Продолжительность праздника троицы

Сколько дней длится Троица. Сколько дней празднуют Троицу по церковному календарю. На какой день после Пасхи Троица.

Многие православные праздники отмечаются на протяжении нескольких дней. В этом, 2023 году, Троица приходится на 4 июня (ровно через 50 дней от празднования Пасхи 16 апреля). Поэтому Троица так же имеет еще одно название «Пятидесятница» (именно из-за количества дней). Этот праздник всегда выпадает на воскресенье. Соответственно, Духов день выпадает в 2023 году на понедельник 5 июня.

Часто у людей возникает вопрос: сколько дней празднуется Троица? Фактически это торжество длится на протяжении 3 суток, причем каждый день имеет свое особое значение.

Сколько дней длится и празднуется Троица

Сколько дней празднуют Троицу

Итак, на какой день после Пасхи наступает Троица? Всегда на пятидесятый. Но сколько дней отмечают Троицу по церковному календарю, т.е. сколько дней длится это торжество?

По сути, основные события происходят в первые двое суток:

  1. Пятидесятница (Троица) – Зеленое (или Клечальное) воскресенье.
  2. Духов день – Клечальный понедельник.
  3. Богодухов день завершает торжество. По традиции девушки облачаются в красивые летние наряды и водят хороводы вокруг «тополя» – незамужней подруги. Ее обязанности весьма приятные: девицы ходят с ней по домам и собирают угощения.

При этом праздничной считается вся неделя, вплоть до наступления субботы. На церковном языке их называют «6 дней попразднства» – т.е. 6 суток, которые идут после главного праздничного воскресенья.

Сколько дней длится и празднуется Троица

Один праздник – три названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 4 июня 2023 года, 23 июня 2024 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и празднуется этот светлый день.

К СЛОВУ СКАЗАТЬ

Воскресенье, когда празднуется Троица, иногда еще называют Зеленым. Священники на службе надевают красивую одежду зеленого цвета, а дома и храмы принято украшать ветвями березы и полевыми цветами.

Они символизируют животворящую силу Святого Духа и наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение, просто обратившись к Богу в молитве.

Основные приметы и обычаи праздника Троицы

Часто интересуются не только тем, сколько дней, но и как отмечают Троицу. Надо сказать, что традиций у этого праздника хватило бы, пожалуй, не на 3, а на все 365 дней года. В старину вообще уделяли очень много внимания всем церковным торжествам. А Пятидесятницу можно без преувеличения назвать настоящим летним праздником.

В этот день принято было облачаться в красивые летние одежды, да и священники надевали одеяния насыщенного зеленого, изумрудного оттенков.

Сколько дней длится и празднуется Троица

В храмах служили и служат божественную литургию – утреннюю и вечернюю. Именно на Троицу разрешается коленопреклоненная молитва, потому что до этого времени верующие обычно не становятся на колени. Объясняется это тем, что все 50 дней после Пасхи нужно радоваться чуду воскрешения Спасителя, поэтому лучше стоять на ногах даже во время молитвы.

Ну а по деревням гуляли молодые люди и девицы. Представительницы прекрасного пола плели венки из полевых цветов и свежей зелени. Этими цветочными гирляндами украшали храмы и дома. А еще туда несли молодые березовые ветви – символ наступления лета и добрых надежд.

Часто незамужние девушки и женщины гадали на женихов. Например, собранные венки пускали по рекам, чтобы узнать, когда же суженый встретится на их пути. Если венок сразу уверенно плыл, это произойдет совсем скоро. Если оставался у берега – нужно набраться терпения и подождать какое-то время. Ну а если тонул, значит, в ближайшее время могут возникнуть некоторые затруднения.

Таким образом, не будет никакого греха, чтобы уделить этому значимому событию — Дню Святой Троицы — не только 3 дня, а всю неделю, которая считается праздничной.

Источник фото: pravoslavie79.ru

В православии есть праздники, которые отмечаются несколько дней подряд. Среди них и Пятидесятница, которую ее называют Троицей. В 2022 году торжество отмечают 12 июня, спустя 50 дней после Пасхи. Этот праздник всегда выпадает на воскресенье, а Духов день в 2022 году отмечают в понедельник, 13 июня. Так как эти праздники взаимосвязаны, отмечают их как один цикл, несколько дней подряд. А начинаются они с Троицкой родительской субботы, которая всегда проводиться накануне торжества.

  • Почему Троицу празднуем 3 дня, ответ священника
  • Духов день: что можно и нельзя делать после Троицы
  • Почему нельзя работать в Духов день

Троица всегда выпадает на пятидесятый день, не иначе. Это священное праздничное событие, которое отмечали как наши предки на Руси, так и мы, современное поколение.

Основные события происходят в первые 48 часов. Вначале верующие отмечают торжество под названием Троица, которое выпадает на воскресенье, далее отмечают Духов день, он выпадает на понедельник. Третий день завершает период праздничных событий. Согласно традициям, представительницы слабого пола переодеваются в красивые летние наряды и водят хороводы вокруг «тополя» — незамужней подруги. Эта незамужняя подруга должна ходить с другими девушками по домам и собирать угощения.

Верующие считают, что праздничной можно назвать всю неделю, вплоть до наступления субботы. На церковном языке эти дни называют днями попразднства, или, проще говоря, шесть суток, которые идут после главного торжественного праздника, выпадающего на воскресенье.

Духов день: что можно и нельзя делать после Троицы

Согласно христианским канонам, следующие сутки за Троицей — это торжество Святого Духа, который в этот день сошел на апостолов Христа. В этот день открылось триединство Господа и завершилось дело о спасении рода человеческого. Святой Дух напомнил апостолам о важности их миссии, а также о необходимости продолжать дело Христа, он наделил людей даром понимать других представителей человеческого рода, которые говорят на разных языках. Позже перед апостолами предстали три господнических лика одновременно — Отец, Сын и Святой Дух.

Во время праздничного дня верующие посещают церкви. Храмы к этому торжеству принято украшать ветками березы с молодыми листьями, цветами. Эти цветы и ветки являются символом души, с приходом тепла они распускают свои зеленые листья, точно так же со Святой Животворящей благодатью оживает и обновляется человеческая душа. Отметим, что стоит воздержаться в это время от физического труда. Наши предки говорили, что во время важных церковных праздничных событий тяжело работать — это грех.

В народе говорили, что в Троицу земля свои именины справляет. На огородах запрещалось работать, люди считали, что земля будет отторгать все посаженное, и лучше отказаться от этой идеи. В земледельческих областях священнослужители с прихожанами совершают вокруг полей крестный ход. Кроме этого, в народе говорили, что с этого дня в большей части регионов наступало стабильное тепло. Поэтому люди считали, что Святой Дух сможет согреть весь свет. До этой даты никто в тепло не верил, если оно и было, то зачастую это лишь иллюзия теплоты, тогда как настоящего тепла стоило подождать именно до этого дня.

