Про праздник 4 ноября детям

Как рассказать ребёнку о Дне народного единства?

Как рассказать ребёнку о Дне народного единства?
02.11.2018

Мы уже привыкли к тому, что в начале ноября есть праздничный выходной — красный день календаря. А что это за праздник? Кто-то до сих пор празднует 7 ноября. Кто-то мешает в один котёл День народного единства и День согласия и примирения. Давайте разберёмся: что за праздник мы отмечаем 4 ноября, и как об этом празднике рассказать своим детям.

Начнём с того, что праздник, который мы отмечаем 4 ноября называется День народного единства. Праздник довольно молод – впервые россияне отметили его 4 ноября 2005 года, — но история возникновения этого торжества уходит вглубь веков.

Что отмечают в День народного единства?

Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Именно этот день исторически связан с окончанием смутного времени в России в XVII веке. Это было время глубокого кризиса Московского государства, который был вызван пресечением царской династии Рюриковичей. А польские войска вошли в Кремль с желанием посадить на престол католического королевича Владислава.

В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать поляков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Однако первое боевое ополчение распалось. Возглавивший его рязанский воевода Прокопий Ляпунов был убит по ложному обвинению из-за распрей между дворянами и казаками. Так потерпело поражение первое антипольское восстание 19 марта 1611 года.

Уже в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. Вы помните его речь, которую он произнёс на городской сходке?

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане сначала добровольно сдавали на создание земского ополчения «третью деньгу», а потом был введён и обязательный сбор «пятой деньги». То есть каждый вносил в казну ополчения пятую часть своих доходов.

На пост воеводы, опять же по предложению Минина, был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился при одном условии, что горожане сами выберут ему помощника и казначея ополчения. Так Минин стал «выборным человеком всею землею».

Под знамёна Минина и Пожарского встало по тем временам огромное войско – больше 10 тысяч служилых, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении в освобождении русской земли от иноземцев участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Таким образом, 4 ноября символизирует не только победу, но и сплочение народа. А ведь именно сплочение народа сделало возможным разгром захватчиков.

Вероятно, вы спросите: а при чём здесь икона Казанской Божьей Матери?


Именно с молитвой перед чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, и с самой иконой в руках земское ополчение смогло 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Так установилась окончательная победа над Смутой и торжество православия и национального единства.  

А икона с тех пор стала предметом особого почитания. Ведь люди были уверены, что  именно благодаря её силе и заступничеству Божьей Матери удалось освободить Москву. Уверенность в силе иконы Казанской Божьей Матери была так высока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю красной площади Казанский собор.

С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Этот праздник отмечали вплоть до 1917 года. Когда большевики пришли к власти, то сразу же убрали этот праздник из списка праздничных дней.

Что за День согласия и примирения? И при чём здесь Октябрьская Революция?

На протяжении 80-ти лет в советском государстве отмечали 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции. 

После распада Союза, считали логичным убрать День революции из календаря государственных праздников. Однако, люди, привыкшие к «ноябрьским», продолжали по инерции отмечать утративший актуальность праздник, правда, переименованный в День согласия и примирения.

Что стало поводом для нового праздника?

Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. Патриарх Алексий II выступил на Межрелигиозном совете России с предложением сделать 4 ноября праздничным днём. Oн попросил возродить День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

Так в декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября.

Современный День народного единства – не просто приятный выходной в ноябре. Это, прежде всего, повод вспомнить судьбоносное для нашей страны историческое событие. А ещё, День народного единства – это напоминание гражданам нашей многонациональной страны о важности сплочения. Ведь вместе мы непобедимы!

Так что, День народного единства — совсем не «праздничный новодел», а вполне себе возвращение к старой традиции.  А мы, редакция портала «Детский Городок», хотим пожелать вам весёлых праздников и только приятных впечатлений!


О происхождении самого молодого российского праздника, об исторических событиях и истоках важной даты рассказала Светлана Анатольевна Гонтарь — ведущий методист по истории и обществознанию Центра продвижения АО «Издательство «„Просвещение“». Материал поможет вам расставить акценты, на которые важно обратить внимание, рассказывая об истории праздника. В конце статьи — презентация с полезными тематическими ссылками.

Памятники и символы

Икона Казанской Божьей матери

День народного единства — уникальный официальный государственный праздник, который совпадает и с церковной датой — Днем иконы Казанской Божьей матери. Со времен первого царя Романовых, Михаила Федоровича, на Руси почитают Казанскую икону Божьей матери. В народной памяти она связана с освобождением Москвы от польско-литовских интервентов войсками земского ополчения. В 1579 году икона была обретена в Казани. Богоматерь явилась девочке Матроне и указала ей место, где будет найдена чудотворная икона, которая спасет Россию от иноземных захватчиков.

В 1611 году после тайного воззвания патриарха Гермогена список чудотворной иконы был взят в поход казанской дружиной, а затем передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшего на освобождение столицы от поляков. Именно с этой иконой русские войска под командованием князя Пожарского 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили Китай-город от поляков, а спустя несколько дней сдался и польский гарнизон Кремля.

