Продать сценарий казахстан

Как написать и продать сценарий к фильму, мультику, игре? Сколько стоят киносценарии? Сколько зарабатывают сценаристы? В какие отечественные и зарубежные кинокомпании можно отправить свои сценарии?

Как продать сценарий? Сколько стоят и кто покупает киносценарии в России и за рубежом?

Создание сценариев — самый прибыльный вид деятельности для писателей. Кинокомпании не жалеют денег на покупку захватывающих историй, поскольку рейтинги и кассовые сборы в первую очередь зависят от реакции зрителей. Однако новичку сложно пробиться в таком бизнесе. Чтобы написать и продать готовый сценарий, нужно не только обладать талантом, но и понимать потребности рынка.

Содержание

  • Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
  • Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
  • Полнометражный фильм
  • Короткометражный фильм
  • Сериал
  • Мультфильм
  • Компьютерная игра
  • Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
  • Как сценаристу продать готовый сценарий в России
  • Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
  • Производители ТВ-шоу
  • Кинокомпании
  • Рекламные агентства и бренды
  • Блогеры и инфобизнесмены
  • Сколько стоит труд штатного сценариста
  • Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу

Основа любого теле или киносценария — это идея. 90% начинающих сценаристов не могут придумать что-то оригинальное. Их работы напоминают нарезку сюжетных линий из произведений известных студий. Чтобы заставить мозги мыслить креативно, нужно тренироваться: писать тексты по 2–3 часа ежедневно. Кроме того, полезно читать книги и смотреть фильмы разных жанров.
Все сценарии в России и за рубежом пишутся по определённой схеме. Она сильно отличается от формата книги. Текст сценария состоит из четырёх элементов:

  • действий;
  • сцен;
  • эпизодов;
  • актов.

Последние три нумеруются. Каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия. Для актов необходимо написать продолжительность, например, 40 минут.

Важно! Сюжет любого произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Главная особенность киносценария заключается в том, что внутренние переживания героев и действия стоит написать в максимально сжатом формате.

Структура сценария
Если вы хотите написать востребованный киносценарий, который в будущем получится продать, задумайтесь о следующих моментах.

  1. Коммерческий потенциал. Много ли людей заинтересуются жизнью придуманных вами персонажей? Берите пример с фильмов, мультиков и сериалов, собравших крупные суммы в прокате.
  2. Сюжет. Есть ли в киносценарии интрига? Если уже из первого акта понятно, чем закончится история, выбрасывайте произведение и пробуйте написать новое.
  3. Бюджет. Во сколько продюсерам обойдётся запуск вашего киносценария в производство? Например, съёмка драмы стоит намного дешевле, чем съёмка научно-фантастического фильма.

Скорее всего, вам придётся написать 3–5 черновиков, прежде чем получится создать что-то стоящее. Не отчаивайтесь! Продолжайте работу, совершенствуя мастерство. И обязательно прочитайте нашу статью «Как стать сценаристом».

Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги

Помимо общих правил написания сценариев, автор должен учитывать особенности каждого формата. Иначе текст не получится продать, а проект так и останется на уровне идеи.

Полнометражный фильм

Оптимальная длина киносценария для ленты продолжительностью 1,5–2 часа — 90–130 страниц. Написать текст необходимо шрифтом Courier New, 12 кегль.  
Основной акцент в киносценарии нужно сделать на личности персонажей. Зрители не любят на 100% положительных или отрицательных персонажей. Сегодня в цене более сложные образы. А если придумать и написать неожиданный финал, то продать киносценарий станет проще.Как написать сценарий полнометражного фильма

Короткометражный фильм

Длится 5–45 минут. Для короткометражного фильма в России необходимо написать 15–25 страниц киносценария. Начинающему сценаристу стоит избегать в тексте сцен, которые выльются продюсеру в копеечку, например, сражения с монстрами, пожара, ДТП.

Пример. Один из подходящих сюжетов короткометражного фильма — важный момент из жизни героя, за которым стоит целая история. Например, можно описать в сценарии  конфликт, дилемму, судьбоносную встречу.

Сериал

При сотрудничестве с телестудиями оригинальность отходит на задний план, уступая место стандартам компании. Перед тем как написать текст, сценарист должен учесть следующие моменты:

  • продолжительность серий на разных каналах;
  • популярность жанра;
  • бюджет.

Главное отличие сериала от фильма состоит в том, что развитие персонажа идёт медленно. А историю можно крутить на телеканале из года в год.

Мультфильм

Чтобы продать сценарий мультика, персонажей стоит наделить яркими, запоминающимися, понятными образами. В тексте приветствуются элементы шуток.
Финал должен быть логичным и завершённым. В остальном написать сценарий мультфильма в России можно по тем же правилам, что и киносценарий.Как написать сценарий мультика

Компьютерная игра

Самый сложный формат. Большинство разработчиков в России не покупают готовые сценарии, а просят написать текст опытных сценаристов.
Структура включает следующие части:

  • подробное описание игрового мира;
  • историю каждого персонажа;
  • сюжетную арку (основной конфликт);
  • диалоги.

Кроме того, сценарист гейм-индустрии должен сопоставлять игровые механики с повествованием. Этот процесс называется раскадровкой. Сценарий игры невозможно написать без знаний в сфере IT.

Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино

Не важно, как вы относитесь к отечественному кинематографу. Важны запросы рынка. Продать можно сценарии только тех жанров, которые востребованы у зрителей и приносят прибыль телекомпаниям. Сегодня в России снимают следующие фильмы:

  • комедии;
  • мелодрамы;
  • драмы;
  • ментовские боевики;
  • военные фильмы (особенно про Великую Отечественную войну);
  • детективы.

Крайне сложно продать ужасы, мистику, мюзикл, приключенческие фильмы. Хотя такие киносценарии часто покупают за рубежом.Какие сценарии востребованы в российском кино

Внимание! Хотя в России все же снимают научно-фантастические фильмы и катастрофы, такие ленты имеют огромный бюджет. И ещё не было ни одного случая, чтобы киносценарий купили у автора с улицы. Инициатива всегда исходила от продюсера.

Как сценаристу продать готовый сценарий в России

Написать хороший киносценарий недостаточно. Нужно уметь грамотно его презентовать. Каждый день в кинокомпании приходят десятки электронных писем, большая часть из которых так и не попадает в руки продюсера. Вначале текст сценариста просматривает кто-то из промежуточного звена — главный редактор или даже секретарь. 
Чтобы повысить шансы на продажу сценария, нужно выполнить следующие действия.

  1. Написать заявку и синопсис. Их высылают вместе со сценарием, чтобы редактор в общих чертах ознакомился с идеей и решил, стоит ли дальше тратить время на автора. Заявка — это современная альтернатива локдауна. В ней стоит указать Ф.И.О. сценариста, контакты (телефон и email), формат и жанр произведения, краткое описание 4–8 основных персонажей (возраст, какую роль они играют в повествовании, характер) и сюжета. Синопсис — это краткое линейное изложение сценария. Оптимальным размером такого документа для полнометражного фильма или серии сериала считается 1–3 страницы.
  2. Написать коммерческое письмо. В тексте должны отсутствовать ошибки, опечатки, вопросы, сомнения (в том числе слова «я думаю», «возможно») и хвалебные оды в собственный адрес. Иначе редактор не станет читать даже заявку к киносценарию.
  3. Узнать личные контакты продюсеров. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые пересекаются с такими персонами. Если вы свяжетесь с продюсером напрямую, то повысите шансы на продажу сценария.
  4. Начать вести блог. В России в сценаристы обычно идут выпускники режиссёрских факультетов, журналисты и бывшие КВН-щики. А начинающих авторов никто не замечает. Чтобы привлечь внимание продюсера, нужно вначале раскрутиться. В этом вам поможет собственный блог. В статье «Как стать блогером» вы найдёте полезные советы по продвижению личного бренда.

Зачем сценаристу нужен блог

Совет. Если вы пока не уверены в качестве своего теле или киносценария, не торопитесь рассылать заявки. Если редактор посчитает работу шлаком, то внесёт вас в чёрный список. На этом ваша карьера сценариста закончится, так и не успев начаться.

Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки

Сценарий, заявка и синопсис готовы. Теперь вам осталось узнать, кому их можно продать.

Производители ТВ-шоу

Их ещё называют продюсерскими студиями. В России производством развлекательных телепередач, сериалов и комедий, в основном, занимаются следующие компании:

  • Солярис Промо Продакшн;
  • ВБД групп;
  • ВайтМедиа;
  • Красный квадрат;
  • Амедия Продакшн;
  • Comedy Club Production.

Большинство организаций находятся в Москве. У каждой из них есть сайт, где можно узнать электронную почту. Отправляйте письмо со сценарием главному редактору или на основной email. Кроме того, попробуйте записаться на личный приём по телефону.
К плюсам сотрудничества с производителями ТВ-шоу стоит отнести лояльные требования (по сравнению производителями фильмов и игр) и большой поток заказов в случае первого удачного проекта. Однако дорого продать свой труд вряд ли получится. Так, сценарий одной серии передачи или сериала начинающего автора стоит в среднем 50 000–100 000 рублей, а профессионала — до 300 000 рублей. Кроме того, пробиться в ТВ-шоу сегодня практически нереально: ниша занята журналистами и КВН-щиками.Как продать сценарий телестудии

Кинокомпании

Кинокомпании имеют более широкий спектр деятельности. Они занимаются производством полнометражных и короткометражных фильмов любого жанра, мультиков, сериалов. В России тексты сценаристов покупают следующие организации:

  • ТаББак;
  • СТВ;
  • Дирекция кино;
  • Студия ТРИТЭ;
  • Нон-стоп продакшн;
  • Централ Партнершип;
  • ПРОФИТ;
  • Bazelevs и другие.