После праздничного события можно было приступать к посеву теплолюбивых культур, ведь опасность возвратных заморозков сводилась к минимуму. В этот день люди следили за погодой, они планировали последующие земледельческие работы.

Почему нельзя работать в Духов день

Первый понедельник после Троицы считали важнейшим церковным праздничным событием. Это Духов день. В это время, согласно народным приметам, запрещалось работать, особенно это касается работы на огородах или в саду. С этим днем было связано множество суеверий, которые запрещают работу с землей. Говорят, что в этот день земля — именинница. Посевные работы к этому дню обычно завершались, все люди ожидали новый урожай, поэтому Духов день был для земли отдыхом. Крестьяне в это время не пахали, не копали и не боронили, а также не засевали. Народ верил, что если нарушить это священное правило, то никакого урожая не будет, а соответственно, не будет и пропитания.

В народе также говорили, что в Духов день земля беременна урожаем, поэтому нельзя копать и вставлять в нее палки. Необходимо босиком пройтись по земле и говорить молитву, чтобы именинница смогла дать вам здоровье и забрать все болезни. Несмотря на то, что в огороде запрещается работать, представители духовенства не запрещали собирать травы и цветы. При помощи цветов и трав люди делали целебные отвары, с их помощью также украшали жилище, говорят, что если сорвать несколько цветов и положить их в доме в этот праздничный период — все невзгоды уйдут. В качестве таких цветов и целебных трав хорошо подходят ромашки, более того, это растение отлично подойдет для того, чтобы сделать целебный отвар на всю семью. Достаточно нарвать немного ромашки, дать ей слегка подсохнуть, а затем отварить из нее чай и разлить по банкам. Этот чай наши пили несколько раз в день для профилактики различных хворей. Если человек серьезно болел, то в ромашку добавляли и другие травы.

День Святой Троицы: что за праздник и как его отмечать

Троицу в 2022 году празднуют в начале лета: православные — 12 июня, у католиков праздник приходится на 5 июня.

Официально праздник был введен в церковный календарь в четвертом веке. Если углубиться в историю, то праздник Троица был утвержден на Вселенском соборе в Константинополе одновременно с принятием догмы о том, что все Божеские лица единосущны. Событие сопряжено с библейскими писаниями. В соответствии с ними, Иисус предвещал сошествие Святого Духа, что и произошло на 50 день после распятия. Святой Дух спустился к апостолам, непрерывно молящимся в горнице со дня Воскресения Христова. Им было дано священное знание, они научились исцелять и стали проповедовать о жизни Господа. 

Праздник входит в число 12 самых важных православных праздников и символизирует единство и равенство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына. Празднуется он три дня и дает возможность каждому верующему человеку спасти свою бессмертную душу. 

Какого июня празднуют Троицу в 2022 году?

Почему Троицу называют Пятидесятницей?

Праздник не привязан к конкретной дате, он отмечается на 50 день после Пасхи. Отсюда и название Пятидесятница. Он всегда приходится на воскресенье и начинается с утренней молитвы. Прихожане в церкви совершают коленопреклоненную молитву, освящают веточки березы и после уносят их домой (они выступают в качестве оберега жилища). То есть Пятидесятница в православии – иное название праздника Троица. 

Что такое Пятидесятница в православии?

Это важный день в православном календаре, и еще он считается днем рождения церкви. Поэтому он несет в себе двойной смысл и занимает такое важное место в сердцах верующих.

Ввел традицию отмечать эту дату и почитать Святую Троицу преподобный Сергий Радонежский. 

Что такое Пятидесятница в православии?

Как отмечают Троицу православные?

У католиков и православных несколько различаются обычаи празднования Пятидесятницы. 

Православные отмечают ее три дня (начиная с пятницы). Храмы украшают веточками деревьев (исключение – осина), духовенство меняет облачения на одежду зеленого цвета (это символизирует вечную жизнь). В субботу проводят всенощное бдение, а в воскресенье посещают церковь, приглашают близких на обед. Накануне в домах наводят порядок, пекут хлеб, вспоминают покойных родственников. После воскресной службы, как правило, устраивают посиделки дома, уличные гуляния. 

Как отмечают Троицу православные?

Как празднуют Троицу в России?

Так как в нашей стране достаточно большой процент православных, данный праздник носит массовый характер. В каждой 5-6 семье в России праздник Троица отмечают по всем традициям и обычаям. Накрывают на стол, приглашают близких, проводят гуляния в полях и лесах (если позволяет погода), гадают, плетут венки, собирают целительные травы. Религиозный праздник включает проведение Божественной литургии и Великой вечерни.

Следует иметь в виду, что есть церковные каноны, а есть обычаи и обряды, которые не имеют отношения к православию. Но они настолько прочно вошли в жизнь и привычный уклад славян, что для многих отождествляются с Троицей. Церковь не осуждает отклонение от религиозных догм, при этом советует всё же придерживаться традиционного подхода к празднованию.

Как празднуют Троицу в России?

Народные приметы и обычаи

Основные приметы и обычаи Троицы:

  • Поцелуй влюбленных под березой – быть свадьбе.

  • Если пойдет дождь, ожидается осенью много грибов (эта примета дает возможность грибникам предугадать будущий урожай).

  • По обычаю, многие устраивали сватовство. Именно сватовство, саму свадьбу в праздник не играют.

  • В этот день поют песни и водят хороводы в кругу близких друзей и родственников. В деревнях эта традиция соблюдается в большей мере, чем в городах.

  • Прежде чем отмечать день святой Троицы, многие украшают жилище веточками березы. А также наряжают сами березы: вешают ленточки, цветы, угощения.

  • Если утром будет роса на траве, можно ожидать ранних заморозков.

  • Если на небе не будет облаков, это сулит ненастное лето.

  • Хороший знак – появление радуги. Это сулит здоровье и благополучие.

Приметы и обычаи Троицы

Как гадать в день Троицы?

Некоторые обряды, которые девушки проводят в Святой церковный день, церковь не приветствует. В частности, это касается девичьих гаданий. Но они испокон веков проводились на Руси на Троицын день, поэтому даже служители смиренно к ним относятся, не ставя жесткого запрета. Исключение – гадания с использованием крови, волос, ногтей, с нотами «бесовщины» (к примеру, если нужно сооружать соломенные куклы, применяются фотографии людей и др.).

Гадания:

  • Девушки собирали зверобой, выкручивали его, произнося имя любимого человека. Если шел красный сок, то любовь будет взаимной. Если прозрачный – мужчина не испытывает чувств к девушке.

  • Пускание по реке плетеных венков. Та, чей венок проплывет дольше, выйдет раньше всех замуж.

  • «Скажи кукушка». Девушки ходили в лес и кликали кукушку. Сколько она кукует, столько лет еще томиться в отчем доме.

Считается, что эти гадания не имеют под собой никаких «черных» смыслов: их можно проводить не только на Троицу, но и в другие православные праздники, предполагающие уличные гуляния.

Обряды в Троицын день

Что готовят и едят на Троицу?