4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.

Московский список из Елоховского собора

Судьба иконы очень непроста. В 1904 году она была похищена. Преступников поймали, но саму икону, к великому несчастью, они уже уничтожили. Но в 2004 году, накануне введения нового праздника в России, Папа Римский Иоанн Павел II обратился к патриарху Алексию II, чтобы передать обретенную в Ватикане икону. Специалисты установили, что эта икона — одна из подлинных, которые были в списке иконы Казанской Божией матери.

Соборы в Москве и Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади в Москве

Среди памятников, которые связаны со смутным временем, стоит отметить Казанский собор на Красной площади в Москве, воздвигнутый на средства князя Пожарского, и построенный почти через 200 лет после событий Смутного времени кафедральный Казанский собор в Петербурге. Именно в соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, — думаю я, — вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине <…> Завидный удел! Счастливая участь!»

Первоначально памятник был установлен в 1818 году в самом центре Красной площади. А в 30-е годы он был перенесен к храму Василия Блаженного.

Смутное время. Россия на грани распада

C. В. Иванов «Смутные времена»

К 1611 году Москва была занята польским гарнизоном, который фактически захватил власть в столице. Польский король Сигизмунд III из осажденного Смоленска отдавал распоряжения по всей России, удерживал в плену посольство из московских людей, почти вся северо-западная часть страны находилась в руках шведов, шайки казаков грабили русские земли. Именно тогда и проявились лучшие качества нашего народа, который взял дело спасения страны в свои руки.

Перед началом Смуты правил царь Федор I Иоаннович. В 1580-х — начале 1590-х годов оборону Москвы усилило третье (после Кремля и Китай-города) кольцо стен — вокруг Белого города. Строителем его был «каменных дел мастер» Федор Конь. В 1591–1592 годах вокруг столицы по инициативе Бориса Годунова сооружается четвертая линия укреплений — Скородом, или Земляной город.

Что предшествовало Смутному времени?

Смерть царевича Дмитрия

15 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, возможный наследник престола. Позже все самозванцы выдавали себя именно за царевича Дмитрия. И это течение самозванства — отличительная черта Смутного времени — в нем выражены не только тяжелейшее положение страны, но еще и надежды простых людей на доброго царя.

Царевич Дмитрий был рожден в шестом браке Ивана Грозного. Этот союз не был освящен церковью, поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным, а следовательно, исключался из возможных претендентов на престол. Официальное расследование пришло к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. А многие современные историки, вопреки распространенному мнению, считают, что Борис Годунов не был причастен к гибели царевича Дмитрия.

Великий голод

Голод, который длился с 1601 по 1603 годы, унес жизни тысяч людей. Считается, что в одной только Москве погибло около 127000 человек.

«Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу, подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах».

Н. М. Карамзин
«История государства Российского»

В народе поползли упорные слухи, что голод — «кара Божья» за то, что царем стал Борис Годунов (в том числе — за гибель царевича Дмитрия). А еще существует любопытная версия, согласно которой, голод в Москве в начале XVII века был спровоцирован извержением вулкана Уайнапутина в Перу.

Оккупация территорий

Почему мы так празднуем дату освобождения Москвы? Масштаб будет виден на карте. Взгляните, какие наши территории были официально заняты интервентами:

Нажмите на изображение, чтобы изменить масштаб
Смутное время в России в начале XVII века
Источник: Энциклопедия WikiWhat

После окончания смутного времени очень многие территории были потеряны и предопределили внешнюю политику России вплоть до XVIII века.

«Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Вора уничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Юг московский был в „воровстве“, то есть в полной анархии; под столицей стояли два вражеских войска — Вора и гетмана Жолкевского. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью. Таково было в 1610 году положение Московского государства».

С. Ф. Платонов
«Смутное время. Очерки истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве в XVI-XVII вв» 

Роль православной церкви

В 1579 году патриарх Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда (чудесного явления образа Казанской Божьей матери) и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.

«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». Художник П. П. Чистяков

«Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло».

Из послания патриарха Гермогена 

И конечно, когда мы говорим о Смутном времени, то обязательно должны рассказать об обороне Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев — с сентября 1608 по январь 1610 года.

Кроме того, что это был духовный центр, это был еще и стратегически важный пункт, который контролировал дорогу на север из Москвы. Полякам было важно захватить монастырь, чтобы полностью изолировать столицу.

Герои Смуты

Михаил Скопин-Шуйский

Михаил Скопин-Шуйский Был племянником царя Василия Шуйского. Возглавляемые им войска сняли осаду с Троице-Сергиевой лавры, обратили в бегство поляков гетмана Я. Сапеги. 12 марта польские полки вступили в столицу. Но как только подъехал Скопин-Шуйский, люди бросились на землю, стали бить челом перед князем и плакать от радости.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Во главе ополчения в Смутное время стали честные люди — только они смогли повести за собой народ. По преданию Козьме Минину трижды являлся Сергий Радонежский: «И еще сказал ему Преподобный: „Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению“».

