Проект музейный праздник

Наряду с традиционными формами организации культурно-образовательной деятельности в музее: экскурсиями, творческими занятиями, мастер-классами, все более популярными становятся мероприятия, приобщающие детей к празднично-игровой культуре.

Наряду с традиционными формами организации культурно-образовательной деятельности в музее: экскурсиями, творческими занятиями, мастер-классами, все более популярными становятся мероприятия, приобщающие детей к празднично-игровой культуре.

Музейные праздники организуются и проводятся в Музейном ресурсном центре в течение всего календарного года. Все праздники условно делятся на несколько видов: народные праздники, театрализовано-игровые программы, праздники, приуроченные к международным и всероссийским праздничным датам. Нередко и сценарии открытия какой-либо выставки становятся настоящим праздником.
К таким мероприятиям можно отнести «Праздник народной игрушки», который стал открытием сразу двух детских выставок: «Детский игровой календарь» и «Планета детства». Праздничным действом открылись выставки «Песнь Рождества», «Мастерская Деда Мороза», «20 век в игрушках».


Город Мастеров

Праздник в музее является не только обычным досугом, но еще и увлекательно- информативным мероприятием для посетителей, сохраняющим музейный компонент. С помощью сказочных персонажей дети знакомятся с историей, традициями и обрядами, народными обычаями и играми, а также получают представление об этикете, культуре игр, танцев. В музейном пространстве прекрасно уживаются как этнические герои: Баба Яга и Леший, Иванушка и Дарьюшка, Эбикей (татарская бабушка), Оксана (героиня украинских народных сказок), Болотный дух Комполен и ветер Вот (герои ненецкого эпоса), так и более классические и современные – Пират, Кикимора, Русалочка, Мышильда, Дед Мороз, Джек Воробей и многие другие. Содержание праздников в музее весьма разнообразно, игры и конкурсы умело чередуются с показом фондовых музейных предметов, сопровождаются соответствующей познавательной информацией, совместной творческой деятельностью. Обязательным является погружение в историю праздника.


День рождения космическое путешествие

Любой музейный праздник проводится в рамках какой-либо выставки, участники праздника становятся частью экспозиции, а окружающее музейное пространство способствует развитию эмоциональной и духовной сферы, развивает интерес к искусству и культуре. В течение всего календарного года в музее реализуется театрализованно-игровая программа «День рождения в Музее».

Это полуторачасовая программа, где ребенку предлагается отметить свой День рождения в обществе друзей и одноклассников. В процессе праздника ребят ожидает множество испытаний, конкурсов, игры и танцы. Герои праздника не только создают праздничную атмосферу, но и знакомят с музейными экспонатами, особенностями музейной экспозиции. Сценарий Дня рождения разрабатывается в соответствии с выставками, экспонируемыми в музейном зале. Это «День рождения у мухи Цокотухи» на выставке «Путешествие к насекомым», «Огородные приключения» на выставке «Мир растений», «Космическое путешествие» на выставке «Покорители небес», «Пиратская вечеринка» на выставке «Планета Детства», «Карусель времени» на выставке «20 век в игрушках», «День рождения у Новогодней елки» и др. Есть и особенная музейная традиция – это сундучок с подарками для именинника. Большим спросом у детского населения пользуются мероприятия, связанные с рождественскими праздниками и новогодними каникулами: «Рождественский бал», «Новогоднее путешествие по странам мира», «Новогодний стартинейджер», «Зимняя сказка» и другие.


Святочные гуляния

Сценарии новогодних программ и праздников также разрабатываются с учетом содержания выставок. Например, пространство музейной выставки «Сны Зимнего леса» стало праздничной площадкой для проведения новогоднего праздника «Зимняя сказка». Это встреча с любимыми сказочными героями в «царстве Снежной королевы», где участники мероприятия спасают Деда Мороза, узнав все тайны Снежной королевы. А главными помощниками праздника становятся музейные экспонаты – старинные часы с2 кукушкой, большое волшебное зеркало и камин, которые помогают ребятам преодолеть трудности. Встав в большой хоровод вокруг елки, ребята играют в старинные игры. Музейный праздник – своеобразная игровая, культурная и творческая площадка, увлекательно-информативное путешествие в прошлое, позволяющее создать условия, благодаря которым дети и взрослые могут окунуться в атмосферу народных гуляний, игр, прикоснуться к подлинным предметам – музейным экспонатам. Народные праздники в музее стали традиционной формой работы с юными посетителями.


Санта клаус рассказывает историю рождественского сапожка

В январе 2011 года в Музейном ресурсном центре были подведены итоги Городского фестиваля семейного творчества «Сибирский валенок 2010». Итоговым днем фестиваля стал музейный праздник «Святочные гуляния», на котором юные и взрослые горожане, а также гости города смогли увидеть дефиле «Суперваленок», поучаствовать в уличной игровой программе, померяться силой с Дедом Морозом, пуститься в пляс с веселыми Барынями и угоститься горячим чаем с бубликами. Все желающие смогли стать участниками интерактивной театрализованной программы «Озорные святки», поиграть в народные игры, погадать «на суженного», увидеть старинные берестяные маски ряженых и рождественский вертеп с кукольными героями, поводить хороводы и исполнить колядки. Став участниками ежегодно проводимого праздника «Как на масляной неделе» жители города узнают, что означает каждый день масленичной недели, знакомятся с масленичным календарем, могут поиграть в русские народные хороводные игры, изготовить в мастерской куклу-оберег «Домашняя Масленица», угоститься блинами и совершить обряд сожжения Чучела.


Тещины вечорки

Полюбился жителям города и «Вороний день» – национальный праздник народа ханты, олицетворяющий встречу весны. Участникам праздничного действа предоставляется уникальная возможность встретить весну в национальных традициях коренных народов Севера. Героиня праздника «священная птица Ворона» знакомит гостей с традиционными обрядами и предлагает принять участие в некоторых из них. Ведущие праздника играют с детьми в традиционные национальные игры, самые ловкие могут принять участие в соревнованиях, самые умные в разгадывании хантыйских загадок. На празднике есть возможность познакомиться с народным фольклором, послушав выступление хантыйской фольклорной группы «Вурты Эвиет». Ежегодно в образовательных учреждениях города проводятся выездные музейные праздники «Озорные святки», «Пасха Христова».


обряд желаний по обычаю народов ханты

Многовековым опытом народа создан неповторимый комплекс игр и забав, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни и являющийся неотъемлемой частью традиционной культуры и быта. Познакомиться с игровой культурой разных народов юные горожане могут, приняв участие в музейном празднике «Народных игр хоровод». Впервые праздник был проведен в Международный день защиты детей в 2011 году, в настоящее время предлагается посетителям как самостоятельное мероприятие, проводится по предварительному заказу для групп и классов образовательных учреждений города. На празднике ведущие рассказывают о не так давно существовавшем союзе из 15 дружественных республик, составлявших одно большое Государство, знакомят с национальными костюмами, с традиционными народными играми.

