Проект православные праздники вывод

Духовно-нравственное воспитание.

ГУ ЯО «Угличский Детский Дом»

Проект

«Православные праздники»

Подготовила  проект:

Маслова А.Г.

г. Углич

 2021-2022

Введение

В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

       Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

       Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

        Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

        Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.

       Мы выбрали этот проект, потому что идея знакомства с православными праздниками показалась самой актуальной, так как выяснилось, что знаний, у детей, по этой теме мало или нет совсем. Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков очень остро стоит перед педагогами и учебными заведениями.

Актуальность проекта.

Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры, это особое состояние души, эмоциональный, радостный подъем вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. Православные праздники напоминают человеку, что кроме нашей повседневной жизни существует другая — духовная. В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению — житель нашей страны- знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника.

У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили. Православная церковь немыслима без церковных праздников. Рождество, Пасха, Троица, Масленица. Откуда пошли они, как отмечали их раньше и как сейчас? Какова их история? Чем они привлекательны? Почему традиции наших предков живут и в наши дни?

 Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. История православных праздников восходит
к временам Ветхого Завета. Каждый из православных праздников посвящен важнейшим событиям в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер.

Православные праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники, наполняющие душу радостью и умиротворением. В православном календаре России выделяют 12 Двунадесятых праздников. Праздновать- означает выделять конкретное время для почитания определённого события. Известно, что израильтяне Ветхого Завета очень строго следили, чтобы каждый гражданин нации придерживался установленных Богом праздников. Сам Господь Иисус Христос примером своей жизни показал, что следует почитать праздники. В эти дни человек должен посвятить себя Богу.

Люди, посетившие храм в праздники, получают заряд бодрости, преисполняются духовностью и благодатью. Мы становимся светлее, мудрее, добрее, лучше, потому что это время добрых дел.

Цель проекта

Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры путём знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре через православные праздники.
  3. Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
  7. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
  8. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Этапы проекта.

1. Подготовительный ( погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).

2. Деятельностный ( чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление стенгазет, презентаций по темам).

3.Оценочный (представление и защита проекта).

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение детьми знаний о православных праздниках.
  • Формирование духовно-нравственного и эмоционально — осознанного отношения к традициям, праздникам, народному творчеству, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками, волонтерами, педагогами дополнительного образования, воспитателями, наставниками, при решении различных жизненных задач.
  • Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.

План

Название

Дата

Ответственный

Вводная беседа о всех важных праздниках в году. + презентация

12.02.2021

Семейный час. Сретение Господне. История, смысл, традиции. + презентация и коллаж- поздравление

15.02.2021

Посещение Богоявленского женского монастыря в г. Углич, приуроченное к празднованию двух чудотворных икон Пресвятой Богородицы- Виленской и Далматской

28.02.2021

Воспитательный час. История Масленицы или Сырной седмицы, смысл и традиции + презентациям «Масленица значение каждого дня»

02.03.2021

Воспитательный час. Масленица в картинах русских художников + презентация.

05.03.2021

Участие во всероссийском конкурсе «Масленицу встречаем – зиму провожаем»

08.03.2021

Площадка у Дворца культуры «Встреча»  (посвящено 1му дню Масленицы)

08.03.2021 в 12.00

Встреча с отцом Игорем, беседа «Масленица или Сырная седмица»

11.03.2021

Мастер-класс (Пятнова Ю.Н.). Тема: «Встречаем масленицу»

11.03.2021

Деревянный городок, площадь г. Углич, «Разгуляй» (посвящено 4 дню Масленицы)

11.03.2021 в 17.00

Беседа. Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу + презентация

11.03.2021

Беседа. Народные гуляния на Масленицу + презентация.

Посещение гуляния у здания бывшей городской думы «Веселись чесной народ!»

Кулинарный час: Солнечные блины с разными начинками.

Фотосессия.

14.03.2021

Воспитательный час.  Как празднуют Масленицу в разных странах мира+ презентация.

17.03.2021

Беседа. Сороки. (сорок мучеников Севаетийских). История, смысл, традиции + репродукции

23.03.2021

Участие во всероссийском конкурсе «Чудесные поделки» сайт Магистр, название работы: «Преподобный Сергий Радонежский»

01.04.2021

Беседа с элементами обсуждения.Благовещение Пресвятой Богородицы. История, смысл, традиции. + репродукции

Участие в выставке творческих работ «Пасха красная»Организаторы выставки – Воскресная школа имени сщмч. Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского и Центр досуга «Цветочный» МАУ «ДК УМР».

07.04.2021

07.04.2021

Беседа. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.История, смысл, традиции. (выступление Илья Сахаров) + коллаж

25.04.2021

Мастер – класс. Тема «Пасхальные корзиночки»

28.04.2021

Встреча с отцом Игорем «Пасха. Светлое Христово Воскресение. История, смысл, традиции»

28.04.2021

Участие в службе приуроченной к Пасхе, Светлого Христова Воскресения

01.05.2021

Кулинарный час. Подготовка к Пасхе. Окраска яиц, выпечка мини-кексов. Освещение яиц и кексов в храме.

01.05.2021

Воспитательный час. Пасха в картинах русских художников + презентация

04.05.2021

Беседа. Как празднуют Пасху в других странах мира + презентация

07.05.2021

Семейный час. Радуница.  История, смысл, традиции. (выступление Дмитрий Аверьянов) + презентация

10.05.2021      

Семейный час. Вознесение Господне. История, смысл, традиции. + презентация

09.06.2021  

Участие в региональном конкурсе «Мы гордимся тобой Россия, мы гордимся тобой наш край!»

С 18.03.2021 по 12.06.2021

Беседа. День Святой Троицы. Пятидесятница. История, смысл, традиции. + презентация

18.06.2021    

Воспитательный час.