 «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником»

Архимандрит Печерского монастыря Феодосий и нижегородцы пришли к князю Дмитрию Пожарскому, «который лежал от ран. И били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству» (из «Нового летописца»).

Где узнать еще больше про Смутное время?

  1. С. Ф. Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв. 
  2. Р. Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. Смута.
  3. 2. В. Н. Козляков. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Марина Мнишек. Василий Шуйский. Герои Смуты (серия ЖЗЛ)
  4. «День народного единства. Биография праздника». И. Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов, В.А. Токарев, Ю.М. Эскин.
  5. Л. Е. Морозова. История России. Смутное время. Правда и вымыслы. Свидетельства современников.
  6. И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. „Прямые“ и „кривые“ в Смутное время».

Художественная литература

  1. А. С. Пушкин «Борис Годунов»
  2. А. К. Толстой «Царь Борис», «Царь Фёдор Иоаннович»
  3. М. Н. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 году»
  4. Л. Бородин «Царица Смуты»

Фильмы

  1. «Борис Годунов» (1954)
  2. «Борис Годунов» (1986)
  3. «Минин и Пожарский» (1939)

И еще рекомендуем посмотреть запись вебинара и скачать презентацию — чтобы узнать больше о героях Смутного времени и о событиях тех лет.

Консультация для родителей

«Как рассказать ребёнку о Дне народного единства»

https://www.xn--90aiqw4a4aq.xn--p1ai/sites/default/files/4_noyabrya_plakat-2014.jpg 

Что такое День Народного Единства для детей

        А вы, родители, знаете, что это за праздник? Как объяснить детям непростую историю государства Российского? Историю нашей Родины?

Цель вашей беседы с ребенком воспитание у него чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину

Задачи: знакомство ребенка с историей нашей страны, через расширение  представления о национальных праздниках.

        4 ноября наша  страна  отмечает праздник  День  Народного Единства. Этот день занимает особое место среди  государственных праздников современной   России. Почему? Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней стихи, писал песни, придумывал пословицы, во имя страны совершал подвиги.

        Например, по дороге в детский сад прочтите  детям стихотворение В. Орлова « Здравствуй, Родина моя»

Утром солнышко встает,
        Нас на улицу зовёт.
        Выхожу из дома я:
        – Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
        Отвечаю травам я,
        Отвечаю ветру я,
        Отвечаю солнцу я:
        – Здравствуй, Родина моя!

        Задайте вопрос ребенку: А ты хочешь узнать, с чего началось празднование День Народного Единства? А что ты сам можешь о нем уже рассказать?

        Расскажите ребенку, что День народного единства — новый государственный праздник. Он отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. И хотя это праздник новый, но своё начало он берёт в далёком XVII веке, в Смутном, как его называли, времени. Обсудите, отправьтесь вместе в историческое путешествие в прошлое нашей России. Расскажите о том, что раньше она называлась великим словом «Русь». Продолжите говорить о том, что не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена.

        Это был период, когда в стране фактически было безвластие. Последний царь из династии Рюриковичей Фёдор Иоаннович умер, не оставив наследника, а его малолетний брат, младший сын царя — Дмитрий, погиб в Угличе при загадочных обстоятельствах. Царь Борис, занявший в скором времени трон, правил недолго и умер, а после его кончины между боярами началась борьба за власть. Этим воспользовался польский король Сигизмунд, который двинул на Москву свои войска, чтобы посадить на русский трон своего ставленника Лжедмитрия, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. Польские враги хотели завоевать нашу Родину. Войска осаждали Москву и подступили к Ярославлю. Чтобы город не был разграблен, воевода Ярославля решил сдаться полякам. Поляки проживали в городе свободно. Они избивали народ, грабили купеческие лавки, без денег брали все, что хотели.

        Ярославцы не раз пытались поднять восстание против поляков. Поначалу попытки сопротивления жестоко подавлялись, но к Ярославлю двинулось вологодское ополчение Никиты Вышеславцева. У села Григорьевского поляки были разгромлены ополченцами. Оно разбило польский гарнизон и поляки покинули Ярославль. Расскажите детям о роли Ярославля  в это смутное время. 

        Но поляки все еще оставались в Москве. Дворяне во главе с воеводой Ярославля принялись писать во все русские города письма с просьбой объединиться против  захватчиков.

        Вот тогда среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой —  князь Дмитрий Пожарский. Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!»

         Спросите ребенка о том, как можно назвать этих людей? (смелые, мужественные, стойкие и т.д.). Это не только обогатит знания ребенка, но и поможет в дальнейшем расширить его словарный запас. 

В Ярославле ополчение простояло четыре месяца, до конца июля 1612 года. Здесь окончательно определился и состав правительства — «Совета всея земли».  «Стояние» в Ярославле и меры, принятые «Советом всея земли», самими Мининым и Пожарским, дали свои результаты. Ко Второму ополчению присоединились большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь.
           