Что готовить на стол в святую Троицу? Верующие, согласно обычаям и традициям, собираются узким семейным кругом за домашним столом и проводят время за разговорами.

Праздник должен проходить скромно, блюда должны быть легкими. Можно включить в праздничный обед овощи, фрукты, диетическую рыбу, нежирное мясо, блинчики с начинками, пироги с зеленью, творожные блюда. Разрешается выпить бокал красного или белого вина. 

Что готовить на стол в святую Троицу?

Что нельзя делать в Троицу?

Итак, мы с вами разобрались с тем, что нужно делать в Троицын день. А что нельзя делать в этот праздник?

Основные моменты:

  • Не стоит посещать кладбище. Для памятных мероприятий предусмотрена Троицкая родительская суббота, она отмечена в календаре перед Троицей.

  • Не стоит проводить земельные работы и заниматься сельским хозяйством. Считается, что земля «отдыхает» в этот период (допускается покос травы).

  • Не рекомендуется купание в природных водоемах. Согласно поверьям русалки в период праздника зазывают к себе молодых ребят, в связи с этим повышаются риски утопления и других чрезвычайных ситуаций на воде.

  • Не стоит ссориться с близкими, провоцировать конфликты с окружающими.

Не стоит бурно праздновать Пятидесятницу, предаваться пьянству и обжорству, затевать громкие вечеринки.

Москва, 01.02.2023, 09:40:19, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Троица в 2022 году приходится на 12 июня. Каждый год ее дата меняется, потому что отсчитывается от Пасхи и приходится на 50-й день после нее. Следом идет еще один значимый праздник — Духов день. В народе принято считать, что Троица одним днем не обходится и отмечается продолжительный период. Но сколько именно дней? И почему в этот период нежелательно работать на огороде и дома?

  • Сколько дней отмечается Троица?
  • Почему нежелательно работать в период празднования Троицы?
  • Когда можно работать после Троицы?

Сколько дней отмечается Троица?

Троица, или Пятидесятница, как это легко угадать, всегда приходится на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения и, соответственно, празднуется

в воскресение. Но в народе полагают, что одним днем торжество не обходится. И это правильно.

Во-первых, сразу после Троицы наступает еще один важный праздник — Духов день. Это ключевое событие, которое определило дальнейшее развитие христианства. Праздновать его будут 13 июня.

Во-вторых, праздничной считают всю неделю после праздника Троицы и до субботы, ее еще называют Зеленой, потому что принято украшать жилища ветками березы, освященными в храме. В церковном календаре обозначено «6 дней попразднства».

Почему нежелательно работать в период празднования Троицы?

С давних времен люди знали, что работать в саду и огороде на Троицу нежелательно, ведь труд этот нельзя назвать легким, и он занимает большое количество времени. Следовательно, человек отвлекается от главного — духовного осмысления торжества, молитвы и помощи близким.

Некоторые горячо защищают мысль о том, что после службы работать на земле разрешено даже в день Троицы. Но это связано, скорее, с потребностями растений, а не человека. Если они нуждаются в поливе, то будет грешно, наоборот, лишить их этого, ссылаясь на запрет праздничного дня. Потому выйти на огород с лейкой вовсе не воспрещается. Не стоит лишь пропалывать, копать, удобрять или обрызгивать от вредителей. Эти мероприятия можно отложить.

Но бывают случаи исключительные. Например, у человека есть всего один свободный день. И если он не посеет семена, то не получит урожая. В таком случае Господь благословляет труд.

Когда можно работать после Троицы?

Не менее важно понять, как долго длится запрет на работу в огороде, по дому после праздника Троицы. Большинство священников сходятся во мнении, что возвращаться к привычным хлопотам можно уже через три дня празднования. Получается, что нежелательно работать в воскресенье, понедельник и вторник. Но если человек в эти дни занят своими трудовыми обязанностями, то грехом это, конечно, не будет.

То есть период, когда нельзя работать, довольно длительный. Но если вы все же собираетесь уделить время труду, то следует не забывать о приоритетной задаче: сначала христианин должен посетить богослужение, помолиться. Делать это нужно и в день Троицы, и в День Святого Духа. Также важно читать Святое Писание и помогать ближним, общаться с родными.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

https://ria.ru/20210617/troitsa-1737298760.html

Троица: главные заблуждения о празднике

Троица 2022: какого числа, суть православного праздника в России

Троица: главные заблуждения о празднике

Троица – один из главных праздников у православных христиан. Его отмечают на 50-й день после Пасхи, отчего он еще называется Пятидесятницей. О том, какого числа РИА Новости, 25.04.2022

2021-06-17T08:00

2021-06-17T08:00

2022-04-25T16:57

религия

справки

украина

белоруссия

иерусалим

русская православная церковь

день святой троицы

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149580/58/1495805821_0:317:2843:1916_1920x0_80_0_0_09ba35c378d024b5da3b7552e19c6224.jpg