Алгоритм продажи такой же, как и в случае с продюсерскими студиями. А вот написание сценария для фильма должно строиться по другому принципу. Кинопродюсеры нет так придирчивы к структуре и хронометражу, но более требовательны к оригинальности идеи, сюжету и раскрытию характера персонажей. Какие сценарии покупают кинокомпании
Главный плюс сотрудничества с кинокомпаниями — материальная выгода. Так, сценарий одного хорошего фильма стоит 1–5 млн рублей. Кроме того, сценарист в своём творчестве не скован строгими рамками. К минусам же стоит отнести длительный период работы над каждым проектом, большое количество исправлений и согласований, нестабильность. Даже у опытных сценаристов фильмов бывают годы, в течение которых они ничего не могут продать.

Рекламные агентства и бренды

Сценаристы рекламных видео и презентаций сегодня очень востребованы на рынке. А поскольку хороших авторов мало, то оплата труда высокая. В среднем сценарий для рекламы стоит 200–300$, а иногда цена поднимается до 1000$. Написать такой текст можно за 3–5 дней с учётом доработок. Для сравнения, на создание киносценария уходит минимум полгода.
Чтобы продать или написать сценарий на заказ в России, можно прибегнуть к следующим способам.

  1. Пойти на биржи фриланса. На сайтах Advego, Etxt и Copylancer есть магазины, куда сценаристы выкладывают свои работы. К сожалению, тексты стоят крайне дёшево — до 100 рублей за 1000 символов. Поэтому лучше не пытаться продать готовые сценарии, а искать клиентов. Заказы размещаются на сайтах Fl, Freelancehunt, Weblancer, Kwork. Помимо рекламы, там иногда заказывают сценарии к праздникам. К плюсам бирж фриланса стоит отнести большой объём работы и наличие сервиса безопасной сделки, а к минусам — огромную конкуренцию, демпинг, дедлайны и зависимость сценаристов от правил системы.
  2. Поискать предложения на порталах трудоустройства. Загляните на сайты hh.ru, superjob.ru, rabota.ru или просто введите в Google фразу «вакансии сценарист». Вы увидите не один десяток компаний, которым нужны таланты. К плюсам работы в агентстве стоит отнести высокую зарплату и стабильность, а к минусам — жёсткие требования и отсутствие свободы в выборе проектов.
  3. Зарегистрироваться на творческих онлайн-площадках. Они помогут красиво оформить портфолио и раскрутить личный бренд. Тогда клиенты начнут приходить к вам сами. Одна из таких площадок — Меценат. В отличие от сайта на отдельном хостинге или Instagram, здесь вам не придётся вкладывать деньги в продвижение. Система сама подберёт заинтересованную аудиторию. С помощью Мецената вы сможете не только продать готовые сценарии, но и собрать донаты от поклонников. На платформе нет высокой конкуренции и демпинга, а сценаристы не ограничены в своём творчестве.

Продать сценарий напрямую бренду сложнее, чем получить работу в рекламном агентстве. Как правило, без посредников к сценаристам обращаются молодые и малоизвестные компании.Платформа Меценат для сценаристов

Блогеры и инфобизнесмены

Им можно продать сценарии к тематическим видео на Youtube, обучающим роликам, вебинарам. К плюсам сотрудничества с блогерами и инфобизнесменами стоит отнести отсутствие формальностей и жёстких дедлайнов. К минусам — низкую оплату труда и риск обмана. Сценарии стоят по-разному, но в среднем от 500 до 3000 рублей.

Внимание! Иногда блогер и сценарист имеют разное видение проекта, не могут договориться. Из-за этого сроки работы растягиваются.

Сколько стоит труд штатного сценариста

Если вам удастся продать несколько удачных сценариев, то в будущем вы сможете получить постоянную работу в организации. Вот сколько в России зарабатывают в месяц штатные сотрудники:

  • рекламных, продакшн и digital-агентств — 30 000–120 000 рублей;
  • компаний-разработчиков компьютерных игр — 100 000–200 000 рублей;
  • студий, производящих фильмы и телепередачи, — 70 000–300 000 рублей.

Нередко рабочий день заканчивается в 22:00–23:00 или выпадает на выходной. Зато тяжёлый труд сценариста компенсируется высокой зарплатой и моральным удовлетворением от творческого процесса.Сколько зарабатывают сценаристы

Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

В мировые кинокомпании США и Европы ежедневно обращаются сотни талантливых людей. Конкуренция огромная. Поэтому шанс того, что киносценарий Васи Иванова будет прочитан в студии вроде Universal Pictures, стремится к нулю.
Однако тексты отечественных сценаристов могут пригодиться за рубежом средним и небольшим организациям (по мировым меркам). Киносценарий можно попытаться продать следующим компаниям:

  • А24, США;
  • Alcon Entertainment, США;
  • American Zoetrope, США;
  • Tyler Perry Studios, США;
  • Big Talk Productions, Великобритания;
  • Marv Films, Великобритания;
  • Constantin Film, Германия.

Если же сценарист уверен в своём киносценарии на 100%, то может штурмовать гигантов вроде Buena Vista, Warner Bros и 20th Century Fox. Естественно, он должен уже иметь известное имя на территории России. В противном случае попытка пробиться на мировой рынок фильмов обречена на провал.

Внимание! В странах с высоким уровнем жизни (США, Великобритании, Канаде, Германии и других) киносценарии стоят намного дороже, чем в России. Средние цифры — 70 000–130 000$. Кроме того, сценарист получает 5–10% от кассовых сборов и продаж лицензионных фильмов.

Сколько стоит сценарий за рубежом
В отличие от России, в США и других развитых странах существуют агентские сети, помогающие сценаристам пробиться на рынок киноиндустрии. Эти компании оценивают портфолио, корректируют заявку и синопсис, рассылают запросы продюсерам и киностудиям, решают юридические вопросы. Контакты менеджеров и агентов есть на следующих сайтах:

  • aligned-ent.com;
  • aperture-ent.com;
  • barrykrostmanagement.com;
  • cartelhq.com;
  • thelevinagency.com и других.

Кроме того, киносценарии можно продать на зарубежных площадках pro.imdb.com и inktip.com. Туда часто заглядывают продюсеры в поисках свежих талантов.
Таким образом, продать сценарий сложно, но реально. Чтобы зарабатывать в таком бизнесе, нужно обладать писательским талантом, богатой фантазией, навыками маркетолога и огромным терпением. Если вы по-настоящему любите своё дело, то обязательно добьётесь успеха!

  • Вид списка:
  • Список
  • Галерея
  • Все
    25
  • Частные 14

  • Бизнес 11

  • Услуги

    6

  • Услуги

    6

  • Дом и сад

    2

  • Дом и сад

    2

  • Мода и стиль

    1

  • Мода и стиль

    1

  • Хобби, отдых и спорт

    16

  • Хобби, отдых и спорт

    16

Обычные объявления

Найдено 25 объявлений

Найдено 25 объявлений

Хотите продавать быстрее? Узнать как

Тақ . Сценарий .Трон аренда Алматы

Тақ . Сценарий .Трон аренда Алматы


Развлечения » Организация мероприятий


Алматы, Алатауский район


Сегодня 12:24

Электрические шторы, Электрические карнизы, управление по сценарию

Электрические шторы, Электрические карнизы, управление по сценарию


Предметы интерьера » Декор окон

58 480 тг.


Нур-Султан (Астана), Есильский район


Вчера 15:44

Жаңа сценарий Тамада Асаба Шоумен

Жаңа сценарий Тамада Асаба Шоумен


Развлечения » Организация мероприятий


Алматы, Бостандыкский район


30 янв.

Сценарий выкупа невесты

Сценарий выкупа невесты


Для свадьбы » Другие товары для свадьбы

4 500 тг.


Экибастуз


30 янв.

Самые необычные сценарий для предложения руки и сердца | Marry Me

Самые необычные сценарий для предложения руки и сердца | Marry Me


Развлечения » Организация мероприятий


Алматы, Алатауский район


30 янв.

Сценарий, монтажные листы фильма "Наш милый доктор"

Сценарий, монтажные листы фильма «Наш милый доктор»


Антиквариат / коллекции » Предметы искусства

7 777 тг.


Алматы, Бостандыкский район


29 янв.

Метафорические карты "Игры. Сценарии и Роли"

Метафорические карты «Игры. Сценарии и Роли»


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

15 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


29 янв.

книга для написания сценария

книга для написания сценария


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

4 200 тг.


Петропавловск


27 янв.

Книга  "Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников" .

Книга «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» .


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

500 тг.


Павлодар


27 янв.

Без фото

Напишу сценарий,лекции,доклад и прочее


Обучение / курсы / репетиторство » Написание / подготовка курсовых и дипломных работ


Караганда, Казыбекбийский район


26 янв.

Кутты болсын тойларын, Сценарии, обряды, беташар, стихи и песни

Кутты болсын тойларын, Сценарии, обряды, беташар, стихи и песни


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

3 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


25 янв.

"Кутты болсын тойлары"Песни сценарии стихи, традиции, обряды,беташары

«Кутты болсын тойлары»Песни сценарии стихи, традиции, обряды,беташары


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

3 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


23 янв.

Книга "У меня свой сценарий. Как сделать свою семью счастливой"

Книга «У меня свой сценарий. Как сделать свою семью счастливой»


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

4 500 тг.