Спросите, знает ли ребенок что-нибудь о столице нашей Родины?  Войско, в котором плечом к плечу сражались знатные бояре, дворяне и простой народ, осенью 1612 года вошло в Москву. Большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону «Казанской Божьей матери».  После долгих, кровопролитных боев ополченцы штурмом взяли Кремль, в котором засели поляки. Польским войскам было нанесено сокрушительное поражение. победил русский народ лютого, польского врага.

        В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Также построен храм «Казанской Божьей матери». В Ярославле так же был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.


        
Акцентируйте внимание на том, что мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина. Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т.д. 

        Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная — протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
        И обязательно найдите иллюстрации и фото, посвященные героям далекой войны. Покажите ребенку, пусть он сам вспомнит и назовет их имена, укажет на значимые моменты того времени.

        А мы теперь отмечаем этот день как День сплочённости, единства и героизма всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Как же отпраздновать этот новый праздник с такими древними традициями? Ноябрь — последний месяц осени. Листья с деревьев, как правило, уже облетели, моросит дождь, дует промозглый ветер. В такой день на улицу идти совсем не хочется. Лучше всего вместе с мамой и папой забраться с ногами на диван, накрыться тёплым пледом, и пусть мама или папа почитают вслух для всей семьи книгу «История России в рассказах для детей». Её написала замечательная детская писательница Александра Осиповна Ишимова ещё в XIX веке. История Отечества, красочно и образно рассказанная талантливым писателем, не идёт ни в какое сравнение со скучным учебным текстом.

Поверьте, вечер, проведённый в уютном семейном кругу за чтением книги вслух, всем запомнится надолго. Это нечто совершенно иное, чем просмотр мультиков по телевизору и игра в электронные игрушки!

Конспект
развлечения для детей старшего дошкольного возраста «4 ноября — День
народного единства»

Цель:

Укрепить здоровье детей, поддерживать позитивное эмоциональное состояние
во время двигательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
Познакомить детей
с праздником — 
«День народного единства», историей его
возникновения.

Развивающие : Развивать патриотические
чувства к своей Родине; прививать интерес к историческому прошлому своей
страны. Развивать
у детей
 координацию и ловкость движений, умение ориентироваться
в пространстве.

Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма (умение работать в команде).

Место проведения:
Музыкальный зал.

Оборудование:
Мультимедиа, музыкальное сопровождение (группа «Волшебники двора»
«Россия — мы дети твои», русская, татарская и башкирская плясовая,
стулья, платки, лапти, скалки, круги (красные и синие) по количеству детей, листы
бумаги.

I. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал маршируя под музыку «Россия – мы дети твои».
На экране Государственные символы России (флаг, герб).

II. Основная часть.

Вед. : Ребята, Вы любите праздники?

Дети:
Да!

Вед. : Какие праздники вы знаете?

ДетиДень рождения,
Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.

Вед. : Молодцы. Но есть еще один важный праздник — День народного единства.

Вед. : Ребята, а что такое «народное единство«? (ответы детей)

Вед. : Это когда весь народ всех национальностей нашей страны объединился в единое целое,
чтобы помочь друг другу.

Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

В единстве, братстве сила наша,

И нас врагу не победить!

Так пусть становится все краше

Страна, где довелось нам жить!

Сильна великая держава

Сынами, дочерьми своими.

России на померкнет слава,

Пока мы вместе и едины!

Игра «Моя Родина». Ведущий начинает зачитывать первые
три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку словам
«Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты И красивы берега? Отвечайте без запинки
— ….

Горы снежные вершины, Прячут ввысь за облака. Что за чудная
картина?.

Где поля и степь без края, На цветах блестит роса. Песни птиц,
жужжанье шмеля?.

Лес, как царство Берендея, В нем живут медведь, лиса. А в тайге
есть даже тигры. (Это Родина моя)

Где на севере морозном Льдом сверкают берега. А на юге – море,
солнце.

(Это Родина моя)

Где город города прекрасней, А всех важней из них Москва.

Цвет флага – белый, синий, красный, (Это Родина моя)

Ребята 4 ноября наша страна отмечает «День народного единства«.
Не всегда народы
России жили в единстве
. К сожалению, на протяжении всей истории
Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала
времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Более
четырёх столетий назад на нашу страну напали враги. И встали на ее защиту
и стар,
и млад.

Объединился весь народ
в войско
, а командовать им стали храбрый полководец князь Дмитрий
Пожарский, да купец Козьма Минин.

И была долгая жестокая битва, два месяца бились русские воины с
врагами и одержали победу!

И вот наступил славный день : вражеское войско сдалось на милость
победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и
Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.

Вот герои — избавители
России
: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий
Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся
Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились
лучшие черты русских людей
: стойкость, мужество, беззаветная
преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

А в столице нашей родины Москве народ в этот праздничный день приходит
на Красную площадь к памятнику Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в знак
благодарности от всей России за то, что они собрали людей со всех концов
страны, чтобы одолеть смуту, ведь победить врага можно было только всем
вместе, объединившись.

А совсем недавно, всего несколько лет назад в честь той великой
победы, ради которой объединился весь русский народ, в России был установлен
государственный праздник под названием День народного единства.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд

Едино государство,
когда един народ

Когда великой силой он движется вперёд.