Троицкая родительская суббота. История, смысл, традиции. + репродукции (выступление Светлана Рожнова)

18.06.2021  

Семейный час. Дискуссия. Рождество Иоанна Предтечи, история, традиции праздника + презентация

11.07.2021    

Беседа. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел. История, смысл, традиции. + репродукции (выступление Артем Становой)

14.07.2021

Семейный час. День почитания Сергия Радонежского. История, смысл, традиции + презентация

08.08.2021

Воспитательный час. Рождество святителя Николая Чудотворца. История, смысл, традиции. + презентация

11.08.2021

Семейный час. Празднество Всемилостивому спасу и Пресвятой Богородице (медовый и мокрый спас) История, смысл, традиции. + презентация

14.08.2021

Семейный час. Преображение Господне (яблочный спас). История, смысл, традиции. + презентация

17.08.2021  

Посещение Спасо – Преображенского Собора в г. Углич, приуроченное к празднованию Преображения Господне (яблочный спас)

20.08.2021

Кулинарный час. Выпечка пирога «Шарлотка» к праздничному столу приуроченному к празднованию яблочного спаса

20.08.2021

Беседа. Успение Пресвятой Богородицы История, смысл, традиции. + репродукции

26.08.2021

Воспитательный час. Принесение Нерукотворного образа Господня (ореховый спас). История, смысл, традиции. + презентация.

29.08.2021

Семейный час. Усекновение главы Иоанна Предтечи. История, смысл, традиции. + коллаж

10.09.2021  

Воспитательный час. Рождество Пресвятой Богородицы. История, смысл, традиции. + репродукции.

19.09.2021  

Беседа. Воздвижение Креста Господня. История, смысл, традиции. + презентация (выступление Александры Кольцовой)

25.09.2021  

Семейный час. Покров Пресвятой Богородицы. История, смысл, традиции. + презентация

13.10.2021  

Посещение Богоявленского женского моностыря (приурочено к празднованию Казанской иконы Божьей Матери.  )

04.11.2021

Беседа с элементами дискуссии Дмитриевская (родительская) суббота. История, смысл, традиции. Отличие и сходства двух праздников (19.06.2021 Троицкая родительская суббота)

06.11.2021  

Семейный час. Введение во храм Пресвятой Богородицы. История, смысл, традиции. + презентация

03.12.2021    

Беседа. День Благоверного великого князя Александра Невского. История, смысл, традиции. + репродукции

06.12.2021

Беседа. День Святителя Николая Чудотворца. История, смысл, традиции.  + презентация

18.12.2021    

Семейный час. Подготовка к Рождеству Христову. История и традиции праздника. + презентация

05.01.2022

Поздравление воспитанников духовным наставником Отцом Игорем с Рождеством Христовым.

07.01.2022

Посещение Богоявленского женского монастыря приуроченное к празднованию Рождества Христова. Причащение

09.01.2022

Посещение Богоявленского женского монастыря. Крещение сестер Балагаевых.

11.01.2022

Воспитательный час. Богоявление. Крещение Господне. История, смысл, традиции. + презентация

17.01.2022

Материально-техническое обеспечение проекта.

№пп

Наименование  имеющегося  оборудования  для  реализации  проекта

Количество единиц

1.

Ноутбук

1

2.

Канцелярские товары

по надобности

3.

Фотоаппарат

1

4.

Видеокамера

1

Основные риски проекта и пути их минимизации

№пп

Основные  риски  проекта

Пути  минимизации  рисков

1.

Ожидание продолжения пандемии связанной с COVID-19

В случае, продолжения пандемии и невозможности привлечения педагогов дополнительного образования на территорию ГУ ЯО «Угличского детского дома» запланированымероприятия с основным составом педагогов.

Предложения  по распространению и  внедрению результатов проекта  в  массовую практику и  обеспечению  устойчивости  проекта  после  окончания  его  реализации.

№пп

Предложения

Механизмы  реализации

1.

Внедрить  данный  проект в общую  систему  воспитательной  программы .

-проведение семинаров и круглых столов;

-освещение  в  СМИ лучших мероприятий данного  проекта.

Сохранение традиций и обычаев празднования православных праздников (на примере художественных произведений и деятельности храма в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района)

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Царегородцева А.М. 1


1МБОУ «Солнечная СОШ №1»

Эргардт О.Р. 1Дудукало С.В. 1


1МБОУ «Солнечная СОШ №1»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Христианство, как и другая религия, богата на различные обряды, традиции и празднества. Узнавать об этих обычаях и традициях невероятно увлекательно и интересно. Православные христианские праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых. Православные праздники занимали важное место в жизни народа, и во все времена основные праздники приурочивались к циклам природы, к началу и к концу полевых работ. Праздничными обрядами сопровождались наступление весны, первая пахота, сбор урожая. И в православном церковном календаре можно найти отголоски древних землевладельческих обрядов.

Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Верующие люди, участвуя в праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких. В произведения многих русских писателей описывается празднование православных праздников. Авторы знакомят нас с традициями и обычаями дореволюционной России.
   Общий аспект проблемы нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос, поддерживают ли семьи православных христиан традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков.

Цель исследования: изучить особенности традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района и провести сравнительный анализ.

Объект исследования: традиции и обычаи празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Предмет исследования: особенности празднования православных праздников в России на примере художественных произведений и деятельности храма  в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

База исследования: МБОУ «Солнечная СОШ №1»,храм в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: если изучить традиции и обычаи празднования православных праздников, то можно увидеть, что традиции и обычаи в нашем храме и в православных семьях чтутся и соблюдаются.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

— провести анкетирование;

— изучить литературу по теме из словарей и православной энциклопедии;

— изучить традиции и обычаи православных праздников;

— прочитать рассказы, в которых описывается празднование православных праздников;

— проанализировать прочитанные рассказы;

— изучить, как празднуют православные праздники в наше время (на примере деятельности храма   в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района);

— доказать, что традиции и обычаипразднования православных праздников сохранились и продолжаются в современной России;

— провести мастер-класс для учащихся школы по изготовлению куклы-оберега «Рождественский Ангел»;

— сделать выводы.