Нур-Султан (Астана), Сарыаркинский район


21 янв.

Пишу кино сценарии на заказ.

Пишу кино сценарии на заказ.


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

100 тг.


Алматы, Бостандыкский район


17 янв.

Метафорические карты "Программы. Сценарии. Силы Рода"

Метафорические карты «Программы. Сценарии. Силы Рода»


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

15 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


15 янв.

Продажа сценарии для аниматоров на детские праздники

Продажа сценарии для аниматоров на детские праздники


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

9 500 тг.


Нур-Султан (Астана), Сарыаркинский район


15 янв.

Сценарий спектакль сюжет ролик концерт

Сценарий спектакль сюжет ролик концерт


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

777 тг.


Алматы, Медеуский район


13 янв.

Продам люстру , четыре сценария освещения

Продам люстру , четыре сценария освещения


Предметы интерьера » Светильники

10 000 тг.

Договорная


Павлодар


10 янв.

Сценарист. Сценарий. Коррекция текста.

Сценарист. Сценарий. Коррекция текста.


Деловые услуги » Набор и коррекция текста


Алматы, Ауэзовский район


8 янв.

Метафорические карты "Денежные сценарии"

Метафорические карты «Денежные сценарии»


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

16 500 тг.


Алматы, Ауэзовский район


5 янв.

Книги. (Сценарии: Школьные праздники, игры и вечера.)

Книги. (Сценарии: Школьные праздники, игры и вечера.)


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

1 000 тг.


Каскелен


5 янв.

Кутты болсын тойлары сценарий, песен, стихов, обрядов и тд  для томады

Кутты болсын тойлары сценарий, песен, стихов, обрядов и тд для томады


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

3 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


4 янв.

Метафорические карты “Денежные сценарии”

Метафорические карты “Денежные сценарии”


Хобби, отдых и спорт » Книги / журналы

16 500 тг.


Алматы, Ауэзовский район


4 янв.

Метафорические ассоциативные карты «Сценарии и запреты»

Метафорические ассоциативные карты «Сценарии и запреты»


Спорт / отдых » Настольные игры

16 000 тг.


Алматы, Ауэзовский район


4 янв.

Домбыра Баян,Музыкант, аппаратура,тамада,камера, әнші, биші, сценарий

Домбыра Баян,Музыкант, аппаратура,тамада,камера, әнші, биші, сценарий


Развлечения » Организация мероприятий


Шымкент, Енбекшинский район


2 янв.

Похожие запросы:

  • сценарий в рубрике Услуги
  • сценарий в рубрике Организация мероприятий
  • сценарий в рубрике Набор и коррекция текста
  • сценарий в рубрике Развлечения для детей
  • сценарийст в рубрике Работа
  • сценарий для рекламы в рубрике Услуги

  • 26 Сентября, 2013
  • 7 091
  • 0

Lumiere - первое сценарное агентство в Казахстане

Lumiere, на данный момент — единственное специализированное сценарное агентство в Казахстане и Центральной Азии.

Директором агентства является Жаик Сыздыков – автор сценария таких известных казахстанских фильмов, как «Жаужүрек мың бала» и «Виртуальная любовь». Однако, стоит упомянуть и авторов Lumiere. Среди их числа:

Талгад Жаныбеков («Разговор» — в главной роли Гоша Куценко. «Джокер» — рецензию на которого вы можете прочесть здесь)

Ерлан Нурмухамбетов («Прощай, Гульсары» — Гран-при кинофестиваля «Евразия». «Аншы бала» — приз «Лучшая зарубежная драма» международного кинофестиваля International Family Film Festival. «Перед грозой» — Гран-при кинофестиваля «Евразия». Сериалы «Көк тарлаңдар», «Базарбаевы»)

Данияр Кумисбаев («Ирония любви» — в ролях Асель Сагатова, Алексей Чадов. «Ғашық жұрек» – 1, 2» — продюсер Баян Есентаева. Сериалы «Ғашық жұрек», «Пилоты», «Любовь тракториста»)

Еркебулан Бектуров («Уроки гармонии» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. «Путь боксера», сериал «Ғашық жұрек»)

Мухамед Мамырбеков — заместитель директора сценарного агентства Lumiere( «Жаужүрек мың бала», «Елім-ай»), и другие.

Появление подобного агенства в Казахстане — добрый знак. По словам Жаика Сыздыкова, сценарное искусство, в нашей стране, пока в развитии и, увы, многие продюссеры и режиссеры проявляют некую небрежность по отношению к сценариям. Нельзя не согласиться, ведь хороший сценарий — это фундамент всего будущего фильма. Никакая, даже самая потрясающая картинка, не заменит сюжета и его драматургического воплощения.

Главным принципом работы агенства станет: открытость. Это означает, что хоть Lumiere и будет сотрудничать с профессионалами, но и про молодых сценаристов не забудут.

Задачи и цели, у ребят тоже вполне благородные:

— вывести Казахстан на более качественный уровень производимой продукции
— создать гильдию сценаристов (идея отличная, для всех кинопрофессий)
— постараться пробудить у народа гордость за родину
— сотрудничать с РФ, в том числе с каналами

Жаик — Отличие нашего агентства от Российских агентств: мы позиционируем авторов как звезд, в то время как в России они в анонимном состоянии. Хотим, чтобы наших авторов знали. Сценаристы – это ведь черные лошадки, которые очень важны, но о них толком и не знают. Необходимо, чтобы сценаристы занимали определенное положение. Поэтому мы решили создать такое агентство.

Мухамед — Обращение к творческим талантливым людям, Lumiere готово помогать! Если у вас есть сценарии вы можете найти наши контакты на сайте и обратиться.

Напоследок Жаик Сыздыков и Мухамед Мамырбеков рассказали о том, что в России хороший сценарий стоит — 60 000 долларов. Все, конечно, зависит от того, на сколько он профессионально написан. Также существует определенный проф.потолок, что составляет примерно — 2000 долларов, ниже которого нельзя платить. На данный момент самый дорогой сценарий в Казахстане обошелся заказчикам в 170 000 евро. Автор не казахстанский, но работа велась на нашем рынке. Кино — это большой бизнес, в котором нельзя экономить на важных вещах. Рынок диктует стоимость сценария. Для того, чтобы в Казахстане окупился фильм — он должен стоить не дороже 200 — 400 тысяч долларов. Естественно с учетом пост-продакшна и рекламы. Для нашей страны очень хорошие кассовые сборы должны составлять примерно 1 000 000 долларов. Напомним также, что «Жаужүрек мың бала» собрал ровно в два раза больше!

Редакция Бродвея надеется, что сценарное агенство Lumiere реализует все свои замыслы. И, что появление подобной организации наконец изменит к лучшему, ситуацию, сложившуюся в казахстанском кинематографе.

  • 26 Сентября, 2013
  • Виталий
  • 7 091
  • 0

Итак, вы начинающий сценарист и только что закончили свой первый сценарий. Обычно следующим вопросом становится, как уговорить, кого-нибудь из продюсеров прочитать его. Но об этом мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.

Давайте представим, что этот этап уже пройден, и теперь перед вами открылся следующий: во сколько оценить свой сценарий, чтобы и не отпугнуть продюсера, и себя не обидеть?

Как продаются сценарии: основы

Есть два момента, которые нужно знать в первую очередь.

Первое: установка цены сценария – это не математический процесс. Ваш драфт – это не машина. Нельзя просто посчитать стоимость затраченных деталей и усилий, сложить эти цифры и добавить небольшой процент сверху.

Как и любой продукт творчества, ваш сценарий стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А значит, размер оплаты всегда будет варьироваться в зависимости от заинтересованности студий и умения торговаться автора.

И готовьтесь к ситуациям, когда ради сценария вашего коллеги киностудии устраивают аукцион, раз, за разом перебивая чужие предложения, а вам предложат минимально возможную цену с формулировкой «бери или иди».

Причем такое положение дел характерно не, только для России. Похожая ситуация будет в любой точке мира. Ну, может с небольшими поправками на местные особенности.

Второе: никто не выплатит вам всю сумму по договору сразу. Гонорар сценариста всегда разделен на несколько траншей. А выплаты производятся при переходе с одного этапа работы на другой.

Например, часть суммы выплатят за разработку идеи, часть за поэпизодник, часть за первый драфт и т.д. И то, как скоро придет следующий транш, напрямую зависит удовлетворенности заказчика. Будете раз за разом присылать драфты не учитывающие правки сверху и договор с вами могут вообще расторгнуть. А все недополученные вами деньги уйдут следующему сценаристу.

Мало кто задумывается, но если на каком-то этапе к написанию вашего сценария подключится кто-то еще, возможно в конце придется делить деньги на двоих. Чтобы это не застало врасплох, такие моменты лучше обсудить «на берегу» до заключения контракта.

Как продать сценарий в Голливуде

Начать нужно с того, что огромной движущей силой Голливуда является Гильдия сценаристов США. Без одобрения Гильдии вы сможете продать свой драфт только каким-нибудь независимым студиям под проекты категории B или  C.

Крупные кинокомпании работают только с членами профсоюза. Так что, если вы каким-то образом заинтересуете своим сценарием условный Дисней, первое, что они вам скажут: «Вступите в Гильдию».

Многие сценаристы США недовольны такой принудиловкой, но отсюда, из России хорошо видно, сколько пользы приносит такой сильный профсоюз.

Во-первых, Гильдия устанавливает верхний и нижний коридор стоимости сценария для каждого писателя в зависимости от его опыта и успешности.  Это как раз пример, тех самых местных особенностей, о которых мы говорили выше.