МОСКВА, 17 июн – РИА Новости. Троица – один из главных праздников у православных христиан. Его отмечают на 50-й день после Пасхи, отчего он еще называется Пятидесятницей. О том, какого числа Троицын день в 2022 году, в чем суть Дня святой троицы и о его главных традициях – в материале РИА Новости. Троица у православныхТроица – одно из ключевых событий христианства. Именно в этот день, согласно вероучению, человечеству была явлена третья ипостась Господа – Бог Святой Дух. Он сошел на апостолов через 49 дней после воскресения Христа. После чего ученики Иисуса вышли на проповедь.Тем самым в этот день была образована вселенская Церковь. Поэтому праздник принято еще называть днем ее рождения. Отсюда и его значимость для верующих.Что интересно, в католичестве делят событие на несколько дат. На 50-й день после Пасхи католики празднуют непосредственно зафиксированное в Писании событие – сошествие Святого Духа на апостолов. А через неделю они отмечают день всех трех ликов Святой Троицы. В православии же все отмечают одной датой. Какого числа будет Троица в 2022 году?Праздник Троицы входит в так называемую «цветную триодь» — цикл пасхальных праздников. Он зависит от даты Светлого Христова Воскресения. А она меняется из года в год. В 2021-м православные отмечали свой главный праздник 2 мая.Это значит, что Троица отмечается на 50-й день. Отсюда еще одно название праздника – Пятидесятница или, по-гречески, Пентакостия. В этом году Троицу отмечают 12 июня. Дата достаточно поздняя, потому что довольно редко Пасха выпадает на начало мая. О праздникеЧто делают в ТроицуПраздник особенный не только с богословской точки зрения. С ним связано множество особых обрядов. Прежде всего церковных. Храмы в этот день украшают цветами и березовыми деревьями. На Украине и Белоруссии их обычно заменяют камышовые стебли. Это символ не только красоты божией, но и обновления мира, которое произошло вместе с рождением Церкви Христовой.Меняются в храме облачения священников. Вместо белых одежд они надевают зеленые. Этот цвет обозначает вечную жизнь. Верующие в этот день идут на службу. После литургии сразу принято служить вечерню, на которой читаются особые молитвы Пресвятой Троице. Что нельзя делать в ТроицуВопреки распространенному мнению, православные в сам день праздника не ходят на кладбище. Для этого в церковном календаре установлен специальный день – Троицкая родительская суббота, которую отмечают накануне. Кроме того, в Троицын день нельзя работать. Речь идет о тяжелом труде. Какие-либо бытовые заботы по дому, как отмечают священники, вполне допустимы. ТрадицииНа праздник принято делать венки из травы и цветов. Либо особые букеты с березовыми ветвями. Ими украшают дома.Кроме того, на Пятидесятницу пекли караваи. Какую-то часть оставляли себе. А остальным угощали соседей, либо раздавали в качестве милостыни. ОбрядыВ Троицын день в старину совершали различные обряды, которые имеют языческое происхождение. Они связаны с дохристианским праздником Семик, когда поминались «заложные» покойники – то есть умершие неестественной смертью. Согласно поверьям, их души выходили на дорогу по ночам и убивали путникам.А чтобы этого не случилось, совершали определенные ритуалы. Например, обходили поля и выкрикивали величания – хвалебные лозунги. Также выносили из дома все старье. Со временем все эти обряды стали ассоциироваться с праздником Троицы. ПриметыПо Троице в старину определяли будущее. В этот день, как и на Ивана Купалу, в реки запускали венки. Делали это девушки. Считалось, что его должны найти будущие мужья. Поэтому девицы приговаривали: «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок».Если на Пятидесятницу дождливо, значит лето будет теплым. Да и урожай хорошим. А если солнечно – то будет очень жарко, а значит и поля плохо уродятся. История праздникаКак считают историки, многочисленные народные обряды окончательно сформировались примерно в XIV веке. И стали неотъемлемой частью христианского праздника, который, кстати, один из древнейших.Отмечали Пятидесятницу еще в Ветхом Завете. У евреев праздник называется Шавуот – день, когда Моисей со своим народом прибыл из Египта к горе Синай. Там он получил от Бога Тору – священное писание иудаизма.У христиан же 50-й день после Пасхи имеет другой смысл: на учеников Христа сошла благодать Святого Духа, после чего они отправились распространять по миру благую весть. Это событие подробно описано в книге Деяний апостолов: ближайшие последователи Иисуса, а также Дева Мария, собрались после Вознесения Господня в Сионской горнице в Иерусалиме – месте Тайной вечери, последней трапезы со Спасителем.»И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием», — говорится в Деяниях.Апостол Петр обратился к иудеям с проповедью, после которой во Христа уверовали три тысячи человек. Тем самым появилась первая христианская община. Гадание в день ТроицыНесмотря на чисто христианский смысл праздника, с ним связаны обряды, которые Церковь осуждает. Например, гадания, которые священники называют языческим пережитком. И запрещает ими заниматься.Тем не менее, ворожба довольно популярна у россиян. Конкретно с Троицыным днем связано три ее способа:Гадание на венке. В старину девушки пускали по реке венки. Чей уплывет дальше, та и быстрее всех найдет жениха.Гадание у реки. В полдень выходили к водоему и брали со дня небольшой камень. Затем его высушивали. А уже ночью, при луне, возвращались с ним и веточкой ивы. Оба предмета бросали в воду, загадывая желание, и смотрели на рябь. Если она кругообразная, то желаемое не исполнится.Гадание на зверобое. Еще один способ узнать будущее – насобирать в поле зверобоя. Затем его стебли выкручивали, произнося имя человека, к которому испытываешь чувства. Если пойдет красный сок – значит, он полюбит тебя. Если прозрачный – то нет. Как украсить дом на ТроицуСогласно народному преданию, когда Святой Дух сходил на апостолов, то Сионская горница украсилась растениями. Отсюда и пошел один из наиболее примечательных обычаев Троицы.Особых правил украшения нет – ветви деревьев и цветы можно ставить где угодно. Например, цветочные венки вешают на дверь в дом. А снопы свежей зеленой травы ставят у икон.В старину жилища украшали березой, кленом, дубом и рябиной. Нельзя было ставить «иудино дерево» — осину. Также запрет распространялся на вербу – считалось, что она «накапливает силы» после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). ПоздравленияВ этот день, несмотря на его значимость, не приняты специальные архиерейские (патриаршие) поздравления ко всей пастве и телеобращения, как это бывает на Рождество и на Пасху. Хотя по популярности у православных Троица, безусловно, приравнивается к этим двум главным праздникам христианства.Нет и особых словесных формул. Верующие обычно просто говорят друг другу: «С днем Пресвятой Троицы!».При этом в Сети можно найти немало поздравлений, которые верующие пересылают друг другу в соцсетях и мессенджерах. Например, такие:»В день Троицы святой Мы пожелать вам всем хотим, Чтоб полный истинный покой В душе и сердце наступил».

https://ria.ru/20200607/1572597895.html

https://ria.ru/20200605/1572489622.html

украина

белоруссия

иерусалим

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149580/58/1495805821_112:0:2843:2048_1920x0_80_0_0_3039b3e48af1c6115c1c0a093b6b15bc.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, украина, белоруссия, иерусалим, русская православная церковь, день святой троицы, религиозные праздники

Религия, Справки, Украина, Белоруссия, Иерусалим, Русская православная церковь, День Святой Троицы, Религиозные праздники

МОСКВА, 17 июн – РИА Новости. Троица – один из главных праздников у православных христиан. Его отмечают на 50-й день после Пасхи, отчего он еще называется Пятидесятницей. О том, какого числа Троицын день в 2022 году, в чем суть Дня святой троицы и о его главных традициях – в материале РИА Новости.

Троица у православных

Троица – одно из ключевых событий христианства. Именно в этот день, согласно вероучению, человечеству была явлена третья ипостась Господа – Бог Святой Дух. Он сошел на апостолов через 49 дней после воскресения Христа. После чего ученики Иисуса вышли на проповедь.

Тем самым в этот день была образована вселенская Церковь. Поэтому праздник принято еще называть днем ее рождения. Отсюда и его значимость для верующих.

Что интересно, в католичестве делят событие на несколько дат. На 50-й день после Пасхи католики празднуют непосредственно зафиксированное в Писании событие – сошествие Святого Духа на апостолов. А через неделю они отмечают день всех трех ликов Святой Троицы. В православии же все отмечают одной датой.

Какого числа будет Троица в 2022 году?

Праздник Троицы входит в так называемую «цветную триодь» — цикл пасхальных праздников. Он зависит от даты Светлого Христова Воскресения. А она меняется из года в год. В 2021-м православные отмечали свой главный праздник 2 мая.

Это значит, что Троица отмечается на 50-й день. Отсюда еще одно название праздника – Пятидесятница или, по-гречески, Пентакостия.

В этом году Троицу отмечают 12 июня. Дата достаточно поздняя, потому что довольно редко Пасха выпадает на начало мая.

