Примеры заявки на сценарий

Что такое сценарная заявка. Зачем нужна сценарная заявка. Структура написания сценарной заявки. Примеры сценарных заявок.

Что такое сценарная заявка и для чего она нужна? Как написать сценарную заявку? Пример сценарной заявки.

  • Определение сценарной заявки

  • Зачем нужна сценарная заявка

  • Структура сценарной заявки

    • Имя и контакты

    • Название проекта и тэглайн

    • Жанр

    • Формат

    • Целевая аудитория

    • Референсы

    • Логлайн

    • Сеттинг

    • Герои

    • Синопсис

  • Пример сценарной заявки

Заявка — лучшее оружие любого хорошего сценариста. Начинающие сценаристы часто задаются детальными вопросами о том, как соблюсти сценарный формат, как описывать локации, что важнее: тритмент или битшит. Но все эти вопросы вторичны, если у вас нет интересной заявки.

В предыдущих материалах мы много обсуждали, как сформулировать свою идею и высказывание, а также что такое синопсис и как его написать. Но в этот раз мы расскажем как все эти наработки оформить в сценарную заявку.

Определение сценарной заявки

Разные сценарные конкурсы, фестивали и кинокомпании могут иногда предъявлять разные требования к заявке. Но, с тем, что сценарная заявка — первый базовый документ, дающий представление о новом проекте, согласны все. Здесь скорее важно понимать отличие заявки от других сценарных документов. Например, от синопсиса, библии проекта и тд.

Заявка включает в себя в первую очередь данные автора и базовое описание идеи: жанр, целевую аудиторию, референсы, героев, сюжетные линии и так далее. 

В то же время, например, синопсис должен ограничиваться изложением основного сюжета и конфликтов. 

Библия проекта тоже не менее важный документ, включающий детальный сеттинг, предысторию, описание всех персонажей, мифологию и другие творческие аспекты необходимые для понимания и реализации идеи. Пусть библия достаточно обширный документ, но при этом он никак не заменяет заявку. 

Если познакомится со списком запрашиваемых документов на открытых сценарных конкурсах или фестивалях, то они все включают примерно то, что перечислено выше плюс сценарий пилота или фильма. 

Не путайте конкурсную заявку и сценарную заявку. Конкурсной заявкой обычно называется весь пакет отсылаемых документов. Ну, или форма которую автору нужно заполнить для участия.

Но среди запрашиваемых документов окажется отдельная строка для загрузки сценарной заявки наряду с другими файлами.

Когда мы разобрались, что такое сценарная заявка, давайте посмотрим, для чего она используется.

Зачем нужна сценарная заявка

Сразу сделаем пометку: работа над проектом начинается не с заявки. Заявка обычно это финальный документ, который складывается из множества исписанных страниц разработки.

Главное предназначение заявки — это продвижение вашего сценария. Куда можно продвигать сценарий?

Во-первых, заявку можно отправлять кинокомпаниям, каналам или отдельным продюсерам, которые, по вашему мнению, могут заинтересоваться именно такой идеей как у вас.

Во-вторых, заявки требуют все сценарные конкурсы. Цели таких конкурсов бывают разные: найти и купить новую идею, найти новых авторов под существующие проекты, профинансировать отечественные проекты, как в случае с конкурсом Министерства культуры РФ, приобрести готовый проект на свою веб-платформу и так далее. 

Одной из горячих тем среди начинающих сценаристов остаётся вопрос, станут ли читать заявку без готового сценария и наоборот, стоит ли рисковать и посылать готовый сценарий, если тебя всё равно не пригласят на работу. Кто-то из начинающих и опытных сценаристов считает, что заявка должна заинтересовать редактора и только потом он может запросить сценарий. Но при этом есть и мнение, что сценарий усилит позиции автора. Некоторые опытные редакторы прямым текстом пишут, что готовы прочитать и заявку, и сценарий, если с первых страниц он покажется стоящим. Поэтому ответ отправлять ли сценарий вместе с заявкой, остаётся на ваше усмотрение. А мы вам лишь порекомендуем внимательно ознакомиться с условиями конкурсов и требованиями продюсеров.

Если вы уже прошли долгие и порой мучительные этапы разработки идеи и написания сценария и уже знаете, куда пошлёте его, то переходите к написанию заявки. 

Структура сценарной заявки

Структура заявки опять же разнится, так как в сфере кино и телевидения нет унифицированных документов, регламентов или ГОСТов как бы мы этого не хотели. Поэтому фактически начинающий автор берёт на себя ответственность за содержание заявки и может включить в нее то, что посчитает нужным. Ограничить его может только обозначенный объем. 

И все же есть некоторые аспекты заявки, которые стоит рассмотреть в первую очередь.

Имя и контакты

Если продюсера или редактора заинтересует ваша идея, то у него должна быть возможность легко с вами связаться. Поэтому как бы банально это ни звучало, оставьте свои актуальные контактные данные и имя. 

Иногда некоторые конкурсы запрашивают более подробную информацию об авторе — образование, опыт, фильмографию, возраст, цель участия и тому подобное. Если для этого есть отдельная поле в форме или требование загрузить такой файл, то тут не стоит стесняться. Расписывайте все подробно. 

Но если отдельного требования в биографии нет, то ограничьтесь ФИО, телефоном и электронной почтой.

Название проекта и тэглайн

Не забудьте придумать яркое название проекта, отражающие идею и жанр. Под ним, если хотите, можете написать тэглайн. Тэглайн от английского слова tagline означает слоган или подзаголовок. Тэглайн должен цепко отражать интригу и ожидания от вашего фильма или сериала. 

В качестве примера можно вспомнить тэглайны всех фильмов о Гарри Поттере. Тэглайном первого фильма о ещё беззаботном мальчике-волшебнике была фраза “Путешествие в твою мечту”. Чем дальше развивалась франшиза, чем мрачнее были тэглайны. Тэглайн пятого фильма “Выжить суждено только одному”, а последнего “Всё заканчивается”. 

Если вы не уверены в своём тэге, то не тратьте время и не пишите его.

Жанр

Строчка с описанием жанра порой может очень много рассказать о проекте. С жанром надо определиться ещё на этапе разработки идеи. Для этого можно почитать несколько наших материалов о жанре и выбрать подходящий. (ссылки) Жанр определяет сюжетные, композиционные, стилистические и другие элементы вашего проекта.

Важно выбрать один основной жанр: хоррор, детектив, комедия, фэнтэзи и так далее. Плюс было бы неплохо, чтобы он соответствовал формату и целевой аудитории, о которых мы поговорим ниже. 

Формат

Под форматом обычно понимают определённую структуру информационного объекта. Укажите, в каком формате ваш проект: 

  • полнометражное кино;
  • короткометражное кино;
  • сериал для телевидения и его хронометраж;
  • сериал для стримингового сервиса;
  • веб-сериал.

Часто форматом называют установившиеся требования телеканалов или стриминговых платформ для транслируемых проектов. Эти требования могут основываться на поле, возрасте, уровне доходов, составе семьи и других параметрах зрителей. Чтобы понять формат близкого вам канала или кинокомпании, надо ознакомится с его существующими проектами.

Целевая аудитория

Определив формат, будет проще понять свою целевую аудиторию. Не пренебрегайте этим пунктом и не ставьте банальное “16+”. Это не то, что от вас требуется.

Аудитория – это не цензурное ограничение по возрасту. 

Определите, проблемы и темы каких людей поднимает ваш фильм или сериал. Например, молодые семьи с детьми, женщин от 30 до 40, мужчин около 50 лет и т.д. 

Референсы

Референсы — это, тот проект, от которого вы отталкивались при создании своего фильма или сериала. Он может быть в одном жанре с вашим проектом. Может быть вы взяли из него своего героя, атмосферу, уровень конфликта или другие черты. 

Укажите один главный референс и пару дополнительных проектов для передачи атмосферы вашего фильма или сериала.

Логлайн

Логлайн — это камень преткновения любых дискуссий о том, как описать идею. По старым голливудским меркам логлайн рекомендуется упаковывать в не более чем двадцать пять слов. Начинающие авторы могут часами, днями и неделями пытаться переставлять слова, чтобы достичь эталонного логлайна и попасть в лимит. 

Мы уже писали о том, как сформулировать описание своей идеи да и логлайне мы уже несколько раз говорили. 

Повторим главную мысль: даже если логлайн превышает нужный объем (в пределах разумного конечно), продюсеры или редакторы не откажутся его читать. Особенно если он вызывает их интерес.

Безусловно, краткость сестра таланта и интересный хороший логлайн поможет открыть двери в индустрию, но гонка за формой вместо качества этому не поспособствует.

Сеттинг

Сеттинг — это описание мира, в котором происходит действие вашего фильма или сериала. На этапе работы над сценарием вы уже должны подробно продумать свой сеттинг, осталось его кратко и ёмко описать. 