Методы исследования:

1). Литературоведческий анализ следующих произведений:

— Шмелёв И.С. «Лето Господне»; — Засодимский П.В. «В метель и вьюгу»

— Никифоров- Волгин В. А. Рассказы и другие.

2). Поисковый (изучение информации по выбранной теме с последующей её обработкой, а также её осмысление, обобщение и сравнение).

3). Метод выборки.

Новизна исследования состоит в том, что нами проведён не только анализ традиций и обычаев празднования православных праздников на примере художественных произведений, но и выделены сравнительные особенности празднования православных праздников в деятельности храма в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций и обычаев празднования православных праздников формирует представление о праздновании православных праздников в нашей стране, о семейных традициях, способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала и сохранению традиций и обычаев нашего народа.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание исследования

Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. Но более почитаемые праздники у русского народа – это православные праздники. Многие скажут, что так принято, так делают все, но за всем этим многообразием просматривается исконно-русская культура, почитаются и передаются из поколения в поколение наши православные праздники и обычаи.

В своём проекте мы остановимся на нескольких православных праздниках, а также сравним, как описывается празднование православных праздников в художественной литературе и как проводятся эти праздники в храме в честь благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

Нами было прочитано 9 художественных произведений:

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке».

2. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу».

3.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник».

4. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная.

5. Победоносцев К. П. «Рождество Христово».

6. Черный С. «Рождественский ангел».

7.Чехов А.П. «Ванька».

8. Шмелев И. С. «Рождество».

9.Шмелёв И.С. «Лето Господне».

1.1Понятия православных праздников

В нашей работе мы изучали следующие понятия:

-Православный праздник

-Рождество

-Святки

-Масленица

Для этого мы обратились к различным энциклопедиям и словарям.

Православный праздник

Словарь С.И. Ожегова — Православный праздник — день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой — Пра́здник — день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). [2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Праздник в религиозном обиходе — день или несколько дней подряд, посвященных памяти какого-нибудь религиозного исторического или легендарного события или святого. [8]

Свободная энциклопедия – Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий.[9]

Рождество

Словарь С.И. Ожегова — Рождество один  из христианских (у православных — один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря /7 января). [6]

Словарь Т.Ф. Ефремовой — Рождество́ — один из главных христианских церковных праздников, установленный — согласно церковному вероучению – в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными верующими 25 декабря по старому стилю или 7 января – по новому, а остальными верующими – 25 декабря).[2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Рождество — рождение, день 25 декабря, церковный христианский праздник рождения Христа. [8]

Свободная энциклопедия — Рождество — один из христианских (у православных — один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/ 7 января). [9]

Святки

Словарь С.И. Ожегова — Святки в православии: праздничные дни между Рождеством и Крещением. [6]

Словарь Т.Ф.ЕфремовойСвя́тки — дни, связанные с празднованием православными Рождества и Крещения и сопровождающиеся гаданием, пением колядок, переодеванием и т.п. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова – Святки в церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья. [8]

Свободная энциклопедия12 дней — с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января. Установлены христианской церковью в память мифического рождения и крещения Христа. [9]

Масленица

Словарь С.И. Ожегова — Масленица — старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. [6]

Словарь Т.Ф.ЕфремовойМа́сленица весенний – приуроченный христианской церковью к сырной неделе перед Великим постом – праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. [2]

Словарь Д.Н. Ушакова — Ма́сленица — земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианами к неделе перед великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселения. [8]

Свободная энциклопедияМасленая неделя, сырная неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. [9]

1.1. Традиции и обычаи православных праздников

Рождество

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями. Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Традиции и обычаи Рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз.

Еще одна традиция перед Рождеством-это наведение генеральной уборки дома: выметают пыль из углов, стирают занавески, т. е. очищают свое жилище перед светлым праздником. В старину мужчины чинили сани, дом, крышу, в общем находили себе дело. Перед Рождеством люди ездили на ярмарку, чтобы купить обновки себе и близким.  Обновляли посуду, колотую и треснутую выбрасывали. Подготовиться к празднику нужно было всей семьей. [7]

Обязательными блюдами на Рождественский сочельник были сочиво (кутья), т. е. вареная крупа с медом, и взвары из сушеных плодов и ягод. Остальные постные блюда (как правило, двенадцать) раньше принято было подавать в холодном виде. 
В этот день дети допоздна не спят и сидят за столом вместе со взрослыми. В ожидании звезды все вместе читают вечернюю молитву, старшие рассказывают детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. В конце застолья в Сочельник (прекрасная традиция!) все члены семьи обмениваются приготовленными заранее подарками. А дети еще несколько столетий тому назад знали, что под Рождество старый Святой Николай (Николай Чудотворец) принесет каждому ребенку подарок. Заканчивается Рождественская ночь и наступает долгожданный праздник. [14]
Святки
По православным традициям, Святки (или Святцы) – святые дни примирения. Праздник этот древний. Уже в уставе VI века – его написал преподобный Савва Освященный – говорится, что в дни Святок не полагается класть поклоны и венчаться. Второй Туронский Собор 567 года объявил все дни от Рождества и до Богоявления праздничными. В первые дни праздника было принято посещать друзей, родных, близких – всех тех, кто дорог, и дарить подарки в память о дарах, принесённых Христу волхвами. От Рождества до Крещенского сочельника (с 8 по 18 января) длятся праздничные дни — Святки. Веселое и радостное это время! Катание на тройках, санках, праздничные угощения гостей, посещение близких и дальних родственников, святочные гадания, карнавальные шествия, маскарады, ряженые…

Часто Святки ассоциируются только со святочными гаданиями. Действительно, до революции многие гадали: на кофейной гуще, на картах, на капусте, по гребню (оставляли на видном месте гребень и смотрели: кто первый оставит на нём волосы (причёсываясь), тот и жених будет). Но это, скорее пережиток язычества, чем православная традиция. Церковью гадания во все времена осуждались как колдовство и вступление в союз со злыми духами. И в народе, и в литературе сохранились истинно православные обычаи.