О празднике

Что делают в Троицу

Праздник особенный не только с богословской точки зрения. С ним связано множество особых обрядов. Прежде всего церковных. Храмы в этот день украшают цветами и березовыми деревьями. На Украине и Белоруссии их обычно заменяют камышовые стебли. Это символ не только красоты божией, но и обновления мира, которое произошло вместе с рождением Церкви Христовой.

Меняются в храме облачения священников. Вместо белых одежд они надевают зеленые. Этот цвет обозначает вечную жизнь.

Верующие в этот день идут на службу. После литургии сразу принято служить вечерню, на которой читаются особые молитвы Пресвятой Троице.

Что нельзя делать в Троицу

Вопреки распространенному мнению, православные в сам день праздника не ходят на кладбище. Для этого в церковном календаре установлен специальный день – Троицкая родительская суббота, которую отмечают накануне.

Кроме того, в Троицын день нельзя работать. Речь идет о тяжелом труде. Какие-либо бытовые заботы по дому, как отмечают священники, вполне допустимы.

Традиции

На праздник принято делать венки из травы и цветов. Либо особые букеты с березовыми ветвями. Ими украшают дома.

Кроме того, на Пятидесятницу пекли караваи. Какую-то часть оставляли себе. А остальным угощали соседей, либо раздавали в качестве милостыни.

Обряды

В Троицын день в старину совершали различные обряды, которые имеют языческое происхождение. Они связаны с дохристианским праздником Семик, когда поминались «заложные» покойники – то есть умершие неестественной смертью. Согласно поверьям, их души выходили на дорогу по ночам и убивали путникам.

А чтобы этого не случилось, совершали определенные ритуалы. Например, обходили поля и выкрикивали величания – хвалебные лозунги. Также выносили из дома все старье. Со временем все эти обряды стали ассоциироваться с праздником Троицы.

Приметы

По Троице в старину определяли будущее. В этот день, как и на Ивана Купалу, в реки запускали венки. Делали это девушки. Считалось, что его должны найти будущие мужья. Поэтому девицы приговаривали: «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок».

Если на Пятидесятницу дождливо, значит лето будет теплым. Да и урожай хорошим. А если солнечно – то будет очень жарко, а значит и поля плохо уродятся.

История праздника

Как считают историки, многочисленные народные обряды окончательно сформировались примерно в XIV веке. И стали неотъемлемой частью христианского праздника, который, кстати, один из древнейших.

Отмечали Пятидесятницу еще в Ветхом Завете. У евреев праздник называется Шавуот – день, когда Моисей со своим народом прибыл из Египта к горе Синай. Там он получил от Бога Тору – священное писание иудаизма.

У христиан же 50-й день после Пасхи имеет другой смысл: на учеников Христа сошла благодать Святого Духа, после чего они отправились распространять по миру благую весть. Это событие подробно описано в книге Деяний апостолов: ближайшие последователи Иисуса, а также Дева Мария, собрались после Вознесения Господня в Сионской горнице в Иерусалиме – месте Тайной вечери, последней трапезы со Спасителем.

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием», — говорится в Деяниях.

Апостол Петр обратился к иудеям с проповедью, после которой во Христа уверовали три тысячи человек. Тем самым появилась первая христианская община.

Гадание в день Троицы

Несмотря на чисто христианский смысл праздника, с ним связаны обряды, которые Церковь осуждает. Например, гадания, которые священники называют языческим пережитком. И запрещает ими заниматься.

Тем не менее, ворожба довольно популярна у россиян. Конкретно с Троицыным днем связано три ее способа:

Гадание на венке. В старину девушки пускали по реке венки. Чей уплывет дальше, та и быстрее всех найдет жениха.

Гадание у реки. В полдень выходили к водоему и брали со дня небольшой камень. Затем его высушивали. А уже ночью, при луне, возвращались с ним и веточкой ивы. Оба предмета бросали в воду, загадывая желание, и смотрели на рябь. Если она кругообразная, то желаемое не исполнится.

Гадание на зверобое. Еще один способ узнать будущее – насобирать в поле зверобоя. Затем его стебли выкручивали, произнося имя человека, к которому испытываешь чувства. Если пойдет красный сок – значит, он полюбит тебя. Если прозрачный – то нет.

Как украсить дом на Троицу

Согласно народному преданию, когда Святой Дух сходил на апостолов, то Сионская горница украсилась растениями. Отсюда и пошел один из наиболее примечательных обычаев Троицы.

Особых правил украшения нет – ветви деревьев и цветы можно ставить где угодно. Например, цветочные венки вешают на дверь в дом. А снопы свежей зеленой травы ставят у икон.

В старину жилища украшали березой, кленом, дубом и рябиной. Нельзя было ставить «иудино дерево» — осину. Также запрет распространялся на вербу – считалось, что она «накапливает силы» после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья).

Поздравления

В этот день, несмотря на его значимость, не приняты специальные архиерейские (патриаршие) поздравления ко всей пастве и телеобращения, как это бывает на Рождество и на Пасху. Хотя по популярности у православных Троица, безусловно, приравнивается к этим двум главным праздникам христианства.

Нет и особых словесных формул. Верующие обычно просто говорят друг другу: «С днем Пресвятой Троицы!».

При этом в Сети можно найти немало поздравлений, которые верующие пересылают друг другу в соцсетях и мессенджерах. Например, такие:

«В день Троицы святой
Мы пожелать вам всем хотим,
Чтоб полный истинный покой
В душе и сердце наступил».

  • Названия праздника
  • Еврейская Пятидесятница
  • Что произошло в Иерусалиме?
  • Мессианское Царство или Церковь Христова?
  • Окончательное прозрение апостолов
  • История христианского праздника Пятидестяница
  • Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
  • Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.

Названия праздника

Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип — одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή — Пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование — праздник Седмиц (евр. «Шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. Привычное нам «Пятидесятница» употребляется только в грекоязычной иудейской литературе: неканонических книгах (Тов.2:1; 2Мак.12:32), трудах Иосифа Флавия и в Новом Завете (Деян.2:1,20:16; 1Кор.16:8). И библейское, и церковное наименование имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи. Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название — День Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV в.) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события — сошествия Святого Духа на апостолов — добавляется еще один аспект — прославление Триединого Божества.

Еврейская Пятидесятница

В Древнем Израиле это был земледельческий праздник, который совпадал по времени с началом жатвы нового урожая пшеницы. В день Пятидесятницы в жертву Богу приносили «начатки» нового урожая.

Почему сошествие Святого Духа промыслом Божиим приурочено к дню Пятидесятницы? Довольно часто в богословской литературе встречается такое объяснение: ветхозаветная Пятидесятница была воспоминанием дарования закона на Синае; поэтому как тогда началась история Израиля как народа Божия, жизнь которого регламентировал письменный закон, так и теперь полагается основание Церкви Божией, в которой вместо ветхого закона действует благодать Духа. В результате как Пасха христианская упразднила Пасху ветхую, аналогично этому новозаветная Пятидесятница заменила собой Пятидесятницу ветхозаветную. Это объяснение столь популярно, что его повторяют в разных вариациях и литургисты, и библеисты.