Врага он побеждает, встав, как один, на бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живём одной судьбой,

Сегодня День единства мы празднуем с тобой.

Вед. : С древнейших времён на Руси ни один праздник не
обходился без весёлых игр, состязаний и конкурсов! Поиграем? Проверим на
сколько вы ловкие, быстрые, смелые и смекалистые.

Вед. : Но перед играми нужно провести разминку что бы
согреться. Встаем в круг. Повторяйте за мной.

Физминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели,

Степи широкие (руки в стороны,

Леса большие (руками описываем круг,

А мы — ребята вот такие!

Вед. : Ребята, а как называется наш край? (Урал). Мы живём с
вами на Южном Урале. На нашей уральской земле проживают народы разных национальностей:
башкиры, русские, татары, украинцы, немцы. Они живут очень дружно, в мире и
согласии.

У каждого народа есть своя культура, свои традиции, свой народный язык. Башкиры
говорят на башкирском, татары на татарском, но все знают и русский язык. У
каждого народа
есть свои народные песни
, сказки, игры. И сейчас мы поиграем в народные игры других народов.

Вед. : Я сейчас раздам вам кружочки: синие и красные. Первая
команда — синие, вторая — красные. Команды в две колонны становись!

Башкирская игра «Юрта».

В игре участвуют 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг. В центре
каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором.
Взявшись за руки, все идут 2 кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию дети переменным шагом перемещаются в общий круг. По
окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают
его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Татарская народная игра «Спутанные кони».

Играющие делятся на 2 команды (по 6 – 8 человек) и выстраиваются за линией.
Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают
прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Вед. : Мудрый народ сложил много стихов и пословиц о своей
Родине. Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине, о дружбе?

4. Следующее задание «Умники и умницы». Вопрос — ответ

1. Наша страна называется… (Россия)

2. Столица России… (Москва)

3. Граждане России называются… (россияне)

4. Наш родной город называется … (Челябинск)

5. Жителей нашего города называют… (челябинцы)

6. Главное богатство России великий, могучий российский… (народ).

Вед. : А сейчас поиграем в русские народные игры.
Русские народные
игры

«Лопаточки» (Дети
стоят в кругу. Звучит русская народная плясовая, дети передают по кругу большие
лапти, на ком музыка остановилась, тот выходит в круг, надевает лапти и
танцует, дети хлопают)

«Скалочка – каталочка».
(Дети стоят в кругу. Звучит русская народная музыка, дети передают по кругу скалочку, на
ком музыка остановилась, тот выходит в круг и танцует (выполняет русские народные движения :
мальчики — присядку или выбрасывание вперёд ног, девочки – выставление ноги на
пятку или носок, притопы).

Вед. : Сильна Россия только тогда, когда она едина! Россия
– единая,
могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает
объятья всем братским народам и добрым соседям, всем, кто желает жить на
земле мирно. Сейчас мы сыграем в игру «Объединение». Вам надо встать на этот островок
и продержаться 30 сек. Вы можете стоять на одной ноге, либо держать друг друга
за руки, но все должны уместиться на этом островке.

На землю кладутся 10 листов А4, образуя островок.

Вед. : На празднике мы играли в народные игры. Всем
было весело, никто не ссорился. В наш детский сад ходят дети разных национальностей:
башкиры, татары, казахи, русские. Мне приятно, что наши дети умеют дружить и
уважать друг друга, вы настоящие друзья.

На первый взгляд, кажется, что праздник День народного единства – это молодой праздник. Ведь в России стали отмечать его не так давно. И не каждый житель страны имеет точные представления о том, что это за праздник. Кто-то думает, что это праздник согласия и примирения, кто-то называет его День единства, а кто-то вообще предполагает, что этим праздником заменили день революции. На самом деле у этого праздника достаточно большая история, и россияне должны знать об этом. Беседы в детском саду о Дне народного единства будут воспитывать патриотизм в детях.

4 Ноября день народного единства

Предыстория

Краткая история праздника начинается с 4 ноября 1612 года – Минин и Пожарский возглавили ополчение. Детям о Дне народного единства важно рассказать все доступно и понятно. Минин освободил Китай-город, а интервентов заблокировал в Кремле. Правда, если считать по старому стилю, то это случилось 22 октября. Таким образом, отмечают две даты:

  • 4 ноября 1612 года;
  • 22 октября 1612 года.

Царь Алексей Романов

Царь Алексей Романов

Царь Алексей Романов решил издать указ об учреждении этого праздника. Его принял русский народ. День Единства широко отмечался. И происходило это до тех пор, пока большевики не пришли к власти в стране.

У них была в почете другая дата, это 7 ноября. В тот день стали праздновать годовщину революцию. Этот праздник тоже полюбился народу. И его отмечали до начала 21 века, точнее, до 2004 года.