Заявка — это не библия, где можно расписать мифологию, исторический контекст и законы мира. Но и ограничиваться “Москва, наши дни” тоже не стоит. Опишите наиболее яркие и нужные элементы вашего мира: страна, город, исторический период, может быть какие-то особенные объекты, где происходит основное действие. 

Если ваш сеттинг вымышленный, убедитесь, что вы понятно описали его законы и особенности, но не увлекайтесь деталями.

Герои

Опять же от требований к объёму заявки зависит и то, что именно стоит рассказывать о героях проекта. 

Как бы то ни было, необходимо кратко и ёмко рассказать о главном герое самое важное: его основные черты, уникальность, отличающая его от героев других подоб ных проектов, его цель, слабость и то, как ему суждено измениться. 

Иногда требования не позволяют рассказать обо всех героях сразу. В таком случае поместите только тех, кто ведёт основную историю и изменится больше всех. 

На этапе разработки персонажей можно исписать десятки листов об их происхождении, работе, характере, отношениях и так далее. Если это вам помогает понять вашего персонажа и выработать его паттерн поведения — пожалуйста. Но в заявку нужно включать только основные, работающие на историю черты. 

Синопсис

Что такое синопсис и зачем он нужен мы уже обсуждали в других материалах и да и в этом уже коротко поясняли. Но есть несколько аспектов, которые нужно учесть при помещении синосписа в заявку.

Во-первых, вы должны заранее узнать требования к объёму заявки. Какие-то кинокомпании указывают это на сайте, сценарные конкурсы помещают это в свои регламенты. Если есть возможность уточнить в личном разговоре у продюсера, какой объём ему будет удобнее прочитать, уточните. 

На что повлияет требование к объёму? На содержание синопсиса. Если требуется синопсис на одну страницу, но при этом необходимо описать все линии, то на каждую линию уйдет не более одного абзаца и пары-тройки предложений. Если же разрешено синопсис расположить на 10 страницах, то уровень детализации должен быть гораздо выше и задеты практически все линии фильма или сериала. 

В идеале, при написании своей идеи лучше заранее создать один краткий синопсис об основной линии и один расширенный синопсис с основной и второстепенными линиями. Так будет проще подстроится под требования студии или конкурса. И не придется каждый раз создавать с нуля новый синопсис.

Описав вышеперечисленные пункты, проверьте себя на вопрос, всё ли перечисленное действительно нужно проекту. Задайте вопросы: как работает эта черта? работает ли этот элемент жанра? насколько обширно работает данный референс? Чем больше работающих на историю пунктов вы сохраните или добавите, чем больше вы вычеркнете лишнего, тем удачнее будет заявка. 

Пример сценарной заявки

Давайте попытаемся представить, как могла бы выглядеть сценарная заявка нашумевшего осенью 2021-го года южнокорейского сериала “Игра в кальмара”. 

“Игра в кальмара”
“45.6 Billion Won is Child’s Play”
Драма о выживании

Автор: Хван Дон Хёк, тел.:… e-mail:…
сериал для веб-платформы, 9 серий

Целевая аудитория
Мужчины от 18 до 45 лет.
Референсы
Японские манги о выживании: «Королевская битва», «Игровой апокалипсис: Кайдзи» и «Игра лжецов».

Логлайн
Более четырёхсот неудачников с денежными долгами, включая разведённого и безработного Сон Ги-хуна, принимают приглашение на участие в игре на выживание. За смерть каждого игра даёт 100 миллионов вон. Тот, кто выживет, получит 38 с половиной миллионов долларов США.

Сеттинг
Практически все участники игры — это представители нищих районов современной Южной Кореи. Исторический контекст сильного социального неравенства: одни могут позволить себе дорогую недвижимость, а наши герои испытывают трудности, чтобы даже купить еду. Так показываются города Кореи.

Основное действие происходит на неизвестном острове, где построены игровые площадки на основе детских игр. Каждый шаг игроков и организаторов игры строго контролируется кем-то неизвестным. Этот остров вызывает когнитивный диссонанс из-за смеси «детского» и тюремного дизайнов.

ГероиСон Ки-хун — безработный разведённый игроман. Живёт с пожилой матерью, обеспечивающей их двоих торговле на рынке. Его в боль в том, что он не способен обеспечить свою дочь, которую его бывшая жена воспитывает с более успешным мужчиной. Цель участия в игре: получить деньги для лечения матери и стать хорошим отцом. 

Чхо Сан Воо — руководитель инвестиционной группы в холдинговой компании. Выпускник Сеульского университета и надежда семьи. Украл многомиллионные суммы у клиентов. Цель участие в игре: скрыться от полиции и также расплатиться с клиентами.

Кан Сэ Бёк — молодая беженка из Северной Кореи, чью мать насильно держат на родине, а брат вынужден оставаться в приюте. Цель участия в игре: вывезти мать из Северной Кореи и забрать брата из приюта.

Синопсис первой серии

Немолодой безработный Сон Ги Хун в разводе и живёт на шее у пожилой матери. Деньги, которые мать даёт Ги Хуну на подарок в честь день рождения его дочери, тот проматывает на скачках. Так он напоминает о себе знать старым кредитором, который дают ему месяц на возвращение долгов. Иначе те продадут его на органы. 
В метро отчаявшийся Ги Хун встречает странного незнакомца в костюме, предлагающего сыграть ему в детскую игру. За победу в ней он вручает Ги Хуку крупную сумму денег и подозрительную визитку на случай, если тот захочет получить еще больше.
Ги Хун узнаёт, что его бывшая жена переезжает в США вместе с его единственной дочерью и от отчаяния вынужден позвонить по номеру. 
Его похищают и отвозят на секретный остров. Там, наряду с другими участниками: прогоревшим финансистом, северокорейской беженкой и иммигрантом из Пакистана, Ги Хун вынужден играть в смертельную игру. И за это ему обещают многомиллионный приз.
В первой игре “Тише едешь — дальше будешь”, где герои должны пробежать поле от начала до конца. Но двигаться можно только тогда когда этого не видит большая кукла. Тех же, чье движение кукла замечает – расстреливают снайперы.
В итоге погибает более двухсот человек, но нашим героям пока удаётся остаться живыми.

Данный вариант заявки может уместиться на одной странице, но уже даёт базовое понимание проекта. Расширенная заявка могла в себя включить больше героев (пакистанца Али, смертельно больного старика, бандита и других), посерийник всего сериала, правила игры, социально-экономический экскурс об уровне закредитованности населения и другие детали. 

Важно помнить, что заявка это не просто “анкета” вашего проекта, но и способ показать своё сценарное мастерство. Не забывайте писать кратко, ёмко, но при этом интересно. Находите слова, чтобы как можно яснее и эмоциональнее передать всё самое важное. 

Когда сценарий готов, следующий этап — предложить его студиям. Сценарная заявка — это важная составляющая этого этапа. Как правильно ее оформить, что указывать, а чего избегать —  читайте в этой статье. 

Заявка — это документ, который вы отправляете на студию или канал, с целью презентовать свой сценарий.  Задача заявки — продать ваш сценарий. Поэтому в первую очередь она должна быть функциональной.

Из нее должно быть понятно:

  •  О чем ваша история
  • Почему эта история может быть интересна студии и зрителям
  • Почему вы присылаете сценарий именно этой студии или каналу
  • Какой коммерческий потенциал  и целевая аудитория у вашей истории 

Жестких регламентированных требований к оформлению заявки в индустрии нет, у каждой студии есть свои нюансы и предпочтения по оформлению, поэтому самое главное — это содержание. По сути, в заявке вы перечисляете и показываете все сильные стороны и преимущества вашего сценария.

Маловероятно, что благодаря только сценарной заявке, с начинающим автором  сразу же заключат договор. Даже от сценаристов с опытом ждут все-таки готового сценария. Поэтому, к тому моменту, когда вы будете отправлять заявку,  ваш  сценарий должен быть уже готов или находиться на стадии финального драфта. По заявке студия поймет, насколько то, что вы предлагаете является их форматом и уже прочитав файл, примет решение — стоит ли просить сам сценарий. Куда отправлять сценарий? >>>>>

Особенно актуальна заявка, когда речь идет о сериалах, ведь сериал может идти несколько сезонов, и студии важно понимать, какой потенциал у того проекта, который вы хотите ей продать, сколько лет он потенциально может продержаться в эфире и сколько сезонов может продолжаться история.

Некоторые каналы, студии сразу просят прочитать сценарий, но лучше перестраховаться и прислать и то, и другое. Например, канал ТВ-3 не читает заявки, там просят сразу прислать сценарий. Тогда то, что у вас было в заявке, вы в краткой форме переносите в тело письма, потому что рассказать о проекте и о себе в короткой форме все же нужно. 