Становясь в большой хоровод, дети могут объединиться общей идеей игры, действуя по правилам, учатся терпению и толерантности, а народные игры с предметами делают праздник более ярким, интерактивным. В канун 1 сентября проводится музейная акция «Путешествие с Букварем» – запоминающийся праздник, особенно для первоклассников, которые спешат в этот день переступить порог «страны знаний». Конечно же, они волнуются, но игровые персонажи, конкурсы, задания, игры и забавы помогают малышам чувствовать себя увереннее.

А на музейной экспозиции участники праздника могут окунуться в школьную жизнь своих3 родителей: познакомиться с учебниками, тетрадками, школьной формой, поиграть в забытые школьные игры: «Классики», «Резиночку», «Марки», «Крестики-нолики». Музейные праздники имеют огромное воспитательное и образовательное значение, так как отличаются использованием разнообразных приемов и методов, активизирующих их участников: это получение и усвоение информации путем совместных практических действий, и глубокое воздействие на эмоциональную сферу.


День рождения огородные приключения

Ориентация на привлечение в музей семейной аудитории – еще одна задача, решаемая с помощью музейных праздников, так как здесь существует множество возможностей для обогащения духовных контактов детей и взрослых. Средствами музея через музейные праздники сотрудники Музейного ресурсного центра пытаются обратить юное поколение к истокам, традициям того народа, представителем которого оно является, помогают осознать бережное отношение к культуре и искусству

Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-смысловой сферы личности, мировоззренческих позиций занимают ведущую позицию в области педагогических интересов. Данной проблеме посвящено множество трудов. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). Решение данной задачи осуществляется все сложнее, нормы, ценности, правила поведения, которые ребенку прививают в школе, часто противоречат тому, с чем он сталкивается в повседневной жизни. Так, например, информационные технологии и их повсеместное использование, являются не только средством развития, приобретения необходимых навыков и умений, но также и средством пропагандистской деятельности, разрушающей традиционные ценности, взгляды, идеалы, что негативно влияет на нравственное развитие подрастающего поколения. Чтобы воспитать личность устойчивой в выборе жизненных ориентиров, необходимо начинать, как можно раньше формировать духовную активность, которая была бы направлена как на преобразования самой личности, так и окружающей действительности. Данные цели должны реализовываться педагогом совместно с семьей и другими субъектами социализации личности.

Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Нравственность — компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный организованный процесс, результатом которого должна стать система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включаться в новые виды и формы деятельности.

Духовно-нравственное воспитание, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта, который накопило человечество за время своего существования, ценностное значение хранит в себе и формировавшаяся на протяжении нескольких веков русская народная культура, ее обычаи и традиции. Народная культура всегда укрепляла нравственный облик своего народа, пропитывала глубоким содержанием всю его жизнь, протекающую в обычаях и обрядах, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Одним из средств накопления, сохранения и передачи культурного и духовного опыта является музей, его воспитательная и образовательная функция значительно возросла, как и роль музейного педагога. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются музейные программы для разных категорий посетителей, которые выступают не только как объект, но в большей степени как субъект музейно-педагогического процесса. В связи с повышенным интересом к народной культуре, музей привлекает все больше специалистов, народных умельцев, песенных и танцевальных коллективом, педагогических работников и самих учащихся.

Музейная среда и музейные предметы являются важнейшим средством эмоционального воздействия в нравственном воспитании, грамотно выстроенные экспозиции, создают яркое впечатление, погружают учеников в мир прошлого, что позволяет дать им опыт разнообразных эмоциональных переживаний (удивление, интерес, сопереживание, радость познания и т. д.), затрагивают высшие духовные чувства, вносят гармонию в душевный мир ребенка. Музейная среда помогает лучше познать народную культуру, активная деятельность младших школьников, в условиях музея, реализующаяся при знакомстве с русскими семейно-бытовыми традициями, промыслами, ремеслами, с народными песнями и танцами, праздниками и обрядами, позволяет детям ощутить себя истинными носителями и продолжателями своей традиционной культуры.

Основными формами образовательно-воспитательной работы в музее, преимущественно с младшими школьниками являются: экскурсии; музейные уроки; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Данные мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой своего народа, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Особое значение в процессе такой работы имеют музейные праздники, которые проводятся в музее народной культуры, и оказывают влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Праздники всегда вызывают у младшего школьника наибольший интерес, являются не только средством развлечения, но и обогащают мир его впечатлений и представлений, активизируют процесс восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.

Автор книги «Русские народные праздники» Г. П. Блинова, трактует это понятие следующим образом: «Праздник представляет собой значительный общественный акт, который является более важной первичной формой человеческой культуры. Праздник — торжественная форма ознаменования различных событий личной и общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день свободный от трудов и повседневных будничных забот» [1, с. 90]. С языческих времен праздники дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами [2, с. 157]. Существуют также малые праздники, которые связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты, сбор урожая и т. п.

В музее народной культуры для младших школьников проводятся такие праздники как «Осенины», «Яблочный спас», «Покров», «Троица», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество». Праздник «Осенины» посвященный собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию, направлен на воспитания уважительного отношения к крестьянскому труду, к хлебу, на формирование представлений о традициях, обрядах осеннего праздника. Праздник «Масленица» пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.

Встреча праздников часто сопровождалась закличками, зазывалками. Заклички имеют напевную, ритмичную форму, через них люди выражали уважение, восхищение природой, обращались к силам природы с просьбой тепла, плодородия, мира и благополучия. Использование закличек при проведении народных праздников способствует формированию у младших школьников любви и эмоциональной привязанности к природе, а также формирует познавательный интерес к явлениям окружающей среды. Заклички часто совмещаются с игровыми, ритуальными действиями, имитирующими процесс поклонения и обожествления природы, а также с плясками, песнями, хороводами. Народные праздники выросли на почве мифологического сознания древних славян, но всегда выражали интересы человека труда — земледельца, скотовода, охотника и рыбака. Все благополучие его жизни зависело от природных условий. Нужно было договориться с силами, которые управляли Солнцем, Небом, Матушкой-Кормилицей-Землей, эти силы воспринимались славянами как живые и властные существа, они олицетворялись и обожествлялись.

В праздник Сороки, когда день с ночью меряется, у русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок, главную роль играли дети, их одаривали печеньем в виде птичек. Ученики могут проявить свое творчество в подготовке к празднику, изготовить из теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек. На основе усвоения традиций, ученики лучше познают жизнь своих предков, их быт, впитывают духовный опыт общения с окружающим миром, учатся наблюдать красоту, особый смысл в отношении людей к природе, в их общности. Как известно на всех празднованиях самым важным было совместные действия. Это проявлялось в общем веселье, совместных обрядах, а также и каждый отдельный участник праздника вносил свой определенный вклад, например женщины, девушки, готовили и устраивали трапезу, дети изготавливали обрядовые куклы. Совместные действия учеников в организации и проведения народных праздников улучшает их взаимоотношения, а особая эмоциональная окраска вызывает чувство духовной связи и единства.