Но уже в 1996 году праздник получил другое название: «День согласия и примирения». В 2005 году было принято окончательное решение о том, что нужно упразднить дату 7 ноября. А вот про 4 ноября вспомнили снова и стали в этот день отмечать День народного единства, как и прежде. И в такой версии праздник существует до сих пор.

Начало

Поэтому очень важно знать историю этого праздника, который берет начало еще в смутное время. В начале 17 века, когда умер царь Иван Грозный, на престол взошел его сын Федор. Но у него не было наследников. Поэтому после его смерти возник вопрос о том, кто же станет новым царем.

Вспомнили о том, что у Грозного был еще один сын Дмитрий. Он погиб при загадочных обстоятельствах. Те люди, которые мечтали о том, чтобы взойти на престол или прийти к власти, стали выдумывать истории о том, что царевич все-таки выжил. В стране стали появляться «Лжедмитрии». Восстания вспыхивали одно за другим. На Руси начались неспокойные времена, в истории этот период известен, как Смутное время.

Цари стали сменять один другого. Была настоящая чехарда и сумятица. Противники страны не могли этим не воспользоваться. Польские захватчики стали властвовать в стране. Они устраивали бесчинства. Царил хаос, повсюду были грабежи, разбой и террор.

Жизнь народа

Московское царство было под угрозой. Народ был обессилен и изможден. Но люди по-прежнему оставались верующими и сильными духом. Поэтому, когда патриарх Гермоген сказал о том, что страну нужно защищать от интервентов, поднялась вся страна. Все понимали, что Отечество нужно защищать, а захватчиков нужно прогонять.

4 Ноября день народного единства 2

Патриарх был заточен в Кремле. Но ему удавалось оттуда отправлять послания к русским людям. В этих обращениях он старался поднять в них боевой дух, чтобы они начали борьбу против оккупантов. Одно письмо попало в руки к Кузьме Минину. Он был нижегородским старостой. Он пользовался авторитетом. Поэтому, когда он выступил на собрании нижегородцев с призывом встать на защиту Отечества, то все его поддержали.

На собрании присутствовало много людей. Все слушали земского старосту, и каждый хотел помочь тем, чем может. Стояло несколько задач:

  1. Во-первых, нужны были денежные средства. Нужно было их собрать. Сам Минин подал хороший пример. Чтобы собрать ополчение и вооружить его, он пожертвовал все деньги, которые у него были и даже украшения своей жены;
  2. Во-вторых, Нижний Новгород – это не единственный город, жители которого готовы были пожертвовать всем ради спасения Отечества. Многие другие города также присоединились к этому движению.

Выбор воеводы

Настало время для того, чтобы выбрать воеводу, который мог бы возглавить это ополчение. Эта миссия была предложена князю Дмитрию Пожарскому. Конечно, это было проявлением уважения и доверия к князю. Но это была и большая ответственность. Поэтому князь не сразу согласился на эту роль. Но он понимал, что это важно для Родины, поэтому все же быстро принял решение.

Князь Дмитрий Пожарский

Князь Дмитрий Пожарский

В момент, когда вся страна думала только о том, что нужно бороться против иноземных захватчиков, все забыли о сословном неравенстве. Князь и простой земский староста бились против врага рука об руку.

Вскоре им удалось собрать просто огромное войско. В его ряды вставали люди разных сословий, разного достатка. Также в ополчении приняли участие представители разных народностей. То есть произошло народное единство в прямом смысле этого слова.

Герои страны

Минин и Пожарский стали настоящими героями своей страны. Их называли спасителями. Ведь ополчению удалось изгнать захватчиков. Это произошло 22 октября по старому стилю. На штурм ополченцы шли с Казанской Иконой Божьей Матери. Сила веры и народного духа помогла изгнать поляков из Москвы. Русское государство стало возрождаться после этих событий. Люди глубоко верили, что победа произошла благодаря иконе. Поэтому Пожарский принял решение о том, что нужно воздвигнуть Казанский собор.

Памятник Минину и Пожарскому на красной площади

Памятник Минину и Пожарскому на красной площади

Ему удалось воплотить в жизнь его замысел. Сделал он это на собственные средства. Уже через много лет он рассказал о том, что прежде, чем идти на штурм, он дал обет. Князь пообещал, что если все хорошо закончится и удастся изгнать захватчиков, то он построит храм. Князь обещание сдержал. Храм построили и освятили. Правда, в советское время он был снесен. Но потом в, 1993 году, храм снова восстановили и освятили.

Через несколько месяцев после изгнания поляков в России был избран новый царь Михаил Романов. Он представлял династию Романовых, которая была на царствовании на протяжении 300 лет.

22 октября 1648 года у царя Алексея Михайловича родился сын. Царь увидел в этом событии некий знак. Было решено учредить праздничный день в честь Казанской иконы. А через год было решено, что 4 ноября будет отмечаться праздник благодарности Пресвятой Богородице за то, что она помогла освободить Москву от поляков. И праздновали этот день ежегодно до наступления 1917 года.