Между тем оно является в корне ошибочным и надуманным. Это замечает и проф. М.Н. Скабалланович, и выражает удивление: «Странно, что нет нигде упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему начало ветхозаветной Церкви, теократии и заключавшему столько параллелизма с воспоминанием христианской Пятидесятницы». Естественным разрешением этого недоумения как раз и является вывод, что в апостольское время праздник Седмиц имел исключительно земледельческий характер и не был воспоминанием о заключении Синайского завета.

В апостольское время в иудействе праздник Седмиц никак не был связан с дарованием Закона. Да, в Исх.19:1 говорится, что заключение Завета на Синае случилось в начале третьего месяца (примерно в это же время впоследствии и стали праздновать Пятидесятницу), однако нигде не названа точная дата события, так что нет оснований говорить, что это случилось ровно на 50-й день после исхода из Египта. В то же время нигде в Пятикнижии при описании праздника Седмиц не говорится о возможной связи с Синайским Заветом. В Ветхом Завете говорится об исключительно земледельческой природе этого праздника: в этот день совершали «праздник жатвы первых плодов» (Исх.23:16) и приносили в жертву два пшеничных хлеба, испеченных из муки нового урожая (Лев.23:16-17). Так что именно в этих обрядах заключается идейная связь с новозаветной Пятидесятницей. И эта связь достаточно хорошо просматривается: праздник Седмиц был началом жатвы вещественной, а новозаветная Пятидесятница является началом жатвы духовной. Господь в Евангелии называет апостолов «делателями жатвы» (Лк.10:2), и основание Церкви означает начало проповеди христианства, которая является жатвой в духовном смысле. Именно в этом смысле и объясняет актуальность сошествия Святого Духа в праздник Седмиц святитель Иоанн Златоуст: «Что это за пятидесятница? Это — время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву,— тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: “возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже” (Ин.4:35); и еще: “жатва многа, делателей же мало” (Лк.10:2). Итак, Христос Сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою».

Что произошло в Иерусалиме?

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).

Нужно учесть, что в соответствии с Втор.16:16 праздник Седмиц был одним из трех дней, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в центральное святилище (т.е. в Иерусалим). И хотя по «популярности» Пятидесятница уступала двум другим праздникам (Пасхе и празднику Кущей), все же и в этот день в Иерусалиме собиралось много паломников с разных концов земли, где проживали иудеи. Кстати, текст стиха 5-го — «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» — допускает двоякое толкование: или имеются в виду иудеи диаспоры, пришедшие из разных стран (но тогда следовало бы сказать «из разных стран», а не «из всякого народа»), или же представители других народов (т.е. этнические неевреи), принявшие иудейство (прозелиты, которые также упоминаются в ст. 10-м). Более вероятно первое толкование (этнические иудеи, жившие среди других народов); тот же факт, что эти иудеи говорят о своей принадлежности к другим этносам (ст. 8: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»), можно истолковать в том смысле, что многие иудеи в культурно-языковом отношении почти ассимилировались с народами, среди которых жили. Кроме того, что факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это, само присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.

Мессианское Царство или Церковь Христова?

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).

«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».

«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока…», с. 60).

Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.

Окончательное прозрение апостолов

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

История христианского праздника Пятидестяница

Пятидесятница — самый древний из двунадесятых праздников (Пасха в число двунадесятых праздников не входит). Свидетельства о праздновании Пятидесятницы встречаются в трудах учителей Церкви II–III веков: святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и Оригена. При этом в сочинениях указанных авторов Пятидесятница упоминается в двух значениях: как собственно праздник и как 50-дневный послепасхальный период (не всегда эти два понятия удается четко разграничить). Святитель Ириней говорит о Пятидесятнице как дне, в который наряду с Пасхой и воскресеньем запрещаются коленопреклонения. Тертуллиан чаще употребляет термин Пятидесятница в значении периода, но однажды говорит: Пасха и Пятидесятница «одни и есть собственно праздничные дни». Ориген также явно называет Пятидесятницу праздником, ставя ее в один ряд с воскресеньем, пятницей и Пасхой. Следовательно, Пятидесятница возникает как отдельный праздник в конце II века, а в III веке уже вместе с Пасхой и воскресным днем составляет совокупность праздничных дней христианской Церкви.

В IV веке Пятидесятница уже приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.

В «Постановлениях апостольских» сказано: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу»; это значит, что в конце IV века уже возникает традиция праздновать седмицу после Пятидесятницы, то есть появляется период попразднства в зачаточном виде.

Древнейшее описание богослужения Пятидесятницы дается в «Паломничестве» Эгерии, которая описывает иерусалимскую традицию IV века. Служба Пятидесятницы отличалась особой торжественностью и по своей природе была наиболее ярким представителем стационального богослужения (стациональное богослужение – буквально «богослужение с остановками» (от лат. statio — “остановка”); в таком богослужении отдельные его части совершались в разных частях города, а переход между ними совершался в формате богослужебного шествия). Само богослужение состояло из шести частей (последований), начиналось оно рано утром, затем с перерывами совершалось в разных местах города и заканчивалось к полуночи. Из интересных особенностей можно отметить чтение евангельского зачала о вознесении Господа, из чего делается вывод, что в конце IV века в Иерусалиме Вознесение Господне еще праздновали вместе с Пятидесятницей.

В VI веке святой Роман Сладкопевец сочинил кондак Пятидесятницы; в изначальном виде он состоял из проимия и 18 икосов (имел такой же акростих, как и кондак Вознесения Господня: ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ — «смиренного Романа»), сейчас же от него остался только проимий (нынешний кондак) и 1-й икос.

В VIII веке преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, ныне употребляемые за богослужением. Канон святого Космы — более простой по содержанию и внешнему оформлению; он имеет краткий акростих — Πεντηκοστὴν ἑορτάζομεν («Пятидесятницу празднуем»). Канон преподобного Иоанна Дамаскина написан им в той же манере, что и вторые каноны праздников Рождества Христова и Богоявления; ирмосы и тропари написаны греческим шестистопным ямбом, в тексте используется много сложных (состоящих из двух и даже трех корней) слов, акростих канона составляется из начальных букв строк всех ирмосов и тропарей (в каждом тропаре по пять строк) и тоже представляет собой поэтическую строфу. Из-за поэтического характера греческий текст канона весьма сложен для понимания.

В IX веке появляется практика совершать торжественную вечерню в день Пятидесятницы с чтением трех коленопреклонных молитв.

Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?