Задача заявки — продать уже готовый продукт, ваш сценарий. В случае успеха, студия свяжется с вами и может попросить выслать проект, нужно быть к этому готовым. Когда дело касается  сериалов,  достаточно написанной первой серии и последующих серий в виде краткого описания.

Структура заявки состоит из десяти пунктов, которые последовательно рассказывают о самых важных составляющих будущего фильма или сериала.

  • Название проекта

Идеальное название то, которое будет намекать на жанр фильма, интриговать и показывать суть вашей истории. 

Примеры хороших названий:

Как я встретил вашу маму — оно длинное, зато полностью раскрывает суть проекта и намекает на комедийный жанр. 

Звоните Дикаприо — интригует и интересно звучит, легко запоминается и заставляет фантазию работать, что же там такое может быть в сериале.

  • Хронометраж 

Указываете сколько минут идет фильм, если у вас сериал — сколько минут идет каждый эпизод, плюс — сколько потенциально серий в сезоне. 

  • Целевая аудитория

Можно указать аудиторию предполагаемого канала или возрастную категорию. Не надо писать, что проект понравится всем. Вы отправляете заявку на конкретный канал, вы должны знать аудиторию этого канала, контент, с которым он работает. Поэтому пишите конкретно, для кого проект — молодежная комедия, брутальный боевик и так далее.

Не бойтесь, что будучи слишком конкретным, вы рискуете — каждая студия ищет личность, уникальное высказывание, а общие слова и обещания мало кому интересны. 

  • Референсы

Указывайте референсы — проекты, на которые похож ваш фильм. Если вы пишете полный метр, ориентируйтесь в первую очередь на российские проекты. Если не получается без зарубежных проектов, ориентируйтесь на сборы в России, чтобы показать, почему такой формат в нашей стране может быть успешен. И указывайте, что именно связывает ваш проект с референсами, например, структура персонажей, тема, сюжет.

  • Готовность

Честно обозначьте, что у вас готово: заявка, поэпизодник, библия персонажей, сценарий. Пишите что полностью написано, а что находится в разработке.

  • Авторы

Здесь вы пишите свое имя и соавторов, если такие есть.

  • Контакты

Обязательно указывайте номер телефона и электронную почту. На студии могут распечатать вашу заявку, но не будут искать потом по электронному ящику, с какого же адреса она пришла, т.к. это иногда просто невозможно сделать.

  • Теглайн

Теглайн — это слоган вашего проекта. Можно посмотреть примеры на кинопоиске, почитайте теглайны из ваших референсов. Конечно не нужно брать слишком популярные из серии — семь раз отмерь….

Но не тратьте на эту часть слишком много времени, это не обязательный элемент заявки. В дальнейшем, теглайном будут заниматься маркетологи, задача которых сделать так, чтобы зритель еще больше заинтересовался фильмом.

  • Логлайн

У нас есть отдельная статья о том, как писать логлайн и что это такое, если вы хотите освежить эту информацию.

  • Описание главных героев

Описание должно быть функциональным и состоять из одного-двух предложений. Укажите архетип, ключевые характеристики персонажа. Если с ключивыми характеристиками проблема, почитайте о том, как улучшить образ героя в сценарии >>>>>  Используйте минимум описательных прилагательных, факты важнее. Всех героев описывать не нужно, только главных героев, которых вы используете в заявке.

  • Краткий синопсис

Это самая важная часть в заявке, здесь вы  презентуете свою историю. В кратком варианте синопсиса нужно перечислить поворотные пункты вашей истории  — экспозицию, первый поворотный пункт, центральный поворотный пункт, кульминацию, развязку. 

Задача — показать какие происходят действия и в какой последовательности. 

Опустите слишком долгие описания, сразу приступайте к сути истории, вовлекайте редактора или продюсера в нее. Если в первом абзаце ему станет скучно, скорее всего дальше он читать не станет, либо будет делать это ускоренно. Учитывайте, что вы отправляете свою заявку человеку, который может быть еще сто таких уже прочитал за день и 99% из них ни о чем. Подумайте, как можно сразу же зацепить своей историей, и начинайте именно с этого. 

При этом, обязательно допишите до конца, что происходит в фильме. Не нужно обрывать на кульминации и писать что-то из серии: а что дальше, вы узнаете, когда ответите на мое письмо. Редакторпродюсер должен знать, чем ваша история начинается и как заканчивается. 

При работе с сериалом, вы пишите синопсис первой серии, а дальше указываете таймлайн всего сезона, перечисляя, что еще произойдет, например, в формате логлайна. 

Синопсис должен занять 1-2 страницы от всей заявки — объем которой 1-3 страницы. И помните, чем короче, тем лучше. Ваша задача в заявке достучаться сразу до двух целевых аудиторий: продюсераредактора и зрителя. 

Если вы пришлете просто пустое письмо с вложенной заявкой и сценарием, его могут даже не посмотреть. 

В теле письма представьтесь, напишите, почему вы именно этой студии отправляете свой сценарий. Сделайте это так, чтобы редактор понял, что вы действительно ориентируетесь в индустрии и понимаете, куда отправляете свой проект. 

Расскажите про свой опыт, почему вы написали именно эту историю, как связаны с ней: свидетель истории, сами были в такой ситуации и так далее. Личная вовлеченность важна, она дает понять, что то что вы рассказываете — уникальный опыт. 

Все это должно занять 3-4 предложения, остальное будет в вашей заявке. Важно с одной стороны, не переборщить с лестными отзывами о студии, а с другой, чтобы письмо было не шаблонной рассылкой всем подряд, а действительно обращено к конкретной студии или, даже человеку, если вы лично редактору отправляете проект. 

  • Воды 

Не нужно писать общие фразы из серии “тут будет неожиданный поворот”, “происходит каскад сумасшедших событий” и так далее. Указывайте конкретные события и конкретные повороты. 

  • Обращений

Не нужно обращаться к редактору в заявке, рассказывайте историю через действия, путем изложения, фразы типа “вы увидите как он лезет через гору” не уместны. 

  • Мелких деталей

В заявке не важно, красный был или зеленый плащ у героя, опустите все отвлекающие детали, если они не имеют значения для сюжета или характера героя, только самая суть истории. 

  • Вопросов

Не нужно заканчивать краткий синопсис обращаясь к читающему, спрашивая, что будет дальше, как с этим быть и так далее. Никаких повисших вопросов остаться не должно, прозрачность и конкретика — ваше оружие. 

  • Опечаток

Просто потому что они отвлекают и портят впечатление. Вы не обязаны быть филологом и на какие-то случайные моменты закроют глаза, особенно, если история того стоит, все живые люди, но важно не переборщить.

Завершая разговор об оформлении сценарной заявки, хочется повторить, что действительно важен индивидуальный подход, знание целевой аудитории каналастудии, понимание форматов, с которыми работает студия. 

Основная функция сценарной заявки — продать проект. Поэтому об окупаемости вам тоже нужно задуматься. Студии и каналы на контенте зарабатывают, ваше кино способно принести кассу? Если вы так считаете, подкрепите свою точку зрения референсами. 

Один из источников финансирования — государственный бюджет, и на сайте министерства культуры можно найти полную информацию о том, какие фильмы могут претендовать на грант. Пробегитесь по списку, подходит ли ваш проект? 

Это не значит, что ваше кино не может быть высоко художественным, идейным, интеллектуальным. Это значит, что надо подать его так, чтобы большинство людей смогло вашу эстетику, идею, символику, разглядеть. Дерзайте и все получится!

Если вы хотите продать сценарий телесериала или полномертажного фильма  — не посылайте сразу готовый сценарий (даже первых серий, если речь о сериале). Если вы не являетесь счастливым обладателем кинопремий, то никто читать ваши сценарии, скорее всего, не будет.

В мире кино и телевидения принято презентовать сценарии с помощью заявок (англоязычный мир называет заявку Query letter). Вот заявки продюсеры и редакторы читают, причем с большим интересом!

Как же написать заявку, которую купят? Об этом мы расскажем в следующих статьях. А сейчас поговорим о том — как правильно оформить заявку. Хотя, что тут говорить — шаблон ниже, смотрите, пользуйтесь. Вы можете немного отступить от этого шаблона, что-то убавить или добавить. Потому что строгих правил в оформлении заявки нет. И, конечно, не забываем, что главное в заявке — ее содержание. Но постарайтесь все-таки вложить это содержание  в привычные и понятные формы.

ШАБЛОН оформления сценарной заявки (на телесериал и полнометражный фильм)

1. Автор

2. НАЗВАНИЕ
заявка на (полнометражный фильм, телевизионный сериал)

3. Жанр
4. Формат (этот пункт для сериалов — горизонтальный, вертикальный, интернет-сериал и пр.)
5. Количество серий (этот пункт для сериалов)
6. Хронометраж
7. Целевая аудитория

8. Логлайн (30-50 слов, должен содержать информацию о герое, его цели и его антагонисте)

9. Главная тема и идея

10. Концепция (для п/м — Синопсис) — не больше 1 страницы, должна содержать:
— для полного метра и горизонтального сериала — синопсис (краткое описание истории с основными поворотными пунктами);
— для ситкома и вертикального сериала — описание мира истории и принципа организации вертикальных сюжетов;
— для вертикально-горизонтального сериала: общее описание арки горизонтального сюжета и принципа организации вертикальных сюжетов.