При таком подходе и сценарист, и продюсер, обсуждая договор, всегда знают, о каких суммах может идти речь. И конечно это сильно упрощает переговоры.

Во-вторых, Гильдия сама визирует написанные  и проданные сценарии, а значит случаи кражи или откровенного плагиата, всегда очень легко отследить. 

Ну и третье чем занимается Гильдия – отстаивает интересы сценаристов в целом. Профсоюз писателей четко отслеживает все изменения на рынке, и как только кто-то в индустрии находит способ получать деньги в обход сценаристов – Гильдия просто блокирует работу всей индустрии, пока с ними не начнут договариваться.

Каждая такая забастовка переворачивала рынок Голливуда. А две последние (1988 и 2007 годов) принесли такие убытки, что теперь гильдии достаточно одних угроз, чтобы усадить противников за стол переговоров.

Как оплачивается сценарий в Голливуде

Зарплата киносценариста в США складывается из нескольких частей.

  • Фиксированный гонорар  за готовый сценарий. От идеи до финального драфта
  • Фиксированный бонус в первый день производства 
  • Фиксированная надбавка за повторные показы  на телевидении и стриминговых сервисах в первые два года
  • Отчисления, за повторные показы на телевидении и стриминговых сервисах, начиная с третьего года

Первое на что может рассчитывать сценарист – это оплата собственно за сценарий. Это фиксированная сумма, которую платят студии, покупая сценарий.

Если сценарий пишется на заказа или требует доработки (а такое происходит всегда), то выплаты все также делятся на несколько траншей. За первый драфт, второй… финальный.

Еще в начале века, стоимость сценариев от маститых писателей могла достигать нескольких миллионов долларов. Но после кризиса 2012 года, такие суммы превратились скорее в исключение. С тех пор ставки за сам сценарий существенно снизились по всем направлениям.

Сегодня гонорар за сценарий полнометражного фильма в среднем варьируется в районе 100-200 тысяч для новичков и от 500 до 700 тысяч долларов для известных сценаристов. Но опять же – это средняя температура по больнице.

Эти цифры не касаются сценаристов вне гильдии. Участвуя в независимых и низкокачественных фильмах, готовьтесь писать полноценные 120 страниц за смешные по американским меркам 10-30 тысяч долларов.

Чтобы снижение стоимости сценария не вызвали очередной забастовки, кинокомпании стали предлагать писателям сделки по типу «X+Y». Это две фиксированные ставки, одна из которых выплачивается при покупке сценария, а вторая при запуске его в производство. 

То есть, например договор «500+400» означает, что сценарист получит полмиллиона, когда напишет сценарий и еще 400 тысяч, в первый день съемок.

Так как до съемок в Голливуде доходит лишь каждый десятый купленный сценарий – выгода продюсеров от таких договоров на лицо.

Следующие выплаты сценаристу связаны с повторными показами фильма на телевидении и стриминговых сервисах.

В доковидную эпоху эти выплаты делились на части: фиксированную надбавку за повторные показы в первые два года и процент, от прибыли начиная с третьего года. 

Понятно, что к третьему году ажиотаж вокруг фильма уже спадает и количество просмотров резко падает, так что все основные сливки проходят мимо сценаристов. Но так как эти роялти выплачиваются пожизненно, то к старости у сценариста, имеющего в фильмографии 10-15 реализованных проектов, складывается неплохая пенсия.

Однако эпидемия короновируса все изменила, выпуск на стриминге уже нельзя отнести к повторному показу. И как это изменит рынок Голливуда, нам еще только предстоит узнать.

Сколько в итоге получает сценарист в США

Допустим, начинающему голливудскому сценаристу удалось продать свой первый драфт. И он увидел на своем банковском счете первую в жизни шестизначную цифру.

Вот только радоваться преждевременно. Первое что ему теперь нужно сделать – это оплатить налоги. Затем рассчитаться со сценарным агентом и менеджером (эквивалент редактора в США). Сделать отчисления в Гильдию. И под конец заплатить юристу, которые контролировал составление договора.

Так как большинство этих выплат процентные, а не фиксированные, можно смело говорить о потере двух третьих гонорара. И это никак не зависит от того на какой сумме удалось сторговаться с кинокомпанией.

Конечно со временем ситуация выравнивается. Гонорары растут, а проценты помощникам снижаются. Но первое время дела у голливудских сценаристов весьма плачевные.

Как продаются сценарии в России

Как можно догадаться финансовое положение начинающего сценариста в России ничуть не лучше. Так, что заключив первый договор, не спешите увольняться с вашей обыденной работы. Постоянная зарплата вам еще пригодится. Также не стоит начинать сорить деньгами налево и направо.

Да, у нас не так распространены агенты и личные редакторы, но это не сильно меняет ситуацию.

Во-первых, без сильного профсоюза рынок сценариев в нашей стране – это Дикий Запад, где все зависит от авторитета и умения вести переговоры.  И если вы только начинаете свой путь, велика вероятность, что вас просто «съедят»  едва вы успеете открыть рот. На этом и закончатся все попытки сторговаться.

Во-вторых, между первым проданным проектом и моментом, когда вас в индустрии начнут узнавать, скорее всего, пройдет несколько лет. А в этот период тоже надо как-то жить.

В-третьих, если вам с самого начала не удастся войти в список постоянных авторов какого-нибудь продакшна, еще многие годы предложения работы будут у вас появляться по принципу «то пусто, то густо». А периоды огромных гонораров будут сменяться месяцами безработицы.

Так что лучше сразу продумайте свою финансовую стратегию на этот этап.

Как продать сценарий полнометражного фильма

Как мы уже говорили, продать сценарий полнометражного фильма можно и за 300 тысяч рублей и за 3-4 миллиона.

И в данном случае есть два аспекта влияющих на цену. О первом мы уже говорили: умение торговаться и авторитет сценариста. Создайте себе имя и начинайте выдвигать условия.

Но именно в контексте полнометражных фильмов есть еще один важный аспект – бюджет будущего кино. 

И здесь есть интересная зависимость. 

Низкобюджетный фильм у начинающего сценариста купят с большей охотой. Но гонорар за него будет небольшим. Масштабный блокбастер, продюсеры оценят выше. Но шансов продать его у новичка, очень и очень мало.

Если вы начинающий сценарист, то вполне возможно вам изначально назовут маленькую цифру, потому что продюсер придержит часть бюджета на доработку вашего драфта более опытным автором. Если вы не готовы отдать свою историю в чужие руки лучше «на берегу» обсудите эту ситуацию с продюсером. 

В принципе, написать и продать первый сценарий – самый сложный и длительный этап на пути сценариста.  Пока в вашем сопроводительном письме не появится информация о реализованных проектах, отношение к вам со стороны участников индустрии всегда будет настороженное.

Чтобы увеличить шансы на успешную первую продажу, проверьте свой сценарий на соответствие современным требованиям:

  • Активный персонаж
  • Четкая структура, деление на акты: действия, усложнения, кульминация, финал.
  • Ярковыраженные проблема и цель
  • Понятные мотивы всех персонажей
  • Четкая и короткая идея — главная мысль фильма
  • «Горячее» начало, безо всяких вступлений и объяснений
  • Соответствие заявленному жанру
  • Соответствие временным рамкам
  • На последнем пункте остановимся подробней. 

Так как мы с вами находимся в XXI веке, то, скорее всего, вы пишите сценарий в американском формате, где 1 страница примерно равна 1 минуте времени.

Долгое время мировой стандарт полнометражного сценария составлял 120 страниц. То есть длина полного метра должна была быть около двух часов. Сейчас же, большинство претендующих на кассу фильмов идут дольше двух часов. Мысль такая: мы вложили 200 млн долларов в это кино, вот вам хронометраж на все эти деньги».

Но как всегда, в России свой взгляд на вещи. Последние двадцать пять лет у нас продюсеры отдают предпочтения фильмам в районе 90 минут. И лишь один-два проекта в несколько лет могут похвастаться более длинным хронометражем. Обычно это такие же мегаблокбастеры с претензией и огромными бюджетами, полученными из фонда кино и ориентиром на дальнейший мировой прокат.

Остальным же приходится укладываться в 90 минут.

Объяснение тут простое: большую часть кассы фильму делают вечерние сеансы в кинотеатре. Если фильм идет два часа, то в этот прайм тайм уместится 4 фильма с пятнадцати минутным перерывом на уборку зала. Но если фильм идет полтора часа, то в этот, же промежуток влезет уже 5 сеансов. То есть,  удержавшись в этом хронометраже можно потенциально увеличить возможную аудиторию на 20%, при этом, не резервируя второй кинозал.

И опять же, из-за ковида и взрывного роста подписчиков на онлайн платформах, в какой-то момент такой подход может оказаться не таким актуальным. Но пока при прочих равных отечественные продюсеры предпочтут полуторачасовую историю.

Как продать сценарий короткометражного фильма

На данный момент какого-либо развитого рынка короткометражных сценариев в России не существует.

Большинство короткометражек создаются на голом энтузиазме. «Я выпускник сценарного курса, ты начинающий режиссер, давай снимем коротышку?»

А все дело в том, что монетизировать короткий метр невозможно. Нет прибыли, нет бюджетов. В лучшем случае, какие-нибудь небольшие деньги можно отбить, прокатив коротышку по фестивалям, где за призовые места дают денежные призы.

Так что сегодня короткий метр снимается только для портфолио и на чистом энтузиазме.

Сценаристу заработать на этом можно только в двух крайне редких случаях:

Если эта короткометражка – скрытая реклама какого-то бренда. Но этот бренд слишком жадный, чтобы обратиться к состоявшимся профессионалам.

