празднику сами священники, сам причт приходской церкви. Нередко священник обходил дома, особенно посещал те дома, где были иконы, посвященные данному празднику. Если, предположим, это был Никола вешний или зимний, то в те дома заходил, где были иконы святителя Николая.

Ведущий: Но эти иконы, наверное, были в каждом доме. Видимо это какие-то особые связанные с древностью? Практически же ведь в каждом доме была икона святителя Николая.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, икона была в каждом доме. Речь идет о том, чтобы она была в центре красного угла. Большие, на доске написанные иконы святителя Николая. Конечно, икона святителя Николая была почти в каждом доме, но нередко это было просто лубочные производство. А речь идет о тех иконах, где была расписанная доска, нередко иконописцами из монастырей, или странствующими художниками.

Ведущий: Это посещение совершалось накануне праздника?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, за день, за два. Проводился молебен в этом доме. На этот молебен собирались, как минимум, соседи того человека, у которого проводился молебен. Проводилась подготовка и самими прихожанами. Улица, которая справляла, как правило, выметалась, вычищалась, готовилась к празднику. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Убирали все сельскохозяйственные орудия из общественной части двора в хозяйственную часть. Приводили в праздничный порядок. Украшали сами иконы расшитыми полотенцами.

Ведущий: А как в день самого праздника, с чего начиналось? Наверное со Всенощной накануне?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Более того, вообще деревенская православная крестьянская культура очень мужская. В том смысле, что женщина нередко была настолько завязана на хозяйственный цикл, на корову, что она приходила только на саму обедню, которая служилась в день праздника, а вот на Всенощную, как правило, ходили мужчины, которые были не то чтобы менее заняты, но они приходили потому что их труд требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.

Ведущий: А Крестный ход совершался вокруг храма или это были какие-то особые места освященные, связанные с этим храмовым праздником?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Тоже по-разному. Здесь тоже можно говорить о региональных особенностях. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. В частности, в деревне Малы Печерского района Псковской области нами зафиксирован такой факт, что икону несли на специальной подставке 4 человека и под иконой должны были пройти все прихожане в течение этого троекратного обхода храма. Там же, кстати, и источник возле храма находился, и проводилось водосвятье прямо непосредственно около храма. Но нередко источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Зафиксированы и другие варианты Крестного хода, например, обход всего прихода. Выходили, просите за такое выражение, на периметр прихода и обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень.

Ведущий: Это в течение дня совершалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Иногда Крестный ход растягивался на несколько дней. Он заканчивался, останавливались в деревне, как правило – в часовенной деревне. Хоругви и иконы ставились на хранение в часовню. Люди расходились. Естественно, всех участников Крестного хода местная деревня принимала. А после этого продолжался Крестный ход. Еще один вариант был, когда ходили по деревням, и в каждой деревне проводился обязательно один – два молебна в доме или в часовне, если была часовня. Особенно характерно это для Пасхального и Троицкого Крестного хода

Ведущий: Такие продолжительные праздники не влияли отрицательно на сельскохозяйственный цикл? Не было ли какого-то недовольства крестьян? Насколько охотно участвовали в этом?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, летняя пора – это страда, но я должен сказать, что каждая деревня готовилась к своему престольному празднику, каждый крестьянин всегда подгадывал под престольный праздник своей деревни свой сельскохозяйственный цикл. Специально освобождали эти дни. Есть сведения, что в 19 веке иногда неделю справляли престольный праздник, пока весь приход обойдут, пока всюду пройдут празднования. Другое дело, что прихожане из других деревень, которые приходили на праздник, как правило, вырывались на один день, максимум – на два дня. Поэтому, естественно, для них это был сбой в сельскохозяйственном цикле, но здесь право выбора всегда оставалось за крестьянином: идти на праздник, или не идти на праздник. О богатых крестьянах, которых в советское время называли кулаками, говорили, что вот, он в другие деревни не ходит на престольные праздники, он все время работает. Но свой престольный праздник – это тоже замечательная вещь – как правило, богатые крестьяне, самые богатые, которые считались кулаками, зажиточными людьми, устраивали всеобщее угощение, но на свой престольный праздник. То есть, это все ситуативно. Нет – не мешали. Кроме того, есть летний цикл праздников, есть осенний цикл праздников. Все праздники после Покрова и до Рождества вообще никак не влияют на сельскохозяйственный цикл. Молотьба, помол муки не требуют сиюминутной работы. Можно сходить на праздник. Тут уже нет разницы 15 ноября делать помол или 25-го.