11. Описание главных героев (1-2 стр. на всех):
— имя и возраст героев, тип характера, краткие физические и социальные характеристики, сильные и слабые стороны, основные конфликты с другими персонажами, которые являются «движком» истории;
— для полнометражных фильмов, горизонтальных и вертикально-горизонтальных сериалов — арки героев.

12. Краткий синопсис 1-2 пилотных серий (для сериалов) — не больше 1 страницы на каждую серию.
Синопсис должен содержать тизер (для вертикальных сериалов), завязку, катализатор, три поворотных пункта, кульминацию и развязку (для вертикальных сериалов — крючок на следующую серию).

13. Краткие сведения об авторе

14. Контактная информация

Дополнительно можно включить еще такие пункты:

— Бюджет
— Атмосфера
— Оригинальность (Чем ваш сценарий лучше остальных?)
— Любая дополнительная информация, которая, как вам кажется, заинтересует продюсера.

Обратите внимание — первоначальная заявка не должна быть более 1-2 страниц (максимум 3, если с пилотом сериала). Конечно, если заказчик не требует иного.

Читайте также статью «Как написать заявку на телесериал» из мастер-класса Александра Молчанова.

И заглядывайте в наш СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ!

Сценарная заявка (синопсис) фильма (пьесы) «НАЗВАНИЕ»

ВАРИАНТ НАЗВАНИЯ
(любой или несколько – просят продюсеры)

ХРОНОМЕТРАЖ
Для ТВ – 47-52 мин. серия, игровое кино ориентируется на 90
мин., но жестких ограничений в принципе нет.
Самый распространенный вариант — это фильм на полтора часа с
вариантом в 4 телевизионных серии (мини-сериал);
Далее в ТВ идут сериалы в 6 серий (снимают крайне редко),
затем 8, 12, 16, 20 и т. д. (желательно кратное четырем).

ТЕМА
Несколько слов, например: «Великая Отечественная война», а
можно: «Человек на войне»

ИДЕЯ (СЛОГАНЫ)
Предложения в стиле: «Патриот понимает, что война – это
международная трагедия» (чем короче написано – тем лучше!)

ЖАНР
Не обязательно один. Можно писать так: «Комедия. Боевик. Мелодрама.»
Смысл записи в том, какие элементы современных жанров используются.

АУДИТОРИЯ
6+, 12+, 14+, 16+ или 18+

ВНИМАНИЕ!
Можно все технические элементы записывать в одну строку под
словом ФОРМАТ. Например:
«Трагикомедия с элементами мелодрамы, 90 мин.,12+»
Или (для театра):
Семейная комическая антреприза в двух действиях с
антрактом. (Время спектакля в театре – впонятие более условное, чем в кино!)

АНТИТЕЗА
Основа главного конфликта — противопоставление, объединенное
общей идеей. Примеры:
«Герой преодолевает в себе патологическую трусость» или:
«Сверхкомпьютер становится богом, обретая человеческие
чувства».

ЛОГЛАЙН
Минимально краткое содержание истории. В одном-трех
предложениях.
Например:
В командировке на Землю молодой неопытный ангел-хранитель
нарушает небесную инструкцию, что приводит к гибели его возлюбленной, из-за
чего он теряет волшебные крылья и становится художником, а погибшая девушка –
его музой.
Или:
Столкнувшись в воздушном бою, советский и американский
летчики попадают в первобытный рай. Из-за нехватки женщин они нарушают гармонию
туземного образа жизни и развязывают войну. При этом каждый из них прикрывается
«родными» политическими лозунгами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
От 2 до 5 главных героев (можно указать примерный возраст);
До 15 ролей второго плана (то есть просто их имена-фамилии-прозвища
со скупыми характеристиками, типа: «молодой жизнерадостный эгоист»);
Эпизоды, групповка и массовка учитываются позже, но продюсеры
(прикидки бюджета ради) желают знать «примерное» количество статистов. Дело в
том, что в большинстве эпизодов снимаются, как правило, те же профи.

СОДЕРЖАНИЕ (КОМПОЗИЦИЯ, ФАБУЛА и СЮЖЕТ):

Тизер
Описание тех «странных, загадочных» кадров (обычно эпизод
перед титрами), которыми мы берем внимание зрителей и заявляем жанр.

Экспозиция
Знакомство с героями, часто ее элементы переносятся в будущие
перипетии сюжета, потому что публике сразу нужна интрига.

Завязка
Событие, с которого начинается рассказ.

Обязательная сцена
Тот эпизод действия, после которого события (жизнь героев)
просто НИКАК нельзя вернуть назад.

Перипетии (конфликты и повороты сюжета)
Это основное содержание фильма (история как таковая).

Предкульминационная лестница
Нарастание эмоционального поля. Выход к «самой главной,
крайней ситуации». Обычно 3 эпизода.

Кульминация
Интеллектуальный и физический «взрыв» действия. Он в любом
произведении один. Ситуация, из которой нет (морального или реального) выхода.

Развязка
Как правило, всегда вырастает из кульминации.
Интеллектуально-эмоциональный «перевертыш», который объясняет все, о чем
рассказывалось в сценарии.

Финал
Бывает простой, двойной и «мистический». Послесловие
киноистории.

ПРИМЕЧАНИЯ
Фабула – это событийный ряд.
Сюжет (большинство путает с фабулой) – это история изменения
характера (потрясения души) главного героя (реже — героев).
Характер в искусстве – понятие условное, похожее на комплекс
внутренних качеств реальных людей, но… вряд ли существующее в жизни. Заявляется
в привычках, особенностях речи и проявляется в поступках героев.

Сценарий одной серии для ТВ — это 37-45 страниц шрифтом 12 по
голливудскому формату. Для полнометражного игрового кино – это 60-90 стр. по
тому же формату, но может быть до 130 стр. максимум.

В пункте «Примечания» схемы сценария можно указать
коммерческие перспективы и основные локации съемок, а также — дорогие
спецтехнику и самые важные вещи, необходимые для кинопроекта.

Иногда добавляют пункт «Идеология проекта», в котором от лица
авторов сообщают об основном идейно-творческом содержании или режиссерском
решении, направленных на проявление сверхидеи будущего фильма.
ВНИМАНИЕ!Довольно полезно вносить еще один пункт: ЛИНЕЙНЫЙ
КОНФЛИКТЫГлавный конфликт существует всегда внутри главных героев —
он невидим (согласно Станиславскому и Михаилу Чехову), его обычно выбирает режиссер-постановщик,
а вот линейные характеризуют взаимоотношения героев и проявляются в фабуле.
Записывается это примерно так:Маме не нравится образ жизни ее любимого сына.Комбат считает своего ординарца дураком, а тот его уважает
до смерти.Падший ангел не верит в бога, потому что никогда его не
видел.И т. п. (Чем больше, тем лучше для развития истории!)

Постскриптум.
Синопсис полнометражного фильма (желательно!) не должен
превышать 3 стр., мини-сериала – 5-6 стр., далее содержание одной серии – не более
страницы!

ВНИМАНИЕ!
Следующим творческим документом является ПОЭПИЗОДНИК, в
котором содержание фильма разбивается на условные сцены (в полном метре их
45-60) , а общий объем творческой информации увеличивается примерно в 3 раза.
Но иногда по договору можно сразу писать черновик.
Учитесь терпеть замечания и убеждать продюсеров в
необходимости «лишних» эпизодов!

Урок 11: Заявка

Урок 11: Заявка

Коллеги, приветствую!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как писать заявку. Обратите внимание на то, что мы говорим о заявке уже после того, как написан пилот. Я советую вам действовать именно в такой очередности. Более того, даже если вы уже провели некие предварительные переговоры с заказчиком и он попросил вас «набросать заявку на пару страниц», даже в этом случае я советую написать первый драфт пилота.

На первый взгляд кажется, что это бесполезная работа. Возможно, вы этот драфт никому никогда не покажете. И уж совершенно точно, когда заявка будет утверждена, в ней очень многое изменится и пилот нужно будет писать заново. Но написание первого драфта пилота позволяет вам пощупать историю руками. Проверить, насколько жизнеспособны герои и сюжет. И насколько комфортно чувствуете себя вы в этой истории. Очень часто оценить потенциал истории по одной заявке очень сложно. В итоге историю приходится либо значительно менять в процессе работы, либо вообще закрывать проект, если история заходит в тупик, который в заявке был не виден. Именно поэтому я советую вам работать в таком порядке – сначала пилот, потом заявка.