Если идея короткометражки исходит от «честного» режиссера, который уже добыл какой-никакой бюджет и заложил в него оплату труда наемного сценариста. Узнать такого режиссера можно по свечению над головой и поющим птицам.

В обоих случаях автор может рассчитывать на сумму в среднем от 10 до 30 тысяч рублей. 

И все же, в который раз в этой статье, нужно сделать одно уточнение. И виноваты в нем опять онлайн-платформы.

Для развития стримингам очень важно постоянно пополнять и увеличивать свою библиотеку. Причем так как сейчас аудитория платформ еще не дифференцирована ни по возрасту, ни по полу (сравните это с телевизором, где есть телеканалы четко разделены «для домохозяек», «для мужицких мужиков», «для подростков чисто поржать» и т.д.) то потребитель найдется на любой контент.

Именно поэтому сейчас в онлайн кинотеатрах появились разделы с документальным кино, интернет шоу и в том числе короткометражками.

Вполне возможно при развитии этой тенденции в какой-то момент спрос на короткий метр превысит предложение и в этот формат, наконец, польются инвестиции.

Есть еще один случай, когда короткометражка, пусть опосредованно, но приносит в итоге сценаристу деньги. Это происходит, когда продюсер, увидев коротыша на каком-либо фестивале, настолько проникается идеей, что предлагает автору расписать эту историю до полного метра. И такие случаи нередки. Как у нас, так и за рубежом.

Самый хрестоматийный пример, конечно, фильм Дэмьена Шазелла «Whiplash» («Одержимость»). Получить финансирование на свой «фильм о джазовом барабанщике» Дэмьян смог лишь после того как снятая по одной из сцен короткометражка, взяла специальный приз фестиваля Санденс. И в итоге, появился полнометражный  «Whiplash», который получил Золотой глобус, 5 номинаций и 3 победы на Оскаре.

Веб сериалы – короткометражки, которые можно продать

Веб-сериал – это новый формат, по сути представляющий из себя серию из нескольких короткометражек. И их в отличие от классических коротышей не просто «можно продать». За ними уже идет настоящая охота.

Но давайте по порядку. 

Веб-сериал, это как ни странно, сериал, основное потребление которого должно осуществляться через мобильные устройства. Едешь домой в автобусе, включил телефон, посмотрел серию.

Длина эпизода веб-сериала 10-12 минут. Максимум 15. А отличие от коротыша, в том, что сценаристу нужно сразу придумывать 5-10 таких эпизодов с одними и теми же персонажами.

Основными потребителями таких проектов опять же являются онлайн-платформы. Как сказано выше, чем больше у них библиотека, тем уверенней они себя чувствуют. Именно поэтому, представители онлайна последние два года в каждом интервью твердят: «Дайте нам веб-сериалы. Мы хотим веб-сериалы».

Еще пару лет назад были разговоры, что такой формат должны быть снят исключительно вертикально, но потом оказалось, что зрителям не составляет труда повернуть телефон боком. 

Так что сегодня единственным требованием к веб-сериалу остается его дешевизна. Рецепт успешной идеи: 1-2 локации, 3-4 персонажа, съемка одной камерой  и «движок» на десяток другой серий. Ни графики, ни трюков, ни долгих переездов.

Продать сценарий веб-сериала можно двумя способами: надежным и беспроигрышным.

Надежный: это подготовить пакет документов, как для настоящего сериала:  заявка, синопсис, сценарий, библия персонажей. И отправить напрямую на платформу, заинтересованную в этом формате.  Если сценарий хорош, с вами свяжутся.

Беспроигрышный: все также собственными силами снять пилот. И отправить уже его. Тут реакция будет еще быстрее.

Единственный вопрос: сколько на этом можно будет заработать? Это пока непонятно. Так как реализованных по этой схеме проектов можно пересчитать по пальцам.

Как продать сценарий сериала

Сценарии сериалов в России продаются по двум схемам.

Первая схема похожа на продажу полного метра. Продюсер просто за гонорар нанимает сценариста для написания эпизода сериала, или сезона сразу. И оплата поступает также траншами за каждую серию: за эпизодник, за первый драфт, за финальный драфт.

Размер гонораров все также зависит от имени и бюджета проекта. За эпизод дневного мыла вряд ли заплатят больше 50-75 тысяч рублей. Но и требования к качеству материала там соответствующие.

За флагманский проект для платформы или телеэфира можно попросить и 500-700 тысяч за серию. А если успели сделать себе имя, то можно и больше: миллион, полтора, два…

Если идею проекта придумали вы, и сами принесли ее продюсеру, то за это вам тоже должны заплатить. Порядок цен примерно такой же, как и за серию.

Вторая схема существует в продакшенах ,использующих в работе сценарные комнаты. Сценарии там от идеи серии до эпизодника разрабатываются коллективно. Потом серии распределяются между всей авторской комнатой, и каждый сценарист пишет диалоги для своих эпизодов.

Из-за такого подхода оплата в «writer room»  чаще всего состоит из двух частей: оклада и премии за каждую расписанную в диалогах серию. Начинающий сценарист в таком производстве может рассчитывать на оклад в диапазоне от 80 до 100 тысяч рублей и премию от 150 до 300 тысяч.

Кстати, сериальные сценаристы в США работают по схожей схеме. Но опять, же у них лучше развита градация оклада от опыта сценариста. Спасибо Гильдии. Каждый автор точно знает через, сколько он сможет претендовать на повышение зарплаты, и о каких примерно суммах будет идти речь.

Кроме того у каждого проекта в таком продакшене есть ведущие сценаристы – head writers или Креативные продюсеры. Они обычно не только пишут сценарии сами, но и прорабатывают линию всего сезона. За ними же последнее слово во всех возникающих в авторских комнатах спорах. 

Их ставка 1,5-2 раза выше. И опять же, премии за серию. 

Кроме того и креативщики, и рядовые сценаристы могут быть задействованы сразу в нескольких проектах компании. Это тоже всегда учитывается.

Во всем мире традиционно самой сложной считается пилот сериала. Потому что он должен не только показать все тоже самое, что будет в других сериях, но еще и вместить в себя знакомство зрителя с героями. Именно поэтому пилот оплачивается в двойном размере.

Не сложно подсчитать, что на круг доходы сериальных сценаристов получаются выше, чем киношных. Просто потому, что сериалы предоставляют больше работы. Особенно это видно на примере малоопытных сценаристов.

Впрочем, это небольшой секрет. Например, два совершенно непохожих друг на друга сценариста и режиссера Жора Крыжовников и  Юрий Быков в разное время признавались, что в кино они работают для души, а когда нужны деньги – идут работать над сериалами.

Новые тенденции в продаже сценариев

Сегодня люди по всему миру потребляют контент с огромной скоростью. И это заставляет всех киноделов всеми способами наращивать скорость производства. Новые серии, новые проекты. Все больше и больше.

И все равно за аппетитом зрителя никто не успевает. (Может, за исключением Диснея и Нетфликса). И в первую очередь из-за ограниченного количества сценаристов. 

Во-первых, это, конечно, означает, что сегодня у каждого из вас есть возможность влиться в эту индустрию. И для этого нужно только упорство и хорошие сценарии.

А во-вторых, это означает, что распространители контента начинают настоящую конкурентную войну за специалистов.

Платформы и телеканалы готовы накидывать производителям все больше и больше разных бонусов, а в обмен чаще всего требуют одно из двух:

«Право первой ночи» — контракт, по которому любая новая идея сначала относится к ним. И только если они откажутся, этот проект можно питчинговать другим заказчикам.

«Эксклюзивный контракт» — договор, по которому производитель обязан в течение нескольких лет произвести для заказчика определенное количество контента. И в это время он не может работать с другими распространителями.

Еще недавно такие плюшки сваливались лишь на голову продакшенам. И посмотрев историю проектов любого крупного производителя, можно легко понять с кем и на каких примерно условиях они работают.

Но за последний год эта тенденция ушла дальше. Теперь платформы и телеканалы подсаживают на эти контракты отдельных специалистов: актеров, продюсеров, режиссеров… и, наконец, сценаристов.

Подробности таких контрактов широкой общественности пока неизвестны, но простая логика подсказывает, что предложенные бонусы должны быть существенными.

****

Вот такой длинный, но на самом деле очень краткий дайжест получился у нас при исследовании ценообразования и условий покупки на рынке сценариев. Мы будем стараться и дальше отслеживать изменения в этой сфере, а значит, наверняка еще не раз вернемся к этой теме.

Кто мы, рабы древнегреческих муз, без прагматичных, целеустремленных и деловых маркетологов? Зачем писать картины, симфонии и сценарии, если о них никто не узнает? За редким исключением: для себя. В остальных случаях – не будем лукавить, – заработка ради (и это нормально, никто никого не осуждает). Так что уступите место специалистам, которые видят в искусстве не только прекрасное, но и коммерческое. 

Режиссер культового фильма «Игла» с Виктором Цоем, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук Казахстана, продюсер, скрипт-доктор американских проектов Рашид Нугманов на творческой онлайн-встрече поделился инсайтами, как готовить сценарии к продаже, и готовиться к этому акту будучи начинающим драматургом самому. 

“Талант заключается не только в том, чтобы написать сценарий, но и в том, чтобы его продать”

Для начала стоит, что называется, откалибровать сценарий до состояния “идеальное”. Текст лучше всего перечитывать и переписывать несколько раз. Отшлифованный материал – вот что должен увидеть ридер, открыв ваше письмо со сценарием.