Ведущий: Ну а что следовало после Крестного хода? Заканчивался Крестный ход, пусть трехдневный, и дальше как развивались празднования?

Алексей Геннадиевич Новожилов: После этого устраивалось гуляние, причем нередко гуляние, если это трехдневный крестный ход, нередко гуляние устраивалось каждый день. Крестный ход доходил до определенной деревни, устраивалось гулянье, и утром Крестный ход вставал и шел дальше. Гулянье привязывалось к конкретной деревне. Гулять ходили в те деревни, которые считались праздничными в этот день. Причем если этих деревень было несколько, то делили по дням, иногда даже по пол дня делили.

Ведущий: Такого совпадения – гуляния в нескольких деревнях не было? Сначала все по чину делалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: В рамках одного прихода никогда не было. Могла складываться ситуация, что в соседних приходах справляли Илью. Нередко крестьянам из данного прихода ближе было сходить на гулянье в соседний приход, нежели в рамках собственного прихода. Здесь уж право выбора конкретного крестьянина. И на это право выбора влияла нередко система родственных связей. Естественно, нужно остановиться во время гуляния, где-то лечь спать, у кого-то поесть. Как правило, это ориентация на родственников. Если в соседнем приходе были родственники, то ехали к ним. Но, чаще всего, на большие кусты деревень распространялся только один праздник. Особенно это касается двунадесятых праздников, Николы и Егория. Эти праздники достаточно четко распределялись, видимо, с благословения епархиальных властей, и таким образом, чтобы каждый приход имел эти праздники достаточно компактно. Илья, разве что, – исключение. Илья и Флор и Лавр – очень любимые крестьянами.

Ведущий: Ну а можно теперь поподробнее рассказать о самом гулянии, о престольном гулянии. Что это такое, какие у вас есть сведения по этому поводу?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном центре (нередко это даже не деревня, а большое село), то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Это случай связанный с крупными селами. Как правило, устраивали просто либо складчину. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Этих духовных песен, к сожалению, на Руси очень забытых, в свое время Илпидифор Барсов собрал два тома. В 19 веке был такой собиратель, сам – из священного сословия. Это народные духовные песни, не церковные. Были и другие собиратели, достаточно много этих песен было собрано. Эти песни исполнялись. Нередко они исполнялись даже по писаному тексту. И сегодня мы, кстати, собираем эти тексты. Недавно, месяца два назад, был доклад по поводу собранных песен. До сих пор собираются эти песни. Как правило, сейчас они собираются в очень отдаленных районах Заволжья. После этого переходили к более разгульным, менее церковным песням, и в этот момент, как правило, молодежь уходила, покидала стол, выходила на улицу, где она гуляла, плясала. А собственно взрослое поколение оставалось за столом, продолжали пить и есть.

Ведущий: И здесь, можно сказать, забывалось церковное содержание и человек естественно, как принято на Руси – отдыхал.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да.

Ведущий: А что вы можете сказать о самой трапезе, из чего она состояла? Алкоголь в какой степени присутствовал за столом, как его принимали, в каких количествах, как это влияло на веселье?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Здесь можно сказать, что практически обязательным компонентом престольного праздника был алкоголь. Другое дело – какой это был алкоголь, потому что крестьянин и в дореформенное время, и в пореформенное, и в советское время, как правило, большим количеством денежных знаков не обладал, и покупной алкоголь всегда был чем-то особенным в русской деревне. Причем до сих пор это сохраняется. Покупной алкоголь – бутылка водки, бутылка вина – это в русской деревне экстраординарное событие. На северо-западе наиболее распространенным алкоголем является вареное пиво. Пиво, которое приготавливалось по особому рецепту из проросших зерен ржи, очень хмельное, очень тяжелое, очень плотное и, естественно, особой нужды в дополнительных алкогольных напитках не существовало. Иногда ставилась брага. Дрожжи сохранялись путем перебрасывания дрожжевого остатка из одной бочки в другую. Чаще всего это была опять же хлебная брага. Гнался и самогон. Но самым основным напитком, как правило, было пиво. Причем пиво – это такой эгалитарный напиток, потому что его пили и взрослые мужчины, и взрослые женщины. Пиво позволяли пить и подросткам, но, конечно, объемы разнились. Это напиток, который чаще всего использовался и крестьяне говорят, чаще всего пожилые крестьяне, пенсионеры, что вот раньше они пили пиво, и никто никогда не напивался. А сейчас они хлещут самогонку.