Народные праздники часто сопровождались песнопением. Яркость и доступность музыкально-поэтических образов народных песен способствует более глубокому усвоению нравственных норм, в народных песнях воспевалась родная земля, выражались думы и чувства тружеников, их мечты о лучшей жизни, о свободе. Все, что происходило в жизни народа, воспето в народных песнях. Особое настроение передают и календарно-обрядовые песни — это веселые шуточные напевки, которые пелись на Святки, Масленицу и т. д.

Религиозные народные праздники, такие как «Троица», «Пасха», «Рождество», помогают детям познать православные традиции, их историю и ценностное значение. Посредством праздников дети усваивают нравственные правила, которые завещал нам Бог и по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.

В музее имеется специальный уголок для проведения православных праздников с соответствующими атрибутами, в первую очередь это красный угол с иконами. Если это праздник «Троица», то зал украшается зеленью, ветками березы, праздник «Святая Пасха» празднуется в ярких радостных тонах. Дети изготавливают и раскашивают пасхальные яйца, которые по традиции нужно дарить друг другу. Перед подготовкой к празднику необходимо провести беседу о значении православного праздников, о том, как готовились, праздновали его православные люди. Также большое значение имеет работа над притчами, пословицами и поговорками, например: «Молитва и труд все перетрут», «Господь терпел и нам велел», «На Бога надейся, да сам не плошай». Помимо этого обязательно нужно познакомить детей с народный календарем, который является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Необходимо обратить внимание детей на то, что у простого народа, в основном крестьян исчисление было не по месяцам и дням, а по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. О смене времен года с древних времен славяне узнавали по разным приметам.

Таким образом, цель проведение праздников в музее направлена на приобщения учеников к традициям и обычаям своего народа, формирование основ народной культуры, духовных и нравственных ценностей. Методы и приемы, которые используются педагогом, должны опираться на возрастные особенности детей, а содержание на культурно-исторический опыт.

Литература:

1.                                           Блинова, Г. П. Русские народные праздники. Теория и история. Учеб. пособие / Г. П. Блинова.- М.: Вузовская книга, 2000–168 с.

2.                                           Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков — М.: Академия, 1999. — 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, народная культура, духовно-нравственное воспитание, ребенок, культурно-исторический опыт, музейная среда, нравственное воспитание, окружающий мир, развитие личности, ценностное значение.

МКОУ-Нижнекаменская СОШ Ордынского района Новосибирской области

Методическая разработка

Музейно-педагогический  проект в форме музейного вечера   

       «А память горькая жива»

Учитель истории и обществознания

высшей категории

Горобченко Е.Е.

Музейно-педагогический  проект в форме музейного вечера «А память горькая жива»

           В данном параграфе представлен музейно-педагогический проект в форме музейного вечера, проведенный в школьном музее МКОУ-Нижнекаменской СОШ в 2016г.

  Под музейно-педагогическим  проектом понимается «яркое музейное мероприятие, направленное на решение воспитательных и образовательных задач и дающее большой общественный резонанс»[1]. Форма мероприятия – музейный вечер.

Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Музейное мероприятие «не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, в том числе  в рамках музейного проекта»[2].

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются:

массовые (театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам и др.),

— групповые (кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением),

          — индивидуальные (работа с документальными материалами архивов, подготовка докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписка с ветеранами, персональные выставки посетителей, разработка индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами музея и др.)[3].

Музейный  вечер – это воспитательное мероприятие, которое используется в работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие, оно воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся. В любом музейном занятии главным является экспонат музея. В процессе  подготовки занятия экспонат музея, с которым необходим прямой контакт, становится объектом изучения. Музейное занятие – это интерактивная форма работы, сочетающая элементы экскурсии, лекции, игры, беседы.

                            Портфолио проекта

Проект: История церкви в с. Нижнекаменка Ордынского района Новосибирской области.

Разработчики проекта:  Совет музея Нижнекаменской школы: Герасимова Алина 11 кл., Горобченко Таня 11 кл., Носенко Иван 11 кл., Попов Никита 11 кл., Вихлаков Даниил 10 кл, Панова Елена 10 кл., Ким Андрей 10 кл., Бушуева Даша 8 кл., Арнольд Влада 8 кл.

Консультант проекта: Горобченко Елена Евгеньевна, учитель истории.

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МКОУ-  Нижнекаменская СОШ Ордынского района НСО.

Предметная область: история, краеведение.

Время работы над проектом: октябрь–декабрь 2016 года.

Проблема проекта: богатство истории родного края, наличие в школьном или музее ранее собранных  краеведческих материалов,  но недостаточное внимание в процессе обучения к местной истории, слабое использование потенциала краеведения в воспитательной работе.

Цель проекта: собрать и систематизировать материалы музея по  истории создания и деятельности церкви в с. Нижнекаменка, презентовать их учащимся основной и средней школы.

Задачи: собрать материал по выбранной теме, структурировать его, создать на основе фотодокументов мультимедийную презентацию, разработать  и провести музейный вечер.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Форма продукта: музейный фонд, мультимедийная презентация, музейное мероприятие.

Результативность: сформирован музейный фонд «История церкви в с. Нижнекаменка», создана мультимедийная презентация, проведен музейный вечер.

                                  Этапы проекта

Подготовительный этап проекта

Активисты  школьного музея изучают основные методы и приемы работы с устными источниками.

Первый  этап проекта

Активисты  школьного музея изучают уже имеющиеся в музее  воспоминания односельчан об отце Иннокентии Кикине, документы русской православной церкви о включении в собор новомучеников и исповедников российских священномучеников ХХ в.  протоиерея Николая Ермолова (1874-1937) и священника Иннокентия Кикина и фотодокументы, систематизируют экспонаты и  формируют музейный фонд.

Помимо этого, активисты музея применяют на практике знания по методике устной истории: записывают с помощью современной видеоаппаратуры рассказы односельчан  (Мирошниченко О. Н., Поляковой В. И., Семенова В. А., Творогова И. С., Кремер Ю., Попова Н.) о том, что они знают об истории создания церкви в с. Нижнекаменка и священниках Инокентии Кикине и Николае Ермолове. Выясняют  является ли церковь, по их мнению, хранителем национальной культуры и духовных традиций.  Для этого сначала составляются вопросы для интервьюирования, определяется круг респондентов (из различных возрастных групп), проводится интервьюирование и  видеозапись, затем проводится расшифровка  и  транскрибирование записи.  На каждый источник заводится карточка, для создания картотеки устных источников.(Приложение1)

Второй этап проекта

Активисты  школьного музея составляют на основе музейных экспонатов сценарий музейного вечера и  мультимедийную презентацию.

           Третий этап проекта

Активисты  школьного музея проводят музейный вечер с использованием мультимедийной презентации для учащихся основной и средней школы.  Приглашают на вечер ранее опрошенных респондентов и жителей села.

                                   Сценарий музейного вечера

         Тема: История церкви в с. Нижнекаменка.

         Цель: Формировать интерес учащихся к истории и культуре родного

                      края через  краеведческую поисковую деятельность.