Да, ридер – это человек, который читает по несколько сценариев в день, прежде чем один из них попадет на стол к продюсеру. Хороший ридер судит о глубине реки по ее поверхности. Думаем, вы поняли значимость данного специалиста. Так вот сценарий, который подлежит к прочтению ридером, должен соответствовать пяти простым и одновременно не очень правилам. 

Правило 1. 

Сценарий должен быть понятным и ясным. Даже сложную структуру следует излагать просто. 

Совет: собственный сценарий нужно читать глазами впервые увидевшего этот текст человека.

Правило 2. 

Сценарий должен быть грамотным. Перечитывайте свой текст (см. выше) по несколько раз. Ваши ошибки обратно пропорциональны вашей репутации. Даже если материал гениален, но на первой странице “жи-ши” написано с буквой “ы”, каково будет впечатление об авторе? 

Правило 3. 

Сценарий должен быть профессиональным. Это понятие подразумевает взрослый подход к работе: не стоит писать сценарии в word — лучше использовать профессиональные программы. 

Правило 4. 

Сценарий должен быть экономным. Речь идет не об отсутствии спецэффектов, а о стилистическом оформлении текста. Избегайте литературных оборотов, чрезмерного количества художественно-выразительных средств. Помните, что сценарий — это не литературное произведение. 

Правило 5. 

Сценарий должен быть увлекательным. Точка.

“Если ты кинематографист, ты обязан быть профессионалом”

“После того, как сценарий написан по этим пяти правилам, что делать дальше?” – спросите вы. 

Рашид Нугманов отвечает: 

Крайне важно зарегистрировать свой сценарий. Документ, который выдадут после данной процедуры в соответствующем агентстве, подтвердит, что в такой-то день, такой-то человек заявил о своем авторстве.  

По словам спикера, не стоит нарочито пытаться выделиться: например, делать яркие обложки или придумывать витиеватые названия.

“Сценарий выделяет только то, что в нем написано”

Прежде чем отправлять сценарий, составьте список потенциальных покупателей. В него должны попасть несколько продюсеров, кинокомпаний, инвесторов. Задача сценариста написать им такое письмо размером не более 1 страницы, чтобы на той стороне виртуальной связи согласились на личную встречу. 

А вот на встрече крайне важно не просто представить свой проект, но и почувствовать собеседника (читай: покупателя). Не стоит вдохновенно в одни ворота рассказывать об уникальности идеи, стоит вовлечь покупателя в диалог, заинтересовать его самыми важными деталями. В данном случае краткость выступает ключом к продаже. 

Одна из заповедей продажи сценария гласит: не ври. Ни о жанре сценария, ни о стоимости его реализации, ни о чем-либо еще. Опять же — вопрос репутации. 

Помните, что логлайн — очень важная часть в работе сценаристов. Сначала эти несколько предложений длиной не более 25 слов помогают в написании сценария, а после — работают на его продажу. Логлайн раскрывает историю фильма, в то время как теглайн (яркое образное описание картины) говорит о его теме и отвечает на вопрос “зачем?”.  К составлению данных описаний стоит подойти крайне ответственно. 

Ищите “своего” режиссера. Общие взгляды на кино способны создавать шедевры. Не каждый режиссер силен в драматургии, как не каждый драматург смыслит в визуальном отображении истории. Но…(думаем и так все понятно). 

Если вы чувствуете, что уверенность в своих силах пока не ваш конек, то можете отправлять свой сценарий на оценку, например, друзьям, а лучше – профессиональным аналитикам или ридерам (эта услуга стоит денег, но за них вы получите непредвзятый адекватный анализ своей работы). 

И да, вдохновения ждать не стоит. 

“Вдохновение – это здорово. Это значит, что вы влюблены в тему и готовы сверхурочно бить по клавиатуре. Но ждать его – бессмыслица. Нужно работать, становиться профессионалом, погружаться в профессию драматурга. Знание может стать самим вдохновением, а незнание способно все погубить. Вдохновение у профессионала создается, а не ожидается. Если ты кинематографист, ты обязан быть профессионалом”, – заключил Рашид Нугманов.

Текст — София Иосько

Для сценариста найти работу —  не всегда значит продать сценарий. 

Иногда студиям и каналам требуется расписать сценарий по идее, которую придумали продюсеры. Но так или иначе, если у вас в портфолио есть не только готовые, но еще и проданные сценарии — ваши шансы увеличиваются. 

Именно о том ,как достичь результата в продаже своего проекта, эта статья. 

Возьмем за основу систему работы менеджера по продажам, есть три основных метода, благодаря которым вы сможете продать свой сценарий. 

  • Холодные продажи

Суть холодных продаж в том, что клиент, еще не знает, что он потенциальный покупатель. Для сценаристов этот способ продажи заключается в рассылке заявки или сценария по студиям. И это самый сложный вариант, потому что суть в том, что клиент не планирует ничего покупать, но тут от вас поступает предложение. Если оно не вызывает эффекта ВАУ, шансы заполучить клиента равны нулю. Поэтому этот вариант самый сложный и наименее действенный, но тем не менее, иногда он срабатывает, поэтому рассылку сценария ни в коем случае не надо исключать. 

  • Теплые продажи

В данном случае у клиента уже есть определенный запрос, он примерно знает, чего хочет, а ваша задача — пройти  отбор и сделать лучшее предложение, чем у конкурентов. 

Когда у студии или канала появляется запрос или интерес к какой-то теме, но нет идей и тех, кто будет их расписывать, они начинают искать новых авторов. Организуются конкурсы и питчинги. Их так же организуют те, кто поддерживает киноиндустрию : фестивали, киношколы, фонды. 

Служба новостей  (2012 - 2014)

Служба новостей (2012 — 2014)

При рассылке вы часто даже не знаете, прочитали ли ваш сценарий? А если прочитали, то почему он не подошел? Если не прочитали, то по какой причине? На питчингах и конкурсах все яснее. 

Участвуя в них, вы точно знаете что будете услышаны и вашу работу рассмотрят. А если вы обладаете нужной долей смелости и дерзости, вы можете подойти после питчинга к интересующему вас продюсеру, редактору и попытаться получить обратную связь. 

Что касается конкурсов, то из участвующих в них в шорт лист попадает довольно большой процент сценаристов. Потому что из 1000 заявок как правило большая часть от людей, которые дальше Макки в изучении сценарного дела не продвинулись и не имеют адекватных представлений о конкурсе. 

Если вы прошли в шорт лист, это возможность заявить о себе как об авторе, а так же оценить и собственные понимания о сценарном мастерстве и индустрии и, конечно, получить обратную связь, а возможно, и работу. 

Для начинающего автора самое главное — начать проявлять себя. 

Участие в конкурсах и питчингах — это отличный опыт в презентации своего проекта. Так же, как в работе менеджера по продажам может быть 10-20 неудачных попыток, но 21 будет успешной, так и со сценарием. С чего начать писать сценарий >>>>>

  • Горячие продажи

Самый удачный вариант продаж, когда вы презентуете проект сразу один на один конкретному продюсеру или редактору при личной встрече. Тогда наверняка ваш проект подробно изучат и, как минимум, дадут обратную связь. Искать такие возможности можно на конкурсах и питчингах, мероприятиях киноиндустрии и путем поиска личных контактов представителей студий. 

Суд над чикагской семеркой ( 2020)

Суд над чикагской семеркой ( 2020)

Конечно, все хорошо в меру. Если вы несколько раз с одним и тем же сценарием зашли на какой-то конкурс или питчинг, а результата нет, проанализируйте свою работу: скорее всего это сигнал, что что-то нужно поменять в сценарии, что что-то не так, раз никакого отклика вы не получаете. 

Даже минимальная обратная связь от коллеги или знакомого связанного с кино может помочь, кардинально поменять историю и ее восприятие. Ведь сам автор объективно свой сценарий может оценить если только ему, например, сотрут память и он будет читать его так, будто видит в первый раз.  Основа для успешной карьеры — это постоянное развитие, поиск ответов на вопросы и попытки становиться лучше и лучше. 

Многие переживают, что у них своруют работы. Но на самом деле, не ясно, зачем кому-то на студии воровать идею автора, если можно позвать на проект его. Кому-то все равно нужно будет платить, а юридические проблемы никому не нужны. 

Часто автор, когда придумал что-то, считает что его идея единственная и уникальная. Но возможно,  у него просто мало насмотренности и опыта. К тому же, мы все наблюдаем и переживаем изменения мира, реагируем на них. Поэтому нет ничего удивительного, что идеи бывают одинаковые. Если вы хороший автор, вы еще 100 идей придумаете, лучше предыдущей. 

Дублинские убийства. (2019)

Дублинские убийства. (2019)

Ошибки, которые понизят ваши шансы продать свою работу: 

  • Оформление

Когда отправляете заявку или сценарий по электронной почте не забудьте написать сопроводительное письмо, пустое сообщение скорее всего даже открывать не будут. Студии или каналу нужно понять что именно и от кого для них пришло. 

  • Орфография

Такие мелочи, как орфографические ошибки нужно сразу исключать. Это отвлекает от сути текста, а иногда просто напрягает тех, кто читает текст. 

Ваша задача погрузить редактора в суть истории, поэтому пишите грамотно и пользуйтесь стандартными правилами оформления работы. 

  • Все сразу

Не нужно отправлять сразу все свои сценарии, в рассылке важен индивидуальный подход. И наоборот, не отправляйте письмо без вложения с текстом из серии: Привет, ребята! У меня есть классная идея, хотите почитать? 

Не тратьте время коллег. 