Ведущий: Может быть, тогда прием этих напитков алкогольных был сдержанный.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Сдержанный. Как правило, никаких особых эксцессов именно алкогольных не было. Наоборот алкогольные эксцессы начались со времени, когда появилось продажные напитки.

Ведущий: И прекратились престольные праздники. А как молодежь проводила время? Вот они покинули общий стол…

Алексей Геннадиевич Новожилов: Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку.

Ведущий: Это дозволялось в престольные праздники, а обычно не очень?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Некогда было просто. И на окраине деревни, как правило танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет. И наоборот те, кто женились тоже, как правило, уже не гуляли, а старались как-то быть со взрослыми, остаться со взрослыми. Нередко ведь сразу после свадьбы появлялся первенец, от которого мать не могла просто отойти, и, естественно, там не до гуляний было.

Ведущий: А если престольный праздник совпадал со временем поста, возникали какие-то особенности в проведении этого праздника? Еда и веселье как-то зависело от времени поста?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, если говорить о еде, то конечно же. Еда очень четко зависела, потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, естественно на рыбалку времени не хватало, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. А если говорить об алкоголе, то алкоголь всегда присутствовал. В общем-то ограничений таких особых на прием алкоголя в пост все-таки не было. Надо признать, что праздник был всегда праздником в этом смысле. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.

Ведущий: Алексей Григорьевич, принято считать, что в деревнях существовала альтернативная религиозная культура – разные колдуны, гадалки. Эти люди также участвовали в церковном празднике? И как их воспринимали в таких случаях, когда вся деревня гуляет? Неверующие, не церковные люди были ли в деревне, и каково их отношение к празднику, и отношение к ним во время престольного праздника?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Я начну с конца вашего вопроса, с неверующих. Я должен сказать, что отношение к неверующим, не церковным людям достаточно жестко связано с отношением вообще к чужакам. Местные, как правило, не являлись не церковными людьми по определению. Если кто-то из местных, вернувшись из армии, становился человеком не церковным, то к нему было отношение как к чужаку. К чужакам относились различные школьные учителя, директор совхоза, агротехник, зоотехник. Они жили особым миром. Понимаете, крестьяне не принимают так легко в свой коллектив, который сложился из поколения в поколение. Люди росли вместе. Поэтому отношение к ним достаточно жесткое. Вообще я бы не стал называть это злопамятностью, но крестьяне очень хорошо помнят, и до сих пор помнят, кто кого раскулачивал, кто кого в колхоз загонял, кто громил церкви – очень хорошо помнят. Буквально и сейчас могут сказать – вот эта семья. Эти люди как бы находились на периферии праздника. Праздник сам по себе. Если председатель колхоза в 1930-1950-е гг. был из местных, не присланный 25-ти тысячник, он как раз всегда сам справлял с ними. Даже будучи членом ВКПб, он при этом оставался членом этого коллектива и подходил под благословение.

Ведущий: Даже так? При этом он оставался членом ВКПб?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, оставался.

Ведущий: Из-за интересов государства. Ну а вот люди, скажем, другой религиозной направленности – колдуны. Всегда в деревне был какой-то известный человек.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, вопрос архисложный. У нас есть какая-то такая формальная типология белый, черный колдун – это, мне кажется, очень формалистический подход. Дело в том, что хорошего, и что плохого данный колдун сделал конкретному деревенскому социуму. Если данный колдун только помогал социуму, например, в поисках потерянной скотины, бегут к колдуну. Не к батюшке. Бегут к колдуну, если скотина потерялась.

Ведущий: А молебен в церкви отслужить – это как?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, религиозные люди, для которых это принципиально, они – конечно. Но, как правило, надо признать, крестьянин побежит в первую очередь к колдуну. Пастух обход берет у колдуна, чтобы стадо не разбегалось.

Ведущий: Какое-то магическое действие совершается.

Алексей Геннадиевич Новожилов: И если это белый колдун, то есть он делал только добро этой деревне, то он вполне равноправный член этого сообщества, вполне со всеми существует. Но если отношение к колдуну негативное, если считают, что он делает плохо для данной деревни, то, конечно, он тоже выпадает из сообщества. Здесь вот такие различия. Что же касается вопроса об атеистах и вопроса о том, как относились члены ВКПб, то у меня есть очень хороший знакомый (я обещал не говорить фамилию этого человека), крестьянин, член ВКПб, он вступил в партию во время штурма Кенигсберга. Он был трактористом, механизатором, и он был одновременно в деревне по сути дела церковным старостой.