Задачи:

  • глубже изучить историю родного села;
  • реконструировать историю создания церкви в с. Нижнекаменка;
  • раскрыть особенности личности отца Иннокентия Кикина.
  • освоить приемы работы с устными источниками: сбор, фиксация, расшифровка, транскрибирование, создание картотеки устных источников.

Место проведения: занятие проводится в школьном музее.  

Возраст участников: занятие проводится для учащихся основной  и средней школы.

Продолжительность мероприятия  – 40 минут.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Музыкальное оформление: Олег Скобля «Колокола», колокольные звоны Киево-Печерской лавры.

Технологии, используемые при подготовке и  проведении занятия:

•интерактивная музейная технология;

•компьютерная технология.

Музейные экспонаты, используемые при подготовке и  проведении занятия:

  1. Воспоминания П. И. Гусевой // Нижнекаменский

краеведческий музей (папка 2000 г.).

2. Воспоминания М. А. Зининой // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

3. Воспоминания Ф. В. Зырянова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

4. Воспоминания Н. А. Луговой История села Нижнекаменки // Нижнекаменская библиотека (папка 2001 г.).

5. Воспоминания З. Ф. Лебеденко // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

6. Воспоминания Г. С. Смирнова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

7. Определение святейшего патриарха и священного синода русской православной церкви о включении в собор новомучеников и исповедников российских ХХ века для общецерковного почитания священномучеников протоиерея Николая Ермолова (1874-1937) и священника Иннокентия Кикина (1878-1937) [Электронный ресурс] // Новосибирский епархиальный вестник. 2002.  №3. URL.:  http://www.orthedu.ru/nev/3-51/obozren.htm (дата обращения  05.10.2015).

8. Фотодокументы (использованы в Презентации).

Литература

  1. Громыко М. М. Отношение к храму и священнику / М. М. Громыко // Православная жизнь русских крестьян ХIХ-ХХ вв. Итоги этнографических исследований.  М.: Наука, 2001. С. 88-89.
  2. Доброновская А. П. Вера и традиции благочестия у православного населения Енисейской губернии в первой трети ХХ в. // Енисейской губернии – 180 лет: Материалы IV краеведческих чтений.  Красноярск: 2003. С. 93-97.
  3. Дулов  А. В. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков. Иркутск, 2006.  Т. 1.  URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church  (дата обращения: 12.10.2013)
  4. Злыгостева М. Н. Православное читателеведение (опыт культурно-образовательной деятельности епархий Западной Сибири на рубеже xix-xx веков). URL: http://psibook.com/religion/pravoslavnoe-chitatelevedenie-opyt-kulturno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-eparhiy-zapadnoy-sibiri-na-rubezhe-xix-xx-vekov.html (дата обращения: 19.10.2015).
  5. Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордынскому району / О. М. Лыков.  Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2007. 422 с.
  6. Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993 / Отв. ред. Л. М. Горюшкин. Новосибирск: Наука, 1993. 472 с.
  7. Лурье  Е. Е. Вознесенскому Кафедральному собору исполнилось 100 лет / Е. Е. Лурье // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. Новосибирск: Издательство НГПНТБ, 2012. 254 с.
  8. Островская Л. В. Общественный быт и культура русского населения Сибири XVIII-начала ХХ века.  Новосибирск, 1983.
  9. Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности (на материалах пореформенной Сибири // Крестьянство Сибири XVIII – начала XX в. (классовая борьба, общественное сознание и культура).  Новосибирск: Наука, 1975. С. 172-186.
  10. Цысь В. В. Русская Православная церковь на Севере Западной Сибири в годы НЭПа. URL: 

http://ugraeparhia.ru/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-na-severe-zapadnoy-sibiri-v-godyi-nepa (дата обращения: 19.10.2015);

                                        Ход вечера

  1. Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые учащиеся, учителя и гости!

Мы собрались с вами сегодня, чтобы  лучше узнать некоторые страницы истории  нашего края, нашего  села.

Сегодня как никогда важно возродить наши духовно-нравственные традиции: традиции семейные, традиции государственные, которые веками учили защищать понятия чести, любви, надежды, милосердия, человеколюбия – всего того, что характерно для общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и  воспитания являются национальные ценности, хранимые в культурных, социально-исторических, семейных, религиозных традициях народа России,  в культурном и историческом наследии страны, края и каждого села. (Слайд 1). (Приложение 2)

1 чтец      Краеведом нашего села Н. А. Луговой, была найдена запись: «В     1917 году уже было учтено 8 деревень Малышевской слободы, входящей в Ведомство Бердского острога. Первой значится деревня Нижнекаменка 1705 г.» Воспоминания старожилов подтверждают эти данные. Федор Васильевич Зырянов рассказывал, что заселение началось в ХVIII в., когда на месте расположения Нижнекаменки поселились три семьи: Зыряновы, Ильиных, Косых. Поселиться они решили в устье бурной реки с каменистым дном – назвали ее Каменкой, а по названию реки и село[4]. (Слайд 2).

2 чтец      Спустя 14 лет в 1719 г. село Нижнекаменка   считалось уже одной

                   из самых  крупных в Верхнем Приобье –  по  ревизии здесь

                   числилось

                   54 мужские души, а в 1744 г. уже 131 мужская душа.

3 чтец        К середине XVIII века выглядели все деревни Верхнего Приобья как     маленькие крепости, были обнесены частоколом, надолбами, рогатками[5]. Вероятно,  так выглядело тогда   и наше село. (Слайд 3).

4 чтец       А вот церкви в ту пору в Каменке не было, как не было церквей и

                  во всей Ордынской волости. Только в середине XIX в. появились

                  и здесь православные храмы: сначала в селе Чингис, потом в

                  Ордынском. В нашем селе своя церковь появилась только в начале

                  ХХ века, тогда же был прислан  епархией и  священник. (Слайд 4).

        Звучит музыка:  Олег Скобля «Колокола» (Слайд 5, 6).

1 чтец   Из документов Епархии  мы знаем, что священник Иннокентий Арсеньевич Кикин приехал в Нижнекаменку  в 1908 году. Родился  он в 1887 г.  в селе Утковское Каинского уезда Томской области. К сожалению, сведения о жизни отца Иннокентия до приезда в наше село чрезвычайно скудны.

2 чтец   Из воспоминаний нашей односельчанки Матрены Андреевны Зининой мы узнали, что о себе и своей жизни отец Иннокентий рассказывать не любил,  односельчане  знали о его трагической судьбе немного:  он был женат, но сначала у него умер сын, затем скончалась жена, совсем молодая, умерла от тифа и  маленькая дочь. Поэтому и не расспрашивали его, чтобы не бередить изболевшую душу. Больше  отец Иннокентий не женился: второй брак у священнослужителей церковью не одобрялся[6]. (Слайд 7).

3 чтец      Хоть церкви еще и не было, но батюшка в тот же год организовал первый любительский  хор из 35 человек. Собирались по избам, по очереди. Разучивали народные песни, одновременно велось обучение пению. Позднее многие перешли петь в церковный хор. (Слайд 8).