  • Логлайн

Бывает, у автора отличная идея, но сформулировать правильно он ее не смог. Именно поэтому не нужно сразу отправлять письмо после того как вы его набрали. Дайте отлежаться формулировкам в логлайне и заявке, а на следующий день внимательно перечитайте и подумайте, все ли понятно. 

  • Интрига

 Если вы отправляете заявку, она должна быть прозрачной. Фразу из серии «а что будет дальше, узнаете, если купите мой сценарий» и похожие не уместы. Это не профессионально и так вы только испортите впечатление о себе, а не заинтересуете человека. 

Доктор Лиза ( 2020)

Доктор Лиза ( 2020)

  • Адаптация

Общедоступными художественными произведениями считаются только те, автор которых умер более семидесяти лет назад. И то, бывают случаи, когда родственники продлевают действие авторских прав. Поэтому, если вы сделали адаптацию художественного произведения без согласия автора, вы не сможете продать свою работу. Нужно действовать строго в рамках закона об авторском праве. Как создать экранизацию >>>>>

  • Бюджет

Когда вы создаете коммерческий сценарий, важно понимать какие примерно бывают бюджеты в российской индустрии и внутри на канале или студии. Если на съемки по вашему сценарию у студии не будет денег она не купит его. Поэтому старайтесь сразу писать такой проект, в котором без необходимости нет ультра дорогих решений типа вертолетов, островов Фуджи и так далее. 

Про любовь. Только для взрослых ( 2017)

Про любовь. Только для взрослых ( 2017)

  • Ваша идея похожа на ту, что студия уже разрабатывает, но пока не афишировала. 
  • У вас не очень хороший сценарий, и даже если ваша идея понравилась редактору, он понимает, что времени и денег на ее доработку и переделывание нет.  
  • Время истории, которую вы прислали просто ушло. Скажем вы написали что-то, но к тому моменту как сдали историю, оказалось что похожих тем или сюжетов в разработки у разных студий и каналов уже достаточно. 
  • Время истории не пришло. Вы написали историю ,которая пока что не актуальна, но это не значит, что она такой и останется. Бывает, что спустя пару лет возникает запрос на что-то и вы получаете шанс рассказать свою историю. Поэтому не сдавайтесь и продолжайте пытаться продать сценарий, возможно через год вам позвонят и пригласят работать, например, как это произошло со сценаристом Смешариков, читайте в интервью >>>>>

Восьмидесятые ( 2011 - 2016)

Восьмидесятые ( 2011 — 2016)

Главное — продолжать пробовать и работать над собой. Это основные законы не только для сценариста, но и любого, кто хочет получить работу мечты. 

Ну и не забывайте про простые правила по оформлению, обращению к людям и том, что в сезон праздников и кино фестивалей лучше не пытаться связаться с представителями индустрии. 

[рекомендации с блога Нью-Йоркской Академии Киноискусства (NYFA)] 

Вы пожертвовали бесчисленными часами личной жизни и своим спокойствием, изливая на страницы душу, и, если быть до конца правдивыми, то почти каждый день пересматривали результаты своего творчества и, следовательно, принимали новые решения . Вы знаете, что создание сценария требует создания нескольких готовых проектов и не существует тех, кто успешно, отправляет самые первые проекты своих сценариев на фестивали или соревнования. В конечном счете, один настоящий сценарий стоит создания миллиона посредственных скриптов. Итак, вы приступили к работе.

Вы снова и снова переписывали, пересматривали, рассматривали, и собирали отзывы. И, наконец, ваш сценарий готов. Вас переполняют чувства свершения и гордости, совсем, как чувства любящих родителей, при рождении первого ребенка. Сотворенный вами сценарий, как славный Феникс восстал из пепла.

Но тогда возникает новая сложная задача – суметь показать свой сценарий.

Из более чем ста тысяч сценариев и триста фильмов представляемых ежегодно, только около десяти поступают от начинающих писателей – шансы пугают. Тем не менее, все дело в цифрах, а это означает, что чем больше вы показываете свой сценарий, тем выше вероятность того, что он будет замечен.

После того, как вы написали несколько черновых вариантов сценария, и теперь уверены, что он готов , рассмотрите эти 6 советов про то, что делать дальше с вашим сценарием:

НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРОДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ

Это может звучать совершенно противоречиво, но когда дело доходит до продажи сценария, который никто не заказывал, чтобы сразу купить , то у вас есть шансы только на рассмотрение сценария, как вашего резюме.

Проще говоря, первый сценарий нужно использовать для демонстрации себя, как сценариста, чтобы в будущем вы могли строить карьеру, создавая сценарии, оплачиваемые киностудиями. Вместо того чтобы работать на продажу своего сценария, работайте на продажу себя.

Имейте в виду, что если даже заказчикам понравится ваш сценарий, неизбежно возникнет вопрос: «Что ещё у вас есть в запасе?”

Вы должны ответить другим сценарием или, по крайней мере, иметь подробный питчинг. Поэтому никогда не прекращайте писать.

СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА СОЗДАНИИ СВОЕЙ КАРЬЕРЫ

Продажа вашего сценария – одна из транзакций при построении карьеры, которое может занять целую жизнь. Вы должны продолжать работать, улучшать, пересматривать , адаптироваться и ориентироваться в отрасли. Писатели обязаны постоянно совершенствоваться и, чем лучше вы пишете, тем вероятнее ваш шанс продать или, что еще более важно, построить прочную и плодотворную карьеру.

Конкурсы также являются местом, где обзаводятся связями, благодаря которым появляется больше возможностей для показа сценариев руководителям. Например, несколько наших студентов получили предложения после отправки своих сценариев на Кинофестиваль в Остин.

СДЕЛАЙТЕ КОРОТКИЙ ВАРИАНТ СВОЕГО ФИЛЬМА

Теперь, вы можете использовать сценарий в качестве резюме или, как творение, но для того, чтобы его заметили, вам все равно придется рекламировать сценарий в наиболее лаконичной и усовершенствованной форме. Короткометражный фильм, созданный по вашему сценарию станет самой мощной визитной карточкой, которую можно смотреть. Возможно, вам покажется трудным уместить весь сценарий в коротком метре, но этот важный навык стоит освоить. Если вы сумеете сделать короткометражный фильм, то сможете разместить его на веб-сайте, таком как scripts.com – именно здесь агенты по продажам ищут действительно классные короткометражные фильмы, которые часто создаются на основе сценариев полного метра. Платформы YouTube и Vimeo – также являются отличными платформами для вас, они тоже используются для сбора информации.

КОНКУРСЫ

Победа в конкурсе моментально увеличит шансы на просмотр вашей работы, вызовет доверие к вам, как к сценаристу, улучшит ваш профиль и это ещё не все- на многих соревнованиях победителям предлагаются денежные призы. Почему вам как можно больше не участвовать в соревнованиях? Ежегодно проводится много конкурсов, как крупными игроками, такими как PAGE International Screenwriting Awards, так и менее известными, но не менее значительными, такими как Final Draft Big Break Contest. Участвуйте!

ПИСЬМО-ЗАПРОС или Email

Это очень важно, для того, чтобы все получилось. В письме, с запросом / электронном письме указывается информация о вас и о содержании сценария. Письма отправляются в студии, агентам и менеджерам. Это может показаться простым, но поскольку установленные отраслевые нормы оставляют мало места для прослушивания информации от неизвестных писателей (хотя менеджеры немного более открыты для поиска новых талантов) вам потребуется составить очень хорошее письмо с запросом, на которое уйдёт много терпения и настойчивости. Несмотря на то, что это исчерпает все ваши возможности в установлении контактов, это увеличит ваши шансы быть услышанным и шансы на возможность экспозиции вашего сценария. Это тот случай, когда короткий фильм очень сможет вам помочь. Занятые и важные люди редко имеют время, чтобы сидеть и читать целиком сценарии неизвестных авторов, поэтому в дополнение к краткому описанию сюжета в запросе, дайте ссылку на готовый короткий фильм.

PITCHFEST (или круглый стол)

Как бы просто это ни звучало, но – это конференция, на которую собираются представители отрасли, чтобы поделиться своими знаниями и разыскать скрытые таланты. Участие в этих мероприятиях является ключевым фактором для начинающих сценаристов, ориентированных не только на продажу своих сценариев, но и на создание сети контактов и получение обратной связи. Также Pitchfests предлагает вам идеальную платформу для оттачивания навыков питчинга, что вам необходимо для успешного участия. Приходите с отточенным питчингом, всегда просите оставить отзывы и не забывайте поблагодарить в конце!

УСЛУГИ ЛИСТИНГА

Существует много сайтов, предлагающих каталоги для людей, ищущих сценарии. Такие сайты, как «Черный список», «Спец-разведчик» и «Отслеживающая доска» (среди многих других), дают вам платную платформу для рекламы вашей работы непосредственно для покупателей отрасли, а также возможность получать отзывы о вашей работе.

Поскольку это может показаться пугающим начинающим сценаристам, продающим сценарии, не стоит забывать, что новаторские фильмы, такие как «Pulp Fiction» и «Back To the Future», тоже были в числе многих гениальных сценариев, неоднократно отвергнутых вначале. Общим знаменателем во всех этих случаях была непоколебимая страсть, которую испытывали сценаристы к своей работе, и упорство, когда их работа замедлялась.Так что никогда не сдавайтесь!

Источник: http://russian.nyfa.edu/blogs/category/programs/screenwriting/

Как успешно продать фильм- Kapital.kz

Над какой картиной легче работать — коммерческой или авторской, где взять денег на кинопроект и можно ли просчитать успех фильма. Об этом и многом другом корреспондент центра деловой информации Kapital. kz побеседовал с режиссером и продюсером Аскаром Узабаевым.