Ведущий: Это тоже допускалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, он, конечно, не афишировал это перед совхозным начальством, но просто партия – это один план жизни для него был – механизатор, член партбюро совхоза, человек, награжденный орденами за участие в Великой отечественной войне. И совсем другой – это его церковное служение. Ну, может быть, не служение, а церковная жизнь.

Ведущий: Его не мучила двойственность?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, они не видели двойственности. Это была целостная жизнь, абсолютно целостная жизнь.

Ведущий: Алексей Геннадиевич. Вот наш регион северо-западный достаточно разнообразный в национальном отношении. Были ли какие-то отличия в проведении престольных праздников в эстонских православных приходах и русских православных приходах? Существуют ли какие-нибудь конфессиональные различия в проведении престольных праздников?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что православные эстонцы делятся очень четко по этническому признаку на две группы. Собственно эстонцы православные, это, как правило, люди высокостатусные – это горожане, дворяне, даже не эстонцы, а немцы у нас, потомки немцев, которые перешли из лютеранства в православие. Это собственно эстонцы. Но есть еще одна очень интересная группа. Речь идет о так называемых сету, или, как их называли – полуверцы. Это население православное, проживающее около Печерского монастыря. Это бывший Печерский уезд, а ныне Печерский район Псковской области. Это группа, которая говорит на особом языке. Я вам должен сказать, что даже в конце 19 – в начале 20 века была попытка сделать отдельную службу не на эстонском языке, а на языке сету. Но буржуазное эстонское правительство, крайне националистическое, уничтожило по сути дела саму возможность ведения службы на языке сету. Как вы, наверное, знаете, буржуазное эстонское правительство перешло под длань Константинопольского патриарха, и под этот переход возможность служения на языке сету была уничтожена. Сейчас в сетуских районах служат на эстонском языке. Хотя язык сету очень отличается. Эстонцы не понимают языка сету, а сету заставляют учить эстонский язык. Советское правительство здесь пошло полностью по пути эстонского буржуазного правительства. Тут никаких различий не было. Ну, конечно, что касается службы, то здесь различий не было. Другое дело эстонцы-лютеране, которые приезжали на территорию северо-запада, а после отмены крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии здесь и латыши, и эстонцы приезжали. Они, конечно же, очень четко отделяли себя от русских, и, как правило, здесь никакого взаимодействия и взаимного справления не было.

Ведущий: Ну а сам праздник у лютеран в сельских районах отличался от православного и чем?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, структура общая. Структура практически не отличалась, потому что у них была месса, потом собственно какие-то возможно были крестные ходы, возможно, их не было. После чего, собственно начиналось народное гуляние. Пожалуй, отличие было у нас конкретно на северо-западе. Вообще на Руси принято в Иванов день, на Рождество Иоанна Предтечи, прыгать через костры, но на северо-западе такой традиции не сохранилось. А вот эстонцы-лютеране поддерживали жжение костров на день Рождества Иоанна Предтечи, но, конечно, по их календарю, по календарю лютеранскому и католическому.

Ведущий: А какое объяснение этому обычаю? Оно должно быть, наверное, христианское какое-то.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы меня поставили в тупик. Не могу вам сказать.

Ведущий: Алексей Геннадиевич, скажите, пожалуйста, как проходят современные престольные праздники, если они существуют, и каково было отношение государства, властей к престольным праздникам? Наверное, с ними боролись как-то? Какие у вас сведения по этому поводу?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что современные престольные праздники, к сожалению, очень редки. Как правило, престолы привязываются уже исключительно к храмам. Таких классических деревенских престольных праздников, которые существовали еще в 1930-е, в 1920-е гг. уже не существует. Надо сказать, что поначалу советское правительство относилось достаточно терпимо к престольным праздникам. Более того, руководство колхозов совершенно спокойно относилось к тому, что в данном колхозе проходит престольный праздник и как правило объявлялись двух- трехдневные выходные. У меня нет сведений относительно того, как на это реагировало областное, районное руководство, но, как правило, колхозное начальство относилось совершенно спокойно. Более того, колхозное начальство отпускало на престольные праздники в соседние деревни, но тут уже с условием, что нужно было отработать пропущенный день, либо в ночное время, либо в какие-то советские праздники, когда люди отрабатывали в выходные дни, которые были редки, но все-таки иногда случались. В этом смысле, конечно, поначалу было отношение совершенно спокойное.