Наблюдательный и воцерковленный человек наверняка обратит внимание на следующую странность: в церковном обиходе данный праздник мы называем Днем Святой Троицы и настолько уже привыкли к этому, что другое его наименование — Пятидесятница — воспринимается как второстепенное; во всяком случае, оно известно не столь широкому кругу верующих. В то же время в богослужебных книгах именование «День Святой Троицы» отсутствует вовсе и праздник называется или «Пятидесятницей», или просто «Неделей 8-й». Как объяснить такое расхождение Устава с обиходной традицией? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко проследить генезис Дня Святой Троицы, или, другими словами, выяснить, как в процессе истории праздник Пятидесятницы становится днем особого прославления Святой Троицы и где и почему этот мотив в итоге занимает первостепенное положение.

Понятно, что изначально данный праздник был связан исключительно с воспоминанием сошествия Духа на апостолов и рождения Церкви, то есть с событиями новозаветной Пятидесятницы. Однако уже на раннем этапе (с VII в.) к основному воспоминанию добавляется новый мотив — прославление Святой Троицы. Первым признаком такой модификации можно считать употребление песнопения «Видехом Свет истинный…», в котором есть слова: «Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». Далее в VIII–IX вв. эта идея получает существенное развитие: появляются многие современные стихиры Пятидесятницы, прославляющие Святую Троицу: «Видехом Свет истинный…», «Троицу Единосущную песнословим…», «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли…». В этом же памятнике присутствует и красивейшая стихира «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», которая вообще содержит основные тезисы православной триадологии; в современных книгах она приписывается императору Льву VI (886–912), однако наличие данной стихиры в указанном памятнике демонстрирует ошибочность такой атрибуции (причем в Тропологии текст стихиры дается в рубрике, посвященной празднику Богоявления, тогда как в службе Пятидесятницы помещена отсылка к Богоявленской рубрике). Прославление Триипостасного Бога содержится и в отдельных тропарях обоих канонов праздника, которые также написаны представителями палестинской гимнографии.

В константинопольском богослужении эта идея на раннем этапе как бы отступает на второй план: в богослужении самого праздника в константинопольских Уставах почти не было стихир, посвященных исключительно славословию Святой Троицы, однако таких стихир было немало в службе понедельника, а ведь этот день, особенно совершаемая в Неделю великая вечерня, издревле воспринимается как продолжение праздничной службы. Впоследствии все указанные стихиры (вместе с «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…») были перенесены в службу самого праздника. В итоге идея поклонения Пресвятой Троице стала одной из значимых тем праздничного богослужения, хотя и темой не основной, несамостоятельной. В целом прославление Святой Троицы в богослужении праздника Пятидесятницы подобно наличию этой же темы в службе праздника Богоявления: и при крещении Христа, и в сошествии Святого Духа открывается тайна Святой Троицы, потому естественно, осмысляя событие праздника, мы воспеваем Триипостасного Бога, благоволившего явить эту сокровенную истину (кстати, эта общность выражается в Тропологии тем, что для обоих праздников указано петь стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»).

Греческая богослужебная традиция этим и ограничивается, тогда как на Руси развитие идеи продолжается. Здесь второй день праздника — ныне мы его называем День Святого Духа — в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (самый известный образ которой написан преподобным Андреем Рублёвым). Идея понятна: в событии Пятидесятницы произошло откровение Святой Троицы, потому и следующий за праздником день стал днем особого прославления Святой Троицы (наподобие Собора Богородицы 26 декабря или Собора Иоанна Крестителя 7 января). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день называется Сошествием Святого Духа.

На заключительном этапе (после сер. XVII в.) появляется традиция икону Святой Троицы класть на сам праздник, который все больше воспринимается в народном сознании как день Святой Троицы. И что интересно: сейчас мы в обиходе действительно сам воскресный день преимущественно называем днем Святой Троицы, хотя богослужение обоих дней посвящено воспоминанию сошествия Святого Духа.

Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.

Совершается стандартное для Господских двунадесятых праздников всенощное бдение; воскресные песнопения отменяются.

На великой вечерне на стиховне впервые после 50-дневного перерыва поется «Царю Небесный…» (3-я стихира); на практике обычно поют всем храмом.

На утрене: 2 канона праздника, каждый канон по Уставу поется на 8: ирмосы дважды, тропари на 6. Припев на каноне, употребляемый на практике,— «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется две катавасии.

На 9-й песни канона «Честнейшую…» не поется, но своего мегалинария праздник во время составления Типикона не имел (как и Неделя ваий). Однако в современной практике повсеместно употребляется припев, сконструированный в позднее время: «Апостоли, сошествие Утешителя зрящее, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».

На литургии используется особый припев 2-го антифона: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа». Уникальность его в том, что во всех других припевах содержится обращение к Богу Сыну, тогда как припев на Пятидесятницу — единственный, в котором мы обращаемся к другому Лицу Пресвятой Троицы — Святому Духу.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — последний раз в году.

После литургии совершается 9-й час (в некоторых храмах опускается) и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Великая вечерня в день праздника – самое характерное и уникальное богослужение Пятидесятницы.

На великой вечерне:

  • На мирной ектении добавляются особые прошения (после прошения «О плавающих…», текст прошений находится в Триоди).
  • Поется великий прокимен «Кто Бог велий…» (впрочем, как и на почти все двунадесятые праздники);
  • Читается семь коленопреклонных молитв. Это — самая заметная и самая известная особенность данного богослужения. Молитв (судя по надписаниям Триоди) всего семь, хотя в реальности их восемь, ибо нынешняя 6-я молитва является соединением двух изначально различных молитв (со слов «Твое бо, яко воистинну…» начинается особая молитва, которая в древности читалась отдельно). Молитвы при чтении соединяются в три группы (2 – 2 – 3). Молитвы в чинопоследование вечерни вставляются следующим образом: 1-я и 2-я — после прокимена «Кто Бог велий…», 3-я и 4-я — после сугубой ектении, 5-я, 6-я и 7-я — после «Сподоби, Господи…».
  • Отпуст краткий праздничный с особой вводной фразой «Иже от Отчих и Божественных недр…». Данная вводная фраза употребляется только на этом богослужении, то есть один раз в году и она же — самая пространная из всех существующих!

Почему мы украшаем храмы зеленью?

Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветками зеленых деревьев, а полы устилать зеленой травой хорошо известен всем верующим. Исследователи (профессор М.Н. Скабалланович, С. Ванюков) видят первое упоминание об этом обычае в следующих словах святителя Иоанна Златоуста: «Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но, украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Однако при объективном рассмотрении создается впечатление, что святитель Иоанн вовсе не говорит в буквальном смысле о том, что его современники имели аналогичную практику, но скорее просто делает акцент на необходимости духовного празднования Пятидесятницы. Потому вряд ли мы имеем право датировать возникновение подобной традиции IV веком, скорее всего, это обычай более поздний.

О его значении высказываются различные мнения. М.Н. Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой».

Редактор Новгородского Чиновника (памятник 30-х гг. XVII в.) предлагает такое объяснение: зелень в этот момент (конец мая — июнь) — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.