— В декабре выходит ваша комедия «Гламур для дур». Почему после «партизанского» «Шлагбаума», где вы были продюсером, вернулись в коммерческое?

— Я никогда не забывал про коммерческое кино. У меня своя студия, и для ее функционирования нужны финансы, которые на «партизанском» кино не заработаешь. В какой-то мере я перехожу из «партизанского» в коммерческий кинематограф уже во второй раз. Потому что свой фильм «Жол» я считаю больше «партизанским». Он 4 года шел на киноэкраны, выстраданный, этой картиной я стремился честно показать то время, в котором мы живем. Да, в новой картине «Гламур для дур» все припопсовано, заджинсовано, но также поднимаются социальные темы. Только поданы они так, чтобы люди пошли в кино и в первую очередь хорошо провели время, вышли после просмотра фильма с хорошим настроением, а не с мыслями, как все вокруг плохо.

— Каков бюджет фильма «Гламур для дур»?

— 100 000 долларов.

— Сейчас любое кино — бизнес-проект. Какие факторы нужны, чтобы успешно продать казахстанский фильм еще до его старта в прокате?

— Во-первых, название. Еще до запуска проекта я разговариваю с прокатчиками, сценаристами, мы сразу думаем, чтобы оно обращало на себя внимание. Хорошее название как контрастный душ, человека должен захотеть пойти, оно должно быть интригующим, шокирующим, провокационным.

Инструментов продвижения много, важно понимать, какой у тебя в распоряжении бюджет на рекламу. Конечно, наши постеры размещены в виде наружной рекламы во всех казахстанских городах, на машинах крупной таксомоторной компании. Но это лишь часть. Наступило время интернета, поэтому основной упор сейчас делаем на рекламу в соцсетях, «вирусные» двухминутные видеоролики, привлекаем для продвижения блогеров, вайнеров, нам очень помогает продюсер Баян Максаткызы, у нее 2 миллиона подписчиков.

Если в картине играют более-менее известные актеры, персоны, сценарий внятный, техническое качество на хорошем уровне, то зритель в любом случае пойдет на фильм, эффект сарафанного радио никто не отменял. Самое главное — хороший сценарий. Казахстанские фильмы не могут соперничать с голливудскими монстрами, но способны увлечь интересными жизненными историями, которые ментально близки нашим зрителям.

— За счет чего, кроме проката, можно отбить фильм и за какой срок?

— Мы рассчитываем только на прокат, по-другому окупить фильм в нашей стране пока невозможно. Телеканалы покупают наши фильмы за копейки, продавать за рубеж — еще не было такого опыта, чтобы и наши кинематографисты заработали таким образом, что на каком-либо кинорынке казахстанскую картину купили сразу 150 стран. Мы около 7−8 месяцев работали над фильмом «Гламур для дур», если считать с момента написания сценария. Было бы замечательно, если бы удалось окупить свой фильм в первый уикенд, потом бы работали в прибыль. Как выйдет на самом деле, покажет прокат.

— Насколько озвученные вами сроки приемлемы для бизнеса в сфере кино? Вы закладываете их при планировании?

— У нас нет определенной формулы, по которой мы можем просчитать прибыль заранее. Успех одних казахстанских картин и провал других сложно объяснить логически. Наши режиссеры в таком состоянии, когда приходится догадываться, заработает кино или нет. Все будет понятно только после проката. К сожалению, в Казахстане на законодательном уровне у отечественного кино нет преимуществ перед голливудскими, российскими фильмами в прокате. О преференциях много говорят, но до реальных шагов пока дело не доходит. Думаю, что обсуждаемый «Закон о кино» также не принесет больших положительных сдвигов в этом направлении.

— Сейчас набирает обороты цифровая дистрибуция через интернет, можно посмотреть либо за деньги, либо даже условно бесплатно. У вас уже есть понимание потенциала этого вида дистрибуции? Перспективен ли он в Казахстане?

— Мы столкнулись с этим опытом. Да, интернет пришел в нашу жизнь, но в нашей стране еще очень мало людей, которые пользуется web-money и в интернете готовы смотреть фильмы за деньги. Рано или поздно мы придем к тому, что интернет начнет приносить деньги. Год назад официально YouТube «зашел» на Казахстан, и уже просмотры своего канала можно монетизировать. Но это только начало пути, и потенциал, безусловно, огромен. Другой вопрос, сколько это займет времени.

— Сейчас в кино все больше снимаются вайнеры, телеведущие, певцы, в том числе в вашем новом фильме. Неужели у нас актеров не осталось? Или это экономия?

— Если режиссер понимает, что он делает, что он хочет от актеров, то легко работать хоть с кем. Главное, чтобы человек в кадре делал то, что устраивает режиссера. Если режиссер сам не понимает, чего желает, то даже профессионалы будут выглядеть блекло. Для меня неважно образование человека, когда он приходит на кастинг. Если я чувствую, что кандидату идеально подходит тот или иной типаж именно из этого сценария, то утверждаю сразу, не глядя на его образование. При отборе подключается интуиция. Тебе нравится актер — ты работаешь. Я рад, что появляется молодая кровь, которая хочет заявить о себе и показать себя.

— В Голливуде за продюсером последнее слово. Так ли это в Казахстане? Или у нас режиссер диктует свои правила и просто говорит продюсеру, что ему постоянно нужны дополнительные вливания?

— В Голливуде кино более индустриальное, и там действительно продюсер выполняет все функции, которые предусмотрены, у них есть чутье. В Казахстане продюсер — это человек, который дает деньги, но он не всегда бывает объективен, говоря о том, какой актер лучше сыграет ту или иную роль. Мне повезло, что все продюсеры, с которыми я работал, доверяли мне в выборе актеров, последнее слово всегда было за мной. Если же и режиссер, и продюсер, то договариваюсь только сам с собой. Когда ты сам и режиссер, и продюсер, вдвойне сложнее. В тебе борются два человека. «Создатель» хочет сделать гениально, красиво и неповторимо, «считатель» хочет, чтобы это было дешево. Это сложно, и считать, и производить.

— А вы можете, глядя на сценарий, предположить, какой будет бюджет?

— Да. Правда, с итоговыми цифрами не всегда совпадало, все мы люди. Сэкономив на одном, тратишь больше на другом, возникают непредвиденные расходы. Элементарно, сегодня актер захотел 500 долларов, а завтра он хочет 1000. И, если ты одновременно исполняешь обязанности продюсера и режиссера, то уговариваешь себя ради творческого замысла увеличить бюджет.

— Вы пробовали описать аудиторию ваших фильмов? Насколько взыскателен казахстанский зритель? Почему привлечь ее в кино нелегко?

— Большинство посетителей — школьники и студенты, поэтому мы пытались сделать фильм «Гламур для дур» так, чтобы он был интересен этой аудитории. Под нее мы подогнали сюжет, жанр.

Вспомним «Шлагбаум», замечательный, серьезный фильм, созданный за 15 000 долларов. Он ориентирован на аудиторию 25−30 лет и старше. После успехов на фестивалях мы запустили его в казахстанский прокат, и заработали всего миллион тенге. Мы поняли, что взрослый «думающий» зритель не ходит в кинотеатры, а сидит дома и пренебрежительно относится к казахстанскому кино. Поэтому приходится намеренно делать конкретное внятное и легкое кино для публики, чтобы молодежь хорошо провела время, устраивала свидания в кинотеатре и просто отдохнула.

В чем причина такого дисбаланса? Это утопический разговор, потому что можно начать с системы образования, почему наши школьники мало читают, по каким учебникам занимаются… Культура «думательного» кино в нашей стране не развита. В Европе, за границей есть кинотеатры, где крутят только арт-хаус, авторские фильмы, на которые собираются полные залы, люди ходят, смотрят и понимают, о чем речь. Когда наш зритель насытится неглубокими фильмами, он непременно потянется к авторскому кино. Когда оно начнет вызывать такой же интерес и понимание, как в Европе, Казахстан станет великой страной.

— Как вы находите финансирование?

— Так долго искал деньги на фильмы, что решил заработать их самостоятельно и снимать. Я не понимаю людей, которые пишут хорошие сценарии и думают, что появится инвестор и их запустит. Деньги нужно зарабатывать и вкладывать в свои новые проекты. Других путей я не вижу.

— Тем не менее ваш первый фильм был снят не на ваши деньги…

— Мой первый полнометражный фильм «Коктейль для звезды» — идея Баян Максаткызы. Она захотела снять кино и наняла меня на позицию режиссера. В сериалах работаю также по приглашению.

— Вы успешно стартовали в «партизанском» кино, снимаете коммерческие фильмы. То есть побывали по обе стороны баррикад. Как вы думаете, в какой позиции художник работает продуктивнее?

— Режиссура — состояние души. Ответ на вопрос, какое кино снимать легче, зависит от того, к какой аудитории хочешь обратиться. И там, и там сложно, есть свои нюансы. Пока я сам не определился, в какой позиции мне проще. Единственное, могу отметить, что в авторском кино режиссер больше творец, в коммерческом — технолог, который знает, как расфасовать, сделать, донести. Мне пока не хочется выбирать между двумя позициями, нравится работать по обе стороны баррикад.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программа тульского цирка на новогодние праздники
  • Программа детского праздника хэллоуин
  • Программа телевидения на новогодние праздники
  • Программа детского праздника сценарий
  • Программа сценария проведения экологической акции новогодняя елка