В Рождественские праздники люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. В Святки всегда принято было творить добро: помогать больным и сиротам, раздавать милостыню, делать подарки старикам, узникам, ибо Рождество — это праздник ожидания чуда, время надежд, какой бы период своей жизни в это время ни пережинал человек. [15]

Масленица

В христианстве Масленица — это неделя, предшествующая Великому посту, и начинается за 8 недель до Пасхи. Она была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели). В Сырную неделю можно есть сыр, масло, сметану, творог, яйца — все, кроме мяса. Это помогает сделать плавный переход от мясоеда к наступающему Великому посту. В праздничные дни в большом количестве готовили мучные блюда: блины, оладьи, блинчики, а также пироги и пирожки с творогом, яйцами, рыбой и другими начинками. Ни одно масленичное застолье не обходится без блинов.

Масленица — действительно всенародный праздник — для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду». На улицах все масленичные дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, развеселые процессии ряженых с соломенным чучелом Масленицы. 
В Прощеное воскресенье веселье стихало — на следующее утро начинался Великий пост. В преддверии его, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение: младшие у старших, дети у родителей, бедные у богатых, богатые у бедных, священники у прихожан. «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою», — говорили по обыкновению друг другу. И все вольно или невольно нанесенные обиды и оскорбления в этот день принято прощать.[16]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В практической части нашего исследования нам предстояло решить следующие задачи:

1. Провести анкетирование.

2. Прочитать 9 художественных произведений и проанализировать в этих произведениях традиции и обычаи празднования православных праздников.

3. Изучить празднование православных праздников в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района.

4. Сделать выводы.

2.1 Анкетирование

Нами была разработана анкета для обучающихся 5-6 классов МБОУ «Солнечная СОШ №1». «Что мы знаем о православных праздниках, традициях и обычаях их празднования?». Анкета состояла из 10 вопросов. Данное анкетирование было проведено с целью сбора информации о праздновании православных праздников в современном обществе.

В анкетировании принимало участие — 27 учащихся 6 А класса.

Анализ результатов анкетирования показал, что из учащихся 6 А класса, на вопросы:

— «Какие православные праздники празднуют в вашей семье?» — ответили 21 учащийся.

— «Что вы знаете о Рождестве?» — правильно ответили: 19 человек.

— «Что Вы знаете о Святках?» — правильно ответили: 12 человек.

— «Что Вы знаете о Масленице?» — правильно ответили: 21 человек

— «Празднуете ли вы Рождество, Святки, Масленицу?» — ответили: «да» 17 человек.

— «На какой праздник уместнее всего дарить подарки и открытки?» — правильно ответили: 20 человек.

— «Ходите ли вы в церковь во время православных праздников?» – ответили: «да» 12 человек.

— «Наряжаете ли вы на Рождество ёлку?» — ответили «да» 27 человек.

— «Знаете ли вы историю празднования православных праздников?» — правильно ответили: 3 человека.

— «Гадаете ли вы на Святки?» — ответили «да» 2 человека.

Вывод: результаты данного этапа исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства учащихся 6 А класса. В дальнейшем планирую провести анкетирование в 5-6 классах нашей школы.

2.2. Рождество в творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»

Рождество. Снежная морозная зима. Наступает Рождество. Для того чтобы «славить Христа», в доме появляется сапожник вместе с мальчишками. Они разыгрывают небольшое представление про царя Ирода. Затем приходят нищие, которым подают в честь праздника. Как всегда, для всех убогих устраивается обед. Ване всегда интересно наблюдать за различными диковинными людьми.

Настоящее Рождество – дома, где колядуют и из окна светится Вифлеемская звезда.[10] Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. Да и не только люди у Шмелёва – счастливые. В воображении маленького Вани (героя «Лета Господня» и «Богомолья») встаёт картина: около яслей овцы, коровы, голуби взлетают… Чувствует это и их цепной пёс Бушуй. «Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснётся, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руки, будто да, Рождество. И на душе тепло от счастья». [12], [13]

Вывод. У Шмелёва Рождество, как и все православные праздники, словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным. Под пером Шмелёва возникают картины навсегда ушедшего быта о том, как справляли Рождество в дореволюционной России.

2.3. Святки в произведении Павла Владимировича Засодимского

«В метель и вьюгу»

Произведение «В метель и вьюгу» было опубликовано в 1888 году в сборнике П.В. Засодимского (Вологдина) и имело подзаголовок «Святочный рассказ».

Действие происходит именно в ночь на 25 декабря. В Рождество, когда маленькая, худая, бедно одетая девочка в снежную вьюгу бредёт пошатываясь и спотыкаясь, боясь вернуться в хозяйский дом, так как потеряла деньги. Девочка от порыва ветра потеряла деньги, данные ей на свечку, просит помощи, но никто её не слышит. Все готовятся к Рождеству. Её спасает рабочий, который бродит по улице от одиночества и горя, он год назад потерял любимого брата, надеясь первого встречного бедняка привести к себе на ёлку, в память о брате. Полузамёрзшую девочку он воспринимает как подарок судьбы. Таким образом, встреча с девочкой становится и для Ивана Пичугина чудом, рождественским подарком. Иван Пичугин дарит девочке заботу, внимание, тепло своей души и сам становится счастливее. Ёлка, недавно напоминающая ему о брате, становится символом праздника и надежд на будущее. Рассказ заканчивается счастливым финалом – это пробуждает веру людей в то, что красота, добро, забота о ближнем должны быть смыслом жизни человека. [3]

Вывод. Мы видим, что рассказ «В метель и вьюгу» приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества — Святок до Крещения. Это добрая история о простых, работящих и очень искренних людях, верящих и почитающих православные праздники.