Мой опыт показывает, что слишком крепко сколоченная заявка может оказаться препятствием на пути сценария. Когда вы на 5 страницах излагаете сюжет, который в дальнейшем вам нужно будет растянуть на 8 или на 16 серий, вы придумываете какие-то сюжетные ходы, которые отлично работают на 5-страничной заявке, но перестают работать в «большом» сценарии. Иногда продюсеры и редакторы, знакомые с заявкой, начинают требовать дословного соблюдения сюжета, изложенного в заявке, а это оказывается невозможно – 5 страниц пишутся совсем по-другому, чем 16 серий.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться сценарист при переходе от заявки к пилоту – охлаждение. От заявки до начала работы над сценарием может пройти несколько месяцев и даже лет. Вернуться к работе над проектом после такого большого перерыва не так-то просто. Сценарист может элементарно забыть, как именно он собирался развернуть те или иные сюжетные ходы. Но главное – ослабнет эмоциональная связь автора с этой историей. Если же написан пилот – эта связь будет гораздо крепче.

Конечно, бывают ситуации, когда у вас есть буквально день-два на заявку или даже пара часов. В моей карьере была заявка, которая была написана за двадцать минут и запустила многомиллионный проект. Но если у вас есть время, если вы пишете, например, проект «для себя», не имея заказа от продюсера, советую действовать именно в такой последовательности – сначала пилот, потом заявка.

На телевидении основной движущей силой любого проекта является заявка. С нее все начинается, и очень часто ею все и заканчивается.

Если сценарист хочет преуспеть на телевидении, он должен уметь написать заявку в любое время в любом состоянии и на любую тему.

Не всегда заявка имеет самостоятельную ценность. Иногда канал отказывается от сильной заявки, написанной незнакомым автором, в пользу слабой заявки, поданной маститым кинодраматургом или кинокомпанией, которая давно работает на рынке. И не стоит осуждать каналы за это – теленачальники люди опытные, они знают, что опытный мэтр, получив аванс и раскочегарившись, даже из слабой заявки сможет сделать крепкий сценарий. А незнакомый автор, который случайно придумал интересную идею, почти наверняка завалит работу, когда перед ним замаячат сроки и производственные ограничения.

Конечно, продать 51-й сценарий гораздо легче, чем первый. Продюсер Юрий Беленький рассказывал, что однажды канал «Россия» запустил в работу сериал, не видя ни сценария, ни заявки, лишь услышав его название. Уверен, это было уникальное название, но если бы его произнес не Юрий Михайлович Беленький, спродюсировавший десятки популярных сериалов, а случайно забредшая в Останкино девочка в красной шапочке, она вряд ли получила бы заказ от телеканала «Россия».

Но! Если вы напишете заявку, которая нужна каналу именно сейчас, у вас ее купят, даже если вы случайно забредшая в Останкино девочка в красной шапочке.

Сейчас я дам вам чек-лист, план, по которому вы должны в обязательно порядке «прогонять» каждую свою заявку.

Заявка. Чек-лист

0) Титульный лист.

Есть разные мнения по поводу того, нужно или нет оформлять титульный лист. Я бы советовал поступать так: если вы отдаете заявку в распечатанном виде – лучше оформлять. Тогда она будет выглядеть более солидно и аккуратно, а перевернуть страничку – невелик труд даже для Очень Большого Начальника. Если же вы отправляете заявку по электронной почте, лучше обойтись без титульного листа, чтобы не заставлять читателя крутить скрол-бегунок до основного текста – многие профессиональные читатели, получающие сотни электронных писем в день, имеют привычку бросать взгляд только на первую страницу письма. Если ничего не привлекает внимания при таком беглом взгляде – письмо закрывается.

1) ФИО

Первое, что должно быть в заявке, – ваша фамилия. Вы скажете, что за глупости, мы что, сами не понимаем, что в заявке должен быть указан автор? Так вот, скоро исполняется двадцать лет, как я работаю редактором. Через мои руки прошли тысячи текстов, написанных разными авторами. И примерно треть из этих текстов не были подписаны. Авторы весьма самонадеянно полагают, что написанный ими текст – единственный, что получит редактор сегодня. Это не так. Есть проекты, которые так не были запущены в производство по очень тривиальной причине – заявки не были подписаны. Повторю еще раз: первой в заявке должна стоять ваша фамилия.

2) Контакты авторы

Телефон и e-mail. Да, в письме, которое вы отправляете в кинокомпанию, если ваш обратный адрес. Но вот смотрите – вы отправили письмо в кинокомпанию. Его открыла секретарша, переслала редактору. Редактор посмотрел, переслал обратно секретарше с пометкой «Годная заявка, покажи Самому». Секретарша переслала продюсеру. Продюсер прочитал и говорит: «Гениально! Подать сюда этого автора!». А адреса автора ни у кого нет. Он потерялся еще при самой первой пересылке. Поэтому не забывайте писать свои контакты сразу после фамилии.

3) Название проекта

Нужно ли отдельно заострять внимание на том, что название должно быть броским и запоминающимся. Название вроде «Расставание», «Встреча», «Судьба женщины», «Прощание», «Изгнание», «Возвращение», несмотря на, возможно, выдающиеся достоинства сценария и фильма, не привлекут большого число зрителей. Ведь, правда же, вы стали смотреть «Изгнание» не из-за того, что вам понравилось название?

4) Жанр

Романтическая комедия, триллер, драма, телероман, детектив, ситком.

5) Формат

Например: «вертикальный сериал, 12 серий по 44 минуты». Или: «Интернет-сериал, 20 серий по 4—5 минут». У разных телеканалов хронометрах серий разный. Например, у Первого канала и у СТС одна серия – 52 минуты, у НТВ – 46, у России – 44. Кроме того, все более популярным становится на российском ТВ формат вертикального сериала с двухсерийными эпизодами.

6) Логлайн

Краткое описание истории: кто герои, где и когда происходит действие, что, собственно, происходит. Описание должно быть очень коротким. Считается, что автор должен уложиться в 25 слов. На самом деле разрешается использовать до 27 слов. И даже 28, если считать с предлогами. А членам Союза кинематографистов – и все 29.

7) Герои

ФИО, возраст, внешность, характер, социальный статус, взаимоотношения. Не забывайте: все герои должны иметь возможность конфликта между собой!

8) Синопсис

Если это горизонтальный сериал – то в заявке должен быть синопсис всей истории. Степень подробности – это зависит от заказчика. Может быть и три страницы, может быть и двадцать. Опять же мой опыт показывает, что вероятность продать 20-страничную заявку выше, чем 2-страничную. Разумеется, в том случае, если на этих 20-страницах изложена действительно интересная история.

Если сериал вертикальный, обычно излагается завязка истории, очень кратно – основные горизонтальные линии и прилагаются от двух до десяти синопсисов серий.

Распечатайте этот чек-лист или сохраните себе на видном месте. Каждый раз, когда вы пишете заявку, проверяйте – все ли элементы, упомянутые здесь, есть в вашей заявке.

В приложениях вы найдете несколько разных видов заявок, которые используются в нашей индустрии. Пользуйтесь. Копируйте. Подражайте.

На следующем занятии я расскажу вам, как продавать свои заявки.

ЗАДАНИЕ:

Пишем заявку вашего сериала.

Читайте также

Глава 10 Доктрина Монро: заявка на Западное полушарие и Великий блеф

Глава 10
Доктрина Монро: заявка на Западное полушарие и Великий блеф
Помимо коренного населения, устранения которого добивались американцы, им мешали и европейские конкуренты. В 1786 году посол США во Франции Томас Джефферсон писал одному из своих друзей: «Нашу

Урок 1

Урок 1
В связи с 15-летием пребывания у власти президента Владимира Путина мы вспоминаем историю, и мне доверено провести урок истории. Все спрашивают: «Ну и что? И как это все было?»Я бы предпочел начать чуть-чуть издали, не с 26 марта 2000 года. Я бы все-таки рассказал вам о 99-м, о

Урок 2

Урок 2
Мы говорили с вами о непростой ситуации в августе, я напомню: это была ситуация, когда окончательно вся элита страны отвернулась от Кремля. Я абсолютно не преувеличиваю: и Кремль был таким местом позорным, прокаженным, ужасным для элит, внимание – для всех элит. И

Урок 3

Урок 3
Мы с вами прошли в этом повествовании 1999 год, рассказывать легче, чем проживать, выборы были 19 декабря, я только должен обязательно вернуться к двум аспектам. Первый мне льстит, и я уж постараюсь себе польстить. Как говорил Березовский, к нему пришел гонец от Лужкова,

Урок истории

Урок истории
Все-таки, конечно, либеральная англосаксонская идеология удивительно антиисторична. Более того, она антиисторична вполне сознательно.Ибо, по мнению самих либералов, именно либерализм является логичным и легитимным завершением истории, ее концом, раем