4 чтец    Был отец Иннокентий и первым учителем в нашем селе. В свободное время учил ребятишек грамоте: читать, писать, считать. Дети с радостью приходили в назначенные дни, батюшка был ласковый, много рассказывал о житиях святых, приводил примеры их терпения и смирения. Мог ли он даже подумать, что придут времена скорби, и он сам окажется страстотерпцем.

1 чтец        По воспоминаниям Г. С. Смирнова, строительство храма  в нашем селе началось в 1910 г. При закладке фундамента присутствовали купцы из Колывани, других сибирских городов. По старинному обычаю бросали в фундамент золотые и серебряные монеты [7]. (Слайд 9).

2чтец  По воспоминаниям З. Ф. Лебеденко «работали сельчане на строительстве храма с желанием. Он был деревянный, стоял на красивом месте, недалеко от берега реки в березовой рощице. В день его открытия в селе был большой праздник. Приехали гости из Бердска, Новониколаевска, Камня-на-Оби, пешком и на подводах прибыли гости из близлежащих деревень. Отец Иннокентий поднялся на колокольню и на всю округу поплыл колокольный звон»[8].

Звон колоколов (Колокольные звоны Киево-Печерской лавры)

3-й чтец    Теперь по утрам ежедневно звонил колокол, созывая   на Богослужения. Далеко разносились мелодичные звуки церковного колокола в предрассветной тишине. И шли наши односельчане на раннюю Литургию.  

4-й чтец    За горами, за желтыми долами

                   Протянулась тропа деревень.

                   Вижу лес и вечернее пламя,

                   И обвитый крапивой плетень

                  Там с утра над церковной главою

                   Голубеет небесный песок,

                   И звенит придорожными травами

                  От реки водяной ветерок.

   И на праздник, как синь затуманится

   Как повиснет заря на мосту,

   Они шли, земляки и странники,

   Поклониться любви и кресту.  ( С. Есенин )

1-й чтец Церковь называлась православным приходом во имя святителя Николая. Николин день был престольным праздником в нашем селе. В те годы ходило поверье, что к берегу реки  прибило волной  икону святителя Николая. Икону относило волной и снова прибивало к берегу и, притом, к одному и тому же месту. Пока икону не подняли, катер не смог отойти от берега. В честь этой иконы на берегу около кладбища была построена небольшая часовня.

2-й чтец     По воспоминаниям Г. С. Смирнова церковь была очень красива: «В ней были колонны с позолотой. Двери в церкви были обшиты железом. С обратной стороны церкви (с восточной) на ее территории были три могилы, чьи я не помню. Там весной цвела сирень. У церкви была красивая оградка с маковками, хорошие ворота и маленькая сторожка. Домик батюшки выходил на улицу Пенькову. Еще я помню, что внутри усадьбы стоял маленький домик, в нем были стеллажи, на которых лежали церковные книги. Мальчишки, забегали и смотрели, а потом рассказывали»[9].

3-й чтец  Историки  пишут, что отношение к церкви у сибиряков в тот период во многом зависело от личности священника.  По свидетельству прихожан Нижне-Каменской церкви, отец Иннокентий пользовался уважением и любовью прихожан.  (Слайд10).

4-й чтец О том, что Иннокентий Арсеньевич был удивительно добрым, образованным человеком говорят нам воспоминания односельчан, тех, у кого остались детские впечатления о нем [10].  В 1919 г., когда  в связи с неурожаем многие жители села испытывали недостаток хлеба, отец Иннокентий купил у очень зажиточного  крестьянина Андрея Ивановича Рубцова на церковные средства 1661 пуд хлеба[11]. Видимо, такая оптовая покупка позволила приобрести хлеб по более низкой цене. Позднее отец Иннокентий продал этот хлеб крестьянам по количеству душ в семье по одному пуду на душу, а деньги возвратил в церковную кассу.

1-й чтец    М. А. Зинина вспоминала: в двадцатые годы, когда в Сибири хозяйничали белогвардейцы,  прибыл в наше село карательный отряд Кашновича. Перед ними стояла задача сжечь все село, не выпустив не единого человека.  Пытались через священника вызнать имена активистов да партизан. Подъехали к церкви на лошадях, у каждого кроме шашки наганы. Вышел к ним батюшка навстречу, осеняя себя крестным знамением. Офицер, не слезая с коня, говорит: « Каменку вашу по ветру пустим. Здесь комиссары!».   «Нет в нашем селе  комиссаров, в этом я ручаюсь» –  твердо произнес отец Иннокентий, – и в Хмелевке вы зря людей расстреляли. Я своих прихожан знаю. Побойтесь бога, господин офицер, за невинно убиенных Богом  спросится. га, господин офицер, за невинно убиенных спросится»рательный отряд Кашновича. липленные своей гордыней.волокли на улицу. Вырышева Алексея зря расстреляли, никакой он не комиссар, верующий человек был».  С такой укоризной было сказано, что не по себе стало карателям. Развернули они своих коней и покинули церковную ограду. Никого тогда не тронули[12].                «Спасибо  тебе, батюшка, за твое заступничество» –  благодарили тогда отца Иннокентия односельчане.

2-й чтец  После Февральской революции 1917 г. Временным правительством был принят Закон о свободе совести (опубликованный 14 июля), провозглашавший свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста. Временное правительство принципиально рассматривала себя как власть исключительно светскую и вневероисповедническую.

3-й чтец   После октябрьской революции  20 января 1918 г. публикуется Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который лишал Церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. При этом прекращались всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям. В течение 1920–30-х гг.  в стране  постепенно усиливалась антирелигиозная пропаганда.

2-й чтец  1937 г.  был грозным со всех сторон. Невиданное наводнение почти затопило село. К стихийному бедствию прибавились аресты односельчан. «Врагами народа» оказались Петр Иванович Косых, Степан Яковлевич Ильиных, Андрей Степанович Ильиных, Главный инженер Гортопа Иван Поликарпович Конопатский, директор лесхоза Курбатов и его заместитель Жук[13].

3-й чтец  На сайте Новосибирской епархии мы нашли сведения о том, что 2 мая 1937 г., епископ Новосибирский Сергий совершил в Вознесенском соборе свое последнее, Пасхальное, богослужение. (Слайд11). В ночь с 4 на 5 мая архиепископ был арестован по обвинению в руководстве церковно-монархическим контрреволюционным центром, организации диверсий и повстанческих групп, контрреволюционной агитации. Осуждённый Тройкой УНКВД по Запсибкраю, 29 июля расстрелян. Вместе с архипастырем арестовали и затем расстреляли группу мирян и священников. После этого Вознесенская церковь была закрыта и приспособлена под зернохранилище.

4-й чтец   Матрена Андреевна  Зинина вспоминала: Прихожане понимали, что отца Иннокентия ждет арест, шептали: «Батюшка, ты все видишь сам, что происходит, уезжай из села, а там Господь укажет, как жить дальше». Но Отец Иннокентий начинал отчаянно махать руками:

                  «Нет, нет, я все понимаю, но на кого я оставлю вас? С каким сердцем предстану на страшный суд Христов? Нет, мои милые, никуда я не поеду. Терпеть надо. На все воля Божья»!…

1-й чтец   До революции в Ордынском районе почти в каждом селе были церкви, но с 1934 – 1937 г.  идет их массовое закрытие. При работе над книгой «Ордынские хроники» О. М. Лыков собрал данные о закрытии церквей в нашем районе. Список закрытых храмов и даты закрытия вы можете видеть на слайдах. (Слайд 12, 13,14,15,16).