2.4. Масленица в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина

Рассказ Никифорова-Волгина про Масленицу и начинается с воспоминания о прошедших праздниках: «Прошла Ефимия Великая, апостол Тимофей полузимник, за ними три вселенских святителя…Догорали восковые свечи Сретения Господня». Ещё задолго до Масленицы люди начинают думать о ней, хотя ещё «по ночам метель воет, морозы стоят словно медные». [5]

Ведь это – не просто праздник, а неделя заговения, предшественница Великого поста! «С Мытаревой недели в доме началась подготовка к Великому посту. Перед иконами затеплили лампаду… по средам и пятницам не ели мясного… перед обедом и ужином молились в землю».

В рассказе Никифорова-Волгина отразился ещё один православный обычай – петь покаянные песни. Они напоминают о том, что надо спасать. И праздновали весело, с чистой душой. А в деревне, где все обычаи держатся дольше, Масленицу праздновали по-старинному: каждый день имел своё название, пели песни, «сотканные из звёзд и ржаных колосков». [5]

И хотя богатые ели блины дорогие, с икрой, ходили на представления, у Никифорова-Волгина Масленица – праздник для всех. Особенно ярко это видно, когда на Масленицу нищим подают блины (был даже такой «убогий блин») – пусть и в их тяжёлую жизнь заглянет Масленица.

Вывод. Масленица – праздник старинный, уходящий корнями в незапамятные времена. Сейчас Масленицу празднует вся страна, вне зависимости от веры – праздник стал народным. Однако до революции, когда православие было распространено широко, справляли Масленицу по православной традиции, это был религиозный праздник. Особенно это отразилось в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина.

2.5. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района

Храм построен в 2011 году. При храме есть воскресная школа, которую я посещаю уже 5 лет. В воскресной школе мы изучаем Закон Божий. Педагоги воскресной школыпрививают нам основные нравственные ценности. Учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.
Мы знакомимся с традициями и обрядами празднования православных праздников. Проводим их ежегодно. На эти праздники собираются не только дети из воскресной школы, но и все жители посёлка. (Приложение 1). 

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские Богослужения. В нашем храме тоже прошло это торжественное Богослужение. Храм был украшен живыми елями и еловыми ветками. (Приложение 2). 

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, воскресная школа прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского п. Солнечный Сургутского района организовала праздничный концерт для детей и наших родителей.

Мероприятие проходило в зале КСК «Солнечный». Мы представили театрализованную постановку «Рождественский сочельник», а также исполнили песни и хореографические постановки. После концерта с нами провели игровую программу артисты театральной студии «Пилигрим». Все дети активно участвовали в хороводе, играли со Снегурочкой, рассказывали стихи и получили Рождественские подарки. Гостями праздника были воспитанники КОУ «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и ребята из КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа № 2». А также на праздник пришли дети из многодетных семей и жители посёлка. С праздником Рождества Христова нас и гостей поздравил настоятель храма иерей Глеб Перфилов. (Приложение 3). 

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

Есть ещё одна интересная традиция: кукольный театр, или маленький вертеп, в котором представляли сцены Рождества. В храме в честь святого благоверного князя Александра Невского есть вертеп из дерева, его под Рождество устанавливают в снег и украшают целыми ворохами еловых ветвей, волхвами, иконами с изображением святых родителей, яслями с младенцем, животными, ставят подсвечник для зажигания свечей.

А фигура Ангела Хранителя возвещает о рождении Христа. (Приложение 4)

В нашей школе среди учащихся проводился мастер – класс: кукла-оберег «Рождественский Ангел». Непременной рождественской куклой был ангел. Рождественский ангел обязательно присутствовал в вертепе. Ведь ангелы своими песнями и трубами возвестили в рождественскую ночь, что на земле родился  Иисус Христос. Слово ангел в переводе с греческого означает вестник. Вот и дети воскресной школы изготавливали куклу-ангелочка и дарили своим родным и близким.
Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20см х 20см. В идеале, народная кукла изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки. Замечательна эта кукла простотой, быстротой изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична. (Приложение 5)

Ещё одной ежегодной традицией среди учащихся нашей школы является проведение конкурса вертепов, сделанных своими руками. В котором мы с ребятами ежегодно принимаем участие. (Приложение 6)

Святки

Святки – это не пора гаданий и суеверий, а святые дни, как сказал Достоевский, «дни семейного сбора, дни милосердия и примирения».

Радостную весть о Рождении Богомладенца принесли в дома жителей п. Солнечный Христославы прихода храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с ребятами из приходской воскресной школы мы посетили многодетные семьи, пожилых людей, семьи с тяжело болящими детьми и других жителей поселения. Славословили Рождение Христа в тропаре и колядках. Детям дарили сладкие подарки. Не остались без угощения и колядующие. Надеемся, что у нас получилось оставить добрый след и тепло Рождественской звезды, указывающей путь ко Христу, в каждом сердце. (Приложение 7)

Масленица

18 февраля 2018 года, в прощенное воскресенье, (воспоминание Адамова изгнания), по совершении Божественной Литургии в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района, на территории прихода воскресная школа организовала проводы масленицы. Мы под руководством преподавателей провели игры и спортивные соревнования. Это были состязания между командами по перетягиванию каната, прыжки в мешках, перенос «блинов на сковороде». По окончании соревнований в воскресной школе, традиционно, состоялся чай с блинами. (Приложение 8)

Вывод. Православные праздники в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского с.п. Солнечный Сургутского района всегда проходят с торжеством и песнопениями и соответствуют православному календарю. Жители нашего посёлка унаследовали от своих предков многие традиции, дошедшие до наших дней.