Урок чтения

Урок чтения
Только давайте как-нибудь уже без психоанализа. Без разных фиксаций и компенсаций. Без комплексов. Все просто. Вот замечаем мы, допустим, что кто-то из вполне взрослых окружающих в разговоре все время цитирует что-нибудь детское и даже младенческое. Не надо с

13.06.2005 Урок

13.06.2005
Урок
29 мая во Франции состоялся национальный референдум, в результате которого 55% проголосовало против утверждения Европейской конституции. Контрольный выстрел в голову идее европейской интеграции был нанесён 1 июня, когда следующая страна «голосующей змеи»,

Урок 16. О кощунстве

Урок 16. О кощунстве
Давайте поговорим о кощунстве. О том, что это такое и чем это опасно для церкви.История с девчонками, которые в ХХС исполнили какую-то молитву и какой-то танец, прояснила удивительные вещи. Я уже говорил о том, что мы оказались свидетелями совершенно

Урок толерантности

Урок толерантности
С нашей литературной жизнью стряслась неприятность: одна из газет опубликовала фрагменты статьи критика Ефима Лямпорта «Старый окурок».Об Окуджаве.И хотя газетную публикацию стыдливо переназвали, авторское название сохранено мелким шрифтом. Да ещё

Литературная заявка

Литературная заявка
«ДИП»ЗаявкаЖанр: исторический детективФормат: горизонтальный сериал, 12 серий.5 февраля 1971-го года. Москва. Ваганьковское кладбище. Возле одной из могил собираются люди в строгих серых костюмах. Они ставят рядом с оградой шесть фотографий в рамках,

Заявка на вертикальный сериал

Заявка на вертикальный сериал
ВАРЯГФормат:Вертикальный сериал – 12 двухсерийных фильмов – 2*46 минут.Жанр:боевик.Сюжет:Матвей Большаков – спецназовец ГРУ, который прошел несколько объявленных и необъявленных войн в России и за ее пределами. После того, как войны

Урок Пимена Урок Пимена Валентин Курбатов 22.02.2012

Урок истории

Урок истории
Урок истории ДЕТСКАЯ КОМНАТА Кабинет истории. На стенах висят портреты людей, которые берегли труд уборщиц, но всё равно оставили след. Входит учительница Марь Иванна. Учительница: — К доске пойдёт Мигачёв. Выходит толстый Мигачёв с коробкой конфет. —

Игорь Игнатов ЗАЯВКА НА ДИКТАТУРУ Или почему Авен хватается за пистолет

Игорь Игнатов ЗАЯВКА НА ДИКТАТУРУ Или почему Авен хватается за пистолет
Олигарх Петр Авен опубликовал в журнале для узкого круга «Русский пионер» некий трактат, который в среде продвинутой Интернет-интеллигенции был воспринят как очередной манифест «новых русских».

ЕE УРОК

ЕE УРОК

Евгений Нефёдов

20 мая 2002
0

21(444)

Date: 21-05-2002

ЕE УРОК

Середина уже неблизких шестидесятых, ранняя, ясная осень. Мне минуло двадцать лет, я весь окружен друзьями и музами, пишу лирические стихи, трепетно собираю рукопись первой книжки. В издательстве принимают для

Источник.

Если вы хотите продать сценарий телесериала или полномертажного фильма  — не посылайте сразу готовый сценарий (даже первых серий, если речь о сериале). Если вы не являетесь счастливым обладателем кинопремий, то никто читать ваши сценарии, скорее всего, не будет.

В мире кино и телевидения принято презентовать сценарии с помощью заявок (англоязычный мир называет заявку Query letter). Вот заявки продюсеры и редакторы читают, причем с большим интересом!

Как же написать заявку, которую купят? Об этом мы расскажем в следующих статьях. А сейчас поговорим о том — как правильно оформить заявку. Хотя, что тут говорить — шаблон ниже, смотрите, пользуйтесь. Вы можете немного отступить от этого шаблона, что-то убавить или добавить. Потому что строгих правил в оформлении заявки нет. И, конечно, не забываем, что главное в заявке — ее содержание. Но постарайтесь все-таки вложить это содержание  в привычные и понятные формы.

ШАБЛОН* оформления сценарной заявки (на телесериал и полнометражный фильм)

1. Автор

2. НАЗВАНИЕ
заявка на (полнометражный фильм, телевизионный сериал)

3. Жанр
4. Формат (этот пункт для сериалов — горизонтальный, вертикальный, интернет-сериал и пр.)
5. Количество серий (этот пункт для сериалов)
6. Хронометраж
7. Целевая аудитория

8. Логлайн (30-50 слов, должен содержать информацию о герое, его цели и его антагонисте)

9. Главная тема и идея

10. Концепция (для п/м — Синопсис) — не больше 1 страницы, должна содержать:
— для полного метра и горизонтального сериала — синопсис (краткое описание истории с основными поворотными пунктами);
— для ситкома и вертикального сериала — описание мира истории и принципа организации вертикальных сюжетов;
— для вертикально-горизонтального сериала: общее описание арки горизонтального сюжета и принципа организации вертикальных сюжетов.

11. Описание главных героев (1-2 стр. на всех):
— имя и возраст героев, тип характера, краткие физические и социальные характеристики, сильные и слабые стороны, основные конфликты с другими персонажами, которые являются «движком» истории;
— для полнометражных фильмов, горизонтальных и вертикально-горизонтальных сериалов — арки героев.

12. Краткий синопсис 1-2 пилотных серий (для сериалов) — не больше 1 страницы на каждую серию.
Синопсис должен содержать тизер (для вертикальных сериалов), завязку, катализатор, три поворотных пункта, кульминацию и развязку (для вертикальных сериалов — крючок на следующую серию).

13. Краткие сведения об авторе

14. Контактная информация

Дополнительно можно включить еще такие пункты:

— Бюджет
— Атмосфера
— Оригинальность (Чем ваш сценарий лучше остальных?)
— Любая дополнительная информация, которая, как вам кажется, заинтересует продюсера.

*) За основу взят шаблон, предложенный Алексеем Алешковским («Сценарный цех»)

Читайте также статью «Как написать заявку на телесериал» из мастер-класса Александра Молчанова.

9.11.2017, Москва / Время чтения 15 мин

С июля по ноябрь 2017 мне довелось поработать редактором крупной российской кинокомпании ГПМ КИТ («Охота на дьявола», «Мертв на 99%», «Консультант» и др.), после чего я в силу независящих от меня обстоятельств попал под сокращение. Работа в «КИТе» – очень ценный опыт, который я в сжатом виде постараюсь передать ниже. Возможно, кому-то он покажется интересным и полезным. Ни на какую объективность не претендую, все нижесказанное – исключительно мое личное мнение.

В самом начале работы я бросил клич в сценарных группах Фейсбука и «ВКонтакте» с просьбой присылать мне сценарные заявки для НТВ, ТВ-3 и Первого канала. Откликнулось множество авторов, в общей сложности мне прислали заявок 500-600, еще пару сотен мне передавали в рамках внутреннего потока компании. Таким образом, за 5 месяцев я прочитал порядка 800 заявок и сценариев разной степени разработанности и успел составить свое мнение, как точно не стоит подходить к составлению сценарных заявок и что, возможно, сделает заявку более привлекательной для редактора и продюсера.

Из указанных 800 присланных проектов в разработку ушло пять. До эфира доживет в лучшем случае один-два. До того, как оказаться на месте редактора, я слышал подобную статистику, и она казалась мне какой-то странной и пугающей. Как же это так, столько людей пишет, старается… Неужели ни один не может придумать и составить документ на 3-5 страниц, чтобы зацепить продюсера? Оказалось, что это суровая правда жизни. Чего только ни присылали. Мое окно Овертона после такого распахнулось настежь. Вот мое любимое, фрагмент письма:

Абсолют. Ну да ладно, всё же адекватных заявок было 70-80%, из этого числа примерно треть или четверть я мог бы назвать интересными. Почему они не прошли? Ответ прост – неформат. Не секрет, что на современном российском телевидении существуют крайне жесткие форматные требования, огромная часть историй в которые просто не вписывается. Например, Первому каналу нужно что-то масштабное, одинаково понятное зрителям и на Чукотке, и в Калининграде. На НТВ главным героем может быть только мужчина старше 35 лет, все женские истории мимо. На ТВ-3 желают видеть максимально оригинальные, непохожие на западные форматы истории. Чтобы подробно описать все эти требования, надо делать отдельный пост. Вывод простой: без знания форматных ограничений и текущей конъюнктуры, которая меняется каждые полгода, «угадать», что хочет канал и продюсеры, практически невозможно. Со стороны это похоже на мишень, по которой вслепую палят из автомата. Из сотни выпущенных пуль в лучшем случае одна или две попадут в «яблочко», остальные уйдут в «молоко».