 2-й чтец   В книге О. М. Лыкова мы прочли: «Летом 1937 года сотрудники НКВД арестовали группу духовенства Ордынского благочиния»[14]. Пришло время и отцу Иннокентию пить чашу страдания. 28 июня 1937 г.  нагрянули, застучали в двери храма. Еще с вечера душа батюшки  была неспокойна, поэтому, он долго не спал, горячо молился. Показали документ. «Постановление на арест и обыск» – скорее догадался, чем прочел отец Иннокентий. «Собирайтесь, гражданин Кикин, поедете с нами в Новосибирск. Вы арестованы». Мальчишки, игравшие у моста, видели, как повели священника. Поклонился отец Иннокентий всем: «Прощайте мои дорогие! Простите, коли чем обидел! Храни вас Господь!»[15].

3-й чтец  Лишь в 1989 г. узнали односельчане о дальнейшей судьбе отца Иннокентия. Известный краевед Нина Антоновна Луговая получила ответ из Прокуратуры СССР на свой запрос.

4-й чтец Прокуратура НСО за № 13-416-89 сообщает: «Кикин Иннокентий Арсеньевич 28 июня арестован по необоснованному обвинению в «Проведении контрреволюционной деятельности» и постановлением тройки НКВД по Западно-Сибирскому краю от 09. 1937 по статье 58, пункт 8-10-11 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26. 10. 1937 г. Сведений о месте захоронения, к сожалению, нет. Кикин Иннокентий Арсеньевич реабилитирован постановлением Президиума Новосибирского областного суда от 2 августа 1958 года за отсутствием состава преступления».

1-й чтец 24 апреля 2002 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод на своем заседании приняли решение о причислении священника Иннокентия Кикина к лику священномучеников для общецерковного почитания и включения их имен в Собор новомучеников Российских XX в.. (Слайд 17).

 2-й чтец    В 2002 году Новосибирск стал центром празднования Дней славянской письменности и культуры . 23 и 24 мая богослужение в Вознесенском кафедральном соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За вечерним богослужением в соборе 23 мая состоялся чин прославления в лике святых двух священников Новосибирской епархии, пострадавших во время гонений на церковь в годы советской власти: протоиерея Николая Ермолова (1874–19372) и священника Иннокентия Кикина (1878–19373).

3-й чтец    10 июля 1997 года в Нижнекаменской библиотеке прошло первое приходское собрание новообразованной общины под председательством священника Николая Чашина. (Слайд 18). На собрании было принято решение о строительстве храма. В 2002 – 2004 году здание было построено. В храме находится икона святого Иннокентия. Во многих домах жителей нашего села тоже есть эта икона. (Слайд 19).

                         Звучит музыка Олег Скобля «Звонят колокола»,

                         участники зажигают свечи…(Слайд 20,21).

Подводя итог, можно выделить ряд принципов успешной реализации музейно-педагогического проекта с использованием методики устной истории:

–  принцип интеграции образовательного и музейного контекстов;

–  принцип дополнительности в содержании работы школы и музея;

– принцип диалоговости, основанный на особенностях устной истории;

–  принцип соответствия форм работы профилю конкретного музея;

–принцип индивидуально-личностной ориентации содержания музейно-педагогической работы;

– принцип креативности, позволяющий сделать каждого посетителя музея сопричастным творческим процессам.

Итак, можно сделать выводы.

Под музейно-педагогическим  проектом понимается яркое музейное мероприятие, направленное на решение воспитательных и образовательных задач и дающее большой общественный резонанс.

 Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются: массовые, групповые,  индивидуальные.

В результате проведенного проекта учащиеся, которые активно  участвовали в подготовке и проведении музейного вечера, смогли освоить исследовательские умения и навыки,  получили опыт работы по методике устной истории. Участие в проекте способствовало формированию у учащихся региональной гражданской идентичности.

                                                                                                Приложение 1

Карточка  опроса № 1

ФИО респондента

Попов Никита Алексеевич

Дата и место

рождения

12 октября 1999 года,с. Нижнекаменка

Место жительства

с. Нижнекаменка

Время записи рассказа

30 марта 2013 г.

Место работы, учебы, должность

ученик Нижнекаменской школы, 9 класс

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете об истории с. Нижнекаменка  (в каком году образовалось, кто первый поселенцы, почему такое название).

Ответ: Было построено на реке Каменушка в 1705г. когда сюда заехали 3 семьи с правого берега

Вопрос: Фамилии этих семей вам знакомы ?

Ответ: Нет.

Вопрос: Что Вам известно  об истории церкви в нашем селе? (когда примерно появилось, как выглядела, в честь какого святого названа и т. д.)

Ответ: Была создана наша церковь в 1910г. в честь Святителя Николая  Чудотворца.

Вопрос: Знакомо ли Вам имя – Иннокентий АрсентьевичКикин? (Кто он такой? Чем занимался? Когда появился в нашем селе? Род его занятий? Какова его судьба?)

Ответ: Да, конечно. Это священномученик, который служил в нашем Нижнекаменском храме.

Вопрос:Какова была его судьба?

Ответ: Его расстреляли за то, что он был верующим, а тогда был вроде социализм.

Вопрос: Слышали ли Вы когда-нибудь о Николае Алексеевиче Ермолове?

Ответ: Да, это друг священомученика Иннокентия, а у него такая же  участь – его расстреляли, считай их вместе расстреляли.

Вопрос: Что Вам известно о том, какими были взаимоотношения государства и церкви в 1930-е годы?

Ответ: Не очень хорошие, как бы раньше закрывали церкви, и как бы запрещали в них ходить и молиться.

Вопрос: Как Вы считаете, является ли церковь хранителем национальной культуры и духовных традиций (если да, то почему?)

Ответ: Я думаю да.

Вопрос:Можете обосновать свой ответ?

Ответ: Ну, как бы, раньше  верили в Бога и это воспитывало  характер у всех, свои нравы , а в 1930г. начали их закрывать, но люди всё равно верили и молились.

                                        Большое спасибо за интервью!

Карточка  опроса № 2

ФИО респондента

Кремер Юлия Геннадьевна

Дата и место рождения

28 апреля 1999г., с. Нижнекаменка

Место жительства

с. Нижнекаменка

Время записи рассказа

30 марта 2013 г.

Место работы, учебы, должность

ученица Нижнекаменской школы, 9 класс

Вопрос.Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете об истории с. Нижнекаменка. (в каком году образовалось, кто первый поселенцы, почему такое название, другие сведения).

Ответ:Наше село оно как бы обосновалось в 1705 г., когда въехало сюда 2 семьи, скажем так.

Вопрос: Почему наше  село так называется  – Нижнекаменка?