Не стоит забывать, что на это событие был снят фильм. Он еще раз доказывает тот факт, что День народного единства – знаменательный праздник. Об его истории должен знать каждый образованный и уважающий себя человек. Фильм помогает объяснить ребенку сложные вещи простым и доступным для понимания языком.

Мультфильм ко Дню народного единства для детей

Важно в детском саду грамотно объяснить ребенку о празднике. Можно посмотреть и видео и презентацию, где коротко сообщается о главных событиях.  Ко Дню народного единства можно относиться не как к новому празднику, а как к возвращению к старой доброй традиции.

День народного единства 4 ноября – один из самых патриотичных праздников в году, который обязательно нужно отмечать в детском саду. Что нужно рассказывать детям в этот день?

Цели воспитателя

— сформировать у дошкольников четкие представления о флаге, гербе и гимне государства.

— развить интерес к истории России, рассказав об истории праздника

— воспитывать чувство гражданской гордости и ответственности на примере личностей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

— на примере исторических событий показать важность сплоченности российского народа.

Методические материалы

Флаг России

До появления привычного нам символа государства на Руси использовали стяги с религиозной тематикой. Первый русский флаг был создан только в 17-м веке, во время правления царя Алексея Михайловича Романова. Именно тогда построили первый военный парусник европейского типа «Орел». Для выхода в море необходимо было поднять на мачту символ страны, к которой он принадлежал. И царь Алексей Михайлович приказал в 1668 году пошить первый флаг России в знакомых нам цветах триколора. Позднее его не раз меняли, добавляя символ двуглавого орла, видоизменяя вид и порядок полос.

67.jpg

Первый император Российской империи Петр I использовал триколор с орлом как собственную символику. Позднее бело-сине-красное полотнище стало официальным флагом российского торгового флота. Наряду с ним как государственный символ периодически использовалось черно-желто-белое полотнище, так называемый «народный флаг».

А в 1896 году, накануне коронации Николая II, триколор наконец стал официальным российским флагом.

После революции 17 года он был запрещен и заменен на красное знамя СССР. В ноябре 1991 года, после государственного переворота триколор вновь стал государственным флагом.

Что обозначают полосы на официальном символе государства? Белый цвет — благородство и откровенность.  Синий – честность и верность, безупречность и целомудрие. Красный – мужественность, смелость, великодушие и любовь, а так же символ солидарности славянских народов.

Герб и гимн РФ

Герб России – золотой двухглавый орел, символ власти и достоинства, держащий в лапах скипетр и державу, изображенный на красном щите. Посередине – Герогий Победоносец, убивающий змея, символ мужественности и свободы.

Гимн России был принят в 2000 году с подачи президента Владимира Путина. За основу была взята музыка из советского гимна за авторством Александра Александрова, а стихи написал известный, в том числе детскими произведениями, писатель Сергей Михалков.

 История праздника

День народного единства был утвержден в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, а также приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.

В начале 17 века на Руси царила Смута, в стране, измученной распрями, войнами, иноземными захватчиками, не было правителя —  царь Федор I не оставил наследника. Народ, разграбляемый разбойниками и иностранцами, голодал. Русь находилась на грани развала и могла потерять независимость.

Часть русских земель, в том числе Москву, захватили польские интервенты. В 1612 году в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским созвали народное ополчение и смогли освободить от них столицу. Благодаря этому в следующем году был выбран царь Руси из новой династии – Романовых, и  Россия постепенно стала выходить из Смуты.

Так российский народ, сплотившийся воедино вокруг двух предводителей, смог отстоять независимость собственной страны. Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества и сплоченности народа.

Как подать информацию?

Воспитатель может использовать наглядные пособия: картинки, видео. Нарисуйте мелом на доске герб и флаг России. Для увлекательности рассказа можно использовать патриотические стихи. Можно подойти к решению задачи с долей креатива – например, предложить детям нарисовать историю праздника народного единства песком, или всем вместе раскрасить рисунки на большой раскраске.

3 ноября 2022, 18:00 — Общественная служба новостей — ОСН

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздновать его начали сравнительно недавно – в 2005 году.

Этот день у нас в стране является официальным выходным, но далеко не все взрослые знают, в честь чего он был учрежден, что уж говорить о детях.

Общественная служба новостей предлагает поговорить об истории и традициях Дня народного единства и, самое главное, о том, как рассказать об этом государственном празднике детям и донести до них его важность.

Как появился День народного единства

День народного единства нередко путают с Днем примирения и согласия и даже с Днем революции. В чем же причина этой путаницы?

Детям будет интересно узнать, что 7 ноября советский народ праздновал День революции, и он тоже был нерабочим.  После распада Советского Союза его переименовали в День согласия и примирения. Позднее выходным сделали 4 ноября – День  народного единства, который, впрочем, наполнен куда более богатым и глубоким историческим смыслом.

Инициатором появления новой важной праздничной даты стала Русская Православная Церковь и лично Патриарх Алексий II, предложивший возродить традиции празднования Дня памяти Казанской Божией Матери. Вновь утвержденный праздник призван был напомнить всем гражданам страны о важнейшем для ее целостности историческом событии – освобождении Москвы от польских интервентов силами народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1611 году. Тогда народ сплотился в едином порыве спасти землю Русскую от захватчиков, и именно это единение людей разных сословий, их желание биться за возрождение российского государства помогло одолеть поляков и изгнать оккупантов из Москвы.