Ведущий: После закрытия церкви престольные праздники продолжались?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Сохранялись. Пожалуй, подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу уезжали. Вот это-то как раз и подкосило, собственно, престольные праздники. Молодежи не стало, не стало гуляний. Поначалу справляли престольные праздники уже исключительно по домам, то есть уже редуцировалось все. И собственно сама Литургия исчезла, исчезли Крестные ходы, но в итоге с оттоком населения исчезло и гуляние. Сегодня в основном крестьяне-пенсионеры помнят о том, что это престольный праздник, накрывают стол, моют дом. Если есть возможность пригласить священника, то приглашают священника, проводится в одном из домов молебен, но не всегда сейчас есть возможность, особенно на востоке Ленинградской области, пригласить священника, потому что нередко священник один или два-три на район. И, конечно же, каждая деревня не в состоянии обеспечить приезд священника. Конечно же, сохраняются сегодня в крупных селах и престольные праздники, собирается молодежь. Особенно популярны престольные праздники, которые проходят летом, в июле, в сезон отпусков. Приезжает молодежь из городов: из Ленинграда, в Печерском районе – из Таллинна, из Тарту, из Пскова, из Ленинграда; в Ленинградской области – из Ленинграда, из Тихвина, из Пикалево, из Бокситогорска, то есть собирается народ.

Ведущий: Спасибо Алексей Геннадиевич за интересную беседу. Надеюсь, что мы вас еще услышим на нашем радио и позвольте пожелать вам успехов в изучении нашей истории.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Спасибо.

ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ

Удобно скачивать — легко помогать радио в сборе средств на вещание.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

«От мирян провинциальных до архиереев синодальных»

Опубликовано: 13.12.2017

«На Соборе 1917-1918 гг. большинство членов было из мирян». Конспект лекции профессора-протоиерея Георгия Митрофанова на тему «Церковь и революция: Собор, Патриаршество, Россия» в лектории радио «Град Петров» 20 октября 2017 г.

ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА

Опубликовано: 26.11.2016

Вторую лекцию в рамках открытого лектория «Человек и личность в эпоху кризисов и перемен: 1917–2017» прочитал протоиерей Георгий Митрофанов, он рассказал о самых сложных событиях столетней давности: отречении Николая II и вступлении Церкви в период новомученичества. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

70-ЛЕТИЕ ИНТРОНИЗАЦИИ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ

Опубликовано: 17.10.2013

Репортаж Ксении Богдановой «70-летие интронизации патриарха Сергия (Страгородского)» 17 октября 2013 г. Участники беседы: протоиерей Георгий Митрофанов и священник Александр Мазырин Слушать   — репортаж   — запись встречи полностью (часть 1, часть 2 — ответы на вопросы) Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Георгий Митрофанов и профессор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, доктор […]

Престольный праздник

И. М. Прянишников. Общий жертвенный котёл в престольный праздник. Начало 1890-х

Престольный праздник – день, в который почитается память святого, или события, в честь которого освящен Престол церкви. Престолом называют четырехугольный стол в центре алтаря – главной части православного храма, отделенного от основного пространства иконостасом.

Престол знаменует собой место присутствия Бога. Именно на Престоле совершается величайшее Таинство Церкви – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В храме может быть несколько алтарей и, соответственно, Престолов, освященных в честь разных праздников и во имя разных святых – дни их чествования и являются престольными праздниками.

Престольный праздник может называться также храмовым или приходским. Этот день на Руси издавна было принято отмечать с особой торжественностью. После богослужения устраивались крестные ходы. Во многих селах в каждый дом заносили икону, посвященную празднику. К престольным торжествам нередко приурочивали ярмарки, прихожане устраивали совместные трапезы. Подобные традиции существуют и поныне.

Антон Чехов. Отрывок из рассказа «Драма на охоте»

На другой день, в шестом часу утра, я, весело насвистывая и сбивая тростью головки цветов, шел пешком в Тенёво, где в этот день был престольный праздник.

Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.

Содержание

  • 1 Что означает престольный праздник
  • 2 История появления
  • 3 Традиции празднования
  • 4 Как празднуют в наше время

Что означает престольный праздник

Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам Господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.



Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.

История появления

История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.

Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.

Престольный праздник

Традиции празднования

За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились ­– делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.

В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.

Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.

икона в храме

Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.

Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.

Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.

Как празднуют в наше время

Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.

Престольный праздник

После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.

Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.

Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приходите после праздников задорнов
  • Приходите на праздник rarandoi veduka chudham 2017
  • Приходите завтра сценарий читать
  • Приснилось что подарили шарф
  • Приснилось что подарили шарики