Ответ: Назвали его, в честь нашей реки, на которой оно стоит и деревня называется Каменка.

Вопрос: Что Вам известно об истории церкви в нашем селе? (когда примерно появилось, как выглядела, в честь какого святого названа и т. д.)

Ответ: Ну, наш храм, первый храм, он был построен в 1910г. во имя святителя Николая. Первый священник, ну который был в нашей деревне  –  это был Иннокентий АрсентьевичКикин.

Вопрос: А какова была его судьба?

Ответ: Ну, судьба его была очень тяжелая,  его расстреляли.

Вопрос: Слышали ли Вы когда-нибудь о Николае Алексеевиче Ермолове?

Ответ: Ну, если я не ошибаюсь, это был как бы его друг  и как бы служил вместе с ним. Точно не знаю.    

Большое спасибо за интервью!

Карточка  опроса № 3

ФИО респондента

Полякова Валентина Ивановна 

Дата и место  рождения

родилась в с. Пичугово Новосибирской области в 1954г.

Место жительства

с. Нижнекаменка

Время записи рассказа

30 марта 2013 г

Место работы, учебы, должность

 Работаю библиотекарем.

Вопрос.Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете об истории с. Нижнекаменка (в  каком году образовалось, кто первый поселенцы, почему такое название, другие сведения).

Ответ: Ну я знаю что наше село возникло в 1705 году. Его основателями являются три казачьи семьи – это семья Ильиных, Косых и Зыряновых. Они обосновались на старой Каменке неподалеку от устья реки Каменушки, там было расположено наше село, сюда оно было перенесено и было построено после того, как была запущена обская гидроэлектростанция и та (старая каменка ) подверглось затоплению. Я знаю, что первые поселенцы занимались смолокурением, рыбной ловлей, охотой, собирали грибы и ягоды ну и конечно разводили скот.

Вопрос: Почему так назвали наше село?

Ответ: Каменка, потому что построено оно в устье реки Каменушки. Каменушка это река скалистая, вообще то эта река возникла в результате тектонических разломов еще в доледниковый период. Там есть ущелье – называется «Урочище тертый камень» которому более 5 млн. лет и там к стати встречаются реликтовые растения. Так вот она (Каменка) возникла в Каменушке, а так как она внизу по течению, то назвали её Нижне-Каменка. Я такую  версию знаю.

Вопрос: Что Вам известно об истории церкви в нашем селе? (когда примерно появилось, как выглядела, в честь какого святого названа и т. д.)

Ответ: Нашу церковь начали строить в 1908-1909 годах. До этого здесь была небольшая часовня. Сторожилы рассказывали, что однажды увидели недалеко от берега Оби, икону. И в общем она никак не могла к берегу прибиться и ее выловили с баркаса. Подняли эту икону, Божьей Матери и в честь этой иконы и была построена часовня.  А вот в 1908 г. сюда приехал священник, и заложили эту церковь во имя Святителя Николая. В 1910 г. состоялось ее торжественное открытие. На открытие приехали купцы из близлежащих городов из Барнаула, из Бердска. Ну в общем было красиво, это было торжественно. Вот так была построена церковь, она была построена очень быстро, к стати на средства жителей с. Нижнекаменка в основном. И они участвовали в ее строительстве.

Вопрос: Знакомо ли Вам имя – Иннокентий АрсентьевичКикин? (Кто он такой? Чем занимался? Когда появился в нашем селе? Род его занятий? Какова его судьба?)

Ответ: Да, вот как раз первый священник нашего села, Иннокентий Арсеньевич Кикин. Он закончил Томскую Духовную семинарию и был направлен к нам служителем. Он приехал сюда с семьёй, у него было двое детей, но к сожалению жена и дети у него рано умерли, он овдовел и до 37-го года работал в нашей церкви. К стати, в 1918г. наше село чуть было не сожгли колчаковцы, но Иннокентий Арсеньевич смог защитить наше село. Он смело выступил перед карателем Конокотиным, отругал его, не побоялся. Хотя мог быть зарублен или расстрелян, но остался жив. И тогда этот отряд под предводительством Конокотина поскакал дальше, на д. Битки а этот самый Конокотин сказал: «Говорите спасибо священнику, это он спас село». Но если белые его пощадили, то красные его расстреляли в 1937 году, но это конечно было все спланировано. Он был арестован и расстрелян, место, где он расстрелян не известно. Затем, в 57-ом году, он был реабилитирован за неимением состава преступления.

Вопрос: Слышали ли Вы когда-нибудь о Николае Алексеевиче Ермолове?

Ответ: Николай Алексеевич Ермолов работал в эти же годы, когда работал  Иннокентий Арсеньевич, в Ордынской церкви. Но я только не помню во имя кого она называлась, забыла. Он там работал в ней и они с Иннокентием Арсеньевичем были большими друзьями, часто Иннокентий Арсеньевич плавал на лодке к нему в гости и Ермоловы приезжали к Иннокентию Арсеньевичу. Они дружили, но потом к сожалению семьи у него не было, но тем не менее дружбу такую они сохранили. Это был добрый священник, его любили прихожане, но к сожалению он тоже был арестован и к стати в один день, когда был арестован Кикин И. А. и расстрелян тоже в этот же день. Я знаю так же, что указом Святейшего Синода, они были причислены к лику Святых, потому что, во время допросов они не сдались, веру свою они, так сказать, держали крепко. В то время появились лжеверы, но они крепко стояли на своей вере. И на допросах они никого не оболгали – вот что я знаю.

Вопрос:  Что Вам известно о том, какими были взаимоотношения государства и церкви в 1930-е годы?

Ответ: Вообще когда я читала постановления, меня эта тема интересовала, я была конечно потрясена, когда я узнала подробности. Я узнала о том, как  Патриарха Тихона садили в тюрьму, я узнала об отношении Ленина и советской власти. Меня совершенно потряс такой  момент. В то время бал голод в Поволжье, так вот, был издан декрет или указ о том, чтобы национализировать все… церковную утварь, там чаши, кодила, если они из дорогого метала  были. Под видом того, что голод и особенно страдают голодающие Поволжья, так вот все эти драгоценности были отправлены в Геную для поддержки коммунистов – меня это совершенно потрясло, А Сталин доводил планы, сколько нужно посадить в тюрьму людей, это была разверстка. И еще Ленин говорил, что нужно расстреливать священников, что бы их устрашить. Ну вот  такие примеры я знаю.

Вопрос: Как Вы считаете, является ли церковь хранителем национальной культуры и духовных традиций (если да, то почему?)

Ответ: Безусловно. В наших храмах  не изменились ритуалы церковные тысячелетиями. То как было раньше, так остается и сейчас, даже язык древнеславянский остался. Как говорили тысячу лет назад, так и сейчас ведутся, читаются молитвы. Ну, вообще, именно с православия в нашей стране начинается культура. На Руси ведь именно Кирилл и Мефодий, наши святые, они изобрели алфавит. Я считаю, что культура России, как государства, именно началась с православия.

Большое спасибо за интервью!