Битбунов Г.С. Святая Пятидесятница. Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия

Великая Троица является одним из 12 главных православных праздников. Ее также называют Днем сошествия Святого Духа. Торжество связано с библейским событием, когда на землю сошел Святой Дух, как и предвещал Иисус Христос. У Троицы есть еще одно название — Пятидесятница, что указывает на дату праздника – 50-й день после Пасхи. Как православные отмечают Троицу? Что нельзя делать в этот день?

Когда празднуется Великая Троица

Так как у Пасхи нет точной даты, то и Троицу Господню отмечают ежегодно в разные числа. От Светлого Воскресения отсчитывают 50 дней и узнают, когда празднуется Пресвятая Троица. В 2022 году Пасха выпала на 24 апреля, соответственно дата Пятидесятницы – 12 июня.

Суть и история праздника Святой Живоначальной Троицы

Христианскую Троицу отмечают с 381 года. На Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе утвердили учение о трех ипостасях Бога – Отце, Сыне и Святом Духе. Тогда и была явлена полнота Живоначальной Троицы.

В Новом Завете сказано, что перед тем, как Иисус Христос вознесся в Царствие Небесное, он пообещал прислать своим апостолам в утешение Святой Дух от Бога Отца. Когда произошло Вознесение Спасителя, его ученики каждый день молились и читали Святое Писание в Сионской горнице в Иерусалиме.

Фото: © Wikimedia Commons

Через 10 дней после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), когда апостолы находились в горнице, они услышали странный шум – это было сошествие Святого Духа. Возникли огненные языки, которые почили на каждом из них. Таким образом ученики Христа исполнились Святого Духа и получили дар исцелять и пророчествовать, а также разговаривать на разных языках, чтобы читать проповеди по всему миру. Именно этот день считается днем создания христианской церкви.

Как отмечают День Святой Троицы

Православные традиции в Пятидесятницу 

Святая Троица – это особенный праздник, с ним связано множество религиозных обрядов. Храмы в торжество украшаются цветами и березовыми ветвями. Этот день называют еще днем рождения Церкви.

Священники меняют свое облачение: вместо белых одежд они надевают зеленые, что символизирует вечную жизнь. Православные в Пятидесятницу идут на службу. После литургии сразу служат вечерню, во время которой читают молитвы Пресвятой Троице.

В праздник впервые разрешается делать земные поклоны и вставать на колени (с Пасхи и до Троицы этого нельзя делать, так как это время радости).

Фото: © Владимир Смирнов/ТАСС

Что нельзя делать в Троицу

В Троицу обычно ничего не просят у Бога, а только благодарят за то, что имеют. Этот день священники советуют посвятить молитвам и размышлениям о Господе. У праздника есть несколько правил, которым стоит следовать:

  • в Пятидесятницу нельзя сквернословить и ругаться;
  • нельзя заниматься тяжелым трудом;
  • дела по дому тоже лучше отложить;
  • не рекомендуется заниматься рукоделием;
  • свадьбы в этот день не играют.

Ходить на кладбище в Троицу неправильно, несмотря на распространенное мнение. Для этих целей в церковном календаре установили специальный день – Троицкая родительская суббота, которую отмечают перед Пятидесятницей.

Родительская суббота перед Троицей

Троицкую родительскую субботу в 2022 году отмечают 11 июня – за день до Пятидесятницы. В этот уникальный для церковного календаря праздник поминают всех усопших.

Накануне Дня сошествия Святого Духа верующие молятся о всех когда-либо живших людях, поэтому родительскую субботу называют «вселенской». Православные в этот день пишут записки с именами почивших, потом на литургии и панихиде священник в алтаре их поминает.

Фото: © Владимир Смирнов/ТАСС

Народные традиции

Согласно народным традициям, на Троицу делают венки из травы и цветов, а также специальные букеты, в составе которых есть березовые ветви, которыми украшают дома.

Раньше в праздник пекли караваи, одну из его частей оставляли себе, а другие раздавали друзьям, родственникам, соседям и нищим. На Пятидесятницу принято устраивать застолье с родственниками и близкими людьми. Так как поста во время Троицы нет, то на столе могут быть любые блюда по вкусу.

К Пасхе привязаны многие христианские праздники. Они установлены в честь событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, его мученической смертью и чудесным воскрешением. Одна из таких дат — пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Отсюда и название — Пятидесятница, или Святая Троица. В 2023 году приходится на 4 июня.

Троица — духовный смысл церковного праздника 4 июня

Церковь вспоминает о сошествии Святого Духа на апостолов на горе Синай. Так Господь явил людям свое Триединство. То есть Бог един по своей сущности, но существует в трех нераздельных ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Издавна Троица по своей значимости уступала только Пасхе. Ведь именно благодаря дару владеть разными языками, который появился у апостолов после сошествия Святого Духа, им удалось привлечь в христианство тысячи людей. Именно тогда и зародилась христианская церковь.

Храмы украшают свежими цветами, ветками деревьев и свежескошенной травой. Священнослужители надевают зеленые одежды — цвет зарождения и вечной жизни. После праздничной утренней литургии принято служить Великую вечерню. На Троицу в храме не принято просить что-либо у Бога, а лишь благодарить за то, что уже имеешь.

Святая Троица — что нельзя делать, традиции

От тяжелой работы в этот день следует отказаться. Но праздничный обед после посещения храма очень даже уместен. Тем более ограничений, по причине отсутствия постов, нет. Кроме, конечно, алкоголя. Тут, как и в любой церковный праздник, следует ограничиться бокалом красного вина.

Ссориться, сквернословить, обижать кого-либо нельзя ни в какой день, а в великий церковный праздник и вовсе — большой грех.

Издавна считалось, что если посвататься на Троицу, а пожениться на Покров, супружеская жизнь будет долгой и счастливой. А вот обвенчаться в этот день не получится, поскольку в большие церковные праздники обряды венчания не совершаются.

Приметы на Троицу 2023

  • Дождь на Троицу считается очень хорошей приметой. Он предвещает теплое лето и хороший урожай.
  • Попасть под дождь — успех во всех делах.
  • Умыться росой — надолго сохранить молодость.
  • Будет жарко — к засухе и плохому урожаю.
  • Раньше молодые незамужние девушки верили, что если в праздник парень поцелует ее под березой, вскоре станет ее мужем.
  • Наши предки в этот день считали кукование кукушек. Сколько птица прокукует — столько дней остается ждать суженого.
  • Существовали также языческие суеверия, касающиеся праздника. В Троицу, например, нельзя было купаться в водоемах, считалось, что «русалка утянет на дно».
  • Даже сновидения трактовали по-особенному. Приснившийся усопший родственник, который находится в добром расположении духа, сулит достаток и процветание. К таким снам особенно прислушивались, веря, что они могут помочь найти правильный выход из сложной ситуации.

Также предлагаем вниманию читателей полный список выходных в 2023 году.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Продолжение праздника цитаты
  • Продляют или нет праздники отпуск
  • Программа новогодних праздников санкт петербург
  • Программа новогоднего корпоратива сценарий смешной современный
  • Программа нижегородского цирка на новогодние праздники