Поэтому всем авторам, кто хотел бы как-то дожить до подписания договора с каналом и кинокомпанией, я бы советовал идти по одному из путей: а) находить контакты редакторов и спрашивать, что сейчас нужно каналам и продюсерам? Нормальные редакторы, по идее, должны отзываться на такие вопросы (хотя в реальности всякое бывает); б) писать «нетленки» – выстраданные жизнью, написанные кровью личные истории, пробивающие на реальные эмоции и превосходящие по силе форматные ограничения. «Никто не может победить меня в том, чтобы быть мной». Если продюсер и канал увидят, что история – золото, они будут готовы пойти на уступки и немного раздвинуть рамки, чтобы впихнуть такой проект. Хотя, опять же, все зависит от времени, человека, обстоятельств и так далее. Звезды должны совпасть.

Но допустим, вы хорошо знаете запрос продюсера и канала, и у вас даже есть история, которая в эти рамки вписывается. Как составить по этой истории сценарную заявку? Для этого надо попытаться залезть в голову тому, кто первым будет вашу заявку читать – то есть, редактору. Лично я, когда читаю заявку, вижу: 1) продюсера, который будет это читать, мысленно составлять смету и соотносить прочитанное с интересами своего зрителя; 2) картинку на экране, почти покадрово. Если при чтении заявки я этого не вижу, это значит, что заявка провальная. Далее я встаю перед выбором – отправить заявку в корзину, если она безнадежна, или доработать её до приемлемого состояния. Что выбрать – зависит от множества факторов, но главный – это интерес. Берущий на себя ответственность доработать заявку редактор отдает себе отчет, что с этой историей в обнимку ему предстоит провести год, а то и два. Готов ли я потратить два года жизни на эту историю, настолько ли она мне близка и интересна? Если ответ «да», то работа начинается. Но такое происходит крайне редко. У меня произошло в 5 случаях из 800, это 0,625%. И это не потому, что я такой вредный нехочуха. Просто надо смотреть правде в глаза: кино – коллективное искусство. Кроме меня, заявку будет читать еще главный редактор, продюсер, редактор канала, продюсер канала и еще куча людей, принимающих решение. Если заявка не нравится мне, почему она должна понравиться людям, которые всю жизнь снимают кино и понимают в этом больше меня?

Подходя к составлению заявки, автор в первую очередь должен помнить, что он производит товар, который собирается продавать десятку очень придирчивых людей в условиях максимально ограниченного спроса и увеличенного предложения. Если автор сам не готов потратить какую-то часть себя, вложить в заявку душу, ленится и действует по логике «Ну я тут набросал, а вы там сами решайте», тогда с какого перепугу он вдруг рассчитывает на успех? Ни за что и никогда ни одна такая написанная левым копытом заявка не пройдет даже редактуру продакшна, не говоря уже о канале.

Ниже я постараюсь привести некоторые пункты, следование которым может повысить привлекательность вашей заявки. Кому-то они покажутся очевидными, но я уверяю: этого нет у подавляющего большинства присылаемых проектов.