Карточка  опроса № 4

ФИО респондента

Мирошниченко Олег Николаевич

Дата и место рождения

27 июня 1969г., Кемеровская область

Место жительства

с. Нижнекаменка

Время записи рассказа

30 марта 2013 г.

Место работы, учебы, должность

Специалист по делам молодежи

Вопрос.Расскажите, пожалуйста, что Вы знаете об истории с. Нижнекаменка. (в каком году образовалось, кто первый поселенцы, почему такое название, другие сведения).

Ответ:Мне известно, что нашему селу 300 лет, ну что еще… я не знаю.

Вопрос: Почему наше  село так называется  – Нижнекаменка?

Ответ:Не знаю, наверное камней много здесь.

Вопрос: Что Вам известно об истории церкви в нашем селе? (когда примерно появилось, как выглядела, в честь какого святого названа и т. д.)

Ответ:Об истории церкви?… Ну я знаю что до затопления церковь была, потом после затопления деревянную церковь построили, это благодаря односельчанам, которые собрали деньги и всем миром построили церковь.Названа в честь Николая Святого угодника Мириликийского Чудотворца.

Ответ: Знакомо ли Вам имя –  Иннокентий Арсеньевич Кикин?

Ответ:Слышал. Это священник был, но его расстреляли в 37-ом году, потом он был произведен в лик святых.

Вопрос: Слышали ли Вы когда-нибудь о Николае Алексеевиче Ермолове?

Ответ:Да это был друг его (Иннокентия Арсеньевича). Он в Ордынке жил, они общались и по моему, их вместе расстреляли. Оба они  были возведены в лик Святых.

Вопрос:  Как Вы считаете, является ли церковь хранителем национальной культуры и духовных традиций (если да, то почему?)

Ответ: Ну да, безусловно, считаю, что является.

Вопрос: Почему?

Ответ: Ну… это так сразу не ответишь. Но  спокон  веков церковь была связующим звеном т.е. всегда народ беспокоился не только о своем мирском житие, но и о жизни вечной. Церковь, она дает нам такую возможность

Большое спасибо за интервью!

 


[1] Масленникова Л. В. Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста . URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-doshkolnogo    (дата обращения14.03. 2016).

[2] Галкина Т. В. Музейная педагогика ХХ века: социальные и образовательные проекты // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 8. С. 5.  

[3] Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: дис. … канд.  пед. наук . Ярославль, 2000. С. 23.

[4]  Воспоминания о первопоселенцах: воспоминания Ф. В. Зырянова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

[5] Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордынскому району / О. М. Лыков. Новосибирск, 2007. С. 21.

[6]Воспоминания о И. А. Кикине: воспоминания М. А. Зининой // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

[7]Воспоминания  Г. С. Смирнова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

[8] Воспоминания  З. Ф. Лебеденко // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

[9] Воспоминания  Г. С. Смирнова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

[10] Воспоминания  З. Ф. Лебеденко // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

[11] Протоиерей Виталий Бочкарев. Священномученики Иннокентий и Николай: опыт документального жизнеописания  // Богословский сборник 1. Новосибирская епархия Русской Православной Церкви, 2006. С. 24.

[12] Воспоминания о И. А. Кикине: воспоминания М. А. Зининой // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

[13] Воспоминания  Г. С. Смирнова // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 2008 г.).

[14] Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордынскому району / О. М. Лыков.  Новосибирск, 2007. С. 24.

[15] Воспоминания о И. А. Кикине: воспоминания М. А. Зининой // Нижнекаменский краеведческий музей (папка 1989 г.).

Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей приглашает посетить мероприятия, квесты, экскурсии, мастер-классы

Экскурсии

  1. «Знакомьтесь, Музей!» – обзорная экскурсия с показом постоянной экспозиции и выставочных залов музея.
  2. «Путешествие в каменный век» – тематическая экскурсия о древнейших обитателях нашего края.
  3. «Заповедные места края» – интерактивная экскурсия о заповедниках, национальных парках, природных памятниках области.
  4. «Над Уралом-рекой» – тематическая экскурсия, посвящённая истории основания Оренбургской губернии. 
  5. «Тайна сарматских вождей» – экскурсия по залам археологии познакомит с бытом, верованиями и военным укладом сарматских племён. 
  6. «Золотая кладовая» – рассказ об уникальной коллекции древнего ювелирного искусства кочевников Приуралья.
  7. «Золотой век Оренбургского края» тематическая экскурсия по бывшей канцелярии губернатора В. А. Перовского познакомит с уникальными экспонатами, связанными с событиями середины XIX века.
  8. «Город и горожане в XIX веке» интерактивная экскурсия поможет представить себя жителями старинного Оренбурга и узнать о повседневной жизни наших предков.
  9. «Непрошедшее время»знакомство с коллекцией часов и мастер-класс по изготовлению народного календаря.
  10. Искусство древнего человека» тематическая экскурсия по залам археологии познакомит с наскальной живописью и мелкой пластикой.
  11. «Оренбургское казачество на защите Отечества» тематическая экскурсия познакомит с историей, бытом и военными заслугами Оренбургского казачества.

Квесты

«Аленький цветочек» (в игровой интерактивной форме ребята не только познакомятся со сказкой С. Т. Аксакова, но и узнают много интересных фактов о природе и животном мире Оренбургского края).

«Магия зеркал» (участники квеста отгадывают легенды о происхождении зеркал, расшифровывают «зазеркалы», собирают пазлы, разгадывают ребусы, погружаясь в таинственный мир музейного зазеркалья).

«Охотники за знаниями» (ребятам предстоит найти уникальные экспонаты и открыть «волшебную дверь к знаниям», а также сделать музейный сувенир и забрать его с собой на память об увлекательном путешествии).

Музейные праздники

Новогодние сказки музея

День первого посетителя «Музею – быть!»

Ночь музеев

День славянской письменности и культуры

День детства

Международный день защиты детей

День России

День города «Город славный, город древний»

День знаний «Музей в океане истории»

Пушкинские дни в музее

День Рождения в музее

Творческие мастерские

Мастер-классы по изготовлению народных кукол, глиняных амулетов, сувенирных магнитов и значков, оригами, квилингу, витражной росписи, ткачеству.  

«Музейная панорама для учителей» специальная программа для педагогов образовательных организаций города.

Работают выставки:

«Театры – достояние Оренбуржья» (в рамках проведения Года театра в России)

«Устроители земли оренбургской» (к 275-летию Оренбургской губернии)

«Боевые пути оренбургский дивизий» (к 75-летию выхода советских войск на государственную границу СССР)

«Оренбургские степи заповедные» (к 30-летию создания заповедника «Оренбургский»)

«Оренбуржцы в огне Афганской войны»

«Жизнь должна дарить радость» (галерея музея в мегамолле «Армада»)

«История Оренбуржья в лицах» (галерея музея в мегамолле «Армада»)

Мероприятия проводятся по предварительной записи.

Телефон: 77-01-44, 78-11-35

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект славянские праздники
  • Проект мой любимый праздник день рождения на английском
  • Производственный праздник день бухгалтера
  • Проект мои семейные праздники
  • Проект славный праздник день победы