Заключение

Изучив традиции и обычаи православных праздников на примере рассказов, в которых описывается празднование православных праздников в дореволюционной России мы видим, что тема милосердия и добра в праздники проходит золотой нитью через творчество многих писателей (от Достоевского до современных авторов). Скорее всего, это происходит потому, что милосердие для народа – от простых людей до самых творческих и талантливых людей — так естественно. Праздники играют в жизни человека важную роль. Но православные праздники – необычные. Люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел.

Все эти праздники сохранились с давних времён и до наших дней. Большинство людей поддерживают традиции и празднуют православные праздники.

Цель достигнута, задачи решены. Результаты данного исследования показали, что православные праздники являются значимыми праздниками для большинства людей.

Таким образом гипотеза исследования подтверждается. В результате исследования мы пришли к выводу, что семьи православных христиан поддерживают традиции и обычаи проведения православных праздников своих предков. И с каждым годом количество людей, с интересом относящихся к празднованию православных праздников возрастает. Из этого можно сделать вывод, что в Россию православные праздники возвращаются.

Список использованной литературы

1. Достоевский Ф. М. «Мальчик у Христа на ёлке. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. — М.: Правда, 1982 г.

2.Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Из.: АСТ, 2006 г.

3. Засодимский П.В. «В метель и вьюгу». Издание А. Ф. Девриена , 1888 г.

4.Лукашевич К.В. «Рождественский праздник». Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

5. Никифоров- Волгин В. А. Весна православная. Изд.: «Благословение», 2008 г.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд.: Мир и образование 2014 г.

7. Победоносцев К. П. «Рождество Христово». Изд.: Наука, 1996 г.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Изд.: Дом славянской книги, 2004 г.

9. Свободная энциклопедия – Википедия.

10.Черный С. «Рождественский ангел» — Изд.: Нигма, 2017 г.

11.Чехов А.П. «Ванька». Изд.: Нигма, 2015 г.

12. Шмелев И. С. «Рождество» — Изд.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2013 г.

13.Шмелёв И.С. «Лето Господне». М.: Московский рабочий, 1990 г.

14.https://schci.ru/Rojdestvo.html

15.adychef.ru/prazdniki/rozhdestvenskie-svyatki-istoriya-i-traditsii-prazdnika/

16.http://rosregistr.ru/raznoe/98737.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского

с.п. Солнечный Сургутского района

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Празднование Рождества-Рождественское Богослужение

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Праздник Рождества Христова в воскресной школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рождественский Ангел и Рождественский вертеп на территории храма

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Кукла-оберег «Рождественский Ангел»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конкурс Рождественских вертепов в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Святки

(поздравление малоимущих и требующих особого ухода прихожан храма)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Масленица на территории храма

Просмотров работы: 152

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛА ЗОЛОТОЕ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СИНЕЛЬНИКОВА В,П,»

Социокультурный проект

« Православные и традиционные праздники на Руси »

Выполнили :

Педагоги, учащиеся

Дома детского творчества.

с. Золотое 2018-2019г.

Цель проекта:

Развитие личности учащихся ДДТ, формирование базовой православной культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.

Социальная значимость проекта:

Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Мероприятия, в рамках проекта:

«Покровские посиделки», «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», «Троица».

Охват проекта: Учащиеся ДДТ, родители, сотрудники ДДТ , настоятель Свято-Троицкого храма-о. Борис Ищенко.

Затраченные ресурсы:

-подбор исторической литературы,

-подбор произведений русского народного творчества,

-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

-подготовка материала для продуктивной деятельности,

-подвижные, дидактические игры,

-выставки  книг, рисунков, поделок,

-использование  мультимедийного комплекса и презентации материала  к   занятиям.

-собственные средства для оформления музыкального зала к праздникам, приобретение костюмов для детей и взрослых.

Дата старта проекта: октябрь 2018

Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: учащиеся ДДТ , родители учащихся (законные представители), педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: октябрь 2018 – июнь 2019 учебного года.
Тип проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта. 
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого — развитие личности. Духовно — нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Система духовно — нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование православных праздников русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Цель проекта:
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление и проведение православных праздников. 
Задачи проекта:

-Организация поисково –исследовательской деятельности учащихся. Сбор необходимых материалов и их изучение.

-Проведение экскурсионно-просветительской работы с учащимися.

-Развитие творческих способностей и креативного мышления.

-Участие в оалимпиадах, фестивалях и конкурсах духовно-нравственного направления. — духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России; 
— приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; 
— создание условий творческого развития; 
— воспитание любви к Родине, семье; 
— помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка; 
— ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 

Ожидаемые результаты:
• приобретение детьми знаний о православных праздниках;
• выставка совместных работ детей и родителей (поделки, рисунки);
• создание картотеки подвижных игр русского народа;
• изготовление атрибутов и костюмов.

План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 9 месяцев. 
Этапы реализации проекта:
1-ый этап. Целеполагание.
Материал по нравственному воспитанию включен почти во все образовательные программы. Основа гуманного отношения к людям, к природе (ко всему живому) – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
2-ой этап. Разработка проекта (подготовительный).
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Наметить план действия.
3. Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
4. Информировать родителей (законных представителей) с планом проекта «Праздники православного календаря в жизни обучающихся ».
3-й этап – Основной.
Реализации проекта
4-й этап. Итоговый.
Сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Директор ДДТ–Марфудина Е.В.
2. Педагоги дополнительного образования – Шалаева Н.Н, Рогова Н. Н. ,Романова Е.Ю. ,Коробейников Н.М., Смирнова О.В. , Глива Е.В. 3. Родители обучающихся .

Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему «Традиции Вашей семьи».
2. Совместное творчество педагогов с родителями, бабушками и детьми по изготовлению жаворонок из соленого теста.
3. Выставка рисунков , поделок, оберегов.
4. Консультация для родителей «Музыкотерапия».
5. Создание мини-музея «Птицы», «Пасхальное яичко».
6. Выставка декоративно — прикладного творчества «Улица мастеров «Светлая Троица».
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Пасхальное украшение»
2. Разработать планы бесед по народному творчеству.
3. Подобрать иллюстрированный материал.
4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.
5. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.
Оценка результатов:
Реализация данного проекта направлена на повышении воспитательного потенциала обучающей функции образовательного учреждения на основе отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей, обеспечивающих формирование у обучающихся: установок на нравственное поведение, патриотического сознания на основе исторических ценностей России, любви к России и к своей малой Родине.

Были получены следующие результаты:
1. Установились партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.
2. Повысился интерес детей к устному народному поэтическому и музыкальному фольклору.
3. Участие в конкурсе прикладного семейного творчества «Пасхальная радость».
4. Участие в Епархиальном конкурсе детского творчества «Пасхальная открытка».
5. Экскурсия в церковь.

Перспективный план
Формы организации подготовки к народно — календарным праздникам

Содержание работы :

Подпроекты:  

  1. Как отмечали «Покров на Руси?»

  2. Как отмечать «Рождество?»

  3. Как отмечали «Масленицу на Руси?»

  4. Как праздновали «Пасху на Руси?»

  5. Как праздновали «Троицу на Руси?»

Подпроект №1.  Как отмечали «Покров на Руси?»

Предварительная работа (обозначить  проблему)

  • Работа с литературой , интернетом ;

  • Рассказ педагога об обычаях на покров ;

  • Подвижные игры с детьми;

  • Индивидуальные беседы с детьми;

  • Беседы с настоятелем Свято-Троицкого храма-о. Борис Ищенко.

  • Разучивание хороводов, игр;

  • Выполнение творческих работ.

Реализация проекта.

 НОД. Тема: «Покров ».

 НОД. Тема: «Обычаи , традиции на Покров».

 НОД.  Тема: «Покрова Пресвятой Богородицы»  

 Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Покров”

  • Папка-передвижка “Покров Пресвятой богородицы Организация выставки детских работ, фотографий ;

  • Участие педагогов в развлечении.

Итог: Развлечение совместно с педагогами “Покровские посиделки !”

Подпроект №2Как отмечать «Рождество?» 

Предварительная работа (обозначить  проблему)

  • Работа с литературой , интернетом

  • Рассказ педагога об обычаях на святки рядиться

  • Подвижные игры с детьми.

  • Индивидуальные беседы с детьми

  • Беседы с настоятелем Свято-Троицкого храма-о. Борис Ищенко.

  • Выполнение творческих работ

  • Чтение произведений , разучивание колядок

Реализация проекта.

  • НОД. Тема: «Рождество».

  • НОД. Тема: «Веселые маски».

  • НОД. Тема: «Кто такие ангелы?».

  • НОД.  Тема: «Вертеп».  

 Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Рождество”.

  • Папка-передвижка “Пришла коляда накануне Рождества”, “Календарь святочных дней”.

  • Организация выставки: «Ангел мой всегда со мной».

  • Изготовление ангелов .

  • Участие педагогов в развлечении.

Итог: Рождественская елка. «Рождество Христово

Подпроект  3. Как отмечали «Масленицу на Руси»? 

Предварительная работа: (обозначить проблему ).

  • Работа с литературой , интернетом

  • беседа по дням масленичной недели:

  • подвижные игры;

  • индивидуальные беседы с детьми

  • рассматривание иллюстраций, видеороликов (народные гуляния на Масленицу)

 Реализация проекта.

НОД. Тема: «Зимние праздники»

НОД Тема : «Изготовление чучело масленица»  

  Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Масленица”

  • Папка-передвижка “Широкая Масленица ты с чем пришла?»  

  • Участие в развлечении (приготовление блинов к празднику )

Итог: РАЗВЛЕЧЕНИЕ “Проводы Масленицы”.

Подпроект №4. Как праздновали «Пасху на Руси»? 

Предварительная работа: (обозначить проблему ) 

  • Работа с литературой , интернетом

  • Беседа с .

  • Подвижные, дидактические, настольные игры.

  • Индивидуальные беседы с детьми.

  • Беседы с настоятелем Свято-Троицкого храма-о. Борис Ищенко

  • Знакомство с росписью яиц.

  • Роспись яиц , изготовление пасхальных сувениров.

  • Участие в Пасхальном фестивале.

Реализация проекта

НОД .Тема : «Христово Воскресенье»

 НОД. Тема: «Чудо- писанки».

НОД . Тема : «Возникновение колоколов на Руси»  

Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Приобщение детей к народным традициям”, “Как праздновали Пасху на Руси”, «История праздника»

  • Папка-передвижка “К Пасхе все всегда готовятся, украшая дом различными символами. “Как можно преобразить яйца”,  

  • Приготовление  пасхальных сувениров.

  • «Крашенки»  своими руками

Итог:   совместно с педагогами выставка “Пасхальный фестиваль”.

Подпроект №4. Как праздновали «Троицу на Руси?»

Предварительная работа: (обозначить проблему ) 

  • Работа с литературой , интернетом

  • Экскурсия в церковь Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, подготовка церкви к празднику «Троица». Познакомиться с правилами «Как вести себя в храме».

  • Индивидуальные беседы с детьми.

  • Просмотр презентации , фильмов «Троица».