  1. В заявке обязательно должны быть: название проекта («Ментовские менты 15»), имя и контакты автора (Василий Пупкин, телефон/почта), канал (Первый, НТВ, СТС, ТВ-3), жанр (детектив, мелодрама, боевик и пр.), формат (горизонтально-вертикальный, 8 серий по 52 мин), логлайн на 1-5 предложений, по канону – 25 слов (Главный герой из-за своего стремления получить A сталкивается с B, из-за чего ему приходится делать C, и в итоге начинается полный P), краткий синопсис (изложение основных событий истории в том же порядке, в котором они будут происходить на экране). В редких случаях, если речь идет о долгоиграющих процедуралах или ситкомах, надо прописывать библию персонажей, по 1-2 абзаца на персонажа с указанием характера, целей, мотивации, сильных и слабых сторон, отношений с другими персонажами, арки героя. Все остальное – ЛИШНЕЕ. Не надо писать количество объектов, сцен на природе/в интерьере и прочую техническую информацию, которой должны заниматься другие. Не пишите «продающие письма», сопроводительные комментарии, вашу творческую биографию с перечислением всех регалий. Ваша задача – придумать классную историю и заинтересовать читателя.
  2. Надо ли отдельно прописывать в заявке идею, основную мысль? Лично я считаю, что нет. Все это должно естественным образом вытекать из всей вашей истории и читаться между строк.
  3. Еще раз: логлайн надо писать обязательно!!! Почему-то его постоянно упускают. Логлайн – это такой камертон для редактора, помогающий настроиться на тональность заявки, сформировать первые ожидания и двигаться вперед увереннее. Если вы упускаете логлайн, вы заставляете редактора идти вслепую по минному полю, чем на подсознательном уровне вызываете к себе и вашей заявке более критическое и негативное отношение. При этом не надо путать логлайн с тэглайном, слоганом. Из логлайна должно быть понятно, кто главный герой, чего и почему он хочет, что ему мешает это получить и к каким результатам всё это приводит.
  4. То же самое касается канала, жанра, формата, структуры и т.д. Не указывая все это, вы заставляете редактора тратить время и усилия на то, чтобы он за вас придумал, в каком формате и на каком канале лучше продать вашу историю, и показываете, что сами понятия не имеете, для кого вы ее писали. Редактор может подумать, что вы – непрофессиональный автор, с вами нужно будет много возиться, а если еще и история скучная, то это прямой путь в корзину.
  5. При составлении синопсиса двигайтесь от общего к частному, от мира и героя к сюжету. Условно: Завязка «В тридесятом царстве жили-были старик со старухой» >>> Побуждающее происшествие >>> Первый поворотный пункт >>> Второй поворотный пункт >>> Кульминация >>> Развязка: «И жили они долго и счастливо». Не надо сразу излагать сюжет, сначала познакомьте редактора с миром истории, главным героем, хотя бы в двух-трех предложениях, и уже только потом переходите к сюжету. Очень многие заявки начинаются как-то так: “В полночь на вокзале встречаются Игорь и Андрей, начинается действие”. При этом это НЕ вводная сцена, автор УЖЕ исходит из того, что читатель отлично знает этих двоих и всю их подноготную. С чего вдруг? Вы же нас не представили!
  6. Не называйте главный героев Игорь или Андрей. Почему-то так выходит, что 99% главных героев получают от российских авторов именно эти имена. Когда непрерывно читаешь заявки про сплошных Игорей и Андреев, это очень бросается в глаза.
  7. Еще один важный момент касательно имен: не надо в заявке называть всех персонажей исключительно по именам, особенно если героев больше трех. Это ужасно тяжело читать, когда на третьей странице все перемешивается и идет вот такой текст: «О связи Сергея и Ольги узнает Петр. Расшифровка телефонных звонков, показания горничных мотелей, где тайно встречались Сергей и Ольга, говорят сами за себя: Сергею прискучила стареющая богатая женщина, и он предпочел ей юную Ольгу. Теперь у Петра есть двое подозреваемых с разными мотивами. Виктор мог обстрелять машину, не подозревая, что за тонированными стеклами не экс-супруга, а любовник. К тому же Виктор знал, что Марина должна ехать по той дороге с вечеринки. Олег же мог выследить жену и ее любовника, затаиться в кустах и попытаться прикончить соперника, а гибель жены, врезавшейся в автомобиль Сергея, стала форс-мажором. Единственным слабым моментом этой версии стало орудие преступления. Однако Петр выясняет: пару лет назад Олег работал у Виктора водителем, и был прекрасно осведомлен о наличии оружия, так как возил шефа на охоту. Разматывая эту версию, Петр узнает: именно в тот момент, когда Олег работал на Виктора, уже готовящегося к разводу с Мариной, Сергей и Ольга познакомились. Петр понимает: фигуранты дела связаны друг с другом куда плотнее». Если в такой заявке больше 5 страниц, то ее чтение превращается в непрерывное и напряженное вспоминание, кто есть кто, и ни о какой концентрации на сюжете речи уже не идет. В краткой заявке надо давать персонажам максимально характеризующие их определения: говорящие имена и фамилии (Хлестаков, Фёдор Константинович), клички (Лютый, Растяпа, Ловкач), профессии (детектив, врач), указания на родственные связи (отец, сестра) и т.п. Этим вы сильно облегчите жизнь читателю. 
  8. Излагайте сюжет, а не фабулу. События в заявке должны идти в той же последовательности, в которой вы планируете их рассказывать зрителю в сценарии. Рассказывать историю необходимо от лица главных героев, а не с позиции всезнающего бога-автора. Мне приходило очень много «детективных» заявок, где сначала детектив пытается вести расследование, а потом в конце заявки появляется Автор-из-машины и разжевывает для читателя, как всё было на самом деле. А сам следователь тут как бы и ни при чем. Кинодраматургия – это не проза, авторский голос здесь считается дурным тоном. Зритель должен ассоциировать себя с главными героями, а в случае чтения заявки ваш первый зритель – это редактор. Если вы собираетесь впоследствии заинтересовать зрителя, почему бы вам сначала не попробовать заинтересовать редактора?
  9. Еще раз. Заявка – это НЕ РАССКАЗ В ПРОЗЕ. Соответственно, в заявке не стоит пользоваться теми же инструментами, которые работают в прозе. Не надо сжимать время истории («Летят годы, за это время герой взрослеет, осознает себя и приходит к успеху»). Читая такие предложения, невозможно представить, как это снять и сколько денег на это уйдет. Не надо вставлять пейзажные и интерьерные описания, всяческие красивости, диалоги персонажей, монологи и размышления от первого лица. Вообще не надо излагать историю от первого лица! Только от третьего. В прозе можно компенсировать формой отсутствие содержания, в заявке – нет. Сюжет и только сюжет.
  10. Также не стоит пропускать важные моменты истории, заменяя их общими словами. «И вот герой пять серий ведет свое расследование, попадает в самые разные невероятные приключения, после чего начинается главное событие Х». Составленные подобным образом заявки говорят редактору об одном: автор поленился продумать середину истории, вертикальные кейсы, решил оставить всё это «на потом». Только вот не будет никаких «потом», я уже писал об этом выше. Если вы ленитесь хотя бы в 2-3 предложениях написать основные поворотные пункты, не ждите, что редактор впряжется в вашу историю. Из написанного текста структура должна быть видна только профессионалу. Для обычного человека текст должен выглядеть как сюжет истории. Не показывайте, КАК будет сделан сериал, а ДЕЛАЙТЕ, а там уже остальные разберутся, хорошо это или нет.
  11. Если редактор просит прислать ему детектив, не надо присылать мелодраму или мистический триллер. Присылайте только то, о чем вас просят. Я уже не говорю о том, что на просьбу прислать заявку бесполезно отправлять романы, повести, рассказы, сборники стихов и что бы то ни было еще, кроме заявок или сценариев. А такое происходит регулярно. Господа прозаики, обращаю ваше внимание, что кинодраматургия – это отдельный вид искусства, в котором мало просто владеть словом и интересно рассказывать истории. Надо еще и разбираться в процессе кинопроизводства. Без хотя бы отдаленного представления о том, как составляется смета проекта, выстраивается кадр, написанный текст превращается в картинку, вы никогда не сможете написать и продать сценарий. Пройдите хотя бы краткосрочные курсы в киношколе или почитайте книги по теме, это сэкономит вам кучу нервов и многие месяцы труда.
  12. Вопрос, что лучше присылать – заявку или сразу пилот – спорный. Зависит от компании. Некоторые предпочитают читать сразу пилот, некоторые сперва хотят ознакомиться с кратким синопсисом. Лично мне сложно переходить к чтению сценария без краткого синопсиса: большое видится на расстоянии. Поэтому присылайте И ТО, И ДРУГОЕ, а если собираетесь разрабатывать проект с нуля, лучше спросите сперва редактора, что бы он хотел видеть у себя на почте, и только потом приступайте.
  13. Не стоит пытаться привлечь внимание редактора и заниматься внешним украшательством заявки – окрашивать буквы в предложениях разными цветами, вставлять иллюстрации, экспериментировать со шрифтами и кеглями. Такое тоже встречается. Заявки удобнее всего читать, когда они написаны 12 кеглем, шрифт Times New Roman или Courier New, отступы по бокам страницы и междустрочный интервал стандартные. Можно выделить капслоком или жирным название и подзаголовки (логлайн, синопсис), а также имена персонажей при их первом появлении в истории. Все остальное – от лукавого.
  14. Присылать заявку надо в формате .doc или docx. Не в PDF или еще каких-то других форматах! Лично мне присланная в формате .pdf заявка указывает на то, что вы на подсознательном уровне боитесь, что вашу историю скопируют и украдут, при этом не готовы к правкам. В форматах .doc или .docx редактор может оперативно внести правки и сокращения в текст, добавить сноски и комментарии, после чего переслать файл на ознакомление продюсеру. В pdf-заявке вы лишаете редактора такой возможности, а значит сами отдаляете момент принятия решения по вашей истории. Послушайте мэтров, они вам как один скажут: еще никогда такого не было, чтобы историю в том виде, в котором ее прислали, кто-то украл и запустил в эфир. Это просто технически невозможно. Поэтому бояться краж просто глупо.  
  15. Писать надо грамотно. Чем больше опечаток, грамматических и стилистических ошибок, тем меньше шансов, что к вашей заявке отнесутся серьезно. Более того, безграмотный текст бросает тень и на самого автора, ибо редакторы в большинстве своем – самые настоящее граммар-нацисты (при этом я допускаю, что в этом посте тоже есть ошибки, которые я упустил при вычитке, прошу прощения за них).
  16. В кратком синопсисе должны быть начало, середина и конец. Именно в таком порядке. Очень часто бывает, что в заявке нет одного из этих пунктов или порядок перемешан: конец-середина-начало, середина-начало-конец. Нет. Только начало-середина-конец, никак иначе. Это никак не связано с порядком изложения событий. Вы можете устроить в своей заявке хоть «Мементо» задом-наперед, хоть бешеную нарезку а ля «Криминальное чтиво». Я говорю о конкретных событиях, с которых история начинается, которыми продолжается и заканчивается. Нельзя начать рассказывать историю, потом написать «проходит еще какое-то количество важных событий» и перейти к финалу. Или нельзя сделать одну завязку и окончить всё вопросом: «Смогут ли наши герои выбраться из этого затруднительного положения?» Это вы мне должны ответить на этот вопрос, а не задавать его! Я зритель. Я не хочу думать, я хочу увидеть классную историю. Также часто такие «интригующие» заявки оканчиваются фразой в стиле: «Ну а чем всё кончилось, узнаете во втором сезоне». Или еще прекраснее: «Чем все закончилось, узнаете после заключения со мной договора». У меня просто кровь из глаз идет, когда я такое читаю. Хочется написать автору капслоком: «КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО ПРОЕКТ ДОЖИВЕТ ДО ВТОРОГО СЕЗОНА? / С ВАМИ ЗАКЛЮЧАТ ДОГОВОР С ТАКОЙ-ТО ЗАЯВКОЙ?» Но я сдерживаюсь.
  17. То же самое касается «продающих» фразочек типа: «Захватывающий сюжет будет по достоинству оценен зрительской аудиторией, показав высокий рейтинг и ожидаемые впечатления». Вы что, дельфийский оракул? Никто и никогда не может предсказать, какой будет рейтинг у проекта. Только продюсер, редактор и канал имеют право прикидывать, может ли такая история заинтересовать или нет, и то они часто ошибаются, и это нормально. Со 100% уверенностью писать, что именно ваша история порвёт рынок – смешно.
  18. Избегайте сюжетных штампов. Есть целый набор поворотов, которые за десятки лет кинопроизводства настолько приелись, что использовать их уже даже неприлично. Вот некоторые, которые особенно часто используют: а) Антагонист в конце истории похищает женщину и ребенка Главного героя, чтобы таким образом вызвать его на последний бой; б) Двое похожих друг на друга людей из разных миров меняются местами или один инсценирует свою смерть, а второй занимает его место; в) Герой теряет память и расследует собственное прошлое. Таких клише сотни. Если при написании синопсиса у вас возникает дежавю «Где-то я это уже видел», то лучше продумать этот момент отдельно.
  19. Разные «случайно», «вдруг откуда ни возьмись» (продолжать в рифму не будем) подлежат аннигиляции. Для редактора или продюсера некое случайное совпадение, играющее ключевую роль в сюжете – это как красная тряпка для быка. Никаких роялей в кустах, богов-из-машин и счастливых совпадений в сюжете быть не должно, если это не оправдано вводными обстоятельствами. Все происходит исключительно по чьей-то воле.
  20. Перед написанием заявки надо делать домашку, проводить ресёрч (исследование). Пишете про пожарных – пообщайтесь с пожарными. Что может быть очевиднее? Однако огромное количество авторов уверены, что могут просто сесть и сходу придумать годную историю про мир, о котором они ничего не знают, да еще и продать это кинокомпании и каналу. Не выйдет.  

Все, что удалось вспомнить сходу. Получилось несколько сумбурно, но, надеюсь, понятно и полезно. Напоследок приведу ответ на вопрос «Как правильно написать заявку?», который я задал как-то продюсеру ГПМ КИТ Сергею Владимировичу Багирову. Он сказал: «Представь, что ты выступаешь на сцене перед шумным залом, и тебе надо рассказать аудитории анекдот, да еще такой, чтобы все замолчали и начали слушать. Так вот этот анекдот – и есть заявка».

Благодарю за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Примеры горячих блюд на праздник
  • Примерный сценарий ядерной войны
  • Примерный сценарий проведения итогового собеседования
  • Праздник поселка александровская
  • Праздник полнолуния у аборигенов тасмании