Уникальность этого праздника еще и в том, что он наполнен не только патриотическим, но и глубоким религиозным смыслом.

Обязательно расскажите детям об одной из самых почитаемых православных святынь – чудотворной иконе Божией матери. Считается, что именно она помогла ополченцам одержать судьбоносную победу над супостатами и возродить российское государство.

Вера в силу святыни и сотворенное ей чудо была столь сильной, что Пожарский распорядился на личные деньги построить на Красной площади собор, который называется Казанским.

День народного единства в детском саду, в школе и дома

4 ноября – это не просто повод для лишнего выходного. Этот день – напоминание о подвиге и мужестве русского народа, который сплотился перед лицом опасности и выстоял, отстояв свои идеалы.

Безусловно, детям можно и нужно рассказывать об этом дне как одной из важнейших вех в истории государства. С этой целью воспитатели в детских садах и учителя в начальной и средней школе пишут сценарии для небольших постановок и проводят классные часы на эту важнейшую тему. Малыши учат и рассказывают стихи ко Дню народного единства, делают поделки и рисуют рисунки, а ребята постарше создают красочные презентации об истории и традициях праздника и представляют их одноклассникам.

4 ноября съездите всей семьей на Красную площадь, чтобы дети смогли воочию посмотреть на связанные с торжеством достопримечательности. Поговорите с ними о событиях того времени, расскажите, как помогла людям икона Казанской Божией Матери. Если нет возможности побывать в центре Москвы, рассказать о празднике можно и дома. В любом случае, время, проведенное вместе с родителями в теплой домашней атмосфере, запоминается на всю жизнь, и День народного единства из просто дня в календаре превратится в один из любимых праздников в году.

Беседа на тему: «День народного единства-праздник всей страны!»

в подготовительной к школе группе.

Цель: воспитывать интерес к истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства

 Задачи:

  • познакомить с истории возникновения праздника и событиях, связанных с ним;
  • актуализировать знания детей о символике России;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • формировать чувство гражданственности , воспитывать в духе любви и патриотизма к нашей Родине;

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро вся наша страна будет отмечать праздник, а какой догадаетесь сами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд.

Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед.

Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой.

Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

(Дети называют праздник)

Воспитатель. Правильно, молодцы! 4 ноября в нашей стране отмечается праздник, который называется День народного Единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и объединения всех российских народов. Если вы посмотрите на карту нашей Родины, то увидите, какая большая наша страна!

 (Воспитатель показывает карту России)

Она простирается от Северного Ледовитого Океана до южного Чёрного моря, на востоке доходит до Тихого океана, а на западе — до Балтийского моря. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране.

Ребёнок. Родина (Т. Бокова)

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Воспитатель. Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

 Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)

Воспитатель. Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)

Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина…

-Ребята, а какие символы России вы знаете? (ответы детей)

Флаг России.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(Детям даётся задание собрать пазлы – государственные символы России.)

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны?

А как она называется? Правильно, — это Гимн России!

Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн Великой нашей Державы – России!

Звучит «Гимн Российской Федерации»

Воспитатель. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

(Воспитатель показывает картину с памятником Минину и Пожарскому.)

В начале 17 века на Руси царила Смута, в стране, измученной распрями, войнами, иноземными захватчиками, не было правителя — царь Федор I не оставил наследника. Народ, угнетаемый разбойниками и иностранцами, голодал. Русь находилась на грани развала и могла потерять независимость.

Часть русских земель, в том числе Москву, захватили польские интервенты. В 1612 году в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским созвали народное ополчение и смогли освободить от них столицу. Благодаря этому в следующем году был выбран царь Руси из новой династии – Романовых, и Россия постепенно стала выходить из Смуты.

Так российский народ, сплотившийся воедино вокруг двух предводителей, смог отстоять независимость собственной страны. .В память об этом событии 4 ноября – в тот самый день, когда четыре века назад Москва была освобождена, мы празднуем День народного единства.

Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества и сплоченности народа. День народного единства также приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери. Ведь именно она помогла русскому воинству победить польских захватчиков.

Сегодня День народного единства – это праздник единства всех людей, почти ста девяноста национальностей, проживающих на территории нашей страны. Все мы разные, но нас многое объединяет!

НАРОДЫ РОССИИ

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

 ЕДИНСТВО

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Ребята, как вы понимаете слово «единение»? (ответы детей)

Верно. Единение – это когда все люди вместе.

Давайте встанем в большой хоровод дружбы и возьмемся за руки

(Звучит песня «Большой хоровод» сл. А. Хайта)

Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах.

С наступающим праздником, с Днем народного единства!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Про хэллоуин история возникновения праздника
  • Проведение праздника ивана купалы
  • Про туристов сценарий
  • Проведение праздника ивана купала сценарий
  • Проведение праздника дня молодежи