  • Песни, хороводы.

  • Изготовление сувениров, оберегов на Улицу Мастеров

  • Подготовка и участие в праздновании Троицы в парке села Золотое.

Реализация проекта

НОД .Тема : «История и традиции праздника «Троица »

 НОД. Тема: «Березка –символ России».

НОД . Тема : «Возникновение колоколов на Руси»  

Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Приобщение детей к народным традициям”, “Как праздновали Троицу на Руси”, «История праздника»

  • Папка-передвижка “ «История и традиции праздника «Троица».”,  

  • Приготовление  оберегов, сувениров.

Итог:   совместно с педагогами выставка “Улица Мастеров”. Участие в праздновании Троицы в парке села Золотое.

Литература:
1. Ищук В.В., Нагибина М.И. – Народные праздники. Ярославль, Академия холдинг,2000.
2. Каплунова И., Новоскольцева И.- Праздник каждый день. М., Композитор, 2000.
3. Князева О.Л., Маханева О.Д. — Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2000.
4. Зарецкая Н.В.- Календарные музыкальные праздники. Айрис дидактика. М.,2003.
5. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», учредитель и издатель 000 Издательский дом «Воспитание дошкольника»
6. Журнал «Музыкальная палитра», издатель 000 «Редакция журнала «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Ртищевский политехнический лицей»

Проект: «Православные праздники на Руси».

Разработали: Булгакова Любовь Анатолиевна

Левина Любовь Петровна

Грекова Татьяна Анатольевна

Белкина Татьяна Александровна

Тьютер: Стрекулев А.В.

Тема  проекта: «Православные праздники на Руси » 

Вид проекта:

  • по методу доминирующему-информационно-творческий;

  • по характеру содержания – ребенок – общество и культурные ценности;

  • по характеру участия ребенка – субъект проектирования;

  • по характеру контактов – внутри одной возрастной группы;

  • по количеству участников – фронтальный.

Проблема – недостаточное знание о православных праздниках.                                                              Результат – знание о традициях православных праздниках  (Рождество, Масленица, Пасха)  

      Участники: воспитанники общежития, педагоги группы.

       Сроки реализации: долгосрочный

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы,

  • подбор произведений русского народного творчества,

  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

  • подготовка материала для продуктивной деятельности,

  • подвижные, дидактические игры,

  • выставки  книг, рисунков, поделок,

  • использование  мультимедийного комплекса и презентации материала  к   занятиям.

  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

Подпроекты:  

  1. Как отмечать «Рождество?»  

  2. Как отмечали «Масленицу на Руси?»

  3. Как праздновали «Пасху на Руси?»

Место защита: группа                                                                                                                                Форма защиты: презентация проекта «Православные праздники на Руси» на общем собрании.                                                                                                                       Цель: Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей учащихся посредством приобщения к православным традициям. 

                                                          Задачи:

  1. Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.

  2. Прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.

  3. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.                

  4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Подпроект №1Как отмечать «Рождество?» 

Предварительная работа (обозначить  проблему)

  • Работа в книжном уголке

  • Рассказ воспитателя об обычаях на святки рядиться

  • Подвижные игры с детьми.

  • Индивидуальные беседы с детьми

  • Рассматривание иллюстраций

  • Чтение произведений , разучивание колядок

Реализация проекта.

  •  НОД. Тема: «Рождество».

  •  НОД. Тема: «Веселые маски».

  •  НОД. Тема: «Кто такие ангелы?»

  •  НОД.  Тема: «Вертеп»  

 Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Рождество”

  • Папка-передвижка “Пришла коляда накануне Рождества”, “Календарь святочных дней”

  • Организация выставки: «Ангел мой всегда со мной».

  • Изготовление печенья— “козульки”.

  • Участие воспитателей в развлечении.

Итог: Развлечение совместно с воспитателями “Пришла Коляда – отворяй ворота!”

Подпроект  2. Как отмечали «Масленицу на Руси»? 

Предварительная работа: (обозначить проблему ).

  • работа в книжном уголке;

  • беседа по дням:

  • подвижные игры;

  • заучивание закличек

  • индивидуальные беседы с детьми

  • рассматривание иллюстраций. (Изображены народные гуляния на Масленицу)

  • чтение произведений

 Реализация проекта.

  • НОД. Тема: «Зимние праздники»

  • НОД Тема : «Изготовление чучело масленица»    

  Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Масленица”

  • Папка-передвижка “Широкая Масленица ты с чем пришла?»  

  • Участие в развлечении (приготовление блинов к празднику )

Итог: РАЗВЛЕЧЕНИЕ “Проводы Масленицы”.

Подпроект №3. Как праздновали «Пасху на Руси»? 

Предварительная работа: (обозначить проблему ) 

  • Работа в книжном уголке

  • Беседа

  • Подвижные, дидактические, настольные игры

  • Индивидуальные беседы с детьми

  • Рассматривание иллюстраций

  • Чтение произведений:

  • Заучивание наизусть

  • Изготовление теста для лепки

Реализация проекта

  • НОД .Тема : «Христово Воскресенье»

  •  НОД. Тема: «Чудо писанки».

  • НОД . Тема : «Возникновение колоколов на Руси»  

Взаимодействие с семьей:

  • Консультация “Приобщение детей к народным традициям”, “Как праздновали Пасху на Руси”, «История праздника»

  • Папка-передвижка “К Пасхе все всегда готовятся, украшая дом различными символами. “Как можно преобразить яйца”,  

  • Приготовление  «Кулич»

  • «Крашенки»  своими руками

Итог:   совместно с воспитателями выставка “Пасхальный фестиваль”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект подари ребенку праздник
  • Происхождение названия праздника масленица
  • Проект открытия организации праздников
  • Происхождение названий русских народных праздников проект
  • Проект организации детского праздника